Методические рекомендации по подготовке к экзамену (зачету) по курсу «Культурология» для студентов заочников всех специальностей Новополоцк icon

Методические рекомендации по подготовке к экзамену (зачету) по курсу «Культурология» для студентов заочников всех специальностей Новополоцк



Смотрите также:
  1   2   3
Министерство образования Республики Беларусь


Учреждение образования

«Полоцкий государственный университет»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)


по курсу «Культурология»

для студентов заочников всех специальностей


Новополоцк

2007

УДК

ББК 71

Э

Одобрено и рекомендовано к изданию

……


Кафедра социально-гуманитарных дисциплин


Составитель


С.М. Сороко, кандидат филологических наук, доцент


Рецензенты


Л.В.Янковская, кандидат философских наук, доцент.


А.В. Коротких, кандидат филологических наук, доцент.

ВВЕДЕНИЕ


Методическое пособие по курсу «Культурология» предназначено для студентов-заочников всех специальностей УО «Полоцкий государственный университет», изучающих дисциплину на первом, втором или третьем курсах. Его цель – помочь и значительно облегчить подготовку студентов к экзамену (зачету). Пособие составлено в соответствии с утвержденной Министерством образования Республики Беларусь учебной программой по курсу «Культурология» для студентов высших учебных заведений Беларуси (Минск, 2000).

Данная методическая разработка разбита на три основных раздела: «Теорию культуры», «Историю культуры» и «Культуру Нового времени», каждый из которых содержит основные темы изучаемого студентами курса «Культурология». Темы кратко представлены в тезисном изложении и соответствуют расширенной рабочей программе по этой гуманитарной дисциплине. Предполагается, что при подготовке к экзамену (зачету) студенты в основном самостоятельно осваивают теоретическую и историческую проблематику культуры. Эти методические рекомендации их ориентируют в нужном направлении, нацеливают внимание студентов на наиболее значимые культурологические явления, которые нужно освоить и проанализировать перед контрольным испытанием. Пособие поможет студентам-заочникам определить ряд теоретических вопросов, исторических фактов, на которых особо следует акцентировать внимание и которые позволят расширить и углубить знания по дисциплине.

В методическом пособии приведен перечень предполагаемых вопросов к экзамену (зачету). Чтобы избежать трудностей при их подготовке, по каждому вопросу непосредственно в темах даются некоторые (не все, конечно) культурологические понятия, которые являются базисными и координируют процесс обучения. Здесь вы также найдете сведения о временных границах отдельных явлений культуры, некоторые даты, имена культурологов и мыслителей, чьи труды непосредственно рассматриваются в курсе культурологии. Надеемся, что это поможет вам своевременно сориентироваться, грамотно и в полном объеме составить план ответов на вопросы, вынесенные на экзамен (зачет).

Поскольку большую часть культурологических понятий, исторических фактов и явлений студентам предстоит изучить самостоятельно, в темы также включены основные координирующие вопросы, ответы на которые нужно найти обязательно для успешного завершения изучения курса. Полный перечень рекомендованной по дисциплине «Культурология» литературы (основной и дополнительной) приведен в конце данной методической разработки.

^ РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ


Тема 1. Система культурологического знания.


1.1. Понятия культуры и культурологии.


Внимательно прочтите определение дисциплины, к изучению которой вы приступили. Культурология – гуманитарная наука об общих закономерностях развития культуры как творческого процесса человеческой деятельности. Почему эта дисциплина считается гуманитарной наукой? На какие две большие сферы делится научное знание сегодня? Когда произошло это разделение?

В виде самостоятельной науки культурология сформировалась во второй половине ХХ века. В рамках каких наук до этого времени рассматривалась и разрабатывалась культурологическая проблематика? Согласны ли вы с утверждением, что основная цель культурологии – научное определение конкретных и реальных путей достижения культурного совершенства человека?

В системе культурологического знания центральным является понятие культуры. Среди множества научных определений вы можете выбрать любое, которое сочтете объективным и доступным. Как вариант предлагаем следующее. Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – многоуровневая динамично развивающаяся система материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством (группами, общностями людей) в процессе исторического развития. Она является предметом и объектом изучения культурологии.

Основой всякого культурного процесса является творческая деятельность, под которой понимают активно преобразующую деятельность субъекта (свободной личности) своего внутреннего духовного мира и внешнего мира как объекта. Не любой вид деятельности можно считать творческим. Различают виды деятельности: продуктивные, репродуктивные, творческие. Объясните отличия между ними.

Перечислите смежные с культурологией дисциплины, предметом изучения которых является культура. Какова задача культуроведения? Что общего между культурогенезом – учением о происхождении культур, их становлении и развитии – и названием 1-й Книги Бытия (Генезис), которая изображает картину возникновения мира. Разъясните сущность концепций культурогенеза: символической, игровой, трудовой. Какие еще концепции происхождения культуры вы знаете?

Какие проблемы решает культурософия?

Социология культуры рассматривает культуру эмпирически с точки зрения ее функций в обществе. Есть ли формы культуры с более масштабными функциями?


^ 1.2. Универсалии и категории культурологии: ценности, традиция и новация, артефакт, архетип, «Запад-Восток», «осевое время» и др.


Универсалии – это совокупность ценностных понятий (суждения, нормы), которые выработаны культурной общностью людей и выражены символически. Категории – термины определенной науки. Могут ли одни и те же понятия одновременно быть универсалиями и категориями? Перечислите категории культурологии, которые вы знаете.

Традиция и новация – основные универсалии культуры. Объясните, в чем их диалектическое единство и противоположность, сравнив понятия. Традиция (лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколения обычаи, обряды, нормы поведения, вкусы, взгляды и т. п. Новация (лат. novatio – обновление, изменение) – любое новшество, рассматриваемое как явление культурной динамики, нетрадиционное для данного общества, частично или полностью разрушающее устойчивые социокультурные нормы, взгляды.

Можно ли утверждать, что благодаря традиции осуществляется связь времен, обеспечивается устойчивая историко-генетическая преемственность в социокультурных процессах? Традиция – это благо или зло для человека? Какие суждения о традициях в философии культуры существовали? Можно ли считать синонимами новацию и модерн?

Артефакт и архетип – культурологические категории. ^ Артефакты культуры – единицы искусственного мира, созданные человеком. Это может быть любой объект, в том числе предметы, вещи, дороги и т.п. Приведите примеры артефакта культуры и объекта природного, который нельзя считать артефактом культуры. Архетип (греч. archetypos – прообраз, проформа) – начальный образ или первообраз, запечатленный в душе человека. Понятие восходит к философской традиции платонизма. В начале ХХ века это понятие ввел и разработал в аналитической психологии швейцарский философ Карл Юнг. Он считал архетипы структурообразующими элементами коллективного бессознательного. Какие примеры архетипов коллективного бессознательного приводил и анализировал основоположник аналитической психологии?

«Осевое время» – культурологическая категория, введенная в науку немецким философом К. Ясперсом как время формирования «оси мировой истории», когда независимо друг от друга в различных культурах появляется философия и зарождаются основы будущих мировых религий. Именно в этот период произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день (К.Ясперс). Исторический период между 800 и 200 гг. до н. э. считается эпохой духовного основоположения человечества, становления истории как мировой, общечеловеческой. Попытайтесь найти ответ на вопрос: почему «осевыми культурами» К.Ясперс называет древние культуры Греции, Индии, Китая, Персии, Палестины?

Дихотомия (греч. dichotomia) – деление целого на две одинаково развитые противоположные части. Примером культурной дихотомии может служить условное деление мировой культуры на два архетипа: «Запад» – «Восток». Разъясните, как вы это понимаете, сравнив характеристики.

«Запад – Восток» – дихотомия мировой культуры. «Запад» – архетип мировой культуры, который характеризуется господством принципов и ценностей материализма, практицизма и рационализма, индивидуализма и активизма, свободы и демократии. «Восток» – архетип мировой культуры, который характеризуется приоритетом духовных ценностей, общинным началом, коллективизмом и тоталитаризмом, идеализмом и иррационализмом.

В чем сегодня проявляется противостояние Запада и Востока, западного и восточного образов мышления? Почему сущность центральной социокультурной проблемы современности заключается в установлении диалога между Западом и Востоком? Ответьте на эти вопросы.


^ 1.3. Функции культуры.


В культурологии рассматриваются следующие функции культуры:

– мировоззренческая;

– познавательная (гносеологическая);

– ценностная (аксиологическая);

– информационно-коммуникативная;

– воспитательная и образовательная;

– регулятивная;

– прогностическая.

Разъясните сущность каждой из них, определите соотносимые с ними сферы человеческой деятельности и направления научного знания.

Что вы понимаете под мировоззрением? Отражает ли культура мировоззрение людей своей эпохи? Отличаются ли люди разных эпох по мировоззрению?

Что такое гносеология? Какие проблемы исследует данная философская дисциплина? Каким образом процесс познания взаимосвязан с развитием культуры?

Что такое аксиология? Назовите предмет исследования этой научной дисциплины. Проанализируйте следующее определение. Ценность – это то, что чувства людей признают стоящими над всем, к чему должно и нужно стремиться, относиться с уважением, почтением. (П.Менцер) Что является лично для вас ценностью? Можно ли все ваши ценности оформить в виде системы ценностей? Являются ли ценности смыслообразующими основаниями человеческого бытия? Задают ли они направленность и мотивированность человеческой жизни? Разъясните аксиологическую функцию культуры как формирование ценностной ориентации человека.

Информационно-коммуникативная функция культуры особое значение приобрела в современном мире. Поясните утверждение, что культура является носителем информации. Может ли культура быть средством общения между людьми? Какой исторический период времени называют информационной эрой? В чем ее сущность?

Пайдейя (греч. paideia) – концепция воспитания в соответствии с традициями этоса (нрава-традиции), сформировавшаяся в античной философии. «Pai» – ребенок, «paideia» – тип взрослого человека-гражданина, воспитанного в нравственных традициях соответственно «прекрасному строю космоса», занимающего свое «естественное место». В соответствии с этой концепцией наиболее важным качеством является восприимчивость ребенка к воспитанию. В V – IV вв. до н.э. о традициях этоса рассуждали Сократ, Аристофан, пифагорейцы, этой теме посвящены политико-воспитательные сочинения учеников Сократа – Платона и Ксенофонта. Поясните, какие качества современного человека в античности могли считаться негативными и не согласовываться с концепцией пайдейя? Что вы знаете о калокагатосах?

Анализируя образовательную функцию культуры, отметьте общие черты и отличие между образованием и воспитанием. Не забывайте, что образование стало приоритетным направлением развития европейской культуры в эпоху Просвещения.

Регулятивная функция культуры тесно связана с общественными отношениями, понятиями о нравственной и правовой культурах. Поясните их регулятивную сущность, место и роль в обществе. Прогностическая функция культуры выражается в глобальной диалектике культуры и цивилизации (законы философии культуры).


Тема 2. Многообразие культурных форм.


^ 2.1. Материальная и духовная культуры. Художественная культура.


По отношению к основным ценностям – материальным и духовным – разделяют материальную и духовную культуры. Когда произошло такое разделение? С чем это было связано?

^ Материальная культура – это совокупность всех созданных трудом человека материальных предметов, отношение к ним, навыки мастерства, все то, что охватывает сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, быт, средства транспорта, связь и т.д.). Что является смысловой (семантической) единицей материальной культуры? Какие формы культуры относятся к материальной сфере?

^ Духовная культура – это сфера духовного производства (познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философия, этика, наука, искусство, литература, мифология, религия). Согласны ли вы с утверждением, что семантической единицей духовной культуры является язык, который выполняет в ней такую же функцию носителя, как материальные предметы в материальной культуре? Можно ли считать артефактом духовной культуры письменность?

^ Художественная культура – совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Она включает изобразительное искусство, литературу, архитектуру, музыкальное и театральное искусство, киноискусство, фольклор и другие виды народного творчества, декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла, книгоиздательство и библиотечное дело. Семантической единицей художественной культуры является знак-образ.

Сравните вышеприведенные определения культур. Является их разделение условным или абсолютным? Они дополняют или исключают друг друга? Поясните свою точку зрения.


^ 2.1.1. Мифология и религия как формы духовной культуры.


Раскройте понятие мифологии как формы духовной культуры, которая отражает архаическое мировосприятие. Можно ли утверждать, что мифологическое сознание характеризуется синкретизмом, образностью, символичностью? Обоснуйте свою точку зрения.

Сегодня различают классическую мифологию: сакрализованный тип духовной культуры архаики, и современную мифологию: сознательное вкрапление мифа (прошлого) в немифологическую культурную традицию настоящего. С чем это связано?

Раскройте взгляд К. Ясперса на мифологию. ^ Мифологическая эпоха существовала до «осевого времени», до возникновения философии, характеризовалась устойчивостью мировоззрения, основу которого составляли созданные мифы. Этика религии возвысила божество, миф потерял свое содержание, превратился в символ. (К.Ясперс)

Излагают ли мифы (греч. mythos – предание) целостную картину мироздания, сформировавшуюся в древности и длительное время существующую в коллективной памяти народа? Объясните утверждение К.Юнга, что мифология – это коллективная психика, а не индивидуальная. Он считал, что лишь в эпоху Просвещения люди обнаружили, что боги не существуют в действительности, а являются «проекциями». Вы с ним согласны?

Объясните роль мифа в истории мировой культуры. Какие мифологии вы знаете? На примере любой мифологии (египетской, греческой, славянской или др.) поясните: Какие бывают мифы? Каковы функции богов?

В какой исторический период времени зародились основы религиозного мировоззрения? Какие религии называются мировыми? Чем религиозное сознание отличается от мифологического сознания? Назовите исторические народы, исповедующие буддизм, христианство, ислам.

Раскройте основополагающую роль религиозной культуры в эпоху Средневековья на примерах европейской, византийской или арабо-мусульманской культур. Каким образом религия повлияла на развитие художественной культуры и на отдельные виды искусства?

^ 2.1.2. Символ. Символизм в искусстве, литературе и культурологии.


Покажите основополагающую роль символа в художественной культуре. Разъясните понятие. Символ (гр. symbolon) – условный опознавательный знак, художественный обобщенный образ, воплощающий собой какую-либо идею. Имеет знаковую природу, но в отличие от знака символ имеет глубинное логически-непроницаемое содержание, «чувственное воплощение идеального» (Э. Кассирер).

В чем сущность символической концепции происхождения культуры? Согласны ли вы с утверждением, что культуру создали символы? Почему немецкий философ и культуролог Эрнст Кассирер видел ключ к пониманию культуры в символе? Разъясните его мнение о несовершенстве биологической природы человека, бытие которого, в отличие от других высокоразвитых биологических существ, протекает в символических формах. Что это за формы? Можно ли считать язык, миф, искусство, религию – частями «символического универсума»?

Символизм как направление европейской художественной культуры сформировался в конце XIX – начале ХХ вв. Этот художественный метод был основан на выражении посредством символа – многозначно-иносказательного и логически непроницаемого образа – «вещей в себе» или нераскрытых идей, находящихся за пределами рационального восприятия. Символизм проявился в литературе, живописи, театре Франции, России, Бельгии, Англии и других европейских стран. Какова роль символизма в формировании новых течений ХХ века: экспрессионизма, сюрреализма, футуризма?

Проанализируйте творчество французских поэтов-символистов: П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме. Кто написал манифест символизма и какова его основная идея?

Назовите отличительную черту русского символизма. В чем сущность эстетической концепции религиозно-мистического учения Владимира Соловьева о «душе мира» – Софии? Какие символы характерны для творчества художников-символистов (на примерах произведений Борисова-Мусатова, Врубеля, Петрова-Водкина)? Что такое идея «условного театра» в театре символизма конца XIX – начала XX вв.?


^ 2.2. Мировая культура. Национальные и этнические культуры.


В настоящее время по носителю (представителям) культуру разделяют на общечеловеческую (мировую) и национальные культуры.

^ Мировая культура – это общепризнанный синтез (сплав) лучших достижений всех культур народов, населяющих нашу планету сегодня, а также лучшие достижения древности. Основой мировой культуры являются гуманистические ценности. Перечислите ценности, которые составляют систему гуманистических (общечеловеческих) ценностей. Все ли мыслители прошлого и настоящего признают их?

Поясните, почему с точки зрения гуманистических ценностей мировой культуры любая культура рассматривается как прогрессивная либо как реакционная. Какая культура считается прогрессивной? Как выявляется реакционный характер той или иной культуры? Объясните, почему любая реакционная культура обречена на гибель.

^ Национальная культура – синтез культур различных слоев и групп соответствующего общества, имеющий свое ярко выраженное национальное своеобразие, неповторимость и оригинальность, как в духовной, так и в материальной сферах. Для любой национальной культуры всегда свои национальные ценности будут приоритетными. Почему?

Сравните определения этноса и нации, сформулируйте основные отличия. Этнос - исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общие предки), на единых биопсихических признаках, общих социокультурных ценностях и наличии самоидентификации. Нация - полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, объединенных идеей единого независимого государства. Нация, в отличие от этноса, существовать без государства не может. Фундаментом для развития духовной и материальной культуры нации является объединившая народ национальная идея.

В культурологии рассматриваются также понятия этнической культуры, региональной культуры, субрегиональной культуры, суперрегиональной культуры. Это промежуточные культурные образования, еще не вошедшие или уже вышедшие (по ценностной ориентации, которая может, например, быть религиозной или идеологической) за рамки того или иного исторического типа культуры. Определите особенности каждой из этих культур.


^ 2.3. Элитарная, массовая и маргинальная культуры.


Социальная типология включает элитарную, массовую и маргинальную культуры.

Внимательно ознакомьтесь с определением элиты. Элита (франц. Elite – лучшее, избранное) – высшие привилегированные слои общества, осуществляющие функции управления, развития науки, культуры. Охарактеризуйте элитарную культуру как предназначенную для высших слоев общества, ориентированную на менталитет ее создателей – людей с особой художественной восприимчивостью. Она обладает глубинной проблематичностью, изысканностью вкуса. Можно ли утверждать, что именно представители элитарной культуры создают духовные ценности? Охватывает ли эта культура изящные искусства, классическую литературу и музыку?

Представление об элите сложилось в трудах Платона, Конфуция, Т. Карлейля, Ф. Ницше. Как система взглядов теория элиты сформирована в
ХХ веке в трудах В. Парето, Г. Моски, Ч. Миллса и др. Согласны ли вы с утверждением, что причина возникновения элиты в обществе – природная одаренность отдельных людей? Какие элиты можно выделить в обществе сегодня? В чем сущность современных взглядов на роль элиты в обществе?

Расскажите о возникновении массовой культуры в период становления европейской культуры индустриального общества. Охарактеризуйте ее как явление кон. XIX – ХХ века, рожденное научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Основные черты: стандартна, стереотипна, неглубока, тиражирована, легко доступна, рассчитана на «среднего» человека. Обоснуйте связь массовой культуры с развитием кино, телевидения, радио, СМИ и коммуникации, которые ориентированы на интересы массовой аудитории потребителей культурной продукции. Можно ли сравнить массовую культуру с конвейерными технологиями? Почему? Покажите отличие массовой культуры от народной культуры, сформировавшейся в средневековом феодальном обществе.

^ Маргинальная культура (лат. marginalis – находящийся на краю) – понятие, которое указывает на существование в рамках традиционной или господствующей культуры иного культурного образования. Маргинал – человек, который находится между какими-либо социальными группами общества, вне традиционных культурных типов, осваивает чуждый образ жизни и культурные ценности, которые ему не свойственны. Термин ввел в науку американский социолог Роберт Парк. Он считал, что маргинальная личность обладает такими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стесненность, эгоцентричность. Маргинальная личность (Р.Парк) – это продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур. Кого можно считать маргиналами? Приведите примеры.


^ 2.4. Культура в природе и в обществе. Экологическая культура.


Первоначально термином культура (лат. cultura – возделывание, взращивание) обозначали сельскохозяйственные культуры. Сравните это понятие с современным восприятием культуры. В чем отличие? Уже в античности «cultura animi» (культура души) стала употребляться применительно к человеку и его деятельности. Обратите внимание на то, что до эпохи Нового времени природа охватывает все человеческое. В античности воспитание рассматривается как природный процесс. Дихотомия «культура-натура» возникла только в «эпоху разума».

В современной гуманитарной науке культуру в природе и культуру в обществе объединяет экологическая культура, которая характеризует поведение и отношение человека, групп, общностей людей к окружающей их среде, отражает определенный уровень экологических знаний людей и взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания. Дайте определение понятий биосфера, ноосфера, техносфера. Что такое социальная экология?

В условиях индустриального общества экологические знания стали основой для формирования норм личного и общественного поведения человека, его отношения к природе, как общечеловеческой ценности.

Проанализируйте понятия экологический кризис и экологическая катастрофа. Рассмотрите основные экологические проблемы современности:

  • угроза термоядерной войны и опасность экологической катастрофы;

  • загрязнение окружающей среды;

  • нерациональное использование природных ресурсов;

  • проблемы, связанные с освоением океана и космического пространства;

  • стремительный рост население планеты;

  • негативные последствия научно-технического прогресса и др.


Тема 3. Культурная динамика.


Динамика культуры – это процесс совершенствования смысла культурной деятельности, ее содержания и форм. Она подразумевает любые изменения в культуре, которые могут быть как прогрессивными, так и регрессивными явлениями. Схематически динамика культуры может быть представлена диалектическим единством: «традиция – модерн – постмодерн». Источниками культурной динамики являются противоречия.

Что вы знаете о религиозных, национальных, социальных, классовых противоречиях? Какие еще возможны противоречия? Кто рассматривал психологические противоречия в истории культуры?

Есть ли противоречие между двумя началами бытия и художественного творчества: «аполлоновским» и «дионисийским»? Поясните его сущность. Философско-эстетические понятия «аполлоновского» и «дионисийского» начал анализировали Шеллинг, немецкие романтики, Гегель, Ницше. Об олицетворении платоновского идеала абсолютной ценности бога в искусстве Древней Греции писал П. Сорокин. Создайте символические образы бога Аполлона и бога Диониса через абстрактные характеристики. Согласны ли вы с мнением представителей немецкой школы «философии жизни», что это два различных вида художественных сил (потенций), заключенных в самой природе? Поясните, почему поступательное движение в культуре возможно лишь при условии равновесия этих двух противостоящих начал.

Основные понятия культурной динамики: культурная эволюция и культурная революция, культурный кризис, ренессанс и декаданс. Поясните каждое из этих понятий на примерах из истории мировой культуры.

^ Культурная революция – скачкообразное коренное изменение качественного состояния какой-либо культуры: ее содержания, структуры, функциональных связей, смысла культурных универсалий; переход к новой культурной модели (эпохе).

Объясните, почему основным вопросом культурной революции является переоценка традиционных ценностей, изменение ценностной ориентации. Эта проблематика рассматривалась в трудах немецкого философа Ф.Ницше. Именно он пытался осуществить переоценку ценностей мировой культуры. Объясните, почему «философия жизни» – направление западно-европейской философии, сложившееся в конце XIX в. в Германии (Ф.Ницше, О.Шпенглер, Дильтей, Шеллинг и др.) – считается бунтом против разума.

Известны буржуазная французская революция в культуре (конец XVIII в.); «культуркампф» в Германии (70-е годы XIX в.); социалистические культурные революции в СССР (30-е годы XX в.) и в Китае (60-е годы XX в.) и др.


^ Тема 4. Культура социальных отношений.


В культуре социальных отношений рассматриваются три основные формы культуры: нравственная, правовая и политическая.

^ Нравственная культура отражает общественные отношения между людьми с точки зрения соблюдения ими моральных норм и правил. Определите роль этики в этой культуре. Науку о морали (нравственности) называют этикой. Что такое нравственные ценности («этические добродетели») и нравственные регулятивы? Раскройте понятия Добра и Зла как высших категорий морали. Какие вы знаете основные принципы нравственной культуры, формировавшиеся исторически?

Поясните сущность социокультурных функций морали: мотивационной, конститутивной, координационной.

Опишите этапы формирования личной нравственности:

  • элементарная нравственность

  • конвенциональная нравственность

  • автономная нравственность.

Какие вы знаете типы морали? Что такое этические идеалы? Объясните противоположные понятия: гедонизм — ригоризм; эгоизм — альтруизм; индивидуализм — коллективизм; этика борьбы — этика сотрудничества; мужская этика — женская этика.

Раскройте основные принципы современной нравственной культуры:

– «Золотое правило» нравственности.

– Моральная автономия личности как завоевание эпохи Нового времени. В чем сущность этого принципа? (И.Кант)

– Гуманизм. Требует ли он отказа от всех форм насилия над личностью?

^ Политическая культура — совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Какой основной вопрос политики непосредственно влияет на общественные отношения людей? Как определить уровень политической культуры?

Макс Вебер о политической культуре. Охарактеризуйте типы политической культуры и типы власти: традиционный, харизматический и легитимный.

Существуют две основные модели легальной политической культуры, которым соответствуют два вида по­литических режимов: тоталитарный и демократический. Что такое демократия? Когда и где сформировалась эта модель политической культуры? Какой архетип мировой культуры характеризуется принципом демократии? Что такое тоталитарный режим? Какая модель политической культуры характерна для архетипа «Восток»?

^ Правовая культура — комплекс регулятивов и цен­ностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Эта культура выражается в правосознании людей: представлениях о том, каков должен быть порядок и как следует относиться к действующей в го­сударстве правовой системе.

Объясните понятие обыденного правосознания людей, мало знакомых с юриспруденцией и руководствующихся интуитивными представлениями о справедливости. В чем его отличие от профессионального право­сознания юристов?

Кратко охарактеризуйте основные типы современных правовых систем: традиционный, религиозный, континентально-европейский, англосаксонский. Что такое правовое государство? Как соотносятся правовая культура и правовое государство?

Опишите функции правовой культуры как

– культуры законодательства

– культуры вла­сти

– культуры населения.


Тема 5. Современные культурологические концепции.


^ 5. 1. Единство культурно-исторического процесса. Европоцентризм. Проблемы преемственности культур.


Единство культурно-исторического процесса – это взгляд на мир как на универсальную систему с единой историей и культурой. Он предполагает историческую преемственность и линейный (непрерывный) характер истории мировой культуры, развивающейся через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые одновременно представляют собой основные исторические типы мировой культуры. Мировоззренческие установки антропоцентризма, теоцентризма, европоцентризма формировались в рамках признания единства мировой системы (универсума). Объясните, почему.

Европоцентризм – мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущими ей традициями, укладом жизни, а также сформировавшейся системой ценностной ориентации, является центром развития мировой культуры и цивилизации. В какую эпоху формировалась эта мировоззренческая установка? Объясните роль науки в этом процессе. Является ли наука феноменом европейской культуры?

Есть ли мировая история и мировая культура? Какие культурологические точки зрения по этому вопросу вам известны? Каким образом эта проблематика связана с вопросами преемственности культур? Кто из известных вам теоретиков философии культуры Нового времени был сторонником единства культурно-исторического процесса? Какое мнение по этому поводу у К.Ясперса? У О.Шпенглера и Н.Данилевского? Выскажите свое мнение: если исторического единства и преемственности в мире не существует, то таким образом развиваются и взаимодействуют друг с другом культуры разных народов?


^ 5.2. Культура и цивилизация. Цикличный характер культурной динамики.


Объединяющая большинство философов и культурологов конца XIX – XX вв. особенность – критическое переосмысление наследия мировой культуры. Понятие цивилизации (лат. civilis – государственный, гражданский), как научной философской категории, возникло в европейской философии культуры XVIII века. Им французские философы-просветители стали именовать общество, основанное на идеалах справедливости и разума. Сравните оба понятия – культуры и цивилизации – и определите их общие и отличительные черты. В соответствии с теорией общественного договора (Т.Гоббс) обоснуйте синонимичность понятий культура и государство (цивилизация), а также противопоставление им «варварства».

Обоснуйте трактовку цивилизации как замкнутых общественных систем или культурно-исторических типов (А.Тойнби, Н.Данилевский) и как последний этап в развитии культуры (О.Шпенглер).

^ Органическая концепция культуры рассматривает общество и культуру как живой (природный) организм (Г. Спенсер, Э. Тайлор, О. Шпенглер, эволюционисты). Обоснуйте природный характер культурных процессов, который подразумевает их цикличность – теория культурных циклов (Ш. Монтескье, Д. Вико, О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.): неизбежную повторяемость, синхронность, что является общеисторическим законом развития культуры. Каждая культура непременно проходит стадии рождения, становления, расцвета, старения, умирания. Попытайтесь объяснить, почему Освальд Шпенглер считал именно цивилизацию целью культуры.


^ 5.3.Карл Ясперс. Теория «осевого времени».


Теория «осевого времени» немецкого философа-экзистенциалиста Карла Ясперса изложена в книге «Смысл и назначение истории». Всю историю человечества он разделил на доисторию, историю, мировую историю. Поясните, что он подразумевал под каждым понятием. Был ли Ясперс противником европоцентризма? Почему он считал условную «ось» духовного основоположения человечества центром развития мировой истории и культуры? Согласны ли вы с ним, что человечество имеет единые истоки и общую цель?

В истории мировой культуры К. Ясперс выделил четыре периода по уровню научного и хозяйственного производства:

– Прометеевская эпоха. Чем она характеризуется?

– Великие культуры древности: государственные сообщества V –
III тыс. до н.э. (Египет, Месопотамия, Индия, Китай).

«Осевое время» или время становления истории человечества как мировой (800 – 200 гг. до н.э.), период формирования современного нам по духу человека с философско-религиозным мировоззрением.

– Научно-техническая эпоха, начавшаяся в XVII в. и продолжающаяся по настоящее время. Является ли она началом нового «осевого времени»?

Поясните образные понятия «двух дыханий». Каким образом они связаны с «одухотворением» народов?

Что такое «идея империи»? Почему египетская и вавилонская культуры так и остались, по мнению философа, «застывшими» в истории?


^ 5.4.Теория локальных культур О. Шпенглера.


Основана на дискретном характере понимания истории, «фрагментарности» ее фактов, на отрицании исторической преемственности и поступательного развития мировой культуры. Объясните, почему Шпенглер – сторонник органической концепции культуры и теории циклического развития культур. Тождественна ли культура разуму?

По его мнению, культура – это живой организм, который «вырастает с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле», и также бесцельно уходит. Она передается в такте, ритме, тональности. Это коллективная душа народа, которая имеет собственный первосимвол – источник всех культурных форм. Центральное понятие его локальных исторических культур – «душа». Раскройте смысл этого субстанционального начала, как стремящегося к самопроявлению, к разворачиванию во времени и пространстве.

Какие «этапы жизни» культуры рассматривал Шпенглер? Чем, по его мнению, характеризуется стадия цивилизации? Сколько лет «живут» культуры у О. Шпенглера? Какие восемь типов культур он выделил в истории?

Возможен ли диалог культур, если все культуры самодостаточны и между ними нет преемственности? Почему О.Шпенглер считает, что человек не в силах понять ценности чужой культуры, а нормы духовной деятельности имеют смысл только в рамках определенной культуры? Что такое «этический масштаб»? Согласны ли вы с ним, что явления разных культур «говорят» на разных зыках? Разрешима ли, с этой точки зрения, проблема современного противостояния «Запада» и «Востока»?


^ 5.5. Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд. К. Юнг).


Психоаналитические концепции культуры конца XIX – ХХ вв. базируются на учении австрийского врача-психиатра и философа 3игмунда Фрейда. Он открыл бессознательное как самостоятельное, независимое от сознания безличное начало души, активно вмешивающееся в жизнь человека. Все психические состояния, действия людей, исторические события в психоанализе истолкованы как проявление бессознательного начала. Дайте определения центральных понятий Фрейда: бессознательное, либидо, сублимация. Раскройте связь между ними.

Предмет анализа Фрейда: личность в культуре, ее психологические характеристики и рамки свободы, стереотипы поведения, взаимодействие человека с окружающей средой, внутриличностные конфликты и процессы.

Дайте исчерпывающие ответы на следующие вопросы. Считал ли Фрейд, что всякая культура строиться на принуждении и запрете влечений? Выполняет ли культура реакционную функцию (подавления) по отношению к бессознательному началу души человека? Что в психоаналитических концепциях культуры является причиной возникновения морали, искусства, науки, религии, государства, права?

Культура (Фрейд) обозначает всю сумму достижений и общественных учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни животных. Она служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми («Недовольство культурой»). Культура выступает в качестве системы норм и запретов, в которой заранее «заложен» психологический конфликт между устремлением к индивидуальной свободе и сдерживающими эти устремления культурными нормами во имя интересов социума.

Швейцарский основоположник аналитической психологии Карл Юнг анализировал два важных культурологических понятия: коллективное бессознательное и архетипы. Самым ярким примером архетипов коллективного бессознательного в культуре он назвал мифологию. Юнг описывал динамику архетипов, расшифровывал и анализировал сновидения, мифы, символы художественного творчества.


^ РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ






страница1/3
Дата конвертации20.08.2013
Размер0,54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы