Участие россии в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: историко правовой аспект алексей Александров icon

Участие россии в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: историко правовой аспект алексей Александров



Смотрите также:
«Право и управление. XXI век».– 2011.- №1(18).-С.-22-32.


УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ИСТОРИКО ПРАВОВОЙ АСПЕКТ


Алексей Александров – кандидат исторических наук, профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО(У) МИД России


Ключевые слова: культурные ценности, история права и государства, международные отношения.


PARTICIPATION OF RUSSIA IN THE INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD
OF CULTURAL VALUES: THE HISTORICAL-LEGAL PERSPECTIVE



The article focuses on the practical significance of international cultural co-operation in terms of current foreign policy. The aim of the article is to highlight the law history issues related to the law governing Russia's engagement in international cultural co-operation.


A. Aleksandrov – Candidate of Sciences (History), Professor, PhD, Department of Legal Support for Administrative Work, MGIMO (University) under the Ministry for Foreign Affairs of Russia

Keywords: Cultural values, History of state and law, International relations


В статье показывается практическое значение международного взаи­модействия в области культуры для современной внешней политики. Цель статьи - выявление проблем историко-юридической науки в сфе­ре правового регулирования участия России в интернациональном куль­турном сотрудничестве.


Цель статьи - привлечь внима­ние научного сообщества к историко-юридическим аспектам изу­чения правового регулирования уча­стия России в международном куль­турном сотрудничестве.

Значение темы определяется, пре­жде всего, практическим значением межгосударственного и межнацио­нального взаимодействия в сфере культурных ценностей для современ­ного мира. «Наши общие успехи в по­литике и экономике в немалой степени обусловлены гуманитарными связя­ми» - отметил Президент России 25 февраля 2011 г. на открытии выставки полотен из собрания Национального музея Прадо в Государственном Эр­митаже. Вернисаж ознаменовал нача­ло Года России в Испании и Года Ис­пании в России. Речь президента была обращена к присутствовавшему на церемонии королю Испании. Думает­ся, цитируемые слова могут служить эпиграфом ко всей теме «внешняя по­литика и гуманитарное взаимодей­ствие». В них точно подчеркивается неразрывная связь международных отношений и культурной жизни, при­чем не только в границах европейских держав, но всего мирового сообще­ства.

Культура, как известно, включает широкий круг материальных и немате­риальных явлений. Данная статья по­священа правоотношениям, связанным с материальными движимыми и недвижи­мыми объектами. Термин «культурные ценности» многогранен. Он понимается в данной работе в том смысле, который в него вкладывается действующими российскими законами. Среди которых основное значение имеют федеральные законы от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и 25 июня 2002 г «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и куль­туры) народов Российской Федерации». Укажем и на международно-правовую интерпретацию термина, учтенную в статье. Речь идет об основополагающих международных актах: Конвенции 14 мая 1954 г. о защите культурных ценно­стей в случае вооруженного конфликта, Конвенции 16 ноября 1972 г. об охране Всемирного культурного и природного наследия, Конвенции Международного института унификации частного пра­ва (УНИДРУА) 24 июня 1995 г. по по­хищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, Европейская конвенция о правонарушениях в отно­шении культурных ценностей 23 июня 1985 г.


^ Значение международного сотрудничества в области культуры

для международных отношений, внешней политики Российской Федерации

Глобализация делает все более значи­мым мирный диалог различных культур. Он приобретает ясный и недвусмыслен­ный внешнеполитический и внутрипо­литический резонанс. В «Концепции внешней политики Российской Феде­рации» 12 июля 2008 г. среди основных целей внешней политики страны назва­но развитие партнерства цивилизаций. Культура - один из приоритетов устой­чивого развития, на котором Российская Федерация сосредоточивает свои уси­лия и ресурсы для обеспечения нацио­нальной безопасности, что объясняется целом рядом факторов:

  • необходимостью обеспечить соци­альную стабильность, этническое и кон­фессиональное согласие внутри России;

  • стремлением последовательно фор­мировать общее пространство с Евро­пейским союзом в сфере культуры;

  • национальными интересами России в условиях многополярного - и, заметим, поликультурного - мира1.

В важнейших государственных ак­тах нашей страны подчеркивается, что нельзя изолировать международное со­трудничество в сфере культуры от иных форм межгосударственного взаимодей­ствия. Искусство, образование и наука неразрывно взаимосвязаны с идеологи­ческими, политическими и экономиче­скими явлениями современности.

Место и авторитет государства в мире определяются не только энергетически­ми, военно-политическими, материаль­ными ресурсами, но и его культурным достоянием. Это подчеркивается в про­граммном документе 2004 г. «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами». Культурные связи - один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных ин­струментов в механизме внешнеполити­ческой деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь искусство, наука - до­стояние всего человечества, они выше границ и национальных барьеров. Имен­но культурный обмен обеспечивает вза­имопонимание и уважение друг к другу представителей различных цивилиза­ций, отмечает МИД России. Культурные связи, как неоднократно подчеркивали представители внешнеполитического ведомства России, могут и должны раз­рушать антироссийские стереотипы, искусственные границы между народа­ми. В Федеральной целевой программе «Культура России (2006 - 2011 годы)», утвержденной Правительством Россий­ской Федерации, подчеркивалось: «Уси­ление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных тради­ций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему между­народных отношений».

В документах Федерального агентства по делам Содружества Независимых Го­сударств, соотечественников, проживаю­щих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству спра­ведливо отмечается, что в условиях гло­бализации и усиливающихся попыток расколоть мир по цивилизационному признаку эффективное использование на международной арене культурного потенциала России способно стать дей­ственной силой для практических задач внешней политики государства.

Как неоднократно подчеркивалось на официальном уровне, взаимодействие дипломатии и культуры, которое имеет давние исторические традиции и сегод­ня служит национальным интересам го­сударства. Зачастую шедевры искусства, символы прошлого непосредственно вовлечены в дипломатические отноше­ния2. Приведем недавний пример - в ходе официального визита президента России в Корею в ноябре 2010 г. состоя­лась церемония передачи российской стороне властями южнокорейского го­рода Инчхон флага героического крей­сера «Варяг». Отныне гюйс, поднятый с погибшего корабля еще в 1905 г., бу­дет хранится в Военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Передача реликвии была оценена президентом как символ и великой истории, и сегодняшних дру­жественных двусторонних отношений.

Нельзя не учитывать, что в куль­турном сотрудничестве участвуют не только дипломатические структуры, но и различные государственные и него­сударственные организации. Главную роль играют музеи, библиотеки, архи­вы, частные лица (деятели искусства, коллекционеры, предприниматели). Ошибкой является недооценка значе­ния институтов гражданского общества для современных международных отно­шений. Более того, в XX веке был зало­жены основы современных профессио­нальных сообществ (работников музеев, библиотекарей, архивистов).

Следует специально отметить между­народные аспекты деятельности музеев. Особое воздействие оказывают музеи на массовое сознание. Музеи способ­ны участвовать в формировании обще­ственного мнения в различных регионах и странах мира. Ведь международные выставки - формы непосредственного культурного диалога между народами. Они влияют на общественное мнение и поэтому являются одним из факторов, определяющих климат международ­ных отношений. «Визиты» Моны Лизы - Джоконды в США в 1963 г., в СССР и Японию в 1974 г. стали одним из сим­волов нового периода международных отношений, последовавшего за годами холодной войны. То, что сотни тысяч человек посетили выставку Пикассо в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2010 г. - году Франция - Россия, яркий знак междуна­родного культурного сотрудничества. Совместная работа музеев различных стран мира создает мосты для взаимо­понимания, для пропаганды культуры мира, дружбы между народами.

Проведение музейных выставок со­провождает государственные визиты глав государств, встреч на высшем уров­не. Музей становится местом диплома­тического взаимодействия. Например, 1 марта 2010 года российский и фран­цузский президенты открыли в Лувре выставку «Святая Русь: искусство с древ­нейших времён до Петра I». Начало ра­боты уникальной выставки ознаменова­ло официальное открытие Года России во Франции и Года Франции в России. На официальной пресс-конференции президент России охарактеризовал вы­ставку как «масштабное событие» дву­сторонних отношений, «которое в пол­ной мере отражает глубину нашего исторического соприкосновения и инте­рес друг к другу».

Социальная (в том числе и между­народная) значимость архивов про­порциональна ценности хранимой и распространяемой ими информации.

Российские и зарубежные специалисты отмечают многогранное влияние архи­вов на современное общество. Ключе­вые факторы, которые определяют роль архивов в международном взаимодей­ствии:

  • практическая ценность хранимой ими информации для внешней полити­ки различных стран мира;

  • важность исторических данных, ко­торые имеют не только научное и про­светительское, но и политическое значе­ние, влияние на общественное мнение, представления о стране и ее прошлом;

  • способность архивных учреждений (и контролирующих их деятельность учредителей или государственных ор­ганов) содействовать распространению информации. Возможность ограничи­вать доступ специалистов, общественно­сти к информации;

  • рост международного сотрудни­чества профессиональных архивистов, ученых, архивов в научной и хранительской деятельности.

Архивные документы уникальны, что подчеркивает их особое место в куль­турном наследии человечества. Архив­ный документ является не только мате­риальным носителем информации. Он приобретает значимость символа исто­рии международных отношений. Тра­диционным экспонатом на выставках, посвященных знаменательным датам в истории дипломатии является экзем­пляр исторического договора, реляции послов. На книжных иллюстрациях, на сайтах публикуются изображения ар­хивных документов, олицетворяющих собой саму историю внешней полити­ки.

В некоторых случаях архивные до­кументы являются непосредственны­ми «объектами» межгосударственных отношений. Примером служит судьба архивных документов княжеского дома Лихтенштейна и архива Н. А. Соколова (документы о гибели Николая II, его се­мьи и сопровождавших его лиц). Архив­ные документы княжеского дома Лих­тенштейн были вывезены в нашу страну из Австрии в 1945 г. Эта коллекция вклю­чала документы по национальной исто­рии, экономике Лихтенштейна. Для того чтобы возвратить их в княжество, властя­ми Лихтенштейна на международном аукционе Sotheby's были приобретены материалы уголовного расследования гибели в Екатеринбурге в 1918 г. семьи и близких последнего русского царя. Этот «Архив Н. А. Соколова», возглавлявше­го следственную комиссию, представлял особую ценность для нашей страны. Со­стоялся межгосударственный обмен3. Международный договор от 3 сентября 1996 г. был заключен в форме обмена письмами между министром иностран­ных дел Российской Федерации Е. М. Примаковым и правящим Князем Лих­тенштейна Хансом-Адамом II.

В Минском соглашении 1999 года было подчеркнуто, что страны СНГ «рас­сматривают обмен архивной информа­цией как важнейшую форму сотрудни­чества»4. В документе были намечены практические шаги по гармонизации архивной работы в Содружестве: созда­ние единой системы баз данных о фон­дах государственных архивов на основе автоматизации центральных фондовых каталогов, развитие информационного и научного обмена.

Принципиальной особенностью со­временной компьютерной эпохи ста­новится большая открытость архивов. Это происходит не только благодаря традиционным публикациям докумен­тов, научных исследований, но и элек­тронным проектам, интернет-сайтам. Благодаря электронным публикациям архивных документов усиливается вли­яние архивов на общественное мнение, что создает интеллектуальный контекст межгосударственного сотрудничества. В интернете действуют сайты различных международных проектов, посвящен­ные межгосударственным отношениям, а также изучению истории международ­ных отношений и внешней политики России.

Международное сотрудничество ар­хивов, научных центров, ученых позво­ляет открыть новые информационные ресурсы для изучения международных отношений и внешней политики Рос­сии.

Давнюю традицию имеет и сотрудни­чество библиотек различных стран. От­метим, что библиотеки:

  • оказывают значительное воздействие на развитие культуры и общественные настроения;

  • являются основой научной работы и просвещения во всем мире;

  • за последние годы превращают­ся в общедоступные интернет-центры электронной документации и информа­ции5.

Базовым принципом современного общества является норма, зафиксиро­ванная в преамбуле федерального за­кона от 29 декабря 1994 г. «О библио­течном деле». Библиотеки призваны на национальном и международном уровне обеспечивать права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духов­ное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и обра­зовательную деятельность.

В международных отношениях не­пременной частью является сотрудни­чество в сфере библиотек. Примером служит Модельный библиотечный ко­декс для государств-участников СНГ6, в котором содержатся принципы и основ­ные нормы библиотечного дела. Этот кодекс был принят в рамках усилий по созданию единообразных подходов к го­сударственному регулированию библи­отечной работы.

Особого внимания заслуживает ха­рактерный для сегодняшнего дня про­ект «Европейская библиотека» - об­щедоступный электронный ресурс, объединяющий электронные каталоги и иные ресурсы 48 национальных («глав­ных») библиотек на 35 языках7.

Подчеркнем еще раз, что междуна­родное профессиональное общение спе­циалистов, совместные научные проек­ты - это форма народной дипломатии, которая способствует росту взаимопони­мания между различными народами и культурами. Музейные и архивные сай­ты, портал «Европейская библиотека», проект Europeana наглядно показывают возможности новых информационных технологий по развитию социальных коммуникаций в мире.

Культурное сотрудничество - зна­чимый элемент международных эко­номических отношений. Исследования показывают, что суммарная стоимость проданных на мировом рынке произ­ведений искусства и антиквариата ис­числяются миллиардами евро8. За три дня продажи частной коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже в феврале 2009 г. было получено, как отмечалось в прессе, почти полмиллиарда долларов9. 11 июня 2010 года РИА НОВОСТИ со­общило, что суммарная стоимость про­изведений русских мастеров на торгах ведущих аукционных домов Sotheby's, Christie's, Bonhams и MacDougall's от «русских торгов» в первые недели лета 2010 года составила около 45,6 миллиона фунтов.

Самостоятельное значение имеет и со­циальное измерение «экономики искус­ства». Эксперты указывают, что в Евро­пейском союзе в инфраструктуре рынка художественных ценностей работает больше 220 тысяч человек: реставрация, транспорт, страховка, логистика, охра­на. Как видно, это важная часть полити­ки обеспечения занятости, регулирова­ния рынка высококвалифицированного труда. Необходимо учитывать экономи­ческие факторы внешнеполитических решений в сфере культуры, выражаю­щихся в налоговых и таможенных льго­тах, регулировании инвестиций, ввоза и вывоза культурных ценностей, прав на объекты исторического наследия и про­изведения искусства.

Исторические аспекты регулирова­ния международной торговли произ­ведениями искусства имеют самостоя­тельное значение. Опубликованные архивные документы показывают, что в 1930-1931 гг. в числе пятидесяти четырех видов товаров, реализованных СССР в США названы «античные вещи» и «кустизделия» (включавшие декоративно- прикладные изделии народных про­мыслов10). Как известно, и в научной литературе, и в средствах массовой информации содержится критическая оценка продажи за рубеж художествен­ных и исторических ценностей страны в довоенный период.

Объектом международных экономи­ческих отношений служат не только дви­жимые культурные ценности (картины, книги и т.д.), но и недвижимость. Земля и сооружения - основа экономики лю­бой страны, а значит, они важны в кон­тексте ее внутренней политики. Косвен­но - а в ряде случаев и непосредственно - экономические интересы, стремление получить права на религиозные, исто­рические памятники, определяли внеш­нюю политику.

При изучении экономических аспек­тов международного культурного со­трудничества следует выделить три явления, которые непосредственно свя­заны с недвижимостью. Это:

  • международное финансирование, организация и проведение работ по со­хранению ансамблей;

  • иностранные инвестиции в культур­ные памятники в различных регионах мира (покупка, аренда);

  • международный туризм.

Актуальной научной и практической проблемой является влияние туризма на развитие международной экономики11. В центре внимания массового туриста неизменно оказывается «историческая достопримечательность». Она (как и природные зоны отдыха) - традици­онный центр привлечения внимания. Приведем характерные статистические данные. По данным международной не­правительственной организации World Monuments Fund Собор Парижской Бо­гоматери посещают до 12 миллионов ту­ристов в год, Великую Китайскую стену - 10 миллионов, Лувр - 8,5 миллионов, пирамиды Египта - 3 миллиона. Речь идет о массовом феномене, воздейству­ющем на экономику, общественный климат международных отношениях. Международный Совет по охране па­мятников и исторических мест (ИКО-МОС) констатирует, что «познаватель­ный туризм является формой туризма, одной из целей которого является выяв­ление памятников и достопримечатель­ностей и обеспечение их содержания и защиты»12.

В международных договорах России подчеркивалось, что «туризм является важным средством экономического раз­вития, достижения взаимопонимания, проявления доброй воли и укрепления дружественных отношений» между го­сударствами13.

Международные отношения и туризм неразрывно связаны. Недаром объектом нападения террористов во всем мире становятся исторические достоприме­чательности, посещаемые туристами. В 1997 г. боевики расстреляли в музейном и археологическом комплексе города Луксора более 50 иностранных туристов. В августе 2006 г. взрывы прогремели в исторических кварталах ряда городов Турции. По данным СМИ, террористы прямо заявляли, что цель их атак - ино­странцы. 22 февраля 2009 г. в результате террористического акта в туристиче­ском центре Каира (у древних мечетей и популярной среди иностранцев гости­ницы). Пострадали граждане четырех государств, причем одна француженка погибла. Стремясь достичь своих по­литических целей, террористы наносят удар по туристическому бизнесу. Их не­посредственными жертвами становятся граждане различных стран. Страдают исторические памятники.

При изучении влияния туризма на международные отношения следует учитывать «человеческий фактор» - ведь согласно официальным данным за год в мире совершаются сотни миллионов международных туристических поез­док («туристических прибытий»). Этим определяется социальная роль туризма, ставшего неотъемлемой частью жизни миллионов людей по всему миру.

Само определение «правонарушений, связанных с культурными ценностями» дается для государств - членов Совета Европы в третьем приложении Европей­ской конвенции о правонарушениях в отношении культурных ценностей (ETS № 119), заключенной 23 июня 1985 г. Подчеркнем, что Конвенция не вступи­ла в силу на 25 января 2011 г. Российская Федерация в ней не участвует14.

Преступления против культурного наследия не ограничены государствен­ными границами. Речь, в частности, идет о:

  • хищении произведений искусства и исторических артефактов;

  • незаконном вывозе этих памятников за границу;

  • подделке памятников;

  • нелегальной торговле (торговле по­хищенным у собственников, нарушени­ем правил о торговле произведениями искусства и антиквариатом, «отмыва­нии денег», полученных преступным путем);

  • уничтожении объектов культурного наследия по идеологическим причинам как проявление религиозной и социаль­ной нетерпимости.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» подчеркива­ется, что организованная преступность носит глобальный характер и требу­ет адекватного ответа со стороны всего международного сообщества. Непосред­ственную угрозу безопасности нашей страны составляет перемещение через государственную границу Российской Федерации культурных ценностей.

Криминалисты приводят данные ФБР и Интерпола, согласно которым годовой оборот «черного рынка» произведений искусства в мире составляет 5 млрд. дол­ларов, а в списке наиболее прибыльных сфер преступной деятельности экспер­ты отводят ему четвертое место после торговли наркотиками, оружием и от­мывания денег.

Следует обозначить еще одну про­блему истории межгосударственных отношений. Особое значение имеет проблема культурных ценностей, пере­мещенных в СССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на тер­ритории Российской Федерации. Для ее регулирования потребовалось при­нятия федерального закона от 15 апреля 1998 «О культурных ценностях, переме­щенных в Союз ССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на тер­ритории Российской Федерации». Закон вызвал широкую дискуссию за рубежом. Он был предметом рассмотрения в Кон­ституционном Суде России в 1999 г.

Трагическое звучание имеет судьба культурных памятников погибших и не­законно вывезенных с территории Рос­сии в ходе Второй Мировой войны.

Подведем некоторые итоги. Памятни­ки прошлого, произведения искусства становятся особым объектом в деятель­ности как частных лиц и фондов, так и правительств национальных государств и международных организаций.

Международное взаимодействие в сфере культурного наследия включает:

  • сохранение памятников для буду­щих поколений (реставрация и консер­вация, безопасное использование, борь­ба с организованной преступностью и актами вандализма);

  • организацию культурного диало­га между народами, в котором объекты культуры играют многогранное обще­ственное значение (выставочная работа, туризм и др.);

  • экономическую составляющую - тру­довую занятость квалифицированных специалистов; развитие взаимосвязан­ных отраслей (транспорт, страхование, сервис); инвестирование в памятники как материальные ценности; глобаль­ный рынок искусства и антиквариата;

  • научный труд, который может быть эффективным только в условиях сотруд­ничества, кооперации усилий, диалога между учеными разных стран;

  • развитие культурного богатства на­родов современного мира.

Памятники прошлого играют сим­волическую роль, воздействуя на об­щественное мнение (формируя образ страны, того или иного явления нацио­нальной истории, истории международ­ных отношений).

Экономические аспекты внешней по­литики в сфере культуры определяются ростом мировой торговли предметами искусства и антиквариата, миллиардны­ми валютными инвестициями в памят­ники искусства и истории (в том числе, в недвижимость). Международный ту­ризм стал важным резервом экономи­ческого развития. Рынок искусства и антиквариата дает работу сотням тысяч человек. Усиливается взаимовлияние межгосударственных отношений и меж­дународного экономического сотрудни­чества в области культуры.

Болезненным явлением является рост с 1970-х гг. интернациональной орга­низованной преступности, наносящий вред культурному наследию. Роль го­сударства в противодействии данной угрозе определена международными конвенциями, российскими стратеги­ческими актами о внешней политике и национальной безопасности. Сегодня эффективной может быть только со­вместная борьба против международ­ной преступности государственных и неправительственных структур раз­личных стран, интернациональных ор­ганизаций. Назовем только некоторые действия, которые совершаются инсти­тутами гражданского общества. Это соз­дание широкой системы общественной защиты памятников истории и искус­ства от посягательств, распространение информации о похищенных объектах, разработка этических норм в системе торговли и коллекционировании, кон­троль за соблюдением норм профессио­нальной этики.

Международное взаимодействие в сфере культурного наследия - эффек­тивный способ реализации внешнепо­литической доктрины России и один из факторов, обеспечивающих достойный нашей страны статус на мировой аре­не. Культурные связи — один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механиз­ме внешнеполитической деятельности. Они способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к раз­личным культурным традициям. Ведь искусство, научное знание, культурные традиции — достояние всего человече­ства, они выше границ и национальных барьеров. Объединяющее начало под­линного искусства, образования и науки — мощная социальная сила. Современ­ная эффективная дипломатия невоз­можна без учета культурного контекста, исторического прошлого. Однако не только интересы внешней политики и экономические приоритеты делают зна­чимым международное сотрудничество России в сфере исторических и художе­ственных ценностей. Культура — «сама по себе» — способна содействовать по­строению более гуманной системы меж­дународных отношений.

^ Нормативное регулирование и правоприменительная практика

международного сотрудничества России в сфере культурных ценностей

как особый объект изучения историко-правового знания

История правового регулирования участия России в международном со­трудничестве в сфере культурных цен­ностей в XX в. является актуальной научной проблемой. Ее значимость обу­словлена, прежде всего, практическими потребностями современной полити­ческой, общественной, экономической жизни.

Отечественная и зарубежная юри­спруденция давно исследует междуна­родные взаимосвязи в сфере культуры15. Подготовлены и специальные работы по рассматриваемым аспектам истории права16. Характерно, что даже в спе­циализированных работах по самым злободневным проблемам российской юриспруденции предлагаются вопросы, непосредственно связанные с историей государственного регулирования меж­дународного культурного сотрудниче­ства17. В отечественной и зарубежной научной литературе существуют различ­ные оценки генезиса современного пра­ва, регулирующего культурное взаимо­действие различных стран. Имеется ряд неисследованных историко-правовых вопросов. Назовем те из них, которые непосредственно касаются международ­ного сотрудничества нашей страны в сфере культурных ценностей.

Историко-юридическая наука при­звана реконструировать формирова­ние в XX в. конституционных прав на участие в культурной жизни, реализа­цию творческого потенциала, пользова­ние учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Очевидно, что границами одной страны действие это­го права ограничено быть не может. На становление прав человека влиял куль­турный диалог между народами.

Актуальной проблемой является становление права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, прямо за­крепленного Конституцией России. Как происходил генезис данного правово­го института в XX столетии? Особенно значимо исследование развития норм российского и международного права, регулирующих международное сотруд­ничество библиотек и архивов.

Нельзя не отметить, что исследова­ния требует не только история правово­го регулирования межгосударственного сотрудничества. Необходимо изучить генезис норм о приграничном взаимо­действии, сотрудничестве на уровне ре­гионов и муниципалитетов. Междуна­родным культурным связям посвящен целый блок актов субъектов федерации, которые составляют самостоятельный корпус источников историко-правовой информации18. Следует отметить, что са­мостоятельной и неизученной научной темой является процесс формирования права субъектов Российской Федерации, регулирующих их участие в междуна­родном культурном сотрудничестве.

Самостоятельная тема - история пра­вового регулирования участия обще­ственных организаций (Международ­ного совета музеев, Международного совета архивов и других) в культурном сотрудничестве. Особенно актуальным является процесс создания норм между­народных профессиональных организа­ций, профессиональных обычаев и их влияние на отечественное правотворче­ство.

Центральной проблемой остается процесс формирования правового режи­ма культурных ценностей в российском праве. Речь идет о совокупности норм ряда отраслей российского и междуна­родного права, регулирующих обще­ственные отношения, связанные с объ­ектами истории и культуры.

Актуальными являются и историче­ские аспекты регламентации деятель­ности музеев. Как создавались нормы, регулирующие международную дея­тельность музеев? Как создавались пра­вила музейной работы? Важно провести комплексный историко-правовой ана­лиз формирования современного «му­зейного права».

Нельзя не учитывать современные международные коллизии, связанные с отдельными артефактами, коллекция­ми. В качестве иллюстрации наиболее дискуссионных проблем зарубежных музеев, имеющих международную зна­чимость, назовем:

  • формально законные приобрете­ния западных музеев XVIII - XX вв., вос­принимаемые рядом специалистов и общественными группами (в том числе и зарубежными организациями) как не­легитимные. Продолжаются дискуссии о реституции музейных ценностей, со­бранных в Европе в колониальный пе­риод;

  • «музеи империй». Вопрос касается предметов и коллекций, полученных ранее из регионов, получивших впо­следствии независимость от страны ме­стонахождения музея;

  • проблемы произведений искусства, перемещенных вследствие Второй ми­ровой войны.

Совершенно очевидно, что без ис­следования истории права невозможно оценить юридическую обоснованность претензий, которые обосновываются со­бытиями столетней, полувековой давно­сти.

Среди наиболее актуальных историко-правовых проблем регулиро­вания международной деятельности в сфере архивов:

  • генезис норм о международном со­трудничестве в сфере архивного дела (в рамках Международного совета архивов и других структур);

  • процесс разработки унифицирован­ных норм хранения и использования архивных фондов для их максимально эффективного введения в научный обо­рот;

  • возвращение в Россию документов и архивов, представляющих особый инте­рес для нашей страны.

Изучение истории правового регули­рования участия России в международ­ном взаимодействии в сфере библиотеч­ного дела важно для характеристики, как было уже сказано, права человека на информацию, формирования правового пространства сотрудничества библиотек различных стран.

Научной проблемой является процесс появления в XX столетии норм различ­ных отраслей права о международном обороте культурных ценностей. Для со­ветского периода особенно значимой является регламентация продажи про­изведений искусства за рубеж, да и ре­гулирование внутреннего антикварного рынка.

Определенная правовая коллизия за­ключена в соотношении прав собствен­ников (владельцев) и защищаемых го­сударством общественных интересов. Российским ученым необходимо про­должить компаративное изучение рос­сийского, зарубежного и международно­го опыта обеспечения имущественных прав на объекты культурного наследия, юридических механизмов по созданию, развитию, охране и использованию культурных ценностей. И именно поэ­тому важно изучить формирование пра­вового регулирования участия России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей.

Достаточно сложным остается вопрос о правовом статусе произведений ис­кусства, которые были перемещены на территорию России в годы Великой От­ечественной войны. Важно исследовать нормативное определение статуса дан­ных памятников культуры в СССР. При­чем особое внимание следует уделять актам, принятым до вступления в силу упомянутого выше федерального закона 1997 г. Это позволит, как нам представ­ляется, сделать максимально понятной российскую позицию в диалоге со всеми заинтересованными сторонами.

Еще одним историческим вопросом, который имеет практическое значение, является национализация частных кол­лекций и отдельных произведений ис­кусства в послереволюционный период. Четкое и ясное обоснование прав Россий­ской Федерации на национализирован­ное имущество - вопрос злободневный. В начале января 2008 года в Великобри­тании вступил в силу закон о защите от возможных исков российских культур­ных памятников. Закон связан с прове­дением в Лондоне выставки «Из России: французские и русские шедевры из Мо­сквы и Санкт-Петербурга, 1870-1925». В прессе высказывались опасения, что экс­понаты могут быть арестованы по тре­бованию лиц, считающих, что Россий­ская Федерация имеет неисполненные финансовые обязательства перед ними, или изъяты по требованию наследников собственников шедевров, национализи­рованных в нашей стране после 1917 г.

Самостоятельной темой является реконструкция роли России в между­народной борьбе с преступлениями в сфере культурного наследия. Эта акту­альная тема, и ее следует изучать с уче­том исторической ретроспективы, ведь данная система складывалась на протя­жении XX века.


  

Следует сделать вывод: объектом спе­циального исследования должно стать правовое регулирование международ­ного сотрудничества нашей страны в сфере культурных ценностей. При этом наиболее актуальным является совет­ский период истории права.

Необходимо реконструировать цели нашего государства и принципы право­вого обеспечения международного куль­турного сотрудничества в 1917 - 1991 гг. (с учетом научно обоснованной перио­дизации столь значительного историче­ского отрезка времени).

Научное и прикладное значение бу­дет иметь выявление отечественных нормативных актов, международных до­говоров 1917-1991 гг., государственных органов, регламентировавших междуна­родное сотрудничество нашей страны в сфере культурных ценностей.

Исследования требует история:

  • изменения и развития норм отече­ственного частного и публичного пра­ва, международного права, которые ре­гулировали участие государственных и общественных организаций, частных лиц в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей;

  • правового обеспечения государ­ственного управления в области между­народного сотрудничества в сфере куль­турных ценностей;

  • правоприменительная (судебная и административная) практика участия государственных и общественных орга­низаций, граждан в международном со­трудничестве в сфере культурных цен­ностей.

Прикладную значимость имеют сле­дующие вопросы истории права:

  • отношений в сфере культурных цен­ностей (включая гражданско-правовые, налоговые, таможенные правила);

  • изменение норм и правопримени­тельной практики в сфере международ­ной торговли произведениями искус­ства, антиквариатом;

  • участие в международной борьбе с преступлениями в сфере культурного наследия (в частности, для понимания развития правовой защиты националь­ных интересов страны);

  • правовое оформление участия оте­чественных организаций в международ­ном взаимодействии в сфере музейного дела; библиотечного дела; архивного дела; недвижимых объектов истории и культуры (архитектура, достопримеча­тельные места).

Изучение истории правового регули­рования международного сотрудниче­ства нашей страны по созданию, охране, развитию и использованию культурных ценностей необходимо для решения ак­туальных проблем историко-правовой науки, современных практических це­лей российской юриспруденции.

1 Пп. 25, 52, 83. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

2 Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2002. № 3.

3 Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте. М., 2005. С. 335.

4 Ст. 1 Соглашения о принципах и формах взаимодействия государств - участников СНГ в области использования архивной информации. Заключено в г. Минске 04.06.1999.

5 Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. М., 2008.

6 Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств: информационный бюллетень. 1996. №10. С. 213-231; 1999. № 20. С. 156-168.

7 The European Library. См.: http://www.theeuropeanlibrary.org

8 MacAndrew С. The international art market: a survey of Europe in a global context / report prepared by Clare McAndrew. Helvoirt: The European Fine Art Foundation. 2007.

9 В прессе отмечалось, что власти Китая обратились во французский суд с требованием запретить Christie's продажу двух бронзовых артефактов, вывезенных из Китая в середине XIX в. Сделка состоялась.

10 Примерная номенклатура всесоюзных объединений по экспорту товаров в США, а также товаров, реализованных в 1930-1931гг. на американском рынке // Справка об экспорте товаров в США: электронная публикация [Материалы об экспорте товаров СССР в США (двадцатые - тридцатые годы)] http://www. economy.gov.ru/minec/documents/ArchiveDocs/spravkaAmerika2/

11 McKercher В., Du Cros Н. Cultural Tourism: the Partnership Between Tourism and Cultural Heritage Management. Haworth Press, 2002; Стригунова Д.П. Понятие международного туризма // Современное право. 2005. № 7.

12 См.: Каракая Т. Сотрудничество в области познавательного туризма в Черноморском регионе: Доклад одобрен на 25-ой Генеральной Ассамблее Парламентской Ассамблеи Организации Черноморского Экономического Сотрудничества в Киеве 9 июня 2005 года. См.: www.pabsec.org/dosyalar/rus/24CCReportRUS.doc

13 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области туризма. Заключено в г. Москве 26.06.1998 // Бюллетень международных договоров. 2002. № 1. С. 77-78.

14 Справка к Конвенции в: КонсультантПлюс [Электрон, ресурс]: справочные правовые системы. Электрон, дан. [М.], 1997-2011.

15 Основной вклад в изучение этой темы в России внес М.М. Богуславский. Кулыгин В.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: монография. М., 2006; Мартыненко ИЗ. Правовая охрана историко-культурного наследия. Гродно, 2005; Молчанов С. Н. Международно-правовое сотрудничество в области культуры // Московский журнал международного права. 2002. № 4. С. 110-123; Рыбак К. Е. Музейное право: международно-правовые аспекты. М., 2005; Талимончик В. Законодательство зарубежных государств о культурной собственности // Законность. 2005. № 10; Фоков А. Современные проблемы судебной защиты права собственности культурных ценностей в России и за рубежом: вопросы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 8; Art and Cultural Heritage: Law Policy and Practice / Ed. by Barbara T. Hoffman. Cambridge University Press, 2006; Peterson J. M. Archives and Manuscripts: Law. Basic Manual Series / Peterson J. M., Peterson Т. H. Chicago: SAA, 1985.

16 Михайлова H.B. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX в.: дис. ... д-ра юр.н.: 12.00.01. М., 2002.

17 См., например: Лабоськин М.А. Конвенционное регулирование предоставления таможенных и налоговых льгот культурным центрам // Налоги. 2009. № 31. С. 9-14. В этой работе главного государственного таможенного инспектора правовой службы Северо-Западного таможенного управления анализируются нормативные акты с 1950-х гг,

18 Ст. 17 Закона Ставропольского края от 08.04.2010 № 19-кз «О некоторых вопросах в области культуры в Ставропольском крае»; ст. 20 Закона Республики Адыгея от 15.07.1998 № 87 «О культуре»; ст. 22 Закона Сахалинской области от 16.10.2000 № 222 «О культуре»; глава 9 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2001 № 80-РЗ «О культуре»; ст. 30 Закона Республики Татарстан от 03.07.1998 № 1705 «О культуре» и др.




Скачать 272.23 Kb.
Дата конвертации29.10.2013
Размер272.23 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы