Методические материалы для студентов филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики очной и заочной форм обучения icon

Методические материалы для студентов филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики очной и заочной форм обучения



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Методические материалы для студентов филологического факультета (русское отделение) и факультета журналистики

очной и заочной форм обучения

Составитель

Маркин Алексей Вячеславович,

кандидат филологических наук, доцент

Екатеринбург

2012


Содержание

ВВЕДЕНИЕ


ЧАСТЬ 1. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА (1870–1910-е гг.)

Общая характеристика литературного процесса конца XIХ – начала XХ века

Содержание лекционного курса

^ Самостоятельная работа студентов

Список произведений для обязательного чтения

Список произведений для дополнительного чтения

Примерные темы самостоятельных работ

Примерные темы творческих работ

Материалы для подготовки к экзамену

Учебная и справочная литература


ЧАСТЬ 2. ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (1920–1990-е гг.)

^ Общая характеристика литературного процесса XХ века

Содержание лекционного курса

Самостоятельная работа студентов

Список произведений для обязательного чтения

Список произведений для дополнительного чтения

Примерные темы самостоятельных работ

Примерные темы творческих работ

Материалы для подготовки к экзамену

Учебная и справочная литература


ВВЕДЕНИЕ

ХХ век как литературную эпоху принято разделять на два больших периода, первый из которых охватывает последние десятилетия XIX века и начало ХХ века (приблизительно 1870 – 1910-е гг.), второй – время от окончания Первой мировой войны до конца столетия (1920-е–1990-е гг.). Эта периодизация является основой университетской дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века». Соответственно, в настоящем методическом пособии содержание лекционного курса, задания, вопросы и списки литературы даны в двух разделах. Содержание лекционного курса представлено по темам. Как правило, на одной лекции рассматривается несколько тем. После каждой темы даются краткие списки литературы, к которым следует обращаться при выполнении самостоятельных и творческих работ.

Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в течение семестра по результатам выполнения заданий контрольных работ по текстам, самостоятельных и творческих работ (на заочном отделении – только самостоятельных работ). Итоговый контроль осуществляется в форме зачета или экзамена в соответствии с учебным планом.

Контрольные мероприятия

Текущий контроль

Контрольные работы по текстам

Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ). В КРТ вопросы могут формулироваться в закрытой и открытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.

Самостоятельные работы

Выполнение самостоятельной работы (СР) не является обязательным. СР включает три вопроса различного характера. Это могут быть 1) общие вопросы по основным категориям и концептам литературы ХХ века; 2) вопросы на установление соотношения между основными категориями и концептами литературы ХХ века и конкретными произведениями; 3) вопросы по творчеству определенного автора, предполагающие характеристику его стиля, мотивов его творчества и т.п.; 4) вопросы по отдельным произведениям, предполагающие общий анализ их поэтики или соотношения с культурно-историческим и идеологическим фоном. Можно ответить на все три вопроса, можно на два, на один, можно вовсе не отвечать. Каждый ответ оценивается отдельно.

При выполнении СР должны соблюдаться определенные требования.

Ответы, в которых будут выявлены не взятые в кавычки цитаты, проверяться не будут, так как такие ответы не являются самостоятельными.

Работа должна быть вычитана. Невычитанные работы не рассматриваются.

Ответ на каждый вопрос не должен превышать одной страницы (А4, кегль 12, 1,5 интервала, не более 3000 знаков с пробелами). Ответы, значительно превышающие объем, проверяться не будут.

В каждом ответе должны быть цитаты не менее чем из двух источников. Цитаты должны быть в кавычках, источник цитаты должен быть указан (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя.

Ответ не должен состоять только из цитат.

Ответ должен быть связным.

Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу. Необходимым условием выполнения задания является чтение тех произведений, которые упомянуты в задании или знакомство с которыми предполагается его формулировкой.

В ответе не должно быть ничего лишнего. Не надо писать о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.


Творческие работы (только для студентов очного отделения)

Выполнение творческой работы (ТР) также не является обязательным. Объем ТР – 4–6 страниц.

Тему нужно выбрать самостоятельно. Вопросы можно задать на консультации; на консультации возможно также изменение формулировки темы. Творческая работа должна представлять собой самостоятельное рассуждение, простейшим образцом которого является школьное сочинение. Отправным пунктом для рассуждения должно быть произведение или ряд произведений. Допустимы какие угодно сопоставления. Основное направление мысли не обязательно должно быть литературоведческим, оно может быть историческим, социологическим, психологическим, философским. Форма работы, ее логика, аргументация выстраиваются самостоятельно. Работа не должна быть просто набором фактов. Факты должны быть осмыслены, то есть связаны между собой. Важно, чтобы итоги работы не были очевидны с самого начала. В работе такого рода ценится оригинальность, проявление творческих способностей, широта кругозора, стиль. Можно обойтись без использования учебной и научной литературы, но если возникнет потребность, литературу можно найти в списке вопросов для самостоятельной работы.

ТР может быть выполнена в форме комментария к фрагменту произведения (к главе, эпизоду, сцене и т. д.). Как известно, комментарии могут быть внутренними и внешними. Внутренний комментарий должен определить место фрагмента в художественной системе произведения, то есть, показать: 1) какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем; 2) как выявляются характеры персонажей; 3) какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют.

Внешний комментарий может быть контекстуальным или интертекстуальным. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.

ТР может включать все виды комментария или ограничиваться каким-либо одним видом. Возможен и комментарий, относящийся к одной детали (деталь облика персонажа, элемент бытового фона и т.д.). Всякий комментарий должен быть направлен к углублению понимания произведения в целом. Подготовка комментария требует знакомства с исследовательской литературой. Ориентиром при подготовке ТР такого рода могут служить комментарии Ю. М. Лотмана к «Евгению Онегину», Ю. К. Щеглова к романам Ильфа и Петрова, комментарии М. Л. Гаспарова и книга Эриха Ауэрбаха «Мимесис».

Для ТР можно воспользоваться стандартной формой презентации. Презентация может быть подготовлена по одному из произведений программы. Основой презентации должен быть словесный текст, состоящий из фрагментов произведения, пересказа, комментариев и суждений критиков и литературоведов. Словесный текст должен сопровождаться визуальными и аудиоматериалами, непосредственно относящимися к произведению или передающими колорит эпохи. Это могут быть кадры из экранизаций, книжные иллюстрации, мода, живопись, музыка, танцы эпохи. Можно подобрать фото и видеоматериалы, представляющие место действия или относящиеся к историческим событиям, образующим фон действия.

В такой же форме может быть представлено творчество писателя. В этом случае возможно выполнение работы коллективно, при условии, что степень участия каждого члена коллектива можно будет оценить индивидуально.

Темы творческих работ в обязательном порядке утверждаются на консультации с начала семестра.


Итоговый контроль

Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.


Итоговая контрольная работа

Письменная итоговая контрольная работа (ИКР) – первый этап экзамена (зачета) по дисциплине. Задание ИКР включает около 25 вопросов в закрытой и открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задание включаются, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста формулируются только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий (авангардизм, модернизм, поток сознания и т.п.); круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены задания, выполняемые в течение семестра, и собеседование по программе курса.

Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. По сумме баллов выставляется предварительная оценка, которая может быть внесена в ведомость и в зачетную книжку, если студент посчитает эту оценку достаточной. Баллы, которых студенту не хватает для получения желаемой оценки, могут быть получены по результатам собеседования по дополнительным вопросам.


Собеседование по дополнительным вопросам

Собеседование по дополнительным вопросам – второй этап экзамена (зачета). Оно проводится в почти традиционной экзаменационной форме. Студент получает билет, в который включены пять вопросов из программы курса, и после подготовки отвечает. Каждый ответ оценивается отдельно. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.


Экзамен

В зависимости от обстоятельств, экзамен может быть проведен в традиционной экзаменационной форме, по билетам, в каждый из которых включены по два вопроса. При этом баллы, набранные за самостоятельные и творческие работы, контрольные работы по текстам, итоговую контрольную работу и дополнительные вопросы, не учитываются.


ЧАСТЬ 1. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА (1870–1910-е гг.)

^ Общая характеристика литературного процесса конца XIХ – начала XХ века


Первая часть курса «История зарубежной литературы ХХ века» охватывает литературу 1870–1910-х годов. В советском литературоведении была принята такая же периодизация, однако в качестве исторических вех, определяющих границы периода, отмечались Парижская коммуна и Октябрьская революция в России. Видимо, точнее будет датировать начало периода франко-прусской войной 1870–1871 годов, а конец – Первой мировой войной и даже 1919–1920 годами, когда в Версале и Париже утверждался послевоенный мировой порядок. При этом литературная хронология не всегда совпадает с календарным временем: в программу включен ряд произведений, написанных и опубликованных позднее, но находящихся в глубокой смысловой связи с духовным миром рубежа веков.

Современники обычно связывают начало новых времен с какой-то определенной датой. Но все-таки смена эпох – это не момент, а тоже достаточно длительный процесс, на протяжении которого вызревают новые настроения и созидаются новые формы. Таким периодом вызревания для ХХ века стали 1870–1890-е годы. Три десятилетия после франко-прусской войны были временем впечатляющего господства буржуазии и буржуазности во всех сферах жизни. В большинстве развитых стран Запада произошли буржуазно-демократические преобразования, что обеспечило стабильность и рост благосостояния. Но утвердившийся порядок был удручающе вульгарным и жестоким. Жестокость проявлялась и в социальном неравенстве, и в хищнической эксплуатации колоний; жестокость была заложена и в основы буржуазно-викторианской культуры, подавлявшей все индивидуальное и неординарное в личности; примером здесь может служить трагическая судьба Оскара Уайльда. Кризис буржуазного гуманизма отражен в произведениях Ги де Мопассана. Его творчество лишено цельности, оно является неосуществимой попыткой примирить идею рациональности мира с духовным опытом современного человека. Иррациональная, абсурдная и гротескная реальность (широко представленная в образности Мопассана) не умещается в формы классического буржуазного реализма.

Поиски новых форм ведутся в литературе очень активно, в более и менее перспективных направлениях (символизм, «алхимия слова» Рембо, натурализм). Целый ряд эстетических идей реализовал Хенрик Ибсен. Начав с романтических пьес, он в дальнейшем создает реалистическую социальную драму, основанную на идейном конфликте («Кукольный дом», «Враг народа»), «натуралистическую» трагедию («Привидения») и, наконец, становится одним из основоположников символистского театра («Строитель Сольнес», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся»). Творчество Ибсена оказало огромное воздействие на развитие мирового театра, на Чехова, Гауптмана, Шоу.

Огромное значение для развития культуры и для ее самопознания имела деятельность Фридриха Ницше. Вслед за Вагнером  он охарактеризовал современность как ситуацию всемирно-исторического декаданса, «гибели богов». Он произвел грандиозную деконструкцию институтов западной цивилизации: ее политики, религии, морали, искусства и самой ее основы – буржуазного индивидуализма. По мнению Ницше, человек, его благополучие и совершенство не являются ни целью, ни исходным пунктом исторического развития: человек – то, что нужно преодолеть. «Преодоление человека» означает разоблачение его мнимой свободы, мнимой самостоятельности, мнимой рациональности. Идея преодоления мифа личности становится одной из главных составляющих духовного мира ХХ века. Другим основанием этой идеи стало учение Зигмунда Фрейда, сложившееся также в последние десятилетия ХIХ века.

Идеи Ницше получили широкий общественный резонанс уже в1890–1900-е годы. Благодаря Ницше произошло своего рода «опознание болезни» европейского духа: этот дух уже не верит в разум и прогресс, не верит в возможность построения гармоничного и справедливого общества в духе идей Просвещения. Те европейские интеллектуалы, которые сохранили веру в возможность какой-либо исторической жизнестроительной практики, пытаются найти для этого новые духовные основания; Томас Манн, Герман Гессе, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Ромен Роллан пытаются сохранить верность идее гуманизма, освободив ее от индивидуалистической узости. В том же контексте могут быть рассмотрены Гамсун, Баррес с их почвенническим антииндивидуализмом и антиинтеллектуализмом.

Веру в историю сохранили также те, кого принято считать основоположниками авангарда (футуристы в Италии, экспрессионисты в Германии и Австрии). Авангардисты считают себя не наследниками прошлого, но провозвестниками будущего. Свое творчество они осознают как работу во имя будущего. Предельный пафос авангарда состоял не в том, чтобы создать новое искусство, а в том, чтобы изменить мир. Для этого нужно переделать слово, сделать его материальной силой, непосредственно воздействующей на реальность. В этом смысле прототипом авангарда было творчество Рембо, его «алхимия слова».

Но в те же годы формируется школа «высокого модернизма», для которой характерно резкое противопоставление исторической и эстетической практики (Марсель Пруст, Джеймс Джойс, Франц Кафка): «История – это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться», – заявляет герой Джойса. Модернизм сохраняет конструктивную энергию, но направляет ее исключительно на духовные цели, создавая эстетические миры вне и поверх мира реального. Обычно творчество представителей «высокого модернизма» рассматривают в следующем разделе курса. Действительно, основные произведения Пруста, Джойса, Кафки были опубликованы в 1920-е годы, но творчество этих авторов тесно связано с интеллектуальной и эстетической атмосферой декаданса, являясь ее порождением и преодолением. Первая мировая война, напротив, очень мало отозвалась в их произведениях. Между тем именно война оказалась началом ХХ века в общемировом масштабе. В годы войны настроения, которые прежде были достоянием духовной элиты, стали массовыми. Их носителями стали миллионы людей, для которых цивилизация оказалась соотнесенной с войной и приравненной к смерти.


^ Содержание лекционного курса

Основная литература по всем темам курса указана в разделе «Учебная и справочная литература». В настоящем разделе указана дополнительная литература, рекомендуемая для подготовки самостоятельных и творческих работ.


Тема 1. Культурно-исторический контекст литературной жизни 1870–1890-х годов

Важнейшие явления и события исторической жизни Европы 1870–1890-х годов (европейский колониализм, объединение Германии, Франко-прусская война, падение II Империи и установление III Республики во Франции, дело Дрейфуса, Испано-американская война, конец правления королевы Виктории в Англии). Ликвидация последствий реакционного Венского конгресса. 1870–1890-е годы как время относительной социально-политической стабильности в Европе. Буржуазно-демократические преобразования в политической и общественной жизни ведущих европейских стран. Массовая культура и ее ценности. Буржуазно-просветительская концепция человека (рациональность, ответственность, конструктивность)

Значение творчества Рихарда Вагнера для осознания современности как всемирно-исторического декаданса, «гибели богов». Ощущение глубокого кризиса европейской системы ценностей, разочарование в идеях гуманизма и рационализма. Культурная маска декадента: отказ от идеи искусства как «служения», установка на потребление, а не на производство духовных ценностей; стиль и стилизация в искусстве декаданса. Декаданс как тип трагического миросозерцания и творческой мифологии; религиозно-мистическое содержание искусства в эстетике декаданса. Значение книги Освальда Шпенглера «Закат Европы» как завершения кристаллизации идей культурно-исторического декаданса, начатой Вагнером. Соотношение культуры и цивилизации в концепции Шпенглера.

Критика буржуазной концепции человека, буржуазно-демократической модели общества в произведениях Фридриха Ницше, Зигмунда Фрейда.


Литература

Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Толмачев В. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. М., 1991. № 5.

Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца // Цвейг С. Статьи, эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М., 1987.


Тема 2. Натурализм в европейских литературах

Преобладание реализма как «воспроизведения жизни в формах самой жизни» в европейских литературах 1840–1860-х годов. Формирование на основе реалистической традиции новых направлений литературы. Научные и философские основы натурализма: позитивизм, теория «трех факторов» Ипполита Тэна, естественно-научные открытия и открытия в области общественных наук, изобретение фотографии. Живопись импрессионизма как аналог литературного натурализма.

Литературный феномен «братьев Гонкур». Начало творчество. Занятия историей. Исторический метод братьев Гонкур. Важнейшие произведения. «Дневник» Гонкуров. Гонкуровская премия. Художественная манера братьев Гонкур в романе «Жермини Ласерте»: фрагментарность образной картины действительности, отказ от общих планов, объяснений и комментариев. «Научность» и эстетическое содержание метода братьев Гонкур. Метод братьев Гонкур и живопись импрессионизма.

Золя как создатель теории и практики натурализма. Творчество Золя в литературном, научном и политическом контексте времени. Общественная деятельность Золя: «Я обвиняю». Романтические мотивы раннего творчества. Опыт применения идей социального и биологического детерминизма в романе «Тереза Ракен». Проблема вины главной героини. Замысел и композиция романного цикла «Ругон-Маккары». Закономерности жизни человека и общества и вопрос о свободе личности в понимании Золя. Социальный протест, тема возмездия цивилизации за насилие над природой. Мифологизация наследственности и среды. Романтические и идеалистические черты натурализма Эмиля Золя. Приемы создания характера, построение сюжета, аллегория и символика в романах Золя.

Крупнейшие представители натурализма и натуралистические тенденции в произведениях европейских писателей («Привидения» Х. Ибсена, «Фрекен Юлия» А. Стриндберга, «Перед восходом солнца» Г. Гауптмана).


Литература

Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.

Брандес Г. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т. 13.

Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1994.

Лансон Г. История французской литературы. Современная эпоха. М., 1909.

Лосев А. Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.

Миловидов В. Поэтика натурализма. Тверь, 1996.

Толмачев В. М. Мир Гонкуров // Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. М., 1990.

Шор В. Братья Гонкуры: их эстетика и романы // Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. М., 1972.


Тема 3. Мопассан

Литературная и личная судьба Мопассана. Роль Флобера в его творческом становлении. Новеллистика Мопассана.

Условный и реальный смысл сюжета «Пышки». Истоки сюжета. Своеобразие решения сюжета о героической деве. Структура сюжета: внешнее и внутреннее действие. Образ Пышки, ее портрет и характеристика. Символика причастия в новелле. Проблема авторской позиции: ирония и героика.

Миф в структуре сюжета новеллы «Заведение Телье». Фабула и сюжет. Персонажи, их внешний и внутренний облик. Соотношение реальности и ее восприятия персонажами. Смысловая роль таинства пресуществления в образном строе новеллы. Любовный сюжет в новеллах Мопассана. Повторяющиеся мотивы. Субъект и объект любовного чувства, развитие чувства, его результаты. Позиция Мопассана по отношению к участникам любовного сюжета. Тематическое и смысловое содержание мотива безумия в новелле «Орля». Использование Мопассаном классических форм биографического, плутовского, психологического романа («Жизнь», «Милый друг», «Сильна, как смерть»). Трагедия Мопассана – писателя: несоответствие реального духовного опыта, реального человеческого содержания и литературных форм классического реализма и культурных форм буржуазного общества.


Литература

Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.

Брандес Г. Литературные характеристики: Французские писатели // Брандес Г. Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т. 13.

Ерофеев В. В. Поэтика и этика рассказа: Стили Чехова и Мопассана // Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996.

Маркин А. В., Смышляева А. М. Неконструктивное противоречие в структуре новеллы Ги де Мопассана «Пышка» // Известия Уральского государственного университета. 2000. № 3.

Моруа А. Мопассан // Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

Розанов В. В. Один из певцов «вечной весны» (Мопассан) // Розанов В. В. О писательстве и писателях. М., 1995.

Толстой Л. Предисловие к соч. Гюи де Мопассана // Толстой Л. Что такое искусство? М., 1985; или: Толстой Л. Н. Собрание соч. : в 22 т. М., 1983. Т. 15: Статьи о литературе и искусстве.

Франс А. Мопассан и французские рассказчики // Франс А. Собр. соч. : в 8 т. М., 1960. Т. 8.


Тема 4. Хенрик Ибсен

Особенности исторического пути и культурного облика скандинавских стран во второй половине XIX века. Эволюция творчества Ибсена, внутренняя логика перехода от романтических пьес к реалистической социальной драме, основанной на идейном конфликте, и затем к символистскому театру. Романтический и патриотический характер ранних пьес Ибсена. Причины и смысл отъезда Ибсена из Норвегии. Место в творчестве Ибсена пьес «Бранд» и «Пер Гюнт»: два типа ибсеновских героев – героический идеалист и реалист. Реалистические сатирические пьесы Ибсена 1870–1880-х годов

Пьесы «Нора, или Кукольный дом» и «Враг народа». Конфликт и герой; общность проблематики. Приемы характеристики персонажа и выявления смысла действия. Деталь и диалог. Завязка действия, «подводное течение» и «открытый финал».

Пьесы «Дикая утка» и «Гедда Габлер». Развитие проблематики конфликта героя-идеалиста, сильной личности с мещанским миром. Нора и Гедда; доктор Стокман и Грегерс Верле. Значение сюжетного мотива преступления и расследования в драматургии Ибсена. Шекспировские аллюзии в «Дикой утке». Авторская позиция.

Драма «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и ее место в творчестве Ибсена. Символика пьесы. Образ Рубека, его искусство, его отношения с Иреной и Майей.

Новаторство художественного метода Ибсена. Усвоение, переосмысление и переоценка эстетических принципов Ибсена Чеховым и Шоу. Трагедия индивидуалиста, тема творчества и юности в поздних пьесах Ибсена. Ибсен в русском театре.


Литература

Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. Л., 1989.

Анненский И. Бранд-Ибсен // Анненский И. Книги отражений. М., 1979.

Белый А. Символический театр. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.

Берковский Н. Я. Ибсен // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962.

Мережковский Д. Ибсен // Мережковский Д. Вечные спутники. М., 1995.

Хейбьерг Х. Генрик Ибсен. М., 1975.

Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.


Тема 5. Английская литература 1870–1890-х годов

Викторианская культура и ее литературное значение. Викторианская культура как британский и общеевропейский феномен. Буржуазно-демократические основы викторианства. Критицизм английских интеллектуалов по отношению к викторианской цивилизации, к буржуазно-просветительским мифам о рациональности человека, о справедливости общественного устройства. Деятельность «Фабианского общества». Критика викторианской цивилизации в сочинениях Джона Рескина, в творчестве прерафаэлитов. Проблема красоты в творчестве Уолтера Пейтера. «Эстетизм» и «дендизм» как реакция на викторианство. Крупнейшие английские писатели периода (Джордж Элиот, Джордж Мередит, Джордж Гиссинг). Сатирическое творчество Сэмюэла Батлера. Континентальные влияния (натурализм, символизм, ницшеанство) в английской литературе. Традиции «готической прозы» в английской литературе конца XIX века (Уайльд, Стивенсон, Джеймс, Уэллс).

Реализм Томаса Гарди (Харди). Проза и поэзия в творчестве писателя. Романы «уэссексского цикла». Тема социальной, культурной, исторической среды, отношение к прогрессу. Образы староанглийской архитектуры в произведениях Гарди. Отношение к церкви. Проблема свободы человека, его способности управлять собственной судьбой в романах-трагедиях Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и «Джуд Незаметный». «Натуралистический» и «романтический» элементы в творчестве Гарди.

Генри Джеймс как «англо-американский» писатель. Формирование личности. Важнейшие литературные влияния. Европа и Америка в произведениях Джеймса. Романное творчество Джеймса. Образ «американской девушки» в повести «Дэзи Миллер». Проблематика повести «Поворот винта». Приемы повествования; проблема точки зрения; недостоверный рассказчик. Рациональное и иррациональное в новелле: уровни интерпретации. Смысл оппозиции «джентльмен – неджентльмен» в новелле. Художественная техника Генри Джеймса: ирония, игра точками зрения, использование фигуры недостоверного рассказчика. Генри Джеймс – теоретик литературы.

Творчество Роберта Льюиса Стивенсона. Раскрытие темных сторон человеческой природы в авантюрном сюжете. Отношение к нормам буржуазно-викторианской цивилизации. Проблема зла в романе «Остров сокровищ», в повести «Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда». Сюжет и композиция. Способы создания атмосферы ужасного. Мифологизация науки в новелле; культурно-философские аспекты содержания. Образ художника в новелле «Ночлег Франсуа Вийона». Антивикторианство и викторианство Стивенсона.


Литература

Викторианская культура: Современный взгляд // НЛО, 2004, № 70 (Алябьева Л. Дискуссии о женщине и спорте в викторианской Англии; Праш Т. Весь мир в одном городе: Лондон в 1851 году; Бьюмонт М. Мир как универсальный магазин: Утопия и политика потребления в конце XIX века; Карпенко Л. «Очарованность ужасным»: притягательный мир викторианского паноптикума; Вайнштейн О. Зрительные игры XIX века: оптика английского денди; Алябьева Л. Викторианская Англия в Интернете).

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Стрэчи Л. Королева Виктория. Изд-во «Феникс», 1999.

Томас Гарди

Демурова Н. Томас Гарди, прозаик и поэт // Гарди Т. Избр. произв. : в 3 т. М., 1989. Т. 1.

Фаулз Дж. Англия Томаса Харди // Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2002.

Генри Джеймс

Елистратова А. Предисл. // Джеймс Г. Повести и рассказы. М., 1973.

Зверев А. М. Джеймс. Пора зрелости // Джеймс Г. Послы. М., 2000.

Каули М. Два Генри Джеймса // Каули М. Дом со многими окнами. М., 1973.

Мориак Ф. Что дал роману Фрейд? Заметки на полях «Бостонок» // Мориак Ф. Не покоряться ночи. М., 1986.

Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006 (Гл. 23: Американские декаденты: Эмерсон, Уитмен, Джеймс).

Селитрина Т. Л. Генри Джеймс и проблемы английского романа, 1880–1890. Свердловск, 1989.

Сноу Ч. П. Генри Джеймс // Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М., 1985.

Урнов Д. М. Англо-американский вариант (к проблеме определений) // Контекст-1985. М., 1986.

Шерешевская М. А. Генри Джеймс и его роман «Женский портрет» // Генри Джеймс. Женский портрет. М., 1984.

Роберт Льюис Стивенсон





страница1/6
Дата конвертации16.08.2013
Размер1,6 Mb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы