Внеклассное мероприятие (посвящается 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне с фашистской Германией) тема icon

Внеклассное мероприятие (посвящается 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне с фашистской Германией) тема



Смотрите также:
БИРЮКОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА,

преподаватель истории и общественных дисциплин

Липецкого областного училища искусств им. К.Н. Игумнова


Внеклассное мероприятие

(посвящается 65-летию Победы советского народа в

Великой Отечественной войне с фашистской Германией)


ТЕМА: «История Великой Отечественной войны в песнях»


«Кто сказал, что нету места

Песне на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне»


В. Лебедев-Кумач


Форма проведения: Концерт-лекция


Цели: 1. Дидактические: 1) Активизировать знания студентов по истории

Великой Отечественной войны

2) Подчеркнуть: а) освободительный характер войны для народов СССР

б) превращение военного противостояния

агрессору вооруженных сил во

всенародную борьбу против немецко -

фашистских оккупантов, превращения

страны в единый боевой лагерь

в) массовый героизм советского народа

в годы Великой Отечественной войны

г) на примере музыкально-поэтического,

песенного творчества военных лет,

роль искусства как мобилизирующего,

объединяющего все население страны

на борьбу с оккупантами;

з) знакомство с менее известными

песнями военных лет, историей их

создания.


2. Воспитательные: 1) Воспитание нравственных качеств личности:

патриотизма, гордости достижениями науки и

искусства, героизмом и самоотверженностью

военного поколения советских людей в годы

тяжелых испытаний для Родины.

2) Бережное отношение к культурному наследию

народов СССР

3) Помочь студентам сформировать гражданскую

жизненную позицию, стать активными участниками

процесса возрождения и дальнейшего развития

культуры своей Родины.


3. Развивающие: 1) Дальнейшее развитие профессиональных

исполнительских навыков студентов.

2) Стимулировать стремление студентов к

самообразованию; интерес к изучению истории

Отечества, истории развития культуры своего

народа


4. Межпредметные

связи: История Отечества, история отечественной культуры

музыкальная литература, исполнительская практика,

концертмейстерская практика, вокал, ансамблевая

инструментальная практика, ансамблевое вокальное

исполнительство.


5. Оборудование: 1. Выставка литературы, посвященная истории

Великой Отечественной войны.

2. Творческие работы студентов-победителей конкурса плакатов.

3. Звуковоспроизводящая аппаратура, музыкальные

записи.


Методика проведения


  1. Подготовительный этап.

Студенты знакомятся с историей создания песен, связанных с событиями,

Сражениями, этапами Великой Отечественной войны, разучивают музыкальные и поэтические тексты.

Проведение конкурса плакатов, отражающих тематику песен военных лет.


  1. Ход мероприятия.




  1. Вступительное слово преподавателя

  2. Исторические справки о событиях, вдохновлявших композиторов и поэтов

на создание песен (предваряет исполнение каждого номера концертной программы)

  1. Исполнение студентами номеров концертной программы.


3. Заключительное слово преподавателя.


^ ПРОГРАММА КОНЦЕРТА


  1. »Священная война»

муз.А.Александрова

сл.В.Лебедева-Кумача


2. «Песня о Днепре»

муз.М.Фрадкина

сл. Е.Долматовского


3.«Заветный камень»


4.«Одессит Мишка»

муз.В.Дыховичный

сл.М.Воловец.


5.«Самовары-самопалы»

муз.А.Новиков


сл.С.Алымов


6.«Песня защитников Москвы»

муз.Б.Мокроусов сл. А.Сурков

  1. «Вечер на рейде»

муз.А.Чуркин сл.В.Соловьев-Седой


  1. «Песня о Ладоге» муз.П.Краубнер,Л.Шенберг

сл.П.Богданов


  1. «Песня о Волжском богатыре» сл. и муз. М.Фрадкина.

  2. «Ой туманы, мои растуманы» муз.В.Захаров.сл. М.Исаковский.

  1. «Баксанская»

муз. В.Соловьев-Седой.

сл. Грязной, Л.Каратаева,

Г.Сулкавидзе.

  1. «Где Орел расправил крылья» муз. А.Новиков

сл. С.Алымов


13.«Темная ночь»

муз. Н.Богословский сл. М.Исаковский

  1. «Под звездами Балканскими». муз.М.Исаковский

сл. М.Блантер

  1. «Казаки в Берлине» муз.Д.Покрас

сл. Ц.Солодарь

В истории нашей страны было много героических страниц, написанных кровью, самоотверженностью нашего народа. Одной из таких страниц стала история Великой Отечественной войны, самой жестокой и кровопролитной за всю историю человечества. Прошло 65 лет со дня ее окончания. С одной стороны можно сказать, что прошло только 65, так еще живы участники тех событий, современники тех дней. Но можно сказать: уже б5лет прошло со дня Великой Победы над фашизмом, потому что выросло целое поколение людей, родившихся в мирное время. Но как ни говори, все же события тех лет долго еще будут волновать все новые будущие поколения. Об истории Великой Отечественной будут вспоминать, спорить, писать научные труды.


Источником знаний для людей из будущего могут стать военные сводки, оперативные документы, кинохроника, фотодокументы, записанные воспоминания очевидцев и участников событий. А можно военную историю можно проследить и по другим видам источников по произведениям художественной литературы, живописи и музыки. На мой взгляд, как раз они более интересны и может быть даже более важны. В них также содержатся указания на « исторические факты» конкретные события и даты, но есть и то, что не могут передать «сухие» официальные документы. Это отражение нравственной силы и превосходства наших предков над противником, их души, чувств, двигавших их на подвиги и самопожертвования. То есть то, что помогло победить сильного и страшного врага. Почему этот фактор был решающим? Да, потому что именно вера, чувство долга, любви и человечности позволили нашим людям выстоять и победить в борьбе за жизнь, в борьбе за свободу. В истории человечества можно найти много подтверждений тому, что сильнейший духом может победить сильнейшего физически.


В этом году, как уже отмечалось, исполняется 69 лет со дня начала Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией и 65 лет со дня Победы СССР в этой войне. И наше занятие сегодня пройдет под этим знаком - знаком уважения и преклонения перед нашими дедами и прадедами за их великий подвиг и подвижничество.

Четыре трудных долгих года длилась эта война. Были за это время тяжелые поражения, ввергавшие в бездну отчаяния, и были тоже тяжелые, но радостные победы. Историю тех дней, лет мы попытаемся проследить по источникам, изложенным не языком официальных сводок, а языком песни, средствами музыки и поэтического слова.

Почему песня? Да потому, что любой из нас знает; русский народ не живет без песни, он не обходится без нее ни в минуты грусти, ни в минуты радости. И изучая песни нашего народа можно узнать всю нашу историю. А слова (опять же из песни) «Нам песня строить и жить помогает» это не поговорка. Это констатация факта, истина. И добавить к этим словам - истине можно только одно: песня помогала и воевать. И повторюсь еще раз: в песнях, написанных в те суровые годины, как в капле воды отражены, и поражения и победы и, пожалуй, самое главное, человеческие чувства: горечь от утрат, грусть от разлуки с родными любимыми; и юмор и неизбывная, неистребимая оптимистичность и вера в лучшее.


Что пели на фронте? Сначала это были популярные патриотические довоенные песни, но очень скоро появились и можно сказать "приняты на вооружение" новые. "Песня - фронту" - стало девизом советским поэтов и композиторов. Только в Москве и только в первую неделю войны было создано около 200 новых песен. Большинство из них сразу же "ушло на фронт", то есть стали популярными и любимыми у наших воинов. Они распространялись очень быстро, иногда в тексты вносились изменения связанные с изменениями в ходе боевых действий.

И радостно сознавать, что многие песни тех незабываемых лет по-прежнему любимы. Они выдержали суровые испытания временем.

Песням-ветеранам, песням-воинам, песням историкам и посвящен наш сегодняшний урок истории. Мы поговорим о событиях тех лет и о том, как рождались эти песни. Они ведь своеобразная песенная летопись Великой Отечественной войны.


Год 1941...


На рассвете воскресного утра 22 июня 1941 года случилось нечто ужасное. Этот день оборвал мирную жизнь советских людей гулом самолетов и танков, грохотом взрывов, запахом пороха, пожаров, крови. Никто тогда не знал, сколько времени займет эта война, но все знали: борьба с фашистами будет жестокой, упорной, с огромным количеством человеческих жертв. И что эта борьба потребует колоссального напряжения всех сил, участия всего населения страны.

Да, весь наш народ понимал, что только совместными усилиями удастся победить, но в первые часы, дни, недели люди были растеряны, подавлены, подвержены приступам паники и отчаяния. Ведь так настойчиво им долгое время внушали, что войны не будет, а если и придется воевать, то "своей земли не пяди не уступим, разгромим противника на его же территории". В действительности все было по- другому - Сталин, которому верили, растеряно молчал, радио и печать сообщали только о неточном положении на фронте. И тогда возвысили свой голос поэты и композиторы. Они стали идейными организаторами по консолидации населения, мобилизации людей на борьбу с врагом. В эти тревожные, трагические дни появились стихотворения и песни, которые, не приукрашивая действительности, подбадривали людей, объединяли, вселяли веру в победу.

"... Хор запел. Песня была новой, никогда не слышанной. Да и не стали бы армейцы так бушевать, требуя повторения песни, коль она была бы давно знакома, не стали бы ее так слушать. А слушали они жадно, словно припали к роднику иссохшими губами... Наперекор разности лиц в них было нечто единящее, и оно вспыхивало общим отзывом, когда хор начинал повторять припев... По залу пролетело едва заметное шевеление в ответ на музыку голосов, и все больше ртов неслышно вторило ей

"Идет война народная, Священная война..."

Этот отрывок из романа Константина Федина "Костер" с документальной точностью передает картину первого исполнения "Священной войны" на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года перед бойцами, отправляющимися на фронт. Всего 5 дней шла война, а ужу появилась песня не только зовущая в бой с врагом, но и ведущая за собой.

Интересна история создания одной из самых популярных песен минувшей войны.

24 июня 1941 года газеты "Известия" и "Красная звезда" опубликовали стихотворение Лебедева-Кумача, начинавшееся словами "Вставай страна огромная, вставай на смертный бой..." Стихи были написаны в течение короткого срока. Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александра Васильевича Александрова. Впечатление было огромным и он тут же сел за рояль, а на следующий день песню ужу разучивали певцы и музыканты ансамбля. А еще через день - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте отправки на фронт боевых эшелонов. Так начался путь песни, славный и долгий путь. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. "Священная война" звучала во многих странах мира. Однажды Краснознаменный ансамбль был на гастролях в Канаде. Гастрольные выступления совпали с майскими праздниками. Эта песня не входила в концертную программу. Но 9 мая было решено начать концерт "Священной войной", хотя не было уверенности, что слушатели примут песню: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий. Газеты писали: "Русские День Победы отметили песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину". В этом они были правы! Автор "Священной войны" А.В.Александров писал: "Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!"


Война продолжалась... Продолжалось и горькое, тяжелое отступление все дальше вглубь страны. Боль утрат, родных, близких, физические страдания усиливались нравственными переживаниями: приходилось оставлять во власть врага родные места, дома после упорных, кровопролитных оборонительных сражений. И появлялись новые песни, в которых отражались события этих дней. В них рассказывалось о горечи, испытываемой воинами, но и звучала уверенность в том, что рано или поздно враг будет изгнан. В то тяжелое время, когда фашистские захватчики форсировали Днепр и оккупировали территорию Украины, поэт Евгений Долматовский работал фронтовым корреспондентом "Комсомольской правды". Вместе с одной из фронтовых частей он оказался в окружении на правом берегу Днепра. Поэт так вспоминал о тех днях: "Когда я шел по холмам Украины, когда переправлялся через Днепр, все складывалась, складывалась песня." Так родились стихи "Песни о Днепре", в которых были выражены те мысли и чувства, что владели большинством наших воинов. После выхода из окружения, в Урюпинске Евгений Долматовский встретился случайно с композитором, тогда еще малоизвестным, Марком Фрадкиным. Он работал дирижером ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта. На одном дыхании, за несколько часов Фрадкин сочинил музыку к стихам Долматовского. Тут же дали разучивать ее артистам. Начали репетицию, а петь никто не может. Только начнут - плачут.

Впервые "Песня о Днепре" была исполнена в ноябре 1941 года в Урюпинске для фронтовиков. Практически разу же стала очень популярной. С ней воины прошли горький путь вынужденного отступления. И когда Красная Армия погнала фашистов на запад, в тексте была сделана поправка: "Славный день настал, мы идем вперед", эта поправка уже навечно вошла в текст.

Прошли годы, но песня не забыта. Она звучит в Киеве на могиле Неизвестного солдата. В Херсоне мелодию этой песни разносят куранты. Слова этой песни начертаны на многих обелисках и памятниках на берегу Днепра, где наши войска, освободившие Херсон, переправились через реку.


В соответствии с планом «Барбаросса» гитлеровские войска предприняли в июне 1941 года наступление на трех направлениях на Прибалтику и Ленинград; на Москву и в направлении Киева, Донбасса и Крыма. Все эти наступательные действия предполагалось осуществить в течение очень короткого времени, осуществить так называемый «Блицкриг»- молниеносную войну. Но на деле это оказалось для немецких захватчиков делом непростым. Войска вермахта столкнулись с упорным сопротивлением советских войск. Каждый завоеванный участок, город, село давались фашистам ценой больших потерь. Так советские воины и местное население мужественно обороняли Одессу. В течении более двух месяцев с 5 августа по 16 октября 1941 года немецко-румынские войска не могли сломить сопротивления защитников города. И только после того, как фашистские войска прорвались к Перекопу, непобежденный одесский гарнизон был эвакуирован в Крым. Румыно - германские войска потеряли под Одессой свыше ПО тыс. солдат и офицеров.


« Здравствуйте, дорогой и многоуважаемый Леонид Осипович! Вам пишет письмо гвардии красноармеец минер Михаил Бондарский. Вы вчера исполнили песню «Одессит Мишка». Не знаю, кто эту песню сочинил и где он взял материал для нее, но точно знаю -эта песня про меня. Ибо это я последним ушел из Одессы... Когда я услышал слова этой песни, у меня потекли слезы. Мы одесситы люди смелые. Когда дрались - один против пяти, десяти, - слез не было ... Но вчера я заплакал... Вы меня извините, что письмо нескладное, но я прошу Вас выслать мне эту песню, с ней я буду еще больше бить гадов... Буду мстить за нашу красавицу Одессу, за мать, за любимую, за себя, за всех нас. Гвардеец-минер Михаил Бондарский.»


Эти строки письма к народному артисту СССР Леониду Осиповичу Утесову, который дал «путевку в жизнь» песне «Одессит Мишка».

А написали ее в апреле 1942 года поэт Владимир Дыховичный и композитор Михаил Воловац.

Песня тронула сердца многих. Леонид Осипович стал получать письма от Мишек-одесситов. Только от них в 1942 году певец получил с фронта 243 письма.

Но вернемся к истории гвардейца - минера. Между ним и Утесовым завязалась переписка. А однажды Мишка посетил Леонида Осиповича во время трехдневного отпуска с фронта. Они долго сидели, вспоминали Одессу... Договорились, что после войны Мишка заедет в гости к певцу в Москву. Война кончилась, и Мишка не приехал. А он был человек слова...


Во второй половине октября 1941 года войскам противника удалось ворваться в Крым. Гитлеровское командование рассчитывало с ходу овладеть Севастополем - главной базой Черноморского флота, завершить захват Крыма, превратив его в плацдарм для наступления на Кавказ. Началась героическая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней: с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Защитники города-крепости самоотверженно выполняли свой долг. Оборона Севастополя - славная страница истории Великой Отечественной.

Осенью 1942 года композитор Б.Мокроусов прочитал рассказ "Севастопольский камень" Леонида Соловьева. С Севастополем композитора связывало многое. В первые дни войны он служил там, в политуправлении Черноморского флота. Здесь сблизился с моряками, участниками обороны морской крепости. Еще тогда композитор и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморских моряках. Но военная судьба тогда разлучила авторов. И вот сейчас этот рассказ вновь напомнила композитору о его замыслах. "...Последние часы героической обороны Севастополя. Фашистская артиллерия ведет ураганный огонь по полуразрушенному городу. Один из снарядов ударил в набережную около памятника "Погибшим кораблям" и отбил от гранитного парапета небольшой осколок. Этот осколок подобрал неизвестный моряк. Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место. Но моряку не суждено было это сделать - его сразила вражеская пуля. Умирая, он передал осколок боевым друзьям с наказом: "Камень должен вернуться в Севастополь!"

Легенда о севастопольском камне взволновала композитора, позднее он вспоминал: "Образ защитников Севастополя стал преследовать меня денно и нощно. Их подвиг достоин песен!" Композитор сочинил поэтическую, полную драматизма мелодию песни, ставшей одной из лучших песен Великой Отечественной. Текст написал Александр Жаров.

Легенда о севастопольском камне не была легендой в обычном понимании этого слова. Многие матросы, покидая Севастополь, брали с собой горстку земли или кусочек гранита, клялись вернуться в город с победой. И они исполнили свой обет. Если кому-то было не суждено вернуться, за них это сделали боевые товарищи.


События на фронте в первые недели войны складывались для нашей страны трагично. Главный удар по войскам Красной Армии нанесла группа «Центр», генеральной задачей которой был захват Москвы. В планах германского командования было осуществление «блицкрига», то есть быстрого уничтожения боеспособных основных вооруженных сил нашей страны, выход на линию Волга - Архангельск. Но не были учтены фашистскими стратегами многие факторы и в первую очередь моральные: стойкость, мужество, героизм не только воинов, но и всего населения нашей страны. С первых же дней войны стало понятно - «блицкриг» не удалась.

В августе 1941 г. фашисты приостановили наступление на некоторых участках советско-германского фронта и прежде всего на Московском направлении. Командование вермахта вынуждено было пересматривать свои планы и только с сентября 1941 г. вновь предприняли попытки овладеть столицей нашей Родины.

В ходе наступательной операции на Москву в октябре 1941 г. немецкие войска ценой громадных потерь захватили Калинин, вторглись в пределы Рязанской области, вплотную подошли к Туле. В обороне Тулы отличился тульский рабочий полк, созданный городским комитетом обороны. А любимой песней горожан бойцов стала в то время песня «Самовары-самопалы» композитора Анатолия Новикова и поэта Сергея Алымова. Поначалу авторам казалось, что эти песни «Самовары-самопалы» и «Вася-василек», написанные одновременно не созвучны тем суровым и тяжким дням вынужденного отступления нашей армии. Уж больно они получились, несмотря на попытки их поправить, какие-то веселые, а в то время было не до смеха... Но жизнь рассудила иначе. Песни понравились. Наряду с песнями героическими, призывными, такими, как «Священная война», у фронтовиков большим успехом пользовались и эти веселые. А. как уже говорилось, у туляков особо популярной стала песня «Самовары-самопалы». Тем более, что в шуточных словах был заложен далеко не шуточный смысл.


Великая битва на подступах к столице нашей Родины навсегда вошла в историю как первое крупное поражение гитлеровских войск во второй мировой войне. Наши войска остановили под Москвой бешеный натиск фашистских полчищ, нанесли врагу сокрушительный удар. В эти суровые дни и родилась "Песня защитников Москвы". В ней были выражены настроения подъема и воодушевления, владеющие воинами и населением тыла.

Как же была создана эта песня? Возник замысел сделать кинофильм о разгроме немцев под Москвой, Вместе с армейскими частями, выбивавшими гитлеровцев из подмосковных сел, шли, снимая боевые действия, кинооператоры. Одновременно на студии велась работа над монтажом фильма. Необходима была песня, раскрывающая замысел фильма, высокий боевой дух воинов. Режиссер фильма Илья Копалин обратился к только что вернувшемуся с фронта, поэту Алексею Суркову, Сначала поэт и слышать не хотел "о какой-то песне для кино, когда такое на фронте". Но, подумав, предложил: "Писать мне некогда. Но есть подготовленное для печати стихотворение о защитниках Москвы. Подойдет - берите". Текст очень понравился создателям кинокартины. Музыку на эти слова сочинил молодой кинокомпозитор Борис Мокроусов. Документальный фильм "Разгром немецко-фашистских сил под Москвой" вышел на экраны, и, прозвучав с экрана, ушла в жизнь и бой песня, полюбившаяся воинам. Линия фронта все дальше отодвигалась на запад, наши войска шли вперед, и песня шагала с ними в боевом строю, звучала с новой силой, призывая разгромить, уничтожить врага, пройти до конца победный путь, начавшийся у стен столицы.


В Севастополе, в музее обороны города-героя есть экспонат: листовка со словами песни «Вечер на рейде», пробитая пулями, залитая кровью. Видно очень уж полюбилась эта песня морякам-воинам, если хранили эти листочки. А родилась эта песня, такая необычная для первых песен первого военного года, в другом городе-герое Ленинграде.

На второй месяц Великой Отечественной войны Ленинград стал прифронтовым. Войска, которым Гитлер приказал во - чтобы то ни стало овладеть городом на Неве, неся огромные потери, упорно рвались вперед. В эти дни многие ленинградцы ушли в ополчение или на строительство оборонительных рубежей. Никто не хотел остаться в стороне: рабочие, ученые, студенты, работники искусства - все трудились, чтобы превратить город в несокрушимую крепость.

В один из августовских вечеров в морском порту вместе с другими ленинградцами работал на выгрузке лесоматериалов композитор Соловьев-Седой. Хотя фронт был совсем недалеко, час выдался сравнительно тихий. На рейде стоял корабль, с которого лились звуки баяна и грустной задушевной песни. Слушая, как поют моряки, композитору пришла мысль написать песню об этом тихом чудесном вечере, неожиданно выпавшему на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло уйти в опасный поход. Захотелось, чтобы эта песня звучала также лирически и задушевно... Как-то сами собой пришли слова: «Прощай, любимый город!» и внутри зазвучала мелодия. Но кроме вот этих трех слов, не было текста. После работы не заходя домой, Василий Соловьев-Седой поехал к Александру Чуркину и поделился замыслом. Поэт загорелся этой идеей, и уже на следующий день была написана песня.

Композитор показал свою работу товарищам по искусству и они ее дружно.... забраковали, потому что она не в духе времени: слишком спокойна, лирична для столь грозной поры. Мол, песни нужны сейчас иные - призывные, мобилизующие. А здесь и о войне вроде всерьез не упоминается....

Прошло полгода. Весной 1942 года В. Соловьев-Седой с группой артистов приехал на Калининский фронт. Однажды артисты давали концерт под Ржевом. Выступление проходило в землянке, в полутора километрах от передовой. Когда весь репертуар был исчерпан, бойцы попросили спеть, что-нибудь «для души». И вот здесь композитор вспомнил о забракованной песне. Так состоялась необычная премьера. С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передавалась из уст в уста, вскоре ее запела вся страна. Проникла она сквозь кольцо осады в Севастополь, и в Ленинград - на свою родину. И не было дня, чтобы ее мелодия не звучала бы по радио в блокированном городе.

Перелетела песня и через линию фронта. Герой Советского Союза Д.Медведев в своей книге «Это было под Ровно» рассказывает как партизаны в тылу врага праздновали годовщину октября: «Праздник закончился хоровым пением. Пели «Прощай, любимый город» - эту песню знали все»

Песню пели и в других партизанских краях, например в Италии - у партизан-антифашистов.

За создание песни «Вечер на рейде» и других Василию Петровичу Соловьеву-Седому в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР


Осенью 1941 года фашистские войска замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. Гитлеровцы рассчитывали, что ленинградцы либо сдадутся, либо их задушит голод.

Но захватчики просчитались. Ленинград выстоял, выдержал сотни дней блокады. Немалую роль в этой героической эпопее сыграла легендарная трасса, проложенная по льду Ладожского озера. Ладога - самое большое и самое глубокое озеро в Европе с очень непостоянным ледовым режимом. В 1941 году озеро замерзло в ноябре. По несколько раз в сутки дорожники измеряли толщину льда, проверяли, выдержит ли он тяжесть автомашин. И наконец, 22 ноября колонна грузовиков спустилась на лед и отправилась в трудный и опасный путь. Так начала действовать Ледовая военно-автомобильная дорога. Но в историю Великой Отечественной войны она вошла как дорога жизни. Очень точное название, ибо это была единственная коммуникация, связывавшая осажденный город с Большой землей, по ней везли продовольствие и боеприпасы, детей и раненых.

Никогда не забудется мужество, стойкость, героизм советских воинов, обслуживающих трассу: водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков - всех тех, кто под бомбежкой и обстрелом в мороз и метель работал на Дороге жизни.

Их подвигу посвящена песня о Ладоге. Создали ее сами воины. Автор слов - военком 526-й отдельной фронтовой роты связи Петр Богданов, музыку сочинили тоже не профессиональные композиторы, а участники армейской художественной самодеятельности старшина Павел Краубнер и сержант Лев Шенберг. Несмотря на то, что сочинение песен для них было делом новым, всего за две недели она была написана и разучена самодеятельными артистами.

После того как «Ладогу» в декабре 1942 года напечатала красноармейская газета «Фронтовой дорожник», а затем в феврале 1943 г. состоялась ее премьера на смотре художественной самодеятельности Ленинградского и Волховского фронтов, она приобрела большую популярность не только на Дороге Жизни и в Ленинграде, но песня пошла вместе с воинами по фронтовым дорогам.

«Песня о Ладоге» исполнялась на концерте после торжественного заседания, на котором городу-герою Ленинграду вручили Золотую Звезду


Год 1942


Второй год войны начинался казалось удачно для нашей армии. Воины были воодушевлены победой под Москвой и были полны решимости, не жалея ни сил ни даже своих жизней, продолжать громить врага, гоня его прочь из пределов нашей страны. Но... К сожалению, военное руководство нашей армией было в руках практически одного человека, спорить с которым отваживались лишь единицы. А он, этот "мудрейший и гениальнейший полководец" решил, не считаясь с реальной обстановкой на фронтах, действовать, что называется "с наскока". И в результате: необдуманные наступательные операции с огромным количеством человеческих потерь, опять позор окружения, и самое страшное - вновь появившийся шанс у германских войск нанести смертельный удар нашим войскам с юга. И опять из репродукторов звучал скорбный голос диктора Левитана, сообщающего о смертельной угрозе нашему государству, возникшей на берегах Волги под Сталинградом. И опять, в очередной раз нашим солдатам и офицерам пришлось ценой собственных жизней исправлять ошибки и просчеты Главного Командующего, Иосифа Сталина? Битва за Сталинград длилась с августа 1942 года по январь 1943 года. Это была грандиозная эпопея, продемонстрировавшая всему миру высокий героизм и пример мужества, патриотизма нашего народа.

Композитор Марк Фрадкин в те незабываемые дни находился непосредственно в центре событий. Он не однажды бывал в осажденном городе, много дней жил вместе с бойцами прославленной 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева, выступал с концертами. Каждый день, проведенный в Сталинграде, был полон событий, давших композитору неисчерпаемый материал для творчества. Он написал несколько песен о Сталинградской битве, но самой памятной и значительной из них стала "Песня о волжском богатыре" слова которой, неожиданно для самого себя, написал сам.

Автор и музыки, и стихов стал и первым исполнителем этой песни. Ее премьера состоялась в начале 1943 года на концерте, состоявшемся на КП дивизии генерала Родимцева, расположенном в водосточном колодце. В наши дни эта песня стала гимном Волгограда. Ею начинает свои передачи местное радио.


С первых же дней Великой Отечественной войны народные мстители стали лютой карой для фашистских захватчиков, силой неуловимой, страшной, непонятной. Уже к концу 1941 года борьбу вели более 3500 партизанских отрядов и групп.

По всей территории, занятой оккупантами, партизаны нарушали коммуникации противника, совершали диверсии на тыловых объектах германской армии, расправлялись с предателями, срывали отправку советских людей в Германию. « Опасность со стороны партизан растет с каждой неделей, - вынужден был признаться в своем дневнике даже Геббельс- Партизаны безраздельно господствуют над обширными территориями оккупированной России». Действительно вклад участников подпольной и партизанской борьбы в общее дело победы над врагом был весом. Так например, только до ноября 1942 года и только белорусские партизаны истребили около 90 тыс. немецких солдат и офицеров, пустили под откос 830 эшелонов, взорвали 300 различных складов с военной техникой, боеприпасами и продовольствием, 154 железнодорожных и 770 других мостов. Гитлеровское командование вынуждено было летом и осенью 1942 г. бросить против партизан до 15 немецких и 5 итало-венгерских полевых дивизий, 2 охранных корпуса, 10 охранных полицейских дивизий СС. Борьба народных мстителей - каждодневный подвиг -вызывала восхищение: О партизанах слагались стихи и песни.

Тема деревни, ее людей всегда была ведущей в творчестве композитора Владимира Захарова, много лет руководившего Государственным русским народным хором им. Пятницкого. Но в военное время эта тема потребовала иного решения. Мысль о создании песни о партизанах не оставляла композитора. Своей задумкой он поделился со своим постоянным соавтором Михаилом Исаковским. Это было в начале 1942 г.. Очень скоро Михаил Васильевич написал стихи. Захаров с увлечением принялся за написание музыки.

В этот период хор им. Пятницкого совершал постоянные поездки с концертными выступлениями на фронт, в тыловые госпитали, на заводы, в колхозы. Коллектив и его руководители жили в вагонах по-походному. Заниматься сочинением музыки имелась возможность только ночью, так как днем - концерты, репетиции и опять концерты. Так в купе вагона, где не было возможности наиграть мелодические обороты, при свете тусклой коптилки, рождалась лучшая песня композитора и одна из самых замечательных песен о Великой Отечественной войне.

Премьера песни состоялась 4 октября 1942 года. После концерта к Владимиру Захарову подошел один из зрителей, боевой офицер, пожал крепко руку и хриплым от волнения голосом сказал: «Спасибо вам за песню «Туманы, мои растуманы». Она сегодня звучала для нас, слушателей, как молитва, как клятва, как надежда»

Эта песня полюбилась не только партизанам, она обрела долгую жизнь и любовь многих людей. Ее считают народной. А это самая высокая оценка для ее создателей.


Захват Сталинграда был частью плана наступательной операции немецкого командования. В целом же планировалось захватить и Кавказ, нефтеносные районы Баку. В июне 1942 г. прорвав советский фронт и захватив Ростов, немцы двинулись к западным кавказским предгорьям. Части вермахта вышли к Эльбрусу, заняли большую часть Новороссийска, Таманский полуостров. Но дальнейшее наступление германских войск стало невозможным из-за больших потерь в живой силе и технике, а также из-за грандиозного поражения немцев под Сталинградом.

В начале 1943 г. особая группа воинов-альпинистов получила задание командования: совершить восхождение на вершину Эльбруса, снять фашистские штандарты и водрузить там советский флаг.

Это было трудное опасное восхождение: враг заминировал почти все перевалы и тропы, с любой вершины каждую минуту можно было ожидать вражескую автоматную очередь. Наконец наши воины добрались до цели. Но здесь их встретило новое испытание: пурга, бушевавшая несколько дней, да к тому же кончились продукты. Но ребята мужественно переносили все невзгоды. Здесь под вой вьюги, они сложили песню на мелодию любимой довоенной песни Бориса Терентьева «Пусть дни проходят». «Басканская» - такое название получила эта песня.

Стихи «Басканской» были сложены воинами - альпинистами Алексеем Грязным, Леонидом Каратаевым, Георгием Сулкавидзе, Александром Немчиновым. Листок со словами песни вложили в корпус гранаты и спрятали в Басканском ущелье.

Вскоре все трудности оказались преодоленными. По окончании непогоды отважные альпинисты поднялись на самую высокую точку «крыши Европы» и водрузили там Государственный флаг Советского Союза. Фашистские штандарты были навсегда сброшены с вершины Эльбруса. Так бесславно закончилась гитлеровская операция «Эдельвейс»

... через 17 лет после окончания войны гранату со стихами песни нашли ребята из отряда альпинистов-спортсменов.

А сегодня «Басканская» прозвучит как память о героизме отважных воинов-спортсменов, как память о тех, кто погиб на ледяных скалах Эльбруса.




Г о д 1943


В феврале 1943 года продвижение советских войск было приостановлено. На центральном участке фронта к апрелю 1943 г. образовалась так называемая Курско-Орловская дуга. Вермахт еще раз попытался исправить свое положение, предпринять мощное наступление. Оно началось 5 июля 1943 года. Советские войска сорвали планы фашистов, перешли в наступление. Особенно ожесточенные бои разгорелись на Орловском направлении. Но Орел и Белгород были освобождены. Завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. Инициатива окончательно перешла к Красной Армии.

5 августа 1943 года в Москве впервые прогремели 12 артиллерийских залпов из 120 орудий. Столица нашей Родины салютовала доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород.

Одной из первых ворвалась в Орел 129-я стрелковая дивизия. За военные успехи в этой операции дивизии было присвоено наименование Орловской. Некоторое время спустя орловцы обратились с просьбой к Анатолию Новикову написать песню, рассказывающую о боевом пути их дивизии. Такие "заказы" в ту пору были не редкость, композиторам, в том числе и А.Новикову, не раз приходилось выполнять "песенные задания" поступающие с фронта. И на этот раз композитор вместе с поэтом Сергеем Алымовым, отправились в распоряжение Орловской дивизии, успешно справились со своей задачей. Это была хотя и песня частная, посвященная 129-й дивизии, но песня общей победы. А те истинно народные мелодические обороты, найденные композитором сделали ее любимой и популярной и в других фронтовых соединениях.


А теперь хотелось бы рассказать о песне, которая не связана напрямую с каким-либо военным событием. Но тем не менее когда говорят о песнях военных лет о ней вспоминают одной из первых.

«Темная ночь» - песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно

В 1942 году режиссер Леонид Луков снимал фильм «Два бойца». По замыслу постановщика фильм должен был сопровождаться только симфонической музыкой. Но по ходу съемки Луков почувствовал, что не обойтись без песни. Он поделился своими сомнениями с композитором Никитой Богословским, стал объяснять, какой представляется ему эта песня, почему она нужна. И так зримо обрисовал ситуацию, так ярко передал чувства героев, что произошло чудо: Богословский сел к роялю и сразу без единой остановки, сыграл мелодию будущей песни. Это произошло и от того, что и у композитора, не раз бывавшего на фронте с концертными бригадами, было понимание необходимости для солдата в условиях жестокой войны эмоциональной душевной разрядки, которую он мог бы получить через песню, человечную, нежную.... Также как и мелодия, быстро и удачно сложились стихи на эту музыку у поэта Владимира Агатова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы.

Песня глубоко трогала сердца. Когда «Темную ночь» решили записать на пластинку, вся первая партия дисков оказалась бракованной: слышалась какая-то странная помеха. Оказалось, что матрица была залита слезами женщины оператора, производившей запись.

Песню из фильма «Два бойца» исполняли многие мастера. Но все-таки она неразрывно связана с именем первого ее исполнителя Марка Бернеса. Никто так не пел «Темную ночь», как он.

Фильм стал историей кинематографии, сейчас уже редко идет на нашем экране. Но песня продолжает жить: ее поют и бывшие фронтовики, и их дети, и их внуки и уже правнуки.


Конец 1944 года. Наша Родина полностью освобождена от гитлеровцев. Советские войска воюют на территории противника, рвутся вперед на Запад, чтобы завершить разгром фашистского рейха. В эти дни на фронте появилась новая песня.

Она называлась "Под звездами балканскими" Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского:

"Где ж вы, где ж вы, очи карие,

Где ж ты, мой родимый край?

Впереди - страна Болгария,

Позади - река Дунай"

Вот что вспоминал об этой песне Маршал Советского Союза Чуйков: "Наши воины сражались уже на чужой земле, Они многое повидали, пережили. Песня чудесно и глубоко выражала их внутреннее состояние. Все с восторгом распевали:

"Хороша земля Болгария, А Россия лучше всех!"


Май 1945 года: радость со слезами на глазах. Победа! Наши воины с болью вспоминая своих павших товарищей, с надеждой на лучшую, счастливую жизнь смотрят в будущее. И поют, поют, поют... Поют старые песни, подхватывают новые, только что рожденные Великой Победой.

Песня о которой сейчас будем говорить, родилась 9 мая 1945 года.. Слова написал поэт Цезарь Солодарь. В качестве военного корреспондента он присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Написал под впечатлением эпизода, свидетелем которого ему привелось быть ранним утром 9 мая. Поэтическое изложение этой увиденной сценки, о том как по берлинским улицам проходила казачья конница, кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого, увлекло композиторов братьев Даниила и Дмитрия Покрасс и появилась музыка к словам, а значит и новая песня. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала "Священная война", звавшая на смертный бой с фашизмом, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии.


Все дальше и дальше мы удаляемся от дней Великой Отечественной войны. Время притупляет чувства боли и горечи от воспоминаний о тех годах даже у еще живых ветеранов фронта и тыла.

Но мы, те кто будет жить после нас, обязаны знать и помнить о всенародном подвиге, свершенном нашими дедами во имя жизни будущих поколений, во имя свободы своей Родины.

И давайте минутой молчания и вставанием почтим память тех, кто отдал свои жизни за то, что мы не знаем о фашистском рабстве и можем без страха говорить: «Мы россияне!» Спасибо!


В нашем концерте прозвучало лишь малое количество песен, рожденных войной. О скольких еще можно было бы рассказать! И радостно сознавать, что многие из них не забыты и по-прежнему любимы. Ведь они не только странички нашей истории и культуры, но и просто красивы своим поэтическим содержанием, мелодиями.

Например, наши юные участники концерта с удовольствием разучивали эти песни. Многие из них им были хорошо знакомы, неизвестные ранее заинтересовали и я думаю также останутся в их исполнительском репертуаре. А это значит, что не прервется духовная связь поколений, так как став преподавателями, исполнителями профессионалами они будут передавать любовь к культурному наследию Родины своим детям и внукам.

И в заключение, от имени участников и организаторов нашего концерта я благодарю вас за внимание.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Учебная литература:


  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. , Петров Ю.А. «История Отечества ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений М.: ТИД «Русское слово» - РС, 2003

  2. «История с древнейших времен до наших дней» учебник В.А.Федоров, В.И. Моряков, Ю.А.Щетинов – М,: МГУ им. М.В.Ломоносова ТК «Велби» ЗАО «КноРус» 2004

  3. «История Отечества» учебное пособие / отв. Редактор Т.Ю. Кочепасова – м.: РПА МЮ РФ 2004


Дополнительная литература:



  1. Антология военной песни: «От Полтавской битвы до Чеченской войны.» Под ред. Калугина В М.: Эксмо 2006

  2. «Кольцо памяти, кольцо славы» В.И.Ганшин, О.М. Сердобольский – Л.: Лениздат 1988

  3. «От Сталинграда до Берлина» Чуйков В.И. М.: Советская Россия 1985

  4. «История Великой Отечественной войны 1941-1945 А.И. Балашов, Г.П. Рудаков С-П.: «Питер» 2006

  5. «Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди.Документы. Краткий исторический справочник» м.: 1990 г.

  6. «Друзья –однополчане. О песнях, рожденных войной» автор составитель А.Е.Луковников. М.: Воениздат 1975




Скачать 292.02 Kb.
Дата конвертации23.10.2013
Размер292.02 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы