Курсовая работа по дисциплине: Истории Древнего мира Тема: Религиозная реформа Эхнатона: основные особенности, влияние и причины провала icon

Курсовая работа по дисциплине: Истории Древнего мира Тема: Религиозная реформа Эхнатона: основные особенности, влияние и причины провала



Смотрите также:


Курсовая работа

по дисциплине: Истории Древнего мира

Тема: Религиозная реформа Эхнатона: основные особенности, влияние и причины провала.


2005


Оглавление


Введение ……………………………..…………………………………….……. 3


Глава 1. Египетская держава в эпоху Нового царства

1.1. Экономика и социальные отношения ……………………………..……… 5

1.2. Государственное управление ……………………………...……………... 10


Глава 2. Религиозная реформа Эхнатона

2.1. Предпосылки и основные особенности реформы ……………….……… 14

2.2. Влияние реформы и причины провала ……………………………….….. 16


Заключение …………………………………………………………………..…. 21

Список литературы ………………………………………………………..…… 23


Введение


В Египте раньше, чем в других странах Древнего Востока, сложилось рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство.

Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданные богами. Согласно хронологии жреца Манефона, основанной на священных текстах, до земных правителей Египтом вначале правили боги, затем полубоги. Боги-творцы уничтожили изначальный хаос в созданном ими человеческом сообществе и выступили в роли восстановителей всеобщей гармонии, т.е. особого общественного порядка и истины на месте беспорядка.

Боги и земные правители выступают при этом одновременно властителями и учредителями законов. Жреческие, административные и судебные обязанности были возложены на верховных сановников-везиров, которые были верными слугами обожествленных фараонов.

Когда-то в древности страна состояла из небольших храмовых городов-государств, имевших своих богов и управляющихся по своим законам. В этих городах поклонялись разным богам: богу солнца Ра, богине не6бес Нут, символу плодородия и одновременно земному воплощению души Осириса быку Апису, доброжелательному богу воды, заботившемуся о душах умерших, богу-крокодилу Себеку.

Неудивительно, что египетская религия всегда привлекала внимание исследователей. В исторической науке, и в частности египтологии, считается обоснованным мнение о том, что религия Древнего Египта – это грандиозное и исторически развивающееся явление. Здесь присутствуют такие формы как фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, космогония и культ, сюда же можно отнести разнообразные и противоречивые мифы, а также необычайное взаимодействие религии с древним искусством, этикой и наукой.

Особое внимание уделяется религиозной реформе Эхнатона (Аменхотепа IV), которая была первой попыткой установления единобожия, т.е. поклонение только одному божеству - богу Атону, который являлся олицетворением животворящей силы солнца.

В данной курсовой работе будут рассматриваться основные особенности реформы, ее влияние на древнеегипетское общество и причины провала. Объектом рассмотрения является социально-экономическая и политическая обстановка египетского общества в эпоху Нового царства. Предметом – религиозно-политическая реформа Эхнатона (Аменхотепа IV).

Целью работы является рассмотрение основных особенностей реформы, которые конкретизируются в следующих задачах: изучить предпосылки реформы, описать основные события, проходившие в период проведения реформы, и установить причины провала данной реформы.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический метод анализа научной литературы и периодической печати, метод сопоставления фактов.

Решение поставленных задач определило структуру курсовой работы. Последняя состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы из 23 наименований.


Глава 1. Египетская держава в эпоху Нового царства

1.1. Экономика и социальные отношения


Энергичная внешняя политика XVIII династии, правившей в эпоху Нового царства (XVI – XI вв.до н.э.), привела к созданию огромной военной державы, что в свою очередь потребовало мобилизации всех материальных и людских ресурсов. Но вместе с тем завоевания и последовавшие разорения завоеванных стран оказало стимулирующее влияние на развитие египетской экономики и культуры.

После каждого успешного похода египтяне пригоняли по несколько тысяч человек, которые пополняли ряды основных производителей, работающих на полях, в ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве. Львиная доля пленников вливалась в царские и храмовые хозяйства, а также поместья вельмож, но некоторая часть распределялась между средним командным составом и даже рядовыми воинами, владевшими небольшими участками.

Вместе с пленниками в долину Нила пригонялись сотни тысяч голов разнообразного скота, вливались золотые и серебряные вещи, модели из бронзы, различные ценности.

Если в прежние времена египтяне довольствовались единовременно захваченной добычей, то теперь была организована систематическая эксплуатация завоеванных стран путем взимания ежегодной дани. Кроме определенного количества скота, рабов и зерна, направляемых в Египет, каждая страна обязана была поставлять продукты своего ремесла или часть своих природных богатств. Так, Эфиопия поставляла золото и слоновую кость, Палестина и Сирия - металлы: серебро, свинец и олово, в также ткани и краски, ценный камень лазурит. В горах Ливана рубили строгий корабельный лес и знаменитый, столь ценившийся в древности кедр.1

Приток дополнительной рабочей силы, разнообразного сырья (особенно металлов), различных ценностей оказывал стимулирующее влияние на развитие египетской экономики, хотя значительная часть захваченных богатств шла не столько на нужды хозяйства, сколько на обогащение господствующих слоев египетского общества, которые в основном расточали добытые богатства.

Но стоит отметить, что подъему египетской экономики способствовало не только увеличение материальных ресурсов и общей численности рабочей силы, но и совершенствование технической базы и технологии самого производства. Самое широкое применение для изготовления орудий труда (особенно со времен ХIХ династии) получила бронза. В самом Египте месторождений олова не было, но необходимые его запасы поставлялись из Сирии, подчиненной египетскому влиянию. Из бронзы стали делать орудия труда, оружие, которые по своим качествам намного превосходили существовавшие до этого. Усовершенствования затронули и сам процесс получения металла.

Постепенно совершенствовалось ткацкое ремесло. Наряду с существующим горизонтальным ткацким станком был изобретен и вертикальный, что позволило внести ряд усовершенствований в ткацкое производство.

Становится самостоятельной отраслью получение непрозрачного постового стекла, из которого изготовляли сосуды и мелкие поделки, ценившиеся как на внутреннем, так я на внешнем рынке.

Совершенствуется сельскохозяйственная техника. В частности, получает распространение удобный для работы плуг с отвесными рукоятками, снабженными специальными отверстиями для рук пахаря. С помощью специальных молотов, подвешенных на длинных палках, удобно было разбивать земляные комья. Для поливки полей и главным образом огородов стали широко применяться водоподъемные «журавли»— шадуфы. Знакомство египтян с далекими иноземными странами привело к тому, что египтяне заимствовали новые растения (чечевица, смолистые деревья и др.) и новые породы скота (овцы, мулы), особой отраслью животноводства становится коневодство.2

Располагая огромными трудовыми и материальными ресурсами, фараоны проводили политику, способствующую оживлению хозяйственной жизни, и, прежде всего процветанию сельского хозяйства. Особое внимание было уделено упорядочению ирригационной системы и увеличению посевных площадей. За разливали Нила было установлено постоянное наблюдение, специальные измеритель уровня нильской воды (так называемые ниломеры) были установлены в районе Асуана на юге и в Мемфисе на севере, что позволяло более реально прогнозировать предстоящий урожай.3

Ремонтируются старые каналы, строятся новые оросительные сооружения (каналы разных профилей, дамбы, колодцы, водохранилища), что позволяет осваивать под посевы так называемые высокие поля, т. е. поля, до которых не доходит нильская вода и которые орошаются через систему каналов. Фараоны ХIX династии приступили к проведению масштабных работ по мелиорации.

В эпоху Нового царства египетская экономика позволяла получать намного больше сельскохозяйственной и ремесленной продукции, чем в предшествующие времена. Страна располагала большими запасами материальных ресурсов, внушительным экономическим потенциалом, на основе которого фараоны, с одной стороны, могли содержать огромную армию, а, следовательно, проводить успешные завоевания. С другой стороны - развернуть грандиозную строительную деятельность, возводить величественные храмы, строить крепости, дворцы, города, разнообразные сооружения. Были созданы необходимые материальные возможности для дальнейшего развития египетской культуры, некоторые культурные памятники дошли и до наших дней.

Однако, как и в прежние времена, египетское общество делилось на три основных класса: господствующий класс, т.е. собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; класс мелких производителей — это в основном земледельцы и ремесленники, которые добывали пропитание своим трудом и трудом членов своей семьи; наконец, класс подневольных и рабов, трудившихся на полях, которые им не принадлежали, собирающих урожай, которым не могли распоряжаться, пасших скот, который не был их собственностью.4 Однако в эпоху Нового царства произошли серьезные изменения внутри каждого из этих классов, укрепились одни слои, появились новые и потеряли свое значение социальные прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе.

Важным изменением в социальной структуре Египта было распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Класс рабов пополнялся за счет многих сотен тысяч пленников, прогоняемых после успешных завоеваний. Большая часть рабов принадлежала к иноземцам — жителям Палестины, Сирии, Финикии, ливийцам, нубийцам и др.5 Множество рабов сосредоточивалось в руках знати, придворных двора фараона, высшего жречества, командного состава армии, чиновников центрального и номового аппарата управления. Однако особенностью социальной жизни Египта Нового царства было появление слоя мелких рабов. В египетских документах сообщается о распределении рабов среди рядовых воинов египетской армии. Рабов могли приобретать земледельцы и ремесленники. Таким образом, рабовладельческие отношения начинают играть важную роль в общей системе социальных отношений Древнего Египта.

Как уже отмечалось, происходят серьезные изменения и в составе господствующего класса, и, прежде всего, это усложнение его структуры. Появляется прослойка мелких и средних владельцев, людей незнатного происхождения, занимавших низшие и средние посты в египетской администрации, получивших от фараона небольшое имущество, в том числе и рабов. Эти люди, обязанные своим благополучием царским благодеяниям, стали прочной социальной опорой фараонов, поддерживали мероприятия по укреплению их могущества.6

Наряду с этой прослойкой внутри господствующего класса выделяются еще две социальные группы: служивая аристократия и командный состав армии, группирующийся вокруг фараона, а также наследственная номовая знать и греческая верхушка во главе с фиванскими жрецами бога Амона. Верхушка номовой знати и высшего жречества, на первых порах поддерживавшая политику египетских фараонов ХVIII династии, получила огромные выгоды от завоеваний. Фараоны-завоеватели ЯхмосI, Аменхотеп II, Тутмос III после каждого успешного похода вносили в фонды храмов и особенно в фиванскне храмы Амона щедрые дары в виде десятков тысяч военнопленных, сотен тысяч голов скота, огромные материальные ценности.7 Быстро росли богатства за счет завоеваний и у представителей наследственной знати, занимавшей высшие посты в армии и государстве. Располагая огромными людскими и материальными ресурсами, номовая знать и высшее фиванское жречество стали с подозрением смотреть на неродовитых людей, постепенно составлявших слой новой служилой аристократии. Фиванское жречество, пользуясь своим влиянием, пыталось воздействовать на формирование политики фараонов.8 Между домовой знатью и фиванским жречеством, с одной стороны, и служивой знатью — с другой, естественно происходит нарастание противоречий, которые, в конце концов, вылились в религиозную реформу Эхнатона.

Таким образом, подводя некоторый итог, можно отметить, что приток многих ценностей после успешных завоеваний и общее оживление экономической активности оказали благоприятное воздействие на положение основной массы египетского населения. Однако именно она несла и тяготы завоевательных войн. Пока завоевания были удачными, положение основных производителей было достаточно прочным, но как только ослабевала военная мощь Египта, их благосостояние ухудшалось, налоги и поборы увеличивались, и как следствие возрастала эксплуатация.

В свою очередь и социальная обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильной, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность. Положение мелких производителей было неустойчивым и во многом зависело от удачной внешней политики. Существенную роль в социальных отношениях играл господствующий класс, в котором также происходило нарастание противоречий, которые могли приводить к открытой конфронтации.9


^ 1. 2. Государственное управление


Создание огромной империи, включившей множество завоеванных стран, усложнение хозяйственной жизни, в которую постоянно вмешивалось государство, сложность социальных взаимоотношений — все это поставило перед государственным аппаратом ряд новых задач и вызвало его существенную перестройку.10 С усложнением функций и объема государственного управления увеличилась численность чиновничества, подразделявшегося на многочисленные звенья; была установлена четкая иерархия подчинения, подробно регламентировались должностные обязанности. Сохранилась инструкция верховного сановника (везира) фараона Тутмоса III Рехмира, в которой показан сложный аппарат управления древнеегипетским государства.

Согласно этому документу, государственный аппарат в эпоху ХVIII династии делился на несколько звеньев. Во главе государства стоял центральный аппарат управления, сосредоточенный в столице и подчиненный высшему сановнику везиру. Он делился на несколько палат или ведомств, которые возглавлялись начальником казны, главным домоправителем (податное ведомство, сбор налогов), заведующему пашнями, начальниками над скотом. Среди других сановников, возглавлявших центральные ведомства, были: начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты. При особе везира находилось 10 верхнеегйпетских сановников, видимо, возглавлявших собственные канцелярии. Каждая палата представляла собой обширный штат писцов, секретарей, курьеров, со своей системой подчинения. Следующим звеном был аппарат региональной администрации. 11

Иначе говоря, управители административных объединений имели каждый под своим руководством по нескольку ведомств, которые, скорее всего, копировали структуру центральных учреждений. Выделение этого так называемого регионального звена способствовало большей централизации государственного управления в целом, преодолению традиционного в Древнем Египте сепаратизма домовой знати, которая издавна располагала властью и влиянием в ногах. Однако в период Нового царства центральному правительству удалось вытеснить наследственную номовую знать и из аппарата номового управления. Как показывает инструкция Рехмира, «местные князья», т. е. представители домовой знати, должны были получать утверждение на свои посты из рук везира, иначе говоря, были поставлены под его строгий контроль. Более того, центральное правительство ввело должности градоправителей в крупные города, которые назначались из центра и, естественно, ограничивали власть местных номархов. Управление в ногах, видимо, строилось в целом по образцу центральной администрации и состояло, в свою очередь, из соответствующих палат (хотя в ногах их было меньше) со своим опытом чиновников. 12

Следующим было звено окружного управления, ведавшего делами более мелких административных единиц, на которые делился ном. И, наконец, самым низшим подразделением аппарата было управление в деревнях и поселениях, подчинявшихся окружному начальству. Весь этот обширный и иерархически организованный аппарат подчинялся верховному сановнику-везиру, верному слуге обожествленного фараона, что обеспечивало строгую централизацию и тщательный контроль за многочисленными чиновниками.

В период Нового царства одной из важных задач стала организация управления на завоеванных обширных территориях на юге, в Нубии, и на севере, в Азии. В прежние времена египтяне ограничивались лишь сменой местных князей или изъявлением о покорности прежнего правителя. Систематическая эксплуатация завоеванных стран требовала создания постоянной египетской администрации. Так, южными территориями управляло специальное ведомство во главе с сановником, который занимал третью ступень в государственной иерархии, носил почетный титул «царский сын Куша» и иногда действительно являлся представителем царского дома. Для управления захваченными областями в Азии по примеру Нубии была создана египетская администрация во главе с наместником «северных стран». 13

При наместниках находился штат провинциальных чиновников (писцов, доверенных, курьеров, военных командиров и др.). Царские наместника опирались на египетские гарнизоны, расставленные в крепостях и крупных городах, а также на местных правителей, лояльность которых была известна египетским властям. Однако, влияние царской администрации во вне египетских владениях никогда не было сильным, и это создавало основу для сепаратизма и стремления к отделению захваченных территорий. Такая ситуация приводила к тому, что как только ослабевала военная мощь Египта, местные правители сразу же начинали проводить независимую политику.

Итак, в эпоху Нового царства в Египте был создан обширный и мощный государственный аппарат, который обеспечивал управление огромной державой и сложной жизнью египетского общества, а также защищал интересы господствующих классов.


Глава 2. Религиозная реформа Эхнатона

^ 2.1. Предпосылки и основные особенности реформы


Социально-экономическая ситуация и государственное управление, которые сложились в эпоху Нового царства, а именно: ограбление завоеванных стран, различные подати собираемые с населения, обогащение господствующего класса среди которого видное место занимало многочисленное и хорошо организованное жречество. Все это приводило к некоторой нестабильности древнеегипетского общества. Существенную роль играло и то, что египтяне поклонялись многим (в некоторых источниках говорится о тысяче богов) богам, и наиболее почитаемым из них строились пышные храмы, при которых создавались богатые храмовые хозяйства, насчитывавшие многочисленные пахотные земли, тысячи голов скота, большую массу невольников, и различные ценности. 14

Культовые обязанности выполнял обширный штат жрецов, которые являлись приближенными фараона. Храмовые хозяйства входили в состав государственных владений, и налоги с них регулярно поступали в царскую казну, тем не менее, они пользовались значительной автономией, и львиная доля доходов во многом обогащала жречество.

Особым влиянием при ХVIII династии пользовался культ фиванского бога Амона, покровителя царствующего фараона, главного божества египетского государства. Под знаменами Амона фиванские фараоны изгнали гиксосов, провели успешные завоевания многих стран, создали огромную империю. Не случайно солидная часть захваченных богатств направлялась благодарными завоевателями в храм Амона в Фивах. Десятки тысяч рабов, сотни тысяч голов скота, тысячи гектаров земли, несметные сокровища и драгоценности были переправлены этому храму. В Карнаке и Луксоре было начато строительство грандиозных храмов в честь Амона, поражающих воображение своими размерами и роскошью отделки.15

Богатства и религиозный авторитет Амона-Ра (Амон стал отождествляться с богом Ра) вели к росту политического влияния жречества на царский двор. В частности, фиванское жречество получило возможность влиять на передачу власти по наследству от одного фараона к другому через так называемый оракул Амона, т.е. «указание» Амона, которые были фактически продиктованы высшим жречеством, на кандидатуру будущего наследника. Усиление политического влияния фиванского жречества вызывало недовольство других слоев господствующего класса и прежде всего служивой знати. К тому же возвышение фиванского жречества противоречило политике централизации власти, которая отразилась в структуре государственного аппарата. Это в свою очередь не могло не вызвать напряженности в отношениях между служивой и военной знатью, возглавляемыми фараоном, и высшим жречеством Амона и поддерживающей его родовитой номовой аристократией. Эта напряженность вылилась в острый конфликт при фараоне Аменхотепе IV, который предпринял попытку провести радикальную религиозно-политическую реформу, целями которой были: во-первых, изменения в египетской религии: попытка ввести единобожие, где главным божеством являлся Атон. И, во-вторых, уничтожение политического влияния высшего жречества (прежде всего фиванского), которое стало играть большую роль в политической сфере.16

Огромным было влияние могущественного фиванского жречества, тесно связанного и со старой потомственной знатью, и со жречеством местных, провинциальных культов. Именно жречество Амона-Ра, главного египетского бога с начала XVIII династии, стало наиболее последовательным противником новой служилой знати и самого Аменхетепа IV. Неудивительно поэтому, что видимая сторона борьбы, принявшей в тех условиях неизбежную религиозную окраску, выявилась в противоборстве провозглашенного царем нового общеегипетского божества, Атона, с фиванским богом Амоном-Ра и другими старыми богами страны.

Ожесточенная и непримиримая позиция фиванского жречества, возможно, станет более понятной, если учесть, что к тому времени уже, без сомнения, сложилась присущая всему Новому царству система взаимоотношений храмового хозяйства с царской администрацией.

Аменхотеп IV (1365 – 1348 гг. до н.э.) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска – Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественным образом, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества.17


^ 2.2. Влияние реформы и причины провала


Религиозно-политическая реформа, как в основном оценивают преобразования Аменхотепа IV историки, не только была направлена на преобразование религии, но и на укрепление власти фараона. Поэтому, стремясь порвать с традициями, сложившимися в египетском обществе, Эхнатон предпринял попытки обновить всю общественно-политическую систему. Это проявилось и в создании нового бога, и в строительстве новой столицы, и выдвижении новых людей, и в создании новых культовых норм.

В борьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим указом провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона, в то время как все другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу и если не отменяются совсем, то превращаются во второстепенных прислужников верховного бога Атона. Сам фараон, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп («Амон доволен») на имя Эхнатон («угодный Атону»). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные ему Фивы, резиденцию своих предков, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т. е, «Горизонт Атона»), где господствует новое божество Египта и всего мира — великий Атон. 18

Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона.

Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властно, и, прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период - один из интереснейших в его развитии.

нововведения, оказавшие вскоре огромное влияние на все сферы жизни страны, нарастали постепенно. Введение нового общегосударственного культа бога Атона, почитаемого в образе солнечного диска с отходящими от него лучами-руками, дарующими стране все блага жизни, ни в коей мере не означало упразднения древнего египетского многобожия, и первый храм, посвященный новому божеству, был возведен царем в Фивах, вблизи святилищ Амона-Ра.

Однако новый общеегипетский культ Атона, бога, который пользовался особым покровительством царя, провозгласившего себя единственным сыном нового божества, предполагал и огромные строительные работы по возведению его храмов, и дарение ему больших земельных массивов в разных частях Египта, многочисленных пастбищ, скота, охотничьих и рыбных угодий, и обеспечение вновь создаваемого храмового хозяйства рабочей силой, и, наконец, учреждение большого штата высокопоставленных и рядовых жрецов - служителей нового культа. Они, как это видно из памятников той поры, были в основном представителями новой служилой знати. На практике все это означало значительное перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу нового божества и в ущерб жрецам старых традиционных египетских богов (и прежде всего Амона-Ра), основным противникам царя-реформатора и его сторонников.

Казалось, что динамичные сторонники перемен, возглавляемые самим царем, решительно одерживают верх над своими соперниками. Однако культ Атона не имел корней в традициях и представлениях не только знати, но и всего египетского народа. Замена противоречивых архаичных культов прежних богов логично продуманным почитанием практически одного лишь Солнечного диска - Атона - не сулила никакого облегчения жизни кому-либо, кроме фараоновских ставленников, соперничавших со старым жречеством, не обещала ни реальных благ, ни даже воображаемых - в виде более справедливого загробного воздаяния. Между тем жречество Амона было сильно не только своими материальными богатствами, которые накапливались столетиями, не только давней традицией народных верований, которые оно выражало, но даже и тем, что еще со времен Среднего царства народные массы привыкли считать именно Амона заступником маленьких людей, прибежищем в их повседневных нуждах. В то же время между знатью, стоявшей за Амона, и знатью, стоявшей за Атона, - двумя прослойками господствующего класса - не было действительно непримиримого классового противоречия. Поэтому за периодом передела власти и богатств неизбежно должен был последовать период соглашения между враждовавшими силами. Итак, нет ничего удивительного в том, что смерть еще нестарого, но, по-видимому, с юных лет болезненного фараона резко изменила дальнейший ход событий. У непосредственных преемников царя-реформатора, Семнехка-Ра и Тутанхамена, юных и рано умерших супругов его старших дочерей, не было ни авторитета их предшественника, ни его фанатизма и воли, ни самого желания продолжить его дело. Краткая, но бурная борьба вокруг наследия Аменхетепа IV, начавшаяся во время правления Семнехка-Ра, царствовавшего менее трех лет, явилась периодом глубоких изменений в самом солнцепоклонническом культе, изменений, которые позволили сначала отказаться от исключительного почитания Атона, какое было свойственно Аменхетепу IV в последние годы его жизни, а затем и восстановить старую иерархию богов. Культ Амона как главного божества Египта был полностью восстановлен, вероятно, в самом начале царствования Тутанхамена, двор которого покидает Ахет-Атон и возвращается в Фивы

В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служивой знати, средних прослоек египетского общества. Однако, оппозиционные реформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядков было не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесно связанная с ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и среди основной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционными богами, которым издавна поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона — а он умер через 1О лет после переселения в Ахетатон — его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен.19

Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.

Однако краткий эпизод правления фараона-реформатора оставил весьма заметный след в истории Египетского государства, культуры и религии. В области религии Эхнатон культом Атона как бы аккумулировал и усилил формирующиеся элементы монотеизма, которые получают развитие в последующие эпохи. В области художественной культуры амарнский период стал одним из интересных и новых явлений в тысячелетней истории египетского искусства. В области политической, несмотря на крушение реформы, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатона, сохранили завоеванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться с этим. Приход к власти ХIХ династии стал компромиссом между выдвинувшейся при Эхнатоне знатью и новыми руководящими кругами Египта.


Заключение


Основной целью этой реформы было усиление царской власти и уменьшение экономического и политического влияния жречества, в особенности фиванского, а также ослабление сепаратизма, т.е. стремление к самостоятельности, независимости от центральной власти, отдельных номов, которые из-за слабых экономических связей между собой и с центром были мало заинтересованы в укреплении центрального правительства.

Другой целью этой реформы было объединить единым культом различные народы Египетской державы, границы которой в период Нового царства чрезвычайно расширились. Они включали Сирию, Палестину на севере, Нубию на юге, ливийские области на западе, т.е. сирийцев, ханавеев, ливийцев, нубийцев.

Но монотеистическая тенденция не была главной, основная ее цель сводилась к тому, чтобы укрепить централизованную администрацию за счет ликвидации сепаратистских тенденций влиятельной храмовой знати.

Неудача этой реформы объясняется, главным образом, яростным сопротивлением политики централизации со стороны отдельных номов, которые в продолжение многих тысячелетий сохраняли свою экономическую самостоятельность.

Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее крах вызвали обострение социальной напряженности в египетском обществе. Занятый проведением религиозной реформы и решением возникших при этом внутренних проблем фараон Эхнатон не мог проводить активную внешнюю политику в Восточном Средиземноморье, и влияние Египта здесь стало катастрофически падать. Как показывают документы, найденные в дворцом архиве Ахетатона (Телль-эль-Амарне), многие палестинские, финикийские и сирийские князья, ранее безоговорочно исполнявшие все повеления египетского владыки, стали вести себя независимо и игнорировать его распоряжения. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии развалилась.


Список литературы


  1. Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. – М.: Наука, 1978. – 367с.

  2. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. – Мн.: Харвест, 2003. – 832с.

  3. Васильев Л.С. история Востока: в 2 т. Т.1. – М.: «Высшая школа», 1994. – 495с.

  4. Древний Восток. Книга для чтения./Под ред. В.В. Струве – М.: 1951г. – 229с.

  5. Древний Египет. Сборник статей. – М.: Изд-во вост. лит., 1960. – 273с.

  6. Древний Египет и древняя Африка. Сборник статей. – М.: Наука, 1967. – 147с.

  7. Замаровский, Войтех. Их величества пирамиды. – М.: Наука, 1981. – 447с.

  8. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. И 90 «История»/А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2003.— 462с.

  9. История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – 460с.

  10. История Древнего Мира.АН СССР институт востоковедения. Т.2 /под ред. И.М. Дьяконова и др.- М.: Наука, 1982г. – 576с.

  11. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта /пер. с англ. К. Савельева – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 448с.

  12. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М., Наука, 1956. – 124с.

  13. Морэ А. Цари и Боги Египта. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 190с.

  14. Перепелкин Ю.Я. Египетское общество во времена Нового царства. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. // ИДВ. М., 1988. – С. 471-485.

  15. Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семхет – Ке – Ре. К итогам солнцепоклоннического переворота в Египте. – М.: Наука, 1967. – 310с.

  16. Перепелкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. Ч. 2. – М.: Издательство «Наука», 1984. – 288с.

  17. Перепелкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. – М.: АН СССР, 1966.- 380с.

  18. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М.: Наука, 1971. – 324с.

  19. Струве В.В., Матье М.Э. Религия и общество. – М., 1927. – 168с.

  20. Струве В.В. Египет // БСЭ. Т.24. – М., 1932.

  21. Струве В.В. Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельческих обществ Древнего Востока // Известия ГАИМК. Выпуск 77. – Л., 1934. – С.92-104.

  22. Францев Ю.П. Древний Египет. – Л., 1938. – 110с.

  23. Шапло Н.А. Ткачество в Древнем Египте. – Л., 1938. – 98с.




1 История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 52

2 История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 52

3 Перепелкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. – М.: АН СССР, 1966.- С. 67

4 Струве В.В. Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельческих обществ Древнего Востока // Известия ГАИМК. Выпуск 77. – Л., 1934. – С. 98

5 Там же. С.98

6 Струве В.В. Указ. соч. С. 99.

7 Перепелкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. Ч. 2. – М.: Издательство «Наука», 1984. - 254

8 История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 54

9 История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 55

10 Струве В.В. Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельческих обществ Древнего Востока // Известия ГАИМК. Выпуск 77. – Л., 1934. – С. 102

11 История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 55


12 История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 55.

13 Там же. С.56.

14Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. 2. – М.: Издательство «Наука», 1984. - 256

15 История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 56

16 Там же. С.55.

17 Перепелкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. Ч. 2. – М.: Издательство «Наука», 1984. – С. 148

18 Перепелкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. Ч. 2. – М.: Издательство «Наука», 1984. – С. 152

19 История Древнего Востока / под. ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 59







Скачать 244.27 Kb.
Дата конвертации09.01.2013
Размер244.27 Kb.
ТипКурсовая
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы