Вопросы к экзамену по античной литературе (2005 2006 уч г.) Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности icon

Вопросы к экзамену по античной литературе (2005 2006 уч г.) Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6
Вопросы к экзамену по античной литературе (2005 – 2006 уч.г.)

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.

Античность- Др. Гр=Др.Рим. Благодаря античному полису(город) – зачатки жур-ки.древнегреч. самая развитая, зачатки демократии.синтезир,заинтерес,анализир.на юге Балк пол-в в 13 в. до н.э., самые древн. племена –ахарняне. У греч. есть басилеи(цари-руководит), племен. цари (агамемнон,ахилес,одиссей), боролись за своё место.племена враждуют. Пыт-ся найти свою плодор.землю.греки пыт-ся обороняться. Крепость в центре г.там возникает город-гос-во.рядом с окрополиом, появл-ся дома, рынок, возникает отношение, рав-во,земля,огород,мужчина-воин=оборона города.член рода,участие в событиях,советах, его могт ыбрать руководителем или советч.на этой основе демократия. Тогда около300тыс.чел.территор. способст. развит. демократии. др греки- юг балк пол-ва,ос-в эгейского моря, поберж мал азии. схожие боги. развитие греч. мифологии. чел может пересел. в др. город, но не стать гражданином.воспр. потомства, жизнь. гос-во стимул дружбы и сплочённости. цивилиз. оконч. сформ к концу 6 в до н.э.


2.
Периодизация древнегреческой литературы.

полис.юг балк пол-ва 13 в до н.э. первые письм. пам. 8 в. до н..э. римск – 3 в. до н.э. завершение – 5 в. н.э-падение римск. имп. античн литра заним около 1200 лет

1.АРХАИЧЕСКИЙ 5 в. до н.э. –разложен. род строя, переход к рабовлад госву а) догомеровский период (до 8 в. до н.э.) линейн пис, устн нар ТВ-во. мифология б) гомеровский период (8 в. до н.э.) письменность+эпос– героич ГОМЕРА и дидактич ГЕСИОДА.

в) период становления классового рабовладельческого общ-ва и госва (7 – 6 вв до н.э.) лирич поэзия – мимич. поэзия, хоровая лирика(Пиндар). Тертей (элегия), Солон, Феогнид, Архилох (ямб) монодическая лирика (Алкей, Сапфо)

^ 2. КЛАССИЧЕСКИй (Аттический) 5-4 вв. до н.э. становл и расцвет греч класс рабовлад, полиса, но ростки кризиса системы. развитием личности  формы лирики и драмы (трагедия – Эсхил, Софокл, Эврипид, комедия - Аристофан), появляется софистика, рационализмСократ), красноречия(судебные речи Лисий, Исократ, Демосфен), проза (ораторск - Цицерон, историч– Фукидид, Геродот, философск – Платон, Аристотель)

^ 3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ период. 3 в . до н. э. – 5 в н.э. - до завоев Греции Римом., эллинистический, на новой ступени античного рабовладения, крупного рабовладения. Вместо полисов военно-монархические организации. дифференциация субъект. жизни чела, нет простоты а) 3 в до н.э. – 1 в н.э. – войны Греко-Македонских ,Эллинистический эпос, (Аполлоний Родосский - Аргонавтика), новая аттическая комедия (Менандр), Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит) б) Греческая литература эпохи римского владычества (от 1 в до н.э. – по 5 в. н.э.) грец – провинция. Римск империи. в грец приезж учиться. 768 – греция завоёвана римом Жанры лит биографии (Плутарх) Класссатира (Лукиан) Роман (любовно-авантюрный роман , 2-ая софистика роман Лонг и Гелиодор.


^ 3. Понятие о синкретизме древнегреческой мифологии.

со 2 в до н.э. мифология- идеология раннеродового общ-ва.самая раняя часть творения сознания.синкретизм-многослойность, многоуровность.знали о сезнах года и о частях дня.данные в мифах.человек создал богов, они помогали морально(соц. функц+зачатки ис-ва)

С.- влияние других народов на греч цивилиз синтез культур.часть мифов в критской культуре.сознание развивается=диахроническое развитие-эволюция, смена сост. во времени.первая форма сознания тотемизм(человек родство животное гера волокоокая,артемида медведь,олень,афина змея,сова, зевс бык,орёл.),фетишизм,хтонизм(земля),зооморфизм,антропоморфизм.

С. бг солнца гелиос=изначально Зевс,но в новой инкарнации,та же сущность в другом проявл.(христианство бог сын,отец,дух святойв писании апостолы обращ-ся к христу, о конце света не знает ни бог сын, только отец. хотя они все одно и то же.


^ 4. Проблема тотемизма в греческой мифологии.

поклонение еде, т.к. проблема выживания. между челом и животным есть родство.самые ранние этапы цивилиз-ции. Жители Криты поклонялись быку,потом он стал Зевсом. Отец-прародитель должен был подвергнуться убийству и пожранию.мифология неоднородна,долго склад-ся.тотемизм дольше всего, люди медленно эволюционировали.

Гера волокоокая-корова,артемида-олень,медведь,убийство священной ани артемиды.почтиталиАРтем.ю с древности –жертвопринош., на культе сохранилось, надрезали кожи на ней. Геракл, убивший Керинейскуюлавнь, отчитывался перед ней.покровительница охоты.зевс – бык, орл, Афина – змея, сова.


^ 5. Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии.

получеловек, полуживотное-идеал по мнению греков. классич. греч. мифология. близко к гуманизму т.к. человек близок к богам

качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от богов. Многие из них жили рядом с простыми смертными и помогали своим любимцам, принимая живое и непосредственное участие в их жизни. Полный острыми событиями эллинский миф воспевает возможности человека, его способность преобразовать своей деятельностью мир, улучшить его.


^ 6. Единая система классической греческой мифологии (космогония, теогония, мифы о героях).

Античная мифология отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений. Периоды мифологии : древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движымым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа,связанная с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму.(ранняя классика и поздний героизм) , затем наивная и нетронутая мифология гибнет(поздняя классика и декаданс).

^ Классическая мифология.

Космогония - они повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, о происхождении мира. превращение хаоса в космос – красоту. Изначально был мёртвый хаос. Но над хаосом влавствовал Эрос (любовь). От этого слияния родилась Гея (земля) от их слияния рождаются и остальные боги. Титаны. Это второе поколение. Они были антропоморфны. Среди них был Кронос. Женясь на Рее, он производит потомства. Он страивает заговор против своего отца Урана, свергнув его в царство Аида. Братья и сёстры Зевса – четвёртое поколение.

^ Теогония. Мифы о богах олимпийских.их происхождение. Старшее поколение богов (титаны, боги - дети Кроноса)

Зевс(римское имя - Юпитер)отец богов и людей.В руках у Зевса молния, скипетр или держава Посейдон - брат Зевса(римское имя - Нептун)владеет морем В руках у Посейдона всегда изображается трезубец .Аид (Гадес) - брат Зевса(римское имя - Плутон)властелин подземного царства самый богатый бог слова "ад". Детей Кроноса и Реи часто называют Кронионами Гера - жена (сестра) Зевса(римское имя - Юнона)богиня неба, правды, справедливости. иногда изображалась в виде коровы От имени богини Геры произошло русское "герань". Деметра - сестра Зевса(римское Церера) У Деметры была любимая дочь Персефона (Кора), которая погибла и превратилась в семечко. Деметра вечно скорбит по своей дочери, всегда изображается в черном. Богиня растительного мира (злаков). С Деметрой связано возникновение элливинских мистерий. Гестия(римское имя - Веста)покровительница дома и очага


^ Младшее поколение богов

Дети Зевса и Геры. Особенность мифологического сознания - если Зевс - отец богов и людей, значит, он должен быть очень любвеобилен, у него должно быть много женщин.

Зевс являлся к своим возлюбленным в разных образах. К Гере - в образе мокрой курицы.^ Арес (римское имя - Марс)бог войны, причем несправедливой.кровожаден, очень смел, идеал храброго воина Гефест(римское имя Вулкан)родился хромым, покрытым черной шерстью, и мать Гера сбросила его с Олимпа. Он стал жить на земле и мнго трудиться, чтобы завоевать любовь богов. Он сделал для матери прекрасный трон, и, как только она туда села, сработал спрятанный механизм, и Гера не смогла пошевелиться. Так он отомстил матери. Единственный ремесленник, труженник среди богов.Искуснейший кузнец.Гефест - виночерпий на пирах, само добродушие и простота.Афродита - жена Гефеста.Дочь Урана. Когда Кронос оскопил Урана, его семя упало в волны Океана, и родилась прекрасная Афродита, богиня любви и красоты. Вечно юна.У Афродиты двое детей:Эрот (Купидон, Амур) - маленький мальчик, умеющий пускать стрелы любви и ненависти.Гименей - бог новобрачных.


^ Дети нимфы Лотоны и Зевса Зевс влюбился в нимфу Лотону. Гера разозлилась и наслала на Лотону страшного дракона Пифона, которого убили, родившись, дети Лотоны - лучники Аполлон и Артемида. Артемида(римское имя - Диана)богиня-девственница. Охотница с ней всегда изображают лань . покровительствует дикой природе Аполлон (Феб)бог светалучезарный стреловержец(его стрелы - солнечные лучи)изображается с кифарой, в лавровом венце, в окружении муз

Музы Калиопа - муза эпической поэзииКлио - муза истории Эвтерпа - муза любовной лирики Эрато - муза любовных песен Мельпомена - муза трагедии Талья - муза комедии Терпсихора - муза танца Полигимния - муза священных гимнов Урания - муза астрономии


^ Дети Метис и ЗевсаЗевс полюбил титаниду Метис - богиню разума. Метис ждала ребенка от Зевса, но вдруг он решил, что она родит мальчика, и сын свергнет его с престола, как это сделал он сам с отцом Кроносом. Зевс проглотил Метис, но поскольку его ребенок - бог, то он бессмертен, и однажды Зевс почувствовал страшную головную боль. Он позвал Гефеста, Гефест расколол ему голову, и появилась богиня Афина-Паллада.Афина-Паллада(римское имя - Минерва)хранительница городовВоительница богиня справедливой и честной войныбогиня мудрости изображалась с совой и змеей.

Узнав о том, что Зевс "родил" Афину-Палладу без всякого участия женщины, Гера страшно разозлилась, сошла с Олимпа, стала бить кулаками о землю-Гею и просить ее помочь ей родить ребенка без мужчины. Гея помогла, и Гера родила страшное чудовище Тифона, от которого впоследствии произошли химеры, сфинксы и т.д.


^ Нимфа Майя родила Зевсу сына Гермеса

Гермес плут покровитель стад воришка покровитель воров, торговцев и путешественников очень любопытный (~бог журналистики) юноша-атлет, покровитель юношей, гимнастики На дороге ставили столбы - гермы, им молились торговцы и воры (грабившие этих торговцев). Отсюда пошли верстовые столбы. Изображался в крылатых сандалиях, с жезлом.

Однажды Зевс влюбился в царевну Симелу. Гера захотела уничтожить Симелу и нашептала (внушила) ей на ушко острое желание увидеть Зевса в его истинном обличье (ведь смертным нельзя видеть истинное лицо богов). Зевс сопротивлялся, но в конце концов согласился и предстал перед Симелой грозным громовержцем с молниями в руках. От молний загорелся дворец, Симела погибла, но ребенок, которого она носила в себе, был бессмертен. Зевс нашел его, спрятанного в плюще. Он родился недоношенным, и Зевс зашил его себе в бедро и доносил там.

Дионис (пришел из древней фракийской мифологии) (римское имя - Вакх, Бахус) бог-страдалец

По другой легенде - родился из виноградной косточки. С ним связано очень много противоречий, поскольку его придумали не греки. бог виноградарства, виноделия С ним связано зарождение греческих театров.

^ Греческая религия - антропоморфная религия.Мифы о героях

Герои - дети богов и смертных женщин. Функции героев - защищать смертных перед богами.

Они стремятся облегчить и украсить жизнь смертных.

^ Миф о титане Прометее.Прометей проницателен, он знает, что его муки будут длиться тысячелетиями, но он идет на муки ради спасения человечества. Гуманистический фиы. Чем древнее сказка или миф, тем чаще и доблестнее люди побеждают природу.

^ Цикл мифов о Геракле. Геракл после смерти становится богом. Жизненный путь Геракла - вечное страдание. Он странник, скиталец, страдалец. Он никогда не пользуется поддержкой богов. Сын Алкмены, которого гера сразу же после рождения хотела убить. Постоянно преследуется богами Геракл умирает от ревности жены Геракл - не только блестящий победитель, но еще и неутомимый труженик Он проходит через все - сквозь подземное царство до райских высот12 подвигов (1.Как Геракл задушил змей. 2.Битва с Лернейской гидрой.3.Геракл у кентавров 4.Как Геракл ловил Керинейскую лань. 5. Геракл изгоняет стимфальских птиц. 6. Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия. 7ой и 8 ой подвиг Геракла. 9.Геракл в царстве амазонок. 10. Быки Гериона и хитрый великан Какос. 11. Путешествие Геракла за золотыми яблоками Гесперид. 12. Пеление трёхглавого пса Кербера.)

Самые древние мифы. Мифы о Персее.У царя Акрисия была дочь Даная. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына Данаи, и он запер ее в каменных покоях под землей, чтобы никто не видел ее. Но бог Зевс полюбил Данаю и проник в ее покои в виде золотого дождя. От их союза родился прелестный мальчик, которого назвали Персеем. Акрисий разозлился и заключил Данаю и Персея в ящик и выбросил в море. Но они спаслись, и Персей стал героем, совершил много подвигов.

^ Мифы о Тезее.Настоящим отцом Тезея был Посейдон. Нить Ариадны История и сказка в мифах переплетаются в тесное единство.

Мифы о Трое. Сказка о яблоке раздора. Елена - богиня растительного мира (связь с Персефоной)

Одиссей. Завоевание окружающих земель, освоение мира. Нравственно-этические мифы

^ Мифы об Эдипе и его потомстве

Мифы об Атрее и Агамемноне


7. Черты фетишизма, хтонизма и магии в классической греческой мифологии.

ХТОНИЗМ – процесс жизни беспорядочено в нагромождённом виде.всё окружающ. одушевлённое,но движ. непонятными силами. хаос.мир и природа – живое одушевл. тело. чел видит только зенмлю и небо- основа мифологии эпохи матриархата.земля – источник всего живого,богов,демонов,людей.

ФЕТИШИЗМ- поклонение предметам,защита.недостаток власти.божество. боги и герои в виде необработанных, грубых деревянных и каменных предметов. Богиня Латона на Делосе – полено, Геракл в гиетте – камень, Диоскуры в Спарте – 2 бревна с поперечными брусьями. Виноградная лоза и плющ – фетиш Диониса,. Афина – змея. Зевс – бык. В церкви Гера в форме колонны, а не бога. У Гомера – копьё ахилла , осталось от отца. Копьё, металл с копья может вылечить любую рану. копье Ахиллеса, исцелившее героя Телефа.

Органы человека как сама душа в виде материального предмета. Диафрагма у Гомера. Вместе с кровью душа покидает тело.

Например, голова растерзанного вакханками Орфея плывёт к Лесбосу, пророчествует и творит чудеса. Глаза Афины Паллады поражают своим диким и магнетическим выражением. Глаза Медузы, одной из горгон, превращают в камень всё, на что она устремляет свой взор. Из зубов дракона появляются спарты — родоначальники фиванских царей.

когда начинают отделять само демоническое сущ-во от предмета – переход к анамизму (душа)

фетоморфный фетишизм- Дионис – Бог виноградорства, Диметра – Богиня Растительности. Фетиши – камни, части тотема (зубы, кости, шкура)

ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ - люди хотели управлять прироДой, но они не могли придумали способы, чтобы ощущать в себе сверхъествественные силы, наскальной живописью запечатляли предметы, это придавало им силы. весенние обряды, плохо переживали зиму, весна – земледелие Дионис – вечно перерождался . Бог оплодотворяющий. Большинство праздненство посвящались Персифоне и Дионису. Ещё перед тем, как хоронить бога, они должны помолиться ему. Если дерево прорастало, то бог воскресал.


^ 8. Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса.

ПЕРЕХОД ОТ МАТРИАРХ К ПАТРИАРХ – ГЕРОИЧЕСКАЯ,ОЛИМПИЙСКАЯ ИЛИ КЛАССИЧ. МИФОЛОГИЯ.один главный бог – зевс.патриарх община и на олимпеборется с чудовищами,заточает под землю. Аполлон, например, убивает Пфийского дракона и основывает на его месте святилище. Он же убивает двух сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой, и вероятно царством самого Зевса. Персей убивает медузу. 12 подвигов совершает Геракл (1.Как Геракл задушил змей. 2.Битва с Лернейской гидрой.3.Геракл у кентавров 4.Как Геракл ловил Керинейскую лань. 5. Геракл изгоняет стимфальских птиц. 6. Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия. 7ой и 8 ой подвиг Геракла. 9.Геракл в царстве амазонок. 10. Быки Гериона и хитрый великан Какос. 11. Путешествие Геракла за золотыми яблоками Гесперид. 12. Пеление трёхглавого пса Кербера.) Тезей убивает минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера, главная богиня на Олимпе, жена и сестра Зевса, Гера совоокая, она становится покровительницей брака и семьи. Деметра, покровительница земледелия, с ней будут связаны Элисифнские мистерии. Афина, богиня честной, открытой войны ( в отличие от Ареса), Афродита- богиня любви и красоты, Гестиядомашнего очага, Артемида –красота. Возросшее ремесло бога –Гефеста. боги патриархвального уклада жизни Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. Гермес стал покровителем торговли, скотоводства, искусства, в общем всякго рода человеческого мероприятия. Теперь всем правит Зевс, все стихийные силы в его подчинении, теперь он не только гром и молния, которых так боятся люди, теперь к нему также можно обратиться за помощью

РОЛЬ БОГОВ. лосев. у гомера нет мифологии. вера в богов не отрицается но в другой форме. гера, кирко, калипсо – жен. в роскошн. нарядах, боги такие же персонажи как и самые обыкн. люди.

1.миф – единство в картине мира. боги гомера

2.очеловечены, страсти, человеч. облик, боги

3.отрицательные черты . мелочны, капризны, жадны,несправедливы. между собой грубы. зевс на олимпе нередко угрожает побоями гере.в одиссее неаоборот боги как

4.блюстители порядка. 5.действиеиллиады параллельно на олимпе и земле. боги разделены на 2 лагеря. Мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее сыну. Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.

^ 5.постоянно вмешиваются в жизнь героев. Когда Менелай уже почти оказывается победителем, но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить стрелу в Менелая.

В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту, следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные 6. очеловечивание богов и обожествление героев.

Боги, люди все получаеют эпитеты. Зевс – тучегонитель, Гера- волокоокая, Ахилл - быстроногий, Гектор – шлемоблещущий, светлоокая - Афина, Арес - меднобронный, Дерзославная Гера, Феб/Апполон сребролукий.

7.В обеих поэмах много религиозно - мифологических противоречий. Зевс - верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс - весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый. В "Илиаде" Зевс в прямой речи посылает Аполлона привести в сознание Гектора, лежащего на поле сражения в бессознательном состоянии, а далее сам поэт говорит, что Гектора пробудил разум Зевса.

8. ^ Внешний облик богов изображается также противоречиво. Афина в пятой песни "Илиады" такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в "Одиссее" это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особого почтения.

9. принимают непосредственное участиве в боях. чтобы ахейцы могли успешнее действовать против троянцев, Гера усыпляет Зевса. А в посл. бою сам зевс позволяет принять участие богам. В Одиссее более формальный характер – Афина находит корабль для Телемаха, освещает перед ним светильником зал и т.д.



9. Образ Ахилла и его роль в развитии сюжета «Илиады»


ахилл – сын пелея, и морской богини фетиды. олицетвояет доблесть в понимании ост. героев – идеологич. основа поэмы. из-за сознания силы приывк повелевать. гнев в бурных формах. горячие слёзы на трупом товарища.мстя за Патрокла , похож на демона-истребителя. надругается над трупом Гектора(привяал тело к лошадям ).на могиле потрокла убивает 12 тронских пленников «Из мыслей изгнал справедливость». смягчается только видя слёзы и мольбу отца Приама. часто обращается к богам(возлияние и моление зевсу за вступающего в бой патрокла), любящий сын, частно обращается к матери, плачет около неё после известия о смерти Патрокла. АНТИТЕЗА В ОБРАЗЕ,плохо, что ему всё равно на свой наро, в отличие от гектора,он идёт в бой только когда понимет, что друга убили. идеал воина героического эпоса.

богоравный и богоподобный без его участия не падт троя.первая стадия ведёт себя пассивно, отказ от участия в бое.


^ 10. Сравнительная характеристика образов Ахилла и Гектора.


ахилл – сын пелея, и морской богини фетиды. олицетвояет доблесть в понимании ост. героев – идеологич. основа поэмы. из-за сознания силы приывк повелевать. гнев в бурных формах. горячие слёзы на трупом товарища.мстя за Патрокла , похож на демона-истребителя. надругается над трупом Гектора(привяал тело к лошадям ).на могиле потрокла убивает 12 тронских пленников «Из мыслей изгнал справедливость». смягчается только видя слёзы и мольбу отца Приама. часто обращается к богам(возлияние и моление зевсу за вступающего в бой патрокла), любящий сын, частно обращается к матери, плачет около неё после известия о смерти Патрокла. АНТИТЕЗА В ОБРАЗЕ,плохо, что ему всё равно на свой наро, в отличие от гектора,он идёт в бой только когда понимет, что друга убили. идеал воина героического эпоса.

Гектор – противник троянской воны. хочет спасти народ. бесстрашен.сражаетмся с диомедом и аяксм. разбивает камнем ворота греч. лагеря, поджигает корабли. вступает в борьбу патроклом. любовь к сыну и андромахе.молит супруга не уезжать но он не может остаться в стенах трои. защита-долг, прятаться стыдно. при виде ахилла у гектора дрожит сердце.но он остаётсяв бою ранение в шею и в колени его не останавливает, но он изображён со всеми человеч. слабостями – думает, что легко захватить золотой щит Нестора и пёстрый панцырь Диомеда, сделанный самим Гефестом.

в отличие от ахилла гектор обычный человек. его не может поразить рука смертного. в единоборстве демон и человек схватываются.сердце гектора заражается страхом. только зевс решает кто победит, афина помогает ахиллу.


11. Хитроумный Одиссей – носитель житейской мудрости. В.Г. Белинский об Одиссее.

1любознательность (отличие от Ил, проявл на земле Циклопов – оценивает плодорд. земель, восхищ. пастбищ., Он колонист, осваивает новую тер-рию. Любознательность завлекает в пещеру к Полифему. (2)изворотливость и предусмотрительность. (Когда полифем спрашивает, кто Од., он грит Никто. этим спасается. 3. разума выбирается из пещеры, разум побежд. грубую силу выбирается под брюхом барана, схвативш. а шерсть, 4. осторожен (в обращ. с богами доверяет только своему разуму.) человек новой эпохи.Эпический персонаж5.горячая любовь к родине - (он делает всё возможное, чтобы вернуться на родину отцу и жене 6. хвастливость, рассказывает о своих героических похождениях.на острове Схерия, Алкиною местному царю 7.жесток, развешивает по своему дому предавших его рабынь. Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент, чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пытается, просит его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение собакам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. 8. Од. всегда следует своему «я». Хитрость и изворотливость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, схвативш. за шерсть, опаивает циклопа и людоеда и выкалывает у него единственный глаз. проплывает мимо Сирен и остаётся живым, незамеченным проникает в собств лагерь и им овладевает. 9.Измышленьями хитрыми, славен я между всеми людьми». Хитрость, фантастика хитрости. баран, сирены.

Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности,но за это покровительствующая Афина его хвалит: Вечно все тот же : хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели Даже в родной очутившись земле, прекратить ты не можешьЛживых речей и обманов Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит

10.«многострадальный».На него постоянно злится Посейдон, и он об этом прерасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. Его няня удивляется, за что на него постоянно негодуют боги при его постоянном благочестии и покорности воле богов. Его дед дал ему имя именно как "человеку божеского гнева». 11. вид купца и предпринимателя: он очень расчетливый хозяин. Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному

Белинский об Одиссее: «Одиссей - апофеоз человеческой мудрости».


12. Хронотоп в гомеровском эпосе.

Точное отображение пространства – действительность и реальность. Отражение времени специфично, и это связано с архаичностью сознания. В поэмах 2 события одновременно происходить не могут – «закон хронологической несовместимости» - поединок Париса и Менелая. в 13 песне «Илиады» (658) появляется герой Пилемен, а ранее (в 5 песне, 578) рассказывалось о его смерти, дважды упомянутое при описании одной и той же битвы в разные ее моменты наступление полудня (11 песня, 84 и 16 песня, 776), ,в «Одиссее» Телемах в 4 песне, 584-599 говорит Менелаю, что торопится вернуться к ожидающим его товарищам, а между тем задерживается у него на 26 дней (15 песня);

два события, которые по существу должны происходить одновременно, излагаются не как параллельные, а как происходящие последовательно во времени, одно за другим. Закончив одно событие, рассказчик не возвращается назад, а переходит ко второму событию так, как будто то, о чем позже рассказывается, должно и произойти позже. Прием ретрадации – задержки действия в напряженный момент. Скопление сравнений. Обрыв рассказа и переход к воспоминаниям (рубец Одиссея). Прием ретроспекции – более длительный, развернутый возврат в прошлое. Например, жезл Агамемнона перед речью войнов. Или копье Ахиллеса. Историческая удаленность. Время создается защет гиперболизации того, что совершают – прием, недоступный современному человеку. Детали древнего быта + засчет близости между героями и богами. Все герои «богоподобные», «богоравные».

Мифология – совершенно определенная система со своей спецификой восприятия времени. Цикличность. Воспоминание о прошлом как о борьбе индивидов – история мыслится органически, персонифицируется. Время не показывает возраста. Но психологизм не характерен. Закон божественного вмешательства.



13. Роль сравнений в эпических поэмах Гомера.


сравнение – традиц приём народной песни, служит у гомера для введения материала, не наход.. места в обычном ходе повеств. картины природы. как фон – ещё рано, поэтому в сравнениях. + сравнения из жизни человеч. общ-ва + рисует картину соц. благополучия в героические времена в сравнениях проявл-ся неправедныу судьи, бедная вдвова –ремесленница, добывающая скудное пропитание для детей.

сравнения раскрывают картины. упорный бой двух воинств у ограды греческого лагеря картинно изображается как столкновение соседей, спорящих из-за межи на общинном поле. Грохот от ударов копий и мечей сравнивается со стуком секир у дровосеков. Бой за обладание трупом убитого уподобляется спору двух львов из-за убитой лани. Сверкание оружия сранивается с блеском отдаленного костра; движение воинов, устанавливающихся по местам, - с остановкой на отдых стаи перелетных птиц; численность войск сравнивается с роями мух; действия предводителей, расставляющих отряды, - с хлопотливостью пастухов, отделяющих своих животных от чужих; наконец, царь Агамемнон уподобляется по виду богам - Зевсу и Посейдону, а когда он выступает впереди войска, - могучему быку, идущему впереди стада. Во всех этих сравнениях, обнаруживающих тонкую наблюдательность поэта, оживает перед нами окружающая его реальность.


14. Мифология и реальность в "Одиссее" Гомера._Композиция "Одиссеи".

Од.я – эпоха становления антично-обществ экономич формации, выражет идеологию античной ионийской военно-землевладельч. аристократии перерождавшейся в торгово-рабовлад. плутократию. поэтому в Од.е меньше культурной жизни, больше военно-феодальной идеолгии, время падение царской власти в греч общины и начало развитии торговли и мореплавания

Од.й уже другой герой, не богатырь иллиады, расширяется интерес к чужим землям, к быту мелкого народа,ездили за полезными ископаемыми, должны были завовевать, своего с\х нет, интересуются ос-вом циклопов, элементы быта, очень показательные .

мифология «О.» начинается с совета богов. Афина убеждает Зевса в том, что надо освободить Од.я. Зевс говорит о гневе Посейдона. Гермес по приказу Афины летит освобождать Од.я. Афина в течение всей поэмы покровительствует Од.ю. Она сопровождает его везде, превращаясь в ласточку. А. является в образе старца к Телемаху, побуждая его снарядить экспедицию для поисков отца и посылает попутный ветер. Афина в образе дочери Диаманта является Навсикае и просит её пойти стирать на берег моря. Богиня внушает (божественное внушение) Навсикае смелость. Афина продлевает ночь для О. и Пенелопы. Гермес спасает О. от чар Кирки.

сюжет. 1о год после падения трои. Од. на ос-ве ОГИГИИ удержан нимфой КАЛИПСО. в это время на ИТАКЕ за жену ПЕНЕЛОПУ сватаются жених. По решению богов, покровительстующая Од. АФИНА направляется на ИТАК и сын ТЕЛЕМАХпо совету её отправляется в ПИЛОС расспросить о судьбе отца. царь ПИЛОСА НЕСТОР направляет его в СПАРТУ к МЕНЕЛАЮ. телемах узнаёт, что Од. находится в плену у КАЛИПСО. а женихи устраивают засаду, чтобы погубить ТЕЛЕМАХА. – 1-4 кн . потом новая линия. 5 кн. боги посылают ГЕРМЕСА К КАЛИПСО отпустить Од, который на плоту пускается по морю.ПОСЕЙДОН мешает, но ОД. выплывает на о. СХАРИИ, там живут ФЕАКИ,мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями. встреча Од. с НАВЗИКАЕЙ дочерью царя ФЕАКОВ АЛКИНОЯ, идиллич. моменты. 6 кн.. АЛКИНОЙ принимает в роскошном дворце 7кн. утраивает пир , слпой певец ДЕМОДОК поёт о подв. Од. 8 кн. они принимает ОД., он раскрывает имя и рассказывает о приключ.

АПОЛОГИИ(рассказы) Од.. посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине – великан-людоед киклоп Полифем сожрал в своей пещере нескольких товарищей Од., но Од. опоил и ослепил Киклопа и спасся с товарищами под шерстью баранов – за это Полифем на Од. созвал бог отца его Посейдона 9 кн.,- Бог Эол вручил Од. мех с ветрами, но спутники недалеко от родины развязали мех, буря снова отбросила их в море. Любоеды-лестригоны уничтожили все корабли Од., кроме того, который пристал к ос-ву волшебницы КИРКИ (ЦИРЦЕИ), 10 кн. обратившей спутников Од. в свиней – преодолев часы с помощью ГЕРМЕСА, он в течение года был мужем Кирки – спускался в преисподнию выпросить прорицателя ТИРЕСИЯ и беседовал с тенями матери и умерших друзей 11 кн. – плыл мимо СИРЕН, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их – проезжал между утёсами, на которых обитают чудовища СКИЛЛА И ХАРИБДА - на острове бога солнца ГЕЛИОСА спутники Од. убили быков бога, и Зевс послал бурю, погубившую корабль Одиссея с его спутниками, Од. выплыл на остров КАЛИПСО.12 кн. сюжет замыкается.

далее ФЕАКИ одаривают Од. , отвозят его на родину и за это разгневанный посейдон обращает их корабль в утёс. Превращённый АФИНОЙ в нищего старика, Од. отправляется к свинопасу ЭВМЕЮ. 13 кн. пребывание у ЭВМЕЯ 14 кн.– жанровая идиллическая картина. Возвращающийся из СПАРТЫ ТЕЛЕМАХ избегает засады женихов, встречается у ЭВМЕЯ С ОД 15 кн., кот. открывается сыну. Од. в доме своём в виде ниего, оскорбления слуг и женихов 17 – 18 . НЯНЯ ЭВРИКЛЕЯ узнат его по рубцу на ноге. ПЕНЕЛОПА обещала руку тому, кто согнув лук, пропустит стрелу через 12 колец. Од. это делает, перебиваетженихов, казнит изменивших ему слуг. он рассказывает тайну как он устроил их брачную постель 22 кн. на пне срубленной им маслины. два жениха пребывают в преисподнюю, свидание ОД. с отцом ЛАЖЭРТОМ, мир между Од. и родств. убитых.24 кн. Конец.





страница1/6
Дата конвертации10.02.2013
Размер1,73 Mb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы