Методические указания к практическим/семинарским/занятиям и Самостоятельной работе студентов III семестр Направление подготовки: 030200/62/ политология icon

Методические указания к практическим/семинарским/занятиям и Самостоятельной работе студентов III семестр Направление подготовки: 030200/62/ политология



Смотрите также:
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии


ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


Методические указания к практическим/семинарским/занятиям и

Самостоятельной работе студентов – III семестр


Направление подготовки: 030200/62/ политология

Специальность:030201 /65/ политология


Составитель: Головатый Ю. А., к. ф. н., доц.


Тула – 2007

Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIXв.

Первое занятие.

Консервативное течение.

  1. Консерватизм как направление политической мысли.

  2. Феодальная реакция в Европе на Великую французскую революцию.

  3. Политические идеи английских консерваторов: Э. Бёрк.


Основные понятия:

консерватизм – идейно-политическое течение, выражающее приверженность к устоявшимся социальным системам и нормам;

традиционализм – метод исследования, противопоставляющий инновационному подходу некую изначальную традицию, старые формы и ценности как хранилище истины;

холизм – (целостное видение) – точка зрения Д. Юма, состоящая в отстаивании традиции и опыта в человеческом познании и понимании исторического процесса;

концепция христианского государства – ее разделял Э. Бёрк, считавший, что государство дано людям творцом для того, чтобы их натура была совершенствована добродетелью. Существует лишь один закон – Закон творца. Он и есть закон гуманности, правосудия, справедливости, закон природы и закон государств — наций.

Персоналии:

Юм Дэвид (1711 –1776) – английский философ, историк, экономист и публицист. Противни как феодально-аристократических идей («власти от бога), так и договорной теории происхождения государства. Политическую власть выводил из института военных вождей, которым народ привык подчиняться. Считал, что законность власти завит от продолжительности правления и неуклонного соблюдения ею принципа частной собственности.

^ Бёрк Эдмунд (1729-1797) – английский философ, публицист, политический деятель, один из лидеров вигов (партии крупной торгово-финансовой буржуазии и «новой аристократии»). Приобрел известность в связи с критикой с позиции консерватизма теории и практики французской революции в работе «Размышления о французской революции».

Литература.


Антология мировой политической мысли. Т.1: Юм Д. Трактат о человеческой природе.

Антология мировой политической мысли. Т. 3.: Бёрк Э. Размышления о революции во Франции.

Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. __ М., 1993.

Бёрк Э. Размышления о революции во Франции // Социс, 1991, № 6, 7, 9;1992, №2, №4.;1993.

Бёрк Э. Правление, политика и общество. Сборник. – М., 2000.

Зотова Л. В. Политические ценности свободы и равенства в консервативной интерпретации Э. Бёрка //Социально-гуманитарные знания, 2003,№6.

Кирк Р. Бёрк и политика, основанная на праве давности (Предисловие М. П. Кизимы) – Полис, 2003, №5.

Крашенникова Ю. А. Эдмунд Бёрк: опыт политической философии здравого смысла// Полис, 2003, №3.

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2005, с. 345-359.

Фадеева Т. М. У истоков идеологии европейского консерватизма // Новая и новейшая история, 1992, №6.

Чудинов А.В. Размышления англичан о французской революции: Э. Бёрк, Дж.Макинтош, У. Годвин. – М., 1996.

Шамшурин В. И. Учение Э. Бёрка о человеке, обществе и государстве и их познании с помощью пруденции-рассудительности//Вестник МГУ. Сер. 12, 1997, №3.


Вопросы и задания.


  1. Какую реакцию в Европе вызвали революционные события во Франции?

  2. Когда возникает в Европе консервативная традиция политической мысли?

  3. С какими именами она ассоциируется?

  4. Каковы наиболее характерные черты консервативного течения?

  5. Какие консервативные мотивы встречаются в трудах Д. Юма?

  6. Что послужило непосредственным поводом для написания книги Э. Бёрка «Размышления о революции во Франции»?

  7. Какие отличия видел Э. Бёрк между английской и французской революциями?

  8. В чем состоят принципиальные положения консервативной концепции Э .Бёрка?

  9. Почему иногда политические взгляды Э. Бёрка относят к разряду консервативно-либеральных?

Тематика самостоятельных работ.


  1. Истоки и сущность консерватизма.

  2. Характерные черты послереволюционного европейского консерватизма.

  3. Консерватизм, либерализм, социализм – основные направления западноевропейской политической мысли в первой половине XIX в.

  4. Основные идеи книги Э. Бёрка «Размышления о французской революции».

  5. Взгляды Т. Карлейля о французской революции в его труде «История французской революции» и их отличие от позиции Э. Бёрка.

  6. Д. Юм и его влияние на консервативную мысль.


Второе занятие.

Континентально-европейский консерватизм.


  1. Контрреволюционная реакция во Франции в первой трети XIXв. И её политические цели.

  2. Критика Ж.. де Местром политической идеологии просветителей.

  3. Воинствующий клерикализм Л. Де Бональда.

  4. Консервативные взгляды К. Л. Галлера.


Основные понятия:

реставрация – восстановление старого в первоначальном виде. Применительно к изучаемой теме – период вторичного правления династии Бурбонов во Франции. Первая реставрация –в 1814-1815 гг.; вторая – в 1815-1830гг.

ультрароялисты – реакционное французское дворянство, вернувшееся в страну после революционных и наполеоновских войн

клерикализм – общественно-политическое течение, требующее усиления роли церкви в политической и духовной жизни общества.

Персоналии:

Бональд Луи Габриель Амбруа де (1754-1840) – французский философ, публицист, политический деятель. С клерикальных позиций полемизировал с идеями просветителей. Автор сочинения «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе».

^ Местр Жозеф Мари де (1753-1821) – французский философ,политический деятель и публицист. Один из представитиелей европейского клерикально-монарзического движения. Автор трудов:»Рассуждения о Франции», «Опыты о принципе порождения политических учреждений и других человеческих установлений», «Эссе об основополагающем принципе политических конституций» и др.

^ Галлер Карл Людвиг фон (1768-1854) – немецко-швейцарский мыслитель, живший в ряде европейских стран, посвятивший свою жизнь борьбе в революционными идеями. Автор шеститомной «Реставрации политической науки»(«Возрождение государственных наук»э), в которой трактует государство как частную собственность государя, дарованную ему богом. Отрицал рационализм естественно-правовой концепции и договорную теорию происхождения государства.


Литература


Антология мировой правовой мысли. Т. 3.: Местр Ж. Рассуждения о Франции; Бональд Л. Первоначальное законодательство, рассматриваемое в последнее время исключительно в свете разума.

Дегтярева М. И. Традиция: модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк) – Полис, 2003, №5.

Гарфский В. Г. История политических и правовых учений: учебник – М., 2005, с. 330-334.

Галкин А., Рахшмир П. Консерватизм в прошлом и настоящем. О социальных корнях консервативной волны. – М., 1987.

История Франции. В 3-х томах. Т.2. ., 1973, гл. 4,5.

История политических учений. Под ред. О. В. Мартышина. Учебник. Гл. 13.

Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. Пер. с франц. – М., 1997.

Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. Пер. с франц. – СПБ., 1998.

Местр Ж. де. О порождении политических конституций//Полис, 1997, №2.

Вопросы и задания.


  1. Охарактеризуйте эпоху, в которую творили французские консерваторы.

  2. В каких работах нашли свое выражение политические взгляды Ж.. де Местра?

  3. Как относился Ж.. де Местр к идеям просветителей?

  4. Раскройте позицию Ж.. де Местра по вопросу конституции государства?

  5. Каково отношение Ж.. де Местра к республиканскому правлению и представительной демократии?

  6. Какую концепцию происхождения государства предлагал Л. де Бональд?

  7. Какой классификации законов придерживался Л. де Бональд?

  8. Как Бональд определял место и роль религии в обществе?

  9. Почему Бональд отрицательно относился к «Декларации прав человека и гражданина»?

  10. Какую форму государственного правления Бональд считал идеальной?

  11. Поясните, что собой представляют взгляды К. Галлера по вопросам общества, государства и права?


Тематика самостоятельных работ.


  1. Ф. Р. Шатобриан как идеолог реставрации.

  2. Идеологическая борьба в период реставрации.

  3. Взгляды Ж. де Местра на политические конституции.

  4. Ж. де Местр об идеальной форме правления.

  5. Классификация законов Л. де Бональда.

  6. Место и роль религии в человеческом обществе в учении Л. де Бональда.

  7. Концепция легитимности и легальности Л. де Бональда.

  8. Л. де Бональд и его концепция происхождения государства.

Третье занятие.

Историческая школа права.


  1. Г. Гуго – основоположник исторической школы права.

  2. Развитие исторической школы права в трудах Ф. Савиньи.

  3. Политико-правовые взгляды Г. Пухты.


Основные понятия: Историчность права, «народный дух», политика права (правовая политика), обычное право, историческая школа права.

Персоналии:

Гуго Густав (1764-1844) – создатель консервативно-исторической трактовки права, известный немецкий правовед; профессор Геттингенского университета. Но историзм права, сам по себе полезный и необходимый научный принцип, превращался в средство оправдания и поддержки старых и даже реакционных порядков. Автор ряда учебник по правоведению. Сторонник «чистой» правовой науки.

^ Савиньи Фридрих Карл (1779-1861) – влиятельный немецкий ученый-правовед(«Кант юриспруденции»), государственный деятель (член Государственного совета Пруссии). Развил программные положения исторического развития права. Автор работ: «Право владения», «История римского права в средние», «Система современного римского права».

^ Пухта Георг Фридрих (1798-1846) – профессор Берлинского университета. Учение Савиньи. Развил его идею о праве как продукте исторического развития народа. Автор работ: «Обычное право», «Курс интуиций». По его мнению, право – это ветвь народной жизни. Оно возникает, растет и умирает вместе с данным народом. Историчность права означает: а) его органическую связь с жизнью народа, б) органический характер развития самого права в смысле преемственности правовых норм.


Литература


Антологии мировой правовой мысли. Т. 3,ч.2: Гуго Г. Учебник по курсу цивилистики; Савиньи Ф.К. о призвании нашего времени к законодательству и правоведению; Пухта Г. Ф. Энциклопедия права.

История политических учений. Учебник под ред. О. В. Мартышина. Гл.13, &3.

Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. Учебник, гл. 15.

Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. Учебник. Гл. 15, &2.

Шершеневич Г. Ф. История филососфии права. – СПб.. 2001.


Вопросы и задания


  1. Поясните социально-политическую обстановку в германии в период формирования исторической школы права.

  2. Под влиянием каких идей складывалось мировоззрение представителей исторической школы права?

  3. В каких работах нашли свое выражение политические и правовые взгляды Г. Гуго?

  4. Как Гуго понимал право и процесс исторического развития права?

  5. В чем суть критики Г. Гуго концепции естественного права и теории договорного происхождения государства?

  6. В чем Ф.К. Савиньи видел источник развития права?

  7. Какие этапы исторического развития права?

  8. Как Г. Пухта определял право?

  9. Что Пухта понимал под невидимыми и видимыми источниками права?

  10. Какое значение для развития политической и правовой культуры имели идеи представителей исторической школы права?


Тематика самостоятельных работ


  1. Предпосылки создания исторической школы права.

  2. Сущность права в трактовке Г.Гуго.

  3. «Народный дух» как источник развития права по Савиньи.

  4. Формы права, инициированные в исследованиях Г. Пухты.

  5. Разработка теории происхождения права в трудах творцов исторической школы права.

  6. Достоинства и недостатки исторической школы права.



Тема 2. Европейский либерализм первой половины XIX в.

Первое занятие.

Английский либерализм.


  1. Либерализм: основные признаки и источники.

  2. Политическое учение И. Бентама.

  3. Социально-политические взгляды Дж. С. Милля.


Основные понятия:

Либерализм – идейно-политическое направление, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданского общества, правового государства, свободы частной собственности, предпринимательства и торговли, индивидуальных прав и свобод.

Либерал (от лат. касающийся свободы, свободный): а) свободомыслящий, вольнодумец; б) сторонник либерализма; в) член либеральной партии.

Утилитаризм – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности; польза рассматривается основой нравственности и критерием человеческих поступков и сводит проблему выбора к простому расчету выгод и потерь.

Персоналии:

Бентам Иеремия (1748-1832) – англ. Правовед, видны идеолог либерализма, родоначальник теории утилитаризма. Истинное политическое благо, по Бентаму, состоит в выгоду, которую доставляет людям существование государств, без которых нет безопасности, собственности, промышленности. Он критикует все другие трактовки целей и задач государства, которые не руководствуются принципом пользы и счастья людей, как единственной и безусловной цели. Значительную популярность Бентаму принесли разработанные им принципы законодательства и средства их совершенствования. Но главным была идея «пользы» -- то есть свойства или способности какого-либо предмета предохранять от какого-либо зла или доставлять какое-либо благо. Основные труды Бентама: «Введение в принципы морали и законодательства», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств», «Фрагмент о государственном правлении».


^ Милль Джон Стюарт (1606-1873) – английский правовед, видный идеолог либерализма, родоначальник теории утилитаризма. Идеал Милля – порядок, основанный на свободе, залогом которого является хорошо устроенная и правильно функционирующая государственность. Наилучшей формой выступает представительное правление. Либерализм Милля стоял на страже индивидуальной свободы, прав личности и стремился к организации государственного механизма на демократических и правовых началах.

Основные труды: «О свободе», «Представительное правление», «Основы политической экономии».

Литература


Антология мировой политической мысли. Т.1: Бентам И. Принципы законодательства. О влиянии условий времени и места на законодательство. Законодательное собрание.

Милль Дж. О свободе.

Антология мировой правовой мысли. Т. 3: Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства.

Бентам // История политических и правовых учений. Хрестоматия. Под ред. О. Э. Лейста, с. 286-296.

Гаджиев К. С. Либерализм; история и современность// Новая и новейшая история. 1995, №6.

История политических учений. Под ред. О. В. Мартышина. Гл. 15.

О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М..1995.

Осипова Н. Г. Социально-политические взгляды Дж. Милля // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18, 2000, №3.

Согрин В. В. Британский либерализм: этапы развития и течения// Новая и новейшая история, 1996, №4.

Вопросы и задания.


  1. Почему Англия явилась родиной либерализма?

  2. Какой принцип лежит в основании теории утилитаризма И. Бентама и что он означает?

  3. В чем И. Бентам видел главное назначение государственной власти?

  4. Как И. Бентам относился к представительным учреждениям и какую форму правления считает лучшей?

  5. Как Бентам определял закон и в чем усматривал задачу законодателя?

  6. Как относился Дж. Милль к теории утилитаризма И. Бентама?

  7. Как Дж. Милль определял свободу?

  8. Какую позицию Милль занимал по отношению к социализму?

  9. Какие предложения Милль высказал в целях расширения политической демократии?

  10. Как Милль определял направления и границы деятельности аппарата государственной власти?


Тематика самостоятельных работ.

  1. Англия – родина европейского либерализма.

  2. Эволюция британского либерализма.

  3. Содержание политического учения И. Бентама.

  4. «Конституционный кодекс» И. Бентама и его основные положения.

  5. Конституционные взгляды Дж. С. Милля.

  6. Вклад Дж. С. Милля в развитие западной либеральной демократии.

  7. Проблема свободы и пути ее решения в творчестве Милля.

  8. Утилитаризм как ведущее течение английской политической мысли XIX в.


Второе занятие.

Французский либерализм.


  1. Либеральное учение Б. Констана.

  2. Исследование проблем либеральной демократии А. Токвилем.

  3. Политические взгляды французских историков эпохи Реставрации. Учение о классах и классовой борьбе.



^ Основные понятия:

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Осуществлять собственный выбор. Либерализм делает акцент на личной, гражданской свободе, подчеркивая тем самым независимость индивида от государственной власти.

Равенство – с точки зрения естественного права, равноценность и равноправие всех видов людей, одинаковость их стартовых возможностей. По мнению либералов, любовь к равенству, доведенная до крайности, подавляет свободу, вызывает к жизни деспотию. Равенство – предпосылка свободы. Вне равенства и свобода недолговечна. Поэтому подлинная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы.


Персоналии:

Констан Бенжамен (1767-1830) – французский мыслитель и политических деятель, один из духовных отцов либерализма. В центре теоретических исследований Констана – проблема индивидуальной свободы, что соответствует запроса современного ему индустриального общества. Основные произведения: «Курс конституционной политики», «Принципы политики, пригодные для всякого правления», «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов».

^ Токвиль Алексис де (1805-1859) – французский теоретик либеральной демократии, её пророк, защитник и критик. Ввел в научный оборот понятия «индивидуализм» и «бюрократия». Автор широко известной книги «О демократии в Америке». Им сделан далеко идущий вывод о том, что необходимым условием и основой либеральной свободы и демократического равенства является собственная общественно-политическая активность самих граждан.


^ Гизо Франсуа (1787-1874) – известный французский историк и политический деятель. Один из создателей теории классовой борьбы. Свои политические взгляды и историческую концепцию изложил в книгах: «О правительстве Франции со времени Реставрации и о нынешнем министерстве», «О средствах управления и об оппозиции в нынешнем состоянии Франции» и др. Много внимания уделял также истории английской революции. Войдя в большую политику, превращается из либерала в реакционера, а после 1848 г. даже отказывается от собственной теории классовой борьбы.


Литература.


Антология мировой политической мысли. Т. 1. (Б. Констан, А. Токвиль).

Белл Д. Алексис Токвиль на перекрестках истории //Свободная мысль, 2005, №12.

Зелетдинова Э. А. Российская демократия глазами А де Токвиля // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. 2000, №1.

История политических учений. Под ред. О. В. Мартышина. Гл. 14.

Классический французский либерализм. Сборник. Пер. с франц. – М., 2000.

Коломийцев В. Ф. к 200-летию Токвиля – социолога, либерала и консерватора//Социс, 2005, №10.

Констан Б. Курс конституционной политики //История политических и правовых учений. Хрестоматия. Под ред. О. Э. Лейста, с. 280-285.

Констан Б. о свободе древних в её сравнении со свободой современных людей// Полис, 1993, №2.

Лапицкий М. И. К свободной демократии или к демократической тирании? Разговаривая с Токвилем // Полис, 1992, № 5-6.

Медушевский А. Н. А. де Токвиль. Социология государства и права // Социс, 2005, №10.

Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. Гл. 17.

Токвиль А. Демократия в Америке. – М., 1992.

Токвиль А. Старый порядок и революция. – М., 1997.

Федосова Е. И. Ф. Гизо: историк и государственный деятель//Новая и новейшая история, 1997, №2.

Вопросы и задания.


  1. Что такое, по мнению Б. Констана, свобода?

  2. Какие два вида свободы различал Констан?

  3. Какие институты, по Констану, выступают гарантами личной свободы?

  4. Каково содержание теории разделения властей Б. Констана?

  5. Как Констан оценивал силу общественного мнения для обеспечения личной свободы?

  6. Отметьте теоретические и практические аспекты демократии в книге Токвиля «Демократия в Америке».

  7. Почему Токвиль всячески подчеркивал опасность власти масс и скептически относился к социализму?

  8. Почему Токвиль постоянно пытался противодействовать тенденции к централизации власти?

  9. Какой вклад в развитие политической мысли внесли выдающиеся французские истории Ф. Гизо, О. Тьерри, О. Минье?

  10. Как, по их мнению, борьба классов влияла на социальную жизнь и видоизменяла её?


Тематика самостоятельных работ.


  1. Новое понятие свободы Б. Констана.

  2. теория разделения властей б Констана.

  3. Отношение Констана к праву и закону.

  4. Соотношение свободы и равенства в концепции демократии А. Токвиля.

  5. Признаки демократии в трактовке Токвиля.

  6. Противоречивый характер демократии в понимании Токвиля.

  7. Политическая и научная деятельность Ф. Гизо.

  8. Учение о классах и классовой борьбе французских историков (О. Тьерри, О. Минье).


Третье занятие.

Немецкий либерализм.


  1. Особенности немецкого либерализма.

  2. В. Гумбольдт и либеральное движение в Германии.

  3. Учение Л. штейна о государстве , праве и управлении.


Основные понятия:

Конституционное движение – либеральное движение на немецкой земле в первые десятилетия XIX в., в рамках которого разрабатывались и предлагались различные модели государственного устройства для германских государств.

^ Надклассовая монархия – единовластная форма правления, которой чужды, по замыслу её создателей, интересы какого-либо отдельного класса, а свойственны интересы общества в целом. В этом случае государство превращается в «социальную монархию», стоящую выше классовых противоречий. Одним их приверженцев этой концепции был Л. Штейн.

Персоналии:

^ Гумбольдт Вильгельм фон (1767-1835) – известный философ, филолог, государственный деятель, яркий представитель немецкого гуманизма, основатель Берлинского университета. В центре его исследователей – человек в соотношении с государством. Гумбольдт придерживался линии на дифференциацию общества и государства. Цель существования государства – служение обществу. Гумбольдт выступает в духе раннебуржуазной концепции минимального государства, хотя и признает полезность и необходимость некоторых социально-охранительных функций государства и других политико-юридических институтов. Главное политическое сочинение Гумбольдта – «Опыт установления границ деятельности государства».


^ Штейн Лоренц фон (1815-1890) – немецкий государствовед, историк и экономист. Известность приобрел как разработчик проекта реформ государства и права во избежание социальных потрясений. Признавал деление государства на классы, но вместе с тем выдвигал идею надклассового государства. Сторонник конституционной монархии, особенно наследственной. Считал необходимым наличие представительных учреждений. Обосновывал незыблемость законности, правопорядка, прав граждан. Главные труды: «Понятие общества», «Учение об управлении», «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии».


Литература


Антология мировой политической мысли. Т. 1: Гумбольдт В. Опыт установления пределов государственной деятельности.

Гумбольдт В. Фон. Опыт установления границ деятельности государства. – Спб., 1992.

Гумбольдт В. Мысли о конституционном государственном устройстве в связи с новой французской конституцией (из письма к другу, август 1791 г. ) – Полис, 1993, №5; О введении земельно-сословных конституций в прусских государствах(из письма к другу, август 1791 г.).

История политических и правовых учений. Учебник под ред. В. С. Нерсесянца. Гл. 17, &4. Немецкий либерализм.


Вопросы и задания.


  1. Каковы истоки немецкого либерализма?

  2. В какой форме зародился и утвердился немецкий либерализм?

  3. Какова была социальная опора немецкого либерализма?

  4. Какова роль В. Гумбольдта в либеральном движении в Германии?

  5. Какой вклад внес Л. Штейн в развитие либеральной теории?


Тематика самостоятельных работ.


  1. Либеральное движение в Германии и его идеология.

  2. Немецкие гуманисты И. В. Гете и Ф. Шиллер.

  3. Научная и государственная деятельность В. фон Гумбольдта.

  4. В. Гумбольдт о соотношении общества и государства.

  5. Л. Штейн и его теория надклассовой монархии.




Тема 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ.


Первое занятие


  1. Позитивизм как научная парадигма.

  2. О. Конт – основатель позитивистского направления в политике.

  3. О. Конт о характере социального прогресса, законе стадий эволюции общества.

  4. О. Конт о переустройстве общества на основе позитивизма.


^ Основные понятия:

Позитивизм – философское течение, возникшее в 30-х годах XIX в. Признавало позитивным (положительным) знанием лишь конкретные и точные науки. Первоначально было направлено против теологии и метафизики как несоответствующих «промышленному обществу». Своей задачей позитивизм считал отказ от умозрительных рассуждениях об обществе и создание такой социальной теории, которая была бы доказательной и общезначимой подобно естественнонаучной теории. Наиболее видными представителями первой, «классической» формы позитивизма были О. Конт, Э.-Ж. Ренан, Дж. С. Милль, Г. Спенсер.

^ Позитивная политика – новая политика, разработанная О. Контом на основе его учения – позитивизма. Согласно ему, политика должна подняться на уровень наук, основанных на наблюдении. Девиз такой политики: «Порядок и прогресс». Никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг. А в обществе должна быть обеспечена солидарность классов.

Социократия – форма существования общества, по О. Конту, достигаемая на основе его переустройства. В нем сохраняется классовое деление. Но оно стремиться к солидарности, не допуская разрыва общества как целого. Каждый класс выполняет свою функцию. На практике социократия оказалась несбыточной.

Персоналии:

^ Конт Огюст (1798-1857) – французский философ, основоположник позитивизма и социологии. Разработал собственную философию, хотя некоторые идеи почерпнул у своего учителя Сен-Симона. Считал своей задачей преодоление умственной анархии и дезорганизации» царящей как в науке, так и в обществе. Положительными (позитивными) считал знания бесспорные и точные, опирающиеся на факты. Методы естественных наук предложил применять для познания общества, для чего создает новую науку – социологию. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. Разработал классификацию наук. Раскрыл суть позитивной политики – обеспечение правильного сочетания начал порядка и прогресса. Идеальное государство именует социократией. Оно руководствуется принципом солидарности и не дает разорвать общественное целое, служит интересам всего общества. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».


Литература.


Асмус В. Ф. Огюст Конт // Историко-философские этюды. – М., 1984.

Антология мировой политической мысли. Т. 1: Конт О. Дух позитивной философии. Создание народной политики.

Антология мировой правовой мысли. Т. 3, ч.2: Конт. Общий обзор позитивизма.

Голосенко И. А. Оглядываясь на О. Конта // Социс, 1999, №1.

Конт О. Система позитивной политики // Западноевропейская социология XIX в. Тексты. Под ред. В. И. Добренькова. – М., 1996.

Конт // История политических и правовых учений. Хрестоматия. Под ред. О. Э. Лейста, с. 400-415.

Синютин М. В. Огюст Конт и наше время // Социс, 1999, №1.

Огюст Конт. К 200-летию со дня рождения. – Спб., 1998.

Шпакова Р. П. Вместе с Контом и вопреки ему // Социс, 1999, №3.


Вопросы и задания.


  1. Укажите идейных предшественников О. Конта и кратко охарактеризуйте их взгляды.

  2. Чем позитивизм отличается от других течений и систем знания?

  3. Как взаимодействовал позитивизм Конта с либерализмом и демократией?

  4. Заполните таблицу «Стадии эволюции по О. Конту»:




Название стадии

Характеристика стадии






















  1. Какой позиции придерживался О. Конт в своих политических ориентациях?

  2. Что предусматривал разработанный Контом «План реорганизации социальной жизни»?

  3. Дайте определение социократии.

  4. Каково назначение социологии как науки об обществе?

  5. Какое влияние оказало учение О. Конта на последующую философскую и политическую мысль?


Тематика самостоятельных работ.


  1. Три стадии развития человечества по О. Конту.

  2. Социократия как форма государства.

  3. Позитивизм и либерализм: общее и различия.

  4. отношение О. Конта к праву и правам человека.

  5. Место позитивизма в социально-политической и духовной жизни XIX в.

  6. Что означает формула позитивистов: «Порядок и прогресс»?

  7. Контовская классификация наук.

  8. Отношение Конта к идее социализма.

  9. Содержание и назначение новой науки об обществе – социологии.

  10. Политические взгляды О. Конта и К. Маркса (сравнительный анализ).



Второе занятие.

Позитивистское учение Г. Спенсера.


  1. Органическая теория общества и государства.

  2. Теория эволюционного прогресса.

  3. Политические идеалы Спенсера.

  4. Критика Спенсером принципов социализма и коммунизма.


Основные понятия:

Органическая школа – научное направление, рассматривающее общество как аналог природного организма, пытающееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей.

Организм – методологический принцип, отождествляющий общество с организмом. Пришел на смену социальному механицизму, который рассматривал общество как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга. Органицизм же рассматривает общество в динамике, как состоящее из разнородных элементов, но действующих согласованно.

^ Органическая теория происхождения государства – рассматривает государство как результат политической эволюции общества как организма, связанный с политической интеграцией и политической дифференциацией.


Персоналии:

Спенсер Герберт (1820-1903) – английский философ и социолог, которого называли первым философом викторианской эпохи. Один из образованнейших людей своего времени, основательно знакомый с достижениями биологии, психологии, этнографии, истории. Рассматривал общество как сложный социальный организм, развивающийся по законам эволюции. Опирался на идею сходства социальных систем с живым организмом. Спенсер выступил и как представитель теории органического происхождения государства, и как приверженец политико-правовой теории либерализма. Поэтому для него индивидуальная свобода всегда оставалась высшей ценностью. Отвергал идею государственного социализма и коммунизма, аргументируя его невозможность несовершенством человеческой природы. Основные сочинения: «Основания социологии», «Система синтетической философии», «Личность и государство», «Основания психологии».


Литература.


Антология мировой политической мысли. Т. 1: Спенсер Г. Личность и государство.

Антология мировой правовой мысли. Т. 3: Спенсер Г. Опыты научные, философские и политические. Личность против государства».

История политических учений. Под ред. О.В. Мартышина (гл.17).

История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца (с. 539-143).

Коломйцев В. Ф. Социология Г. Спенсера // Социс, 2004, №1.

Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений (с. 288-289).

Спенсер Г. Основания социологии. Социология как предмет изучения //Западноевропейская социология XIX в. Тексты. Под ред. В. И. Добренькова. – М., 1996.

Спенсер Г. Грехи законодателей // Социс, 1992, №2.


Вопросы и задания.


  1. Какова ведущая идея учения Г. Спенсера?

  2. В чем отличие учения Спенсера от других исследователей – сторонников органической школы?

  3. Как Г. Спенсер представлял социально-политический прогресс?

  4. Назовите черты социально-политического организма военного типа

  5. Дайте характеристику промышленному (индустриальному) типу организации общества и государства.

  6. Какой прогноз Г. Спенсер относительно возможно результатов социалистических преобразований современного ему общества?

  7. Определите, предтечей каких последующих школ и теорий является Спенсер?

  8. В чем суть концепции правового государства Спенсера?


Тематика самостоятельных работ.


  1. Органическая теория происхождения государства Г. Спенсера.

  2. Позитивистские и либеральные взгляды в творчестве г. Спенсера.

  3. Отличие политического учения Г. Спенсера от аналогичного учения О. Конта.

  4. Концепция правового государства Г. Спенсера.

  5. Военный и промышленный типы общества в учении Г. Спенсера.

  6. политическая интеграция и политическая дифференциация в понимании Спенсера.

  7. Типология права Г. Спенсера.

  8. Критика Г .Спенсер о идей социализма.

  9. Представления Г. Спенсера о законе и законодателях.


Тема __ . ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ АНАРХИЗМ


  1. Политическая доктрина анархизма: истоки, принципы, социальная база.

  2. Анархо-индивидуализм М. Штирнера.

  3. Прудоновский идеал анархии.


Основные понятия


Анархизм – общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной власти и политической власти вообще. Проповедует неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Сложилось в середине XIX в. Впервые попытался изложить сущность анархизма в XVIII в. английский писатель У. Годвин.

Анархо-индивидуализм – разновидность анархизма, ориентированная на теорию анархического эгоизма. Защищает неповторимость индивида, самобытность «Я», выступает против любого внешнего авторитета, давления коллектива, призывает следовать высшему закону жизни – достижению сугубо личного блага.

Прудонизм – анархистское движение, авторство которого принадлежит Прудону. Содержит острую критику государства как первопричины социальной несправедливости. Предлагает мирную ликвидацию государства. Политическая система общества должна быть заменена экономической организацией. В дальнейшем проект «ликвидации государства» заменен идеей его федеративного переустройства путем раздробления централизованного государства на мелкие автономные области (анархо-федерализм).


Персоналии


Штирнер Макс (Каспар Шмидт) – 1806 – 1856 – немецкий философ, родоначальник анархо-индивидуализма. Главное сочинение – «Единственный и его достояние», в котором проводилась идея последовательного эгоцентризма, а именно – единственная реальность – «Я», индивид. Вместо государства предполагается организация временных союзов эгоистов как средства для увеличения личной мощи «Я» и получения дополнительной выгоды. Вопрос о согласовании необузданного эгоизма члена союза, признающего только себя, с интересами других эгоистов оставлен открытым.

Прудон Пьер Жозеф (1809 – 1864) – французский социалист, теоретик анархизма, экономист. Выдвигал проекты экономического сотрудничества классов и анархистскую теорию ликвидации государства. Прудон – теоретик мютюэлизма – учения о добровольных взаимовыгодных обязательствах ассоциаций граждан для достижения социальной и экономической гармонии общества. Выступал за мирную социальную эволюцию («органичную революцию»). Его теория анархизма основана на идее суверенитета личных прав индивидов и прав групп, т.е. признается приоритет индивидуальной и коллективной свободы в обществе. Из этого вытекает принцип федерализма, позволяющий сохранить суверенную независимость городов и деревень, а также избежать централизованного государственного управления. Основные труды: «Что такое собственность?», «Система экономических противоречий, или философия нищеты», «Принцип федерализма», «Война и мир», «Исповедь революционера»…


Литература


Антология мировой политической мысли. Т.1.: Штирнер М. Единственный и его собственность. Я:; Прудон П.-Ж. Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти; Война и мир.

Антология мировой правовой мысли.Т.3. Прудон П.-Ж. Что такое собственность?

Анархия и власть. Сборник. – М., 1992

Валовой Д., Лапшина Г. Несправедливая справедливость/ Имена на обелиске. М., 1981 (о П.-Ж. Прудоне).

Маркс К. О Прудоне (письмо И.В. Швейцеру) / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.4.

Маркс К. Нищета философии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4.

Прудон / История политических и правовых учений. Хрестоматия. Под ред. О.Э. Лейста, с.394 – 399.

Прудон П.-Ж. Что такое собственность? – М., 1998.

Пронякин Д.И. Анархизм: исторические претензии и уроки истории. – Л., 1990.

Федотова В.Г. Анархия и порядок. – М., 2000.

Штирнер М. Единственный и его неповторимость. – Харьков, 1994.


Вопросы и задания


  1. Что такое анархизм?

  2. Чем отличается анархистская идеология от других радикальных взглядов?

  3. Кто считается первым крупным теоретиком анархистского направления?

  4. Что пытался доказать М. Штирнер в своей книге «Единственный и его неповторимость»?

  5. Перечислите названия книг, написанных Прудоном и укажите их тематику?

  6. На чем основана теория анархизма Прудона?

  7. В чем заключается социально-политический идеал Прудона?

  8. Что собой представляет мютюэлизм Прудона?

  9. Какова экономическая основа прудоновской анархистской федерации?

  10. За что К. Маркс критиковал П.-Ж. Прудона?

  11. Какую роль в истории анархизма сыграл М. Штирнер?


Тематика самостоятельных работ


  1. Индивидуалистическое направление в анархизме.

  2. Политический идеал М. Штирнера.

  3. Идеальное общество Прудона и путь к нему.

  4. Критика Прудоном непосредственной и представительной демократии.

  5. Суть теории мютюэлизма.

  6. Концепция мировой социальной эволюции («органичной революции») Прудона.

  7. Теория синдикализма Прудона.

  8. Научное направление обществом по Прудону.



Тема __ . УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ


  1. А. Сен-Симон об этапах исторического развития, рациональном общественном строе и основном назначении государства.

  2. Развитие социально-политических идей Ш. Фурье.

  3. Р. Оуэн и его поиск научной теории социализма.

  4. Концепция революционно-утопического коммунизма (Т. Дезами, Л.-О. Бланки, Дж. Бронтер, О'Браен).


Основные понятия


Утопический социализм – домарксовские социалистические учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, равенстве всех его членов, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Носит нереальный, несбыточный характер.

Сенсимонизм – система утопического социализма, разработанная А. Сен-Симоном, его последователями и учениками. Высшего уровня развития достиг в конце 20-х гг. XIX века. Помимо произведений самого Сен-Симона, наиболее содержательным и крупным произведением сенсимонистской школы явилось «Изложение учения Сен-Симона» (курс лекций следующих авторов: Базар, Бюще, Карио, Лоран, Руан, Анфонтен). Они пытались подвести по социализм теоретический фундамент.

Социальный кодекс Фурье – совокупность норм, обеспечивающих гармонию и выводимых из свойств человеческой природы (страстей). Хотя Фурье считал, что он открыл закономерности жизни человеческого общества, его социальный кодекс был ничем иным как новой разновидностью теории естественного права, выраженной в оригинальной форме.

Фаланга – основная ячейка гармонического общества Ш. Фурье, производительно-потребительское товарищество в составе 1600 – 2000 человек.

Бланкизм – политическое течение, названное по имени видного революционера Бланки. Отличалось отрицанием классовой борьбы, массового рабочего движения и его партии. Делало ставку на деятельность групп заговорщиков, сектантскую тактику, игнорировало необходимость революционной ситуации.

Икарийский коммунизм – изображенный Э Каабе в романе «Путешествие в Икарию» коммунизм как ассоциация, построенная на основе социального равенства, братства, единства и демократии в соответствии с принципами разума и требованиями природы.


Персоналии


Сен-Симон Анри де (1760 – 1825) – французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Замыслил исправить результаты буржуазной революции с помощью новой социальной системы. Полагал, что определяющее значение в истории новой социальной системы. Полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Понимал прогресс как поступательное движение человечества от низших форм к высшим. Обязательными чертами будущей «промышленной системы» считал всеобщность труда, единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распределение по способностям. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, мораль и религию. Предполагал, что в будущем обществе пролетариат и буржуазия составят единый класс «индустриалов». Основные сочинения: «Письма женевского обитателя», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «О теории общественной организации» и др.

Фурье Шарль (1772 – 1837) французский социалист, критик строя современной ему цивилизации, разработчик плана будущего общества – строя «гармонии», благоприятного для развертывания человеческих способностей. Первичной ячейкой нового общества считал «фалангу», сочетающую промышленное и сельскохозяйственное производство. Сохранял в новом обществе частную собственность, классы, нетрудовой доход. Переход к нему мыслил посредством мирной пропаганды. Основные сочинения: «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Теория всемирного единства», «Новый хозяйственный социетарный мир».

Оуэн Роберт (1771 – 1858) – английский социалист-утопист. Получил известность как социальный экспериментатор: разработал благотворительный план для улучшения условий жизни рабочих на прядильной фабрике в Нью-Ленарке, где работал управляющим. Позднее выдвинул программу радикального переустройства общества путем создания самоуправляющихся коммун, в которых не было частной собственности, классов, эксплуатации. Основа опытные коммунистические колонии в США и др. странах, которые впоследствии потерпели неудачу. Основные сочинения: «Книга о новом нравственном мире», «Революция в сознании и деятельности человеческого рода, или грядущий переход от неразумия к разумности», «Доклад графству Ленарк о плане облегчения общественных бедствий», «Замечания о влиянии промышленной системы» и др.


Литература


Антология мировой правовой мысли. Т.3,ч.2: Сен-Симон А. Катехизис промышленников; Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб; Оуэн Р. Отрывки из статей; Кабе Э. Путешествие в Икарию.

Антология мировой политической мысли. Т.1: Сен-Симон А. Письма женевского обитателя к современникам. Письма к американцу. О теории общественной организации. Катехизис промышленников; Оуэн Р. Из «Книги о новом нравственном мире». Революция в сознании и деятельности человеческого рода.

Василькова Ю.В. Фурье. – М., 1978.

Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей. Первая половина XIX в. М., 1976.

Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г. Дерзновение. – М., 1989 (раздел об Оуэне).

Кучеренко Г.С. Сенсимонизм в общественной мысли XIX в. – М., 1975.

Подмарков В.Г. Роберт Оуэн – гуманист и мыслитель. – М., 1976.

Сериков В.В. Идеи социализма в домарксистской общественно-политической мысли / Социально-политические науки, 1991, № 3.

Плеханов Г.В. Утопический социализм XIX в. – М., 1958.

Утопический социализм. Хрестоматия. Под ред. А.И. Володина. – М., 1982.

Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19 (или отд. Брошюра).


Вопросы и задания


  1. Используя работу Ф Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке», определите отличительные особенности учений каждого из великих утопистов.

  2. Назовите этапы развития утопического социализма с краткой характеристикой последних.

  3. Как социалисты-утописты XIX века пытались осуществить свои проекты на практике?

  4. Чем отличались концепции революционного утопического коммунизма (Т. Дезами, Л.-О. Бланки, В. Вейтлинг, Дж. Бронтер О'Брайен) от проектов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна?

  5. Каковы особенности политической тактики Л.-О. Бланки?

  6. Что привлекательного содержал знаменитый социально-философский роман Э. Каабе «Путешествие в Икарию»?

  7. Почему не удались социальные эксперименты социалистов-утопистов?

  8. В чем сказалось ограниченность взглядов социалистов-утопистов?

  9. Какие из догадок социалистов-утопистов оказались пророческими?


Тематика самостоятельных работ


  1. Исторические заслуги социалистов-утопистов XIX века.

  2. Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ.

  3. Жизнь и социально-политическое творчество А. Сен-Симона.

  4. Социальный кодекс Фурье.

  5. Категория «страсть» в теоретических построениях Ш. Фурье.

  6. Критика Ш. Фурье строя современной цивилизации.

  7. Доктрина утопического коммунизма Р. Оуэна.

  8. Бланкизм как метод политической борьбы.

  9. Социальные эксперименты социалистов-утопистов.

  10. Гениальные догадки Сен-Симона.

  11. Утопический социализм как один из источников марксизма.



Тема __ . ЮРИДИЧЕСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ


  1. Возникновение юридического позитивизма. Джон Ости.

  2. Социологические теории государства и права. Учение Р. Иеринга.

  3. Политико-правовые взгляды Г. Еллинека.

  4. Социологическая теория государства Л. Гумпловича.


Основные понятия


Юридический позитивизм – направление в юриспруденции второй половины XIX века. Полностью отрицает естественное право. Признает только право, установленное государством. Задачу правовой науки видит в тщательном изучении правовых норм, их анализ по правилам формальной логики, классификацию, приведение в систему. Субъективные права граждан считает всецело производными от позитивного (положительного) права. Личность не может требовать от государства каких-либо естественных человеческих прав.

Социологический позитивизм – теории, пытающиеся истолковать государство и право при помощи законов и категорий социологии. Например, право трактуется не как совокупность действующих в государстве принудительных норм, а как система социальных целей, гарантируемых принуждением, как совокупность жизненных условий, обеспечиваемых государственной властью. Иными словами, здесь преодолевается формально-догматический подход и усиливается общественное содержание, социальная нагрузка в анализе политико-правовых явлений.


Персоналии


Остин Джон (1790 – 1859) – английский юрист, создатель позитивистского понятия права. Он определял право как приказ суверена, выражающий принцип пользы для наибольшего числа людей. Приказы суверена могут быть выражены прямо (в этом случае они – законы государства), а также косвенно (в этом случае – это решения судей, обычаи, мнения ученых, практика частных юристов). Суверен для Остина – это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться. Позитивное право Остин понимал как право, устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного. Главный труд Остина – «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права» (1832).

Иеринг Рудольф (1818 – 1892) – известный немецкий правовед. Его политико-правовые взгляды претерпели эволюцию: вначале он придерживался позиции представителей исторической школы права, затем перешел на позиции позитивистской школы («юриспруденции понятий»), потом стал разрабатывать концепцию «юриспруденции интересов» - социологизированный вариант юридического позитивизма. Продуктивной идеей Иеринга является идея о самоограничении государства правом. Право есть разумная политика власти. Основные труды: «Цель в праве», «Борьба за право», «Дух римского права на различных ступенях его развития».

Еллинек Георг (1851 – 1911) – немецкий правовед, теоретик либерализма, классик науки государственного права. Автор дуалистической теории права: будучи сторонником юридического позитивизма, к этому добавлял, что власть и право имеют социальный аспект и должны истолковываться психологически, поскольку все явления общественной жизни имеют психологический характер. Он пытался совместить юридическое понятие государства и права с понятиями социологии, впервые поднял вопрос о соотношении права и нравственности и предложил рассматривать право как часть нравственности, как этический минимум. Еллинек разработал теорию о правовом самоограничении государства. В духе либерализма считал, что государство связано с создаваемым им правом и нормами международного права, одобрял институт парламентаризма. Основные труды: «Общее учение о государстве», «Права меньшинства», «Социально-этическое значение права, неправды, наказания».

Гумплович Людвиг (1838-1909) – польско–австрийский юрист и социолог. С позиций социологии рассматривал проблемы происхождения, сущности, организации государства. Считал, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы (слабейших) другой группе (сильнейших). Средством удержания господства является насилие. Гумплович теоретически обосновывал культ государственности, подчеркивая, что благодаря государству люди ведут достойное человеческое существование и обязаны ему свободой, собственностью, семьей, личными правами. Будучи социальным дарвинистом, рассматривал человеческую историю как «естественный процесс», а социальные законы как простую разновидность законов природы. Основные труды: «Общее государственное право», «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства».


Литература


Антология мировой политической мысли. Т. I: Гумплович Л. Общее учение о государстве. Социология и политика; Еллинек Г. Общее учение о государстве /гл. 4, 14/

Антология мировой правовой мысли Т.3, ч.2: Р. Иеринг Р. Борьба за право; Остин Дж. Определение области юриспруденции; Еллинек Г. Права меньшинства

Гумплович Л. Основания социологии //Западноевропейская социология XIX-начала XXвв. Тексты. Учеб. Пос. Под ред. В.И.Добренькова. - М., 1996

Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб., 2004

Иеринг Р. Борьба за право. – М., 1991

История политических учений. Учебник. Под ред. О.В.Мартышина. Гл. 15 § 2, гл. 26, § 1

История политических учений. Учебник. Под ред. В.С. Нерсесянца. Гл. 19

Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. Учебник. Гл. 17, 23-1, 23-2

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Гл. 17, § 5,64


Вопросы и задания


  1. Чем было обусловлено довольно широкое распространение в Европе юридического позитивизма?

  2. Прокомментируйте понимание и толкование права юридическими позитивистами в формуле «закон есть закон»

  3. Каково отношение юридического позитивизма к теории естественного права, проблеме прав человека?

  4. Раскройте суть позитивистской «аналитической юриспруденции» Д. Остина. Какое понятие является центральным в его концепции?

  5. В чем заключается формально – догматический подход юридического позитивизма к политико – правовым проблемам?

  6. Почему появились социологические концепции политики и права?

  7. В чем заключается актуальность ряда положений и выводов, содержащихся в учении Р.Иеринга?

  8. В чем заключается оригинальность взглядов Г.Еллинека по вопросам государства и права?

  9. Определите основные положения общей теории государства Л. Гумпловича.

  10. В чем главное отличие социологического позитивизма от юридического?


Тематика самостоятельных работ


  1. Социальная направленность юридического позитивизма

  2. Характерные черты социологического подхода к политическим явлениям

  3. Джон Остин и его толкование юриспруденции

  4. «Реалистическая» теория государства и права Р. Иеринга

  5. Теория правового самоограничения государства Г. Еллинека

  6. Социологическая теория государства Л. Гумпловича



Тема __ . ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Ф. НИЦШЕ


  1. Взгляды Ф.Ницше на историю и природу человека

  2. Аристократическая концепция Ф.Ницше: иерархия господ и подчиненных

  3. Отрицание Ф.Ницше демократии и социализма

  4. Отношение Ф.Ницше к насилию, войне, эксплуатации


Основные понятия


Ницшеанство – направление в духовной культуре и политической философии Европы второй половины XIX –начала XXвв., сложившееся под влиянием идей Ф.Ницше. Характеризуется разрывом с традициями классической философии, идеями бурюуазной демократии, реакционностью политических позиций, крайним этическим индивидуализмом. Ценностью ницшеанство признает наивысшее количество власти, которое человек в состоянии усвоить себе.

Воля к власти – центральное понятие в учении Ф.Ницше. Означает внутреннюю волю – ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт.

Право – в трактовке Ф.Ницше – нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. Право есть преимущество, результат войны и победы, основа аристократического правопорядка.

Государство – по Ницше – средство возникновения и продолжения насильственного социального процесса, находящееся в услужении у аристократической культуры и гения, орудие господства немногих и рабства остальных.


Персоналии


Ницше Фридрих Вильгельм (1844-1900) – известный немецкий философ, который однажды назвал себя «философом неприятных истин». Отличался сугубо индивидуальным подходом к рассмотрению политико-правовых проблем. Один из основателей психологического направления, в котором исходной категорией является категория воли. Воля господствует во всем мире, но особенно проявляется в обществе и политике, где неразрывно связана с властью. Ницше считал, что власть – это высшая ценность. Воля и власть свободны от морали. Вся история есть борьба за власть: борьба воли сильных и воли слабых. Он различает два типа государства: аристократическое(олицетворяет волю к жизни) и демократическое (упадочная форма, в которой господствует чернь). В борьбе за власть появляются великие личности, гении, «сверхчеловеки». Политическая философия Ницше антидемократична. Он резко враждебно настроен к социализму, отвергал идеи свободы и равенства, проповедовал культ силы, презрение к толпе, признавал только элитарное государство, все другие называл учреждением для лишних людей. Основные труды: «Греческое государство», «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали».


Литература


Антология мировой правовой мысли Т.3, ч.2: Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Утренняя заря

Антология мировой политической мысли. T.I Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.

Делез Ж. Ницше. Пер. с франц. – СПб., 2001

Лармин О.В. Ницше и европейский нигилизм XX столетия//Вестник МГУ, сер.8, 2003, №6/

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник. Гл. 17, § 7

Миронов В.Н. Философия истории Ф. Ницше//Вопросы философии, 2005,№ 11/

Ницше Ф. Избранные произведения. – М.,1993

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.,1990

Ницше Ф. Взглядв на государство//Сочинения. Т.I. – М.,1990/

Чичнева Е.А. Философско – правовые идеи в творчестве Ф. Ницше//Вестник МГУ, сер.8, 2001, №6

Юнгер Ф.Г. Ницше. Пер. с нем. – М.,2001


Вопросы и задания


  1. В чем состояли «принципиальные нововведения» Ф.Ницше?

  2. Как Ф.Ницше характеризовал всю социально – политическую историю человечества?

  3. Дайте характеристику трех социальных типов, из которых, по мнению Ф.Ницше, состоит каждое «здоровое общество».

  4. Как определяет «ценность» Ф.Ницше?

  5. Поясните фразу: «Ницше – элитист, но не этатист»

  6. В чем заключается ведущая идея аристократической концепции Ф.Ницше?

  7. Раскройте ницшеанское понимание права

  8. Приведите аргументы, доказывающие, что взгляды Ф.Ницше антидемократичны

  9. Почему Ф.Ницше благожелательно относился к социализму в виде эксперимента, хотя в целом остро критиковал социалистические идеи?

  10. Правильно ли считать Ф.Ницше предтечей фашизма и национал – социализма


Тематика самостоятельных работ


  1. Отношение Ф.Ницше к политике

  2. Отношение Ф.Ницше к войне

  3. Понимание Ф.Ницше цели человечества

  4. Отношение Ф.Ницше к кастовому строю

  5. Учение Ф.Ницше о сверхчеловеке

  6. Представления Ф.Ницше о государстве

  7. Ф.Ницше и культура

  8. Оценка творчества Ф.Ницше современниками и потомками

  9. Ницшеанство

  10. Политический идеал Ф.Ницше



Тема __ . ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ

^ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.


Первое занятие


ЛИБЕРАЛИЗМ И РЕФОРМАТОРСТВО В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА.


Основные понятия


«Указ о вольных хлебопашцах» (1803) – документ, подписанный Александром I, по которому помещикам предоставлено право освобождать крестьян по договоренности с ним на волю за выкуп, с предоставлением крестьянам права владения землей и отменявший право помещиков ссылать их в Сибирь.

«Истинная» («правильная») монархия – форма правления, предложенная М.М. Сперанским, основанная на разделении властей, законности, во главе с просвещенным монархом, при наличии четвертой – державной власти, которая заключена в особе императора и имевший широкий диапазон действия.

«Негласный комитет» - кружок молодых аристократов, обсуждавший проекты реформирования России, в которых преобладали либеральные настроения. В состав «Негласного комитета» вошли «молодые друзья» императора: В.П. Кочубей, П.А. Строганов, А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Конечная цель комитета заключалась в создании условий для ограничения самодержавия и подготовки конституции. Комитет существовал с 1801 по 1803 гг.


Персоналии


Сперанский Михаил Михайлович (1772 – 1839) – крупный политический деятель первой трети XIX века либерального толка. Представитель официального либерализма. По поручению Александра I подготовил проект государственных преобразований. Основой проекта стали идеи Сперанского о разделении властей, укрепление самодержавной власти на законодательном фундаменте, разрешение выборным представителям народа участвовать в законосовещательной деятельности – Государственной Думе, включая и местные думы (волостную, окружную, губернскую) Сперанский предложил новый принцип организации выборов на основе имущественного ценза, а не сословности. Все население России предполагалось разделить на три группы: а) дворянство; б) «среднее состояние» - купцы, мещане, государственные крестьяне; в) рабочий народ – крепостные крестьяне, рабочие, прислуга. Политические права получали первые две группы при условии обладания недвижимости. Дворянская знать выступила против проекта Сперанского. Он подвергся опале. Был востребован в царствование Николая I. Прославился как составитель Свода законов Российской империи (45 томов), охвативший период с 1649 по 1825 гг. Ключевский назвал Сперанского «Вольтером в православно-богословской оболочке», намекая на его острый ум и даровитость.

Мордвинов Николай Семенович (1754 – 1845) – либеральный мыслитель, почетный член Петербургской Академии Наук, президент Вольного экономического общества (1823 – 1840). Один из ближайших помощников Сперанского до его отставки. Мордвинов был сторонником проведения в России умеренных реформ при сохранении самодержавной власти. В крестьянском вопросе являлся сторонником безземельного освобождения крестьян за выкуп. Выступал против немедленной отмены крепостного, полагая необходимым ее проведение «сверху». Основой социального прогресса считал частную собственность. Показал себя высоконравственным человеком: в 1826 году единственный из членов Верховного уголовного суда отказался подписать смертный приговор декабристам.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794 – 1856) – русский философ и политический мыслитель, один из первых идеологов западничества. Строго говоря, его творчество трудно отнести к какому-либо одному течению политико-правовой мысли: к либеральному или консервативному. И все же общая направленность его воззрений позволяет оценить его взгляды как близкие либеральным. Он осуждал крепостничество как основное зло русской жизни, отдавал предпочтение цивилизованным формам организации жизни, увиденным им на Западе, критиковал русский народ за полное равнодушие к той власти, которая им управляет («всякий государь, каков бы он ни был, для него – батюшка»). Главные труды: «Философские письма», «Апология сумасшедшего».


Вопросы для обсуждения на семинаре


  1. Новые идеологические ориентиры самодержавия в начале царствования Александра I.

  2. План государственных преобразований М.М. Сперанского.

  3. Зарождение российского либерализма. Политические взгляды П.Я. Чаадаева.


Литература


Антология мировой политической мысли. Т.3: Сперанский М.М. (с. 615 – 622), Новосильцев Н.Н. (с. 647 – 655), Лодий П.Д. (с. 673 – 678), Чаадаев П.Я. (с. 695 – 702).

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Учебник. 2-ое изд. – М., 2003. Они же: История политических и правовых учений России. Хрестоматия. – М., 2003.

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник. Гл. 16

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. Пер. с нем. М, 1995.

Коваленко В.И. М.М. Сперанский / Вестник Московского университета. Сер. 12, 1999, № 6.

Лазарев В.В. Чаадаев. - М., 1986.

Осипенко С.В. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского / Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2006, № 2.

Сперанский М.М. План государственного преобразования. – М., 2004.

Сперанский / История политических и правовых учений. Хрестоматия. Под ред. О.Э. Лейста, с. 297 – 316.

Тимофеев Д.В. Понятие «конституция» в России первой четверти XIX в. / ОНС, 2007, № 1.

Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. – М., 1991.

Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. -М., 1991.

Чемерисская М.И. П.Я.Чаадаев //Вопросы истории, 1994, №



страница1/3
Дата конвертации10.08.2013
Размер0,84 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы