Учебно-исследовательская работа icon

Учебно-исследовательская работа



Смотрите также:
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1».

Сходство и различие народной и литературной сказок.

Учебно-исследовательская работа.

Автор: Лаврентьев Александр. 5 класс

Научный руководитель: Акимова Е. Ю.,учитель русского языка и литературы.

МОУ «СОШ№ 1»г. Королёв, Московской области.


Оглавление


1. Введение................................................................

2. Основная часть.......................................................

3. Заключение............................................................

4. Список литературы................................................


Введение


Сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства. И чем старше становишься, тем сильнее желание окунуться в более глубокий сказочный мир, чтобы открыть для себя новое, неизвестное, неизведанное…


«Сходство и различие народной и литературной сказок» - это тема моего исследования. Она возникла в процессе сбора материала к уроку литературы. Новые сведения, небольшие открытия для меня и желание донести их до окружающих побудили меня к созданию проекта.

Целью моей работы является не только сравнение сказок, но и желание показать вековую мудрость народную, обличённую в красоту пушкинских строк.


Гипотеза:

Я предполагаю, что сказки, подвергшиеся литературной обработке лучше знакомы и взрослым, и детям любых возрастов.


Объекты исследования:

Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.


Задачи:

1. Прочитать сказки;

1.1. Выявить сходства (сюжет, композиция, герои);

1.2. Найти различия (сюжет, жанр, герои).

2. Подготовить публичное выступление;

3. Создать презентацию;

3.1. Продемонстрировать разным возрастным группам;

3.2. Побудить участников просмотра к ознакомлению или повторному чтению произведений.

4. Провести опрос;

4.1. Обобщить результаты.

5. Сделать выводы.


Методы исследования:

  • изучение и анализ произведений;

  • выдвижение гипотезы;

  • поиск и работа с материалом.



Основная часть


На примере народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и созданной на её основе сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», я попытаюсь проследить сходства и различия устного народного творчества и его литературной обработки.

Я сразу обратил внимание на длинное название сказок и выяснил, что это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII веке. (Лубочные повествования — промежуточный жанр между фольклором и литературой).

Композиция сказок похожа, в них есть зачин:

«В некотором царстве, в некотором государстве

жил-был царь…»,- так начинается народная сказка, и продолжается: «…Видит на крылечке сидят три сестры красавицы и между собой разговаривают…»

И у Пушкина:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица…»

Далее следует завязка:

…И завидуют оне

Государевой жене…

И в народной сказке тоже:

… Женился Иван-царевич на меньшей сестре…

… А старшие стали ей завидовать, да зло творить…

Затем прослеживается развитие сюжета, в котором описываются злоключения героев,

коварство их врагов и помощь друзей обладающих волшебной силой.

В финале сказок - кульминация, где добро побеждает зло:

…Тут во всём они признались,

Повинились, разрыдались;

Царь на радости такой

Отпустил всех трёх домой…

«…Очнулся там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!..» и сказочная концовка. Вот как завершается повествование у Пушкина:

…И я там был; мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

«…В это время я там была, мёд пила, всё видела, всем было весело, горько только одной старшей сестре», - заканчивает народ.

Прочитав обе сказки, я сделал выводы:

  • роднит их волшебство,

  • борьба добра и зла,

  • наличие положительных и отрицательных героев,

  • есть зачин и концовка.

Но нашлись и отличия:

«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.

В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а Пушкин наделил такой красотой Царевну-Лебедь.

В литературной обработке сказки появляются новые герои - Черномор с богатырями, злодей-коршун, белочка и другие.

При этом пропадает подкидышек, которого в народном варианте засмолили в бочку, (вместо царских сыновей). Мне кажется, простой люд даже в мыслях не мог так поступить с царскими детьми, но зато с царицей в народной сказке обходятся очень жестоко: «…Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море…»

Разная форма произведения. Литературная сказка написана в стихах, народная – в прозе, что ближе к устному творчеству. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи и написал сказку четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии.

И последнее, я считаю, главное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:

…Гости умные молчат:

Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком

Как орлица над орленком...


…Молит князь: душа-де просит,

Так и тянет и уносит...


…Около царя сидят,

Злыми жабами глядят…


…Князь печально отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает,

Одолела молодца…


…Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит...

Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Но зная народный фольклор, он ввел в композицию обращение-заклинание к силам природы:

…Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Подражая устному творчеству, он использовал народные эпитеты — красна девица, море-окиян.

Новаторство же пушкинской сказки в том, что в ней существует интрига, она не просто повествует, она захватывает:

…Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого…


…Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую…

И в первый и во второй раз, зло оказалось не наказанным. И дальше:

…А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить…

Но в русских народных сказках, добрых сказках обычно счастливый конец. И в течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость.

«Сказку о царе Салтане» с восхищением слушают дети и затем, став взрослыми, читают её вновь, наслаждаясь поэтичностью строк.

На протяжении всего времени работы над проектом я проводил опрос. Результаты его показали, что строчки великого поэта хорошо знают и любят люди разного возраста, многие помнят их наизусть, часто цитируют строки:

…Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».


«…Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».


…Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку…


…Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…


…Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…


…И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

***

С ними дядька Черномор...


…Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…


…Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь,

Да за пояс не заткнешь…


Народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по боком звёзды» известна немногим участвующим в опросе. Но её с удовольствием слушали, особенно маленькие дети, а взрослые высказали единодушное мнение, что сказка великого поэта добрее, ярче, динамичнее. Поэтому она лучше запоминается и легче цитируется.


Заключение

Я думаю, что мне удалось решить поставленную задачу – сравнить две сказки и показать как простой, незамысловатый сюжет приобретает красоту и утончённость, попав в поле зрения великого мастера.

Проведённый мною опрос подтверждает выдвинутую гипотезу, что литературная обработка делает сказку не только богаче по форме и содержанию, но и более узнаваемой.


Знаете ли вы сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»?


^ ДА НЕТ ЧТО-ТО ЗНАКОМОЕ


Знаете ли вы « Сказку о царе Салтане»?


ДА НЕТ ЧТО-ТО ЗНАКОМОЕ


Можете назвать автора сказки?


ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ВСПОМНИТЬ


Можете процитировать текст?


^ ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ВСПОМНИТЬ


Работая над проектом, я узнал что:


ГИПОТЕЗА — научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.


ЛУБОК — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями.


ЛУБОЧНЫЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ — промежуточный жанр между фольклором и литературой.


ЗАЧИН — традиционное начало сказки, былины.


ФАБУЛА — это повествование о событиях в их временной последовательности, основной план протекания действия произведения, который уже художественно организован и в котором уже выявлены расстановка персонажей и центральные мотивы.


СЮЖЕТ — это художественное изложение последовательных событий, и поступков персонажей, которые приводят через борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке.


КУЛЬМИНАЦИЯ — вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.


КОМПОЗИЦИЯ — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.


ХОРЕЕМ называют стихотворный размер, стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий слоги.


Я научился создавать презентации, проводить опрос, систематизировать полученные данные.

В следующем году, возможно, я вернусь к теме сказок. Следующий этап письменного бытования сказки – сказка авторская. Ее не всегда отличают от сказки литературной (порой оба слова выступают в качестве синонимов), что неверно. Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми.

Надо отметить, что граница между сказкой литературной и сказкой авторской подвижна. Часто обработка народных сказок превращает их в полной мере в сказки авторские. Также следует помнить, что принцип обработки зависит не только от авторского намерения, но и от того, какой аудитории предназначается текст.


Источники информации:

Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» http://peskarlib.ru

(Детская электронная библиотека «Пескарь», 2006 – 2011)

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» 1961г. Художник А. Куркин. (Иллюстрации в стиле ПАЛЕХ)

Детская энциклопедия, том 10, Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР 1961г.

Школьный философский словарь, Издательство «Просвещение» 1995г.





Скачать 85,03 Kb.
Дата конвертации31.03.2013
Размер85,03 Kb.
ТипИсследовательская работа
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы