Методические рекомендации для студентов по изучению культурологии тема 1 icon

Методические рекомендации для студентов по изучению культурологии тема 1



Смотрите также:
  1   2


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИИ


Тема 1. Теория культуры: понятие, типы, функции.


План.

  1. Понятие «культура». Исторический и современный аспект.

  2. Структура, функции и законы развития культуры.

  3. Культура и цивилизация.


При изучении первого вопроса следует обратить внимание на множественность определений культуры, что свидетельствует о сложности самого явления. Предвосхищая курс философии, следует рассмотреть дихотомию отношений «природа - культура». Рекомендуется аргументировать определение Гегеля «Культура – это созданная человеком «вторая природа».

Студентам рекомендуется доказать, что в процессе исторического развития общества понятие «культура» подвергалось различным деформациям. При этом можно использовать цивилизационный подход в рассмотрении развития общества (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, современная эпоха).

Раскрыть генетический, познавательный, ценностный, гуманистический, нормативный и социологический аспекты в понимании культуры. Выявить каким подходам в определении культуры придерживались Ж.Ж. Руссо, И.Кант, А. Швейцер, А. Кребер, П. Сорокин, В.М. Межуев.

Приступая к изучению второго вопроса, предлагается вспомнить из школьного курса обществознания содержание понятий «структура», «функция», «закон», «субъект», «объект». Далее предлагается проанализировать структурные элементы культуры:

- уровни культуры (обыденный и специализированный);

- по форме бытия (материальную и духовную);

- по субъекту и объекту (народная, национальная, элитарная, массовая, субкультура, контркультура, культура социальных общностей);

по влиянию (прогрессивная и реакционная);

- формы культуры (мифология, мораль, искусство, религия, право, идеология, наука, философия, экономика).

На лекции были даны рекомендации продумать различные ситуации, характеризующие культуру и определить их функциональное значение. Выявить преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, информационную, нормативную, гуманистическую, ценностную или знаковую функцию культуры.

Рассмотреть наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры:

- единства и разнообразия культур;

- преемственности в развитии культур;

- прерывности и непрерывности развития культур;

- взаимодействия и сотрудничества различных культур.

Третий вопрос – проблемы культуры и цивилизации рекомендовано рассмотреть по работам О. Шпенглера и А. Тойнби. Для подготовки следует использовать Интернет-ресурсы.

^ Основные понятия: субъект, объект, культура, цивилизация, структура, функция, закон, семиотика, культурная ценность, культурная норма, культурные институты.

Темы рефератов:

  1. Текст как проявление культуры.

  2. Человек в мире культуры.

Рекомендованная литература:

Основная:

  1. Культурология. История миролвой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Маркиной – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005, Гл. 1.

  2. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. О.Н. Воскресенской. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. Введение.

  3. Культурология (ред. С.И. Самыгина).- М. - Ростов-на Дону, 2010. Гл. 1.

  4. В.В. Касьянов Культурология. – Ростов-на Дону,2010. Тема 1.

Дополнительная:

    1. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – Гл 1.

    2. Исламгалиева С.К., Халин К.Е., Бабаян Г.В. Культурология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. «Экзамен», 2005. Л. 1-10.


Тема 2. Основные культурологические теории.

План

  1. Теория культуры в немецкой философии.

  2. Общественно-историческая школа культурологии.

  3. Натуралистическая школа в культурологии.

  4. Символическая школа в культурологии.

Первый вопрос. Обратить внимание студентов на то, что в новое время происходит переосмысление всего пути развития мировой культуры и появляются различные культурологические теории. Среди немецких философов следует особенно выделить Ф.Ницше, м. Вебера, Э. Гусерля.

Предложить студентам критически проанализировать теорию сверхчеловека Ф.Ницше. Выяснить отношение студентов к тезису «Человек изначально антикультурен. Культура создана для подавления и порабощения человека».

Понимающая философия М.Вебера. Найдите примеры, подтверждающие, что человек западной культуры находится в противоречии между эмпирическим миром техники, науки и миром идеалов, добра, красоты и прочих ценностей, причем и ценности современного человека противоречат друг другу.

По второму вопросу остановиться на проблеме едина ли история мировой культуры или она представляет из себя совокупность самостоятельных изолированных культур. Выделить два подхода в решении этого вопроса:

  1. Концепции Вольтера, Канта, Гердера, Ясперса об универсальности и всемирности истории.

  2. Концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби об истории человечества как смене самодостаточных культур.

Предложить студентам оформить схему-таблицу, раскрывающую по основным позициям каждую из культурологических теорий. Например, А. Тойнби – концепция «локальных цивилизаций» - теория «Вызова и ответа»

- Локальные цивилизации проходят определенные циклы развития от возникновения до гибели.

- Природа и общественные стихии бросают вызов человечеству, и оно в процессе культурного созидания находит ответ этому вызову.

- В зависимости от ответов, даваемых творческим духом человека, определяются варианты развития общества.

Таким образом, нужно самостоятельно изложить основные идеи каждой теории.

Третий вопрос – натуралистические школы. Учитывая профиль вуза предлагается рассмотреть особенности развития культуры с позиций теории психоанализа Фрейда и культурных архетипов К. Юнга.

Четвертый вопрос предполагает изучение значения символов и знаков в культуре. Рассмотреть ее рекомендуется на примере учения Э.Кассирера. Символы являются априорной формой, создающей многообразие культуры. Они автономны и самодостаточны. Являясь формами передачи информации, символы закрепляют культурную традицию, создают миф, язык, науку и т.д.

^ Основные понятия: Культурные эпохи, культурный процесс, культурная автономия, натурализм в культуре, символизм, цивилизация, культурный архетип.

Темы рефератов.

    1. Культурный нигилизм Ф.Ницше.

    2. Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

Список литературы.

Основная:

  1. Культурология. История миролвой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Маркиной – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005, Гл. 1.

  2. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. О.Н. Воскресенской. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. Введение.

  3. Культурология (ред. С.И. Самыгина).- М. - Ростов-на Дону, 2010. Гл. 2.

  4. В.В. Касьянов Культурология. – Ростов-на Дону,2010. Тема 1.

Дополнительная:

    1. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – Гл 1.

    2. Исламгалиева С.К., Халин К.Е., Бабаян Г.В. Культурология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. «Экзамен», 2005. Л. 11- 12.



Тема 3. Культура древних цивилизаций.


План.

    1. Характеристика основных историко-культурологических цивилизаций.

    2. Анализ древнейших цивилизаций на примере Древнего Египта.

По первому вопросу необходимо дать общую характеристику древневосточных цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия, Китай). Научные теории относительно возникновения древних цивилизаций:

Основной причиной возникновения ранних цивилизаций является географическая среда и природные условия.

Древние цивилизации (Египет и Месопотамия) возникли на остатках Атлантиды.

Студенты должны уметь выделить и обосновать типичные характеристики древневосточных цивилизаций: наличие рабовладельческих отношений и рабовладельческого государства; деспотии; создание элитного слоя общества (жречество); политеистические религии.

Значительный удельный вес по времени следует уделить изучению второго вопроса, потому что на примере развития культуры Древнего Египта можно проанализировать процесс развития древневосточных цивилизаций. Особое внимание обратить на складывание пантеона богов и культ бога Солнца – Ра. Проблема жизни и смерти как центральная проблема мировоззрения египтян. В этой связи следует рассмотреть заупокойный культ и его роль в общественной и индивидуальной жизни. «Книга мертвых» как нравственно-нормативный кодекс египтянина.

Выделить значимость личности фараона в условиях древнеегипетской деспотии.

Изучение основных символов и ценностей древнеегипетской культуры, а также строительство усыпальниц для фараонов и их семей (пирамид) рекомендуется изучить в форме подготовки доклада с презентацией. Необходимо оппонировать и обсудить вынесенные в докладе проблемы.

Рассмотреть каноны древнеегипетского искусства, уровень развития науки и образования, традиции в быту и повседневной жизни. Особое внимание обратить на достижения и особенности в развитии древнеегипетской медицины. Практика мумификации. Накопление знаний по анатомии, открытие кровообращение, изучение мозга и сердца. Тесное переплетение медицины с магией.

^ Основные понятия: культура и цивилизация, политеизм, символизм, заупокойный культ, проблема вечной жизни, канон.

Рефераты:

  1. Пирамиды как одно из чудес света.

Список литературы:

Основная:

  1. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд., ЮНИТИ-ДАНА, М. 2008. Гл. 2, 3, 6.

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд. Стереотип. – М. ЮНИТИ-ДАНА, М., 2005, Гл. 3 (1-3), гл. 6.

  1. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов – ЮНИТИ-ДАНА, М., 2009, Гл. 4 (2-3, 5).

Дополнительная:

    1. Медицина Египта // Медицина и здоровье № 2, 1998

Видеоматериалы:

  1. Видеофильм «Пирамиды Египта».

  2. Презентации к рефератам.


Тема 4. Культура Древнего Китая.

План.

      1. Основные ценности культуры Древнего Китая.

      2. Мировоззренческие системы:

- конфуцианство;

- даосизм;

- моизм;

- буддизм.

3. Медицина в системе наук Древнего Китая (реферат)

Рассмотреть мировоззренческую модель мира по-китайски. Союз и борьба Ян и Инь (светлых и темных) сил как причина образования мира из хаоса. Характеристика основных стихий в основе формирования Вселенной. Культ Неба в китайской мифологии. Основные ценности китайской культуры: культ природы; культ предков; культ дракона; заупокойный культ.

Изучение мировоззренческих систем является центральным при изучении темы, потому что на основе философско-религиозных взглядов формировался менталитет китайцев, субъектов культуры. В 6 в. до н.э. в Китае формируются две основные мировоззренческие системы – конфуцианство и даосизм. Следует внимательно разобрать основные постулаты каждого из них. Конфуцианство – основатель Кун-цзы (Конфуций, учитель Кун), автор моральной философии. Основные добродетели человека – верность, послушание и почитание родителей и старших. Раскрыть значение этой заповеди в воспитании личности. Трансформация идеи почитания старших на социальную организации. Обоснование социальной иерархии. Культ императора. Значение ритуалов и традиций в жизни китайского общества.

Даосизм – основатель Лао-цзы. Раскрыть философию даосизма, утверждающую, чторазвитие мира подчинено единому объективному закону – Дао. Им определяется весь мировой порядок, в том числе и жизнь человека. Показать, что теория недеяния легла в основу формирования мировоззрения и менталитета древнего китайца. Выявить главную доктрину даосизма учение о бессмертии.

Познакомиться с философскими системами буддизма и моизма.

При изучении третьего вопроса следует обратить внимание на идею гармонии в эстетическом сознании и художественной практике.

Изучая науку, следует отдать приоритет изучению развития медицины.

^ Основные понятия: культура и цивилизация, политеизм, символизм, заупокойный культ, проблема вечной жизни, канон, даосизм, конфуцианство, моизм, буддизм.

Рефераты:

  1. Древнекитайская медицина.

Список литературы:

Основная:

  1. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд., ЮНИТИ-ДАНА, М. 2008. Гл. 2, 3, 6.

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд. Стереотип. – М. ЮНИТИ-ДАНА, М., 2005, Гл. 3 (1-3), гл. 6.

  1. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов – ЮНИТИ-ДАНА, М., 2009, Гл. 4 (2-3, 5).

Видеоматериалы:

  1. Китайские монастыри.



Тема 5. Культура античного мира

План.

  1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима.

  2. Философско-мифологическая картина мира в сознании античного грека и римлиняна.

  3. Искусство Древней Греции и Рима.

  4. Быт, обычаи и нравы Народа Древней Греции и Древнего Рима.

Дать характеристику каждому периоду в культуре ^ Древней Греции:

- крито-микенский период (3-2 тыс. до н.э.

- гомеровский период (11-9 вв. до н.э.)

- архаический период (8 в. – 480 г. до н.э.)

- классический период (480-323 гг. до н.э.)

- эллинистический период (с 323 г. до н.э.)

^ Периодизация культуры Древнего Рима:

- этрусская цивилизация – (1в.до н.э.)

- царский период – (753 - 510 г. до н.э.)

- период республики – (6 - конец 1 вв. до н.э.)

- период империи – (конец 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.)

Второй вопрос – центральный. Необходимо создать динамику трансформаций представлений о картине мира в сознании народа античности. Отражение мироустройства в религиозно-мифологическом сознании греков и римлян. Пантеон греческих и римских богов и их атрибуты. Отношение богов к человеку и природе. Формирование философской картины мира. Натурфилософия (Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, Гераклит, Пифагор, Демокрит). Антропоцентризм (Сократ, Платон, Аристотель).Основные идеи античных мыслителей – космоцентризм, гармония, соразмерность, состязатальность.

По третьему вопросу необходимо сравнить искусство Древней Греции и Древнего Рима. Достижения в области математики, астрономии, истории, медицины. Развитие ораторского искусства, римской юриспруденции. Достижения в области архитектуры (Афинский акрополь, архитектурные ордера, Колизей, римский форум, Пантеон). Заимствование культурных ценностей римлян у греков. Скульптура: культ телесности, физической красоты тела. Статуи греческих богов и богинь, бюсты римской культуры. Устройство греческого и римского театров, различие между ними, жанры, маски, наиболее знаменитые трагедии и комедии. Развитие литературы, живописи.

Четвертый вопрос. Определить статус мужчины и женщины в быту. Познакомиться с атрибутами бытовой культуры (еда, костюм, развлечения).

^ Основные понятия: античность, картина мира, гармония, натурфилософия, антропоцентризм, святилища, базилика.

Рефераты:

  1. Древнегреческая медицина. Святилище Асклепия.

  2. Античная Греция – родина Олимпийских игр.

  3. Прикладное искусство древнего Рима: архитектура и скульптура.

Список литературы:

  1. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд., ЮНИТИ-ДАНА, М. 2008. Гл. 6.

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд. Стереотип. – М. ЮНИТИ-ДАНА, М., 2005, Гл. 6.

  3. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов – ЮНИТИ-ДАНА, М., 2009, Гл. 4 (5).

Видеоматериалы:

  1. Видеофильм «Герои Эллады».

Презентации к рефератам.


Тема 6. Происхождение и история религий

План

1. Проблемы происхождения религии

2. Первобытные верования как основа всех религий (анимизм, тотемизм, фетишизм)

3. Формирование и основные направления ведической религии.

1. Проблемы происхождения религии

Науке известно около 5 т. определений термина «религия». Единого индоевропейского слова для именования явления, которое обозначается в латинском как religio (совестливость, благочестие, набожность) не существует. Определите этимологию этого слова. Рассмотрите варианты предложенные римским мыслителем Марком Тулием Цицероном и христианским апологетом Люцием Лактанцием. Каково значение термина именуемое латинским religio в других культурах.

При рассмотрении проблемы происхождения религии исследователи сталкиваются с тремя вопросами: когда возникла религия? В каких формах она существовала на ранних стадиях своего развития? Какова природа религиозных феноменов? Постарайтесь ответить на эти вопросы. Для этого рассмотрите концепцию прамонотеизма (Э.Лэнг), концепцию дорелигиозного периода в истории человечества. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что религиозные верования существовали уже 40 т.л. назад, к этому времени относится появление человека современного типа – хомо сапиенс – человека разумного, способного к анализу ситуаций, созданию общих понятий и высокого уровня абстракций.

2. Первобытные верования как основа всех религий (анимизм, тотемизм, фетишизм)

Артефакты, найденные в процессе археологических исследований, легли в основу теории о ранних (архаических) формах верования. Основных было выделено три: анимизм, фетишизм, тотемизм.

Проследите этимологию, дайте характеристику каждой из форм и географию распространения. Кто был автором теории анимизма и почему «Анимизм – есть минимум определения религии». Каким образом возникновение тотемизма тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека и как происходило развитие тотемизма. Важнейшим составным элементом тотемизма является тотемическая обрядность. В рамках тотемизма позднее возникла система запретов которые назывались табу, которые стали главным механизмом регулирования социальных отношений. Дайте характеристику такому явлению как табу и приведите примеры.

Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедея­тельности первобытного человека занимала магия. Что такое магия? Классифицируйте ее по методам и целям воздействия.

Обычно магическими приемами занимались специально обученные люди – колдуны или шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, воздействовать на них. Раскройте определение шаманизма, этимологию термина, дайте его характеристику и особенности. Назовите стадии формирование личности шамана, что такое шаманская болезнь.

Существуют ли проявления архаических религий в современных культа.

^ Рекомендованная литература:

Основная:

История религии. В 2-х томах/ Под общ. ред. И.И. Яблокова. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Высш. школа, 2007, Т.1. – 464 с. (1 экземпляр)

Основы религиоведения Учеб./Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:Высш. шк., 2007.- 508 с. (5 экземпляров)

Дополнительная:

Лобазова, О. Ф. Религиоведение : учебник / О. Ф. Лобазова ; под общ. ред. проф. В. И. Жукова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2004. (16 экземпляров)

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. (электронный ресурс)

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965. (электронный ресурс)

Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970. (электронный ресурс)


Тема №7 История религии. Буддизм.


План.


  1. Происхождение религии.

  2. Буддизм - мировая религия:

а)возникновение буддизма;

б)основные идеи и направления;

в)буддизм в нашей стране.

  1. История Будды. Историческая и мифологическая школы.

  2. Буддизм и медицина.

Основная литература.

  1. История религии в 2-х томах. Под общ. ред. И.Н.Яблокова – 2-е издание, исп. и доп. М.: Высшая школа, 2007г. том 2.

  2. О.Ф. Лобазова . Религиоведение. Учебник. 5-е издание, исп. и доп.

М.: 2008 г. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» раздел 2

  1. Религиоведение: хрестоматия. Составители В.Г. Рожковский, Д.Л.Устименко. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2009 раздел 2

Дополнительная литература.

  1. Радугин А. А. Введение в релкгиоведение. М. 2004. тема 6.

  2. Религиозные традиции мира. М., 2000 т.2. с. 274-376.

  3. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005. гл. 8.

  4. Религиоведение под ред. Солдатова А.В. М. 2004. гл.9, §1



Работа над понятиями: буддизм, авидья, аджива, анатман, архат, бодхи, будда, дукхха, дхарма, лама, яна, сансара, фетишизм, медитация, тотемизм, магия, анимизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм, карма (Учебный словарь-минимум по религиоведению).


Рекомендации.

Происхождение религии.

Вопрос требует краткой характеристики принципов классификации религий для чего см. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005 раздел 2, гл. 8. Краткую характеристику контрольных форм см. Учебный словарь-минимум по религиоведению.

Буддизм - мировая религия.

        1. Возникновение буддизма можно посмотреть Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005 гл. 8

  1. Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Трипитака» - три корзины». Изречения из этого текста см. Религиоведение: хрестоматия. Составители В.Г. Рожковский, Д.Л.Устименко. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2009 раздел 2

  2. Учение о мире, жизни (сансаре), человеке, его психики и сознании о карме, нирване см. О.Ф. Лобазова . Религиоведение. Учебник. 5-е издание, исп. и доп.

М.: 2008 г. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» раздел 2

  1. Направления в буддизме см. История религии в 2-х томах. Под общ. ред. И.Н.Яблокова – 2-е издание, исп. и доп. М.: Высшая школа, 2007г. том 2.

  2. Буддизм в нашей стране хорошо рассмотрен Основы религиоведения Яблоков И.Н. М.: 2005 г. гл. 8



^ История Будды.

В текстах палийского канона нет какой-либо связной биографии Будды, прослеживающей его жизненный путь от рождения до смерти. Однако в более поздней литературе стали появляться полные биографии Будды, описывающие его жизнь с самого рождения. Наиболее известные из них «Лалитавистора», «Буддахачарита», или Деяния Будды (поэма была переведена на русский язык Константином Бальмонтом). О том, как складывался образ Будды, какие школы и как об этом написали см.О.Ф. Лобазова . Религиоведение. Учебник. 5-е издание, исп. и доп.М.: 2008 г. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» раздел 2, Религиоведение: хрестоматия. Составители В.Г. Рожковский, Д.Л.Устименко. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2009 раздел 2


Вопросы для самоконтроля

  1. Почему буддизм стал мировой религией, в чем заключается его миссионерский заряд?

  2. Каковы основные регионы распространения буддизма?

  3. Какие учения считаются созданными самим Буддой?

  4. Как изменилось отношение к Будде в истории буддизма?

  5. Четыре «арийские истины» - что это такое?

  6. В чем отличие буддийской этики от христианской?

  7. Какова специфика буддийской медитации?

  8. Чем объяснить существование в буддизме такого большого числа школ и направлений?

  9. Почему медицинские приемы, лежащие в буддизме, называются нетрадиционной медициной?



Тема № 8 Христианство


План.

  1. Возникновение и распространение христианства.

  2. Споры о личности основателя христианства.

  3. Возникновение христианского богословия. Ветхий и Новый завет. Утверждение христианского вероучения и культа.

  4. Православие:

а) Возникновение православия;

б) Русская православная церковь - прошлое и настоящее;

в) Особенности православного вероучения и культа.

  1. Католицизм. Особенности вероучения, культа и церковной организации.

  2. Протестантизм. Основные направления.

^ Работа над понятиями: автокефальные православные церкви, агиография, адвентисты, англиканство, апостолы, архиепископ, баптизм. Библия, богословие, богородица, Ватикан, Ветхий Завет, евангельские христиане, заповедь, Иисус Христос, ипостась, кальвинизм, катехизис, католицизм, креационизм, крест, лютеранство. Новый завет, патриарх, православие, протестантизм, реформация, свидетели Иеговы, священное предание, старообрядчество, триединство, целибат (Учебный словарь-минимум по религиоведению; Православие. Словарь, М., 1989; Протестантизм. Словарь, М., 1990

Основная литература

  1. Библия.

  2. История религии в 2-х томах. Под общ. редакцией И.Н. Яблокова 2ое изд, исп. доп. т 2, 2007 г.

  3. О.Ф.Лобазова Религиоведение. М.,2008 раздел 2

  4. Религиоведение: хрестоматия. Составители В.Г. Рожковский, Д.Л.Устименко. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2009 раздел 2



Дополнительная литература


  1. Религиоведение под ред. Солдатова А.В. М. 2004. гл.9, §2

  2. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005. гл.

  3. О.Ф. Лобазова . Религиоведение. Учебник. 5-е издание, исп. и доп.

М.: 2008 г. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» раздел 2

  1. Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М. 1997

  2. Шифман И.Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. М. 1993



Рекомендации.


Возникновение и распространение христианства

  1. Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства описываются в учебнике Яблоков И.Н. «Основы религиоведения». М. 2005. гл. 9

  2. Идейные источники христианства см. О.Ф. Лобазова . Религиоведение, тема

Христианство


Споры о личности основателя христианства.

  1. Споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ - мифологической и исторической. Данные мифологической школы можно найти - Свентицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М. 1980., Косидовский 3. Сказание евангелистов. М., 1977, с. 93-94, Яблоков И.Н. «Основы религиоведения». М. 2005. с. 161-162, Религиоведение под ред. Солдатова А.В. М. 2004. гл.9, §2

  2. Историческая школа, ныне явно преобладающая в религиоведении, исходит из того, что в основе евангельской традиции лежат какие-то реальные события. Васильев Л.С. История религии Востока, М. 1998, глава 7, с. 94-95, Косидовский 3. Сказание евангелистов. М., 1977, Свентицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М. 1980., Яблоков И.Н. «Основы религиоведения». М. 2005 с. 164-165



Возникновение христианского богословия. Ветхий и Новый Завет. Утверждение христианского вероучения и культа



  1. Христианское вероучение основывается на Священном Писании - Библии и Священном Предании - творения отцов церкви, определениях Вселенских соборов. О содержании, структуре и истории Ветхового Завета см. Шифман И.Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. М. 1993, Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М. 1982, с. 18-37.

  2. Второй этап истории Библии составляет Новый Завет. Основное содержание новозаветской литературы, структуру Нового Завета см. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М. 1982, с. 42-59, Радугин А. А. Введение в религиоведение. М. 1996. с. 143-148, Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005 с. 167-169. Религиоведение: хрестоматия., 2009 раздел 2 с. 238-240




Православие

  1. Возникновение православия Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005. глава 9

  2. Принятие христианства Киевской Русью: а) чтобы понять причины принятия православия Киевской Русью, необходимо учитывать исторические обстоятельства X века, см. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005 гл.9§2.; б) Православная церковь в Московском

государстве читай Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005 с. 178-179.;

в) Внутри-церковная борьба в XVII -XVII вв. Церковная реформа патриарха Никона, возникновение старообрядцев, образование новых течений, среди которых были «духовные христиане» - молокане, духоборы, церковную реформу при Петре I, Русскую православную церковь в Российской империи см. Православие: вехи истории. М., 1996, и литературу указанную выше; г) Православная церковь в новых общественно - исторических условиях см. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005г. с.186-187, Религиоведение под ред. Солдатова А.В. М. 2004. гл. 10

^ Католицизм. Особенности вероучения, культа и церковной организации.

  1. Католицизм является самым крупным направлением в христианстве. Особенности вероучения и культа католической церкви см. О.Ф. Лобазова Религиоведение. с.192-194



  1. Организация управления Римской католической церкви см. учебную литературу,

Основы религиоведения И.Н. Яблокова гл.9


Протестантизм. Основные направления.

  1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации. см. Основы религиоведения И.Н. Яблокова, М.: 2005 §2

  2. Особенности вероучения, организации и культа см. там же.

  3. Основные направления протестантизма можно взять через выступления.



Темы выступлений.

  1. Лютеранство, кальвинизм, англиканство - основные направления протестантизма

  2. Баптисты

  3. Адвентисты

  4. Пятидесятники

  5. Свидетели Иеговы



Вопросы для самоконтроля

  1. Почему христианство возникло в 1 веке н.э. в Палестине?

  2. Иудаизм и христианство: общее и различие.

  3. Основные идеи христианского вероучения. Христианская этика.

  4. Византийский вариант православия?

  5. Основные проблемы Русской православной церкви?

  6. Свидетели Иеговы и медицина


Тема № 9. ИСЛАМ

  1. Возникновение ислама.

  2. Коран, Сунна - основа исламского вероучения. Догматика и ритуал.

  3. Шариат - мусульманское право. Концепция войны и мира в исламе.

  4. Основные направления ислама. Ислам в нашей стране.

^ Работа над понятиями: Аллах, ваххабизм, дхихад, закят, имам, ислам, мавлюд, мирадж, мечеть, Муххамед, мулла, муфтий, намаз,сунна, суннизм, суфизм, хадж, хариджиты, хиджра, шариат, шиизм, (см. Ислам. Энциклопедический словарь, М., 1991, Яблоков И.Н. Религиоведение, М., 2000, Учебный словарь - минимум по религиоведению).

Основная литература.


  1. История религии в 2-х томах. Под общ. редакцией И.Н. Яблокова 2ое изд, исп. доп. т 2, 2007 г. Ислам.

  2. О.Ф.Лобазова Религиоведение. М.,2008 тема 9 Ислам

  3. Религиоведение: хрестоматия. 2009 г. Ислам



Дополнительная литература.



  1. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М. 2005. гл. 10.

  2. Яблоков И.Н. Религиоведение Учебный словарь - минимум по религиоведению.



Рекомендации

  1. Возникновение ислама.

Социально-политическое положение на Аравийском полуострове накануне зарождения ислама:

  1. Религиозные традиции Аравии до ислама

  2. Эволюцию религиозного сознания жителей Аравии при переходе к исламу

История религии в 2-х томах. Под общ. редакцией И.Н. Яблокова 2ое изд, исп. доп. т 2, 2007 г. Ислам.

  1. О жизни и деятельности основателя ислама Мухаммеда см.

История религии в 2-х томах. Под общ. редакцией И.Н. Яблокова 2ое изд, исп. доп. т 2, 2007 г. Ислам.

  1. Коран, Сунна - основа исламского вероучения. Догматика и ритуал

  1. содержание Корана (мекканский, медицинский период)

  2. толкование Корана(тапсир)

  3. содержание сунны.

  4. догматика и ритуал

  5. праздники и обряды

см. История религии в 2-х томах. Под общ. редакцией И.Н. Яблокова 2ое изд, исп. доп. т 2, 2007 г. Ислам.

О.Ф.Лобазова Религиоведение. М.,2008 тема 9 Ислам

Религиоведение: хрестоматия. Составители В.Г. Рожковский,

Д.Л.Устименко. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2009 раздел 2

  1. Шариат – мусульманское право. Концепция войны и мира в исламе.

Все предписания, существующие в исламе, вытекают из Корана и Сунны.

Между богословами выработано несколько методов толкования права (калам).

Метод первый – рай, т.е. индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калам. Роль этого метода всегда ограничена.

Метод второй – иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени, этот метод широко практиковался всеми.

Метод третий – кияс, т.е. заключение по аналоги.

Метод – истислах, т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом. Существуют 4 школы толкования этих методов.

История религии в 2-х томах. Под общ. редакцией И.Н. Яблокова 2ое изд, исп. доп. т 2, 2007 г. Ислам.

Религиоведение: хрестоматия. Составители В.Г. Рожковский,

Д.Л.Устименко. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2009 раздел 2


Тема 10. Культура Средневековой цивилизации.

План.

1. Периодизация средневековой культуры.

2. Традиционные истоки средневековой культуры.

3. Роль социально-экономических условий в формировании особенностей средневековой культуры.

4. Влияние религиозного мировоззрения на образование, литературу и искусство средневековья. Архитектура.

5. Светская культура: рыцарская и смеховая.


Выделить основные периоды в формировании средневековой культуры.

  1. Раннее Средневековье – (5 – 9 вв.)

  2. Зрелое Средневековье – (10-13 вв.)

  3. Позднее Средневековье – (14-15 вв.)

По второму вопросу необходимо выявить основные предпосылки средневековой культуры и обосновать их: распад Западной Римской империи, нашествие варваров и становление христианской монорелигии. Важно понять, почему именно христианство смогло стать доминирующим фактором в процессе синтеза многих условий. Показать роль церкви в утверждении христианской веры. Раскрыть основные постулаты христианского мировоззрения, оказавшие влияние на формирование культуры: двумирность, иерархизм, символизм, универсализм, целостность, дидактизм мышления, историзм миросозерцания.

При изучении третьего вопроса важно понять, что социально-экономической основой средневекового общества были феодальные отношения. Средневековая культура формировалась в условиях:

  1. Господства натурального хозяйства.

  2. Замкнутой феодальной вотчины.

  3. Слабой центральной власти

  4. Феодальной раздробленности.

  5. Феодальной земельной собственности, когда основной производитель был отчужден от собственности.

Складывались два класса – феодалы и крестьяне, которые стали носителями двух культур.

Изучая четвертый вопрос, исследовать влияние теоцентрического сознания на развитие науки, образования, искусства. Система образования и наука Средневековья. Роль университетов в средневековой культуре. Теология и схоластика. Алхимия, астрономия. Художественная культура. Архитектура: романский и готический стили. Структурные храмовые композиции. Живопись: иконопись, иконографический канон.

Показать светское направление в культуре. Смеховая культура. Рыцарство. Крестовые походы. Доспехи. Кодекс рыцарской чести. Культ прекрасной дамы.

^ Основные понятия: романская и германская традиции в культуре, варвары, отчужденность производителя, иерархичность, натуральной хозяйство, феодальная раздробленность, двумирность, символизм, универсализм, теология, схоластика, архитектурные стили: романский и готический.

Темы рефератов:

  1. Культура Византии.

  2. Рыцарская культура.

Список литературы.

Основная:

  1. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд., ЮНИТИ-ДАНА, М. 2008. Гл. 9.

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд. Стереотип. – М. ЮНИТИ-ДАНА, М., 2005, Гл. 11.

  3. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов – ЮНИТИ-ДАНА, М., 2009, Гл. 6.

Дополнительная:

1.Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – Гл 8.


Видеоматериалы.

  1. Видеофильм «Охота на ведьм»

  2. Презентации к рефератам.


Тема 11. Культура эпохи Возрождения.

План

  1. Предпосылки Возрождения.

  2. Гуманизм – мировоззрение культуры Возрождения.

  3. Итальянское Возрождение, его эстетическая направленность.

  4. Северное Возрождение, его связь с Реформацией.

При изучении первого вопроса необходимо понять, что формирование культуры эпохи Возрождения происходит в недрах феодального общества .

Основные причины, обусловившие возникновение новой культуры:

  1. Кризис феодализма;

  2. Зарождение капитализма;

  3. Формирование новых сословий;

  4. Создание национальных государств и формирование наций; развитие науки и техники;

  5. Изменение духовного облика и духовных потребностей человека.

Далее рекомендуется рассмотреть понятие «Возрождение», его трактовку в широком и узком смысле.

^ Отличительные черты культуры эпохи Возрождения:

- индивидуализм;

- культ светской жизни;

- светский характер религии с тенденцией к язычеству;

- освобождение от власти авторитетов;

- особое внимание к прошлому

- чрезвычайный вкус к искусствам.

Хронологически – 14-16 вв. Охарактеризовать Проторенессанс, Раннее, Высокое и Позднее Возрождение.

При изучении второго вопроса следует обратить особое внимание на содержание понятия «гуманизм». Гуманизм как обращенность к изучению гуманитарных наук. Гуманизм как средство развития и возвышения человека. Гуманизм как идеология культуры Возрождения. Основные идеи западноевропейских гуманистов: формирование человеческого в человеке; образование и воспитание свободного человека; эстетизм (изысканность вкуса, красота языковых форм речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию). Флорентийская школа (Марсилио Фичино, Пико дела Мирандола, Л. Балла). Римский период в итальянском Возрождении (творчество титанов Возрождения)

При изучении третьего вопроса рекомендуется заслушать и обсудить рефераты о жизни и творчестве Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи.

При изучении четвертого вопроса рекомендуется выявить особенности Северного Возрождения, определить территорию его развития. Обратить внимание на связь проблематики искусства с буржуазными революциями и церковной Реформацией, темой народа, отсутствием обилия памятников античности и чрезмерного эстетизма. Продемонстрировать (реферативно) творчество Дюрера, Ян Ван Эйка, Рогир Ван дер Вейдена, Питера Брейгеля Старшего.

^ Основные понятия: Возрождение, Ренессанс, гуманизм, эстетизм, энциклопедисты.

Темы рефератов:

  1. Титаны итальянского Возрождения.

  2. Северное Возрождение в Германии и Нидерландах.

Список литературы.


Основная:

  1. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд., ЮНИТИ-ДАНА, М. 2008. Гл. 10.

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд. Стереотип. – М. ЮНИТИ-ДАНА, М., 2010, Гл. 12.

  3. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов – ЮНИТИ-ДАНА, М., 2009, Гл. 7.

Видеоматериалы.

        1. Презентации к рефератам.



Тема 12. Массовая и элитарная культура.

План.

  1. Проблема массовой культуры в философской и культурологической науке.

  2. Предпосылки становления массовой культуры.

  3. Формы, виды и функции массовой культуры.

  4. Элитарная культура как альтернатива массовой.



Первый вопрос. Изучив, основные теории и оценки массовой культуры, вы должны аргументировать свою позицию:

- массовая культура есть явления культурного регресса (Ортега-и-Гассет, Маркузе);

- массовая культура – позитивное явление в жизни общества (Д.Белл, М. Маклюэн).

Массовая культура – явление индустриального и постиндустриального общества. Поэтому, чтобы понять ее содержание необходимо дать оценку современным социальным процессам. Поэтому во втором вопросе следует рассмотреть предпосылки возникновения массовой культуры. Предлагается поразмышлять над следующими вопросами:

  1. Влияние автоматизированного крупного производства на творческий процесс.

  2. Роль информационных технологий в создании массовой культуры.

  3. Чем привлекательна «культурная индустрия»?

  4. Что происходит в сознании людей в условиях мегаполиса и концентрации производства?

Третий вопрос. Выделите характерные черты массовой культуры.

  1. Стандартизация культурных текстов;

  2. Усредненность текстов;

  3. Тривиализация, упрощение культурной информации;

  4. Деиндивидуализация, дегуманизация артефактов культуры;

  5. Мифологизация и мифотворчество.

Исходя из них, следует охарактеризовать следующие формы и виды массовой культуры: индустрия субкультуры детства, массовая образовательная школа, средства массовой информации, система национальной идеологии и пропаганды, массовые политические течения, индустрия развлекательного, оздоровительного и интеллектуального отдыха, игровые автоматы и комплексы.

Приведите примеры функционального назначения массовой культуры, исходя из того, массовая культура выполняет следующие роли: развлекательная, коммерческая, формирование установки на потребление, компенсаторская, нормативно-регулятивная, знаково-семантическая, социализации.

^ Четвертый вопрос. Охарактеризовать элитарную культуру как культуру избранных – профессиональную по исполнителю и рассчитанную на узкий круг людей, подготовленных к ее восприятию. Остановиться на классическом направлении в элитарной культуре и модерне. Рассмотреть варианты модернизма – сюрреализм, футуризм и др. На этом занятии предлагается рассмотреть молодежные субъкультуры.

^ Основные понятия. Постиндустриальное общество, массовый человек, массовая культура, тривиализация, дегуманизация, деиндивидуализация, модернизм, сюрреализм, футуризм, субъкультура.

Темы рефератов:

  1. Мода как явление массовой культуры.

  2. Роль рекламы в развитии массовой культуры.

  3. Творческий портрет С. Дали.

  4. Молодежная субъкультура.

Список литературы.

  1. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд., ЮНИТИ-ДАНА, М. 2008. Гл. 25.

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд. Стереотип. – М. ЮНИТИ-ДАНА, М., 2005, Гл. 29.5.

  3. В.В. Касьянов Культурология. – Ростов-на Дону,2010. Тема 11.

Дополнительная:

  1. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян идр. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 304 с.



Видеоматериалы.

  1. Видеофильм «Шедевры Сальвадора Дали»

  2. Презентация докладов.



Тема 14. Основные направления развития русской культуры (IX- XVIII вв.).

План.

  1. Культура Киевской Руси.

  2. Русская средневековая культура Х1У- ХУ11 вв.

  3. Культура российского просвещения. «Обмирщение» культуры.

Показать процесс формирования общности «древнерусский народ», раскрыть особенности древнерусского этноса. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве. Особое внимание уделить изучению перехода Киевской Руси от язычества к христианству. Раскрыть этапы христианизации Руси, роль и место христианства в формировании древнерусской культуры. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Древнерусская литература (летописи, повести, житие святых, слово). Зодчество. Строительство соборов в Киеве, Новгороде, Полоцке, Чернигове. Создание первого свода законов древнерусского государства «Русская правда»

Выделить следующий цивилизационный переиод в развитии отечественной культуры – формирование русского национального самосознания в эпоху Московского царства (14-17 вв.) Раскрыть генезис и основные черты российского национального характера: соединение духовности православия со стремлением к свободе; приверженность ценностям православия; коллективизм; державность. Отражение идей православия и государственности в литературе и искусстве. Строительство Московского Кремля, церквей в городах, храма Василия Блаженного. Формирование патриотизма – «Задонщина» «Домострой» как свод правил жизни патриархальной семьи. Иконопись (Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий).

Новым этапом в развитии русской культуры стал 18 век. Начало его связано с деятельностью Петра Первого. В это время завершилось оформление абсолютной монархии, развивается светская культура, устанавливаются широкие контакты с Европой, происходит европеизация всех областей жизни. Предлагается проанализировать процесс кардинального перелома, перехода от древней Руси к современной России. Обратите внимание на основные черты этого периода: 1. Дальнейшее обмирщение культуры.

2.Развитие личностного начала;

3.Европеизация, преодоление национальной замкнутости.

  1. Ускорение темпов и усложнение общественного развития.

Проанализировать отражение социальных перемен в науке, театральном деле, поэзии, журналистике, портретной живописи, новых ремеслах (кораблестроение) и др.

^ Основные понятия: христианизация, централизация государства, новые жанры в литературе (летопись, повесть, житие, слово, былина, притча), русское национальное самосознание, менталитет, обмирщение.

Темы рефератов:

  1. Первый свод законов древнерусского государства «Русская правда».

  2. Иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

  3. Петербург 18 в. – музей под открытым небом.

Основная литература.

  1. Касьянов В.В. Культурология: учебное пособие для высшей школы / изд. 3-е – Ростов-на Дону: Феникс, 2010, темы 16-19.

  2. Культурология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко и др. – Изд. 4-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010, ч. 3 (1,2).

  3. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд., ЮНИТИ-ДАНА, М. 2008. Гл. 12, 21.

  4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд. Стереотип. – М. ЮНИТИ-ДАНА, М., 2010, Гл. 13, 14, 24.

  5. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов – ЮНИТИ-ДАНА, М., 2009, Гл. 12-13.

Видеоматериалы:

  1. Презентация докладов.



Тема 14. Русская культура XIX- XX вв.

План.

  1. Культура России в 19 веке. Золотой век русской культуры.

  2. Культура «Серебряного века».

  3. Общая характеристика советской культуры

  4. Постсоветская культура.

19 век – это взлет духа, культурный подъем, который справедливо может считаться русским возрождением, «Золотым веком». Нужно выделить основные идеи русской культуры золотого века:

- базовые идеи русской культуры – православие, самодержавие, народность, соборность;

- философско-нравственный поиск свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья;

- объединение общерусской идеей, нацеленностью на будущее, мессианство русского народа. Эти идее проходили через все философско-литературные направления (народники, богоискатели, революционеры-разночинцы, нигилисты, анархисты, марксисты);

- разрушение патриахально-общинных отношений под влиянием формирующегося техногенного общества.

Познакомиться с основными достижениями в области науки (Лобачевский, Менделеев, Сеченов, Мечников), медицины (Бехтеров, Боткин, Павлов, Пирогов), географических и технических открытий. Золотой век русской литературы:

- классицизм (Державин);

- сентиментализм (Карамзин, Жуковский);

- романтизм (Пушкин, Лермонтов, Тютчев);

- реализм (Островский, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Толстой);

- критический реализм (Чернышевский).

Живопись и скульптура:

- исторический жанр (портрет – Кипренский, Тропинин, Крамской, Репин, пейзаж – Айвазовский, Шишкин, Щедрин);

- жанровая живопись (Брюллов, Иванов);

- реализм (Венецианов, Федотов);

батальный жанр (Верещагин);

- критический реализм (передвижники);

- скульптурные памятники (Щедрин, Мартос, Клодт, Антокольский).

При изучении второго вопроса выявить и осмыслить основные идеи и содержание культуры «Серебряного века».

  1. Менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой и социальностью.

  2. Богоискательство.

  3. Эпоха тотального индивидуализма, самоанализа глубин души, интереса к тайнам психики, первенство иррационального, бессознательного, безграничность субъективизма, господство мистического в культуре.

  4. Разрыв и распад различных групп интеллигенции.

  5. Культ творчества как нравственной возможности прорыва к новым реальностям.

Раскрыть прорыв к новым явлениям в культуре на примере творчества А. Блока, А. Белого, Д. Мережковского, М. Цветаевой и др.

Изучая третий вопрос дать общую характеристику культуре советского периода как сложной диалектической целостности, в которую входила официальная культура, неофициальная и культура инакомыслия. В этот же период получила развитие культура зарубежья. Познакомиться с творчеством Б.Пастернака, М. Шолохова, А. Солженицина, В. Высоцкого, скульптурной композицией Мухиной, советским кинематографом.

Раскрыть кризисные явления в культуре постсоветского времени. Показать засилье массовой культуры во всех сферах искусства, науки и образования.

^ Основные понятия: «золотой век» культуры, «серебряный век» культуры, гуманизм, концепция богочеловечества, богоискательство, технический прогресс, классицизм, сентиментализм, романтизм, модерн.

Темы рефератов.

    1. Место литературы в культуре «золотого века».

    2. Творчество художников-передвижников.

    3. Историческая тематика в живописи культуры «золотого века» - портретная живопись, батальная, событийная.

    4. История скульптуры Мухиной «Рабочий и колхозница.

    5. Судьба и творчество М.Цветаевой.

    6. В. Высоцкий.

    7. Совесть эпохи А. Солженицын.

  1. Касьянов В.В. Культурология: учебное пособие для высшей школы / изд. 3-е – Ростов-на Дону: Феникс, 2010, темы 21, 22, 23.

  2. Культурология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко и др. – Изд. 4-е – Ростов-на=Дону: Феникс, 2010, ч. 3 (3,4).

  3. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд., ЮНИТИ-ДАНА, М. 2008. Гл. 22, 27.

  4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд. Стереотип. – М. ЮНИТИ-ДАНА, М., 2005, Гл. 25,28.

  5. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов – ЮНИТИ-ДАНА, М., 2009, Гл. 14,15,16,17.

Видеоматериалы:

    1. Презентация докладов.

Тема 15. Современные нетрадиционные культы и медицина.

План

1. Понятие «Измененные состояния сознания» и их роль в религиозных культах.

2. Психотехники в религиях как форма измененных состояний сознания (ИСС).

3. Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику. Манипуляции сознанием в религиозных культах.


ИСС – необходимый момент функционирования психики; потребность в переживании, одна из базисных потребностей человека. Определите подробнее что такое измененные состояния сознания.

Многие архаические обряды, мифологические образы и сюжеты, табу являлись следствием ИСС или выступали способом упорядочения их спонтанного проявления. Приведите примеры.

Разновидностью ИСС являются психопатологические ИСС – напр., галлюцинации, фобии, устойчивые нарушения памяти (амнезия), агнозии (затруднения в узнавании предметов), др. болезненные расстройства психики. Расскажите об этом подробнее.

^ 2. Психотехники в религиях как форма измененных состояний сознания (ИСС).

Какие вы знаете психотехники продуцирования индивидуальных или коллективных ИСС в религиях (например, архаические ритуальные танцы, ритуальная музыка, вербальные техники введения в ИСС, построенные на особом звукоряде, ритмике фраз и др. приемах. Эти техники закреплены в практиках повторения заклинаний, заговоров, мантр, некоторых молитв (напр., в православии – Иисусовой молитвы).

Важную роль в религиях играют техники депривации, что это и каков механизм воздействия на сознание человека?

Религия в значительной части своего содержания выступает формой аккумуляции и направленной переработки материала ИСС. Одна из важнейших функций религии – контроль над ИСС.

Рассмотрите различные методы достижения ИСС - Химические препараты (наркотики, яды), гипноз, медитация, транс.

Как связаны такие типы религиозного опыта как одержимость, кликушество, юродство с понятием ИСС?

Охарактеризуйте психотехники в различных религиозных культах: шаманские психотехники ("Шаманская болезнь", шаманские инициации, шаманское камлание, путешествия в иные миры тpанспеpсональная интеpпpетация шаманской психотехники); психотехники восточных религий (даосизм, индуизм, йога, буддизм), психотехники в христианстве и иудаизме (старорусские секты, исихазм, каббала), психотехники в исламе (суфизм).


3. Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику. Манипуляции сознанием в религиозных культах.

Одним из наиболее дискуссионных понятий в религиоведческих исследованиях последних лет является понятие деструктивного культа. Дайте определение данному термину.

На сегодняшний день многие религиозные и социальные институты используют практически весь диапазон манипулятивных техник, созданных современной психологией и используемых ДК. Проблема деструктивных культов в действительности является одним из мифов массового сознания, искусственно раздуваемых некоторыми политическими и религиозными силами, прежде всего ортодоксальными церквами, теряющими последователей вследствие усилившегося увлечения людей неорелигиозными системами. Поэтому будем говорить не о деструктивных культах, а о деструктивных методах воздействия на сознание людей в религиозных системах.

Рассмотрите типичные проблемы жертв культового контроля сознания (по Е. Волкову).

Эти проблемы можно разделить на четыре основные группы: психические, психосоматические, соматические и социальные.

Манипуляции сознанием в религиозных культах можно классифицировать следующим образом:

1. Методы, основанные на групповом давлении (групповое одобрение требуемого поведения, Бомбардировка любовью, Формирование новых ролевых отношений, Групповое давление на члена общины, желающего из нее выйти).

2. Методы внушения и суггестии (гипноза) (хоровое моление или исполнение песен, содержащих установочные фразы. Метод «трех "да"»).

3. Методы, основанные на манипулировании информацией (использование нагруженного культовым смыслом языка, Фильтрация информационных источников, Информационная перегрузка, Рефрейминг общепринятых религиозных позиций (интерпретация канонических текстов в духе культовой доктрины), Мистическое манипулирование).

4. Методы, основанные на индивидуальной психопрактике участника культа (самоанализ, направленный на выявление степени несоответствия нормам и заповедям культа, Многократное перечитывание, заучивание и конспектирование базовых культовых текстов. Практика погружения в специальные трансовые состояния в «индивидуальном порядке»).

Описываемые религиозные практики действительно направлены на оказание активного влияния на психику членов общин.

^ Основные понятия: Психика, прагматизм, супранатурализм, материализм, религиозность, религиозный опыт, религиозная вера, религиозное обращение, мистицизм, психологический тип, эмоция. Трансперсональная психология, холотропное сознание, перинатальные переживания, психоз, перинатальные матрицы, идентификация, расширение сознания.

Темы рефератов

1. Наркотики в культовой практике религиозных традиций.

2. Мультилевельные культы

3. Религия и психиатрия

Рекомендованная литература:

Основная:

История религии. В 2-х томах/ Под общ. ред. И.И. Яблокова. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Высш. школа, 2007, Т.2. – 676 с. (1 экземпляр)

Основы религиоведения Учеб./Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:Высш. шк., 2007.- 508 с. (5 экземпляров)

Дополнительная:

Лобазова, О. Ф. Религиоведение : учебник / О. Ф. Лобазова ; под общ. ред. проф. В. И. Жукова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2004. (16 экземпляров)

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта (электронный ресурс)

Аринин Е.И. Психология религии (электронный ресурс)

Забияко А.П. Религиозный опыт // Энциклопедия религий (электронный ресурс)

Забияко А.П. Транс религиозный // Энциклопедия религии (электронный ресурс)

Сафронов А.Г. Психология религии (электронный ресурс)

Торчинов Е.А. Опыт запредельного (электронный ресурс)

Угринович Д. Психология религии (электронный ресурс)
^

Элевсинских мистерий. — М., Критерион, 2002. — 464 с. (электронный ресурс)


Тема 16. Проблема традиционализма и свободы совести в российской истории.

План

1. Язычество как традиционная славянская религия.

2. Христианизация Руси. Двоеверие – как особенность русского православия.

3. История русского православия (патриарший, синодальный период, РПЦ в советское время, современное состояние РПЦ).

^ 1. Язычество как традиционная славянская религия.

Славянская религия формировалась в процессе этногенеза славян, которые представляют собой одну из ветвей индоевропейского сообщества. Процесс миграций и заселения новых территорий предопределил последующее разделение славян на три главных ветви – восточных, западных и южных славян, каждой из которых были свойственны религиозные отличия.

Археологические, лингвистические данные, тексты древних авторов свидетельствуют, что этногенез славян происходил на обширной территории и в близких контактах с иноэтническими соседями. Укажите с какими именно.

Исторические особенности этногенеза славянской общности препятствовали формированию единообразной славянской религии.

Достоверных данных, непосредственно свидетельствующих о религии праславян, сохранилось немного. Определите проблемы реконструкции древнеславянской религии.

Эволюция древнеславянской религии протекала в общем контексте истории славянства.

В период латентного развития славян в составе древнеевропейской общности в среде предков славян существовала религия, которая может быть определена как протославянская (III тыс. до н.э. – 8–7 вв. до н.э.). Вместе со становлением славян как особой общности формируется древнеславянская, праславянская, религия (вторая пол. I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). К концу этого периода некоторые ветви древнеславянской религии – в первую очередь, религия Киевской Руси – развились до стадии раннегосударственной религии. Крещение славян обусловило переход автохтонной религии в новое состояние – синкретической религии, сочетающей исконнославянские и христианские черты (вторая пол. I тыс. – настоящее время. Древнеславянская религия не исчезла целиком ни в процессе крещения славян, ни много позже принятия христианства. После христианизации древние формы религиозной жизни перешли в эпоху средневековья на положение «неофициальных», языческих верований и обрядов, бытуя во всех слоях общества, включая зачастую и духовенство. В ряде мест (на Руси в 12 в., среди полабских славян вплоть до 14 в.) древнеславянская религия переживала периоды возрождения и усиления. Под влиянием христианства древняя традиция не только разрушалась, но и эволюционировала: христианство способствовало трансформации языческого пантеона, внедряло новые идеи или подавало стимул к переосмыслению старых. Рассмотрите каждый из указанных периодов развития славянской религии более подробно.

Религия славян была религией многобожия. Пантеон древнеславянской религии включал несколько культурно-исторических пластов: общеиндоевропейский, древнеевропейский, исконнославянский и инокультурный, составленный из богов, заимствованных у соседних народов. Структурно пантеон представлял собой трихотомическое единство небесных (уранических), подземных (хтонических) и земных (ойкуменических) богов. Приведите примеры.

Наряду с представлениями о высших богах в исконнославянской религии существовали верования в богов низшего уровня, духов, оборотней, которые в совокупности составляли славянский пандемониум. Назовите основных представителей славянской демонологии.

Праславянская религия сохранила уходящую корнями в индоевропейскую древность веру в существование бессмертной души, которая способна отделяться от тела и вести посмертное существование. Рассмотрите представления древних славян о душе и посмертном существовании человека. Вера в бессмертие души и посмертное существование была основой культа предков. Культ предков строился на идее перехода души умершего родственника в «иной мир», откуда предки вместе с богами могли оказывать решающее влияние на жизнь земных обитателей. Предки выступали прежде всего в роли помощников при житейских невзгодах и охранителей от зловредного влияния потусторонних существ и колдовства. У славян существовали культовые изображения предков, прежде всего – в форме вырезанных из дерева антропоморфных идолов.

Рассмотрите основные древнеславянские обряды: погребальный обряд, свадебный и родильный обряды. В архаических культурах с «обрядами перехода» тесно связана календарная обрядность и праздники.

Большую роль в религиозной жизни славян играла практика гаданий. Рассмотрите структуру религиозной жизни у славян и роль жречества.

Древнеславянская религия не исчезла целиком ни в процессе крещения славян, ни много позже принятия христианства. После христианизации древние формы религиозной жизни перешли в эпоху средневековья на положение «неофициальных», языческих верований и обрядов, бытуя во всех слоях общества, включая зачастую и духовенство (особенно сельское).

^ 2. Христианизация Руси. Двоеверие – как особенность русского православия.




страница1/2
Дата конвертации24.10.2013
Размер0,6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы