Работа по дисциплине «Компьютерная графика» на тему «пзс-технология. Художественные изображения основные виды и правила построения» icon

Работа по дисциплине «Компьютерная графика» на тему «пзс-технология. Художественные изображения основные виды и правила построения»



Смотрите также:
Московский государственный институт электроники и математики

Кафедра электронно-вычислительной аппаратуры


Курсовая работа по дисциплине

«Компьютерная графика»

на тему «ПЗС-технология. Художественные изображения – основные виды и правила построения»


Выполнил: студент группы С-54

Кривенко С.В.

Принял: преподаватель

Королев Д.А.


Москва 2006 г.

Аннотация


В курсовой работе рассмотрена технология ПЗС (приборов с зарядовой связью), проведен анализ принципа работы ПЗС-матриц, их типов, а также технических характеристик и перспектив развития. Также рассмотрены основные жанры фотографических изображений и нехитрые правила, соблюдая которые можно, не обладая профессиональной фотокамерой, добиваться качественных снимков.

Оглавление


Аннотация 2

Оглавление 3

3

ПЗС-технология 4

Немного истории 4

Принцип работы ПЗС-элемента 4

ПЗС-матрицы 6

Как работает ПЗС-матрица? 8

Характеристики ПЗС-матриц 9

Размер. Чем больше размер матрицы, тем большее количество пикселей можно на ней уместить. Но при этом сильно возрастает цена. При выборе матриц с одинаковым количеством пикселей следует взять ту, у которой площадь больше. Поскольку площадь каждого пикселя больше, то он (пиксель) сможет воспринять большее количество фотонов – чувствительность выше. 10

Тенденции развития 10

Основные жанры фотографии 12

Пейзаж 12

Портрет 17

Натюрморт 20

Животные 22

Правила построения изображений 25

Перспектива 25

Свет 30

Цвет 32

Золотое сечение 33

Композиция 34

Выводы 37

Список литературы: 38
^

ПЗС-технология

Немного истории


Приборы с зарядовой связью (ПЗС) относятся к классу твердотельных полупроводниковых приемников. Первыми приемниками такого типа были фотодиоды и уже на заре своего появления они позволили сделать гигантский скачок в области регистрации световых потоков и изображений. Примером может послужить удачная регистрация с помощью фотодиода солнечного затмения, наблюдавшегося берлинскими учеными в Египте в 1911 году.

С тех пор прошло много времени, фотодиоды совершенствовались, но их основной недостаток — одноканальность, все же не позволил им найти широкого применения. С конца 30-х годов среди светоприемников начали появляться телевизионные трубки, завоевавшие к концу 70-х лидирующее положение в этой области.

Было разработано сравнительно много приборов различных типов: ортиконы, изоконы, секоны, видиконы(передающие телевизионные трубки с фотопроводящей мишенью), плюмбиконы (в телевизионном вещании трубки с обратным пучком), кремниконы и суперкремниконы, диссекторы (специализированные трубки с повышенной квантовой эффективностью) и пр. Все они имели ряд серьезных недостатков: большие размеры, низкую квантовую эффективность (на уровне 5-10%), малый динамический диапазон. Революционное изменение ситуации произошло с появлением твердотельных полупроводниковых приемников нового поколения. Квантовая эффективность современных полупроводниковых приемников излучения достигает 95-98%, т.е. практически каждый падающий на прибор фотон регистрируется системой со 100% вероятностью.

В 1970 году были созданы первые приборы с зарядовой связью, в которых технология твердотельных приемников проявилась особенно успешно. Вначале ПЗС применялись как более эффективные многоканальные заменители фотодиодов, матриц фотодиодов. С наибольшим успехом ПЗС-матрицы регистрировали слабые световые потоки в таких отраслях, как микробиофизика, химическая физика, ядерная физика, астрофизика.

С 1975 года ПЗС начали активно внедряться в качестве телевизионных светоприёмников. А в 1989 году ПЗС-детекторы применялись уже почти в 97% всех телевизионных приемников. Для сравнения, 10 годами ранее ПЗС были представлены всего двумя процентами. Долгое время широкому применению ПЗС-приемников в телевизионной технике препятствовали недостатки в технологиях изготовления светочувствительных элементов — кристаллических основ необходимого размера. Современные технологии позволяют изготавливать высокоточные элементы с превосходными характеристиками.
^

Принцип работы ПЗС-элемента


ПЗС-элемент представлен на следующем рисунке.



ПЗС-элемент

В общем виде конструкция ПЗС-элемента выглядит так: кремниевая подложка p - типа оснащается каналами из полупроводника n - типа. Над каналами создаются электроды из поликристаллического кремния с изолирующей прослойкой из оксида кремния. После подачи на такой электрод электрического потенциала, в обеднённой зоне под каналом n - типа создаётся потенциальная яма , назначение которой — хранить электроны. Фотон, проникающий в кремний, приводит к генерации электрона, который притягивается потенциальной ямой и остаётся в ней. Большее количество фотонов (яркий свет) обеспечивает больший заряд ямы. Затем надо считать значение этого заряда, именуемого также фототоком, и усилить его.

Считывание фототоков ПЗС-элементов осуществляется так называемыми последовательными регистрами сдвига, которые преобразовывают строку зарядов на входе в серию импульсов на выходе. Данная серия представляет собой аналоговый сигнал, который в дальнейшем поступает на усилитель.

Таким образом, при помощи регистра можно преобразовать в аналоговый сигнал заряды строки из ПЗС-элементов. Фактически, последовательный регистр сдвига в ПЗС-матрицах реализуется с помощью тех же самых ПЗС-элементов, объединённых в строку. Работа такого устройства базируется на способности приборов с зарядовой связью (именно это обозначает аббревиатура ПЗС) обмениваться зарядами своих потенциальных ям. Обмен осуществляется благодаря наличию специальных электродов переноса (transfer gate), расположенных между соседними ПЗС-элементами. При подаче на ближайший электрод повышенного потенциала заряд «перетекает» под него из потенциальной ямы. Между ПЗС-элементами могут располагаться от двух до четырёх электродов переноса, от их количества зависит «фазность» регистра сдвига, который может называться двухфазным, трёхфазным либо четырёхфазным.

Подача потенциалов на электроды переноса синхронизирована таким образом, что перемещение зарядов потенциальных ям всех ПЗС-элементов регистра происходит одновременно. И за один цикл переноса ПЗС-элементы как бы «передают по цепочке» заряды слева направо (или же справа налево). Ну а оказавшийся «крайним» ПЗС-элемент отдаёт свой заряд устройству, расположенному на выходе регистра — то есть усилителю.

В целом, последовательный регистр сдвига является устройством с параллельным входом и последовательным выходом. Поэтому после считывания всех зарядов из регистра есть возможность подать на его вход новую строку, затем следующую и таким образом сформировать непрерывный аналоговый сигнал на основе двумерного массива фототоков. В свою очередь, входной параллельный поток для последовательного регистра сдвига (то есть строки двумерного массива фототоков) обеспечивается совокупностью вертикально ориентированных последовательных регистров сдвига, которая именуется параллельным регистром сдвига, а вся конструкция в целом как раз и является устройством, именуемым ПЗС-матрицей.

ПЗС-матрицы


Существуют несколько основных типов ПЗС-матриц

  • Полнокадровая ПЗС-матрица

  • Матрица с буферизацией кадра

  • Матрица с буферизацией столбцов



Полнокадровая ПЗС-матрица является наиболее простым типом сенсора с конструктивной точки зрения. Скорость считывания кадра в такой схеме ограничена скоростью работы как параллельного, так и последовательного регистров сдвига. Интервал между экспонированием также зависит от скорости считывания кадра.



^ Матрица с буферизацией кадра - более усовершенствованный вариант полнокадровой ПЗС-матрицы. В данной схеме потенциальные ямы основного параллельного регистра сдвига «опорожняются» заметно быстрее, так как при переносе строк в буфер нет необходимости для каждой строки ожидать полный цикл последовательного регистра. Поэтому интервал между экспонированием сокращается, правда при этом также падает скорость считывания— строке приходится «путешествовать» на вдвое большее расстояние. Таким образом, интервал между экспонированием сокращается только для двух кадров, хотя стоимость устройства за счёт буферного регистра заметно возрастает.



^ Матрица с буферизацией столбцов была разработана специально для видеотехники. В этом типе матриц был минимизирован интервал между экспонированием и не для пары кадров, а для непрерывного потока. Попавшие в буферный регистр заряды в обычном порядке считываются через последовательный регистр сдвига, то есть «сверху вниз». Сброс фототоков в буферный регистр происходит всего за один цикл. Время экспонирования для каждого кадра в большинстве случаев по продолжительности соответствует интервалу, затрачиваемому на полное считывание буферного параллельного регистра. Благодаря всему этому появляется возможность создать видеосигнал с высокой частотой кадров — не менее 30 кадров в секунду.

^

Как работает ПЗС-матрица?


На рисунке представлена схема ПЗС-матрицы.




Микролинзы. Буферные регистры сдвига «съедают» значительную часть площади матрицы, в результате каждому пикселю достаётся лишь 30% светочувствительной области от его общей поверхности, в то время как у пикселя полнокадровой матрицы эта область составляет 70%. Именно поэтому в большинстве современных ПЗС-матриц поверх каждого пикселя располагается микролинза. Такое простейшее оптическое устройство покрывает большую часть площади ПЗС-элемента и собирает всю падающую на эту часть долю фотонов в концентрированный световой поток, который, в свою очередь, направлен на довольно компактную светочувствительную область пикселя.

^ Фильтр цвета. ПЗС-матрица может различать только является ли поток света сильным или слабым, поэтому для получения информации о светотени для каждого цвета используются фильтры цвета. Функция фильтров цвета – извлекать с ПЗС-матрицы информацию о цвете, необходимую для создания цветной фотографии. Используются два типа фильтров цвета: фильтр основных цветов RGB, состоящий из трёх цветов (красный, зелёный и синий) и фильтр дополнительных цветов CMYG, состоящий из четырёх цветов (голубой, сиреневый, жёлтый и зелёный). Фильтр основных цветов RGB передаёт более живые, яркие цвета, в то время как дополнительный фильтр цвета превосходит основной в резкости и чувствительности. Однако наиболее важным параметром является общая эффективность, включая эффективность работы устройства обработки данных.

Фотодиод. Когда фотодиоды получают свет, в результате фотоэлектрического преобразования создаются электрические заряды (электроны). Затем эти электроны рассылаются в вертикальном и горизонтальном направлениях, причем количество отправленных электронов определяется интенсивностью света, полученного каждым пикселем. Затем, на уровне выходного сигнала ПЗС-матрицы, аккумулированные электроны превращаются в электрическое напряжение, которое выводит изображение с каждого пикселя. Поток электронов изменяется в соответствии с интенсивностью света. Свет превращается в электричесий заряд.
^

Характеристики ПЗС-матриц


Чувствительность. Одной из важнейших характеристик регистрирующего устройства, будь то фотоплёнка или ПЗС-матрица, является чувствительность способность определенным образом реагировать на оптическое излучение. Чем выше чувствительность, тем меньшее количество света требуется для реакции регистрирующего устройства. Первый параметр — интегральная чувствительность, представляющий собой отношение величины фототока (в миллиамперах) к световому потоку (в люменах) от источника излучения, спектральный состав которого соответствует вольфрамовой лампе накаливания. Этот параметр позволяет оценить чувствительность сенсора в целом. Второй параметр — монохроматическая чувствительность, то есть отношение величины фототока (в миллиамперах) к величине световой энергии излучения (в миллиэлектронвольтах), соответствующей определённой длине волны. Набор всех значений монохроматической чувствительности для интересующей части спектра составляет спектральную чувствительность — зависимость чувствительности от длины волны света.

Производители цифровой фототехники в характеристиках изделия указывают эквивалентную чувствительность ПЗС-матрицы в единицах ISO. А для того, чтобы определить эквивалентную чувствительность, производителю достаточно знать освещённость объекта съёмки, диафрагму и выдержку, и использовать пару формул. Согласно первой, экспозиционное число вычисляется как log 2 (L × S/C), где L — освещённость, S — чувствительность, а C — экспонометрическая константа. Вторая формула определяет экспозиционное число равным 2 × log 2K - log 2t ., где K — диафрагменное число, а t — выдержка.

Чувствительность матрицы является интегральной величиной, зависящей от чувствительности каждого ПЗС-элемента. А чувствительность пикселя матрицы зависит, во-первых, от «подставленной под дождь фотонов» площади светочувствительной области (fill factor), а во-вторых, от квантовой эффективности (quantum efficiency), то есть отношения числа зарегистрированных электронов к числу упавших на поверхность сенсора фотонов.

Важной характеристикой ПЗС-матрицы является порог чувствительности — параметр регистрирующего свет устройства, характеризующий минимальную величину светового сигнала, который может быть зарегистрирован. Чем меньше этот сигнал, тем выше порог чувствительности. Главным фактором, ограничивающим порог чувствительности, является темновой ток (dark current). Он является следствием термоэлектронной эмиссии и возникает в ПЗС-элементе при подаче потенциала на электрод, под которым формируется потенциальная яма. «Темновым» же данный ток называется потому, что складывается из электронов, попавших в яму при полном отсутствии светового потока.

^ Динамический диапазон. От матрицы требуется способность регистрировать свет как при ярком солнце, так и при слабом комнатном освещении. Да и изображение, формируемое объективом, зачастую состоит как из ярко освещенных участков, так и из глубоких теней, а сенсор должен уметь регистрировать все их оттенки. Возможность сенсора формировать хорошей снимок определяется параметром «динамический диапазон», характеризующим способность матрицы различать в изображении, проецируемом на её регистрирующую поверхность, самые темные тона от самых светлых.

Блюминг. В тех случаях, когда внутренний фотоэффект приводит к избыточному количеству электронов, превышающему глубину потенциальной ямы, заряд ПЗС-элемента начинает «растекаться» по соседним пикселям. На снимках это явление, именуемое «блюмингом» (от английского blooming — размывание), отображается в виде пятен белого цвета и правильной формы, и чем больше избыточных электронов, тем крупнее пятна. Подавление блюминга осуществляется посредством системы электронного дренажа (overflow drain), основная задача которой — отвод избыточных электронов из потенциальной ямы.

Размер. Чем больше размер матрицы, тем большее количество пикселей можно на ней уместить. Но при этом сильно возрастает цена. При выборе матриц с одинаковым количеством пикселей следует взять ту, у которой площадь больше. Поскольку площадь каждого пикселя больше, то он (пиксель) сможет воспринять большее количество фотонов – чувствительность выше.

^

Тенденции развития


Основная задача, стоящая перед разработчиками - расширить или хотя бы сохранить чувствительность и динамический диапазон сенсора при переходе на более высокое разрешение. Существует несколько направлений усовершенствования:

  • "Химическое" - уменьшение доли нежелательных примесей.

  • Компоновочное - изменение типа основных носителей и используемых потенциалов, формы и расположения как собственно пикселя, так и электродов, микролинз и прочих частей ПЗС-элемента и всей матрицы в целом

Удачным решением оказалась так называемая технология HAD - Hole-Accumulation Diode. Сенсоры, выполненные по этой схеме, использовали в качестве носителей информации о заряде пикселя не электроны, а "дырки", образующиеся в полупроводнике при потере электронов. При этом отпадала необходимость в полисиликоновом электроде над светочувствительной частью пикселя, отражавшем либо поглощавшем заметную часть падавших на ПЗС-элемент фотонов. В результате значительно повысилась чувствительность ПЗС-матрицы, особенно в коротковолновой области спектра.

В матрицах Super HAD используются микролинзы увеличенного диаметра, которые перекрывают более обширную область над пикселем и "собирают" больше света, попадающего на светочувствительную область.

Фотоэлемент матрицы SuperCCD SR представляет собой пару фотоэлементов, "накрытых" общей микролинзой. В этой паре первый из элементов обладает небольшой светочувствительной областью и поэтому чувствительность у него невысокая, а вероятность переполнения потенциальной ямы минимальная. Второй элемент снабжается светочувствительной областью, площадь которой в несколько раз больше, а чувствительность - значительно выше.
^

Основные жанры фотографии

Пейзаж


Пейзаж представляет собой чередование элементов природы с запечатленным между ними пространством.

Как можно передать пространство и объем, если фотография является плоской? Здесь нам на выручку приходит наш мозг, который, привыкнув к жизни в трехмерном мире, многое домысливает сам, пользуясь внутренними ассоциативными связями. Однако мы должны предоставить ему для этого некие зацепки или сигналы - например, тональную и пространственную перспективу, подчеркнутую правильно выбранным углом освещения, узнаваемые силуэты и поверхности, многократно виденные цвета объектов. Крайним выражением использования тональной перспективы будет, например, изображение, полученное во время съемки в тумане; как правило это раннее осеннее утро. Использование тональной перспективы важно как для черно-белой (в большей степени), так и для цветной фотографии, где разные оттенки одного цвета подчеркивают воздушное пространство между элементами кадра. Обычно, использование тональной перспективы выглядит, как притемненный передный план, более светлый средний и совсем осветленный задний план. Но иногда тональные соотношения в кадре меняются таким образом, что более светлым тоном выделяется сюжетно важный центр снимка, который, как правило, находится на среднем плане. Т.е. создавая некую тональную доминанту в кадре, автор пытается донести до нас свою мысль или доминирующее чувство. Другим способом передачи пространства является, как известно, линейная перспектива; многие пейзажисты с успехом пользуются этим приемом.


Ю.Ясько, "Осеннее утро", 2001

Что касается направления падающего света, то любой грамотный фотограф знает: свет из-за спины фотографа ("фронтальное" освещение) создает плоское изображение; боковой свет (заднебоковой и переднебоковой) - есть идеальное освещение для большинства снимаемых пейзажей, так как позволяет выявить объем, пространство и фактуру материала. Боковое освещение при съемке, например, зимних пейзажей с большими поверхностями снега, является чуть ли ни единственным приемлемым вариантом.

Прямой солнечный свет и свет рассеянный облаками создают принципиально разные условия освещения. Каким освещением воспользоваться - вы решаете сами в зависимости от поставленной задачи. Считается, что рассеянный свет хуже передает пространство. Иной раз необходимых условий освещения можно ждать довольно долго, но таковы законы жанра. Снимая на цвет нельзя забывать, что косо падающий низкий солнечный свет имеет оттенки, особенно поздним вечером - желто-оранжево-красные. Нередко пейзажисты используют контровой свет (контражур, контурный свет), который выигрышно подчеркивает сюжет в кадре, создает светящиеся ореолы вокруг силуэтов. Однако, важно отметить, что контровой свет не только создает высокий контраст, но и требует применения высококлассной оптики и техники, которая способна справиться с таким прямым источником света, особенно, если источник имеет высокую интенсивность. При этом светлые детали в контурном свете лучше смотрятся на темном фоне.


С.Иванов-Аллилуев, "Зима", 1927

Если говорить о наиболее удачном времени суток, выигрышном для съемки пейзажей, то это, конечно, утро и вечер. Дневное освещение, когда солнце находится над головой и создает плоские, густые тени гораздо менее эффектно, чем утреннее или вечернее. Когда солнце в зените цветовая температура заметно выше и в его спектре преобладают синие и голубые тона; в утреннем и вечернем свете, как уже было сказано выше - желтые и оранжевые, а в тенях - от голубого к синему. Очень красиво смотрятся фотографии, сделанные вечером, когда тени от деревьев удлиняются и создают интересные силуэты. Если вы хотите подчеркнуть именно этот эффект длинных теней, то следует выбирать места с разреженным пространством и низкой травой. В свою очередь съемка ранним утром, когда природа только просыпается, и солнце, просвечивая через легкую дымку, создает блики и рефлексы на росе, дает наибольшее количество удачных снимков.


Качество дневного света определяется средой, находящейся между камерой и объектом съемки. К атмосферным явлениям, влияющим на освещенность, световой рисунок и цветовую гамму снимаемого объекта, относятся атмосферная, небесная и оптическая дымка, мгла, туман, морось, дождь, снег. Атмосферная дымка, вызываемая рассеянием солнечных лучей слоем воздуха, заволакивает дали и пространство над горизонтом. Поскольку лучи сине-фиолетовой части спектра рассеиваются сильнее, чем зеленой, желтой и красной, то атмосферная дымка приобретает голубоватый оттенок ("синие дали"). В черно-белой фотографии атмосферную дымку ослабляют применением желтых, желто-зеленых, оранжевых и красных фильтров, а усиливают голубым. Заметное воздействие на солнечное освещение оказывает густая небесная дымка ("солнце в молоке"), являющаяся по сути разновидностью атмосферной дымки. Освещенность при таком варианте падает почти вдвое, но зато подсветка теней улучшается, благодаря чему хорошо получаются объемные объекты. Столь популярная в последние годы мгла создает сложности при съемке, связанные с тем, что видимость сокращается очень сильно, а цветность объектов "съедается" серовато-бурым оттенком мглы.

Здесь же необходимо сказать и о планах - когда мы видим пейзажи, где есть только дальний, или даже средний и дальний планы - то у нас не складывается полноценного ощущения пространства в кадре. Другое дело, когда на снимке есть и передний, и средний и дальний план, следя за которыми, наш глаз (а вслед за ним и мозг) получает необходимую информацию, интерпретируя ее затем в пространство, глубину, трехмерность и ощущение объема.


Г.Абрамов. Без названия.

^ Точка съемки также является важным моментом, который следует учитывать. Мы почти всегда снимаем с уровня глаз (т.е. с высоты собственного роста). Это вполне оправдано, поскольку и зритель привык воспринимать изображение в таком же ключе. Однако и нижняя и высокая точки съемки имеют свое предназначение и в некоторых случаях оправданы. Нижняя точка съемки чаще используется при работе с шахтным видоискателем. При этом передний план получается гипертрофированным, подчеркнутым и несколько переутяжеленным. Высокая точка съемки создает ощущение полета и придает снимку определенную обобщенность образа, некую философичность и необычность.


Г.Абрамов, "Зимняя сказка", 1996.
Снято с высоты около 1 м на землей.


Нередко для съемки пейзажей используют панорамные камеры, такие как "Горизонт". Чаще всего это бывает оправдано, однако нельзя забывать, что панорамные камеры сканирующего типа ("Горизонт") своеобразным образом искажают пространство. Тем не менее, при грамотном использовании таких фотоаппаратов можно получить очень удачные фотографии, по-настоящему панорамного формата, где соотношение сторон относится как к 1:3.


В.Наугольный, снято камерой "Горизонт".

Другим важным моментом для съемки пейзажей является небо и облака. Как ни странно, но безоблачное небо является неудачным атрибутом для пейзажа. А если уж оно осенне-белесое, то на снимках может стать совсем не видным. Такие фотографии к хорошим отнести сложно. Облака в кадре - это наиважнейший компонент, не задействовать который - значит испортить съемку. Для подчеркивания цвета неба и облаков, а также для их притемнения используются светофильтры. В зависимости от того, сколько пространства отдано на снимке небу и облакам, можно достичь многоразличных желаемых результатов - "облегчить" или "утяжелить" снимок, придать ему определенную ритмику и эмоциональность, некое очарование.


Д. Кузнецов, "Зима в Швейцарии".

Считается, что расположенние линии горизонта точно посередине фотографии редко бывает оправданным, т.к. делит кадр пополам. Чаще горизонт располагается ближе к верхней или нижней границе кадра (в самом общем и усредненном случае - на 1/3 сверху или снизу). Завышенная линия горизонта как бы говорит, что акцент в кадре делается на передний план, который в этом случае выглядит более основательным и массивным. Наоборот, заниженная линия горизонта, зрительно увеличивает пространство неба и облаков, как бы намекая на некую обобщенность и философичность образа. Изображения, на которых вовсе нет линии горизонта, а есть только земля и растительность (читай: нет неба и облаков), некоторыми зрителями воспринимаются как чрезмерно приземленные и как бы "давящие", "безвоздушные". Из этого следует, что создавая образ, фотограф должен не только показывать то, что он видит и как он видит, но и не забывать о том, как это будут интерпретировать зрители; поймут ли они то, что автор хотел до них донести; на одном ли образном языке говорит он с ними.







Г.Абрамов, без названия, 2001

Линия горизонта, расположенная в кадре определенным образом, производит разное впечатление в зависимости от формата кадра: горизонтального, вертикального, квадратного. Если горизонтальный формат придает снимку панорамно-спокойную атмосферу, то вертикальный кадр более динамичен, подвижен. Конечно, формат снимка диктуется в первую очередь натурой и тем, что именно хотел сказать автор этим кадром, какое настроение хотел донести до зрителя. Поэтому, важно уже при съемке уметь правильно определить формат кадра и грамотно скадрировать его. Ведь последующее кадрирование при печати нередко деформирует структуру пространства. Считается также, что квадратный формат является наиболее сложным для пейзажной тематики; однако с другой стороны он является максимально уравновешенным, лишенным всякого намека на динамику в кадре. И если автор хочет подчеркнуть покой и равновесие образа, то квадратный формат кадра подойдет, как нельзя лучше. Одним словом, правильно выбранный для данного снимка формат способен усилить впечатление от фотографии; неправильно выбранный формат - ухудшить. Причем более кратное соотношение сторон кадра только подчеркивает произведенное впечатление.

Портрет


Портрет – изображение определенного, конкретного человека или группы людей. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету – передача индивидуального сходства человека. Но сходство не следует понимать узко. Оно не ограничивается только копированием внешних признаков. Воспроизводя индивидуальный облик человека, фотограф должен стремиться раскрыть его внутренний мир, сущность его характера. Средствами фотоискусства он должен создать образ изображаемого лица. Сегодня в моде динамичные портреты.

Для портретной съемки пригодны все фотоаппараты. Однако предпочтительнее крупноформатные камеры: они позволяют получать изображения в увеличенном масштабе. Такие изображения имеют значительно больше деталей, чем портреты, полученные малоформатными аппаратами.

Необходимо снимать с возможно короткой выдержкой. Это позволяет запечатлеть наиболее живое выражение лица. Разумеется, при условии, что фотограф сумел создать для модели непринужденную обстановку, и портретируемый не с напряжением ждет щелчка затвора.

При съемке статичного портрета фоном служить любой кусок ткани. Следует избегать только пестрой ткани, так как ее рисунок будет отвлекать внимание от лица модели.

Располагают фон на таком расстоянии от портретируемого, чтобы его изображение было не в фокусе. Цвет фона – беж, коричневый, серый, серо-голубой. Часто приходится слышать, что люди хотят сфотографироваться на ярко-красном, синем или зеленом фоне. Не следует этого делать, так как цвет лица на таких фотографиях кажется не естественным. Это особенность психологического восприятия человеком цветной картинки.

Не следует снимать портрет с очень близкого расстояния для получения изображения в крупном масштабе. Это неизбежно приведет к искажению внешности: увеличит нос, руки, непропорционально удлинит ноги. Лучше использовать длиннофокусный объектив.

Наилучшая высота съемки:

  • головной портрет – объектив на уровне глаз;

  • поясной – на уровне подбородка;

  • поколенный – на высоте груди;

  • во весь рост – на уровне пояса.

Наиболее естественное, мягкое изображение будет получено, если человек сидит или стоит удобно и черты его лица спокойны.

Человек может смотреть или не смотреть в объектив, но в любом случае наводка на резкость должна быть выполнена по глазу объекта, ближайшему к фотокамере. Если этот глаз в фокусе, то все остальное может быть слегка расфокусировано. Если глаз не в фокусе, то это непоправимый дефект. Выражение глаз свидетельствует об интеллекте человека, является зеркалом его души и поэтому представляет наибольший интерес почти на любом портрете. Исключение составляют слепые люди; в этом случае наибольший интерес могут представлять губы или руки и жестикулирующие кончики пальцев.

На улице

Не рекомендуется производить съемку при ярком солнечном освещении, которое создает глубокие резкие тени, на фотографии они выглядят почти черными. Лучшие результаты получаются, когда солнце хотя бы немного прикрыто облаками и тени не такие резкие. Однако иногда возникает необходимость съемки при прямых солнечных лучах. При этом, если Вы например снимаете человека, стоящего боком к солнцу, то одна сторона его лица получится нормально освещенной, а другая почти черной из-за очень сильной разницы в освещенности.

Выровнять освещенность и получить лучшие результаты может помочь использование вспышки. При подсветке теней вспышкой пленка экспонируется от двух источников света: солнца и вспышки. Для получения хорошего результата необходимо, чтобы участки теней экспонировались всего на одну или две ступени слабее, чем освещенные прямым солнечным светом участки.

Съемку лучше производить:

  • Утром или вечером, когда свет бывает рассеянным, однако нужно бояться прямого света заходящего солнца, так как цветные фотографии получатся желтыми.

  • В моменты, когда солнце перекрывают набегающие на него облака.

  • В тени деревьев, навесов, различных построек, играющих роль импровизированных экранов, смягчающих контраст освещения.

^ В квартире

Наилучшим освещением для достижения хороших результатов при использовании предельно простого оборудования является естественный свет от окна. При фотографировании в комнате с одним окном производят подсветку теневых частей лица экраном, располагая его на расстоянии 0,5-1,5 м от объекта съемки. Чем ближе находится экран к портретируемому, тем больше выравнивается освещенность лица, тем мягче становятся переходы светотени.

Рекомендуется пользоваться верхнебоковым светом. В яркий, солнечный день, когда прямой солнечный свет из окна интенсивно освещает лицо, окно следует завесить легкой белой тканью. Если комната имеет два окна, расположенные под углом, то одно из них можно использовать в качестве основного источника света, а другое – в качестве дополнительного. В этом случае освещенность лица регулируют перемещением портретируемого по комнате. В качестве фона можно использовать элементы обстановки, находящиеся не в фокусе фотокамеры.

Если необходимо естественное освещение помещения, например, когда портретируемый должен быть показан в естественном окружении, например, на кухне, в рабочем кабинете, то вполне удовлетворительным является освещение, которое обычно используется в этом помещении. Объект передвигается до тех пор, пока не будут выявлены наиболее благоприятные условия освещения, а затем производится фотографирование. Так как выдержка, скорее всего будет длительной, штатив поможет получить резкое изображение.

Некоторые способы портретной фотографии могут быть использованы для фотосъемки людей в процессе производственной деятельности. Один из способов предполагает фотографирование объекта при существующем освещении, если его уровень достаточно высок, а чувствительность фотоаппарата и конструкция объектива обеспечивают возможность достаточно коротких выдержек. В этом случае не требуется специальных приемов, достаточно быть уверенным, что важные элементы сцены не скрыты тенями или не заслонены другими людьми или предметами.

Если необходимо «остановить» объект, можно применять лампу-вспышку. Метод освещения со вспышкой, расположенной непосредственно на фотокамере, позволяет получать удовлетворительное изображение практически во всех случаях, хотя из-за качества освещения изображение будет не особенно выразительным.

^ Групповой портрет

Участников съемки располагают ярусами в несколько рядов. Размещать людей надо свободно, но без больших промежутков между ними. Наводку объектива на резкость производят по ряду, отстоящему на 1/3 от начала группы – это увеличит глубину резкости. Диафрагмировать объектив следует с учетом протяженности группы в глубину, но чрезмерно большого диафрагмирования надо избегать, так как длительная выдержка вызовет напряженность у снимающихся, а некоторые из них могут даже пошевелиться.

Когда снимают большую группу, ее стараются хорошо и равномерно высветить, иначе некоторые лица и костюмы не проработаются. Надо избегать недодержки, так как при ней темные костюмы на негативе потеряют деталировку и на позитиве получатся темными пятнами. При передержке лица и светлые костюмы на негативе получаются очень плотными, а на отпечатке – белыми пятнами без деталей. Негативный материал надо применять высокочувствительный.

Натюрморт


Натюрморт (от французского nature morte, буквально - мёртвая природа) - изображение неодушевлённых предметов быта, атрибутов какой-либо деятельности, цветов, плодов, битой дичи, промышленных изделий, произведений прикладного искусства и т. п.

Жанр натюрморта начал складываться сразу с возникновением фотографии. Первым снимком Л. Дагера, снятым на дагерротипную пластинку, был натюрморт (уголок мастерской художника, 1837)

. Развитие жанра не сковывали скромные возможности светописи того времени, которые ограничивались низкой чувствительностью фотоматериалов и необходимыми в связи с этим длительными выдержками. Неподвижные предметы натюрморта можно было экспонировать сколь угодно долго, а выбор и компоновка их зависели только от фантазии фотографа. При этом фотохудожники использовали одни и те же традиционные предметы и создавали натюрморт по правилам, принятым в живописи.

Средствами фотонатюрморта не только осуществляется выразительное воспроизведение различных предметов с характерными особенностями их поверхности, подчёркнутой материальностью, что вызывает вполне определённые ассоциации, но и достигается решение более сложных, подлинно художеств, задач, когда, например, с помощью так называемых предметных композиций создаются своеобразные картины жизни, и рассказывается об отсутствующем в кадре человеке.

Натюрморт нашёл достойное место в творчестве многих представителей мировой фотографии. Используя накопленные находки в области жанра и новые возможности непрерывно развивающейся фотографии, фотохудожники всё решительнее вводят в современный натюрморт изображение предметов, воссоздание фактуры которых средствами живописи практически невозможно. Требования максимальной достоверности, точности и полноты передачи фактуры предметов предъявляются к натюрмортам, используемым в рекламных целях. Поэтому желательно установить меру достоверности фотографии с точки зрения нашего визуального восприятия.

Подробно "описать" предмет, выявляя его красоту, и подчеркнуть её красотой композиции - такова задача классического натюрморта. Красотой композиции могут отличаться и фотограммы - самый декоративный вид натюрмортов, создаваемых без съёмки и печати наложением предметов на фотобумагу. Нарезанный хлеб, молоко в бутылке, яйца на тарелке - обычные предметы необычных картин.



В сюжетном (иногда остросюжетном) натюрморте предметы имеют, прежде всего, смысловую ценность. Замечено, что когда самый невзрачный предмет на картине чрезмерно выделяется, зритель пытается понять причину его появления. Но бывает, что предметы, как бы символизируя самих себя, приоткрывают жизнь, о которой мы обычно и не подозреваем. Время изменяет не только живое, оно оставляет следы и на предметах. Показ драмы вещей налагает жёсткие требования на эмоциональный строй соответствующих композиций - он не может быть ни радостным, ни облегчённым. Исторически время может выразиться в предмете так, что он будет восприниматься как знамение времени. Это уже область социального натюрморта, иногда с политической окраской. Сюжетные примеры - колючая проволока или шедевры монумент, пропаганды. Обнаружить и раскрыть в предмете нечто подобное можно не иначе, как высказав к нему своё отношение. Обычные предметы в необычной среде могут подниматься до уровня социального исследования или оказаться иллюстрацией политических принципов. В предметном мире возможны также находки, дающие зрителю ассоциативные ходы благодаря неожиданным пластическим перекличкам с одушевлёнными предметами. Решающую роль в возникновении таких ассоциаций обычно играет линия. Предметы могут танцевать, общаться, находиться в самых странных отношениях. Важно, чтобы изобразительное решение в целом эмоционально не противоречило характеру предметов натюрморта.

Животные


При фотографировании домашних любимцев следует занимать позицию на уровне их роста. Довольно распространенной ошибкой фотолюбителей является съемка питомцев с высоты собственного роста. В результате на изготовленных фотографиях видны лишь пушистые головы и больше ничего. Не следует стесняться присесть, встать на колени или лечь на пол. Таким образом вам удастся успешно запечатлеть все действия и эмоции вашего любимца.



Помните, что животные также умеют выражать свои эмоции.
Выражение эмоций у кошек, собак и прочих домашних животных производится посредством языка жестов. Во время выстрела из ружья собаки широко раскрывают глаза и пасть, выказывая тем самым свое неописуемое изумление. Перед тем как броситься на свою жертву, кошка подбирает передние лапы к задним, собираясь в комок. Язык жестов у животных – это движение ушей, хвоста, оскал пасти и проч.


Динамичные фотографии получаются при съемке животных в действии.
Кому как не хозяину лучше всего известны настроение, поведение и ритмика домашнего любимца. А потому вы, как счастливый владелец, можете достаточно точно предвидеть поведение последнего в каждый последующий момент. Будьте готовы запечатлеть его растрепанную мокрую голову, когда он вылезает из пруда. Сфотографируйте вашего кота, который готовится к прыжку с серванта на тюлевую штору или сделайте забавный снимок взъерошенного любимого попугая.


Манипулируйте поведением домашнего животного. Для этого пообщайтесь с вашим любимцем в целях вызвать у него знакомые вам эмоции или проявление характерной манеры поведения, заставив выполнять какие-либо действия. Можно отрепетировать несложный трюк. Или собственными действиями вызовите у него испуг, игривое настроение, возбуждение, виляние хвостом и т.д. Дайте любимую игрушку и сделайте снимок.





Не забывайте включать людей в кадр. Подобный сюжет может многое рассказать о взаимоотношениях между домашним питомцем и членами семьи. Процессы игры с животными, их купания или обыкновенной прогулки, как правило, насыщены множеством забавных событий. Не упустите шанс в очередной раз насладиться проявлением искренней привязанности своего любимца.

Животных следует снимать в привычной для них обстановке. Да, на природе, в незнакомой местности снимки получаются живыми и яркими. Однако лучше фотографировать животное в домашних условиях, где они чувствуют себя намного уверенней, не скованы и в большей степени склонны порезвиться.


Обеспечьте достаточную освещенность снимаемой картины. Использование вспышки, в большинстве случаев, оказывает раздражающее воздействие на животных, пугая их. Целесообразно проводить фотосессию в условиях естественного дневного освещения. Расположение животных в светлый солнечный день у большого окна позволяет устранить паразитный эффект красных глаз, весьма типичный при съемке домашних животных.


Чаще фотографируйте своих животных, но не затягивайте фотосессии. Очевидно, что для получения действительно удачных фотографий следует произвести довольно много снимков. В данном случае не следует жалеть пленку. Однако помните, что животные также подвержены утомлению. Поэтому старайтесь не затягивать процесс фотосъемки. Знайте меру.
^

Правила построения изображений

Перспектива


Пространственная перспектива - главная составная часть изобразительного искусства. Перевод с латыни слова «perspicere» означает «смотреть сквозь, проникать взором, ясно, правильно видеть». Перспектива - это прежде всего анимация плоскостного пространства, реставрация его первичной объёмности, создание иллюзии реальности наблюдаемой на фотографии картины мира.

Перед художниками всегда стоит задача «похожести», т.е. корректного перенесения на полотно картины реальных объектов в соответствии с законами геометрии, особенностями зрительного восприятия и пр. Первым этапом развития живописца было производство на свет зрительных перспективных линий. Вдоль этих линий располагались все разнообразные фигуры, которые художник должен был постараться изобразить похожими на объекты, созданные природой. При этом линейные размеры объектов по мере их удаления должны были уменьшаться. «Овладение рисунком наступает вслед за познанием перспективы», - писал в своих трактатах Леонардо да Винчи.

Линейная перспектива. В фотографии эта первичная задача передачи линейной перспективы и похожести решается автоматически с помощью простого и гениального механического устройства - объектива.



Перспектива необходима для того, чтобы показать в соответствии с авторским замыслом относительную величину (пропорциональность) объектов. Располагая ближе к объективу тот или иной объект, мы увеличиваем его кажущуюся величину и таким образом увеличиваем его значение и роль в изображении. Мелкий объект может выглядеть на фотографии крупным и наоборот.

^ Тональная перспектива. Тональная перспектива создаёт иллюзию глубины фотографического пространства, иногда уводя зрителя на сотню миль по ту сторону фотографической плоскости. Изображая объекты на переднем плане резкими и контрастными, а объекты на заднем плане расплывчатыми и нечёткими, мы увеличиваем объёмность изображения. В фотографии для этого используются «туманные» светофильтры, дающие мягкие, бархатные тона, увеличивающие атмосферную дымку. Особенно полезно использование тональной перспективы тогда, когда глаз не улавливает линейную перспективу. Это происходит в том случае, когда на снимке отсутствуют объекты одинакового размера, удаляющиеся от объектива - деревья, столбы и т.п., уменьшение линейных размеров которых обозначает глубину пространства.



Другой способ расширения перспективы - фокусировка отдельных объектов с использованием малой глубины резко изображённого пространства (ещё одно из «механических» преимуществ фотографии перед живописью).

Использование телеобъективов также приводит к «сплющиванию» перспективы, поскольку объекты съёмки уменьшаются в линейных размерах незначительно с увеличением их отдалённости от объектива.

Преимущество использования широкоугольных объективов проявляется не только и не столько в том, что они позволяют фотографировать сюжеты под большим по сравнению со штатными объективами углом зрения на небольшом расстоянии от объектов, и даже не в том, что они обладают относительно большей глубиной резко изображаемого пространства. Основная прелесть широкоугольников в том, что они дают картинку с обострённой перспективой, когда перспективные линии как бы дугообразно выгибаются от границ вовнутрь кадра, расширяя ощущение глубины и динамики пространства. Перспектива выразительней в том случае, когда изображённые тела обладают большей рельефностью, а фоны, их окружающие - нейтральны. Самый простой способ увеличения рельефности - использование бокового освещения.

^ Цветовая перспектива. В цветной фотографии для увеличения иллюзии глубины пространства полезно использовать приёмы цветовой перспективы. Замечено, например, что объекты окрашенные в тёплые тона кажутся выступающими из плоскости изображения, а объекты в холодной цветовой гамме - отступающими на дальний план. Поэтому для усиления эффекта объёмности и разделённости планов следует размещать объекты в тёплой гамме на переднем плане, а объекты в холодной цветовой гамме - на заднем плане.

Для усиления перспективной градации съёмочного пространства эффективно использовать группировку объектов по глубине:

  • на переднем плане располагается группа объектов «предваряющих» основной сюжет;

  • на втором, центральном плане изображаются основные, наиболее значимые объекты или события;

  • третий план играет роль «субдоминанты», поддерживающей центральный план, взаимодействующей с основным сюжетом;

  • гармонирующий фон объединяет все планы в единое целое.



Итак, используя обозначенные выше приёмы передачи перспективы, фотохудожник может сделать так, чтобы плоскость фотографии казалась рельефной и объёмной. Хотя фотография всего лишь поверхность, но ведь и зеркало - то же самое. Следовательно, используя приёмы расширения перспективы, можно достичь того, что фотография тоже будет казаться природной вещью, видимой в большое зеркало.

^ Временная перспектива. Вершинными шедеврами фотографического искусства являются случайные мгновенные фотографии хотя бы потому, что случай определяется как нечто неповторимое. Случайными мгновенными художественными фотографиями мы будем называть такие фотографии, в которых:

  • длительность происходящего события близка к длительности срабатывания затвора;

  • событие непредсказуемо и неповторимо;

  • композиция (геометрическая форма) совершенна.

Когда в изображении мгновенно найдены гармоничные отношения в геометрии формы и построены ассоциативные цепочки между объектами изображения, оно получает принципиально иной временной статус. Геометрическая гармония переводит случайное в сферу вечности. Изображённая ситуация в той или иной степени композиционно завершённой фотографии получает новое качество, которое отсутствовало в отдельно расположенных предметах, и которое максимально выражено именно в момент съёмки, открытия затвора. Изображение актуализируется, становится самодостаточным, приобретает иную темпоральность. Под темпоральностью здесь понимаются временные характеристики фотографии, способ её существования во времени и способ течения времени в фотографическом пространстве. Событие, имеющее в обыденной жизни плавную непрерывную темпоральность, предстаёт на фотографии в виде мгновенного среза, скачка, разрыва плавной линии течения времени. Такая фотография, нарушая плавное течение времени, перестаёт принадлежать прошлому. Место разрыва временной линии порождает новый исток. Фотография при просмотре как бы возрождается вновь и вновь в глазах каждого зрителя, обретая в зависимости от внешней ситуации, от характера и искушённости зрителя, всё новые и новые смыслы. Такая фотография «зацепилась» за поток времени; её значение не ограничивается теперь только значением исторического документа, к нему добавилось значение вневременной эстетической и эмоциональной ценности. Фотография становится «антиисторичной» в той степени, в какой она отражает момент приложения сил.

Красиво запечатлённый во времени момент представляет собой настоящее, отсечённое от вечного. Преимущество фотографии перед живописью здесь заключается в том, что создание изображения происходит одноразово, в беспамятном порыве, «от нуля» при мгновенном нажатии фотографом на кнопку фотоаппарата. Говоря математическим языком, творчество живописца интегрально, а творчество фотографа (в высших проявлениях) дифференциально. Поэтому можно утверждать, что оно первичнее, первороднее, чувственнее в той степени, в какой остановленное мгновение нелогично, в той степени, в какой запечатлённое событие отличается от всего поля предшествующих событий.

Непредсказуемая фотография как бы обозначает дефектный атом в кристаллической решётке пространственно-временного континуума бытия. Его крайне трудно именовать, потому что его явление несерийно, неназываемо, уникально. Но именно этот уникальный компонент бытия позволяет событийной линии, рассечённой в момент съёмки, развиваться в новом направлении, что в свою очередь, можно надеяться, способствует прогрессу в целом. Эта надежда подкрепляется тем, что ничто так не блокирует будущее, как сериальность, монотонность, тавтологичность.

Итак, мгновенная фотография включает в себя не только часть геометрического пространства, но и рассекает временной континуум, давая почувствовать протяжённость, линеарность и перспективу течения времени по характеру временного разрыва, который представляет собой фотокадр. Поэтому здесь можно говорить о временной перспективе, причём как в узком, так и в широком смыслах.

По аналогии с пространственной перспективой, временная перспектива в узком смысле позволяет ясно видеть развитие достаточно динамичных событий во времени. Для этого на фотографии, вместившей в себя быстротечное (близкое по протяжённости к интервалу времени срабатывания затвора фотоаппарата) событие, в идеале должны содержаться:

  • стимулирующее или провоцирующее действие (аналог переднего плана в пространственной перспективе);

  • основное событие (аналог центрального плана);

  • реакция на основное событие (субдоминанта);

  • событийная атмосфера, в которой происходят действия и события (событийный фон).

Для ясности приведу пример. Представим себе фотографию игрового момента футбольного матча. На переднем плане - нападающий, только что ударивший по мячу. Вся его поза ещё сохранила то напряжение, которое он испытывал при ударе (стимулирующее действие). Вратарь прыгает по направлению к мячу, задевает его, и мяч попадает в штангу ворот (основное событие). Судья свистит в свисток, фиксируя нарушение правил (субдоминантный временной план). Футболисты на поле и болельщики бурно реагируют на происходящее (событийный фон).



^ Временная перспектива в широком смысле позволяет почувствовать красоту и эмоциональный заряд запечатлённого события на конкретном историческом фоне. Как известно, время троично делится на прошлое, будущее и исчезающее настоящее. Исчезающее настоящее представляет собой нечто подобное линии разреза, точке роста Вселенной. Это «нечто» не является ни временем, ни пространством; оно есть разрыв, препятствие, слой, в котором формируются векторы, направляющие развитие. Подлинная фотография есть овеществление этого слоя, препятствия, разрыва, находящегося в срединной точке между прошлым и будущим.

Приметы времени, присутствующие на снимке, позволяют увидеть, например, в каком направлении развивается манера атаки ворот в футболе, как совершенствуются способы фотографической съёмки футбола и т.д. Фотография как исторический, эстетический и эмоциональный документ позволяет понять, что меняется со временем (например, внешняя сторона игры, эстетическая форма передачи посредством фотосъёмки напряжения человеческих страстей), а что остаётся неизменным (например, эмоциональный накал игры). Всё это в совокупности позволяет различать вечные и преходящие ценности. Таким образом, в подлинном произведении фотоискусства время не просто останавливается и «консервируется», что связывает фотографию с прошлым и делает её историческим документом. При каждом просмотре время протекает через фотографию в бесконечное будущее, воздействуя на его развитие в настоящем.

Свет


Свет бывает естественный и искусственный. Источником естественного света является Солнце, в то время как искусственный свет дают различные источники освещения: лампы накаливания, лампы искусственного освещения, свечи и так далее. Физическое различие между этими видами света заключается в различной цветовой температуре источника излучения. Так как обычная фотоплёнка сбалансирована для правильной цветопередачи при дневном освещении, она начинает “врать” при любом другом освещении. Все замечали жёлтый тон фотографий, снятых при освещении лампами накаливания или в лучах заходящего солнца.

Другой, менее известный пример: серость фотографий зимних пейзажей, выполненных в пасмурную погоду. В первом случае источник освещения даёт около 3200K, во втором – свыше 7000K. Обычные плёнки, рассчитанные на 5500К, не могут “справиться” с таким освещением без специальных корректировок. Для такой корректировки рекомендуется использовать коррекционные светофильтры.



Другим практическим приёмом является использование фотовспышки. Да-да, использование фотовспышки при съёмке пейзажей. Дело в том, что классический пейзаж имеет три плана: ближний (передний), средний и дальний. Если средний и дальний планы, как правило, нормально освещены, то передний план часто “проваливается” из-за плохого освещения. При этом надо следить за предметами, находящимися в непосредственной близости перед камерой, которые могут быть пересветлены вспышкой. Если это трава, то иногда полезно попросту удалить самые ближние высокие травинки. Так же, полезно самому построить передний план, добавив в него какие-либо предметы, по смыслу композиции. Особенно полезна вспышка при съёмке против солнца; и наиболее ярким примером является съёмка заката. Большинство популярных фотоплёнок просто не в состоянии передать высокий контраст между самой светлой областью снимка и самой его тёмной частью. Если померить оптимальную экспозицию самой светлой части и самой тёмной части, то можно видеть, что разница между ними превышает 4-5 шагов экспозиции. В результате получается либо белое небо и приемлемого качества передний план (если фотоаппарат был нацелен большей частью на траву), либо наоборот, нормального цвета небо и чёрный передний план, с неразличимыми деталями. Избавиться от такого недостатка можно, например, используя фотовспышку.

Также при съёмках закатов полезно снимать не сами закаты (на западе), а возникающие картины на востоке с различными перламутровыми оттенками, а ещё лучше – перпендикулярно тому и другому – на север или юг. Длинные стелящиеся по поверхности тени, подчёркивающие неровности ландшафта, могут создать волшебную неземную картину, от которой будет трудно оторвать взгляд. И в самом деле, что ещё более наглядно передаёт вечернюю атмосферу?

Ночная съёмка имеет свои особенности. Основной трудностью является наличие на сцене источников освещения с различной цветовой температурой. Кроме того, из-за недостатка освещения величины оптимальных выдержек могут достигать до 30 секунд, что делает невозможным съёмку с рук. Поэтому необходимо использовать штатив. Что же касается цветовой температуры, то иногда её можно скорректировать, а иногда просто противопоказано. Если присутствуют источники различной природы – неоновые рекламы, уличные фонари, окна домов (лампы накаливания), тогда корректировать свет не нужно, оставив всё на откуп игре разнообразия света. Если же вокруг одни только фонари, натриевые или ртутные, то полезно применить коррекционный фильтр.

Свет сам по себе нельзя передать, не используя теней. Если вы хотите изобразить свет, то рисуйте (снимайте) тени. Нет теней – нет света. Очень простая зависимость. Тени обычно имеют оттенок вторичного источника освещения: неба или другого фонаря, к примеру. Это явление называется рефлексом.

Теперь о погоде и времени суток для съёмки. Для насыщенных цветов нужна хорошая погода, но небо не должно быть безоблачным. Однако крайне не рекомендуется снимать пейзажи в полдень (когда солнце очень высоко над горизонтом) из-за того, что нарушается гармония между формой, цветом и освещением. Пейзаж теряет объём и становится плоским. Цвет теряет интенсивность, контраст зашкаливает.

Цвет


Первый вопрос – это целесообразность использования цвета. Неплохие пейзажи можно снимать и в чёрно-белом виде, если это оправдано. Конечно, для иллюстрации цвета разнотравных лугов надо использовать цветную плёнку, а вот передать серость и атмосферу освещённых солнцем городских улиц, или просто солнечный денёк удаётся и в монохроме. Вовсе не обязательно использовать при печати оттенки серого – оттенки других цветов подходят даже больше, к примеру, оттенки коричневого лучше передают глубину полутонов. Важно только помнить, что тёплые цвета и холодные цвета должны использоваться в соответствии со смыслом сюжета, и подчёркивать идею.

К сожалению, возможность фотографа свободно оперировать цветом очень ограничена, в отличие от света и композиции. Но кое-какие возможности всё-таки имеются. Во-первых, мы уже упомянули использование чёрно-белых фотоматериалов. Вторую возможность предоставляет использование светофильтров. Цветные градуированные (затемнённые) фильтры, поляризаторы и коррекционные фильтры придадут вашему труду элемент творчества, изменив цветовую картину по вашему желанию. В третьих, задумавшись, а зачем вообще природа наделила нас возможностью различать цвета, мы приходим к выводу, что способность различать цвета изначально нам дана для двух целей: предупредить и привлечь внимание.

Отсюда вытекает вывод о том, что роль цвета - показать нам утилитарные свойства того или иного объекта, влияя непосредственно на подсознание. То есть, цвет показывает нам, на что годится этот предмет в данной композиции. Предназначение цвета, как и освещения, композиции, формы - помочь автору в изображении задуманной идеи. Выделить, подчеркнуть, создать цветовую тональную перспективу... Грамотное использование цвета (и сочетания цветов), как символа, может заменить целые понятия. Неграмотное же его использование (или неиспользование его там, где наличие цвета необходимо) приводит к нарушению гармонии Вашего снимка.

Цвета бывают тёплые и холодные. К тёплым цветам относят красный, оранжевый, жёлтый; к холодным – голубой, синий и фиолетовый. Зелёный цвет может иметь как тёплый, так и холодный оттенок. Предметы, окрашенные в тёплые цвета на фотографии кажутся расположенными ближе, чем на самом деле и привлекают внимание, холодные – дальше и отталкивают. Холодные тона обычно служат фоном для тёплых. Очень удачным приёмом является изображение небольшого количества тёплого цвета на фоне холодного. Вышеупомянутый вечерний зимний пейзаж с одиноко горящим жёлтым окошком в избушке на опушке леса является хорошей иллюстрацией к сказанному. Обратная комбинация обычно не гармонична и режет глаз. Следует помнить, что тёплые цвета могут иметь холодные оттенки, так же как холодные цвета – тёплые оттенки. Например, недозревший лимон – холодный жёлтый цвет. Для притепления холодных цветов используется “утепляющие” розовые фильтры, а для охлаждения тёплых цветов - “охлаждающие” синие фильтры. Первое полезно при съёмках зимой, второе – в ночное время.

Использование различных “светлот” одного и того же цвета создаёт цветовую тональную перспективу. Всем известны снимки дальних видов с полями, лесами и горами. Тональная перспектива передаёт воздух, атмосферу, что всегда нравится зрителю. Дело в том, что очень трудно получить не “плоский”, а объёмный снимок. Большинство любительских снимков двухмерны и не передают объём. Тут поможет тональная перспектива и некоторые приёмы композиции.
^

Золотое сечение



Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление, φ) — деление отрезка на части в таком соотношении, при котором большая часть относится к меньшей, как весь отрезок к большей.


Когда мы хотим сделать красивый снимок, то часто замечаем, что не умеем мысленно расставлять объекты так, чтобы они потом смотрелись на готовой фотографии в наилучшем виде.

^ SHAPE \* MERGEFORMAT

Освежать свои школьные знания и вооружаться циркулем и транспортиром не понадобится. Правило золотого сечения предельно просто: с помощью горизонтальных и вертикальных линий мы мысленно делим видоискатель на девять одинаковых секторов. Четыре центральные точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий и будут для нас ключевыми. При простой композиции - например дрейфующий корабль в море - достаточно поместить главный объект в одну из этих точек, и фотография заиграет. Если корабль не дрейфует, а рассекает волны и они тоже представляют интерес, то лучше поместить его в одну из двух верхних точек. А если море скучное, зато на небе появились пушистые облака, то место корабля - в одной из двух нижних точек. Отсюда следует еще одно правило: лучше, когда линия горизонта будет совпадать с одной из наших воображаемых горизонтальных линий. Ставить горизонт по центру следует лишь при съемке отражений (дом на берегу озера), да и то слишком уж строгий расчет может сделать фотографию сухой. А вот для съемки горизонта по диагонали нужны очень веские основания, и начинающему фотографу лучше не баловаться подобными экспериментами, а сосредоточиться на отработке правила золотого сечения.



Когда в сюжете фигурируют два и более объекта (например, корабль на горизонте и лодка на переднем плане), то их следует развести в противоположные по диагонали углы (корабль в верхнюю левую точку, лодку в нижнюю правую, и наоборот). Тут есть одна маленькая хитрость: наши знания в считанные миллисекунды позволяют определить, куда плывут корабль и лодка. Если навстречу, то их можно поместить в кадре подальше друг от друга - наше восприятие их и так приблизит. Если в разные стороны, то важно не допустить, чтобы объекты уплыли из кадра. А если в одну сторону, то стоит проследить, чтобы большая лодка (главный объект на переднем плане) не догнала и не проглотила маленький кораблик. Для европейца, читающего слева направо, корабль, движущийся вправо, мчится на всех парах и уплывает прочь, а влево - приплывает на тихом ходу.

Динамичный сюжет - залог хорошей фотографии. И здесь нам помогут золотые линии и точки. Ветер кружит опавшую листву - пусть круг пройдет вдоль какой-либо из линий и пересечет пару точек, фотография получится наиболее привлекательной. Человек, неподвижно стоящий в полный рост вдоль одной из вертикальных линий, уже что-то делает. И даже при съемке какого-либо ритмического рисунка без четко выраженного главного объекта (а чаще при его отсутствии) фотографу необходимо иметь в виду волшебную силу четырех точек - ведь по ним-то мы и читаем фотографию.

Не беда, если вы возьмете готовую фотографию, расчертите ее на сектора и обнаружите, что объекты чуть-чуть не вписываются в точки и линии, - в конце концов, мы ценим искусство именно за эти «чуть-чуть» Но чтобы в поисках своего стиля смело нарушать правила, их нужно знать.

Композиция


Рассмотрим принципы композиции. Как известно, тут не может быть “законов” композиции, которых следовало бы непреложно придерживаться. Есть только базовые основы, о которых надо помнить. Знание законов композиции позволяет их грамотно и осознанно нарушать.

Композиция бывает “открытая”, “закрытая”, “cтатичная” и “динамическая”. В “открытой” композиции преобладают центробежнонаправленные оси, в “закрытой” – центростремительные силы притягивают внимание зрителя к центру, или к другой точке, в “статичной” – наличествуют пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси и, наконец, в “динамической” превалируют композиционные оси, пересекающиеся под острыми углами, образуя диагонали, так же иногда встречаются круги и овалы. Каждый тип композиции несёт определённый “настрой”. Открытая и статичная композиции вызывают ощущение простора, широты, незавершённости картины, позволяя зрителю самому представить то, что осталось за кадром. Она очень хорошо передаёт ощущение “вечности и незыблемости”. Закрытая композиция самодостаточна, завершена, и акцентирует внимание на том, что изображено в кадре. Художники классического направления в основном используют этот тип построения. Динамичная композиция исключительно полезна для вовлечения участия зрителя в конкретной фотографии, добавляя эффект притяжения или отталкивания (зависит от направления сегментов окружностей), и придавая эмоциональный настрой работе.



Осями композиции служат деревья, тени, люди, дороги, берега, линия горизонта, полоски леса, улицы, дома, мосты и даже некоторые виды облаков. Рекомендуется по возможности не снимать сюжеты с наличием линий, одновременно входящих в кадр и выходящих из него. Это так же относится к линии горизонта. В таких случаях хорошо ограничить её деревом с края или ещё чем-нибудь. Такие линии просто “разрезают” кадр. Также важно правильно “обрезать” кадр, при съёмке объективом со средним фокусным расстоянием. Тут рекомендация проста: лучше обрезать сверху, а не снизу, оставив зрителю ощущение присутствия и доступности.

При наличии осей композиции, очень важно, что бы они не пересекались ровно в середине кадра. Такие работы, как правило, скучны. Хорошей практикой является расположение осей на треть от границ снимка, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Однако следует следить за тем, что бы композиция оставалась сбалансированной, то есть ни одна сторона не “перевешивала”. Проведите мысленный эксперимент, положите свой снимок серединой нижнего среза на остриё карандаша, и определите, какая сторона “тяжелее”. Несбалансированные снимки, как правило, раздражают людей. Однако это не означает, что работа должна быть симметричной. Каждый фотограф имеет целый арсенал средств, чтобы этого избежать.

Наличие в снимке диагоналей исключительно приветствуется. Окружающий мир переполнен горизонтально-вертикальными осями, поэтому часто полезно нарушить этот порядок. Диагонали делят на “восходящие” и “нисходящие”.

Восходящие диагонали направлены из левого нижнего угла в правый верхний, и несут оптимистический смысл, надежду. Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в правый нижний угол, несут некий “упаднический” настрой, ощущение завершённости. Альпинист, карабкающийся по восходящей диагонали будет восприниматься как стремящийся к цели, в то время как движущийся вверх по нисходящей диагонали будет вызывать тревожное ощущение того, что сейчас свалится вниз. Таким приёмам учат на курсах операторского искусства, обратите внимание на передачи телевидения, там найдёте подтверждение.

Далее стоит остановиться на непосредственно визуальной форме, то есть на самих предметах. Замечено, что некоторые предметы вызывают устойчивые ассоциации. К таким предметам относятся мосты, велосипеды и их тени, одинокие скамейки, старые автомобили, поезда, лодки и другие. Вызывая в зрителе приятные воспоминания из личной жизни, они помогают сформировать нужное настроение. (Сюда же можно, условно, отнести туман и дымку.) Кроме того, важно количество изображённых главных предметов. Предпочтительное их число – нечётное, 1, 3, 5. Чётное число обычно не приветствуется, но это только рекомендация. Опять отмечу, что таковы принципы, которым учат на курсах телеоператоров. Также отмечу, что вокруг нас имеется ряд кривых линий, которые гармоничны от природы. Это окружность, линия свободного провисания верёвки (цепи) и форма линии, повторяющая изгиб насыпанной кучи абсолютно сухого песка. Использование таких линий гармонизирует фотографию.

Теперь поговорим о порядке и хаосе. Порядок (ритм) часто является объектом изображения на фотографии. Колонны, шпалы, столбы, шагающие вдаль… Однако такие работы, как правило, крайне скучны (но бывают приятные исключения!). Работы, с хаотичным содержанием, как например изображение рисунка опавших листьев или ковёр садовых цветов вызывают в зрителе другое чувство – чувство растерянности. Поэтому один лишь только порядок или один супрематический хаос являются не целью, а средством изображения. Хаос требует включения элементов порядка, чего-то упорядоченного, в то время как порядок полезно “разбавлять” чем-то хаотическим, создавая контраст ритмик и гармоний.

Фотография – это материальное выражение философии, наших чувств, стремлений, мыслей и желаний, и поэтому самоанализ и размышление несомненно приведут Вас к созданию работ, понятных любому зрителю и вызывающих в нём именно те чувства, которые Вы хотели передать.

Выводы





  1. Технология приборов с зарядовой связью сегодня успешно развивается, совершенствуясь в химическом направлении - уменьшении доли нежелательных примесей и компоновочном – изменении типа основных носителей, ПЗС-элемента и всей матрицы в целом.

  2. Для разных жанров фотографии - пейзажа, портрета, натюрморта – существуют свои правила, соблюдая которые можно добиться качественных снимков.

  3. При фотосъемке и создании изображений другими способами важно учитывать правила композиции, освещение, цветовую гамму. Лучше всего смотрится изображение, созданное по «правилу золотого сечения». Для создания натуралистичных изображений необходимо знание законов перспективы.
^

Список литературы:


  1. Неизвестный С.И., Никулин О.Ю. Приборы с зарядовой связью. Устройство и основные принципы работы. http://st.ess.ru/publications/articles/nikulin2/nikulin.htm

  2. Sally Wiener Grotta. Перевод: Дмитрий Чеканов, Сергей Мильчаков. ПЗС http://www.shopmarket.ru/articles/foto/pzs.shtml

  3. Тенденции в цифровой фотографии. Часть 3 (ПЗС-матрицы). Автор: Марин Милчев. Дата: 03.03.2004 http://www.3dnews.ru/digital/matrix/

  4. Barry Braverman. Understanding Your camera's CCD/DV, 2003, март http://www.divi.ru/text/a-video16.shtml

  5. Электронная «фотопленка» Михаил Зырянов 20.03.2001 http://old.osp.ru/publish/2001/03/044.htm

  6. http://lumix.panasonic.ru/lumix/alphabet.xgi?&alphabet_id=1395160&catalphabet_id=1389700&grpalphabet_id=1394600

  7. Тенденции в цифровой фотографии. Часть 4 (пиксели). Автор: Марин Милчев. Дата: 31.03.2004 http://www.3dnews.ru/digital/pixel/

  8. http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=1073099

  9. http://photo-element.ru/analysis/perspective.html

  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8

  11. http://photo-element.ru/ps/la.html

  12. http://www.fotonovosti.ru/content/pr_arts_one/6/1351

  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

  14. http://fotokaif.com/portrait/

  15. http://www.photodome.ru/School/Landscape/L1.html

  16. http://digicam.ru/articles/STech/20060505143651STech.html




Скачать 450.65 Kb.
Дата конвертации28.12.2012
Размер450.65 Kb.
ТипКурсовая
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы