Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (дополнительная образовательная программа «Вместе веселее…») автор: тюмайкина екатерина Александровна, старший воспитатель мдоу «Детский сад» №23 г. Новотроицка icon

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (дополнительная образовательная программа «Вместе веселее…») автор: тюмайкина екатерина Александровна, старший воспитатель мдоу «Детский сад» №23 г. Новотроицка



Смотрите также:
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (дополнительная образовательная программа «Вместе веселее…») автор: ТЮМАЙКИНА Екатерина Александровна, старший воспитатель

МДОУ «Детский сад» №23 г. Новотроицка


Представлено: Колисниченко Т.Н.

Сущность опыта – В демократическом обществе востребована личность, обладающая навыками конструктивного общения, владеющая способами самостоятельного выхода из конфликтных ситуаций, способная понять и принять позицию другого человека, учитывая свои интересы, и, не ущемляя интересы других.

Процесс развития культуры общения дошкольников со взрослыми и сверстниками интенсивно протекает в условиях осуществления системно-деятельностного подхода в организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Социально-психологическая атмосфера в детском коллективе – важный фактор, оказывающий влияние на развитие эмоциональной сферы каждого ребенка, формирование его коммуникативных навыков и умений. Она должна порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте и его потребность быть значимым для других людей.

По мнению Л.С.Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Необходима "окружающая ребёнка атмосфера" социальной мысли, внешнее педагогическое влияние. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором педагог создаёт каждому ребенку оптимальные условия для его развития.

Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития дошкольника, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, обеспечивают самовыражение через творчество. Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает. Дополнительная образовательная программа «Вместе веселее…», направленна на профилактику нарушений общения и развитие эмоциональной сферы, формирование коммуникативных навыков и умений детей старшего дошкольного возраста.

Новизна – Создание системы непосредственно образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников коммуникативных навыков и умений средствами нетрадиционных форм работы: ритмопластика, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, тренинги.

Главное – Л.С.Выготский утверждал, что ребенок является социальным существом с самого момента рождения. В новейших исследованиях Института раннего вмешательства (М.-Петербург) экспериментально подтверждены свидетельства того, что «… ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком».

В процессе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм общечеловеческой культуры, в том числе культуры взаимоотношений. Возможности дошкольника в осознании и вербализации межличностных отношений ограничены в силу возрастных особенностей развития. Организация процесса развития у дошкольников коммуникативных навыков и умений требует партнерского взаимодействия детей и взрослых.

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна "окружающая ребёнка атмосфера" социальной мысли, внешнее педагогическое влияние (Л.С.Выготский). Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором педагог создаёт каждому ребенку оптимальные условия для его развития.

Е.Юдина считает, что взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Доступность – Программа может быть использована педагогами дошкольного образования и педагогами дополнительного образования детей в процессе профилактики нарушений общения и развития эмоциональной сферы дошкольников.

Результативность – сформированность личностных качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями: активность, инициативность в общении со сверстниками и взрослыми; владение вербальными и невербальными средствами общения (по поводу прочитанного литературного произведения, просмотренного мультфильма, события или происшествия); владение культурой слушания, практикой «вопрошания».


^ Основные термины:

Игротерапия – разновидность арт-терапии, психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности.

Изотерапия – Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.

Изотерапия - с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это методпсихокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

^ Коммуникативные навыки и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности.

Ритмопластика – художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику. Двигательная терапия – снимает внутреннее напряжение.

Сказкотерапия –направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими...

^ Эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.


  1. ^ Содержание дополнительной образовательной программы «Вместе веселее…»


Дополнительная образовательная программа представлена тремя модулями: «Я и эмоции», «Я + Я», «Я и мое окружение».

^ Содержание модуля «Я и эмоции» направлено на изучение эмоционального мира ребенка, его переживаний в различных ситуациях, его предпочтений. В процессе реализации содержания модуля программы ребенок приобретает знания об эмоциональном мире человека и способах управления эмоциями. Приобретая навыки и умения управления собственными эмоциями, ребенок учится устранять состояние эмоционального дискомфорта. Педагог решает задачи формирования базовых эмоций; обучения дошкольников различению эмоций человека; развития навыков вербального и невербального общения; развития эмпатии.

^ Содержание модуля «Я + Я» направлено на осознание ребенком собственных характерных особенностей и предпочтений. Средствами игр и упражнений педагог формирует у ребенка положительную самооценку, помогает осмыслить собственную уникальность и неповторимость, преодолеть эмоциональные проблемы. Педагог решает задачи формирования у дошкольников интереса к себе (проявление гендерных особенностей, заинтересованность историей собственного имени, самопознание, самонаблюдение, осознание собственных чувств); развития потребности в социальном признании, в созидательной деятельности «для других»; гармонизации притязаний ребенка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

^ Содержание третьего модуля «Я и мое окружение» направлено на развитие коммуникативных навыков и умений дошкольников, формирование перцептивных способностей, практики взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачами педагога в процессе реализации третьего модуля являются: расширение представлений ребенка о различных способах коммуникации; формирование позитивного отношения к сверстникам; обучение навыкам «чтения» эмоционального состояния окружающих людей; социально принятым эмоциональным реакциям; полорелевому поведению.



  1. ^ Особенности организации непосредственно образовательной деятельности детей

Важнейшим условием организации непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является учет возрастных особенностей развития детей, осуществление гендерного подхода в процессе взаимодействия с ними.

^ Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5 – 6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

В этом возрасте происходят изменения в представлении ребенка о себе. Представления включают не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них.

В 5–6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявлений чувств, эмоций). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций с детьми своего и противоположного пола.

^ Ребенок 6–7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этом период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т.е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности.

В этом возрасте дети овладевают обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения). К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.


^ Тематический план непосредственно образовательной деятельности

№№ ПП

Модуль /Тема

Объем

НОД в неделю

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

I.

"Я и эмоции"

6 НОД

1.1

Радость

Азбука настроения

25/30 мин

1.2

Удивление

Отгадай эмоцию

25/30 мин

1.3

Страх

Язык жестов и движений

25/30 мин

1.4

Гнев

Давайте жить дружно

25/30 мин

1.5

Горе

Эмоциональное состояние

25/30 мин

1.6

Наши эмоции

Игры, упражнения, этюды

25/30 мин

II.

«Я + Я»

7 НОД

2.1

Тайна моего имени

Автопортрет

25/30 мин

2.2

Автопортрет

Узнай себя

25/30 мин

2.3

Мой внутренний мир

Я знаю, я могу

25/30 мин

2.4

Мой любимый сказочный герой

Мои желания

25/30 мин

2.5

Мой ласковый и нежный зверь

Волшебное зеркало

25/30 мин

3.6

Мой волшебный дом

Моя волшебная страна

25/30 мин

2.7

Я знаю, я умею, я могу

Я нужен

25/30 мин

III.

"Я и моё окружение"

6 НОД

3.1

Мы так похожи

Найди друга

25/30 мин

3.2

Мы такие разные

Мои друзья

25/30 мин

3.3

Язык жестов и движений

Мальчики и девочки

25/30 мин

3.4

Давайте жить дружно

Одна команда

25/30 мин

3.5

Мальчики и девочки

Перевоплощение

25/30 мин

3.6

С кем я живу

Танцевальный марафон

25/30 мин




Всего




19 НОД


Непосредственно образовательная деятельность организуется еженедельно по четвергам во второй половине дня.


^ Непосредственно-образовательная деятельность (тренинг) представлена 4-мя этапами:

I. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

II. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и теме непосредственно образовательной деятельности:

  1. развивающие игры-драматизации;

  2. сюжетно-ролевые;

  3. игры на развитие навыков общения;

  4. упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;

  5. этюды;

  6. сочинение историй;

  7. беседы и рассказы;

  8. мини-конкурсы.

III. Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.

IV. Ритуальные упражнения (прощание).


Методы и приёмы, используемые в процессе формирования коммуникативных навыков и умений:


  1. Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения; танцевальная терапия; подвижные игры.




  1. ^ Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).




  1. ^ Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.




  1. ^ Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.




  1. ^ Методики обследования детей, родителей и воспитателей в процессе реализации содержания программы

Изучение результативности усвоения содержания программы организуется на основе диагностических методик:

  1. Определение самооценки. Методика В.Г.Щур (диагностика личностной сферы детей старшего дошкольного возраста).

  2. Рисунок семьи. Проективная методика Г.Т. Хоментаускаса (исследование межличностных отношений ребёнка и родителей)

  3. Тест-опросник (ОРО), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным, (психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними).

  4. Тест-опросник В.Ф. Ряховского (оценка уровня общительности воспитателя, важный показатель для успешной реализации программы).




  1. Литература:

  1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности \ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995.

  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1984.

  4. Каменская, В.Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В.Г Каменская, В.Г. Каменская, С.В. Зверева. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

  5. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  6. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.Катаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

  7. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова, - СПб.: Детство-Пресс, 2000.

  8. Фопель, К. Привет, ручки!: Подвижные игры для детей 3-6 лет / К. Фопель. - М.: Генезис, 2005.

  9. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа групповых занятий с дошкольниками. / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - М. : Генезис, 2007

  10. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы / В.Р.Шмидт. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.

  11. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Шипицина, Л.М. - СПб.: Детство-Пресс, 1998.



Вопрос лексики, языка танца очень актуален, особенно для педагогов-хореографов, обучающих детей народному танцу. Уровень мысли, материализуемой с помощью танца, зависит от количественного и главное от качественных показателей лексического материала.

 

Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства ребенка отличается от существующих до настоящего времени методик преподавания народно-сценического танца, рекомендующих вести обучение лексики танца от ее простых форм к более сложным. Модульно-блочная система предлагает начинать поэтапную выработку навыков танцевального мастерства учащихся с самой сложной части лексики танца, с лексики мужской и женской пляски с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные, относительно самостоятельные модули. Цель данной системы - выработка двигательного навыка исполнения отдельных модулей и их дальнейшая сборка в блоки.

 

Предлагаемая поэтапная модульно-блочная система обучения танцевальному мастерству не противоречит ни одной из существующих концептуальных моделей системы образования и находит свое подтверждение в научной литературе. В основе модульно-блочной формы обучения ребенка танцевальному мастерству лежит психолого-педагогическая теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий А.Я.Гальперина. Модульно-блочное обучение - это не сиюминутное достижение успеха, это система интересного для ученика изучаемого материала, рассчитанная на его опережающее и перспективное развитие.

Всю лексику народного сценического танца можно условно разделить на три большие группы. Первая часть - простые ходы, припадания, бега и т.д., т.е. несложные танцевальные движения. Вторая группа - сердцевина, сложнейшая качественная лексика, суть языка пляски, танца, через нее передается замысел, материализуется основная мысль. Сердцевина женского исполнительского мастерства - ритмически и технически сложные дроби и дробные ходы. В основе дробной лексики лежит сдвоенная дробь, которая при помощи связующих притопов, ударов стопы об пол, соскоков, подскоков и перескоков с ноги на ногу, превращается в дробную лексическую комбинацию или дробный ход. Суть мужской лексики народного танца - (хлопушка) - в выстукивании ладонями рук ритмического рисунка по частям тела груди, спине, бедрах, икрам, стопе, подошве, полу и т.д. Третья группа - выразительные средства танца, сложные трюки и коленца.

 

При обучении учащихся можно пойти двумя путями. Первый путь, традиционный, - начать обучение с первой группы лексики и на протяжении 7 лет (5-11 классы) добраться до третьей группы. Путь правомерный, но очень длинный и грозит потерей интереса к изучаемому предмету. Путь второй - начать обучение со второй, самой сложной, но тем не менее, самой интересной группы лексики.

Процесс обучения, когда на пределе возможного, дается интересный, значимый для ученика материал, всегда будет иметь хорошую динамику и положительный эмоциональный настрой. Система представляет собой отдельно взятую большую и сложную лексическую комбинацию в виде блока, а составляющие ее элементы (относительно, самостоятельно исполняемые части) в виде модуля, то обучение лексики народного танца можно начать с модульного уровня.

 

Полная лексическая фраза делится на несколько относительно самостоятельных частей, точно совпадающих с любой из частей музыкального сопровождения. Сходство модуля при многократном его повторении под музыку с лексикой танца очень велико. При проучивании учащийся даже и не подозревает, что это лишь элемент. Динамика научения модулям очень велика, за один урок можно выучить 3-5 модулей в зависимости от сложности. Навык вырабатывается быстро и сохраняется очень долго. Такие модули учащиеся в состоянии исполнять в свободное время, даже во время игры. Модули, составляющие лексику танца, во многом очень схожи друг с другом по ритму, по приемам исполнения. Научить учащихся исполнять их, вычленив наиболее распространенные, - задача не очень трудоемкая. Модули собираются в блоки, а блоки, подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, - в систему (танец). Блок, с течением времени, учащийся может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется в памяти очень долго.

 

Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства - широкое поле деятельности для учителя - позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству.

 

К концу первого года обучения учащиеся показывают очень хороший результат, дети воспроизводят лексический материал довольно высокой степени сложности. Разобравшись с правилами этой игры пытаются самостоятельно конструировать из модулей блоки лексики.

 

Знания, умения, навыки поднимаются в данном случае до определенного уровня творчества. Модульное проучивание дает хорошие результаты при коррекции танцевальной речи, помогает увидеть ошибку или неправильно сформированный навык, развивает музыкальность, ритмичность, психомоторную реакцию ученика.

 

^ 2. Содержание модульно-блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца

На начальном этапе, при проучивании мелких танцевальных модулей, модульно-блочная система создает большой запас отдельных относительно простых навыков, которые в последующем дают возможность с минимальными затратами времени и сил запоминать и воспроизводить довольно значительное количество больших танцевальных комбинаций и применение их в учебных, концертных танцевальных номерах. Эта модель обучения ведет к закреплению навыков за счет их многократного повторения в различных вариантах и комбинациях.

 

Содержание учебного процесса сводится к показу танцевальных элементов, движений учителем и желательному запоминанию их учеником на уроке. Так из урока в урок идет обучение элементам, составляющим народный танец. Процесс кропотливый и длительный, связанный с большими затратами нервных и физических сил для обеих сторон. Одним из важнейших психологических факторов успешной учебной деятельности такого рода является умение как учителя, так и ученика взаимодействовать с людьми, включенными в данную деятельность.

 

Важное значение в процессе обучения танцу имеет установка на научение, т.е. постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи. Учебный материал, которым пользуются учитель и учащиеся, так же должен отвечать определенным требованиям. Важнейшие из них доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала учащимися, а достаточная сложность - психологическое развитие учащегося.

 

Поэтапная модульно-блочная форма выработки танцевальных навыков при обучении народному танцу - это первоначальный этап, где в доступном виде ученику даются элементы танцевальных движений, направленных на поэтапное развитие сложных двигательных навыков. Движения напоминают плясовые, они просты, довольно легко запоминаются детьми, движения вызывают у детей интерес к их исполнению,

 

Главная задача этого этапа - создать большой “банк” относительно простых двигательных навыков. Выполнение элементов танцевальных комбинаций, их компоновка в определенной последовательности дают возможность учащемуся быстро проучивать, запоминать и воспроизводить большое количество лексических комбинаций любой длительности и сложности, составляющих речь танца любой национальности.

 

Задача ученика на следующем этапе найти хорошо проученный, знакомый материал, имеющийся у него в “банке” и в логической (требуемой) последовательности объединить один за другим уже проученные элементы, навык исполнения которых ученик уже имеет. Эти “банки” создаются отдельно для девочек и для мальчиков. Должен быть еще третий - общий для тех и других.

Отличие модульно-блочной формы в данном вопросе заключено в создании собственного видения каждым ребенком материала, который заложен в “банк”, в своем видении последовательности изучения групп лексики народного сценического танца.

 

Где взять модули? На модули делится любая лексическая комбинация. Деление на модули это процесс обратный составлению (придумыванию) самой комбинации. Разложить дробь или хлопушку на составляющие элементы очень просто. С незнакомой (чужой) комбинацией можно разобраться за считанные минуты. Женские и мужские модули могут быть низкой, средней и высокой сложности.

 

Нельзя давать или только сложные, или только простые модули. Их необходимо давать в пропорциях, чтобы на одном модуле ребенок легко мог достичь успеха, а над другим ему предстояло бы потрудиться. Изучая, запоминая, воспроизводя модули женского и мужского русского народного сценического танца, важно не забыть главного - народный танец это, в первую очередь, - танец парно-массовый. В нем в едином порыве каждый из участников говорит на уровне своего языка, своей лексики. Уже после небольшого количества первых уроков мальчиков и девочек на занятиях необходимо объединять.

 

^ 3. Приемы, способствующие развитию умений и навыков при изучении модулей лексики народного танца

Важно не только научить детей исполнять модули, не нужно забывать главного: мы учим ребенка танцевальной речи и речь эта должна быть грамотной и четкой, со своей дикцией, со своими интонациями.

 

Наиболее успешным приемом обучения танцу является ИГРА. Игра преследует цель научить ребенка слушать и слышать музыку, располагать исполняемый модуль строго в соответствии с музыкой. Как пример можно рассмотреть игру “Перекличка”: девочки делятся на две линии и стоят лицом друг к другу. Девочки одной линии исполняют под музыку определенный модуль один раз, в это время девочки второй линии слушают музыку. Они вступают и исполняют этот модуль на счет “и два” музыкального сопровождения первого такта. В это время девочки первой линии должны внимательно слушать музыку. Им необходимо вступить на счет “и раз” второго такта, т.е. идет перекличка линий. На первоначальном этапе исполнение движений на каждую четверть музыкального сопровождения не получается. Можно более широко раздвинуть исполнение модуля в музыке, т.е. на “и раз” первого такта исполняет одна группа, а на счет “и раз” второго такта вступают другие. Такое широкое расположение позволяет детям, с одной стороны, следить на какой ноге вес тела, слушать музыку и успеть сообразить в каком месте им необходимо вступить в соответствии с музыкой. При последующем проучивании дети делают движения уже на каждую четверть музыкального сопровождения.

 

Второй прием в обучении танцу - УСЛОЖНЕНИЕ материала из урока в урок. Примером усложнения может служить перепляс. Девочки в двух линиях стоят лицом друг к другу. Первая линия исполняет определенный модуль, повторяя его три раза подряд. Вторая линия девочек в это время слушает и отвечает первой линии другим модулем. Затем проводится дальнейшее усложнение. Построение девочек аналогичное.

 

Усложняется первый модуль. Он начинается не из затакта, а на счет “раз” первого такта с удара ногой об пол. Девочки первой линии исполняют его три раза подряд. Вторая линия девочек отвечает, исполняя второй модуль четыре раза подряд.

 

Другим приемом является ускорение темпа произведения. Движение начинается с медленного темпа музыкального сопровождения и постепенно в течение 2-5 минут доводится до быстрого и очень быстрого. Темп движения определяет лидер. Тот, кто продержится дольше всех в исполнении данного модуля - победил. Из игры дети выбывают постепенно, но каждый старается продержаться подольше.

Приемов проучивания, как и самих модулей очень много. Девочек можно делить и на четыре группы и использовать сразу четыре модуля. Можно на четырех группах использовать и один модуль, но усложнять его для каждой группы.

 

Обучение превращается для детей в игру, где нет ни сильных, ни слабых учеников, модули запоминают и исполняют все учащиеся.

 

^ 4. Результативность использования модульно блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца

Поэтапная, модульно-блочная система выработки навыков хорошо развивает возможности учащихся запоминать и воспроизводить практически любые комбинации из лексики мужского и женского танца. С ее помощью можно проучивать лексику танца любой национальности. Она способствует развитию музыкальности и ритмичности учащихся, развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию и устойчивость - качеств, необходимых исполнителю народного сценического танца. В течение короткого срока приводит к хорошим результатам.

 

Разбивка лексических комбинаций на модули дает возможность не только выучить их в большом количестве, но и очень тщательно отшлифовать их исполнение, особенно когда через определенный промежуток времени занятия мальчиков и девочек объединяют с целью проучивания своих специфических модулей в совместном исполнении. Разобравшись в технологии конструирования лексических комбинаций из модулей, учащиеся пытаются самостоятельно составлять танцевальные движения.

^ ИПКиППРО ОГПУ

 


.

 

Результативность - хореографический коллектив школы № 57 г. Оренбурга был неоднократным победителем танцевальных конкурсов района, города, лауреатом областных фестивалей детского творчества.

 

Применение модульно-блочной системы в обучении танцу дало возможность сделать учебный процесс интересным для детей, позволив детям быстро изучить материал и самим творчески создавать на достигнутом уровне танцевальной лексики учебные и концертные номера.

 

В 1989-1990 учебном году в школе № 57 г.Оренбурга началось обучение детей дополнительным предметам эстетического цикла, в том числе обучение хореографии.

 

С 1996-1997 учебного года была начата экспериментальная работа по проверке эффективности этой системы.

 

^ Основные термины:

Танец - вид искусства, материалом которого являются поза, жест, мимика, движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную силу. Танец тесно связан с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-художественный образ.

^ Лексика танца - танцевальное "па" в основе которых лежат позы, жесты, мимика движения человеческого тела, с помощью которых создается образ, передаются мысли, чувства переживания героев, образно передается окружающая реальная действительность.

^ Модуль - отдельная, относительно самостоятельная часть системы (танца), систематизированный информационный материал.

Блок - часть содержания, представляющая собой группу отдельно функционально объединенных элементов, частей (модулей). Автономная часть изучаемого объекта (танца).

 

^ 1. Структура модульно-блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца

Вопрос лексики, языка танца очень актуален, особенно для педагогов-хореографов, обучающих детей народному танцу. Уровень мысли, материализуемой с помощью танца, зависит от количественного и главное от качественных показателей лексического материала.

 

Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства ребенка отличается от существующих до настоящего времени методик преподавания народно-сценического танца, рекомендующих вести обучение лексики танца от ее простых форм к более сложным. Модульно-блочная система предлагает начинать поэтапную выработку навыков танцевального мастерства учащихся с самой сложной части лексики танца, с лексики мужской и женской пляски с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные, относительно самостоятельные модули. Цель данной системы - выработка двигательного навыка исполнения отдельных модулей и их дальнейшая сборка в блоки.

 

Предлагаемая поэтапная модульно-блочная система обучения танцевальному мастерству не противоречит ни одной из существующих концептуальных моделей системы образования и находит свое подтверждение в научной литературе. В основе модульно-блочной формы обучения ребенка танцевальному мастерству лежит психолого-педагогическая теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий А.Я.Гальперина. Модульно-блочное обучение - это не сиюминутное достижение успеха, это система интересного для ученика изучаемого материала, рассчитанная на его опережающее и перспективное развитие.

Всю лексику народного сценического танца можно условно разделить на три большие группы. Первая часть - простые ходы, припадания, бега и т.д., т.е. несложные танцевальные движения. Вторая группа - сердцевина, сложнейшая качественная лексика, суть языка пляски, танца, через нее передается замысел, материализуется основная мысль. Сердцевина женского исполнительского мастерства - ритмически и технически сложные дроби и дробные ходы. В основе дробной лексики лежит сдвоенная дробь, которая при помощи связующих притопов, ударов стопы об пол, соскоков, подскоков и перескоков с ноги на ногу, превращается в дробную лексическую комбинацию или дробный ход. Суть мужской лексики народного танца - (хлопушка) - в выстукивании ладонями рук ритмического рисунка по частям тела груди, спине, бедрах, икрам, стопе, подошве, полу и т.д. Третья группа - выразительные средства танца, сложные трюки и коленца.

 

При обучении учащихся можно пойти двумя путями. Первый путь, традиционный, - начать обучение с первой группы лексики и на протяжении 7 лет (5-11 классы) добраться до третьей группы. Путь правомерный, но очень длинный и грозит потерей интереса к изучаемому предмету. Путь второй - начать обучение со второй, самой сложной, но тем не менее, самой интересной группы лексики.

Процесс обучения, когда на пределе возможного, дается интересный, значимый для ученика материал, всегда будет иметь хорошую динамику и положительный эмоциональный настрой. Система представляет собой отдельно взятую большую и сложную лексическую комбинацию в виде блока, а составляющие ее элементы (относительно, самостоятельно исполняемые части) в виде модуля, то обучение лексики народного танца можно начать с модульного уровня.

 

Полная лексическая фраза делится на несколько относительно самостоятельных частей, точно совпадающих с любой из частей музыкального сопровождения. Сходство модуля при многократном его повторении под музыку с лексикой танца очень велико. При проучивании учащийся даже и не подозревает, что это лишь элемент. Динамика научения модулям очень велика, за один урок можно выучить 3-5 модулей в зависимости от сложности. Навык вырабатывается быстро и сохраняется очень долго. Такие модули учащиеся в состоянии исполнять в свободное время, даже во время игры. Модули, составляющие лексику танца, во многом очень схожи друг с другом по ритму, по приемам исполнения. Научить учащихся исполнять их, вычленив наиболее распространенные, - задача не очень трудоемкая. Модули собираются в блоки, а блоки, подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, - в систему (танец). Блок, с течением времени, учащийся может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется в памяти очень долго.

 

Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства - широкое поле деятельности для учителя - позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству.

 

К концу первого года обучения учащиеся показывают очень хороший результат, дети воспроизводят лексический материал довольно высокой степени сложности. Разобравшись с правилами этой игры пытаются самостоятельно конструировать из модулей блоки лексики.

 

Знания, умения, навыки поднимаются в данном случае до определенного уровня творчества. Модульное проучивание дает хорошие результаты при коррекции танцевальной речи, помогает увидеть ошибку или неправильно сформированный навык, развивает музыкальность, ритмичность, психомоторную реакцию ученика.

 

^ 2. Содержание модульно-блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца

На начальном этапе, при проучивании мелких танцевальных модулей, модульно-блочная система создает большой запас отдельных относительно простых навыков, которые в последующем дают возможность с минимальными затратами времени и сил запоминать и воспроизводить довольно значительное количество больших танцевальных комбинаций и применение их в учебных, концертных танцевальных номерах. Эта модель обучения ведет к закреплению навыков за счет их многократного повторения в различных вариантах и комбинациях.

 

Содержание учебного процесса сводится к показу танцевальных элементов, движений учителем и желательному запоминанию их учеником на уроке. Так из урока в урок идет обучение элементам, составляющим народный танец. Процесс кропотливый и длительный, связанный с большими затратами нервных и физических сил для обеих сторон. Одним из важнейших психологических факторов успешной учебной деятельности такого рода является умение как учителя, так и ученика взаимодействовать с людьми, включенными в данную деятельность.

 

Важное значение в процессе обучения танцу имеет установка на научение, т.е. постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи. Учебный материал, которым пользуются учитель и учащиеся, так же должен отвечать определенным требованиям. Важнейшие из них доступность и достаточный уровень сложности. Доступность обеспечивает усвоение этого материала учащимися, а достаточная сложность - психологическое развитие учащегося.

 

Поэтапная модульно-блочная форма выработки танцевальных навыков при обучении народному танцу - это первоначальный этап, где в доступном виде ученику даются элементы танцевальных движений, направленных на поэтапное развитие сложных двигательных навыков. Движения напоминают плясовые, они просты, довольно легко запоминаются детьми, движения вызывают у детей интерес к их исполнению,

 

Главная задача этого этапа - создать большой “банк” относительно простых двигательных навыков. Выполнение элементов танцевальных комбинаций, их компоновка в определенной последовательности дают возможность учащемуся быстро проучивать, запоминать и воспроизводить большое количество лексических комбинаций любой длительности и сложности, составляющих речь танца любой национальности.

 

Задача ученика на следующем этапе найти хорошо проученный, знакомый материал, имеющийся у него в “банке” и в логической (требуемой) последовательности объединить один за другим уже проученные элементы, навык исполнения которых ученик уже имеет. Эти “банки” создаются отдельно для девочек и для мальчиков. Должен быть еще третий - общий для тех и других.

Отличие модульно-блочной формы в данном вопросе заключено в создании собственного видения каждым ребенком материала, который заложен в “банк”, в своем видении последовательности изучения групп лексики народного сценического танца.

 

Где взять модули? На модули делится любая лексическая комбинация. Деление на модули это процесс обратный составлению (придумыванию) самой комбинации. Разложить дробь или хлопушку на составляющие элементы очень просто. С незнакомой (чужой) комбинацией можно разобраться за считанные минуты. Женские и мужские модули могут быть низкой, средней и высокой сложности.

 

Нельзя давать или только сложные, или только простые модули. Их необходимо давать в пропорциях, чтобы на одном модуле ребенок легко мог достичь успеха, а над другим ему предстояло бы потрудиться. Изучая, запоминая, воспроизводя модули женского и мужского русского народного сценического танца, важно не забыть главного - народный танец это, в первую очередь, - танец парно-массовый. В нем в едином порыве каждый из участников говорит на уровне своего языка, своей лексики. Уже после небольшого количества первых уроков мальчиков и девочек на занятиях необходимо объединять.

 

^ 3. Приемы, способствующие развитию умений и навыков при изучении модулей лексики народного танца

Важно не только научить детей исполнять модули, не нужно забывать главного: мы учим ребенка танцевальной речи и речь эта должна быть грамотной и четкой, со своей дикцией, со своими интонациями.

 

Наиболее успешным приемом обучения танцу является ИГРА. Игра преследует цель научить ребенка слушать и слышать музыку, располагать исполняемый модуль строго в соответствии с музыкой. Как пример можно рассмотреть игру “Перекличка”: девочки делятся на две линии и стоят лицом друг к другу. Девочки одной линии исполняют под музыку определенный модуль один раз, в это время девочки второй линии слушают музыку. Они вступают и исполняют этот модуль на счет “и два” музыкального сопровождения первого такта. В это время девочки первой линии должны внимательно слушать музыку. Им необходимо вступить на счет “и раз” второго такта, т.е. идет перекличка линий. На первоначальном этапе исполнение движений на каждую четверть музыкального сопровождения не получается. Можно более широко раздвинуть исполнение модуля в музыке, т.е. на “и раз” первого такта исполняет одна группа, а на счет “и раз” второго такта вступают другие. Такое широкое расположение позволяет детям, с одной стороны, следить на какой ноге вес тела, слушать музыку и успеть сообразить в каком месте им необходимо вступить в соответствии с музыкой. При последующем проучивании дети делают движения уже на каждую четверть музыкального сопровождения.

 

Второй прием в обучении танцу - УСЛОЖНЕНИЕ материала из урока в урок. Примером усложнения может служить перепляс. Девочки в двух линиях стоят лицом друг к другу. Первая линия исполняет определенный модуль, повторяя его три раза подряд. Вторая линия девочек в это время слушает и отвечает первой линии другим модулем. Затем проводится дальнейшее усложнение. Построение девочек аналогичное.

 

Усложняется первый модуль. Он начинается не из затакта, а на счет “раз” первого такта с удара ногой об пол. Девочки первой линии исполняют его три раза подряд. Вторая линия девочек отвечает, исполняя второй модуль четыре раза подряд.

 

Другим приемом является ускорение темпа произведения. Движение начинается с медленного темпа музыкального сопровождения и постепенно в течение 2-5 минут доводится до быстрого и очень быстрого. Темп движения определяет лидер. Тот, кто продержится дольше всех в исполнении данного модуля - победил. Из игры дети выбывают постепенно, но каждый старается продержаться подольше.

Приемов проучивания, как и самих модулей очень много. Девочек можно делить и на четыре группы и использовать сразу четыре модуля. Можно на четырех группах использовать и один модуль, но усложнять его для каждой группы.

 

Обучение превращается для детей в игру, где нет ни сильных, ни слабых учеников, модули запоминают и исполняют все учащиеся.

 

^ 4. Результативность использования модульно блочной системы формирования навыков исполнения лексики народного танца

Поэтапная, модульно-блочная система выработки навыков хорошо развивает возможности учащихся запоминать и воспроизводить практически любые комбинации из лексики мужского и женского танца. С ее помощью можно проучивать лексику танца любой национальности. Она способствует развитию музыкальности и ритмичности учащихся, развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию и устойчивость - качеств, необходимых исполнителю народного сценического танца. В течение короткого срока приводит к хорошим результатам.

 

Разбивка лексических комбинаций на модули дает возможность не только выучить их в большом количестве, но и очень тщательно отшлифовать их исполнение, особенно когда через определенный промежуток времени занятия мальчиков и девочек объединяют с целью проучивания своих специфических модулей в совместном исполнении. Разобравшись в технологии конструирования лексических комбинаций из модулей, учащиеся пытаются самостоятельно составлять танцевальные движения.

ИПКиППРО ОГПУ

 



Скачать 340,41 Kb.
Дата конвертации11.01.2013
Размер340,41 Kb.
ТипОбразовательная программа
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы