Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования



Смотрите также:

Согласовано УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом приказ №_______

совете директор МОУ «СОШ №1

ПРОТОКОл № ____ 2010 год г. ртищево саратовской

ОБЛАСТИ»

____________________________

г.г. ВАСИЛЬЕВА









программа

духовно-нравственного развития и воспитания ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

моу «сош №1 г. Ртищево

Саратовской области»

на 2010 – 2014 год.




Пояснительная записка



Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой в целях более полного достижения национального воспитательного идеала учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.


Духовно – нравственное воспитание


27 января 2002 года на X Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Алексий II в своём Слове сказал: «Надёюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно – нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали Великой Державой, невозможно дальнейшее развитие страны, её выход из затяжного кризиса.

На протяжении последних лет мы убедились, как может быть беспощадно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю народную мудрость, на высший духовно – нравственный идеал. Наш народ по – прежнему страдает от моральной и мировоззренческой опустошённости. Разве случайно, что почти 2 миллиона детей оказались выброшенными на улицу, не ходят в школу! А сколько юных душ приобщились к алкоголю, наркотикам, разврату, с ранних лет познали душевную горечь! Разве уже не ясно, что на путях сугубо человеческих выхода нет и не будет, что ничего доброго не получится без обращения к Богу – Первоисточнику всякого блага».

Школа, выпавшая из традиций, школа, в которой не соблюдаются преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует дальнейшему разрушению души ребёнка, а не созиданию её.

«Созидается общество началами нравственности», - говорил Ф.М. Достоевский. Нравственность наряду с правом является одним из основных регуляторов социального поведения. Сфера нравственности, морали – это сфера различия добра и зла, определения смысла жизни, границ свободы и ответственности человека, долга, справедливости, совести. Эти понятия входят в ядро мировоззрения личности. Духовно – нравственные ценности всегда имели приоритетное значение в нашей национальной системе ценностей. «Лучше уж совсем не жить, чем жить без совести» - наше кредо жизни, выраженное устами одной из литературных героинь. На протяжении тысячелетней истории России её нравственный идеал воплощался в идеале жертвенной и деятельной любви. Наша история знает много примеров высоких духовно – нравственных проявлений: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов; герои Великой Отечественной войны – Г. К. Жуков, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская; духовные отцы нации – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский; тысячи людей, беззаветно отдавших и отдающих свои силы и труд на благо ближнего и Отечества.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно - нравственного просвещения и воспитания школьников.

В настоящее время стала очевидной необходимость – духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. В этой социокультурной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции русского народа, обеспечит высокие нравственные качества учащихся.

В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К.Д. Ушинскому, который сказал, что дело воспитания – важное и святое, так как « именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

  • развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества;

  • формировать у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость;

  • возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни;

  • знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей в организацию и проведение праздников и досуга.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Важным свойством духовно – нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Программа духовно – нравственного развития и воспитания школьников, должна обеспечивать полноценную и последовательную. Идентификацию обучающегося с семьёй, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.


Актуальность Программы


В наше время, когда у детей всё меньше и меньше остаётся настоящих примеров для подражания, когда их родина меркнет перед могуществом американского общества, а духовная жизнь беднеет с каждым днём, перед педагогами встала основная задача – помочь ребёнку в развитии его личности в самореализации и саморазвитии. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий, необходимых для этого.

Поэтому в нашей школе приоритетными направлениями воспитательной деятельности стали: патриотизм, гуманизм и нравственность.

К сожалению, в последнее время понятие о нравственном идеале стало размытым, планка нравственности, патриотизма, гуманизма резко опустилась в низ в немалой степени под влиянием средств массовой информации, внедрения в сознание молодёжи системы ценности, не соответствующей духовно-нравственным требованиям. Положение осложняется тем, что идеалы являются регуляторами поведения учащихся в жизненных различных ситуациях. В качестве непосредственных психологических механизмов этого выступают их главные структурные элементы: образы положительных, личностно значимых для подростка лиц, в которых персонифицируются соответствующие собственные ценности. Эти структурные образования являются эталоном анализа и оценки учащимися окружающих людей, их поступков, действий и решений, а также критерием собственного поведения. Образовавшейся вследствие крушения нравственных идеалов духовный вакуум стал заполняться культом насилия, денег, наслаждения. Регулятором поведения молодёжи стал принцип «все позволено», что привело к асоциальному поведению: росту преступности, наркомании, венерических заболеваний, проституции, самоубийств. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.

В настоящее время меняется социально-экономическая ситуация в России, мы стараемся вступить в мировое сообщество на основах уважения прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от нас – учителей, воспитателей – зависит каким мы хотим видеть будущее России и насколько адекватно оцениваем её историю, на какие ценности ориентируемся.

Россия - особая цивилизация, находящаяся на границе Востока и Запада, внесшая неоценимый вклад в развитие человечества. Россия – образец братского сосуществования сотен народов, где ни один из которых не потерял своей национальной самобытности, имеет опыт милосердия и меценатства, без чего не возможно дальнейшее развитие мировой цивилизации.

Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, соборность, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.

Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Данная Программа предлагает ряд условий: приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизация межличностных отношений учителей и учеников, воспитателей и воспитанников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, терпимости, внимания, доброты.


Содержание духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования


^


Современные особенности развития и воспитания
учащихся начальной школы



Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными

детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. Прежде всего, необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном в рамках дополнительного образования отдельных мероприятий, не связанных с содержанием деятельности ребенка в школе, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся начальной школы, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомерно-деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скрепленного базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором, с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры несомненно принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Уклад школьной жизни как

уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

^ Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

^ Системно - деятельностный подход. Этот подход является определяющим для формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно - деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника системно - деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов, форм, видов образовательной деятельности.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на развитие и воспитание ребенка. Как выше указывалось, современный процесс развития и воспитания носит разноуровневый, полисубъектный характер. Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована. В Стандарте эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.

^ Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

  • соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход);

  • многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);

  • разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Развивающий характер развития и воспитания достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного ими к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самим себе (в частности, что есть: Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Что есть базовые национальные ценности?). Понимание (это ответ на вопрос), которое достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытия их личностного смысла.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства и кино;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • духовной культуры и фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.

Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители, также как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника.

Пример – это персонифицированная ценность.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни младшего школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общение младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности - культурной нормы, как своей собственной цели и желаемого будущего.


Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания


Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования отражен национальный воспитательный идеал.

При этом, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребенка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.

Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнерства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цельвоспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяютя общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:


^ В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата,;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.


В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.


Механизм реализации Программы.

Механизм реализации Программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения на процесс воспитания, пропаганды патриотизма среди учащихся, консолидации учащихся с общественными организациями, координации деятельности детей.




Ожидаемые результаты.

Реализация программы «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в аспекте содержания ФГОС в условиях реализации проекта «Русская школа» на 2010 – 2014 учебные года».

Человек, его развитие – ведущая проблема в процессе воспитания. Субъект, субъективные отношения рассматриваются как определяющее в этом процессе.

Создание условий для воспитания личности свободной, духовно- нравственной, гуманной, способной адаптироваться к созидательному труду, к защите Отечества.

Повышение педагогического мастерства, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями творческого взаимодействия с людьми, построение гуманистических отношений с детьми, подростками, молодёжью.

Ориентация на такие формы деятельности, как сотрудничество, взаимодействие, развитие патриотизма.

Основными ценностями в воспитании становятся развитие духовности, гуманности, патриотизма, творчества и трудолюбия.

Ориентация на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие личности.

Результатом национального воспитания и образования качественным продуктом русской школы должна быть личность выпускника – патриота, гражданина своей страны.

Наша национальная повелительная потребность, задача задач – гармония индивидуального и коллективного, национальная солидарность и общность, мирская соборность, продолжение здоровых традиций, единение в классе, школе, семье, черты благодати, добра, тепла, правды, доверия, простоты, взаимопонимания, сотрудничества, сердечности, мягкости, отзывчивости, терпения, разделения труда, авторитетности старших, формирование крепкой школьной дружбы на примерах русских образцов.

В нашей школе должны быть продолжены добрые традиции и начатые новые торжества, специальные праздники, конкурсы, встречи, экскурсии, поездки.

Наш выпуск будет личностью самостоятельно мыслящей, способной решать сложные задачи и брать на себя ответственность, любящей своё отечество, способный постоять за него.

Модель выпускника начальной школы


^ Знания и умения

Организация

Здоровье

Развитие

Культура




учебного труда




познавательной активности



личности, жизненная и нравственная позиция

1. Усвоение

1. Самостоятельное

1. Соответствие

1. Стремление к

1. патриот своей школы, города,

орфографических правил

планирование своей

физического

приобретению и

России, воспитанный на

начального курса русского

учебной

состояния

расширению

основе нравственных

языка.

деятельности.

нормативам

знаний.

традиций русского народа:

2. Прочная основа




физического




добрый по отношению к

для дальнейшего обучения

2. Самокритичное

развития.

2. Первоначальный

сверстникам,

математики:

оценивание




навык

уважительный к взрослым,

- умение читать,

результатов

2. Ответственное

самостоятельного

почтительный к родителям,

записывать, сравнивать числа в

учебного труда.

отношение к

добывания

трудолюбивый, аккуратный,

пределах миллиона, называть и




своему

знаний.

ответственный.

обозначать действия, арифметические




здоровью







называть компоненты




(соблюдение







и результаты каждого действия,




режима дня,







записывать и вычислять




занятие







значения числовых выражений,




гимнастикой,







содержащих 3-4 действия,




рациональное







решать задачи в 1-3 действия.




питание)







3. Осознанное, беглое чтение.













4. Базовый объём владения













устной и письменной













речью.













5. Необходимые знания о













русских традициях, обрядах,













обычаях.













6. Усвоения основ православия.






























Оценка эффективности реализации Программы


Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всём многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, и отражается в результатах и основных направлениях деятельности педагогов, участвующих а реализации Программы.

Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма в обществе.


Примерные мероприятия по реализации Программы

«Духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области» на 2010 – 2014 год.




^ Содержание работы

Сроки

Ответственные




  1. Информационно-просветительская деятельность




1.


Подготовка информации по вопросам духовно- нравственного просвещения в школе.


постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе

Щавлева А.А.


2.

Проведение встреч с обучающимися и родителями:

«Духовно-нравственные ценности православной веры»;

«Осторожно: секты»;

«Молодая семья в системе православных ценностей»


постоянно

Учитель ОПК Попова Н.А.

Настоятель храма

А. Невского

3.

Комплектование библиотеки по духовно- нравственному воспитанию

постоянно

Учитель ОПК Попова Н.А.

4.

Участие в семинарах-совещаниях:

«Духовно- нравственное воспитание детей»;

«Возрождение духовно-нравственных ценностей православной веры в детской среде»;

«Молодая семья и православие»

Управления образования

Директор школы Васильева Г.Г., учитель ОПК Попова Н.А.

5.

Создание православной видеотеки и аудиотеки.

постоянно

Учитель ОПК Попова Н.А..

6.

Организация ознакомительных экскурсий в храмы «Православный храм – источник духовной культуры»

постоянно

Учитель ОПК Попова Н.А.


^ II. Информационно-методическое обеспечение


1.

Изучение и обобщение опыта педагогов школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе Щавлева А.А.

2.

Проведение текущих консультаций по духовно-нравственному воспитанию для педагогов школы

постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе Щавлева А.А.

3.

Размещение на сайте школы информации по вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся.

постоянно

Учитель информатики Попова Н.А.

4.

Проведение мероприятий по организации совместной деятельности с семьей.

постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе Щавлева А.А.

5.

Подведение итогов и анализ деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

май

Руководитель методического объединения классных руководителей Милевская Л.Г.




  1. ^ Организационно-массовая работа




1.

Проведение регулярных встреч с духовенством.

постоянно

Директор ДПЦ Билецкая Т.Д.

2.

Конкурс детского и художественного творчества «Мой Бог»

январь

Головина Т.М.

Пойменова Ж.Н.

3.

Проведение внеурочных мероприятий в соответствии с православным календарем:


В течение года



Классные руководители 1 – 4 классов

4.

Проведение конкурса на лучшую разработку занятий, классных часов, праздничных сценариев и учебных экскурсий по духовно-нравственному воспитанию.

май

Заместитель директора по воспитательной работе Щавлева А.А.



^ «ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ».






^ Название мероприятия


Класс


Срок выполнения



Ответственные



1.

Конкурсы:

  • Выставка детских рисунков на тему:

« Здесь русских дух, здесь Русью

пахнет!»

  • На лучший вышитый рушник;

  • «Варвара краса – девичья краса» - общешкольная конкурсная программа для девочек.

  • «Моей Барби к лицу русский костюм»;

  • «Загляните к бабушке в сундук – конкурс на лучший русский костюм;

  • «Жавороночек туда, прилети к нам сюда…» -игровая программа

  • Национальный русский головной убор, - какой он?»



1 - 4

1 раз в четверть


Сентябрь

Ноябрь


Январь

Март


Апрель


Май

Классные руководители начальной школы


Классный руководитель 1 класса Т.М. Дундукова

Заместитель директора по воспитательной работе А.А. Щавлева


Классный руководитель 2 класса Т.Ю. Видякина

Классный руководитель 3 класса И.Г. Мыскина


Учитель технологии Л.Г. Милевская


Классный руководитель 4 класса Е.В. Денисова




2.

Общешкольные праздники:

  • «Рождественская звезда»;

  • «Татьянин день»;

  • Как на масленой недели»

  • «Это пасхальное яичко»

  • «День славянской письменности»






1 - 11

Январь

Январь

Февраль

Апрель

Май

Учитель

основ православной культуры

Н.А. Попова


Учителя русского языка и литературы

Н.Г. Юдаева и Е.В. Иванова





^ Название мероприятия


Класс


Срок выполнения


Ответственные




3.

Классные часы:

  • «Моя семья»;

  • «Русские посиделки»;

  • «Откуда хлеб пришёл?»;

  • «Что такое героизм?»




  • «Дружная семейка»;

  • «Забавы вокруг печки»;

  • «Хлеб – всему голова»;

  • «Слава нашего народа»;


1

1

1

1


2

2

2

2


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


Классный

руководитель

Татьяна Михайловна

Дундукова


Классный

руководитель

Татьяна Юрьевна

Видякина



4.




  • «Я и моя семья»;

  • «Как живут в деревне»;

  • «Щедроты нашей природы»;

  • «Их назвали «Защитниками земли русской»;




  • «Мой портрет»

  • «Ай да пряник – просто загляденье»;

  • «Россия – родина моя»;

  • «Как это было»;


3

3

3

3


4

4

4

4



I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


Классный

руководитель

Ирина Геннадьевна

Мыскина


Классный

руководитель

Елена Валентиновна

Денисова





^ «ИСТОКИ. РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ – НАЧАЛО НАЧАЛ»




^ Направление деятельности

Тематики деятельности

Класс

Цель

Дата проведения



1.




«Добрый мир»

(начальная школа»

  1. Приобщение к народной культуре страны:

  1. Кто я? Знаю ли себя?

  2. Кто мы, откуда?

  3. Что нас окружает?

  4. Край, где мы живём…

  1. Доброта и красота живут рядом:

  1. Сказка ложь да в ней намёк.

  2. Добрым жить на белом свете веселей.

  3. О чём расскажет народный костюм.

  4. Спешите делать добро.

  1. Тайны русского дома:

  1. Дом, открой свою тайну.

  2. Старый бабушкин сундук.

  3. Земля наш дом родной.

  4. Праздники нашего дома.

  1. Я люблю этот мир:

  1. Как прекрасен этот мир, посмотри!

  2. Я, ты, мы.

  3. Сын природы – человек.

Мы в ответе за нашу планету.




1 класс


2 класс


3 класс


4 класс



Формирование интереса к русской культуре;

Воспитание любви к родному дому, семье, природе.



I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть



^ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ТЕМЕ: «РУССКИЕ ТРАДИЦИИ ЗДОРОВЬЯ».






^ Название классного часа


Класс



Дата проведения


Ответственные

1.

  • «Три волшебных глаза»;

  • «Школа светофорных наук».


1

I полугодие

II полугодие

Т.М. Дундукова

2.

  • «Происшествие в светофории»;

  • «Зелёная улица».


2

I полугодие

II полугодие

Т.Ю. Видякина

3.

  • «Я шагаю по улице»;

  • «Красный, жёлтый, зелёный».


3

I полугодие

II полугодие

И.Г. Мыскина

4.

  • «Твой друг, автомобиль»;

  • «Внимание! Переходим через улицу.


4

I полугодие

II полугодие

Е.В. Денисова






Скачать 435,03 Kb.
Дата конвертации15.01.2013
Размер435,03 Kb.
ТипПрограмма
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы