Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений icon

Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений



Смотрите также:


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ


СОЛЬФЕДЖИО


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ


5-летний срок обучения




Москва 2006

ОДОБРЕНА

Научно-методическим центром

по художественному образованию





^

Директор: И.Е.Домогацкая









заслуженный работник культуры РФ

Составитель: Л.В.Семченко

преподаватель Детской музыкальной школы № 45 города Москвы








Рецензенты: В.П.Середа


преподаватель Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, заслуженный работник культуры


О.В.Громова



старший преподаватель Московского государственного института музыки имени А.Г.Шнитке



Редактор: С.Ф.Максимова



^




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Приобщение детей к миру музыки создает необходимые условия для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.

Весь комплекс занятий в детской музыкальной школе (предметы: «Сольфеджио», «Хор», «Инструмент», «Музыкальная литература») развивает у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирует творческую активность, воспитывает любовь к классической и народной музыке.

Предмет «Сольфеджио», направленный на развитие интонационного и гармонического слуха как необходимых компонентов музыкального мышления, способствует музыкально- эстетическому воспитанию детей, расширению их общего музыкального кругозора и формированию хорошего вкуса.

Данная программа предназначена для занятий с учащимися от девяти лет и старше и рассчитана на пятилетний срок обучения.

Основной целью настоящей программы, наряду с более общей целью детской музыкальной школы - раскрытие музыкальных и творческих задатков ребенка - является развитие у учеников музыкального слуха, воспитание учащегося, умеющего осмысленно дифференцировать средства музыкальной выразительности, выявлять наиболее характерные элементы музыкального языка в произведениях разных эпох, стилей, жанров и способного применять полученные знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности.

Практическое достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

^ 1. Развить у учащихся:

  • мелодический слух: качественное восприятие звучащей мелодии (узнавание пройденных оборотов, типов движения, скачков, секвенций, повторов и т. д.) и интонационно чистое ее воспроизведение;

  • гармонический слух: ощущение фонизма интервалов, аккордов; восприятие функциональных гармонических связей; способность воспринимать много звуков как единое целостное звучание;

  • внутренний слух: способность представлять себе звучание интервала, аккорда, мелодического, гармонического оборотов, ритмического рисунка, мелодии или ее фрагмента;

  • чувство лада: осознание связей звуков; ощущение устойчивости и неустойчивости, законченности или незаконченности оборота; окраски мажора, минора; тяготения звуков при разрешении;

  • музыкальное мышление: способность восприятия музыкальной мысли, музыкальной формы, умение анализировать музыкальный текст, знание и владение элементами музыкальной речи.

  • музыкальную память: осознанное запоминание звучания музыкального материала.

^ 2. Воспитать навыки:

    • пения мелодий с дирижированием, с аккомпанементом педагога, с собственным аккомпанементом;

    • ансамблевого пения;

    • самостоятельного разучивания мелодий;

    • чтения с листа;

^ 3. Сформировать умения:

    • подбора по слуху мелодий, аккомпанемента;

    • транспонирования мелодий по слуху;

    • транспонирования нотного текста;

    • записи мелодий по слуху;

    • анализа отдельных элементов музыкальной речи;

    • анализа произведений на слух и по нотному тексту.

^ 4. Дать начальные знания в области музыкальной грамотности.

Данная программа охватывает более широкий круг тем, чем это было предусмотрено в программе, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства Культуры в 1984 году, что отвечает современным требованиям к образовательным программам.

Дети, обучающиеся по пятилетней программе, должны получить по окончании школы достаточный объем знаний, практических умений и навыков для того, чтобы ориентироваться в музыкальном мире в качестве слушателя и активно заниматься любительским музицированием.

Нередко учащиеся таких отделений, как: «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Сольное пение», обучающиеся по аналогичной программе, планируют поступление в средние специальные учебные заведения. В связи с этим, им необходим более широкий охват тем в курсе «Сольфеджио», так как музыкальные колледжи предъявляют к абитуриентам пятилетнего курса обучения по предмету требования, подобные требованиям семилетнего курса обучения. Кроме того, как показала практика, большинство преподавателей детских музыкальных школ включают в учебно-тематический план ряд тем, непредусмотренных в программе 1984 года.

Наполнение учебно-тематического плана новыми темами стало возможным благодаря концентрированному методу подачи материала. Знакомство со многими темами, изучаемыми ранее поэтапно в разных классах, теперь предлагается осуществлять единым блоком, что, во-первых, высвобождает учебные часы для изучения других тем, во-вторых, дает возможность формирования целостной системы, удобной для восприятия учащимися.


Отличительные особенности данной программы


^ I. В учебно - тематический план включены новые темы.

  1. Интервалы: а) субдоминантовые тритоны;

б) две пары характерных интервалов (вторая пара – для продвинутых групп).

  1. Аккорды: а) уменьшенное трезвучие на II ступени;

б) увеличенное трезвучие (для продвинутых групп);

в) септаккорд II ступени (для продвинутых групп).

  1. Гармонический мажор.

  2. Хроматическая гамма.

  3. Родственные тональности.

  4. Модуляция, отклонение, сопоставление.

  5. Семиступенные лады.

  6. Пентатоника.

  7. Классификация септаккордов.

  8. Классификация размеров.

^ II. Изменены формулировки, порядок и методика изучения тем.

  1. Гармонический мажор.

  2. Доминантовые и субдоминантовые тритоны.

  3. Уменьшенное трезвучие.

  4. Характерные интервалы.

  5. Внутритактовые синкопы.

  6. Триоли.

III. Более логично и детализировано выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами.

  1. Разделы «Вокально-интонационные навыки» и «Сольфеджирование. Чтение с листа» объединены, так как имеют одни методические задачи.




  1. Списки рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены. В них, кроме испытанных временем учебных материалов, включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время.

  2. ^ Формы подведения итогов приведены в соответствие с учебными планами.



Основной формой обучения предмету «Сольфеджио» является урок. Урок проходит в форме группового занятия (наполняемость группы – в среднем 5 человек). Занятие длится 1,5 урока из расчета продолжительности урока – 45 минут и проводится раз в неделю. Таким образом, в первом полугодии проходит 16 занятий, во втором полугодии – 18 занятий.

В результате занятий по предмету «Сольфеджио» дети должны уметь:

  • интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию; один из голосов несложного двухголосного произведения;

  • подбирать на инструменте мелодию и аккомпанемент;

  • записывать звучащую мелодию;

  • анализировать на слух и по нотному тексту, как отдельные элементы музыкальной речи, так и небольшие музыкальные произведения (в том числе из репертуара по инструменту).

Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности.

Итоги подводятся в конце каждой четверти в форме контрольного урока, а также в конце обучения в форме экзамена.


^ ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


I класс

Первое полугодие

Наименование тем

Количество

занятий

Тема 1.

Метр. Ритм. Пульсация долей. Двудольный и трехдольный метр.

Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми. Нотные знаки. Клавиатура. Регистры

2

Тема 2.

Размер. Такт. Гамма. Половинная длительность

1

Тема 3.

Фраза. Мотив. Лад. Тональность. Основные понятия. Тональность До мажор. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Вводные звуки

4

Тема 4.

Дирижирование на 2/4. Паузы

1

Тема 5.

Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации

1

Тема 6.

Тональность Ре мажор. Транспонирование

2

Тема 7.

Дирижирование на 3/4. Половинная нота с точкой

1

Тема 8.

Затакт

1

Тема 9.

Опевание устойчивых ступеней

2

^ Контрольный урок

1

Всего:

16


Второе полугодие

Наименование тем

Количество

занятий

Тема 10.

Тональность Соль мажор

2

Тема 11.

Размер 4/4. Целая нота. Главные ступени лада

1

Тема 12.

Тональность Фа мажор

2

Тема 13.

Шестнадцатые длительности

2

Тема 14.

Интервалы

6

Тема 15.

Тональность Си-бемоль мажор

2

Тема 16.

Одноименные тональности

2

^ Контрольный урок

1

Всего:

18


II класс

Первое полугодие

^ Наименование тем

Количество

занятий

Тема 1.

Повторение пройденного

2

Тема 2.

Куплетная форма. Одноименные тональности

2

Тема 3.

Параллельные тональности. Переменный лад

2

Тема 4.

Натуральный минор

2

Тема 5. Ритмический рисунок


2

Тема 6.

Гармонический минор

2

Тема 7.

Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента. Понятие - «Предложение»

1

Тема 8.

Мелодический минор

2

Контрольный урок

1

Всего:

16


Второе полугодие

^ Наименование тем

Количество

занятий

Тема 9.

Интервалы в мажорном ладу

2

Тема 10. Ритмические рисунки

2

Тема 11.

Тональности с тремя знаками при ключе

6




Тема 12.

Сексты большие и малые

2

Тема 13.

Понятие обращения интервалов и аккордов

4

Тема 14.

Размер 3/8

1

^ Контрольный урок

1

Всего:

18


III класс

Первое полугодие

^ Наименование тем

Количество

занятий

Тема 1.

Повторение пройденного

3

Тема 2.

Обращение трезвучий главных ступеней

3

Тема 3.

Период. Каденция

2

Тема 4.

Вспомогательные, проходящие звуки и аккорды

5

Тема 5.

Пунктирный ритм

2

Контрольный урок

1

Итого:

16


Второе полугодие

^ Наименование тем

Количество

занятий

Тема 6.

Септимы

2

Тема 7.

Доминантсептаккорд

2

Тема 8.

Гармонический мажор

2

Тема 9.

Тритоны

4

Тема 10.

Тональности с четырьмя знаками при ключе

7

^ Контрольный урок

1

Всего:

18


IV класс

Первое полугодие

^ Наименование тем

Количество

занятий

Тема 1.

Повторение пройденного

3

Тема 2.

Разрешение S , D и их обращений в ладу

2

Тема 3. Ритмическая группа

2

Тема 4.

Обращение доминантсептаккорда

4

Тема 5.

Внутритактовая синкопа

2

Тема 6.

Уменьшенное трезвучие

2

^ Контрольный урок

1

Всего:

16


Второе полугодие

^ Наименование тем

Количество

занятий

Тема 7.

Характерные интервалы

2

Тема 8.

Септаккорды VII ступени

2

Тема 9.

Размер 6/8

3

Тема 10.

Триоль

2

Тема 11.

Тональности с пятью знаками при ключе

6

Тема 12.

Простые двух- и трехчастные формы

2

^ Контрольный урок

1

Всего:

18



V класс

Первое полугодие

^ Наименование тем

Количество

занятий

Тема 1.

Квинтовый круг тональностей. Буквенные обозначения тональностей

2

Тема 2.

Энгармонизм

6

Тема 3.

Увеличенное трезвучие

1

Тема 4.

Ритмические рисунки с залигованными нотами. Междутактовые синкопы

2

Тема 5.

Виды септаккордов

2

Тема 6.

Модуляция. Отклонение. Сопоставление

2

^ Контрольный урок

1

Всего:

16


Второе полугодие

^ Наименование тем

Количество

занятий

Тема 7.

Родственные тональности

2

Тема 8.

Хроматическая гамма

2

Тема 9.

Особые лады

2

Тема 10.

Виды размеров

3

^ Контрольный урок

1

Практикум (подготовка к экзамену)

8

Всего:

18



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ.

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА


I Класс


1 четверть.

Пение 2 – 3 ступенных песенок - попевок: V – III; V – III – I; V – VI – V – III. Пение и игра этих попевок от разных звуков.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом преподавателя.

Примеры:

  1. Дубровин Я. «Музыка» (1)

  2. Чичков Ю. «Здравствуй, Родина моя» (1)

Сольмизация и пение 2 – 3 ступенных песенок - попевок.


2 четверть.

Пение песенок - попевок, включающих поступенное движение вверх и вниз от I ступени к IV-й, от I к V, от V к I – по всему звукоряду.

Пение гамм До мажор и Ре мажор.

Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые, тонических трезвучий, вводных звуков.

Пение отдельных ступеней с показом на столбице, линейке или рукой.

Пение мелодий в тональностях До мажор, Ре мажор с поступенным движением вверх и вниз, с повтором звуков, с движением по устойчивым ступеням, по трезвучию с дирижированием на 2/4.


3 четверть.

Пение попевок с опеванием устойчивых ступеней, например:



Пение секвенций (в звене 2-3 звука), например:



Разучивание песен с аккомпанементом преподавателя.

Примеры:

  1. Долуханян А. «Про сейчас и про потом» (1)

Пение гамм Соль и Фа мажор, разрешений неустойчивых ступеней, тонических трезвучий, опевание устойчивых ступеней.

Пение мелодий в пройденных тональностях с дирижированием на 2/4 и 3/4 .


4 четверть.

Пение попевок со скачком от Т к D и от D к Т, например:



Пение гаммы Си-бемоль мажор, тонического трезвучия, разрешения неустойчивых звуков, опевание устойчивых. Пение и игра ступеней: T – S – D – T.

Пение секвенций в пройденных тональностях, включающих интервалы, трезвучия, например:




Пение интервалов: б.3 как I – III ступени в мажоре, м.3 как I – III в одноименном миноре; ч.5 как I – V, ч.4 как V – I↑; м.2 как VII – I, б.2 как V – VI или I – II.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога.

Примеры:

  1. Крылатов Е. «Колыбельная Умки» (40)



Пение мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 в пройденных тональностях по учебнику.

Пение двухголосных примеров (фрагментарное двухголосие, каноны).


II класс


1 четверть.

Пение и игра на инструменте попевок в одноименных мажоре и миноре, подчеркивающих разницу звучания или интонирования III ступени:






Пение интервалов в мажоре: м.2 на III, VII ст.; б.3 на I, IV, V.

Пение секвенций в пройденных тональностях, например:



Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога.

Примеры:

  1. Дубровин Я. «Все поют» (41)

  2. Струве Г. «Я хочу услышать музыку» (39)

Пение мелодий с названием нот и дирижированием. Пение двухголосных примеров (фрагментарное двухголосие, каноны).


2 четверть.

Пение переходов из мажора в параллельный минор с гармонической поддержкой педагога:




Пение гамм в натуральном миноре до двух знаков включительно. Пение тонических трезвучий, разрешений неустойчивых ступеней в натуральном миноре.

Пение песен в переменном ладу. Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога в минорном ладу.

Примеры:

  1. Зарицкая Е. «Где зимуют зяблики» (44)

  2. Кюи Ц. «Осень» (9)

  3. Пение одноголосных и двухголосных примеров из учебника «Сольфеджио» для пятилетнего курса обучения (Варламова А.А., Семченко Л.В.) с названием нот и дирижированием.

Пение интервалов: м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8 от данного звука и в мажорном ладу.


3 четверть.

Пение гармонических и мелодических гамм, верхних тетрахордов 3-х видов минора.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога.

Примеры:

  1. Савельев Б. «Настоящий друг» (2)

  2. Хренников Т. «Колыбельная Светланы» (2)

Пение небольших интервальных последовательностей в мажоре и миноре (одноголосно и двухголосно, разделившись на две группы):

3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 1

III II I VII# I; I II III IV III; I I VII# I

Пение интервалов от звука и в ладу (1, 2, 3, 4, 5, 8 и 6). Пение секвенций с секстой, например:



Пение мелодий с дирижированием в пройденных тональностях и размерах.

4 четверть.

Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе. Пение в этих тональностях пройденных оборотов, интервалов, трезвучий главных ступеней.

Пение секвенций с пройденными ритмическими рисунками, например:



Пение и игра на инструменте обращений интервалов, обращений мажорных и минорных трезвучий от звука, например:



Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога.

Примеры:

  1. Чичков Ю. «Родная песенка» (2)

  2. Попатенко Т. «Это для нас» (2)

Пение одноголосных и не трудных двухголосных примеров с дирижированием.


III класс


1 четверть.

1. Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе.

2. Пение мелодических оборотов со вспомогательными и проходящими звуками (диатоническими и альтерированными), например:









3. Пение обращений трезвучий главных ступеней лада.

4. Пение интервалов (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) в тональности и от звука.

5. Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическими рисунками и мелодическими оборотами (см. пункт 2).

6. Разучивание и пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

7. Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой другого голоса.

8. Разучивание и пение с аккомпанементом преподавателя более сложных песен.

Примеры:

  1. Антонов Ю. «Родные места» (3)

  2. Струве Г. «Так уж получилось» (38)

2 четверть.

1. Пение в пройденных тональностях гармонических оборотов: вспомогательных, проходящих, каденционных:

T53 S64 T53 ; T53 D6 T53 ; T53 D64 T6 ; T6 D64 T53 ; S53 T64 D53 T ; S6 T64 D53 T

2. Игра этих оборотов на фортепиано с одновременным пением нижнего голоса.

3. Разучивание и пение с аккомпанементом педагога произведений в гармоническом мажоре (или с элементами этого лада).

Примеры:

  1. Петров А. Романс из к/ф «Петербургские тайны» (48)

4. Пение гамм гармонического мажора. Пение ступеней и мелодических оборотов в гармоническом мажоре, например:

I – III – V – VIь– V – I; I↑– VI – VIь– V – III ­– I; I↑– VIь– IV – V – III – I

5. Пение интервальных последовательностей в гармоническом мажоре:

5 м.6 5 3 3 1

I I I I VII I

6. Игра интервальных последовательностей на фортепиано, пение нижнего голоса.

3 четверть.

1. Пение гамм в тональностях с 4-мя знаками при ключе, в них – разрешение неустойчивых звуков, неустойчивых интервалов, пение гармонических оборотов.

2. Пение в пройденных тональностях 4-х тритонов с разрешениями.

3. Пение интервальных последовательностей, например

3 3 3 2 ув.4 6 6 6 6 6 ум.5 3 1 2 3 ув.4 6 7 3

I II III IV IV III ; III II I VII VII I ; I VII VI VIь V V I

4. Игра на фортепиано интервальных последовательностей с одновременным пением нижнего голоса.

5. Пение секвенций в пройденных тональностях, например:



6. Разучивание и пение с аккомпанементом педагога следующих сочинений:

  1. А. Варламов. «Горные вершины» (3)

  2. Г.Струве «Школьный корабль» (39)

7. Пение по нотам одноголосных и двухголосных примеров.

8. Чтение с листа несложных мелодий.


4 четверть.

1. Пение в пройденных тональностях доминантсептаккорда с разрешениями.

2. Пение доминантовых и субдоминантовых тритонов и их разрешений с басовым сопровождением (игра баса на фортепиано).

3. Пение каденций: S56 T64 D7 T3; S6 T64 D7 T3.

4. Игра каденций на фортепиано, пение нижнего голоса (с использованием в мажоре натуральной и гармонической субдоминанты).


IV класс


1. Пение гамм в тональностях до 5-ти знаков включительно (три вида минора, два вида мажора).

2. Пение отдельных ступеней, мелодических оборотов, тетрахордов.

3. Пение в тональностях с разрешением:

  • неустойчивых интервалов (терций, секунд, септим), тритонов, характерных интервалов (ув.2 – ум.7);

  • обращений аккордов главных ступеней;

  • обращений доминантсептаккорда;

  • уменьшенных трезвучий;

  • уменьшенного септаккорда.

4. Пение интервальных последовательностей двухголосно (разделившись на две группы):

3 6 7 6 8 5 6 ум.7 – 6 ум.5 3 5 ум.5 3 3 ув.4 6

I III II II I; I I VII# I; I II III IV IV III

5. Игра этих последовательностей на фортепиано с одновременным пением нижнего голоса.

6. Пение аккордовых последовательностей (мелодически – снизу вверх, и гармонически, разделившись на голоса):

T6 D43 T53 S64 T53 ; T53 S64 VII7 D65 T53 ; T53 S6 T64 D2 T6

7. Чтение с листа мелодий, содержащих пройденные ритмические и интонационные трудности, например:

английская песня



8. Пение одноголосных и двухголосных примеров.

9.Пение выученных мелодий с исполнением аккомпанемента по данной цифровке.


10. Разучивание и пение с аккомпанементом педагога произведений в изучаемых тональностях и размерах, включающих новые ритмические рисунки, интонационные сложности, движение по аккордовым звукам и т.п.

Примеры:

  1. В. Лебедев. Песня из к/ф «Гардемарины, вперед» (42)

  2. Ц. Кюи. «Царскосельская статуя» (4)

  3. А. Варламов. «Ожидание» (4)

  4. М. Глинка. «Люблю тебя, милая роза» (35)

«Я помню чудное мгновенье» – фрагмент (35)


V класс


1. Пение гамм в тональностях с 6-ю и 7-ю знаками при ключе.

2. Пение мелодических оборотов с хроматизмами, например:



З. Пение секвенций, содержащих изучаемые ритмические рисунки, например:



4. Пение в пройденных тональностях с разрешением:

  • 4-х тритонов;

  • 4-х характерных интервалов (2-я пара – для продвинутых групп);

  • уменьшенных трезвучий и увеличенного трезвучий;

  • обращений доминантсептаккорда;

  • уменьшенного септаккорда и септаккорда II ступени .

5. Пение интервальных и аккордовых последовательностей:

5 2 3 ув.5 6 5 ум.7 – 6 – ум.5 – ум.4 3

в миноре: I IV III III III ; I VII I;



3 ум.5 3 3 ум.5 3 ум.4 3 6 6 ув.5 6

в мажоре: I VII I III II III III III; V VIь VIь V;

T6 II7 D43 T53; T6 II7 IIГ7 D43 T53; T53 VII7 VIIГ7 D65 T53

6. Пение мелодий с элементами хроматизма, модуляциями наизусть и по нотам.

7. Пение двухголосных примеров дуэтами.

8. Пение произведения (романс, песня) с собственным аккомпанементом.

9. Пение с листа мелодий (тональность с 2 – 3-мя знаками при ключе).

10. Пение от данного звука интервалов и аккордов.

11. Пение произведений с аккомпанементом педагога.

Примеры:

  1. Е. Крылатов. «Где музыка берёт начало» (40)

  2. М. Минков. «Спасибо, музыка, тебе» (42)

  3. А. Корчинский. «Мир полон звуков» (42)



Воспитание чувства метроритма


I класс


1 четверть.

1. Показ посредством движения пульсации метрических долей.

2. Показ 2-х дольности и 3-х дольности метра.

3. Ритмические рисунки с

  • Повторение ритмических рисунков на ритмослоги.

  • Простукивание ритмического рисунка разучиваемой песенки.

  • Простукивание ритмических рисунков, написанных на доске, таблицах или в учебниках с чтением их ритмослогами.

  • Подбор и запись ритмических рисунков к стихам.

Например: «Ты представь себе на миг // Как бы жили мы без книг».

  • Чтение нотного текста песенок-попевок (из 2-х-3-х ступеней) с показом длительностей или с тактированием.


2 четверть.

1. Проработка размера 2/4, в нем длительностей

Паузы

2. Простукивание ритмических рисунков мелодий, разучиваемых в классе с тактированием.

3. Чтение ритмических таблиц (карточек) ритмослогами с тактированием.

4. Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий.

5. Запись небольших ритмических диктантов.

Например:




6. Одновременный показ ритмического рисунка диктанта правой рукой и пульса (тактирование) левой рукой.

7. Исполнение ритмического аккомпанемента к разучиваемым мелодиям, в том числе в виде остинатного ритмического движения.

8. Сольмизация примеров с дирижированием.

9. Сольфеджирование примеров с дирижированием.


3 четверть.

1. Проработка размера 3/4 и длительностей в нем

пауз.

2. Проработка затактов в размерах 2/4, 3/4:

3. Чтение ритмослогами ритмических рисунков по карточкам, таблицам, учебнику с одновременным тактированием левой рукой.

4. Простукивание ритмических рисунков, написанных на доске, с тактированием под аккомпанемент, исполняемый педагогом.

5. Исполнение ритмических канонов, ритмических аккомпанементов.

6. Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий.

7. Запись диктантов на 3/4. Например:



8. Сольмизация примеров с тактированием или с дирижированием. Размер 3/4.

9. Сольфеджирование примеров с дирижированием.


4 четверть.

1. Знакомство с размером 4/4, знакомство с дирижерским жестом.

Длительности:

Продолжение работы над всеми видами ритмических упражнений.

Исполнение несложных ритмических партитур.


II класс


Все упражнения, которые были в 1 классе продолжать выполнять во 2-ом классе.

1 четверть.

Продолжение работы в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с пройденными длительностями:




2 четверть.

Проработка ритмического рисунка в пройденных размерах.

3 четверть.

Проработка ритмических рисунков в пройденных размерах.


4четверть.

Размер 3/8, ритмические группы в размере 3/8:




III класс


Продолжение работы в пройденных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

Ритмические группы:

в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

в размере 3/8.

Затакты:

Исполнение группами учащихся 3-х и 4-х голосных ритмических партитур.

Исполнение учащимися ритмического двухголосия двумя руками.

Запись ритмических диктантов. Например:



Сольмизация примеров с дирижированием. Задания на группировку длительностей в заданных размерах.


IV класс


Закрепление пройденных ранее размеров.

Проработка размера 6/8 и новых ритмических рисунков: внутритактовых синкоп, триолей и .

В ритмических упражнениях, диктантах прорабатываются самые простые виды синкоп и триолей ().

Анализируя музыкальные примеры, учащиеся знакомятся с разнообразием этих фигур ( и т.д.).

Работа над дирижерским жестом схемы 6/8.

Дирижирование примеров в размере 6/8 в подвижном темпе на «два».


V класс

Работа над более сложными ритмическими рисунками в пройденных размерах:

Знакомство с классификацией размеров: простые (2/4, 3/4, 3/2, 3/8, 2/2), сложные (6/4, 9/8, 12/8), смешанные (5/4, 7/4), переменные.


Воспитание музыкального восприятия


I класс


Определение на слух:

  • 2-х, 3-х-дольности метра;

  • характера звучащего произведения;

  • жанров (марш, танец, песня);

  • лада (мажор, минор);

  • элементов формы (мотив, фраза, количество фраз в мелодии, повторность фраз);

  • устойчивости и неустойчивости ступеней, окончаний фраз;

  • динамических оттенков, темпа.

Узнавание на слух мелодических движений:

  • поступенного вверх, вниз;

  • повторности звука;

  • опевание звуков;

  • скачков с V на I;

  • движение по трезвучию.

Определение на слух:

  • мажорного, минорного трезвучий;

  • консонансов, диссонансов;

  • интервалов: ч.1, ч.5, ч.8, ч.4, м.2, б.2, м.3, б.3.

Узнавание ритмических рисунков:



в размерах 2/4, 3/4, 4/4.


II класс


Определение на слух и осознание:

  • характера и жанра звучащего произведения;

  • лада (мажорный, минорный трех видов, переменный);

  • элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, реприза, секвенция, песня - запев, припев);

  • размера, темпа, динамических оттенков.

Узнавание на слух:

  • мелодических оборотов;

  • ступеней лада;

  • ритмических рисунков:

в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

в размере 3/8;

  • интервалов (мелодических и гармонических);

  • обращений интервалов;

  • обращений мажорного и минорного трезвучий;

  • трезвучий главных ступеней.

Определение на слух интервальных цепочек:




III класс


Определение и осознание на слух в прослушанном произведении:

  • характера и жанровых особенностей;

  • лада (три вида минорного лада, два вида мажорного лада, переменный лад);

  • элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, период, реприза);

  • размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей.

Узнавание в мелодии:

  • вспомогательных, проходящих звуков (в том числе альтерированных);

  • опеваний;

  • скачков (с V ступени вверх на III, с III ступени вверх на I, с I ступени вверх на VI, с V ступени вверх на IV);

  • секвенций;

  • движения по трезвучиям и их обращениям, по доминантсептаккорду.



Определение на слух:

  • отдельно взятых интервалов (простые интервалы, тритоны);

  • интервальных последовательностей в ладу, например:



  • отдельно взятых аккордов (мажорное, минорное трезвучия, их обращения, доминантсептаккорд);

  • гармонических оборотов (вспомогательные, проходящие, каденционные);

Узнавание пройденных ритмических рисунков.


IV класс


Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:

  • характера, жанра;

  • размера, темпа;

  • формы (период, двухчастная, трехчастная, двухчастная репризная);

  • лада;

  • интервалов;

  • аккордов;

  • гармонических оборотов.

Определение на слух интервалов и аккордов в ладу и взятых от звука:

  • тритонов;

  • характерных интервалов (ув.2, ум.7);

  • уменьшенных трезвучий;

  • септаккордов VII ступени;

  • доминантсептаккорда и его обращений.



Определение и осознание на слух интервальных и аккордовых последовательностей:



Узнавание пройденных ритмических рисунков:

в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

в размере 6/8.


V класс


Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:

  • характера, жанра;

  • лада;

  • формы;

  • отклонений, модуляций;

  • пройденных гармонических и мелодических оборотов.

Определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов:

  • тритоны;

  • характерные интервалы;

  • аккорды (уменьшенное и увеличенное трезвучия, малый с уменьшенной квинтой септаккорд, малый минорный септаккорд, уменьшенный септаккорд, доминантсептаккорд и его обращения).

Определение на слух аккордовых и интервальных последовательностей:


^ Рекомендуемые произведения для слухового анализа

I класс

Бетховен Л. «Крестьянский танец» (1)

Гайдн И. Менуэт (31)

Камалдинов Г. «Маленькая пьеска» (28)

Косенко В. «Старинный танец» (29)

Сигмейстер Э. «Прощай» (28)

Чайковский П. «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» (33)

Шуберт Ф. Экосез (31), «Немецкий танец» (1)


II класс

Барток Б. «Вечер в деревне (2)

Гедике А. «Медленный вальс» (29)

Глинка М. Полька (27)

Констан Ф. «Разбитая кукла» (29)

Мак – Доуэл Э. «Шиповник» (2)

Моцарт Л. «Волынка» (32)

Хачатурян А. «Вечерняя сказка (30)

Чайковский П. Вальс, «Болезнь куклы» (33)

Шуман Р. «Дед Мороз» (34)


^ III класс

Галынин Г. «Лебеди» (30)

Гречанинов А. «Танцуя» (30)

Григ Э. «Народная мелодия» (27)

Сигмейстер Э. «Ковбойская песня» (29)

Слонов Ю. «Листок из альбома» (29)

Чайковский П. «Полька», «Марш деревянных солдатиков» (33)

Шнитке А. «Наигрыш» (28)

Шуман Р. «Веселый крестьянин» (30)


IV класс

Бадингс Х. Сицилиана (30)

Бетховен Л. «Весело-грустно» (27)

Гилли А.-Р. «Тихоокеанские пираты» (30)

Даргомыжский А. «Меланхолический вальс» (4)

Майкапар С. «Легенда» (29)

Парцхаладзе М. «Жалоба» (30)

Ранки Д. «Полинезийская колыбельная» (29)

Шуман Р. «Смелый наездник» (34)


V класс

Григ Э. «Весной» (5)

Дворжак А. «Юмореска» (5)

Лист Ф. «Утешение» Ми мажор (5)

Прокофьев С. «Мимолетность №1» (5)

Чайковский П. «Утренняя молитва». «Сладкая греза» (33)

Шопен Ф. Прелюдия до-минор, Вальс До-диез минор (50)

Шуман Р. «Отзвуки театра» (34)


^ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ


I класс

Подготовительные упражнения к диктанту включают:

  • запоминание и воспроизведение на нейтральный слог небольшой фразы;

  • разучивание наизусть попевок (со словами и с названием нот);

  • письменные упражнения, воспитывающие навыки нотной записи.

Запись:

  • ритмического рисунка мелодии;

  • коротких мелодий, выученных наизусть;

  • мелодий, предварительно пропетых с названием нот;

  • мелодий на 2 – 4 такта в пройденных тональностях, размерах, с использованием повторности звуков, поступенного движения или движения по звукам трезвучия, опевания.

Например:






II класс

Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений к диктанту. Запись мелодий, подобранных по слуху на фортепиано.

Диктант с предварительным анализом.


Диктант в объеме 4 – 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические фигуры:

в размерах 2/4, 3/4, 4/4;

в размере 3/8,

движение по звукам обращений тонического трезвучия.

Например:








^ III класс

Запись выученных наизусть мелодий. Запись мелодий, подобранных на инструменте. Устные диктанты, ритмические диктанты. Фрагментарные диктанты (заполнение «пропущенных» тактов).

Письменные диктанты в объеме 4 – 8 тактов в пройденных тональностях, размерах, включающие знакомые мелодические обороты (опевание, вспомогательные и проходящие звуки, скачки с V ступени на I , с V на III), движение по звукам аккордов, пройденных на уроках; проработанные ритмические рисунки:



Например:






IV класс

Устные диктанты. Ритмические диктанты. Запись знакомых мелодий по памяти. Запись выученных наизусть мелодий. Фрагментарные диктанты.

Письменный диктант в объеме 8 – 10 тактов в пройденных тональностях (до 5-ти знаков включительно) и размерах (2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8) с использованием интонаций:

  • тритона, ум.7, ув.2 (в гармоническом мажоре и миноре);

  • с движением по звукам обращений аккордов: T, S, D, D7;

  • с ритмическими рисунками:



Например:






V класс

Продолжение работы над всеми видами диктантов: ритмическими, устными, фрагментарными, с предварительным анализом.

Письменный диктант в объеме 8 – 12 тактов с использованием всех пройденных трудностей:




^ Воспитание творческих навыков


I класс

Допевание мелодии до тоники на нейтральный слог, с названием звуков, со словами.

Сочинение «пропущенных» в тексте фраз, например:



Сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок или стихотворный текст.

Пение мелодий с одновременным исполнением басовой линии в аккомпанементе (T, S, D), указанном в тексте или подобранном самостоятельно.


II класс

Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.

Сочинение:

  • мелодических вариантов фразы;

  • мелодий на стихотворный текст;

  • мелодий на данный ритмический рисунок;

  • второго предложения;

  • подголоска к мелодии.

Подбор баса к выученным мелодиям.

Исполнение аккомпанемента с данными аккордами.


III класс

Сочинение мелодий:

  • на данный ритмический рисунок;

  • на стихотворный текст;

  • в различных жанрах (марш, полька, вальс);

  • второго голоса к данной мелодии.

Подбор и исполнение аккомпанемента с использованием пройденных аккордов.

Игра аккомпанемента по данной цифровке, например:




IV класс

Сочинение:

  • мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;

  • мелодий в пройденных тональностях, натуральных и гармонических ладах, с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

  • мелодий в различных жанрах;

  • мелодий в форме периода (повторного, неповторного);

  • мелодий к данному аккомпанементу;

  • второго голоса к мелодии.

Подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов.

Пение песен и романсов с аккомпанементом.


V класс

Сочинение:

  • мелодий разных жанров в 3-х и 2-х частных формах;

  • мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;

  • второго голоса к мелодии.

Подбор аккомпанемента к мелодии в различных фактурах.

Исполнение аккомпанемента по цифровке.

Пение песен и романсов с аккомпанементом.

Теоретические сведения изучаются согласно учебно - тематическому плану.
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы, что требует от преподавателя не только высокого педагогического мастерства, творческого подхода, но и разумного планирования учебного процесса в целом и детальной подготовки к каждому уроку.

От выбора преподавателем яркого музыкального материала, иллюстрирующего изучаемую тему, зависит появление у учащихся внутренних слуховых представлений.

Показ высокохудожественных музыкальных примеров, иллюстрирующих определенные теоретические знания, вызывает у учеников интерес к предмету, способствует лучшему усвоению материала, укрепляет связь между исполнительской практикой учащихся и изучением музыкально- теоретических дисциплин.

Все теоретические сведения даются в возрастании - от простого к сложному - и должны быть тесно связаны с музыкально- слуховым опытом и практическими навыками учащихся. Доступно изложенные педагогом теоретические сведения, опирающиеся на слуховые представления, способствуют развитию музыкального мышления, вырабатывают сознательное отношение к изучаемому музыкальному явлению.

Перед преподавателем предмета «Сольфеджио» стоит трудная задача – в условиях групповых занятий найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его потенциал.

Ориентируясь на уровень группы, педагогу следует выбирать доступные для учащихся задания и формы их исполнения.

Домашние работы должны быть небольшими по объему.

На каждом уроке следует осуществлять беглый опрос всей группы, в конце четверти проводить итоговый урок, включающий устные и письменные задания, в конце каждого полугодия - контрольный урок (возможно использование тестов, привлечение технических средств при прослушивании музыкальных произведений для слухового анализа).

В выпускном классе проводится экзамен.

Свои знания и навыки ученики могут продемонстрировать, принимая участие в теоретических олимпиадах и концертах, проводимых в школе и в методическом объединении округа.


^ РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО – ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ.

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА


Сольфеджирование - основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.

Преподаватель должен добиваться чистого, стройного, выразительного пения учащихся по нотам (в начале - выученных мелодий, в дальнейшем – незнакомых мелодий).

Одним из средств достижения этой цели являются вокально-интонационные упражнения, которые помогают развитию внутреннего слуха учеников, дают возможность закрепить практически теоретические знания, воспитывают навыки пения с листа, слухового анализа. Это, прежде всего, пение гамм, тетрахордов, ступеней лада, мелодических оборотов, секвенций, интервалов и аккордов (от звуков и в ладу с разрешением).

На начальном этапе вокально-интонационные упражнения следует петь хором или группами, затем, переходить к индивидуальному исполнению. Преподаватель должен обращать внимание на правильность звукоизвлечения, свободное дыхание, на соблюдение учащимися фразировки, на четкость дирижерского жеста.

Для развития гармонического слуха и ансамблевого чувства следует уже в младших классах начинать работать над двухголосным пением, используя для разучивания несложные примеры подголосочного плана, простейшие каноны.

Один из важнейших практических навыков, которым должны овладеть учащиеся - чтение нот с листа. Исполнение по нотам незнакомой мелодии требует наличия значительного слухового опыта, умения ориентироваться в ладу, ощущения метроритма, знания нот и нотной записи (правила группировки длительностей).

В работе над развитием навыка чтения с листа педагог обязан добиваться осмысленного отношения к тексту: научить учащихся мысленно представить мелодию, проанализировать ее структурные, ладовые, метроритмические особенности.

В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации.

Музыкальные примеры для чтения нот с листа должны быть легче разучиваемых в классе, с преобладанием знакомых мелодических и ритмических оборотов.

В младших классах сольфеджировать выученные примеры и петь мелодии с листа следует коллективно, группами, в старших классах - переходить к сольному исполнению.


^ ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА


Все виды работ в классе «Сольфеджио» - сольфеджирование, слуховой анализ, музыкальный диктант - дают возможность для развития чувства метроритма. Для более успешного результата развития этого чувства необходимо отдельно прорабатывать и осмысливать метроритмические трудности, применяя специальные ритмические упражнения:

  • повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом (хлопками, карандашом по парте, на детских ударных инструментах);

  • исполнение ритмических рисунков знакомой песни или разучиваемой мелодии, написанных на доске или карточках;

  • проговаривание ритмических рисунков ритмослогами с тактированием, с дирижированием;

  • одновременное исполнение двумя руками ритмического рисунка и метрических долей;

  • исполнение ритмических канонов, аккомпанементов, партитур;

  • запись ритмических диктантов;

  • сочинение учащимися ритмических рисунков в заданном размере;

  • задания на группировку длительностей в тактах.

Необходимо, чтобы каждая новая метроритмическая трудность была воспринята учеником эмоционально, через живое музыкальное звучание и лишь потом, теоретически обоснована и практически проработана.


^ ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ


Умение слушать, эмоционально воспринимать и понимать звучащую музыку - вот, что должны приобрести воспитанники детской музыкальной школы.

Любое понимание начинается с восприятия, которое и создает необходимую основу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий.

Постоянная работа по слуховому анализу развивает у учащихся музыкальное мышление, память и позволяет накопить внутренние слуховые представления.

К окончанию курса сольфеджио в детской музыкальной школе, учащиеся должны уметь:

  • эмоционально воспринимать музыкальное произведение;

  • определять характер, жанровые особенности, лад, размер, форму, фактуру (гомофония, полифония);

  • узнавать знакомые мелодические, гармонические обороты, ритмические рисунки, типы каденционных оборотов, повторность, хроматизм, модуляции, секвенции.

Музыкальный материал, предлагаемый учащимся для анализа, должен быть ярким, художественным, доступным по содержанию, сравнительно небольшим по объему. Полезно использовать произведения из репертуара самих учеников. Это соединит предмет «Сольфеджио» с музыкальной практикой учащихся и, в свою очередь, поможет им осознанно и грамотно исполнять произведения в классе по инструменту.

Наряду с целостным анализом произведения, учащиеся должны уметь определять на слух отдельные элементы музыкальной речи: ступени лада, звукоряды различных ладов, ритмические рисунки, интервалы (от звука и в ладу), интервальные последовательности, аккорды (от звука и в ладу), аккордовые последовательности.

Работа над слуховым анализом должна проводиться преподавателем систематически, на протяжении всех лет обучения.


^ ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе «Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся.

Творческие упражнения на уроках по предмету «Сольфеджио» психологически раскрепощают детей, развивают их вкус и наблюдательность, активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальный слух. Такие упражнения должны быть тесно связаны с основными разделами курса «Сольфеджио», закрепляя творчески теоретические знания учащихся.

Цель творческих упражнений - в приобретении и закреплении основных навыков пения с листа, записи диктанта, анализа на слух.

Творческие задания должны быть доступными по трудности.

Виды творческих заданий:

  • допевание мелодии до тоники;

  • сочинение ответной фразы;

  • сочинение фрагмента мелодии (окончания или пропущенных тактов);

  • сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или на стихотворный текст;

  • сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;

  • сочинение мелодии определенного жанра, характера, с использованием заданных выразительных средств;

  • сочинение мелодии к данному аккомпанементу;

  • подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;

  • сочинение второго голоса к мелодии;

  • игра аккомпанемента по цифровке.

^ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ


Диктант - одна из самых сложных форм работы в курсе «Сольфеджио», в которой синтезируются все знания и навыки, полученные учащимся за время обучения.

Умение записать услышанное определяется уровнем слухового развития ученика, его музыкальной памятью, способностью анализировать звучащую мелодию: определить строение мелодии, деление ее на предложения, фразы; услышать повторность, вариантность, секвентность; почувствовать остановки на устое или неустое; выявить метроритмическую структуру, особенности ритмического рисунка и т. д.

Формы работы:

  • устный диктант;

  • запись выученной наизусть мелодии;

  • запись знакомой мелодии;

  • запись прочитанной с листа мелодии;

  • фрагментарный диктант (запись пропущенных фраз, тактов);

  • ритмический диктант;

  • диктант с предварительным анализом;

  • диктант без предварительного анализа с определенным количеством проигрываний;

  • гармонический диктант (запись последовательностей интервалов, аккордов).

В зависимости от класса и уровня группы, преподаватель выбирает для диктанта мелодии доступные по степени трудности, устанавливает время для записи и количество проигрываний.

Полезно выучивать написанные диктанты наизусть, транспонировать в иные тональности, подбирать к ним аккомпанемент, к некоторым - сочинять второй голос.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Учебники и учебно-методические пособия

  1. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 1 класс. – М., 2003.

  2. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 2 класс. – М., 2004.

  3. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 3 класс. – М., 2005.

  4. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 4 класс. – М., 2000.

  5. Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 5 класс. – М., 2002.

  6. Романюк А. «Хрестоматия по слуховому анализу». – М., 2000.

  7. Панова Н. «Конспекты по элементарной теории» - М., 2000.

  8. Металлиди Ж., Перцовская А. «Музыкальные диктанты для ДМШ» - Л., 1980.

  9. Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 2003.

  10. Лежнева О. «Практическая работа на уроках сольфеджио». – М., 2003.

  11. Середа В. «Каноны». – М., 1997.

  12. Русяева И. «Упражнения по слуховому анализу». – М., 1998.

  13. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». – М., 1987.

  14. Лежнева О. «Методическое пособие по диктанту и слуховому анализу». – М., 1999.

  15. Фокина Л. «Методическое пособие по музыкальному диктанту». - М., 1975.

  16. Эйдинова П. «Учебное пособие по сольфеджио». – М., 1997.



Методическая литература

  1. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». - М., 1986.

  2. Теплов Б. «Психология музыкальных способностей». – М., 1961

  3. Серединская В. «Развитие внутреннего слуха в классе сольфеджио». – М., 1962.

  4. Синяева Л. «Воспитание метроритмических навыков на уроках сольфеджио». – М., 1988.

  5. Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. «Методическое пособие по музыкальному диктанту». – М., 1975.

  6. Шеломов Б. «Детское музыкальное творчество на русской основе». – СПб., 1997.

  7. Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио». – Л., 1970.

  8. Агажанов А. «Воспитание музыкального слуха». – М., 1977.

  9. Сборник статей «Воспитание музыкального слуха». – М., 1999.


Примерный репертуарный список для музыкального слухового анализа

и пения с аккомпанементом на уроках сольфеджио

  1. «Альбом юного музыканта» для фортепиано. Составители Андреева М., Ермаков В. – М., 1997.

  2. «Хрестоматия педагогического репертуара» для фортепиано. 1-4 классы. – М.: Музыка, 1998.

  3. «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А. – М.,1987.

  4. «На рояле вокруг света». Сборник фортепианных пьес. 2 класс. Составитель Чернышков С. – М., 2003.

  5. «На рояле вокруг света». Сборник фортепианных пьес. 3 класс. Составитель Чернышков С. – М., 2003.

  6. «На рояле вокруг света». Сборник фортепианных пьес. 4 класс. Составитель Чернышков С. – М., 2003.

  7. «На рояле вокруг света». Сборник фортепианных пьес. 5 класс. Составитель Чернышков С. – М., 2003.

  8. «Пьесы для фортепиано» 1-2 классы. Составитель Барсукова С. – Ростов на Дону, 2002.

  9. «Хрестоматия аккордеониста для ДМШ». 1-2 классы. – М., 1982.

  10. Чайковский П. «Детский альбом». – М.,1979.

  11. Шуман Р. «Альбом для юношества». – М., 1973.

  12. Глинка М. «Избранные романсы». – М., 1970.

  13. Чайковский П. «16 песен для детей». – М., 2003.

  14. Парцхаладзе М. «Солнечные зайчики». – М., 2005.

  15. Струве Г. «Ступеньки музыкальной грамотности». – СПб., 1997.

  16. Струве Г. «Поет пионерия». – М., 1970.

  17. Крылатов Е. «Крылатые качели». – М., 1997.

  18. Дубровин Я. «Ты откуда, музыка?». – СПб., 1988.

  19. 42. «Песни наших дней – 90». – М., 1991.

  20. 43. «Пение на уроках сольфеджио». 1, 2 выпуски под ред. Ушпиковой Г. – М.,1995, 1996.

  21. Рачина Б. «Путешествие в страну музыки». – СПб., 1997.

  22. «Песни нашего кино 70-90 годы». – М., 2004.

  23. «Звезды на небе». Составитель Нагибин С. – М., 1992. .

  24. «Лирический альбом». Составитель Чустова Л. – М., 2004.

  25. Петров А. «Популярные мелодии из кинофильмов». – СПб., 2000.









Скачать 499.74 Kb.
Дата конвертации16.03.2013
Размер499.74 Kb.
ТипПримерная программа
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы