Тезисы лекционных занятий Тема №1: Вводная лекция. Содержание и задачи курса icon

Тезисы лекционных занятий Тема №1: Вводная лекция. Содержание и задачи курса



Смотрите также:
Тезисы лекционных занятий


Тема № 1: Вводная лекция. Содержание и задачи курса.

Радио в системе СМИ

Тезисы:

Предмет и структура курса.

Радиовещание в системе массовой коммуникации.

Особенности радио как средства массовой информации. Анализ функций радиовещания. Интеграция общества и его саморегуляция, формирование общественного мнения, идейно-воспитательная, реализация социальной активности членов общества, распространение культуры, развлечение, формирование экономического сознания – основные функции радиовещания. Влияние радио на духовную жизнь общества. Эстетическая основа радиовещания. Радио и литература. Радио и театр. Радио и газета. Радио и телевидение. Радио и Интернет.

Радиожурналистика прошла немалый путь развития – путь поисков «радийных» форм, «радийных» средств, «радийной» специфики, «радийного» звучания. И, слушая сегодня наши передачи, разнообразные по тематике, жанрам, тональности, манере изложения, можно с уверенностью сказать, что поиски эти во многом увенчались успехом. Возникшие с появлением ТВ опасения, что радио ограниченное в своих возможностях, обладающее способностью воздействия лишь на слух, будет поглощено телевидением, «растворится» в нём, – исчезнет бесследно. «Великий слепой» отстоял своё право на существование. Более того, с каждым годом всё ярче проявляется общественная значимость радио, его огромная роль в жизни современного общества. Благодаря спутникам связи беспредельно расширились пространственные территориальные возможности радиовещания. Радио стало одним из ведущих средств информации.

До сих пор отсутствует до конца разработанная теория радиовещания. Пожалуй, нет единого представления о системе, назначении, содержания используемых на радио жанров и форм. Нет достаточно чёткого понимания их эстетики и эффективности. Нет и сколько-нибудь полного исследования языка радиопередач, обусловленного спецификой радио как одного из видов массовой коммуникации.

Радиоаудитория. Радио впереди всех СМИ по оперативности и доступности информации. Теперь радио, как впрочем, и телевизор, есть в каждом доме. Но если заглянуть на полвека назад, то именно радио было единственным источником информации. А как начиналось радио?

История развития радиовещания – процесс, связанный, прежде всего с технической эволюцией.

Из истории возникновения радио. Форт-Александровская радиостанция – первая радиостанция в Казахстане. Роль Ташкентской радиостанции для Туркестанского края. Основные признаки дореволюционного отечественного радиотелеграфа. Радиовестники ТуркРОСТа, бюллетени КирРОСТа. Деятельность Оренбургской, Петропавловской, Кокчетавской, Акмолинской, Павлодарской, Усть-Каменогорской принимающих станций. Первые радиостанции на территории Казахстана. Основные периоды развития радиовешания в Казахстане. Исследователи истории казахстанского радиовещания. Радиовещание независимого Казахстана. Эволюция жанров и форм радиожурналистики.

Понятие "форма" и "жанр" радиожурналистики.

ЗАДАНИЯ:

  1. Подготовить доклады и рефераты



Тема № 2 Особенности радио как средства массовой информации


Тезисы:

Взаимоотношения радио и прессы обусловлены разделением задач этих видов СМИ.

Задачи. Подробно разобрать.

На рубеже XXI века одним из самых мощных и действенных контрагентов радиовещания стала глобальная компьютерная сеть Интернет.

Прослушивание радиостанции в режиме Real Audio – достаточно простое занятие.

Возможность быть в курсе всего, что происходит на интересующей вас станции, главное, чтобы был компьютер с доступом в сеть; качество звука при этом будет зависеть лишь от качества динамиков и скорости вашего модема (устройство, соединяющее компьютер с Интернетом).

Кроме вещания в Real Audio практически все московские радиостанции в целях расширения целевой аудитории и более детального изучения ее вкусов открыли собственные web-сайты, или серверы (персональные электронные странички). Надо сказать, что некоторые радиостанции можно слушать прямо с их web-сайта, нажав «мышкой» на значок «Real Audio» или табличку с надписью «live internet broadcasting» (живое вещание в Интернете).

Электронные страницы радиостанций. Самостоятельное вещание. Время от времени обновляется их дизайн: появляются новые картинки, меняются «обои» – фон, на котором располагаются текстовые и фотоматериалы, добавляются новые фотографии, «аудиосэмплы» – примеры джинглов («отбивок» и позывных радиостанции). С помощью специального счетчика посещений, расположенного на главной страничке сайта, можно отследить, сколько человек – потенциальных слушателей или рекламодателей – ежедневно «посещают» сервер радиостанции.

Вещание в Сети и электронные странички с наличием обратной связи (e-mail, раздел «Стена») дают возможность как программным директорам, так и ди-джеям узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции, помочь сделать радиопрограммы более интересными и насыщенными, а, следовательно, еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей.

ЗАДАНИЯ:

  1. Проанализировать веб-сайты радиостанций



Тема № 3: Радиовещание: особенности контакта


Тезисы:

Проникающая способность радио.

Факторы физического и психологического характера, присущих природе радио.

Приёмы установления и поддержания контакта с аудиторией.

Типы прослушивания радио.

Определение аудиторной ниши.

Виды памяти.

На примерах разобрать особенности контакта радиожурналиста и аудитории:

  1. Аудитория радио рассредоточена в пространстве

  2. Аудитория радио не просто рассредоточена в пространстве, она рассредоточена психологически

  3. В радиоаудитории слабо или не всегда работает фактор обратной связи, как это имеет место, например, в театре, на концерте или во время публичного выступления, где иногда с помощью умелого воздействия на часть слушателей можно активизировать и «захватить» сразу всю аудиторию

Хотя коммуникационный эффект журналистская практика связывает с закреплением материала именно в долговременной памяти, понятно, что из всего огромного массива поступающей каждый день информации в ней оседает лишь ее незначительная часть. Этот вид памяти загружается методом постепенного, длительного накопления. В повседневной же работе радиожурналисту приходится ориентироваться на оперативную память. Этот фактор, это умение – один из критериев профессионализма в установлении надежного контакта с аудиторией. Темп подачи информации в зависимости от ее сложности, приемы разъяснения и повторов, используемая лексика, звуковое качество материала – все эти параметры передачи должны обеспечить ее удобослушаемость, т.е. соответствовать психофизическим возможностям аудитории.

Работа радиожурналиста над материалом для эфира связана с учетом возможностей человеческой памяти.

Запоминание – способность сознания закреплять, удерживать в течение какого-то отрезка времени фрагменты информации. Это своеобразный аккумулятор жизненного опыта человека. Однако следует учитывать, что он имеет определенную, отнюдь не беспредельную емкость – физиология и здесь ставит свои границы в виде некоторых предохранителей от перегрузки.


Восприимчивость трудно уловимых на слух деталей, как цифр, имен, названий, терминов. Во избежание сложного восприятия при компоновке информационных и рекламных блоков на радио применяют прием предварительной активизации интереса слушателя.

Отработать на практических примерах

ЗАДАНИЯ:

  1. Сделать социологический опрос по радиостанции «Студенческая волна»

  2. Подготовить обзор радиоэфира эфира

  3. Проекты радиопрограмм

  4. Разработка сетки вещания


Тема № 4 Дикторская речь. История становления профессии. Правила и требования.


Тезисы:

Диктор, есть в этом слове что-то магическое. Дикторы, как и актёры, часто являются предметом застольных обсуждений. А уж в годы, когда фильмов выходило мало, а телевидения вообще не существовало, – тем более. Особенно загадочны были и остаются дикторы радио, которых десятилетиями слышат, но, как правило, не видят.

Всякие слухи о дикторах – вещь нормальная, потому что их профессия довольно странная. С одной стороны, она необычайно популярна, потому что «на слуху». С другой стороны, это профессия для избранных. С каким удивлением слушают люди рассказы о том, что высокопрофессиональный диктор – это приличный голос, своеобразный талант, развитая интуиция, редкое самообладание, умение стремительно реагировать на неожиданности, воспитанное громадным трудом чувство чтецкой меры и исполнительского такта. Образованность, постоянная и широкая информированность в сочетании с обязательным знанием своей слушательской аудитории – тоже качества очень важные для диктора, поскольку ему нередко приходится делать вид, что чтение сложных, а то и просто беспомощных текстов даётся легко, органично и даже с удовольствием.

Говоря о профессии диктора нельзя обойти и такие высокие, но необходимые понятия, как профессиональная честь перед русским языком, общей культурой речи на радио способностью не читать, а общаться с радиослушателем, умение работать в любом жанре, доступном для радио.

Диктор у микрофона обязан учитывать самые различные условия и специфику исполнения: содержание материала, характер, контекст и особенности времени, эмоциональную атмосферу. А она, как и вся жизнь человека, бывает то повседневно-будничной, то праздничной, то торжественной, знаменуется то какими-либо драматическими, а то и трагическими событиями

Диктор – посредник между автором, редактором и слушателем, в то же время диктор – это творец.

Он должен обладать речевой культурой, хорошим голосовым тембром, уметь владеть собой, быть сдержанным.

Противопоказания: театральность, декламация, игра, панибратство, издёвка, стиль эстрадного конферансье. Всякая искусственность, назидательность и фальш режут слух.

Дикторское мастерство должно опираться на систему Константина Станиславского. В основе учёбы – овладение мастерством работы у микрофона лежат театральные традиции.

  • прочитать текст и запомнить (знать, о чём он)

  • охватить текст глазом (заголовок) и первый абзац – высший пилотаж

  • и вот микрофон включён!

Дыхание – голос развивается на базе гекзаметра (Техника речи)

Закон речи:

  1. Всё, что стоит в Род. п., является главным

  2. глагол никогда не бывает ударным словом, если при нём нет обстоятельства



^

Понятие: видение, общение, задача, подтекст; ассоциативный образ





  1. местоимения не бывают ударными, кроме как в противопоставлении: «Я пошёл гулять, а он остался дома».

Поэтому безграмотно читать: Были «изготовлены тракторы и запасные части к ним», делая ударение на местоимении. Ударное слово «части».

Это надо твёрдо знать, чтобы читать по законам живой речи, не задумываясь о тех или иных деталях, культурно, грамотно.

  1. ^ Дом помещицы стоял на пригорке.

Дом помещицы стоял где? – На пригорке. Вот так звучит чёткая грамотная фраза.

  1. усвоить основы: «Ворота дома были с задней стороны его»

Казалось бы ударное слово здесь «дома», ведь Р.п. Но понятия противопоставления обладают такой силой, что зачёркивают другие правила. Значит, «ворота» – ударное слово.

Путь к художественному грамотному чтению лежит через сложную, но подлинную цепочку ассоциаций.


ЗАДАНИЯ: Попытайтесь определить – в каком состоянии автор писал эти строки? Печально ли это сказано или автор испытывал восторг; глаза – в собеседника (ждали её {его}, приходила?), глаза – в себя?

«Тиха украинская ночь, прозрачно небо, звёзды блещут…»

Рекомендации: при чтении никогда не видеть «многомиллионные массы». Конечно, не сюсюкать.

Надо быть живым и читать одному человеку, зная о том, что каждый будет думать: это ему! Каждый из многомиллионной массы.


Пример как совсем нельзя читать тексты – сообщения УКаЧС


^ Тема: 5 Особенности языка радиопередачи


Тезисы:

Помня о том, что язык радио устный, и не видя большой разницы между понятиями устный и разговорный, многие считают, что господствующей на радио должна быть разговорная речь.

Разговорная и, если можно так выразиться, противопоставленная ей, книжная речь имеют две формы – письменную и устную. Вместе с тем устная и разговорная речь совсем не обязательно отождествляются друг с другом.

Разговорная речь возникает при личном, непосредственном общении. Характерной её особенностью является краткость, а вот полнота и точность не обязательны, а иногда даже излишни. Разговорная речь характерна особой лексикой, фразеологией, стилем, она применима на радио в весьма ограниченных пределах – в художественном, литературно-драматическом вещании, воспроизводящем живую речь, а также без текстовых документальных записях подлинной разговорной речи. Слово, произносимое в эфире, хотя и воспринимается каждым человеком отдельно, в целом предназначено для всех, и потому должно быть понятно и общедоступно. Нельзя забывать о том, что речь на радио – это всегда «общественный диалог» – взаимодействие говорящего с радиослушателями. Поэту в любом жанре речи, произносимой в радиоэфире должны присутствовать элементы диалога, а значит и разговорной речи. Иллюзия диалогизации создаётся целым рядом речевых приёмов.

Огромную роль в речи на радио имеет интонация. Как и в разговорной речи, она нередко является здесь единственным средством выражения эмоции и оценок говорящего.

Следует отметить, что звучащая по радио литературно-монологическая речь, как правило, допускается в редких случаях, которые должны быть ситуативно-оправданы. Поэтому языку радио свойственно не преимущественное употребление разговорных средств, а своеобразный сплав элементов литературной (книжной) и разговорной речи.

ЗАДАНИЯ:

  1. Записать и прослушать эфир радиостанции «Маяк», «Радио России», «Русское радио», «Европа плюс».

  2. Проанализировать разговорную стилистику



Тема № 6 Работа с режиссёром


Тезисы:

Принципы режиссуры по Немировичу-Данченко.

Специфика радиорежиссуры.

Режиссер информационного и публицистического вещания.

Чувство композиции.

Режиссура прямого эфира. Возможные сбои. Умение импровизировать. На чём строить импровизацию. (Рассмотреть несколько моделей).

Требования к радиорежиссёру и радиожурналисту.

Правила работы с микрофоном.


Случайная фонограмма и методика работы радиожурналиста

Ведущий информационно-развлекательной станции.

Особенности работы ведущего (ди-джея) на «локальной» информационно-музыкальной станции. По каким принципам выбирают ди-джеев.

Особенности работы ведущего на «многопрофильной» информационно-музыкальной станции.

Голос в эфире…

Выработка дикторских навыков. Требования к диктору.


Тема № 7 Выразительные средства радиожурналистики


Тезисы:

Звучащее слово – главное выразительное средство.

Значение музыки, шумов как выразительных средств радиожурналистики.

Особенности использования шумов в радиожурналистике и в художественном вещании.

Прослушивание эфирных аудиозаписей.


Учение Станиславского о действии словом ставит на первое место в процессе достижения выразительности и убедительности речи не силу голоса, а умение говорящего пользоваться чередованием интонаций (повышением и понижением), чередованием ударений (фонетическим акцентом) и пауз (полной остановкой). Что же касается громкости, то, как свидетельствуют эксперименты, проведенные великим реформатором театра в зрительном зале, силой звука можно оглушить, но вызвать нужные эмоции трудно. Практика радио подтвердила точность этого вывода не только для общения актера с публикой в зрительном зале, но и для работы у микрофона.

Ударение охарактеризовано Станиславским как элемент смысловой точности в речи. Правильное использование ударений заключается не только в умении поставить его на том слове, где ему надлежит быть, «но и в том, чтобы снять его с тех слов, на которых ему не надо быть».

Важнейшим критерием качества работы у микрофона можно считать и открытую Станиславским психофизическую зависимость речи говорящего от понимания им важности сообщаемой информации и его искренности: «Неверие в то, что говоришь, отсутствие подлинной задачи... все это укорачивает голосовой диапазон». Последний тезис применительно к радиожурналистике переводит учение о действии словом из сферы сугубо эстетической в область нравственную.

Формообразующие средства радиожурналистики. «Все звуки могут стать музыкой» (музыковед XX века Л. Стоковский)

Разобрать функции музыки и шумов.

Стилеобразующие средства радиожурналистики. Специфические способы звукообразования.

Монтаж как способ художественной организации фактического материала.

ЗАДАНИЯ:

  1. Выучить скороговорки

  2. Отработать дыхательные приёмы с тем, чтобы индивидуально увеличить голосовой диапазон



Тема № 8 Особенности журналистской работы на радио


Тезисы:

Журналист с микрофоном. Основные требования и условия работы.

Передача идёт в прямом эфире, нет места для редактирования текста, монтажа, исправления ошибок… Уроки профессионального мастерства, особых способностей, специальных навыков.

Прямой эфир обладает высокой притягательностью, значительно удешевляет производственный процесс, сулит идеологические и экономические дивиденды. Вот почему в последнее время (и особенно на коммерческих радиостанциях) широко используют подобную форму вещания. Не всегда это происходит достаточно эффективно. Следует признать, что прямой эфир – это не только способ вещания, но и сложное искусство, специфическое средство выразительности.

Предварительная фиксация материала Литературная основа, редактирование. Согласно творческому замыслу производится магнитная запись, которая соответствующим образом монтируется, иногда она дополняется шумовым или музыкальным сопровождением. Материал обретает более или менее совершенную форму, причём в руках опытного журналиста и его технических и творческих помощников (звукорежиссёра, звукооператора, звукооформителя, музыкального редактора и проч.)

Радиопроизведение не утрачивает духа естественной непринуждённости, сиюминутности и словно бы непредсказуемости результата, что обычно бывает в реальной жизни.

Репортёр в экстремальных условиях.

Общение в работе журналиста.

Целевая направленность материала.

Контакты с интересующими людьми журналисту помогает опять-таки специализация, т.е. работа в определенном диапазоне проблем.

Уверенность в себе и самоуверенность. Когда применять это оружие. Точка зрения академика Ландау на модель поведения журналиста.

ЗАДАНИЯ:

  1. Подготовка сценария

  2. Редактирование

  3. Работа в прямом эфире

  4. Работа в записи



Тема № 9,10, 11 Жанры радиожурналистики


Тезисы:

В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его различных потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, в государственном, интеллектуальном управлении массами, в формировании отношения людей к миру рождают журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия с определёнными целями на умы и чувства людей.

Жанр – форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи. Это касается также сфер творчества: музыки, кино, театра, в том числе и публицистики. Подлинное творчество многолико, оно не любит рамок, оно всегда нацелено на поиск новых путей. Поэтому жанр в определённой степени лишь «форма» для конкретного наполнения материалом. Каждый жанр выполняет свою задачу и обладает набором своих признаков.

Разнообразие конкретных функций предопределяет своеобразное «разделение труда» между жанрами. Взгляд на жанр позволяет лучше увидеть его собственные особенности и тем самым оттенить и рассмотреть особенности других жанров. Кроме того, жанры взаимодействуют не только по вертикали, но и по горизонтали. Решение определённых задач, их разновидности, возникающие в каждом конкретном случае, вынуждают журналиста использовать самые разные методы, поэтом, естественно, в структуре одного жанра появляются элементы других. Эти внутренние взаимосвязи жанров есть продукт их системного функционирования.

Назначение жанров определяет три основных способа отображения действительности журналистикой:

  • сообщение фактов;

  • интерпретацию фактов и событий;

  • образно-публицистическое раскрытие фактов и событий.

Система жанров в радиожурналистике представляют собой динамичную среду.

Очерки в современном вещании. Классификация. Роль сатирических жанров на телевидении и радиовещании. История зарождения и становления радиофельетона как жанра. Популярность сатирических радиожурналов "На колючей волне", "Кореген". Становление данного жанра на Казахском радио. Зарисовка, эссе. Жанроопределяющий элемент эссе. Радиокомпозиция.

ЗАДАНИЯ:

  1. Подготовка сценария

  2. Редактирование

  3. Работа в прямом эфире

  4. Работа в записи



Тема № 12 Типы информационных программ на радио


Тезисы:

Наиболее важные и актуальные факты и события общественной жизни лежат в основе различных типов информационных программ:

  • информационные;

  • информационно-аналитические;

  • информационно-музыкальные;

  • информационно-развлекательные;

  • информационно-рекламные.

Более объёмны по времени, более разнообразны по жанровой наполненности информационно-аналитические программы. Они подводят итог вещательного периода, дают оценку представляющим большой общественный интерес и значимость. В них важную роль принадлежит ведущему. Он, как правило, расставляет акценты, даёт оценку происходящему и делает выводы.

Информационно-музыкальные программы (на радио «Маяк») – это небольшие информационные выпуски в структуре музыкального потока. Делятся по темам.

Информационно-развлекательные программы, характерные для зарубежного вещания, появились и у нас на коммерческом радио.

Информационные программы обладают рядом типологических признаков, которые присущи и другим программам вещания. Но есть и ряд особенностей, характерных только для информационных программ. Современные же информационные программы характеризуются такими чертами, как постоянное расширение спектра информации; расширение тематики; большая острота и актуальность тем и др.

Сегодня в информационном вещании можно наблюдать и свойственные нашему времени некоторые тенденции.

ЗАДАНИЯ:

  1. Просмотреть информационные программы: Казахстан-1, Хабар, РТР, ОРТ.

  2. Выявить типообразующие признаки, проанализировать особенности вёрстки.

  3. Определить способы планирования

  4. Планирование выпуска

  5. Поиск и написание информационных сюжетов

  6. Формирование студенческого радиовыпуска



Тема 13 Работа в редакции информации


Тезисы:

Информационная служба. Общая характеристика группы информационных жанров. Современные тенденции в подаче радиоинформации. Анализ программ радиостанции информационного и информационно-музыкального формата. Обзор литературы по методике работы в информации.

Факт как основа сообщения. Понятия «достоверности», «объективности», «актуальности», «оперативности», их значение в информационном процессе. Характеристика источников информации. Требования к информации.

Заметка как основной вид информационного материала в выпуске новостей. Хроникальное сообщение, расширенная информация и её композиционные модели. Задачи и возможности заметки как жанра.

Анализ документов (чтение) как один из основных журналистских методов получения информации. Методики чтения в зависимости от цели. Редактирование радиоинформации. Обзор печати на радио как информационный жанр. Верстка информационной программы и ее виды. Прослушивание информационных программ радиостанций с эфира.

ЗАДАНИЯ:

1. Подготовка, редактирование информационной заметки по предложенным преподавателем материалам

2. Подготовка обзора газеты в записи на пленку

3. Верстка информационного выпуска (по материалам информагентств за текущий день).


Тема № 14 Аналитические жанры радиожурналистики


Тезисы:

Предмет и задачи курса: последовательность изучения тем. Общая характеристика группы аналитических жанров: комментарий, обзор, беседа, дискуссия. Их предмет и назначение. Соотношение факта и мнения. Масштаб выводов и обобщений, особенности выразительных средств. Проблема персонификации и индивидуальности стиля.

Комментарий: событийность и анализ. Соотношение масштаба факта и меры оценки.

Комментарий и комментированная информация – сходство и отличие. Структурное построение комментария. Особенности комментария на социальную, политическую, экономическую, культурную, научную, спортивную тему.

Беседа: дискуссия за «круглым столом» как разновидность беседы и специфическая форма обсуждения проблемы несколькими компетентными участниками.

Подготовка и проведение «круглого стола». Приемы сочетания и разработки отдельных выступлений в единстве темы. Роль ведущего в беседе, профессиональные требования к ведущему. Ориентация на аудиторию.

Виды дискуссии в зависимости от программного формата радиостанции. Специфика анализа событий внешней политики в беседе политических обозревателей.

ЗАДАНИЯ:

1. Подготовка и запись комментария на актуальную тему (до 3 минут).

2. Подготовка сценарного плана радиодискуссии.

3. Участие в проведении радиодискуссии в роли ведущего, одного из экспертов или редактора (до 15 минут).


Тема № 15 Документально-художественные жанры радиожурналистики


Тезисы:

Общая характеристика группы жанров: зарисовка, радиоочерк, радиокомпозиция, радиофельетон. Предметная сфера и назначение. Особенности документально-художественной традиции в истории отечественного радиовещания. Роль и место в современном вещании. Параллели и отличия в сравнении с литературными и газетно-журнальными прототипами. Принципы сопряжения документально-достоверных начал журналистики с закономерностями художественного творчества в осмыслении и обобщении явлений действительности. Проблема типизации. Роль художественного образа. Язык (слово, документальные шумы, музыка), фабула, сюжет, композиция, монтаж – особенности выразительных средств в документально-художественных жанрах радиожурналистики. Приемы сочетания документального звукоряда и авторского текста. Прослушивание наиболее заметных произведений отечественной радиоклассики из фонотеки и передач современных мастеров радиожурналистики.

ЗАДАНИЯ:

1. Рецензия (3-4 страницы) на один из радиоматериалов данной группы жанров.

Источники – любая современная радиостанция или фонотека.

2. Создание самостоятельного произведения в рамках данной темы (любой из указанных жанров) с использованием имеющихся возможностей учебной радиостудии.


Тема № 16 Редактирование радиопередачи


Тезисы:

Задачи и методика. Три аспекта редактирования, работа над содержанием – смысловое, фактологическое, научное редактирование. Работа над композицией, языком и стилем – литературное редактирование. Работа над оформлением и конечной радиореализацией (обеспечение предпосылок успешного режиссерского решения передачи) – звуковое редактирование.

ЗАДАНИЯ:

1. Редактирование материала для радиопередачи по предложенным текстам с письменным обоснованием проведенной работы.

2. Адаптация (редактирование) литературного, газетно-журнального текста для радиопередачи по предложенным материалам.


Тема № 17 Работа радиожурналиста в пресс-службе


Тезисы:

Два типа пресс-служб: постоянно-действующие и временные.

Пресс-службы различаются по роду работы. Пресс-служба президентской администрации решает одни задачи, пресс-служба банка или «Казахмыса» – совсем другие. Пресс-службы входят в систему PR – паблик релейшнз (англ. «работа с общественностью»). И если, к примеру, пресс-служба Государственной Думы призвана обеспечивать нормальную работу в первую очередь аккредитованных журналистов, содействовать всестороннему освещению деятельности палаты, то пресс-служба банка сосредоточивает усилия на обеспечении имиджа своего учредителя. Когда в Думе организуется выставка живописи, цели преследуются политические: показать то, что отвечает интересам той или иной фракции. Банк, если он занимается коллекционированием картин, использует выставки для привлечения внимания к себе, повышения своего авторитета. Таким образом, и внимание, и авторитет становятся категориями коммерческими. Очевидны различия в работе пресс-служб министерств социальной защиты и, скажем, транспорта, которые определяются характером деятельности указанных ведомств.

В задачу радиожурналиста пресс-службы входит и подготовка рекламных материалов. Они могут быть самыми разными: реклама в чистом виде, так называемая «скрытая» реклама, когда в самых хвалебных тонах и подробно рассказывается о качестве товара или услуг; «джинса» – так на журналистском жаргоне называют рекламные материалы, поданные под видом авторской корреспонденции. «Джинса» – это, по сути, воровство у собственной радиостанции, поскольку деньги, которые должны пойти за оплату рекламы в бухгалтерию, попадают в карман журналиста. Явление довольно живучее. Поэтому упоминание о «джинсе» преследует одну цель – профилактическую: предупредить, что так делать нельзя. А реклама – и в чистом виде, и скрытая – вполне легальна, и ею надо заниматься.

Радиожурналисту пресс-службы полезно стать своим человеком на радиостанциях. Он глубоко заинтересован в том, чтобы его воспринимали как надежного помощника, человека, который всегда даст информацию, предоставит звуковые материалы, обеспечит нужные встречи. Интерес взаимный и может быть очень плодотворным. Радиожурналисты, постоянно аккредитованные при пресс-службе, тоже стремятся установить личные контакты. Добрые отношения создают атмосферу доверительности, позволяют получать информацию, не предназначенную для широкого оглашения, узнавать подоплеку событий. Близкая к крылатым словам Цезаря формула «Пришел, увидел, сообщил» для журналистов не приемлема. Чтобы сообщать, надо много знать. Доверительные отношения помогут журналисту обстоятельно и оперативно информировать радиослушателей и ориентировать редакцию на то, что можно ожидать в ближайшем будущем, каковы тенденции политического развития и т.д.

Известно, что в материал попадает едва ли десятая часть полученной информации, но это должна быть самая важная ее часть, самая существенная. Чтобы выделить такую информацию, необходимо помнить, что было раньше, предвидеть, что может быть, владеть самой широкой информацией.

(Разобрать на примерах)

Тема № 18, 19 Творческая мастерская радиожурналиста


Тезисы:

Радиожурналистика как вид творчества. Факт на радио, особенности обобщения. Критерии оценки качества радиопередач.

Звучащее слово – главный инструмент радиожурналиста. Дикторское мастерство. Легкость, гибкость, подвижность – необходимые качества голоса диктора. Работа над словом. Необходимость логического ударения. Выразительность чтения. Тщательное знакомство диктора с передачей, ее глубокий анализ. Техника речи. Процесс подготовки к передаче. Работа у микрофона. Роль жеста, мимики, позы диктора в выражении мысли.

Речевые такты текста.

- речевая активность

- развитие речевого дыхания

- овладение различными степенями громкости голоса

- развитие восприятия чужих голосов

- развитие дикции

Роль правильного дыхания при чтении.

Понятие о логическом ударении. Паузы в тексте: люфтпаузы, смысловые, разделительные и особенно психологические.

Требования к дикторам, работающим в музыкальном формате. Подготовка к ведению научно-образовательных передач. Сообщения, читаемые на подхвате. Дыхательные упражнения –основа правильной речи. Особенности орфоэпии. Элементы актерского мастерства.

Ведущий прямого эфира. Предварительная подготовка к эфиру. Роль ведущего, его творческое поведение в ходе "прямых передач". Общение в работе радиожурналиста. Мастерство репортера. Профессиональные навыки ведущего информационно-музыкальной радиостанции.

Невербальные средства коммуникации:

- тон

- тембр

- логическое ударение

Правовые и этические аспекты регулирования деятельности радиожурналиста. Законы Казахстана о СМИ. Языковая политика Республики Казахстан и нормы регулирования вещания на государственном языке.

ЗАДАНИЯ:

  1. По предложенным тестам расставить речевые такты и прочитать текст

  2. Выбрать несколько интонационных моделей, прочитать и объяснить. Выслушать замечания одногруппников



Тема № 20 Современное радиовещание в мире и Казахстане


Тезисы:

Современные тенденции развития радиовещания в мире. Открытое информационное пространство и приоритет общечеловеческих ценностей в международных отношениях. Интеграция Казахстана в мировое экономическое пространство. Рынок и медиарынок.

Особенности подготовки радиопередач на языках народностей Казахстана.

Радиопрограммы зарубежных стран (КНР, Российская Федерация, Исламская Республика Иран, Монголия, Турция, Узбекистан, Кыргызская Республика и др.) на казахском языке.

Основные принципы казахстанского радиовещания на зарубежные страны. Проблематика иновещания: история и перспективы. Жанровая структура радиопередач на зарубежные страны.

Зарубежные радиостанции в Казахстане. Россия и Казахстан: сотрудничество и перспективы. Радио "Азаттык" и Би-Би-Си: тематика передач. Особенности подачи информации зарубежных корреспондентов радио.

Журналист в современном мире.

ЗАДАНИЯ:

  1. Прослушивание радиостанций, работающих на иновещание

  2. Подготовка рецензий и обзоров



Тема № 21, 22 Способы записи звука


Тезисы:

Один из инструментов записи передачи, которым пользуется радиожурналист, как в павильоне, так и на выезде – это диктофон или микрофон. Чтобы правильно выбрать микрофон для конкретных условий работы, нужно учесть многие, если не все факторы, влияющие на работу микрофона: природа источника звука (например, речь, ударные поп-группы, пение птиц и т.д.); согласованность технических характеристик микрофона с источником звука; механические характеристики микрофона: размер, внешний вид, прочность, ветрозащищённость, влагостойкость, стабильность, надёжность и т.д.

При работе на массовых мероприятиях (например, митинги, собрания, шествия…) нужен остронаправленный микрофон, который поможет избавиться от мешающих фоновых звуков. Во время такой записи, во избежании посторонних шумов, говорящих в микрофон просят держать его поближе ко рту. При этом у многих микрофонов появляется подъём низких частот, особенно если голос мужской. Но в некоторых ручных микрофонах, сконструированных специально для использования эстрадными певцами, этого подъёма нет. Тогда при работе с ними на обычном расстоянии появляется завал низких частот. Для использования их при записи интервью такие микрофоны не пригодны.

Главной проблемой записи звука на рассматриваемых мероприятиях является шум ветра. И потому, журналист, работающий на записи таких передач должен это учитывать, т.к. ветровая защита петличных и других персональных микрофонов, сильно страдающих от ветра, недостаточна. Эти микрофоны можно закрепить под одеждой при условии, что ткань не очень плотная. Закрепив микрофон, проверьте, не теряются ли высокие частоты из-за слишком плотной ткани. Хотя в иных случаях лучше потерять немного высоких частот, чем получить сильный ветровой шум.

ЗАДАНИЯ:

1. Подготовка сценарного плана серии «рисующих шумов», т.е. документально-звуковых фрагментов без какого-либо словесного ряда, смонтированных в одну звуковую ленту в такой последовательности, чтобы создать у слушателя впечатление сюжетно завершенного отображения события или явления, не нуждающегося благодаря своей звуковой выразительной характеристике в вербальном ряде.

2. Поиск, проведение записи, отбор шумов по подготовленному сценарию Сюжет студент монтирует самостоятельно под руководством звукооператора учебного радиотелецентра. Продолжительность материала


Тема: 23, 24, 25, 26 Монтаж на радио


Тезисы:

В подготовке радиопередачи используется монтаж. Сам по себе процесс монтажа рассматривается как способ художественной организации фактического материала.

Существует несколько видов монтажа на радио:

- последовательный;

- параллельный;

- акустический;

- смысловой.

При последовательном акустическом монтаже особое значение приобретает звуковой контрапункт. Он становится ассоциативным ходом возбуждающим фантазию, чувства и разум радиослушателя.

Соблюдение ритма в монтаже также имеет немаловажный смысл. Ритмически, т.е. монтажно, журналист должен ощущать будущую передачу на стадии разработки.

В идеале запись или подбор того или иного звукового элемента передачи должны проводиться в соответствии со «звуковым видением» автора, включающим в себя не только звуковые характеристики будущего радиосообщения, но его ритмическую конструкцию. В противном случае это приводит к тому, что многие ценные звукозаписи, сделанные в процессе подготовки к монтажу, окажутся лишними на завершающем этапе работы. Как отдельные части они просто не ложатся в целое и будут способны разрушить единство радиопередачи.

На радио звуковая монтажная фраза всегда равнозначна завершающему сценарному эпизоду. Составляющие её звуковые элементы могут самостоятельно нести сюжетную нагрузку, но не способны каждый в отдельности сформировать у слушателя полное представление о событии, завершённом в своём драматургическом развитии: такую функцию они способны выполнить лишь в сочетании друг с другом.


Тема: 27 Выступление у микрофона


Тезисы:

Специфика восприятия речевого радиосообщения аудиторией. Обзор литературы по теме. Дикторская реализация. Персонифицированное журналистское выступление. Особенности журналистского выступления по радио. Традиции устного литературного языка, ораторской речи и межличностного камерного общения в стиле выступления радиожурналиста. Значение интонации и темпа речи. Композиция выступления как фактор эффективности восприятия. Соотношение импровизационности и предварительной подготовки. Корреспонденция как один из видов выступления и журналистский жанр. Коммуникативный повод, масштаб охвата явлений действительности, отличие от информационной заметки и комментария.


Тема: 28 Становление международного радиовещания


Тезисы:

В развитии международного радиовещания можно выделить три основных этапа.

Первый охватывает конец 20-х – начало 40-х годов (т.е. до завершения Второй мировой войны, когда радиовещание на зарубежную аудиторию начинает формироваться в разных странах мира). Характерная черта этого периода – радиовойна в эфире между нацистской пропагандой и внешнеполитическим радиовещанием антигитлеровской коалиции.

Второй период послевоенный, вплоть до падения во второй половине 80-х – начале 90-х годов XX века тоталитарных режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Он проходит под знаком «холодной войны» и характеризуется обострением международной напряженности, противостоянием противоположных политических и социально-экономических систем (капитализма и социализма) и ожесточенной борьбой в эфире между ними.

Наконец, современный этап, когда в конце века в новой международной обстановке резко изменились как характеристики информационного поля в мире, так и приоритеты и формы международного радиовещания.

Тема: 29


Тезисы:

Важную роль в установлении четкого распорядка в мировом эфире, принятии единых стандартов, координации гигантского радиохозяйства, земного и космического, играют международные организации. Их довольно много.

Прежде всего, это два типа организаций: межгосударственные и неофициальные.

Отношения, существующие между двумя типами организаций, в целом неконфликтны, доброжелательны и сердечны, хотя между ними и существует определенная демаркационная линия. Члены неофициальных организаций не могут участвовать в работе межгосударственных организаций, в лучшем случае их приглашают в качестве наблюдателей. Подобный протокол установлен и неофициальными организациями в отношении межгосударственных. Но все же множество специальных проблем не входит в компетенцию неофициальной организации. При их решении она, естественно, обращается к авторитету межгосударственной организации.


Тема: 30 Иновещание в Казахстане и в России


Тезисы:

История.

Концепция иновещания.

Организационная структура и программирование.

Централизованная дирекция информации (новостей) и всемирные региональные службы


Примечание: В ходе учебных занятий по каждой теме проводится проверка знания и усвоения студентами рекомендованной литературы. Подготовленные зачетные задания принимаются – прослушиваются и обсуждаются – в составе группы в аудиторные часы, включаемых в расписание семестров по учебному плану.






Скачать 284.49 Kb.
Дата конвертации03.01.2013
Размер284.49 Kb.
ТипТезисы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы