Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности icon

Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности



Смотрите также:





На правах рукописи


СЕМЯЧКИНА Галина Алексеевна


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Якутск – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики начального обучения педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»


^ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Григорьева Антонина Афанасьевна.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

^ Кузнецова Людмила Васильевна,

ФАО ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет

имени И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;


кандидат искусствоведения, доцент

^ Никифорова Вера Семеновна,

ФАО ГОУ ВПО «Арктический

государственный институт искусств
и культуры», г. Якутск.


Ведущая организация: ФАО ГОУ ВПО «Московский городской

психолого-педагогический университет»

г. Москва.


Защита состоится «23» апреля 2009 г. в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» по адресу: 677891, г.Якутск, ул. Белинского 58.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.


Автореферат разослан «____»_____________2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Петрова С.М.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Задача школьных педагогов – выявить
и развить способности, склонности и возможности каждого ребенка. В настоящее время всё более возрастают актуальность и значимость раннего выявления музыкальных способностей детей. Это обусловлено тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже
у самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания.

Сама природа младших школьников предполагает способность к развитию голосовых связок. Именно в этом возрасте формируются музыкальный слух
и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением к музыкальному искусству через пение как самого доступного, активного и эффективного вида музыкальной деятельности детей различного возраста.

По утверждению многих ученых, психологов, педагогов-музыковедов, врачей-фониаторов (Е.И. Алмазов, И.Я. Деражне, В.И. Петров), пению следует отвести решающую роль в развитии сложного и многогранного понятия «музыкальные способности», которое во все времена находится в центре внимания ученых разных областей наук: философии, культурологии, музыкальной педагогики и психологии.

Особую роль отводили певческой деятельности, связывая её с вопросами общего физического, умственного и психического развития детей, В.П. Анисимов, В.Д. Остроменский, В.И. Петрушин, Н.В. Суслова, Л.В. Школяр и др. Вопросы взаимосвязи музыкального слуха и голоса рассмотрены педагогами А.Д. Войновой, Д.Б. Кабалевским, А.И. Катинене, В.П. Морозовым, Д.Е. Огородновым,
О.П. Радыновой и др. Серьезного пересмотра практики педагогики воспитания детских голосов требовали научные изыскания профессора В.П. Морозова,
Е.М. Малининой и др. Важность создания определенной развивающей среды в этой области отмечались многими учеными (П.П. Блонский, М. Монтессори и др.).

Большинство исследователей отечественной музыкальной педагогики выделяли эмоциональную отзывчивость на музыку как музыкальную способность и связывали её с проблемой музыкального познания, развивающую интеллект, логику, навыки учебной деятельности (В.П. Морозов, С.Е. Оськина, Н.В. Суслова, Б.М. Теплов и др.).

Певческая культура – важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Ю.Б. Алиев, Е.И. Алмазов, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова и др.). Процесс самовыражения через вокальное интонирование напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый профилактический здоровьесберегающий фактор. Российские ученые (И.М. Догель, И.Р. Тарханов) доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Они самым прямым образом изменяют кровяное давление, частоту пульса, расслабление и напряжение мышц. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность.

В процессе певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией.

Развивая певческую деятельность школьников во внеурочное время, педагог ненавязчиво, целенаправленно формирует физически здоровых, интеллектуально развитых и творческих людей.

Проведенный анализ учебно-воспитательной работы показывает, что многие проблемы развития музыкальных способностей и певческих навыков младших школьников изучены, однако проблема развития музыкальных способностей
на основе певческой деятельности во внеклассной работе школы исследована недостаточно.

Таким образом, актуальность и востребованность исследуемой темы определяются реальными потребностями внеклассной работы школы
и существующими противоречиями между:

- требованиями нормативных документов к развитию исключительно способной творческой личности, потенциальными возможностями музыки как средства развития музыкальных способностей школьников и недостаточной разработанностью теории и практики их реализации;

- широким, разносторонним подходом музыковедческих и психолого-педагогических исследований к необходимости развития голосового аппарата, возможностями дополнительного образования школьников для решения этой проблемы и нехваткой методических разработок по организации внеклассной работы с детьми на качественно ином исследовательском уровне.

- рекомендациями психологов, которые утверждают, что сензитивным периодом для развития музыкальных способностей является младший школьный возраст, и малым использованием этого потенциала в практике школ;

Необходимость разрешения выявленных противоречий обусловила выбор темы нашего исследования: «Развитие музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности».

Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

^ Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста
на основе певческой деятельности.

^ Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению и обосновать педагогические условия его осуществления.

^ Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности будет более эффективным, если:

- гармонично развивать все стороны музыкальности и качества, необходимые для эмоционально-осознанного интонирования, за счет накопления опыта вокальной культуры учащихся в форме специальных занимательных упражнений для развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма; применения музыкотерапии, пластического интонирования, рисования средств музыкальной выразительности;

- разработать и апробировать технологию развития музыкальных способностей, построенную на принципах целостности, синкретизма, креативности, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы, природосообразности и состоящую из трех этапов: поисково-теоретического, опытно-экспериментального, обобщающего;

- проводить работу с педагогами-музыкантами, преподавателями вокала дополнительного образования, направленную на повышение их педагогической компетентности.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой решались задачи исследования:

1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности.

2. Раскрыть сущность и содержание развития музыкальных способностей
на основе певческой деятельности.

3. Определить критерии и уровни развития каждого из компонентов музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития музыкальности на основе певческой деятельности.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-педагогические рекомендации для педагогов и родителей относительно развития музыкальных способностей младших школьников.

^ Методологической основой исследования являются: совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития музыкальности личности; положения психологии и педагогики: о взаимосвязи слуха и голоса;
о влиянии музыкального воспитания на физическое, умственное, эстетическое развитие школьников; об особенностях певческой деятельности
и закономерностях овладения ею; о связи музыки и цвета; о возможности применения музыкотерапии на внеклассных занятиях по вокалу.

Исходными теоретическими положениями исследования выступают философские учения о природосообразности воспитания и обучения
(Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо); концептуальные идеи психологов о специфике развития музыкальных способностей детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Л.С. Рубинштейн, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); научные мысли педагогов-музыковедов о взаимосвязи развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с умственным и физическим развитием (Ю.Б. Алиев,
Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.П. Морозов, Н.Д. Орлова, О.П. Радынова,
Г.П. Стулова и др.); взгляды Л.Л. Бочкарева, Н.Б. Гонтаренко, А.Л. Готсдинер,
В.И. Петрушина и др. о влиянии музыкотерапии на формирование певческих навыков; искусствоведческие аспекты синтеза искусств о связи музыки и цвета (Н.И. Веселовский, И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр и др.); этнопедагогические теории (У.А. Винокурова, Р.Д. Данилова, М.К. Иванова,
Л.П. Ильина, Е.Н. Качалова, А.Г. Ларионова,Т.В. Толмачева и др.).

^ Методы исследования: теоретический (анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и музыковедческой литературы); практический (изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование родителей и педагогов-вокалистов); метод эмпирического уровня (теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы с детьми младшего школьного возраста с последующей математической и статистической обработкой результатов исследования).

^ Научная новизна исследования:

- сконструирована модель, включающая три этапа развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности: мотивационный, эмоционально-интеллектуальный, познавательно-творческий;

- определены критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста;

- разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности;

- обоснованы и проверены экспериментальным путем эффективные формы
и методы развития музыкальных способностей младших школьников в процессе обучения пению на основе личностно-ориентированного, деятельностного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подходов.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ модели развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности, в обосновании научных подходов к данному процессу.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на основе певческой деятельности, разработанный диагностический материал, методические рекомендации по теме исследования могут быть реализованы во внеклассной деятельности общеобразовательных школ и учреждениях дополнительного образования детей, на уроках музыки. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов музыкального отделения педагогических колледжей и вузов;
при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов,
в массовой практике школьного и семейного воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных положений работы, использованием методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом, подтверждением гипотезы полученными результатами эксперимента.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были представлены
и обсуждены на республиканской научно-практической конференции «Инновации в образовании: замысел, достижения, возможности» (2002 г.); на республиканском семинаре ИПКРО в форме мастер-класса «Музыкотерапия для профилактики правильного дыхания» (2002 г.); на педагогических чтениях учебного округа «Лена» (2002 г.); на проблемных курсах повышения квалификации музыкальных руководителей ИПКРО «Работа с вокальной группой» (2002 г); на проблемных курсах повышения квалификации ИПКРО в форме лекции и занятия на тему: «Развитие музыкальных способностей детей в процессе обучения пению» (2004 г.); на VI Шадринских педагогических чтениях аспирантов и педагогов-соискателей (2006 г.); на курсах повышения квалификации по музыкальному воспитанию ИПКРО (2005 г.); на фестивале педагогических идей ИПКРО «Работа с вокальной группой» (2005 г.); на проблемных курсах ИПКРО «Методическое сопровождение в самоутверждении педагога» в форме мастер-класса и внеклассного мероприятия «Музыкотерапия в процессе учебной деятельности» (2006 г.);
на республиканском конкурсе образовательных программ (2007 г.); на проблемных курсах повышения квалификации ИПКРО «Организация воспитательного процесса в адаптивной школе» в форме занятия кружка-студии (2007 г.).

^ Экспериментальной базой исследования явились МОУ Хангаласского
и Чурапчинского улуса, детский подростковый центр «Надежда» г. Якутска.

Исследование проводилось поэтапно, с 2000 по 2009 гг.

1 этап (2000-2004 гг.) - поисково-теоретический: изучение и анализ научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования; создание и утверждение авторской программы вокального ансамбля. Организация исходно-диагностического этапа эксперимента.

2 этап (2004-2007 гг.) - опытно-экспериментальный: осуществление формирующего этапа эксперимента, определение эффективности подходов, принципов, форм и методов; уточнение условий, обеспечивающих развитие музыкальных способностей младших школьников.

3 этап (2007-2008 гг.) – обобщающий: коррекция, систематизация
и обобщение результатов исследования. Завершение эксперимента.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста реализуется на основе организации певческой деятельности, осуществляемой
в интегрировании разнообразных форм общения с искусством, музыкотерапии, специальных упражнений для развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

2. Технология развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста строится в процессе обучения пению на основе принципов целостности, синкретизма, креативности, художественности, индивидуализации
и дифференциации, оптимистической перспективы, природосообразности.

3. Эффективность протекания процесса развития музыкальных способностей младших школьников в певческой деятельности обеспечивают следующие условия: создание развивающей среды на основе использования личностно-ориентированного, деятельного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подходов; внедрение активных форм и методов вокального обучения во внеклассной работе; использование возможностей пения, активизирующего процесс развития музыкальных способностей.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза, задачи и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая значимость исследования; изложены положения, выносимые на защиту.

^ В первой главе «Теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности» дан анализ научно-теоретических подходов к исследованию проблемы развития музыкальных способностей; раскрыты сущность
и особенности музыкальных способностей; выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности, раскрыты причины нечистого интонирования (А.Д. Войнова, Е.М. Малинина, А.Л. Маслов и др.) и причины, нарушающие работу голосовых органов (Е.И. Алмазов, А. Беркман, А.Л. Маслов, В.П. Морозов, Т. и Д. Огородновы, Г.А. Струве и т.д.); раскрываются понятия «музыкотерапия», «синтез искусств», «пластическое интонирование».

Существует множество подходов к понятию «способности». В различные исторические эпохи ученые, подчеркивая сложность и многоаспектность этого явления, по-разному его осмысливали. Несмотря на различие взглядов, позиции многих авторов совпадают. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обуславливающие быстроту и легкость овладения какой-либо деятельностью и достижение в ней наивысших результатов, по сравнению
со средним уровнем. (И.В. Дубровина, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.М. Фридман и др.).

Значение задатков для различных способностей различно. В таких способностях, как музыкальные, существенной их предпосылкой является тонкий слух, т.е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового)
и центрального нервного аппарата. Но это лишь задатки, предпосылки, а не сами музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это качества, данные для занятий музыкальной деятельностью, центром которых является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

В классификации структуры музыкальных способностей существуют различные подходы. Наряду с утверждением в их структуре эмоциональной основы сенсорных
и интеллектуальных способностей, существует тенденция включения в данную структуру музыкальной памяти, музыкального мышления, музыкального воображения как самостоятельной музыкальной способности; внутреннего слуха как высшей способности; технических и слуховых музыкальных способностей; рассматриваются операционально-когнитивный и мотивационный компоненты музыкальности и т.д. Освещая тему исследования, мы широко опираемся
на структуру музыкальности Б.М. Теплова, выделявшего ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

В диссертации рассмотрены возрастные и психологические особенности слуха и голоса детей младшего школьного возраста (В.В. Емельянов, Н.А. Метлов, Г.П. Стулова и др.), выделяется младший школьный возраст как наиболее сензитивный для осознанной активной музыкально-исполнительской деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.). Что касается роли обучения в развитии музыкальных способностей, возможностей
и закономерностей их формирования, здесь мнения ученых различны. Одни ученые рассматривают музыкальные способности как врожденные
и неподдающиеся развитию (Г. Ревеш), другие считали, что музыкальные способности развиваются на основе деятельности (Е.И. Алмазов, А.С. Варламов, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, В.П. Морозов, Н.Д. Орлова и др.), в том числе
и певческой (Л.А. Венгер, В.А. Крутецкий, А.Г. Ларионова, А.Л. Маслова,
М.А. Румер, В.Н. Шацкий, Б.Л. Яворский и др.). Ряд ученых выделяют необходимость руководства деятельностью ребенка в условиях, в которых раскрываются их природные наклонности и способности (Н.Л. Готсдинер,
Ф.А. Дистерверг, Я.А. Коменский, А.Н. Лентьев, Дж. Локк, В.Н. Мясищев,
Ж.Ж. Руссо), другие (З. Фрейд) считают, что в ребенке все заложено от природы,
и он не нуждается в помощи взрослого, ему только предстоит саморазвиться. Третьи (И.Г. Песталоцци), не отрицая индивидуальности природных задатков, выдвигают на первый план идею об активной роли самого ребенка в их развитии.

Певческая деятельность с древних времен считалась самой могущественной системой, связанной с формированием единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики человека (Б.Г. Ананьев, В.Д. Остроменский, О.П. Радынова,
С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли). Рассматривая влияние пения на психическое развитие ребенка (В.М. Бехтерев,
Р. Дрейк, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Суслова, К.В. Тарасова, и др.)
и условия создания развивающей среды для развития музыкального слуха
и голоса детей (П.Ф. Каптерев, М. Монтессори и др.), мы обращаемся
к разработкам Н.Б. Гонтаренко, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Метлова, О.П.Радыновой, Г.А. Струве и др. о необходимости проведения специальной работы по постановке голоса и обучения детей правильной вокализации, предлагающих интересные приемы развития звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

По утверждению И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр и др. музыка содержит возможность к выражению её содержания в пении, в пластике,
в рисунке. В этом аспекте рассмотрена возможность развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности
с применением синтеза искусств со смежной практикой элементов музыкотерапии.

Наше понимание синтеза искусств опирается на анализ ряда искусствоведческих
и философских исследований М.В. Алпатова, И.И. Иоффе, А.И. Мазаева, Е.Б. Муриной и др. Эта проблема представляет интерес для отечественной науки и практики применения интеграции музыки с другими видами искусства в начальной школе.
В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова,
Н.И. Саккулина). Влияние музыки на особенности детских рисунков изучалось
Н.Э. Басиной, Н.А. Ветлугиной, С.И. Назаровой, О.А. Сусловой и др., психологические особенности единовременного восприятия музыки и цвета – А.Н. Леонтьевым.

Для использования пластического интонирования как одного из способов «проживания» образов (Д.Б. Кабалевский) мы основывались на теории телесно-ориентированной терапии В. Райха и А. Лоуэна: правильное развитие артикуляционных и мимических мышц также тесно связано с общим развитием движений. Недостатки в голосе часто сопровождаются недостатками в походке, движении пальцев. Вот почему правильное развитие и восприятие движений следует рассматривать не только как средство, помогающее правильному развитию голоса, но и как средство исправления его недостатков.

Анализ содержания работ по музыкотерапии (Л.Л. Бочкарев, Л.С. Брусиловский, А.Л. Готсдинер, А.З. Зак, В.И. Петрушин и др.) позволил нам использовать современные методы музыкотерапии: логоритмическую, вокальную и дыхательную гимнастику с релаксацией; музыкально-рациональную психотерапию В.И. Петрушина; дыхательные и певческие упражнения на регулирование эмоций и настроения; упражнения для снятия мышечной и психологической зажатости голосового аппарата, которые мы считаем корректным и для использования поставленной цели.

Психолого-педагогические исследования показывают, что процесс обучения пению обладает значительными ресурсами для развития музыкальных способностей и происходит параллельно с формированием личностных качеств ребенка как основы творческой, социально адаптивной личности, что является одной из целей современного образования школьников.

Во второй главе «Содержание и технология развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности» определены цель и задачи экспериментальной работы, описана практическая реализация комплекса педагогических условий, представлен анализ и дана оценка результатов.

Задачи констатирующей части опытно-экспериментальной работы:

1. Выявить состояние работы по изучаемой проблеме в практике дополнительного образования детей в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования школьников, отношение родителей
к постановке данной проблемы.

2. Разработать педагогическую диагностику, научно-педагогическое обеспечение для реализации авторской программы детского вокального ансамбля, содержание внеклассных вокальных занятий.

3. Определить методы и приемы работы, повышающей эффективность развития вокальных навыков и музыкальных способностей младших школьников.

В качестве критериев нами были взяты структурные компоненты музыкальности (по Б.М. Теплову), которые могут быть рассмотрены как показатели становления музыкальных способностей и учитывать качества, необходимые для эмоционально-осознанного вокального интонирования.

Таким образом, показателями уровня развития музыкальных способностей младших школьников являются ладовое чувство (чувство ладового тяготения, ладовая окраска звука, эмоциональная отзывчивость на музыку, чистота интонирования); музыкально-слуховые представления (мелодический, гармонический, тембровый слух, чистота интонирования); чувство ритма (чувство метра, воспроизведение ритмического рисунка разного уровня сложности, эмоциональная отзывчивость на музыку, различение музыкальных жанров).

^ Высокий уровень. Проявление высокой, ярко выраженной; эмоциональной отзывчивости на музыку; умение давать развернутую и художественно обоснованную схему ассоциаций эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки; быстрое запоминание и чистое интонирование мелодии; точное воспроизведение ровного, пунктирного, синкопированного ритма; творческая активность, самостоятельность, инициатива, во всех видах музыкальной деятельности.

^ Средний уровень. Потребность и желание включиться в музыкальную деятельность, но при этом затруднение в выполнении некоторых заданий, (требуется помощь педагога); чистое интонирование только в сопровождении музыкального инструмента; попытка анализа характеристики эмоционального содержания музыки (неуверенные, не всегда соответствуют характеру произведения); воспроизведение ровного, пунктирного, синкопированного ритмического рисунка мелодии с ошибками; стремление вносить элементы нового в образцы собственного песенного и музыкально-ритмического творчества,
но недостаточная сформированность певческих навыков, объема знаний.

^ Низкий уровень. Эмоциональная зажатость, «ровное», спокойное отношение
к музыке; нет активного интереса, способности к самостоятельности; познавательный интерес к певческой деятельности лишь занимательного характера, ситуативный; неспособность давать характеристику эмоционального содержания музыки, ввиду слабо развитого «словаря эстетических эмоций»; любознательность проявляется только в игровых ситуациях; неумение чисто интонировать мелодию, придумывать танцевальные движения в соответствии
с характером и темпом музыки; неправильное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, несоответствие ритма движений ритму музыкального произведения.

При определении данных уровней учитывались качества певческого голоса (примарный тон, звуковысотный и динамический диапазон, утомляемость
и степень напряженности голосового аппарата), развитость певческих навыков (дыхания, дикции).

Анализ полученных данных констатирующего эксперимента выявил преобладание среднего и низкого уровня, что явно недостаточно для планируемого нами результата. Самые низкие оценки дети получили за певческое интонирование, гармонический слух, песенное и танцевальное творчество.

Наблюдения показали, что все компоненты музыкальности у разных детей проявлялись в различных качествах. Один и тот же ребенок мог иметь высокий, средний и даже низкий уровень по разным заданиям. С такими детьми намечалась систематическая, планомерная работа.

Подробный анализ анкетирования педагогов и родителей помог нам выявить положительные и отрицательные стороны внеклассной работы по обучению пению школьников. Положительным моментом можно считать осознание преподавателями вокала и родителями необходимости развития музыкальности
у детей и их желание работать в этом направлении. Недостатки выявлены
в организации внеклассной работы школы, которая в большинстве случаев сводится к разучиванию музыкального репертуара к школьным праздникам. Уделяется внимание, в основном, только отработке чистоты интонирования мелодии голосом, поэтому уровень исполнения низок. Фальшиво поющих детей часто не берут для выступлений на мероприятиях, считая, что у них нет музыкальных способностей. Педагогами также отмечена нехватка методических разработок по организации внеклассной музыкальной работы школы.

В формирующем эксперименте решались задачи: выявление лучших физических качеств голоса, раскрытие его красоты; накопление опыта вокального интонирования, обучение приемам пения, навыкам выразительного исполнения; на основе цветоэмоциональной отзывчивости – обогащение тембровых красок голоса, музыкального слуха; освоение приемов снятия психического
и мышечного напряжения; расширение знаний об искусстве, певческой культуре.

На основании выдвинутой гипотезы, поставленных задач и теоретико-методологического анализа результатов констатирующего эксперимента было определено содержание данного исследования. Занятия состояли
из: занимательных упражнений для всего комплекса музыкальных способностей и его составных частей; упражнений на формирование певческих навыков (дыхания, дикции, звукообразования); музыкотерапевтических упражнений
на формирование музыкально-релаксационной культуры; изобразительного искусства (цветоэмоциональной отзывчивости на музыку, и на основе этого совершенствование тембровых красок голоса, звуковысотного, ладотонального, динамического слуха) и пластического интонирования.

Для решения задач эксперимента разработана программа, состоящая
из учебно-тематического плана, теоретического и практического блоков, методического обеспечения, планируемого результата. Теоретическая часть включает в себя изучение строения голосового аппарата, творчества композиторов-песенников, жанров вокальной музыки, манер исполнения произведений, истории музыки, фольклора, знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего и т. д. Практическая часть предусматривает отработку вокальных навыков с усложнением подбора музыкального материала; обучение приемам вокального исполнения, восприятие и анализ музыкальных произведений.

Это вызвало необходимость разработки и внедрения модели развития музыкальных способностей младших школьников с учетом выделенных нами педагогических условий (см. схему 1).


Схема 1

^ Модель развития музыкальных способностей младших школьников
на основе певческой деятельности




Цели и задачи развития музыкальных способностей

младших школьников на основе певческой деятельности









Эмоционально-интеллектуальный



Познавательно-творческий

Мотивационный





















Синкретизма


Целостности




Природосообразности


Оптимистической перспективы


Индивидуализации и дифференциации

Художественности


Креативности










Музыкотерапия


Синтез искусств

(рисование, пластическое интонирование)



Вокальные, дыхательные, ритмические, мимические упражнения




Музыкально-дидактические игры


Рекомендации педагогам и родителям




Диагностические методики


Диагностика музыкальных способностей






Высокий уровень музыкальных способностей





Требования, предъявляемые к детям, были следующие: творческий характер обучения, оптимальный уровень его трудности для исполнения вокальных произведений и упражнений, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя, поддержание интереса к деятельности (превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребенка).

Был отобран репертуар, играющий самоценную смысловую роль
в воспитательном значении, который подбирался в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Песенный материал включал произведения русской и зарубежной классики, народной музыки, лучшие детские песни российских композиторов и значительно обновленный репертуар современных композиторов-песенников.

С учетом музыкального репертуара определены этапы исследовательской деятельности, обеспечивающие динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

^ Первый этап (мотивационный) «Я хочу учиться петь» связан с развитием мотивов готовности к активному включению в вокальную внеклассную детальность, раскрытием певческого голоса. Под руководством педагога дети, участвуя
в процессе моделирования различных эмоциональных состояний в музыке, рисовали и пластически изображали средства музыкальной выразительности и учились давать вербальную трактовку эмоций, прочувствованную и осознанную ими. Приоритетное внимание уделялось способности внимательно вслушиваться в музыку, понимать её красоту, различать наиболее яркие средства музыкальной выразительности (лад, ритм, характер музыки, интонации). В процессе занятий дети получали певческие навыки, учились чувствовать устойчивые звуки. Данный этап предполагал освоение навыков правильного звукообразования; чистого интонирования, высокой певческой позиции; выстраивание унисона при помощи приема «Уши назад» (В.В.Емельянова), «Поем, как в дудочку играем», и т. д.; знакомство с правилами орфоэпии. Для развития чувства ритма применялись занимательные музыкально-дидактические игры («Ритмический кубик», «Пение
и хлопки», «Игра в дирижера»). Выразительному исполнению способствовали упражнения: «Обезьянка», «Баба Яга», «Испорченный телевизор», «Елочная гирлянда», «Страшная сказка» и др. Отработка округлого звукообразования
и выразительности, декларация слов песни, скороговорки на примарных тонах (как часть распевания), упражнения для языка и губ («Поиграем в веселый язычок») проводились перед зеркалом. Освоению элементарных приемов снятия мышечного напряжения голосового аппарата помогали музыкотерапевтические упражнения: «Парад войск», «Переменка», а также упражнения Н.Б. Гонтаренко такие, как «Яблочко катится по блюдечку» и др. При помощи занимательных игровых ситуаций с использованием изобразительной деятельности дети учились наглядно определять направление движения мелодии, её окраску, динамику
и музыкальные штрихи. Рисунки отражали ровный ритм, сильную долю такта, музыкальные фразы и предложения, а затем дети пропевали их голосом.
Это способствовало сосредоточению слухового внимания, умению различать звуки по высоте и длительности, а так же развитию вокально-слуховой координации. При инсценировании народных песенок добивались четкой дикции, передачи характера музыки. Содержание деятельности на данной стадии связано с обогащением испытуемых музыкальными впечатлениями, которые стимулировали заинтересованное отношение детей к пению и создавали основу для активного участия детей в занятиях: пение несложных детских песенок
с сопровождением фортепиано с четко выраженной мелодической линией.

^ Второй этап (эмоционально-интеллектуальный) «Мой голос звучит красиво» направлен на формирование элементарной системы знаний о музыкальных произведениях и средств их выразительности, согласно учебно-тематическому плану. Данный этап предполагал работу над собственной манерой исполнения, овладение действий по оперированию музыкально-слуховыми представлениями, освоение правил поведения на сцене, закреплением на практике полученных
в процессе освоения детьми навыков певческой деятельности. Эта цель достигалась через дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного музыкального материала, организацию учебных и практических задач в процессе обучения пению при выполнении детьми вокальных и дыхательных упражнений. Выстраивался унисон, формировался навык цепного дыхания, для дикции и артикуляции задействовалась логоритмическая гимнастика. На данном этапе происходило обогащение тембра голоса при помощи сравнения красок голоса и цвета в рисунке по яркости, сочности, колориту. Это рисование длительностей, динамических оттенков музыки, более сложных мелодических оборотов, музыкальных интервалов, музыкальных штрихов, изменения скорости музыки, устойчивых звуков, пунктирного, синкопированного ритма и т. д. На втором этапе применялись методы и приемы, способствовавшие освоению навыков пения
с элементами двухголосья, подголосками с использованием различных интервалов при помощи упражнений с наглядными пособиями: «Высотный дом», «Колокольчики» и др. Пластико-пантомические этюды («Иностранец», «Цветущая поляна», «Остров плакс» и др.) помогали в передаче различного эмоционального состояния, выраженного в музыке, динамики, формы музыкального произведения. Применение фольклоротерапии было направлено
на развитие эмоционально-чувственной сферы школьников, художественно-образного ассоциативного мышления, фантазии, активизировало творческие проявления детей. Приобретались навыки пения в сопровождении фортепиано
и минусовые фонограммы без мелодии, пения a cappella.

Третий этап (познавательно-творческий) «Я эстрадный певец» вовлекал испытуемых в процесс музыкального творчества путем самореализации
в концертной деятельности, участия в вокальных конкурсах, музыкальных вечерах. Закреплялось умение держаться на сцене, быть раскрепощенным перед слушателями, придумывать музыкальные постановки, уметь вслушиваться
в аккордовую партитуру, владеть своим голосом. Сценическая импровизация
на основе полученных знаний, умений и навыков являлась предпосылкой
для творческого нахождения на сцене, что поднимало исполнительское мастерство на новый уровень. Непрерывное усложнение заданий за счет последовательного расширения учебного материала приводило к возникновению
у учащихся внутренней необходимости создания качественно высоких продуктов творчества. Наш «Музыкальный карандаш» включал графические диктанты, рисование формы музыкальных произведений, гармонии, крещендо
и диминуэндо, умение транспонировать нарисованную мелодию, изображать её
в виде канонов. Пластическая импровизация предполагала изображение характера музыкального жанра, музыкальных штрихов, динамических оттенков, придумывание современных танцевальных композиций. Использовались более сложные вокальные и ритмические упражнения, импровизации («Пение
с механическим аккомпанементом» и др.) с применением выразительных средств музыки, формы, композиции. Повышалось исполнительское мастерство
– в репертуар добавлялись каноны, двухголосные произведения, которыми учили детей, прежде всего, слышать нижний звук из двух звучащих, причем линия нижнего голоса должна быть более яркой, чем у верхнего.

Поэтапное музыкальное развитие предполагало обучение правильным техническим приемам пения, которыми дети овладевают от простого к сложному, от известного к неизвестному, постепенное расширение диапазона голоса, «словаря эстетических эмоций». Все занятия проводились с постепенным усложнением музыкального материала. Рисование средств музыкальной выразительности, графическая музыка, пластическое интонирование включались в процесс планирования непосредственно в те упражнения, над которыми
мы работали.

При разучивании песен мы добивались, чтобы дети соблюдали правила вдоха и выдоха, певческой позиции, пели свободно и легко, природосообразно.

Наряду с общепедагогическими методами нами использованы методы музыкальной педагогики, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства: метод моделирования художественного творчества, метод упражнений (вокальных, ритмических, дыхательных и т.д.), метод вовлечения в музыкально-творческую деятельность, метод мыслительного внутреннего пения и сравнительного анализа, метод подражания, фонетический метод (звуковой наглядности), объяснительно-иллюстративный, метод подражания.

Внедрялись различные педагогические формы работы (музыкальные конкурсы, фольклорные праздники, встречи с якутскими мелодистами и студентами музыкального училища, экскурсии и т.д.). Проведение конкурсов и музыкальных вечеров; музыкальные путешествия и вечера творчества композиторов, детские оперы и т.д. выступали важным условием заинтересованности учащихся процессом пения, стремлением повысить свою исполнительскую культуру. Обязательным являлся ежегодный отчетный концерт.

Использовались и привлекательные для детей виды занятий: занятие-путешествие, концерт, занятие-дискуссия, занятие-игра, занятие-размышление, встреча с искусством, интегрированные занятия (музыка-рисование, музыка-ритмика) и т.д.

Для родителей организована знаниевая поддержка, индивидуальные встречи в течение года, радиолектории «В человеке должно быть все прекрасно», «Воспитание доброты и отзывчивости с помощью музыки».

Для проверки эффективности исследовательской программы были проведены контрольные срезы. Обработка результатов опытно-экспериментальной работы показывает, что в ходе эксперимента прослеживается изменение уровня развития музыкальных способностей детей по направлениям оценки, соответствующим выделенным критериям.

Данные таблицы (см. таблицу 1) свидетельствуют о том, что на констатирующем этапе исследования большинство детей в экспериментальных и контрольных группах имеют средние показатели развития музыкальных способностей (56,25%). Высокий уровень характерен для небольшого числа младших школьников: 18,75%
– в экспериментальной, 12,5% – в контрольной группе.

Таблица 1

^ Показатели развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования (в %)


Уровни

Констатирующее обследование

Контрольное обследование




Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

18,75

12,5

62,5

25

Средний

56,25

56,25

31,25

50

Низкий

25

31,25

6,25

25

Контрольный этап эксперимента показал, что положительная динамика прослеживается в обеих группах, но качественно картина значительно преобразовалась в экспериментальной группе, где уровень развития музыкальных способностей показывает 62,5%, увеличение составляет 43,75%. В контрольной группе положительная динамика составляет 18,75%. Количество детей с низким уровнем музыкальных способностей в экспериментальной группе сократилось
на 18,75%, в контрольной группе – на 6,25%.

Сопоставление данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах исследования, свидетельствует о том, что процесс развития музыкальных способностей учащихся в экспериментальной группе осуществлялся более интенсивно, качественно и продуктивно, чем в контрольной.

Диаграмма 1

^ Уровни оценки развития музыкальных способностей
младших школьников


Экспериментальная группа Контрольная группа




- Констатирующий этап - Контрольный этап


Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста
на основе певческой деятельности.

Подтверждением этого явились результаты республиканских вокальных конкурсов, в том числе конкурса «Полярная звезда», в которых принимали участие дети экспериментальных школ и получали звание лауреатов и дипломантов.

Проведенное теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа подтвердили правомерность гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Эффективности развития всего комплекса музыкальных способностей
и качеств, необходимых для эмоционально-осознанного вокального интонирования, способствует комплекс педагогических условий, включающий:

- накопление музыкально-интонационного опыта вокальной культуры учащихся в форме специальных занимательных упражнений для развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;

- применение элементов музыкотерапии на внеклассных занятиях пением;

- организация музыкально-певческой деятельности, осуществляемой
в интегрировании разнообразных форм общения с искусством (пластическое интонирование и рисование средств музыкальной выразительности).

2. Предложенная модель развития музыкальных способностей младших школьников на основе певческой деятельности выступает как интегрированная научно-теоретическая конструкция, включающая:

- поэтапную деятельность учащихся, способствующую постепенному накоплению певческих навыков и проявляющуюся в обогащении музыкальных впечатлений школьника;

- технологию развития музыкальных способностей, построенную
на принципах целостности, синкретизма, креативности, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы, природосообразности;

- организацию внеклассной работы по музыкальному воспитанию младших школьников на основе авторской программы детского вокального ансамбля;

Модель способствует усилению процессуальной стороны певческой деятельности и обеспечивает повышение общего уровня музыкальных знаний, музыкальных способностей и певческих умений. Вместе с тем представленную попытку построить комплексную модель изучения музыкальности следует рассматривать лишь как первый шаг в построении полноценной внеклассной музыкальной работы с младшими школьниками.

3. Музыкальные способности школьников складываются под воздействием
не только школы. В этом сложном и важном процессе большую роль играют семья, средства массовой информации, окружающая среда.

Таким образом, певческая деятельность, являясь одним из оптимальных видов музыкальной деятельности, в процессе которой происходит активное развитие музыкальных способностей школьников, выступает как предпосылка, условие, процесс, итог проявлений музыкальных способностей.

Для решения задач современного внеклассного музыкального образования необходимо формировать певческие умения на качественно новом исследовательском уровне. Поэтому, в первую очередь, необходима современная методика, которая позволила бы воспитывать в музыкальном отношении всех детей, включая самых слабых, способствовала бы развитию голоса и слуха у всех детей.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, наше исследование может быть перспективным для дальнейших изысканий, творческих поисков
в области разработки научных основ развития музыкальных способностей младших школьников в процессе воспитания их вокальной культуры.

Дальнейшего изучения требуют вопросы, касающиеся возможности обновления содержания и технологии развития музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста. Учитывая положительное влияние пения, рисования, пластического интонирования и музыкотерапии, возможно применение данной системы в вспомогательных классах, а также введение
в учебные планы высших школ и музыкального отделения педагогических колледжей по подготовке будущих специалистов к работе с детьми в данном направлении.

Основные положения диссертационного исследования изложены
в следующих публикациях автора:

1. Семячкина, Г.А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников / Г.А. Семячкина // Начальная школа. – 2008. - № 1. - С. 27-30.

2. Семячкина, Г.А. Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей младших школьников / Г.А. Семячкина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. - № 37. – С. 505-509.

3. Семячкина, Г.А. Педагогические условия развития музыкальных способностей в системе дополнительного образования младших школьников / Г.А. Семячкина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 41. – C. 132-137.

4. Семячкина, Г.А. Работа с вокальной группой в ДОУ: методические рекомендации / Г.А. Семячкина.- Якутск, 2002. – 86 с.

5. Семячкина, Г.А. Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе обучения пению / Г.А. Семячкина // Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006: сб. тез.:
[на компакт-диске].– М: Изд. дом «Первое сентября», 2006. – С. 273.

6. Семячкина, Г.А. Музыкальные игры как средство овладения вокальными навыками детьми шестилетнего возраста / Г.А. Cемячкина // Чемчyyк саас. - 2007. – № 1 (5). – С. 50-54.

7. Семячкина, Г.А. Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в процессе обучения пению / Г.А. Семячкина: // Шадринские чтения: сб. тез. докл. VI науч.-практ. конф. учителей образовательного округа «Лена». – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006. – С.65-68.

8. Семячкина, Г.А. Методы вокального воспитания школьников в структуре развития музыкальных способностей / Г.А. Семячкина // Педагогические науки.
– 2008. № 1 (29). – С. 91 – 96.

9. Семячкина, Г.А. Музыкотерапия как средство развития певческих навыков детей / Г.А. Семячкина // Аспирант и соискатель. – 2008.- № 2 (45). – С.95-98.

10. Семячкина, Г.А. Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста / Г.А. Семячкина // Современные гуманитарные исследования. – 2008. – № 3 (22). – С. 227-228.

11. Семячкина, Г.А. Проблема развития эмоционально-личностных качеств ребенка в музыкальной деятельности / Г.А. Семячкина // Аспирант и соискатель.
– 2008. – № 4 (47). – С. 70-72.

12. Семячкина, Г.А. Края мои дорогие мы Родиной зовем / Г.А. Семячкина
// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. – № 7. – С. 60-62.

13. Семячкина, Г.А. Применение музыкотерапии как здоровьесберегающей технологии в системе дополнительного образования школьников / Г.А. Семячкина // Здоровье – путь к знаниям, красоте, счастливой семье и долголетию:
сб. материалов респ. науч.-практ. конф.: статьи, тезисы и концептуальные аспекты социального проекта «Телевизионная школа здоровья и радости». – Якутск:
Изд-во ЯГУ, 2008. – С. 100-101.

14. Семячкина, Г.А. Влияние музыки на формирование личности ребенка
/ Г.А. Семячкина // Народное образование Якутии. – 2008. – № 2 (66). - С. 67 – 70.

15. Семячкина, Г.А. Методологические аспекты развития певческих навыков у школьников / Г.А. Семячкина // Этнопедагогические аспекты реализации приоритетного национального проекта «Образование»: сб. материалов
науч.-практ. конф. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2008. – С. 89-92.



Скачать 355.76 Kb.
Дата конвертации18.12.2012
Размер355.76 Kb.
ТипАвтореферат
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы