И спользование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы icon

И спользование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы



Смотрите также:






Зайцева Н.Ю., учитель русского языка и литературы


И

спользование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы


Из практики использования ИКТ в педагогической работе


В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные технологии обучения уступают место новым, среди которых и информационно-коммуникационные. Как показывает практика, без них уже невозможно представить современную школу и современного человека. Разработкой возможных путей внедрения ИКТ в учебный процесс занимаюсь и я.


^ Общие подходы к использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы

Формирование навыков самообразования и самореализация личности заявлены в числе основных целей образования, а обеспечение свободного выбора форм образования - задача государства. Исходя из этого, мы определили цель своей педагогической деятельности: содействовать качественному гуманитарному образованию личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся с вытекающими отсюда задачами:

  • формирование гражданской личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения в жизни;

  • создание оптимальных условий для развития личности через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития как на базовом, так и на профильном уровнях.

Для реализации поставленных цели и задач в течение нескольких лет мы применяем информационно-коммуникационные технологии.

«Образование  для всех и новое качество образования каждому: одно сегодня стоит двух завтра! Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь» - эта идея определяет мою работу по внедрению ИКТ в педагогический процесс.

Мои учащиеся владеют необходимой базой теоретических и инструментальных знаний по информатике и ИКТ; имеют элементарные навыки работы с текстовой информацией. В свою очередь и я владею прогрессивными педагогическими технологиями, умею пользоваться компьютерной техникой, применяю полученные знания и навыки для совершенствования методики урока и организации внеклассной работы

В моем распоряжении прекрасная материально-техническая база:

  • класс, оснащенный современной компьютерной техникой (компьютером, сканером, принтером, мультимедийным проектором);

  • мультимедийные средства обучения (банк учебных программ, энциклопедии, справочные пособия, фильмы и др.).

Стимул, определивший использование ИКТ в практике моей работы, - понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие (проверено практикой) достижения высокого качества образования, которое обеспечивает следующее:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, осуществление идеи личностно-ориентированного обучения и развития в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику; исключение вероятности формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;

  • совместную работу в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;




  • обеспечение положительной мотивации обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста; повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;

  • высокий эстетический и эмоциональный уровень преподавания;

  • формирование у учащихся навыков подлинно исследовательской деятельности;

  • возможность определения уровня конкурентоспособности телекоммуникационным методом.

Использование ИКТ на моих уроках русского языка и литературы выражается в следующем: в

  • работе с готовыми обучающими программами; использовании электронных учебников и тренажеров;

  • изучении учебных тем методом организации проектной деятельности, подготовке проектов;

  • подготовке демонстрационных и интерактивных мультимедийных презентаций;

  • формировании пакета справочных материалов по творчеству писателей и поэтов;

  • изучении темы или ее элементов методом поисково-исследовательской работы;

  • составлении тезисов по содержанию трудных тем, распространении среди учащихся для подготовки аргументации;

  • создании творческих работ (статей в электронную энциклопедию о писателе, поэте, критике, рецензий, эссе);

  • подготовке кроссвордов, викторин в Excel и обеспечении доступа к ним;

  • разработке и запуске проверочных работ по содержанию произведений и тестов; организации интерактивных тренингов, оперативного и итогового контроля;

  • выборочном опросе по заучиванию наизусть художественного материала;

  • проведение электронных уроков;

  • оформлении публикаций, электронных газет, веб-сайта по творчеству писателя;

  • участии в телекоммуникационных олимпиадах и конкурсах и др..

Я активно использую при проведении уроков Интернет-ресурсы:

  • библиотеки и архивы текстов и программ;

  • каталоги и коллекции ссылок;

  • визитки, витрины;

  • справочники и базы данных;

  • электронные учебники;

  • интерактивные тесты;

  • телеконференции и форумы;

  • демонстрационные и интерактивные модели;

  • обмен опытом и общение учителей, школьников.

Объекты поиска в сети Интернет:

  • отсутствующие в библиотеке тексты художественных произведений;

  • иллюстративный материал по «белым» темам программы, сопровождающий изучение биографии и творчества писателей;

  • музыка, звучащая в художественных произведениях;

  • литературно-критические материалы по изучению обзорных и монографических тем;

  • альтернативные творческие работы на основе художественных текстов и критических статей;

  • материалы интерактивного тестового контроля;

  • электронные учебники;

  • тексты и условия телевикторин, телекоммуникационных олимпиад, положения конкурсов;

  • программы и материалы виртуальных семинаров;

  • очные консультации;

  • программы и материалы телеконференций.

Виды деятельности с виртуальной информацией на уроках и во внеурочное время:

  • поиск информации по предварительно найденному учителем адресу;

  • свободный поиск с целью удовлетворения собственных запросов по изучаемой теме; обмен виртуальными адресами;

  • поиск дополнительных материалов с целью использования в процессе выполнения коллективных и индивидуальных заданий;

  • выставление материалов для коллективного использования в процессе подготовки к урокам на сайте гимназии;

  • выставление открытых тестов для контроля знаний на сайте гимназии;

  • участие в телекоммуникационных викторинах, олимпиадах, конкурсах, проектах, семинарах, конференциях;

  • переписка;

  • создание библиотеки темы урока;

  • переписка.

Демонстрационные мультимедийные презентации, которые прочно вошли в практику моих уроков, содержат:

  • проспекты музеев, выставок, фотогалерей;

  • информацию о жизни изучаемых произведений и их героев в искусстве (кино, музыке, живописи, театре, балете и др.);

  • кластеры, денотатные графы, сравнительные таблицы, тезисные планы, отчеты о групповой работе;

  • иллюстративный материал собственного исполнения;

  • обзоры жизни и творчества писателей, поэтов, критиков с использованием документально-иллюстративного материала;

  • вопросы для дискуссий, обмена мнениями;

  • методические материалы по содержанию уроков.

Учащийся показывает через мультимедийный проектор и ноутбук свою работу, делая необходимые комментарии. Таким образом, школьники воспринимают информацию многоканально: здесь задействовано слуховое, зрительное, эмоциональное восприятие, кроме того, каждый ученик получает возможность творчески самореализоваться.

Пакет справочных материалов по творчеству писателя содержит:

  • обзор биографии писателя; документы, иллюстрирующие его жизнь; информацию о людях, составлявших его окружение;

  • обзор творчества;

  • материалы по анализу изучаемых произведений;

  • тексты произведений писателя в полном и кратком изложении, тексты критических статей;

  • сведения о жизни изучаемых произведений в искусстве;

  • материалы о местах, связанных с жизнью и творчеством писателя;

  • методические материалы;

  • творческие работы учащихся.


Изучение произведений методом организации поисково-исследовательской деятельности проходит по следующей схеме:

  • распределение на группы;

  • выдача опережающих заданий (формулировка целей, вопросов, плана; составление списка литературы, изобразительных и звуковых ресурсов);

  • ознакомление с критериями оценки работы;

  • консультации в процессе работы;

  • подготовка презентаций по содержанию работы;

  • анализ и редактирование содержания выступления и презентации;

  • выступление группы, демонстрация презентаций (в процессе выступления группы заполнение разделов аналитических таблиц учащимися: основные вопросы, содержание, замечания, дополнения);

  • рефлексия.


Практика изучения учебной монографической темы «Творчество А.Н. Островского» методом проекта
^

Основополагающий вопрос проекта: «Жизнь—драма или драма – жизнь?»

Проблемный вопрос: «Гроза» - «символ» или явление?»


Цели проекта:

Образовательная: совершенствовать умение анализировать драматическое художественное произведение.

Развивающая: способствовать развитию информационной культуры, логического и критического мышления.

Воспитательная: способствовать развитию коммуникативной культуры.

^ Обоснование актуальности проекта и его темы

В рамках современной общественной ситуации, когда требуется активное включение каждого человека, независимо от профессии и рода занятий, в экономическую и общественную деятельность, следует говорить о качественно новом выпускнике школы - личности, которая имеет общие и профессиональные знания и навыки, предполагающие различные способы деятельности, адекватные ситуации сегодняшнего дня:

  • способствующие непрерывному образованию и самореализации личности в течение жизни;

  • содействующие сотрудничеству и взаимопониманию между людьми;

  • позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях.

Учитывая, что данный проект ориентирован на работу с учащимися, мы стремились приблизиться к решению задачи формирования у них:

  • стимула истинного учения самих учеников (самообразования и самоорганизации);

  • способности принимать независимые и адекватные решения;

  • умения ставить проблему, находить ресурсы для ее решения, а также самостоятельно решать ее;

  • коммуникативности: способности к дискуссии и переговорам;

  • умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

  • способности к рефлексии;

  • метапознавательных навыков – общеучебных, междисциплинарных, познавательных:

    • задавания вопросов;

    • формулирования гипотез;

    • определения целей и параметров задач;

    • определения связи данной задачи с предшествующей работой;

    • планирования и перепланирования;

    • разделения задачи или проблемы на компоненты;

    • предвидения последствий того или иного действия;

    • постоянного контроля за своей текущей деятельностью и ее анализа;

    • коррекции;

    • самопроверки результатов собственных действий и др.

Обучение учащихся через этот проект:

  • было личностно ориентировано;

  • организовывалось через множество дидактических подходов;

  • отличалось высокой мотивацией;

  • поддерживало педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях;

  • позволяло учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

  • расширяло возможности движения учащихся в информационных полях;

  • приносило удовлетворение ученикам, видевшим продукт своего труда.

Почему именно по «Грозе» состоялось обучение методом проекта? В «Грозе» раскрывается конфликт между старым, отживающим, консервативным, стремящимся сохранить свои позиции, и новым, которое иногда ценой человеческой жизни прокладывает себе путь в кризисную эпоху, что созвучно нашему времени.

^ Связь со школьной программой

Проект ориентирован на программу преподавания литературы в средней школе и затрагивает темы: «Роды и виды художественной литературы», «Анализ драмы», «Художественные особенности драмы», «Литературные направления и течения», «Биография писателя на уроке литературы», «Сравнительная характеристика литературных героев», «Критика реальная, органическая и эстетическая», «Устное народное творчество», «Творчество А.Н. Островского».

УМК, по которому обучались дети, включает программу по литературе (5-11 классы) под ред. Т.Ф. Курдюмовой, учебник для 10 класса Ю.В. Лебедева.

Проект содержит и материалы, выходящие за рамки школьной программы, ориентированные на продвинутых учащихся (т.е. может использоваться на профильном уровне):
  • ^

    Братья и сёстры А.Н. Островского.

Философские основы мировоззрения Катерины.

Философские основы мировоззрения Кулигина.

Фольклорная символика в пьесе.

Конфликт и его развитие в «Грозе».

Говорящие фамилии.

Прототипы Кулигина.

^

Островский и Теренций.

Дети А.Н. Островского.


  • Сценическая жизнь героев «Грозы».

Звуковое оформление позволяет воссоздать атмосферу «Грозы». Кроме того, музыкальные произведения, звучащие в проекте, расширяют знания учащихся по музыке:

  • А.П.Бородин. Симфония №2 си минор Богатырская III Andante.

  • А.П.Бородин. Симфония №2 си минор Богатырская I Allegro.

  • Русская народная песня «Среди долины ровныя».

  • Ансамбль «Доместик»: «Помышляю день страшный».

  • Русская народная песня «Вниз по матушке по Волге».

Фотогалерея представляет произведения художников, воссоздававших купеческий быт, эпоху А.Н. Островского:

  • Бориса Кустодиева;

  • В.А. Тропинина;

  • П.А. Дубровина;

  • В.Г. Перова;

  • Михаила Шибанова.

В проекте представлен театр Островского, страница web-сайта «У микрофона» предлагает аудио-фрагменты «Грозы».

Знакомство с музыкальными произведениями, творчеством живописцев, фрагментами театральных постановок способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся и расширяет рамки базовых программ по предметам образовательной области «Искусство».

Специфика проекта
^

является реализованной формой изучения программной предметной темы «А.Н. Островский «Гроза»;

интегрирован с образовательной областью «Искусство»;

^

содержит методические рекомендации по введению элементов проекта в каждый из 8 уроков по изучению «Грозы»;

реализует прогрессивные педагогические технологии: РКМЧП, «Портфолио», обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проектная деятельность, информационно-коммуникационные;

^

содержит инструменты для оценивания результатов обучения;

предполагает многократное обращение учащихся к материалам с целью повторения, более глубокого погружения в тему, подготовки к олимпиадам, к итоговой аттестации, к поступлению в учреждения профессионального образования;

может быть модифицирован с учетом специфики контингента учащихся и использован учителями литературы в качестве электронного сопровождения при изучении темы «А.Н. Островский «Гроза»;

^

содержит элементы мультимедиа, усиливающие содержательную часть и помогающие эффективному восприятию материалов;

все материалы объединены в веб-сайт.


Техническое и технологическое оснащение проекта

  • Кабинет информатики для проведения интерактивного тестирования.

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер с видеокартой и проигрывателем или ноутбук.

  • Программы:

  • Microsoft FrontPage;

  • Microsoft Word ;

  • Microsoft Publisher;

  • Microsoft PowerPoint;

  • Adobe Photoshop CS2;

  • Sony Sound Forge v7.0b;

  • Microsoft Office Picture Manager;

  • Corel PHOTO-PAINT.

Этапы и сроки проведения проекта



Этапы

Время




1 этап - подготовительный




1

Ознакомление учащихся с содержанием главы учебника, посвященной творчеству А.Н. Островского.

Чтение полного текста «Грозы» А.Н. Островского.

Домашняя работа.

11-18 января

2

Ознакомление учащихся с фрагментом содержания образовательного стандарта и программной темой «А.Н. Островский».

Формулирование темы и творческого названия проекта.

Мозговой штурм. Формулирование проблемных вопросов и тем исследований учащихся.

Формирование групп для проведения исследований.

Внеклассное занятие, 30 мин.

20 января

3

Выдвижение гипотез решения проблем и способов их проверки. Распределение индивидуальных заданий членам группы. Определение форм отчетов о результатах работы.

Формирование перечня информационных ресурсов, графика работы учащихся, не имеющих компьютеров и возможности выхода в Интернет, с мультимедийными источниками.

Знакомство с критериями оценки результатов работы.

Внеклассное занятие, 30 мин.

23 января




2 этап - основной




1

Групповая исследовательская деятельность учащихся по разработке тем в рамках проекта и оформлению результатов.

Внеурочная самостоятельная работа.

24 - 31 января.

2

Поэтапное консультирование.

Внеурочная деятельность.




3 этап - заключительный (отчетный)




1-2
^

Представление и защита полученных результатов и выводов.

Оценка результатов работы в соответствии с критериями.

Уроки 1-6 по творчеству А.Н. Островского (20 мин на каждом).

1 февраля –

9 февраля





4 этап - контрольный




1

Выполнение теста по «Грозе» А.Н. Островского.

Урок 7 (10 мин для каждой группы).

11 февраля.


2

Написание сочинения.

Урок 8 (подготовка к сочинению).

14 февраля.


^ Обзор содержания проекта

Группой учащихся в составе 3-х человек в исследовании на тему «Истоки таланта А.Н. Островского» в рамках частного вопроса “Что обусловило успех «Грозы»?” была реализована цель - определить, в чем истоки таланта А.Н. Островского. Презентация имеет двухчастную композицию: в первой части речь идет о факторах, определивших талант А.Н. Островского, во второй – о творчестве драматурга, в котором был реализован его талант. Есть гиперссылки на дополнительный материал, ориентированный на продвинутых учащихся.

В рамках частного вопроса “«Гроза» - точная копия или блестящий оригинал?” учащиеся реализовали цель - исследовать художественные особенности «Грозы». Результаты исследования оформили в виде информационного бюллетеня «Литературный вестник». Бюллетень постатейно делала группа учащихся из 8 человек и раскрыла вопросы: смысл названия, жанр, развитие конфликта, авторский метод, образы-символы, роль пейзажа, язык.

С той же целью и в рамках того же частного вопроса учащиеся исследовали тему «Фольклорное начало в «Грозе» и оформили результаты исследования в виде презентации, которую готовили 3 ученика. Она содержит схемы, тезисные перечни, аудиоматериалы – фрагменты из спектакля «Гроза» в постановке Малого театра, музыкальное сопровождение, гиперссылки на дополнительный материал.

Цель - изучить, как представлено в «Грозе» «темное царство» и каковы его перспективы - реализована группой учащихся из 4-х человек в рамках частного вопроса: «А судьи кто?» в презентации «Тёмное царство» в драме «Гроза». Структура презентации включает кластеры по ключевым микротемам, образам, материалы о сценической жизни Тихона и Кабановой и заметки к слайдам. В презентации есть аудиосопровождение (фрагменты спектакля по «Грозе» и музыка - Бородинская симфония.

Исследуя тему “Молодое поколение в драме «Гроза»” в рамках частного вопроса “Дети достойны отцов в «Грозе»?” учащиеся подготовили буклет “Молодое поколение в драме «Гроза»” сопроводив его иллюстративным материалом.

Реализуя цель - исследовать характер главной героини пьесы Катерины Кабановой в соответствии с идеей автора, в рамках конкретного вопроса: “Катерина – «новый тип, создаваемый русской жизнью»?” 3-е учащихся сделали презентацию «Катерина - луч света в темном царстве». Ключевой слайд содержит кластер, который конкретизируется содержанием презентации. Имеются аудиоматериалы. Звуковое сопровождение, анимация соответствуют характеру Катерины, а выводы адекватны цели.

Отвечая на конкретный вопрос: «Почему вокруг «Грозы» развернулась полемика?» - учащиеся подготовили публикацию «Русская критика о драматургии А.Н. Островского», в которой отразили взгляд на «Грозу» и другие пьесы Островского критиков 19-20 веков.

В сравнительной таблице отражен взгляд на «Грозу» Добролюбова, Писарева и Григорьева.

В процессе исследования темы «Театр Островского» в рамках частного вопроса: “«Гроза» современна читателю и зрителю XXI века?” участники проекта в количестве 3-х человек сделали буклет «Островский и современность».

Веб-страница «У микрофона» подготовлена 2-мя учащимися и содержит фрагменты спектакля «Гроза» в постановке Малого театра».

Витрина «Гроза театральная» в фотогалерее подготовлена 2-мя учащимися. Она содержит фотоматериалы о сценических версиях «Грозы».

В фотогалерее подготовлена витрина «Из жизни купечества», где представлена живопись Кустодиева, Тропинина, Перова, Шибанова, Дубровина.

УМП, кроме работ учащихся, включает дидактические материалы (викторины «Знаете ли вы пьесу А.Н. Островского «Гроза»?», «Узнай пьесу по финалу», «А.Н. Островский», кроссворд «Жизнь и творчество А.Н. Островского”, тест «Гроза» А.Н. Островского», выполненные в электронных таблицах), методические материалы, критерии презентации, бюллетеня, буклета, веб-страницы, публикации.


Все материалы объединены в веб-сайте «Мир «Грозы» А.Н. Островского», содержащем 9 страниц: «Домашняя страница», «Учителю», «Это интересно», «Учащимся», «У микрофона», «Фотогалерея», «Проверь себя», «Создатели проекта», «Ресурсы».

^ Организация учебной деятельности

В ходе подготовки проекта использовались различные методы, приемы и формы работы, соответствующие специфике данного электронного продукта.

Методы:

  • словесные, наглядные, практические, интерпретированные в ключе постановки проблемной ситуации;

  • поисково-исследовательские;

  • обобщения независимых характеристик;

  • проб и ошибок.

Особенно значим был метод обобщения независимых характеристик, который предполагает исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом вопросе, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга.

Использовались активно методы стимулирования и мотивации учения - группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению, в данном случае через проект, и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, включающая в себя методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в обучении через проект); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости проекта; требования, поощрения и наказания).

Приемы:

  • умственной деятельности: наблюдение; запоминание; анализ, создание образов; написание синквейнов, создание денотатных графов, кластеров и др.;

  • организации учения: целеполагание; планирование; перепланирование, рефлексия.

Формы работы:

  • организационные: индивидуальная, парная и групповая работа;

  • общение: монолог; диалог; полилог, дискуссия, диспут.

^ Методический аспект

Методические рекомендации по введению проекта в систему уроков по изучению темы А.Н. Островский «Гроза» содержат обзор приемов и методов, позволяющих эффективно ввести результаты проекта в урок, продумана система домашних заданий, работа класса в процессе представления материалов проекта группой.


Урок №1. Обзор жизни и творчества А.Н. Островского.

На этом уроке группа учащихся, работавших над темой «Истоки таланта А.Н. Островского», делает сообщение о жизненном и творческом пути А.Н. Островского, сопровождая его демонстрацией слайдов презентации. Учащиеся к этому уроку, выполняя домашнее задание, в тетради по литературе подготовили хронологическую таблицу, в которой отразили основные факты жизни и творчества А.Н. Островского (им предложено воспользоваться материалами учебника в обязательном порядке и любыми дополнительными источниками по желанию). Слушая сообщение первой группы, они вносят в свои таблицы дополнения, а также отмечают, а потом озвучивают тот материал, который не был отражен в сообщении на тему «Истоки таланта А.Н. Островского».

На дом весь класс получает задание («Гроза» прочитана на подготовительном этапе работы над проектом):

  • законспектировать материал о творческой истории «Грозы» и о художественных особенностях произведения (по учебнику А.Ю. Лебедева);

  • найти критические статьи о «Грозе» Н.А. Добролюбова «Луч света в «Темном царстве», Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» и А.А. Григорьева «После «Грозы» А.Н. Островского» и начать работу по заполнению сравнительной таблицы «Гроза» в русской критике», зафиксировать взгляд Добролюбова, Писарева и Григорьева на художественные особенности «Грозы»;

  • заготовить таблицу, состоящую из трех колонок (микротезис, содержание аргументов, рефлексия), в которой учащиеся будут отражать содержание сообщения группы на тему «Художественные особенности «Грозы»;

  • подготовиться к выступлению группе, работавшей над темой «Художественные особенности «Грозы».

Урок №2. Историческая основа и творческая история «Грозы», художественные особенности.

В начале урока учитель дает краткую характеристику эпохи, отраженной в «Грозе». После опроса учащихся о творческой истории «Грозы» и дополнений учителя группа №2 представляет информационный бюллетень о художественных особенностях «Грозы». Бюллетень может быть распечатан и выдан по одному на парту, а может демонстрироваться через мультимедийный проектор. Затем группа, работавшая над темой «Фольклорное начало в «Грозе», представляет свою презентацию. Учащиеся фиксируют содержание выступлений в аналитической таблице (материал им частично знаком, т.к. они дома составляли конспект), в третью колонку они по ходу выступлений записывают то, о чем не было сказано, то, с чем можно не согласиться, то, что является сильной стороной ответа, а также вопросы на понимание. После выступления каждой группы проводится обсуждение, в процессе которого задаются вопросы на понимание, делаются дополнения, разрешаются спорные вопросы. Освещается оценка «Грозы» Добролюбовым, Писаревым и Григорьевым в аспекте темы урока. Таким образом, обеспечивается глубина усвоения темы.

На дом предлагается:

  • прочитать материалы учебника по теме «Темное царство» в драме «Гроза»; составить кластер по вышеназванной теме;

  • подготовить цитатный материал;

  • прочитать «Домострой»;

  • в сравнительной таблице «Гроза» в русской критике» зафиксировать взгляд Добролюбова, Писарева и Григорьева на город Калинов и его обитателей, Дикого и Кабанову;

  • заготовить макет аналитической таблицы;

  • подготовиться к выступлению группе, работавшей над темой «Темное царство» в «Грозе». Дикой и Кабанова»

Урок №3. «Темное царство» в драме «Гроза». Дикой и Кабанова – два лика самодурства.

Урок начинается с составления синквейнов «Темное царство», «Дикой», «Кабанова». Учитель вычленяет и фиксирует на левой половине доски (или на слайде) слова и словосочетания, отражающие восприятие учащихся, и предлагает вернуться к ним после рассмотрения темы. Затем группа, работавшая над темой «Темное царство» в «Грозе» А.Н. Островского», показывает и комментирует свою презентацию. Учащиеся класса заполняют аналитические таблицы, дополняют и корректируют кластеры, составленные дома. Далее учитель организует и координирует обсуждение выступления (предлагает задать вопросы на понимание, опровергнуть утверждения выступавших, дополнить материал, сделать замечания). Освещается оценка «Грозы» Добролюбовым, Писаревым и Григорьевым в аспекте темы урока. По окончании обсуждения класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание составить план одной из тем (темы дает учитель): «Темное царство в «Грозе», «Образ Дикого», «Образ Кабановой»; предложить темы сочинений, в основу содержания которых ляжет материал урока; составить синквейн по своей теме. Время работы групп – 10 минут. Затем учащиеся озвучивают наработанные материалы. Учитель фиксирует на правой половине доски (или на слайде) слова и словосочетания, отражающие восприятие учащихся после анализа темы. Проводится сравнение восприятия и интерпретаций героев учащимися до и после анализа темы.

Домашнее задание:

  • прочитать материалы учебника по темам «Кулигин» и «Молодое поколение в «Грозе»;

  • подобрать соответствующий цитатный материал;

  • в сравнительной таблице «Гроза» в русской критике» зафиксировать взгляд Добролюбова, Писарева и Григорьева на Кулигина и молодое поколение;

  • заготовить макет аналитической таблицы;

  • подготовиться к выступлению группе, работавшей над темой «Молодое поколение в «Грозе»;

  • письменно ответить на вопрос “Можно ли назвать Кулигина «лучом света в «темном царстве»?”

Урок №4. Кулигин как рупор просветительских идей. Диспут «Можно ли назвать Кулигина «лучом света в «темном царстве»? Молодое поколение в «Грозе».

Разговор о Кулигине учитель начинает предложением поделиться мыслями о понимании этого героя. Вопросы и задания могут быть следующими:

  1. Попробуйте с помощью одного-двух слов (можно с помощью метафоры) обозначить свое понимание сути этого героя. (Ответы учащихся фиксируются учителем на доске.)

  2. Какие ассоциации вызывает его фамилия? (Автор веб-страницы «Это интересно» делает обзор материала о прототипах Кулигина.)

  3. Какого он может быть возраста?

  4. К какой социальной группе он принадлежит?

  5. Как относятся к нему калиновцы?

  6. Каково его мировоззрение и на чьих идеях оно основано? (Ломоносов и Державин, которых цитирует Кулигин, его мировоззрение связываются учителем с идеями просветительства.)

  7. Что осуждает и что утверждает Кулигин? Насколько он последователен в осуждении и утверждении?

  8. Можно ли его жизненную и мировоззренческую позицию назвать активной?

  9. Как оценивает Кулигина Добролюбов?

  10. Можно ли назвать Кулигина «лучом света в «темном царстве»? (Отвечая на этот вопрос, учащиеся аргументирую альтернативные точки зрения.)

  11. Какую оценку дает Кулигину критика?

  12. Попробуйте еще раз с помощью одного-двух слов (можно с помощью метафоры) обозначить свое понимание сути этого героя. (Ответы учащихся фиксируются учителем на доске и сравниваются с тем, что было в начале урока. Стираются те утверждения, от которых учащиеся отказались.)

Содержание беседы фиксируется в ученических тетрадях. При наличии копировальной техники и соответствующих возможностей учащимся может быть выдана страничка из рабочей тетради с вопросами по теме и пробелами для записи ответов (в идеале по материалам всего проекта должна быть подготовлена рабочая тетрадь).

Далее группа, работавшая над буклетом «Молодое поколение в «Грозе», представляет материалы буклета (буклет может быть распечатан и выдан учащимся). Обратная связь организуется через озвучивание записей в третьей колонке аналитической таблицы, которая заполнялась в процессе выступления группы. Затем учителем задается вопрос: «Кто же из молодого поколения «Грозы» способен поколебать основы «темного царства»? Организуется дискуссия, ибо в качестве силы, способной поколебать основы «темного царства», рассматриваются некоторыми учащимися Варвара и Кудряш. Все учащиеся называют Катерину, о которой речь пойдет на следующем уроке.

Домашнее задание:

  • прочитать материалы учебника по теме «Катерина в «Грозе»;

  • подготовить цитатный материал;

  • в сравнительной таблице «Гроза» в русской критике» зафиксировать взгляд Добролюбова, Писарева и Григорьева на Катерину и финал «Грозы»;

  • письменно ответить на вопрос «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»;

  • написать синквейны на тему «Катерина – героиня «Грозы»;

  • подготовиться к выступлению группе, работавшей над темой «Катерина – «луч света в «темном царстве»;

  • заготовить макет аналитической таблицы.

Урок №5. Катерина – «луч света в «темном царстве»? Диспут «Самоубийство Катерины – проявление силы или слабости?»

Урок начинается с озвучивания синквейнов, героиней которых является Катерина. Учитель фиксирует наиболее удачные определения, глаголы и метафоры, подобранные учащимися, на доске (предполагается вернуться к ним в конце урока, чтобы после анализа темы убрать неверные утверждения). Затем слово предоставляется группе, работавшей над темой «Катерина – луч света в «Темном царстве»? Группа выступает по теме, сопровождая выступление презентацией. Учащиеся заполняют аналитические таблицы. Затем проводится обсуждение содержания выступления: задаются вопросы, делаются дополнения, опровергаются спорные суждения (в процессе обсуждения прозвучит и точка зрения Добролюбова, Писарева и Григорьева на Катерину и ее самоубийство). Завершается разговор диспутом «Самоубийство Катерины – проявление силы или слабости?». Далее учитель возвращается к выдержкам из синквейнов учащихся и стирает те, которые, по мнению учащихся, являются ошибочными.

В качестве домашнего задания предлагается:

  • закончить работу над критическими статьями Добролюбова, Писарева и Григорьева: вычленить вопросы, которых еще не касались на уроках, и дать на них в сравнительных таблицах письменные ответы;

  • письменно ответить на вопрос «Кто прав в оценке «Грозы», основываясь на мнении, сложившемся в процессе предыдущих уроков по изучению «Грозы»;

  • подготовиться к выступлению группе, работавшей над темой «Русская критика о драматургии А.Н. Островского»;

  • заготовить макет аналитической таблицы.

Урок №6. Полемика вокруг «Грозы». Кто прав в оценке «Грозы»?

На этом уроке заканчивается работа по сравнительным таблицам, которые заполняли учащиеся дома, анализируя критические статьи о «Грозе» Н.А. Добролюбова «Луч света в «Темном царстве», Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» и А.А. Григорьева «После «Грозы» А.Н. Островского». Учитель проверяет наличие заполненных таблиц в тетрадях по литературе. В процессе беседы выясняется, по каким вопросам и какие суждения о «Грозе» высказали эти критики, в чем они солидарны и в чем их мнения расходятся, к чьей точке зрения склоняется каждый из учащихся. Затем группа, работавшая над публикацией «Русская критика о драматургии А.Н. Островского», представляет результаты своей работы. Учащиеся заполняют аналитические таблицы, затем организуется обсуждение.

По окончании обсуждения учитель говорит о значении А.Н. Островского и его творчества для русской литературы.

Домашнее задание:

  • подготовиться к контрольному интерактивному тесту по «Грозе»;

  • найти материал о театре А.Н. Островского.

Урок №7. Контрольный интерактивный тест по «Грозе». Театр Островского. Сценическая история «Грозы». Просмотр фрагментов спектакля Малого театра «Гроза».

В начале урока в течение 10 мин. учащиеся выполняют контрольный интерактивный тест по «Грозе» по группам (по 12 человек – по количеству компьютеров). Во время работы 1 группы 2-я группа работает с публикацией «Театр А.Н. Островского» (публикация распечатана), формулируя в тетради по литературе «толстые» и «тонкие» вопросы по содержанию этого документа. Затем над тестом работает 2-я группа, а 1-я работает с публикацией «Театр А.Н. Островского», выполняя то же самое задание. Далее производится «перекрестный опрос по вопросам, сформулированным учащимися. На следующем этапе учитель кратко освещает сценическую историю «Грозы» и предлагает учащимся посмотреть фрагменты спектакля Малого театра «Гроза». Перед просмотром учащиеся нацеливаются на поиск ответов на следующие вопросы:

  1. В чем совпала и в чем не совпала ваша трактовка героев «Грозы» с их трактовкой артистами, занятыми в этом спектакле?

  2. Насколько режиссером отражен авторский взгляд на героев?

  3. Передают ли мизансцены атмосферу «Грозы» Островского?

После просмотра организуется беседа по обозначенным выше вопросам и делается обзор аудио- и видеоматериалов, которые учащиеся могут использовать в процессе самостоятельного знакомства с «Грозой» театральной (веб-страница «У микрофона»).

Домашнее задание:

  • выбрать тему сочинения по «Грозе», составить тезисный план ее раскрытия;

  • определить жанр будущего сочинения и сделать обзор жанровых особенностей.

Возможные темы сочинения по «Грозе» А.Н. Островского:

    1. Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или «Бесприданница».)

    2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

    3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

    4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н. А. Островского «Гроза».)

    5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А. Н. Островского «Гроза».)

    6. Нравы дома Кабановых в драме А. Н. Островского «Гроза».

    7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5-го действия драмы А. Н. Островского «Гроза».)

    8. В чем смысл названия драмы «Гроза»?

    9. Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза».

    10. Характер конфликта и его развитие в драме А.Н. Островского «Гроза».

    11. Сказочно-фольклорные основы «Грозы» А.Н. Островского.

    12. Искусство речевой характеристики Островского-драматурга (на примере «Грозы».

Урок №8. Подготовка к домашнему сочинению по драме.

На этом уроке обсуждаются возможное содержание (тезисные планы) и жанровые особенности будущих сочинений учащихся по «Грозе» А.Н. Островского.

Домашнее задание:

  • написать сочинение на одну из предложенных тем.








Скачать 308,82 Kb.
Дата конвертации18.02.2013
Размер308,82 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы