Науки, религии, и философии icon

Науки, религии, и философии



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42





ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

СИНТЕЗ

НАУКИ, РЕЛИГИИ, И ФИЛОСОФИИ

Е. П. БЛАВАТСКОЙ

АВТОРА «РАЗОБЛАЧЕННОЙ ИЗИДЫ»

SATYÂT NÂSTI PARO DHARMAH

«НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ»

ТОМ I

КОСМОГЕНЕЗИС



V]

ЭТОТ ТРУД Я ПОСВЯЩАЮ ВСЕМ ИСТИННЫМ ТЕОСОФАМ

КАЖДОЙ СТРАНЫ И КАЖДОЙ РАСЫ,

ИБО ОНИ ВЫЗВАЛИ ЕГО И ДЛЯ НИХ ОН АПИСАН.


Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света.

Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму. Каждый имеет право получить доступ к Учению.

Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок – плохой советник!

Но нельзя обойти все собранные познания. Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание.


^ ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Приступая к переводу Тайной Доктрины, мы поставили себе задачу придерживаться со всею точностью оригинального текста и тем оберечь характер изложения. Также было сохранено и большинство прописных букв, встречающихся в тексте.

Иностранные слова, входящие в этот труд, переданы по возможности в существующей сейчас транскрипции их в русской литературе.

Елена Рерих


СОДЕРЖАНИЕ (Англ. издание)

Введение

Потребность в таком Труде

Древность Документов и Манускриптов

Цель этой Книги


Пролог (Proem)

Древнейший Манускрипт в Мире и его Символизм

Единая Жизнь

Тайная Доктрина – Пантеизм – Атеизм

«Пространство» во всех Религиях и в Оккультизме

Семь космических Элементов – Семь Рас Человечества

Три Тезиса Тайной Доктрины

Описание Станц из Книги Дзиан


^ ЧАСТЬ I. КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ


СТАНЦА I.


Семь Станц из Книги Дзиан

Комментарии

Время и Всемирный Разум

Причины Бытия

Семь Превышних Владык

Причины Существования

Единая форма Существования

Алайа, Всемирная Душа

Может ли Конечное постичь Бесконечное?


^ СТАНЦА II.


Строители

Абсолют не знает Себя

Зародыш Жизни

VIII]

Астральный Свет не есть Анима Мунди

Божественная Мысль


^ СТАНЦА III.


Пробуждение Космоса

Вселенная – Тень Преходящая

Символы Природы

Пахтание Океана

Тьма и Свет

Андрогинные (двуполые) Божества

Символ Змия

Посредник Магии

Я есмь То, что Я есмь

Первичная Дифференциация

Ткань Бытия

Сознательное Электричество


^ СТАНЦА IV.


Семеричные Иерархии

Семь Мистических Чувств

Проводник Вселенной

Непорочное Зачатие

Мощь Речи и Звука

Семь Чувств

Беспредельный Круг

Огонь, Великий Символ Божества

Звездные Сыны Света

Божественные Летописцы


^ СТАНЦА V.


Фохат – Дитя Семеричных Иерархий

Небесные Будды

Теогония Создателей

Дух-Субстанция, Протею-подобная

Соотношения Богов

Семь Миров

Древность Физических Наук

Единое Пламя

Крылатые Колеса

Монизм и Материализм

Четыре Небесные Существа

Липика

Кольцо – «Не преступи»

IX]

Бог Человека и Бог Муравья

День – «Будь с Нами»


^ СТАНЦА VI.


Наш Мир, его Рост и Развитие

Тайна Женственного Логоса

От Не-числа к Числу Семь

Были ли Древние сведущи в Физических Науках?

Сон Матери Вечной

Космический План – Иллюзия

Извечная Материя – Реальность

Ошибка Лапласа

Отступление

Несколько ранних заблуждений относительно Планет, Кругов и Человека

Нисходящие и Восходящие Состояния

Обмен Жизненных Принципов

Мнения разнятся и, тем не менее, согласуются

Трансмиграции Эго

Исправление Фактов

Каковы Вопросы, таковы Ответы

Авторитетное Письмо

Число

Эволюции Монад

Добавочные Факты и Объяснения относительно Сфер-миров и Монад

Передача Элементов Жизни

Монадическое Множество

Царство Элементалов

Монады и Атомы

Лунные Предки

Четвертая Сфера

Человек или Обезьяна, кто был первым?

Ошибочное Мнение

Письмо Махатмы

Предварительное Сотворение Человека

Первопричина Греха

Codex Nazaraeus повторяет Аллегорию

Ильда-Баоф-Иегова

Семь Планов

Война в Небе

Рождение Миров

Семь Степеней Посвящения

Утерянный Канон Пропорций

Происхождение Почитания

Творящие Потенции


X]

^ СТАНЦА VII.


Прародители Человека на Земле

Единый Прародитель Пламя, Бесчисленные Пламена

Противоположение Учений

Иерархии Духов

Духи Природы или Элементалы

Тайна Бытия

Предки Человека

«Семь Душ» в Египтологии

Лунный Бог

Иегова – Женская Сефира

Происхождение Человека

Dii sunt Demones Inversi

Бессмертный Корень

Метафизика Халдеев

Истинная и ложная Каббала

Оккультные и Каббалистические Доктрины

Разногласие Оккультистов с Каббалистами

Один Дух беспомощен на Земле

«Пожиратели»

Четыре Измерения Пространства

Океаны Угольной Кислоты

Великий Посредник Магии

Акаша не Эфир

Атомы – Невидимые Жизни

Оккультная Химия

Огненные Жизни

Человек – Тень своего Прообраза

Земля населена с Неба

«Второе Пришествие»

Итог

Упанишады

Повторение

Направляющий Разум Вселенной

Единство Всего в Природе

Три Мира

Материя – Тень Духа

Илиастр Парацельса

Гермес охристианизованный

Лишь Вечное есть Реальность

Несколько Оккультных Афоризмов

Выдержки из одного Восточного Частного Комментария, до сих пор тайного

Силы Йоги

Акаша

Нет ничего нового под Солнцем


XI]




^ ЧАСТЬ II. ЭВОЛЮЦИЯ СИМВОЛИЗМА


ОТДЕЛ I.


Символизм и Идеографы

Египетский Символ Кошки

Магическая Сила Звука

Тайный Язык


^ ОТДЕЛ II.


Тайный Язык и его Ключи

Многочисленные Религии Египта

Измерения Великой Пирамиды

Квадратура Круга

Истина должна, наконец, восторжествовать

Моисей и Ковчег из Тростника – копия с Саргона

Оккультные Числа

Тождественность Древних Символов

«Сатанинские» Расы


^ ОТДЕЛ III.


Предвечная Субстанция и Божественная Мысль

Божественная Мысль

Всемирная Иллюзия

Pater Omnipotens Æther

Космогенезис Ману

Семь Пракрити

Боги «Генезиса»

Мистический Огонь

Эфир


^ ОТДЕЛ IV.


Хаос; Теос; Космос

Душа Мира

Рождение Разума

Мистические Элементы


ОТДЕЛ V.


Сокрытое Божество, его Символы и Глифы

Гнозис Марка

Великий Разум

XII]

Символы Творящих Сил

Всемирное Соответствие Богов

Древняя Символистика


^ ОТДЕЛ VI.


Мировое Яйцо

Яйцо и Ковчег

Лунные и Солнечные Божества

Огненные Змии

Крылатая Сфера

Два Аспекта «Бога»


^ ОТДЕЛ VII.


Дни и Ночи Брамы

Три вида Пралайи

Поглощение Всего

Каббалистический Ключ

Наступление Ночи

Возвращение Мору


^ ОТДЕЛ VIII.


Лотос, как Всемирный Символ

Идеальное становится Материальным

Еврейский Антропоморфизм

Браманы и Семиты

Буква М.


^ ОТДЕЛ IX.


Луна; Deus Lunus; Феб

Лунный Бог Христиан

Физиологический Ключ к Символу Луны

«Двойная Утроба»

Аллегория из Зохара

Геката-Луна Соответствие Иеговы

Луна Двупола

Достоинство Саиса

Преисторический Католицизм

Тождественность Символов


XIII]

ОТДЕЛ X.


Культ Древа, Змия и Крокодила

Змий, Символ Посвящения

Древо Ашваттха

«Семеричность»

Двоякий Логос


^ ОТДЕЛ XI.


Demon est Deus Inversus

Нет Жизни без Смерти

Теологические Этимологии

Оклеветанные Ангелы

Война Богов

Критика на критику Уильсона

Обольщение Богов


^ ОТДЕЛ XII.


Теогония Богов-Творцов

Иегова не Всевышний Бог

Первоначальная Теогония Ведантистов

Синонимы Логоса

Логосы Женского Начала

Идея Пифагора

Древность Пирамид

Космические Боги

Невероятное, но Истинное

Та же Мысль в Конфуцианизме

Тайна Тьмы

Бог наше Высшее Я


^ ОТДЕЛ XIII.


Семь Творений

Семь Творений в Пуранах

Огдоад

Первичное и Вторичное Творение

Многие Толкования Единой Истины

Семь Творений

Кто есть Кумары?

«Девственники-Аскеты»

Значение Числа Семь


XIV]

^ ОТДЕЛ XIV.


Четыре Элемента

Об Элементах

Космические Боги

Святой Павел верил в Космических Богов

Иегова – Бог Стихий

Астарта и Дева Мария

Физические Силы, Проводники Элементов


^ ОТДЕЛ XV.


О Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь

Больное Воображение

Кринолины или же Змеиное Обличие?


ЧАСТЬ III. ДОБАВЛЕНИЕ


Оккультная и Современная Наука


ОТДЕЛ I.


Причины этих Добавлений

Силы есть Боги и Гении

Свет есть Дух и Материя


^ ОТДЕЛ II.


Современные Физики играют в жмурки

«Есть ли Свет Вещество или нет?»

Выбор противоречивых Гипотез

Actio in Distans

Взгляды Cauchy


^ ОТДЕЛ III.


Есть ли Тяготение Закон?

Тяготение или же нечто другое?

Иегова один из Элохимов

Ньютон тогда и Ньютон теперь

Вечное Движение

Идеи Кеплера

Причина Вращения


XV]

^ ОТДЕЛ IV.


Теория Вращения в Науке

Противоречивые Гипотезы

Научные Аберрации

Парадоксы Науки

Силы есть Реальности


ОТДЕЛ V.


Маски Науки

Академические ложные Наименования

Запечатление Света

Что есть Сила?

Они соглашаются, чтоб снова разойтись

Мистические Лучи

Причины и Следствия

Что есть Атом?

Химические Боги

Система Висиштадвайта


^ ОТДЕЛ VI.


Нападки Ученого на Научную Теорию Силы

Ересь Д-ра Ричардсона

Дух и Душа Космоса


ОТДЕЛ VII.


Жизнь, Сила или Тяготение

Сила Солнца и Сила Земли

Пантеизм и Монотеизм

Семь Физических Чувств

Древо Жизни

Что есть Нервный Эфир?

Жизненный Принцип


^ ОТДЕЛ VIII.


Солнечная Теория

Сердце Солнечной Системы

Квинтэссенция Космоса

Первоначальная Основа

Элементы и Не-Элементы

Что есть Сила Направляющая?

XVI]

Научный Кадуцей

Оккультизм в Химии


^ ОТДЕЛ IX.


Грядущая Сила

Несознательный Оккультист

Оккультные Тайны и Общество

Пределы Открытий

Эфир Кили (Keely)

Преждевременное Открытие

Что есть Новая Сила?


ОТДЕЛ X.


Элементы и Атомы

Вращение Души

Вечный Странник

Будды Трех Миров

Сокровище венца Мудрости

Уран и Нептун

Цикл Падения Богов


^ ОТДЕЛ XI.


Древняя Мысль в Современном Обличий

Химия и Оккультная Наука

Троица в Единстве

Генезис Элементов

Пураны versus Королевское Общество


^ ОТДЕЛ XII.


Научные и Эзотерические Доказательства в пользу Современной Теории

Туманностей и возражения против нее

Современная Наука и Оккультизм

Силы и Эманации

Вопросы без Ответа

Что есть Небула?

Кометная Материя

Что есть первичная Материя?

Будущий Синтез


XVII]

^ ОТДЕЛ XIII.


Силы – Виды Движения или Разум?

Кант и Оккультизм

Разум в Природе

Оккультные и Физические Науки

Множества Миров

Геология времен Еноха


^ ОТДЕЛ XIV.


Боги, Монады и Атомы

Кто слеп?

Математическая Точка

Пространство, Сила и Материя

Призраки Ума

Атомические Души

Химия Будущего

Арийская и Западная Наука

Гермес или Гёксли?

Лейбниц и Оккультизм

Спиноза и Лейбниц

Природа Монады

Дух и Материя Едины


^ ОТДЕЛ XV.


Эволюция Циклов и Карма

Человек Бог или Зверь?

Размах Кармы

Пряжа Судьбы

Цикловые Колеса внутри Колес

Карма-Немезида

Древние и Современные Пророчества

Астрология есть Наука


^ ОТДЕЛ XVI.


Зодиак и его Древность

Зодиак в Библии

Древность Зодиака

Зодиак и Патриархи

Знак Ионы

Халдео-Еврейские Боги

Дракон и Бык

XVIII]

Заключение Ваilly

Начало Кали Юги

Индусские Астрономические Методы

Арийцы – Индусы Оправданы


^ ОТДЕЛ XVII.


Итог Положения

Точная Наука – Отрицания

Силы Суть Боги

Наименования Фохата

Легенда и История


XIX]

^ ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Автор – вернее писательница – считает нужным извиниться за долгую задержку в выходе этого труда. Задержка эта произошла в силу нездоровья и обширности предпринятого. Даже два тома, вышедшие сейчас, не завершают задачу и не трактуют исчерпывающе о предметах, изложенных в них. Уже собрано большое количество материала, касающегося истории Оккультизма, содержащегося в жизнях великих Адептов Арийской Расы и доказывающего связь Оккультной Философии с подвигом жизни, как это есть и как должно быть.

Если настоящие тома встретят благосклонное отношение, то все усилия будут использованы, чтобы выполнить задачу этого труда во всей его цельности.

Следует добавить, что подобная задача не предполагалась, когда впервые было объявлено изготовление этого труда. По первоначальному плану Тайная Доктрина должна была явиться исправленным и расширенным изданием «Разоблаченной Изиды». Однако, скоро стало ясно, что объяснения, которые могли бы быть добавлены к уже обнародованным в вышеназванном труде и в других, касающихся Эзотерической Науки, таковы, что требуют другого метода изложения, и в результате настоящие тома содержат не более двадцати страниц, заимствованных из «Разоблаченной Изиды».

Автор не считает нужным просить снисхождения читателей и критиков за несовершенства английского языка и за XX] многие недостатки литературного стиля, которые могут встретиться на этих страницах. Будучи иностранкой, знание этого языка было приобретено ею в поздние годы жизни; английский язык употреблен здесь потому, что он является самым широко-распространенным посредником для передачи истин, обнародовать которые стало ее долгом.

Истины эти, ни в коем случае, не выдаются за откровение, также автор не претендует на положение разоблачителя мистического знания, впервые обнародываемого в истории мира. Ибо то, что заключается в этом труде, можно найти разбросанным в тысячах томов, вмещающих Писания великих Азиатских и ранних Европейских религий, сокрытых в глифах и символах и, в силу этого покрова, до сих пор оставленных без внимания. Теперь делается попытка собрать вместе древнейшие основы и сделать из них одно гармоническое и неразрывное целое. Единственное преимущество, которым обладает писательница перед ее предшественниками, заключается в том, что ей не нужно прибегать к личным спекуляциям и теориям. Ибо этот труд есть частичное изложение того, что сама она узнала от более Знающих, и добавленное в некоторых деталях результатами ее личного изучения и наблюдения. Опубликование многих фактов, здесь приведенных, сделалось необходимым, вследствие появления диких и химерических теорий, которым предавались за последние несколько лет теософы и ученики Мистицизма в своих стараниях, как они воображали, выработать цельную систему мышления из нескольких фактов, ранее им сообщенных.

Излишне объяснять, что эта книга не есть Тайная Доктрина во всей ее цельности, но лишь избранное число фрагментов ее основных положений. Особое внимание обращено на некоторые факты, выхваченные разными писателями и искаженные вне всякого подобия Истины.

Но может быть полезно подтвердить со всею ясностью, что учения, XXI] заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству, исключительно. Тайная Доктрина является сущностью всех их. Рожденные от нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему первоначальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма.

Более чем вероятно, что книга эта будет рассматриваться большинством, как самая дикая небылица, ибо кто когда слышал о Книге Дзиан?

Пишущая эти строки потому вполне готова принять всю ответственность за содержание этого труда и даже не страшится обвинения в том, что все есть лишь ее измышление. Что труд этот имеет много недочетов, она вполне сознает. И она лишь претендует на то, что как бы фантастично не казалось многим содержание этого труда, но его логичная связность и последовательность дают право этому новому Генезису стоять, во всяком случае, на уровне с «работающими гипотезами», так открыто принятыми современной наукою. Далее, этот труд требует внимания не в силу какого-либо призыва к догматической авторитетности, но потому, что он тесно примыкает к Природе и следует законам единства и аналогии.

Цель этого труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов» и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации.

Если это до некоторой степени выполнено, писательница удовлетворена. Труд XXII] этот написан в служении человечеству, и человечеством же и будущими поколениями должен быть судим. Автор его не признает меньшего апелляционного суда. К оскорблениям она привыкла, со злословием она встречается ежедневно; клевете она улыбается в молчаливом презрении.

De minimis non curat lex.

Е. П. Б.

Лондон, Октябрь, 1888.

XXIII]

^ ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ

И ПРОСМОТРЕННОМУ ИЗДАНИЮ

Готовя это издание к печати, мы стремились исправить незначительные детали литературного стиля, не касаясь более важных вопросов. Если бы Е. П. Блаватская дожила до нового издания, несомненно она исправила и значительно расширила бы этот труд. То обстоятельство, что это не было сделано, является одной из многих меньших потерь, причиненных этой великой утратой.

Неудачные выражения из-за несовершенного знания английского языка были исправлены; большинство выдержек из других сочинений проверены и приведены точные ссылки – труд, потребовавший большой работы, ибо ссылки в предыдущих изданиях часто были неточны; также была принята однообразная система для транскрипции санскритских слов. Мы отказались от транскрипции, принятой западными востоковедами, как от вводящей в заблуждение обычного читателя, и передали согласные, не встречающиеся в английской азбуке, комбинациями, которые приблизительно соответствуют звуковому значению, и тщательно поставили знаки долготы гласных. В нескольких случаях мы вставили примечания в самый текст, но это было сделано очень редко и только тогда, когда примечания составляли часть текста.

Мы добавили объемистый Указатель в помощь изучающим и переплели его отдельно для облегчения справок. За этот большой труд мы и все изучающие приносим благодарность А. Дж. Фольдингу.

Анни Безант

Г. Р. С. Миид

Лондон, 1893.

1]

ВВЕДЕНИЕ

«Кротко слушать, добром судить.»

Шекспир

С появлением в Англии Теософической литературы стало обычным называть это учение «^ Эзотерическим Буддизмом». И став привычкою, – подтвердило старую пословицу, основанную на ежедневном опыте – «заблуждение катится по наклонной плоскости, тогда как истина должна с трудом прокладывать свой путь в гору.»

Старые трюизмы часто наиболее мудрые. Человеческий ум едва ли может оставаться совершенно свободным от предубеждений, и решающие, установившиеся мнения часто создаются прежде, чем было сделано основательное исследование предмета во всех его аспектах. Сказанное относится к господствующему заблуждению, которое, с одной стороны, ограничивает Теософию Буддизмом; а с другой, смешивает положения религиозной философии, проповеданной Готамою Буддою, с доктринами, широко набросанными в «Эзотерическом Буддизме» г-на Синнетта. Трудно представить себе нечто более ошибочное, нежели это. Это дало возможность нашим врагам обрести сильное оружие против Теософии, ибо, как один известный ученый очень остро выразился, – в упомянутом томе не было «ни Эзотеризма, ни Буддизма». Эзотерические истины, представленные в труде г-на Синнетта, перестали быть эзотерическими с момента их опубликования; также книга не содержит религии Будды, но просто лишь несколько положений до сих пор сокровенного учения, которые в настоящих томах объясняются и добавляются многими другими. Но даже последние, хотя и выдают многие основные тезисы ТАЙНОЙ ДОКТРИНЫ Востока, все же, лишь слегка приподымают край плотного покрова. Ибо никто, ни даже величайший из живущих Адептов, не мог – если бы даже он этого хотел – выдать без разбора на посмеяние неверующего мира то, что так бережно скрывалось от него на протяжении долгих эонов и веков.

«^ Эзотерический Буддизм» явился прекрасным трудом с очень неудачным заглавием, хотя заглавие это означало то же, что и оглавление настоящего труда – 2] «ТАЙНАЯ ДОКТРИНА». Оно оказалось неудачным, потому что люди имеют привычку всегда судить вещи скорее по внешности, нежели по их значению и потому, что ошибка эта настолько сделалась общей, что даже члены Теософического Общества стали жертвами того же ошибочного представления. Однако, с самого начала брамины и многие другие протестовали против подобного оглавления. И, справедливости ради, я должна добавить, что «Эзотерический Буддизм» был представлен мне в законченном виде и я была в полном неведении, каким образом автор намеревался писать слово «Будх'изм».

Ответственность за эту ошибку падает на тех, кто первые привлекли общественное внимание на эти темы и не позаботились указать разницу между «Буддизмом», религиозной системой этики, проповеданной Владыкою Готамою и названной по его титулу Buddha – Озаренный – и «Будизмом» от Budha – Мудрость или Знание (Vidyā) способность познавания, от санскритского корня budh – знать. Мы сами, теософы Индии, являемся истинными виновниками, хотя после мы и употребляли все усилия, чтобы исправить ошибку.1 Избежать это печальное недоразумение было легко: нужно было с обоюдного согласия лишь изменить правописание слова и писать «Будизм» вместо «Буддизм». Но и этот термин неправилен, ибо на английском языке следовало бы писать и произносить «Буддаизм», а последователей его называть «Буддаистами».

Объяснение это совершенно необходимо при начале такого труда, как настоящий. Религия Мудрости есть наследие народов всего мира, несмотря на сделанное в «Эзотерическом Буддизме»2, утверждение, что «два года тому назад (в 1883 г.) не только я, но и ни один из живущих европейцев, не знали даже азбуки науки, впервые здесь изложенной в научной форме» ... и т. д. Это заблуждение должно быть вкралось по оплошности. Писательница настоящего знала все, что «обнародовано» в «Эзотерическом Буддизме» и гораздо больше, многие годы раньше, чем это стало ее долгом передать малую часть Тайной Доктрины двум европейцам, одним из которых был автор «Эзотерического Буддизма»; и конечно, пишущая эти строки имеет неоспоримое, хотя для нее самой довольно двусмысленное, преимущество быть европейского происхождения и образования. Кроме того, значительная часть философии, изложенной Синнеттом, была преподана в Америке даже до опубликования «Разоблаченной Изиды», двум европейцам и моему коллеге, полковнику Г. С. Олькотту. Из Трех Учителей, которых имел Г. С. Олькотт, первый был венгерский 3] Посвященный, второй Египтянин, третий Индус. По особому разрешению полковник Олькотт различными способами передал некоторые учения. Если же двое других не сделали того же, то просто потому, что им это не было разрешено, ибо их время для общественной работы еще не пришло. Но для других оно наступило и доказательством тому являются интересные труды г-на Синнетта. Кроме того, нужно иметь в виду самое главное, что ни одна теософическая книга не приобретает ни малейшей добавочной ценности предъявлением авторитета.

Ади или Адхи Будха, Единая или Первичная и Высочайшая Мудрость есть термин, употребляемый Арьясангой в его сокровенных писаниях, теперь же всеми мистиками Северного Буддизма. Это санскритский термин и наименование, данное самыми ранними арийцами Непознаваемому Божеству. Слово «Брама» не встречается ни в Ведах, ни в других ранних трудах, он означает Абсолютную Мудрость, и Адибхута переведено Фитцэдуардом-Холл'ом, как «Извечная, Несотворенная Причина всего». Эоны несказуемого протяжения должны были пройти, прежде чем эпитет Будда стал настолько, так сказать, очеловечен, что этот термин мог быть допущен к применению к смертным, и наконец, быть данным Тому, несравненные добродетели и знание которого стяжали Ему титул «Будда Непоколебимой Мудрости». «Бодха» означает врожденное обладание божественным разумом или пониманием; Будда – овладение этим личными усилиями и заслугами, тогда как Будхи есть способность познавания, канал, через который божественное знание достигает Эго, распознавание добра и зла, также божественная совесть и Духовная Душа, являющаяся проводником для Атма. «Когда Буддхи поглощает наш Эготизм (уничтожает его) со всеми его Викара, Авалокитешвара становится уявленным нам, и Нирвана или Мукти достигнута.» Мукти то же, что и Нирвана, освобождение от тенет Майи или Иллюзии. Бодхи есть также наименование особого состояния транса, называемого Самадхи, во время которого субъект достигает высшую степень духовного знания.

Безумны те, кто в своей слепой и в несвоевременной в нашу эпоху ненависти к Буддизму и по реакции к Будизму, отрицают его эзотерические учения, являющиеся также и учениями браминов, только потому, что наименование это ассоциируется ими с принципами, которые они, будучи монотеистами, рассматривают, как зловредные доктрины. Безумные, в данном случае, является правильным термином. Ибо в нашу эпоху грубого и анти-логичного материализма, одна лишь Эзотерическая Философия способна противостоять повторным нападкам на все то, что человек считает самым дорогим и сокровенным в своей внутренней духовной жизни. Истинный философ, изучающий Эзотерическую Мудрость, совершенно освобождается от личностей, 4] догматических верований и особых религий. Кроме того. Эзотерическая Философия примиряет все религии и, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, человеческую, указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии. Она доказывает необходимость Божественного и Абсолютного Принципа в Природе. Она также не отрицает Божество, как и Солнце. Эзотерическая Философия никогда не отвергала «Бога в Природе», так же, как и Божество, как абсолютную и абстрактную Сущность. Она только отказывается признать богов, так называемых монотеистических религий, созданных человеком по образу и подобию своему, святотатственных и печальных карикатур Вечно-Непознаваемого. Кроме того, рекорды, которые мы предполагаем явить читателю, обнимают эзотерические доктрины всего мира с самого начала происхождения человечества, и Оккультизм Буддизма занимает в них лишь свое законное место, но не более.

Истинно, сокровенные части ^ Дан или Джанна (Дхиана)3, Метафизики Готамы – сколь высокими не казались бы они не знакомому с доктринами древней Религии Мудрости – являются лишь малою долею целого. Индусский Реформатор ограничил свои общие Учения чисто моральным и физиологическим аспектом Религии-Мудрости, этикою и человеком. Вещи, «невидимые и невещественные», тайны Бытия за пределами нашей земной сферы, Великий Учитель оставил совершенно не затронутыми в своих обращениях к массам, сохраняя Сокровенные Истины для избранного круга своих Архатов. Последние получали посвящение в знаменитой пещере Саптапарна (Саттапанни Махавансы), вблизи Горы Байбхар (Вебхара в Палийских Манускриптах). Эта пещера находилась в Раджагриха, в древней столице Магадха, и была та самая пещера Чета, упоминаемая китайским паломником Фа-сянь, как это правильно предполагается некоторыми археологами4.

Время и человеческое воображение быстро исказили чистоту и философию этого учения, после того как оно было перенесено из тайного и священного круга Архатов в течение их прозелитической деятельности на менее подготовленную почву, нежели Индия, для метафизических представлений, как Китай, Япония, Сиам и Бирма. Как было поступлено с первичною чистотою этих великих откровений, можно видеть, изучая, так называемые, «эзотерические» буддийские школы древности в их современном одеянии, не только в Китае 5] и других буддийских странах вообще, но даже во многих школах Тибета, оставленных на попечение непосвященных лам и монгольских новаторов.

Потому читатель должен иметь в виду очень важное различие, существующее между ортодоксальным Буддизмом, т.е. общим учением Готамы Будды и Его Эзотерическим Будизмом. Тем не менее, Тайная Доктрина Его ни чем не отличалась от Доктрины посвященных браминов Его дней. Будда был уроженцем Земли Арийцев, Индусом по рождению и кшатриа кастою, и учеником «дважды-рожденных» (посвященных браминов) или Движа. Учение Его потому не могло разниться от их доктрин, что вся буддийская реформа состояла лишь в выдаче части того, что сохранилось в тайне от всех, за исключением заколдованного круга отшельников и Посвященных Храма. Не будучи в состоянии, в силу своего обета, передать все, что было сообщено Ему, Будда, хотя и учил философии, построенной на основе истинного Эзотерического Знания, тем не менее, дал миру лишь ее внешний материальный облик и сохранил душу ее для своих избранных. Многие китайские ученые среди востоковедов слыхали о «Доктрине-Души». Но никто не понял ее истинного смысла и значения.

Доктрина эта охранялась – может быть, слишком сокровенно – в святилищах. Тайна, окутывавшая ее главную догму и устремление – Нирвана – так искушала и возбуждала любопытство ученых, изучавших ее, что, будучи не в состоянии разрешить это логически и удовлетворительно, развязав ее Гордиев узел, они разрубили его, объявив, что Нирвана означает абсолютное уничтожение.

К концу первой четверти этого столетия появился особый вид литературы, которая с каждым годом становится более определенной в своей тенденции. Будучи основанной, так сказать, на научных исследованиях санскритологов и востоковедов вообще, эта литература считалась научной. Индусская, египетская и другие древние религии, мифы и эмблемы, выдавали лишь то, что символисты желали видеть в них и, таким образом, вместо внутреннего смысла, часто давалась лишь грубая внешняя форма. Замечательнейшие труды по своим изобретательным выводам и теориям circulus vitiosus – предубежденные заключения обычно занимали место посылок в силлогизмах многих ученых Санскрита и Пали – быстро появились и последовательно наводнили библиотеки противоречивыми диссертациями, больше о фаллическом и половом почитании, нежели об истинном символизме.

Может быть, это и является истинной причиной, почему, после долгого, глубочайшего 6] молчания и тайны тысячелетий, ныне выдаются намеки на некоторые основные истины из Сокровенного Учения Архаических Времен. Говорю намеренно «некоторые истины», ибо то, что должно остаться несказанным, не может быть вмещено в сотню подобных томов, также оно не может быть доверено нынешнему поколению саддукеев. Но даже то малое, что дается сейчас, лучше, нежели полное молчание об этих жизненных истинах. Мир настоящих дней, в его яром устремлении к неизвестному – которое физики слишком поспешно готовы смешать с Непознаваемым всякий раз, как проблема выходит за пределы их понимания – быстро продвигается на противоположном плане к плану духовности. Сейчас перед нами обширное поле, настоящая долина разногласия и нескончаемой борьбы; целый Некрополь, где лежат погребенными высочайшие и самые священные устремления нашей Духо-Души. С каждым новым поколением Душа эта становится более парализованной и атрофированной. «Милые светские язычники и законченные развратники», о которых говорит Грилей, мало заботятся о возрождении умерших наук прошлого; но существует прекрасное меньшинство серьезных учеников, имеющих право узнать некоторые истины, которые могут быть даны им теперь. И сейчас это гораздо нужнее, нежели десять лет тому назад, когда появилась «Разоблаченная Изида» или даже когда были опубликованы позднейшие попытки объяснить тайны эзотерической науки.

Одним из величайших и, может быть, самым серьезным возражением против достоверности этого труда и доверия к нему, послужат предварительные Станцы. Как могут быть проверены утверждения, заключенные в них? Правда, что большая часть санскритских, китайских и монгольских трудов, упомянутых в настоящих томах, известна некоторым востоковедам, тем не менее, главный труд, откуда взяты Станцы, не имеется в европейских библиотеках. КНИГА ДЗИАН (или ДЗАН) совершенно не известна нашим филологам или, во всяком случае, они никогда не слышали о ней под данным наименованием. Это, конечно, большой ущерб для них, кто следуют в своих изысканиях предписанным методам официальной науки, но для учеников Оккультизма и для всех истинных оккультистов это не имеет большого значения. Главная основа данной Доктрины находится в сотнях и тысячах санскритских манускриптов, из которых некоторые уже переведены и, как обычно, искажены толкованием, другие же, все еще, ожидают свой черед. Потому каждый ученик имеет возможность убедиться в сделанных здесь утверждениях так же, как и проверить большинство приведенных выдержек. Лишь несколько новых фактов, новых лишь для непосвященного востоковеда, и мест, взятых из Комментария, будет трудно проследить до их источника. Кроме того, 7] некоторые учения еще до сих пор преподаются устно, но, тем не менее, намеки на них встречаются в каждом случае почти во всех бесчисленных томах храмовой литературы браминов, Китая и Тибета.

Во всяком случае, что бы ни было уготовано в будущем автору этого труда недоброжелательной критикой, один факт вполне достоверен. Члены нескольких эзотерических школ – местонахождение которых за Гималаями и разветвления которых могут быть найдены в Китае, Японии, Индии и Тибете и даже в Сирии, не считая Южной Америки – претендуют на обладание всех сокровенных и философских трудов в манускриптах и печати, одним словом, всех трудов, которые когда-либо написаны были на языках и в начертаниях с самого начала возникновения искусства письма, от иероглифов до алфавита Кадмуса и Деванагари.

Постоянно утверждалось, что с самого времени уничтожения5 библиотеки Александрии, каждый труд, который мог своим содержанием привести непосвященного к конечному открытию и пониманию некоторых тайн Сокровенной Науки, был усердно отыскиваем объединенными усилиями членов этого Братства. Кроме того, теми, кто знают, добавляется, что все подобные труды, раз они были найдены, уничтожались за исключением трех копий каждого, которые были сохранены и сокрыты в безопасности. В Индии последние из этих драгоценных Манускриптов были добыты и сокрыты во время царствования Императора Акбара.

Профессор Макс Мюллер указывает, что никакие подкупы и угрозы Акбара не могли извлечь оригинальный текст Вед от браминов, и, тем не менее, похваляется, что европейские востоковеды обладают им!6 Весьма сомнительно, чтобы Европа имела полный текст, и будущее может иметь про запас весьма неприятные сюрпризы для востоковедов.

Кроме того, утверждается, что каждая священная книга, подобного содержания, текст которой был недостаточно сокрыт в символах, или же имевшая какое-либо непосредственное отношение к древним мистериям, была сначала переписана тайным письмом, могущим противостоять искусству лучших и наискуснейших палеографов, и затем уничтожена до последней копии. Во время царствования Акбара несколько фанатичных придворных, недовольных греховной пытливостью Императора к религиям нечестивых, сами помогали браминам скрывать их Манускрипты. Таков был Бадаони, 8] питавший нескрываемый ужас перед манией Акбара к идолопоклонческим религиям. Этот Бадаони в своем: Muntakhab't Tawurikh, пишет:

«Так как они (шраманы и брамины) превосходят других ученых людей в своих трактатах о морали и физических, и религиозных науках и достигают высокой степени в своем знании будущего, в духовной мощи и человеческом совершенстве, то они привели доказательства, основанные на разуме и свидетельстве... и запечатлели свои доктрины так твердо... что ни один человек... не смог бы теперь вызвать сомнения в Его Величестве, если бы даже горы рассыпались в песок, или же разверзлись небеса..... Его Величество наслаждается познаниями этих нечестивых сект, которые не поддаются исчислению, так многочисленны они; и их книгам «Откровений» нет концах7.

Труд этот «хранился в тайне и не был напечатан до царствования Джехангира». Кроме того, во всех обширных и богатых монастырях имеются подземные храмы и пещерные библиотеки, высеченные в скале, если Gonpa (монастырь) или Lhakang построены на горе. За пределами западного Цайдама, в одиноких проходах Гунь-луня, имеются несколько подобных скрытых хранилищ. Вдоль хребта Алтын-таг, где еще не вступала нога европейца, существует некий поселок, затерянный в глубоком горном проходе: небольшая скученность домов, скорее деревушка, нежели монастырь, с бедным храмом и старым ламою, отшельником, живущим поблизости для охраны его. Путники богомольцы говорят, что подземные галереи и помещения под ними содержат коллекцию книг, число которых, по данным отчетам, слишком велико, чтобы поместиться даже в Британском Музее.

Согласно тому же преданию, ныне безлюдные области в безводной стране Тарима – настоящая пустыня в сердце Туркестана – в давние времена были покрыты цветущими и богатыми городами. В настоящее время несколько зеленеющих оазисов оживляют ее страшное одиночество. Один из таких оазисов покрывает могилу обширного города, погребенного под песчаной почвой пустыни, и никому не принадлежит, но часто посещается монголами и буддистами. Предание также говорит об обширнейших подземных помещениях, о широких проходах, наполненных табличками и цилиндрами. Может быть, это праздные толки, но может оказаться и действительным фактом.

Все это, более нежели вероятно, вызовет усмешку сомнения. Но прежде, чем читатель отвергнет достоверность слухов, пусть он остановится и поразмыслит над следующими, хорошо известными, фактами. Совместные изыскания востоковедов и в последние годы, особенно работы исследователей по сравнительной филологии и науке религий, дали им возможность 9] подтвердить, что бесчисленное количество манускриптов и даже печатных трудов, известных, как существовавших, более не находимы. Они исчезли, не оставив ни малейшего следа. Если бы эти труды не имели значения, они могли бы по условиям времени погибнуть, и названия их были бы вычеркнуты из человеческой памяти. Но это не так, ибо, как теперь доказано, большинство этих трудов содержали истинные ключи к сочинениям, еще распространенным, но сейчас совершенно непонятным для большинства их читателей без этих добавочных томов комментариев и объяснений.

Таковы, например, труды Лао-цзы, предшественника Конфуция. Говорят, что он написал девятьсот тридцать книг об этике и религиях и семьдесят по магии, в общем – тысячу. Тем не менее, его большой труд «Дао-дэ-цзин», сердце его доктрины, и священное писание «Дао-сы» имеют, как указывает Станислав Жюльен, только «около 5,000 слов»8, едва двенадцать страниц. Тем не менее, проф. Макс Мюллер находит, что текст не понятен без комментариев, так что г-н Жюльен должен был пользоваться справками в более чем шестидесяти комментариях для своего перевода, и самый древний из них доходил до 163 года до Р. Хр., но не ранее, как мы видим. На протяжении четырех с половиною веков, предшествовавших этому «раннему» из комментариев, достаточно было времени, чтобы сокрыть истинную доктрину Лао-цзы от всех, за исключением его посвященных священнослужителей. Японцы, среди которых, сейчас, можно найти самых ученых священников и последователей Лао-цзы, просто смеются над ошибками и гипотезами европейских и китайских ученых. И предание утверждает, что комментарии, доступные нашим западным синологам, не являются подлинными оккультными рекордами, но лишь намеренными замаскированиями, и что подлинные комментарии так же, как и все тексты, давно исчезли с глаз профанов.

О трудах Конфуция мы читаем следующее:

«Если мы обратимся к Китаю, мы найдем, что религия Конфуция основана на Пяти книгах «^ Цзин» и Четырех книгах «Шу» – сами по себе книги эти значительных размеров и окружены объемистыми комментариями, без которых даже самые сведущие ученые не отважатся проникнуть в глубину их сокровенного канона.»9

Но они не проникли в него; и это вызывает сетование конфуцианистов, как утверждал в 1881 году в Париже один из очень сведущих членов этого Общества.




Скачать 11.97 Mb.
страница1/42
Дата конвертации18.01.2013
Размер11.97 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы