Как составлять простой план как составлять сложный план icon

Как составлять простой план как составлять сложный план


Добавить документ в свой блог или на сайт

Смотрите также:
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ

С ПЕЧАТНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКОВ И СЕКЦИЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

(Методические рекомендации)


Составитель:

Афанасьева С.И. методист отдела гуманитарного образования


г. Симферополь, 2008 год


СОДЕРЖАНИЕ


Приемы самостоятельной работы с печатными источникам

- упражнения «Работа с текстом» (стандартные)

…………………..

3

- упражнения «Работа с учебным текстом» (интерактивные)


…………………..


3

Памятки-алгоритмы:

- как составлять простой план

…………………..

4

- как составлять сложный план

…………………..

4

- как делать выписки

…………………..

5

- правила оформления библиографического описания

…………………..

6

Способы фиксации информации

- аннотация, примеры оформления аннотации

…………………..

6

- тезисы

…………………..

7

- цитаты, общие требования к цитированию

…………………..

8

- конспект

…………………..

9

- отзыв

…………………..

9

- рецензия

…………………..

10

- тезаурус

…………………..

11

- монологическое высказывание

…………………..

11

Критерии оценивания устного ответа

…………………..

12

Информация для учащихся (формы, виды речи, текст, типы и стили речи)

…………………..

13

Памятки-алгоритмы работы с текстами художественных произведений:

- анализ лирического стихотворения

…………………..

14

- анализ прозаического произведения

…………………..

14

Памятка тому, кто хочет научиться содер­жательно и интересно писать на литературную тему


…………………..


14

Как вести «Дневник чтения»

…………………..

16

Экспертиза современного рассказа

…………………..

16

Рекомендации по написанию журналистских материалов


…………………..


17

Приёмы работы с печатными источниками информации (из опыта работы педагогов Крыма)


…………………..


20

Список использованной литературы

…………………..

22

Приложение

…………………..

23



^
Приемы самостоятельной работы с печатными источниками


Упражнения «Работа с текстом»

(стандартные)


1. Прочитайте текст разными способами:

  • беспрерывное чтение;

  • повторное чтение;

  • ознакомление с источником;

  • частичное использование источника.

2. Выберите в книге (статье) материал для ответа на любой вопрос:

  • на один вопрос;

  • на ряд вопросов.

3. Найдите в книге (статье) ответы на поставленные вопросы, которые требуют конструктивных способов учебной деятельности (сравнение, анализ, обобщение, оценка и т.д.).

4. Выделите основное или второстепенное в тексте:

  • подберите заголовок к абзацам (параграфам, разделам, главам);

  • выделите основную мысль в каждом разделе книги;

  • составьте логический план (простой или сложный) по теме.

5. Сделайте записи прочитанного (из одного или нескольких источников):

  • составьте аннотацию;

  • составьте конспект;

  • составьте тезисы;

  • сделайте выписки, выпишите цитаты и т.д.;

  • составьте рецензию или отзыв.

6. Подготовьте сообщение по проблеме.

^
Упражнения «Работа с учебным текстом»

(интерактивные)


1. Работа в группах: учащиеся получают свою часть текста. Прочитав ее, они должны пересказать содержание прочитанного другим членам группы. Также участники оценивают качество, доступность пересказа выступающих.

2. Во время знакомства с текстом учащиеся делают карандашом определенные пометки:

! - восклицательный знак (если информация интересная и полезная);

? - вопросительный знак (если информация вызывает возражения или сомнения);

+ - информация новая;

√ - информация известная.

По окончании работы с текстом педагог предлагает его проанализировать, начиная с известных фактов и переходя к новым.

3. Учащимся предлагается внимательно прочитать учебный текст за определенное время. Далее учащиеся распределяются по ролям:

    • редактор;

    • критик;

    • автор;

    • рецензент;

Каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные учащиеся оценивают выступления.

4. Учащимся предлагается прочитать текст и придумать сказку по данному тексту, но так, чтобы ее главная мысль воссоздавала суть учебного текста.

5. Учащимся предлагается прочитать текст, придумать к нему сложный вопрос и записать его на листке, свернуть в записку. Потом поочередно каждый учащийся вытягивает записку с вопросом и отвечает на него.

6. Педагог предлагает учащимся прочитать текст и передать его содержание с помощью знаков, рисунков.

Затем можно предложить эту запись другому участнику, который в свою очередь делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего товарища.

7. Учащиеся распределяются по группам и читают текст, а потом каждая группа изображает суть текста при помощи любой миниатюры (сценка, песня, пантомима).

8. Педагог предлагает учащимся познакомиться с текстом, выделить в нем ключевые слова, выписать их в столбик и попробовать придумать интересную историю, в которой все эти слова последовательно связаны в сюжетную линию.

^

ПАМЯТКИ-АЛГОРИТМЫ

План может быть простой и сложный.


«Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы» (М.А. Рыбникова)
^

Как составлять простой план



1. Внимательно прочитайте материал, который изучается.

2. Поделите материал на логико-смысловые части.

3. Определите главную мысль каждой из частей.

4. Подберите заголовок к каждой части (пункты плана).


С л о ж н ы й план отличается от п р о с т о г о тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавиями основных смысловых частей текста, включают в себя подпункты (т.е. заголовки более мелких частей).

Работая над сложным планом, учащиеся учатся обобщать материал, группировать его, систематизировать.

При записи сложного плана необходимо внимательно следить за употреблением знаков препинания, а также заглавных и прописных букв.

^

Как составлять сложный план



1. Внимательно прочитайте материал.

2. Поделите его на основные смысловые части и дайте им название (пункты плана).

3. Поделите на смысловые части содержание каждого пункта и также дайте им название (подпункты плана).

4. Проверьте, не одинаковые ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание материала, который изучается.
^

Как делать выписки




Выписка - это отдельные факты или группы фактов, названия, сроки, определения, важные мысли, выводы, оригинальные выражения, хронологические даты, цифровые данные и т.д..




1. Прочитайте название статьи, постарайтесь понять ее.

2. Внимательно читайте текст, во время чтения, старайтесь сжато записать основное.

3. Отделяйте одну мысль от другой.

4. Составьте б и б л и о г р а ф и ч е с к о е описание использованных книг и статей.

Библиография - вид научно-вспомогательной деятельности, результатом которой являются справочно-библиографические пособия различ­ного назначения. В более широком смысле библиографией на­зывают:

  1. указатели литературы по какому-либо вопросу или произведений какого-либо автора,

  2. науку, разрабатывающую теорию и методику библиографической деятельности (библиографоведение),

  3. отдел в журнале или газете, где помещаются отзывы об изданных книгах и опубликованных произведениях.

В соответствии с системой стандартов информационного, библиотечного и издательского дела существуют специальные строго регламентированные правила описания произведений пе­чати в библиографических пособиях; они предусматривают не­обходимые элементы описания и их последовательность.

С ними необходимо познакомить учащихся старших классов-слушателей школ и секций гуманитарного профиля, занимающихся научно-исследовательской и литературно-творческой деятельностью и отработать эти навыки на практике. В дальнейшем это пригодится при написании и оформлении курсовых и дипломных работ в вузах.

^




Правила оформления библиографического описания





Характеристика источника

^ Пример оформления


Монографии (один, два или несколько авторов)

Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мёртвые души». Писатель – критика – читатель. - М.: Книга, 1984.- 415 с.

Миронова Н.А., Самойлова Е.А. Анализ стихотворения: Учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.- 383 с.

Коллективный автор


Составление библиографического описания: Краткие правила / Междувед. каталогизац. комис при Гос. б-ке СССР им. В.И Ленина -2-е изд., доп. - М.: Кн. Палата, 1991 - 224 с.

Переводные издания

Гроссе 3., Вайсмангель X. Химия для любознательных: Пер. с нем. - М.: Химия, 1980. –392 с.

Словари

Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов / АН СССР, Ин-т русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 17-е изд. – М.: Рус. яз., 1980.- 480 с.

Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 1978.– 224 с.

Составная часть книги

Пономаренко Л А. Организующая система // Автоматизация технологических процессов в прокатном производстве. - М.: Металлургия, 1979. - С. 141 -148

Составная часть книги журнала

Мелков А.З., Пономаренко Л.А. Оптимизация цифровой сети интегрального обслуживания с конечным числом пользователей и блокировками // Автоматика и телемеханика. - 1992 - №6 – С. 34-38



^

СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ИНФОРМАЦИИ



Важным этапом при работе с печатными изданиями является фиксация новых сведений, которая осуществляется с помощью аннотаций, тезисов, рефератов, конспектов, цитирования.


Аннотация как обобщенное короткое изложение основного содержания работы состоит из описания библиографических признаков книги (автор, название и др.); короткого пересказа материала; указаний, кому эта книжка адресована.

Аннотация размещается на обороте титульного листа. Она служит для предварительного ознакомления с содержанием книги. Иногда в аннотации содержатся элементы оценки издания и краткие сведения об авторе.


^
Примеры оформления аннотации


1. Український правопис. 4-те вид., випр. і доп. - К.: Наук. думка, 1993. –240 с.

У нову редакцію "Українського правопису" внесено ряд змін, зумовлених безперервним розвитком, удосконаленням мови. Зокрема розширено розділ про вживання великої літери, уточнено правила написання складних слів, розширено сферу використання закінчення – у (ю) в родовому відмінку іменників II відміни, чіткіше сформульовані правила використання кличного відмінка, поширено правило передачі іншомовного і через й після "дев'ятки" на низку власних назв, введені правила правопису прикметників, похідних від складних географічних назв. Загалом із наявного орфографічного кодексу усувається все, що застаріло, нечітко сформульоване, суперечливе.

Для фахівців та всіх, хто цікавиться питаннями правопису сучасної української літературної мови.


^ 2. Белова С.Л. Раевские и Крым. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2006. -208 с.

В книге «Раевские и Крым» читатель познакомится с видными государ­ственными деятелями России XIX в., прежде всего с генералом от кавалерии Н.Н. Раевским, жизнь которого была насыщена драматизмом и огромным напряжением нравственных и физических сил. Калейдоскоп замечательных имен проходит в этом издании: Н.Н. Раевский-младший, друг Пушкина, С.Г. Волконский, М.Ф. Орлов, М.Н. Раевская и другие исключительной значимости личности. Они ускорили ход истории, развитие России. Подвиг М.Н. Волконской (Раевской), которую назвали «сибирской принцессой» в одноименной книге, изданной в Англии, навсегда останется в памяти чита­телей. С особой теплотой автор пишет о жизни семьи Раевских в Крыму в имении Карасан. Эта тема прозвучит впервые.

Книга рассчитана на широкий круг читателей: историков, экскурсово­дов, преподавателей, туристов, гостей Крыма - всех, кто любит и боготво­рит наш край.


Наиболее распространенным способом фиксации информации являются т е з и с ы.


Тезисы - это кратко сформулированные основные положения прочитанного текста, доклада, лекции, сообщения.




Различают два вида т е з и р о в а н и я - отбор авторских тезисов из текста и формулирование основных положений статьи. Для удобства во время работы над тезисами учащимся старших классов, слушателям школ и секций гуманитарного профиля, можно предложить пользоваться таким алгоритмом.


^

АЛГОРИТМ

(как составлять план, тезисы и конспект)


1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.

2. Поделите текст на логико-смысловые части.

3. Подобрав заголовок к каждой части, составьте план текста.

4. Поставьте к каждой логико-смысловой части текста вопрос: «О чем речь идет в этой части».

5. Найдите в тексте ответ, его надо записать сжато собственными словами или словами автора (это будут т е з и с ы).

6. Дополнив тезисы конкретным материалом, фактами, взятыми из текста цитатами, будем иметь к о н с п е к т.

7. Составляя план, тезисы или конспект, надо записать фамилию автора, полное название издания, год, издательство, название журнала или газеты, где этот материал напечатан.

8. Выделите в конспекте разделы, параграфы, пункты, отделяя их один от другого.

9. После каждой законченной части целесообразно делать интервал (для новых заметок).

10. Основные тезисы, идеи желательно выделять разными цветами, подчеркиванием, значками и т.д.

Отметим, что существует общепринятая система выделения основных тезисов, идей, в частности:

а) подчёркивание отдельных фраз в тексте:

прямая линия – выделение важной мысли;

волнистая линия – непонятное;

вертикальная линия на полях – особо важная мысль;

б) пометки на полях:

? – вопрос;

?? – сомнительно;

! ! ! – интересно;

V – вставка, дополнение.



Цитаты - это дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения или дословно приводимые чьи-либо слова.





Цитаты используются для работы с первоисточниками, могут быть иллюстрацией к теме.

^

Общие требования к цитированию



1. Текст цитаты даётся в кавычках и в той грамматической форме, которая дана в первоисточнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должны быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Пропуски слов, предложений, абзацев при цитировании допускаются без искажения цитируемого текста, на месте пропуска части текста ставят три точки.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкам на источник, который подаётся в соответствии с правилами оформления библиографического описания.

4. В случае косвенного цитирования (пересказа) необходимо быть по возможности точным и корректным относительно оценки того, о чём говорится в тексте.

5. Цитаты необходимо использовать в меру. Многочисленное цитирование составляет впечатление компиляции, а недостаточное - снижает ценность положения, которое обосновывается.

6. В случае выделения в цитате некоторых слов необходимо после цитированного текста в скобках указать инициалы автора.


Универсальной формой записи прочитанного, содержащей план, тезисы, тематические выписки, цитаты, самостоятельные наблюдения, замечания и др., является конспект.



Конспект - краткий, но связный и последовательный пересказ содержания статьи, книги и т.д.





Особенности конспекта - лаконичность, сжатость.

Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

Различают такие виды конспектов:

  • текстуальные;

  • свободные;

  • смешанные.

Если во время работы над текстуальным конспектом нужно найти в работе текстуальный ответ на поставленный вопрос, то свободный конспект требует умения пересказать мысль своими словами, избегая второстепенного, останавливаясь лишь на основных фактах.

Смешанное конспектирование объединяет свободное изложение содержания с цитированием. Выполняя запись в конспекте необходимо использовать разный шрифт, подчеркивание и др.



Отзыв – это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо.





Дать отзыв о книге - значит высказать и обосновать своё мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге); дока­зательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги): рекомендации (кому прочитать данную книгу).

Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о книге, когда и как её читал, как складывалось впечатление о ней и т.д. В этом случае в отзыв включается повествование.

Иногда отзыв содержит описание внешнего вида книги, её иллюстраций.

В отзыве могут сочетаться разные типы речи.

I. В работе над отзывом вам, возможно, помогут такие вопросы:

  1. Какова тема и основная мысль произведения?

  2. Где и когда происходят изображённые в нём события?

  3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

  4. Кто из героев особенно понравился? Почему?

  5. Каков язык книги (что запомнилось, показалось необычным, свежим)?

  6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

  7. Помогли ли вам лучше понять книгу иллюстрации; предисло­вие, послесловие?

^ II. Выберите форму вашего отзыва (например, письмо другу,
письмо автору книги, письмо в издательство, статья для газе­ты и т.д.).

III. В зависимости от того, о какой книге, кому и что вы будете
писать, определите стиль вашего сочинения (публицистический, научный и др.).

IV. Читая черновик написанного вслух, следите, нет ли в вашем отзы­ве неуместного, неоправданного повторения слов. Избежать этого
вам помогут синонимы, лексические и текстовые.

Например:

понравиться, глубоко взволновать, произвести большое (не­изгладимое) впечатление, запомниться, привлечь внимание, за­печатлеться в памяти, запасть в сердце и память; интересный - увлекательный, занимательный, любопытный; описывать - обрисовывать, рисовать, очерчивать; изображать, показывать, рассказывать о ..., знакомить с ..., вводить в ...



Рецензия – статья, целью которой является критический обзор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и др.





^

Как составлять рецензию



1. Название документа (рецензия)

2. Заголовок, который содержит:

  • название рецензированной работы (научно-исследовательская работа, проект, реферат, сочинение);

  • фамилия и инициалы ее автора;

3. Текст, который состоит из двух частей:

  • краткое изложение содержания работы;

  • замечания, предложения, выводы автора рецензии.

  • Фамилия и инициалы (подпись) лица, рецензировавшего работу.


Фиксация новых сведений при работе с печатными источниками информации предусматривает анализ базовых понятий исследования.


Понятие – это «форма мышления, которая отображает существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений в их противоречиях и развитии».

Понятия служат для составления тезаурусов.


Тезаурус - это упорядоченный комплекс базовых понятий по разделу, теме, описание системы знаний о действительности.



С помощью тезауруса осуществляется поиск необходимой информации. (Пример составления тезауруса в приложении).

^

Как составлять монологическое высказывание




1. Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.

2. Побеспокойтесь о правильном понимании темы, о глубине и
полноте ее раскрытия.

3. Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный
опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.

4. Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.

5. Цитируйте уместно и правильно.

6. Придерживайтесь композиционной стройности и логической последовательности в изложении мыслей.

7. Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство
избранного стиля, не забывайте о грамотности.


Рекомендуем использовать в монологических высказываниях следующие конструкции:


я думаю; с моей точки зрения; как мне кажется; имею в виду, что; не кажется ли вам, что; я хотел бы поспорить с автором этого высказывания; я не согласен с существующим мнением; мне бы хотелось обсудить данную проблему; мне хотелось бы иначе взглянуть на эту проблему; мне хотелось бы посмотреть на эту проблему другой стороны; у меня возникли мысли по данному вопросу; по-моему это не совсем так; по моему мнению, эта ситуация возможна; эта проблема меня всегда волновала; я никогда не соглашусь с этим мнением (точкой зрения) и т.д.


Прежде, чем сконструировать монологическое высказывание, составьте план (простой, сложный).

Например, к теме «Дружба - самое большое сокровище»

^ I. Когда человек нуждается в друзьях?

II. Дружба - воплощение высоких моральных норм общения между людьми.

  1. Дружба несовместима с эгоизмом.

  2. Дружить - значит понимать другого человека.

  3. Друзья познаются в беде.

  4. Истинный друг всегда скажет правду.

III. Без настоящего друга не жизнь, а туга.

Для подготовки монологического высказывания можно подо­брать соответствующие цитаты.

Например, для темы «Мой добрый советчик и друг - книга»:

Хорошая книга - это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый, пусть и не очень большой каждый раз, уголок жизни. (Л. Кассиль).

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро).

Книги - дети разума. (Дж. Свифт).

Семья, где не читают книг, - семья духовно неполноценная. (П. Павленко).

Без книг мы остались бы дикарями. (К. Гельвеций).

Знание делает человека сильным. (Пословица).


^ Оценивание устного ответа


Оценивать ответ (и вообще высказывание) целесообразно по следующим направлениям:

  • правильно ли понята тема;

  • обнару­живает ли ответ знание текста и его верное понимание;

  • удачно ли построен ответ;

  • логично ли развертывается рассуждение;

  • достаточны ли доказательства и иллюстрации;

  • правильны ли вы­воды;

  • уместны ли цитаты;

  • соблюдаются ли точность в словоупотреблении, нормы грамматики и орфоэпии, сохранены ли богатство лексики и синтаксиса.



^

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ









ПАМЯТКИ-АЛГОРИТМЫ

^

РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ




Анализ лирического стихотворения



1. Автор, название, история создания, прототипы, кому посвящено, время появления и т.д.

2. Близость автора к литературным течениям и направлениям.

3. Тема произведения, его идея.

4. Развитие конфликта и сюжета (если есть).

5. Художественные образы стихотворения.

6. Использование литературных приемов (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, символ, повтор и т.д.) и поэтиче­ской лексики (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и т.д.).

7. Жанр и стихотворный размер.

8. Лирический герой.

9. Место произведения в творчестве поэта.

10. Личное отношение к стихотворению.

^

Анализ прозаического произведения



1. Автор, название, история создания, прототипы, события, вызвавшие появление произведения, время появления и т.д.

2. Тема произведения, его основная мысль.

3. Структура содержания: сюжет и фабула, сюжетные линии.

4. Портреты и характеры основных героев.

5.Своеобразие композиции: экспозиция, завязка, кульминация,
развязка.

6. Стилевые особенности произведения.

7. Авторская позиция.

8. Произведение в оценке критики.

9. Личное отношение к произведению.


Памятка тому, кто хочет научиться содер­жательно и интересно писать на литературную тему


1. Вы готовитесь к сочинению. Роман (повесть, рассказ, стихотво­рения) вами прочитаны. Поставьте себе несколько контрольных (очень важных) вопросов:

а) можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем завязку ос­новного конфликта - противоборства, столкновения жизненных по­зиций, идей, линий поведения и, разобравшись в его природе, причи­нах, найти кульминацию (наивысшее напряжение) и развязку?

б) можете ли вы четко охарактеризовать конфликт и дать ему ка­чественную оценку, т.е. каков он - идеологический (например, в «Преступлении и наказании»), социальный (драма «Гроза»), психоло­гический (рассказ Л.Н. Толстого «После бала»)?

в) понятна ли вам система персонажей в произведении и как соот­носятся все герои между собой?

г) какие основные проблемы поставил автор в своем произведении?

д) как эти проблемы (или проблема) ставятся тем же автором в других его произведениях (контекст автора), в русской, украинской, крымскотатарской или зарубежной литературе (контекст эпохи)?

е) понятна ли вам до конца авторская позиция?

Можете ли вы, пользуясь всей системой художественных средств, выявить ее (интерьер, пейзаж, сны героев, монологи, художественные детали, лирические отступления)?

ж) понятен ли вам лирический герой поэта, который, как правило, эволюционирует, а стихотворения отмечают «подземный рост души» лирического героя?

з) можете ли вы перечислить основные черты стиля (поэтики) писателя, ведь каждый из них говорит своим языком?

2. Выберите себе тему по душе, т.е. ту, которая вас волнует, беспо­коит и где вы можете выразиться со всей полнотой.

3. Уясните задачу, вчитайтесь в название темы, ибо бывают похо­жие формулировки, но не тождественные по заданию. Сформулируйте для себя проблему, которую вы будете исследовать в соответствии с темой сочинения. Как ее «вы­строите» в контексте данного произведения, в контексте автора и в
контексте эпохи?

4. Наметьте краткий план сочинения, который поможет писать логич­но и не повторяться. План лучше сделать трехчастный, т.е. сложный:

^ I. Вступление (обосновывающее выбор темы, ее значение для эпохи написания произведения и для нашей; можно писать об истории созда­ния произведения, об авторском замысле - традиционные «ходы». А может быть, со стихов, с афоризма, с высказывания).

^ II. Основная часть, намечающая опорные мысли. Желательно после вступления-экспозиции охарактеризовать конфликт произведе­ния и его разрешение.

III. Заключение. (Цитируйте не высказывания критиков, а подведите итоги вашего исследования: что удалось увидеть? Что удалось показать?)

5. Пишите немного, но емко, главное, не удаляйтесь от основной магистрали сочинения, не пересказывайте подробно текст, не перегру­жайте длинными цитатами работу.

6. Написав работу, проверьте логику, связи между абзацами (кста­ти, членение текста на смысловые абзацы придает ему стройность, вы­зывает иллюзию динамики, напористости, энергии письма), ясность мысли, доказательность и, конечно, орфографию и пунктуацию.

7. Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «вели­кий национальный»... Старайтесь избегать речевых штампов и одичес­кой интонации.

8. Прекрасно, если сочинению предшествует эпиграф, собирающий
«в фокус» вашу тему и нацеливающий вас «не растекаться мыслью по
древу».

9. Не перегружайте сочинение литературоведческими терминами,
но и не избегайте вовсе.


Как вести «Дневник чтения»


1. Систематически ведите «Дневник чтения». В него выписывайте понравившиеся мысли, стихотворения, свои впечатления.

2. Если при чтении что-то оказалось непонятным, выясните по
словарю, справочнику, спросите.

3. Если вас заинтересовала какая-то мысль, сделайте выписку
Выписки можно делать на отдельные карточки, так
вы начнёте собирать собственную картотеку. Храните дневники и выписки,
они пригодятся вам в будущем.

4. Читайте систематически. Возьмите себе за правило прочитывать каждый день 20-30 страниц. Норму установите себе сам, постепенно увеличивайте ее. Систематически заучивайте наизусть стихотворения.


^ Экспертиза современного рассказа


На первом этапе работы педагог знакомит учащихся с технологией экспертизы и объясняет сущность каждого шага и особенности выполне­ния операций на каждом из них.

Затем ставится цель работы - оценка из­менений в процессе развития рассказа как литературного жанра.

1. Выбор теоретического эталона для сравнительного анализа.

Учащимся предстоит в процессе анализа литературно-теоретических фрагментов текстов критиков и теоретиков литературы выделить сущест­венные признаки классического рассказа. Эти фрагменты текстов заранее готовятся педагогом или самими учащимися.

2. Выделение существенных признаков экспертируемой системы.

Учащимся предлагается прочитать несколько современных расска­зов одного или нескольких авторов и выделить существенные признаки современного рассказа.

3. Сравнение существенных признаков экспертируемой системы с сущест­венными признаками теоретического эталона.

В результате сравнения существенных признаков определяются раз­личия в их структуре.

4. Оценка творческой новизны продукта деятельности (например, новые элементы в рамках теоретического эталона, новые литературные системы, новые литературные произведения в новом направлении).

5. Оценка идеальности полученного результата.

Оценивается, за счет каких ресурсов - особенностей сюжета, языка - авторам удалось создать новые литературные системы или новые литературные направления.

6. Оценка нравственных аспектов деятельности и ее результатов. Оценивается воздействие рассказов на читателей в нравственном плане.

7. Модернизация технологии экспертизы для данного класса систем с учётом выполненной работы.

Педагог совместно с учащимися или учащиеся самостоятельно предлагают, обсуждают и вносят изменения в технологию экспертизы современного рассказа.


^ Рекомендации по написанию журналистских материалов


Процесс написания материала состоит из пяти этапов. Речь идет о следующем:


  1. оформление идеи материала;

  2. сбор фактов;

  3. анализ фактов и составление плана материала;

  4. набрасывание черновика;

  5. переработка и отделка текста



Давайте последовательно пройдем по всем стадиям работы над конкретным материалом.


Первое: идея.

Часто она бывает самоочевидной: газета должна дать материал о наиболее значимых событиях общественной жизни. У журналиста, имеющего постоянное тематическое задание, многие идеи возникают автоматически.


^ На втором этапе, собирая информацию, вы можете уже продумывать переход к третьему этапу и начинать составлять план статьи. Отмечайте все в памяти или в блокноте. Каждое наблюдение или интервью выводит вас на новые источники информации.

Все время помните, что материал - это подборка фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных. На этом этапе вы еще не можете знать, какие из них войдут позже в материал. Поэтому набирайте как можно больше фактов, особо отмечая те, которые помогут создать у читателя ощущение его присутствия на месте происшествия. И если в материале использованы все факты из вашего блокнота или диктофона, это означает, что вы недобрали фактического материала.


И вот вы переходите к третьему этапу - анализу фактов и составлению плана материала. Что будет квинтэссенцией вашей статьи? - спрашиваете вы себя.

О чем она на самом деле? Иногда полезно определить суть статьи одним кратким предложением. Такое упражнение помогает привнести ваши мысли в порядок.

На третьем этапе вы должны принять несколько решений.

    • Какие факты наиболее яркие?

    • Какие вопросы могут возникнуть у читателей, на какие из них они захотят получить ответы в вашей статье?

Есть и другие важные решения.

    • Каким будет тон статьи?

Тон должен соответствовать содержанию материала.

^

О структуре материала



Один из вариантов«п е р е в е р н у т а я п и р а м и д а», когда самые важные факты сконцентрированы в лиде (наиболее значимый фрагмент новости), а все остальные расположены последовательно по степени убывания значимости. В варианте «перевернутая пирамида» в одном-двух вступительных абзацах материала даются ответы на пять вопросов: что, где, когда и почему. Также - как.

Другой варианто ч е р к о в ы й л и д, иногда называемый затяжным лидом. Он имеет бесчисленное множество вариаций, и ему отдают предпочтение, если нет риска, что концовка материала будет сокращена из-за нехватки места на полосе.

В любом случае структура материала должна быть тщательно продумана.
^

Пользуйтесь планом, который работает на вас


Разные журналисты составляют планы по-разному.

Некоторые составляют схему, отдаленно напоминающую план школьного сочинения.

Другие готовят простую схему, перечисляя «обязательные» факты и располагая их по номерам - 1. 2. 3...

Третьи могут просто отмечать красными чернилами нужные факты из записанных в блокноте.

Каким бы ни был наш метод, вы должны решить, в каком порядке подавать факты, и затем сгруппировать все родственные так, чтобы подать их в одной связке. Главным недостатком многих статей является то, что родственные факты разбросаны. Без плана вы обязательно запутаетесь.


Концовку постарайтесь сделать запоминающейся, заставляющей читателя испытать такие же эмоции, какие испытали вы, когда писали материал.




Подготовив структуру материала, вы садитесь за компьютер с тем, чтобы набросать первый черновик. Начинается четвертый этап.

Думается, что на этом этапе условия работы идеальны, так как времени писать и переписывать черновик у вас достаточно. Вас только двое - вы и дисплей компьютера. Правилом здесь должно стать следующее: нужно вынести на бумагу или экран хоть что-то. Черновики и делаются для того, чтобы их править и переделывать.

Здесь, на четвертом этапе, вы можете неожиданно осознать, что ваш план неполноценен. В таком случае вам придется вернуться на третий этап и переработать структуру. И лучше вовремя вернуться, чем рваться вперед - к неминуемому провалу.

При обсуждении четвертого этапа уместно проанализировать старый принцип «пиши так, как говоришь». Он не совсем верен. Редко можно встретить человека, который говорит точными, краткими, «написанными» предложениями. Цель заключается в следующем - писать так, чтобы создавалось впечатление, что вы рассказываете, но без обычных в разговоре «ахов», «охов» и вступлений типа «Ну, ты понимаешь...».
^

Создание эмоциональной отстраненности



Вот вы и закончили писать первый черновик. Будет лучше, если вы достигнете некой эмоциональной отстраненности.

Журналисты советуют «замораживать» статью, отпускать ее от себя спокойно. Завтра вы сможете увидеть в ней недостатки, не замеченные сегодня.

Следующий - пятый - этап: п е р е р а б о т к а ч е р н о в и к а.

Может быть, понадобится только легкая шлифовка. Может быть, нужно будет переписывать материал полностью. Приложите все свои усилия и доделывайте его до тех пор, пока редактор не потребует готовый продукт. При доработке пользуйтесь принципами хорошего стиля.

Перечисленные ниже принципы приведут вас к соблюдению азбучных истин хорошей журналистики, которыми являются точность, краткость и ясность.

    • Точность - потому что неточный материал не просто плох, он может сильно навредить.

    • Краткость - потому что живой, выразительный материал всегда краток и не содержит лишних подробностей. Это, кроме всего прочего, еще и проявление уважения к читателю.

    • И, наконец, ясность - если сообщение может быть понято неверно, то так и случится. Когда вы пишете материал, то общаетесь с будущим читателем без обратной связи.

Запутывать читателя - это большой журналистский грех. Не понимая происходящего, вы пытаетесь писать вокруг да около. Это никогда не приводит к добру.


^ Правьте. Переписывайте. Делайте все, что нужно. И только после этого сдавайте вашу статью.


Если вы сделали все возможное на этих пяти этапах, то можно считать, что вы достигли цели: точности, краткости, ясности.


^ Приёмы работы с печатными источниками информации

(из опыта работы педагогов Крыма)


Арифов М.И., руководитель творческого объединения «Родник» ЦДЮТ Нижнегорского района

Обычно в работе используем метод проектов. Если дано задание подготовить радиопрограмму, то учащиеся изучают различные печатные источники информации, находят необходимые сведения в Интернете, беседуют со сверстниками, специалистами по теме будущей радиопрограммы.

В районной газете «Нижнегорье» есть специальная страница для молодёжи «Окно в мир», где печатаются работы учащихся т/о «Родник». Всю страницу делают юнкоры.


^ Капитоновская М.А., учитель русского языка УВК «Школа I ступени - гимназия» № 1 г. Саки

После выхода очередного номера школьной газеты «Бриз» ребята пишут рецензии на любую статью, заметку и т.д.

На занятиях учащиеся готовят доклады, рефераты на заданные темы, выступают с ними и сразу же проводят с помощью тестов опрос по темам выступлений.

Часто в конце занятия ставится проблемный вопрос к следующему занятию, чтобы учащиеся, используя различные источники информации, могли подготовить ответ.

Каждый учащийся во время летних каникул начинает новый читательский дневник, который продолжает вести в течение учебного года.

Работаем в тесной взаимосвязи с библиотекарем школы, знакомимся с новой литературой, поступившей в библиотеку.

Регулярно покупаем газету «Школу», обсуждаем прочитанное.


^ Колодьянова Ж.А., руководитель кружка журналистики ЦДЮТ Красноперекопского района

На занятиях часто работаем со справочной литературой (словари, справочники, энциклопедии и др.). Как источник информации широко используем возможности Интернета.

Готовим к печати материалы для газет, используем в работе программы Word, Power Pаint, создаём презентации и слайд-шоу.

В последнее время отдаём предпочтение методу проектов.


Шиян Н.Н., руководитель кружка «Юные журналисты» Майского УВК Джанкойского района

Для создания школьной газеты готовим разножанровые материалы (заметки, корреспонденции, интервью, проблемные статьи, очерки, эссе и др.).

Создаём радиосценарии, фоторепортажи, широко используя материалы Интернет-сети, материалы пресс-конференций, «круглых столов», встреч с интересными людьми.

Постоянно выпускаем номера школьной газеты в печатном и электронном виде.

Практикуется такая форма работы, как создание рекламы печатного издания (книга, журнал, газета).

Работаем над созданием презентаций в программе Power Pаint.


^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Видавнича діяльність у методичній роботі. – ЦІППО, 2004. – 24 с.

  2. Завуч. – 2002 - № 6 - С.107-108

  3. Как написать сочинение: Справочник школьника / Сост. Н.Г. Быкова. – М.: Филол. о-во «Слово», АСТ, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 567 с.

  4. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 64 с.

  5. Маслікова І.В. Моніторингова система освітнього менеджменту. – Харків: Основа, 2005.- 144 с.

  6. Мельникова Л.В., Король Н.Г. Устные и письменные высказывания школьников. Сочинения, изложения. Русский язык: 5-11 классы. – Донецк: ООО ПКФ БАО, 2004. – 512 с.

  7. Словарь иностранных слов. –14-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 608 с.

  8. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Пособие для учащихся сред. школы. – М.: Просвещение, 1978.- 223 с.

  9. Материалы сети Интернет



Приложение
ТЕЗАУРУС


^ АНТОНИМ – слово, противоположное по значению другому слову;

АРХАИЗМ – устаревшее слово, оборот речи или грамматическая форма;

ЖАНР – исторически сложившаяся разновидность, тип художественного произведения какого-либо искусства, характеризующаяся какими-либо сюжетными и стилистическими особенностями, признаками; в литературе – эпические жанры (роман, рассказ, героическая поэма),

^ ЗАВЯЗКА – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении. Завязка может быть подготовлена экспозицией или открывать действие внезапно;

ИДЕЯ – главная, ведущая мысль чего-либо, определяющая его содержание;

^ КОМПОЗИЦИЯ – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения;

КОНФЛИКТ – серьёзное разногласие, спор; столкновение противоположных взглядов, интересов;

КУЛЬМИНАЦИЯ – высшее напряжение действия в художественном произведении. В сложных многосюжетных произведениях возможно несколько кульминационных сцен. Композиция играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и в развёртывании художественного конфликта;

^ ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям;

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – наука о художественной литературе. В задачи литературоведения входит изучение произведений прошлого, анализ и оценка художественного творчества писателей настоящего и, наконец, определение перспективы развития литературы в будущем. Литературоведение состоит из теории литературы, истории литературы и литературной критики

Теория литературы определяет общие законы развития художественной литературы, устанавливает особенности строения художественного произведения и принципы его анализа и определяет пути изучения процесса литературного развития.

История литературы изучает литературу в ее развитии, смену стилей, течений, методов, взаимодействие литератур и другие формы литературного процесса.

Литературная критика дает оценку с точки зрения современности вновь появившимся произведениям. Критик помогает читателю глубже в них разо­браться и показывает писателю достоинства и недостатки про­изведения. Литературная критика не могла бы осуществить своих задач, если бы не опиралась на все достижения литературоведения в области истории и особенно теории литературы. Все основные литерату­роведческие дисциплины тесно связаны между собой.

Наряду с этим в литературоведение входит ряд вспомогательных дисциплин: текстология (см.), библиография (см.), историографияи др.

Библиография - наука о составлении указателей, сооб­щающих, в каком издании можно найти интересующее читателя произведение или посвященное ему исследование.

Историо­графия - наука о развитии литературоведения, рассматривающая различные направления и методы ее исследования. Литературоведение тесно связано с эс­тетикой и философией.

^ МЕТАФОРА – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Уподобление живому существу называется олицетворением; предмету – овеществлением.

^ НЕОЛОГИЗМ – слово вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий. В художественной литературе неологизм подчёркивает выразительность речи;

ОБРАЗ – основное понятие теории литературы и вообще эстетики, определяющее природу, форму функцию художественно-литературного творчества. В центре образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущее в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угадывать за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа. Можно определить образ как картину человеческой жизни, индивидуализированную, обобщенную, созданную при помощи вымысла;

^ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать;

^ ПЕРСОНАЖ – действующее лицо художественного произведения;
ПРОТОТИПЫ – реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа;

РАЗВЯЗКА – заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Конфликт произведения, борьба и столкновение действующих лиц приводят к своему завершению в развязке. В ней заключены последние штрихи характеров действующих лиц;

РЕЦЕНЗИЯ - один из жан­ров критики: газетный или журнальный отзыв на худо­жественное произведение с целью его оценки и разбора. В рецензии указываются библиографические данные, характеризуются проблематика произведения, его литера­турные качества, место в творчестве данного автора, в совре­менной литературе и т.д.


^ РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. В соответствии с тремя формами изображения человеческой личности литература делится на три рода: эпический, драматический, лирический.

Понятие «род» наиболее обобщающее и исторически устойчивое: деление на три литературных рода можно проследить с самых древних эпох.

Понятие «вид» менее широкое, чем «род».

В пределах каждого рода выделяется множество разных видов (жанров): эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот - в эпосе; стихотворение, песня, романс, послание, эле­гия - в лирике; трагедия, комедия, драма - в драматическом роде.

«Поднятая целина» - это роман, «Капитанская дочка» - повесть, а «Старуха Изергиль» - рассказ. При определении вида в лирике важно, каким образом, как выражено чувство (тор­жество - гимн, печаль - элегия); в драме - характер отношения к изображаемому (возвышенность действий - трагедия, осмея­ние - комедия);
^ СИНОНИМЫ – слова, различные по написанию, но близкие по значению;

СРАВНЕНИЕ – вид тропа, распространённая форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим;

^ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – заданная схема строения стихотворной строки;

СЮЖЕТ – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям;
ТЕМА – основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своём произведении. Тема находится в неразрывной связи с идеей;

ТИП, или типичный характер – художественный образ человека, определённой личности, выступающей в её индивидуальном своеобразии и многообразии присущих ей черт и свойств;

ТРОП – употребление слова в переносном (а не в прямом, основном) его значении;
ФАБУЛА – многозначный литературоведческий термин. Иногда употребляется в том же смысле, что и сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий;

ЭКСПОЗИЦИЯ – изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся в начале действия;

ЭПИГРАФ – пословицы, цитаты, предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Эпиграф тесно связан с текстом;
ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.









Скачать 332,51 Kb.
Дата конвертации23.10.2013
Размер332,51 Kb.
ТипДокументы
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы