Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 3 курса специальности 031001. 65 «Филология» специализации «Зарубежная филология» icon

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 3 курса специальности 031001. 65 «Филология» специализации «Зарубежная филология»



Смотрите также:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

Кафедра английской филологии


ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методические рекомендации к практическим занятиям

для студентов 3 курса специальности 031001.65 «Филология»

специализации «Зарубежная филология»


Курган 2011

Кафедра английской филологии

Составитель: канд.филол. наук, доцент Хомутникова Е.А.

Утверждена на заседании кафедры «15 » ноября 2011 г.

Рекомендована методическим советом университета « » декабря 2011 г.

Тема 1. Модернизм и его концептуальные формы

  1. Особенности экономического и социального развития Великобритании и США в начале ХХ века. Влияние I мировой войны на литературный процесс.

  2. Модернизм как феномен культуры ХХ в. Философские предпосылки возникновения модернизма Концепция пространства-времени, структура человеческой личности в культуре модернизма.

  3. Модернизм в изобразительном искусстве

  4. Модернизм в архитектуре.

  5. Модернизм в литературе 20 века. Модернистский эксперимент с поэтическим и прозаическим текстом. Модернистский роман и его основные разновидности. Роман «потока сознания»: содержательные и формальные особенности.

  6. Модернистские течения в искусстве:

Литература


  1. Дурова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модерним в зарубежной литературею – М., 2000.

  2. Зверев А.М. Модернизм в литературе США.- М., 1979.

  3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

  4. Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М., 1991.

  5. Руднев В.П.    Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999.  

  6. Руднев В.П.    Энциклопедический словарь культуры XX века. — М.: «Аграф», 2001.

  7. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.


Тема 2. Поэзия модернизма

  1. Основные черты поэзии модернизма.

  2. Имажизм и его представители в литературе США и Великобритании. Поэзия Э. Э. Каммингса, Уоллеса Стивенса, Уильяма Карлоса Уильямса.

  3. Т.С. Элиот - поэт, драматург, литературный критик.

  • Вехи биографии. Этапы творчества

  • Критические работы Элиота

  • Стихи о Пруфроке

  • Поэма «Бесплодная земля»: проблематика и поэтика

  • Поэма «Полые люди»


Литература


  1. Дурова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе – М., 2000.

  2. Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века. – М., 1980.

  3. Зверев А.М. Модернизм в литературе США.- М., 1979.

  4. Ларина О.В., Гитун Т.В. Лауреаты Нобелевской премии. – М., 2005

  5. Матиссен Ф.О. Ответственность критики. – М., 1972.


Художественные тексты

  1. Английская поэзия в русских переводах. XX век. – М., 1979.

  2. Элиот Т.С. Бесплодная земля: Избранные стихотворения и поэмы / Пер. А. Сергеева — М.: Прогресс, 1971.

  3. Элиот Т.С. Избранная поэзия — СПб.: Северо-Запад, 1994.

  4. Элиот Т.С. Назначение поэзии — Киев: Airland; М.: Совершенство, 1997.

  5. Элиот Т.С. Стихотворения, поэмы / Пер. К. С. Фарая — М.: Логос, 1998.

  6. Элиот Т.С. Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом / Пер. А. Сергеева — М.: АСТ, 2007.

  7. Элиот Т.С. Практическое котоведение / Пер. С. Дубовицкой — СПб.: Летний сад, 2000.

  8. Элиот Т.С. Избранное — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. — (Библиотека английской литературы).

  9. Элиот Т.С. Избранное: Религия, культура, литература — М.: РОССПЭН, 2004. — (Книга света).



Тема 3. Драматургия Великобритании и США


    1. Особенности развития драматургии в Европе и США в первой половине ХХ века.

    2. Театр экспрессионизма, его основные черты и особенности. Драматургия Юджина О' Нила («Любовь под вязами», «Всем детям божьим даны крылья»).

    3. Послевоенный американский театр. Творчество Теннесси Уильямса: «пластический театр» («Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание»», «Кошка на раскаленной крыше».

    4. Творчество Артура Миллера: пространство социальной драмы. Драма «Смерть коммивояжера».

    5. Творчество Эдварда Олби: между абсурдизмом и реализмом. Экспериментальная одноактная пьеса «История в зоопарке». Драма «Не боюсь Вирджинии Вульф».

    6. Театр Великобритании после II мировой войны. Творчество Джона Осборна. Пьеса «Оглянись во гневе».

    7. «Сердитые молодые люди» и новая волна в английской драматургии: Ш. Делени «Вкус меда», А. Уэскер «Кухня», Б. Биэн «Заложник», Дж. Арден «Тихая пристань», Б. Копс «Сон Питера Мена», Р. Болт «Да здравствует королева! Виват!».

    8. Теарт абсурда. Г. Пинтер «Комната», Н. Симптон «Оглушительное бренчание», Сэмюел Беккет «В ожидании Годо».


Литература


    1. Барнацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. – М., 1993.

    2. Вульф В. От Бродвея немного в сторону. – М., 1982.

    3. Гиленсон Б.А. История литературы США. – М., 2003.

    4. Злобин Г. П. По ту сторону мечты. – М., 1985.

    5. Ивашева В.В. Английская литература. XX век. – М., 1966.

    6. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992

    7. Проблемы литературы США XX века. – М., 1970.

    8. Современная зарубежная драма. – М. 1962.

    9. Смирнов Б. А. Театр США XX века.

    10. Токарев Д. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное объединение, 2002.-336 с.

    11. Эсслин М. Сэмюэль Беккет. В поисках себя // Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. - СПб.: Балтийские сезоны, 2010, с. 31-94



Художественные тексты


  1. Беккет С. В ожидании Годо. – М., 2010.

  2. Олби Э. История в зоопарке. Американский идеал. Пьессы. – Новосибирск, 1968.

  3. Осборн Дж. Пьесы. Оглянись во гневе. Комедиант. Лютер. – М., 1978.

  4. Миллер А. Пьессы. – М., 1960.

  5. Уильямс Т. Пьессы. – М., 1999.


Тема 4. Творчество Д.Г. Лоуренса

    1. Биография Г. Лоуренса

    2. "Антиинтеллектуализм" Лоуренса и культурно-философская жизнь эпохи.

    3. Рассмотрев взгляды Лоуренса в соотношении с идеями нескольких ярких представителей философской и культурно-художественной мысли эпохи, Лоуренс и Ницше Лоуренс и Фрейд. Лоуренс и Юнг. Лоуренс и Бергсон.

    4. Романы Лоуренса в идеологическом контексте времени.

    5. Раскрытие авторского взгляда на мир в ранних романах писателя "Белый павлин" (The White Peacock, 1911), "Нарушитель" (The Tresspasser, 1912), "Сыновья и любовники" (Sons and Lovers, 1920), "Радуга" (Rainbow, 1915).

    6. "Концепция личности и поэтика поздних романов Д.Г.Лоуренса". К поздним романам Лоуренса относят следующие произведения: "Влюблённые женщины" (Women In Love, 1920), "Жезл Аарона" (Aaron s Rod, 1922), "Кенгуру" (Kangaroo, 1923), "Пернатый змей" (The Plumed Serpent, 1925), "Любовник леди Чаттерли" (Lady Chatterley s Lover, 1928). Лишь два из них были переведены на русский язык - "Жезл Аарона" (с не вполне адекватным названием "Флейта Аарона") и "Любовник леди Чаттерли".

    7. Роман «Любовник леди Чаттерли»

  • История создания романа

  • Поэтико-тематическая специфика романа.

  • Концепция любви Д.Г. Лоуренса

  • Образ Констанции Чаттерли

  • Образ Клифорда Чаттерли

  • Образ Мелорса


Литература


  1. Андреева И.С. О «крылатом Эросе» // Лоренс Д. Любовник леди Чаттерлей. М., 1990.

  2. Ермакова Г. М. Мифологическая образность в романе Д.Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» // Реализм в зарубежных литературах 19-20 веков. Саратов, 1991.

  3. Ивашева В.В.Литература Великобритании XX века. - М., 1984.

  4. Кон И., Пальцев Н. Любовник леди Чаттерлей - роман и его творец //Иностранная литература, 1991 №6.

  5. Лоуренс Д. Предисловие к роману // Д. Лоуренс. Любовник леди Чаттерлей. М., 1990.

  6. Пальцев Н.Д. Г.Лоуренс-романист / Давид Герберт Лоуренс. Радуга: Роман. На англ яз – М., Радуга, 1985.

  7. Рейнгольд Н. «Любовник леди Чаттерли»: опыт межкультурного изучения //Вопросы литературы, 2011, №5.

  8. Эротика и литература (из бесед в редакции) // Иностранная литература, 1991. №9.

  9. Эпштейн М. В поисках «естественного человека». «Сексуальная революция» и дегуманизация личности в западной культуре 20 века // Вопросы литературы, 1976. - № 8.

Художественные тексты

Дэвид Герберт Лоуренс. Любовник леди Чаттерли. -М., 1991.


Тема 5. Творчество Джеймса Джойса

  1. Биография и творческий путь Джеймса Джойса

  2. Концепция творчества Дж. Джойса, понятие «епифания».

  3. Сборник рассказов «Дублинцы» в контексте литературы модернизма.

  4. Роман «Портрет художника в юности»: процесс формирования личности героя и принципы создания образа литературного героя.

  5. Роман «Улисс» как переходное явление от модернизма к постмодернизму.




    • Повествовательная техника Джойса.

    • Сюжетная канва и композиция романа

    • Структура (схема) романа

    • Проблема времени и пространства

    • Образ Дублина

    • Античные аллюзии в романе

    • Шекспировские цитаты и аллюзии в романе

    • Образ Стивена

    • Образ Блума

    • Образ Молли


Литература

  1. Анастасьев Н. Все во всем: ("Улисс" Джеймса Джойса) // Юность. - М., 1991. - N 8.

  2. Вайль П. Улица и дом: Джойс - Дублин, Конан Дойл - Лондон // Иностр. лит. - М., 1995. - N 2.

  3. Гениева Е. Комментарии // Иностр. лит. - М., 1989. - N 1.

  4. Гениева, Е. Комментарии [к 4-6 эпизодам романа Дж. Джойса "Уллис"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 2.

  5. Гениева, Е. Комментарии [к 7-8 эпизодам романа Дж.Джойса "Улисс"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 3.

  6. Гениева, Е. Комментарии [к 9-10 эпизодам романа Дж. Джойса "Улисс"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 4.

  7. Гениева, Е. [Комментарии к 11-му эпизоду романа Дж. Джойса "Улисс"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 5.

  8. Гениева, Е. Комментарии [к 12 эпизоду романа Дж. Джойса "Улисс"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 6.

  9. Гениева, Е. Комментарии [к 13 эпизоду романа Дж. Джойса "Уллис"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 7.

  10. Гениева, Е. Комментарии [к 14 эпизоду романа Дж. Джойса "Уллис"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 8.

  11. Гениева, Е. Комментарии [к 15 эпизоду романа Дж. Джойса "Улисс"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 9.

  12. Гениева, Е. Комментарии: [К 16 эпизоду романа Дж. Джойса "Улисс"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 10.

  13. Гениева, Е. Комментарии: [К 17-ому эпизоду романа Дж. Джойса "Улисс"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 11.

  14. Гениева, Е. Комментарии [к 18 эпизоду романа Дж.Джойса "Улисс"] // Иностр. лит. - М., 1989. - N 12.

  15. Гениева, Е.Одиссея русского "Улисса" // Лит. учеба. - М., 1988. - N 1.

  16. Гениева, Е. "Улисс" Джойса и его иллюстраторы // Лит. учеба. - М., 1989. - N 2.

  17. Гениева Е.Ю. Джеймс Джойс / Джойс Джеймс. Дубликцы. Портрет художника в юности. На англ.яз. – М.,1982.

  18. Гарин И. И. Век Джойса. - М., 2002.

  19. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. - М. 1984.

  20. Канторович И.Б. Учебное пособие по зарубежной литературе новейшего времени- Литература Англии .1917-1862. - М,1965.

  21. Корнуэлл, Нил. Джойс и Россия [Пер. с англ. О.Н. Сажиной]. - СПб., 1998.

  22. Литературный мир об "Улиссе" / Сост. Гениевой Е. // Иностр. лит. - М., 1989. - N5

  23. Литературный мир об "Улиссе" / Сост. Гениевой Е. // Иностр. лит. - М., 1989. - N 8. - С. 225-227.

  24. Литературный мир об "Улиссе" / Сост. Гениевой Е. // Иностр. лит. - М., 1989. - N 10. - С. 218-22.

  25. Литературный мир об "Улиссе" / Вступ. и сост. Гениевой Е. // Иностр. лит. - М., 1989. - N 11. - С. 239-243.

  26. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа - М.,2000.

  27. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе : Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон / Пер. с англ. Бернштейн И.М. и др. - М., 2001.

  28. Саруханян А.П. Джойс и Шекспир // Английская литература XX века и наследие Шекспира. - М., 1997.

  29. Хоружий С.С. Бахтин, Джойс, Люцифер // Бахтинология : Исследования, переводы, публикации. - СПб., 1995.

  30. Хоружий С.С. "Улисс" в русском зеркале. - М.,, 1994.

  31. Хоружий С.С. Человек и искусство в мире Джеймса Джойса // Вопр. философии. - М., 1993. - N 8.

  32. Хоружий С. Как читать "Улисса" // Иностранная литература. - М., 1989. - N 1.

  33. Шервашидзе В.В. Экспериментаторство Д. Джойса в романе "Улисс" // Вопр. филологии . - М., 2000. - N 1.

  34. Чекалова, С. Кое-что о J.J // Знамя. - М., 1999. - N 10.

  35. Элиот Т. С. «Улисс»: порядок и миф // Иностранная литература, 1988. №12.

  36. Эко У. Поэтики Джойса. - СПб, 2006.


Художественные тексты




Тема 6. Творчество Вирджинии Вулф

    1. Биография Вирджинии Вулф

    2. Группа Блумсбери

    3. Первый этап творчества Вирджинии Вулф (1915 – 1922 гг.) В первый (1915-1922) написаны романы «Путешествие вовне», «Ночь и день» (Night and Day, 1919), рассказы, составляющие сборник «Понедельник и четверг» (Monday and Thursday, 1921) и роман «Комната Джейкоба» (Jacob's Room, 1922), во многом ставший итогом ранних исканий писательницы, синтезирующий особенности ее импрессионистического стиля и открывающий перспективы дальнейшего развития.

    4. Второй этап творчества Вирджинии Вульф (cередина 20-х гг.). Второй период относится к середине 20-х годов и включает романы «Миссис Деллоуэй» (Mrs. Delloway, 1925) и «На маяк» (То the Lighthouse, 1927), являющийся вершиной творчества Вулф.

    5. Третий этап творчества Вирджинии Вулф. В третий (1928-1941) созданы «Орландо» (Orlando, 1928), «Волны» (The Waves, 1931), «Годы» (The Years, 1937) и «Между актами» (Between the Acts, 1941).

    6. Литературно-критическая деятельность Вулф - один из важнейших аспектов культурной жизни Англии 1910-1930-х гг.

11. Роман «Миссис Деллоуэй»:

  • История создания романа

  • Повествовательная техника Вулф

  • Сюжетная канва и композиция романа

  • Время и пространство в романе

  • Образ Клариссы

  • Образ Септимуса Смита

Литература


  1. Ганиева Е. Ю. Вступительная статья // Вулф Вирджиния Избранное. – М., 1989.

  2. Гениева Е.Ю. Послесловие к публикации романа Вирджинии Вулф

"Миссис Дзллоуэй" /Иностранная литература, 1984. - №4.

  1. Зарубежная литература 20 века // под ред. Андреева Л.Г. – М.: Высшая школа, 1996 .

  2. История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. I: 1917-1945 гг. // под ред. Кутуковой Л.В. – М., 1969 .

  3. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. - М., 1984.

  4. Михальская Н.П. Вулф Вирджиния // Зарубежные писатели, библиографический словарь, ч. I. – М., 1997 .


Художественные тексты


  1. Вулф В. Миссис Дэллоуэй. – М., 1989.

  2. Вулф В. Малое собрание сочинений. М., 2010.

  3. Вулф В. Дэллоуэй; На маяк; Орландо; Волны; Флаш; Рассказы; Эссе. - М., 2008



Тема 7. Творчество Теодора Драйзера

  1. Жизненный путь и творчество Теодора Драйзера

  • -журналистская деятельность

  • -общественная деятельность

  • - очерки и рассказы писателя.

  1. Романы «Сестра Керри» и «Дженни Герхард»

  • - «Сестра Кэрри» - «безнравственное» произведение

  • - основные герои (Каролина Мибер, Джордж Герствуд, Чарльз Друэ) и сюжетные линии романа

  • - «Дженни Герхард» - роман о жизни старшей сестры писателя

3. «Трилогия желания»

  • - Каупервуд и психология дельца

  • - быт и нравы финансовой среды

4. «Американская трагедия» - самый известный роман писателя.

  • - натурализм в романе

  • - история создания романа

  • - главный герой и его преступление (Клайд Гриффитс – жертва американского псевдодемократизма)

  • - тема «американской мечты» в романе

Литература

  1. Засурский Я. Н., Теодор Драйзер, Издательство Московского университета, 1957

  2. Краски Нью-Йорка («Картина великого города»), перев. В. П. Стелецкого, Л., 1927;

  3. Раско Б., Творчество Теодора Драйзера, «На литературном посту», 1928, XI—XII.

  4. Бенни Я., О романах Теодора Драйзера, «Новый мир», 1928, IX;

  5. Динамов С., Теодор Драйзер, «Книгоноша», 1926,


Художественные тексты:

  1. Драйзер Т. «Сестра Керри» - М., 1995

  2. Драйзер Т. «Дженни Герхард» - М., 1995

  3. Драйзер Т. «Финансист» «Титан» «Гений» - М., 1999

  4. Драйзер Т. «Американская трагедия» - М., 1958


Тема 8. Литература «потерянного поколения». Ф.С. Фитцджеральд и поколение "века джаза"

  1. Понятие «потерянное поколение» и особенности литературного творчества его видных представителей.

  2. Роман Ричарда Олдингтона «Смерть героя».

  3. Своеобразие идейно-социальной ситуации в США 1920-х годов.

  4. Роль «потерянного поколения» в развитии американской литературы 1920-х - 1930-хх гг

  5. Гарлемский Ренессанс.

  6. Поэзия Лэнгстона Хьюза.

  7. Роман Зоры Нил Херстон «Они видели Бога».

  8. «Век джаза»: основные представители периода в литературе и искусстве; философия и отношение к действительности.

  9. Биография и творчество Ф.С.Фитцджеральда

  10. Роман Ф.С.Фитцджеральда «Великий Гэтсби» (1925).

  • Сюжет романа, особенности композиции, образ рассказчика в романе.

  • Развенчание «американской мечты» в романе.

  • Критика американского общества в романе.

  • Образ Гетсби

  • Женские образы в романе «Великий Гэтсби».

  • Эмансипированная женщина, философия «флапперизма».

  • Понятие «дом» в романе.

  • Атрибуты «века джаза» в романе (автомобиль; жилище; одежда; времяпрепровождение).

  • Смысл названия

Литература

  1. Горбунов А.Н. Романы Ф.С. Фицджеральда. – М., 1974.

  2. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. - М., 1984.

  3. Лидский Ю. Я. Скотт Фицджеральд: творчество. – Киев, 1982.

  4. Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., 1990.

  5. Тернбулл Э.Ф. Скотт Фицджеральд. – М., 1981.

  6. Энциклопедия литературных героев. - М., 1998.


Художественные тексты

  1. Фицджеральд Ф.С. Избранные произведения: В 3 т. / Предисл. А.М. Зверева. – М, 1993.

  2. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби. Ночь нежна. Рассказы / Предисл. С. Батурина. – М, 1985.

  3. Фицджеральд Ф.С. Прекрасные и проклятые. – М., 1999.



Тема 9. Творчество Э. Хемингуэя


  1. Социально-политические причины первой мировой войны, ее истоки и влияние на развитие мировой цивилизации. Война и кризис западного общества.

  2. Литературное сообщество Парижа 1920х гг. Сущность понятия "потерянное поколение" и его представители в литературе Европы и США. Проблема «потерянного поколения» в творчестве Хемингуэя 1920-х гг.

  3. Роман «Прощай, оружие!».

  • Роман "Прощай, оружие!" Роль автобиографических мотивов. Пацифистская установка Эрнеста Хемингуэя.

  • Образ лейтенанта Генри: индивидуалистическая мораль стоицизма, комплекс «мужских» идеалов.

  • Любовь и война: тема зыбкости человеческого счастья в романе.

  1. Поиски путей преодоления индивидуализма в произведениях конца 1930-х гг.

  2. «Испанский период» в творчестве Хемингуэя. Роман «По ком звонит колокол».

  3. Эволюция хемингуэевского героя. Творчество Хемингуэя после 1945 г.

  4. Повесть «Старик и море».

  • Символическое начало в повести

  • Проблема человека и природы

  • Образ сильного человека в повести

  • Смысл человеческой жизни

  1. Художественное своеобразие прозы Хемингуэя: "принцип айсберга", роль подтекста, телеграфный стиль, неэмоциональность, отсутствие описательности (проиллюстрировать примерами из текста произведения).


Литература

    1. Гиленсон Б.А. Я сражался за то, во что верил // Новая и новейшая история. – 1990.- № 5.

    2. Гиленсон Б.А. Достижения и проблемы изучения творчества Хемингуэя // Литературоведение на пороге XXI века. – М., 1998.

    3. Гиленсон Б.А. Хемингуэй и его женщины. – М., 1999.

    4. Гиленсон Б.А. Эрнест Хемингуэй. – М., 1991.

    5. Гиленсон Б.А. «Я един со всем человечеством»: Роман Хемингуэя «По ком звонит колокол». – Орехово-Зуево. – М., 1991.

    6. Грибанов Б. Хемингуэй: Герой и время. – М., 1980.

    7. Грибанов Б. Человека победить нельзя // Хемингуэй Э. Собрание сочинений: В 4 т. М, 1981. Т.1.

    8. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. – М., 1980.

    9. Кашкин И. Перечитывая Хемингуэя // Иностранная литература. - 1956. - № 4.

    10. Лидский Ю. Творчество Хемингуэя. – Киев, 1973.

    11. Мулярчик А. Эрнест Хемингуэй: мысли после юбилея // США и Канада: Экономика, политика, идеология. – 2000. – № 5.

    12. Николюкин А. Американские писатели как критики. М., 2000.

    13. Никитин В. В. О повести «Старик и море» Э. Хемингуэя //Вест. Моск-го ун-та. Сер.9. Филология.1969. № 1.

    14. Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. - М, 1972.

    15. Финкельштейн И.Л. Хемингуэй-романист. – Горький, 1974.

    16. Финкельштейн И. Советская критика о Хемингуэе. //Вопросы литературы. - 1967. - № 8.

    17. Финкельштейн И. Хемингуэй, его жизнь и книги //Вопросы литературы. 1962. № 12.

    18. Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе. – М., 1988.

    19. Хемингуэй в воспоминаниях современников. – М., 1995.

    20. Хотчнер А. Папа Хемингуэй. – М., 2002.

    21. Эльяшевич А. Человека нельзя победить (заметки о творчестве Эрнеста Хемингуэя) // Вопросы литературы. - 1964. - № 1.

    22. Эрнест Хемингуэй о литературном мастерстве // Иностранная литература. - 1962. - № 1.



Художественные тексты

    1. Хэмингуэй Э. Собрание сочинений: В 4-х т. - М., 1982.

    2. Хемингуэй Э. И восходит солнце. Старик и море. Рассказы. – М., 1998.

    3. Хемингуэй Э. Райский сад. – М., 1986.


Тема 10. Творчество Уильяма Фолкнера.


    1. Биография и основные вехи творчества У. Фолкнера

    2. Особенности творческой манеры Уильяма Фолкнера.

  • Гуманизм

  • Литературные традиции

  • Философская основа

  • Поэтика

  • Концепция времени

  • Язык и стиль, искусство рассказчика

  • Наследие Фолкнера в критике

    1. Трилогия Фолкнера о Сноупсах «Деревушка» 1940, «Город» 1957, «Особняк» 1959. Йокнопатофа: «Святилище» 1931, «Свет в августе» 1932, «Авессалом, Авессалом» 1936

    2. Художественное своеобразие романа «Шум и ярость» (1929).

  • Структура романа и его замысел

  • Особенности повествовательной манеры писателя

  • Основаня идея произведения

  • Образ Бенджи.


Литература


  1. Анастасьев Н.А. Фолкнер: Очерки творчества. – М., 1976.

  2. Грибанов Б.Т. Фолкнер. – М., 1976.

  3. Мендельсон М. Современный американский роман, М., 1964

  4. Николюкин А.Н. Человек выстоит: Реализм Фолкнера. – М., 1988.

  5. Сартр Ж.П. О романе «Шум и ярость». Категория времени у Фолкнера // Вопросы литературы. – 1986. - № 9.

  6. Савуренок А.К. Романы У. Фолкнера 1920-1930-х гг. – Л., 1973.


Художественные тексты

  1. Фолкнер У. Собр. соч.: В 6 т. / Прелисл. П. Палиевского. – М., 1985.- 1987.

  2. Фолкнер У. Когда я умирала. Свет в августе. – М., 1999.

  3. Фолкнер У. Пестрые лошадки / Сост. и предисл. А. Н. Николюкина. – М., 1990.

  4. Фолкнер У. Шум и ярость. М., 1987.


Тема 11. Жанр «Фентези» в литературе Великобритании и США XX века

  1. Вторая мировая война и ее влияние на литературный процесс.

  2. Жанр «Фентези» - создание альтернативной реальности. Особенности и основные черты.

  3. Творчество Джона Рональда Руэла Толкиена

  • жизненный путь писателя

  • основные периоды творчества

  • создание новых языков

  • клуб «Инклинги»

  • влияние Второй Мировой Войны на творчество писателя

  • основные произведения

  • влияние творчества Толкиена на мировую культуру

3. Трилогия «Властелин Колец»

  • история создания произведения

  • история изданий

  • основные сюжетные линии, главные герои произведения

  • роль имен и названий в произведении

  • мифологические образы в произведении

  • основные темы произведения

4. Творчество Клайва Стэйплза Льюиса

  • жизненный путь писателя

  • многогранность творчества писателя

  • дружба с Дж.Р.Р. Толкиеном, участие в литературной группе «Инклинги»

  • влияние религиозных убеждений писателя на его произведения

  • основные произведения

5. Цикл из семи книг «Хроники Нарнии»

  • история создания произведения

  • порядок издания книг и хронологический порядок

  • христианские мотивы в произведении

  • критика произведения

6. Роберт Энтони Сальваторе – современный писатель-фантаст

  • жизнь и творчество

  • создание новых вселенных

  • основные циклы произведений

  • вселенная «Забытые королевства»

  • мир «Звездных войн»

  • роль творчества писателя в современном мире


Литература


  1. С.А. Гоголева Другие миры: традиция и топология жанра «Фентези» - Наука и образование. - 2006. - №3

  2. Н.Бонналь Толкиен. Мир чудотворца – М., 2003.

  3. Х.Карпентер Дж.Р.Р. Толкиен. Биография – М., 2002.

  4. М. Уайт Дж.Р.Р. Толкиен. Биография – М., 2002.

  5. М. Штейнман Игра с мифом в трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец» - М., 2006.


Художественные тексты


  1. Дж.Р.Р. Толкиен «Властелин Колец». – М., 1998.

  2. Дж. Р.Р. Толкиен «Сильмариллион». - СПб., 2003.

  3. Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или туда и обратно». – СПб., 2003.

  4. К.С. Льюис «Хроники Нарнии». – М., 2008.

  5. Р. Сальваторе «Звездные войны». – М., 2002.

  6. Р. Сальваторе Долина ледяного ветра. – М., 2007.


Тема 12. Антиутопия XX века в США и Великобритании

  1. Особенности и основные черты жанра антиутопии.

  2. Творчество Рэя Дугласа Брэдбери.

  • - жизненный путь писателя

  • - основные этапы творчества

  • - мировоззрение писателя, выражаемое им в произведениях

  • - роман «451 градус по Фаренгейту»

3. Роман Р.Д. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» - антиутопия о мире будущего, ставшем современной реальностью.

  • - основные сюжетные линии, главные герои произведения

  • - столкновение двух «идеологий» (Брандмейстер Битти и пожарный Монтэг)

  • - прогноз Брэдбери на будущее: сбываются ли предостережения автора

  • - книга – символ возрождения

  • - место романа в американской и мировой литературе

4. Олдос Леонард Хаксли «О дивный, новый мир».

  • - основные вехи в жизни и творчестве писателя (тема пацифизма, эссе «Двери восприятия»)

  • - «О дивный новый мир» - антиуопический сатирический роман

  • - технические нововведения общества потребления (человекофабрики, гипнопедия, сома)

  • - аллюзии в романе (Бернард Макс, Полли Троцкая, Джоан Дизель, Том Хавагути, Фанни Краун)

  • - - почему автор вынес в заглавие строчку из трагикомедии Шекспира "Буря"

  • - роман «Возвращение в прекрасный новый мир»; как изменились взгляды автора на реальность 20 лет спустя

5. Джордж Оруэлл «1984»

  • - Оруэлл – писатель и публицист

  • - роман «Скотный двор» - авторская аллегория на революцию 1917 года

  • - «1984» - роман-предупреждение угрозе тоталитаризма

  • - система персонажей в романе и основные сюжетные линии, затронутые темы

  • - Джон - сенсация для лондонского общества

  • - тема любви и семьи в романе

  • - название романа (почему автор отказался от первоначального «Последний человек в Европе»)

  • - общество, новояз, двоемыслие и министерства в романе


Литература

  1. Ланин Б.А Анатомия литературной антиутопии. – М.,1993

  2. Геврокян Э. Чем вымощена дорога в рай? (предисловие к сборнику Антиутопии XX века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл.- М.: Кн. палата, 1989.).- М., 1989

  3. Шахназаров Г. Куда идет человечество: критические очерки немарксистской концепций будущего. - М., 1985. (Гл. 1. О. Хаксли и Д. Оруэлл: кошмары тоталитаризма. 10-32).

  4. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? – М., 1974.

  5. Брандис Е., Дмитревский Вл. Тема «предупреждения» в научной фантастике. - Л., 1967. 


Художественные тексты

  1. Брэдбери Р. Д 451 градус по Фаренгейту / Р.Д. Брэдбери. - СПб., 2004. – 220 с.

  2. Хаксли О. О дивный новый мир. – М., 1989

  3. Хаксли О. Возвращение в прекрасный новый мир – М., 1989

  4. Оруэлл Д. «Скотный двор». - СПб., 1997

  5. Оруэлл Д. «1984». - СПб., 2003



Тема 13. Образ молодого поколения литературе Великобритании и США


    1. «Молодежный бунт» 50-х - 60-х гг. ХХ века и литература

  • Идейно-психологические последствия формирования «общества массового потребления» и рост напряженности в обществе.

  • Проблема отчуждения молодежи.

  • «Битники».

    1. Джек Керуак - важнейший представитель литературы «бит-поколения».

    • Роман «В дороге» (On the Road).

    • Сал Передайс: автобиографичность образа главного героя романа.

    • Особенности хронотопа в роме. Дорога как вечное путешествие.




    1. Биография и основные этапы творчества Уильяма Голдинга.

  • История создания произведения «Повелитель мух»:

  • Специфика жанра: «притча», «парабола», «философско-аллегорический роман»

  • Сюжет романа и главные герои произведения.

  • Символика романа (раковина, череп, кабанья голова, прием «говорящие имена»). Соотношение иллюзии и реальности в романе.

  • Смысл названия.

  • Философско-аллегорическое описание современности в романе.

  • Ситуация «дети на острове» как реализация перспектив развития цивилизации.

4. Повесть Рея Бредбери «Вино из одуванчиков»

  • Особенности структуры и композиция повести

  • Проблема детства и старости, жизни и смерти. Герои повести

  • Символика произведения (вино из одуванчиков, машина счастья, теннисные туфли и т. д.).

  • Смысл названия.




  1. Биография и творчество Джерома Дэвида Селинджера

  • Произведение «Над пропастью во ржи»: мир глазами подростка

  • Специфика повествования. Исповедальная форма романа.

  • Образ Холдена Колфилда - центральный персонаж романа.

  • Метафоры, символы, аллюзии в романе. Смысл названия

  1. Творческая биография Энтони Берджеса

  • Роман Э. Берджеса «Заводной апельсин»

  • Композиция и сюжет романа

  • Образ Алекса: подростковая я агрессия или свободолюбивое бунтарство?

  • Смысл названия



Литература

  1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1985. С. 396-399

  2. Борисенко А.О Сэлинджере: с любовью и всякой мерзостью // Иностранная литература. – 2001. - № 10.

  3. Бережной С. «Живые машины времени, или Рассказ о том, как Брэдбери стал Брэдбери». – 2005 г. – Спб, 2006 г.

  4. Бобрецов В. Предисловие // Брэдбери Р. Вино из одуванчиков. — М., 1999.

  5. Ванслова Е. «Добро по кругу» Послесловие //Р. Брэдбери «Передавай добро по кругу». – Москва: «Молодая гвардия», 1982 г, с.406-413

  6. Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Сэлинджера. – М., 1975

  7. Галинская И.Л. Тайнопись Сэлинджера. – М., 1999.

  8. Дружинина А. Роман У. Голдинга «Повелитель мух» // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца 19 – начала 20 века. - М., 1975.

  9. Ефимова Д. А. Библейские аллюзии и образ Саймона в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.

  10. Засурский Я. «О Рэе Брэдбери – человеке и писателе». - Предисловие //Р. Брэдбери «В дни вечной весны: рассказы». - Москва: «Известия», 1982

  11. Иткина Н. Л. Лирический герой Сэлинджера // Эстетические проблемы американской литературы XIX-XX веков. – М., 2002.

  12. Морозова Т. Л. Образ молодого человека в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк). – М., 1969.

  13. Над пропастью во ржи // Зарубежная литература: Практикум.- М., 2002.

  14. Писатели США. Краткие творческие биографии. – М., 1990.

  15. Чамеев А. Мир Уильяма Голдинга // Голдинг У. Собр. соч.: Повелитель мух; Наследники: Романы; Чрезвычайный посол: Повесть. - СПб., 2000.


Художественные тексты


    1. Голдинг У. Повелитель Мух. Шпиль. Чрезвычайный посол: Сб.: Пер. с англ. М.: Издательство АСТ, 2003.

    2. Берджес Э. Заводной апельсин». Издательство «Художественная литература», Ленинград, 1991 год. Перевод с английского В.Бошняка. Предисловие автора к книге «Заводной апельсин»

    3. Брэдбери Р. Вино из одуванчиков. — М.: Эксмо: Домино, 2008.

    4. Керуак Д. "На дороге",. - М.: "Просодия", 2002.

    5. Сэлинджер Дж.Д. над пропастью во ржи. Повести. Рассказы. – М., 1991.


Тема 13. Разоблачение мифов «общества благоденствия» в творчестве Д. Апдайка.


  1. Творческая биография Джона Апдайка

  2. Тетралогия о Кролике: «Кролик, беги», «Кролик исцелившийся», «Кролик разбогател», «Кролик на отдыхе».

  3. Художественное своеобразие романа «Кентавр»

  • Композиция романа

  • Двуплановость произведения: миф и реальность

  • Образ Питера Колдуэлла

  • Образ Джорджа Колдуэлла.

  • Основная идея произведения. Смысл названия.

  1. Мир средних американцев, их психология, привычки семейный уклад в произведениях Д. Апдпйка.


Литература


  1. Мулярчик А. С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины XX в. – М., 1986.

  2. Морозова Т. Л. Образ молодого человека в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк). – М., 1969.

  3. Мендельсон М.О. Роман США сегодня. – М., 1977.


Художественные тексты

  1. Апдайк Дж. Кролик, беги. Кентавр. Ферма.- М., 1990.

  2. Апдайк Дж. Кентавр. Ферма; Джойс Кэрол Оутс. – М., 1998.

  3. Апдайк Дж. Иствикские ведьмы. – М., 1996.



Тема 14. Творчество Курта Воннегута в контексте американской литературы

      1. Путь в литературу Курта Воннегута.

      2. Участь человека в мире научно-технического прогресса и сатира на социум в романах Воннегута «Механическое пианино», «Сирены Титана», «Мать Тьма», «Колыбель для кошки» уникальную религию – «боконизм»,«Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер, или не мечите бисер перед свиньями», «Завтрак для чемпионов», «Фокус-Покус».

      3. «Бойня номер пять или крестовый поход детей»

  • История создания и автобиографичность романа

  • Особенности стиля К. Воннегута

  • Антивоенный пафос в романе.

  • Хронотоп романа: реальность, перетекающая в фантастику

  • Образ Билли Пилигрима

      1. Поэтика романов К. Воннегута. Особенности стиля и жанра


Литература


  1. Злобин Г. П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы XX века. – М., 1985.

  2. Зверев А.А. Сигнал предостережения // Воннегут К. Избранное. – М., 1978.

  3. Зверев А.А. Динамическое напряжение/  Вступительная статья к сборнику романов "Сирены титана". – М.,1993

  4. Злобин, А.В. Игры по-американски / Предисловие к роману "Малый не промах" - М., 1988.

  5. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза. – М., 1972.

  6. Райт-Ковалева, М.В.   Канарейка в шахте, или мой друг Курт Воннегут/ К. Воннегут. "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей" и др. романы. - М.,1978.


Художественные тексты


  1. Воннегут К. Колыбель для кошки. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. – М., 1983.

  2. Воннегут К. Малый не промах. – М., 1988.

  3. Воннегут К. Галапагос. – СПб., 2000.


Тема 15. Творчество Джона Стейнбека

    1. Творческая биография писателя Джона Стейнбека.

    2. Роман «Гроздья гнева»

  • Документальная основа романа

  • Жанровое своеобразие и архитектоника романа

  • Система образов. Семья Джоудов. Образ Тома Джоуда.

  • Символика и аллегория в романе

  • Хронотоп дороги в романе

    1. Позднее творчество Стейнбека

    2. Стейнбек-художник: творческий процесс, художественная манера


Литература


  1. Батурин С.С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы. – М., 1984.

  2. Евтушенко Е. Выдержанное вино из «Гроздьев гнева» // Огонек. - 2002. - №32.

  3. Левидова И. Послевоенные книги Джона Стейнбека.- Вопр. лит.,- 1962. - № 8.

  4. Федоров А. А. Джон Стейнбек.- М.:, 1965.



Конец формы

Художественные тексты


  1. Стейнбек Дж. Собрание сочинений: В 6 т. / Сост., предисл. и общ. ред. С. С. Иванько. — М., 1989.

  2. Стейнбек Дж. Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. С.Батурина.— М., 1981.

  3. Стейнбек Дж. Гроздья гнева; Жемчужина / Пер. Н.Волжиной; Предисл. А.Мулярчика.— М.,1977.



Тема 16. Творчество Айрис Мердок

  1. Место А. Мердок в английской литературе.

  2. Биография Мердок.

  3. Философия экзистенциализма в ранних романах Айрис Мердок «Под сетью» (1954) «Колокол» (1958), «Отрубленная голова» (1961), «Единорог» (1963), «Время ангелов» (1966).. …..8«Дикая роза» (1962), «Алое и зеленое» (1965), «Милые и хорошие» (1968).

  • Трагикомедия, ирония и образ смерти в романах 60-х – 70-х гг.

  • «Двуликий Эрот» Платона в романах Мердок 60-х – 70-х гг.

  • Традиции классического английского романа в сочетании с «сострадательностью» Достоевского и постановка проблемы выбора.

  1. Платоновские идеи в романах Мердок 70-х гг.«Черный принц» (1973), «Дитя слова» (1975), «Генри и Катон» (1976), «Море, море» (1978).

  • Новизна романов Мердок 70-х гг.

  • Моралистичность, религиозность и реализм Айрис Мердок в романах 70-80-х гг.

  1. Роман «Черный принц»

  • История создания произведения.

  • Тематика романа. Проблема истинного творчества.

  • Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

  • Сюжет и особенности композиции романа.

  • Центральные персонажи. Бредли Пирсон. Арнольд Баффин. Джулиан Баффин. Рейчел Баффин.

  • Тема творчества и писательского труда

  • Шекспировкая тема в романе.



Литература


  1. Английская литература XX века. / Под ред. Струковой Г.Г., Филюшкиной С.Н. – Издательство Воронежского педуниверситета, 1995

  2. Английская литература XX века и наследие Шекспира. / Под ред. Саруханяна А.П. – М., "Наследие", 1997

  3. Аникин П.В., Михальская Н.П. История английской литературы – М.: "Высшая школа", 1975

  4. Аникин П.В., Михальская Н.П. Английский роман XX века – М.,1982

  5. Аникст А. История английской литературы. – М., 1956

  6. Владимирова Н.Г. Формы художественной условности в литературе Великобритании XX века. – Новгород, 1998

  7. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. – М.,1965

  8. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. – М: "Высшая школа", 1984

  9. Ивашева В.В. Лабиринты фантазии. – М, 1971

  10. Ивашева В. В. Английская литература. XX век / Ивашева В.В. -М., 1967.

  11. Ивашева В. В. Английский роман последнего десятилетия. 1950-1960 / Ивашева B.B. - М., 1962.

  12. Ивашева, В. В. Судьбы английских писателей: Диалоги вчера и сегодня / Ивашева В. В. - М., 1989..

  13. Ивашева, В. В. Что сохраняет время. Литература Великобритании. Очерки. - М., 1979.

  14. Ивашева, В.В. Эпистолярные диалоги. - М., 1983.

  15. Исламова, А. К. Становление и развитие эстетической системы Айрис Мердок // Филологические науки. - 1990. -№6.




  1. История английской литературы / Под ред. Катарского Т.З. – М., 1958

  2. Кеттл А. Введение в историю английского романа. – М.,1966.

  3. Лозовская Н.И. Концепция человека в творчестве Айрис Мердок. – М, 1980.

  4. Михальская Н.П. Пути развития английского романа (1920 – 1930-х годов). Утрата и поиски героя. – М., 1966.

  5. Модернизм в зарубежной литературе. – М., 1998

  6. Путеводитель по английской литературе./ Под. ред. М. Дрэббл, Д. Стрингер. – М., 2003.

  7. Судленкова О.А., Кортес Л.П. 100 писателей Великобритании. – Минск.,1997.

  8. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. – М., 1986.


Художественная литература


  1. Мердок А. Время ангелов. – М., 2000.

  2. Мердок А. Дикая роза. – М., 1971.

  3. Мердок А. Море, Море. – М.,1982.

  4. Мердок А. Отрубленная голова. – СПБ, 2000.

  5. Мердок А. Собрание сочинений в 3-х тт. – М., 1991.
^

Мердок А. Черный принц: Роман. – М., 2002.


  1. Фаулз Д. Волхв. – М., 2001.

  2. Фаулз Д. Маг. В 2-х тт. – М., 2004.


Тема 17. Постмодернизм в Великобритании и США

    1. Постмодернизм как комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Постмодернизм как постструктурализм. Понятие деконструкции.
^

Цели и устремления посмодернизма.

Течения посмодернизма: поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, концептуальное искусство, минимализм, хэппенинг, (см. статью Искусство действия) искусство объекта ("реди-мейд)и т.д.

^

Массовая культура.

Философия структурализма и «новой критики» (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, философское наследие М. М. Бахтина)


  1. Основные понятия и формальные приемы постмодернизма (дискурс, текст, интертекст, гипертекст, метатекст, эпистема, авторская маска, пастиш, нонселекция, фрагментарность повествования и пр.).

  2. Американский постмодернизм.

  • Дж. Гарднер, «Грендель».

  • К. Воннегут, «Завтрак для чемпионов», «Бойня № 5».

  • Дж. Барт, «Заблудившись в комнате смеха», «Химера».

  • Т. Пинчон, «Ученик-тугодум», «Выкрикивается лот № 49», «Радуга гравитации».

  1. Английский постмодернизм.

  • Дж. Барнс «История мира в 10/2 главах», «Англия, Англия».

  • Творчество Джона Фаулза

  1. Творчество Джона Фаулза.

    • Джон Фаулз как представитель гуманистического направления современной литературы Великобритании.

    • Основные этапы творчества писателя.

    • Проблематика произведений.

    • Специфика стиля Дж. Фаулза. Манипуляция литературной традицией и стереотипами читательского восприятия в романах Фаулза («Волхв», «Подруга французского лейтенанта», «Мантисса»).

    • Роль образа художника и художественного творчества в произведениях Фаулза («Коллекционер»).

  • Роман Д. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» (1969). "Викторианский роман" и викторианский контекст в романе Фаулза

  • История создания романа и характеристика сюжета (любовная коллизия в романе).

  • Анализ проблематики романа

  • Современные литературные тенденции в романе.

  • Композиционные особенности романа.

  • Литературная традиция в романе и диалог с произведениями английской литературы 19 века (У. Теккерей, Ч. Диккенс, Ш. Бронте и т.д.).

  • Образ Чарльза Смитсона.

  • Образ Сары Вудраф.

  • Образ автора

  • Социально-нравственные проблемы, затрагиваемые в романе. Категория свободы в романе.

  • Проблема места и роли женщины в обществе.



Литература

  1. Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. - М., 2006.

  2. Бизеев А. Ю. Переход и переходность в культуре постмодерна. Философствование постмодернизма и современная культура // «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 - Культурология.

  3. Ватченко С.А., Максютенко Е.В. Феномен постмодернизма и поэтика "Мага" Джона Фаулза // От барокко до постмодернизма: Сб. - Днепропетровск: ДГУ, 1997.

  4. Грицанов А.А., Можейко М.А. Постмодернизм: Энциклопедия. - Минск, 2001.

  5. Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона // Фаулз. Дж. Подруга французского лейтенанта. - Л.: Художественная литература, 1985.

  6. Воронцова Т. И. «Письма» Джона Барта как постмодернистский роман // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №5. – Филология.

  7. Елистратова А.А. Английская литература//История всемирной литературы: В 9 т. Т.5 / Под ред. Тураева С.В.- М.: Наука, 1988.

  8. Зарубежная литература ХХ века: Уч. / Под ред. Андреевой Л.Г. Конец XIX и первая половина XX ВЕКА. "Интеллектуальный роман" // http://www.slovesnik.ru/Tbooks/a11.phtml
    30. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. - М.,1975;
    31. Ивашева В.В. Литература Великобритании // История зарубежной литературы ХХ в. (1945-1980) / Под ред. Л.Г. Андреева. - 2 изд. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 416 с.

  9. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М., 1998.

  10. Ильин И.П. Постмодернизм // Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции. Школы. Термины. — М., 1996.

  11. Красавченко Т. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. - М., 1990.

  12. Кулагина-Ярцева В.С. Женщина французского лейтенанта // Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Зарубежная литература XX века. Кн. 1. - М.: Олимп, 1997.

  13. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. - 1995. - № 11.

  14. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998.

  15. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма — СПб., 2000.

  16. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986.

  17. Микеладзе Н.Э. Женщина французского лейтенанта (история написания) // Энциклопедия мировой литературы. - СПб.: Невская книга, 2000.

  18. Михайлов А.В. Роман и стиль//Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. - М., 1982.

  19. Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы.  — Минск, 1999.

  20. Пальцева Н.М. «Суть творчества, суть чудотворства…» // Джон Фаулз. Башня из черного дерева. - М.,1980.

  21. Репина И. "Червь" Джона Фаулза // Книжное обозрение. - 1997. - №15, апрель // http://fowles.newmail.ru/maggot.htm .

  22. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. — М., 2002. 

  23. Трофеев В. Литературные конвенции в творческом методе Дж.Фаулза // Ученые записки Тартуского ун-та, 1988. Вып.792.

  24. Френк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ - ХХ вв. М.,1987.


Художественные тексты


  1. Фаулз Д. Волхв. – М.,2001.

  2. Фаулз Д. Маг. В 2-х тт. – М.,2004.

  3. Фаулз Д. Женщина французского лейтенанта. – М., 1990.

  4. Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. - Л.:,1985.


Задание

Заполните таблицу «Литература Великобритании и США конца XX начала XXI века»

Писатель

Название произведений

Страна

Чарльз Майкл «Чак» Пала́ник (англ. ^ Charles Michael "Chuck" Palahniuk

род. 21 февраля 1962

    1. Бойцовский клуб, 1996

    2. Проклятая, 2011




США


Литература для обязательного чтения

Английская литература

        1. Джеймс Джойс «Улисс»

        2. Вирджиния Вулф. «Миссис Дэллоуэй»

        3. Беккет С. «В ожидании Годо»

        4. Олдос Хаксли «О дивный новый»

        5. Томас Стерн Элиот «Бесплодная земля», «Полые люди»

        6. Давид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерлей»

        7. Пристли Джон Бойнтон. "Опасный поворот" или "Время и семья Конвей»

        8. Оруэлл Джордж «1984», «Скотский двор».

        9. Во Ивлин «Упадок и разрушение».

        10. Уильям Голдинг «Повелитель мух»

        11. Айрис Мэрдок «Черный принц»

        12. Джон Фаулз «Подруга французского лейтенанта», «Волхв»

        13. Ж. Р. Р. Толкиен «Властелин колец»

        14. Энтони Бёрджес "Заводной апельсин"  


Американская литература

        1. Драйзер Теодор «Американская трагедия»

        2. Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гетсби»

        3. Хемингуэй Эрнест Рассказы: Индейский поселок. Доктор и его жена. Что-то кончилось. Очень короткий рассказ Дома. Отцы и дети. Белые слоны. Канарейку в подарок. Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера. Старик и море. По ком звонит колокол.

        4. Фолкнер Уильям «Шум и ярость»

        5. Стейнбек Джон Эрнст «Гроздья гнева»

        6. Селинджер Джером Дейвид «Над пропастью во ржи»

        7. Воннегут Курт «Бойня номер пять»

        8. Апдайк Джон Хойер «Кентавр»

        9. Брэдбери Рэй Дуглас «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту»

        10. Джон Дос Пассос «Манхэттен» или «42 параллель»

        11. Юджин О` Нил «Всем детям божьим даны крылья», «Любовь под вязами».

        12. Каннингем Майкл «Дом на краю света»

        13. Паланик Чарльз Майкл ( «Чак») «Бойцовский клуб».

        14. Кизи Кен Элтон «Полет над гнездом кукушки»

Вопросы к экзамену

  1. Модернизм в литературе и искусстве 20 века.

  2. Английский модернизм.

  3. Джеймс Джойс – один из основоположников модернистского романа: жизненный путь, эстетические принципы

  4. Своеобразие поэтики романа Джеймса Джойса «Улисс».

  5. Экспериментальная проза Вирджинии Вульф: эстетически принципы Вульф, разнообразие творческой манеры, импрессионизм прозы.

  6. Проблематика и поэтика романа Вирджинии Вульф «Миссис Дэллоуэй».

  7. Давид Герберт Лоуренс: связь с традицией и литературные новации.

  8. Критика «механистической цивилизации» и войны в романе «Любовник леди Чаттерлей». Концепция человека в романе. Категория любви в романе.

  9. «Интеллектуальный роман» Олдоса Хаксли. Творческий путь и эстетические принципы писателя.

  10. Антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».

  11. Томас Стернс Элиот – глава модернистской поэзии. Философский характер поэзии, стилистическое новаторство. Христианство в мировоззрении и творчестве Элеота.

  12. Кризис духа как центральная проблема творчества   Томаса Стернса Элиота. Поэмы «Бесплодная земля», «Полые люди».

  13. Творчество Беккета. «В ожидании Годо».

  14.     Социальная фантастика Джорджа Оруэлла. Жизненный и творческий путь писателя.  

  15. Сказка «Скотный двор» как высшее художественное достижение Джорджа Оруэлла.

  16. Проблематика романа Джорджа Оруэлла «1984».

  17.   Периодизация литературного процесса в Великобритании во второй половине XX века.   Рост массовой культуры.   Сдвиг в оценках современной английской литературы.  

  18.    Состояние английской литературы на рубеже XX—XXI веков.  

  19. Наиболее знаменитые литературные направления 50-60 годов 20 века в английской литературе.

  20.   Аллегорические притчи Уильма Голдинга. Творческая биография писателя. Задачи искусства в понимании Голдинга.

  21.   «Повелитель мух» Уильма Голдинга. Фабульный и аллегорический планы повествования. Философская проблематика: судьбы человечества, пути развития цивилизации, взаимодействие личности и общества.

  22. Становление жанра фэнтази: Дж.Р.Р.Толкиен «Властелин колец» Клайв Льюис «Хроники Нарнии».

  23.   Художественная манера Айрис Мэрдок. Романы «Дикая роза», «Черный принц».

  24.   Своеобразие творчества Джона Фаулза. Проблематика и поэтика романа «Волхв».

  25.     Творчество Энтони Берджес («Заводной апельсин»).  

  26.     Творчество Теодора Драйзера. Роман «сестра Керри»  

  27.   Теодор Драйзер «Американская трагедия»: преступление и наказание Клайда Гриффитса.

  28.   Американская литература 20-30 годов. «Красные тридцатые».

  29.   Литература потерянного поколения.

  30.   Творчество Френсиса Скотта Фицджеральда.

  31.   Роман Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий гетсби».

  32.   Творческий путь Эрнеста Хемингуэя. Образ человека в художественном мире писателя.

  33.    Повесть «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя: проблематика и философский смысл.  

  34.   Романы Эрнеста Хемингуэя («Прощай оружие!», «По ком заонит колокол», «И восходит солнце»).

  35.   Генри Миллер: писатель в «запретной зоне». Роман «Тропик рака».

  36.     Творчество Уильяма Фолкнера. Роман «Шум и ярость».  

  37.   Своеобразие художественной манеры Джона Дос Пассоса. Трилогия «США»   как панорама эпохи.

  38.   Джон Стейнбек -   «поэт обездоленных». Социальная проблематика романа «Гроздья гнева».

  39.     Юджин О Нил: своеобразие драматургии. Пьесы «Всем детям божьим даны крылья», «Любовь под вязами».

  40.   Дж. Д. Сэлинджер «Над пропасть во ржи»: поэтика романа и смысл заглавия.

  41.   Творчество Курта Воннегута: абсурд реального и реальность абсурда. Роман «Бойня номер пять».

  42.     Художественное своеобразие романа Джона Апдайка «Кентавр»: реальность и миф.  

  43.   Творчество Р. Бредбери.

  44.   Р. Бредбери «Вино из одуванчиков».

  45.   Романы М. Каннингема «Часы» и «Дом на краю света».

  46.   Ч. Паланек «Бойцовский клуб».


Список рекомендуемой литературы


Основная литература

^

Зарубежная литература ХХ века. Учебник. Под ред. Проф. Л.Г Андреева. М., 2000

Ивашева В. Литература Великобритании XX века. М., 1984

Мотылёва Т., Зарубежный роман сегодня: М., 1989


    1. Засурский Я. Американская литература XX века. М., 1984

    2. Зверев А. Модернизм в литературе. США. М., 1979

    3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975

    4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.,1998

    5. Денисова Т.Н. Современный американской роман: социально-критические традиции. Киев, 1976.

    6. История литературы США: В 7 тт. Ред. колл.: Я.Н. Засурский, М.М. Коренева, Е.А. Стеценко. М., 1997—….

    7. Литературная история Соединенных Штатов Америки. Под ред. Р. Спиллера и др. М. 1977. Т.1—3.

Дополнительная литература


  1. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века: М., 1986

  2. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX –XX веков: МГУ., 1987

  3. Современный роман. М., 1990

  4. Журнал «Иностранная литература» 1980-2006 г.г

  5. Писатели США. Под ред. С. Белова. М., 1990

  6. Зарубежная литература. Библиографический словарь. В 2-х ч. М.,1997

  7. Стулов Ю.В. Сто писателей США. Минск, 1998

  8. Энциклопедия литературных героев. М, 1998

  9. История всемирной литературы. В 9-ти томах. М.: 1988

  10. Анастасьев Н.А. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М.,1981.

  11. Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Селинджера. М., 1975.

  12. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество.М.,1967.

  13. Зверев А.М. Джек Лондон. М., 1975.

  14. Венедиктова Т.Д. Обретение голоса: американская национальная поэтическая традиция. М., 1994.

  15. Гиленсон Б.А. Американская литература 30-х годов ХХ века. М., 1976.

  16. Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. М., 1974.

  17. Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев, 1985.

  18. Зверев А.М. Американский роман 1920—30-х годов. М., 1982.

  19. Литература США 20 века: опыт типологического исследования. М., 1985.

  20. Мендельсон М.М. Американская сатирическая проза 20 века. М., 1976.

  21. Мулярчик А.Н. Послевоенные американские романисты. М., 1980.

  22. Савуренок А.К. Романы Фолкнера 1920—30-х годов. Л,1979.

  23. Старцев А.А. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981.



Хомутникова Елена Анатольевна


ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методические рекомендации к практическим занятиям

для студентов 3 курса специальности 031001.65 «Филология»

специализации «Зарубежная филология»


Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16 Бумага тип. № 1

Печать трафаретная Усл. печ. л. 8,25 Уч.-изд.л.1, 25

Заказ Тираж 100 Цена свободная


РИЦ Курганского государственного университета.

640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25.

Курганский государственный университет.





Скачать 381.24 Kb.
Дата конвертации15.12.2012
Размер381.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы