Сочинение на гиа 2013 года несколько сложнее сочинений прошлого года icon

Сочинение на гиа 2013 года несколько сложнее сочинений прошлого года



Смотрите также:

О сочинении 2013 года

Сочинение на ГИА 2013 года несколько сложнее сочинений прошлого года.

Во-первых, нет у учащихся выбора, на какую тему писать: на морально-этическую или лингвистическую. Во-вторых, сочинение, на мой взгляд, можно создавать только на основе лексики.

Как же справиться с этим видом задания? Выход, несомненно, есть.

Во-первых, помните, что нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Отыщите интересные два слова в тексте и на их основе стройте аргументы. На помощь вам может прийти задание В1, оттолкнувшись от которого, вы можете создать свой аргумент 1.

Во-вторых, учтите, что при помощи слова человек называет и действие. Здесь вы можете работать с глаголами. Найдите те, которые помогают выстроить аргументы, и творите.

В-третьих, при помощи слова человек может у собеседника вызвать различные переживания: грусть, радость, возмущение… Это тоже возможность для вас привести новые аргументы.

В-четвертых, обращайте внимание на такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы и стройте свои доказательства на их основе.

В-пятых, найдите лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет. И на основе их выстраивайте аргументы. Здесь вам поможет задание А3, включающие в себя тропы.

Время вносит свои коррективы! Оказывается, девятиклассники будут писать сочинение не по одной цитате! В каждом тесте будет своя тема...

Но в качестве первого аргумента можно выбрать правильный (!) ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры, эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово, термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в тексте.

Для второго аргумента  задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом. Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.

^ Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот вооружен…


Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?


Однородные члены предложения - распространённое явление художественного стиля. Они используются в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем тексте.

Во-первых, большое количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…». Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в переполненном людьми автобусе…

Во-вторых, однородные сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых: «обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».

Таким образом, характеризуя богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе «оживить» изображаемое.


^ Зачем в тексте нужны неологизмы?


Неологизмы – это слова, созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт, космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором литературного произведения с определённой стилистической целью. Например: «надвьюжный» (А.Блок), «громадьё» (В.Маяковский). Эти неологизмы нередко становятся сильным выразительным средством в художественной речи.

Автор отрывка в предложении 2 называет людей, «врагов нашей русской природы», «себятниками», тем самым создавая яркий образ вредителей всего живого.

Второй неологизм, созданный А.Приставкиным, - это слово «человекоружьё». Перед нами яркая метафора, обозначающая сотни людей, приставивших свои ружья «прямо к сердцу природы» (предложение 17).

Таким образом, могу сделать вывод, что писатели, создавая новые слова, развивают у читателя словообразовательное мышление, помогающее проникнуть во внутреннюю форму слова. (119 слов)


^ Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?


А. Кушнер писал:
« Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека, Давали повод, не спеша
Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа».

Как точно выразил в стихах поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?

Во-первых, в предложениях 2 и 5 встретила вводные слова «возможно» и «вероятнее всего», обозначающие степень уверенности, возможность предположения.

Во-вторых, слова «во-первых» и «во-вторых» нахожу в предложениях 9 и 10, имеющих значение порядка изложения и связь мысли.

В-третьих, в предложении 15 встречаю выражение «одним словом», указывающее на приём и способ оформления мысли.

В-четвёртых, в предложении 16 вводное слово «на ваш взгляд» указывает на источник сообщения.

Таким образом, в тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять то, что хотел сказать автор.

(148 слов)


^ Роль фразеологизмов в художественном тексте


Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте?

Во-первых, хочу отметить, что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них выступают в роли синонимов обычным словам. Так в предложении 7 фразеологизм «не может не броситься в глаза» равен выражению «ярок, примечателен», а в предложении 12 «вышли из моды»- «стали немодными». Согласитесь, что устойчивые сочетания явно украсили текст!

Во-вторых, в предложении 15 встречаю фразеологизм «сжималось сердце». Он определяет душевное состояние людей, посетителей Лувра.

В-третьих, устойчивое сочетание «гора свалилась с плеч» (предложение 31) так же определяет нравственное состояние мальчика, совершившего великодушный поступок. Этот фразеологизм интересен и тем, что мы можем хотя бы предположить источник появления этого выражения. На мой взгляд, он пришел в нашу речь из фольклора: то ли из сказки, то ли из былины.

Таким образом, могу сделать вывод, что фразеологизмы в художественном тексте играют большую роль: они делают его ярче, эмоциональнее, выразительнее. (173 слова)


^ Роль антонимов в художественном тексте.


Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом тексте?

Во- первых, в предложении 6 « Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата явлений, широту пространственных и временных границ.

Во – вторых, в предложении 16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: « ни взад ни вперед ».

Таким образом, можно сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности речи. (85 слов)


^ Зачем писатели используют в своих произведениях перифраз?


Перифраз - это описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном тексте?

Во-первых, в эссе, посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении 13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».

Во-вторых, в предложении 26 нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий слово «осень», образно характеризует это время года.

Таким образом, писатели используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой данной материи красно говорить…».

(112 слов)

^ Зачем в художественном тексте используют синонимы.


Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?

Во-первых, для более точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел на мокрый, еще влажный от росы песок».

Во-вторых, в предложении 8 нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова: «Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»

В-третьих, в предложении 20 для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»

Таким образом, могу сделать вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее выразить мысль.

(119 слов)


^ Роль сравнений в художественном тексте и способы их выражения.


Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений встречаем в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.

Таким образом, роль сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.

(132 слова)


^ Роль цитаты в публицистическом тексте.


Публицистический текст, используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения, характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата - это дословно переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?

Во – первых, А. Чирве для определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в предложении 6 , что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую характеристику рассказа.

Во-вторых, цитата Л. Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его эмоциональным.

Таким образом, цитаты в публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают внимание читателей и слушателей.

(134 слова)


^ Роль эпитетов в художественном тексте.


Среди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.

Во-вторых, в предложениях 13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают живописно описать действие.

Таким образом, эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.

(121 слово)

^ Роль гиперболы в художественном тексте.

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Гиперболизация - излюбленный стилистический приём Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?

Во-первых, в предложении 9 нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к природе.

Во-вторых, в предложении 17 встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А. Приставкин.

Таким образом, гиперболы в этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно представить события той ночи на Селигере.

(114 слов)


^ Роль метафор в художественном тексте


Сам термин «метафора» означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство». Какие метафоры нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 11 метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.

Во-вторых, в предложении 26 присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать, ярче представить, что натворили фашисты в городе.

Таким образом, могу сделать вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и эмоциональность.

( Слов 90)


^ Роль графических средств в письменном тексте


Русская графика располагает огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения (курсив, разрядка). Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова?

Во-первых, предложение 2 оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием выделения важных слов в тексте шрифтом другой величины. Этим словом стало слово « ВОЙНА»: «...была гражданская, была финская…и была - ВОЙНА-Великая Отечественная…»

Во-вторых, чрезвычайно разнообразно используется в художественном произведении курсив. Логическое, смысловое подчеркивание слов « военной», «соучастника и соотечественника» из предложений 3 и 9 с помощью этого шрифта – излюбленный прием многих писателей, в том числе Ю. Полякова: «Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника».

Таким образом, выделяя слова графически, автор усиливает образность текста художественной литературы.

( 124 слова)

^ Лексический повтор в речи


Лексический повтор в речи (письменной и устной ) ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста.

Так в предложениях 18-19 автор использует анафору «Или кабан пробежал близко…Или вдруг в бинокль увидел дятла?»

А вот в предложении 23 и 24 автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял бы свою необычность и экспрессивность.

Таким образом, могу сделать вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на читателя, слушателя.

(105 слов)


^ Роль антитезы в художественном тексте


Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение - тьма». Какие виды антитезы встречаю в этом тексте.

Во-первых, предложение 16 «сейчас он не ученик средней школы, он -отважный гладиатор» помогает мальчику представить себя отважным гладиатором.

Во-вторых, в предложении 23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана Грозного.

Таким образом, антитеза как стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев, обстановку, поведение людей.

(80 слов)


^ Каковы функции частиц в русском языке?


Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?

Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И земля бы лежала пепельная».

Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».

В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»: «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».

В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»: «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»

Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в предложении. (119 слов)


^ Роль союзов в русском языке. Союз «чтобы»

Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…, часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в сложноподчиненном предложении.

Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.

Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.

В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок» этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в сложноподчиненном предложении.

Таким образом, союз «чтобы» - это весьма многообразный союз, но, встречаясь в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в сложноподчиненном предложении.

(172 слова)


^ Роль диалогов в художественном тексте.


Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.

Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы (предложение 19-20):

-Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?

-Что именно? - сухо спросила девица.

Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации (предложение 20-23):

-Что именно?

-Название?

Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.

(96 слов)


^ Роль книжных слов в публицистической речи


Вариант 1.

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов. Цель его – информирование, передача значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя. А воздействовать можно, используя языковые средства, оценочные слова, а также – книжные. Зачем же все-таки нужны книжные слова в публицистических текстах?

Использование книжных слов позволяет подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, как, например, в предложении 4 нашего текста («нравственно-эстетическая деградация»). Книжные слова несут и экспрессивную нагрузку, позволяя четко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент. Предложение 7 из текста

В. Распутина тому пример («очиститься от скверны», «привыкать к парадоксам»). Эти примеры подчёркивают достоверность сказанного, точность приведённых фактов.

С уверенностью можно сделать вывод, что Маша права, утверждая, что книжные слова важны в публицистическом стиле, так как несут определённую нагрузку.

Вариант 2.

В различных функциональных стилях речи используется книжная лексика. Что означает это выражение? Какую роль играет книжная лексика в письменной и устной речи?

 Книжная лексика – это слова,  характерные прежде всего для письменной речи, присущие научным работам, официально-деловым документам, публицистике.

Книжные слова чаще всего не имеют дополнительной окрашенности (научный и официально-деловой стили). Однако в книжной лексике выделяются слова высокие, придающие окраску важности, возвышенности или поэтичности тем понятиям, которые они обозначают. Если говорить о роли книжных слов в публицистической и художественной речи, то прежде всего необходимо понимать их роль и предназначение, знать причины употребления.

На первый взгляд,  Пётр прав. Книжная лексика затрудняет понимание текста, требует вдумчивого, осмысленного прочтения. Необходимо понять, с какой целью автор употребляет в тексте книжные слова? Чем это продиктовано? Попытаемся разобраться на примере текста М. Канна. Текст публицистического стиля. Значит, для него характерны интонация обращения к слушателям, эмоционально окрашенные слова, частицы (13), междометия, несложные синтаксические конструкции (10,11), риторические вопросы (4-6), восклицания (3), повторы  и т. д.  Говоря об общественно значимых понятиях, явлениях, процессах, невозможно обойтись  без употребления книжной лексики. В предложенном тексте много примеров использования книжных слов: «их возникновение восходит» (13), «создание связано с эпохой Петра I» (14), «бурное развитие научных знаний» (15), «легли в основу» (18), «в целях идеологического воздействия» (20) и др. Присутствие рядом  с книжными слов разговорных было бы стилистически  немотивированным. 

Людмила Сергеевна, разумеется, права. Книжная лексика, в том числе и публицистическая, выполняет определённые функции. Чтобы создавать тексты высокие, наполненные духовным, нравственным содержанием, необходимо употребление книжной лексики.  Это придаёт речи  особую выразительность, эмоциональность, патетичность.  




Примерное распределение цитат по темам

(По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько)


^ 1.Связь грамматики и лексики в русском языке


Тест 1


«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».    

   Лев Васильевич Успенский

Тест 2


«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

   Лев Васильевич Успенский

 Тест 5


«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

 Тест 9 


«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

 Лев Васильевич Успенский

Тест 13


«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

Ираида Ивановна Постникова

 Тест 23


«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

       Е. В. Джанджакова

Тест 25


«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

Николай Гаврилович Чернышевский

Тест 26


«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Илья Наумович Горелов

 Тест 27


«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».

Михаил Васильевич Исаковский

Тест 28


«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».

Михаил Викторович Панов

Тест 29


«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

Лев Николаевич Толстой

 Тест 30


«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

 Георгий Владимирович Степанов

Тест 31


«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».

Поль Рикёр

Тест 35

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Владимир Галактионович Короленко



2. Лексика


Тест 7


«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

 Константин Георгиевич Паустовский

Тест 11


«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

А. А.  Зеленецкий

Тест 32


«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

      Из учебника русского языка

3.Синтаксис


Тест 15


«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

       Александр Александрович Реформатский

Тест 16


«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»».

    Светлана Ивановна Львова

Тест 19


«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

       Борис Викторович Шергин

Тест 20


«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

       Ираида Ивановна Постникова

^ 4.Богатство русской речи, точность слова и т. д.


Тест 3


«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

               Константин Александрович Федин

Тест 8


«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».

            Борис Николаевич Головин

Тест 10


«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Иван Александрович Гончаров

Тест 12


«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

Маргарита Николаевна Кожина

Тест 17


«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».

    Н. Шамфор

Тест 18


«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

       Александр Иванович Горшков 

 Тест 21


«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

     Георг фон Габеленц

Тест 22


«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

      Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Тест 24

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

         Георгий Яковлевич Солганик

Тест 33


«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».

Андрей Александрович Мирошниченко

^ 5.Темы, стоящие особняком


Тест 4


«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

    Александр Афанасьевич Потебня

Тест 6


«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».

   Литературная энциклопедия

Тест 14


«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».

Александр Александрович Реформатский

Тест 34


«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Андрей Александрович Мирошниченко

 Тест 36


«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». 

Нина Сергеевна Валгина


 

 Речевые клише для сочинения-рассуждения

^ Формулирование собственной позиции

(тезис)

 

Я думаю (считаю, уверен, полагаю), что…

Мне кажется…

По моему мнению, по-моему, без сомнения, безусловно, конечно,

видимо и т.д. (выделить запятой!)

^ Формулирование аргументов

 

Во-первых, во-вторых, в-третьих  и т.д. (выделить запятой!)

В качестве аргумента (аргументов) хочется привлечь…

В основе моей точки зрения лежит…

Важно отметить, что…

Из этого следует, что…

В этой связи ясно, что…

Разумеется (очевидно), что…

Кроме того… 

^ Формулирование примера

 

Позволю себе (попробую) пояснить сказанное…

Обратимся к примеру…

Приведем пример…

Один из ярких примеров…

Я привел этот пример для того, чтобы убедиться…

В качестве примера хочется…

Приведем пример того, как …

Например, к примеру (выделить запятой!) 

^ Формулирование вывода

 

Наконец, итак, вот почему, значит, в общем, следовательно,

таким образом и т.д. (выделить запятой!)

Из всего сказанного следует, что…

В заключении можно сказать, что …

В итоге можно прийти к выводу (к заключению) о том, что…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

Можно сделать заключение(вывод), что…

Как явствует (следует) из (выше) изложенного …

Подводя итог…(выделить запятой деепричастный оборот!)

Прихожу к выводу…

Очевидно, что…

Нет сомнения в том, что…

Продолжая (заканчивая) мысль…

^ Выражение своего отношения к различным точкам зрения

 

Я разделяю точку зрения (кого?)…

Нельзя не согласиться с мнением (кого?) о том…

Нельзя принять утверждение (кого? о чем?) потому что…

Хочется опровергнуть взгляд (взгляды) (кого?)…

Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения (кого? на что?)

Следует признать (отметить), что… 

Актуальность темы (проблемы) сочинения

 

Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна…

Данная тема (проблема) привлекает внимание…

 В качестве средства связи можно использовать вводные слова, словосочетания, предложения. (Выделить запятой!) 


 

 








Скачать 238.56 Kb.
Дата конвертации25.10.2013
Размер238.56 Kb.
ТипСочинение
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы