Методические рекомендации для студентов специальности 040101. 65 Социальная работа Нальчик 2010 icon

Методические рекомендации для студентов специальности 040101. 65 Социальная работа Нальчик 2010



Смотрите также:
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


для студентов специальности 040101. 65 – Социальная работа
















Нальчик 2010




Автор-составитель:

Боттаева Мадина Ахматовна, ассисиент кафедры теории и истории социальной работы


УДК 368.914 (075)

ББК 65.272 Я 73

Б – 86


Методические рекомендации по дисциплине «Профессионально этические основы социальной работы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101.65 - Социальная работа


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин специализации является обязательной для изучения.


Рецензент:


ВВЕДЕНИЕ


Программа курса «Профессионально-этические основы социальной работы» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101«Социальная работа». Дисциплина вляется обязательной для изучения студентами 3 курса очной формы (в 5 семестре) и студентами заочной формы (в 3 семестре), а также по сокращенной программе обучения (в 3 семестре). По учебному плану на её освоение приходиться 108 часов, в том числе 56 часа аудиторных занятий (32 часа лекционных и 24 часа семинарских занятий), 52 часа самостоятельной работы.

Курс «Профессионально-этические основы социальной работы» является важной составляющей общекультурного блока дисциплин, направленных на формирование и развитие личности (личностно-профессиональных качеств) будущего специалиста в области социальной работы.

В последнее время остро стоит вопрос совершенствования взаимоотношения людей, связанных профессиональной деятельностью, - стремление строить деловые и межличностные отношения на конструктивной основе, умение регулировать профессиональное поведение в различных ситуациях. В связи с этим ставится вопрос о соотнесении деятельности профессионального социального работника с нормами этики. В современном российском обществе наблюдается необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе. Социальная работа, подобно практически всем видам деятельности, направлена на людей, т. е. является одним из способов решения стоящих перед индивидом, группой или обществом проблем. Однако, в отличие от большинства других видов деятельности, она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Для успешной работы в этой сфере от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека.

В курсе рассматриваются проблемы этических основ социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.

Курс «Профессионально-этические основы социальной работы» обеспечивает знакомство с историей этических учений, кодексом социального работника, который включает основные задачи и профессиональные обязанности социального работника, а также этические принципы общения социального работника, навыками и умениями, которыми должен обладать социальный работник, требованиями к профессионализму социальных работников, обслуживающих различные категории населения.

^ Цели изучения дисциплины - формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, освоение этических теорий, принципов, норм деятельности в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, развитие профессионально значимых направленности и морально-нравственных качеств личности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста социальной работы.

^ Задачи изучения дисциплины:

  • рассмотреть основные вопросы происхождения, становления, сущности и содержания этики социальной работы;

  • раскрыть теоретические и практические аспекты деятельности социального работника с точки зрения профессиональной этики и морали, профессионального долга;

  • изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;

  • анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;

  • изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;

  • изучение деонтологических вопросов социальной работы;

  • анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Формы организации учебного процесса:

  • лекции, на которых рассматриваются теоретические вопросы согласно предложенной рабочей программе;

  • семинарские занятия в форме обсуждения основных, проблемных, дискуссионных вопросов, а также проверки самостоятельных работ, выполнение тестовых заданий, в форме фронтального опроса.



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Профессионально значимые ценности социальной работы.

Тема 1.1. Место и роль ценностей в социальной работе

Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные ориентации, установки. Ценностные трансверсии и флуктуации. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности и профессиональной деятельности.

Понятие системы и иерархии ценностей. Ценности как важнейшее основание современной профессиональной социальной работы.

Профессионально-этическая компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы. Профессионально-этическая компетентность социального работника.


^ Тема 1.2. Аксиологические основания социальной работы.

Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы. Аксиология как учение о ценностях. Понятие об аксиологии социальной работы. Функции аксиологической компоненты социальной работы: основополагающая, смыслообразующая, структурообразующая, системообразующая, целеполагающая, праксеологическая, футурологическая, аналитическая и другие.

Человек как высшая ценность и цель деятельности в современной профессиональной социальной работе. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы.

Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста в области социальной работы. Признание человека высшей ценностью как важнейшее условие институциализации современной профессиональной социальной работы, детерминанта ее становления и развития.


^ Тема 1.3. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы.

Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты. Структура системы ценностей. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности.

Типология ценностей в социальной работе. Уровни ценностей.

Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе. Ценность человека и общества. Общечеловеческие этические ценности (свобода, защищенность, справедливость, труд, коллективизм, равенство и др.), их особенный характер в социальной работе и специфика реализации.


^ Тема 1.4. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы.

Специфические ценности профессиональной социальной работы (благо человека и общества, права и индивидуальность человека, гуманистический смысл деятельности, профессионализм и др.) и особенности их реализации.

Профессиональные ценности социальной работы. Типология профессиональных ценностей социальной работы: уважение личности клиента, уважение права клиента на самоопределение, индивидуальный подход к клиенту и т.д.

Идеал и его функции в социальной работе. Содержание идеала профессиональной социальной работы, его взаимосвязь и взаимодействие с общественным и общечеловеческим идеалом. Тенденции в развитии идеала профессиональной социальной работы. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.


^ Тема 1.5. Основные этапы становления и развития

ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

История формирования морали как нравственно-этического принципа Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи в первобытных обществах. Природная социальность человека как необходимое начальное условие развития помощи и взаимопомощи, ее ценность. Ценность альтруизма и коллективизма как имманентных характеристик человека, основы и условия его выживания. Эволюция ценности человека и общества в общественном сознании.

Исторические формы помощи ценностные ориентации милосердия. Традиционно-прагматический подход к определению ценностей и норм, форм и видов помощи и взаимопомощи. Роль ценностных ориентиров, общественной морали, обычаев и традиций в становлении помощи и взаимопомощи, благотворительности и социальной работы как профессиональной деятельности.

Тенденции развития ценностных оснований социальной работы. Социально-идеологический подход в определении ценности помощи человеку.


Модуль 2. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы.

Тема 2.1. Духовно-нравственные и ценностные императивы профессиональной социальной работы.

Ценности и нравственные императивы социальной работы. Гуманистические основания социальной работы. Гуманистические ориентиры субъектов социальной работы. Причины интереса к профессиональным ценностям и этике в социальной работе.

Ответственность как конституирующий принцип социальной работы. Принципы и стандарты этического поведения. Этическая ответственность перед клиентами. Ответственность перед коллегами. Этическая ответственность перед работодателями. Этическая ответственность социальных работников перед профессией.

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе. Независимость и манипулирование. Патернализм и самоопределение. Необходимость говорить правду.


^ Тема 2.2. Сущность, функции и основные элементы профессионально-этической системы.

Понятие этики и профессиональной этики. Появление профессиональной этики. Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил. Профессиональная этика как совокупность норм поведения специалистов.

Профессионально-этическая система социальной работы. Профессионально-этическая система, ее место и роль в системе социальной работы, основные составные элементы. Основные группы функций профессионально-этической системы: собственно социальные, профессионально-практические, нравственно-гуманистические.

Профессиональная культура социальной работы: понятие и принципы. Элементы профессиональной культуры социальной работы. Система принципов социальной работы: группа общих принципов; группа специальных принципов; группа специфических принципов. Приоритетные направления развития профессиональной культуры социальной работы.


^ Тема № 2.3. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности социальной работы.

Этика социальной работы: понятие и особенности. Моральные нормы. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника. Объект и предмет изучения этики социальной работы. Цель и задачи этики социальной работы.

Основные категории этики социальной работы. Профессиональные этические отношения (требования, нравственные принципы, моральные качества, самоконтроль специалистов). Этическое сознание социального работника. Этические действия социального работника (цели, мотивация, легитимизация, средства, конечный результат). Профессиональный долг специалистов социальной работы.

Уровни и функции профессиональной этики социальной работы. Основные функции этики социальной работы (оценочная, регулятивная, организационная, управляющая, мотивационная, координирующая, и т.д.). Принципы деятельности социального работника.


^ Тема 2.4. Особенности профессионально - этических кодексов в социальной работе.

Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции. Структура и содержание профессионально-этического кодекса. Этико-аксиологические компоненты профессиональной деятельности и их отражение в профессиональном этическом кодексе. Этико-аксиологические аспекты оказания платных социальных услуг населению и их отражение в профессионально-этическом кодексе.

Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе. Институциализация и кодификация профессиональной этико-аксиологической системы в социальной работе. Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе. Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников (1994г.).

Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран: общее и особенное. Основные тенденции в кодификации профессионально-этических систем. Методика разработки профессионально-этического кодекса.


^ Модуль 3. Деонтологичские вопросы социальной работы.

Тема 3.1 Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе. Деонтология социальной работы.

Деонтология как учение о долге и должном поведении. Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей профессиональной социальной работы. Основные понятия и категории деонтологии социальной работы.

Понятия профессионального долга, профессиональной ответственности в социальной работе, их смысл и содержание. Основные деонтологические принципы. Сущность и содержание должных отношений, поведения, действий. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений, действий социального работника. Деонтология и деонтические представления: сходство и различие.

Ответственность и долг социального работника перед профессией. Повышение престижа социальной работы как профессии. Долг социального работника перед своей профессией. Престиж профессии.


^ Тема 3.2. Смысл и содержание профессионального долга социального работника.

Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством. Интересы клиента, личные интересы, профессиональные интересы. Долг и благо. Улучшение или восстановление условий жизнедеятельности клиента. Влияние социального работника на жизнедеятельность общества.

Ответственность социального работника перед коллективом (коллегами). Коллектив социальных работников. Уважение к опыту коллектива. Ответственность и обязательства. Профессиональная мораль.

Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими. Система отношений «социальный работник — клиент» и «социальный работник — окружение клиента».

Долг социального работника перед самим собой. Творческое выполнение социальным работником профессиональных обязанностей. Честь и достоинство социального работника. Авторитет социального работника.


^ Тема 3.3 Профессионально-этические требования

к профессиограмме социального работника.

Понятие гуманистической направленности личности социального работника. Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального работника как совокупность философской, социокультурной, профессиональной, социально-групповой и индивидуальной компонент. Противоречивость этико-аксиологического сознания социального работника.

Цели этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника. Роль профессиональной этико-аксиологической подготовки в становлении личности социального работника и профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений. Роль этико-аксиологической компетентности социального работника в развитии личности клиента и достижении им блага.

Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника. Этико-аксиологические критерии профессиональной пригодности. Профессиональный отбор в социальную работу по личностным качествам.


^ Тема 3.4. Специфика и личностный фактор в деятельности специалиста в социальной работе.

Содержание профессиональной деятельности социальных работников и личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы. Характерологичес­кие признаки личности специалиста в области социальной работы. Профессионально важные качества для социального работника (интеллектуально-профессиональные качества, моральные качества, коммуникативные качества, волевые качества).

Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности специалиста по социальной работе. Организационный фактор, ролевой фактор, производственный фактор. Деформация личности. Личностные стрессы социального работника. Объективные и субъективные факторы.


^ Тема 3.5. Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе как совокупность профессиональных и личностных компонентов.

Понятие профессиональной компетентности специалиста по социальной работе. Профессиональная грамотность. Социальная компетентность. Биографическая компетентность социального работника. Виды профессиональной компетентности: профессионально-педагогическая, коммуникативная, социально-психологическая, психолого-педагогическая, аутопсихологическая, научная.

Структура профессиональной компетентности социального работника. Компоненты профессиональной компетентности: профессиональные психологические и педагогические знания, профессиональные педагогические позиции, установки, личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.


^ КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ


Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе.

1. Понятие о ценностях в общественной практике.

2. Понятие системы и иерархии ценностей.

3. Профессионально-этическая компонента социальной работы, её место и роль в системе социальной работы.


1. Понятие о ценностях в общественной практике.

Социальная работа является специфическим видом деятельности, прямо или опосредованно охфватывающим практически все стороны общественного бытия. Поэтому социальная работа – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремлённости к благу и достижения ими благополучия.

Деятельность человека всегда ориентирована не некий план, цель и поэтому представляет собой некую ценность. Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне ценности выступают как свойства предмета, процесса или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности. Под ценностью принято понимать не свойства объектов, а, скорее их функциональное, ролевое значение для человека. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества.

Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.


^ 2. Понятие системы и иерархии ценностей.


Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованны в определённую систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования любых систем. Поэтому система ценностей представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов, т.е. сущностно, структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченные цели. Очевидно, что ценности, образующие систему, неравнозначны, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – положениях ценностей в иерархии в зависимости от значимости. Ранг ценности в иерархии может быть объективным и субъективным, идеальным и реальным, в зависимости от множества факторов. В частности, изменение значения (роли в удовлетворении потребностей человека) может быть количественным и качественным. Значимость – количественная характеристика значения (степень, выраженность значения). Значение и значимость возникают в субъек-объектном отношении. Такое отношение, в процессе которого определяется ценность (значение) объекта для субъекта, называется ценностным отношением.


^ 3. Профессионально-этическая компонента социальной работы, её место и роль в системе социальной работы.


Среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей, как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни. Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества.

Ценностная система социальной работы представляет собой целостную систему структурно и функционально связанных между собой элементов: целей, мотивов, средств, условий, результата, субъекта, объекта. Ценности представлены в каждом из этих элементов и на каждом этапе деятельности, вступая во взаимодействие, и оказывая влияние, как друг на друга, так и на сущность и содержание деятельности в целом.

Все группы ценностей социальной работы являются неотъемлемой частью совокупной ценностной системы и ресурсов общества. Социальная работа невозможна без признания и реализации ценностей различных видов и групп. Они могут быть субъектом и объектом воздействия, поскольку в её процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида. В то же время ценности социальной работы могут играть роль мотивов, средств, инструментов и условий постижения и реализации смысла и содержания деятельности. Одновременно ценности являются и важнейшей целью и конечным результатом социальной работы.


Тема 2. Аксиологические основания социальной работы.

1. Аксиологические основы социальной работы.

2. Человек как высшая ценность и цель деятельности в современной профессиональной социальной работе.

3. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста в области социальной работы.


^ 1. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы.

Изучением ценностей занимается аксиология – философское учение о ценностях. Ценностные основания социальной работы являются одной из важнейших детерминант сущности и содержания не только самой социальной работы, но и общественных отношений и общественного бытия. Реализация ценностей социальной работы одновременно становится одним из важнейших факторов и условий социального прогресса.

Социальная работа является особым видом деятельности, основанным на реализации социально значимых целей и ценностей, поэтому целесообразно говорить не только о системе ценностей, но и об аксиологии социальной работы – учении о профессионально значимых, научно обоснованных ценностях.

Важность аксиологической компоненты социальной работы демонстрируют её функции, среди которых важнейшими могут считаться такие, как: основополагающая; смыслообразующая; структурообразующая; системообраующая; целеполагающая; праксиологическая; футурологическая.

Значительное место в профессионально-этической системе социальной работы занимает этико-аксиологический подход. Этот подход позволяет выявить посредством анализа действительные ценности и этические принципы, положенные в её основу, сформулировать и скорректировать цели, уточнить смысл и содержание конечного результата с точки зрения его соответствия представлениям о благе человека и общества как на стадии теоретического осмысления будущей деятельности и подготовки к ней, так и в процессе деятельности.

Главная цель применения этико-аксиологического подхода в социальной работе – содействие в достижении профессионального идеала, а его главная задача – обеспечение соответствия элементов деятельности важнейшим ценностям. Этико-аксиологический подход в социальной работе выполняет следующие функции: аналитическая; оценочная; прогностическая; целеполагающая.

^ 2. Человек как высшая ценность и цель деятельности в современной профессиональной социальной работе.

Социальная работа организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является главной социально значимой ценностью. Очевидно, что деятельность осуществляется также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности. Человек и общество - это причина и следствие социальной работы, поскольку вне человека и общества социальная работа утрачивает всякий смысл. Человек, обществ, их потенциальные возможности являются важнейшим условием, субъектом, объектом и средством осуществления процесса социальной работы. Важнейшим результатом деятельности является также человек и общество, в результате социальной работы, изменившие и улучившие сои характеристики. Поэтому необходимость реализации ценности человека и общества может быть признана важнейшим основанием социальной работы , обуславливающим её место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы в обществе, а ценность человека и общества – высшими ценностями.

Идеал социальной работы – социально позитивный тип личности, которая становится основным элементом общества и движущей силой общественного переустройства. Связи, которые образует такой человек, формируют устойчивое гуманистическое общество, развивающееся оптимальными темпами во благо человека.


^ 3. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста в области социальной работы.

С точки зрения аксиологии профессиональная деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой деятельности вообще, в своей основе также содержит ценности и может быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей.

Основанием любого вида профессиональной ценности является необходимость реализации определённых ценностей, в первую очередь социетальных и во вторую – профессиональных. Это не зависит от того насколько специалисты, занятые конкретной работой, представляют себе основные ценности профессии.

Профессиональная деятельность существует не ради собственно процесса и тем более не ради того, чтобы специалисты получали от него удовлетворение. Она существует потому, что обществу нужен результат – конечный продукт данного вида профессиональной деятельности. Социальная работа и социальные работники есть потому, что существуют люди, нуждающиеся в их помощи и содействии. Клиент обращается в социальную службу не для того, чтобы социальный работник насладился процессом деятельности: ему нужен конкретный конечный результат. Это означает, что процесс деятельности не может быть смыслом и сущностью профессиональной деятельности вообще, не может быть её целью - он лишь отражает её содержание.


Тема 1.3. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы.

1. Понятие системы ценностей современной социальной работы, и её детерминанты.

2. Типология ценностей в социальной работе.

3. Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе.

  1. Понятие системы ценностей современной социальной работы, и её детерминанты.

Исследование и обоснование профессионально значимых ценностей профессиональной социальной работы может существенно укрепить теоретические основания профессиональной деятельности, способствовать более глубокому познанию её смысла и содержания.

Система ценностей профессиональной социальной работы приходит во взаимодействие ас ценностными системами других видов деятельности, в первую очередь с профессиональной, а также индивидуальными ценностными системами людей, в той или иной мере причастных к социальной работе. Ценности профессиональной социальной работы организованны в определённую систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования и развития систем. Её элементы существенно связанны между собой, иерархизированы каждая ценность занимает определённое место в системе и выполняет определённые функции. Ценности социальной работы имеют социальную значимость и являются частью системы общественных и общечеловеческих ценностей. Система ценностей профессиональной социальной работы складываются под влиянием определённых социальных факторов, которые должны учитываться в профессиональной практике. Среди них важнейшими являются:

  • идеальная иерархия этических ценностей профессиональной социальной работы, сформированная с учётом её гуманистического смысла;

  • система ценностей современного российского общества, формирующаяся как совокупность различных компонент;

  • традиционные ценности российского народа, в первую очередь связанные с помощью и взаимопомощью;

  • система общечеловеческих ценностей;

  • индивидуальные иерархии ценностей специалистов, формирующиеся под влиянием их профессионального и жизненного опыта и имеющие сложную структуру;

  • ценностные ориентиры зарубежных специалистов социальной работы.

В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. Все ценности социальной работы одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как объект, субъект, а также как цели, мотивы, средства, условия, процесс и конечный результат деятельности.


^ 2. Типология ценностей в социальной работе.

Ценности при всём их многообразии могут быть типологизированы. Можно выделить следующие группы ценностей:

  • абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов;

  • истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые, не являющиеся таковыми;

  • позитивные, отвечающие истинным требованиям и интересам человека, и негативные, реализация которых может принести вред человеку;

  • условные, получающие статус ценности при некоторых условиях, и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий;

  • признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности, и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;

  • «неприходящие» - вечные, и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации;

  • субъективные – представляющиеся ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;

  • реальные – имеющие место в действительности, и идеальные – умозрительные, имеющие место в сознании, в теории;

  • обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;

  • индивидуальные, групповые, этносоциальные, социетальные, и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, национальной общностью, обществом и человечеством.



  1. ^ Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе.

Актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определённый базис для реализации ценностей человека и общества. Очевидно, что, если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться, лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем.

Реальная иерархия ценностей в зависимости от обстоятельств может существенно отличаться от идеальной, вследствие чего в каждом обществе или профессии в каждый момент времени может существовать и считаться единственно верной сложившаяся эмпирически, под влиянием условий бытия, иерархия ценностей, в которую могут входить не только ценности рассмотренные выше, но и иные. Вследствие этого социальная работа, ориентируясь на идеальную иерархию ценностей, должна учитывать также и реально функционирующую в обществе иерархию ценностей.

Таким образом, иерархия важнейших этических ценностей в качестве терминальных включает в себя ценности человека и общества. Эти ценности могут быть реализованы при посредстве ценностей-инструментов и средств, среди которых важное место занимают свобода и защищённость, справедливость и равенство, труд и коллективизм. Признание, и главное – реализация в обществе этих ценностей могут означать наличие цивилизованного общества и высокую степень гуманизации общественных отношений в нём.


Тема 1.4. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы.

  1. Специфические ценности профессиональной социальной работы и особенности их реализации.

  2. Профессиональные ценности социальной работы.

  3. Идеал и его функции в социальной работе.


^ 1. Специфические ценности профессиональной социальной работы и особенности их реализации.

Социальная работа функционирует как вид специфической деятельности, призванный особым образом способствовать удовлетворению важнейших, сущностных потребностей человека и общества. С точки зрения философской теории ценностей она является аксиологическим видом деятельности, призванным способствовать реализации важнейших ценностей, в том числе этических. Усвоение и присвоение специалистам этических ценностей является неприемлемым условием их реализации в процессе деятельности. Усвоение и присвоение специалистам ценностей, иерархизированных по признаку их участия в реализации ценностей человека и общества, может рассматриваться как условие и средство повышения эффективности социальной работы.

Социальная работа по своей сущности является деятельностью, направленной на восстановление социальной справедливости и социального равенства: благодаря усилиям специалиста клиенту становятся доступными многие блага и услуги, должности и положения, которые ранее были недостижимы. Его возможности восстанавливаются, усиливаются или компенсируются, что позволяет реализовать имеющийся потенциал, достигать в деятельности социально значимого результата и на этом основании обоснованно рассчитывать на получение соответствующего воздаяния и признания своих действительных заслуг обществом.

Коллективизм в профессиональной социальной работе проявляется в организации взаимодействия на основе партнерства работников социальных служб между собой, с клиентами, их социальным окружением, а также представителями государственных и негосударственных служб и учреждений, привлекаемых специалистами для решения проблем клиентов.


^ 2. Профессиональные ценности социальной работы.

Становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания обусловиловыделениесистемыпрофессиональныхценностейипредпочтений, которые задают цель, смысли направление специалистам в этой сфере.

Профессиональные ценности ориентируют социального работника на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность.

Выделяют следующие профессиональные ценности социальной работы:

  • уважение личности клиента и признание самоценность каждого индивида;

  • принятие клиента таким, какой он есть;

  • неосуждающее отношение к клиенту;

  • уважение права клиента на самоопределение;

  • уважение доверия клиента;

  • вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению;

  • умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности;

  • индивидуальный подход к клиенту;

  • уважение конфиденциальности;

  • эмпатия;

  • эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, то есть умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя;

  • профессиональное развитие;

  • обязательство работать в интересах клиента;

  • стремление к социальной справедливости.


^ 3. Идеал и его функции в социальной работе.

Одной из высших ценностей является идеал – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Важно, что идеал не само совершенство, а лишь представление и нём. Конструирование идеала – всеобщая форма специфической человеческой деятельности. Будучи ценностью, идеал имеет двойственную объективно-субъективную природу. С одной стороны она содержит в себе настоящее (объективное) в виде противоречия, требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее (субъективное), являясь в этой связи универсальной ценностью. Таким образом, идеал, в отличии от того, что имеется, представляет собой то, чего хочет человек. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением сублимации его ценностных ориентации. В связи с этим идеал не является вечным, неизменным абсолютом.

Но в самом идеале содержится оценочные критерии по отношению к настоящему, отрицающие его самодостаточность и совершенство, раскрывающие его противоречия и обеспечивающие потенциал совершенствования, определяющие направления деятельности по достижению этого идеала, её характер. Сущностной особенностью идеала является то, что в качестве важного средства и условия его реализации выступает социальный субъект, физические и духовные силы самого человека как активного члена общества.


Тема 1.5. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России.

  1. История формирования морали как нравственно-этического принципа.

  2. Исторические формы помощи и ценностные ориентации милосердия.

  3. Истоки этики социальной работы: формирование нравственных ценностных оснований.




  1. История формирования морали как нравственно-этического принципа

В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы. Моральные нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения. Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда и когда человек, строго говоря, не был еще человеком, а в качестве полуживотного вел стадный образ жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллективных потребностей — обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода.


^ 2. Исторические формы помощи и ценностные ориентации милосердия.

Социальная работа как определённая профессиональная деятельность, которая предполагает подготовку людей, способных оказывать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психоло­гической поддержке и помощи, до недавнего времени в нашей стране не существовала. Однако нравственно-этические принципы реальной деятельности общества по оказанию помощи нуждающимся имеют глубокие исторические традиции и корни.

Подтверждением милосердия, заботливости наших далеких предков могут служить многочисленные фольклорные источники — былины и сказки, где типичным был такой сюжет: герой, попав в незнакомое место к потенциальным врагам, заявляет о необходимости соблюдать законы гостеприимства и требует к себе внимания и заботы, что ему немедленно и предоставляется пристыженными врагами.

Таким образом, можно сделать вывод, что у славянских племен уже в этот ранний период истории деление на «своих» и «чужих» было менее четким, и этика отношений, в частности, этика взаимной помощи, распространялась на тех и других более или менее одинаково, конечно, при условии, что «чужие» миролюбивы и не несут угрозы благополучию славянского рода или племени. Даже иноверцы получали равные со славянами права, если они, оставаясь среди них, «не выставляли напоказ своей христианской веры» (по словам Адама Бременского), т. е. не оскорбляли миропонимания славян, основанного на древней языческой религии.


^ 3. Истоки этики социальной работы: формирование нравственных ценностных оснований.


В советский период взгляды общества на социальную работу (точнее, на социальное обеспечение) претерпели изменения. Во-первых, считалось, что в государстве с самым гуманным общественным строем, в условиях плановой экономики все граждане в достаточной мере социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требовалось. Во-вторых, необходимо было решать вопрос обеспечения отдельных категорий граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя содержать.

В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, интегрированной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских изысканий многих мыслителей — социологов, психологов, политологов, философов, а его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его существования и всестороннего развития, — наиболее значимым предметом изучения и исследования.

В настоящее время профессиональная социальная работа как неотъемлемая часть жизнедеятельности государства и общества рыночной экономики в Российской Федерации переживает период становления. Главной ценностью российского общества в Конституции провозглашен человек. Государство, являясь основным субъектом социальной работы, берет на себя главную ответственность за благополучие каждого гражданина, предоставляя ему определенные права и декларируя их осуществление, но оно поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека — это забота и государства, и самого человека, и его окружения. Забота о благе каждого и общественном благе может стать основанием, на котором может быть построено новое общество, общество где каждая личность будет иметь возможность полной самореализации.

Модуль 2. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы


Тема 2.1. Духовно-нравственные и ценностные императивы профессиональной социальной работы

  1. Ценности и нравственные императивы социальной работы

  2. Ответственность как конституирующий принцип социальной работы

  3. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе

  1. Ценности и нравственные императивы социальной работы

Состояние современного общества таково, что оно нуждается, хотя и в разной степени, в развитии социальной сферы и особой разновидности социальной деятельности - социальной работы. Как культура, философия, наука, образование, отношение к прошлому и будущему, так и уровень и качество социальной работы отражают самоидентификацию и самосознание нации, степень цивилизованности и гуманности государства. Социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности невелики, а способности самостоятельно разрешить свои трудности неудовлетворительны.

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальную справедливость, достоинство индивида. Повседневные же этические проблемы социальных работников под воздействием времени больше подвержены трансформациям.

Гуманистической целью и ключевой ценностью социальной работы является, как отмечалось, благополучие людей, которых одолевают проблемы бедности, здоровья, психологического состояния, занятости, обеспеченности жильем, детством, старостью, голодом и т.п.

Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к тесному взаимодействию с субъектами ожиданий и притязаний на благо последних, причем не в ущерб другим. Поощряя их к сотрудничеству, социальные работники исходят из того, чтобы клиенты вместе с ними предпринимали усилия по изменению своего положения, хотя это и не всегда возможно, особенно когда последние беспомощны в силу возраста, болезни, иных причин.


  1. ^ Ответственность как конституирующий принцип социальной работы

Принципы и стандарты этического поведения сведены, как правило, в национальные и международные уставы, кодексы, декларации. В них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы; предписывающие и запрещающие принципы; ключевые положения, определяющие ответственность и обязательства социальных работников.

Этическая ответственность перед клиентами предполагает приоритет интересов последних, запрет на использование их для получения частной выгоды и на раскрытие информации третьим лицам. Ответственность перед коллегами касается проблем, возникающих при контактах с другими профессиональными работниками - сотрудничество, корректность, разрешение конфликтов, использование коллег для получения личной выгоды, временное предоставление услуг клиентам коллег и т.п. Этическая ответственность перед работодателями базируется на необходимости твердо выполнять свои обязанности перед соответствующим агентом (органом) социальной работы (защиты) - действовать в соответствии с принятыми процедурами, в интересах совершенствования его политики и повышения результативности; не препятствовать профессиональной деятельности социального работника, проводимой в интересах его клиента; не преследовать его в связи с такой деятельностью; не допускать дискриминационной политики в вопросах приема на работу; рационально использовать ресурсы учреждения.

  1. ^ Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами.

^ Независимость и манипулирование. Для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование и, следовательно, как разрушение самой сущности гуманизма.

^ Патернализм и самоопределение. Одна из ключевых ценностей социальной работы - благополучие клиентов - актуализирует проблему патернализма. Патерналистская парадигма предполагает опекунскую модель отношений социального работника и клиента, "ведение" последнего, допускает вмешательство в его желания или свободу для его же собственного блага.

^ Необходимость говорить правду. Эта дилемма близка с предыдущей и состоит в том, что, с одной стороны, не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации об их состоянии и благополучии, и считается, что нельзя отказывать им в правдивой информации или предоставлять дезинформацию.

^ Конфиденциальность и частный характер сообщений. Во всех национальных этических кодексах и уставах содержится положение о том, что социальный работник, уважая личность и достоинство клиента, должен сохранять полученную от него информацию строго конфиденциально. Информация, используемая в одном случае, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций.

^ Личные и профессиональные ценности. В основе еще одной группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным и иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг.


Тема 8. Сущность, функции и основные элементы профессионально-этической системы.

    1. Понятие этики и профессиональной этики.

    2. Профессионально-этическая система социальной работы.

    3. Профессиональная культура социальной работы: понятие и принципы.




  1. Понятие этики и профессиональной этики.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональной этики - одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач. В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности.


  1. ^ Профессионально-этическая система социальной работы.

Социальная работа, будучи определённым видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как внутренними, так и внешними факторами. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой.

Применение общих профессионально-этических норм и правил без учёта сущности и содержания социальной деятельности делает её малоэффективной. Профессионально-этическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Вследствие этого профессионально-этическая система является неотъемлемой составной частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей её основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего института социальной работы.

Основной функцией любой системы морали является поддержание и обеспечение существования породившей её метасистемы, т.е. системы общества. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои, строй жизни, общение. Профессионально-этическая система выполняет аналогичную функцию в отношении профессиональной социальной работы, являясь средством, формирующим её в качестве целостной системы, определяющим её структуру, и поддерживающим нормативный смысл и содержание.


  1. ^ Профессиональная культура социальной работы: понятии и принципы.

Содержание профессиональной культуры социальной работы многогранно и включает в себя целостную совокупность элементов, в частности:

а) систему общекультурных ценностей профессиональной деятельности - развитых знаний, взглядов и убеждений, а также практических навыков и умений профессиональной деятельности в социальной сфере общественной жизни;

б) совокупность духовных, материальных (технических) и технологических компонентов профессиональной социальной работы; в) наличие общих, специальных и специфических элементов профессиональной культуры, представленных на различных уровнях социальной зрелости (высоком, среднем и низком), а также на разных уровнях общественной организации - государственно-федеральном, национально-региональном, городском, муниципальном (местном), институциональном и личностном.

Профессиональная культура социальной работы в своем развитии подчиняется действию закономерностей – устойчивых и существенных факторов, определяющих тенденции ее развития и функционирования.

На основе выявления и рассмотрения закономерностей профессиональной культуры социальной работы представляется возможным обоснование и формулировка ее основных принципов. В системе принципов социальной работы выделяются три их группы:

а) группа общих принципов;

б) группа специальных принципов;

в) группа специфических принципов.

Профессиональная культура социальной работы в России находится в стадии становления, что обусловлено недостаточной решенностью социально-экономических проблем и актуальных задач развития социальной сферы российского общества


Тема № 2.3. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности социальной работы.

  1. Этика социальной работы: понятие и особенности.

  2. Место и роль этико-ценностного регулирования в профессиональной социальной работе, его цели и задачи

  3. Уровни и функции профессиональной этики социальной работы.




  1. Этика социальной работы: понятие и особенности.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma — правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы.

Таким образом, объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников. Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.


  1. ^ Место и роль этико-ценностного регулирования в профессиональной социальной работе, его цели и задачи


Профессиональная социальная работа как деятельность совокупной профессиональной группы, объединяющая в себе поведение и деятельность каждого конкретного специалиста, подлежит тщательному регулированию, которое, являясь многоуровневым, может выполнять различные функции.

В первую очередь, этико-ценностное регулирование выполняет функцию обеспечения заданного, запланированного обществом и государством конечного результата деятельности. В этом случае оно социальной работы направлено на обеспечение нормативного содержания процесса деятельности, детерминацию его целесообразности, непрерывности, последовательности, эффективности каждого из этапов и процедур и т.п. Также как и другие виды регулирования профессиональной деятельности, этико-аксиологическое регулирование, выполняя эту функцию, способствует реализации социального заказа общества на конечный продукт деятельности.

В силу специфики социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности и своеобразия самого этико-ценностного регулирования, выполнением этой функции оно не ограничивается.

Социальная работа, внешне являющаяся актом индивидуального милосердия, на самом деле может быть построена на иных ценностях и, соответственно, преследовать иные цели.

Профессиональная социальная работа (имеется в виду помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации) может внешне выглядеть как одно из направлений деятельности сервисной службы, куда желающий (или нуждающийся) может обратиться и заказать любую услугу по собственному выбору, но в рамках закона. В этом случае специалист, работающий с клиентом и оказывающий ему услуги, предстает в ином качестве: главное, что от него требуется – это обеспечить высокое качество оказываемой услуги и постараться при этом избежать нареканий со стороны заказчика. При таком понимании социальной работы полную ответственность за себя несет сам клиент, а в качестве основного результата социальной работы здесь выступает оказанная социальная услуга. И именно она обладает в такого рода «социальной работе» высшей ценностью. Человек же (клиент) вновь становится ценностью второго порядка - средством и условием, с помощью которого оказывается социальная услуга и осуществляется социальная работа.

Таким образом, эти различные подходы к определению результата и содержания социальной работы на деле означают разницу в подходах к определению ее смысла: в одном случае социальная работа – это созидание, оптимизация личности, ее жизни и судьбы и, следовательно, деятельность, направленная на реализацию ценности человека и общества. В другом случае она приобретает характер деятельности, способной удовлетворять индивидуальные запросы субъекта, причем личность клиента имеет ситуативную ценность. В третьем – это одна из форм сервиса в ряду многих, и человек-клиент имеет ситуативную ценность в период взаимодействия со специалистом как заказчик, потребитель услуги, работодатель.

Этико-аксиологическое регулирование призвано выполнить также и структурирующую (иерархическую) функцию – помочь совокупной профессиональной группе и каждому социальному работнику выстроить собственную, индивидуальную иерархию и структуру ценностей в соответствии со смыслом деятельности, содействовать конструированию социально значимого индивидуального идеала. Вследствие этого этико-аксиологическое регулирование выступает как важнейший элемент профессиональной социальной работы, имманентно в ней присутствующий.


  1. ^ Уровни и функции профессиональной этики социальной работы.

В целом этика социальной работы включает в себя следующие уровни:

— применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы: социальный работник — клиент, социальный работник — социальный работник, социальный работник — коллектив социального учреждения, социальная служба — социальная служба и т. п. На этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в системе и их оценивание с точки зрения представителей профессиональной группы;

— оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вместе с тем на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зрения ожиданий клиентов и их окружения воздействие;

— оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) социальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимости социальной работы для общества и ее объективное признание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точки зрения ожиданий общества.


Тема 2.4. Особенности профессионально - этических кодексов в социальной работе

  1. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции.

  2. Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе

  3. Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран: общее и особенное.

  1. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции.

Профессионально-этический кодекс – это свод профессионально-этических норм, предписываемых специалистам конкретного вида профессиональной деятельности и принятый в установленном порядке их официальным профессиональным объединением. Сущность прфессионально-этического кодекса заключается в том, что является упрощённым отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные её компоненты в адаптированном к нуждам профессиональной практике виде.

Объектом профессионально-этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, а его предметом – моральные знания, умения, а главное – практические навыки специалистов, реализуемые в их повседневной профессиональной деятельности.

Основной целью профессионально-этического кодекса является содействие воплощению идеалов гуманизма и нравственности в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы. Его основная задача – обеспечение постоянной регуляции, оценки и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы, что особенно важно в случаях, когда деятельность специалиста по большей части невозможно иными внешними методами.


  1. ^ Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе

Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в социальной работе в современном российском обществе. Особые требования предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Основная цель этического кодекса социального работника — содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача — служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.

Основой этического кодекса социального работника является моральная норма — общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста.

^ Нормы профессиональной морали это императивы, объективно обусловленные взаимодействием социальных, групповых и личностных интересов и требующие от специалиста определенного, социально необходимого и профессионально обусловленного поведения.

Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника содержит моральные правила — конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Этический кодекс содержит также принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать удовлетворению разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств личности и т. п.


  1. ^ Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран: общее и особенное.

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились. Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году.

Практически все кодексы содержат в той или иной формулировке принцип конфиденциальности, в соответствии с которым социальный работник имеет право сообщать сведения, полученные от клиента или о клиенте только с его согласия и только тем лицам, которые принимают участие в решении проблем клиента. Однако не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действиях, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.


Раздел 3. Деонтологические вопросы социальной работы

Тема 3.1. Деонтология социальной работы. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе.

  1. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

  2. Понятия профессионального долга, профессиональной ответственности в социальной работе.

  3. Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой




  1. ^ Деонтология как учение о долге и должном поведении.

Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом.

Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними.

Применительно к социальной работе деонтология — это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.


  1. ^ Понятия профессионального долга, профессиональной ответственности в социальной работе.

Профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

— личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

— компетентности специалиста;

— рационального подхода к решению поставленных задач;

— соответствия полномочий и ответственности;

— правовой регламентации деятельности;

— подотчетности;

— инициативы, и творческого подхода;

— организованности и дисциплины;

— контроля и проверки исполнения;

— критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

— доверия и свободы действий;

— поощрения и наказания и другие.


  1. ^ Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой.


Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством требуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств социального работника в интересах общества и государства.

Долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения о ней.

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, совокупной профессиональной группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива и профессиональной группы целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Основными требований профессионального долга социального работника в отношении клиента являются: уважение клиента как личности, поддержка и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения.

Важнейший долг социального работника перед самим собой - поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника - это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств. Помимо этого, честь и достоинство как качества личности являются отражением потребности социального работника в высокой самооценке и оценке со стороны окружающих и являются стимулом и мотивом профессионально нравственного поведения, основой для дальнейшего совершенствования как специалиста и личности.

Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Авторитет социального работника может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии и должности. Неформальный же авторитет является показателем моральной значимости и влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, мерилом абсолютной, вне зависимости от служебного положения, его ценности. Авторитет социального работника может быть основан только на действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка.





страница1/4
Дата конвертации16.05.2013
Размер0,84 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы