Программа школьного театра мод «Вдохновение» icon

Программа школьного театра мод «Вдохновение»



Смотрите также:
  1   2   3













Программа

школьного театра мод

«Вдохновение»


Составила Елена Леонидовна Дацюк,

учитель технологии первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №2» п.Пурпе

Пуровского района ЯНАО


п. Пурпе

2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”.

Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка материалов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами декорирования ткани. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”, в которой мало уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как лоскутное шитьё, вышивка и совсем нет таких интересных видов рукоделия, как стёжка, объёмная вышивка и гильоширование.

Настоящая программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники декорирования ткани, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Главная особенность обучения по данной программе – создание учениками (и учителем) личностной образовательной продукции: исследований, поделок, творческих проектов и т.п. Дидактическое обеспечение – проектная деятельность, исследовательская деятельность продуктивного образования – обеспечивают результаты как внутренней динамики ученика (его умений, способностей, знаний), так и изучаемых дисциплин разного уровня (творческие работы учащегося). Изучение курса «Технология» по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» предполагает ограниченное количество часов: в 5 классах - 36 часов, в 6 классах- 38 часов, в 7 классах - 42 часа. Этого времени достаточно только для того, чтобы познакомиться с разделами программы по «Технологии» поверхностно. В программы предмета «Технологии» для учащихся 8-11 классах не включены разделы «Пошив изделия», «Технология обработки ткани» и др. Учащиеся 8-11 классов за столь длительный период теряют полученные умения и навыки, которые необходимы в жизни женщины, хозяйки дома. Однако социологические опросы жителей поселка показали, что спрос на этот вид деятельности достаточно велик. Исходя, из запроса детей и родителей была разработана программа школьного театра мод.

Возраст обучающихся – 12-17 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения, по двум блокам: «Художественная обработка материалов» и «Основы сценического и подиумного мастерства». Первый год обучения – учащиеся 12-13 лет, второй –14-15 лет, третий – 16-17 лет. По блоку «Художественная обработка материалов» учащиеся первого года обучения занимаются 34 часа (1 раз в неделю по часу), второй год – 68 часов (1 раза в неделю по 2 часа) и третий год обучения – 102 часа (1раз в неделю по 3 часа). На изучение блока «Основы сценического и подиумного мастерства» отводится 34 часа соответственно в каждой (младшей, средней и старшей) возрастной группе (по 1 часу1 раз в неделю). В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Уровень подготовки учащихся поступающих в группы второго и третьего года обучения определяется собеседованием.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Программа «Художественная обработка материалов» направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

^ Цель: обучение прикладному дизайну средствами декоративно-прикладного творчества учащихся 12-17 лет.

Задачи:

  • Создание условий внеурочной деятельности для развития ключевых компетентностей учащихся и их социального опыта в области прикладного творчества и народных промыслов.

  • Расширение диапазона для активизации проектной деятельности школьников.

  • Формирование компетентности принятия ценностей жизни через умение чтить и ценить художественное наследие страны, лучшие традиции в прикладном искусстве.

  • Развитие творческого потенциала ребенка через личную инициативу и стремление к самореализации.

Содержание работы, предоставляемой на конкурс:

  1. Пояснительная записка.

  2. Блок «Художественная обработка материалов».

  3. Блок «Основы сценического и подиумного мастерства».

  4. Приложение.

Критерии оценивания результатов: предметом мониторинга является творческие достижения личности воспитанника театра, результативность коллектива.

Изучение курса «Технология» по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» предполагает ограниченное количество часов. Этого времени достаточно только для того, чтобы познакомиться с разделами программы по «Технологии» поверхностно. В программы предмета «Технологии» для учащихся 8-11 классах не включены разделы «Пошив изделия», «Технология обработки ткани» и др. Учащиеся 8-11 классов за столь длительный период теряют полученные умения и навыки, которые необходимы в жизни женщины, хозяйки дома. Однако социологические опросы жителей поселка показали, что спрос на этот вид деятельности достаточно велик. Исходя, из запроса детей и родителей была разработана программа школьного театра мод.

Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; посильны детям 12–17-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ   предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Большое значение  имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим  требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.

Программа школьного театра мод направлена на повышение качества дополнительного образования детей в области предмета «Технология». Основными ориентирами в оценке качества являются:

  • традиционные знания, умения и навыки;

  • надпредметные понятия (проектная деятельность);

  • ключевые компетентности (компетентность личностного развития, компетентность творческого самовыражения, компетентность общения и др.);

  • социальный опыт (участие в творческих и социальных проектах)

Ключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт формируются в образовательно-развивающей среде школы:

  • ключевые компетентности обеспечиваются через проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные мероприятия, как часть образовательного процесса;

  • надпредметные понятия обеспечиваются успешнее всего через образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей;

  • общественно полезный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность учащихся, присутствующую как в урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного процесса.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

  • широта кругозора;

  • свобода восприятия теоретической информации;

  • развитость практических навыков работы со специальной литературой;

  • осмысленность и свобода использования специальной терминологией и т.д.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением;

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;

  • качество выполнения практического задания;

  • технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития детей:

  • культура организации своей практической деятельности;

  • творческое отношение к выполнению практического задания;

  • аккуратность и ответственность в работе;

  • развитость специальных способностей.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Цифровой, графический и терминологический диктанты.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом коллективе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.


^ Блок «Художественная обработка материалов»

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

1 год обучения

  Учащиеся должны знать:

 - виды ДПИ народов нашей страны, творчество народных умельцев своей деревни, края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

- возможности использования бросовых материалов для создания композиций;

- роль цвета и принципы формообразования, композиции.

- технологические приемы выполнения цветочных композиций из различных материалов; - технологические приемы вышивания декоративных швов;

- приемы вышивания бисером и блестками;

- знать основы проектирования изделий.

  ^ Учащиеся должны уметь:

 - подготавливать аппликационный материал (ткань, кожу, драп) к работе;

- изготавливать цветы и собирать цветочные композиции из текстильных материалов;

- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки к работе, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготовить пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

- выполнять приемы вышивания бисером и блестками;

- моделировать узоры бисером и блестками, применять их в аппликациях и вышитых мотивах, в оформлении одежды и др.;

- составлять композиционные схемы, увеличивать и уменьшать рисунок;

- использовать выполненные работы в интерьере дома, на школьных праздниках;

- уметь проектировать новые изделия


^ 2 год обучения

     Учащиеся должны знать:

 - технологию подготовки материала к работе;

- правила и законы композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства;

- сочетание цветов;

- общую последовательность выполнения  изделий;

- материалы, применяемые для вышивки, аппликации, сочетание аппликации с вышивкой;

- правила пользования различными инструментами;

- технологические приемы выполнения аппликаций из разных материалов;

- возможности лоскутной практики, основные приемы и материалы в работе;

- историю развития и возможности техники макраме;

- технологию плетения различных узлов и узоров;

- определять длину нити для плетения изделий в технике макраме;

- возможности использования отходов текстильного производства;

- знать основы проектирования изделий.

 ^ Учащиеся должны уметь:

 - готовить ткани к аппликационным работам и коллажам;

- составлять художественные коллажи из различных текстильных и других декоративных материалов.

- выполнять деталировку для предложенного рисунка;

- подбирать цветовую гамму материалов;

- выполнять аппликации из различных материалов и сочетать ее с вышивкой;

- подбирать материалы для плетения макраме;

- пользоваться различными инструментами и приспособлениями;

- использовать конструктивные детали и декоративные элементы в технике макраме;

- раскраивать элементы орнамента в лоскутной пластике и соединять их между собой;

- использовать отходы текстильного производства  в создании композиций;

 - уметь проектировать новые изделия.

^ 3 год обучения

Учащиеся должны знать:

 - правила безопасной работы с инструментами, приспособлениями;

- правила безопасной работы при росписи тканей в технике «узелкового»  холодного батика, батика с помощью трафарета, с различными эффектами;

- виды и свойства тканей, основы цветоведения;

- различные способы декоративной обработки кожи.

- способы перевода рисунков на ткань;

- основные материалы и техники вышивки шелковыми лентами;

- основные приемы, швы и узоры вышивки лентами;

- основные приемы работы в лоскутной технике «Квилт»;

 ^ Учащиеся должны уметь:

 - пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей;

- выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий под роспись;

- изготавливать изделия в технике узелкового, холодного, набивного батика;

- подбирать гармонические цветовые сочетания в росписи ткани;

 - различные способы декоративной обработки кожи и применять при изготовлении браслетов, заколок, брошей, кулонов и т.д.

- реставрировать кожей текстильные и тканевые изделия.

- разрабатывать композиции в соответствии с используемыми швами и узорами ;

- сочетать узоры вышивки лентами с изобразительными эффектами;

- моделировать узоры и применять их в дизайне ткани и костюма.

^ Тематический план блока «Художественная обработка материалов»

п/п

Раздел, тема

Количество часов


1


2

3

4

5

6


7

8

9

10


1


2

3

4

5

6


7

8

9

10

11

12


1


2

3

4

5

6

7

8

9


10

11

12

13

14

15

^ I год обучения

Введение

Раздел I. Художественная обработка ткани и кожи

Элементы материаловедения

Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток

Декоративная обработка  кожи и драпа

Цветочные композиции

Декоративные элементы и предметы аксессуаров из кожи

^ Раздел II.Художественные изделия из бисера и блесток

Вышивание бисером и блестками

Плетение бисером

Раздел III. Проектирование изделий

Выставка творческих работ

^ Итого:

II год обучения

Введение.

Раздел I. Художественная обработка текстильных материалов.

Материаловедение.

Аппликация и вышивка.

Лоскутная пластика.

Утилизация отходов текстиля.

Макраме.

^ Раздел II. Художественная и декоративная обработка кожи.

Инструменты и дополнительные материалы.

Способы обработки кожи.

Декоративная обработка кожи.

Ювелирка из кожи. Реставрация текстильных и тканевых изделий.

^ Раздел III.Проектирование изделий.

Выставка творческих работ.

Итого:

III год обучения

Введение

Раздел I. Художественная роспись и выжигание ткани

Элементы материаловедения

Основные материалы и приспособления. Резервирующие составы

Основы цветоведения.

Художественная роспись ткани

Узелковый батик

Набивной батик. Роспись ткани с помощью трафарета

Свободная роспись ткани

Гильоширование (выжигание по ткани)

^ Раздел II. Художественная обработка текстильных материалов

Лоскутное шитье. Техника «Квилт»

Русская старинная строчка

Вышивание лентами

Объёмная вышивка.

^ Раздел III. Проектирование изделий

Выставка творческих работ

Итого:


1

17

2

3

4

4

4

8

4

4

6

2

34


1

29

3

6

8

4

8

18

2

4

6

6

16

4

68


1

37

3

3

3

3

3

3

9

10

40

10

10

10

10

20

4

102


^ I ГОД ОБУЧЕНИЯ


Введение (1час).

  Основные теоретические сведения. Единство эстетического и функционального начал при формировании предметной среды, окружающей человека. Влияние традиций, образа жизни и благосостояния населения на развитие художественных ремесел. Художественная обработка ткани как составная часть декоративно-прикладного искусства. Охрана труда. Инструктаж по ТБ.

     Практические работа. Организация рабочего места.

Раздел I. Художественная обработка ткани и кожи (17 часов).

Элементы материаловедения (2 часа).

  ^ Основные теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

     Практические работы. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

^ Варианты объектов труда. Образцы ткани (коллекция). Образец полотняного переплетения.

 Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток (3 часа).

  Основные теоретические сведения. Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов, их применение и разнообразие.

^ Практические работы. Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. Георгин из капроновой ленты.

^ Варианты объектов труда. Цветочная композиция из стилизованных цветов. Панно «Цветы моей Родины»

 Декоративная обработка  кожи и драпа (4 часа).

Основные теоретические сведения. Виды кожи. Инструменты и дополнительные материалы. Термо- и влагообработка кожи . Способы декоративной обработки кожи: шитье, оплетка, драпировка, термообработка. Окраска кожи. Народные традиции и подсказки народным умельцам.

^ Практические работы. Реставрирование и подготовка к работе старой кожи. Изготовление лепестков для цветов, методом жарения над сковородой или свечой. Сборка цветов.

^ Варианты объектов труда. Стилизованные цветы разных форм.

 Цветочные композиции (4 часа).

  Основные теоретические сведения. Выразительные средства цветочной композиции (расположение, симметрия, равновесие, группировка, линия, форма, пропорции, цвет, фон, свет и тени).

     ^ Практические работы. Создание по законам композиции.

 Декоративные элементы и предметы аксессуаров из кожи (4 часа). 

  Основные теоретические сведения. Способы изготовления браслетов, кулонов, заколок из кожи (украшенные сплеткой, выжиганием, жмуркой). Сочетание лакированной и обыкновенной кожи. Выделение орнамента.


Раздел II. Художественные изделия из бисера и блесток (8 часов).

 Вышивание бисером и блестками (4 часа).

  ^ Основные теоретические сведения. Из истории возникновения вышивки. Применение вышивки бисером и блестками в народном и современном костюме. Аппликации и вышитые вырезные мотивы в оформлении современной одежды.

Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от структуры ткани. Основные приемы работы с основными материалами (бисером, бусами, блестками, стеклярусом и т.д.). Нашивание бисера и блесток швом «вперед иголку», «за иголку». Приемы заполнения площадей фигур. Хранение и восстановление изделий из бисера и блесток.

     Практическая работа. Подбор ниток и игл для вышивания бисером. Упражнения: петельная бахрома и кисточки, ажурная (решетчатая) шнуровка. Построение узора мотива «розетка» и выполнение. Нашивание блесток и бисера по кругу (объект – тухъя для куклы), швом «вперед иголку» - зигзаг. Изготовление петельной бахромы и кисточек.

     Варианты объектов труда. Ненецкие головные уборы и нашейные, наплечные украшения. Декоративное панно или украшение готовой композиции. Художественная отделка кошельков, косметичек, предметов одежды. Монограммы

 ^ Плетение бисером(4 часа).

  Основные теоретические сведения. Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия. Рабочее место бисерщицы. Материалы (бисер, бусы, рубка, стеклярус, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма. Техника низания бисера и стекляруса.

    Практическая работа. Сортировка бисера. Плетение ненецкого национального узора по составленным и готовым схемам.

    Варианты объектов труда Узоры для ненецких головных уборов, нашейных украшений, нагрудных украшений. Колье, браслет, серьги, комплект. Цветы из бисера.

Раздел III. Проектная работа(6 часов).

 Выставка творческих работ(2 часа).

^ II ГОД ОБУЧЕНИЯ

 Введение (1час).

  Основные теоретические сведения. Роль ДПИ в жизни человека. Народные ремесла и промыслы России. Демонстрация изделий, репродукций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.

Материалы и инструменты. Общие организационные сведения. Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила.

Раздел II. Художественная обработка текстильных материалов (29 часов).

Материаловедение (3 часа).

^ Основные теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.

Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

     Практические работы. Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

     Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

^ Аппликация и вышивка (6 часов).

  Основные теоретические сведения.

Сочетание аппликации с вышивкой в изделиях народных умельцев России. Рисунок аппликации и вышивки, их цветовое решение. Способы перевода рисунка на ткань. Технология выполнения аппликации. Последовательность раскроя и обработки изделия. Способы закрепления аппликации: гладь, машинная строчка «зигзаг».

     Практические работы. Подбор ткани для основы и цвета ниток. Перевод рисунка на ткань. Раскрой основных деталей для аппликации. Приметывание деталей аппликации к основе. Обработка краев деталей. Окончательная отделка вышивкой.

     Варианты объектов труда. Диванная подушка, прихватка, подарочный новогодний мешочек.

 ^ Лоскутная пластика (8 часов).

  Основные теоретические сведения. Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной техники: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка и т.д.). Инструменты, приспособления, шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой. Использование прокладочных материалов.

     ^ Практические  работы. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Раскрой элементов орнамента из лоскутков с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

    ^ Варианты объектов труда. Прихватка, салфетка, диванная подушка.

Утилизация отходов текстиля (4 часов).

 Основные теоретические сведения. Вторая жизнь старых вещей. Использование отходов текстиля в создании новых вещей (коллажи, панно, гобелены, коврики для животных, для комнаты и т.д.). Создание картины из кусочков шерстяной нити.

     ^ Практическая работа. Подготовка материала к работе (сортировка нитей по цветовой гамме, нарезка на мелкие кусочки). Подготовка основы для аппликации. Эскиз рисунка. Технология выполнения аппликации. Окончательная отделка.

^ Макраме (8 часов).

  Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возможностями данной техники.

Материалы для плетения (пеньковая веревка, шелковый, льняной, синтетический шнур, шпагат и т.д.) и приспособления (полумягкая подушка, дощечка, струбцины, крючки, швейные булавки, ножницы, сантиметровая лента и т.д.) Конструктивные детали, позволяющие сохранять форму плетенного полотна в абажурах, кашпо, сумочках. Декоративные элементы в технике «макраме». Основные узлы и узоры. Композиционные и орнаментальные узлы. Расчет длины нити. Приемы начала и окончания работы. Приемы расширенного плетеного полотна.

     Практические  работы. Крепление нитей на основе, используя приемы «замочком налицо», «замочком наизнанку», «расширенного крепления». Плетение основных узлов и узоров: геркулесов узел,  цепочка из квадратных узлов, пико в цепочке из квадратных узлов, витая цепочка, шахматка на уголок, шахматка от уголка, узоры из диагональных, горизонтальных репсовых узлов, ромб, зигзаг, листочки из репсовых узлов.

     Варианты объектов труда. Кашпо для цветов; панно, корзина с конструктивными деталями (по выбору), кулоны, браслеты, декоративные пояса и ремешки, игрушки, ажурные салфетки.


Раздел II. Художественная и декоративная обработка кожи (18 часов).

 Инструменты и дополнительные материалы (2 часа).

  ^ Основные теоретические сведения. Разнообразие инструментов для работы с кожей (отвертки, гвозди, плоскогубцы, ножи прямые и кривые, портновские ножницы и ножницы «зиг-заг», шило, резец, предметы из маникюрного набора, скальпели, пинцеты, пробойники, молоток, накатки с зубчатыми колесами). Правила ТБ при работе с различными инструментами. Организация рабочего места.

Использование кремов, клея, масел в работе с кожей.

     Практическая работа. Подготовка кожи к работе (мойка и чистка, сушка и разглаживание, жирование и окрашивание). Разметка и раскрой кожи для обтягивания шкатулки, заколки.

     Варианты объектов труда. Шкатулка, заколка, кулон.

 Способы обработки кожи (4 часа).

  ^ Основные теоретические сведения Особенности свойств кожи и их отражение в выборе композиции и форме. Приемы обработки кожи, необходимые для них материалы и инструменты. Шитье. Виды швов. Перфорация и оплетка, их применение. Соединение двух деталей.

     Практическая работа. Изучение приемов обработки кожи.

     Варианты объектов труда. Пояс, кошелек, косметичка, футляр для сотового телефона.

 ^ Декоративная обработка кожи (6 часов).

 Основные теоретические сведения. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности декоративной обработки кожи. Способы декорирования изделий: плетенки, косички, вышивка по коже, обтяжка, термо- и влагообработка кожи, жмурка, тиснение, гравировка, штамповка, резьба, выжигание, интарсия, золочение, батик.

     Практическая работа. Овладение способами декоративной обработки кожи на объектах труда.

     Варианты объектов труда. Миниатюрные композиции, декоративные пояса, ремешки, заколки, кулоны.

 ^ Ювелирные изделия из кожи. Реставрация текстильных и тканевых изделий (6 часов).

  Основные теоретические сведения. Использование  кожи в создании новых вещей.

     Практическая работа. Изготовление бижутерии из кожи, используя различные способы ее обработки.

Варианты реставрации кожей подлокотников, брюк, порванных детских изделий, варежек, теплой одежды. Кожаные вставки в одежде. Кожаные пуговицы.

     Варианты объектов труда. Кулоны, браслеты, заколки, ободков для волос, броши, серьги, комплекты.

Варежки, перчатки, шляпки.

Раздел III. Проектирование изделий (16 часов).  Изготовление изделия в технике лоскутного шитья. Изготовление сувенира.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера

 Выставка изделий (4 часа).


^ III ГОД ОБУЧЕНИЯ

 Введение (1 час).

   Основные теоретические сведения. Общие черты и основные отличия дизайна и декоративно-прикладного искусства. Художественно-прикладное творчество, ее технический прогресс и обогащение. Цели и задачи курса. Организация рабочего места. Безопасные приемы труда.

Раздел I. Художественная роспись и выжигание ткани (37 часов).

Элементы материаловедения (3 часа).

  ^ Основные теоретические сведения. Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных и синтетических волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Традиционные и современные виды отделки швейных изделий. Возникновение технологии выжигания по ткани. Сравнительный анализ основных видов художественной обработки ткани.

     ^ Практические работы.

Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.

     Варианты объектов труда. Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.

^ Основные материалы и приспособления. Резервирующие составы (3 часа).

  Основные теоретические сведения. Представление о традиционных способах декорирования ткани с применением резервирующего состава – выбойке, батике. История развития этих ремесел. Материалы и инструменты. Красители, применяемые в технике холодного и узелкового батика. Технические свойства красителей. Резервирующие составы.

    ^ Практическая  работа. Безопасные приемы труда при использовании красителей. Технология применения различных красителей, способы их закрепления на ткани. Способы нанесения и удаления резервирующего состава. 

^ Основы цветоведения (3 часа).

  Основные теоретические сведения. Психологическое воздействие цвета на человека. Контраст цветов. Символика цвета. Сочетание цветов.

     Практическая  работа.

Подбор гармоничных сочетаний родственных и контрастных цветов; получение цвета разной светлоты.

^ Художественная роспись ткани (3 часа).

   Основные теоретические сведения. Техника росписи ткани «холодный батик». Инструменты, оборудование и материалы для «холодного батика». Роль резерва и способы нанесения его на ткань.   Способы нанесения и закрепления краски.

     Практические работы. Выполнение эскиза росписи. Подбор резерва, красителей, инструментов. Подготовка ткани и перевод рисунка на ткань. Изготовление сувенира в технике «холодный батик». Закрепление рисунка.

     Варианты объектов труда. Салфетка, шарф, сумка, декоративное панно, подушка.

^ Узелковый батик (3 часа).

  Основные теоретические сведения. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения.

     Практическая  работа. Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик».

     Варианты объектов труда. Салфетки. Шарфик. Кепка.

Набивной батик. Роспись ткани с помощью трафарета (3 часа).

  ^ Основные теоретические сведения. Возникновение набойки. Основные материалы и инструменты.

     Практическая  работа. Изготовление простейших штампов. Основные и вспомогательные штампы.

Создание трафаретов. Разработка композиции и выбор цвета для будущего изделия. Приемы и техника работы с помощью трафарета.

     Варианты объектов труда. Скатерть (кайма, середина, заполнение углов), дорожка, салфетка.

^ Свободная роспись по ткани (9 часов).

  Основные теоретические сведения. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи.

     Практические работы. Исследование свойств и подбор тканей для выжигания по волокнистому составу. Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободной росписи» по ткани.

     Варианты объектов труда. Декоративное панно, платок, скатерть.

Гильоширование (выжигание по ткани) (10 часов).

 ^ Основные теоретические сведения. Выжигание по прозрачным тканям. Теневая и накладная аппликация.  Выжигание по непрозрачным тканям. Сетка, накладная аппликация. Выбор способа выжигания в зависимости от вида изделия, его назначения, фактуры и цвета ткани. Влажно-тепловая обработка изделий и уход за ними, оформленных выжиганием по ткани.

     Практическая работа.

Выжигание:

1) точек, линий и отверстия горячей иглой;

2) накладной аппликации на прозрачных тканях;

3) накладной аппликации на сетке

^ Варианты объектов труда. Дорожка для стола, подзор, салфетка, занавеска, ажурный воротник, манжеты, узор для рамки с фотографией.

Раздел II. Художественная обработка текстильных материалов (40 часов).

 Лоскутное шитье (10 часов).

 ^ Основные теоретические сведения. История появления лоскутной техники в России. Гармоничное сочетание красоты и пользы в лоскутных изделиях. Ритм цвета и силуэтов, тональный и цветной контраст в лоскутном шитье, выполненном на основе геометрических фигур. Квадрат – как базовая форма (модуль) лоскутной композиции. Многообразие приемов создания силуэта модуля в лоскутной технике посредством соединения геометрических фигур на основе осевой симметрии. Приемы выделения зрительного центра в лоскутном квадрате-модуле, выполненном способом «колодец» (контраст цвета, формы и  размера центрального квадрата). Достижение эффекта объема за счет нарастания или затухания напряженности в тоне и цвете деталей на противоположных сторонах квадрата-модуля. Сетчатая основа орнамента в лоскутном шитье. Варианты композиции внутри квадрата-модуля на основе соединения геометрических фигур разной формы и размера, одинаковой формы и размера. Традиционные мотивы лоскутного шитья – «звезда», «вертушка» и др., полученные на основе варьирования формы и размера цветового решения внутри модуля.

     Практические работы. Приемы подбора деталей квадрата-модуля по цвету и тону, их кроя и сшивания. Поиск варианта соединения квадратов-модулей в композицию. Приемы кроя и сшивания деталей при выполнении сложного квадрата-модуля. Создание эффекта статичности и динамичности в лоскутной композиции на основе экспериментирования с деталями треугольной формы.

     ^ Варианты объектов труда. Коллективные композиции «Ивановские ситцы», «Шуйские гармошки», «Весна», «Зима», подставка под заварной чайник. Коллективные композиции «Звездный калейдоскоп», «Космические миры», «Осенний вихрь».

^ Русская старинная строчка (10 часов).

  Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории развития вышивки русской старинной строчки. Возможности применения этой вышивки, ее связь с направлениями современной моды. Строчка «перевить» - основа вышивки русская старинная строчка. Материалы и приспособления. Основные приемы работы. Основной элемент узоров в русской старинной строчке - решетка из обвитых столбиков. Разновидности внутренних разделок решетки («паутинка», «сновка», «вологодское стекло»). Декоративные швы в вышивке русская старинная строчка: звездочка, глазок, стежки цепочкой. Технологическая последовательность вышивки, окончательная отделка.

     Практические работы. Вышивание блоков швов русской старинной строчки, подрезание нитей с внешней стороны узора и подготовка решетки, обработка решетки петельным швом, подрезание нитей на внутренней стороне узора, внутренняя разделка решетки, обработка края.

     Варианты объектов труда. Дорожка, закладка, салфетка.

Вышивание лентами (10 часов).

  ^ Основные теоретические сведения. Лента и вышивка, немного об истории. Основные приемы (подготовка ленты, работа с иголкой, закрепление ленты), простейшие швы( прямой, ленточный) и узелки. Фоновая роспись и роспись ленточек. Цветовое решение фона и ленточек. Технология вышивки различных цветочных мотивов на основе прямого, ленточного, тамбурного швов и узелочков (астра, лютик, ипомея, дельфиниум, ирисы, колокольчик, лилия и т.д.). Бутоны роз и анютины глазки в вариантах для стола, ванной комнаты, сумочек, шапок и т.д.

     Практическая работа. Составление эскиза композиции для вышивки. Подбор лент и основы по цвету. Подготовка ленты к работе. Роспись фона и ленточек. Вышивание цветочных и растительных мотивов.

     Варианты объектов труда. Панно, картина, украшение шапок, платьев, кофточек.

 ^ Объёмная вышивка (10 часов).

  Основные теоретические сведения. История развития объёмной вышивки, ее особенности. Применение вышивки в народном и современном костюме, в оформлении интерьера дома.  Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Материалы и приспособления.  Подготовка к вышивке. Основные виды швов в Объёмной вышивке. Вышивание по рисункам. Уход за готовым вышитым изделием.

     Практические работы. Зарисовка образцов вышивки. Выбор материалов для вышивания. Подбор рисунка. Перевод рисунка на ткань. Выполнение декоративных швов по рисунку. Окончательная отделка. ВТО.

     Варианты объектов труда. Скатерть, салфетка, наволочка, занавеска, воротник, манжеты, носовой платок, элементы костюма.

 III. Проектная работа (20 часов).

 Выставка творческих работ (4 часа).


Блок «Основы сценического и подиумного мастерства»





страница1/3
Дата конвертации08.07.2013
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы