«Философии религии» icon

«Философии религии»



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Айдын Али-заде


ИСЛАМСКАЯ АПОЛОГЕТИКА

ОТВЕТЫ КРИТИКАМ ИСЛАМА


Баку – 2007

Научный редактор

кандидат философских наук

Эльмир Кулиев


Ответственный редактор:

кандидат философских наук,

доцент Ялчын Абдулла


Литературный редактор:

Кандидат филологический наук

Самира Мир-Багирзаде


Корректор:

Афет Гейдарова


Дизайн обложки:

Айтен Али-заде


Али-заде Айдын Ариф оглы

Исламская апологетика. Ответы критикам Ислама. Баку: Текнур, 2007. – 350 с., илл.


В книге изложены материалы по истории, вероучению и философии Ислама, проливающие свет на те аспекты этой религии, которые вызывают непонимание и часто становятся объектом критики со стороны оппонентов. Помимо этого в книге собраны различные материалы религиоведческого, философского и, исторического характера относительно проблем мировых религий, а также актуальных проблем современности, по которым автор выразил свои соображения. Все материалы этого труда были составлены в результате практической деятельности его автора в компьютерной сети Интернет.

^ Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся историей и философией мировых религий.





^ Айдын Ариф оглы Али-заде

(e-mail: alizadeh@mail.ru)


Кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела «Философии религии» института Философии и Политико-Правовых исследований Национальной Академии Наук Азербайджанской республики. Автор ряда монографий и статей по историко-философским аспектам мировых религий, которые были изданы в нашей стране и за рубежом. В том числе: "Коран и Библия: сравнительный анализ" (Баку, 2002), "Божественная и земная власть в исламском мировоззрении" (Баку, 2004), "Хроника исламских государств" (Москва, 2004), "Xristianlıq: tarix və fəlsəfə" (Bakı, 2007), "Исламский энциклопедический словарь" (Москва, 2007) и др.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................8


Часть I. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

ОТНОСИТЕЛЬНО АЯТОВ КОРАНА.......................................................10

Некоторые подробности исламской

доктрины о Божественном откровении.....................................................10

История о "сатанинских" аятах..................................................................15

Кто такие сабии, упоминаемые в Коране?................................................19

Зулькарнайн - не Александр Македонский...............................................21

"И иудеи говорят: "Узайр (Эзра) - сын Аллаха".......................................22

Почему в Коране допускается битье жен мужьями?...............................24


Часть II. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ,

СВЯЗАННЫЕ С МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ..........................27

Кааба - первый Божий храм на земле........................................................27

- ^ История возникновения язычества среди арабов.................................28

- Обычай обхода камней в иудеохристианской традиции......................31

Проблема рабства в Исламе........................................................................34

- ^ Рабство в Библии……………………………………………..........……36

Вероотступничество в Исламе...................................................................38

Почему у Пророка Мухаммада было несколько жен?.............................40

Сколько было лет Аише, когда она вышла замуж?..................................41

Совершал ли пророк Мухаммад греховные деяния?...............................44

Чудеса, совершенные пророком Мухаммадом.........................................44

О разнице в понимании терминов «расуль» и «пророк».........................48

Антисемитизма в Исламе нет.....................................................................49

История полигамии.....................................................................................49

- ^ О причинах и особенностях полигамного брака в Исламе...................51

- К вопросу о наложницах..........................................................................53

Прелюбодейку и прелюбодея… В чем смысл

строгого шариатского наказания за измену?............................................54


Позволяется ли женское обрезание в Исламе?...............................60

- ^ Улемы призывают запретить женское

обрезание и наказывать тех, кто его проводит..................................61


Часть III. ПРОБЛЕМА ИСЛАМСКОГО ДЖИХАДА..............................63

Распространялся ли Ислам путем насилия?..............................................63

Как нужно вести джихад?...........................................................................70

О сущности и мотивах исламского джихада............................................73

- ^ Разъяснение смысла аятов из суры «Мухаммад» (47: 3-4)..................75

- Об истории племени Бану Курайза.........................................................76

- Почему мусульмане нападали на караваны мекканцев..........................78


Часть IV. ИСЛАМ И ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ.............................79

О христианской троице...............................................................................79

- ^ Краткая история арианства...................................................................85

- Троицы в различных верованиях…….......................................................89

- Ислам и арианство……………..................................................................89

Сын Божий?..................................................................................................90

-^ Сходство основных идей Христианства с Митраизмо.....................94

Первородный грех и искупление...............................................................98

- Основополагающие принципы пелагианства.......................................102

- Учение Пелагия о свободе выбора.........................................................102

Распятие и исламская доктрина...............................................................103

- ^ Фрагмент апокрифа «2-й трактат Великого Сифа»........................106

- О происхождении христианского символа – креста..........................107

- Солнечные кресты..................................................................................111

Мария в Коране и состав христианской троицы....................................112

- ^ Фрагменты христианских молитв Богоматери.................................115

- Матери богов в различных культах......................................................116

Дохристианские воскресшие боги...........................................................117

Рай в Коране и Сунне................................................................................122

О христианском рае...................................................................................125


Часть V. ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С

БИБЛИЕЙ И ИСТОРИЕЙ ХРИСТИАНСТВА.......................................128

О поздних вставках и противоречиях в Библии.....................................128

Размышления о геноцидах и жестокости, описываемых в Библии......137

О благословении рода Исмаила...............................................................141

Какую религию исповедовал пророк Ибрахим (Авраам)?....................142

Инквизиция в западном и восточном Христианстве.............................145

- Расправы с населением Америки...........................................................146

- Инквизиция против мусульман Испании..............................................147

- Несколько примеров инквизиции в России............................................151

Кем была уничтожена Александрийская библиотека?..........................152

Сожжение и запрет на чтение книг..........................................................153

Хаман был приближенным фараона или персидского царя?..............

Могли ли пророка Йусуфа (Иосифа) продать за

«малую цену отсчитанных дирхемов»?.............................................


Часть VI. ИСЛАМ И ИНДОИРАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ......................157

Сравнительный анализ монотеистической

концепции в авраамических традициях и кришнаизме.........................157

О переселениях душ и убийстве

животных в кришнаизме и авраамических традициях.........................163

Праздник Новруз и исламская доктрина.................................................167

Заимствованы ли некоторые элементы

исламской эсхатологии из Зороастризма?.........................................


Часть VII. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ........................................172

Ислам и современный мир........................................................................172

О терроре....................................................................................................179

Террор исходит не только от мусульман................................................182

Примеры актов террора в современном мире.........................................185

- Сербский лидер "шокирован" записью из Сребреницы........................185

- Некоторые мечети Боснии, которые сегодня лежат в руинах........187

- Бойня в Сабре и Шатиле........................................................................188

- Геноцид мирного населения Анатолии..................................................189

- Геноцид мирного населения Южного Кавказа.....................................192

- Краткая история террора в Ирландии,

противостояние между католиками и протестантами.....................194

- Фрагменты Доклада правозащитного центра «Мемориал»

о массовых нарушениях прав человека,

связанных с занятием населенного пункта Ходжалы...........................196

- О событиях в Румынии и Молдове в XX веке......................................200

- Геноцид турецкого населения Кипра....................................................202

- Кровавая резня в Индонезии - христиане против мусульман.............203

- Нигерия: Христианские

боевики напали на мусульманский город.................................................203

- Армия Сопротивления Господа.............................................................205

Грустные размышления о карикатурном скандале ……...............……206

Есть ли в Исламе духовенство?................................................................211

Запоминать тысячи хадисов

наизусть или использовать компьютер?..................................................214

Исламо-христианский диалог: на пути

преодоления национальной и религиозной ксенофобии.......................216

Оскорбительна ли для мусульман мысль о

женитьбе Посланника Божьего?..............................................................222


Часть VIII. РАЗМЫШЛЕНИЯ О

НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ........................................226

О духе и букве Закона...............................................................................226

О вере и разуме............................................................................. ............227

Мысли о мусульманском всепрощении..................................................232

Был ли Бог Творцом до сотворения вселенной?....................................233

Размышления по вопросу о

нововведениях (бид’а) в религии.............................................................234

Есть ли ортодоксия и ересь в Исламе?....................................................239

О мазхабной приверженности, легкости в религии...............................245

Цель любого исследования

заключается в выявлении истины............................................................251


Часть IX. ПОЛЕМИКА.............................................................................260

О жертвоприношении Ибрахима (Авраама)...........................................260

Был ли пророк Ибрахим (Авраам) в Аравии?........................................267

Имеются ли противоречия в

коранических аятах, повествующих о христианах?...............................268

Имеются ли исторические свидетельства

существования назореев, описанных в Коране?.....................................275

Первая дискуссия о проблемах

предопределения, зла, добра в Исламе и Христианстве........................291

Вторая дискуссия о проблемах

предопределения, зла, добра в Исламе и Христианстве........................313

Мусульмане верят, что Мухаммед –

пророк Аллаха. Почему, на каком основании?.......................................334

Мог ли Бог приказать ангелу сжать грудь Пророка?.............................340

Дискуссия о природе Корана……………………………………………341

О хитрости Аллаха…………………………………...………………….349


ВВЕДЕНИЕ


Апологетика (греч. apologetikos – защищающий) - это защита положений религии на основании доводов разума. Она применялась христианскими теологами против доводов своих оппонентов в период античности. Однако, несомненно, что методы апологетики в той или иной степени используются и использовались как до Христианства, так и после него, и другими религиозными системами для защиты положений веры от нападок оппонентов.

Название «Исламская апологетика» является условным для данной книги, в которой собраны материалы для разъяснения наиболее проблемных моментов исламской традиции и истории, вызывающих непонимание у приверженцев других религиозных и философско-мировоззренческих учений. Условность заключается в том, что в данном труде разъяснение этих моментов проводится не по классической богословско-догматической схеме, принятой для сочинений данного класса, а имеет место современный научный и философский подход к поставленным проблемам.

Поводом для написания «Исламской апологетики» явилось появление в последнее время большого количества книг, статей, интернет-сайтов, посвященных критике и попытке опровержения тех или иных положений исламской религии, его первоисточников и правовых предписаний. Причем следует особо оговорить тот факт, что значительная часть подобных материалов носит необъективный и предвзятый, а порой и откровенно клеветнический характер. К большому сожалению, приходится констатировать тот факт, что подавляющее большинство измышлений в адрес Ислама исходит не от искренне заблуждающихся людей, не имеющих доступа к достоверной литературе, а от людей, которые сознательно и планомерно ведут активную деятельность по искажению смыслов вероучительных, исторических, философских, правовых, социальных и других доктрин исламской религии и доведению этой искаженной информации до сведения читателей книг и различной периодики, а также пользователей Интернета. Причем особенно усердствуют в подобного рода деятельности представители некоторых религиозных конфессий, ведущих миссионерскую деятельность среди мусульман.

Особенное беспокойство вызывает то обстоятельство, что массовый поток этой антинаучной и предвзятой информации исходит со страниц различных Интернет-сайтов. Дело в том, что Интернетом в последнее время пользуется все больше и больше людей, которые могут быть введены в заблуждение этими пропагандистскими материалами. Именно поэтому в настоящее время назрела насущная необходимость опубликования компетентных и обоснованных научно-философских материалов, которые бы противодействовали распространению этой дезинформации.

Вся работа по созданию «Исламской апологетики» была осуществлена автором в результате внимательного знакомства с различными антиисламскими пропагандистскими книгами и статьями в периодике, а также с англоязычными и русскоязычными Интернет-сайтами, принадлежащими различным религиозным миссионерским организациям. В ходе ознакомления с материалами этих сайтов автор обратил внимание на то, что практически все они используют одни и те же аргументы, и все публикации в них являются различными вариациями одних и тех же идей. По этой причине все статьи данной книги были написаны так, чтобы проанализировать и дать ответы на наиболее общие положения критики ислама, а не отвечать каждому автору этих тенденциозных материалов в отдельности.

Материалы «Исламской апологетики» были успешно апробированы на практике в ходе дискуссий автора на различных философских, религиозных и мировоззренческих форумах Интернета с оппонентами - христианами, иудеями, кришнаитами. То есть данная книга является не монологом автора, не его субъективным видением различных проблем, а стала результатом реальной практической работы ее автора в международной компьютерной сети Интернет. В этом состоит новизна и достоинство работы. Таким образом, можно говорить о том, что все материалы «Исламской апологетики», как статьи, так и полемика, были созданы и успешно апробированы в ходе многочисленных дискуссий ее автора на философско-религиозных и религиоведческих форумах Интернета на протяжении почти 10 лет (1998-2007).

Все материалы «Исламской апологетики» носят конкретный характер и основываются только на фактическом материале. В них нет попыток уйти от поставленных проблем в сторону схоластическо-догматических рассуждений.


ЧАСТЬ I


^ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ,

ОТНОСИТЕЛЬНО АЯТОВ КОРАНА


Некоторые подробности исламской доктрины о

Божественном откровении


Согласно мусульманской доктрине, откровения, которые ниспосылались пророку Мухаммаду (как и всем посланникам Божьим до него), имели более широкий спектр и не ограничивались лишь теми, которые вошли в Писание.

На протяжении 23 лет ему ниспосылались Божественные откровения по различным случаям его личной жизни и общественной жизни общества, в котором он жил. В широком же смысле, вообще все действия, поступки, изречения и т.д. пророка Мухаммада является в своем роде результатом Божественного откровения. В одних случаях Бог ниспосылал ему их непосредственно, а в другом случае молчаливо одобрял те или иные его действия. Если же Мухаммад в чем-то ошибался (это естественно для простого смертного человека) Бог сразу же исправлял его ошибку откровением. Именно поэтому Сунна, как и Коран, рассматривается Богооткровенной. Однако официальным Писанием она не является, а просто дополняет Коран и комментирует его.

Некоторые из Божественных откровений носили временный, сиюминутный характер. Они ниспосылались по каким-то конкретным жизненным случаям и не носили всеобщего характера. Определенная часть из них вообще не была заучена или записана и бесследно исчезла, так как не была предназначена Богом для вечности.

Другие откровения оказывались более устойчивыми. Они высказывались Мухаммадом прилюдно, либо в частных беседах с конкретными людьми, которые запоминали или записывали его слова и передавали своим потомкам. Позднее все известные из этих изречений были исследованы на достоверность мусульманскими учеными-мухаддисами (например, Бухари, Муслимом и т.д.) и по введенной ими методологии отбора вошли в состав сборников хадисов.

Третья же часть откровений являлась наиболее официальной и, в соответствии с Божьей волей, должна была войти в Его вечное Слово - Коран. Точное количество аятов, их порядок расположения, содержание и состав в точности определялся Богом и передавался пророку Мухаммаду посредством ангела Джабраила. Пророк, в свою очередь, сразу же обучал ниспосланным аятам своих сподвижников, одновременно заставляя своих секретарей записывать их.

Важнейшее значение в понимании смыслов и истории Божественных откровений играет насх (отмена откровения Богом и замена его новым), который зафиксирован в аяте Корана: "А когда Мы заменяем одно знамение другим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: "Ты только измыслитель!". Да, большинство их не знает. Скажи: "ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". Язык того, на которого они указывают иноземный, а это - язык арабский, ясный"1; а также в аяте: "Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?"2.

Бог отменял Свои повеления по различным причинам. Например, одной из причин насха было стремление постепенно, шаг за шагом, приучить людей к исполнению и пониманию сути Божественных заповедей. Ведь если бы, скажем, все запреты или иные предписания были бы ниспосланы в законченном виде, как это мы видим сегодня в Коране, то большинство людей не поняло бы их. Кроме того, сложно было бы людям, которые всю свою сознательную жизнь привыкли к одному образу жизни, сразу, в одночасье, поменять его на другой. Это было сложно даже для одного человека, не говоря уже о жизни целого общества, которое находилось в плену своих старых традиционных воззрений. Именно поэтому некоторые положения Божественных откровений постепенно менялись на протяжении жизни Пророка Мухаммада и по ходу развития монотеистических устремлений в арабском обществе.

Насх имел место абсолютно для всех типов откровений, включая и Коран. Некоторые аяты, ранее входившие в Коран, позднее были оттуда выведены, или заменены новыми Божественными откровениями. Однако были и такие аяты, которые, несмотря на отмену, все-таки остались в Коране3 (отмена касается только правового действия аята). Этот процесс длился на протяжении всей 23-летней пророческой деятельности Мухаммада и завершился с его смертью4.

Именно поэтому окончательной записи Корана при жизни Мухаммада не было. Ведь Божественные откровения продолжались, и иногда определенная часть из них заменялась другими и теряла свою актуальность. Их чтение запрещалось в качестве Корана, но они могли оставаться в памяти сподвижников, которые заучивали их и позднее они вошли в Сунну.5

Кроме этого, часто откровения Корана ниспосылались на различных диалектах арабских племен, среди которых вели проповеди мусульмане. По этой причине, одни и те же аяты ниспосылались несколько раз на этих диалектах.6.

По причине наличия насха и различных диалектных форм этих Божественных откровений, в Сунне нашли отражение многие хадисы, высказывания пророка и прямые Божественные откровения (хадисы-гудси).

Но, среди всех откровений, аяты Корана имеют исключительное значение. Это вечное слово Бога, которое было ниспослано Им непосредственно Своему посланнику Мухаммаду. Его оригинал находится у Бога7. Поэтому его сохранность и передача следующим поколениям была особенно важным делом. Для того чтобы выделить аяты Корана из других откровений ангел Джабраил всегда особо оговаривал, является ли принесенное им откровение кораническим или нет. Как только он приносил коранические аяты, Пророк сразу же распоряжался, чтобы его сподвижники и секретари заучивали их и записывали. Для других (некоранических) откровений он не давал таких распоряжений, и поэтому они остались по большей части в устной традиции, которая затем была введена в соответствующие сборники хадисов. В связи с этими процессами большое значение имел процесс повторения Корана в месяц Рамадан каждого года (Арза), когда ангел Джабраил приходил к пророку Мухаммаду для проверки его знаний о составе Корана. А тот, в свою очередь, передавал результаты Арзы народу, который собирался в мечетях. Последняя Арза же, которая состоялась непосредственно перед смертью пророка, называется Арза аль-Ахира. Она имеет еще большее значение, так как при этом событии был еще раз повторен полный текст Корана в том виде, в котором он имеется сегодня.8

Если взамен одного коранического аята ниспосылался другой, то Мухаммад сразу же распоряжался объявить о том, что этот аят уже больше не коранический и заменен другим. Но многие его сподвижники, заучив аяты, уезжали в различных направлениях и выполняли свои функции в отдалении от пророка. И это было естественным процессом. Мусульманские владения расширялись и многие образованные мусульмане, близкие к пророку, уезжали исполнять свою проповедническую миссию в самых отдаленных от Медины уголках Аравии. В связи с этим, в некоторых случаях, они не имели информации о насхе (отмене) одних аятов другими и продолжали считать кораническими отмененные аяты. Полную информацию о составе Корана и обо всех изменениях в нем имели только непосредственные секретари и наиболее приближенные к пророку люди. Остальные же имели отрывочные сведения об этом, по мере их нахождения в Медине. Но, тем не менее, большинство из них позднее узнавало об изменениях и вносило коррекции в свои тексты, которые в то время назывались «мусхафами» (свитками). Одним из таких секретарей Мухаммада, который имел полную информацию об окончательном составе Корана, был Зейд ибн Сабит, который позднее возглавил комиссию по окончательной редакции Корана.

Примером отмены коранических аятов является следующий хадис: "Аиша сообщила, что среди ниспосланного в Коране были слова "Десятикратное кормление грудью является запретным", однако затем это повеление было заменено на "пять кормлений грудью". Этот аят оставался в Коране до смерти Пророка"9.

В комментариях к этому хадису мусульманские толкователи пишут: "Запрет о десяти кормлениях грудью был одним из первых аятов, ниспосланных по этой теме. Однако, незадолго до смерти пророка, этот аят был отменен и заменен новым аятом, в котором говорилось уже о пяти кормлениях. В этом состоянии чтение этих аятов в качестве Корана (тилават) было запрещено, но их правовое действие сохранилось. Это был последний отмененный аят в Коране (насх). Он был отменен пророком незадолго до своей смерти, и некоторые из его сподвижников не знали об этом и продолжали его чтение в качестве аята Корана. Затем его отмена стала известна всем, и эти строки больше не читались в качестве коранических аятов."10

Другим примером отмены коранических стихов (или замены их другими) является следующий хадис: "Абу Харб сообщил со ссылкой на своего отца, что Абу Муса аль-Ашари послал за чтецами Корана Басры. Они прибыли к нему и их было триста. Они читали Коран, и он сказал: "Вы - лучшие среди жителей Басры, поскольку вы - чтецы Корана. Так продолжите же это дело. Но имейте в виду, что это чтение на протяжении долгого времени может и не укрепить ваши сердца, как были укреплены сердца тех, которые были прежде вас. Мы имели обыкновение читать суру, которая была аналогична в длине и серьезности к суре Бараа. Однако я забыл ее, за исключением этих строк: " Если бы было две долины, полные богатством для сына Адама, он бы ушел на третью долину, так как ничто не заполнит живот сына Адама, кроме праха". И мы использовали такое чтение, которое напоминало суру Мусаббихат, но я забыл ее и помню только это: "О люди, почему вы говорите то, чего не делаете?" и "что записано на ваших шеях, то свидетельство против вас и вы будете спрошены об этом в день Воскресения."11

Абу Муса аль-Ашари, о котором повествуется в этом хадисе, был одним из знатоков Корана. Он имел свои свитки Корана (Мусхаф) под названием Лубабу'ль-Кулуб и обучал по ним жителей Басры до окончательной редакции Корана халифом Османом12. Эти свитки не сохранились до сегодняшнего дня, так как Абу Муса аль-Ашари узнав об окончании работ по редакции Корана, уничтожил этот Мусхаф вместе со всеми остальными знатоками Корана и принял окончательную редакцию Корана13. Возможно, что в его Лубабу'ль-Кулуб входили и отмененные аяты Корана, о которых повествуется в этом хадисе.

^ История о "сатанинских" аятах14


Как известно, часть мусульман, спасаясь от преследований мекканских язычников, была вынуждена двумя группами эмигрировать в Эфиопию. Однако часть из них впоследствии вернулась обратно в связи с тем, что до них дошли слухи о том, что якобы язычники помирились с пророком Мухаммадом. Но, вернувшись в Мекку, они обнаружили, что дела обстоят не совсем так, как они думали. Оказалось, что курайшиты продолжали враждебные действия против мусульман. Поэтому некоторые из вернувшихся в срочном порядке вернулись в Эфиопию, а некоторые тайно остались в Мекке под покровительством своих родственников. О том, сколько мусульман вернулось в Эфиопию неизвестно. Сообщается, что вместе с ними выехали в эту страну и мусульмане Мекки, которые незадолго до этого приняли Ислам. До переселения (хиджры) мусульман в Медину все они оставались в Эфиопии, а затем также переехали в Медину.

Некоторые историки связывают описанный выше приезд части мусульман из Эфиопии в Мекку с историей о "чтимых ангелах" (или так называемыми "сатанинскими аятами"). Об этом писали Ибн Сад в "Табакат аль-Кубра" и Ат-Табари в "Тарих ар-Русул ва'ль Мулюк". Однако следует отметить, что эти историки жили спустя несколько столетий после пророка. Они описывали различные предания, которые доводилось им слышать. Но ими не были проведены исследования о том, насколько были достоверны описываемые ими события. Эти исследования были проведены мусульманскими толкователями позднее. Поэтому в работах этих историков имеются некоторые слабые, а подчас и сфабрикованные истории о жизни ранних мусульман. В то же время, указанные авторы не настаивали на истинности всех этих преданий, а просто описали их так, как им довелось это слышать. Ссылаясь на них, некоторые более поздние авторы описаний жизни пророка повторяли эту историю.

В трудах указанных историков сообщается, что будто бы пророк, увидев страдания мусульман, взмолился Аллаху: "Если бы пришло мне откровение, которое сблизило бы меня с ними (т.е. курайшитами)!" (Ибн Асир, "Тарих уль-Гамил", т. II, стр. 52). После этого пророк будто бы стал искать пути сближения со своим племенем, и они якобы стали склоняться к миру с ним. Однажды, когда они нашли пророка возле Каабы, читающим суру «Наджм». И будто бы после слов «Видели ли вы ал-Лат, и ал-Уззу, и Манат - третью (это богини языческого пантеона арабов), иную?» (53: 19-20), он произнес: «Поистине они - ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать». Затем, после окончания всей суры, он совершил земной поклон, а затем якобы все согласившиеся с этими словами язычники также совершили земной поклон вслед за ним. Затем все курайшиты якобы остались довольны пророком и сказали: "Мы тоже знаем о том, что Аллах является Творцом и Кормильцем всего сущего. Мы знаем и о том, что только по Его воле все рождается и умирает. Однако наши боги будут заступниками за нас перед Ним. Если же ты их признаешь, то и мы с тобой заодно". Таким образом, получалось, что будто бы конфликт между ними был преодолен.

Далее в работах упомянутых выше историков повествуется, что эта весть дошла до Эфиопии и побудила мусульманских эмигрантов вернуться на Родину. Однако когда они оказались в одном часе езды до Мекки, им повстречался один человек из племени Кинана, который сказал им: "Мухаммад в одно время хорошо отзывался о богах курайшитов и все подчинились ему, но затем он опять начал говорить о них плохо и все отвернулись от него и продолжили вражду с ним". После этого часть мусульман уехало обратно в Эфиопию, а другая часть тайно вошла в Мекку к своим родственникам.

Некоторые люди добавляют к этой сомнительной истории следующий эпизод о том, что будто бы после произнесения тех аятов из суры "Наджм", пророком овладели сомнения от слов курайшитов: "Если же ты признаешь наших богов, то и мы с тобой заодно". После этого пророк якобы пошел домой и к нему явился ангел Джибрил, который прочел ему суру "Наджм" и сказал о том, что он ничего ему не говорил о "чтимых ангелах". После этого будто бы пророк продолжил нападки против курайшитских богов, а те, в свою очередь, продолжили вражду с ним.

Однако выдающиеся знатоки хадисов - Байхаки, Бухари, Навави, Муслим и многие другие, говорили об истории о "чтимых ангелах", как об очевидной фальсификации. В частности Навави сказал: "В этой истории нет ничего правдоподобного ни с точки зрения повествования, ни с точки зрения логики". Когда у Ибн Исхака спросили об этой истории, он не сомневаясь, ответил: "Эта история сфальсифицирована безбожниками". Фахр ад-Дин Рази также доказывал безосновательность этой истории.

В качестве главного аргумента относительно подложности истории о «чтимых ангелах» мусульманские комментаторы приводили сам смысл коранической суры «Наджм» (53). Дело в том, что в ней все содержание посвящено единству Аллаха и отрицанию язычества. Это особенно отчетливо видно на примере аятов с 18 по 23, о которых и идет речь:

"Он дeйcтвитeльнo видeл из знaмeний cвoeгo Гocпoдa вeличaйшee. Bидeли ли вы aл-Лaт, и aл-Уззy, и Maнaт - тpeтью, инyю? Heyжeли y вac - мyжчины, a y Heгo - жeнщины? Этo тoгдa - paздeлeниe oбиднoe! Oни - тoлькo имeнa, кoтopыми вы caми нaзвaли, - вы и poдитeли вaши. Aллax нe пocылaл c ними никaкoгo знaмeния. Oни cлeдyют тoлькo пpeдпoлoжeниям и тoмy, к чeмy cклoнны дyши, a к ним yжe пpишлo oт Гocпoдa иx pyкoвoдcтвo".

Как видно из содержания этих аятов, весь их смысл имеет ярко выраженную антиязыческую направленность. Возможно ли, в этом контексте, приписать сюда какие-либо строки восхваляющие идолов? Если предположить, что сюда были вписаны слова "Поистине они - ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать", то тогда вся эта сура потеряет свой смысл и превратится в непонятное сборище противоречивых утверждений. Следующие за этими аятами стихи также направлены против язычества. То есть невозможно, что при такой стройной последовательности изложения, вдруг в этом месте были бы высказаны какие-то стихи о допустимости заступничества перед Аллахом языческих богов.

В связи с этим, по мнению мусульманских комментаторов, совершенно очевидно, что история о "чтимых ангелах" является фабрикацией. Они считают, что эти слухи были распущены безбожниками и еретиками, которые преследовали этим определенные интересы.

Египетский муфтий Мухаммад Абдо в статье, в которой он отверг историю о "чтимых ангелах", писал, что структуре арабского языка вообще не свойственен такой оборот как "почитание" (курнук) в отношении слова "боги". Такого выражения вообще не существует. Ни один историк или поэт, описывающий историю языческого прошлого арабов, начиная с еще доисламских времен и до современности, не применял такого оборота по отношению к богам. Слово "курнук", которым обозначают слово "чтимые" передатчики версии об этой истории, дословно означает красивую белую птицу, которая по размерам больше гуся и у которой длинная шея. Это слово не могло иметь отношения к возвеличиванию богов древнеарабского пантеона. Вторым значением слова "Курнук" является "полногрудая красавица" или "полногрудая возлюбленная". Но и в этом значении оно не имеет отношения к данной теме.

Индийский богослов Мавлана Шибли, указывая на несостоятельность версии о чтимых ангелах писал, что когда пророк читал прилюдно Коран, вокруг него собрались язычники, которые подняли вокруг него шум-гам и, издеваясь над пророком, вставляли свои слова в его фразы, как об этом говорится в аяте Корана: «Неверные сказали: "К Корану не прислушивайтесь вы, и пустословьте при зачтении его, быть может и одержите вы верх!"» (41: 26).

То есть, в тот момент, когда пророк читал суру "Наджм" один человек из курайшитов как бы в продолжение слов пророка сказал: "Поистине они - ангелы чтимые, на чье заступничество нужно уповать". В толпе быстро распространился слух о том, что будто бы это было сказано пророком. Таким образом, когда пророк читал суру "Наджм", язычники знали, что он в очередной раз будет высказываться против их богов, и поэтому они сочинили эти слова и, перебивая пророка, смешали в присутствии толпы его слова со своими словами.

Мусульманские комментаторы отрицали также достоверность истории о «чтимых ангелах» и примерами из жизни пророка Мухаммада. Дело в том, что вся его жизнь состояла из бескомпромиссной борьбы с язычеством, и в этой борьбе он попадал в гораздо более сложные ситуации, чем те события, о которых идет речь. Однако никогда, ни при каких обстоятельствах, он не шел на соглашательство в отношении верований язычников. То есть, как считают мусульманские комментаторы, вся его жизнь доказывает подложность всей этой истории.

Кроме того, не было никакой необходимости в признании или восхвалении в той ситуации языческих божеств. Почти целых десять лет Мухаммад стойко вел борьбу с язычниками. На этом пути он и его последователи подвергались бесчисленным преследованиям, пыткам и унижениям. И в то время, когда мусульманская община в Мекке начала усиливаться, и в нее впервые вошли влиятельнейшие в Мекке люди - Хамза и Омар, когда с усилившимися мусульманами в Мекке уже стали считаться, когда мусульман уже знали как серьезную силу на всем Аравийском полуострове, идти на какой-либо сговор с язычниками не имело никакого смысла.

Также мусульманские комментаторы считают, что к переселению мусульман из Эфиопии в Мекку история с «чтимыми ангелами» не имеет ни малейшего отношения. Это переселение произошло по причине усиления мусульман в Мекке и принятия Ислама Омаром ибн Хаттабом. В этот период язычники пересматривали дальнейшую тактику борьбы с мусульманами, и поэтому в то время в Мекке установилось относительное спокойствие. Еще одной причиной переселения мусульман из Эфиопии явилось происшедшее в этой стране восстание, совпавшее по времени с этими событиями. Как только язычники узнали об их возвращении, они, побоявшись дальнейшего усиления мусульман, решили объявить роду Хашима (к которому принадлежал Мухаммад) полный бойкот. Отныне мекканцы перестали с ними торговать, заключать брачные отношения, разговаривать, общаться. Одновременно ими стал разрабатываться план физического устранения Мухаммада.


^ Кто такие сабии, упоминаемые в Коране?


О сабиях упоминается в нескольких коранических аятах, например: «Воистину, в День воскресения Аллах рассудит уверовавших с иудеями, сабиями, христианами, огнепоклонниками и многобожниками»15. На арабском языке это слово употребляется в значении людей, которые покинули свою религию и приняли другую. Именно так называли мекканские язычники Пророка Мухаммада и его первых последователей, так как они покинули веру их отцов.

Однако, в то же время, есть данные о том, что на самом деле слово «сабии» имеет арамейское происхождение (означает «крестить»), и применялось по отношению к конкретной религиозной группе. Поэтому, скорее всего, это слово либо перешло в арабский с сирийского, либо же так был назван Пророк по причине того, что он, так же как и сабии, которых они встречали в Сирии, говорил о единстве Божьем.

Относительно того, какую веру исповедовали сабии, мнения толкователей разошлись. Часть из них считала, что они являлись представителями синкретического верования, которое сочетало в себе элементы веры иудеев, христиан, а также зороастрийцев и других язычников. Другие считали, что сабейство не было полноценной религией, несмотря на то, что они признавали единство Бога и пели Забур (псалмы Давида). Третьи считали, что сабии поклонялись ангелам, пели Забур и совершали богослужения. Согласно мнению четвертых, сабии уверовали в миссию всех пророков Божьих, держали длительные посты и совершали молитвы, обратившись лицом в сторону Йемена. Пятые считали, что они поклонялись звездам.

В целом же, можно сказать, что сабии представляли собой отдельную религиозную группу, истоки которой восходили к древности. Это верование было распространено в Египте и Ближнем Востоке, а также, возможно, в Иране и Индии. Может быть, что древняя религия и культура Греции и Рима испытала сильное воздействие сабейства.

Позднее в верования сабиев проникли элементы различных философий, мистицизма и гностицизма. По этой причине, их верования стали носить эзотерический характер.

К началу исламской эры, в Ираке и Сирии проживали различные группы, которых считали носителями сабейских верований. Одними из них были мандеи – представители гностической секты, которую связывают с Йахйей («Иоанном Крестителем»). Эта секта сохранилась до настоящего времени.

В их верования в значительной степени проникли элементы Иудейства и Христианства. По этой причине они считаются «людьми писания». Скорее всего, именно о них упоминается в Коране, наряду с иудеями и христианами.

Были также, так называемые харранские сабии. Они сохранили элементы древнейших месопотамских верований и наук. Благодаря харранским сабиям, мусульмане познакомились с культурным наследием древних вавилонян, сумели изучить древние науки.

Сами харранские сабии утверждали, что их верования восходят к пророкам Шиту и Идрису. Однако позднее, они фактически стали язычниками. Потом в их веру проникли элементы гностицизма. По этой причине их учение тоже носило эзотерический характер.

Они считали, что к «абсолютной истине» в их учении могли приобщиться только отдельные избранные люди, которые наделялись жреческими полномочиями. Остальные же члены общины, должны были следовать за жрецами, которые фактически превратились в посредников между Богом и людьми.

Статус жречества был так высок, что им даже поклонялись и устанавливали памятники. Кроме этого, харранские сабии поклонялись и другим объектам.

В исламский период сабиев в Ираке было много. Из их среды вышел такой известный философ, как Сабит ибн Кура, который в Харране имел конфликт со своими единоверцами, а затем приехал в Багдад и основал там свою секту. Позднее многие из его приверженцев приняли Ислам. Среди принявших Ислам был также известный историк Хилал ас-Саби. После V/XI века в Харране и Багдаде сабиев уже не осталось. В настоящее время сабиями называют только общину мандеев в Южном Ираке.

По причине того, что среди сабиев были как учения близкие к иудео-христианству, так и откровенно языческие, мусульманские улемы разделились во мнениях относительно их правового статуса. Одни считали их язычниками, а другие - «людьми писания».

Например, в ханафитском мазхаба Абу Ханифа считал сабиев «людьми писания», а имамейн (Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан) язычниками. В то же время, все мусульманские правоведы были едиными во мнении, о том, что сабиев, которые поклоняются статуям или звездам, считать «людьми писания» нельзя.


^ Зулькарнайн - не Александр Македонский


Зулькарнайн - праведник, имя которого упоминается в Коране. Точно неизвестно, был ли он посланником Аллаха или нет. Сведений о нем мало. Есть предания, в которых говорится, что его настоящее имя было Искандар. По этой причине некоторые люди отождествляли его с Александром Македонским, другие с персидским царем Дарой (Дарием). Однако все эти предположения необоснованны.

Мусульманские историки Куртуби, Табари, Ибн Асир утверждали, что Зулькарнайн жил во времена пророка Ибрахима (Авраама), ездил с ним в хадж и получил его благословение. Затем он стал военачальником и выступил против варварских племен Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые творили нечестие по отношению к другим народам. Дойдя до их местности, Зулькарнайн возвел стену из камня и железа для того, чтобы отделить их от остального мира. Однако это не та стена, которую сегодня называют Великой Китайской. В далеком будущем, незадолго до дня Страшного суда Йаджудж и Маджудж должны пробить в этой стене брешь и совершить нашествие на другие страны.

Зулькарнайн завоевал большие территории в Европе и Азии и повсюду он устанавливал законы Аллаха, проповедовал веру в единого Бога. Он яростно воевал с язычниками и прекрасно относился к верующим. Он был похоронен возле Мекки. Считается, что он умер в Думат аль-Джандале (между Сирией и Мединой) и был похоронен там же на горе Тахама.


"И иудеи говорят: "Узайр (Эзра) - сын Аллаха"


«И сказали иудеи: “Узайр – сын Аллаха”. И сказали христиане: “Мессия – сын Аллаха”. Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены»16.

Этот аят часто подвергается критике иудеев. Действительно, в современном Иудаизме, в отличие от Христианства, нет понятия "Сына Божьего". Более того, многие иудеи отмечают, что, ничего такого никогда не было в иудейской традиции и истории.

Если проанализировать данные Корана в совокупности с данными не менее важного источника Ислама - Сунны, то становится ясно, история Узайра (Эзры) относится не к современности, а к истории. Об этом писали и некоторые мусульманские толкователи, например А. Маудуди. Он отмечал, что Коран нигде не говорит о том, что это было принято всеми иудеями, а лишь некоторой их частью17.

Эзра был Пророком и реформатором веры. Он сыграл большую роль в истории Израиля после возвращения евреев из вавилонского плена. В связи с этим, согласно сведениям Корана, какая-то часть евреев преувеличила роль Эзры и объявила его "сыном" Бога.

Идея сыновства Бога существует в Танахе/Ветхом Завете. Вот несколько примеров:

"…Господь сказал мне: ты - сын мой; я ныне родил тебя..."18.

"…Израиль есть сын мой, первенец мой"19.

"...Ибо Я (Бог) - отец Израилю, и Ефрем - первенец мой"20.

Но иудеи трактуют, эти строки не буквально. Этим они отличаются от Христианства, для которого идея Сына Божьего превратилась в одно из основных положений веры. Тем не менее, имеются сведения о том, что среди иудеев были секты, которые понимали эти слова буквально. Например, секта кумранитов21 чрезмерно почитала своего лидера "Учителя Праведности" и почти обожествляла его22. В числе эпитетов в его адрес встречается и "сын Бога". Иудейская традиция не сохранила эти сведения. Это стало известно только после находок рукописей кумранитов в Палестине в середине 20-го века. То же самое могло быть и с Эзрой. Поэтому отсутствие сведений об обожествлении Эзры в современной иудейской традиции не является опровержением этого аята Корана. Кроме этого, случаи грехопадения Израиля случались часто. Об этом говорит Танах/Ветхий Завет. И не удивительно, если отдельные виды этих грехопадений не вошли в писание. Именно поэтому нет ничего невозможного в том, что какая-то часть евреев, в прошлом могла назвать Эзру "сыном" Бога.


Справка: Узайр - это праведник, живший среди сынов Израиля и проповедовавший шариат Мусы. Его отец Шурайза был потомком Харуна (Аарона). О том, был ли он пророком или нет, точных сведений не имеется.

С малых лет Узайр изучал Тауру (Тору). Когда правитель Бабиля (Вавилона) Бухтуннассар (Навуходоносор) захватил Кудс (Иерусалим) он был пленен и увезен в Бабиль. Затем был освобожден и решил вернуться в Кудс. Однако когда Узайр прибыл на окрестности города, он увидел, что он разрушен так, что, по его мнению, возродить его уже будет невозможно. Тогда Аллах его умертвил и воскресил через сто лет.

Об этой истории в Коране повествуется следующим образом: «Или [не задумывался ли ты над тем] человеком, который проходил мимо селения, разрушенного до основания? Он сказал: "Как Аллах все это вернет к жизни после того, как оно умерло?" Аллах умертвил его самого на сто лет, потом воскресил и спросил: "Как долго ты пробыл [во сне]?" Ответил он: "Я проспал день или некую часть дня". Аллах сказал: "Ты пребывал во сне сто лет. Посмотри на свою еду и воду: они ведь не испортились. [А теперь] взгляни на своего осла. Мы непременно сделаем тебя знамением для других людей. Посмотри же, как Мы восстановим кости, а потом нарастим на них мясо". Когда человек увидел воочию [знамения], он сказал: "Я знаю, что Аллах властен над всем сущим"» (2: 259).

Воскресший Узайр вошел в заново отстроенный Кудс. Там он встретил одну женщину, которой рассказал о себе. Затем он помолился за нее Аллаху и она исцелилась от болезней. Затем женщина рассказала израильтянам о том, что к ним чудесным образом вернулся Узайр. Израильтяне обрадовались этому известию и пришли навестить его. В связи с тем, что по временным причинам Узайр изменился, некоторые люди старшего возраста, которые видели его раньше, не узнали его и потребовали у него доказательств того, что он и есть тот самый Узайр. Тогда в доказательство своих слов он прочитал им всю Тауру наизусть. Израильтяне были удивлены этим, так как оригинала всей Тауры, которую уничтожил Бухтуннассар, у них не сохранилось. Затем он стал призывать израильтян к вере в Аллаха, но они отвергли его. Они сказали, что та Таура, которую он им читает, является искаженной. Но у одного из израильтян каким-то образом сохранился небольшой фрагмент Тауры, которую читали до нашествия вавилонян. Он принес его, и оказалось, что содержание этого фрагмента полностью совпадало с тем, что читал наизусть Узайр. Тогда израильтяне удивились этому и сказали, что «Узайр - сын Аллаха» (Коран, 9: 30). Однако Узайр отверг эти слова и предупредил свой народ о суровом наказании от Аллаха за подобное святотатство.

После этого Узайр прожил долгое время среди своего народа и наставлял его на истинный путь. После его смерти народ Израиля впал в еще большие грехи и вызвал на себя гнев Аллаха.


^ Почему в Коране допускается битье жен мужьями?

Критики Ислама часто говорят о том, что в этой религии позволено битье жен мужьями, так как в Коране говорится: "Мужья - попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим], и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [наконец] побивайте их"23.

Однако критики не учитывают того, что семейные конфликты все же возникают. Люди по своему темпераменту тоже неодинаковые. Кто-то из мужчин обладает мягким характером и руку на жену не поднимет. Но есть и невыдержанные люди, резкие, вспыльчивые.

В Исламе учитываются все эти состояния и темпераменты. Имеется много хадисов о том, что нельзя грубо обращаться с женой. Но если в семье возник конфликт и муж в силу своего темперамента просто не может не ударить жену, то в этом случае Исламское право, не одобряя этого, позволяет нанести удар по тем местам, которые не несут жизненных функций. Например в сборниках по праву указывается, что это нужно делать по рукам или по плечам, причем удар должен быть слабым и не оставлять следов, синяков и т.д. То есть это является примером простого “выпускания пара из котла” и не более того.

Толкователь Корана Ибн Кясир24 в комментарии к этому кораническому аяту писал: «Слова "А тех жен, в верности которых вы не уверены" относятся к тем женам, которые огрызаются на своих мужей, отворачиваются от них, не уважают их, не признают их роли в семье. Аллах говорит "бейте их" после того, как ранее говорит о том, чтобы их увещевали добрым словом. Но если жены не вняли доброму обращению, то тогда вам разрешено битье. В "Сахихе" Муслима приводятся следующие слова Пророка Мухаммада: "Когда вы обращаетесь со своими женами, бойтесь Аллаха. Ведь они помощницы для вас. У вас есть права над ними, и вы имеете права потребовать, чтобы в ваш дом не ступала нога того, кого вы видеть не желаете. Если жена игнорирует это, то вы можете побить ее. Но и жена имеет права над вами. Вы обязаны обеспечивать, содержать и одевать их". Ибн Аббас25 объяснял это место в аяте как "нужно бить так, чтобы не мучить жену", а Хасан аль-Басри26 говорил, что бить нужно так, чтобы на ее теле не оставалось следов (то есть совсем слабыми, почти символическими ударами)». А ортодоксальные исламские правоведы вынесли следующее правовое предписание (фетву): "Нельзя при битье наносить увечье какому-то органу и нельзя оставлять следов на теле жены"».

Таким образом, ни Коран, ни Сунна не предписывают обязательность, желательность, или богоугодность битья жен. Это не поощряется, а в вышеуказанном аяте речь идет о женщинах преступивших моральные нормы. Но даже в том случае, вначале нужно их увещевать добрым словом, затем не делить с ними ложе и лишь затем говорится о битье, да и то с многочисленными оговорками из Сунны. То есть, это крайняя мера, которая является допустимой. Обладая таким руководством, женщины могут быть защищены от жесточайших побоев, которые могут постигать многих из них в других обществах, где формально побои могут быть запрещены, но реально ничто не может застраховать женщину от них. Наоборот, там положение осложняется тем, что вообще нет никаких предписаний, благодаря которым мужчина может просто выпустить “пар из котла”, вспомнив о дозволенности символического и формального битья.


ЧАСТЬ II


^ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ,

СВЯЗАННЫЕ С МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ


Кааба - первый Божий храм на земле


В различной востоковедческой литературе встречаются утверждения о том, что якобы Кааба изначально был языческим храмом и лишь с появлением Ислама он стал местом служения Аллаху. Обряды хаджа и умры в этих книгах также называются языческими. Однако все эти утверждения строятся лишь на предположениях авторов, так как в мусульманской традиции история Каабы восходит сначала к первому человеку Адаму. Он построил на месте Каабы строение, предназначенное для служения Богу. Это строение просуществовало до потопа, который произошел при пророке Нухе (Ное).

Затем пророк Ибрахим (Авраам) со своим сыном Исмаилом, исполнив повеление Аллаха, построили здесь дом для богослужений. Этот дом, который стал называться Каабой, был выстроен им вместе с Исмаилом. После постройки Каабы, Аллах ниспослал Ибрахиму правила совершения хаджа и они вместе со своим сыном возвели Ему следующую мольбу: «Господи наш! Прими от нас, ведь Ты, поистине - слышащий, знающий! Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе и из нашего потомства - общину, предавшуюся Тебе, и покажи нам места нашего поклонения, и обратитесь к нам, ведь Ты обращающийся, милосердный! Господи наш! И воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине великий, мудрый!» (Коран, 2: 127-129). Эта мольба была исполнена Аллахом спустя много веков в лице Мухаммада и мусульман.

Однако позднее потомки Исмаила предали забвению традицию Авраама и стали поклоняться идолам, которыми они наполнили Каабу.

В Каабе находится камень Хаджар аль-Асвад. Это черный камень яйцевидной формы длиной в тридцать сантиметров, который находится на одной из ее стен на высоте полутора метров от земли. Согласно преданию, этот камень был принесен из рая во время потопа (при Нухе) и охранялся ангелами на горе Абу Кубейс. Когда пророк Ибрахим (Авраам) приступил к строительству Каабы, он принес его туда и установил камень на нынешнем месте для того, чтобы начать вокруг него обход (таваф), который является формой поклонения Аллаху.

Во время хаджа, который включает в себя много различных ритуалов и действий, мусульмане целуют "Хаджар уль-асвад". Однако этот поцелуй является лишь ритуальным действием, а не актом поклонения. Это делается только потому, что это делал Пророк. Халиф Омар, в одном из хадисов сказал, что это всего лишь безжизненный камень и он никогда не поцеловал бы его, если бы не видел, что это делал Пророк.


^ История возникновения язычества среди арабов27


...Когда Исма'ил, сын Ибрахима, — да будет благословение Аллаха над ними! — поселился в Мекке28 и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполонили они Мекку и изгнали амаликитов29, что жили там, стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания.

К поклонению истуканам и камням их привело то, что никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (Имеется в виду Кааба) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они ни селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили вокруг Каабы, желая снискать этим ее милость и из-за привязанности и любви к Святилищу. А еще они почитали Каабу и Мекку и совершали хаджж и 'умру30, следуя обычаю Ибрахима и Исма'ила, да будет мир над ними!

Потом это привело их к тому, что они стали поклоняться тому, что полюбили, и забыли то, чего придерживались, и переменили веру Ибрахима и Исма'ила на другую. Они начали поклоняться истуканам и обратились к тому, чему следовали народы до них. Они вернули себе тех идолов, которым поклонялся народ Нуха (Библейский Ной), да будет мир над ним, следуя воспоминаниям, сохранившимся среди них. Но у них все же осталась память о заветах Ибрахима и Исма'ила, которые они исполняли: почитание Дома (Имеется в виду Кааба), обход вокруг него, хаджж и 'умра, стояние на горе 'Арафа и в Муздалифе31, принесение в жертву верблюдиц и громкие обращения [к Богу] во время хаджжа и 'умры, — хотя они и внесли в это то, чего в нем не было [раньше].

Низариты32 говорили всякий раз, когда взывали к Богу:^ Вот мы перед тобой, о Боже! Вот мы перед тобой!Вот мы перед тобой! Нет тебе сотоварища! Кроме сотоварища, который у тебя!

Ты владеешь и им, и тем, чем владеет он!

^ Этим обращением они признают его единственным [Богом] и ставят рядом с ним свои божества, отдавая власть над ними в его руки. Аллах, велик он и славен, говорил своему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединить к Нему сотоварищей!” (Коран XII, 106.), то есть не считают они меня единственным, зная истину обо мне, но ставят рядом со мной сотоварища из созданных мною.

А обращение аккитов33 было таким: когда они отправлялись в паломничество, то ставили впереди себя двух своих черных рабов, и те шли перед их шествием и говорили: Мы — вороны аккитов!

А аккиты говорили вслед за ними: А рабииты34, когда совершали паломничество, исполняли обряды и останавливались в [определенных] местах, уходили в первый день нафра и не оставались до конца ташрика35.Аккиты покорные идут к тебе! Рабы твои йеменские!

Чтобы совершить паломничество еще раз.

/8/ ^ Первым, кто переменил веру Исма'ила, да, будет над ним мир, установил истуканов, освободил са'ибу от работы, ввел обычай с василой, резал ухо бахире и объявлял верблюдиц заповедными36, был 'Амр, сын Раби'а, которого звали Лухайй ибн Хариса ибн 'Амр ибн 'Амир ал-Азди, а он — прародитель племени хуза'а37. Матерью 'Амра ибн Лухаййа была Фухайра бинт 'Амр ибн ал-Харис, а говорят — Кам'а бинт Мудад ал-Джурхуми.

Этот ал-Харис ведал всем, что связано с Каабой. Когда 'Амр ибн Лухайй возмужал, он стал оспаривать у [ал-Хариса] попечение над ней и сразился с джурхумитами38 с помощью потомков Исма'ила. И он одолел их, удалил от Каабы, изгнал их иэ мекканских земель и стал хранителем Дома после них.

Потом он тяжело заболел, и ему сказали: “В ал-Балка'39, в Сирии, есть горячий источник; если ты отправишься туда — исцелишься”. И он пришел туда, искупался в [источнике] и выздоровел. Он увидел, что жители этого места поклоняются идолам и спросил;

“Что это?” Они ответили: “Мы испрашиваем через них дождя и помощи против врага”. Тогда он попросил их, чтобы они дали ему каких-нибудь из них, и они дали. Он привез их в Мекку и поставил вокруг Каабы.

/9/ Сказал Абу-л-Мунзир Хишам ибн Мухаммад: рассказал ад-Калби (Мухаммад ибн ас-Са'иб ал-Калби, отец Хишама) со слов Абу Салиха40, передававшего слова Ибн 'Аббаса41, что Исаф, мужчина из племени джурхум, которого звали Исаф ибн Йа'ла, и На'ила, дочь Зайда из племени джурхум, которую он полюбил в Йемене, пришли совершить паломничество. Они вошли в Каабу, увидели, что люди не обращают на них внимания и что Дом почти пуст, и он совершил с ней блуд в Доме, и оба они были обращены в камень. Наутро пришли [люди], нашли их окаменелыми, вынесли их и поставили на [определенные им] места. И поклонялись им племена xyзa'a и курайш42 и те арабы, что потом совершали паломничество к Дому.

Первым, кто из потомков Исма'ила и других людей принял этих идолов и дал им имена согласно воспоминаниям, оставшимся у них, когда они отошли от веры Исма'ила, было племя хузайл ибн мудрика43.


^ Обычай обхода камней в иудеохристианской традиции44


В данной статье я постараюсь объяснить, что представляет собой древнееврейский культ камня, который они унаследовали от Авраама, великого прародителя, и доказать, что этот камень-культ был установлен в Мекке этим патриархом и его сыном Измаилом; на земле Ханаана - Исааком и Иаковом, а в Моабе и других местах - другими потомками Авраама.

Само собой разумеется, что под термином "камень-культ" я не подразумеваю поклонения камню, которое является идолопоклонничеством. Под этим термином следует понимать поклонение Богу у специально установленного для этого камня. В древнейшие времена, когда предки современных семитов вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством они не строили специальных домов (храмов) для поклонения Богу. В этих целях было принято устанавливать особый камень, вокруг которого они совершали Хадж, т. е., обходили этот камень 7 раз. Хадж и сегодня является обязательным религиозным обрядом в Исламе. Слово "Хадж" идентичен по своему значению и этимологии такому же слову в еврейском и других семитских языках. Еврейский глагол "Хагаг", такой же, как арабский глагол "Хаджадж". Закон Моисея использует то же самое слово "Hagag" или "Haghagh" в значении совершения торжественных (фестивальных) обрядов. Это слово означает обход вокруг здания, алтаря или камня размеренными шагами с целью совершения какого-либо обряда с весельем и пением. На Востоке христиане практикуют так называемое "Хигга", в свои торжественные дни или на свадьбах.

Временно находясь на каком-либо месте, Авраам и его потомки часто строили там алтари для поклонения и жертвоприношения Богу по определенным случаям. Однажды по пути в "Падан-Арам" Иаков увидел во сне чудесную лестницу. Проснувшись, он положил на этом месте камень, полил его маслом и назвал его "Вефилем", т. е. "Домом Божьим"; а спустя двадцать лет он еще раз посетил этот камень, который опять полил маслом и чистым вином, как это описывается в книге Бытие (28: 10-22) и Бытие, 25. Иаков и его тесть воздвигли монумент, установив его на куче камней. Иаков назвал его по-еврейски - Галаадом, а Лаван - Иегар Сагдуфой, что на арамейском языке означает "куча свидетелей". Установленный камень назвали "Мицпой"45 (по-арабски "Мисфа").

Позже Мицпа (Мисфа) стала важнейшим культа и празднеств израильского народа. Тут Иеффай - иудейский герой - дал обет перед Господом; и победив аммонитян, он должен был вознести свою единственную дочку на всесожжение46. Именно в Мисфе (Массифе) четыреста тысяч человек, обнаживших свои мечи поклялись перед Богом искоренить Вениаминово колено за отвратительное преступление47. В Мисфе (Массифе) пророк Самуил призвал всех людей поклоняться Богу, удалив из своей среды Ваалов и Астарт48. Здесь, в Массифе, на собрании израильского народа был назначен царем Саул49. Короче говоря, все важные для израильского народа вопросы решались в Мисфе (Массифе). Предполагается, что эти святыни устанавливались на холмах или возвышенностях и часто назывались "Рамос", что означает "возвышение".

Даже после построения великолепного храма Соломона, Мисфы (Массифы) все-таки сохранили свою значимость. Однако, подобно Каабе в Мекке, Мисфы позднее наполнялись идолами и образами. После разрушения Иерусалима и Храма халдеями, Мисфа все же сохранила свой священный характер вплоть до периода Маккавевеев, когда царствовал Антиох Эпифан.

Камень являлся наилучшим материалом, вокруг которого совершались религиозные службы и обряды. Как было отмечено, у этих камней великие пророки давали обеты своему Творцу и ими получались там откровения от Него. Следовательно, существовал священный монумент, увековечивающий священный характер религиозных событий. Никакой другой материал не может превосходить камень, избранный для этой цели. Не только прочность и твердость камня делают его пригодным для этого. Дешевизна и простота материала предохраняют его от любого проявления людской алчности, воровства или уничтожения.

Как известно, Моисеев Закон запрещает рубить или гравировать алтарные камни. Камень должен оставаться абсолютно первозданным; на нем не допускались ни надписи, ни образы, ни гравирование. В противном случае это могло привести к его обожествлению со стороны простых людей. Золото, железо, серебро или другие материалы не могли соответствовать всем тем качествам, которыми обладает простой камень. Итак, наиболее чистым, прочным, подходящим материалом для изготовления религиозных монументов является именно камень.

Следует также напомнить, что священным является не только сам камень, но и само место и окрестности, на котором он устанавливался. Именно поэтому исламский Хадж исполняется вокруг здания, где установлен священный камень. Известен факт из истории, когда еретики-карматы напали на Мекку и украли священный камень, чтобы отвести паломников от этой местности. Однако им этого не удалось сделать, так как мусульмане почитали священным само место, где он был установлен. В конце концов, через двадцать лет, они вынуждены были возвратить его на свое место. Если бы он был золотым или из другого материала, то он не простоял бы там на протяжении тысячелетий. И если бы на нем было что-либо выгравировано или нарисовано, то он был бы уничтожен пророком Мухаммадом.


^ Проблема рабства в Исламе


В исламской традиции рабов называли мамлюками. Они являлись чьей-то собственностью. Эти люди стояли ниже других по своему социальному и экономическому статусу. Синонимами слова «мамлюк» являются абд, кинн, ракаба, васив,  мульк аль-йамин.

История рабства уходит корнями в глубокую древность. В различных обществах древнего мира рабы были абсолютно бесправными людьми, не защищенными никакими правовыми актами. Рабство воспринималось как естественное состояние многих людей и об их свободе не могло быть речи. В некоторых обществах свободу могли обрести только те рабы, которым были причинены какие-то физические увечья. Об этом есть упоминание в Ветхом Завете.

Рабство было распространено и в доисламской Аравии, хотя его истоки неизвестны. Там рабами в основном были чернокожие африканцы, хотя среди них были и люди из других регионов. Аравийское рабство, по сути, почти не отличалось от римского или греческого. Рабами становились либо военнопленные, либо же малоимущие люди, которые к тому же продавали своих детей в рабство.

К моменту начала Боговдохновенных проповедей пророка Мухаммада рабство было распространено почти во всем мире. Более того, мировоззрение древнего мира, социальные отношения, военная сфера, экономика и другие институты были неразрывно связаны с институтом рабства. Именно поэтому полная и окончательная его отмена была в то время невозможной. Однако, несмотря на это, исламская религия никогда не поощряла рабство и, по мере возможности, всегда стремилась к установлению свободы для всех людей. Исламское право ограничило возможность приобретения новых рабов. Отныне рабами становились только военнопленные, добытые на поле боя. Но и здесь разрешалось по возможности избегать обращения людей в рабство. В частности можно было обменять пленных на своих мусульман, также пребывающих в плену у неприятеля, либо же освободить их после получения за них выкупа. Безвозмездное же освобождение этих людей было невозможным, так как в этом случае ущемлялись права тех мусульманских бойцов, которые, жертвуя своими жизнями на фронтах, захватывали неприятеля в плен.

Если попытки получения выкупа или обмена военнопленными по каким-то причинам оказывались невозможными, то проблема пленных должна была решиться двумя путями: либо они должны были быть убиты, либо же их нужно было продать в рабство. Но рабство в большинстве случаев лучше смерти, так как человек продолжает жить и имеет надежду, в дальнейшем, обрести свободу и заново построить свою жизнь. В особенности это касается молодых людей, из которых состояла большая часть военнопленных.

По этим причинам Ислам не отменил полностью рабства, сохраняя этим самым жизни и надежды этих людей. Но, вместе с этим, исламская религия не обязывает мусульман продавать военнопленных в рабство, а лишь допускает это.

Полная и окончательная отмена рабства в древности была невозможна еще и по той причине, что тогда шли тотальные войны. Множество мусульман попадало в плен и становилось рабами у неприятелей. Для создания паритета необходимы были такие же ответные действия.

Несмотря на то, что рабы были собственностью своих хозяев, тем не менее, исламское право рассматривало их в качестве людей и определяло им определенные права. Согласно положениям религии, хозяева обязаны были хорошо относиться к своим рабам и быть гуманными с ними50. Кроме этого, освобождение раба являлось богоугодным делом. В исламском праве часто предписывается освободить раба в качестве откупа за совершенный грех.

Рабы имели право на исповедание своей религии. Мусульманами они могли становиться только по своей воле. Их насильственное обращение в Ислам запрещалось. Религиозные обязанности раба, принявшего Ислам, были точно такими же, как у свободных людей. Однако в связи с социальным положением и правовыми ограничениями, они освобождались от выплаты обязательного налога закят и от паломничества в Мекку (хадж).

Рабы считались вещью и могли быть проданы и обменяны. Но это запрещалось по отношению к рабыне, у которой родились дети. Рабов также можно было арендовать. Они не имели право иметь свое имущество. Поэтому все заработанное ими отдавалось их хозяину. Но раб мог договориться с хозяином о том, чтобы заработать определенную сумму денег необходимую для того, чтобы получить от него свободу.

Рабы и рабыни могли также вступать в брачные отношения между собой, но только с согласия их хозяина. Рожденные от этих браков дети считались свободными людьми и рабами не являлись. Хозяин же имел право жить со своей рабыней без заключения брака. Их дети также были свободны. Наложница, которая рожала от своего хозяина ребенка, называлась «умм аль-валяд». После этого ее нельзя было продавать или кому-либо дарить. После смерти своего хозяина она становилась свободной, хотя не имела право наследовать его имущество. Зато правом наследования обладали ее дети, которые также становились свободным.

Если в плен захватывались муж с женой, то в рабстве они также оставались супругами, и разъединять их запрещалось. Однако если в плен попадала только жена, то ее прежний брак автоматически оказывался расторгнутым.


^ Рабство в Библии51


.Система рабовладения была распространена во всем древнем мире. Первоначально в рабство обращали военнопленных,  а затем появились и рабы-соплеменники. Наиболее жестокую и унизительную форму рабство приняло в античном мире, где этот институт получил идейное обоснование. Так, Аристотель считал, что раб есть "существо, в силу своей природы подвластное" (Политика, 1, 1,4). В обществах Древнего Востока рабство носило более мягкий характер.  Традиционное представление о сотнях рабов, создававших пирамиды и башни, является ошибочным: их строили свободные люди, получавшие жалованье и хорошо обеспеченные пищей. Рабы на Востоке употреблялись гл. обр. в домашнем хозяйстве.

В ветхозаветную эпоху Израиль усвоил принципы рабовладения, свойственные окружающим народам. Однако различие между рабом и слугой было нечетким (оба обозначались одним словом: эвед, работник, и это слово не имело уничижительного оттенка). Раб нередко рассматривался как домочадец, имеющий право на наследство (Быт 15:3). Пятикнижие вводит ряд послаблений и ограничений в рабовладельческую систему. Раб-соплеменник должен был быть освобожден на 7-й год (вместе с семьей); освобождался и тот раб, кому хозяин нанес повреждение; убийство раба влекло за собой наказание (Исх. 21:2,20,26). Несоблюдение этих правил вызывало гневное осуждение пророков (см. Иер. 34:8 сл.).

Новый Завет не призывал к формальной отмене института рабства, а преодолевал его, уничтожая идейные основы рабовладения. Во Христе, провозглашает апостол Павел, "нет раба, ни свободного" (Гал 3:28). Раб — "брат", а не "говорящее орудие", как часто называли его в древности (см. Флм 1:16).

Следует отметить, что библ. выражение "раб Божий" имело возвышенный смысл, означая того, кто служит Божественной воле. В этом смысле Сам Мессия именовался "Рабом" (см. ст.  Служителя Господня гимны). Однако Новый Завет отклоняет наименование  "раб"  для верных,  когда речь шла о рабе как невольнике, "Я уже не называю вас рабами, — говорит Иисус, — ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..." (Ин 15:15).

В истории первым прямым выступлением христиан против института рабовладения отмечена деятельность американских аболиционистов 19 в. Хотя не все конфессиональные общины поддерживали идею освобождения негров, мн. богословы и группы верующих клеймили рабство, ссылаясь на Библию. Среди них Л. Харрисон, Л. Бичер, Т. Уэлд, Дж. Бирни, автор книги "Библия против рабства" (1837). Результатом их  борьбы явилась война между Севером и Югом и крушение рабовладельческой системы в США.


^ Упоминания о рабстве в Новом Завете:

- "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по его воле, бит будет много" (Лк., 12:47).

- "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя божье и учение" (1 Тим., 6:1).

- "Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь бога" (к Фил., 4:22).

- "Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым, но и суровым" (1 Пет., 2:18).

- "Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" (к Еф., 6:5).


Вероотступничество в Исламе52


В Шариате есть категории степени провинности человека. Наибольшую угрозу для общества составляют тяжкие преступления. Это такие преступления как прелюбодеяние, преднамеренное убийство, воровство и т.д. К этой же категории относится и вероотступничество. Тут дело в том, что вероотступничество автоматически означает отход человека от строжайшего единобожия и возвращение его к ложным воззрениям. Если этот процесс станет массовым, то это грозит опасностью для общества, государства, морали и народа.

Высшей мерой наказания для тяжких преступлений может быть смерть. Однако этот приговор может быть вынесен в большинстве случаев лишь гипотетически и только в теории. Дело в том, что для доказательства виновности необходим целый ряд условий. Так, для доказательства акта прелюбодеяния необходимо свидетельство нескольких мусульман, которые своими глазами видели это. Но совершение прелюбодеяния при таком количестве народа встречается крайне редко, а, следовательно, этот закон в большинстве случаев остается только в теории. Да и поднять дело по этой статье крайне сложно.

В классическом исламском праве точно также дело обстоит и с вероотступничеством. Тут человек проходит несколько этапов, которые могут длиться годы. Вначале, на заявившего о своем вероотступлении не обращают внимания. Но если этот человек упорствует и начинает делать громогласные заявления на эту тему, его увещевают. И только в самом конце он привлекается к ответственности за нарушение Закона Божьего. Но и тогда его длительное время увещевают. Просят о том, чтобы он отменил свое решение и покаялся, но если он и там упорствует, то выносится смертный приговор. Если этот человек хотя бы за минуту до приведения приговора в исполнение раскается и отменит свое решение, его сразу же отпускают на свободу. Кроме того, вероотступник может быть казнен только в исламском государстве, на основании распоряжения главы исполнительной власти или его заместителей. Тот, кто убил вероотступника без их распоряжения, тот должен быть наказан. Таким образом, приведение приговора в исполнение с такими условиями весьма затруднительно.

В основном эти законы действуют и приводятся в исполнение, когда различные преступления принимают серьезный оборот. Так, смертный приговор в отношении прелюбодеев может найти применение в исламском государстве в том случае, если распутство людей принимает массовый характер. Точно также смерть за вероотступничество может быть применена в том случае, если отступничество принимает антигосударственную направленность и расшатывает устои общества. Классическим примером этого является деятельность вероотступников в раннем мусульманском обществе после смерти Мухаммада. Вероотступнические движения, которые принимали разнообразные формы, реально грозили расколом молодого мусульманского государства. В создавшихся критических условиях первый халиф Абу Бакр принимал самые решительные меры против вероотступников и начал с ними войну. Другим примером, в более новой истории, можно привести события в Иране в середине 19 века, когда вероотступники-бабиды начали вооруженное восстание в Иране, чуть было не расколовшее страну на части. В стране началась кровавая гражданская война. После подавления этого восстания многие бабиды были казнены по этой статье.

***

Что же касается нашего времени, то, возможно, в пункт о казни вероотступников необходимо ввести коррективы. В первую очередь необходимо отметить, что смертной казни за вероотступничество нет в Коране. В то же время, есть несколько хадисов о том, что Пророк велел казнить вероотступников. И не является это противоречием с Кораном. Дело в том, что в условиях войн, противостояния цивилизаций вероотступничество - это военное предательство, которое должно быть судимо по законам военного времени. И Моисей велел казнить вероотступников и многие другие пророки. Халиф Абу Бакр шел войной на вероотступников, но он защищал интересы государства, которое вероотступники хотели разрушить. Но все это было в древней истории.

Вопрос в данный момент стоит о том, можно ли в наше время этот закон применить или нет? Да, средневековые муджтахиды вывели закон о казни за это на основании тех хадисов и истории халифа Абу Бакра (а не Корана). Это было совершенно правильно в то время. Ведь шли войны с европейскими странами, осуществлялись крестовые походы. В те времена войны были религиозными и поэтому массовое вероотступничество могло привести к военному поражению мусульманских стран.

Но можно ли применять этот закон сегодня, когда мир уже изменился и не существует многого из средневековых реалий? Мое мнение заключается в том, что действие этого закона в настоящее время должно быть приостановлено, так как средневековых религиозных войн сегодня нет, а идут объективные процессы глобализации. То есть мусульманским правоведам нужно подумать о временной приостановке действия этого закона для нынешних реалий, когда совершенно очевидно, что это не приводит ни к чему хорошему. Да и применить этот закон почти никогда невозможно.

Вот, например, недавно информационные агентства передали новость об осуждении в Афганистане одного человека на смерть за вероотступничество. Но чего они добились этим решением? Казнить этого человека они все равно не смогли. Мир этого сейчас не допустит. А раз так, то зачем вообще заявлять об этом? А недоброжелатели используют этот факт для очередной антиисламской компании. То есть казнить реально никто за это не может, а вот шуму делают много и в конечном итоге все оборачивается против мусульман.


^ Почему у пророка Мухаммада было несколько жен?


Как известно, пророк Мухаммад 15 лет жил только с одной женой Хадиджей и не брал себе других жен. Однако после ее смерти положение изменилось. Он стал не только проповедником религии, но и крупным политическим деятелем. Для консолидации разрозненных арабских племен и установления единого мусульманского государства необходимо было предпринимать различные шаги. В том числе, это достигалось посредством браков, значение которых в древних обществах было велико.

Близкий друг Пророка - Абу Бакр был влиятельнейшим и почетным человеком в среде арабов. Он немало сделал для укрепления ранней мусульманской общины и, по этой причине, брак его дочери Аиши с Пророком был выгоден, как для него, так и для Пророка, а также для всех мусульман. Ведь, как показали дальнейшие события, именно Абу Бакр укрепил положение молодого мусульманского государства после смерти Пророка.

Политические цели имел и брак Пророка Мухаммада с Хафсой, дочерью Омара ибн Хаттаба, который также был одним из лидеров мусульманской общины. Этот брак помог еще больше укрепить мусульманское государство и личную дружбу Мухаммада с Омаром. Другой женой Пророка Мухаммада была Рамла - дочь его врага, лидера мекканских язычников Абу Суфьяна. Он тоже был влиятельным человеком, игнорировать которого было нельзя. В конечном итоге, после победы Мухаммада, Абу Суфьян стал его приближенным и сделал много полезного для объединения арабов.




страница1/19
Дата конвертации24.10.2013
Размер5.25 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы