«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» icon

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»



Смотрите также:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

Семинар – практикум

Дата проведения: 16 – 17.02.2010год

Цель: обобщение опыта педагогов ДОУ по теме развитие связной речи детей дошкольного возраста.

16.02.2010г. - 1-й день семинара.

Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Теоретическая часть

Учитель-логопед – Мауль Анна Петровна.


Число детей с дефектами речи постоянно увеличивается. В связи с этим возрастает потребность в совместной работе логопеда и воспитателей.

^ Звуковая культура речи – это произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация – это выразительность речи, на письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания (восклицательный, вопросительный).

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.

^ Мелодика речи – повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи - чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп – скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность.

^ Тембр – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства: удивление, грусти, радости.

Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

^ Система фонем.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковую оболочку слова (дом, мак). Звук – смыслоразличитель (т.е. в составе слова) называется фонемой. Все звуки различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом работы различных частей речевого аппарата: дыхательный – легкие, бронхи, диафрагма, гортань.

голосообразующий – гортань с голосовыми связками

звукообразующий – полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата регулируется деятельностью ЦНС (центральной нервной системы). Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа голосовых связок – его высоту, работа ротовой полости образование гласных согласных звуков.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (воздушная струя, голосовые связки). Но самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и формируют каждый звук речи.

Различают несколько групп звуков по акустико-артикуляционным признакам:

свистящие (с, з, ц)

шипящие (ш, ж, ч, щ)

соноры ( р, р, л, л, м, н, й)

заднеязычные (к, г, х)

звонкие (б, в, з)

глухие (п, т)

твердые б

мягкие б

Нарушения звуковой культуры речи; нарушение звукопроизношения, интонационной выразительности речи – это не только косметический дефект (речь воспринимать не принято на слух). Нарушение звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, объединение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.

По мнению многих специалистов, раннее начало формирования правильного произношения помогает предотвратить многие нарушения речи, а так же выявить у детей другие более сложные дефекты.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в ее формировании принадлежит воспитателям.

Если одна из задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном ее развитии (логопед должен поставить звук), то воспитатель должен заниматься ее совершенствованием при нормальном стечении обстоятельств. Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связанности звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть систем работы по ее развитию.

^ Работа по формированию звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов:

- подготовительный

- появление звука

- усвоение и автоматизации звука (его правильное произнесение в связной речи).

Два первых этапа включают в себя:

- формирование слухового внимания

- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей

- усиление подвижности артикуляционного аппарата

- уточнение артикуляции и произнесение звука или его вызывание по подражанию.

Работу по развитию слухового внимания начинают рано. Новорожденный ребенок на 3-ий день способен различить голос мамы. Уже с такими маленькими детьми проводят целенаправленную работу, позвенеть колокольчиком справа, слева, а ребенок должен проследить глазами, повернуть головку на звук.

В детском саду с младшей группы проводят игры на формирование слухового внимания. («Найди такую же звучащую коробочку с крупой». «Тихо громко»). С детьми постарше(4 года) должны проводиться игры на развитие фонематического слуха (выделение звука).

^ Развитие мелкой моторики. Ученые подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. В детском саду широко используются пальчиковые игры. Но если у ребенка имеются моторные нарушения, то при проведении пальчиковых игр коллективно они выполняют движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев, отвлекающим моментом служит речевое сопровождение игры.

В связи с этим целесообразно также ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно развить их мелкую моторику.

Для четкого произношения звуков нужна хорошая, дифференцированная подвижность органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводиться в форме артикуляционной гимнастики.

Выработку движений губ, языка можно начинать рано с 8 месяцев. Уточнение артикуляции и произнесение звука очень важно при работе по развитию речи. Оно позволит привлечь внимание детей к положению органов артикуляции.

Предварительные тренировочные упражнения артикуляционной гимнастики помогут сформировать артикуляционный уклад звука.

Комплексы артикуляционной гимнастике нужно делать во всех возрастных группах ДОУ. Вся эта совместная работа создает благоприятные условия для нормального развития звуковой культуры речи дошкольников.


^ Практическая часть

Воспитатель: Женина Елена Максимовна.

Игры для детей дошкольного возраста на воспитание звуковой культуры речи:

  1. «Дождик, дождик»

Цель игры: развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование: детские стульчики, на один меньше чем играющих детей.

^ Описание игры: стулья расставлены по кругу. Дети ходят в середине круга и говорят хором: Дождик, дождик!

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После слов «Погулять нам не даешь?», дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз.

  1. «Звенит – жужжит»

Цель игры: дифференциация звуков [З], [Ж]

^ Описание игры: выбирается водящий, он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову в котором есть звук [З] или [Ж]. Водящий вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему свое слово. Если водящий слышит в слове звук [З], то он говорит: «Звенит», если звук [Ж], то – «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные слова.

  1. «Веселый мяч»

Описание игры: дети стоят в кругу, заранее договариваются, с каким звуком будут придумывать слова. Со словами:

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик

Тот словечко скажет нам.

Дети передают мяч по кругу. На ком остановится мяч, тот называет слово, и мяч передают дальше. Если ребенок не может назвать слово с заданным звуком, то он выбывает из игры.

  1. «Из одного – несколько»

Описание игры: перед вами слово «З Е Б Р А», назовите животных, названия которых начинаются на каждую букву этого слова (зубр, енот, барсук, рысь, антилопа). Можно взять любое слово.


^ Домашнее задание:

На основе прослушанного материала подготовить по одной игре на воспитание звуковой культуры речи каждой подгруппе в соответствии с возрастной периодизацией (младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).


^ 17.02.2010г. - 2-й день семинара.

Выполнение домашнего задания.

Тема: «Обучение детей рассказыванию»

Теоретическая часть

Зам. зав. по УВР – Кузнецова Татьяна Юрьевна


Обучение детей рассказыванию

  • описательные рассказы;

  • беседы;

  • составление рассказов по картине;

  • составление рассказов по серии картинок;

  • составление рассказов по представлению;

  • пересказы;

  • составление творческих рассказов (о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями);

  • составление рассказов детьми из личного опыта;

  • придумывание детьми начала, середины, конца сказки, рассказа.



^ Рекомендации к обучению детей рассказыванию


Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия по развитию речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. В возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта. При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приемы обучения с учетом возрастных и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональными и развернутыми.

При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребенка воспитывать

доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступков отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.

Рассказы детей будут более полными и развернутыми, если в них используются разнообразные синтаксические конструкции, разнообразные средства родного языка.

Учитывая, что среди дошкольников имеется достаточно стойкий процент детей с выраженными отклонениями в речевом развитии, необходимо широко использовать на первоначальных этапах разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений:

а) по демонстрации действий,

б) по вопросам,

в) по картине,

г) по опорным словам.

Желательно проводить эти упражнения в процессе игровых ситуаций. Достаточно распространенным приемом является оречевление детьми выполняемой серии действий. Это помогает выработать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном. От составления простых предложений по моделям: кто? что делает? что? кому? чем? и т.д. можно переходить к использованию предложений с однородными подлежащими и сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Это дает возможность усваивать конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с разными придаточными. При этом можно обыграть любые режимные моменты и обыденные бытовые ситуации.

Сначала взрослые дают детям 2-3-4-ступенчатую инструкцию, а затем подводят их к тому, что они сами должны придумать для товарищей серии заданий. На первоначальных этапах обучения эти задания были просты и наглядно воспринимаемы. Например: взять лейку и налить в нее воду. Подойти к окну и полить цветок. Открыть коробку и достать карандаши. принести утюг и погладить платье и т.д. Постепенно цепочки заданий увеличиваются, появляются слова, расширяющие и уточняющие характер выполнения действий. Например: взять красную пластмассовую лейку, налить в нее воду из ведра, подойти к окну и полить фиалки. Или принести маленький детский утюжок, погладить шелковое кукольное платьице и повесить его на вешалку в шкаф. Аналогичное упражнение лучше проводить с подгруппой из 3 – 4 детей с тем, чтобы один выполнял действие, другой – подсказывал, а третий – «контролировал» правильность воспроизведения и давал оценку – «обо всем ли рассказал ребенок» и добавлял пропущенные звенья. Далее осуществляется постепенный переход от умения составить предложения по демонстрации действий до объединения их в короткие рассказы, которые заучиваются детьми.

Полезными являются упражнения по составлению коротких сюжетов с использованием фланелеграфа. Дети выбирают сами действующих лиц (детей, взрослых, кукол, птиц, животных и т.д.), атрибуты, связанные с различными действиями. Затем каждый на фланелеграфе обозначает свою сюжетную линию и рассказывает о ней.

Три – четыре высказывания можно соединить в рассказ. Одному из детей предложить пересказать весь сюжет.

Можно усложнять задание: без опоры на наглядность самостоятельно придумать новые звенья в сюжете. Детские рассказы рекомендуется записывать на магнитофон и давать детям прослушивать. Это, с одной стороны, повышает их эмоциональный настрой, а с другой, позволяет критически со стороны оценить себя. Анализируя подобные рассказы начального и последующего этапов обучения, можно показать и детям и родителям положительную динамику речевого развития.

Для составления небольших связных рассказов успешно используются картины и серии картин. Сначала детям объясняется и показывается последовательность раскладывания картин, на которых изображен ряд последовательных событий. Рассматривание их, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное составление рассказа. Обязательным является продуманная беседа по содержанию картин. Важно научит ребенка «читать» картину, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета, выразить свое отношение к изображенным событиям. Можно предварительно использовать беседу, затронув в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребенка. Например, при составлении рассказа по теме «Мы играем» полезно вспомнить, как ребенок пришел впервые в детский сад, какие у него были любимые игрушки и т.д. Серии картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогают правильно воспроизвести последовательность в рассказе. Если у ребенка возникают затруднения в составлении рассказа даже после такой предварительной работы, то надо дать свой образец рассказа, вместе с ребенком проговорить его, а затем, спустя некоторое время, предложить другую серию картинок.

Обучение пересказу можно проводить уже с детьми 4-летнего возраста. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приемов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы. При этом важно учитывать объем произведений (5-8 предложений), четко выраженные начало, середину, конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь).

Подготовительный этап работы включает:

а) предварительную беседу, подводящую ребенка к содержанию рассказа;

в) чтение рассказа без нацеливания на пересказ;

в) ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;

г) повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;

д) самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.

У детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдаются большие трудности в пересказе текстов. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа. Сюда, прежде всего, относится использование наглядности. Детям раздаются картинки-иллюстрации. По мере чтения рассказа они поднимают картинки, соответствующие тому или иному эпизоду. Или: педагог умышленно переставляет картинки-иллюстрации с тем, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Можно убрать одно из звеньев рассказа, а дети должны вспомнить его и восстановить.

При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.

Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Подобные приемы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста.

На последующих этапах обучения пересказу сначала педагог, а затем и сам ребенок делает вывод или дает оценку поступкам, поведению главных героев. После обсуждения содержания детей подводят к размышлению о названии рассказа. Выслушиваются все предложенные варианты, выбираются более подходящие по смыслу. Возможно, предложить объяснить детям, почему именно такое название боле всего подходит к данному рассказу.

Составление рассказов описательного характера – важный вид речевой деятельности. Чаще всего при этом используются красочные игрушки, животные, птицы, растения. Ребенку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы. Чаще они подбираются комплектами. Сначала предметы сравниваются путем выделения отличительных исходных качеств. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (предмет), выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину. Рассматривая предмет, педагог направляет внимание ребенка на выбор более точных слов-обозначений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками. Обыгрывая рассматриваемую игрушку, можно привлекать кукольные персонажи, которые как бы «проявляют интерес» к рассказу ребенка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает описывать предмет более детализировано. Точно поставленный вопрос педагога помогает конкретнее и полнее описать рассматриваемый объект. На первоначальных этапах обучения активно применяется образец рассказа педагога. Это важно, так как активное подражание речи старших характерно для данного возрастного периода. К. Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечает, что ребенок в меру своих умственных сил анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые. Важно правильно провести оценку детского рассказа. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво-обучательный характер. Педагог корректно добавляет отдельные детали, которые пропустил ребенок.


^ Практическая часть

Воспитатель – Денюкова Татьяна Борисовна

Игры для детей дошкольного возраста по развитию связной речи

  1. «Буквы вокруг меня»

^ Цель: закрепить знания о буквах, научить концентрировать внимание, расширить словарный запас, развить наблюдательность.

Описание игры: дети должны назвать предметы, находящиеся в комнате, но только в алфавитном порядке. Например: аквариум, банка, вешалка, гардина и т.д.

  1. «Загадка Петрушки»

Цель: закрепить знания о буквах, звуках; расширять словарный запас.

^ Описание игры: воспитатель просит детей назвать грибы, в названиях которых обязательно есть звук [р] (боровики, грузди, рыжики, сыроежки), звук [т] ( маслята, опята), звук с (сыроежки, свинушки, маслята). звук [и] (подберезовики, подосиновики, рыжики, боровики).

  1. «Подумай, не торопись»

Цель игры: активизировать знания детей о звуковом строении слова, учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания.

^ Описание игры: воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…).

Подбери слово, чтобы первый звук был [к], а последний [ш] (карандаш, камыш…).

Какое слово получится, если к но- прибавить один звук? (нос, нож…).

  1. «Сказочный кроссворд»

Рассмотрите кроссворд. Впишите правильные ответы.

1. Вспомните название сказки «Финист – ясный …»

2. Маленькое насекомое, которое спасло жителей болота от медведя в сказке Д. Мамина-Сибиряка.

3. В одной восточной сказке бедный мальчик стал обладателем сокровища – волшебной лампы. Вспомните его имя.

4. Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие фея-крестная нарядила, как принцессу, и отправила на бал.

5. Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке.

6. Имя главной героини в одной из сказок Л. Кэрролла.

Ответы: 1. Сокол. 2. Комар. 3. Алладин. 4. Золушка. 5. Кащей. 6. Алиса.

1 2 3 4 5 6


С

К

А

З

К

А

























Литература


  1. А.И. Максаков, Г.А.Тумакова, Учите играя – М., «Просвещение», 1983г.

  2. В.И. Селиверстова. Игры в логопедической работе с детьми – М., «Просвещение», 1974.

  3. Н.В. Новоторцева, Развитие речи детей 2 – Ярославль: Академия развития, 1997.

  4. Т.Б. Филичева, А.В.Соболева. Развитие речи дошкольника – Екатеринбург, 2000.




Скачать 148,91 Kb.
Дата конвертации19.03.2013
Размер148,91 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы