Учитель русского языка и литературы мбоу сош №8 Щёлковского муниципального района Роговцева Ольга Викторовна Использование технологий, методов и приёмов личностно ориентированного подхода в обучении на уроках литературы icon

Учитель русского языка и литературы мбоу сош №8 Щёлковского муниципального района Роговцева Ольга Викторовна Использование технологий, методов и приёмов личностно ориентированного подхода в обучении на уроках литературы



Смотрите также:




Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 Щёлковского муниципального района

Роговцева Ольга Викторовна


Использование технологий, методов и приёмов

личностно ориентированного подхода в обучении на уроках литературы.


Современное образование рассматривается как процесс становления человека, в котором приоритетная роль принадлежит методам и технологиям, способствующим развитию самопознания, самоопределения и самореализации учащихся. Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в России стало личностно ориентированное образование.

Особая роль в развитии личности учащихся принадлежит литературному образованию.

Объектом моего исследования является личностно-ориентированный подход в преподавании литературы в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - методика организации совместной деятельности учителя и учащихся на уроках литературы, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного подхода

Цель работы заключается в разработке методики реализации личностно-ориентированного подхода на уроках литературы, в основе которого создание и претворение в практическую деятельность личностно-ориентированной модели урока литературы, урока, на котором могут быть созданы условия для максимальной интеллектуальной и творческой активности учащихся, для их личностного роста и самоопределения.

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя.

Важную роль для меня как учителя в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и использование на практике всех особенностей и богатых возможностей личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

При ЛОО меняются цели, приоритеты, принципы, методы, мотивы и философия обучения. ( таблица)

Я убеждена, что только личностно ориентированное обучение позволит устранить одно из главных противоречий в образовании между разнообразием интересов и способностей учеников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны.


Особая роль в развитии личности учащихся принадлежит литературному образованию.

В настоящее время литература как учебный предмет переживает сложные и противоречивые процессы. Современные ученые (Л.С. Айзерман, Г.И. Беленький, Г.Н. Ионин, А.И. Княжицкий, В.Г. Маранцман и др.) называют следующие их причины:

1.Смена социальных и нравственных ориентиров в обществе, вследствие чего молодежь оказывается изолированной от норм и идей культуры;

2.Уход от гуманистической культуры, что приводит к отсутствию у школьников потребности в чтении серьезной классической литературы, заставляющей думать.

3.Перенасыщение школьной программы по литературе при ограниченном количестве учебных часов приводит к тому, что задачи, стоящие перед учебным предметом, не выполняются, учебный материал плохо усваивается, учащиеся обращаются не к художественному тексту, а его краткому изложению.

4.Столкновение между традиционным и новаторским подходами в методике преподавания литературы в школе часто приводит к тому, что обсуждение произведений превращается в хаос суждений и мнений.

5 Разрыв между жизненным, нравственным, читательским опытом ученика и содержанием, формой изучаемых произведений.

6. Требования единого государственного экзамена, который проверяет не сформированность личностных качеств, а знания, умения и навыки. (слайд 3)


К сожалению, в последнее время в преподавании литературы наметилась крайне тревожная тенденция: знания стали заслонять личность ученика. Это связано с требованиями единого государственного экзамена, который проверяет не сформированность личностных качеств, а всё те же знания, умения и навыки. Дети ищут метафоры, эпитеты, оксюмороны и так далее, иногда не понимая, зачем им это нужно. Возникает сомнение в необходимости знаний по литературе вообще.

Оптимальным выходом из сложившейся кризисной ситуации может стать реализация в школьном литературном образовании личностно-ориентированного подхода, в основе которого создание и претворение в практическую деятельность личностно-ориентированной модели урока литературы. Именно на таком уроке могут быть созданы условия для максимальной интеллектуальной и творческой активности учащихся, для их личностного роста и самоопределения.

Литература по сути своей предмет личностно-ориентированный. Для того чтобы ученик испытывал отвращение к уроку литературы и, как следствие, к ней самой, необязательно оскорблять его, унижать, ставить двойки — достаточно просто игнорировать его личность, “проходить” программу так, как удобно, интересно, кажется правильным нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это “проходится”.

. Каждый учитель не один раз оказывался в крайне неприятной ситуации: ты с огромным усилием “втискиваешь” в голову ребёнка знания, а он изо всей силы сопротивляется. Чаще всего мы обвиняем детей: “Ничего не хотят, ничего им не нужно, я тут перед ними распинаюсь…” и так далее. Но дети отвергают ненужные, чуждые, неинтересные им знания. Из страха перед оценкой, из уважения к нам они, конечно, могут, послушать, выучить, сдать, а потом — сразу же забыть. Причём если внеличностные знания, полученные на многих других предметах, просто бесполезны, литературе они наносят непоправимый вред, так как, внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник духовной радости.

Как сделать урок литературы личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для наших учеников величайшими ценностями, к которым нужно бережно и любовно относиться, как научить их понимать себя, другого человека, что поможет нам, педагогам, понять своих воспитанников?

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно ориентированного обучения на уроках литературы, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Личностно ориентированный подход, а также технология построения личностно-ориентированного урока базируется на шести основных принципах: принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия и поддержки.

Важным моментом в проведении успешного урока, который всегда тщательно продумываю и от которого напрямую зависит его результат, является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Стремлюсь к тому, чтобы в центре урока был вопрос – проблема, злободневная, жгучая, личностно значимая для учеников, тревожащая их.

^ Нередко постановка учебной проблемы- вызов.

По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке ?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем

уроке ?

На первом уроке, не объявляя тему, перед изучением произведения задать прямой вопрос, касающийся проблемы урока, поставив учеников на место героя: - Как бы вы поступили в такой ситуации? Давайте посмотрим, какой выход нашли герои произведения…

Например, до изучения рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого задается вопрос: представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали? Обратимся к рассказу и посмотрим, как ведут себя герои .

- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берёт такую ситуацию?( В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)

-Всегда ли гордость – положительная характеристика личности человека? (М.Горький “Старуха Изергиль”).

- Компромисс и бескомпромиссность… их роль в судьбе каждого из нас. (А.Н. Островский “Гроза”).

- Почему ощущение отчуждённости от людей – самое страшное наказание для человека? (Ф.Достоевский “Преступление и наказание”)


Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока , но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Выполняя данные задания, происходит активизация субъектного опыта учащихся.

Роль учителя на подобных уроках равноправная и динамическая. Ученик и учитель не только «открывают» текст, но и «открывают» друг друга. Считаю, что одна из активных форм подобного сотворчества – система работы с развивающим вопросом.

Один из способов «построения» развивающего вопроса – акцентирование внимания на детали, ситуации в тексте. Каждое произведение содержит целую систему развивающих вопросов, которые могут быть «открыты» внимательным, творческим читателям.

В работе с развивающим вопросом можно выделить два направления:

^ 1. Непосредственная реакция учащихся на развивающий вопрос учителя.

  • Первое направление предполагает включение как исследовательских, так и творческих способностей; учащиеся охотно включаются в данный тип деятельности, работают с текстом, определяют круг вариантов ответа. Это подготовленный этап работы с развивающим вопросом.

^ 2. Составление развивающих вопросов самими учащимися.

Основной результат работы – составление вопросов самими учащимися. Сначала вопросы создаются по аналогии с вопросом учителя, затем самостоятельно. Один из важнейших критериев оценки вопроса учащегося – реакция на него класса.

Целесообразно в начале изучения литературной темы сформировать «Копилку развивающих вопросов».


Преподавание литературы как искусства слова построено на диалоге, в основе которого разные точки зрения на один предмет^ . Личностно-ориентированный диалог - процесс равноправного общения, при котором происходит обмен мнениями, каждое из которых представляет личностную позицию партнеров, относящихся друг к другу толерантно.

Становление личностной позиции учащегося происходит, прежде всего, через личностно-ориентированный диалог, одним из самых действенных способов организации которого признается групповая работа, которая не устраняет из диалога личность, а помогает каждому чувствовать себя увереннее

Прибегая к групповой работе, следует дать им возможность делиться мыслями друг с другом. Некоторые возразят, что это вызовет излишний шум, беспорядок. Но без рабочего шума учить нельзя. Порядок обеспечивается разумным управлением и переключением учащихся с одних форм работы на другие. Небольшое оживление полезнее, чем полное молчание. Слишком много времени на уроке наши ученики находятся в позиции слушающихся, а надо ставить их в позицию говорящих, делающих. Работа в группе способствует воспитанию толерантности, развивает умение работать сообща, вести диалог, прислушиваться к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес; приобретаются навыки публичных выступлений.


Группы можно формировать по интересам, учитывая при этом способности и интересы учащихся. Так, например, при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (5 класс), класс можно разделить на четыре группы: историки (подбирают материал об истории создания поэмы), литературоведы (делятся знаниями об особенностях поэтического языка поэмы), художники (предоставляют иллюстративный материал для обсуждения), музыканты (знакомятся с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила», делятся впечатлениями с классом). (слайд 7)

"Странная" комедия "странного сочинителя".Парадоксы комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

(Класс разделен на 3 творческие группы)

I группа исследует парадоксы сюжета;

II группа исследует парадоксы характеров (кто есть кто);

III группа исследует парадоксы жанра.

Анализируя работу всех творческих групп, важно оценить индивидуальные вклады в организацию совместной деятельности, так как эффективность работы и взаимоотношения в процессе деятельности предопределены индивидуальными особенностями участников. В ситуации делового общения, когда учащиеся принимают определенную точку зрения, оппонируют и убеждают, происходит самораскрытие и саморазвитие личности.

На основе личностно-ориентированного диалога успешно функционируют методы, обеспечивающие личностно-ориентированную направленность урока литературы (метод активизации субъектного опыта учащегося, метод интроспективного анализа, метод личностно-ориентированной театрализации и метод творческого самоутверждения).

Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Изучая литературное произведение, я стараюсь использовать любую возможность обратиться к личностному опыту ребенка, вовлечь его в размышление не только над литературными проблемами, но и над общечеловеческими.

^ В своей работе на уроках применяю метод активизации субъектного опыта учащихся. Он предполагает использование различных приёмов. В практике своей работы я использую приём ассоциаций , ассоциативных переживаний. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка. Можно, наоборот, представить что-то в виде определенного образа. Это помогает изучить свое внутренне состояние в данный момент относительно темы урока и работы с текстом произведения.

^ 1) Вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

-Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово…? - В виде какого образа ты можешь представить… (данную проблему произведения, ситуацию и т.д.).

Составляя ассоциативный ряд, дети обращаются к своим мыслям, чувствам, переживаниям, вспоминая свой индивидуальный жизненный опыт, используя свое видение ситуации.

Использую приемы развития творческих способностей, когда пережитые эмоции преломляются в творческой деятельности.

1) Телеграмма.

    • Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

    • Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения.

^ 2) Письменное высказывание.

Для актуализации субъектного опыта письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика. Например, после изучения сведений о жизни и творчестве писателя можно предложить следующие мини-сочинения: Каким я представляю себе писателя? Чем он интересен мне? Какие качества личности писателя я хотел бы видеть у себя и почему?


^ Метод интроспективного анализа занимает особенное место в развитии личности учащегося, поскольку практически всегда основой произведения является ситуация, взятая из человеческой жизни, человеческие переживания, при знакомстве с которыми это напряжение может захватить других. Любые тексты могут быть иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем стоит персональный выбор - интеллектуальный, нравственный, волевой. Кроме того интроспективный анализ предполагает поиск и установление связей анализируемого произведения с другими текстами.

После урока “Эпитафия ускользающей красоте”, посвященного анализу рассказа И. Бунина “Легкое дыхание”, приглашаю одиннадцатиклассников к раздумью над страницами рассказа В. Астафьева “Людочка”. Тему предстоящего диалога определяем вместе с учениками: “Я девушкой, невестой умерла…” Это строчка из стихотворения И. Бунина “Эпитафия”:

Я девушкой, невестой умерла.

Он говорил, что я была прекрасна,

Но о любви я лишь мечтала страстно, -

Я краткими надеждами жила…

Начинается урок с установления реминисценций, возникших при знакомстве с художественным текстом данного произведения. “Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный…” “Почему звучат эти строки пушкинского стихотворения (1830 г.) в начале рассказа?” - озадачиваю этим вопросом ребят.


Моя Задача – поставить перед детьми проблему так, чтобы они узнали в ней собственную проблему. Например: Можно ли оправдать предательство? Возможные темы для обсуждения: Предать Родину - сохранить жизнь (Швабрин, «Капитанская дочка» (8 класс)); Предать Родину, отца и брата во имя любви (Андрий, «Тарас Бульба», (7 класс)). Проблема: Существует ли настоящая дружба? Настоящая любовь? Какое чувство сильнее? Варианты тем для обсуждения: Была ли дружба? (Онегин и Ленский, «Евгений Онегин», (9 класс)); Была ли любовь? (Софья, Чацкий, Молчалин, «Горе от ума», (9 класс) ( слайд 9)

Возникновение интереса к своему внутреннему миру обуславливает разви­тие рефлексии как процесса получения знания о самом себе. Вопросы для обсуждения: Как бы ты поступил в этой ситуации? Каким был бы твой выбор? (при изучении поэмы «Русские женщины» (7 класс), «Тарас Бульба» (7 класс), «Горе от ума» (9 класс) и др.)


^ Метод личностно-ориентированной театрализации. Ученику предлагается перевоплотиться в личность, обладающую желаемыми свойствами, и «пожить» в необходимых для их проявления обстоятельствах. Следует предложить учащемуся самостоятельно разработать образ персонажа, придумать детали, раскрывающие личность героя. Например, на уроке можно организовать дискуссию, предложив двум учащимся взять на себя роли: положительную и отрицательную (Гринев и Швабрин, Онегин и Ленский, Чацкий и Молчалин и др.). Ученик, поставленный в ситуацию литературного героя, не только внимательно прочитает произведение, но и получит признание со стороны одноклассников.

^ 2. Метод личностно-ориентированной театрализации хорошо использовать на Уроке- репетиции – хитрая форма вовлечения ребят в работу с текстом. Перед этим уроком назначается режиссёр, который дома продумывает, какую он будет ставить сцену, кто будет в ней играть, как. Всё заранее обговаривается с учителем. А на уроке приступаем к репетиции. Самое главное ученику-режиссёру объяснить актёрам, что от них требуется. И здесь одних усилий режиссёра оказывается мало, зрители вмешиваются в процесс, оценивают, комментируют. Таким образом ученики постигают глубину и многозначность художественного текста, примеряют его на себе, соотносят со своим жизненным опытом.

Особое предпочтение отдаю урокам литературы , посвящённым анализу художественных произведений, работе над текстом (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам-поискам, урокам-проблемам).


Остановлюсь на некоторых приёмах личностно ориентированного обучения при работе с художественным текстом.

Мне очень близка система Е.Н.Ильина,где

"ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПРЕДМЕТА, ФОРМИРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА", основой которой является преподавание литературы как искусства.

Урок литературы — это:

— урок - общение, а не просто работа;

— это искусство, а не только учебное занятие;

— это жизнь, а не предмет в расписании.

Особенностью уроков литературы является строгое следование закону "Трёх О":

— Очаровать книгой;

— Окрылить героем;

— Обворожить писателем;


^ Приёмы работы с художественным текстом.


1..«Обворожить писателем» (по Е.Н. Ильину) - значит представить его как неординарную личность, рассказать о характере, мотивах, побуждающих к созданию произведения. Учащиеся должны сами задуматься, что побудило писателя создать такие произведения как «Мертвые души», «Горе от ума» и др., а уже потом прочитать об этом в учебнике. Необходимо донести до учащегося, что в произведении «живет» личность автора. Варианты заданий: подготовить «интересную» биографию (учащийся получает индивидуальное задание: найти интересные случаи из жизни писателя и рассказать об этом классу); написать сочинение-миниатюру в стиле автора произведения; угадать автора, прочитав фрагмент художественного произведения, и доказать свою точку зрения. (слайд 10)


2..^ Прием «Тема-интрига» (по Е.Н. Ильину). Тема записывается не в начале урока, а в середине или в конце. Формулируют тему учащиеся в соответствии со своим жизненным опытом. . Тема урока должна содержать проблему личностного характера Например: «Два затмения» («Слово о полку Игореве», 9 класс); «Герой не моего романа» («Горе от ума», 9 класс); «В каком имении я предпочел бы жить: Троекуровых или Дубровских?» («Дубровский», 6 класс).

3.^ Прием «Тематические страницы». Привлекаются знания учащихся по предыдущим темам и делаются обобщения. Урок проводится в форме диспута, семинара с целью обобщить и систематизировать знания учащихся. Например: тема урока

«Маленький человек» в русской классике (по произведениям А.С.Пушкина «Станционный смотритель», Н.В. Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Л.Н.Толстой «Война и мир»)

«Лишний человек в русской классике» (по произведениям А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», И.А.Гончарова «Обломов», А.П.Чехов «Вишнёвый сад»

«Отцы и дети в русской классике» (по произведениям «А.С.Грибоедова «Горе от ума», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», «Дубровский», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.Н.Островский «Гроза»

« «Какая она – любовь?» (по произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Метель», «Станционный смотритель», );

При изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» рассматривается вопрос о воспитании Чичикова. Хорошо бы обратиться к уже изученным произведениям. Вопросы могут быть выстроены таким образом: Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копейку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Петра Гринева? Или при изучении эпизода дуэли Печорина и Грушницкого можно провести сопоставление с дуэлью Онегина и Ленского. Ученики, направляемые учителем, должны делать сопоставление сами.

Чем теснее связаны старые и новые знания, тем более они увязываются в единую систему, тем больше шансов, что учебный материал будет занятным и интересным.

На уроках литературы можно использовать следующие формы привлечения старых знаний :

  • Выявление аналогичных ситуаций

  • Сопоставление

  • Противопоставление

  • Прослеживание общих закономерностей

  • Выделение новых сторон в известном, использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями.



4..Прием «Фрагмент урока языком ученика». Поручая учащемуся подготовить фрагмент урока, учитель приучает его к самостоятельному поиску информации, воспитывает ответственность за качество преподнесения учебного материала. Чем больше на уроке говорят и делают дети, тем эффективнее урок.


Совсем недавно заговорили о рефлексии, хотя опытные учителя, не называя этот элемент таким словом, давно отводили ему достойное место на уроке . Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно ориентированного урока . Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока. Использую систему разнообразных рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:

- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

- Достигли ли мы цели урока? Почему не достигли? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникали?

- Изменилось ли ваше представление о поэте, писателе?

- Стало ли другим ваше отношение к герою?

- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятым?


^ Примеры организации рефлексии:

  • Алгоритм рефлексии .

  • Рефлексия эмоционального состояния:

«Я» - как чувствовал себя в процессе учения,

с каким настроением работал,

доволен ли собой.

^ Рефлексия деятельности:

«Мы» - насколько мне комфортно работалось в группе,

я помогал товарищам – они помогали мне (чего было

больше),

были ли у меня затруднения при работе в группе

^ Рефлексия содержания учебного материала.

«Дело» - я достиг цели учения,

мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы,

практики, просто интересен,

в чём я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы (слайд 16)


Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Подобные вопросы, как я смогла убедиться, способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Рефлексивные задачи сначала ставлю сама, но скоро у учащихся входит в привычку подвергать анализу свою деятельность на уроке и её результаты.

Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная, учащиеся не чувствуют себя скованными, они искренне поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания, поделятся сомнениями. А это позволит учителю сделать следующий урок успешнее предыдущего.

В конце урока обязательно обсуждаю с детьми не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем уроке расходится с мнением учителя.

Личностно ориентированный урок предъявляет серьёзные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего, мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.


Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаики, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса.

Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я».

Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь

всем нашим ученикам стать успешными!


Удачи вам, сельские и городские,

Уважаемые учителя!

Добрые, злые и никакие

Капитаны на мостике корабля.

Удачи вам, дебютанты и асы,

Удачи! Особенно по утрам,

Когда вы входите

В школьные классы,

Одни – как в клетку,

Другие – как в храм.

Р. Рождественский



Скачать 180,45 Kb.
Дата конвертации24.10.2013
Размер180,45 Kb.
ТипУрок
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы