Тема: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности» icon

Тема: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности»



Смотрите также:
  1   2



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №10

Муниципальное образование Каневской район


Проектная деятельность

Тема: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности»


Исполнитель:

Витковая Светлана Николаевна

Воспитатель МАДОУ ЦРР

Детский сад №10


Каневская,2011

Введение

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Многие исследователи занимались этой проблемой, Л. С. Выготский отмечал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

С.Л. Рубинштейн писал «Воображение – связано с нашей способностью и необходимостью, творить новое»

Е.И Игнатьев отмечал, что основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новые впечатления.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Несмотря на значительную изученность проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников в практической работе ДОУ чаще сводится к отдельным мероприятиям проходящими стихийно, а развитие творческого воображения должно быть организованным и требует определенных критериев и показателей, позволяющих определить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста позволил обнаружить противоречие между назревшей потребностью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутвием эффективных средств в условиях практики ДОУ. Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы обусловило выбор темы: Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительной деятельности на развития творческого воображения старших дошкольников.

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Объект исследования: процесс творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения у старших дошкольников.
^

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:


  • применить комплекс занятий направленных на повышения его развития.

В соответствии с целью, выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у старших дошкольников.

2.Продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

3.Применить комплекс занятий, направленных развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность.

Исследования проводятся на базе МАДОУ ЦРР Детский сад №10 «Золотая рыбка» ст. Каневской. Количество испытуемых 30 человек. Дети 2 – х подготовительных групп (от 5 до 7 лет). Продолжительность исследования 1.5 месяцев.

Методологической основой является концепции творческого развития воображения ряда психологов Л.Н. Выготского, С.Л Рубинштейна, Е.И.Игнатьева, О. М. Дьяченко, и т.д.

Теоретическая значимость заключается в раскрытии проблемы и сущности понятия творческого воображения, в анализе различных подходов по данной проблеме в психолого-педагогической литературе, в обосновании возможностей развития творческого воображения средствами изобразительной деятельности.

Практическая значимость заключается в апробировании комплекса занятий по изобразительной деятельности, которые могут служить пособием для работы в детском саду.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- экспериментальные методы изучения воображения у детей;

- систематическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;

- педагогический эксперимент, методы диагностики.

- анализ результатов деятельности.

Этапы исследования:

1 этап - выбор и осмысление темы сентябрь-декабрь 2008 год. Этот этап был посвящен изучению проблемы психолого-педагогических исследований ученых, уточнению цели, гипотезы, задач, проведение констатирующего эксперимента, диагностика творческого воображения, уровни развития творческого воображения.

2 этап - формирующий, проведение педагогического эксперимента, проверка гипотезы, разработка комплекса игр, упражнений по формированию творческого воображения у детей - январь - май 2009 год.

3 этап - контрольный, систематизация и обобщение результатов исследования, вторичная диагностика, апробация к письменному оформлению исследования - июнь - октябрь 2009 года.


Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у старших дошкольников


    1. Понятие творческого воображения в психолого– педагогической литературе

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которое создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающим только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основные вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает, связан теснейшим образом с нашей памятью;

его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшееся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.

Легко понять, какое огромное значение для всей жизни человека имеет такое сохранение его прежнего опыта, на сколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющие в одинаковых условиях[39].

Органической основой такой воспроизводящей деятельности или памяти является пластичность нашего нервного вещества. Пластичностью называется свойство какого-нибудь вещества, заключающееся в способности его изменяться и сохранять следы его изменения. Наш мозг и наши нервы, обладающие огромной пластичностью, легко изменяют свое тончайшее строение под влиянием тех или иных воздействий и сохраняют след от этих изменений, если эти возбуждения были достаточно сильны или часто повторялись. Наш мозг оказывается органом, сохраняющим наш прежний опыт и облегчающим воспроизведение этого опыта. Однако если бы деятельность мозга ограничивалась только сохранением прежнего опыта, человек был бы существом, которое могло бы приспособляться преимущественно привычным, устойчивым условиям окружающей среды. Всякие новые и неожиданные изменения в среде, которые не встречались в прежнем опыте человека, в таком случае не могли бы вызвать у человека должной приспособительной реакции. Наряду с этой функцией сохранение прежнего опыта мозг обладает еще другой функцией, не менее важной.

Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую.

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее[7].

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изображение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений…» [5].

Определение воображения и выявление специфики его развития – одна из наиболее сложных проблем психологии. Согласно данным А.Я.Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности отличии от других психических

процессов до сих пор остается дискуссивным [10].

Так, А.В.Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлений и делает вывод, что данное понятие “ вообще пока излишне – во всяком случае в современной науке” [10 ].

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением»[8].

«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»[28].

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления»[13].

«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного [11] ,[7], [10].

Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Таким образом, воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Сущность данного процесса мы рассмотрим в следующей главе.


1.2.Проблемы и сущность развития процесса творческого воображения у старших дошкольников


Воображение, как и всякая другая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения [10].

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта[7].

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление[7].

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Имеется способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.)[10].

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Как уже видно из всего того, что сказано выше, воображение является крайне сложным по своему составу процессом.

Базой воображения всегда являются восприятия. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса является диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для деятельности фантазии.

Для того чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты. Выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может по праву названо диссоциацией. Этот процесс крайне важен во всем умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий.

Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы для человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших нервных внутренних возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются не подвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут ,отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.

Данные в действительности впечатлений видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей к преувеличению, как и страсть к преувеличению взрослых людей, имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основания заключаются частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатление. Мы преувеличиваем потому, что мы хотим видеть в преувеличенном виде, потому что это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлелась в сказочных образах.

Следующим моментом в составе процессов является ассоциация, т. е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Как уже указывалось выше, эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.

Однако об этом процессе кристаллизации, или перехода воображения в действительность, мы будем говорить особо. Здесь же, останавливаясь только на внутренней стороне воображения, следовало бы указать на те основные психологические факторы, от которых зависит протекание всех отдельных процессов. Первым таким фактором всегда, как устанавливает психологический анализ, является потребность человека в приспособление к окружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы нечего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникает потребности, стремления и желания.

«Каждая потребность,- говорит Рибо,- стремление или желание отдельно или же вместе несколькими другими может, поэтому служить импульсом к творчеству. Психологический анализ обязан каждый раз разлагать « самопроизвольное творчество» на эти первичные его элементы….»[10]. Всякое изобретение имеет, поэтому двигательное происхождение основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной.

Потребности и желания сами по себе нечего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами. Для изобретения необходима, кроме того, наличность и другого условия, а именно самопроизвольного воскрешения образов. Самопроизвольным воскрешением я называю такое, какое происходит внезапно, без явных вызывающих его причин. Причины эти фактически существуют, но их действия облекаются в скрытую форму мышления по аналогии, аффективного настроения, бессознательной мозговой работы»[5].

Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов.

Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Легко понять также, что оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощение продуктов воображения в материальную форму, от технического умения и традиций, т.е. от всех образцов творчества, которые влияют на человека. Все эти факторы огромной важности, настолько очевидные и простые. Обычно воображение представляют как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, постольку эти условия определяют материал, над которым работает воображение. Самые же процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека и поэтому обусловлены субъективными, а не объективными причинами. На самом деле это не так. Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарные, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Процесс фантазирования, а именно то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть в реальный мир ребенка через его фантазию. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает, а также узнать, что ожидать от него в будущем, исходя из его фантазий. Детские фантазии- своеобразное выражение чувств, а видь чувствах ребенка выражается его истинная суть. Дети возводят мир фантазий, потому что в их реальном мире трудно жить.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения, на протяжении дошкольного периода (от 2 до 6-7 лет), в четырех стадиях:

На первой стадии ребенок становится способным к преобразованию восприятий (в одном предмете он начинает видеть другой). На второй стадии воображение проявляется в анимизме-одушевлении игрушек. На третьей стадии перевоплощение в играх. И, наконец на четвертой стадии начинается собственно художественное творчество, сущность которого заключается в перекомбинировании образов [6].

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности[23].

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты творческого воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. Продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной

работы.


1.3. Роль изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у старших дошкольников


Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд[14].

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать[14].

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Показать ребенку, как нарисовать дом, дерево, листья, просто. Малыш непременно повторит, то что вы ему показали. Такой способ не то что бы плох- он тормозит развитие воображения ребенка[25].

Текстильные и осязательные ощущения у детей очень сильны. Для взрослого миф и реальность уже разделены, а для малыша любое переживание материально. Именно поэтому каждый ребенок больше поэт, чем любой из нас, взрослых, и не только поэт, но и режиссер, и актер….[13].Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет[39].

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения– произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сентизивный» период для такого развития - это дошкольный возраст. «Воображение,- как писала психолог Дьяченко О.М., детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний» [10].

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Таким образом, чтобы у детей дошкольного возраста развить творческое воображение необходимо использовать изобразительную деятельность

Практическая работа по развитию творческого воображения будет рассмотрена в следующей главе.


Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по развитию творческого воображения у старших дошкольников


2.1. Диагностика уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы влиять на развитие творческого воображения ребенка, необходимо изучить особенности творческого воображения и оценить уровень развития. Работа по исследованию данной проблемы состояла из трех этапов включающих констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. В эксперименте принимали участие 2 группы детей по 1 5 человек МАДОУ ЦРР Детский сад №10 «Золотая рыбка», старшего дошкольного возраста равноценные по половому и интеллектуальному уровню. Из группы «04» 15 детей и 15 детей из группы «05».

Целью констатирующего эксперимента было выявить актуальный уровень развития творческого воображения у дошкольников.

Задачи этапа:

-Выявить уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Основой для выделения критериев творческого воображения дошкольников послужили показатели творческого развития разработанные Л. С. Выготским.

1. Умение создавать новые образы на основе словесного описания и

графического изображения.

2 Умение находить выход из проблемных ситуаций.

3 Способность реализовать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения (рисунки).

4. Умение воссоздавать целостный образ картинки, предмета на основе восприятия одной или нескольких частей.

На основе критериев нами были выделены следующие уровни:

Низкий уровень: ребенок не способен создавать образы на основе словесного описания и графического изображения даже при помощи взрослого. Не проявляет активности и самостоятельности. Не создает новые слова при распознании объектов, образные представления даже при широком поле восприятия.

Средний уровень: создает образы на основе словесного описания и графического изображения, но при помощи взрослого. При создании новых слов, при распознании объектов проявляет активность, создает образные представления, но при широком поле их восприятия. Не проявляет самостоятельности в реализации своих замыслов, в создании несложных, законченных произведении (рисунков, историй, конструкций).

Высокий уровень: создает образы на основе словесного описания и графического изображения. Способен создавать образные представления при осознании новых слов: при распознании объектов, когда ограничено поле их восприятия. Способен реализовывать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции).

Для диагностики творческого воображения были использованы следующие методики:

Методика №1 (О.М Дьяченко)

Цель: диагностика развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Экспериментальный материал: карточки, набор карандашей.

Инструкции: Ребенку предлагается карточки на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой контуры элементов предметных изображений и простые геометрические фигуры. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, что бы получилось какая- нибудь картинка.

Методика №2 «Неоконченный рисунок» (Субботина Л.Ю.)

Цель: диагностика развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Экспериментальный материал: служил лист бумаги с изображениями 12-ти кружков, не касающихся друг друга, расположенных в 3 ряда по 4 кружка, простые карандаши.

Инструкция: детям предлагалось из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Методика № 3 « Что произойдет? » (Запорожец А.В.)

Цель: диагностика развития творческого воображения, умение передавать в рисунках помощью дополнительных элементов различные образы.

Экспериментальный материал: сюжетные картинки. Бумага, цветные карандаши или краски. Подумать включение в эксперимент сказочных персонажей, существенно отличающихся от реальных (Баба Яга, ведьма, а также волшебные превращения в сказочных героев).

Инструкция к проведению: предложить ребенку ответить подробно на предложенный вопрос:

1. Что произойдет, если оживут все сказочные герои или Иванушка превратится в козленочка, Василиса Прекрасная в кукушку.

2. Что произойдет, если все животные начнут говорить.

3. Что произойдет, если дождь будет лить не переставая.

Сначала дети отвечают на вопросы, о сказочных образах, читают стихи из соответствующих произведений. Затем рисуют эти образы и превращения.

При обследовании по методике № 1 мы обращали внимание, способен ли ребенок реализовывать самостоятельно свои замыслы. В создании, несложных законченных рисунках, мы получили такие результаты дети из группы «05» 3 детей изобразили отдельный объект, но с разнообразными деталями, Игорь. Л. нарисовал домик вокруг, которого стоит забор. Одиннадцать детей изобразили объект отдельного вида (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишено деталей. Вова. Г. нарисовал дерево, Дима. С. изобразил солнышко. Игорь. П. и Света. З. не справились с заданием. Дети отказались от предложенного задания. Дети же, группы «04» лучше справились с заданием Катя А., и Паша Ф. реализовали свои замыслы, создали несложные, но законченные рисунки, Паша изобразил дерево, на котором сидит птичка. Катя нарисовала девочку, которая гуляет с собачкой. Четверо детей также изобразили отдельный объект, но с разнообразными деталями. Девять детей не проявили активности и самостоятельности в реализации своих планов. Изображение контурное, схематичное, лишено деталей. Для решения задания и достижение цели потребовалась помощь воспитателя. Валентин. Б. отказался принимать участие в создании рисунка.

(Результаты обследования фиксировались в таблице 1,2.)

При проведении обследования по методике № 2, часть детей затруднялась превращать кружки в новые образы. Самостоятельная активность не проявлялась. В группе «05» дети создавали новые образы на основе словесного описания, пять детей создавали образы на основе словесного описания, но при помощи взрослого, что свидетельствовало о среднем уровне воображения. Десять детей не справились с заданием, они не смогли создать новые образы, даже при помощи взрослого. Дети группы «04» при выполнении задания по данной методике получили следующие результаты: Паша.Ф и Катя. А. все операции выполнили самостоятельно и правильно, не нуждаясь, в помощи взрослых. Тринадцать детей, создавали образы на основе графического изображения, но при помощи взрослых, рисунки у детей не оригинальны в основном повторяющиеся образы.

Дети чаще не рисовали ничего нового и не несли элементы творческой фантазии, пятеро детей из группы «04» и трое детей из группы «05» за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии. (Смотри приложение 1). Результаты обследования фиксировались в таблице 1,2.

При выполнении задания по методике №3 дети в группе «05» испытывали трудности при воссоздании образов, все образы не соответствуют оригиналу. Трое детей справились с заданием только при помощи воспитателя. Самостоятельная активность не проявилась, требовалось показ наглядного материала. Дети группы «04» с заданием справились, лучше, Паша.Ф. нарисовал Бабу Ягу - образ соответствовал оригиналу, было нарисовано много соответствующих деталей, все операции мальчик выполнил правильно. Девять детей (Дима. П., Оля. С. и т.д.) при построении сказочного образа героев, не справились с заданием. На протяжении выполнения всего задания требовалась помощь взрослого, активность и самостоятельность в создании несложных произведений не проявляли. Четыре ребенка из группы «05» с заданием не справились, они не создали новых образов, новых слов при распознании объектов, образные представления даже при широком поле восприятия.

( Результаты смотри в таблице 1, 2).

Таблица 1


Результаты констатирующего эксперимента

Группа «05»

Ф.И. ребенка


Методика (О.М Дьяченко)

Неоконченный рисунок


Что произойдет?


1.Кирпос Ю.

низкий


низкий


низкий


2.Ложков И.

высокий


Низкий


низкий


3.Макарова К.

низкий


Низкий


низкий


4.Сережкин Д.

низкий


средний


средний


5.Лисичкин С.

низкий


Низкий


низкий


6. Пастухова И.

низкий


Низкий


низкий


7.Гоев В.

средний


средний


средний


8.Стародубова О.

низкий


средний


низкий


9.Калинин С.

низкий


Низкий


низкий


10.Манахов Д.

средний


средний


средний


11.Селиванова А.

низкий


Низкий


низкий


12.Федоров И.

средний


средний


низкий


13. Петров Д.

низкий


низкий


низкий


14. Коровушкин В.

низкий


низкий


низкий


15.Зима С.

низкий


низкий


низкий



Таким образом, количественный анализ показал:

Методика №1 Методика №2 Методика №3

Высокий - 1 Высокий - О Высокий - О

Средний - 3 Средний - 5 Средний — 3

Низкий - 11 Низкий – 10 Низкий - 12


Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимент;

Группа «04»

Ф.И. ребенка


Методика(О.М Дьяченко)

Неоконченный рисунок


Что произойдет?


1.Арсланалиева К

высокий


высокий


средний


2.Грищенко К.

низкий


низкий


низкий


3.Садыкова Н.

низкий


низкий


низкий


4.Исаев В.

средний


средний


низкий


5.Воронцова С.

средний


средний


высокий


6. Берюков И.

низкий


низкий


низкий


7.Фомичев П.

высокий


высокий


высокий


8.Пузаков Н.

низкий


низкий


низкий


9 Громов С.

средний


средний


средний


10.Бразин В.

низкий


низкий


низкий


11.Терепенчук Г.

средний


низкий


низкий



12.Федотов В.

низкий


низкий


низкий


13. Лазарев Н.

низкий


средний


средний


14.Ибрагимова А.

низкий


низкий


низкий


15.Приходько Т.

низкий


низкий


низкий



Таким образом, количественный анализ показал:

Методика №1 Методика №3 Методика №3

Высокий - 2 Высокий- 2 Высокий- 2

Средний - 5 Средний- 3 Средний -4

Низкий- 8 Низкий -10 Низкий - 9

Формула расчета 100%: количество детей в группе х на количество детей по уровням = %. Математическая обработка результатов полученных при констатирующем эксперименте.

Группа «04»

Высокий уровень - 1:3=0,3= 2%

Средний уровень - 11:3=3,6 = 25%

Низкий уровень - 34:3 =11 = 73%

Группа « 05»

Высокий уровень - 6:3=2 = 13%

Средний уровень - 12:3=4 = 27%

Низкий уровень — 27:3=9 = 60%

Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления творческого воображения и реальные уровни его сформированности у ребенка. Проведя диагностику, мы получили следующие результаты, у детей группы «05» 25%, у детей группы «04» 27% творческое воображение находится на среднем уровне. Низкий уровень творческого воображения имеют дети группы «05» - 73%, дети группы «04» - 60%. Творческое воображение на высоком уровне находится у 2% детей из группы «05» и 13% детей группы. «04» ( Смотри гистограмму 1).

Сравнения уровня развития творческого

воображения у детей группы «05» и «04»




Гистограмма 1


У детей группы «05» плохо развито творческое воображение. Следует сразу же сказать, что дети этой группы занимаются по развивающей программе «Радуга», но специальная работа по развитию творческого воображения с детьми не ведется. Однако педагоги, занимающие анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского творческого воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика.


Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у большей части детей обеих групп творческое воображение находится на среднем и низком уровне. Уровень развития творческого воображения не достаточен и требуются развивающая работа, что изложено в параграфе 2.2.

Данные констатирующего эксперимента подтвердили необходимость исследования проблемы, поставленной автором. С этой целью был проведен эксперимент формирования, который заключается в специально организованной деятельности. ( Смотри гистограмму 1.) Как видно по гистограмме после проведения констатирующего эксперимента внутригрупповые различия по развитию творческого воображения у детей достоверны.


2.2. Использование комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения у старших дошкольников


Выявления уровней развития творческого воображения позволило сформулировать цель формирующего эксперимента - повысить уровень развития творческого воображения, используя комплекс занятий которые способствуют повышению уровня творческого воображения.

Для проверки гипотезы (см. стр. 5) группа показавшая лучшие результаты группа «04» была определена как контрольная, следовательно, в качестве экспериментальной группы выступала группа «05». Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Комплекс занятий состоит из циклов, в каждом цикле 4-5 занятий. Занятия проводятся по специальным правилам:

  • ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал

  • выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку

  • ребенка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях, учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различных видов.

Приёмы рисования:

  1. «Пальцевая живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой. Правило-каждый палец набирает одну определенную краску. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце.

  2. Монотипия – краска наносится на целлофан, который прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное.

  1. «Волшебный рисунок» - рисунок наносится свечой, получается « волшебный рисунок»- он есть и его не видно. Потом на лист наносится краска - и рисунок проступает на цветном фоне.

  2. Рисование на мокрой бумаге – сначала лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.

  3. «Рисование набрызгом» - щетками различного размера разбрызгивается краска на сухой или смоченный водой лист бумаги

  4. Коллаж – сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть различной: бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.

  5. «Кляксография»- капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали

  6. «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти или тычками

  7. Рисование на мятой бумаге – предварительно скомканную и сжатую бумагу расправляют и наносят красками рисунок.

  8. Рисование «процарапыванием»- на лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой - свечой, восковыми мелками, Затем на полученном фоне «процарапывают» рисунок.

Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным воспитанием, развитием речи, ознакомлением с окружающим.

В комплексе имеют место, как индивидуальные, так и коллективные приемы.

Обучение проводится в свободных группах, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю - педагогика сотрудничества. Конспекты занятий и работы детей помещены в приложение.




страница1/2
Дата конвертации17.05.2013
Размер0,57 Mb.
ТипДокументы
  1   2
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы