Тема иудаизм 80 Тема буддизм 91 icon

Тема иудаизм 80 Тема буддизм 91



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

Тема 3. ИУДАИЗМ 80

Тема 4. БУДДИЗМ 91

ПРИЛОЖЕНИЯ 111

“Et in terra pax, hominibus bonae voluntatis” 175

Обрядовые особенности Армянской Церкви 206

Канон Священного Писания 213

Таинства 213

Богослужение 216

Праздники, посты, паломничества 217

Тема джихада и морально-нравственного облика правоверного мусульманина в хадисах пророка Мухаммеда 265

ХАДИС 48 265

ХАДИС 49 265

ХАДИС 54 265

ХАДИС 76 265

ХАДИС 95 266

ХАДИС 101 266

^ ХАДИС 105 266

ХАДИС 106 266

ХАДИС 114 266

ХАДИС 116 267

ХАДИС 121 267

ХАДИС 138 267

ХАДИС 139 267

ХАДИС 140 267

ХАДИС 141 268

ХАДИС 142 268

^ ХАДИС 174 268

ХАДИС 175 268

Сведения об авторах 281



ВВЕДЕНИЕ



Дисциплина «Религии региона» читается, по государственным стандартам образования, студентам факультета международных отно­шений ННГУ им. Н.И. Лобачевского, обучающимся по направлению «регионоведение» и специальности «регионоведение». Лекторы, читающие регионоведам, обращают особое внимание на разъяснение ре­гиональных особенностей проявления той или иной мировой религии — на Ближнем Востоке, в Европе и Северной Америке. Безуслов­но, «Религии региона» требует изучения не только мировых религий, но и религий, широко представленных в данном конкретном регионе мира.

Студенты-регионоведы обязаны изучать различные религии — так предписывает делать государствен­ный стандарт. Однако, помимо непосредственной учебной обязанности, изучение религий имеет сугубо практическую значимость. Регионовед — в будущем управленец и эксперт по развитию зарубежного региона — будет вынужден постоянно учитывать деятельность конфессиональных общин и религиозных учреждений. Для этого ему понадобятся университетские знания по «Религиям региона». Непрофессионализм, слабые знания и низкий уровень религиозной грамотности выпускников вуза обычно дорого обходится государству, планирующему подготовить специали­стов высокой квалификации. Напротив, корректные оценки конфессионального развития способствуют усилению стабилизации общества, укреплению государственной власти и позиций страны на мировой арене.

Предлагаемое учебное пособие содержит лекции по всем трем мировым религиям — христианству, исламу и буддизму, а также по некоторым национальным религиям, важным для изучения соответствующих регионов. Особый акцент в процессе изучения христианской религии делается на анализ Правосла­вия и Католицизма. Мы также предлагаем студенту исследовать историю возникновения, эволюции и современного положения религии иудаизма — не мировой, а национальной религии, которая в силу ряда исторических причин, играет заметную роль во внешней политике Го­сударства Израиль и, следовательно, в ближневосточном конфликте, а также влияет на жизнедеятельность влиятельных еврейских общин в развитых странах мира, в том числе – в Европе и Северной Америке.

Следует подчеркнуть, что лекционные занятия сопровождаются факультативными занятиями, на которых студенты более углубленно ис­следуют отдельные сюжеты религиозной жизни. Учебное пособие со­держит список литературы к каждой теме и приложения. Каждая тема снабжена контрольными вопросами для студентов.


^ ТЕМА 1. ХРИСТИАНСТВО


1.1. ДОГМАТЫ ПРАВОСЛАВИЯ


План:

  1. Догмат православия О Боге.

  2. Божественное Откровение. Священное Предание. Священное Писание.

  3. Символ Веры.



Вопрос 1.


Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Было шесть дней творения, но эти дни не соответствуют теперешним дням. В Священном Писании сказано, что у Бога тысяча лет, словно день вчерашний.

Бог – высочайшее существо, Которому нет равного ни на земле, ни на небе. Люди не способны своим разумом постичь Бога. Бог Сам открывает людям о Себе. Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и давал Откровение о Себе:

  1. Как Он сотворил мир;

  2. Как нужно веровать в Единого Истинного Бога;

  3. Как исполнять волю Его.

Это Божье учение сначала передавалось устно из рода в род, а потом было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.

2000 лет назад на землю явился Иисус Христос, Сын Божий. Христос открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой. Таким образом, это один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная. Человеческий ум не способен вместить, не способен понять тайну Святой Троицы.

Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, между ними нет ни старшего, ни младшего. Однако Они различаются. Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит. Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца.

Католическая Церковь добавляет, что Дух Святой исходит и от Бога Сына. Это добавление на латыни называется Filioque (и от Сына). В этом толковании Святой Троицы Православие и Католичество догматически расходятся.

Иисус Христос научил не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви. Бог есть всесовершеннейшая Любовь.

Учение Христа было записано его учениками, апостолами, в священную книгу, которая называется Евангелием. Слово «Евангелие» значит благая или добрая весть. Все священные книги, соединенные в одну книгу, называются Библией.


Вопрос 2.


Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым способом, сверхъестественным образом. Он открывает о Себе непосредственно Сам или через ангелов. Такое откровение называется сверхъестественным Божественным откровением.

От начала мира до пророка Моисея не было священных книг. Учение о Боге передавалось устно, преданием, т.е. словом и примером, от предков потомкам. Иисус Христос свои заповеди передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгой (писанием). Таким же способом и апостолы, ученики Христа распространяли христианскую веру. Такой способ называется Священное Предание. Заметим, что не все люди могут принимать откровение от Бога. Большинство людей содержат множество грехов, испытывают немощь духа и тела и не способны вместить Откровение. Для принятия Откровения Господь избирает праведных людей. Такими избранниками были Адам, Ной, Моисей, Авраам и другие.

По внушению от Бога некоторые святые люди записали самое главное из Откровения в книги. Все эти книги, написанные пророками и апостолами, называются Священным Писанием или Библией.

Библия делится на две части: книги Ветхого Завета (написаны до Рождества Христова) и книги Нового Завета (написаны после Рождества Христова). Завет означает завещание, ибо Библия содержит Божественное учение, завещанное Богом людям. Слово «Завет» еще означает союз или договор Бога с людьми.

^ Что сообщает Господь через Ветхий Завет? (Основное содержание Ветхого Завета)

Бог обещал людям Спасителя мира и подготавливал их к принятию Мессии через откровения, через заповеди, через пророчества, молитвы и священнослужение.

По содержанию ветхозаветные книги разделяются на 4 отдела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие.

  1. 5 книг законоположительных или Пятикнижие Моисея или Закон Моисеев. Эти книги суть Бытие, Исход, Левит, Книга Чисел, Второзаконие. Они сообщают о сотворении мира, о грехопадении человека, об обетовании Богом Спасителя.

  2. Книги исторические содержат историю религии и жизни еврейского народа, знавшего истинного Бога. Это книга Иисуса Навина, Книга Судей, четыре Книги Царств, Книга Есфирь и др.

  3. Книги учительные содержат учение о вере. К ним относятся Книга Иова, Псалтырь – 150 псалмов, большая их часть написана царем Давидом, Екклесиаст (т.е. церковный проповедник), Песнь песней (т.е. превосходнейшая песнь).

  4. Книги пророческие. Они содержат пророчества о будущем, главным образом о Спасителе Иисусе Христе. Среди них Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги 12 пророков.

Все перечисленные книги называются каноническими, т.е. истинными по происхождению и по содержанию. В состав Ветхого Завета еще входят 8 неканонических книг. Это те книги, которые утратили иудеи и которых нет в современном еврейском тексте Ветхого Завета. Откуда же они взяты? Они взяты с греческого перевода ветхозаветных книг, сделанного 70-ю толковниками в 271 г. до Р.Х. Этот перевод пользуется особенным уважением в Православной Церкви. К этим книгам, например, относятся Книга Премудрости Соломона, три книги Маккавейские, Третья Книга Ездры.


Основное содержание ^ Нового Завета.

Бог даровал людям обещанного Спасителя, Сына Своего, Господа Иисуса Христа, Который дал Новый Завет (новый договор, союз) людям.

Книги Нового Завета разделяются на:

  1. Книги законоположительные. Это 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Евангелия повествуют о Рождестве Иисуса Христа, Его земной жизни, крестной смерти, воскресении из мертвых и вознесении на Небо, излагает Его божественное учение и чудеса.

  2. Книги исторические. Здесь единственная книга, которая называется «Деяния Святых Апостолов». Деяния написаны апостолом и евангелистом Лукой. Книга сообщает о сошествии Святого Духа на апостолов и о распространении христианской Церкви.

  3. Книги учительные. Это семь соборных посланий апостолов (письма ко всем христианам) и 14 посланий апостола Павла.

  4. Книги пророческие. Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Книга содержит таинственное изображение жизни и будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.


Книги Нового Завета написаны апостолами, учениками Христа. Однажды в Галилее, сообщают евангелисты, Христос избрал из своих учеников двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.


Имена двенадцати апостолов следующие:

  1. Симон, которого Христос назвал Петром.

  2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.

  3. Иаков Зеведеев.

  4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную верность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.

  5. Филипп.

  6. Нафанаил, сын Фоломея и потому названный Варфоломеем.

  7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.

  8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.

  9. Иаков, сын Алфея, называвшийся меньшим, в отличие от Иакова Зеведеева.

  10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значит ревнитель.

  11. Иуда Иаковлев, он также носил имена Левея и Фаддея.

  12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.


Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

Кроме этих 12 главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов, Марка, Луку, Клеопу и других. Он также посылал их на проповедь.


Вопрос 3.


Символ веры – это краткое и точное изложение всех истин христианской веры. Символ веры был составлен и утвержден отцами Церкви на 1-м и 2-м Вселенских (т.е. общецерковных) Соборах (325г. и 381г.). Кто не принимает эти истины или что-то добавляет в них, тот не может быть православным христианином.

Символ веры состоит из 12 членов (элементов). Текст каждого члена сопровождается комментарием.

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Веровать в Бога значит быть твердо уверенным в том, что Бог существует, заботится о людях. Бог есть один, и нет никаких других богов. Православные называют Бога Вседержителем, потому что Он как Царь Небесный всем управляет и все содержит в Своей силе и власти. Православные называют Бога Творцом неба и земли, поскольку вся необъятная вселенная создана Богом.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено.

Иисус (Иешуа) значит Спаситель. Христос значит Помазанник, Мессия. Превечное рождение Сына Божьего. «Через Которого все сотворено», т.е. все Бог Отец сотворил Сыном и через Сына.

3. Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком.

Христос стал Богочеловеком, т.е. сделался совершенным человеком, не переставая быть Богом. Родился сверхъестественным образом. Мария Дева приняла от Духа Святого и осталась Девой после Рождества Христова.

4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.

Исторический факт: Праведник Иисус был распят на кресте при римском правителе Иудеи Понтии Пилате, страдал на кресте, умер плотью и был погребен. Безгрешный, невинный добровольно взошел на Крест, на Голгофу.

5. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими).

Иисус Христос восстал из мертвых Сам, силою Своего Божества, воскрес в преображенном Своем теле: небесном и бессмертном. Таким образом, теперь все умершие получили возможность спасения после телесной смерти. До воскресения Христова все души умерших отправлялись в ад, теперь же благочестивые и праведные души имели возможность пребывать в райских обителях. Праздник Пасхи.

6. И восшедшего на небеса и сидящего одесную (справа) от Отца.

Через сорок дней после Своего воскресения Иисус Христос вознесся на небеса плотью и душою и сел одесную Бога Отца. Божеством же Своим Христос всегда пребывал с Отцом. Своим Вознесением Христос показал, каким образом души праведных будут восходить на Небо после телесной кончины.

7. И опять имеющего прийти со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца.

Здесь говорится о втором пришествии Спасителя, Который будет судить всех людей, которые воскреснут для Страшного Суда. После этого Суда настанет вечное Царство Христово.

8. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

О Духе Святом – третьем Лице Святой Троицы. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовным людям. Здесь также утверждается, что пророки говорили, учили и писали книги по вдохновению Духа Святого. В этом члене Символа веры католики добавляют Филиокве (Filioque) – и от Сына. То есть, католики утверждают, что Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына. В этом – одно из догматических расхождений между Православной и Католической Церквами.

9. (Верую) и во единую Святую, Соборную (-вселенскую) и Апостольскую Церковь.

Есть Церковь и есть церковь. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собой верой и любовью Христовой, священноначалием и святыми тайнами. И есть церковь как здание, архитектурное сооружение.

10-й. Исповедую одно крещение во оставление грехов.

Т.е. православные открыто признают одно крещение, которое открывает путь к спасительным таинствам. Нельзя пройти крещение в детстве, а затем, будучи взросылм, пойти покреститься, например, у протестантов.

11-й. Ожидаю воскресения мертвых.

Это воскресение наступит после второго пришествия Спасителя.

12-й. И жизни будущего века. Аминь.

Будущая вечная жизнь наступит после всеобщего воскресения, обновления всего мира и всеобщего суда Христова. Для людей неверующих и для нераскаянных грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения. Для праведных людей вечная жизнь будет радостна и блаженна. Блаженство произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Аминь означает Истинно так, то есть, весь символ веры является истинным.


Контрольные вопросы по теме:


  1. Назовите понятие о Боге в Православии.

  2. Каковая миссия Иисуса Христа, согласно православному вероучению?

  1. Что такое Божественное Откровение?

  2. Каково назначение Священного Предания и Священного Писа­ния?

  3. Что такое Символ веры?



^ 1.2. ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

(ПО УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)


План:

  1. Десять заповедей закона Божьего.

  2. десять заповедей блаженства.



Вопрос 1.

Заповеди Божии – это закон, который Господь дал христианам для исполнения, для хранения чистой души.

Закон этот был дан ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея. На двух скрижалях или каменных досках были написаны 10 заповедей (Синайское Законодательство). Иисус Христос научил своих последователей исполнять эти заповеди гораздо совершеннее.


^ Заповеди (Моисеевы)


  1. Я – Господь Бог твой, и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.


Толкование первой заповеди: Человек должен почитать только одного истинного Бога и не предаваться языческому многобожию. Эта заповедь учит христиан веровать в Бога искренне и твердо, всегда помнить о Боге, Который видит не только наши дела, но и помышления. Христиане должны надеяться только на Бога, а не на людей.


  1. Не сотвори себе кумира, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им.


Второй заповедью Господь запрещает идолопоклонство.

Запрещение поклоняться идолам, их изображениям не стоит смешивать с поклонением православным иконам. Православные поклоняются иконам как изображению, как образу Бога или ангелов или святых. Иконы (слово греч. икона означает образ) сами не считаются богами.

Почему эта заповедь актуальна для христиан, которые не почитают идолов, солнце и луну? У христиан возможно более тонкое идолопоклонство, а именно служение греховным страстям, как то: любостяжание (стремление к приобретению богатства), чревоугодие (лакомство, объядение и пьянство), гордость (высокое самомнение и убеждение в своей необыкновенной значимости) и тщеславие ( постоянный, часто безумный, поиск человеческой славы и постоянного восхваления от людей).


  1. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе (напрасно).


Толкование третьей заповеди: Имя Божье нельзя произносить в пустых разговорах, шутках и играх. Запрещается божба (то есть божиться), богохульство (дерзкие слова против Бога), кощунство (шутки и насмешки в отношении священных предметов). Имя Божье должно произноситься со страхом и благоговением, в молитве, в учении о Боге и в законной клятве или присяге.


  1. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела твои, а день седьмой – день покоя посвящай Господу Богу твоему.


Толкование четвертой заповеди: Господь повелевает седьмой день посвящать святым делам. Угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме и дома, изучение Закона Божьего, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела. Порой слышатся обвинения, что христиане не чтят субботу. Христиане чтят прежде всего воскресенье, а субботу чтят как воспоминание о сотворении мира и день поминовения усопших.).


  1. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле.


Толкование пятой заповеди: Почитать родителей значит: любить их, быть почтительным, не оскорблять их, помогать им, заботиться о них, молиться о них, молиться за них Богу и повиноваться им. Грех непочитания родителей есть великий грех, а всякий грех изнутри подтачивает душевные силы человека и ослабляет его здоровье.


  1. Не убивай.


Толкование шестой заповеди: Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. Человек виновен в убийстве и тогда, когда сам не убивает, но способствует убийству, например:


    1. Судья, осуждающий невинного подсудимого.

    2. Всякий, кто помогает убийству приказом, советом или согласие.

    3. Всякий, кто не избавляет ближнего своего от смерти.

    4. Всякий, кто тяжелым трудом и жестоким наказанием изнуряет своих подчиненных.

    5. Всякий, кто оскорбляет ближнего своего словом или поступком и доводит того до смерти.

    6. Всякий, кто соблазняет ближнего своего, совращает его на порочные поступки, подвергает душу духовной смерти. (Духовное убийство).

Посему Христос и призывает всех относиться друг к другу с любовью и заботой.

Убийство на войне Церковь не считает за грех, если воин защищает свое Отечество и готов положить свою жизнь за «друзей, ближних своих». Однако на войне, конечно, могут быть и преступные убийства. Аборт также относится к тяжелому греху убийства.



  1. Не прелюбодействуй.


Толкование седьмой заповеди: Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь. Христиане должны быть целомудренными в делах, словах, мыслях, и желаниях. Для этого нужно избегать различных соблазнов. К таковым соблазнам относятся: бесстыдные песни, сквернословие, соблазнительные зрелища и картины, пьянство, чтение безнравственных книг. «Брак чист, ложе нескверно», - говорит Священное Писание, обращая внимание на чистоту супружеского союза, освященного в церковном Таинстве брака.


  1. Не воруй.


Толкование восьмой заповеди: Господь Бог запрещает кражу, т.е. присвоение любым образом того, что принадлежит другим. Не только воровство и грабеж, но и взяточничество, тунеядство (получают деньги, а не работают) и обман являются тяжким грехом воровства.

Самая высшая добродетель в исполнении 8-й заповеди – это отречение от всякой собственности, совершенное нестяжание. Этой заповедью христиане призываются быть бескорыстными, милосердными, честными.


  1. Не произноси на другого ложного свидетельства.


Толкование девятой заповеди: Господь запрещает говорить ложь о другом человеке, показывать неправду на суде, делать ложный донос, наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать (слово «дьявол» значит клеветник). Никогда христианам не следует укорять и осуждать других, если мы не призваны к этому (родители, начальники). Ведь каждый человек имеет много слабостей и недостатков. Душу человека судит Господь, мы же можем осуждать греховный поступок, но не человека.


  1. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.


Толкование десятой заповеди: Господь запрещает не только что-либо делать плохое другим, но и запрещает плохие желания и помышления по отношению к другим людям. Грех против этой заповеди называется завистью. Поэтому христиане стараются хранить сердце и мысли от всякой нечистоты и быть довольными тем, что имеют, за всё благодарить Бога.


Вопрос 2.


Заповеди блаженства, данные Спасителем в Нагорной проповеди, не нарушают заповедей Закона Божьего, данных пророку Моисею на горе Синайской. Эти заповеди взаимно восполняются.

10 заповедей закона запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат тому, как достичь христианского совершенства или святости. 10 заповедей были даны, чтобы удержать от зла диких и грубых людей. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать святость, блаженство (т.е. высшую степень счастья).

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а новозаветный закон Христов есть закон Божественной любви и благодати. Через исполнение 9 заповедей Христос как Царь неба и земли обещает вечное блаженство в будущей вечной жизни.

Нагорная проповедь была дана Спасителем после избрания 12 апостолов. Христос сообщил заповеди блаженства своим ученикам и множеству народа, собравшегося из различных концов Палестины, а также ливанской стороны и другой стороны Галилейского озера. На склоне горы (отсюда название – Нагорная проповедь), близ Галилейского озера, Христос дал людям Новозаветный закон любви.


^ Заповеди блаженства


  1. Блаженны нищие духом, т.е. смиренные, потому что их есть (т.е. дано им будет) Царство Небесное.


Толкование: Нищета духовная есть убеждение в том, что (наша) жизнь и все (наши) духовные и телесные блага – все это есть дар Бога. Без небесной помощи невозможно приобретение ни материального благополучия, ни духовного богатства – все это Божий дар. Смирение является основной христианской добродетелью в противоположность гордости, главному греху человека.

Священное Писание еще в псалмах Давида говорит: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19); а в Притчах Соломоновых добавляет: « Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3, 34). Христос говорит ученикам: «Научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11, 29).

Богатые люди тоже могут быть «нищие духом», если понимают, что материальное богатство есть тленное и скоропреходящее, что оно не может заменить богатства духовного. Одна из евангельских притч завершается словами: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16, 26).

В качестве примера смирения Христос приводит притчу о мытаре и фарисее.


^ Притча о мытаре и фарисее

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!»

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Евангелие от Луки, 18, 10-14).


В награду нищим духом Иисус Христос обещает Царство Небесное.



  1. Блаженны плачущие, потому что они утешатся.


Толкование: Плачущие – это те, которые плачут и скорбят о своих грехах. Этот плач производит в сердце человека истинное покаяние, внутреннее успокоение. Человек уповает на Бога и верит, что Бог простит его прегрешения и дарует радость духовную.

Существует, однако, и печаль мира сего. Это печаль человека, который не надеется на Бога, который не удовлетворил своих честолюбивых и корыстных стремлений. Пример такой печали – Иуда Искариотский, который предал Христа и удавился.


В назидание корыстолюбивым людям Христос рассказывает притчу о богатом и Лазаре.

^ Притча о богатом и Лазаре

Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем».

Но Авраам сказал: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Тогда сказал он: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «Нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются».

Тогда Авраам сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

(Евангелие от Луки, 16, 19-31).



  1. Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.


Толкование: Кротость – это спокойствие, полное христианской любви, состояние духа человека, при котором человек не раздражается, не ропщет на Бога и на людей. Кроткие люди терпеливо переносят обиды и оскорбления. Кротость покоряет самые жестокие сердца. Христианин может гневаться только на свои грехопадения и на искусителя – дьявола.

Что означают слова «Наследят землю»? Кроткие люди в настоящей жизни силой Божьей сохраняются на земле, а в будущей жизни будут наследниками небесного отечества, новой земли (2 Пет. 3, 13) с её вечными благами.


  1. Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что насытятся.


Алчущие и жаждущие правды – это люди, которые, глубоко сознавая свою греховность, горячо желают правды Божьей. Они стараются угодить Богу жизнью своей, поступками согласно заповедям Христа. (Алчущие, т.е. сильно желающие правды, их желание сравнимо с силой жаждущего в пустыни воды).

«Насытятся». Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся духовно, т.е. обретут внутренний, душевный мир, спокойную совесть, оправдание и помилование. Этим людям Господь открывает тайны Царствия Своего. Это насыщение духовное приводит тоже к блаженному состоянию уже в этой жизни. Полное же насыщение наступит в будущей жизни.


  1. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.


Толкование: Милостивые или милосердные – это те люди, которые сострадательны к другим, всем сердцем жалеют людей, попавших в беду или несчастье, и стараются им помочь добрыми делами. Добрые же дела суть материальные и духовные. К материальным относятся: голодного накормить, одеть имеющего недостаток одежды, посетить больного, принять странника, погребать умерших бедняков. Дела же духовные: обратить грешника с ложного пути (словом и примером), подать ближнему добрый совет, утешить печального, не воздавать злом за зло, всех прощать, молиться за всех Богу.

В Евангелии Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине.


^ Притча о милосердном самарянине

Один иудей, законник, желая оправдать себя (так как иудеи считали «ближними своими» только иудеев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

По случаю один (иудейский) священник шел той дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, (то есть не иудей), проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Евангелие от Луки, 10, 29-37).


В качестве примера здесь уместна и вышеназванная притча о богатом и Лазаре. Богатый не оказывал при жизни милосердия бедному Лазарю.

В толковании этой заповеди уместно также привести и другое свидетельство из Евангелия о том, как Христос прощает женщину, взятую в прелюбодеянии. Этот евангельский сюжет свидетельствует о том, что новозаветный закон есть закон Божественной Любви, но любви не к греху, но к человеку, заблудшему в своих грехах.


^ Христос прощает женщину, взятую в прелюбодеянии

Иисус же пошел на гору Елеонскую.

А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус с женщиной, стоящей посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

(Евангелие от Иоанна, 8, 1-11).


Милосердным людям Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы на Страшном Суде Христовом. Они будут избавлены от вечной муки за то, что на земле оказывали милосердие другим. (Мф., 25, 31- 46).


  1. Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.


Толкование: Чистые сердцем – это те люди, которые не только явно не грешат, но и не имеют порочных, нечестивых мыслей, желаний и чувств в своем сердце. Уповая на Бога, эти люди берегут свое сердце от греховных страстей.

Чистота сердца отличается от простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности и откровенности человека по отношению к ближним. Чистота же сердца требует полного преодоления порочных мыслей и желаний с помощью Божией.

Господь обещает в награду, что эти люди увидят Бога. На земле они увидят Его духовными очами сердца. В будущей же жизни они будут видеть Бога так, «как Он есть» (I Иоанн. 3, 2). Лицезрение Бога есть высочайшее Блаженство.


  1. Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.


Толкование: Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей (с помощью Бога, а не с помощью только людей) стараются примирить. Миротворцы уподобляются своим подвигом Иисусу Христу, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божьим. Назовутся они сынами Божьими, т.е. будут самыми близки Богу, наследниками Божьими.

Святой Православной Церкви, преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Тем самым он обращал внимание христиан на необходимость просить у Бога мирного состояния души, что это мир, свыше данный, распространялся через этого человека на окружающих и преображал людей.


  1. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.


Толкование: Гонимые за правду – это истинно верующие люди, которые живут по закону Божьему и терпят от нечестивых людей гонения, преследования, лишения и бедствия. Они не изменяют правде, и за это Господь обещает им Царство Небесное.

Гонения неизбежны для христиан, живущим по евангельским заповедям, т.к. неверующие люди не могут принять христианскую жизнь. Они не выносят, что верующие живут по другим правилам, например, постятся, стремятся воздерживаться от излишних увеселений и праздного провождения времени, желают помогать другим, не осуждать падающих в грехах. Этого нехристиане не принимают и часто вольно или невольно преследуют живущих по заповедям блаженства. По этому поводу Христос говорит: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанн. 15, 20). Сам Христос был гоним, мучим римскими воинами и распят на Кресте, на горе Голгофа, находившейся за воротами Иерусалима.


  1. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на Небесах.


Толкование: Люди, которые за имя Христово, за веру во Христа, терпеливо переносят поношение, гонение, тюремное заключение и даже смерть, совершают подвиг. Этот подвиг называется мученическим. За этот подвиг Господь обещает великую награду в будущей вечной жизни, т.е. самую высокую степень блаженства в Царстве Небесном.


В заключение же Спаситель напоминает апостолам и собравшемуся Его послушать народу, что и даже после исполнения заповеди необходимо сохранять смирение, не гордиться:

«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы – рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Христос ученикам, Лк. 17,10).





страница1/19
Дата конвертации24.10.2013
Размер5,01 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы