На уроках в начальной школе icon

На уроках в начальной школе



Смотрите также:
  1   2   3


Муниципальная общеобразовательная средняя школа №14





Творчество

народов Севера

на уроках

в начальной школе


СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


Автор:

Шуруто Валентина Викторовна,

учитель начальнх классов

МОСШ №14 г. Нижневартовска

ХМАО-Югры


Адрес школы:

г. Нижневартовск

ул. Ханты-Мансийская д. 39Б

тел. 8 (3466) 457827


E-mail: Dfktynbyf-62@mail.ru


2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 5-6

Часть 1. РУССКИЙ ЯЗЫК…………………………………………………… 6

Безударные гласные……………………………………………………… 7-9

Двойные согласные……………………………………………………… 9-10

Парные согласные……………………………………………………….. 10-11

Словарные слова………………………………………………………… 11-17

Родовые окончания имен прилагательных……………………………. 17-20

Разделительный Ь и Ъ………………………………………………….. 20-21

Правописание предлогов и приставок…………………………………. 21-22

Личные окончания глаголов……………………………………………. 22-24

Родовые окончания глаголов прошедшего времени………………….. 24

^ Часть 2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ………………………………………… 24

Загадки…………………………………………………………………… 25-26

Мансийские и русские загадки………………………………...... 26-27

Хантыйские и русские загадки………………………………….. 27-29

Сказки…………………………………………………………………… 29

Акврись…………………………………………………………… 29-30

Заяц……………………………………………………………….. 30-31

Как собака себе товарища искала……………………………… 31-33

Кошечка…………………………………………………………. 33

Лось……………………………………………………………… 33-34

Семь братьев-разбойников……………………………………… 34-36

Трусливый заяц………………………………………………….. 36-37

Пословицы и поговорки……………………………………………….. 37-38

Поговорки оленевода…………………………………………………... 38

^ Часть 3. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР………………………………………… 38-39

Звери……………………………………………………………………… 39

Медведь…………………………………………………………… 39-40

Олень……………………………………………………………… 40

Горностай………………………………………………………… 40-41

Соболь……………………………………………………………. 41

Белка……………………………………………………………… 41

Заяц……………………………………………………………….. 41-42

Лось……………………………………………………………… 42-43

Птицы…………………………………………………………………… 43

Глухарь…………………………………………………………… 43-44

Рябчик…………………………………………………………….. 44

Гагара……………………………………………………………… 44-45

Рыбы……………………………………………………………………… 45

Окунь……………………………………………………………… 45

Щука……………………………………………………………… 45-46

Растительный мир Тюменского Севера……………………………….. 46

Береза……………………………………………………………… 46-47

Кедр………………………………………………………………... 47

Лиственница………………………………………………………. 47-48

Миф о сотворении Земли……………………………………………… 48-49

^ Часть 4. ИЗО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД……………………………. 49

О мансийских орнаментах……………………………………………. 49-51

Орнамент………………………………………………………………. 51-58

Игрушки………………………………………………………………… 58-60

Крапивное ткачество обских угров……………………………………. 60-61

^ Часть 5. МУЗЫКА……………………………………………………………… 61

Музыкальные инструменты……………………………………………. 61-66

Личные песни…………………………………………………………… 66-70

^ Часть 6. ФИЗКУЛЬТУРА……………………………………………..……… 70

Игры народов Севера…………………………………………………… 70

Бросание тынзяня………………………………………………… 70

Доброе утро, охотник!.................................................................... 70

Кольм……………………………………………………………… 71-72

Прыжки через нарты……………………………………………… 72

Ловля оленей………………………………………………………. 72

Борьба на палке……………………………………………………. 73

Тройной прыжок…………………………………………………… 74

Гонки на оленьих упряжках………………………………………. 74

Лук и стрелы……………………………………………………….. 74

Охотники и куропатки…………………………………………….. 74

Оседлай оленя……………………………………………………… 75

Ловцы и лисы………………………………………………………. 75

Олени и оленевод………………………………………………….. 75

Охотничий мяч…………………………………………………….. 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….. 76

Для учителей…………………………………………………………….. 76-77

Для детей…………………………………………………………………. 77








ВВЕДЕНИЕ


В Ханты-Мансийском автономном округе в середине прошлого века были открыты богатейшие залежи нефти. Для их освоения со всех концов страны съезжались люди. Поэтому в округе живут представители разных национальностей. Но еще с давних времен на этой прекрасной земле жили коренные народы: ханты и манси.


Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. Поэтому возникает необходимость введения в курс программы начальной школы сведений о культуре народов Севера. В связи с этим был создан сборник учебно-методических материалов «Творчество народов Севера на уроках в начальной школе». Данный сборник, предлагаемый для учителей начальных классов, поможет систематической работе, направленной на более глубокое знакомство учащихся с жизнью, бытом коренных жителей, их творчеством.


Цель использования материалов сборника – обеспечение условий для целостного восприятия жизни народов Севера через изучение их творчества, активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе.


Использование сборника позволит решить следующие задачи:

  • Формирование у учащихся целостных представлений о жизни народов Югры, их культуре.

  • Формирование интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, выявления причинно-следственных связей и др.)

  • Формирование отношения к окружающему миру, его восприятие как значимого условия собственного развития.

  • Формирование у учащихся патриотических качеств, гражданской активности, навыков поведения в природной среде через привитие любви к родному краю, бережное и ответственное отношение к растениям и животным.

  • Воспитание толерантности, уважения к людям, в суровых условиях существования способных создавать прекрасные образцы самобытного творчества.


Представлен систематический материал для использования на уроках:

- русского языка,

- чтения,

- окружающего мира,

- ИЗО и художественного труда,

- музыки,

- физкультуры.


Предлагаются стихи национальных поэтов, пословицы и поговорки, загадки, сказки, легенды, образцы орнамента, народные игры, песни, музыка.

Сказки и загадки народов Севера представлены в сравнении с русскими народными. Отсюда можно проследить общность в отношении к общечеловеческим ценностям: добру и злу, трудолюбию и лени, честности и лживости.

Дана краткая характеристика видов творчества народов Югры, их отношения к занятиям того или иного типа.


Нельзя говорить об охране природы, не упомянув об отношении к природе коренных народов: об их понимании природы, единстве с ней. Эта тема красной нитью проходит через все их творчество.


^ Часть 1. РУССКИЙ ЯЗЫК


Использованы отрывки из произведений национальных поэтов и писателей, загадки, пословицы и поговорки.


Материал для уроков русского языка систематизирован по темам в соответствии с программой начальной школы. Предлагаемый комплекс может быть использован при изучении следующих тем:

- «Безударные гласные в корне слова»;

- «Парные согласные в корне слова»;

- «Непроизносимые согласные в корне слова»;

- «Двойные согласные»;

- «Предлоги и приставки»;

- «Слова с непроизносимыми написаниями»;

- «Мягкий знак в словах с шипящими на конце»;

- «Родовые окончания прилагательных»;

- «Личные окончания глаголов»;

- «Родовые окончания глаголов прошедшего времени».


Возможно включение в урок данных текстов с различными заданиями:

- списывание,

- выборочное списывание,

- письмо под диктовку,

- письмо по памяти и т.д.


Материал подобран таким образом, что отражает отношение авторов к нравственным ценностям. Поэтому его использование реализует воспитательную задачу урока.


^ Безударные гласные


Тогда перебираю честно

Страницы русских словарей

И от словесности небесной

Спешу к значению корней.


Цепляется за литер литер,

Толкнувши к прошлому меня:

Там роды, урожай, родитель,

Там род, там родичи, родня…

Народно Родина восходит

Породой радости в тиши,

Язык природы переводит

На голос родственной души.

(В.Мазин.)


Тонкий запах весны в дыхании свежего ветра.

Горький привкус сосны, терпкий – столетнего кедра.

Даже в оврагах – уют, подснежники – словно свечки…

Звонкие песни поют лесные ручьи и речки.

(Микуль Шульгин. «Весна».)


С мамы начинается Земля.

В люльке просыпается Земля.

Под солнцем качается Земля.

В сказке продолжается Земля.

А на Земле – песни.

(Юван Шесталов. «Мама».)


Ни устали и ни скуки не признаёт она.

Словно стрижи, её руки

Мелькают от темна до темна.

(Микуль Шульгин)


Ты красивее берёзы.

Говорят, ты некрасива –

Ты красивее луны.

Голос твой, как скрип сосны…

Ты милей пушистой белки.

Ты красива тем, что

Твои сказки входят в сны.

(Юрий Вэлла «Бабушке Менги».)


Как растает пух лебяжий

На постелях луговых,

Ночь сосну с сосною свяжет

В отражениях речных.

(В.Мазин.)


Хантыйский Вах на обские просторы

Мой обласок течением несет

К излучине рабочих разговоров

О сохранении отеческих красот.

(В.Мазин. «Стихотворство».)


Вот отпечатан четкий след олений…

Снега мои в родимой стороне,

Все золото метафор и сравнений

Не передаст, как дороги вы мне.

(Р.Ругин. «Снега мои».)


Не костер ли кто зажег

Там, на пастбище небесном?

Иль бродяга подпалил стожок

За далеким перелеском?

(Р.Ругин. «Северное сияние».)

Белый снег над кочками, кустами

Покружился, вдоволь начудил,

Он в платки хантыйские с кистями

Невзначай березки нарядил.

Хорошо, бело на белом свете!

В белой наступившей тишине.

Снег уснул глубоким сном медведя,

Чтобы вновь проснуться по весне.

(Р.Ругин.)


Всех деревьев ты нарядней

В шали нежно-золотой,

Всех красивей, всех приглядней –

На ветру шумишь листвой.

(Р.Ругин. «Береза».)


Тропу берегли, очищали от валежин

И детям не позволяли наносить раны острием топора.

(Ю.Вэлла. «Отнята земля – отнята душа».)


Сегодня утром дождь

Дорогу мне переступил.

Когда-то дед мой говорил,

Что дождь такой

Несет удачу.

Я по селу иду.

Лицо свое не пряча,

И чистою водой

Дождь заполняет

Мои следы.

(Ю.Вэлла. «Ранний триптих».)


Спешу в родимые края.

Домой.

Где ждут меня мои снега

Зимой.

Приеду, лыжи навострю

В леса.

Давно меня мой соболь ждёт

И ждёт лиса.

(Ю.Вэлла. «Охотничий триптих».)


Моя загадка – эй!

Стрела с пером орлана-белохвоста в середину

Кормилицы Оби, полноводной Оби упала.

- Что это?

- Это солнечный луч в реке.


Моя загадка – эй!

Забор в две жерди по всей земле пролегает.

- Что это?

- Это следы от полозьев нарт.


Небесное дерево с тысячей ветвей.

(Солнце).


^ Двойные согласные

Заря над Ямалом встает,

Как лось на высоких ногах,

И утренний ветер поет

В тайге на обских берегах.

(Р.Ругин. «Рассвет над Ямалом».)


Я бродил по тропкам сонным,

Я ночей прохладу пил,

В сердце, настежь отворенном

Много звезд я накопил.

(Р.Ругин. «Звезды».)


Моя загадка – эй!

Мужик в рыжей суконной малице

За один утренник по верховьям семи рек промчится.

- Что это? Отгадайте!

- Это лось. Во время гона по верховьям семи рек промчится за один утренник.


^ Парные согласные

Если, друг, умеешь

Ты хорей держать –

Будет вся упряжка

Хорошо бежать.

(Р.Ругин.)


Чуть под ногами хрустнет ветка,

Волна плеснет, легка, -

Я снова слышу голос предка

Сквозь годы и века.

(Р.Ругин. «Зов предков».)


Я бродил по тропкам сонным,

Я ночей прохладу пил,

В сердце, настежь отворенном

Много звезд я накопил.

(Р.Ругин. «Звезды».)


Моя загадка – эй!

В тёмном закутке, в угу, птичка лощ чирикает.

- Как думаете, что это?

- Это снег или лёд тает, занесенный в дом,

вода с него капает.


Моя загадка – эй!

Зверь без лап, зверь без ног, но гнать – не догнать его.

- Что это?

- Это рыба.


Моя загадка – эй!

Под водой на дне лепешка с когтями.

- Что это?

- Это карась.


Моя загадка – эй!

Муж да жена тянутся друг к дружке, но меж ними валёжина.

- Что это? Отгадайте!

- Это глаза, между ними – нос.


Сторогий сын водяного духа.

(Ёрш).


По усам мужчина ходит.

(Паук).

Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев.

(Мысль).


С одной стороны посмотрю – есть, с другой стороны посмотрю – нет.

(Ногти).


Тридцать мужчин рубят – один передвигает.

(Язык, зубы).


Голого в мех одевают.

(Рукавицы и рука).


Две ненки через горячее море хотят перейти друг к другу, но никак не могут.

(Ушки котла).


Сквозь дерево железо появилось.

(Нож).


Под водой сто глаз.

(Сеть).


^ Словарные слова


С каждым годом отчётливей вижу картины

Невозвратного лета свиданий и грёз:

Месяц ищет над речкой свою половину,

Ветер юбки задрал у стыдливых берёз.

(Владимир Мазин. «Родные картины».)


Наши кедры глядят, как медведи,

На бесценный порыв листопада.

(В.Мазин. «Поздняя осень».)


Тихо дерево поёт,

Годы чьи-то вспоминая,

По реке шуга плывёт,

Снег дороги засыпает.

(В.Мазин. «Мелодия».)


Возле леса – рукава

Рыбой пахнущего Ваха

Ветерочек шевелит.

(В.Мазин. «На празднике рыбаков».)


И детям не позволяли

Наносить раны остриём топора.

За срубленное дерево

Долго просили прощенья у Дедушки- Бора.

Радовались той погоде,

Какую приносил ветер.

(Ю.Вэлла. «Отнята земля – отнята душа».)


Это Родины милой душа, это с нею

Я неслышно беседую здесь в тишине,

И становятся чувства светлей и острее,

И высокие мысли приходят ко мне.

(Р.Ругин. «Родина».)


Для меня никогда он не пуст, не заброшен,

Край, где детство моё протекло.

И всегда, и в любую погоду хорош он.

Здесь грущу я порою, но здесь мне тепло.

(Р.Ругин. «Родина».)


Здесь душа моя радуется и страдает,

Здесь мне память о детстве покоя не даст –

Так порывистый ветер упрямо строгает

В зимней тундре морозный слежавшийся наст.

(Р.Ругин. «Родина».)


Но Север за века единоборства

Характер закалил – не расколоть!

Мы, северяне, обрели упорство

Надёжное, как лиственницы плоть.

(Р.Ругин. «Снега мои».)


Я люблю тебя, маленький город –

Простодушный, родной, безыскусный,

Где привычно ведут разговоры

На хантыйском, мансийском и русском.


Белоствольные в парке березы

Обесцветили пятна невзгод.

Ты кандальные принял извозы –

Высшей пробы российский народ.


Старики обучили безусых

Братолюбием сердца гордиться.

На хантыйском, мансийском и русском

Пой, Югории древней столица.

(В.Мазин. «Ханты-Мансийску».)


Народно Родина восходит

Породой радости в тиши,

Язык природы переводит

На голос родственной души.

(В.Мазин.)


И в морозной дымке

В небе над тобой

Белый олененок –

Месяц голубой.

(Р.Ругин.)


Не костер ли кто зажег

Там, на пастбище небесном?

Иль бродяга подпалил стожок

За далеким перелеском?

(Р.Ругин. «Северное сияние».)


Мчатся вдаль оленьи гонки,

Гнется путь стальной подковой…

Это мужество и счастье,

Это – Север наш суровый!..

(Р.Ругин. «Оленьи гонки».)


Заря над Ямалом встает,

Как лось на высоких ногах,

И утренний ветер поет

В тайге на обских берегах.

(Р.Ругин. «Рассвет над Ямалом».)


Не заменить никогда и ничем

Синих туманов и белых ночей.

Все это в сердце. И с детства оно

Родиной милой до края полно.

(Р.Ругин. «Весенняя ночь».)


Мне любезна Севера природа,

Я смотрю с восторгом с детских лет,

Как съезжают звезды с небосвода,

Как за ними остывает след.

(Р.Ругин.)


Эх, промчаться бы однажды,

Синей вечностью дыша,

Утолить бы сердца жажду

Мне из звездного ковша…

(Р.Ругин. «Звезды».)


Белый снег над кочками, кустами

Покружился, вдоволь начудил,

Он в платки хантыйские с кистями

Невзначай березки нарядил.

Хорошо, бело на белом свете!

В белой наступившей тишине.

Снег уснул глубоким сном медведя,

Чтобы вновь проснуться по весне.

(Р.Ругин.)


Здесь, в лесу полно мелодий –

Словно ягод в туеске:

На бугре и на болоте,

И вблизи, и вдалеке.

(Р.Ругин. «Мелодии леса».)


Есть рассказ, давно известный,

Что береза та была

Дочкой радуги небесной –

И на землю к нам сошла.

(Р.Ругин. «Береза».)


Сегодня утром дождь

Дорогу мне переступил.

Когда-то дед мой говорил,

Что дождь такой

Несет удачу.

Я по селу иду.

Лицо свое не пряча,

И чистою водой

Дождь заполняет

Мои следы.

(Ю.Вэлла. «Ранний триптих».)


Ворвался трактор в мой урман.

Он под себя подмял осину.

Ей ноги

С хрустом обломал

И белый ствол втоптал в трясину.

Он ликовал.

Он хохотал.

Он праздновал свою победу...

А в чуме

Дед мой

Сквозь сон стонал

И в чем-то долго меня корил.

Не требуя ответа.

(Ю.Вэлла. «Лесные боли».)


В полдень

Олененок малый

Над ручьем склонился.

Он просил:

«Мне жарко, мама,

Я хочу напиться». ­

«Погоди.

Не пей. сынок.

Потерпи немножко.

Пахнет нефтью ручеек,

Отравиться можно.

Вот уйдем подальше в тундру.

Там вода живая,

Там смеются птицы,

Утру

Песни напевая.

Там пушистый белый ягель

Украшает кочки.

Там румяных спелых ягод

Столько.

Сколько хочешь.

Там другие оленята

Весело играют.

(Ю.Вэлла. «Лесные боли».)


Дай мне в подарок последний глоток

Свежего воздуха.

Дай мне в подарок последний глоток

Чистого чувства.

Дай мне хоть раз увидеть.

Как солнце коснется

Прищуренных глаз твоих.

Тундра!..

(Ю.Вэлла. «Лесные боли».)


Моя загадка – эй!

Женщина с серебряным кольцом

посреди пола шитьём занимается.

- Что это? Отгадайте!

Это солнечный луч.


Моя загадка – эй!

Когда хороший конь бежит, по обе стороны дороги куски откалываются.

- Отгадайте, что это?

- Наледь течёт.


Моя загадка – эй!

В далеком неведомом лесу аль в тёмном лесу,

в неизвестном углу сидят женщины

в жёлтых платках.

- Отгадай, что это?

- Это морошки.


Моя загадка – эй!

В некотором глухом, тёмном лесу,

в неведомом уголочке,

торчит травинка – вся в инее.

- Что это?

- Это заяц.


Моя загадка – эй!

В глухом углу дикого леса сидит мужчина и деньги считает.

- Что это? Отгадайте!

- Это медведь ягоды ест.


Моя загадка – эй!

Весь народ берется за одну руку.

А ну-ка, отгадайте эту загадку!

- Это дверная ручка.


Моя загадка – эй!

Четыре женщины один платок надели.

- Отгадайте, что это?

- Это ножки стола.


Моя загадка – эй!

Господин один из домика во двор выскочит –

и рубит, и рубит, затем там же

на боковую ложится.

- Что это, отгадайте?

- это топор.


В темном доме на полу белый кусок движется.

(Месяц).


Сто человек в одежде, другие сто раздетые.

(Березы, кедры, сосны зимой).


В железном доме женщина сидит.

(Орех).


Две женщины с крутого берега скатятся.

(Слезы).


Одна женщина сквозь железо толкается.

(Палец и наперсток).


От отца сын появился, от сына отец появился.

(Лед и вода).


Посреди болота женщина в красном платке сидит.

(Морошка).


В уголке дремучего леса женщина в красном платке плачет.

(Мухомор).


На воротах сорока.

(Поплавки сети).


^ Родовые окончания имен прилагательных


Белый снег над кочками, кустами

Покружился, вдоволь начудил,

Он в платки хантыйские с кистями

Невзначай березки нарядил.

(Р.Ругин.)


О, мой родной язык,

Как ты мне дорог и мил!

Через тебя я постиг

Этот огромный мир.

Огромен, словно тайга.

Глубок, как могучая Обь.

…Предскажешь, когда пурга,

Подскажешь, где гиблая топь.

И этот могучий язык

Услышит седой Урал.

О, родной мой язык,

Ты песней моею стал.

(М.Шульгин. «Язык».)


Если ты не зверь беззащитный

И не перелетная птица,

Если крылья твои целы,

Но дорогу не вспомнил

В стойбище матери,

Какую причину придумаешь ты себе?

(Ю.Вэлла. «Земляку, поселившемуся в городе».)


Утренние звонкие лучи

Вылетели птицами рассвета,

Разметали сотни рыжих крыл,

Будоража смолкнувшее лето

Богатырским пробужденьем сил.

Вот уже торопятся сдаваться

Тени молчаливые лесов, -

До заката будут раздаваться

Солнечные звуки голосов.

(В.Мазин.)


Гляжу сквозь низкое оконце,

Как стынет в поле синева.

И на кустах искрят под солнцем

Серебряные кружева.

Скрипит под полозом пороша,

Вокруг безветренная тишь.

Сегодня радоваться хочешь,

Душа моя.

Или грустишь?

(Ю.Вэлла. «Ранний триптих».)


Я живу под цветным небом.

И цвета эти так обычны:

Небо грустное.

Небо нежное,

Полухмурое,

Очень свежее,

Веселое.

Неласковое,

Красное,

Шутливое.

Нарядное.

Ясное.

(Ю.Вэлла. «Разноцветное небо».)


В полдень

Олененок малый

Над ручьем склонился.

Он просил:

«Мне жарко, мама,

Я хочу напиться». ­

«Погоди.

Не пей. сынок.

Потерпи немножко.

Пахнет нефтью ручеек,

Отравиться можно.

Вот уйдем подальше в тундру.

Там вода живая,

Там смеются птицы,

Утру

Песни напевая.

Там пушистый белый ягель

Украшает кочки.

Там румяных спелых ягод

Столько.

Сколько хочешь.

Там другие оленята

Весело играют.

(Ю.Вэлла. «Лесные боли».)


Моя загадка – эй!

У шёлка лоскут оторвался.

- Что это, угадайте?

- Это чистый просвет в небе между облаками.


Моя загадка – эй!

На крыше дома целый каравай хлеба лежит.

- Это что? Отгадайте!

- Это полная луна.


Моя загадка – эй!

- Узкий – длинный, куда идёшь?

- Стриженый – бритый, не твоё дело!

- А ну-ка, отгадайте, что это?

- Это ледоход: поцарапанные льдом кусты

на берегу спрашивают, а льдина им ответила.


Моя загадка – эй!

Тонкий шнур, брошенный с возвышенности,

не имеет ни конца, ни края.

- Что это?

- Река или ручей.


Моя загадка – эй!

На обском берегу кривая елка.

- Отгадайте это!

- Это про дым загадка.


Небесное дерево с тысячей ветвей.

(Солнце).


Какое насекомое на земле самое сильное?

(Муравей).


Зимой – берестяной дом, летом – кожаный дом.

(Рога оленя).


За деревней яркая звезда.

(Медведь).


На берегу реки заиндевелая трава стоит.

(Волк).


Зимой – берестяной дом, летом – кожаный дом.

(Рога оленя).


Дом ее короткий, сани длинные.

(Сорока).


Возле стены дома – серебряная монета.

(Окно).


Две ненки через горячее море хотят перейти друг к другу, но никак не могут.

(Ушки котла).


Через кипящее море тощая лиса перегнулась.

(Дужка котла).


Разделительный ь и ъ

Над Ларьяком лампада мерцает

Благовестницей Божьего взгляда.

(В. Мазин. «Поздняя осень».)


Нынче ветру гнать золото с медью,

Серебро перемешивать надо.

(В.Мазин. «Поздняя осень».)


Помни наше мудрое названье:

Ханты – все народы на земле.

(Владимир Волдин. Ханты – люди, Хант – человек (хант.)


Молча слушает вдова

Нежный голос наркасьюха1,

Неизвестно, сколько лет

Пролетело птичьей стаей…

Лишь старинный инструмент

Песни их не забывает.

( В.Мазин. «Мелодия»)


^ Правописание предлогов и приставок


А на крутом откосе – птицы пред отлётом.

Им протрубила осень, словно и прямь по нотам.

Побывали тут гостями и улетают снова…

Воду я пью горстями из родника лесного…

Здравствуй, щедрая осень!

(Микуль Шульгин)


Зима.

И вот навалились морозы,

Большую выстеклив топь,

Сковали до звона берёзы,

Туманом окутали Обь…

Накинули льдистые путы,

От них никуда не уйти.

Река задремала, как будто

Огромная рыба в сети.

(Роман Ругин)


Моя загадка – эй!

У шёлка лоскут оторвался.

- Что это, угадайте?

- Это чистый просвет в небе между облаками.


На вершине дерева кусок заплесневелого хлеба.

(Месяц).


На крыше шкура с дырками от личинок.

(Небо и звезды).


От отца сын появился, от сына отец появился.

(Вода превращается в лед, лед в воду превращается)


^ Личные окончания глаголов


Оленевод спрятался в кустах,

Подсматривает за оленем

И думает:

«Как ловко я обхитрил оленя, он меня не видит».

Олень безразлично щиплет ягель:

«Пусть думает,

Если ему так хочется».

Человек уверен, что он решает судьбу оленя.

А олень знает: оленевод без оленя – Нечеловек.

(Ю.Вэлла. «Триптих об олене».)


Моя загадка – эй!

И семь ночей пляшут – танцуют,

И семь дней пляшут – танцуют.

- Что это, знаете?

- Порывом ветра деревья раскачивает.


Моя загадка – эй!

У белого платка одна половина распускается,

Другая половина свёртывается.

- А ну-ка, отгадайте, что это?

- Это то день, то ночь наступает.


Моя загадка – эй!

На кусты падает, да на траву падает.

- Отгадайте, что это?

- Это роса.


Моя загадка – эй!

Женщина в белой шубе выходит на улицу,

женщина в чёрной шубе заходит в дом.

- Что это? Отгадайте!

- Это теплый воздух выходит наружу,

холодный воздух заходит в дом.


Моя загадка – эй!

На макушке дерева – сияет да сверкает.

- А ну-ка, отгадайте, что это?

- Это про черёмуху загадка.


Моя загадка – эй!

Поперек ствола березы посиживает, косовато колышется.

- Что это? Отгадайте!

- Это белка.


Моя загадка – эй!

Макушка дерева – конь для всадника.

- Отгадайте, что это?

- Это белка прыгает с дерева на дерево.


Моя загадка – эй!

На доске не держится, на крюке не держится,

Вообще ни на чем не держится.

- Что за существо?

- Это яйцо.


Моя загадка – эй!

Железная дочь скандалит,

деревянная дочь усмиряет.

- Отгадайте, что это?

- В кипящем железном котле

деревянной поварешкой мешают.


Один мужчина сто стрел выпускает.

(Шерсть шкуры).


Один мужчина шагает, что-то ужасное с шестью ногами и руками его догоняет.

(Мужчина тянет за собой маленькие сани).


Вверху сын бога играет на насъюхе(муз. инструмент), внизу травы пляшут.

(Ветер дует, деревья качаются).


В уголке дремучего леса женщина в красном платке плачет.

(Мухомор).


Посреди озера чашечка с топленым молоком плавает.

(Гагара).


Тридцать мужчин рубят – один передвигает.

(Язык, зубы).


Железная женщина ругается, березовая женщина успокаивает.

(Котел и поварешка).


^ Родовые окончания глаголов прошедшего времени


Родимая тундра моя!

Ты людям служила века,

Кормила, богатств не тая,

Охотника и рыбака.

(Р.Ругин. «Рассвет над Ямалом».)


Моя загадка – эй!

Паук через реку Тагт (мансийское название реки Северная Сосьва; букв.: ветка, ответвление) пробежал.

- А ну-ка, отгадайте, что это?

- Лёд треснул.


Моя загадка – эй!

Танцевали, танцевали – бряк, упали.

- Отгадайте, что это?

- Это листопад.


В деревне, где ненецкий обоз ночевал, остался нож, похожий на серп.

(Старый месяц на исходе).


Сквозь дерево железо появилось.

(Нож).


Через кипящее море тощая лиса перегнулась.

(Дужка котла).


Сквозь металл тело появилось.

(Кольцо).


В железную дырку зверь пробежал.

(Иголка с ниткой).


^ Часть 2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


Раздел содержит сказки и загадки. Включен материал о загадках ханты и манси, об отношении этих народов к ним, структуре загадок.

Загадки и сказки представлены в сравнении с русскими народными и авторскими (выделены курсивом).

После их анализа возможно подведение к выводу: при явном различии в культуре, быте, обычаях двух народов прослеживается сходство в отношении к нравственным ценностям.

Загадки

«Загадки – это истинная поэзия. Если бы мои манси (вогулы) создали только загадки (а создали они много и других жанровых произведений), я бы все равно сказала: мой народ был талантлив»

(Е.И.Ромбандеева)


У народа манси (вогулов) много загадок, их исполнение не имеет сезонного ограничения, как у сказок и мифов. Ими пользуются круглый год, во время отдыха и труда, если ха­рактер занятий не требует тишины, как во время охоты или рыбалки в ожидании косяка рыбы и закидывания невода. За­гадки лаконичны, образны, как сама поэзия. В них отражена тонкая наблюдательность людей над окружающими явления­ми природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, самим человеком и процессами его труда. В «игре загадок» принимают участие взрослые и дети, мужчины и женщины. Загадка требует диалога, наличия противостоя­щей стороны.

Манси обычно состязаются в загадывании и от­гадывании загадок следующим образом: распределяются на две группы: или все загадывают, а один отгадывает, или один загадывает, а все отгадывают (в этом случае чаще всего дети всей группой отгадывают). Все присутствующие в «игре за­гадок» волнуются, особенно дети. Загадка выговаривается в быстром темпе, её следует и быстро отгадать - в этом суть игры. По числу заданных и отгаданных загадок считают ко­личество выигранных очков участниками игры. Если сложную загадку никто не смог отгадать, то загадавший её сам подска­зывает отгадку. Этим он зарабатывает сразу два очка. Зага­дывание загадок начинается с самых простых, известных. Отгадывание их предоставляется обычно детям, взрослые пред­намеренно воздерживаются, делая вид, что они их не знают. Дети с радостью их отгадывают и довольны.

Если дети затрудняются в отгадывании загадки, то они имеют право задавать вопросы, например, присутствует ли предмет, подразумеваемый в загадке, поблизости, в пределах видимости, идет ли речь об одушевленном предмете или, наоборот, о неодушевленном и т.д. Или загадавший загадку сам наводит на след отгадывания. Когда же взрослые состязаются, то подсказка строго запрещается.

Каждая загадка начинается с контактоустанавливающей фразы со слушателями: «Моя загадка – эй!» После быстро произнесенной загадки следует просьба отгадать. Ответ на загадку тоже следует быстрый. Кто долго размышляет, тот проиграл.

В конце игры подсчитывают, кто сколько заработал очков. Выигрывает только один, и он никогда не кичится этим.

У народа манси имеются так называемые платные загадки. Когда кто-либо задает платную загадку, то ему обязательно должны заплатить, сделать какой-нибудь подарок. Таких загадок у манси немного. По тематике они касаются священных предметов или изображений духов-покровителей.

Например:

В дремучем лесу, в дремучем бору сидит мужик с денежным столом. (Медведь)

В настоящее время дети не знают платных загадок, но взрослые ещё помнят их.

^ Мансийские и русские загадки


Мансийские загадки

Русские загадки


Моя загадка – эй!

На крыше дома целый каравай хлеба лежит.

- Это что? Отгадайте!

- Это полная луна.



^ Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.



Моя загадка – эй!

Один льет, один пьет, один растет.

- Отгадайте, что это?

- Это дождь идет, земля пьет, деревья и трава растут.



^ Один льет, другой пьет, третий растет.



Моя загадка – эй!

Два мужика тянутся, тянутся друг к дружке, но меж ними валёжина.

- Что это? Отгадайте!

- Это глаза, а меж ними нос


^ Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.


Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят.



Моя загадка – эй!

Четыре женщины одним платком накрылись.

- Что это? Отгадайте!

- Это ножки стола


^ Четыре сестрицы

Под одной фатицей.



Моя загадка – эй!

Пока батя подпояшется, сынок до неба дойдет.

- Что это?

- Пока огонь разжигают, дым уже в небо поднялся.



^ Отец не рождался,

А сын уже на крыше сидит.



Моя загадка – эй!

Через дырявую железку олень-самец прыгнул.

- Что это?

- Это в иголку вдевают нитку из жил (сухожилий).



^ Одна подружка пролезла другой в ушко.


Моя загадка – эй!

Господин один из домика во двор выскочит – и рубит, и рубит, затем там же на боковую ложится.

- Что это, отгадайте!

- Это топор.



^ Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.



Моя загадка – эй!

Под водой тридцать глазков.

- Что это?

- Это невод.



^ Что может дырками ловить?


Моя загадка – эй!

Двое мужчин наперегонки хоть и бегут, но никто из них дальше другого не выходит.

- Отгадайте, что это?

- Это человек идет на лыжах.



^ Два брата друг за другом бегут, никак обогнать не могут.


Хантыйские и русские загадки


^ Хантыйские загадки

Русские загадки



На вершине дерева кусок заплесневелого хлеба.



^ Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц).



На крыше шкура с дырками от личинок.



^ Лежит большая шкура – вся в дырочках. (Небо и звезды).



В деревне, где обоз ночевал, остался нож, похожий на серп.



^ Молода – похожа на серп,

Поживет – станет как лепешка. (Старый месяц на исходе).



Белая ткань разворачивается,

Черная ткань сворачивается.



^ Черная корова повалит,

Белая поднимет. (День и ночь).



Под окном серебряная монета висит.



У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет. (Сосулька).



В железном доме женщина сидит.



Мальчик-крошка

В костяной одежке. (Орех).



Легкий наездник вершины дерева.



^ Без крыльев,

А быстрее птицы

С дерева на дерево

Перелетает. (Белка).



Голого в мех одевают.



^ Десять братьев

В двух шубах ходят. ( Пальцы рук в рукавицах).



Один говорит, двое слушают.



Один говорит, двое слушают. (Язык, уши).



Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев.



^ Что на свете всех быстрее? (Мысль).



В железную дырку зверь пробежал.



Бык железный, хвост кудельный.


Одна подружка

Пролезла другой в ушко. (Иголка и нитка).



Сто темноволосых мужчин в одной лодке спят.



^ Спят мирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь. (Коробок спичек).



Двое рядом соревнуются, никто не может победить.



^ Деревянные кони не могут друг друга победить. (Лыжи).



Сказки


У хантов и манси получили широкое распространение сказки, заимствованные у восточноевропейских или степных народов; особенно много их у южных групп. Популярны и русские сказки русь-моньсь (хант.), русь-мойт (манс.). Однако даже заимствованные сказки нередко подвергаются мифологизации в силу действия установки на достоверность повествования. Хороший сказитель мог привязать русскую сказку к своим героям и закончить формулой: «пошли и стали такими-то духами».

Заимствованных европейских мотивов и целых сказок у манси больше, чем у хантов.


Акврись2

- Акврись, Акврись, мешочек твой где?

- Собакой унесен.

- Собака где?

- В лес убежала.

- Лес где?

- Огонь его сжег.

- Огонь где?

- Дождем погашен.

- А дождь где?

- В землю ушел.

А следы его где?

- Водяным братцем стерты.

- Водяной братец где?

- Застрелен двумя человечками с луками.

- Два человечка с луками где?

- Под лед провалились.

- Лед где?

- Солнцем растоплен.

- А солнце где?

- За облаком скрылось.

- Ветром унесено.

- Ветер где?

- Ветер за камень ушел.


Сравни:


- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- А на что коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.


* * *

Заяц

Заяц осоку ел. Ел, ел, да губу себе и порезал. Рассердился и побежал к огню:

-Огонь, огонек, сожги осоку!

- А что тебе осока плохого сделала?

- Когда я ее ел, она мне губу порезала.

-Из-за своей же жадности пострадал!

Бросился заяц к воде:

- Вода, водичка, погаси огонь!

- Огонь тебе что плохого сделал?

- Осоку сжечь не хочет.

- А осока в чем виновата?

- Когда я ее ел, она мне губу порезала.

- За свою же жадность пострадал.

Заяц к Виткась3, водяным братцам, бросился. Прибежал, старику со старухой Виткась говорит:

-Виткась, Виткась, воду выпейте!

- Вода тебе что худого сделала?

- Она огонь не гасит.

- А огонь что худого сделал?

- Осоку жечь не хочет.

- А осока в чем виновата?

- Когда я ее ел, она мне губу порезала.

- За свою же жадность наказан!

Заяц к двум мальчикам-ровесникам, у которых были лук и стрелы, побежал. К ним пришел, говорит:

- Виткась, старика и старуху, из своих луков застрелите!

- Виткась, водяные братцы, что тебе плохого сделали?

- Воду выпить не хотят!

- Вода что худого сделала?

- Огонь загасить не хочет!

- Огонь что худого сделал?

- Осоку сжечь не хочет!

- А осока в чем виновата?

- Когда я ее ел, она мне губу порезала.

- Из-за своей жадности пострадал! – сказали мальчики-ровесники с луками и стрелами.

Заяц к лесной крысе, к водяной крысе побежал. Пришел к ней и говорит:

- Крыса, крыса, у мальчика-ровесника зарубки на стрелах отгрызи!

- Два мальчика-ровесника с луками что тебе плохого сделали?

- Старика и старуху Виткась, водяных братцев, убить не хотят!

-Виткась, водяные братцы, что тебе плохого сделали?

- Воду выпить не хотят!

- Вода что худого сделала?

- Огонь загасить не хочет!

- Огонь что худого сделал?

- Осоку сжечь не хочет!

- Осока в чем виновата?

- Когда я ее ел, она мне губу порезала!

Лесная крыса, водяная крыса у мальчиков-ровесников зарубки на стрелах грызть стала. Два мальчика-ровесника в старика и старуху Виткась, водяных братцев, стрелять начали. Старуха и старик Виткась воду пить принялись. Вода огонь заливать бросилась. Огонь осоку жечь стал. Осока загорелась и зайцу лапу обожгла. На том и кончилось.


^ Сравни:

Петушок и бобовое зернышко

(русская народная сказка)

* * *


Как собака себе товарища искала

Давно это было, поговаривают старые манси. Собака в лесу жила одна. Жить одной ей стало скучно, отправилась собака искать себе товарища. Собака искала такого товарища, который никогда никого не боялся. Она думала: «Наверное, волк самый сильный, он никого не боится». Собака отправилась искать волка. Нашла волка и сказала ему:

- Волк, будем жить вместе.

- Хорошо, я согласен с тобой жить, - сказал волк.

Стали они вместе жить. Однажды собака услышала шелест трав и залаяла.

- Не лай, собака, - говорит ей волк, - придет всемогущий медведь и нас обоих съест,

Это как же? – думает собака. – Наверное, медведь самый сильный, если волк его боится». И собака отправилась искать медведя. Долго ли, коротко ли искала, нашла медведя и говорит ему:

- Медведь, будем вместе жить.

- И правда, вместе жить веселее, - соглашается медведь.

И стали они поживать вместе. Однажды собака услышала шелест листьев и залаяла. Медведь испугался и говорит:

- Не лай, собака! Человек услышит нас, придет с ружьем и убьет.

«Я теперь понимаю: если медведь боится человека, значит, человек на земле самый сильный», - подумала собака. Бросила собака медведя и отправилась искать человека. Нашла человека и говорит ему:

-Человек, давай вместе жить будем.

Человек согласился и стали они жить вместе. Однажды ночью собака стала лаять. Человек проснулся и говорит:

- Так, так! Погромче лай, бросайся, пугай!

Тогда собака поверила, что человек – Самый сильный на земле. Он ничего не боится. С тех пор и до сегодняшнего дня собака живет с человеком. Собака – хороший друг человека.


^ Сравни:


Как собака друга искала

(русская народная сказка)

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти. Такого друга, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

- Давай, зайка с тобой дружить, вместе жить!

- Давай, - согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

- Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!

«Неважный это друг, - подумала собака, - волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:

- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

- Что ж, - отвечает волк. – Вдвоем веселее будет.

^ Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

- Ах ты, такая-разэдакая!.. Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.

«И волк боится, - подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю.

- Медведь-богатырь. Давай дружить – вместе жить!

- Ладно, - говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.

А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.

«Ну и дела, - думает собака. – И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

- Человек, давай дружить, вместе жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.


* * *


КОШЕЧКА.

Ушки-то листочки,

Глазки-то две плошки,

Рот мой – палочки с развилкой,

Язык мой – подпилок.

Лапки мои – совочки,

Нос мой – трута кусочек,

Ноги мои – сапожки меховые,

Хвостик мой – прутик,

Спинка моя – таганок.


^ Сравни:

Васька

Котичек- коток – серенький лобок. Ласков Вася да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

(К.Д.Ушинский).

* * *


Лось

Давно это было, никто из старых манси не помнит. Возле самых гор жил-был лосенок. День растет, ночь растет. Превратился в могучего, прекрасного зверя. Любо смотреть на него: могучие ветвистые рога ветви деревьев задевают. Бежит он по лесу, коренья и сучья трещат под его могучими копытами – такой он сильный стал.

Долго ли, коротко ли жил лось, стало ему одиноко и грустно одному. Подумал он: «Пойду-ка я искать себе друга». Долго ли, коротко ли думал, отправился в путь. Много лесов обошел он и вот однажды встретил росомаху. Спросил ее:

- Росомаха, скажи, чем ты питаешься? Какую пищу ты любишь?

Росомаха ему ответила:

- Я ем мясо лесных зверей.

Могучий лось, услышав такое, рассердился и убежал. Долго ли , коротко ли бежал, много лесов пробежал, много рек переплыл. Однажды пришел к берегу большого озера. На берегу этого озера лось повстречался с зайцем. И спросил его:

- Чем ты, заяц, питаешься?

Заяц ответил:

- Я щиплю траву и грызу прутья и кору деревьев.

Тут лось очень обрадовался и взял себе в друзья зайца. Теперь они одной пищей питаются и никогда не ссорятся.


^ Сравни:


Как собака друга искала

(русская народная сказка)


* * *


Семь братьев-разбойников

Жили-были брат с сестрой. Брат женился. Брат, куда ни пойдет, обязательно берет с собой сестру. Однажды жена спрашивает:

-Зачем ты сестру всегда с собой берешь? Почему меня не берешь?

После этого разговора брат рассердился, ни жену, ни сестру не стал с собой брать. Как-то раз пошел один. После его ухода жена вытащила из сундука русское шелковое платье и сожгла на костре. Когда муж вернулся, она говорит ему:

- Не взял с собой сестру. А она с досады сожгла мое платье, лежавшее в сундуке.

В другой раз он поехал гулять и никого из них не взял с собой. После его ухода жена вбежала в конюшню и отрезала кобылице голову. Муж домой пришел, жена ему говорит:

- Сестра твоя у кобылицы голову отрубила!

В третий раз муж пошел гулять. Сестру свою с собой не взял и жену свою не взял. После его ухода жена отрезала голову своему сыну. Муж пришел домой, она ему говорит:

- Сестру свою куда хочешь, туда и девай. Она отрезала голову нашему сыну.

Недолго он думал. Надел на спину кузов и вместе с сестрой пошли в лес. Поплакали-поплакали и разошлись.

Долго ли, коротко ли она так сидела. Однажды, откуда ни возьмись, около девушки появились семь братьев-разбойников. Смотрят на нее – такая девушка сидит! От нее солнце всходит, от нее оно и закатывается.

Один из братьев говорит:

- Я возьму ее в жены!

Другой их брат говорит:

- Я возьму ее в жены!

Тогда старший из братьев-разбойников говорит:

- В жены мы ее не возьмем. В сестры возьмем.

Домой привезли девушку и говорят ей:

- Вот наш дом, наши вещи. Живи и управляйся с хозяйством. Что сердцу нравится, то и ешь. Из одежды что нравится, то и надевай.

Семь братьев-разбойников ночью переспали и пошли промышлять. Их сестра в доме осталась. Сидит. Дверь то открывается, то закрывается. Девушка и говорит:

-Если хороший кто будет, то в дом открывается, а если плохой, то иди мимо дома по своей бродяжьей дороге.

Тут в дом ввалилась колдунья, девушке говорит:

-Тетка твоя вместо привета тебе ботинки принесла. Надень, сестра.

-Не надену! Когда я там жила, я не нужна была, а теперь горько стало! Не на-

дену, уходи!

- Сделай хорошее дело, надень ботинки!

Надела девушка один ботинок, надела второй ботинок и замертво упала. Колдунья выскочила, убежала домой.

Семь братьев-разбойников возвратились домой, смотрят: в доме огня нет, в доме света нет. Вбежали они в дом, целуют и милуют сестру, ищут, что случилось. Сняли с неё ботинки, сестра ожила, села и говорит:

- Ох! Тетя меня усыпила. Долго же я спала!

На другой день братья-разбойники, выспавшись, пошли промышлять. Своей сестре они наказали:

- Что бы тетка тебе не принесла, ты не бери!

Ушли они в лес. Не прошло и полдня, как колдунья опять появилась и говорит:

- Тетка твоя вместо привета платье тебе послала. Надень!

Девушка один рукав надела, стала надевать второй рукав и упала замертво. Колдунья выскочила на улицу, домой ушла. Вечером домой возвратились братья-разбойники, смотрят: в доме огня нет, света нет. В дом вбежали, сестру целуют, милуют. Как только сняли с нее платье, сестра села. Ей братья говорят:

- Ты ничего присланного теткой не бери!

Переночевали они и снова отправились в лес промышлять. Но не прошло и полдня, как стала открываться и закрываться дверь. Снова в доме появилась колдунья, говорит девушке:

- Золотым колечком тетка тебя одарила. Возьми, надень на палец!

Девушка на первый сустав пальца кольцо надела, на второй сустав своего пальца кольцо надела и упала. Колдунья выскочила из дома и к себе убежала. Семь братьев-разбойников вечером домой пришли, видят: в доме света нет, нет и огня в доме. Сестренку они целуют, милуются с ней и не знают, что случилось. Поплакали-поплакали, сделали ей стеклянный гроб, унесли сестру на площадь в городе, там поставили гроб. А сами вечером плачут, днем плачут.

Однажды в одной из царских деревень было веселье. Пили, ели. Жена царя с сыном заблудились в лесу. Долго ходили. Случайно они оказались у гроба девушки. Смотрят: в гробу девушка вот-вот засмеется! Смотрели, смотрели на нее и увидели на пальце кольцо. Говорят:

- Снимем кольцо!

Сняли кольцо, девушка ожила, поднялась. Вошли они в дом братьев-разбойников, затопили печку, наелись, напились. Тут вернулись домой семь братьев-разбойников. Целуются, милуются с сестрой. А сестра им говорит:

- Вы не меня целуйте, а эту женщину целуйте. Они меня оживили.

Братья-разбойники спрашивают женщину:

- Чем мы тебя отблагодарим?

Мать царевича говорит:

- Отдайте девушку в жены моему сыну.

Тут устроили свадебный пир, и сестру свою братья-разбойники просватали.

^ Сравни:

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

* * *

Трусливый заяц

Жил-был зайчишка. Однажды он услышал, сидя за пеньком: кто-то бежит. Испугался зайчишка, стал убегать. Собака охотника учуяла зайца, погналась за ним. А зайчишка убегает и кричит:

- Нос мой, чуй, чуй запах! Глаза мои, глядите, глядите! Уши мои, слушайте, слушайте! Передние мои ноги, помогайте, помогайте! Кожа моя, двигайся, двигайся! Хвост мой, помогай, помогай!

Бежал, бежал, устал, остановился и спрашивает:

- Нос мой, ты учуял запах?

- Если бы я не учуял запаха, тебя бы на том же месте съели собаки!

- Глаза мои, вы увидели опасность?

- Если бы мы не увидели, тебя бы на том месте съели собаки!

- Уши мои, вы услышали опасность?

- Если бы мы не увидели, тебя бы на том месте съели собаки!

- Уши мои, вы услышали опасность?

- Если бы мы не услышали, тебя бы на том же месте съели собаки!

- Передние ноги мои, вы помогали в опасности?

- Если бы мы не помогали, тебя бы там и съели!

- Кожа моя, ты двигалась?

- Если бы я не двигалась, тебя бы там и съели!

- Хвост мой, ты помогал?

И тут хвост чуть не плача говорит:

- Как же я, бедняжка, мог помочь тебе, ведь ты меня выпрямил, как прут!

Рассердился Зайчишка на свой хвост и закричал:

- Собака, собака, откусывай, откусывай мой хвост!

Собака схватила зайчишкин хвост и оторвала. Вот почему у зайца короткий хвост.


^ Сравни:

Мужик, медведь и лиса

(русская народная сказка)

Пахал мужик ниву, пришел к нему медведь и говорит ему:

- Мужик, я тебя сломаю!

- Нет, не замай; я вот сею репу, себе отдам хоть корешки, а тебе отдам вершки.

- Быть так, - сказал медведь, - а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!

^ Сказал и ушел в дуброву.

Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает:

- Ну, мужик, давай делить!

- Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки, - и отвез ему воз ботвы.

^ Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик положил свою репу на воз и повез в город продавать, а навстречу ему медведь:

- Мужик, куда ты едешь?

- А вот, медведюшка, еду в город корешки продавать.

- Дай-ка попробовать, каков корешок!

^ Мужик дал ему репу.

Медведь как съел:

- А-а,- заревел,- ты меня обманул, мужик! Корешки твои сладеньки. Теперь не езжай ко мне по дрова, а то задеру!

Мужик воротился из города и боится в лес ехать; пожег и полочки, и лавочки, и кадочки, наконец, делать нечего - надо в лес ехать.

^ Въезжает потихоньку; откуда ни возьмись, бежит лисица.

-Что ты, мужичок,- спрашивает она,- так тихо бредёшь?

-Боюсь медведя, сердит на меня, обещал задрать.

-Не бойся медведя, руби дрова, а я стану порскать; коли спросит медведь: «Что такое?» - скажи: «Ловят волков и медведей».

^ Мужик принялся рубить; глядь – ан медведь бежит и мужику кричит:

- Эй, старик! Что это за крик?

Мужик говорит:

-Волков ловят да медведей/.

- Ох, мужичок, положи меня в сани, закидай дровами да увяжи верёвкой; авось подумают, что колода лежит.

Мужик положил его в сани, увязал верёвкою и давай обухом гвоздить его в голову, пока медведь совсем окочурился.

^ Прибежала лисица и говорит:

-Где медведь?

-А вот, околел!

-Ну что ж, мужичок, теперь нужно меня угостить.

-Изволь, лисонька! Поедем ко мне, я тебя угощу.

^ Мужик едет, а лиса вперёд бежит; стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.

Лиса пустилась к лесу и юркнула в нору; спряталась в норе и спрашивает:

-Ох вы, мои глазоньки, что вы видели, когда я бежала?

-Ох, лисонька, мы смотрели, чтоб ты не споткнулась.

-А вы, ушки, что делали?

-А мы всё слушали, далеко ли псы гонят.

-А ты, хвост, что делал?

-Я-то,- сказал хвост,- все мотался под ногами, чтоб ты запуталась, да упала, да к собакам в зубы попала.

-А-а, каналья! Так пусть тебя собаки едят.

^ И, высунув из норы свой хвост, лиса закричала:

-Ешьте, собаки, лисий хвост!

Собаки за хвост потащили и лисицу закамшили.

Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает.


^ Пословицы и поговорки

Затяжная весна опустошает лабазы, делает жизнь больной.

Руки без жил, что ли?

Твои руки не жилами закреплены.

Если человек хороший, то всем расскажи о нем, только ему об этом не надо говорить.

А если человек плохой, то никому не надо говорить о нем, даже ему самому.

Земля без женщины мертва, а без мужчины жизни нет.

Ты не солнышко.

Во рту пена кипит, а не поймешь, что говорит.

Рога что ли выросли, в дом не вмещаешься?

Не от тебя восходят Солнце и Луна.


^ Поговорки оленевода

Если очень хочешь иметь оленя, за край подола Бабушки-Земли пойдешь.

Если на новом месте заводишь новое стадо или меняешь пастбище, то самые трудные первые три года. Потом легче. Но никогда не бывает легко.

Если ступни твоих ног будут ступать туда, куда ступают копыта твоих оленей – ты имеешь шанс стать оленеводом.

Построишь много километров кораля-ограды, но оленей не удержишь. Поставишь стойбище, поселишься вместе с детьми в нем – олени будут держаться возле жилища.

Не человек пасет оленя, а дымокур. Пусть всегда непрерывно вьется дымок над твоим стойбищем.

Разожги дымокур до прихода оленей, а не после. Если олени три раза пришли, а дымокур еще не разведен, они могут больше не прийти.


^ Часть 3. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


Представлены хантыйские и мансийские легенды о растениях и животных ХМАО, миф о происхождении Земли. В них четко прослеживается отношение коренных народов к растениям и животным как к живым существам, наделенным чувствами и разумом. Себя они представляют неотъемлемой частью природы.


Стихотворение Ю.Вэллы можно считать эпиграфом как к этой части, так и ко всем другим.

***

Здесь была сосна…

Срубили сосну – остался пень.

Здесь росла береза…

Бульдозер выдрал ее с корнями

И гусеницами стальными в липкую грязь вмолол –

И осталась серая глина, от жары растрескавшаяся.

В озере плескалась рыба…

Поленился трубопрокладчик проверить трубу,

А там была маленькая трещина, затертая глиной.

Заполнил нефтедобытчик нефтью трубу до отказа,

Она и лопнула.

Сегодня в том озере даже водоросли не растут.

Однажды родился человек…

Человек этот, возможно, Ты.

А что, если ты уже не человек?

А что, если ты уже себя топором под корень?..

Ю.Вэлла.


Звери


Медведь

(Хантыйская легенда о происхождении медведей различных пород)

Не знаю, правда или нет, что раньше медведь был богом, у него были дети. И вот (дети есть послушные и непослушные) одного непослушного медвежонка бог выгнал и сказал:

- Иди куда хочешь.

Маленький медведь упал на землю, но до земли не долетел и застрял в развилке дерева. Думает: "Пропаду теперь: ни вверх нельзя продвинуться, ни на землю опуститься. Съедят меня, наверное, черви". И правда, подох медведь, стали из него выпадать черви на землю. Из больших червей вырастали большие таежные медведи, а uз маленькuх червей - северные медведи без хвостов.


Их

Богом Торумом был послан на землю «их» - медведь. От всех зверей он отличался непослушанием и гордостью. За это бог послал его с неба на землю. Падая с неба, медведь попал в непроходимый урман, зацепился на огромном, старом, покрытом мохом кедре. Долго там висел, так долго, что оброс мохом. Городость все не позволяла ему просить у Торума прощения и помощи.


Наконец не выдержал, взмолился. Выслушал его Торум и сказал: «Пока живут люди на земле, ты будешь медведем. Все тебя будут бояться. Ты все будешь видеть, все знать. Худой человек от тебя не уйдет. Тебе будут поклоняться, хотя бы и убитому. Иди на землю. Так и живи».


Лаврентий Гаврилович Прасин, 1926г.


^ Сказка «Медведь»


Бог Торум отпустил на землю птиц и зверей, в том числе, и медведя, чтобы его добывали, убивали и употребляли в пищу. Медведю это не понравилось, поднялся он к Торуму и говорит:
- Отец мой Торум! Охотник-ханты меня убивает. 
Торум ему говорит:
- А ты спустись вниз, подкарауль его на охотничьей тропе и нападай сразу. И ты его убьешь сам. 
Медведь спустился с неба, подкараулил охотника на его охотничьей тропе. Смотрит, идет охотник. Раз, и внезапно напал сзади. Охотник развернулся и обухом топора его шмяк и убил. Душа этого медведя опять поднимается на небо к Торуму и говорит:
- Я все сделал, как ты велел, но охотник опять убил меня. 
Торум говорит:
- Ладно, иди. 
А сам с тех пор разрешил, чтобы охотники и впредь убивали медведя.

* * *

Из всех животных медведь пользовался наибольшим почитанием у коренных народов Сибири.

Во владениях каждого угорского сообщества существует ничья земля -угодья духов.

Таковыми являются не захудалые места, а наоборот, самые обильные птицей и зверем участки тайги. На священную землю закрыт доступ чужакам и женщинам, здесь нельзя ловить рыбу, собирать ягоды, если зверь, преследуемый охотником, забегает туда, то погоня прекращается.

По преданию, на одно из подобных угодий в верховьях Б.Югана забрел охотник и убил двух лосей. Ночью к его костру явились поочередно медведь - мертвец и покойник - человек. Охотник, спасаясь от «гостей» всю ночь просидел на болоте, держа в руке горящую головню. Наутро убитые лоси встали и ушли в лес.


Олень

У хантыйского рода Волдиных (Ханты-Мансийский район) олени предсказывают несчастье. «Перед несчастьем олени становятся полудикими. Если раньше они были практически перед домом, то с приближением несчастья они все дальше и дальше отходят от жилья. Наверное, видят что-то неладное. Это начинается года за три до несчастья. Если даже насильно загонять животных к дому, это все равно не отведет беды».

Горностай


Почему у горностая кончик хвоста черный

(Сказка)

Это было в то далекое время, когда все нынешние животные жили уже на земле, но не все еще были такими, как сейчас. Горностай в то время был темно-рыжим.

^ Однажды наступила лютая зима... Умирающий от голода и холода горностай прибежал к чуму, взобрался наверх, к дымнику, и сел у края погреться. От тепла его разморило, он задремал. Старик в это время вошел в чум. Чуткий горностай встрепенулся, сорвался... и плюхнулся прямо в казан с горячей водой... Старик быстро выловил его. Горностай был чуть жив, а шерсть с него вся сошла. Старик бережно ухаживал за зверьком, и вскоре тот поправился, вместо темно-рыжей шерсти на нем выросла белоснежная. Горностаю жилось легко, ведь он ел готовую пищу, которую приносил с охоты старик.

На случай неудачной охоты старик берег небольшой запасец сала. Однажды он увидел на нем следы острых зубов горностая. Сильно рассердившись, старик решил проучить воришку. Он сделал вид, что ушел на охоту, а сам, взяв обгорелую головешку, бесшумно вошел в чум. Но горностай был верткий из вертких, он сумел увернуться от удара, и старик задел только самый кончик его хвоста... С тех пор о горностае говорят: « зверек с отметиной».


Соболь

Самое богатое соболем место – бассейн р. Юган. Здесь создан Юганский заповедник.


Именно соболь из-за своей исключительной ценности был изображен на сибирском гербе, а затем попал на монеты, которые с 1763г. Начали чеканить на Колыванском монетном дворе. Эта монета предназначалась только для обращения в Сибири.


Белка

По обычаю хантов р.Аган убитым белкам и соболям обрезали лапки, «чтобы впредь плохо бегали».


Поскольку след белки в наших лесах встречается особенно часто, полезно дать ребятам совет относительно определения его свежести, как это делают, например, охотники: «Если слегка подуть в след и при этом мельчайшие крупинки снега сдвигаются, - след совершенно свежий. Если сдвигаются только средние и крупные комочки снега, - белка прошла 10-15 минут назад. Наконец, если частички снега совсем не шевелятся, смерзлись, - зверек прошел более получаса назад».


Важно подчеркнуть, что жизнь животных полностью зависит от состояния леса. О предстоящей голодной зиме белки узнают еще летом, когда начинают питаться еловыми или кедровыми семенами нового урожая. Обнаружив, что запасов мало, белки бросают насиженные места и перемещаются огромными массами в поисках корма. Может быть, одним из таких мест является кедрач в Cpeднем Приобье, где потом возник город Лангепас, что в переводе с хантыйского означает «беличье место, беличье угодье».


Хантыйская примета:

Посветление шкурки белки предвещает скорое наступление зимы.


^ Заяц


Почему у зайца большие уши

(Мансийская сказка)

Однажды на лесной поляне разговаривал лось с лосихой. Заяц бежал мимо и решил подслушать разговор. Оказывается, лось раздавал рога. Не выдержал заяц, высунулся из-за пенька и с криком давай и себе рога просить, чтобы «врагов в страхе держать». Отдал лось ему рога. Обрадовался заяц, запрыгал, да так, что шишка ему свалилась на голову. Подскочил заяц бежать, да рога запутались в кустах.

«Нет, брат, - говорит лось.- Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, чmo ты подслушивать любишь».

Лось

Почти везде почитался лось. Это был символ достатка, благополучия. На Васюгане зафиксировано поверье о неожиданно появляющейся из земли белокаменной фигурке лося. Считалось, что она может появиться не перед всеми, а только перед тем, кого ожидает удачная охота. Здесь же, на Васюгане, в форме головы лося оформлялись священные деревянные молоты для забивания кольев запора.

В прошлом широко распространен был праздник по случаю добычи первого лося весной (сейчас о нем могут рассказать лишь немногие старики).

Было запрещено раскалывать лосиные кости, подсаливать мясо, резать его железным ножом - это говорит о древности подобных обычаев. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо.

Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам типа «вещь с длинными ногами».

Созвездие Лося




страница1/3
Дата конвертации23.10.2013
Размер0.87 Mb.
ТипУрок
  1   2   3
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы