Учебное пособие Тамбов 2008 Рецензент icon

Учебное пособие Тамбов 2008 Рецензент



Смотрите также:

Министерство образования и науки Российской Федерации


Тамбовский государственный университет

Им. Г.Р.Державина




И.А.Задонская


социология. Материалы курса

Учебное пособие


Тамбов 2008

Рецензент:




Налетова И.В., доктор философских наук, профессор.


В учебном пособии рассматриваются основные теоретические положения социологической науки и этапы ее развития. Анализируются специфика и структура социологического знания, традиции основных школ и направлений гуманитарной науки.

Предназначено для студентов обучающихся по специальности «социология», «политология», «культурология», «история», и всех тех, кто интересуется проблемами современной социологии.


^ Социология как наука об обществе

Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин. Важное место среди последних занимает социология как наука об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

Современный человек не может рассчитывать на успешность своих действий без определенных знаний о социальной среде, в которой он живет, без знаний тех скрытых сил, которые определяют поступки и действия людей в различных общественных ситуациях. Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды, она позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социология опирается на изучение не индивидуального поведения и внутреннего мира человека, а на знания о взаимодействии социальных общностей, классов и институтов, имеющих исторически- устойчивый инерционный характер. Поэтому ей удается делать глобальные обобщения, выводить макросоциальные закономерности, опираясь на информацию, собранную на микросоциальном уровне.

Роберт Мертон заметил: «Социология – молодая наука об очень древнем предмете изучения. Она изучает самый сложный объект – человеческое общество, которое зародилось не менее 40 тысяч лет назад, его структуру, законы развития». Социология изучает также и поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в социальных организациях и социальных общностях. Она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов. Полученные таким образом данные социология группирует, классифицирует и обрабатывает на основе приемов математической статистики. В результате получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей.

Физики, химики, биологи, кажется, уже раскрыли все тайны Вселенной, атомарное строение вещества и генную структуру организма. А социологи продолжают спорить о том, что такое человеческое общество, которое постоянно меняется, принимая новые формы, неожиданные для нас; о том какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще; почему происходят разводы и межнациональные конфликты; по каким причинам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко вперед, а другие запаздывают.

Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ. О классовом строении общества, принципах социальной справедливости, правильном разделении труда писали в IV в. до н.э. Платон и Аристотель.

Одним из первых, кто решился поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических фактов был французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века. Он предложил метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и проверенные данные о поведении людей. О.Конт ввел в научный оборот термин «социология». В переводе с латинского (societos - общество) и греческого (logos – слово, учение) он означает учение, науку об обществе.

С развитием науки изменилось и понятие. Социология – это наука о становлении, динамике и взаимодействии социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; наука об осмыслении социальных действий людей, их массовом поведении и социальных процессах; наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом; наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях его функционирования и изменений.

В XIX веке социология развивалась в Европе, где были созданы первые макросоциологические теории общества. К к.XIX века социология проникла в США. В 1894 году в Чикагском университете был открыт первый факультет социологии. Особенностью американской социологии стало развитие ее эмпирического уровня. Одним из первых исследований было исследование У.Томаса и Ф.В.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».

В России социология формируется с середины XIX века. До революции в русской социологии возникло несколько направлений:

  • психологическая социология;

  • марксистская социология;

  • теории многофакторного анализа;

  • интегральная социология.

В 1918 г. в Петроградском университет открылось первое отделение, а потом и факультет социологии под руководством П.Сорокина.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические исследования. В 20–е годы в советской России проводилось большое количество социологических исследований. Центральное место в них занимают исследования по социальным проблемам труда, быта, жизни рабочих и крестьян. В этой области плодотворно работали А.Гастев, С.Струмилин, А.Журавский и др.

В этот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции, искусства (Н.Анцифиров, В.Смулевич).

Многие социологи открыто выступали против советской власти, и в 1922 году Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.Сорокину была запрещена преподавательская деятельность. Дальнейшее формирование авторитарного режима, административно-приказной системы управления самым губительным образом сказалось на общественных науках в целом, и на социологии в том числе. Так, в 1922 году из страны были изгнаны выдающиеся мыслители, профессионалы – философы, социологи, экономисты – за «искажение достижений социалистической революции». Среди них П.Сорокин, Н.Бердяев, С.Булгаков и др. К к.20-х гг. социологические исследования сходят на нет.

В 30-е годы марксизм окончательно утвердился в качестве теоретической основы общества, социология была объявлена Н.Бухариным лженаукой и заменена историческим материализмом. Было провозглашено, что «исторический материализм» это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии, ее полного упадка в СССР.

Практическая же предпосылка упадка связана с идеологий тоталитаризма. Социологические исследования как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Социология как теоретическая наука полностью прекращает свое существование. Ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается только в конце 50-х- начале 60-х годов. В этот период начинают проводится масштабные социологические исследования: молодежи, школьников, отношение к труду.

С 60-х годов появляются первые учебники по социологии, дающие определение науки, ее предмета, разрабатываются методы исследования. С середины 60–х годов было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете. В 70–е годы появляется социологический журнал.

Для определения статуса любой науки следует рассмотреть специфику ее объекта и предмета, методологию и конкретные методики, ее структуру и место в системе наук.

Объектом любой науки называют то, что она изучает, т.е. ту объективную реальность, на которую направлена исследовательская деятельность ученых. Для социологии это могут быть социальные отношения людей, функционирование социальных институтов, типичные социальные образцы поведения людей, структура и природа личности. Вместе, с тем определение науки только по объекту исследования явно недостаточно, так как отмеченные социальные реалии могут изучаться и другими общественными науками, иных аспектах и срезах. В этом заключается сходство всех общественных наук, которые имеют объектом своего исследования обществ.

Фундаментальное знание социологии раскрывается в ее предмете. Каждая наука отличается от других тем, что у нее есть присущий только ей предмет, те специфические закономерности бытия объекта, которые и призвана изучать конкретная гуманитарная наука.

Предмет науки характеризует специфическое воспроизведение реальности на абстрактно-теоретическом уровне посредством теоретизирования, выявления наиболее существенных с научной точки зрения связей и отношений данной реальности.

Рассмотрим это на конкретном примере. Девушка собирается замуж и покупает свадебный наряд. Экономист к этому событию подойдет с позиции ассортимента товара, материальных возможностей покупателя, вероятного дохода продавца свадебными принадлежностями и так далее. Психолог может заинтересоваться этим событием с позиции исследования эмоционального состояния девушки. У социолога же будут к ней

иные вопросы и стало быть им будут выявляться другие связи и отношения исследуемой реальности. Например, зачем девушке нужен непрактичный для повседневного пользования наряд? Какие социальные институты побуждают ее руководствоваться установленным порядком организации брачно-семейных отношений? Верно ли, что девушка, покупающая свадебное платье, следует сложившемуся образцу поведения? Социолога при этом интересует не единичный факт покупки платья, а типичность такого рода фактов для общества, для конкретной социальной группы. Все ли молодые люди следуют данному социальному образцу? Или в обществе есть люди, которые выбирают несанкционированные обществом сексуальные контакты или игнорируют брачный наряд как определенный символ «нормального» поведения? Даже столь внешне простой пример показывает, как трудно корректно определить предметную область социологии.

Выделяют следующие подходы к определению трактовки природы и содержания социологического знания. Согласно первому подходу, объектом социологии является общество в целом, а ее предметом выступают закономерности развития общества как целостной системы (О.Конт, Н.Смелзер, Н.Луман, С.С.Фролов). Сторонники второго подхода полагают, что объектом социологии является не общество в целом, а его особая часть – сфера социальных отношений. Предметом социологии, по мнению представителей этого подхода, выступает специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводство и изменение.

Г.В.Осипов и Л.Н.Москвичев в качестве объекта социологии рассматривают совокупность социальных связей и отношений, характеризующих взаимодействия людей как представителей общностей, которые занимают в обществе существенно различное положение. Предметом социологии в таком контексте признаются закономерности функционирования и изменения тех связей и отношений людей, которые воспроизводят или меняют ранее сложившееся социальное неравенство людей и групп. Ж.Т.Тощенко полагает, что объектом социологии является гражданское общество, а ее предметом выступают закономерности его формирования, функционирования и развития. По мнению В.Г.Харчевой, объект социологии – социальная жизнь, а ее предмет трактуется через постижение закономерностей воспроизводства и эволюции личности в роли субъекта общественной жизни. Американский социолог Э.Гидденс считает, что социология изучает социальный опыт субъектов общественной жизни, начиная с индивида и, завершая большими общностями людей.

В социологии субъект всегда одушевлен. Можно выделить три уровня общности этих субъектов – личность, социальные группы и институты, общество в целом.

В 90-е годы сформировался еще один подход (С.И.Григорьев, В.Г.Немировский), - социология должна изучать как социальные отношения, так и жизнедеятельность общества. Предметом социологии становятся взаимовлияния всех сфер общественной жизни, представляющие собой объективную реальность, ибо все общественные отношения – это отношения между людьми и различного рода социальными общностями и группами. Данный подход весьма плодотворный, так как в его рамках возможен поиск интеграции двух первых подходов.

Продолжающие в социологической периодике споры об объекте и предмете науки свидетельствуют о том, что социология представляет собой динамично развивающуюся отрасль знания. Исчезновение таких дискуссий – верный признак стагнации науки.

Следует подчеркнуть, что предмет социологии находится в постоянном развитии и изменении, что обусловлено двумя факторами. Первым фактором является прогресс научного знания, который открывает новые и новые перспективы для исследования общества. Поскольку социология изучает общество и выявляет закономерности становления, функционирования и изменения социальных общностей, социальных институтов, структур и систем, а также социальных действий людей, постольку она тесно связана со всеми науками об обществе и человеке. Второй фактор, - изменение, усложнение самой социальной реальности и как следствие этого – меняющиеся потребности общества, появление новых социальных запросов (посткоммунистические реалии, социальные конфликты.

Как наука социология сформировалась и в течение нескольких десятилетий развивалась как макросоциология. Она претендовала на раскрытие универсальных законов общества. Однако уже во второй половине XIX века появилась микросоциология, которая отказалась от рассуждений об обществе вообще и занялась конкретной проблематикой: каково поведение людей в различных социальных условиях; чем обусловлена мотивация их поступков; как формируются механизмы межличностных и межгрупповых взаимодействий и так далее.

Длительный период времени макро- и микросоциологические уровни в социологии существовали параллельно, не оказывая заметного влияния друг на друга. Они по-разному понимали предназначение социологии, ее предмет и методы. Можно сказать, что развитие макросоциологии привело к возникновению современной теоретической социологии, а развитие микросоциологии – к формированию эмпирической (прикладной) социологии, - хотя и в макросоциологии, и в микросоциологии есть как теоретический, так и эмпирический уровни.

В конце XX века стало сближение макро- и микросоциологии на основе признания того, что социальная форма материи имеет некую первичную «клетку», «матрицу», с изучения которой можно начинать анализ как общества, так и конкретного поведения людей.

В социологии используют несколько подходов к анализу социальной реальности. Подход часто ассоциируется с методом, но подход это более широкое понятие чем метод, подход – это стратегия научно-исследовательской деятельности, включает в себя методы исследования, это предпосылка научного исследования, а методы - это познавательные действия, которые осуществляются по определенному алгоритму. В социологии существует несколько подходов:

  • диалектический подход – рассматривает все социальные элементы в постоянном развитии;

  • исторический – рассматривает, как социальные явления изменяются во времени и пространстве, как происходят закономерности этого развития;

  • сравнительный (компаративный) – выделяет общее или особенное в однородных или разнородных явлениях;

  • комплексный – выявляет связь с другими науками;

  • социокультурный – рассматривает любое социальное явление как элемент культуры и общества;

  • системный – рассматривает все социальные явления как систему.

В социологии системами называют общество, общественно-экономическую формацию, общность, организацию, группу, институт, личность и т.д. Каждая социальная система характеризуется целостностью и взаимозависимостью всех своих элементов. В любой социальной системе существуют социальные связи, социальные взаимодействия и социальные отношения.

В каждой науке существуют свои способы и приемы исследования. Их совокупность образует методологию и методику. Методологией называют имеющиеся в науке парадигмы познания, общие способы и принципы исследования. Методика – это совокупность конкретных приемов организации и проведения исследования, сбора, обработки и анализа полученной в них информации. Для развития социологии наибольшую значимость имеют методологические вопросы.

Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории или ряда родственных теорий, обладающих единым категориальным аппаратом и признающихся группой ученых, называется парадигмой. Парадигма – это господствующий замкнутое время взгляд на природу научной истины. Все социологические парадигмы можно поделить на три большие группы: структурные парадигмы, интерпретативные, объединительные.

Первую образуют структурные парадигмы, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого системного целого, в основном на макроуровне. К основным структурным парадигмам относятся: структурный функционализм (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон) и марксизм (К.Маркс). Представители первой парадигмы рассматривают общество как систему взаимосвязанных составляющих его структур, которые вместе образуют единое целое.

При этом социальные институты истолковываются с точки зрения их предназначения для общества в целом. Такие институты как государство, семья, религия – являются частями социальной системы, которая вносит свой вклад в функционирование всего общества. Социологи–функционалисты в основном занимаются исследованием того, какой вклад разные части общества вносят в интеграцию социальной системы. Для них характерно, например, изучение функций государства по управлению обществом, функций семьи по воспитанию подрастающего поколения, функций религии по укреплению базовых ценностей общества и так далее.

Главная цель структурного функционализма – поиск факторов, стабилизирующих социальные системы, обеспечивающие их функционирование в качественно неизменном виде.

Марксистская парадигма – конфликтная – стремится познать причины дестабилизации социальных систем, их развитие. Ее представители рассматривают общество как единое целое исходя из того, что в нем есть группы людей с разными интересами, вследствие чего в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий ту или иную степень нестабильности.

К.Маркс рассматривал общество как целостную социальную реальность. Экономические, правовые и религиозные институты могут быть понятны во взаимозависимом единстве, хотя экономические факторы в значительной степени определяют другие аспекты общества. В качестве основного метода К.Маркс руководствовался материалистическим объяснением общественных отношений, согласно которому противоречия общества встроены в его структуру.

Из этого следовало, что противоречия, особенно экономические и социальные, являются исходным пунктом для объяснения любых конфликтов, возникающих в обществе.

К другим конфликтным парадигмам относятся неомарксизм Д.Лукача, Г.Грамши, Р.Дарендорфа, критическая социология франкфуртской школы (Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе) и неомарксистская социология конфликта (Л.Козер, Дж.Рекс). Воздавая должное трудам К.Маркса, эти социологи не повторяли его школярские постулаты, а давали более углубленные представления о новых общественных реалиях и их противоречиях.

Интерпретативные парадигмы делают акцент на изучении человеческого поведения, его мотивов, главным образом на микроуровне. К наиболее известным интерпретативным парадигмам относятся: понимающая социология, символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология

Основоположник понимающей социологии М.Вебер полагал, что в полной мере понять и объяснить социальную жизнь можно лишь тогда, когда социологи поймут и интерпретируют поведение людей и раскроют значения, которые сами люди ему придают, посредством выявления связи между поставленной индивидами целью и доступными средствами. Он и его последователи считали, что по мере развития общества, люди думают и действуют более рационально, а потому все большее число социальных действий делаются понимаемыми, предсказуемыми, что в конечном счете приводит и к пониманию человеческого бытия. Исследование социологами содержания и механизмов понимания индивидами своих социальных действий открывает дорогу для научного управления людьми, их группами и всем обществом.

Основоположник символического интеракционизма Дж.Мид был убежден, что люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Эти символы не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут общаться в социальной среде, так как у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе.

С детства человек усваивает правила общества по символам – реакциям на его поведение родителей. Отсюда вытекает повышенный интерес приверженцев символического интеракционизма к анализу процессуального аспекта взаимодействий (Г.Блумер, Т.Шибутани, Т.Партленд и их ученики).

Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредотачивают на осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в том числе процессами межличностных коммуникаций (А.Шюц, Э.Тириакьян, П.Бергер, Н.Луман и др.). Они изучают процессы возникновения и сохранения человеческой социальности, способы, которые используют люди для общения между собой и осмысления окружающего мира. Чтобы понять социальную жизнь, необходимо изучить то, как люди понимают друг друга, формируют обыденные знания о вещах и событиях. Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга.

Создатель этнометодологической парадигмы Г.Гарфинкель делает акцент на изучении методов этнографии и социальной антропологии, используемых при трактовках социального мира. Этнометодологи нацеливают на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций. По их мнению, люди в процессе общения друг с другом сами придают смысл социальным явлениям и процессам. Иными словами, в отличие от тех социологов, которые исходят из объективности социального мира, существующего независимо от интерпретации людей, этнометодологи утверждают, что социальные реалии суть конструкции и интерпретации самих людей. В рамках данной парадигмы реализуются исследования обыденной повседневной жизни, социальных функций разговорной речи, способов достижения консенсуса в научных спорах и другая проблематика.

В истории социологических учений постоянно предпринимались попытки преодолеть противостояние между структурными и интерпретативными парадигмами. В качестве одной из наиболее удачных попыток отметим интегральную социологию П.Сорокина, которая изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп людей с обществом с позиции анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикали и в виде флуктации (колебания). Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качетсве внутренних компонентов рационалистический, эмпирический и интуитивные методы.

Современные социологи-теоретики П.Бурдье, П.Уиллс, Э.Гидденс, П.Штомпка, П.Монсон и др. предприняли попытки объединить структурные и интерпретативные парадигмы. Следует отметить, что все претендующие на роль объединительно-универсальных парадигм теории противоречат друг другу. Поэтому их появление не привело к монопарадигмальности социологии. Одной, разделяемой всеми социологами или хотя бы их большинством парадигмы, не существует. Равным образом ни одна из ныне действующих социологических парадигм не дает всеобъемлющего знания социальной реальности.

Существенный вклад в развитие мировой социологической мысли вносят сегодня и российские ученые. Получив возможность доступа к достижениям других парадигм, российские социологи стремятся найти свою нишу и занять достойное место в мировой социологической науке. Так, намечается общий фундаментальный сдвиг в анализе всего круга социальных проблем. Связано это с тем, что такие исследователи, как Г.В.Осипов, В.А.Ядов, В.Г.Немировский, С.И.Григорьев и др., творчески используют методы и приемы ряда парадигм при анализе постсоциалистических социальных реалий. Российскими социологами сегодня активно обсуждаются неклассические, принципиально новые подходы к пониманию как самой социальной реальности, так и предмета социологии.

Выбор исследовательской парадигмы осуществляется не произвольно, не по прихоти социологов. Он предопределяется, прежде всего, замыслом исследования, его темой, целью, задачами. Социолог должен четко обозначить ту совокупность парадигм, в рамках которых он проводит свое исследование.

В современном российском обществе социология выполняет три главные функции.

Во-первых, она добывает как фундаментальные, так и прикладные знания о строении и функционировании общества и его институтов.

Во-вторых, социология дает общественности и властным органам информацию о результатах реформирования тех или иных сфер общества, о том, как массы в регионах реагируют на новые социальные реалии.

В-третьих, социология в той или иной мере прогнозирует характер и направление развития социальных процессов, делает научные выводы и рекомендации.

Впрочем, есть и еще одна, интегративная, общегуманистическая функция социологии. Именно твердое, проверенное, формализованное социологическое знание помогает человеку понять отчужденный, бездушный характер любого современного общества.

Литература



^

1. Дмитриев А.В. Общая социология. М., 2001.


2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. М., 2004.

3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник для вузов. М., 20005.

4. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы: Курс лекций для вузов. М., 1997.

5. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1998.

6. Смелзер Н. Социология: Учебник: Пер. с англ. М., 1994.

7. Социология в России / Под ред. В.Я.Ядова. М., 1998.

8. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и др. М., 1996.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005.

10.Фролов С.С. Социология. М., 1996.

11. Харчева В.Г. Основы социологии. М., 1998.

12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

^

Вопросы для самоконтроля



1. Как понимается содержание объекта и предмета социологии в различных социологических концепциях, различными авторами?

2. Какие функции выполняет социология? Каково их содержание?

3. Что вы знаете об истории советской социологии?

4 . Какие группы парадигм выделяют в социологии?

5. Что вы знаете о «теории парадигм» Т.Куна?

6. В чем заключается главная цель структурного функционализма?

7. Кто является основоположником понимающей социологии?

8. Что изучает интегральная социология П.Сорокина?

9.Какие подходы существую в социологии? Раскройте их содержание.

Библиографические справки


Адорно, Теодор (1903-1969) — немецкий социальный философ, социолог музыки, один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма, сотрудник, а затем и соруководитель (с М. Хоркхаймером) Франкфуртского института социальных исследований. В ряде работ Т. Адорно выступил с критикой феноменологии и неопозитивизма.

Арон, Раймон (1905-1983) — французский социолог, философ и публицист, профессор Сорбонны. Один из создателей теории единого индустриального общества.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — один из основателей и теоретиков анархизма. Центральной социологической проблемой считал изучение государства, как подавляющего свободу личности, и путей его уничтожения.

Белл, Даниел (р. 1919) — американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования. Разработанная им концепция постиндустриального общества выдвинула его в число ведущих представителей социального прогнозирования на Западе. Согласно этой концепции, научно-техническая революция делает излишней революцию социальную.Д. Белл — один из наиболее видных представителей американского неоконсерватизма.

Бергер, Питер Людвиг (р. 1929) — американский социолог, видный представитель феноменологической социологии, директор института экономической культуры Бостонского университета. Показал взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке». Впоследствии эти идеи использовались Бергером при разработке совместно с Т. Лукманом феноменологической социологии знания. Бергер является автором ряда работ по социологии религии, теории модернизации.

Бодрийар, Жан (р. 1929)— французский социолог, один из ведущих теоретиков постмодернизма. В работе «Система вещей» (1968) рассматривал сложившееся в странах Запада общество потребления, используя концепции структурализма и фрейдизма. Его исследования культуры постмодерна приобрели большую популярность. По Бодрийару, современные информационные технологии не просто служат для передачи информации, но создают совершенно новую реальность, человек как субъект познания исчезает в электронных сетях коммуникации.

Бурдье, Пьер (1930-2002) — французский социолог. Опирался на методологию структурализма, впоследствии разработал свою собственную социологическую концепцию. Рассматривает общество как социальное пространство, включающее в себя несколько различных полей (политическое, экономическое, культурное). Социальное положение людей определяется обладанием той или иной формой капитала, специфической для каждого поля. Понятие габитуса обозначает структурированное социальное отношение, воспроизводящее социально-культурные правила, «стили жизни» разных социальных групп. Поле политики рассматривает как рынок, на котором существуют спрос и предложение политических позиций, партий, программ.

Вебер, Макс (1864-1920) — немецкий социальный философ, социолог. Центральная проблема для него — связь хозяйственной жизни общества, материальных интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Его работы оказали огромное влияние на становление и развитие теории социальной стратификации. Разработал концепцию идеальных типов — образов-схем, рассматриваемых как абстрактные и произвольные мысленные конструкции исторического процесса. Концепция идеальных типов противостоит идее универсальной закономерности исторического развития и служит методологическим обоснованием плюрализма.

Гидденс, Энтони (р.1938) — английский социолог. В работе «Капитализм и современная социальная теория» анализирует классовую структуру развитых индустриальных обществ. Выдвинул теорию структурации. Уделил большое внимание характеристике социальных институтов эпохи модерна, роли национального государства как носителя административной власти, обладающего контролем над средствами вооруженного насилия. Исследовал различные аспекты общественной жизни в период «позднего модерна». Одним из основных направлений развития социологии Э. Гидденс считает изучение процессов глобализации в современном мире.

Гиддингс, Франклин Генри (1855-1931) — первый полный профессор социологии в США, президент Американского социологического общества (1908). Утверждал, что социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет «сознание рода», благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируется исходя из степени группового сознания.

Гумплович, Людвиг (1838-1909) — польско-австрийский социолог и правовед, представитель социал-дарвинизма в социологии. Предметом социологии считал социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними — главным фактором социальной жизни. Ни отменить, ни изменить их нельзя, так как они суть форма правления законов природы. Считал, что государство возникает из борьбы за господство этнических групп (рас); ввел понятие «этноцентризм». Считал беспощадную борьбу между социальными группами главным фактором истории.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) — русский социолог, этнограф. Создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. В основе социологической доктрины Данилевского лежала идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Как и биологические виды, они проходят естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели.

Дарендорф, Ральф Густав (р. 1929) — немецкий социолог, идеолог современного либерализма. В концепции «социального конфликта» главным признаком классов считает отношения господства и подчинения, присущие любому обществу и неизбежно вызывающие конфликт. В 70-х гг. выдвинул концепцию «мелиорируемого» (улучшаемого) общества. Дарендорф пришел к выводу об утрате «конфликтом» роли гаранта политической свободы. Граждане теряют интерес к политике (кризис легитима­ции), а государство лишается признанных обществом средств воздействия на него (кризис эффективности). Объявляя прогресс (без которого не может быть и политической свободы) желательной, хотя и не гарантированной целью человеческой практики, его предпосылкой провозглашает общественное неравенство.

Дильтей, Вильгельм (1833-1911)— немецкий социальный философ. Представитель философии жизни, создатель т.н. понимающей психологии, послужившей толчком к созданию понимающей социологии и «духовно-исторической» школы в немецкой истории культуры XX в. Центральным у Дильтея является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности. Человек, по Дильтею, не имеет истории, но сам есть история.

Дюркгейм, Эмиль (1858-1917) — французский социолог-позитивист, один из создателей современной социологической теории. Первый профессор социологии во Франции. Основатель социологического журнала «Социологический ежегодник», в котором участвовали и русские социологи. Предметом социологии Э. Дюркгейм называл социальные факты, которые не могут существовать без людей, но и не существуют в конкретных индивидах. Социальные факты, являющиеся коллективными представлениями и действиями, нужно изучать «как вещи», т.е. как объекты изучения любых наук. Природа и характер социальной связи лежат в основе механической и органической солидарности. Он разработал концепции коллективного сознания, аномии. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).

Зиммель, Георг (1858-1918) — немецкий философ, культуролог и социолог, представитель «философии жизни». Выступил основоположником т.н. формальной социологии. Предметом социологии считал формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. В русле такого подхода Г. Зиммель анализировал социальную дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение, ранг и т.д.), отношения, возникающие в малых группах. В «Философии денег» (1900, 6 изд., 1958) дал социально-психологический анализ роли денег в развитии безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы.

Знанецкий, Флориан Витольд (1882-1958) — польско-американский социолог. В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (совместно с У.Томасом, 1918) впервые применил понятия «личностные установки», ценности, а также методы изучения личных документов (писем, дневников, автобиографий и др.). Знанецкий — один из основателей теории социального действия. Общество есть культурная система, состоящая из социальных, экономических, технологических и др. подсистем и изучаемая совокупностью культурных наук. Социальные системы, исследуемые социологией, Знанецкий делил на 4 подсистемы: действия, отношения, личности и группы.

Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) — русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала «Вестник Европы» (1909-16). Выступал как последователь сравнительно-исторического метода и позитивизма. Центральное место в его творчестве занимала идея социального прогресса, сущность которого он видел в росте солидарности социальных групп, классов и народов.

Конт, Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье (1798-1857) — французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Рассматривал общество как органическую целостность, индивида — как абстрактную. В основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, выступающим органом социальной солидарности. Разделил социо­логию на «социальную статику» и «социальную динамику». Основа позитивистской социологии— «порядок и прогресс». Основными элементами общества О. Конт считал семью, кооперацию, базирующуюся на специализации, и государство. Рассматривал прогресс как закон общественной эволюции.

Кули, Чарльз Хортон (1864-1929) — американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Исследовал главным образом малые группы и формирование личности; ввел различение первичных групп (семья, соседство и др.), считая их основными ячейками общества, и вторичных общественных институтов (классы, нации, партии). Предметом социологии, по Кули, являются социальные факты, которые он определял как «представления представлений».

Лавров Петр Лаврович (1823-1900) — российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Сторонник субъективного метода в социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана с историей. Социолог должен практиковать субъективный метод, т.е. уметь стать на место страждущих членов общества. Понимание общества воплощено в теории прогресса. П. Л. Лавров считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». Побудительными причинами деятельности человека называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникновением критических личностей начинается историческая жизнь человечества.

Лебон, Гюстав (1841-1931) — французский социолог, социальный психолог и антрополог, доктор медицины, автор трудов по теоретическому и экспериментальному есте­ствознанию. Отстаивал принцип расового детерминизма, доказывал неравенство различных рас и ведущую роль расовой принадлежности в развитии цивилизации. Обосновывал преимущества социального устройства, основанного на наследственно-аристократической форме правления и соответствующих привилегиях. Резко критиковал идеи социального равенства, демократии, а также социа­лизма. Все достижения цивилизации, по Г. Лебону, являются результатом деятельности аристократической элиты. Упадок цивилизации он связывал с наступлением эры масс, когда всё будет решать толпа, инициируемая отдельными вожаками. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы). Оказал влияние на развитие теорий массового общества и массовой культуры, стимулировал интерес к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения.

Лукман, Томас (р. 1927)— профессор социологии в ФРГ, ведущий представитель феноменологической социологии знания. Феноменологию жизненного мира считал «универсальной социальной наукой», «матрицей» всех социальных наук. Использование феноменологического анализа в качестве метода «реальности повседневной жизни» позволяет социологам воздерживаться от причинных и генетических гипотез, от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов. Социальная реальность предстает в их концепции в качестве феномена «жизненного мира», как нечто непосредственно данное сознанию индивидов, существующее в их «коллективных представлениях» и конструируемое интерсубъективным человеческим сознанием.

Луман, Николас (р. 1924) — немецкий социолог, крупнейший теоретик неофункционализма и системной теории в социологии, теоретик права. Предметом социологиче­ской науки считает изучение социальных систем. Исходным пунктом его системного подхода является разграничение системы и внешней среды. Элементами социальной системы служат коммуникации между индивидами. Эволюция общества связана с усилением его структурной дифференциации.

Маннхейм, Карл (1893-1947) — немецкий философ и социолог. Создатель социологии знания, которая рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности людей в обществе. Утверждал, что к истинному социальному познанию способна лишь творческая интеллигенция, стоящая вне классов, с которой Маннхейм связывал надежды на сохранение демократии в условиях угрозы фашизма.

Маркс, Карл (1818-1883) — немецкий социальный философ, социолог, экономист, публицист, революционер, основоположник марксизма. Общество — это не субъект, способный действовать, историю творят люди, включенные в структуру материальных отношений. Социология Маркса — активистская, т.к. законы реализуются только через деятельность людей. Противоречия и конфликты — важнейший фактор социальных изменений, движущая сила истории. Создал экономическую интерпретацию истории, положив в основу развития общества движение его производительных сил. Идея диалектики производительных сил и производственных отношений подсказала Марксу место классовой борьбы и социальных революций в истории.

Маркузе, Герберт (1898-1979) — немецко-американский философ и социолог, культуролог, один из основателей и ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма. Разработал концепцию «одномерного человека», который является продуктом индустриального общества потребления. Считал, что развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного человека». Социальная революция должна превратиться в сексуальную, поскольку основой всех влечений (в духе 3. Фрейда) Г. Маркузе считал сексуальные. Рассматривая институты буржуазной демократии как инструмент ненасильственно­го подавления оппозиции, настаивал на радикальном отказе от легальных форм борьбы как «парламентской игры».

Мертон, Роберт Кинг (р. 1910) — американский социолог, почетный профессор Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1957). Один из ведущих теоретиков структурного функционализма в социологии, ввел понятие дисфункции, разграничение «явных» и «латентных» (скрытых) функций. Ему принадлежит идея т. н. «теорий среднего уровня», которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии. Осуществил эмпирические исследования средств массовой коммуникации в США (радио, кино, телевидение, пресса), показав их недостатки. Специализировался по социологии познания и социологии науки, социологии массовых коммуникаций, исследованиях социальной структуры, социологии девиантного поведения и т.д.

Мид, Джордж Герберт (1863-1931) — пионер американской социологии и социальной психологии, основатель символического интеракционизма. Видный представитель прагматизма и натурализма. Рассматривал социальную реальность как совокупность социальных ситуаций, а мышление — как орудие приспособления к ним. Раскрыл роль социальных взаимодействий в процессе формирования «Я». В процессе социализации индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно направлять свои действия, «вплетая» их в более широкий «общественный акт».

Михайловский Николай Константинович (1842-1904) — русский социолог, публицист, критик, ведущий представитель т.н. либерального народничества, теоретик народничества, создатель субъективной социологии, в основе которой лежит тезис о том, что истина существует лишь относительно к человеку. Ввел понятие «нормального субъекта», выражающего общепринятые социальные нормы.

Мэйо, Элтон (1880-1949) — американский социолог и психолог. Один из основателей американской индустриальной социологии, выдвинул доктрину «человеческих отношений» как путь к установлению «мира в промышленности».

Парето, Вильфредо (1848-1923) — итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. Пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. Сформулировал закон распределения доходов (так называемый закон Парето). Выдвинул концепцию «циркуляции элит», согласно которой основа общественных процессов — творческая сила и борьба элит за власть.

Парк, Роберт Эзра (1864-1944) — американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Социальную систему понимал как элемент глобальной экосистемы. Процессы, происходящие в обществе, зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой.

Парсонс, Толкотт (1902-1979) — американский социолог-теоретик, - один из создателей теоретической социологии и социальной антропологии XX в. Разработал так называемую «социологию действия», согласно которой поведение индивида сопровождается привнесением «смыслов», принятых в рамках той или иной группы. Пытался построить общую социологическую теорию, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Социология изучает особый аспект социальной системы — действия, организованные вокруг взаимоотношений между двумя и более индивидами. Сочетал анализ объективной и субъективной сторон общественной жизни явлений.

Смолл, Альбион (1854-1926) — основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикаго, основатель Американского социологического общества, профессионального журнала «American Journal of Sociology», издатель первого американского учебника по социологии. Полагал, что социальная жизнь определяется взаимодействием шести классов интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты, направленных на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Социология должна давать практические рекомендации в форме «социальной технологии», призванной способствовать совершенствованию социальных институтов.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) — русско-американский социолог. После эмиграции из России с 1930 г. профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых - интегрированная сфера ценностей, символов. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Спенсер, Герберт (1820-1903) — английский философ, социолог, психолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма. Представитель социального эволюционизма, процесс эволюции рассматривал как движение от простого к сложному. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмо­ции, объединяемые посредством ассоциативного процесса. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике — сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры.

Тард, Габриель (1843-1904) — французский криминолог, социальный психолог, социолог, крупнейший представитель психологического направления в социологии. Утверждал, что фундаментом социологии является социальная психология, т.к. общество — это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Анализировал влияние средств массовой коммуникации на личность в теории массового общества, массовых коммуникаций, распространение инноваций и т.д.

Тоффлер, Элвин (р. 1928) — американский социолог и футуролог, публицист, общественный деятель. В своих работах в образной и критической форме показал обострение социальных противоречий НТР. В пределах «индустриальной цивилизации» провозглашает близость «супериндустриального общества». Путь перехода к нему видит в гуманизации всех сфер жизни современного человека на основе повсеместного внедрения новейшей компьютерной техники, что позволит перейти от стандартизированного массового обслуживания к максимально индивидуальному.

Фромм, Эрих (1900-1980) — немецко-американский философ, антрополог и культуролог, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая любовь), в восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.

Фуко, Мишель (1926-1984) — французский философ, историк и теоретик культуры, один из Представителей французского структурализма. Исследовал взаимодействие и взаимопроникновение власти и знания. Утверждал, что в деятельности таких учреждений, как тюрьмы, школы, больницы и фабрики, проявляются одни и те же механизмы власти. Это власть дисциплинарная. Власть не исходит из единого центра, но пронизывает все общество. Особое внимание он уделял исследованию «микрофизики» власти, т.е. отношений, которые разворачиваются в сфере межличностного взаимодействия.

Хоркхаймер, Макс (1895-1973) — немецкий философ и социолог, один из основоположников Франкфуртской школы неомарксизма, директор Франкфуртского института социальных исследований (1931-1965) и издатель «Журнала социальных исследований». Разработал специфическую версию неомарксизма— «критическую тео­рию», стал соавтором программной работы «Диалектика просвещения». Насилие над природой привело западную цивилизацию в тупик: начав с насилия над природой, она получила универсальное насилие. В качестве основной задачи «критической теории» Хоркхаймер видел радикальную критику всех проявлений угнетательского, бесчеловечного характера капитализма и все свои надежды возложил на «критически мыслящую интеллигенцию». Будущее он связывал с «совершенно иным», не поддающимся социологическому анализу.

Хабермас, Юрген (р. 1929) — немецкий философ и социальный теоретик, представитель неомарксизма. Предложил типологию социального действия, противопоставляемую им веберовской типологии. Одним из центральных для Ю. Хабермаса является понятие жизненного мира, обозначающее сферу непосредственного взаимодействия индивидов. Указывал на необходимость переосмысления роли государства и идеологии в период «позднего капитализма». Уделял внимание проблемам гражданского общества и демократии. Подверг критике постмодернистские концепции.

Шюц, Альфред (1899-1959) — австрийский философ и социолог, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии. Полагал, что предметом социальных наук является собственное представление о себе, о своих действиях, смыслы индивидуального действия и обмен подобными смыслами. Объективированные картины социального мира ведут к утрате специфики социальных наук. Важнейшими концепциями являются концепции природы, объективности социального мира, рациональности социального взаимодействия, повседневной реальности. Из всевозможных «конечных областей значений» особой А. Шюц считает повседневность, как первичную по отношению ко всем остальным, в которых по сравнению с ней наблюдается дефицит всех характеристик.

^ Краткий словарь социологических терминов

Аномия - беззаконие, состояние общества, в котором часть его членов, зная о существовании обязывающих норм, относится к ним негативно, равнодушно.

Анкета объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.

Ассимиляция постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.

Брак особый институт, регулирующий с помощью социально-правовых норм семейно-родственные отношения.

Бюрократия – система аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда официальных лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действие и ответственность.

Валидность обоснованность, надежность социологической информации, означающая отсутствие в ней теоретических ошибок, которые могут возникнуть в связи с неверными исходными методологическими и методическими посылками в ходе подготовки и проведения исследования

Выборка часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества).

Выборочная совокупность уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентом, кто представляет собой объект социологического исследования.

Генеральная совокупность совокупность, на которую социолог хочет распространить выводы исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и др. В ходе исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

Глобализация создание единой и взаимосвязанной мировой системы в области экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций; процесс усиливающегося воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность во всем мире.

Группа ряд людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Деперсонализация разрушение личности человека.

Интервью целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Исследование социологическое вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Их цель – получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Консенсус один из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений сторон.

Контент–анализ – метод количественного изучения содержания социальной информации.

Контркультура – субкультура, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

Корреляцияфункциональная зависимость между двумя переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одной из них соответствует вполне определенное знание другой.

Культура система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, которые связаны общностью определенного образа жизни.

Лонгитюдные исследования – вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами

Макросоциология – область социологического знания, связанная с крупными моделями социальных структур.

Маргинальность понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения индивида между какими –либо социальными группами.

Микросоциология – область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.

Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми.

Общество объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность.

Пилотажное исследование пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария

Программа исследования изложение его цели, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Ресоциализация процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Санкции социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Социометрия изучение структуры межличностных отношений в малых группах.

Субкультура система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества

Тест метод измерения и оценки социально-психологических качеств индивида.

Харизма свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их сверхчеловеческие способности.

Цивилизация ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Эксперимент способ получения данных, при котором переменные контролируются для установления причинно – следственной связи.

Эмпирическая социология область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания в результате проведения специальных эмпирических исследований.

Этнометодология изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которые регулируют взаимодействие между людьми.









Скачать 383.33 Kb.
Дата конвертации09.02.2013
Размер383.33 Kb.
ТипУчебное пособие
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы