Задачи: способствовать формированию духовных ценностей у студентов; воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне; формировать у студентов активную творческую жизненную по­ icon

Задачи: способствовать формированию духовных ценностей у студентов; воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга; показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне; формировать у студентов активную творческую жизненную по­



Смотрите также:
МЕРОПРИЯТИЯ,

ПОСВЯЩЕННЫЕ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.


О.А.Лавшук,

ст.преподаватель кафедры

русской и зарубежной

литературы

ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ДНЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


Люди! Пока сердца стучатся,

- Помните! Какою ценой завоевано счастье,

- Пожалуйста, помните!

(Р.Рождественский «Реквием.»)

Цикл мероприятий, посвященных дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, состоит из 4 этапов:

  • круглый стол «Литература и война» в рамках научной студенческой конференции;

  • самостоятельное прочтение повести В.Астафьева
    «Звездопад»;

  • просмотр спектакля «Я твоя невеста» в Могилевской областном драматическом театре;

  • тематический вечер«По праву памяти» по творчеству В.Астафьева.

Цель:

  • сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, средствами искусства; привлечение студентов к эмоциональному восприятию значения и содер­жания событий Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • способствовать формированию духовных ценностей у студентов;

  • воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга;

  • показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;

  • формировать у студентов активную творческую жизненную по­зицию; прививать интерес к литературе и театру.

I этап

Круглый стол «Литература и война»

Война - жестче нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова.

В точке и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Литература и искусство выступают как хранители памяти поко­лений. С момента окончания Великой Отечественной войны прошло более 60 лет, но по-прежнему жив в памяти великий подвиг миллионов лю­дей. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои произ­ведения теме войны. Среди них такие выдающиеся писатели, как А.Твардовский, К.Симонов, В.Гроссман, В.Некрасов, Б.Васильев, В.Астафьев, В.Быков, С.Алексиевич, Э.Ремарк, Р.Мерль и многие, многие другие.

Круглый стол «Литература и война» в рамках научной студенче­ской конференции, прошедший в ^ Литературно-художественном салоне, в непринужденной и творческой обстановке, помог студентам погрузиться в тему войны. Подготовка докладов, их обсуждение, вызванные ими дискуссии показали, что никто не остался равнодушным.

Доклады:

^ Бубенцова Е.И. Своеобразие художественного осмысления темы войны в современной западноевропейской прозе.

Климуть Я.И. Белорусские писатели, не вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны.

^ Ваймар Н.С. Правда о войне в современной русской прозе (на примере творчества Г.Владимова).

Бугаева О.В. Война как главный психологический фактор воздействия на сознание человека XX века (на примере творчества П.Коэльо)

^ Жарикова Е.А. Тема войны и своеобразие ее осмысления в творчестве Э.М.Ремарка.

Студентки ФСФ, 1 курс, группа «В»:

Людаговская Н.В. Женские образы в книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»

^ Скугарева М.И. Художественное осмысление темы фашизма в романе Р.Мерля «Смерть - мое ремесло».

Вся группа и куратор активно участвовали в дискуссиях, высказывали свое мнение, что помогло осмыслить своеобразие художественного воплощения темы войны в литературе, а также настроило на особое восприятие пьесы «Я твоя невеста», просмотр премьеры которой состоялся сразу после конференции.

^ II этап

Самостоятельное прочтение повести В.Астафьева «Звездопад», в зависимости от того, прочли ее студенты до просмотра спектакля или после, имело две задачи. В первом случае знание текста произведения, по которому был поставлен спектакль, настроило студентов на определенное восприятие пьесы, которая, как выяснилось в процессе обсуждения, их удивила и потрясла. Для тех же, кто познакомился с повестью В.Астафьева после спектакля, были неожиданными другие сюжетные линии и достаточно ровный стиль повествования. У тех и других была возможность сравнить работу режиссера и писателя, а также вырабатывать навыки сравнительного анализа произведений различных жанров и стилевых направлений (что немаловажно для филолога).

Ill этап

Спектакль «Я твоя невеста»

Могилевский областной театр поставил спектакль по астафьевской пьесе "Прости меня" и повести "Звездопад". Театр заговорил о смерти, о любви, о войне. Основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В этот момент утрачивают значение любые привычные схемы, хотя в сознании человека они могут укорениться настолько глубоко, что с ними трудно бороться

Да, главная суть войны в правде о смерти, и это смогли очень убедительно изобразить и писатель В.Астафьев, и режиссер В.Еренькова. Смерть страшна, и об­раз Смерти, замечательно сыгранный арт. Еленой Кривонос, заставил зрителей не­навидеть Смерть всей душой. Очень точно это чувство выразила Ю.Друнина: «Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне». Но герои по­вести и пьесы — хрупкая медсестра Лида и раненый солдат Мишка Ерофеев заста­вили нас говорить о войне и Любви.

^ IV этап

Тематические вечер по творческому В.Астафьева

«По праву памяти»

Мы зарастаем памятью,

Как лесом зарастает пустошь

И птицы  память по утрам поют,

И ветер  память по ногам гудит,

Деревья  память целый день лепечут.

Но в нашей памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память  дождь,

И память  снег летит и пасть не может.

Вступительное слово куратора. Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 г. осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Сегодня мы собрались с вами обсудить спектакль «Я твоя невеста» и творчество замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева. В 2004 году ему исполнилось бы 80 лет. Его памяти мы посвящаем эту страницу.

Выступление студентов: на тему «Проблема исторической памяти», страницы биографии писателя, война в судьбе Астафьева и в его творчестве.

Заключительное слово куратора. Хотелось бы, чтобы нынешняя молодежь, родившаяся и выросшая в мирное время, вопервых, никогда бы не испытала ужаса войны, а вовторых, задумывалась над тем, кому мы обязаны жизнью.

Думаю, что эти два дня погружения в военную тематику помогли вам глубже понять те события, которые происходили более 60 лет назад и почувствовать весь ужас и трагизм войны. Тем ценнее для вас станет Победа и мир, в которых мы живем.


Протасова Н. А.,

преподаватель кафедры

немецкого языка

^ ДОРОГАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

(тематический вечер)

Ведущий1: Сегодня мы хотим поздравить с праздником Победы наших ветеранов  участников Великой Отечественной войны и всех тех, кто пережил эту войну.

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

22 июня 1941 года в 4 часа утра вдоль всей линии западных границ Советского Союза загремели залпы артиллерийских оружий, самолёты со свастикой стали бомбить советские города и села. Так, без объявления войны гитлеровские войска напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная.

Первыми приняли на себя удар пограничники. Они держались до последнего патрона, защищая каждую пядь родной земли. Вспоминает один из защитников: «Мы прорвались в цитадель. По дороге нам встретился пограничник: черное от копоти лицо, рваная одежда. Рядом  куча расстрелянных гильз. Держась за рукоять пулемёта, ответил: «Никуда я отсюда не уйду».

Ведущий2: А фронт откатывался назад, и бойцы отступали.

Чтец:

И снова бой и отступленье

За беженцами след во след.

Сегодняшнему поколенью

Не знать печаль тех скорбных лет.

Не знать  и в этом наша сила.

И ради этого сквозь дым

Глядела скорбная Россия

Себя доверив молодым.

Была уверена, спокойна,

Когда к отмщению звала

И, громко проклиная войны,

Священной эту назвала.

Ведущий1: В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 крупных наступательных операций. Остановимся на некоторых из них. Битва за Москву  30 сентября 1941  20 апреля 1942 гг. Враг рвался к столице, только 23 км. отделяло гитлеровцев от Москвы. На запад, на юг, на восток шли многочисленные отряды москвичей с мотыгами  строить кольцо оборонительных сооружений. Их мочил пронизывающий дождь, налетали «мессершмидты», поливая свинцом пулеметных очередей, а они рыли упрямо, исступленно, и сердце в груди каждого билось часто и горячо.

Чтец: Клянусь тебе жизнью, родная Москва

За кровь на асфальте, за женщин в слезах,

За ужас в бессонных ребячьих глазах.

За взорванный бомбами мирный уют.

За каждый кирпич, что они разобьют.

За каждый квартал, укутанный в дым

Мы страшной расплатой врагу воздадим.

Ведущий2: Битва под Москвой показала, что война будет долгой и кровопролитной. Это был первый крупный удар по фашисткой Германии.

Ведущий1: Битва за Ленинград  10 июля 1941  9 августа 1944. Защита осажденного города длилась 900 дней и ночей. Враг рассчитывал на то, что голод и холод сломят волю защитников города. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышел из строя водопровод, не работал городской транспорт. Единственная дорога, которая связывала город с Большой землей, была проложена по льду Ладожского озера. Её называли «дорогой Жизни».

Чтец: Нет, земля, в неволю, в когти смерти

Ты не будешь отдана, пока 

Бьется хоть единственное сердце

Ленинградского, родного Земляка.

Ведущий2: Курская битва  5 июля  23 августа 1943. 5 июля 1943 года началось сражение, окончательно переломившее ход военных событий в пользу советских войск. Наши войска обрушили на врага мощный артиллерийский шквал. С воздуха бомбовые удары наносила наша авиация. Огнем встретили захватчиков пехотинцы, танкисты, зенитчики. На поле боя горели подбитые танки. Небо заволокли облака дыма и пыли. Словно при затмении, померкло солнце. Орудийный грохот был таким сильным, что люди теряли слух, пороховые газы слепили глаза.

Чтец: Обрушился огонь орудий,

И целых три часа подряд

Не разговаривали люди

И били пули невпопад.

И, навсегда оглохнув, птицы,

Бесшумные, спешили прочь.

За ними вслед, сверкнув зарницей,

На запад отступала ночь.

Громада огненного вала

Шла всем стихиям вопреки,

Дубы с корнями вырывала,

Колола скалы на куски.

В пике упали самолёты,

Танк загремел, и, наконец,

Безмолвно двинулась пехота

По грудь в воде через Донец.

Ведущий1: Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей  теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками.

Чтец: «Было лето. Наш детский сад на лето переехал в Ольшагны, под Харьков… И вдруг родители срочно увозят нас в Харьков. Еще утром мы были в лесу на прогулке. Нарвали ромашек и сиреневых колокольчиков. А вечером уже оказались дома. И увядший букет лежит на диване… Все оборвалось мгновенно, неожиданно.

Всего пять с половиной лет я прожила «до войны»… Так мало! «Война, война, война… Сталин, Россия… фашизм, Гитлер… СССР, Родина  слышалось отовсюду. Что такое Война? Почему они ее боятся? Мне было очень любопытно  что такое «пострадала от бомбежки»?

На своем месте, около моей будущей школы, сидел Андрей, склонив на грудь лохматую голову. Перед ним лежала на тротуаре его потертая кожаная кепка. Его убило осколком в спину. Он так естественно сидел, что никто и не подумал, что он мертв. Андрей был первым человеком в моей жизни, которого я увидела неживым. Как это? Был  и больше нет…». Это строки из воспоминаний Людмилы Марковны Гурченко.

Ведущий2: Но мы выстояли и победили.

Чтец: «Утро Победы»

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель  солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина… Тишина…

Не во сне  наяву.  И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат, и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые 

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.


С. Н.Кузьмичева,

И. В.Васильева,

ст.преподаватели кафедры

экономики управления

^ ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

(встреча)

Рабочий план подготовки мероприятия

  1. Приглашение почетных гостей на встречу:

Иноземцева Ивана Михайловича, участника Великой Отечественной войны, полковника в отставке, председателя городского совета ветеранов войны и труда;

^ Василенко Владимира Николаевича, участника войны в Афганистане, председателя областного союза участников войны в Афганистане;

Стрельцова Юрия Васильевича, участника военных действий в Афганистане, директора Могилёвской кадетской школы.

  1. Подготовка студентов для чтения стихов и исполнения песен на военную тематику.

  2. Организация просмотра видеоматериалов.

  3. Подготовка помещения для проведения мероприятия.

  4. Приобретение памятных сувениров и цветов для приглашенных гостей.

  5. Подготовка «Книги почетных гостей».

  6. Оформление дипломов почетного гостя участникам встречи.

  7. Организация «сладкого стола» для участников.

Сценарный план проведения мероприятия

  1. Вступительное слово куратора.

  2. Выступление декана факультета.

  3. Выступление ветерана Великой Отечественной войны, полковника в отставке, кавалера 7 орденов ( в том числе 5 боевых), награжденного 29 медалями, полученными как во время войны, так и в мирное время, лауреата премии областного исполнительного комитета «Человек года», председателя городского совета ветеранов войны и труда Иноцемцева Ивана Михайловича, имя которого внесено в книгу Славы г.Могилёва.

  4. Выступление Василенко Владимира Николаевича, участника войны в Афганистане, награжденного медалью «За отвагу», лауреата премии областного исполнительного комитета «Человек года», председателя областного союза участников войны в Афганистане, депутата областного Совета.

  5. Выступление Стрельцова Юрия Васильевича, участника военных действий в Афганистане, директора Могилёвской кадетской школы, основателя инструментальновокальной группы «Каскад» с исполнением песен о войне собственного сочинения.

  6. Выступления студентов:

    • стихи о войне студентки группы,

    • стихотворение К.Симонова «Жди меня»,

    • стихотворение «9 мая»,

    • исполнение песен о войне.

  7. Коллективное исполнение песен о войне «Катюша», «Огонёк», «Смуглянка», «У солдата выходной» участниками встречи.

  8. Вручение дипломов почетным гостям, сувениров и цветов гостям встречи.

  9. Внесение памятных записей приглашенными в «Книгу почетных гостей»

  10. «Сладкий стол» для участников встречи.


А. В.Куцев,

ассистент кафедры

методики преподавания

математики

^ ПО ВОЕННОЙ ДОРОГЕ

(тематический вечер)

Звучит мелодия песни композитора М.Блантера «До свидания, города и хаты». На экран проецируются слайды с видами белорусских лесов, озер и рек, памятника Победы, Кургана Славы, мемориальных комплексов «Хатынь» и «Брестская крепость – герой».

Ведущий 1: В грозные годы Великой Отечественной войны Советская Беларусь стала партизанским краем, более 60% ее территории занимали партизанские края и зоны. Здесь действовало 1255 партизанских отрядов, насчитывавших 374000 бойцов.

Белорусские партизаны вписали много героических страниц в историю освобождения Родины от немецко  фашистских захватчиков. Родина высоко оценила подвиг народа. Тысячи участников партизанского движения награждены орденами и медалями, 295 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а пятерым оно присвоено дважды.

В памяти народной навечно останутся имена тех, кто отдал жизнь за свободу Родины, Марата Казея и Веры Хоружей, Константина Заслонова и Зины Портновой, Василия Коржа и Николая Гастелло. Более 1000 улиц и площадей, школ и парков носят имена героев войны.

Одно из средств воодушевления героев на подвиги были песни.

Ведущий 2: Песни военных лет! Иной раз задумаешься: за что их так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть, не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное достоинство их  стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.

От первых военных залпов до победного майского салюта прошагали эти песни в боевом строю. И за это  низкий поклон их авторам, известным и безымянным.

^ Вечер продолжается фонограммой песни «Вставай, страна огромная». Начинается рассказ о том, как была написана эта песня.

Ведущий 1: В начале июня 1941 года большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву из Кубинки. Там, на военных сборах, в течение месяца проходили писатели «школу рядового бойца»  учились стрелять, бросать гранаты, маршировать. Они сняли гимнастерки и сапоги 15 июня  значит, всего на одну неделю.

Ведущий 2: В комнате музыкального отдела встретились поэт Василий ЛебедевКумач и Виктор Гусев. Музыковед сказал: «Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вотвот начнется война с немцами. Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите». Лебедев Кумач засел за работу. Некоторые строки «Священной войны»:

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать 

были написаны за несколько дней до начала войны, 22 июня, поэтому лишь оставалось дописать песню. 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и в «Красной Звезде».

Ведущий 1: На 4 день войны композитор А.В.Александров написал музыку на эти стихи. Песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль и 27 июня впервые исполнил её на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, уходившими на фронт.

Негромкие песни военной поры,

Мы вас позабудем едва ли.

Какие пространства, какие миры

Вы нашим сердцам открывали.

В землянках лесных, на изрытых полях

Несли вы, вливаясь в беседу,

И память о штатских безоблачных днях,

И жгучую веру в Победу.

Ведущий 2: Война безжалостна, она уничтожает не только человеческие жизни, но и сады, шедевры зодчества. Но вот слово, начертанное на тонком бумажном листике, оставшееся в чьейто благодарной памяти, переписанное на слух, пропетое впервые во фронтовой землянке, долговечно. Оно продолжает жить, даже если его творец сгорел в танке, убит в атаке или уже в мирное время покинул наш строй.

Человеческие память и сердце, опалённые огнём войны, продолжают, подобно блокадному метроному, свой отсчёт даже тогда, когда иные из творцов уже ушли, а маленькие Гавроши стали взрослыми мужами.

Ведущий 1: Вся советская поэзия в годы Отечественной войны призывала народ на подвиги, на бой, на жизнь и смерть.

Фронтовая поэзия, ты рождена

Под железным дождём 41 года.

Под огнём, что и ночью, и днём с небосвода

Смертоносные в землю бросал семена.

На глубинах,

Где мины вставали со дна

На равнинах,

Где танки так дымно горели,

На вершинах,

Где в щепки размолоты ели,

Фронтовая поэзия,

Ты рождена…

Ведущий 2: На разных фронтах звучали гневные голоса Николая Майорова, Михаила Дудина, Семёна Гудзенко, Юлии Друниной, Вероники Тусиновой, Алексея Суркова, Ольги Бергольц, Константина Симонова.

С фронтов Украины слышались голоса Бажана, Малышки, Первомайского. Самолёты несли в непокорённую Беларусь листовкустихотворение Янки Купалы «Партизаны, партизаны, белорусские сыны».

Ведущий 1: Советские поэты и композиторы с высокой честью исполнили свой человеческий и поэтический долг. Многие из них легли в могилы рядом с отважными солдатами, потому что и они были настоящими воинами.

Вот почему уже шесть десятилетий не иссякает поток литературнохудожественных и музыкальных произведений о Великой Отечественной войне. Вот почему в нашей поэзии и музыки продолжает развиваться одна из мощных традиций  традиция воспевания и прославления подвига «как венца жизни».

Ведущий 2: Вот почему мы сегодня с вами и собрались в этом зале. Собрались, чтобы вспомнить имена поэтов и композиторов, воспевающих подвиг народа и армии в те грозные годы.

Ведущий 1: Представьте, что вы находитесь на привале в прифронтовом лесу. И сейчас для вас прозвучит песня «Соловьи», стихи А.Фатьянова, музыка В.СедогоСоловьёва.

Ведущий 2: А мне хотелось бы поближе пообщаться с нашим небольшим залом. Давайте сделаем следующим образом: я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

 За что вы любите военные песни?

 Поют ли военные песни в твоём доме?

 Живы ли у тебя бабушка или дедушка, воевавшие на фронте?

 Рассказывали они тебе о своей военной юности?

 Если да, то что?

Ведущий 1: Для вас звучит стихотворение Степана Щипачёва «22 июня 1941 года».

Ведущий 2: Давайте послушаем песню «Дороги», музыка Анатолия Новикова, слова Льва Ошанина.

Ведущий 1: Многие любители песен военных лет, наверное, предполагают, что знаменитые «Дороги» написаны в годы Великой отечественной войны. На самом деле это не так. К 7 ноября 1945 года готовилась программа «Весна священная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали эту песню. Маршал Советского Союза г.К.Жуков назвал «Дороги» в числе трёх своих любимых песен: «Священная война», «Соловьи» и «Дороги». «Это бессмертные песни!»  говорил Жуков.

Ведущий 2: Для вас прозвучит стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной».

Ведущий 1: А сейчас давайте послушаем песню «Три танкиста», музыка Дмитрия и Даниила Покровских, слова Бориса Ласкина.

Ведущий 2: Послушайте стихотворение Алеся Жаврука «Роза».

Ведущий 1: Следующим номером нашей программы будет песня из кинофильма «Под Москвой» «Баллада о солдате» на стихи Матусовского, музыка В.СедогоСоловьёва.

Ведущий 2: Ну и, конечно же, мы не могли оставить в стороне замечательное стихотворение К.Симонова «Жди меня».

^ После прочтения «Жди меня» звучит фонограмма песни «В землянке».

Ведущий 1: Песня «В землянке» вошла в историю Великой Отечественной войны как тихая, проникновенная песня. Она была написана в ноябре 1941 года в землянке, вероятнее всего, гдето на 20 километре Минского шоссе. Алексей Сурков не писал специально песню. Он просто сложил письмо, рассказал жене, где находится.

Ведущий 2:

Негромкие песни военной поры

Сегодня вы  юности нашей дары.

И всем, покидающим детство,

Вручаются песни в наследство.

Ведущий 1:

И над горькой землёй, где гремели бои,

Где снаряды швыряли каменное семя

Тянет древо поэзии

Ветви свои.

И всё выше оно

Прорастает сквозь время!

Той весною невиданной обожжена

Фронтовая поэзия служит исправно

И в огне рождена,

И в крови рождена,

Ибо кровью одною и пишется правда…

Ведущий 2: Вот и подошел к концу наш вечер.

Ведущий 1: Мы прощаемся с вами и желаем вам мира и тепла в ваших домах…

Ведущий 2: … и в ваших сердцах.


Зубрий С. П.,

преподаватель кафедры

фонетики и практики

английского языка

^ А МЫ С ТОБОЙ ВОЙНЫ НЕ ЗНАЛИ

(тематический вечер)

Появляются 6 участников композиции.

1й: Вам, герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящаются эти слова.

2й: 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

3й: Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей Победы.

4й: Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

5й: Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

6 й: (читает стихотворение А.Твардовского «Война жесточе нету слова…»).

Война  жесточе нету слова,

Война  печальней нету слова.

Война  святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

1й:

Мирно страна проснулась

В этот июньский день

Только что распустилась

В скверах её сирень.

2 й:

Радуясь солнцу и ветру

Утро встречала весна

Вдруг раздались в эфире

Памятные те слова…

(^ Звукозапись объявления о начале Великой Отечественной войны)

Ведущий:

22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. «Россия должна быть ликвидирована»,  так объявил Гитлер на совещании в своей ставке.  «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию ста миллионами людей Германской расы».

Война длилась 1418 дней и ночей. Каждый день погибало 14104 человека. Каждый час погибало 588 соотечественников. Каждую минуту погибало 10 человек, каждые 10 секунд уносили чьюто жизнь.

3й:

Вы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала как живая,

Вы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

4й:

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды. Мины завывали.

И песня вашей спутницей была

В бою, походе, на ночном привале.

Ведущий:

Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог спасти её. Те, кто сражался на фронте, кто трудился в тылу, отдавали все свои силы для победы над врагом. Тяжелым испытанием легла война на хрупкие женские плечи.

Как же была страшна и ужасна война, когда даже женщины брали в руки оружие и наравне с мужчинами ковали победу. Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справлялись бы наша отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы.

Всего за годы войны на фронте служили 800 тысяч женщин. Только в Беларуси в партизанских отрядах находилось около 60 тысяч мужественных советских патриоток.

5й:

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла.

6й:

В то утро простился с тобой

Твой муж, или брат, или сын.

И ты со своею бедою

Осталась один на один.

1й:

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну

И все без конца и без счета 

Пришлись на тебя на одну.

2й:

Одной тебе волейневолей 

А надо повсюду успеть

Одна ты и в доме, и в поле

Одной тебе плакать и петь.

Ведущий: Их миллионы, женщин, которые несут в сердце подвиг  материнскую любовь. Сколько сыновей и дочерей в первые же дни этой ужасной войны отравили матери на фронт. И каждую минуту, каждую секунду матери сердцем были там, где воевали их дети. А как ждали матери весточек, этих заветных треугольников!

3й:

Знаю в сердце у тебя тревога 

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу,

По которой я ушёл когда  то.

4й:

Знаю я, морщинки глубже стали,

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Ведущий: В народе есть поговорка «На войне детей не бывает». Те, кто попал на войну, должен был проститься с детством в обычном мирном понимании этого слова.

5й:

Была земля жестокой и метельной,

Была судьба у всех одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе: детство и война.

6й:

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

1й:

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И пусть мы были маленькие очень

Мы тоже победили в той войне.

Ведущий: Сколько памятников, мемориальных комплексов в мраморе и граните запечатлели память поколений о тех, кто не пришёл с войны. Но память сердца крепче гранита.

2й:

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

^ После минуты молчания звучит песня «День Победы» (музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова)

3й:

Люди!

Покуда сердца стучатся, 

Помните!

4й:

Какой ценой

Завоевано счастье, 

Хором

Пожалуйста,

Помните!

Лазовский С. В.,

ст.преподаватель кафедры

правоведения

^ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 

СТРАШНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

(вечервстреча)

Выступление проходит перед ветеранами Великой Отечественной войны. Перед началом выступления звучат песни военных лет. На сцене 6 стульев, перед стульями незажженные свечи. На сцене мемориальная доска со старыми газетами, фото, письматреугольники, фамилии погибших…

Звучит военная музыка, на ее фоне слова ведущего: Сегодня, отмечая праздник Великой Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы. Они встретили войну в разном возрасте. Ктото совсем крохой, ктото подростком. Ктото был на пороге юности. Война заставила их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Я только раз видела рукопашный.

Раз  наяву. И тысячи  во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне……

Музыка прекращается, небольшая пауза. Звучат звуки вальса. На сцену выходят парни и приглашают на танец девушек. Девушки в светлых платьях, парни в белых рубашках. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Все пары застывают. Гаснет свет. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолётов. Взрывы и выстрелы. Звучит 1й куплет и припев песни «Священная война». Пары распадаются. Парни берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки, кофты, телогрейки и т.д. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам.

^ Парень в солдатской форме читает стихотворение К.Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь, только очень жди,

Жди, когда наводят грусть желтые дожди.

Жди, когда снега метут; жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест писем не придет,

Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, не жалей добра

Всем, кто знает наизусть что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня.

Выпьют горькое вино на помин души…

Жди  и с ними заодно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.-

Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им, как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил  будем знать только мы с тобой,

Просто ты умела ждать, как никто другой.

^ В исполнении студентов звучит песня «Огонек». Гаснет свет, звучат звуки войны. Свет включается. Выходит мальчик и на фоне траурной музыки читать стих:

Ее я узнал не из книжки –

Жестокое слово - война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными стонами стали

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

^ Свет гаснет, свет включается. На сцене девушка и парень:

Он: Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями.

Как больно, милая, как странно,

Раздваиваясь под пилой.

Не зарастёт на сердце рана,

Прольётся чистою слезой.

Не зарастёт на сердце рана!

Прольётся пламенной смолой.

Она: Пока жива, с тобой я буду,

Душа и кровь неразделимы!

Пока жива, с тобой я буду,

Любовь и смерть всегда вдвоём!

Ты понесёшь с собой повсюду,

Не забывай меня, любимый!

Ты понесёшь с собой повсюду,

Родную землю, отчий дом.

Он: Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернёмся оба: я и ты.

Он: Но если я безвестно кану

В холодный свет луча дневного?

Но если я безвестно кану

За млечный пояс, в звёздный дым?

Она: Я за тебя молиться стану,

Не забывай меня, любимый,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

^ В исполнении студентов звучит песня «Ты меня на рассвете разбудишь».

Девушка и парень медленно уходят в разные стороны. Свет гаснет. Фонограмма колокола. Голоса за кадром:

1-й: Что это? Ты слышишь?

2-й: Это колокола. Колокола памяти...

1 -и: Памяти? А разве такие бывают?

2-й: Бывают, смотри!

Свет включается.

На сцену выходят женщины в чёрном, замирают в разных позах. На фоне медленно ходит хромой почтальон, читает письма и бросает на пол.

Чтец: Я знал, что значит почтальон хромой,

Которого все ждали и боялись

  1. женщина: А, вдруг, таким придёт и мой?!

  2. женщина: А, вдруг, совсем.... (пауза)

Чтец: На улицах шептались

Взвивался над селом истошный крик.

И слово тяжкое:

3 женщина: (громко) Убили!

Чтец: Я помню «первым» и ещё «зарыт»,

И кажется ещё «в сырой могиле»…

Шёл почтальон, как ворон без крыла,

Скрипел его костыль от хаты к хате.

Так каждый день (пауза). Осталось полсела

Из тех, кто ждут, когда их горе хватит.

^ Свет гаснет.

Голос за кадром:

Приди, мой друг, поговори со мной,

И расскажи мне о былых тревогах.

Поведай мне о жизни боевой.

Приди, мой друг, поговори со мной.

...Война прошла ужасным ураганом

И юность отняла навек у вас.

Не описать тех горестей, страданий.

Но им благодаря мы счастливы сейчас...»

^ Свет включается.

В дальнейшем на сцену будут выходить студенты, рассказывать о войне, зажигать стоящую перед стульями свечи.

Звучит траурная музыка. На сцену выходит девушка и рассказывает:

«Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут их записи: (достает письмо и читает)

В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом...».

^ Девушка достает еще одно письмо и продолжает: «Записи девочки Тани Савичевой: Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941г. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942г. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

^ Девушка садится на стул и зажигает стоящую перед собой свечу. В исполнении студентов звучит песня «Темная ночь».

На сцену выходит парень в военной форме, вытягивает из сумки письмо и зачитывает:

Мама, я еще вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми словами и делами.

Верь мне, мама, - он придет, наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасенный нас

И венцом немеркнущим, и славой!

^ Парень садится на свободный стул и зажигает вторую свечу.

Выходит девушка, достает из лежащей на полу груды непрочитанных писем одно и читает:

«Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь - 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь...».

^ Девушка садится на свободный стул и зажигает третью свечу.

Выходит парень и молча зажигает оставшиеся незажженными последние три свечи.

Голос за кадром:

Они прикрыли жизнь собою.

Жизнь начинавшие едва.

Чтоб было небо голубое.

Была зеленая трава.


Встала пшеница спелая, Тихо плывет рассвет.

Все, что могли вы сделали,

Ребята, которых нет!


Плакать устали матери,

Но через толщу лет

Смотрят на нас внимательно, Ребята, которых нет!


Будто склоняясь над судьбами!

Будто шагая вперед

Нам они стали судьбами -Ребята, которых нет!

^ Звучит песня «Вспомните, ребята».

Выходит чтец:

И вновь - весна... И солнце светит ясно.

Вот детский смех послышался вдали...

Но кто сказал, что жили вы напрасно?

Но кто сказал, что зря боролись вы?

Кто так сказал, не знал, наверно, горя,

Не видел он материнских слез,

Не видел он могил и после боя

Не видел тех, кто это перенес.

^ На сцену выходят все участники и поочередно читают:

1-й: Я недавно смотрел старый фильм о войне и не знаю, кого мне спросить,

2-й: Почему нашим людям и нашей стране столько горя пришлось пережить?

3-й: Почему сыновья не вернулись домой, столько жен потеряли мужей?

4-й: Отчего красны девицы ранней весной шли гулять без любимых парней?

5-й: Дети детство узнали в руинах домов, эту память вовек не убить,

6-й: Лебеда - их еда и землянка - их кров, а мечта - до Победы дожить.

7-й: Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, чтобы не было войн и смертей,

8-й: Чтобы мамам страны не пришлось хоронить вечно юных своих сыновей.

Чтец:

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, - помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли помните!

К мерцающим звездам, ведя корабли, - о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаем, - помните!

^ Звучит песня «Журавли».

Ведущий: Уважаемые ветераны! Мы благодарны вам за чистое мирное небо, за счастливое детство, мы горды за вашу Победу. С праздником вас! Здоровья, счастья вам и вашим близким.

^ Звучит песня «День Победы». Вручаются цветы ветеранам.


Грушецкая Е.Н.,

ст.преподаватель кафедры

германо-романской филологии

^ ЛЮБОВЬ. ПОЭЗИЯ. ВОЙНА.

(литературный вечер по творчеству К.М.Симонова)

«Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло...»

К. Симонов

Студент: Опять о поэзии? Нет, опять о любви, хотя и через поэзию выраженную. Необходимость поэзии - это необходимость любви, и потому она возникла раньше меча и пушек, пороха, флота и знамен. Есть народы, до сих пор не знающие колеса, но поэзия у них есть. Она современница, сродственница молитвы, и их часто путали, потому что они не только иногда были похожими, но были просто-напросто одним. Создав стихотворение, строку даже, поэт трудился, не зря. И если у поэта есть такой выдох необходимости - он поэт.

Чтецы:

1й Любовь - она все умеет. Зажечь костер на льду,

Постель постелить на белых откосах снежных,

Двух изобретателей сделать из двух неловких и нежных,

Зонт над их головами вдруг превратить в звезду.

Млечный Путь на мокром перроне выложить на ходу,

И целуя сквозь дождь в губы, улыбнуться безгрешно,

И в сотый раз ошибиться, забыв об ошибках прежних...

Для всего, что любовь умеет, я и слов не найду.

Эти двое ног не замочат, пролетят над рекой,

Утолят океанов жажду, до неба достанут рукой,

Затащат солнце на полюс, туда. Где вчера - ни зги.

Любовь - она все умеет: молчать и стихи писать:

У любви есть туфельки Золушки, чтоб во дворцах плясать,

И есть, чтобы ходить по свету, семимильные сапоги (^ Иржи Тауфер, перевод К. Симонова)

2й В жизнь мою закралась опечатка,

Путаница в тексте на виду,-

Требуется авторская правка:

От рожденья на сороковом году,

На каком от смерти - неизвестно,

Автор просит все исправить вновь -

В тексте вместо слова «безнадежность»

Следует опять читать «любовь».

(^ Юлиан Тувим «Опечатка», перевод К.Симонова)

3й Серые глаза - рассвет,

Пароходная сирена,

Дождь, разлука, серый след

За винтом бегущей пены.

Черные - жара,

В море сонных звезд скольженье,...

И у борта до утра

Поцелуев отраженье.

Синие глаза - луна,

Вальса белое молчанье,

Ежедневная стена

Неизбежного прощанья.

Карие глаза - лесок,

Осень, волчья степь, охота,

Скачка, вся на волосок.

От паденья и полета.

Нет, я не судья для них,

Просто без суждений вздорных

Я четырежды должник

Синих, серых, карих, черных.

Как четыре стороны

Одного того же света,

Я люблю — в том нет вины -

Все четыре эти цвета.

(Р. Киплинг, перевод К. Симонова)

Студент: Все это называется любовью - к человеку, к миру. Здесь не обманешь, не притворишься; можно очаровать на время, но проходит мгновение, другое, и горячий воздух, наполнявший воздушный шар остывает...

Чтец:

Чтобы никогда не думала,

Что ты связан с ней порукою,

Чтоб нет-нет да вдруг и дунуло

Неожиданной разлукою.

Чтобы так и не увидела

Расставанья невозможности,

Чтобы никогда не выдала

Аттестат благонадежности.

Чтоб ты был тропою около,

А не мостовою хоженой,

Чтоб могла держать, как сокола,

Лишь на рукавице кожаной.

Чтоб с тобой, сдержав дыхание,

Шла, как со свечой рискованной,

Чтобы было это здание

От огня не застраховано.

Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил.

Студент: Константин Михайлович Симонов много писал о любви. И хорошо писал. Сознательно женщинам не льстил, но, верно, нередко ловил в их глазах обожание и отвечал тем же. Стихи не пишутся, а вырываются из сердца; но ведь и в сердце есть глубины, как у колодца.

Чтец:

На годовщине свадьбы был

Я у друзей, что издавна

Я больше всех других любил,

Как книгу, что не издана.

Был чай у круглого стола,

И сад в июльском шелесте.

Хозяйка мне была мила

Той поздней женской прелестью,

Той чуть усталой красотой,

Где молодость кончается,

Но за щемящею чертой

Где все еще случается,

И той страстей сберегшей след

Особенной улыбкою,

Когда прожить и двадцать лет

Не будет с ней ошибкою.

Я вспоминал про нас с тобой,

Про наши опасения

Вдруг разлученными судьбой

Быть в наши дни осенние,

Как, вздумав вдруг меня корить,

Страшась за расстояния,

Боясь разлюбленною быть,

Ты сердишься заранее.

Но, боже, как мне всех милей

Хозяйка дома этого,

Как жадно я слежу за ней,

Что не одни мы, сетуя.

Как знаю я давным-давно

Ее ночные лепеты

И как не в силах все равно

Следить за ней без трепета.

Но не ревнуй к ней, ангел мой,

Моя вина уменьшена

Тем, что рассказ - про нас с тобой,

Что ты и есть та женщина,

Какой еще ни белый свет,

Ни я тебя не видывал,

Какой вперед на двадцать лет

Тебя сейчас я выдумал.

Студент: Есть у Симонова и другие женщины: «злые, ветреные, колючие»:

Если бог нас своим могуществом

После смерти отправит в рай,

Что мне делать с земным имуществом,

Если скажет он: выбирай?

Мне не надо в раю тоскующей,

Чтоб покорно за мною шла,

Я бы взял с собой в рай такую же,

Что на грешной земле жила,

Злую, ветреную, колючую,

Хоть ненадолго, да мою!

Ту, что нас на земле помучила

И не даст нам скучать в раю.

В рай, наверно, таких отчаянных

Мало кто приведет с собой,

Будут праведники нечаянно

Там подглядывать за тобой.

Взял бы в ран с собой расстояния,

Чтобы мучиться от разлук,

Чтобы помнить при расставании

Боль сведенных на шее рук.

Взял бы в рай с собой все опасности,

Чтоб вернее меня ждала,

Чтобы глаз своих синей ясности

Дома трусу не отдала.

Взял бы в рай с собой друга верного,

Чтобы было с кем пировать,

И врага, чтоб в минуту скверную

По-земному с ним враждовать.

Ни любви, ни тоски, ни жалости,

Даже курского соловья,

Никакой, самой малой малости

На земле бы не бросил я.

Даже смерть, если б было мыслимо,

Я б на землю не отпустил,

Все, что к ним на земле причислено,

В рай с собою бы захватил.

И за эти земные корысти,

Удивленно меня кляня,

Я уверен, что бог бы вскорости

Вновь на землю столкнул меня.

Студент: Но мелькала, мелькала в поэзии Константина Си­монова тень трагедии, связанная с женщиной.

Жил-был дурак. Он молился всерьез

(впрочем, как Вы и Я)

тряпкам, костям и пучку волос -

все это пустою бабой звалось,

но дурак ее звал Королевою Роз

(впрочем, как Вы и Я).

О года, что ушли в никуда,

Что ушли,

Головы и рук наших труд -

Все съела она, не хотевшая знать

(А теперь-то мы знаем -

не умевшая знать),

Ни черта не понявшая тут.

Что дурак растранжирил,

Всего и не счесть

(Впрочем, как Вы и Я).

О, труды, что ушли,

их плоды, что ушли,

и мечты, что вновь не придут, -

Все съела она, не хотевшая знать

(А теперь-то мы знаем -

не умевшая знать),

ни черта не понявшая тут.

Когда леди ему отставку дала

(Впрочем, как Вам и Мне),

Видит бог! Она сделала все, что могла!

Он, дурак, не приставил

К виску ствола.

Он жив. Хотя жизнь ему не мила.

(Впрочем, как Вам и Мне).

В этот раз не стыд его спас,

не стыд,

Не упреки, которые жгут, -

Он просто узнал, что не знает она,

Что не знала она и что знать она

Ни черта не могла тут.

Ведущий: Поэт говорит о существе лишенном дара любви, понимания любви, самой возможности любви, потому и неженщина, нечеловек. Не знала любви — ничего не знала…

В памяти нынешнего поколения Константин Михайлович предстается подтянутым человеком, «военной косточкой». Тогда, в сорок первом ему было двадцать пять. Военный корреспондент победоносного Халкин-гола, вероятно, самому себе казался человеком обстрелянным и бывалым.

Но «двадцать первого июня меня вызвали в радиокомитет и предложили написать две антифашистские песни. Так я почувствовал, что война уже началась, а узнал об этом только в два часа дня. Все утро 22 июня писал стихи, и не подходил к телефону. А когда подошел, первое, что услышал: «война»...». Он пошел в Союз писателей, на митинг. Друзья сколачивались в группки, чтобы вместе ехать на фронт: никому и в голову не приходило, какой страшной будет эта война. Ведь он сам, Константин Симонов, любимец молодежи, писал совсем недавно:

Не нынче - завтра грохнет бой,

Не нынче - завтра нас разбудит

Горнист военною трубой...

Разбудил не свой горнист, а чужие бомбы и танки, разгрызшие оборону и прущие по трупам. Он же, Симонов, писал о «святой ярости наступления» три года назад, а теперь мы отступали. Но в нем проснулся солдат. Разумеется, как бы ни описывали тяготы и страсти военных корреспондентов, не сравнишь их даже с буднями окопников. Но в своем деле, деле военного журналиста, он был и талантлив, и смел. Он увидел все: и героизм, и страх, и предательство, и свою страну в смертельном горе.

Ведущая: Константин Симонов сдал в газету материалы, заодно показал и стихи. Главному редактору очень понравилось стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», оно было напечатано и стало хрестоматийным. Другие же стихи повертел и так и сяк и, наконец, вернул их автору, решительно заявив: эти стихи не для военной газеты. Это были стихи о любви. Но пройдет мало времени и стихи о солдатской любви будут печататься в центральных газетах.

Ведущий: Человечество пробилось сквозь горе, войны и ненависть и нашло силы выжить, значит, есть же в нем пусть и невидимый, но мощный источник света. И любовь, если уж так, и есть этот благословенный дар увидеть свет в другом...

Чтецы:

1й В другое время, может быть,

И я бы прожил час с чужою,

Но в эти дни не изменить

Тебе ни телом, ни душою.

Как раз от горя, оттого,

Что вряд ли вновь тебя увижу,

В разлуке сердца своего

Я слабодушьем не унижу.

Случайной лаской не согрет,

До смерти не простясь с тобою,

Я милых губ печальный след

Навек оставлю за собою. (1941)


2й Последний кончился огарок,

И по невидимой черте

Три красных точки трех цигарок

Безмолвно бродят в темноте.

О чем наш разговор солдатский?

О том, что нынче Новый год,

А света нет, и холод адский,

И снег, как каторжный метет.

Один сказал: - Моя сегодня

Полы помоет, как при мне.

Потом детей, чтоб быть свободней,

Уложит. Сядет в тишине.

Ей сорок лет — мы с ней погодки.

Всплакнет ли, просто ли вздохнет,

Но уж, наверно, рюмкой водки

Меня по-русски помянет...

Второй сказал: - Уж год с лихвою

С моей война нас развела.

Я, с молодой простясь женою,

Взял клятву, чтоб верна была.

Я клятве верю, - коль не верить,

Как проживешь в таком аду?

Наверно, все глядит на двери,

Все ждет сегодня — вдруг приду...

А третий лишь вздохнул устало:

Он думал о своей — о той,

Что с лета прошлого молчала

За черной фронтовой чертой...

И двое с ним заговорили,

Чтоб не грустил он, про войну,

Куда их жены отпустили,

Чтобы спасти его жену. 1943 «Жены»

3й За окном пепелище, дома черноребрые,

Снова холод, война и зима...

Написать тебе что-нибудь доброе-доброе?

Чтобы ты удивилась сама.

До сих пор я тебя добротою не баловал,

Не умел ни жалеть, ни прощать,

Слишком горькие шутки в разлуке откалывал

Злом на зло привыкал отвечать.

Но сегодня тебя вдруг не злой, не упрямою,

Словно при смерти вижу, родной,

Словно это письмо вдруг последнее самое,

Словно кончил все счеты с тобой.

Начинаются русские песни запевочкой,

Ни с того ни с сего о другом:

Я сегодня хочу увидать тебя девочкой.

В переулке с московским двором.

Увидать не любимой еще, не целованной,

Не знакомою, не женой,

Не казнимой еще и еще не балованной

Переменчивой женской судьбой.

Мы соседями были. Но знака секретного

Ты мальчишке подать не могла:

Позже на пять минут выходил я с Каретного,

Чем с Садовой навстречу ты шла.

Каждый день пять минут то дурными, то добрыми

Были мимо летевшие дни.

Пять минут, не могла подождать меня вовремя

В десять лет обернулись они.

Нам по-взрослому любится и ненавидится,

Но, быть может, все эти года

Я бы отдал за то, чтоб с тобою увидеться

В переулке Каретном тогда.

Я б тебя оберег от тоски одиночества,

От измены и ласки чужой...

Впрочем, все это глупости. Просто мне хочется

С непривычки быть добрым с тобой.

Даже в горькие дни на судьбу я не сетую.

Как заведено, будем мы жить...

Но семнадцатилетним я все же советую

Раньше на пять минут выходить.

1942

4й Пусть прокляну впоследствии

Твои черты лица,

Любовь к тебе - как бедствие

И нет ему конца.

Нет друга, нет товарища,

Чтоб среди бела дня

Из этого пожарища

Мог вытащить меня.

Когда на выжженном плато

Лежал я под стеной огня,

Я думал: слава богу, что

Ты так далеко от меня,

Что ты не слышишь этот гром,

Что ты не видишь этот ад,

Что где-то в городе другом

Есть тихий дом и тихий сад,

Что вместо камня — там вода,

А вместо грома - кленов тень,

И что со мною никогда

Ты не разделишь этот день,

Но стоит встретиться с тобой,

И я хочу, чтоб каждый день,

Чтоб каждый час и каждый бой

За мной ходила ты, как тень,

Чтоб ты со мной делила хлеб,

Делила горести до слез.

Чтоб слепла ты, когда я слеп,

Чтоб мерзла ты, когда я мерз,

Чтоб страхом был твоим — мой страх,

Чтоб гневом был твоим — мой гнев,

Мой голос - на твоих губах

Чтоб был, едва с моих слетев,

Чтоб не сказали мне друзья,

Все разделившие в судьбе:

- Она вдали, а рядом - я,

Что эта женщина тебе?

Ведь не она с тобой была

В тот день в атаке и пальбе.

Ведь не она спасла,

Что эта женщина тебе?

Зачем теперь все с ней да с ней

Как будто, в горе и беде

Всех, заменив тебе друзей

Она с тобой была везде?

Чтоб я друзьям ответить мог:

 Да, ты не видел, как она

Лежала, съежившись в комок,

Там, где огонь был как стена.

Да, ты забыл, она была.

Со мной три самых черных дня,

Она тебе там помогла,

Когда ты вытащил меня.

И за спасение мое,

Когда я пил с тобой вдвоем,

Она  ты не видал её

Сидела третьей за столом.

Ведущий: 14 января сорок второго в «Правде» были опубликованы стихи. Автор - Константин Симонов. Посвящение - B.C. Секрета особого не было, кто такая B.C. - Валентина Серова, актриса театра и кино, звезда которой восходила столь же стремительно, что и звезда самого поэта. За два года до войны вышел фильм «Девушка с характером», и не было человека, который не посмотрел бы его, и не было юноши, не влюбившегося в Катю Иванову. Стихи назывались «Жди меня». Вернее так они называются теперь, в публикациях же названия нет, а просто: B.C.

Чтец:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, 

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий: Не было, пожалуй ни фронтовых, ни дивизионных газет, не перепечатавших «Жди меня». И все-таки их не хватало, они переписывались и сотнями тысяч отправлялись в тыл - женам, невестам. Их носили с собой, как когда-то солдатскую ладанку, считалось, что строчки эти оборонят и сохранят.

Ведущая: Те, кто вернулся и кого дождались, те поверили. Эти стихи можно из них вырвать только с памятью, стихи убивали войну, её страх - вот в чём была сила заклятья. В следующем, сорок третьем на экраны вышел фильм «Жди меня». Главную роль исполнила в нём Валентина Серова.

Ведущий: ...В шести километрах от Могилёва раскинулось Буйничское поле. На поле - камень. На камне - доска. На доске - надпись: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». На другой стороне камня - просеченное факсимиле: «Константин Симонов».



Скачать 458.59 Kb.
Дата конвертации04.01.2013
Размер458.59 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы