Курсовая работа icon

Курсовая работа



Смотрите также:


АКАДЕМИЯ ТРУДА и СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ


Курсовая работа


Аналитические жанры в современной журналистике


Автор работы:

По понятным причинам не указан


Научный руководитель:

По тем же причинам не указан


Москва 2008


Оглавление:


  1. Введение. Кто убил аналитическую журналистику?........................3

  2. Аналитические жанры журналистики:

  1. Ложка истории в бочке журналистики………………………………5

  2. Аналитика в системе жанров…………………………………………5

  3. Аналитические жанры: лицом к лицу………………………………..8

- аналитический отчет…………………………………………………....9

- аналитическая корреспонденция…………………………………..….10

- аналитическое интервью……………………………………………….11

- аналитическая статья:

А) общеисследовательская статья……………………………………..14

Б) практико-аналитическая статья…………………………………….15

В) полемическая статья………………………………………………...16

- аналитический пресс-релиз…………………………………………….18

3. Заключение……………………………………………………………..20

4. Список литературы……………………………………………………21


Введение

Кто убил аналитическую журналистику?


Можно сказать, что такое направление у нас даже отсутствует.

В. Гольшев, эксперт Консер­вативного пресс-клуба


Российский форум 2003-его года стал дискуссионной площадью для обсуждения аналитической журналистики. Ведущие публицисты нашей страны констатировали тотальное вымирание этого направления.

А. Храмчихин: «Аналитическая журналистика естественным образом исчезла вместе с демократическим процессом… Дополнительным подтверждением факта ликвидации аналитической журналистики является подавляющее стремление владельцев ежедневных и ежемесячных изданий к их максимальной деполитизации даже в чисто информационном плане».

В. Третьяков: «Аналитическая журналистика по определению связана с политикой. Хотя сегодня прямого, непосредственного влияния, подобно влиянию киселевских «Итогов» она не имеет… Сейчас таких программ уже нет. Не говоря о печатных изданиях»…

М. Шевченко: «В России с аналитической журналистикой дело обстоит трудно. Аналитические журналисты есть, но, думаю, хватит десяти пальцев, чтобы их перечислить… политический спрос на аналитическую журналистику в России очень узок».

По-моему, этот набор мнений как нельзя лучше характеризует положение аналитической журналистики в нашей стране. Конечно, вопрос этот поднимался аж в 2003-ем году, но с тех пор он НИ РАЗУ не всплыл. Что изменилось с того времени? Давайте посмотрим на примере программы телепередач двух каналов – ОРТ и НТВ. В первую неделю сентября. На ОРТ вижу: сериалы, фильмы и новости, вечные и любимые. На НТВ – фильмы, сериалы… «Сегодня», «Обзор ЧП», «Профессия репортер» и любимая молодежью «Программа максимум». И это на НТВ – «земле обетованной» аналитической журналистики.

Чуть полегче ситуация обстоит с печатной продукцией. «Русский Newsweek», «Эксперт», журналы ИД «Коммерсант», недавно появившийся «Русский репортер» публикуют, слава богу, не только репортажи да новостные заметки.

Кстати, хорошо помогает в «выявлении» так называемых аналитических изданий Интернет. Достаточно набить в поисковой строке два слова: «аналитическое издание». И Google выводит в первой десятке: «Коммерсант власть», «Коммерсант деньги» и все. Остальное – слишком узкоспециализированное. Вряд ли простой обыватель будет штудировать «Geno Terra» - информационно-аналитическое издание и генетике – или «Продиндустрию». Есть еще «Итоги зернового года».

В то же время А. Кобяков отмечает, что «кажется, происходит некая консолидация мыслящих людей, разумная и умеренная». Народная мудрость на этот случай заготовила ответ: «Когда кажется, креститься надо».

Так есть ли в России аналитическая журналистика? В том виде, в котором «Журналист очень часто ставит перед собой задачу, связанную с определением будущего» [Инджиев А. А. «Универсальный справочник начинающего журналиста». – Ростов-на-Дону. 2007]? А кто взялся определить будущее стран-участниц российско-грузинского конфликта? При том, что «аналитические журналисты в России есть».


^ Аналитические жанры журналистики


Ложка истории в бочке журналистики


В привычном для нас виде журналистика существует более четырехсот лет (так считает Александр Рожков). Сама «вторая древнейшая» возникла из потребности общества в информации. Причем информации сугубо прикладной. Первые газеты состояли в основном из так называемых информаций-хроник. Назначения чиновников, военные сражения, победы и поражения, прибытия заморских кораблей с редкими товарами, продажа особняков (ну это уже зачатки рекламы), «засадка» кого-то в яму за долги. Но общество не стояло на месте. И приблизительно ко времени европейских буржуазных революций возникли зачатки аналитики – люди нуждались не только в фактах, но и в их классификации и трактовке. «Полностью она [аналитическая журналистика] выкристаллизовалась к концу XIX века. Но ее развитие пошло по двум путям» (А. Рожков).

Итак, Европа предпочла рассматривать важнейшие проблемы общества, искать пути решения, придумывать возможные модели развития. Журналистика же советская все пропускала через призму пропаганды. Ситуация изменилась только в последнем десятилетии ХХ века. По мнению того же А. Рожкова, журналистика «стала ударяться из крайности в крайность – уходить порой от серьезных тем, начала беспричинно заигрывать с читателем, говорить с ним на жаргоне». Такая тенденция сложилась не только в СССР и России в частности. Но журналистика западная продолжала анализировать, рассматривать и рассуждать.


^ Аналитика в системе жанров

«Между теоретиками журналистики нет согласия о том, что конкретно считать жанром. Более того, многие утверждают об отсутствие необходимой жанровой палитры» [Инджиев А. А. «Универсальный справочник начинающего журналиста». – Ростов-на-Дону. 2007 с 241].

А раз так, то получается, что в современных условиях все большее значение приобретает профессиональная культура журналиста, его умение выбирать факты действительности, которые будут не просто интересны общественности, но и будут реально социально значимыми. Хороший журналист должен уметь грамотно интерпретировать эти факты, предлагать концепцию проблемы и хотя бы пытаться прогнозировать возможные последствия. Конечно, куда легче осуществлять все эти действия, если знать и соблюдать требования жанра, в котором журналист планирует писать материал.

Как говорит Большая литературная энциклопедия, жанр — это одно из важнейших понятий литературоведения, обозначающее литературный вид… тип структуры, выражающий собой ту или иную сторону социальной психоидеологии на определенной стадии ее исторического развития и обнимающий собой более или менее значительное количество литературных произведений. Для жанра обязательны… три структурных признака: органичность всех компонентов, образующих собою поэтическое единство, бытование этого единства в определенных исторических условиях и широкое его распространение, типичность вида для массовой литературной продукции. В публицистике жанрами называют «устойчивые группы публикаций, объединенные формально-содержательными признаками» (определение А. А. Тертычного).

Эволюция жанров связана с тем, как человек постигал окружающий мир. Когда ему потребовалась информация, родилась газета вместе с информационной заметкой. Потом на ее страницах появился отчет, перекочевавший из деловых отношений. Фельетон появился после Великой французской революции, когда нужно было завоевывать аудиторию.

Как бы то ни было, содержание любого текста зависит от задач, поставленных перед журналистом. А форма жанра выбирается исходя из особенностей личности автора и определенными признаками публицистического повествования. Так, заметка оперативно сообщает новость, интервью представляет собой разговор, отчет описывает событие ,репортаж воспроизводит ситуацию в пространственно-временных границах.

Тертычный же в своей работе «Жанры периодической печати» рассматривает деление на жанры с точки зрения трех факторов: с точки зрения предмета отображения, с точки зрения целевой установки отображения предмета и с точки зрения метода постижения реальности.

А журналистика тоже делит свои жанры на три группы:

Информационные

Художественно-публицистические

Аналитические

Информационные жанры, пожалуй, занимают больше всего места на страницах газет. Все они объединены новизной и актуальностью факта плюс оперативной его подачей. К информационным жанрам относят заметку, репортаж, отчет, хронику и интервью.

В художественно-публицистических жанрах факт отстыпает на второй план. Первое место занимает впечатление автора, его оценка, его мысли. Эти жанры включают очерк, зарисовку, фельетон и памфлет.

Жанры аналитические несут в себе факты, которые трактуются, обобщаются, выступают в роли трамплина для постановки проблемы и ее максимально всесторонним рассмотрением. Грубо говоря, такая задача называется прогнозированием. Но журналист все-таки не оракул и не пророк. Поэтому он может просто предположить возможный вариант развития событий.

Теперь давайте обратимся к аналитическим жанрам поподробнее.


^ Аналитические жанры: лицом к лицу


А. А. Тертычный в ««Жанрах периодической печати» выделяет следующие аналитические жанры:

- аналитический отчет

- аналитическая корреспонденция

- аналитическое интервью

- беседа

- комментарий

- рецензия

- статья

- журналистское расследование

- обозрение

- исповедь

- аналитический пресс-релиз

В то же время другие источники (например, А. А. Инджиев) среди аналитических жанров выделяют только корреспонденцию, статью, рецензию и обзор. Ирина Кадыкова - корреспонденцию, статью и обзорную рецензию. В. Кожбахтеев в статье «Аналитическая журналистика в России» придерживается того же мнения.

Почему же тогда Тертычный перечисляет чуть ли не все существующие жанры периодики? Просто решил проявить нестандартную авторскую позицию?

На самом деле все просто. Практически любой журналистский жанр можно превратить в аналитический. Добавив совсем немного: анализ ситуации или ситуаций, вывод из ситуации и прогноз. Прогноз может быть любым: как данный случай повлияет на настоящую обстановку или просто как ситуация будет развиваться. Автору достаточно даже просто предположить, «что за этим последует».

Но не стоит спешить. Рассмотрим каждый из перечисленных выше жанров.


^ Аналитический отчет

Один из древнейших журналистских жанров до сих пор популярен на страницах газет. Его особенность – в развернутом сообщении о конкретном событии. Событием может быть круглый стол, дебаты в Парламенте, пресс-конференция, совещание, – в общем, любое «вербальное действие», ради которого собирается группа людей. Хороший отчет отличается большой детализацией и вниманием к подробностям события. При этом если информационный отчет в основном констатирует ход события, то аналитический помимо этого анализирует взаимосвязь выступлений с реальными проблемами. После чего определяет значение того или иного выступления. При этом, как указывает Тертычный, автор аналитического отчета не обязательно должен указывать все выступления участников. ОН может заострить внимание на нескольких или даже единственном, а оттуда перейти к анализу проблемы. То есть аналитический отчет обычно выходит за рамки самого события.

Евгений Рожанский, собкор газеты «Вольная Кубань» и заслуженный журналист России, в журнале «Журналист» от января 2006 (стр. 79) приводит в пример хорошего аналитического отчета статью Ольги Цветковой «Лекарства и льготники», опубликованную в той же «Вольная Кубани» от 14 сентября 2005 года. Ольга не просто рассказывает о краевом совещании, она внимательно анализирует поднятую руководителями проблему обеспечения больных лекарствами и добавляет к этому проблему обеспечения аптек лекарствами. Материал разбит на три части, выделенных подзаголовками: «Почему буксуем?» - изложение хода завещания и обрисовка проблемной ситуации, - «О Краснодаре – особо» - о ситуации, в течение нескольких лет развивавшейся в городе и приведшей к весьма печальным последствиям, - «Что завтра?» - выводы и предложения, как можно решить проблему.

Из трех видов аналитического отчета, которые выводит Тертычный (отчет-объяснение, отчет-оценка и отчет-программа) статья Цветковой, несмотря на свои однозначные плюсы, все-таки ближе всего к отчету-оценке. Не сказать, что это плохо. Но и не сказать, что хорошо – вариантов решения проблемы можно было предложить побольше, а не единственный «задача местных властей – улучшить лекарственное обеспечение». На мой взгляд, автор только начала приступать к анализу проблемы, но недобрала. Вследствие чего недобрала – отсутствия информации, нехватки времени, каких-то иных причин – неизвестно. Но в последней части, создав хорошее поле для предложения вариантов разрешения ситуации, она просто ушла от проблемы, вновь начав описывать совещание. Точнее, что собираются делать краевые руководители. Я считаю, что в хорошем аналитическом отчете надо было бы самой предложить, что руководителям следовало бы сделать.


^ Аналитическая корреспонденция

Аналитическая корреспонденция близка по своей сути информационным жанрам. Так же, как и в них, одной из целей аналитической корреспонденции является изложение ситуации. Вторая задача этого жанра – определение места конкретной ситуации в череде событий. То есть представить на основе ситуации анализ ситуации и прояснить взаимосвязь фактов и событий. Получается, что аналитическая корреспонденция собирает факты, чтобы их систематизировать и выявить общие закономерности.

Отсюда можно вывести «формулу» построения статьи в этом жанре:

- рассказ о центральном событии

- анализ и комментарий события

- последствия события

Разумеется, автор может выстроить текст иначе, например, перебивая рассказ о событии комментариями. Важно, чтобы все вышеназванные элементы так или иначе присутствовали. «Признаками мастерства журналиста здесь становятся умение отбирать факты, отделять главное от второстепенного, умение анализировать факты и явления повседневной жизни, обобщать их, делать выводы и предлагать свое решение проблемы» (Д. В. Туманов).

В качестве примера аналитической корреспонденции можно привести публикацию «Поцелуй молнии» («Комсомольская правда», 8 сентября 1999). Имя автора, к сожалению, осталось безвестным. Схема строения такова: «Поцелуй молнии» - описание события, - «Божья кара? Или отметина?» - поиски причин, почему женщина осталась жива после удара молнией. «Просто небу понравилась эта семья» - поиски причин продолжаются, выясняется ,что молния познакомилась и с бабушкой Дали. Автор рискует объяснить ситуацию «божьей волей» и приводит комментарий ученых, которые рассказывают о природе молний и дают рекомендации, как с ней себя вести.

Автор публикации в принципе, действует по приведенной выше схеме. Описание события сопровождается причинно-следственным анализом и описанием последствий. То есть полностью отвечает требованиям аналитической корреспонденции.


^ Аналитическое интервью

Интервью – один из самых распространенных способов получения информации в журналистике. И один из самых распространенных ее жанров. Но это не значит, что использование метода интервью автоматически означает публикацию полученного материала в том же жанре. Классическое словарное определение интервью звучит следующим образом: «предназначенная для печати беседа какого-либо известного деятеля с корреспондентом по вопросу, имеющему общественный интерес».

Существует множество видов интервью. Более-менее подробнее мы остановимся только на двух – информационном и аналитическом.

Итак, информационное интервью посвящено освящению данной проблемы. То бишь отвечает на традиционные вопросы «Что? Где? Когда? Как?». Чтобы интервью превратилось в аналитическое, в перечень этих вопросов добавляем «Почему?», «Что это значит?», «К чему это приведет?».

Это во-первых. Но это еще не гарантирует, что журналист получит именно аналитическое интервью. Самое главное: какой бы ни была тема интервью, своими вопросами журналист должен задать ход беседы таким образом, чтобы его собеседник сам анализировал сложившуюся ситуацию. «С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации» (Тертычный).

Неплохим примером аналитического интервью служит публикация «Чечня ничего не спишет» (Общая газета, №5/2000).

«В минувший понедельник жена Андрея Бабицкого отнесла в отделение милиции по месту жительства заявление о том, чтобы ее супруга начали разыскивать как пропавшего без вести. У нее есть веское основание: уже месяц она не слышала голоса мужа и не знает, где он находится. О подоплеке происшедшего обозрева­телю «ОГ» рассказывает адвокат Андрея Бабицкого Генри Резник».

Нашумевшее дело Бабицкого неизвестно разве что ленивому. Резник в случае этого интервью сам был заинтересован в том, чтобы предоставить журналисту как можно более подробную информацию о ходе дела. Адвокату важно было осветить ситуацию со всех сторон, поэтому он не просто отвечал на вопрос, а попутно отвечал и на запрятанное в нем «почему?». Как, например, вот в этом случае:

«— Ситуация сложилась ди­кая: власти объявили, что они не несут ответственности за судьбу журналиста. И в то же время вызывают его на допрос, грозя всеми мыслимыми кара­ми в случае неявки. Существу­ет ли какое-то внятное объяс­нение этому у прокуратуры?

 — В Конституции записано — приоритет личности, гражда­нина, его безопасности выше других ценностей. То есть го­сударство не только не имеет права, потрясая просьбой Бабицкого, передать его боеви­кам и заявить, что не несет ответственности за его судьбу. Наоборот, органы должны оза­ботиться судьбой каждого гражданина, местонахождение которого неизвестно. И, подав наше заявление на розыск Бабицкого как пропавшего без вести, мы проверяем готов­ность властей исполнять зако­ны страны.

Что касается следствия, то происходит нечто загадочное. У меня даже начинает скла­дываться мнение, что никако­го «дела Бабицкого» нет. По закону, нам, адвокатам, долж­ны были быть предъявлены все материалы, относящиеся к задержанию. А также прото­колы следственных действий, которые проводились с учас­тием Бабицкого, — допросы, очные ставки, изъятие вещей...

Эти материалы нам пред­ставлены не были. Более того, мы не можем даже узнать, кто ведет это дело? Сначала Би­рюков назвал мне следовате­ля Чернавского. Где его ис­кать? В Ханкале, это пригород Грозного. Что-то более опре­деленное? Поспрашивайте на месте. Как ему позвонить? Там только спецсвязь. Через пару дней выясняется, что г-н Чернавский уже не ведет дело Бабицкого, он назначен и.о. прокурора какого-то района. Дело, по неофициальной информации, передано следова­телю Ткачеву. Но и его мы не можем найти».

Получается, что главное составляющее этого интервью – подробные ответы Резника, стремящегося проанализировать ситуацию со всех сторон – от задержания Андрея до конечной ситуации и сделать прогноз событий: «А выход из этой ситуации я вижу лишь один. Руководи­тели нашей страны должны признать те нарушения, кото­рые были допущены в исто­рии с Бабицким, обозначить конкретных    виновников. В противном случае придется признать, что демократии в России брошен вызов... Про­верочный».


^ Аналитическая статья

Для начала следует вообще разъяснить, что такое статья. Потому что и журналисты, и читатели под определение статьи загоняют все материалы, опубликованные на газетной полосе (заметку, конечно, не все загоняют – он-то выделяется своими размерами сразу). Тем не менее, в том случае, где уместнее употребить слово «материал», и дилетанты, и профессионалы бросают веское: «статья» (а всего на две буквы меньше, чем в слове «материал»).

Тертычный определяет статью как «жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей». И выделяет три вида статей:

  1. общеисследовательская статья

  2. практико-аналитическая статья

  3. полемическая статья

Рассмотрим эти группы подробнее.

Общеисследовательская статья анализирует достаточно широкие, общезначимые вопросы. Вообще это жанр достаточно сложный. Мало того, что автор должен обладать достаточно глубокими знаниями по конкретному вопросу (иначе как он проанализирует ситуацию?), он должен дать истолкование сложившейся ситуации и сделать прогноз.

А это предполагает достаточно «подробную» подготовку. Ему предстоит, во-первых, сформулировать основные тезисы публикации, а затем подтвердить эти тезисы материалом статьи. Общеисследовательские статьи, по мнению Тертычного, «отличаются высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель общеисследовательской статьи - изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества».

Тертычный же приводит замечательный пример общеисследовательской статьи – «Интеллигенция и капитализм». Нет смысла пересказывать известную (хотя бы благодаря Тертычному) публикацию, упомяну только особенности, которые показались мне особенно важными. Итак, цель статьи – объяснить, почему российская интеллигенция, которая вроде бы радовалась перестройке, теперь поменяла свою точку зрения.

Надо сказать, автору это удается. Сначала - предпосылки, толкнувшие интеллигенцию СССР на путь Перестройки, затем – что получилось: для кучи инженеров, ученых, врачей, исследователей – ничего хорошего. Остались не только без рабочих мест, но и без перспективы заработать. В результате этого – потеря интеллигенцией статуса интеллигенции! В качестве резюме автором дани вопрос: будут ли эти люди до сих пор жить при социализме? Но дан четкий прогноз: новое поколение пойдет по пути капитализма. Полюс задает дальнейший путь развития советской интеллигенции: найти свое место во всеобщей системе разделения и обмена труда.

^ Практико-аналитическая статья. Этот жанр уже самим названием показывает, что посвящен исследованию конкретной проблемы. Главное - выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере, оценить эту ситуацию, определить тенденции развития, показать пути ее возможного решения, вынести на суд общественности кон­струк­тивные предложения по этому поводу.

Разберем этот вид статьи на конкретном примере. Мне приглянулась статья Алисы Шевченко «Эволюция руткитов». Сама сфера исследования – вредоносные объекты в любимом компьютере – привлекательна для исследования. Почему я говорю исследование? Потому что большая часть статьи – это действительно исследование истории руткитов - техник обхода системных механизмов защиты и сокрытия в системе компьютера. Но! В начале статьи Алиса называет руткиты вредоносными программами. А в конце приходит к выводу, что все это – никакие не программы а лишь определенный набор знаний и навыков! И поэтому следует то-то и то-то.

Алиса анализирует историю появления зловредных руткитов на свет. Эволюционировавшие из стелс-вирусов (простейшая вредоносная программа) году к 1999, они за семь лет умудрились взбаламутить общественность настолько, что специалисты из Microsoft вынесли вопрос о руткит-угрозах на конференции RSA Security. Параллельно автор рассматривает историю антируткитов и доказывает, что антируткиты действуют так же, как и сами руткиты! Доказывает она это на примере скандалов, связанных с программным обеспечением Sony, Symantec и даже Kaspersky Antivirus. Разбирая эти скандалы, Алиса приводит данные, доказывающие, что в этих программных продуктах ,хоть они действуют аналогично с руткитами, не предусмотрена вредоносная для пользователя функция. Следовательно, скандалы были необоснованы. Автор также рассматривает программы, похожие на руткиты по своему принципу действия, и, разбирая их функции, доказывает, что к вредоносным программным продуктам они ну никакого отношения не имеют. После этого Алиса рассказывает о последних достижениях и просчетах в области как строительства руткитов, так и поисков защиты от них. И лишь потом позволяет себе сделать вывод, что представляют руткиты на самом деле. Тут же приводит вариант возможного решения ситуации: дальнейшее совершенствование руткитов, в чем уже наметились серьезные попытки и, разумеется, дальнейший поиск программного обеспечения, защищающего от них. Причем, желательно, с работой на опережение.

На мой взгляд, все условия, отвечающие требованиям практико-аналитической статьи, соблюдены.


^ Полемическая статья. Такая работа может появиться только в результате столкновения двух или нескольких мнений. Автор ставит задачу обосновать свое мнение по конкретному вопросу. Связав свое выступление с этой целью, он не имеет права на ошибку: все его тезисы должны быть направлены на доказательство своей правоты. В то же время автор пытается доказать, что позиция его противника неверна.

Тертычный в своей работе «Жанры периодической печати» говорит, что любая статья должна обладать ясной концептуальной линией. Нельзя, чтобы эта линия терялась в гуще фактов, автор должен развивать четкую ясную мысль, чтобы разъяснить читателю определенную ситуацию, ее политическую, экономическую и другую сущность».

Получается следующее. Во-первых, автор должен изложить аудитории свою позицию, которую он планирует отстаивать. Во-вторых, автор должен свои тезисы доказать. Причем доказать обстоятельно. Следовательно, приводимые им в качестве доказательств факты не просто должны быть тщательно выбраны и проверены, но и поданы таким образом ,чтобы они были достаточно серьезны для читателя. В третьих, аргументы ,предъявляемые автором, должны быть равными «по весу» тезисам оппонента.

На мой взгляд, прекрасным примером полемической статьи служит публикация Михаила Дмитриева, профессора МГУ и директора Центра украинистики и белорусистики в газете «День Украина» «Как историкам Украины и России услышать друг друга?». Публикация появилась в ответ на статью Станислава Кульчицкого «Украина и Россия: история и образ истории», посвященную научной конференции под таким же названием.

Что делает профессор? Сначала он высказывает причину, по которой взялся за публикацию – газета «День» опубликовала статью украинского историка Станислава Владиславовича Кульчицкого на прошедшую конференцию, а устроить диалог между российскими и украинскими историками как раз и было задачей конференции. Затем автор представляет общественности свою цель: «отделить то, что на самом деле установлено научными исследованиями, от вымыслов и домыслов, обозначить лакуны в наших знаниях и заведомо неразрешимые вопросы, отделить зерна исторического знания от плевел ангажированной пропаганды». Следующий его ход – приведение исторической подоплеки, почему это не было сделано раньше. Затем автор предлагает темы для дискуссии – темы, о которых кричат сейчас на всех углах украинские СМИ: «национальное своеобразие украинской культуры XVIII — XIX вв., ее соотношение с русской культурой; украинский национализм в XIX в. (сепаратизм или национально-освободительное движение?); «русское» и «украинское» в политических коллизиях 1917—1920 гг.; смысл, цели, плоды национальной политики в Советской Украине; украинцы и русские в годы Великой Отечественной войны — факты и мифы; национальный вопрос и интернационализм в жизни России и Украины в 1945—1985 гг.». Эти же темы были предложены для дискуссии на конференции. Далее профессор излагает свои «претензии» к оппоненту, а затем претензии к публикации оппонента, сопровождая их историческими фактами, подтверждающими правоту автора. В качестве вывода профессор предлагает украинским и русским историкам продолжат дискуссию: «Давайте спорить и тем самым преодолевать губительное для нас всех сползание в атмосферу взаимного отчуждения и вражды».

Автор не просто соблюдает все перечисленные выше постулаты полемической статьи. Плюсом в пользу приводимого мной примера служит и то, что дискуссия на страницах украинского «Дня» продолжилась. Скудеющим оппонентом профессора МГУ стал Игорь Лосев. Значит, призыв Михаила Дмитриева услышан. Значит, статья задела за живое. Значит, дискуссия будет продолжаться.


^ Аналитический пресс-релиз. Вообще, пресс-релиз – это информационное сообщение, подготовленное для журналистов и редакторов СМИ, рассказывающее о значительном событии или информационном поводе. В самой формулировке определения уже заключено, что это сообщение не носит чисто рекламный характер. Тертычный, однако, считает, что «Соединение аналитического и рекламного начал лежит в основе аналитического пресс-релиза». На мой взгляд, уместнее было бы сказать «информационно-рекламного и аналитического», но это мелочи. Цель аналитического пресс-релиза – показать, что, например, данная организация или данное лицо способно справиться с заявленными задачами (проблемами, обстоятельствами) в силу того-то и того-то. Главное, что должен сделать журналист – проанализировать связь между заявленной деятельностью фирм и решением заявленной же проблемы. Но проанализировать эту взаимосвязь нужно очень доказательно.

Чем может воспользоваться журналист для убеждения аудитории в своей правоте? Примерами успешной деятельности человека или компании, благоприятными отзывами, характеризующую эту деятельность, оценками экспертов.

Главное – не забыть, что пресс-релиз – пресс-релизом, а в газете публикуется все-таки журналистский материал. Поэтому автор должен ответственно отнестись к достоверности информации, предлагаемой ему компанией или мистером N.


Заключение


Конечно, запихнуть все аналитические жанры журналистики (читай – все жанры за исключением заметки) в курсовую работу просто невозможно. Для этого надо садиться и писать огромный-преогромный учебник. И то не факт, что все влезут.

Главное, что делает материал аналитическим – это информация о ситуации плюс анализ плюс прогнозирование последствий или попытка прогнозирования. Главное – не ограничиваться простой констатацией фактов, иначе из аналитических материал плавно переплывет в информационные, даже если журналист даст необходимый для исследования проблемы посыл.

Выведем из курсовой работы следующее резюме. Во-первых, аналитические жанры журналистики призваны раскрывать причины сложившейся ситуации. Во-вторых, они должны всесторонне ее рассматривать. Для этого журналист может применять сравнение, аналогию, оценку, детализацию, предсказание, разъяснение, обобщение и так далее в качестве методов подачи материала. Все аналитические жанры так или иначе ориентированы на разговор. Разговор с читателем, разговор с оппонентом, разговор с героем. Тень разговора, хотя вернее было бы сказать «коммуникации» прослеживается во всех аналитических материалах.

Но это не главное. Самое важное заключается в том, что, анализируя то или иное явление, журналист приглашает читателя присоединиться к логике его рассуждений. Автор старается убедить аудиторию, представив ей свое понимание происходящего и всесторонне обосновав его, хотя и оставляет право окончательного решения (согласиться или нет) за читателем.

Хороший аналитический материал будет понятен широкому кругу читателей и будет представлять интерес для специалистов в исследуемой сфере.


Список литературы:

1. Тертычный А. А. «Жанры периодической печати: Учебное пособие» - «Аспект Пресс». М.2000

2. Федотова Л. Н. «Анализ содержания – социологический метод изучения СМИ».

3. Михайлов С. А «Современная и зарубежная журналистика» - Издательство Михайлова В.А. 2005

4. Махонина С. Я. «История русской журналистики начала XX века» Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) - «Флинта» 2006.

5. Ким. М. Н. «Жанры современной журналистики» - Издательство Михайлова В. А. 2004.

6. Большая советская энциклопедия

7. Инджиев А. А. «Универсальный справочник начинающего журналиста». – Ростов-на-Дону. 2007


Интернет-ресурсы:

http://www.viruslist.com/ru/analysis?pubid=204007621

http://www.ru.wikipedia.org

http://www.jurn.by.ru





Скачать 214.9 Kb.
Дата конвертации14.01.2013
Размер214.9 Kb.
ТипКурсовая
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы