Задачи: создать условия для понимания необходимости обращения к опыту и традициям православной семьи школы святой, самоотверженной и жертвенной любви помочь  icon

Задачи: создать условия для понимания необходимости обращения к опыту и традициям православной семьи школы святой, самоотверженной и жертвенной любви помочь



Смотрите также:
Основы православной культуры и светской этики «Семья-малая Церковь», Педагогический проект.

Савченко Н. Н.,

учитель начальных классов

Введение


Цель: содействовать приобщению школьников и их родителей к нравственному опыту предков в вопросах организации института семьи, неразрывно связанному с вопросами духовно-ценностной ориентации современного российского общества.

Задачи:

- создать условия для понимания необходимости обращения к опыту и традициям православной семьи - школы святой, самоотверженной и жертвенной любви.

- помочь учащимся и их родителям осознать важность соблюдения семейной иерархии как подобия устройства Божьего мира;

- способствовать воспитанию чувства сопричастности к проблемам современной семьи;

- способствовать расширению сотрудничества между семьей и школой;

- создать условия для формирования позитивного отношения к школе.

Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. Еще Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их "и домашнюю их церковь" (Рим. 16, 4). А говоря о церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем "отцом", "батюшкой", себя называем "духовными детьми" нашего духовника. Что же так роднит понятия церкви и семьи? Церковь - это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием Своим утверждает, "с нами Бог"! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: "...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20). Епископы и священники - не представители Бога, не заместители Его, а свидетели Божьего участия в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как "малую церковь", т.е. единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь "свидетелями", т.е. примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь "малой церкви". Приложимо ли такое понимание семейной жизни в наше время? И в западном мире, и еще больше в России, бытовые условия, общественная жизнь, государственный строй, господствующее направление мыслей часто кажутся несовместимыми с христианским пониманием жизни и роли семьи в ней. В наше время чаще всего работают и отец и мать. Дети с раннего детства проводят почти весь день в яслях или детском саду. Потом начинается школа. Члены семьи встречаются только вечером, усталые, торопливые, проведшие весь день как бы в разных мирах, подвергаясь разным влияниям и впечатлениям. А дома ожидают хозяйственные заботы - покупки, очереди, стирка, кухня, уборка, шитье... Кроме того, в каждой семье случаются и болезни, и несчастные случаи, и трудности, связанные с квартирной теснотой и неудобствами. Да, семейная жизнь сегодня - это часто настоящий подвиг. Еще одна трудность - конфликт между мировоззрением христианской семьи и государственной идеологией. В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения мощным потоком льются и заливают душу наших детей идеи, чуждые и даже враждебные христианскому пониманию жизни. Противостоять этому потоку трудно. Да и в самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о "малой церкви"? Возможна ли она в наше время? Мне кажется, что стоит попытаться вдуматься в смысл того, что есть "Церковь". Церковь никогда не означала благополучия. В свой истории Церковь всегда переживала беды, соблазны, падения, преследования, разделения. Церковь никогда не была собранием только добродетельных людей. Даже самые близкие ко Христу двенадцать апостолов не были безгрешными подвижниками, не говоря уже о предателе Иуде! Апостол Петр в минуту страха отрекся от своего Учителя, сказав, что не знает Его. Другие апостолы спорили между собой о том, кто из них первый, а апостол Фома не поверил, что Иисус Христос воскрес. Но именно эти апостолы и основали Церковь Христову на земле. Христос избрал их не за добродетель, ум или образованность, но за их готовность все бросить, от всего отказаться, чтобы следовать за Ним. И благодать Духа Святого восполнила их недостатки. Семья даже в самые трудные времена - это "малая церковь", если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни. Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру. Если ребенок сам, своей душой и своим умом, в меру своего детского развития, верит, знает и понимает то, во что он верит, лишь в этом случае он может эту веру противопоставить враждебному окружению. Возможно ли это в детском возрасте? Мне кажется, исходя из моего опыта работы с детьми можно наметить четыре пути воспитания детского религиозного опыта: 1. Чувство и понимание "святого", "святости" - святого предмета, крестика, иконы, храма, человека, святости всего божественного. 2. Не надо быть злым, важно быть добрым, любить и жалеть других. 3. Во всем мире, природе, есть порядок, смысл, и все делается для чего-то. Все устроено волей Божьей. 4. Интересно постепенно узнавать что-то новое о жизни, о людях, о вещах, о Боге. Хорошо познавать то, что познается. В наше время верующим родителям важно не только знакомить детей с тем, во что они верят, - рассказывать о евангельских событиях, объяснять молитвы, водить, когда можно, в храм, - но и развивать у детей религиозную сознательность. Дети, растущие в антирелигиозном мире, должны знать, что такое религия, что значит быть религиозным, верующим человеком. Как пример могу привести полученную из Советского Союза рукопись покойной Е. Трояновской, педагога и верующей православной женщины 1. Во введении к этому труду она рассказывает детям о стрекозе и красочно описывает, как эту стрекозу воспринимают проходящие мимо. Дождевой червяк просто не замечает. Птица видит в ней пищу, девочка - игрушку, художник - красоту, ученый задумывается об устройстве ее крыльев и глаз. Мудрец увидел все то, что видели другие, но и еще кое-что. Он увидел в ней творенье Божие и стал размышлять о Боге. Прошел еще один человек, самый удивительный. Это был святой. Залюбовался стрекозой, и сердце его возгорелось еще большей любовью к благому Богу, сотворившему ее. Он стал молиться, и душа его наполнилась светом и любовью. Такого рода рассказы и разговоры с детьми могут помочь развить и утвердить их религиозное сознание. Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать трудности, с которыми они сталкиваются, должны сочувствовать им, когда в силу необходимости они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы призваны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что они крепко верят. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре - надо быть добрым! Можно спрятать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о Нем как можно больше. Церковь знала периоды преследований, когда надо было скрывать веру, а иногда страдать за нее. Эти периоды были временами самого большого роста Церкви. Пусть эта мысль поможет нам в наших трудах по созиданию нашей семьи - малой церкви!


^ Основная часть

( Сценарий праздника )


Оформление: по периметру зала развешаны разноцветные шары, на стенах размещенаэкспозиция «На что клад, как в семье лад» из фотографий семейных будней и праздников, представленных учащимися школы из семейных фотоальбомов, выставка рисунков, поделок, ПК и мультимедийная установка.


^ Мне радостно думать о том,

Что где-то под белою кручей

Стоит моей матери дом

Из сотен домов наилучший.

Мне радостно думать о том,

Что нынче по санному следу

В твой маленький солнечный дом

Я с чистою совестью еду.


Мне радостно думать, что в нем,

В почетном углу там икона.

Стихов моих тонкий альбом

Хранится от глаз незнакомых

Мне радостно думать о том,

Что нынче по санному следу

В твой маленький солнечный дом

Я с чистою совестью еду.


Мне радостно думать и знать,

Что как ни сложилась бы доля

Ты веришь в звезду мою, мать,

В талант мой, и разум, и волю,

Мне радостно думать о том,

Что нынче по санному следу

В твой маленький солнечный дом

Я с чистою совестью еду.


Ведущий:

- Добрый день, уважаемые гости, участники! Мы не зря начали наш праздник с песни о доме, о семье, они для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. И мы надеемся, что именно такие семьи здесь сегодня собрались. Мы рады приветствовать вас на Большом семейном форуме «Семья – малая Церковь»!

Ученик 1:

- Семья – оплот государства. Но в современном обществе институт семьи переживает глубокий кризис. Основная причина катастрофического состояния нынешней российской семьи – ужасающая распущенность нравов, слабая степень ответственности членов семьи за её моральный климат, финансовое благосостояние. Это грозит нам в перспективе не только разрушением базовой ячейки племени, но нации, государства и цивилизации вообще.

Ведущий:

-Дорогие друзья давайте вспомним с вами о защитниках русской православной семьи Петре и Февронии Муромских, Святых благоверных княгине Иулиании и князя Симеоне Вязем­ском, Николае Александровиче и Александре Федоровне Романовых (новомученники страстотерпцы) и других знаменитых русских семьях.

Ведущий:

- В последние годы в нашей стране стали отмечать католический праздник День святого Валентина, священника, который покровительствовал влюбленным. Но и в нашем православном календаре есть свои святые покровители влюбленных – Петр и Феврония. Они покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям. Впервые, в 2008 году, 8 июля все православные христиане отметили этот праздник.

История супружеской любви Петра и Февронии очень романтична. Её описал величайший автор XVI века Ермолай Еразм в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» согласно «Повести» супруги княжили на Муроме в конце XII – начале XIII веков, жили счастливо и скончались в один день.


^ Пьеса «Петр и Феврония». Исполняется театральным кружком школы


Главные действующие лица:

Князь Петр

Слуга князя

Феврония

Действующие лица:

Старик-рассказчик

Мальчик

Девочка.

Действие первое.

Картина 1-я

На завалинке сидит старик. Рядом сидят дети.

Сцена 1.

Старик.

Добрый, чудный теплый вечер!

Снова вместе мы, друзья!


Мальчик.

Мы деда ждали этой встречи.


Старик.

И сказка снова к вам пришла.

Муром – славный русский город.

Перт ладно княжил там.

Люди жили, не ленились

С утра до ночи трудились.

Но дни настали трудные

И грянула беда.

Земля дрожит и стонет.

От вражьего огня.

Дракон поля безжалостно

Огнем кромешным жжет.

Кто станет на защиту?

От змия кто спасет?

Доспехи богатырские

Надел наш славный Князь.

Взял меч, колчан со стрелами

И прежде помолясь,

На бой неравный и кровавый

Шел Петр, смерти небоясь.

И грянул бой,

И тучи пыли

Поднялись вихрем к небесам,

Светило дня от глаз сокрыли,

И мрак простерся по полям.

К концу клонился бой кровавый

Устал наш князь,

Змий весь изранен,

И хлещет кровь его ручьем.

Волной кровавой князя окатило

Огнем как - будто обожгло чело.

И все перед глазами закружило,

И замерло, остановилось все

Повержен змий отважным князем

И солнце радостно встает!

Но бледен Петр,

Кровь драконья ростки зловещие дает.

Все тело князя молодого проказа поразила вдруг

От ядовитой крови змия с Петром случился сей недуг.

Девочка.

Ужели так изречено судьбою

Ему быть жертвой битвы той?


Старик.

Совет нашему князю был дан такой.

Живет в земле Рязанской девушка одна.

Зовут ее Феврония – знахарка она.

Снадобья целебные готовить, вар варить

Все она умеет, сможет вылечить.

И гонец немедленно поскакал в Рязань.

Согласилась девушка князя вылечить,

Но с одним условием…

Картина 2.

Крестьянская изба. У окна девушка прядет пряжу. Стук в дверь. Входит

незнакомец (слуга князя Петра).

Сцена 2.

Феврония.

С чем пришел ко мне я знаю

И просьбу выполню твою.

Снадобье уже готово.(при)

Неси князю своему.

Но, однако, помнить нужно

Есть условие одно

И лекарство то поможет

Коль стану я женой его.


Слуга уходит передать слова Февронии князю и вскоре возвращается.

Слуга.

Князь согласен.

Эх, девица!

Подавай отвар.

Лечиться будет славный князь.

А тебе велел пока

Из такого льна кусочка

Сделать новую сорочку

И одежду и платок.


Феврония.

Вот обрубок от полена,

Князя очень я прошу

Сделать мне станочек ткацкий

Пока лен я расчешу.


Слуга уходит. Феврония с нетерпением ждет его возвращения.

Слуга князя входит в избу. Читает послание дляот князя Февронии.

Слуга читает.

Благодарю тебя девица!

Славная ты знахарица.

Мои раны затянулись

Лишь осталася одна,

Ну, да это не беда.

Передаю тебе дары

Непожалел я и казны

Про условие забудь.

Девица, необессудь

Как же можно

Женой князя

Древолаза станет дочь?

Если замуж очень хочешь,

С женихом могу помочь.


Слуга князя уходит.

Картина 3.

Сцена 3.

Феврония смотрит в окно.

Прошла зима.

Весна – красна

Воздухом прекрасна!

Во березовых местах

Во ракитовых кустах –

Девушки цветы рвут,

Из цветов венки вьют…


Стук в дверь прерывает Февронию. В избу входит князь Петр. Он с трудом

держится на ногах, его тело все покрыто язвами.

Князь.

Прошу Феврония покорно,

Обман ты мой прости.

Жениться обещаю твердо.

Коль сможешь снова вылечи.


Феврония осторожно усаживает князя на лавку. Готовит мазь и смазывает раны.

Старик.

Феврония спасает князя

И под венец идет с Петром.

Минуты радости, невзгоды,

Они все вынесли вдвоем.


Ведущий:

- Семья – это действительно малая Церковь.

По замыслу Творца, иерархия существует во всем творении Божьем. Отсюда становится понятным, почему муж – глава семьи. Главенствовать – значит брать на себя все самое трудное. Семья является житейским крестом для ее главы. В послании апостола Павла к есефянам говорится о том, что «муж есть глава жены, как Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5, 23 – 25)

Главным в этом единении является принцип жертвенной любви и отдания себя другому. Христос возлюбил Церковь, так как собою пожертвовал ради тех, кто ее составляет. Принцип жертвенной любви есть главный постулат устроения подлинной семьи. Такой любви, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом, и в котором один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, - это и есть малая Церковь. Такие семьи – гордость нашего хутора, нашего района, нашей страны. Сегодня мы будем чествовать самые лучшие семьи, в которых растут и воспитываются наши ученики.

В номинации «Дружная семья» на сцену приглашаются многодетные семьи.

^ Вручение памятных сувениров, благодарственных писем.

В номинации «Доброе сердце» на сцену приглашаются семьи, в которых растут и воспитываются приемные дети.

^ Вручение памятных призов, благодарственных писем

В номинации «Друзья школы» на сцену приглашаются семьи, в которых дети хорошо и отлично учатся, а родители активное участи в общественной жизни школы.

^ Вручение памятных сувениров, благодарственных писем


Ведущий:

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на земле – мама;

Моя мама! – написал Роберт Рождественский. Действительно, мама – это жизнь и счастье, тепло и радость, нежная опора и утешение в любых печалях. Мама – это самое дорогое, что может быть на земле.

^ Бальный танец в исполнении учащихся школы.


На сцену выходят чтецы. Под тихую музыку звучит отрывок из поэмы Расула Гамзатова «Берегите матерей»


1-й чтец:

Встаньте все и выслушайте стоя.

Сохраненное во всей красе,

Слово – это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: «Мама».


2-й чтец:

Это слово звучит одинаково

На различных земных языках.

Шепчет – мама младенец обласканный,

Задремав у нее на руках.

Первый шаг - и падение первое,

И сквозь слезы он маму зовет.

Мам – это спасение верное,

Только мама от боли спасет.


3-й чтец:

Стали взрослыми, стали упрямыми.

В круговерти событий и дней

Мы хранимы молитвою маминой,

Но подчас забываем о ней.


1-й чтец:

Мы за призрачным счастьем гоняемся,

Все нам некогда, все недосуг.

Но во сне в дом родной возвращаемся

Прикоснуться к теплу ее рук.


2-й чтец:

Поклониться главой поседевшею

И к губам ее пальцы прижать…


3-й чтец:

Все понявшая, все претерпевшая,

Ты прощаешь детей своих, мать.

^ В исполнении учеников школы звучит песня о маме




Ведущий:

- «Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают» - гласит народная мудрость. В каждой семье есть увлечения: одни любят петь и играть на музыкальных инструментах, другие любят поэзию, третьи шьют и вышивают, четвертые готовят, выращивают овощи и фрукты. В каждой семье есть свои таланты. Сейчас мы в этом убедимся. Мы приглашаем на сцену авторов работ, представленных на наших выставках. Все, представленные изделия радуют глаз, создают уют в доме, поднимают настроение. Сколько выдумки, фантазии, кропотливого труда вложено в них. Давайте попросим наших умельцев поделиться секретами мастерства.

(Презентация семейных увлечений: рукоделие, кулинария, музыкально-вокальные увлечения, спорт, туризм и т.д. Выступают родители и дети. Форма выступления произвольная)


Ведущий:

Море счастья и любви

Вам желаем обрести..

Пусть волны моря плещутся играя,

На гладкий берег набегая.

Пусть никогда не будет шторма, только штиль.

А стаи чаек, собирая зла шальную пыль

^ Ее далёко за морем смывают.

- Друзья, мы с вами тоже составляем одну семью, школьную, полноправными членами которой являются ученики, педагоги, родители.

Все мы любим свои семьи, родственников, друзей и желаем им крепкого здоровья, добра, светлых и радостных дней. Мы желаем своим близким добра, счастья, благополучия.

А сейчас давайте все вместе споем одну незамысловатую детскую песенку, полную глубокого духовного смысла и теплоты.

А звучит она так:

^ Давайте попросим Отца Бога Света

Нашим родителямдолгая лета!

Долгая лета! Долгая лета!

Долгая! Долгая! Долгая лета!

- Таким образом, мы сможем пожелать долгих лет жизни родственникам, друзьям, соседям, учителям, директору нашей школы, президенту нашей великой России - всем кто нам дорог в этой жизни, кому мы обязаны всем, что имеем.

(коллективное исполнение песенки учениками, родителями, и учителями).


Заключение


У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Хотелось бы закончить стихотворением, ещё раз подтверждающим это.

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.



Литература:


1.Карин С.Х. В мире мудрых мыслей. М.: Знание, 1962.

2.Не прерывая связь времен. Сборник методических рекомендаций и организационно-практических материалов. – Смоленск: ГОУ ДПОС

«Смоленский областной институт усовершенствования учителей», 2006.

3.Панькова И.И. Христианская нравственность в современном мире. Ростов-на-Дону. 2007.

4.Последняя крепость. Протоирей Максим Козлов. Беседы о семейной жизни – М.: Издательство храма Св. мученицы Татианы при МГУ, 2006..

5.Янушкявичус Р., Янушкявичене О., Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.: ПРО – ПРЕСС, 2007



Скачать 153,15 Kb.
Дата конвертации05.08.2013
Размер153,15 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы