Преобразования петра I в области культуры icon

Преобразования петра I в области культуры



Смотрите также:
Глава

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

(первая четверть XVIII века)

Направленные на модернизацию и европеизацию общества, радикальные реформы Петра 1 были исторически обусловлены и, вместе с тем, насильственны. Эта "революция сверху", активизировавшая внутренние резервы феодализма, коснулась и культуры. Ряд факторов, проявившихся еще в предшествовавшем столетии, определил особенности историко-культурного процесса России в начале XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры и более быстрое развитие рационализма: утверждение нового взгляда на человеческую личность и тенденция демократизации культуры, связанная с расширением круга производителей и потребителей культурных ценностей; преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития. Относительно быстрые темпы перехода от средневековья к новому времени в России предопределили своеобразную "спрессованность" культурного процесса, которая породила несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, параллельное существование нескольких стилевых направлений в художественной культуре (которые в Европе хронологически сменяли друг друга) и т.п. Несмотря на коренные преобразования, русская культура нового времени демонстрирует преемственность лучших национальных традиций.

Образование и наука

Оформление абсолютизма с его огромным чиновничьим аппаратом, создание регулярной армии и флота, бурный рост ряда отраслей промышленности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только новая, светская школа. Из-за отсутствия специальных учебных заведений в России по указу Петра уже в конце XVII в. дворянскую молодежь посылали для обучения "навигационным наукам, живописному искусству, экипажеству, механике, инженерству, артиллерии" в западноевропейские страны.

Начало системе светского образования положило открытие в 1701 г. "Школы математицких и навигацких наук" и Пушкарской (артиллерийской) школы в Москве. За короткое время начали работать еще несколько профессиональных школ: инженерная, медицинская, горные, на базе некоторых впоследствии образовались высшие учебные заведения. В 1714 г. более чем в 40 провинциальных городах были открыты приближающиеся по типу к начальной общеобразовательной школе "цифирные" школы, в которых царский указ предписывал "поголовно" учиться "всем дворянским и подьячим детям" и без получения свидетельства об окончании этих школ "жениться их не допускать". Однако уже в 20-е годы эти учебные заведения практически прекратили существование, так как дворянские дети были освобождены от обучения в них, дети духовенства переведены в епархиальные, а солдатские — в гарнизонные и солдатские школы. В городах сохранялись старые формы обучения (школы грамоты), в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных крестьян в эти школы не принимались.

Новая школа во многом сохранила черты средневекового учебного заведения: классно-урочная система еще не утвердилась, обучение было индивидуальным; прием учеников не был одновременным, их возраст колебался от 7 до 20 лет; учебный день составлял 6 часов, главным методом обучения была зубрежка: жестокие наказания являлись обязательной составляющей обучения. Учителями в профессиональных и цифирных школах обычно работали иностранцы на русской службе, специалисты-практики и выпускники этих школ. Специальных учебных заведений для подготовки учителей еще не существовало.

Практические потребности Российского государства (поиски полезных ископаемых, освоение новых территорий и т.п.) порождали интерес к наукам, преимущественно естественным. Частные и правительственные экспедиции исследовали новые территории, собирали коллекции по минералогии, ботанике, биологии, материалы по этнографии и для составления географических карт (первое этнографическое и географическое описание Камчатки составлено В. Атласовым в 1697— 1699 гг.: в 1720 г. опубликована первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Саймонова и К. Вердена: первая правительственная научная экспедиция под руководством Д. Мессершмидта в 1720-е годы обследовала Сибирь и т.п.).

Имея очень мало досуга, Петр 1, однако, интересовался русской историей, которой придавал большое значение для народного образования. Известно, что царь лично хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. По его заданию собирались материалы по отечественной истории и написаны первые исторические сочинения, отразившие бурные события современности ("Журнал или поденная записка Петра Великого с 1698 года даже до заключения Ништадского мира", "Рассуждения о причинах Северной войны" П. Шафирова). Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в ее системе находились университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских академий, существовавших на средства от издательской и другой коммерческой деятельности, Петербургская академия наук имела твердый государственный бюджет.

Книжное дело и печать

Распространению научных знаний и образованию способствовало развитие типографского дела в Москве и Петербурге. Широко издавались учебники, иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами, учебники ("Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, "Арифметика" Л. Магницкого и др.), словари, различные специальные руководства. Введение нового, более простого шрифта (1710 г.), привело к разделению сферы светской и церковной книжности (где сохранялся старый шрифт) и способствовало распространению грамотности.

В конце 1702 г. начала выходить первая печатная газета "Ведомости"1, в которой публиковались внутренняя и иностранная хроники, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. За время своего существования газета выходила под разными -названиями: "Ведомости московские", "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах" и др.

Надо сказать, что периодика петровской эпохи имела предшественников. С начала XVII в. в Посольском приказе для царя и придворных составлялись рукописные информационные столбцы "Вестовые письма", "Вести-Куранты", "Куранты", "Ведомости". В последней трети века такие рукописные "газеты" выпускали более или менее регулярно в нескольких экземплярах. Их содержание составляли, главным образом, международная политика, сообщения о торговых делах и необычайных событиях (например, о том, что в голландской земле рыбаки в море видели какое-то чудовище: голова человеческая, "туловище что у рака", хвост и ноги широкие, плавало оно "что собака" и т.п.). Таким образом, петровские ведомости не являлись изобретением царя, его заслуга состоит в том, что рукописные столбцы, предназначенные для немногих, были превращены в печатные издания для всеобщего чтения.

Правительство активно использовало книжное дело и печать для пропаганды проводимых реформ. В то же время, обеспокоенное появлением произведений, в которых преобразования осуждались, оно в 1721 г. учредило официальную цензуру в лице Синода.

Общественно-политическая мысль и публицистика

Изменения в общественном сознании, связанные с петровскими реформами, способствовали постановке и обсуждению ряда важных вопросов, ведущее место среди которых занимала проблема идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные принципы его были разработаны соратником Петра 1 Феофаном Прокоповичем (1661 — 1736 гг.), европейски образованным писателем-публицистом, церковным и общественным деятелем ("Правда воли монаршей", "Духовный регламент"). Идеи Прокоповича явились теоретическим обобщением законодательной и практической деятельности Петра, который внес свою лепту в оформление идеологии абсолютизма. В предисловиях и комментариях к многочисленным указам царь отстаивал свой идеал регулируемого хорошими законами рационального и справедливого государства (на практике оказавшегося полицейским). Яркими выразителями идеологии абсолютизма были государственные деятели и ученые, объединившиеся в кружке ф. Прокоповича — "Ученой дружине Петра" (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, А.Ю. Трубецкой).

Еще один соратник Петра 1 — Ф.С. Салтыков (?—1715 гг.), в своих записках ("Пропозиции", "Изъявления, прибыточные государству") обращавшийся к вопросу о путях превращения России в могущественную державу, отстаивал просветительские идеи. Он утверждал, что наряду с развитием промышленности и торговли для процветания России необходимо распространение образования и предлагал учредить в каждой губернии по одной-две академии с двумя тысячами учащихся в каждой. Мысль о необходимости просвещения все больше проникала в общественное сознание, высказывалось мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян (И.Т. Посошков, В.Н. Татищев). Идеолог купечества И.Т. Посошков, считавший абсолютную монархию идеальным государственным строем, выдвинул оригинальные экономические идеи, присущие развитому меркантилизму ("Книга о скудости и богатстве", 1724 г.).

В целом в общественном сознании произошли значительные изменения в связи с новым пониманием человеческой личности, ценность которой определялась пользой, приносимой отечеству. В значительной мере это было связано с ликвидацией монополии церкви в духовной жизни общества.

Литература

В литературе первой четверти века при сохранении старых форм происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанра "гистории" — повести. Большой популярностью пользовалась "Гистория о российском матросе Василии Кариотском", сюжет которой (похождения сына, покинувшего отчий дом) напоминает повести XVII в., но в ней отразились жизнь и идеи новой эпохи. В отличие от блудного сына XVII столетия, судьбу героя петровского времени определяет не провидение, а его личные качества.

Это огромное достижение новой культуры, свидетельствующее об освобождении от оков религиозного сознания. Победа личностного начала и чисто светские сюжеты присущи и другим повестям этого времени ("Гистория о храбром российском кавалере Александре", "Гистория о некоем шляхетском сыне"). Эти не совершенные в художественном отношении повести позволяют много узнать о людях нового времени. Как правило, герои "петровских повестей" — молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Для русских людей нового времени естественно представление о России, как о европейской стране.

Искусство

Впервые русское искусство приобрело отчетливо светский характер и развивалось в русле европейского искусства нового времени. В архитектуре это потребовало новых форм, художественного языка и конструктивной системы. Важнейшим атрибутом архитектуры того времени стал ордер2. Отточенная система ордера дала возможность русской архитектуре приобщиться к одному из совершеннейших созданий мировой культуры.

Принципы архитектуры нового времени наиболее полно воплотились в строительстве новой столицы России — Петербурга. В отличие от большинства русских средневековых городов, имевших радиально-кольцевую планировку и являвшихся результатом многовекового развития, в Петербурге воплотился идеал рационально спланированного ансамбля. Строительство Петербурга потребовало колоссальных затрат, часто в ущерб другим городам. Так, в 1714 г. петровским указом было запрещено каменное строительство повсюду, за исключением новой столицы. Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца. "Именитые" (помещики и богатые купцы) обязаны были строить двухэтажные каменные типовые здания; "подлые" и "зажиточные" — маленькие или мазанковые дома (деревянные каркасы с забутовкой из глины и щебня).

Первые монументальные постройки Петербурга были возведены в основном приглашенными иностранными зодчими — Д. Трезини (Петропавловский собор и Петровские ворота Петропавловской крепости: здание Двенадцати коллегий (при участии М.Г. Земцова); Летний дворец Петра в Летнем саду (совместно с А. Шлютером)); Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель (Меньшиков дворец на Васильевском острове). С именами Д. Трезини, Д. Шлютера (сдержанная ветвь) и М.Г. Земцова (более нарядный вариант) связано барочное направление3 в русской архитектуре начала XVIII в.

В петровское время произошли изменения и в застройке Москвы, где также возводились здания, отвечавшие новым вкусам. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения: Большой Каменный мост через Москву-реку; ткацкая мануфактура, Суконный двор в Кадашах; здание Арсенала в Кремле (Д. Иванов, Хр. Конрад, М. Чоглоков); Лефортовский дворец (Д. В. Аксамитов): церковь Архангела Гавриила (что на Чистом пруду), так называемая Меньшикова башня(И.П. Зарудный) и др.

Русской архитектуре начала XVIII в. в сравнении с предыдущими и последующими периодами были присущи простота и деловитость; обычно четкие, сдержанные объемы; членение фасадов лопатками или пилястрами, не дающими контрастных теней: декоративная скульптура, отражающая назначение зданий.

Приобщение к опыту мировой культуры в наиболее сжатые сроки произошло в живописи. О решительном переходе к новому искусству свидетельствует утверждение новых жанров и техники. Постепенно ведущее место заняли картины на светские сюжеты, выполненные маслом. Обратную перспективу сменила прямая, в художественный обиход вошло изображение человеческого тела с учетом анатомии. Светское искусство петровского времени представлено монументальной росписью (панно, плафоны), различными видами станковых произведений и миниатюрой. Наибольших успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях (камерный и парадный; в рост и погрудный; парный и двойной). Обращает на себя внимание большое число парадных портретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников. Очевидна социальная функция парадного портрета. Он не просто прославлял Петра 1 и близких ему лиц, но и способствовал утверждению идеологии абсолютизма, утверждал сословное самосознание дворянства. Но главное направление искусства портрета в России изначально было связано с новым пониманием человека как личности, со стремлением художника проникнуть в его внутренний мир, что нашло отражение в камерном портрете.

Становление русского портрета в значительной мере связано с именем И.Н. Никитина (сер. 1680-х — не ранее 1742 г.). Начав образование в живописной мастерской Оружейной палаты, художник уже в первых работах, уходя от парсунсной традиции, пытался передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю жизнь портретируемых (портреты племянницы Петра 1 Прасковьи Иоанновны, 1714 г., ГРМ; царевны Натальи Алексеевны, ок. 1716 г., ГТГ). Освоение тонкостей европейской техники во время обучения в Италии (1716—1719 гг.) помогло художнику окончательно освободиться от старых художественных приемов. Убедительны и психологичны лучшие работы Никитина (портреты канцлера Г.И. Головкина, 20-е гг., ГТГ; "Напольный гетман", "Петр I на смертном ложе", 1725г.,оба — ГРМ).

Новые явления в быту и общественной жизни

Идеологи петровского времени искренне верили в полицейское всемогущество государства. Петровские указы, не ограничиваясь сферой политики и экономики, вторгались в общественную, частную и даже интимную жизнь. Указы учили подданных правилам рационального хозяйствования, предписывали покрой одежды, определяли даже судьбу растительности на лице. Безоговорочное право не брить бороду было сохранено лишь за духовенством. Купцам и крестьянам, не желавшим расставаться с нею, приходилось платить особый налог и носить медный "бородовой знак", изображающий усы и бороду и снабженный надписью "Деньги взяты". Регламентировалась духовная жизнь населения (специальный указ определял размер штрафов для уклонявшихся от посещения церкви) и досуг — вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками и иллюминацией). Вместе с тем, получили распространение правила хорошего тона. Специально для дворян была издана книга о правилах поведения молодого человека "Юности честное зерцало", советовавшая в частности: "в сапогах не танцевать... в платок громко не сморкаться, пальцем носа не чистить... пальцев не облизывать, • голову над пищей не чесать, не чавкать" и т.п. Среди петровских нововведений было введение юлианского летоисчисления4 (с января 1700 г.), организация регулярного почтового сообщения.

Если театральные представления, организованные в XVII столетии при дворе Алексея Михайловича, были рассчитаны только на придворных, то первые публичные представления состоялись лишь в начале XVIII в, в Москве, в так называемой "Комедийной храмине"— в здании, возведенном по приказу Петра 1 в 1702 — 1703 rr. На Красной площади у Никольской башни Кремля. Это было достаточно большое здание, одновременно вмещавшее около пятисот человек. Кроме этого, в Немецкой слободе, в доме сподвижника Петра, адмирала на русской службе швейцарца Ф.Я. Лефорта, также происходили публичные театральные представления. Эти "храмины" имели "театрум" и "хоры", а места для зрителей делились на четыре разряда по стоимости билетов. Входные билеты, называвшиеся тогда ярлыками, печатались на очень плотной бумаге и продавались здесь же при театре в "чуланах". Касса представляла собой два ящика, в один из которых опускали деньги, полученные за вход, в другой ярлыки. К сбору денег приставляли стражей, нанятых из посадского населения.

Так как церковь, а значит и русское общество, в основном смотрели на светский театр как на дело богопротивное, дьявльское, набор труппы в Москве был осложнен. Именно поэтому в 1701 г. поступивший на царскую службу комендант Иван Сплавский был откомандирован в Гданьск для вербовки актеров в московскую театральную труппу.

Летом, когда световой день был длиннее, публики в "Комедийной храмине" было достаточно много, осенью число зрителей уменьшалось и сборы падали. В связи с этим, 5 января 1705 г. Петр издал указ, предписывающий в дни театральных представлений "смотрящим всяких чинов людям ходить... свободно, без всякого опасения, а в те дни ворот городовых по Кремлю, по Китай-городу и по Белому городу в ночное время до 9 часу ночи не запирать и с проезжих... по воротам пошлины не имать для того, чтобы смотрящие тое действие ездили в комедию охотно". Но такое вмешательство царя не помогло выжить первому русскому публичному театру. В 1706 г. Петр прекратил государственные субсидии театру и к 1707 г. Комедийная храмина пришла в запустение.

Известное развитие в это время в России получили и школьные театры, возникшие, например, при Киевской, Московской академиях и других духовных учебных заведениях России. В них, конечно, давали представления на религиозные сюжеты. Кроме того, разъезжаясь на каникулы, студенты ставили спектакли в разных городах и селах, пропагандируя тем самым театральное искусство. Возможно, это способствовало в дальнейшем становлению городских театров.

В 1707 г. драматические представления часто давали во дворцах царицы Прасковьи Федоровны (вдовы царицы Ивана V Алексеевича, старшего брата Петра 1 и его соправителя в 1682 — 1696 гг. ) и великой княжны Натальи Алексеевны (сестры Петра), но для более узкого круга зрителей.

Начало собственно отечественному театру было положено позже, в эпоху Елизаветы Петровны (1741—1761 гг.).

Руководствуясь исключительно государственными интересами, Петр 1 поощрял лишь те сферы культуры, которые в первую очередь были необходимы государству. При посредстве правительства возникли многие социокультурные институты (светская школа, Академия наук и др.), Без которых невозможно было утверждение новой культуры. Развитие науки и новой системы просвещения в свою очередь содействовало формированию светского искусства, внедрению бытовых новшеств. На первые десятилетия XVIII в. пришелся решительный перелом в культуре, выразившийся в обращении к нормам, принятым в передовых странах Европы, начиная с эпохи Возрождения, и одновременно предприняты шаги, свидетельствующие о стремлении сохранить свою самобытность. Вместе с тем, сословная политика государства привела к углублению разрыва между высшими и низшими сословиями. Этот разрыв определялся социально-экономическим положением и усиливался различиями в уровне культуры, особенно образованности. Образование стало одной из привилегий дворянства и духовенства, плодами развития новой культуры пользовались в основном дворяне. В то же время, на идеологию, быт и нравы низов по-прежнему огромное влияние оказывала церковь. Эти обстоятельства наложили отпечаток на все последующее развитие русской культуры.

Вопросы и задания к главе 1

1. Что вы можете сказать о степени подготовленности петровских реформ в области культуры, их необходимости и результатах? Оправданы ли, с вашей точки зрения, петровские нововведения в быту и общественной жизни по сути и по форме?

2. Какими обстоятельствами диктовалась необходимость светского образования? Почему новая школа сохранила черты средневекового учебного заведения?

3. В чем состояло принципиальное отличие петровской газеты "Ведомости" от "Ведомостей" и других периодических изданий XVII столетия? Какое значение Петр 1 придавал периодике? Почему?

4. Какие изменения и почему произошли в общественном сознании в петровскую эпоху? Как это отразилось в публицистике?

5. Какова была роль науки в развитии страны в начале XVIII в., какие практические задачи она решала?

6. Какие общедоступные культурно-просветительские учреждения впервые были открыты в России в 1-й четв. XVII в.? Как можно оценить их значение?

7. Каковы принципиальные отличия архитектуры и городской планировки Петербурга от древнерусских городов, в том числе Москвы? Каким образом строительство новой столицы повлияло на развитие других городов?

8. На рубеже XV — XVI вв. Иван III пригласил итальянских зодчих для строительства Московского Кремля. По приглашению Петра I в нач. XVIII в. в Петербург съехалось множество западноевропейских архитекторов. Сопоставьте задачи и результаты их деятельности.

9. Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в петровское время? В чем можно видеть социальную функцию парадного портрета? Какие черты, присущие лучшим произведениям русской живописи XVIII — XIX вв., появились уже в начальный период становления русского портрета?

10. Сравните два литературных памятника: "Юности честное зерцало" (1717 г.) и "Домострой" (сер. XVI в.). В чем сходство и различие этих произведений?

11. Каковы глобальные социокультурные последствия петровских преобразований в быту и в области культуры? Дайте им оценку.

1 Слово "ведомость" в старорусском языке имело и такие значения, как "весть", "известие", "сообщение".

2 Ордер архитектурный (от лат. ordo — порядок, строй) — определенная художественная система строечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран. Ордер включает несущие части (колонная с капителью, базой, иногда пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, составляющие антаблемент.

3 Барокко(итал. barocco—странный, причудливый)—основное направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи, литературе Европы и Америки (кон. XV— сер. XVIII вв.)), которому свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию.

4 По старому русскому календарю летоисчисление велось от сотворения мира (за 5508 лет до Рождества Христова).




Скачать 150,89 Kb.
Дата конвертации24.10.2013
Размер150,89 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы