Развитие вокальной техники у учащихся 10-14 лет в ансамбле «Аракс» icon

Развитие вокальной техники у учащихся 10-14 лет в ансамбле «Аракс»



Смотрите также:


ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Министерство образования Сахалинской области

Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров

Кафедра начального общего и дополнительного образования


Развитие вокальной техники у учащихся 10-14 лет в ансамбле «Аракс»


Выполнила:

Погосян Н.Б.,

педагог дополнительного

образования по фольклору

ОЦВВР г. Южно-Сахалинска


г. Южно-Сахалинск, 2009

3

Введение 4

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития вокальной техники учащихся средней школы. 6

1.1. Психологическая характеристика детей 10-14 лет. 6

1.2. Пути совершенствования вокальной техники в хоровом коллективе. 9

1.3. Вокализы и основные виды вокализации. 25

1.4. Краткие выводы по главе 1. 27

^ Глава 2. Условия развития вокальной техники в средней группе (10-14 лет) в фольклорном коллективе «Аракс» 28

2.1. Краткая характеристика коллектива детей 28

2.2 Методические направления и принципы в вокальной работе с детьми. 28

2.3. Результаты работы по совершенствованию вокальной техники (диагностика) 29

2.4. Краткие выводы 30

Заключение 31

Список литературы. 32

Приложения 34

Введение


Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной, установленной системе «рецептов», олицетворяющих принцип «учу, как меня учили». Методика, прежде всего, стремится раскрыть общие закономерности воспитания музыканта-исполнителя, грамотного любителя музыки. Ее основной задачей является пробуждение творческой мысли, анализ педагогического процесса во всей его сложности и противоречивости, формирование системы методических взглядов, основанных на переосмыслении выводов практики. Методика музыкального воспитания и обучения опирается на педагогику в определении методов, разработка которых связана со следующими проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания; развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возрастными и индивидуальными особенностями; возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащихся. В задачи методики входит совершенствование различных форм учебно-воспитательного процесса разных тип школы: уроки по специальности, теоретические занятия, предмет по выбору (игра на ф-но), коллективное музицирование, внеклассная и внешкольная работа (концерты, творческие отчеты, праздники и др.).

В решении своих проблем музыкальная методика опирается на психологию. В тесной связи методика решает вопросы доступности учащимся того или иного материала, его объема, а также эффективности используемых методов. «Обучение — это особая форма деятельности – не игра, не труд, но и то, и другое» психолог Д.Узнадзе.

В основе совершенствования вокальных качеств всегда лежит развитие слуха. Поэтому воспитание представлений о правильном певческом звучании голоса является предметом первой заботы педагога. Одновременно с воспитанием слуха надо вести работу по улучшению деятельности голосового аппарата, вырабатывая необходимые вокальные навыки. Стремясь исправить недостатки, имеющиеся в голосе ученика, педагог выбирает определенные целенаправленные упражнения, вокализы, подбирает репертуар, способность воздействовать на голос в нужном направлении.

Важнее – создать на занятии атмосферу максимальной заинтересованности, активности и откровенности учащихся.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный репертуарный план, который зависит от индивидуальных возможностей. В нем указываются произведения и определяются формы их изучения. 1. Отбор методических приемов и упражнений для работы над песней; 2. Отбор приемов управления певческой деятельностью учащегося; 3. Описание возможных в ходе разучивания трудностей с указанием способов их преодоления.

Причина успеха заключалась не только в природных голосовых данных и феноменальной технике ученика, но и в его тембровом своеобразии в многокрасочной палитре вокальной интонации, в обилии и красочности звуковых сочетаний, в широте дыхания и распевности звуковедения.

Наиболее простым видом музыкального материала, с которым приходится сталкиваться ученику, начинающему учиться петь, - это упражнения. Однако упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни. Простое препевание упражнений без ясно поставленной цели и критический оценки будет просто распеванием, разогреванием голосового аппарата. Распевание, разогревание голосового аппарата служит цели приведения его в готовность для выполнения сложных певческих заданий, но не ведет к совершенствованию выполнения функции. Наоборот, бездумное, формальное пение упражнений может привести к появлению и укреплению порочных навыков. Всякое совершенствование функции в упражнении предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за ее выполнением, только это способно сформировать нужные новые координации.

Не существует упражнений и «вообще», а существуют упражнения для выработки тех или иных конкретных качеств голоса. Педагог, прослушав ученика и составив себе ясное представление о недостатках звукообразования или звуковедения, исходя из этих недостатков, должен давать те, или иные упражнения с целью их исправления. Поэтому упражнения всегда должны быть индивидуально направлены и никогда не должны носить стандартный характер.

Конечно, существуют определенные типы упражнений, вокальных движений, которые нужны всем ученикам, но и их надо давать исходя из индивидуальных качеств голоса ученика, имея перед собой ясно поставленную цель. Выбирая упражнения, оценивая степень их сложности, -надо ясно отдавать себе отчет в том, достаточно ли подготовлен ученик для их выполнения. При верной последовательности подбора упражнений подход к сложному идет через ряд подготовительных движений.
^

Глава 1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития вокальной техники учащихся средней школы.

1.1. Психологическая характеристика детей 10-14 лет.


Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех» и «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т.е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. На основе готовности к труду формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя. Именно развернутая общественно полезная деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивнее, организационные дела др.) объединены единым стержнем – мотивом пользы для людей, приобретает ведущее значение в психологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, выражая общественную сущность ребенка. Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого.

Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно полезную деятельность.

Личность не только формируется, но самоутверждается в труде. В тех случаях, когда между ее собственно оценкой достигнутых результатов и оценками этих же результатов со стороны «значимых других» намечаются расхождения, учащийся начинает испытывать ущербность, и это отрицательно сказывается на общем развитии его личности.

В 10-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Бывают случаи бескризисного развития ребенка. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное. Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Они критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт. Это приводит к конфликтам. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Количество случаев психогенной школьно дезадаптации у подростков возрастает по сравнению с младшими школьниками. Это объясняется громадным скачком в развитии психики. Вероятность возникновения дезадаптации возрастает, если подростку не будет предоставлена возможность для компенсаторного общения или если он обретает его в асоциальной среде. С другой стороны, удовлетворяющее младшего подростка общение с товарищами является одним из лучших средств компенсации нарушений его общения в семье и с учителями. Овладение нормами дружбы – важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности.


«Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно» - Конфуций.

Процесс размышления без учения требует значительного количества времени, определенной «пищи» и спокойного состояния души. Мозг же ребенка при заданном темпе поставлен в следующий режим работы: заучить, вспомнить, ответить, получить отметку и забыть, и скорее, быстрее вперед за новой порцией информации. При переизбытке информации у ребенка включается защитная система и память начинает работать выборочно: все, что не требуется в повседневной работе, отправляется в далекие кладовые и, чтобы вспомнить этот материал, надо опять брать в руки учебник. Повторение позволяет при неоднократном использовании перевести информацию в долговременную память. Очевидно, что без памяти было бы невозможным ни получение знаний, ни обретение навыков и умений в любой сфере деятельности. Развитая речь сама по себе становится мощным средством запоминания.

Выделяются 3 вида памяти: произвольная, логическая и опосредованная.

С непроизвольным вниманием можно говорить и о непроизвольной памяти, т.е. способности запоминать без осознания самого процесса запоминания. У детей этот вид памяти намного более развит. Стоит упомянуть также о видах памяти, связанных с определенной системой, – это зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная и вкусовая память. У детей школьного возраста двигательный и визуальный тип памяти. Влияние на качество памяти и творческой активности ребенка, и особенностей его волевой и мыслительной деятельности, т.к. и процессы запоминания информации тесно связаны с индивидуальными характеристиками ребенка. Существенное влияние на характеристики памяти имеет эмоциональный фон, на котором происходит запоминание или воспроизведение информации. Например, если ребенок испытывает негативные эмоции во время обучения, то эффективность запоминания резко падает. Когда говорят о запоминании, чаще всего имеют ввиду перевод информации из кратковременной памяти в долговременную. Запоминается лучше та информация, которая лучше структурирована, которая связана с большим количеством ассоциаций с тем, что уже освоено, осмыслено и классифицировано.

Каждому возрастному периоду соответствуют свои особенности звучания, вытекающие из анатомо-физиологических норм развития голоса ребенка. Начиная с 7-8 лет идет постепенное обособление и развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11-12 годам. Голоса ребят 11-14 лет становятся более сильными и полными, расширяется диапазон, и ярче проявляются различия в тембрах. Это время расцвета детского голоса, поэтому основные вокальные навыки дети должны получить в этом возрасте, до поступления мутации.

Не следует преждевременно увлекаться грудным звучанием. В хоре рекомендуется поддерживать легкий головной звук и переходить к более полному очень постепенно.

Следующий этап развития певческого голоса – мутация. В этот период следует особенно бережно относиться к гигиене голоса подростков, к дозировке пения, так как их голосовой аппарат особо чувствителен к певческой перегрузке. При занятиях с мальчиками во время мутации общепринята щадящая методика. Голосовой аппарат девочек также претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании появляются хрипота и сипота, а в редких случаях на короткое время может наступить полная потеря голоса. Исследователь детского голоса Н.Д. Орлова получила интересные данные о работе дыхательного аппарата девочек при пении во время мутации. Дыхательные движения значительно слабеют, дезорганизуются. Циклические физиологические изменения в организме девочки также отражаются на состоянии слизистой оболочки гортани, носа и глотки, что влияет на звучание голоса. Практические наблюдения и объективные данные показывают, что девочки-подростки нуждаются в освобождении от пения в этот период на два-три дня. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, голосовая мышца продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Не следует идти на заведомо ущербный вариант звучания из-за излишней боязни причинить вред еще неокрепшему детскому голосу. Наибольшей звонкости голос достигает при умеренном звучании. Форсированное пение отрицательно сказывается на вибрато, ценном свойстве певческого звука, которое придает ему теплоту, льющийся характер. Голоса без вибрато кажутся на слуг неинтересными и «прямыми». Не случайно вибрато перешло из вокальной музыки в инструментальную как необходимое и ценное свойство музыкального звука. Недопустимо употребление твердой атаки как постоянного приема звукообразования, поскольку это приводит к перенапряжению голосового аппарата. Твердая атака может быть использована в редких случаях как исполнительский или методический прием или при вялом пении. Свободное, эмоциональное и в меру активное пение, но без форсировки звука будет с точки зрения охраны голоса наиболее целесообразным.

Сложность работы с хором заключается в том, что это не только единичный творческий коллектив с общими чувствами и звучанием, но и содружество индивидуальностей с различными музыкальными и вокальными данными. Педагог-хормейстер всегда должен решать две задачи: создать музыкальный коллектив со всеми присущими ему техническими качествами и учить каждого его участника своим инструментом – певческим голосом.

^

1.2. Пути совершенствования вокальной техники в хоровом коллективе.


Интонационные и ритмические упражнения.

Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование-фундамент вокального пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и переходят на крик. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Нюанс Р (пиано) можно использовать как метод работы над трудными интонационными местами в произведении. Другая причина фальшивого пения и даже «гудения» объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру «разговорного голоса» в пение. Необходимо этим детям, ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра - си-ми-бемоль.

К интонационным упражнениям относятся пение звукорядов различных ладов, как от Тоники до Тоники, Так и От любой до любой ступени вверх и вниз, пение интервалов вверх и вниз от звука и в тональности, пение аккордов вверх и вниз от звука и в тональности, пение гармонических модуляций, различного типа секвенций.

На материале интонационных упражнений развиваются музыкальные представления учащегося и поясняются положения правильного звукоизвлечения. При пении вырабатывается спокойный, не форсированный звук как наиболее естественный и правильный, отрабатывается четкая дикция и легкий акцент дыханием. На правильность интонации влияет и такой фактор, как артикуляция. В работе над интонационными упражнениями желательно использовать прием поочередного пения вслух и про себя в различных вариантах. На материале интонационных упражнений перед учащимся возникает задача выработать как навык подвижного пения, так и навык исполнения мелодий широкого дыхания. Поэтому желательно использовать в работе примеры в различных темпах. В процессе работы над интонацией отмечается неверно взятый звук (предшествующее глиссандирование), неверно зафиксированный звук (высоко или низко), неверно протянутый звук (широкое или медленное), вибрато, последующее глиссандирование).

В интонировании диатонических и хроматических полутонов, необходимо обращать внимание учащегося, что хроматические полутона поются всегда шире диатонических.

Важной составной частью занятий являются ритмические упражнения. Желательно усложнять постепенно, начиная с обучения правильному тактированию.

Сядь на стул, положи руки на колени и выполни задание по схеме в медленном темпе.

Впоследствии темп можно и нужно увеличивать, но не забывай следить за его ровностью и четкостью выполнения ритмического рисунка.

Включи знакомую тебе песню, определи ее темп и размер. Темп и размер не должны меняться на протяжении всей песни. При размере 4/4 хлопай в ладоши на 1-ю и 3-ю доли (половинными). Не выключая музыку убери громкость до 0. Через некоторое время включи громкость - твои удары должны соответствовать изначальному темпу и совпадать с соответствующими долями такта. Далее можно изменить тактику и стучать в 2 раза быстрее (четвертными), то есть на 1 -ю. 2-ю, 3-ю и 4-ю доли такта. Затем повтори задание без изменений. На следующем этапе стучи на 2-ю и 4-ю доли. Далее задание повторяется.

^ Вокальные упражнения.

Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнение — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения.

Все три компонента упражнения: повторяемость определенная организация и целенаправленность - - являются обязательными, но сущность упражнения определяют два последних из них.

Любое действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение действия на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.

Для формирования вокальных навыков подбирают не одно, а несколько упражнений, причем упражнения часто способствуют выработке не одного, а нескольких навыков.

Чтобы упражнение обеспечило выполнение и усовершенствование действия, учащемуся необходимо объяснить, какой звук надо воспроизвести, что надо для этого сделать, за тем надо внимательно следить во время голосообразования. После каждого упражнения педагог должен указать, правильно ли оно выполнено, какие были ошибки и как их исправить. При правильном выполнении упражнения достигнутое закрепляется и затем совершенствуется.

Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат, т.е. физиологически подготавливают его к предстоящей работе. Поэтому часть урока индивидуальных и хоровых занятий, которая состоит из упражнений, называется распеванием. В среднем достаточно 10-12 минут для того, чтобы полностью распеться.

В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового аппарата в рабочее состояние, целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. На таких упражнениях быстрее достигается нужное звучание. Затем уже даются упражнения, направленные на усложнение усвоенного или формирование нового навыка. Предлагаемые упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться.

Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса, причем лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладе, который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим настроением, создающим необходимый тонус мышц. В начале обучения упражнения надо выполнять в спокойном, медленном темпе. В дальнейшем темп меняется в зависимости от методических целей. Для развития подвижности голоса по мере освоения навыков темп упражнений убыстряется.

Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.

На первых занятиях при введении нового упражнения его мелодию лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя. Как только интонация у ученика станет устойчивой, нужно оставлять одну гармоническую поддержку. Когда упражнение усвоено, очень полезно для выработки четкой координации между слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков петь его без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой.

Паузы между упражнениями по возможности должны быть одинаковыми, такими, чтобы поющий мог без спешки хорошо подготовиться к каждому последующему повторению упражнения. Это способствует автоматизации певческих навыков.

Сила голоса при исполнении упражнений как соло, так и в хоре должна быть средней, в пределах тт". Очень важно найти оптимальную силу звука в каждом индивидуальном случае. Постоянное пение на пэг1е ведет к форсировке голоса, она вредна для всех голосов.

Пение упражнений следует начинать с примарных звуков наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца. «По моему методу, - говорил Глинка, - надобно сперва усовершенствовать натуральные тоны (т.е. Без всякого усилия берущиеся)». «Мало-помалу, потом можно обработать и довести до возможного

совершенства и остальные звуки».

Метод этот можно характеризовать словами: вокальный, концентрический, так как здесь упражнения развиваются от тонов.

У детей голоса которых еще не подвержены вредным влиянием, начинать упражнения всегда надо с нот, лежащих в пределах фа1 — Си1.

Постепенно во время занятий объем звуков, охваченных упражнениями, расширяется. Со временем он увеличивается на весь диапазон голоса.

Первые упражнения выполняются на наиболее удобном для данного ученика гласном звуке, который обычно по звучанию выгодно выделяется среди других гласных. Этот гласный является отправной точкой в применении гласных при пении упражнений. На нем, как на наиболее удобном для себя звуке, ученик легче осваивает элементы вокально-технических навыков, добивается необходимого вокального звучания. При выборе гласного исходят также и из общего звучания голоса ученика. Если голос звучит глухо, затемнено, глубоко, то рационально применять упражнения на звонкие гласные «И», «Е», способствующие близкому звучанию. И, наоборот, если голос звучит слишком близко, открыто и плоско, то следует начинать с глухих гласных «о», «у» или округленного «а». Необходимо учитывать и различные призвуки, тембровые особенности голоса. При горловом призвуке, «зажатом» голосообразовании гласный «И» еще более усугубит эти качества, а гласные «А», «О», «У» помогут изжить их. При носовом призвуке показаны упражнения на гласные «О» и особенно «У».

Пение упражнений начинают с гласного «А», на котором при помощи упражнений вырабатывают основные вокальные качества звучания. После того, как избранный первоначально гласный обретает нужные качества, переходят к другим гласным, постепенно и на них осваивая вокальное звучание, распространяя звучание, выработанное на первом гласном. Это делают путем присоединения их к первому вокально оформленному гласному. Чтобы его звучание сделать более ярким и близким, к нему присоединяют гласный «И» (поют «И-а») или, если этот гласный необходимо округлить, то «о» («О-а») и т.д. Умелое сочетание согласных с гласными позволяет влиять на качество звучания гласных и значит на общее звучание голоса.

Согласные звуки значительно активизируют работу артикуляторных органов ротовой полости. Поэтому во всех случаях вялой работы этих органов упражнения лучше начинать сразу с сочетания гласных звуков с согласными.




^ Упражнения по видам вокализации.

Применяемые упражнения в большинстве случаев являются различными видами вокализации – пения на гласных звуках. Существует несколько видов вокализации, из них наиболее употребимые связная (legato) и отрывистая (stacato).

Связное пение бывает не только при вокализации, оно может быть и манерой исполнения произведений с текстом. В этом случае уже говорят о кантилене.

Кантилена, т.е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Такая манера пения называется связаной, или пением легато. Упражнения на легато являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными образами хорошо развивают певческое дыхание. При такой манере пения легче перенести нужное звучание с одного звука на другой. Отсюда ясно, что слитное пение отдельных тонов помогает и выравниванию звучания. Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь стаккато. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы — это остановки дыхания (выдоха). Внимание ученика фиксируется на этой работе, в результате налаживается четкая координация между движениями голосовых складок и диафрагмы, что очень важно уже на первых порах обучения. Паузы между стаккатными звуками с остановкой дыхания помогают учащемуся ощутить дыхательную опору. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации. Повторение одних и тех же нот в разной манере пения: - позволяет, не изменяя колебаний голосовых складок, тренировать их смыкание и координацию с движениями диафрагмы, активизировать атаку.

Упражнения с поступенным расположением звуков. Упражнения на пяти последовательных звуках являются элементами гаммы. Усвоив их, переходят к пению целой гаммы, исполняя ее обычно в связной манере вокализации. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции. Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всем диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса. Способствует расширению певческого диапазона.

^ Упражнение на различные интервалы.

Они поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. Умение соединять звуки любого интервала подготавливает к звуковедению в художественных произведениях. В начале работают на интервалах более привычных для слуха, близких к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов (3,4) к более широким (5-6 – ам, 8-ам). К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио.

Упражнение на одной ноте (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. Чаще такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании в зависимости от методических целей. При этом учитывается, что в 1) порядке «И», «Э», «А», «О», «У» происходит постепенное увеличение ротовой полости (самая маленькая «И») и уменьшение глоточной (самая маленькая на «У»); 2) в порядке «И», «У», «О». «Э», «А» происходит уменьшение напряжения мышц голосовых складок; 3) подсвязочное давление повышается в порядке «А», «О», «Э», «У» и «И». Все гласные можно петь в одной силе звука (первоначально) или с динамическими оттенками.

Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М» («Мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого звука. Оно приносит пользу только тогда, когда при нем возникают правильные резонаторные ощущения, а именно когда поющий хорошо ощущает вибрацию тканей носа. Такое раздражение вызывает ответную реакцию значительно повышается тонус голосовых мышц, их

работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

При работе с детьми рекомендуется применять преимущественно попевки, фрагменты из различных художественных вокальных произведений, чаще всего из народных и детских песен. Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз. В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст. В виде попевок вычленяются и вокально трудные места разучиваемых произведений. Можно транспонировать в более низкую тональность, добившись правильного звучания, его секвенционно по полутонам вверх закрепляют до основной тональности или даже выше. Он позволяет довольно быстро преодолеть вокальные трудности при разучивании репертуара.

На доступном материале попевок легко объединяются вокально-технические задачи с исполнительскими, и формирование вокально-технических умений и навыков происходит в органическом единстве с художественными. При этом конкретное содержание попевок и эмоциональное отношение к ним при исполнении способствуют более быстрому формированию основных навыков голосообразования. При работе с детьми в случаях применения вокальных упражнений без словесного текста следует избегать пения только на гласные. Из за большой вялости артикуляционного аппарата и часто встречающейся у детей атонии (вялого смыкания) голосовых складок полезнее брать слоги с сонорными (м, н, р, л), взрывными (д, б, п) и такими согласными, как з, к, г, а также сольфеджирование.

С целью активизации мягкого нёба и преодоления чрезмерно плоского, «белого» звучания в упражнениях для детей широко применяют слоги «КУ» и «ГУ». Для округления звука и достижения собранного звучания рекомендуются слоги «ДУ», «ДА», «ЛЁ», «МО». Звонкому светлому звучанию «ДИ», «ЗИ», «МИ», «ЛИ», «ЛЯ».

Хорошо активизирует голособразование у детей пение на стаккато. На отрывистой вокализации дети хорошо осваивают четкую атаку и легкое светлое звучание.

Особую ценность при вокальном обучении детей представляют попевки и обычные упражнения с нисходящим мелодическим рисунком. Они способствуют распространению высокого головного звучания на нижнюю половину диапазона, тем самым его выравнивают и помогают создать единорегистровое (микстовое) звуковобразование, воспитывают важнейшее качество детского голоса: его звонкость и «полетность».

При исполнении всех попевок большое внимание должно быть обращено на правильную организацию атаки звука, на воспитание четкой, достаточно активной, но не грубой атаки. Нужно помнить, что атака первого звука определяет звучание всей попевки. Задача организации правильной атаки наиболее заметна в попевках с нисходящим мелодическим рисунком, в мелодии которых первый звук является самым высоким.

Попевки, в тексте которых преобладают твердые, взрывные и звонкие согласные, помогают активизировать работу артикуляторных органов, способствуют выработке четкой ясной дикции. Наиболее характерны для такого типа упражнений скороговорки – попевки, исполняемые в быстром темпе на одной ноте.

В распевании на одном уроке не нужно использовать много попевок или обычных упражнений — достаточно двух-трех попевок, но над ними надо работать очень тщательно. Они должны быть разнообразными по вокально-техническим задачам, в таком сочетании, чтобы обеспечить формирование основных, необходимых вокальных навыков, воздействовать на различные стороны голосообразования: дыхание, работу голосовых складок и артикуляционного аппарата. Можно так 1. На одной ноте -да-да-да-дай куклу, ду, ду, ду, дуй в трубу и т.д. Оно организует звучание, воспитывает навык цепного дыхания. 2. Попевки напевного характера — для развития дыхания, организации атаки звука, ровности звучания, и опоры. 3. Скороговорка — для активизации артикуляционного аппарата и выработки четкой дикции.

В процессе занятий в зависимости от этапа развития голосового аппарата и от индивидуальных особенностей учащихся выделяются отдельные конкретные вокально-технические задачи. В начале обучения это организация вдоха, атаки, отдельных качеств звука, плавного выдоха и опоры, затем это выравнивание звучания регистров, расширение певческого диапазона и т.д.

Особенно эффективным оказывается результат, даваемый пением с закрытыми (ватой) ушами. Это объясняется тем, что певец, переставая себя слушать, сосредоточивает все свое внимание на мышечном ощущении своего пения и невольно начинает стремиться к устранению излишней напряженности этого ощущения и в тоже время он не обращает никакого внимания на характер звучания и не проявляет стремления к произвольному влиянию на него. Благодаря этому, по мере облегчения и упрощения процесса звукообразования, достигаемых путем автоматизации этого процесса, и самозвучание теряет свои отрицательные свойства. Можно уверенно сказать, что если певец некоторое время попоет с закрытыми ушами и затем в какой-то момент своего пения откроет их, то непременно почувствует удовлетворение от тех изменений в звучании своего голоса, которые произойдут в нем благодаря пению с закрытыми ушами. Пение с закрытыми ушами по своим ощущениям очень близко к пению под открытым нёбом или в большом зале, где певец также плохо себя слышит и, скорее как бы осязает звучание своего голоса. Именно такое пение приучает певца управлять голосом при помощи мышечного ощущения, совершенно необходимого при пении там, где певец плохо себя слышит. Э. Карузо считал - «полезно упражняться в открывании горла перед зеркалом и стараться при этом увидеть нёбо, так же, как когда мы показываем горло врачу». Таким образом, самое обыкновенное зеркало выступает в этих примерах уже как прибор, позволяющий зрительно контролировать некоторые внешние элементы техники голосообразования (Степень раскрытия рта при пении, постановкой головы, помогает чтобы следить за осанкой).

Вокально-технические навыки в совокупности являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются, обогащаются и совершенствуются при работе над художественными произведениями. Правильно подобранные в порядке постепенного повышения трудности художественные произведения являются тоже как бы упражнениями для совершенствования вокальных навыков.

^ Дыхание — основа вокальной техники.

Основой вокальной техники является правильное дыхание. Прежде всего при пении необходимо стоять или сидеть (во время репетиций) прямо, не сутулясь, без напряжения. Вдох при этом нужно делать быстро, но спокойно, не суетливо, не поднимая плеч. Выдох при пении нужно делать медленно, экономно, равномерно. Для закрепления дыхания полезно проделать ряд практических упражнений. По поводу того, как пользоваться дыханием, следует вспомнить советы многих мастеров пения, которые рекомендуют, например, делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось.

Для этого надо делать выдох считая про себя вначале до пяти шести, а затем увеличивая счет до десяти. Для более ясного ощущения этого процесса выдох можно сделать на каком-нибудь шипящем или свистящем звуке, например о, з, щ, ш. Гласные звуки, например а,э,у, должны распеваться в среднем регистре на звуках фа, соль, ля 1-ой октавы.

Для закрепления навыков дыхания рекомендуется прием, при котором длинный звук в примарной зоне разбивается на более короткие, разграниченные паузами, во время которых певцы должны возобновлять дыхание: можно использовать и при пении гаммы с названием нот или на какую-нибудь гласную.

Умение каждого певца правильно дышать помогает выработать очень важный и необходимый прием – цепное дыхание. Для выработки навыка можно рекомендовать петь гамму большими длительностями, без пауз. Обязательно взять дыхание в середине длинных звуков, а не между ними.

Усвоению правильного вдоха помогают следующие упражнения

1. Выдохните!

2. Не вдыхая, подберите живот, благодаря чему у вас поднимется диафрагма.

3. В этом состоянии умеренно вдохните (лучше через нос)!

4. Задержите дыхание и сохраняя эту задержку, уверенно и точно атакуйте звук! Ничто не затрудняет пение, как излишне полный вдох.

Развить певческое дыхание можно в процессе работы над певческим звуком. Оно тренируется только во время пения и в процессе пения.

Показ и объяснение движений, ведущих к более правильному преодолению каких-либо технических трудностей или просто ведущих к исправлению вокальных недостатков, улучшающих звучание голоса, обычно занимают большое место в методе педагога. Эти движения или мышечные приемы, как их обычно называют, бывают направлены на улучшение работы той или иной части голосового аппарата. Приемы брюшного или грудного дыхания, прием пения с уложенным язычком, прием зевка, прием максимального откидывания челюсти, прием задержки дыхания, прием сохранения вдыхательной установки и т.д. Мышечный прием обладает той особенностью, что он воздействует, как правило, не на весь голосовой аппарат в целом, а на какую-то его часть. Он непосредственно влияет на вокальные качества голоса через изменение тех или иных мышечных координации.

^ Дыхательные упражнения.

Ритмическое дыхание — наклон влево — вдох, наклон вправо — выдох.

4 упражнения на ритмическое дыхание:

1. Наклоны вперед, касаясь носков, - - выдох; выпрямляясь, становясь на носки - вдох.

2. Медленно разводя руки в стороны ладонями вниз, свести их над головой запястьями - выдох, затем, вытягиваясь, подняться на носки — вдох; далее обратное движение.

3. Наклоны в стороны со скольжением рук по корпусу ниже колена - под подмышку.

4. Руки на поясе. Попеременно поднимать высоко ноги, сгибая при подъеме колено. Осваивать в медленном темпе, постепенно ускоряя.

К числу дыхательных упражнений относится и «долгоговорка». Исходное полоши тоже. Глубоко вдохни, задержи дыхание и медленно произноси:

Как на горке, на пригорке

Встали двадцать два Егорки:

Раз Егорка, два Егорка — и т.д.

При такой тренировки можно добиться прочтения в одном выдохе не менее «22-х Егорок».

Насос – вообрази, что ты стоишь рядом с насосом. Мысленно возьмись за рукоятку насоса резко наклоняясь, нажимай на нее, как будто накачиваем воздух. Подражая звуку, который производит воздух проходящий через ниппель, последовательно произноси: СУ СО СА СЭ СЫ СИ. Каждый слог соответствует одному выдоху.

Лыжник – Встань в позу бегущего лыжника, слегка согнув колени и как бы приготовившись к «старту». Делай руками движения лыжника, отталкивающегося палками от снега. Это упражнение выполняется более интенсивно, чем «насос». Каждый слог соответствует одному выдоху.

СУ СО СА СЭ СЫ СИ

Исходное положение – встань ровно, ноги на ширине плеч, руки раскинь в стороны параллельно полу, ладонями кверху. Представь что на одной из ладони у тебя воздушный шарик. Посмотри на него, легким движением перебрось его на другую руку, сопровождая следующими звуками.

МУ — МУ — МУМ МО — МО — МОМ МА — МА — МАМ

МЭ — МЭ МЭМ МИ — МИ — МИМ МЫ — МЫ — МЫМ

Каждый его перелет приходится на один вдох и один выдох.

Трубач — Глубоко вдохни и прижми к губам воображаемый мундштук трубач. Без звука, сон им воздухом, нужно очень интенсивно «продышать — протрубить» мелодию на одном вдохе.

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся, обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Распредели дыхание так, чтобы одного вдоха хватила «протрубить» текст всего четверостишия. Можно взять любое другое стихотворение или припев любимой песни.

Во время выполнения этого упражнения обрати внимание на то, как работает пресс. Постарайся запомнить эти ощущения — в дальнейшем они помогут тебе брать высокие ноты и держать дыхание на длинных фразах.

Активная гимнастика - на культуру мышц.

1. Для шеи.

Руки на поясе. Голову медленно вперед-назад; влево-вправо наклонять, вращать, поворачивать. Внимание — на шейные мышцы.

^ 2. Для туловища.

Туловище медленно наклонить до отказа вперед, назад, влево, вправо, вращение влево-вправо; повороты влево-вправо. Внимание — на работающие мышцы. Руки в стороны, туловище медленно поворачивать в тазобедренных суставах влево-вправо.

3. Для мышц живота.

Исходное положение, как в упражнении №1. Медленно вдыхая воздух, выпятить живот, затем, выдыхая, втянуть до отказа. Внимание — на мышцы живота.

4. Для плеч.

а) руки отвести насколько возможно назад за спину, затем медленно вперед, вверх, опустить.

б) руки перед собой параллельно друг другу. Отвести в стороны, вперед, вверх, опустить. Движения горизонтальные.

в) руки опущены, пальцы в кулаках обращены к корпусу. Руки медленно поднять в стороны. Запястья развернуть пальцами кверху, руки продолжать поднимать вверх, затем опустить в обратном порядке.

г) руки медленно вращают вперед, вверх, назад и в обратном направлении.


АТАКА

Атака — одно из важнейших выразительных средств в пении, так как она определяет последующее звучание голоса, и является важнейшим средством педагогического воздействия на голосовой аппарат.

Упражнения в правильной атаке Дона должна быть без придыхания и без зажатия) согласно профессора Неапольской консерватории Карелли, следует петь ежедневно и прежде других упражнений. Педагог будет развивать в ученике самое серьезное отношение к началу звука, звук должен быть сознательно, точно, верно атакован учеником.


Задача выравнивания тембрового звучания распадается на два этапа:

1. В процессе пения упражнений, построенных на поступеннях звукорядах.

2. В процессе пения нисходящих и восходящих интервалов и мелодий со скачками различного направления при постепенном увеличении ширины скачка.

Если нужно добиться легкого тембрового звучания голоса, то следует использовать упражнения, построенные на нисходящих звукорядах, поскольку на верхних звуках, если исполнить их без форсировки и напряжения, естественно, получится облегченное по тембру звучание, близкое к фальцетному. Заботясь о сохранении ровности тембрового звучания при пении нисходящих звукорядов, необходимо соблюдать правило: чем ниже звук, тем он должен быть легче.

Для формирования более плотного тембрового звучания целесообразно использовать упражнения, построенные на восходящих звукорядах. Однако при этом нельзя допускать излишней регистровой перегрузки на нижних тонах, чтобы не появились мышечные зажимы на последующих за ними верхних тонах.

Для выравнивания тембрового звучания проше сохранять регистровый настрой на поступенных звукорядах, чем при пении мелодии со скачками. Это необходимо учитывать при выборе последовательности упражнений и песенного репертуара в вокальной работе с детьми. Итак, тесситура является одним из основных естественных факторов настройки гортани на тот или иной регистровый режим работы с целью достижения искомого тембрового звучания.

Чтобы настроить голос ребенка на фальцетное звучание, следует предложить ему петь в высокой тесситуре; грудное же звучание легче формируется на низких тонах голоса.

Настраивая голоса детей на фальцетное звучание нужно выбирать такие условия: тесситура — высокая и средняя, близкая к высокой (соль1 —ре2), динамика — от РР до mP, тип гласного — у, о, а, способ артикуляции — губы в полуулыбке, умеренное открытие рта, ноздри слегка раздуты, гортань сохраняет настрой, подученный при произнесении гласного у, способ звуковедения — легкое стаккато, переходящее в легато, основное эмоциональное содержание – ласково, нежно, весело.

Настраивая голоса детей на правильное звукообразование в грудном режиме, выбирают иные условия: тесситура — низкая и средняя, близкая к низкой (соль1 — сольм), динамика - mF, Р, тип гласного — а, и, э, способ артикуляции — широкое вертикальное открывание рта, губы округлые, ноздри раздуты, мягкое нёбо при поднятого более значительно, атака звука -мягкая, но более активная, способ звуковедения — нон легато, маркато, переходящее в плотное легато, основное эмоциональное содержание — строго, торжественно, воодушевленно.

Для настройки голосов на смешанное звукообразование выбираются условия, промежуточные между двумя крайними случаями, относящимся к чистым регистрам. Настроить голос на уравновешенное микстовое звучание легче всего на центральных звуках диапазона при силе голоса mF. Чем тише петь, тем легче будет получаться микст, т. е. Ближе к фальцетному типу, и наоборот. Обычно начинаем со звуков фа1 — ля1.

Голосовой аппарат построен весьма индивидуально и всегда несет те или иные фонационные навыки, связанные с бытовой речью пением.

Поэтому для формирования и развития вокальных качеств голоса имеет смысл применить тот гласный звук, на котором они лучше всего выявляются. Фонетический метод воздействия на голосовой аппарат тем и хорош, что позволяет подобрать те звукосочетания, которые у каждого ученика позволяют наиболее полно выявить певческие качества его голоса.

Дикция (греч.) - произношение.

Дикция — разборчивость слов, зависит как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных. Для того, чтобы при утрированном, активном произношении согласных не нарушалась мелодия, певучесть, кантилена, следует, согласно общеизвестному правилу, произносить их быстро, присоединяя к последующей гласной: Я — ва — слю — блюю, лю – блю бе — зме — рно: Бе — зва – сне – мы – слю дня про — жить. При таком произнесении согласные выбивают голосовой аппарат из его вокальной установки на краткие мгновения.

Иногда вялости губ следует давать специальные упражнения для их разработки. Надо хорошо открывать рот и хорошо артикулировать губами при произношении различных гласных.

Тренировка в певческой дикции обычно проводится на слоги, сочетающие в себе различные комбинации гласных с согласными. Их взаимовлияние при произношении в слове, а тем более в речевом потоке, вносит определенный смысл в работу по решению конкретных вокальных задач. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани, позиционно приближают звук.

Функция гортани фактически выключена на глухих согласных. При этом она оказывается весьма ослабленной и на последующих за ними гласных. Поэтому при наличии зажатости мышц гортани в пении целесообразно использовать сочетания слогов «по», «ку», «та», и т.п.

Для устранения различных недостатков в звукообразовании можно использовать вполне определенные слоговые сочетания. При гнусавости целесообразно применять гласные а, э, и в сочетании с губными согласными. При глубоком звучании голоса используются гласные и, е, приближающие вокальную позицию, в сочетании с переднеязычными или зубными согласными.

При пассивном пении или глухом тембре — звонкие согласные в сочетании с гласными а. и, э. Крикливый или открытый «белый» звук устраняется при пении гласных у, о в сочетании с сонорными м, л, а горловой призвук - - при помощи гласных о, у, в сочетании с глухими согласными и т.д. Хотя согласные нарушают плавность течения мелодии, они очень важны с точки зрения влияния их на разборчивость дикции, так как несут в себе основную информативную нагрузку.

Губные согласные б-п, в-ф требуют активности губных мышц, поэтому могут быть использованы для их тренировки при условии четкого произношения данных согласных.

Основной момент в работе над гласными — воспроизведение их в чистом виде, т. е. без искажений. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Гласных в русском языке 10 из них простые — и, э, а, о, у, ы, 4 — из них сложные — я (йа), ё (йо), ю (йу), е (йэ), а занимает промежуточное положение между темными у, ы. о, и светлыми е, и, которые требуют особого внимания в отношении их округления при пении и, э - - стимулируют работу гортани, о, у - - ослабляют работу гортани, а - - во всех отношениях занимает нейтральное положение, ы - - округляет звук, стимулирует активность мягкого нёба. При пении сложных гласных звук и произносится очень коротко, последующий за ним простой гласный тянется долго. Я, ё, ю. е — благодаря скользящему артикуляционному укладу поются мягче, чем чистые гласные. Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании. По отношению к функции голосового аппарата на второе место после гласных следует поставить полугласные, или сонорные, звуки: м, л, н, р. Они так называются потому что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных. Звонкие согласные б, г, в. ж. з. д. глухие — п, к, ф, с, т, шипящие — х, ц. ч. ш. щ.

Основное правило дикции в пении - - быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щечных и губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать в процессе специальных упражнений.

Именно слово, а не звук, должно быть близким: только как неизбежное следствие этого и звук оказывается впереди, несмотря на постоянный и неизменный ход его вверх.

Звук — это непрерывная волна, а слово — только изменение формы этой волны. Если звучание становится близким, впереди, благодаря стремлению близко произносить слово, то. для этой цели может быть использован звук на длительную согласную р (рррр...). Этот способ необычайно благоприятствует полноценности звучания всего диапазона грудного голоса, г также влияет на звучность фальцета на всем его диапазоне и на всех гласных, не исключая а. о и э. Длительная р, безусловно, устанавливает нужное формирование зева, благодаря чему звук в должной мере проникает в полость рта и оказывается впереди.

Кроме того, вибрация языка, образующая длительную р, по видимому, требует должно полноты выдоха, вытекающего из голосовой щели во время звучания, вероятно, это обстоятельство благоприятствует вибрации связок, то есть должной полноте выдох; Использование звучания длительной р, совершенно неоценима. Переходя с длительной н на длительную р, надо сохранять ход звука вверх, переходя с длительной р на гласную, нужно сохранять как ход звука вверх, так и близость звучания, даваемую р. Таким путем достигается ход звука «голода» и требуемое формирование зева глотки: звук, как бы сам собою, берет себе все, что нужно ему.

Совершенно определенное влияние оказывает на положение нёбной занавески упражнение на длительную р; как бы ни стремился певец петь в нос, стоит ему дать звук на длительную р, как этот звук потеряет гнусавый характер. На р звук не может быть гнусавым.

Упражнение «з», ж, м, помогает получить желаемую окраску звука.

В качестве упражнения в произношении глухих согласных, сочетающем в себе движения губ и кончика языка, можно использовать различные скороговорки.

Особое внимание уделять последним согласным в слове. Если будешь выговаривать их сейчас, то и в песне не станешь «проглатывать» буквы, и текст будет понятен.

От то-по-та ко-пыт

Пыль по по-лю ле-тит.


Курьера курьер

Обгоняет в карьер.


Осип охрип,

Архим осип.


У осы не усы,

не усища, а усики.


Водовоз вез воду из-под водопровода.


На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

Рассердился Варвара, убрала в сарай дрова.


Краб крабу сделал грабли, дал грабли крабу-краб

Сено граблями, краб, граб.


Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить.

Наш пономарь вашего пономаря перепономарит. перевыпономарит.


Я мальчик финтикультяпистый,

Могу финтикультипнуть и выфинтикультипнуть.


Быль у Фрола, Фролу на Лавра наврала.

Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.


Однажды галок поп пугая,

В кустах увидел попугая,

И говорит тот попугай:

«Пугать ты галок, поп пугая,

Но галок, поп, в кустах пугая,

Пугать не смей ты попугая».


Желательно каждое утро начинать с речевой гимнастики. Когда ты уже овладеешь основными артикуляционными навыками, необязательно сохранять статичное положение тела и даже полезно будет заниматься в движении или в танце, а вот следить за прямой осанкой и правильным дыханием необходимо.

Дикционные упражнения:

ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ

БУ БО БА БЭ БЫ

^ БУ-БУ-БУП. БО-БО-БОП...


КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

СУ-ЗЗУ СО-ЗЗО СА-ЗЗА СЭ-ЗЗЭ СИ-ЗЗИ…


ФУ ФО ФА ФЭ ФИ ФЫ

ФУ-ВУ ФО-ВО ФА-ВА...


^ СТУ-ЗДУ СТО-ЗДО СТА-ЗДА

СТЭ-ЗДЭ СТИ-ЗДИ СТЫ-ЗДЫ


РЛУ РЛО ПРЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО...


ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТТКА

пктэ-тпкэ пкти-тпки пкты-тпкы

КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ...


Выполняя эти упражнения, тренируется весь речевой аппарат, постепенно развивается мышцы органов речи: губ, язык, мягкого голосовые связки.
^

1.3. Вокализы и основные виды вокализации.


Вокализы представляют собой тот музыкальный материал, который употребляется большинством педагогов как переходный от упражнений к художественным произведениям. Это музыкальные произведения, написанные с определенной технической задачей. Вокализы, всегда имеют целью выработку тех или иных технических качеств, имеют узкопедагогическую направленность. Этим они схожи с упражнениями, однако от последних они отличаются тем, что являются настоящими музыкальными произведениями со всеми свойственными им характерными чертами. Вокализы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются, либо с названиями нот — сольфеджируются.

Отсутствие слова и технический элемент, который заключен в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса. Вокализ позволяет применять и шлифовать те навыки звукообразования и звуковедения, которые ученик приобрел на упражнениях. Если строго придерживаться принципа постепенности и последовательности, идти от простого к более сложному, постепенно усложняя простые задачи, то последовательность: упражнения – вокализы – художественные произведения с текстом вполне целесообразна и научно

оправдана. Сознательное овладение различными видами вокализации, различными элементами техники лучше всего удается на упражнениях и вокализах.

Кантилена и беглость два основных вида вокализации. Их развитие только тогда может быть полноценным, когда певческий звук верно организован.

Кантилена – плавное, связное пение. Пение, распевание, распев предполагают владение плавным переходом от звука к звуку. Связанное пение является основой вокальной музыки в любой национальной композиторской школе. Для выработки кантиленного звучания большое значение имеет отработка правильного звуковедения в различных видах движения мелодии. Надо уметь правильно вести голос в гаммах, арпеджио, в ходах на различные интервалы, добиваясь при этом, чтобы ничто в работе голосового аппарата не менялось, кроме необходимого изменения, высоты звука, чтобы звук все время был в одной позиции. Кантиленность – певучесть – обязательно требует свободно льющегося звука. Первым условием развития кантиленного звучания является нахождение верной координации в работе голосового аппарата, при которой в голосе появляются основные качества спертого, поставленного профессионального звучания и среди них устойчивого вибрато. Вторым условием является умение петь 1е§аю, сначала простые упражнения на legato. Дальнейшее освоение legato на более сложных упражнениях, вокализах.

Другой вид связного пения portamento предполагает перенос звучания с обязательным скольжением звука по всей гамме промежуточных тонов. При portamento голос глиссандирует с ноты на ноту вверх или вниз. Обычно он легко осваивается, так как скольжение звука голоса свойственно для естественной речи. Если ученик затрудняется в этом виде, звуковедения, то полезно потренироваться в речи на интонациях удивления (portamento вверх) и на интонациях утверждения (portamento вниз), а потом предложить спеть какие-либо интервалы, подложив это ощущение скольжения звука. Другой прием – это представить, что между звуками, которые требуется связать премом portamento, находится хроматическая гамма, которую нужно спеть в быстром движении. Эти приемы легко приводят к развитию движения portamento.

Для овладения кантиленным пением надо, прежде всего, отработать технику пения legato на разных видах музыкального материала.

Беглость - умение петь в быстром движении. Тренировка голосового аппарата на упражнениях и вокализах в быстром движении, кроме того, что прививает необходимый элемент высокой техники, оказывает благотворное влияние на голос. Упражнения в быстром движении являются своеобразной гимнастикой для голосового аппарата, особенно для гортании. Правильно подобранные упражнения помогают раскрепощению голосового аппарата от лишних напряжений, скованности, зажатости или чрезмерной распущенности его мышц.

Пение в медленном движении, плавное пение дает возможность певцу форсировать звук. Быстрое движение не позволяет долго задерживаться на одном звуке, и певец, склонный к форсированию, не успевает развить на нем большую силу звучания. Поэтому беглость является одним из лучших средств борьбы с форсировкой. Под форсированным звучанием голоса следует понимать не просто громкое пение, а такое, при котором голосовой аппарат работает с явным перенапряжением. В результате форсированного пения стирается тембр и начинает нарушаться вибрато. Голос раскачивается, начинает тремолировать, разрушаться. Быстрые движения не удаются, если голос форсирован. Поэтому работа над развитием беглости приводит к большей гибкости голоса, освобождая голосовой аппарат от лишних напряжений, от перегрузки, вырабатывает более правильную координацию между всеми органами, участвующими в голосообразовании. Изменение насыщенности звучания, легкий репертуар, подвижные упражнения — помощники в борьбе с форсировкой.

В работе над упражнениями в быстром движении всегда следует внимательно следить за интонационной точностью, четкостью атаки и точностью выпевания всех нот.

Если пассаж хорошо уложишьеся в голове, но все равно не получается, его надо петь в более медленном темпе на з1ассаю или со слогами. Большую роль в выработке ровности пассажей и гамм играют ритмические фигурации и акценты. При помощи перемещения акцентов или меняя ритм фигур, удается достигнуть ровности и четкости различных быстрых фигурации.

Работа над беглостью развивает гибкость и эластичность гортании, не позволяет перегружать голос. Беглость позволяет использовать свойство инерции для развития диапазона.

Одним из наиболее сложных видов техники беглости является трель. Под трелью понимается быстрое чередование двух звуков м2 или б2. Оно может являться природным качеством голоса, но может быть и выработана путем специальных упражнений. Работа над ней - включение ее в число упражнений - чрезвычайно полезна для всех голосов. Трель вырабатывает свободу и гибкость гортани, делает ее в работе упругой, эластичной. На трели весьма хорошо тренируется и певческое дыхание. Хорошая трель - показатель хорошо найденной координации в работе голосового аппарата.

Филировка – необходимый вид техники, украшающий исполнение. Ее следует изучать, когда голос уже достаточно сформирован. Хорошая филировка является показателем правильного звучания певческого голоса.

Fil – нить от французского. Под филировкой понимается умение постепенно убрать силу звука до почти полного замирания и наоборот. То есть умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и наоборот не меняя при этом вокальных качеств звука.

Начинать изучение филировки рекомендуется упражнение — от mezzo forte к piano или от forte к piano , в зависимости от характера голоса ученика. Первый звук должен быть хорошо атакован, должен получить достаточную силу и устойчивость и затем постепенно, медленно, естественно ослаблен до piano. При этом надо следить, чтобы звучание оставалось в одной точке в высокой позиции. Упражнения на филировку следует включить в число ежедневных.
^

1.4. Краткие выводы по главе 1.


Вокальная техника это лишь средство, помогающее наряду с другими художественными компонентами создать музыкально-сценический образ, поэтому с первых же дней обучения ученика требовал не формальной вокализации, а продуманного, искреннего исполнения.

Технику пения следует рассматривать как результат образования многочисленных связей в речедвигательном анализаторе, связей, возникающих для осуществления какой-либо исполнительской задачи.

Воспитание певца как правило требует одновременного решения двух задач, которые тесно связаны между собой: построить исполнительский аппарат, выработать профессиональный певческий голос - «инструмент» певца, и научить его «играть» на нем. Во всех случаях, даже на первых этапах выработки элементарных навыков образования звука, которые обычно ведутся на упражнениях лишенных образного музыкального содержания, музыка должна присутствовать как необходимый отправной момент. Всякий, даже самый простой, навык должен увязываться с элементарной исполнительской задачей.


^

Глава 2. Условия развития вокальной техники в средней группе (10-14 лет) в фольклорном коллективе «Аракс»

2.1. Краткая характеристика коллектива детей


Фольклорный ансамбль «Аракс» существует уже 4 года. В течении этих лет ансамбль развивается и расширяет свой круг общения. Мы участвовали в многочисленных концертах, конкурсах и фестивалях. Завоевали Гран при 2009 г. в конкурсе «Подари улыбку миру», Диплом лауреата (2) в III областном фестивале «Роза островных ветров», 1 и 2 место «Талант» 2007, 2008, специальный приз жюри в 2008 г в Студенческой весне, многочисленные благодарственные письма: от Управления культуры Администрации г. Южно-Сахалинска, от сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России, от отдела культуры муниципального образования городского округа «Долинский», от Сахалинского государственного областного краеведческого музея, от Сахалинской областной универсальной научной библиотеки. Дипломы – Управление культуры Сахалинской области. Сахалинский областной методический центр народной культуры «Радуга», диплом лауреата от вице-мэра по социальному развития администрации г. Южно-Сахалинска, диплом от комитета по делам молодежи. Почетная грамота от сахалинского регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия».
^

2.2 Методические направления и принципы в вокальной работе с детьми.


Практика показывает, что от того, в каком режиме работает голосовой аппарат ребенка в домутационном возрасте, зависит и все дальнейшее развитие его голоса уже во взрослом состоянии.

  1. Для наиболее полноценного развития певческого голоса детей необходимо использовать все голосовые регистры: фальцетный, грудной и различные смешанные типы, так как они присущи им от природы.

  2. Грудной голос у детей, так же как и фальцетный, тоже может звучать без напряжения и форсировки при условии, что он используется в соответствующей ему тесситуре.

  3. Определенными методами можно произвольно управлять звукообразованием у детей в любом голосовом регистре, а, следовательно, развивать тембр, звуковысотный диапазон и силу голоса в соответствующем направлении.

  4. В работе с детьми по овладению различными голосовыми регистрами необходимо соблюдать определенную последовательность в зависимости от их голосовых природных особенностей.

К этим принципам надо иметь творческий подход. С этими принципами стали активно использоваться в практике прогрессивных направлений педагогики в нашем веке.

1. Принцип создания оптимальных условий для обучения (благоприятный и морально-психологическая атмосфера).

2. Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения (цели, задачи, установки образовательного процесса осознаются и принимаются учеником. Он самостоятельно приобретает знания).

3. Принцип преемственности (предшествующее должно развиваться, обогащаться и реализовываться в последующем).

4. Принцип опережающего обучения (готовится база для изучения последующей).

5. Принцип прочности усвоения знаний (когда усвоение становится результатом активной мыслительной деятельности).

6. Принцип обучения на высшем уровне трудностей (работать на пределе своих возможностей; использовать принцип, учитывая индивидуальные качества и способности учеников).

7. Принцип развивающего обучения (дает формы и методы, позволяющие самостоятельно приобретать знания, выводит процесс обучения на творческий исследовательский уровень).

^

2.3. Результаты работы по совершенствованию вокальной техники (диагностика)


Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины и прочее. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности. Создание теории и системы вокального воспитания невозможно без творческого содружества различных наук. Инновационная деятельности дает ученику возможность соприкоснуться с новыми видами искусства (художественный дизайн, живопись, тех.искусств и т.д.).

Погружение в искусство, приобщение к миру прекрасного, помогает личности выработать наиболее объемную собственную философию бытия, имеющая не только рациональный, но и эмоциональный ряд, полнее самоопределиться в жизни, органичнее принять общечеловеческие ценности, которые могут стать жизненными установками, морально-нравственными регуляторами бытия. Ребенок, прикоснувшийся к живительному источнику народной мудрости фольклору, вырастает нравственно здоровым.

При инновационной деятельности будет решена важнейшая исполнительская задача - достичь единства слова, напева, движения, воспринимаемого не как сумма компонентов, а их синтез, дающий новые качественные показатели.

И, наконец, одна из важнейших задач профессиональная ориентация. После семи лет обучения учащийся получит определенные знания, которые позволят ему самостоятельно найти свой жизненный путь.
^

2.4. Краткие выводы


Надо определять три основных направления в работе с детьми.

  1. Индивидуальная коррекция, которая позволяет ребенку обучаться легче и быстрее, следовательно, с радостью и желанием.

  2. Развитие чувств, интеллекта, креативности – той триады, которая определяет степень талантливости человека.

  3. Формирование личностных качеств, обеспечивающих ребенку развитие своих талантов и способностей. Например, стремление к совершенству, трудолюбие, самоуважение, самостоятельность, самосознание и т.д.

Работать по этим направлениям надо одновременно, и только тогда. Когда они дают очень быстрые и высокие результаты.

Заключение


Упражнения рекомендуется петь стоя: следует держаться как можно прямее, немного откинув корпус назад, подняв голову, устремив взгляд вперед и не двигаясь. Ноги держать приблизительно во второй позиции (как требуются для танцев), но без преувеличений, опираясь на ту ногу, которая стоит сзади. Дышать надо медленно и глубоко, через нос, закрыв рот и задерживая несколько дыхание перед началом пения.

Нужно стараться выработать дома дыхание через нос. Позднее, когда появится необходимость вдыхать большее количество воздуха, нужно полуоткрыть рот, чтобы дышать одновременно и носом, и ртом. Открывать рот нужно умеренно и естественно. Ноту надо брать точно, верно, без глиссандо. Нужно петь полным голосом, естественно, без усилий, с одинаковой громкостью на всем диапазоне, без всяких оттенков, если таковые не указаны. Некоторые упражнения иногда надо петь то весело, то грустно, то сердито, то восторженно, то страдальчески. Такие требования заинтересовывают ученика, приучают его к достижению выразительности только средствами тембровой окраски, без помощи слов.

В конце каждого упражнения можно тянуть последнюю ноту. На паузах между упражнениями рекомендую расслабление всего организма. Необходимо брать дыхание там, где это указано.

Каждое упражнение можно спеть как формальную последовательность нот, а можно – как музыкальную попевку, как фрагмент музыкальной мысли.

Большинство упражнений дается в тональности до мажор. Их следует транспонировать. В выборе тональности надо исходить ориентируясь на наиболее удачно звучащий участок диапазона голоса ученика. Обычно приводятся 1-2 фигуры упражнения, которые следует секвенционно распространять по диапазону.

Вообще с самого начала занятий необходимо сосредоточить все свое внимание на том, что хочешь делать, не позволяя себе отвлекаться.

Главное – учить подходу к упражнению произведению, показывать, как следует над ним работать, чтобы исполнение было убедительным, верным.

Основная задача ученика и педагога, работающих над усовершенствованием голоса, -правильно сформировать тембр, найти наилучшие условия для естественной свободной работы голосового аппарата.

^

Список литературы.


  1. Барсов Ю. Вокально-исполнительские принципы. – М.: Музыка, 1968.

  2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1963. – 676 с.

  3. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М. – Л., 1967

  4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

  5. Пашкина Л.Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки. – М.; 1982.

  6. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М. – Л., 1965. С. 45

  7. Виардо П. Упражнения для голоса. – М.: Музыка, 1994. – 40 с

  8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 288 с.

  9. Михеева Л. Музыка детям: сборник статей. Вып. 4/сост. – Л.: Музыка, 1975. – 156 с.

  10. Никольская К.Ф. Музыкальное воспитание школьников и профессиональная подготовка учителя музыки. – Пермь. – 1978. – 89 с.

  11. Стулова Г.П. Проблема регистров певческого голова младших школьников. – М., 1979, С. 138-145.

  12. Сафонова В.М. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. – М.: Музыка, 1981. – 33 с.

  13. Кастальский А.Д. Русская советская хоровая музыка. М., 1974, С. 7-42.

  14. Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе, вып. 17. – М.: Музыка. 1986. – 79 с.

  15. Исаева И.О. Учимся петь под караоке. – Минск: Сврем.шк., 2006. – 256 с.

  16. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Музыка, 1962. – 87 с.

  17. Юдин С.П. Формирование голоса певца. – М.: Музыка, 1962. -167 с.

  18. Ханин М.И. Практикум по культуре речи или как научиться красиво и убедительно говорить. – СПб.: «Паритет», 2003. – 192 с.

  19. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1988. – 176 с.

  20. Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса. М. – Л.: Музгиз, 1951.

  21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука. 2003. – 379 с.

  22. Рогов Е.И. Оющая психология, - М.- Владос, 1995

  23. Фридман Л.М. Школьная психологическая служба: пособие для школьных психологов. – М.: АПК и ППРО, 2005. – 182 с.

  24. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. М.; 2008. – 368 с.



Приложения







Скачать 478,64 Kb.
Дата конвертации02.08.2013
Размер478,64 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы