Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также студентам гуманитарных факультетов вузов, институтов культуры, театральных, кино-, теле- и других творческих вузов icon

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также студентам гуманитарных факультетов вузов, институтов культуры, театральных, кино-, теле- и других творческих вузов



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42







УДК 82.0(075.8) ББК 83.3(0)я73 Л 843

Рецензенты: кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета (зав. кафедрой — доктор философских наук, профессор^2". Ф. Кузнецова)', доктор филологических наук, профессор В. П. Трыков; доктор филологических наук, профессор В. А. Пронин

Луков Вл. А.

Л 843 История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Вл.А.Луков. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 512 с.

ISBN 978-5-7695-5073-7

В учебном пособии на основе тезаурусного подхода изложена история зарубежной литературы, рассмотрены ее истоки (мифология, фольклор, первые литературные памятники Древнего Востока); жанры античной и средневековой литературы, литература Предвозрождения, Возрождения, барокко, классицизма, Просвещения, предромантизма; охарактеризованы литературные направления XIX в. (романтизм, реализм), направления и течения рубежа XIX—XX вв. (натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм), литературный процесс XX — начала XXI в. (модернизм, реализм, постмодернизм, массовая литература). Проанализировано творчество писателей разных эпох и народов — от Гомера до представителей современной литературы.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также студентам гуманитарных факультетов вузов, институтов культуры, театральных, кино-, теле- и других творческих вузов.

УДК 82.0(075.8) ББК 83.3(0)я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Луков Вл.А., 2003 © Луков Вл.А., 2008, с изменениями © Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-5073-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008


ВВЕДЕНИЕ

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература как часть культуры. Литература (лат. litteratura — написанное, от littera — буква) — совокупность записанных и имеющих общественную значимость текстов; в более узком смысле — только художественная литература, вид искусства. На определенных стадиях в литературу мы включаем существующий в письменном виде фольклор, религиозные, философские, эстетические, документальные, научные и другие тексты. Однако рассматриваться они будут только с той стороны, которая позволяет их отнести к области искусства, т.е. с позиций отражения в них конкретночувственного, образного способа освоения мира.

В рамках культуры велико значение художественной деятельности как древней и фундаментальной ее составляющей. Литература, являясь частью художественной деятельности, обладает самыми существенными признаками искусства, сложившимися при его рождении и сохраняющимися во всех его видах. Это:

тезаурусность — обращение только к материалу, важному для человека (что определяет темы, идеи, проблемы, конфликты, образную систему); включение нового художественного материала только сквозь призму тезауруса уже сложившейся, освоенной прежде системы художественных ориентиров, ожиданий. Это свойство воплощается в диалектике опоры и импровизации (в фольклоре), традиции и новаторства, ожидаемого и неожиданного;

символичность — передача в искусстве только части информации, которая дополняется в сознании воспринимающего. Этим объясняется закономерность множественности интерпретаций и невозможность абсолютно адекватного замыслу понимания произведения искусства, что особенно заметно при его восприятии человеком другой эпохи, национальности, культурного слоя;

суггестивность — способность искусства передавать информацию, воздействуя не только на сознание, но и на подсознание воспринимающего субъекта, и одновременно невозможность восприятия искусства вне измененного состояния сознания;

условность — замещение действительности системой признанных обществом художественных условностей (иносказание, передача объема на плоскости, традиционность и др.);

завершенность — существование искусства в виде отдельных завершенных произведений. Это и свойство восприятия искусст

3




ва, потому даже неоконченные произведения и отдельные фрагменты, чтобы быть воспринятыми как факт искусства, должны отвечать данному признаку (закону композиции);

иммортальность (лат. immortalis — бессмертный, вечный) — стремление к длительному сохранению произведения искусства (основа импровизации в фольклоре; прочные материалы, краски, книгопечатание, ноты и т.д.).

В отличие от других видов искусства литература выполняет особую функцию посредника (медиатора) благодаря словесной форме, т.е. она может соединять художественный и системно-логический способы освоения мира человеком. Это свойство она может придать некоторым синтетическим видам и жанрам искусства — театру, опере, песне и т.д.

^ Специфика литературы. Литература как вид искусства обладает качествами, определяющими ее специфику, в которой помимо словесно-письменной формы в первую очередь обнаруживаются: способность создания в сознании человека воображаемых (виртуальных) миров, как бы реально существующих, не имеющих ничего общего со значками (буквами, иероглифами) на бумаге (папирусе, пергаменте) и, напротив, своей полноценностью (пространство, время, люди, вещи, существа, запахи, вкус, эмоции, законы существования) конкурирующих с действительностью и сном;

способность передавать умственную деятельность человека в ее обусловленности национальными, историческими, социальными стереотипами мышления, определять рефлективные и устойчивые типы реагирования на действительность;

способность в основном сохранять свое содержание при переводе с одного языка на другой, а также при инсценировании в театре, экранизации в кино и на телевидении, превращении в либретго для оперы, балета и даже при пересказе (следует учитывать, что непереводимость или неполная переводимость поэтических текстов объясняется не их литературной природой, а связью с природой музыки); а также способность с помощью слов в большей или меньшей степени передавать содержание и форму других видов искусства.

Все другие виды искусства, если и обладают этими чертами, то лишь отчасти, в виде элементов, без такой степени полноты проявления. Очевидно, это объясняется наличием в литературе особых средств их реализации, к которым в первую очередь должны быть отнесены:

оперирование эмоционально окрашенными понятиями (концептами) на уровне слова;

оперирование идеями на уровне высказывания; оперирование художественными средствами, обеспечивающими перенос и смещение информации: метафора, метонимия, эпитет, сравнение и т.д.

4




Эти средства как система присутствуют еще только в устном народном творчестве (хотя их функционирование строится на иных основаниях). По сравнению с фольклором литература выработала такое специфическое средство, как авторство (авторская концепция мира, человека и искусства, авторская идея, авторский стиль, автор как персонаж и т.д.). Фольклор и литература разошлись и в создании систем жанров.

Всякое художественное мышление жанрово: жанр — наиболее общее средство реализации принципа условности в искусстве. Помимо жанрового мышления литературу с другими видами искусства роднят диалог автора с современниками и писателями предшествующих эпох (интертекстуальность), композиция, ритм (повтор, мотив).

Социологи художественной культуры показали, что по силе воздействия на духовный мир человека литература уступает только театру, в котором она тоже присутствует в виде драматического текста.

^ История литературы как наука. История литературы — один из разделов гуманитарного знания о литературе, включающего философию литературы (т.е. определение целей, задач, ориентиров, онтологию, гносеологию, аксиологию литературы), эстетику литературы (понимание прекрасного), этику литературы (понимание нравственного идеала), социологию литературы, экономику литературы, поэтику литературы, психологию литературы, педагогику литературы, тезаурологию литературы и, очевидно, ряд других областей, причем все эти области пересекаются и не существуют отдельно одна от другой.

История литературы — относительно новая наука, насчитывающая не более двух веков. Однако на протяжении тысячелетий человечество тем или иным образом фиксировало сведения о развитии литературы. Изустно бытовали и записывались легенды о древних певцах, сказителях, мудрецах — Орфее и Гомере, Конфуции и Вальмики, Заратуштре (Зороастре) и Моисее. Во многом на легендах построены и биографии трубадуров (XIII в.), и первая биография Шекспира (Н.Роу, 1709). Реальное, документальное смешивалось с фантастическим, история представала в персоналиях авторов, главное не отделялось от второстепенного.

Параллельно развивался другой источник науки о литературе — поэтика как нормативная теория. Здесь со времен «Поэтики» Аристотеля господствовало убеждение в неизменности извечных законов литературного творчества, особое внимание уделялось жанровой классификации и стилевой кодификации.

Третий важнейший источник истории литературы — литературная критика, достигшая больших высот уже к XVIII в.

Чтобы могла появиться новая наука, необходимо было:

5




  1. осознать специфику научного знания как достоверного и проверяемого (сделано в философии и точных науках в XVII —

  1. вв.);

  1. разработать и освоить принцип историзма (сделано романтиками в начале XIX в.);

  2. соединить в анализе данные о писателе и о его произведении (сделано французским критиком Сент-Бёвом в 1820 — 1830-е годы);

  3. выработать представление о литературном процессе как закономерно развивающемся явлении культуры (сделано литературоведами XIX—XX вв.).

К началу XXI в. история литературы обладает основными признаками науки:

определен предмет изучения — мировой литературный процесс;

сформировались научные методы исследования — сравнительно-исторический, типологический, системно-структурный, мифологический, психоаналитический, историко-функциональный, историко-теоретический и др.;

выработаны ключевые категории анализа литературного процесса — направление, течение, художественный метод, жанр и система жанров, стиль и др.

Вершиной реализации возможностей истории литературы как науки в конце XX в. можно считать «Историю всемирной литературы», подготовленную коллективом российских ученых (М.: Наука, 1983— 1994). Среди авторов — крупнейшие отечественные литературоведы: С.С. Аверинцев, Н. И. Балашов, Ю. Б. Виппер, М. JI. Гаспаров, Н. И. Конрад, Д. С. Лихачев, Ю.М.Лотман, Е. М. Мелетинский, Б. И.Пуришев и др. Вышло 8 томов, издание не завершено.

^ Основные литературоведческие методы изучения литературного процесса. Первым из таких методов может быть признан биографический метод, созданный Ш. О. Сент-Бёвом, который трактовал литературное произведение в свете биографии его автора.

Культурно-исторический метод, разработанный И.Тэном в 1860-х годах («История английской литературы» в 5 т., 1863—1865), заключался в анализе не отдельных произведений, а целых массивов литературной продукции на основе выявления детерминации литературы — жесткого действия трех законов («расы», «среды», «момента»), формирующих культуру.

К концу XIX в. утвердился сравнительно-исторический метод (в настоящее время компаративистика, основанная на этом методе, переживает новый взлет). Опираясь на положения сравнительно-исторического метода, А. Н. Веселовский разработал идеи исторической поэтики.

В первые десятилетия XX в. огромное влияние на науку о литературе оказал социологический метод, в соответствии с которым




литературные явления рассматривались как производные от социальных процессов. Вульгаризация этого метода («вульгарный социологизм») стала заметным тормозом в развитии литературоведения.

Так называемый формальный метод, предложенный отечественными литературоведами (Ю.Н.Тынянов, В. Б. Шкловский и др.), выделил в качестве главной проблемы изучение формы произведения. На этой базе сложились и англо-американская «новая критика» 1930 — 1940-х годов, а позднее — структурализм, в котором были широко использованы количественные показатели исследования.

В работах отечественных исследователей (К). М.Лотман и др.) сформировались родственные структурализму системно-структурный и семиотический методы. Крупнейшие структуралисты (Р. Барт, Ю. Кристева и др.) в своих поздних работах перешли на позиции постструктурализма (деконструктивизма), провозгласив принципы деконструкции и интертекстуальности.

Во второй половине XX в. плодотворно развивался типологический метод. В отличие от компаративистики, исследующей контактные литературные взаимодействия, представители типологического метода рассматривают сходство и различие в литературных явлениях не на основе прямых контактов, а путем выяснения степени сходства условий культурной жизни.

К этому же периоду относится развитие историко-функциональ- ного метода (в центре — изучение особенностей функционирования литературных произведений в жизни общества), историкогенетического метода (в центре — обнаружение источников литературных явлений)1.

В 1980-х годах сложился историко-теоретический метод, который имеет два аспекта: с одной стороны, историко-литературное исследование приобретает ярко выраженное теоретическое звучание; с другой стороны, в науке утверждается представление о необходимости внесения исторического момента в теорию. В свете историко-теоретического метода искусство рассматривается как отражение действительности исторически сложившимся сознанием в исторически сложившихся художественных формах. Сторонники этого метода стремятся изучать не только вершинные явления, «золотой фонд» литературы, но все литературные факты без изъятия. Историко-теоретический метод приводит к признанию того факта, что на разных этапах и в различных исторических условиях одни и те же понятия, характеризующие литературный процесс,

1 Об этих и других методах и сформировавшихся на их основе школах см.: Литературный энциклопедический словарь. — М., 1989; Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001; Постмодернизм: Энциклопедия. — Минск, 2001.

7




могут и даже должны менять свое содержание. Более того, применяя современную терминологию к разным явлениям, исследователь должен корректировать содержание используемых им терминов с учетом исторического момента. Историко-теоретический метод позволил выявить значительный объем данных, чтобы представить развитие культуры как последовательную смену стабильных и переходных периодов1.

^ Литературоведческие подходы. Мы исходим из признания значимости различных литературоведческих методов и подходов к изучению литературного процесса. При этом под подходом мы понимаем используемую для решения научных задач совокупность различных научных методов при доминировании одного из них. Методологи науки наряду с принципами причинности, соответствия, наблюдаемости, непрерывности развития, «красоты» научной теории выделяют и принцип дополнительности (сформулированный в 1927 г. Нильсом Бором). Согласно этому признаку некоторые понятия несовместимы и должны восприниматься как дополняющие друг друга. Методологический принцип дополнительности применим и к вопросу о подходах в литературоведческом исследовании. Всякий подход выделяет, подчеркивает те или иные стороны изучаемого объекта, те или иные принципы метода. Подход образует «точку зрения», аспект, установку для научной систематизации. Богатство и плодотворность научного метода раскрываются в совокупности литературоведческих подходов, которые определяют сферу и характер применения метода.

^ Историография истории литературы. Историографии литературоведения, и в частности историографии истории литературы, пока не существует как специальной научной дисциплины, хотя в любой литературоведческой диссертации есть обязательный раздел, посвященный анализу критической литературы по теме исследования. Такая дисциплина необходима не только для признания возможности открытий в области гуманитарных знаний (каким является, например, открытие М. М. Бахтиным целого мира средневековой смеховой культуры), но и для того, чтобы не возникало иллюзии, будто все, что излагается в истории литературы, носит объективный характер, не зависимый от точки зрения исследователя.

Например, огромная литература об эпохе Возрождения создает представление, что Возрождение — это некий точный термин, обозначающий реально существовавшую эпоху в истории человечества. Между тем, если знать, что представление о Возрождении как отдельной эпохе сложилось лишь во второй половине XIX в.

1 Историко-теоретический метод реализован авторами «Истории всемирной литературы». О нем см.: Михальская Н.П., Луков В.А. История всемирной литературы // Филол. науки. —1986. — № 4. — С. 84—88.




(«Возрождение» Ж. Мишле, 1855; «Культура Италии в эпоху Возрождения» Я. Буркхардта, 1860), станет понятным, почему Возрождение — это культурологический, а не общеисторический термин, почему в 1930 г. Й.Хёйзинга предложил вообще не использовать это понятие как малопродуктивное и безосновательное (статья «Проблема Возрождения»), почему одни ученые утверждали, что был не один, а несколько Ренессансов (У. Фергюс- сон, Э.Панофский и др.), а другие — что Ренессанса вообще не было (J1.Торндайк, Р. Мунье и др.).

Создание истории литературы требует не только выработки общей концепции (одна из первых принадлежит Жермене де Сталь, которая в трактате «О литературе», вышедшем в 1800 г., разделила литературы на «южные» и «северные», «классические» и «романтические»), но и группировки и описания огромных пластов литературного материала.

Первые авторитетные истории всемирной (всеобщей) литературы появились в конце XIX — начале XX в. в России («Всеобщая история литературы» под ред. В. Ф. Корша и А. Кирпичникова, 4 т., 1880—1892), Германии («Иллюстрированная всемирная история литературы» И.Шерра, 3 т., 1884— 1885; «История всемирной литературы и театра всех времен и народов» Й.Харта, 2 т., 1894; «История литературы всех народов» О. фон Лейкснера, 4 т., 1898 — 1899; «История мировой литературы» К. Буссе, 2 т., 1910—1913), Франции («Литературное развитие различных племен и народов» Ш.Ле- турно, 1894), США («Литература всех наций и всех веков» под ред. Д. Хоторна и др., 10 т., 1902) и др. Наиболее интересные издания второй половины XX в. — «История литератур» под ред. Р. Кено (3 т., Париж, 1957 — 1963), «Всемирная литература» Б. Б.Трейвика (2 т., Ныо-Йорк, 1963—1964), «Всемирная история литературы» под ред. Ф. Й. Биллесков-Янсена (12 т., Стокгольм, 1971 — 1974), «Великие писатели мира» под ред. П.Брюнеля и Р.Жоанни (5 т., Париж, 1976—1978), «Всемирная история литературы» (8 т., М., 1983—1994, неоконч. изд.).

Основные категории (термины) истории литературы. К ключевым категориям истории литературы можно отнести такие, как «литературный процесс» (и ряд сопутствующих понятий, в том числе стабильные и переходные периоды, эпохи), «литературный факт», «жанр» (и «система жанров»), «направление», «течение», «школа», «движение», «художественный метод» (и сопутствующие этому понятию категории «концепция мира, человека и искусства», «нравственно-эстетический идеал»), «стиль».

Литературный процесс. Термин появился в конце 1920-х годов для характеристики исторического существования, функционирования и эволюции литературы как целостности, воспринимаемой в контексте культуры. Историко-теоретический анализ позволил представить эволюцию литературного процесса не как

9




линейное развитие, а как диалектическую смену стабильных и переходных периодов.

Для периодов стабилизации, которые можно назвать эпохами, характерны стремление к систематизации, известная замкнутость границ в сформировавшихся системах, поляризация литературных тенденций и выдвижение какой-либо основной тенденции и — как правило — альтернативной ей тенденции на центральные позиции (классицизм и барокко в XVII в., романтизм и реализм в

  1. в.). Нередко главная тенденция дает название периоду (например, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения).

Напротив, переходным периодам свойственны быстрые изменения «географии культуры», необычайная пестрота литературных явлений, многообразие направлений развития литературы без видимого предпочтения какого-либо одного из них, известная открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых литературных явлений, возникновение пред- и постсистем (предромантизм, неоклассицизм и т.д.), отличающихся от основных систем высокой степенью неопределенности и фрагментарности. Лишь последующее развитие литературы позволяет ответить на вопрос, в каком направлении произошел переход, внутри же периода он ощущается как некая неясность, повышенная изменчивость, заметная аморфность большого числа явлений.

Каждый период литературы (стабильный или переходныйХпо- рождает свой тип писателя и его мировосприятия, а также утверждает свой специфический образ человека.

Стабильные и переходные периоды чередуются. В последние столетия переходные периоды в основном совпадают с рубежами веков. Эта характеристика справедлива и для развития культуры в целом.

Литературный поток. Этот термин служит для обозначения всей совокупности литературных текстов, литературной деятельности (творческой, организационной, издательской, критической, читательской, коммерческой и т.д.) применительно как к литературе в целом, так и к отдельным периодам ее развития. Термин носит социологический характер. В отличие от понятия «литературный процесс», связанного с выявлением законов развития литературы как вида человеческой деятельности, термин «литературный поток» характеризует только объемы реальных литературных явлений, тот материал, к которому нужно применить научный анализ. Литературные потоки давних эпох не могут быть установлены из-за отсутствия полноты информации.

Литературные тенденции. Термин для структурирования литературного процесса на основании вероятностного анализа его развития. Тенденция (нем. Tendenz от лат. tendere — направляться, стремиться) — объединение единичных однородных фактов или их отдельных сторон, качеств, которые в совокупности

10




составляют некое явление, заметное на общем литературном фоне (актуальные тенденции), или связанное с распавшимися художественными системами прошлого (остаточные тенденции), или предваряющее возникновение новых художественных систем (перспективные тенденции). Вероятностные методы социологии культуры к характеристике литературных тенденций пока применяются редко (из-за недостатка сведений о литературных потоках). Основной способ выявления литературных тенденций на сегодняшний день — экспертная оценка специалистов, что вносит элементы субъективизма, так как такая оценка зависит от индивидуального культурного тезауруса специалиста.

Теория и история литературных потоков, моделей, тенденций еще не разработана.

Литературный факт. Термин введен Ю.Н.Тыняновым в статье «Литературный факт» (сб. «Архаисты и новаторы», 1929) в рамках выдвинутой им совместно с Б. М. Эйхенбаумом концепции литературного быта. К литературным фактам Тынянов причислил те события и отношения литературной жизни, которые входят в структуру литературы эпохи как целого. Мы прибегаем к этому термину лишь изредка, имея при этом в виду, что все упоминаемые явления выступают как литературные факты.

Жанр, система жанров. Теория жанра — одна из главных областей теоретической разработки истории литературы. Принципиальное значение имело расхождение в 1920-е годы позиций Ю.Н.Тынянова и М. М. Бахтина по вопросу о жанрах. Ю. Н.Тынянов писал о сменяемости всей системы жанров при смене исторических эпох, подчеркивал индивидуальность жанровых структур в творчестве писателей1, а М. М. Бахтин считал, что жанр — наиболее устойчивая совокупность способов коллективной ориентации (на читателя и на жизнь) с установкой на завершение; история литературы — это история жанров2. В ходе этой дискуссии сформировалось представление о системах жанров, сменяющих одна другую по мере развития литературного процесса.

С позиций историко-теоретического подхода следует отказаться от рассмотрения жанра только как характеристики произведения (типа его содержания, типа формы или их единства). В жанре выражаются отношения между тем, кто создает произведение искусства, и тем, кто его воспринимает. Жанр передает меру и характер условности в искусстве. В разных типах условности выявляются исторический уровень и цели отражения действительности.

1 См.: Тынянов Ю. Н. Литературный факт //Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 255 — 269; его же. Ода как ораторский жанр // Там же. — С. 227 — 252.

2 См.: Медведев П.Н. [М.М.Бахтин]. Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику. — Л., 1928. — С. 175-191.

11




Таким образом, проблема жанра при историко-теоретическом подходе выступает как аспект исследования, который раскрывает характер связей между художником слова и читающим обществом, зафиксированных в системе художественных условностей и акцентов. Подчеркивая активную роль читающего общества в процессе жанрообразования (или генезиса жанров), жанр можно определить как исторически понятный тип формосодержательного единства в литературе.

Жанр — категория, исторически менявшая свое содержательное наполнение. При историко-теоретическом подходе важно не условное, а реальное значение термина, сложившееся и развивавшееся исторически. Отсюда и оригинальное решение вопроса о системе жанров. Так, при системно-структурном подходе система жанров существует сама по себе, это как бы вместилище для книг, каждой из которых еще до появления отведено определенное место на полке. При историко-теоретическом подходе система жанров не может рассматриваться вне реально возникших жанров, она выступает как характеристика, неотъемлемая от конкретно-исторической определенности литературы. Каждая эпоха, каждое направление, каждый писатель создают свою жанровую систему. Задачей историко-теоретического изучения литературы становится выяснение законов, управляющих формированием, развитием и сменой жанровых систем.

Генезис (процесс формирования) жанров не может быть объяснен исключительно внутренними закономерностями развития жанровых систем. Одним из центральных открытий отечественного литературоведения стало обнаружение глубокого взаимодействия жанра и художественного метода.

Художественный метод, концепция мира, человека и искусства, нравственно-эстетический идеал. Художественный метод — это термин, в последнее время подвергнутый критике. Однако он может использоваться при построении истории литературы как ориентир для выделения направлений. Художественный метод — эго система принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. В его основе лежат концепция мира, человека и искусства (иными словами, логически осмысленная и сформулированная позиция писателя, заявленная им или реконструированная исследователем) и нрав- ственно-эстетический идеал (т.е. образ должной жизни). О художественных методах есть смысл говорить только начиная с Нового времени, когда они потеснили жанровый способ развития литературного процесса и начали оказывать все более и более определяющее влияние на генезис жанров и жанровых систем.

В последнее время некоторые исследователи используют вместо категории «метод» категорию «модальность». Но пока эта замена не закрепилась, и мы, со всеми необходимыми оговорками,

12




используем термин «художественный метод», который впоследствии, может быть, действительно придется заменить.

Направление, течение, школа, движен ие. Термины возникали в литературоведении XIX —XX вв. для обозначения совершенно разных явлений. Мы будем исходить из того, что все они имеют отношение к писателям и их произведениям (т.е. к истории литературы), а не к принципам художественного творчества (т.е. к поэтике). Направление — наиболее общее типологическое объединение писателей определенной эпохи на основе сходства художественного метода. Течения — более тонкая дифференциация писателей на группировки в рамках одного направления или (в переходные периоды) не сформировавшиеся в направления литературные явления. Школа — объединение писателей, осознанное ими самими. Движение — объединение писателей против господствующих тенденций в искусстве при формировании нового направления.

Стил ь. Термин, в равной степени относящийся к поэтике (система художественных приемов, по которым определяется авторство, противопоставленная другим системам) и к истории литературы (тогда говорят о литературном процессе как о смене стилей эпохи). Стиль — это характеристика формы, того, что непосредственно явлено читателю (композиция, язык, способы создания характера и т.д.), а также аспект единичного и особенного, в отличие от аспекта общего, который раскрывается в содержании понятия «художественный метод».





страница1/42
Дата конвертации07.08.2013
Размер9,22 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы