Реферат по литературе на тему: «Образ птицы в славянской мифологии» icon

Реферат по литературе на тему: «Образ птицы в славянской мифологии»



Смотрите также:
МОУ СОШ №22 г.Томска


Реферат по литературе на тему:


«Образ птицы в славянской мифологии»




Выполнил: Гольц Евгения, 8А класс

Руководитель: Ложникова И.Т.


2006

Содержание.


  1. Жар-птицы в Томске

  2. «Святорусские Веды» о происхождении птиц

  3. Птицы, особо почитаемые древними славянами.

  4. Славянский мир

  5. Образ птицы в русском фольклоре

  6. Использованная литература



Жар-птицы в Томске.

В юбилейные дни символом Томска стал бело-зелёный знак с двумя Жар-птицами.

Многие знают, что скопирован он с украшения крыши одного старинного дома.

А что он означал на крыше? Это две птицы на ветвях мирового дерева, которое тут обозначено просто шестом. Птицы у нашего народа были символом свободы и счастья. Их светлые образы связывали с небом и высшими силами. Сибирские народы считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева,- это души людей, которые посылает Солнце. В дереве предки наши видели всю вселенную, а в птицах с сияющим оперением – солнечный свет.

Поэтому такой знак на крыше дома оберегал его жителей уже самой красотой и вызывал стремление к доброй и счастливой жизни. «Охранные» полотенца с вышитыми птицами у Дерева Жизни дарили жениху и невесте на свадьбу с пожеланием добрых отношений.

Птицы несут информацию о стихии воздуха, а с ним звуки, тональность, ритм, мелодии.

По древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку, - частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа – бессмертна. Отсюда – цепь отождествлённых понятий: женщина – птица – жизнь – душа, образно отразившихся в фольклоре.

Птицы - дети воздуха.

Птицы - дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы - это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелетев через пустыню и море.

«И память о Деве – птице долетит до иных столетий».

Н.Гумилёв.


«Свято - Русские Веды» о происхождении птиц


Прилети, Гамаюн, птица вещая,

^ Через море раздольное,

Через горы высокие,

Через тёмный лес, через чистое поле.

Ты воспой, Гамаюн, птица вещая,

На белой заре, на крутой горе,

На ракитовом кусточке,

На малиновом пруточке.


Рождение мира.


Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн- птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела тёмного, из-под тучи той непогожей.

Сине море она перепархивала, Сарачинское поле перелётывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у Бел-горюч Камня Алатыря во Ирийском саде на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась она- стала песни петь, распускать перья до Сырой Земли.

-Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звёздочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?

-Ничего не скрою, что ведаю…


По велению бога Сварога серая Уточка, пеною серою порождённая, только с третьей попытки подняла со дна Океана в клюве горсть Матери-Земли и маленький камень: Бел-горючий Камень Алатырь.

И отдала Сварогу-батюшке горсть сырой земли сера Уточка, а Алатырь – горючий Камень – всё же тайно сокрыла в клюве. И там, где обронила она его потом, поднялась гора Алатырская.

Как на море купалась Уточка, полоскалась на море серая, выходила она на крутой бережок. Встрепенувшись, Уточка вскрикнула:

-Ой ты, морюшко, море синее! Ой ты, матушка – Мать Сыра Земля! Тяжелёшенько мне, тошнёшенько – во мне силушки две упрятаны, во моих яичках схоронены – Явь и Навь.

Стала Утка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота.

Раскололось яичко златое, что исполнено силой Яви, из того яйца вылетел Орёл, возносился он к Солнцу Красному.

И порхнула за ним Алконост – зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладёт на краю земли в синем море у самого берега. Вслед за нею Стратим сильнокрылая. Если птицы те вострепенутся – разгуляются ветры буйные, разойдутся и волны бурные, море синее восколышется.

А затем поднялась в небо синее птица вещая – Гамаюн.

Что за птицы над морем взмывают? Это соколов сизых стая! Это соколы Финист и Рарог, над широкими реют полями!


Тут завыли ветры и грянул гром – и разбил яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави Чёрный Ворон – сын серой Уточки.

Ворон стал над Землёю пролётывать, задевая крылом Землю-Матушку. Тпм, где Ворон пёрышко выронил,- вознеслись хребты неприступные, а где Землю задел краешком крыла- там Земля на ущелья растрескалась и легли овраги глубокие.

А за Вороном стаей чёрною поднялись птицы, Навью рождённые: птица-лебедь Обида с печальным лицом, следом Гриф и Магур сильнокрылые, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальной одурманивает и манит в царство смерти.

Потемнело от птиц Солнце Красное, вороньё над полями заграяло, закурлыкали чёрные лебеди, а сычи и совы заухали.

Что там в небе шумит, что грозою гремит? Это птицы в небе слетались, это Правда бивалась с Кривдою. Это с силами Нави боролась Явь. Это Жизнь боролась со Смертью. Финист Ясный Сокол побеждал Чёрного Ворона с воронятами в гнезде его. На море синем настиг млад сизой Орёл одинокую Лебедь и растерзал её.

Так слеталися птицы дивные, бились яростно Правда с Кривдою. Одолеть Кривда Правду хотела, но- Правда Кривду всё же переспорила. Поднималась Правда на небеса к самому небесному Пращуру. Опускалась Кривда к Сырой Земле.


^ Птицы, особо почитаемые древними славянами.


Реальные птицы


Аист.

Особо почитаемая славянами и некоторыми другими индоевропейскими народами птица, с которой связано множество преданий и легенд.

Согласно некоторым из них, аист – это превращённый в птицу человек, наказанный богом за непослушание. Бог дал человеку мешок, наполненный гадами, и велел уничтожить его. Но человек ослушался бога, развязал мешок и заглянул в него из любопытства. И тогда змеи расползлись по всей земле. Превратив ослушника в аиста, бог наказал ему очищать землю от гадов. От пережитого стыда ноги и нос аиста покраснели.

Аистам приписывается ряд человеческих особенностей: они имеют пальцы, душу, понимают язык человека, плачут слезами, справляют свадьбы, верны в любви.

Широко бытует поверье, что аисты приносят людям младенцев. Считалось, что они вытаскивают грудных детей из моря и, подлетев к дому, бросают внутрь через дымоход. Добрым знаком, указывающим на то, что в семье скоро появится младенец, считался прилёт аистов в гнездо, расположенное вблизи усадьбы. Гнездо же аиста, построенное на крыше дома, являлось особо счастливой приметой. Такой дом считался защищённым от пожара и удара молнии.

Аисты никогда не гнездятся в проклятых сёлах и не вьют гнёзд на крышах проклятых домов.


Ворон.

Демонический персонаж русской мифологии. Он считался самой мудрой и вещей птицей. В волшебных сказках он добывает живую и мёртвую воду, представляет ветер. Ворон живёт 300 лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, даёт советы героям, указывает на клады, приносит весть. Зловещий характер приписан ворону за его чёрный окрас, и он противопоставляется добрым, кротким птахам. Существует поверье, что в ворона может превратиться любая нечисть. Верят, что черти в виде ворон кружат над домом умирающего колдуна. Упоминается, что смерть в дом проникает в виде ворона. Верят, что в гнезде чёрной птицы хранятся невидимые сокровища: золото, серебро, драгоценные камни. Он охраняет клады и стережёт их. Ворон и ворона хитры, хвастливы тщеславны, падки на лесть. Есть у воронов и свой царь, и сидит он, говорят сказки, в гнезде, свитом на семи дубах.


Воробей.

Птица, символизирующая ловкость, проворность и связывавшаяся в народных представлениях с воровством, а также со свадебной символикой, переосмысливающей воровство в эротическом плане – как кражу девственности. В фольклоре воробей наделяется мужской символикой. В песнях, пословицах, загадках воробей предстаёт как «маленький мальчишка в сером армячишке». В сказках муж может оборачиваться в воробья. В весенних хороводах воробья изображают гулякой, молодцем-любовником, соблазнителем.

Маленький и невзрачный воробей был связан с плохими приметами. Считалось, что если эта птичка пролетела над головой или влетела в окно, то следовало ждать больших неприятностей. Согласно некоторым поверьям, это предвещало покойника в доме. Воробьи приносили ощутимый вред крестьянам, поедая посевы и зреющий на полях хлеб. Возможно, поэтому воробей ассоциировался порой с нечистой силой. У восточных славян существовало представление о Воробьиной ночи (1 сентября) – грозовой и бурной, когда нечистая сила бесчинствует, разгуливая по земле.




Голубь.

Священная птица, воплощение Духа святого, олицетворение доброты и красоты. «К недоброму человеку и голубь не летит». «Голубь, голубка, голубушка» - говорят у нас в народе на влюблённых. С голубем соединилось представление о счастье и любви. Давно известна миротворческая роль этой птицы в колыбельных песнях часто упоминается о голубе, который воркует и успокаивает ребёнка. Голубь может быть и вещей птицей. Если он влетит в избу – быть смерти или пожару. Голубь использовался и в любовной магии. Считалось, что голубиное сердце указывает верную дорогу в любви.


Жаворонок.

Одна из наиболее почитаемых славянами птиц. Согласно легенде, жаворонки вместе с ласточками извлекали колючки тернового венца, впившиеся в голову Христа, когда тот терпел крестную муку. Существовало поверье, что жаворонок произошёл из комка земли, подброшенного Богом высоко в небо. Считается певцом Божьей Матери. Пение жаворнка высоко в поднебесье считается молитвами.

Является воплощением жары и ясного неба. С прилётом жаворонков славяне связывали приход весны. Считалось, что в образе этих птиц раз в году души предков навещают родную сторонку. Широко был распространён обычай печь в начале весны (в день Сорока мучеников) «жаворонков» из теста, это обрядовое печенье затем несли в поле «кликать весну». В многочисленных припевках, приговорках и веснянках к жаворонку обращались: «Принеси весну на своём хвосту, на сохе, на бороне, на ржаном копне».

В древнерусском «Сказании о птицах небесных» жаворонок говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».


Кукушка.

Одна из наиболее мифологизированных птиц у восточных славян. С кукушкой связано много преданий и поверий. Кукушку считали вдовой, тоскующей по мужу. Говорили, что она оплакивает свою долю, что она вечная печальница. Кукушка не вьёт гнезда, а подбрасывает свои яйца чужие гнёзда, потому что она ассоциировалась с бездомной, не имеющей семьи женщиной, наказанной за какую-то провинность богом или родителями. Согласно поверью, в дочь превращается дочь, проклятая матерью или отцом. Существовала легенда, что кукушка является ключницей в Вырии – рае, где обитают души умерших и куда на зиму улетают птицы. Поэтому считалось, что кукушка знает, сколько каждому человеку осталось жить на свете, и по её кукованию гадали о продолжительности своей жизни.

С кукушкой связано много разных народных примет: ранний прилёт и кукование, когда лес ещё без листвы, кукование вблизи жилья – к неурожаю. Кукование на Благовещение- плохие вести. Когда услышишь первую кукушку, нужно быть весёлым, иметь в кармане деньги и позвенеть монетами или ключами – тогда весь год будешь весёлым и при деньгах.


Ласточка.

В восточнославянских мифологических представлениях одна из самых почитаемых птиц. Чистая, святая птица, наделяемая женскими качествами. Считалось, что ласточку, как и голубя, любит Бог. По поверьям, счастье поселялось в том доме, под стрехой которого ласточка свила своё гнездо. Считалось, что прилетающие из Вырия ласточки приносят на своих крыльях весну на землю. Согласно другому поверью, ласточка хранит золотые ключи, которыми она отмыкает лето и замыкает зиму.

«Если ласточка бросит гнездо – вся семья вымрет»,- говорили в старину. А если залетит в дом или часто вьётся у окна, то быть свадьбе.


^ Белый лебедь.

Символ дневного света. Дева-лебедь- дочь или спутница солнца. Лебединым девам придаётся вещий характер и мудрость. Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе саму природу. Придание, записанное Нестором, упоминает о 3-х братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди. Первый дал название городу Киеву, два других брата – городам Щековице и Хоревице, Лыбедь – старинное название реки, впадающей в Днепр.

Царевна – лебедь в сказках своей мудростью, советом и красотой помогает героям достичь цели, найти счастье. Белая лебедь воплощает любовь и красоту, а чёрная – мрак, смерть, обиду. Лебёдушка является в глазах народа-сказателя-песнотворца самым поэтическим и нежным образом: «Лебеди на крыльях за море снег понесли»,- говорится о первом снеге.

Лебедь известен своей верностью, и только лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поёт свою последнюю песню и падает на землю.

Нарицательное название девушек в период их пребывания в святилище Афродиты и родственных ей святилищ. Иногда боги-мужчины принимают образ лебедя для тайных связей с ними.

В русских сказках известен мотив «настрелять птичек, настрелять лебедей», т.е. отобрать девушек в святилище (невесты). Часто встречается мотив «похищения одежды лебедей». Юноши-похитители не несли ответственности за похищение «лебеди», если сами они относились к разряду знати, а девушки к рядовым.

Эпитет белая лебедь связан с условиями содержания девушек в святилищах. Они должны были носить длинные белые рубахи, а летом ходить нагими.


Орёл.

Это божья птица, царь-птица, владыка небес. Все орлы происходят от царей. Они распоряжаются кому быть в небесах, а кому нет. Связан с небесными стихиями и управляет ими. Убивать орла запрещено.

Согласно поверьям восточных славян, орёл отличается необыкновенным долголетием и обладает способностью омолаживаться – искупавшись в озере с живой водой, которое находится глее-то в тридесятом царстве, он снова обретает молодость. В русских сказках орёл описывается как великан-богатырь, разящий наповал своих врагов и способный зараз съесть целого быка, три печи хлеба и выпить залпом целую бочку мёда.

У славян существует поверье, что в гнезде у орла находится волшебный камень – «орлов-камень», «камень-огневик». Камень этот защищает от огня, болезней, помогает при родах. Найденный камень привязывали к левой руке или ноге. Орёл – активный защитник от сил мрака, болезней и смерти.


Петух.

Приветствует восход солнца своим пением , как бы призывает это животворящее светило, прогоняет нечистую силу мрака и пробуждает к жизни усыплённую природу. Считается опекуном хозяина. Петух – символ плодородия. Он является одним из основных атрибутов свадебного обряда. По окончании жатвы тоже резали петуха.

Существует много гаданий на петуха. Красный петух в народных представлениях связан с пожаром. Верили, что если в хозяйстве умрёт петух, то случится пожар. Петушиный крик предохраняет от повальных болезней. Иногда петуха закапывают на границе поселения как его хранителя. Петух может обладать демоническими свойствами. Старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в демона.

Считается, что если петух прожил 3-9 лет, он может снести яйцо, из которого выводится демоническое существо «огненный змей», «антипка», или «василиск». Он исполняет 3 года желания хозяина, но потом забирает его душу. Такое яйцо надо бросить в горящее строение.

Петушок – Золотой Гребешок – популярный герой русских сказок в народном воображении он представлялся смдяшим на своде небесном и не страшащимся ни воды, ни огня. Ночью, после первого крика петуха у русских принято креститься со словами «Слава Богу! Свят Дух по земле, а дьявол сквозь земли, теперь бояться нечего».


Сова.

Ночная гуляка, величается в сказках «Совушкой - вдовушкой», разумною головушкой, залесною барышней – Бульяной Степановной. С ней всегда соединялось представление о мудрости. Любит жить в глухом лесу, сторожит клады, дружит с мудрецами (Баба Яга). Филин, «Совкин деверь», постоянный спутник лешего. Пугает сбившихся с пути.


Сокол.

По легендам, именно птица-сокол принесла на землю огонь- искру от солнца, и о зажжения дерева на земле появился небесный огонь. Сокол больше духовная птица и помогает человеку, особенно воину. Не зря русский воин часто на шлеме носил соколиные перья. Каждого русского молодца называли «соколом ясным»; значит обладает свойствами: острый глаз -зоркие очи, смелость, огненный темперамент. Сказочные герои обращаются в соколов, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить на врага, незаметно появиться перед «красной девицей». Известный герой русской сказки Финист – Ясный Сокол вобрал в себя все эти способности. Его имя созвучно с вечно неумирающим фениксом.

Сокол - традиционный образ жениха в русском свадебном фольклоре.


^ Вымышленные птицы


Алконост.

Сладкогласная птица с человеческим лицом, пение которой заставляло позабыть обо всём на свете. Вместе с птицей Сирином обитает в Раю, в ветвях Мирового Дерева, но гнезда не вьёт. Алконост несёт яйца на «крае моря» и погружает их в морскую пучину; тогда на море на целых семь дней, пока не вылупятся птенцы, воцаряется тихая безветренная погода. Образ алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращённой богами в зимородка.


Гамаюн.

В восточнославянском фольклоре вещая птица. Считалось, что Гамаюн обладает тайным знанием и является вестником богов. Своим пением он провозвещает будущее, но слова его темны и не всем внятны, как пророчества античного оракула. По поверьям, летящий со стороны солнечного восхода Гамаюн возвещает смертоносную бурю.

Согласно Велесовой Книге, Гамаюн являлся воплощением бога мудрости Велеса и, прилетая на блаженный Макарийский остров, находившийся «под самым востоком солнца близ рая», пел священные песни.


^ Гриф, Грифон.

Мифические птицы с телом и лапами льва и орлиными крыльями и клювом. Грифы, которых называли также «собаками Зевса», сторожили золото в стране гипербореев – народа, который, как полагали греки, обитает на крайнем севере в блаженной стране, где всегда царит веселье.

Образы грифонов были широко распространены в древнерусском зодчестве и изобразительном искусстве. Эта мифическая птица встречается и в русском фольклоре. В волшебных сказках гриф – огромная птица с клювом и когтями из железа. Она летает быстрее ветра. Герои сказок, сюжет которых обычно воссоздаёт ритуальную схему инициаций, переправляются с помощью этой птицы через море – океан. Для этого они просят зашить их в лошадиную шкуру и положить на берег моря. Ночью на берег прилетает птица гриф, хватает железными когтями шкуру и переносит героя ха сине море.


Жар-птица.

Мифическая птица в восточнославянских волшебных сказках, её оперение горит золотым огнём, её сияние слепит глаза. На поиски пера жар-птицы-символа счастья - отправляются сказочные герои. Им предстоит долгий путь, потому что живёт эта птица в тридесятом царстве, в райском саду, в котором растут яблони с золотыми молодильными яблочками. Жар-птица сидит в золотой клетке или летает по райскому саду.

Образ славянской огненной Жар-птицы схож с образом древнегреческой птицы Феникс, сжигающей себя небесным огнём, чтобы вновь возродиться к жизни.


Сирин.

Фантастическая райская птица древнерусских легенд, образ которой восходит к греческим сиренам. Птицу Сирин изображали в виде филина с женской головой и грудью. По преданию, Сирин, как и другая райская птица Алконост, обладал завораживающим голосом, заставлявшим забыть обо всём на свете. Но если Алконост пел песни радости, то песни Сирина были проникнуты печалью. В западноевропейских легендах Сирин предстаёт как воплощение несчастной души.


^ Славянский мир.


Славяне внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Созданная ими модель мира и человека, мифология, фольклор, произведения декоративно-прикладного искусства послужили основанием для отдельных славянских культур, определили их глубинные структуры. Культ природы определял мироощущение славян, культ наивный, но глубоко поэтичный. Всё в мире было для наших предков живым, дышащим, одушевлённым: лес, поле, гора, река, озеро, ручей, каждый кустик, каждое дерево, каждая травинка. Антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на природный и даже отвлеченно-абстрактный мир, был свойственен славянскому образному мышлению, что нашло своё отражение в религии, верованиях, обрядах, фольклоре.

Славяне часто представляли себя вольными птицами и мечтали улететь за сине море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. В русском фольклоре мы находим больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головные уборы (убор-хохолок), поясные и нагрудные украшения – оперение.

Русские женщины умело превращали ткани простые и дорогие в подлинные произведения искусства. Вышивки покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Золотыми нитями украшали и тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца.

С пятилетнего возраста начинали девочку обучать женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданное к свадьбе, куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров, столешников. Женские рубахи готовились на все случаи жизни, и имела особый узор. Полотенца не только применялись в быту, но и были традиционным подарком: на свадьбе жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостьям, на крестинах крестному, попу, дьякону и т.д.

Узоры часто состояли из геометрических фигур, сложных очертаний, в основе которых лежал ромб, квадрат, штрихи, звездочки. Шов “роспись” - полу-крест, двусторонний шов, состоящий из мелких красных стежков, встречается изображение птиц и зверей.

ПТИЦЫ-ПАВЫ: символ счастья и любви. Всегда изображались в профиль с гордо вскинутой головой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычайность.

ЛЕБЕДЬ: олицетворение юной прекрасной девушки и невесты или считали символом верной любви.

^ УТОЧКИ: знак трудолюбивой хозяйки дома и были символом плодородия.

ГОЛУБИ: символ супружеской верности, залог счастливой семьи.

Образы животного мира всегда имели для русских мастеров особую привлекательность. С древних времён птицы и животные олицетворяли собой какие-либо силы природы, а потому наделялись символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения – обереги в виде птиц являются самыми сильными: утко-кони, голубь, сокол, аист, петух. Среди птиц особенно часто встречается изображение петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.

Некоторые мотивы изображают птиц с ярко выраженным хищным характером. Они располагаются по бокам наличника и смотрят в разные стороны от центра или, повернув головы назад, хищно кусают свои хвосты. Другие же просто сидят в свирепой позе.

Особую группу орнитоморфных мотивов пропиленной резьбы составляют водоплавающие птицы – лебеди, утки. Эти образы в народном искусстве очень древние. Наиболее распространённым был мотив лебедя, особенно в вышивке. Давняя традиция превратила его изображение в S-образный завиток.

Нередко в резьбе встречаются такие изображения птиц и животных, когда их реальные черты сливаются с фантастическими, сказочными или когда происходит совмещение в одном изображении разных животных или птиц.

Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображалось солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух был устойчивым символом зари, восхода солнца и огня, точнее пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем.

Совершенно естественно, что одним из наиболее нагруженных защитительной символикой разделов бытовой домашней утвари была посуда. Ковши, ендовы, скобкари и другая пиршественная посуда украшалась животными и водоплавающими птицами (утками, гусями). Сама посуда могла иметь форму утки-сосуда. Тулово всех ковшей воспроизводило тело птицы независимо от того, чем заканчивался ковш – птичьей головой или конской. Ручка ковша обычно напоминала хвост птицы; на груди ковша вырезалось или рисовалось огромное солнце.

Священные птицы украшают наличники домов, а украшения – обереги в виде птиц являются самыми сильными: утко-кони, голубь, сокол, аист, петух.

«Птицы принимались некогда за общепонятный поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии, солнечный свет, стихиям этим были приписаны свойства птиц, по преимуществу – тех, которые поражали наблюдающий ум человека быстротой своего полёта и силой удара, и наоборот: с птицами были соединены мифические представления, заимствованные от явлений природы. Фантазия создала своих баснословных птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури.

Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной Земли, указывают дорогу и приметы на погоду. Тёмные птицы несут плохие вести, сопровождают тёмную силу, несут болезни и даже смерть.


Подобное отношение к птицам объясняется ещё и тем, что в мифах многих народов мира (в том числе и славян) птицы вьют гнёзда в ветвях мирового Дерева, очень близко к богам, живущим в кроне, которая соответствует верхнему, небесному миру.


^ Образ птицы в русском фольклоре.


Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними. «Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел», «Молодость – пташка вольная», «Снесите, вольные птицы, поклон на родимую сторонушку», «Что ему делается: ни ест, ни жнёт, как Божья птаха живёт», «Счастье – вольная пташка», «Птица не только деток кормит, а и летать учит». Птицы несут информацию о стихии воздуха, а с ним звуки, тональность, ритм, мелодии.


^ Пословицы и поговорки.

Птицу знать по перьям, сокола по полёту.

Высоко летишь, где-то сядешь

Учись, умная голова, у глупой птицы.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Красна птица перьем, а человек – ученьем.

Ближняя – ворона, а дальняя – соколёна.

Зайцу да воробышу, а третьему – приёмышу нет житья на свете хуже.

Сорока скажет вороне, ворона – борову, а боров – всему городу.

Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села.

На кукушкиных яйцах цыплят не выведешь.

Вороне соколом не быть.

От худой курицы худые яйца.

Воды из моря синица не много упьёт.


Загадки

Рук нет, а строить умеет

На шесте дворец, во дворце певец

Вёрст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах

Начальник не велик, а долго спать не велит

Живёт в лесу, ухает как разбойник, люди его боятся, а он людей боится.


Приметы

Домашняя птица ощипывается к ненастью, а вольная – к вёдру.

Если пташка купается в пыли – жди дождя.

Птицы вьют гнёзда на солнечной троне – к холодному лету.

Птица хохлится – к непогоде. Птица залетает в дом – к беде.

Высокий полёт коршуна означает радость.

Высокий полёт журавля – неприятные вести.

Полёт орла – письмо от милого. Вороны каркают – к дурным вестям.

Ворона на дереве – к благополучию.

Сова кричит – к печали, аукает – к новости, пищит – к весточке.

Филин ржёт – к неприятности, охает – к болезни, стонет – к перемене в жизни.

Соловей щёлкает – к радости, колокольчиком – к свадьбе, дудочкой – к веселью.

Скворец поёт весело – к успеху, тихо – к грусти, громко – к ссоре, разными голосами – к перемене в жизни.


Сны

Ловить птицу – к удовольствию и прибыли. Убивать – к убытку.

Много вместе всяких птиц – к пустой болтовне, сплетням. Навстречу летящие птицы – к потере. Слышать пение – к удовольствиям. Видеть орла, ястреба, сокола, коршуна – быть богатым, к умножению богатства, бедному – к ещё большей бедности.


^ Колыбельные песни

*
* * *

Прилетели гулюшки,

Садились на люлюшку,

Они стали гурковать,

Стали Митеньку качать,

Приавюкивати:

-Спи, Митенька, засни,

угомон тебя возьми…

* *

Сон да дрёма

По качульку брела,

По качульку брела,

К дочке в люльку забрела.

Лелюшки-люли,

Прилетели голуби.

Стали гули ворковать-

У меня дочка-засыпать.


^ Пестушки и потешки

*
* * *

Сорока, сорока,

сорока-белобока

кашку варила,

на порог скакала,

гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Всё своим деткам отдала.

* *

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.


Шу-вы! полетели,-

На головушки и сели.


^ Заклички и приговоры


Завидев летящих галок и ворон, кричат:

-Галки, вороны,

где ваши хоромы?

-На дубу, на сосне,

у матери красне.


Когда летит ворон, кричат:

-Крикни, ворон,

на сухой корень,

корень сохнет,

ворон сдохнет


^ Прибаутки и небылицы

*

* * *

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

* *

Синичка, синичка,

Воробью сестричка.

Воробей-воришка

Залез в амбаришко,-

Клевать просо

Своим носом.


* * *

Гуля, гуля-голубок,

гуля сизенький,

сизокрыленький,

всем миленький.


^ Игры


Гуси-лебеди и волк.

Играющие выбирают из своей среды волка и хозяина, а сами изображают гусей-лебедей. Волк уходит на место, называемое играющими «горой». Гуси-лебеди, посидев некоторое время дома у хозяина, уходят в поле. Через не5которое время хозяин кричит:

-Гуси-лебеди, домой!

Гуси отвечают:

-Волк под горой.

-Что волк делает?

-Траву щиплет.

-Ну, бегите же домой!

Гуси бегут, а волк их ловит и по одиночке уводит на свою гору.


^ Селезень и утка.

Играющие становятся в круг, в середину которого ставят утку, за кругом-селезня, который старается ворваться в круг и поймать утку. При этом поют:

Селезень ловил утку,

Молодой ловил серую.

-Поди, утица, домой,

поди, серая, домой!

У тебя семеро детей,

Восьмой-селезень.


Загадки

*
* * *

В болоте плачет,

а из болота не идёт.

(кулик)


* * *

Молод конь за морем бывал,

Спереди шильце,

сзади вильце,

на груди белое полотенце.

(ласточка)


* * *

Бела как снег,

черна как жук,

Зелена как луг,

Вертится как бес,

И повёртка в лес.

(сорока)


* * *

Днём спит,

А ночью летает

И прохожих пугает.

(сова)


* * *

Живёт в лесу-

ухает, как разбойник:

люди его боятся,

а он людей боится.

(филин)

* *

Бел как снег,

Надут как мех,

На лопатах ходит.

(гусь)


* * *

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(петух)


* * *

Харитонова жена

Под тыном шла,

Семьсот рубах нашла,

Ветер подул,

Все рубахи раздул.

(курица)


* * *

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует-

Коноплю ворует.

(воробей)


* * *

Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(грач)


Докучные


Жили-были два брата - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?


Летел гусь, сел на дорогу – упал в воду. Мок-мок, кис-кис – вымок, выкис, вылез – сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис – вымок, выкис, вылез и т.д.


^ Хороводные песни

* * *

В тёмном лесе, в тёмном лесе,

В тёмном лесе, в тёмном лесе,

За лесью.


Распашу ль я, распашу ль я,

Распашу ль я, распашу ль я,

Пашенку, пашенку.


Я посею, я посею,

Я посею, я посею,

Лён-конопель, лён-конопель.


Тонок, долог, тонок, долог,

Тонок, долог, тонок, долог,

Бел-волокнист, бел-волокнист.


Как повадился, как повадился,

Как повадился, как повадился

Вор-воробей, вор-воробей.


В мою конопельку, в мою конопельку,

В мою конопельку, в мою конопельку,

Летати, летати.


Мою конопельку, мою зелененьку,

Мою конопельку, мою зелененьку,

Клевати, клевати.


Уж я ж его, уж я ж его,

Уж я ж его, уж я ж его,

Его изловлю, его изловлю.


Крылья-перья, крылья-перья,

Крылья-перья, крылья-перья,

Ему ощиплю, ему ощиплю.


Он не будет, он не станет,

Позабудет, перстанет

Летати, летати.


Мою конопельку, мою зелененьку,

Мою конопельку, мою зелененьку,

Клевати, клевати.


Гадания

* * *

Летит сокол из улицы, слава!

Голубушка из другой летит, слава!

Слеталися, целовалися, слава!

Сизы крыльями обнималися, слава!


* * *

Ласточка касатая, слава!

Не вей гнезда в высоком терему,

Ведь не жить тебе здесь и не лётывати.


* * *

Рылась курочка

на завалинке,

Вырыла курочказолот перстень.

Мне тем перстнем

Обручатися.

Кому вынется-

Тому сбудется,

Не минуется.

Слава!


* * *

Сидит воробей на перегороде,

глядит воробей на чужую сторону,

говорит воробей: «Улечу, улечу,

улечу на чужую сторону».

(к отъезду)


^ Лирические любовные песни. Свадебные песни.

* * *

Ты, мой сизенький, мой беленький голубчик,

Ты к чему рано с тепла гнезда слетаешь,

На кого ты меня, голубушку, покидаешь?

Али я тебе, голубчик мой, не по мысли,

Не по твоему голубиному воркованию?

Ах ты, душечка удаленький молодчик,

Ты куда от меня, красной девицы, отъезжаешь,

На кого ты меня, красну девицу, покидаешь?

Али я тебе, голубчик мой, не по мысли,

Не по твоему молодецкому обычью?


* * *

Долго, долго сокол не летит,

долго, долго Иван не едет,

долго, долго Михайлович не едет:

знать наш сокол за леса залетел,

за леса залетел, за дремучие…

Иван приехал, Михайлович подъехал!


Частушки.

*
* * *

Хотел я уточку убить-

Серая закрякала,

Хотел я девушку забыть-

Бедная заплакала.


* * *

На дворе по лужку

Бегают утята.

А я с печки босиком,

Думала: ребята!

* *

Чёрный ворон, чёрный ворон,

Чёрный воронёночек,

Чернобровый, черноглазый

У меня милёночек.


* * *

Уточки, гагарочки

все плывут по парочке,

а я, бедна сирота,

брожу по полюшку одна.


^ Календарные песни.

* * *

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

принесите нам лето тёплое,

унесите от нас зиму холодную;

нам холодная зима надоскучила,

руки, ноги отморозила.


* * *

Синички-сестрички, тётки-чечётки,

Краснозобые снигирюшки,

Щеглята-молодцы, воры-воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!


Шутки

* * *

Ай да птичка!

Сама летит,

Сама свищет,

Сама и покупателя ищет!

Сама клюёт,

Сама питается,

Сама и с деточками забавляется!


* * *

Ваши вороны

кверьху пупом летят,

а наши дураки,

задравши голову, глядят!


* * *

-Сова ль, моя совонька,

заречная вдовонька,

где же ты живала,

где же ты бывала?

-Живала я, совонька,

во тёмном лесище,

в горелом дуплище.

-Никто тебя, совоньку,

никто тебя, вдовоньку,

никто-то не знает…

Зазанавали совоньку,

зазнавали вдовоньку,

а два луня белых,

а два друга милыих,

стали сову сватать,

стали засватати,

сватов засылати.

Прислали к ней свата

Совиного брата

Что филина-дурака.

Воробей был дружкой,

Ворона плясушкой;

А ворон-то по дворам

Цыплят собирает,

Обед припасает:

-У нас завтра праздник,

большое веселье,-

сова идёт замуж за белого луня,

за милого друга.-

Сова одевалася, сова убиралася

В онучки тряпички,

В банные затычки,

Подзатыльник лычный,

Кокошник тряпичный,

Серёжки Гороховы,

Подвязки мочальны.

Полетела совонька

во чистое поле;

Садилась совонька

на ровное место.

Летит гурьба журавлей…

Сова испугалась,

назад ворочалась…

Прилетела совонька,

Прилетела вдовонька

Ко белому луню,

Ко милому другу…

Сова замуж вышла,

Сова обручалась.


Особо следует отметить, что образ птицы из фольклора и народных прикладных промыслов удачно переселился в художественную литературу и живопись.

Известные писатели обращались в своём творчестве к фольклорному наследию. Все мы прекрасно знаем сказку Пушкина о царе Салтане. Незабываемое впечатление оставила в нашем детском воображении Царевна Лебедь. Каково же было наше удивление, когда в «Книге Коляды» мы прочитали следующие строки:

^ То не солнышко в тучах скрылось и подули не ветры буйные – то летел с восточной сторонушки от Хвангурских гор Чёрный Вихорь – это был сын Вия великий Пан.

И схватил он люлечку Велеса, и понёс её над горами, над волнами синего моря. Тяжелеть стал в люльке младенец – и не смог сдержать егго Вихорь, в море люлечку обронил.

В синем небушке блещут звёзды, в синем морюшке плещут волны. В небесах летит туча-облачко, по морю плывёт люлька-лодочка. Подрастает в люльке младенец не по дням, часам – по минуточкам. И подплыла к люлечке Щука, и, схвативши зубами ленту, повлекла её по волнам.

И пристала люлечка Велеса к берегам прекрасной Тавриды, ко великой Медведь-горе. Вышел Велес на бережок, где на горке стоял дубок. Обломал он у дуба сук и согнул его в мощный лук. Сделал из тростинки стрелу, а из ленточки –тетиву. Тетиву у лука натягивал, стрелку тоненькую прикладывал.

И увидел он – в море Лебедь, а над нею кружится Коршун, когти острые распускает. Велеса стрелку свою пустил, в горло Коршуна поразил. Кровь пустил его в море синее, мелктй пух метнул в поднебесье, лёгки пёрышки – к побережью.

^ И услышал он голос с моря:

-О сын Рода, ты мой спаситель! Ты могучий мой избавитель! Спас от смерти ты не Лебёдушку, а дочь Славы-Сва свет Азовушку. Ты не коршуна погубил, сына Вия ты подстрелил!

Лебедь крыльями замахала, воду в морюшке расплескала. А затем она отряхнулась и царевной Вод обернулась. Светлый Месяц блестит под её косой, и горит чело ясною звездой.

^ Отвечал Асилушка Велес ей:

-Ой ты, милая свет Азовушка! Днём ты Белый Свет затмеваешь! Ночью Землю всю освещаешь! Стань же ты мне, Азовушка, жёнушкой!

^ И ответила свет Азовушка:

-Как день летний не может без Солнышка- так и я не могу без тебя, мой свет! Ты возьми меня, Велес, в жёны!


Неповторимой иллюстрацией к этому отрывку стала картина М.А.Врубеля «Царевна – Лебедь»


Использованная литература.


  1. Аникина В.М. «Художественная литература», 1986

  2. Асов А.И. «Свято – Русские Веды. Книга Коляды» М. «Гранд», 2003

  3. Вербицкая О.В. «Методика преподавания интеграционного курса в Диалоге Культур» Томск, 2002

  4. Ж. «Добрята», 13/04

  5. Иллюстрированный альбом «М.А.Врубель», М., 1993

  6. Пушкин А.С. Сказки. М. «Детская литература», 1995

  7. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М. «Наука», 1988

  8. Мирончикова Л.Т. Словарь славянской мифологии. Минск «Харвест», 2004

  9. Мифологический словарь. Смоленск «Русич», 1999



Тезисы к реферату.

Славяне внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Созданная ими модель мира и человека, мифология, фольклор, произведения декоративно-прикладного искусства послужили основанием для отдельных славянских культур, определили их глубинные структуры. Культ природы определял мироощущение славян, культ наивный, но глубоко поэтичный. Всё в мире было для наших предков живым, дышащим, одушевлённым: лес, поле, гора, река, озеро, ручей, каждый кустик, каждое дерево, каждая травинка. Антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на природный и даже отвлеченно-абстрактный мир, был свойственен славянскому образному мышлению, что нашло своё отражение в религии, верованиях, обрядах, фольклоре.

Славяне часто представляли себя вольными птицами и мечтали улететь за сине море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. В русском фольклоре мы находим больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головные уборы (убор-хохолок), поясные и нагрудные украшения – оперение.

Русские женщины умело превращали ткани простые и дорогие в подлинные произведения искусства. Вышивки покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Золотыми нитями украшали и тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца.

Образы животного мира всегда имели для русских мастеров особую привлекательность. С древних времён птицы и животные олицетворяли собой какие-либо силы природы, а потому наделялись символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения – обереги в виде птиц являются самыми сильными: утко-кони, голубь, сокол, аист, петух. Среди птиц особенно часто встречается изображение петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними дерево, что указывает на традиционную символичность композиции.

Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображалось солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух был устойчивым символом зари, восхода солнца и огня, точнее пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем.

Совершенно естественно, что одним из наиболее нагруженных защитительной символикой разделов бытовой домашней утвари была посуда. Ковши, ендовы, скобкари и другая пиршественная посуда украшалась животными и водоплавающими птицами (утками, гусями). Сама посуда могла иметь форму утки-сосуда. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения – обереги в виде птиц являются самыми сильными: утко-кони, голубь, сокол, аист, петух.

Птицы принимались некогда за общепонятный поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии, солнечный свет, стихиям этим были приписаны свойства птиц, по преимуществу – тех, которые поражали наблюдающий ум человека быстротой своего полёта и силой удара, и наоборот: с птицами были соединены мифические представления, заимствованные от явлений природы. Фантазия создала своих баснословных птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури.

Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной Земли, указывают дорогу и приметы на погоду. Тёмные птицы несут плохие вести, сопровождают тёмную силу, несут болезни и даже смерть.

Подобное отношение к птицам объясняется ещё и тем, что в мифах многих народов мира (в том числе и славян) птицы вьют гнёзда в ветвях мирового Дерева, очень близко к богам, живущим в кроне, которая соответствует верхнему, небесному миру.

Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними. «Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел», «Молодость – пташка вольная», «Снесите, вольные птицы, поклон на родимую сторонушку», «Что ему делается: ни ест, ни жнёт, как Божья птаха живёт», «Счастье – вольная пташка», «Птица не только деток кормит, а и летать учит». Птицы несут информацию о стихии воздуха, а с ним звуки, тональность, ритм, мелодии.

По древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку, - частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа – бессмертна. Отсюда – цепь отождествлённых понятий: женщина – птица – жизнь – душа, образно отразившихся в фольклоре.

Особо следует отметить, что образ птицы из фольклора и народных прикладных промыслов удачно переселился в художественную литературу и живопись. Известные писатели и поэты обращались в своём творчестве к фольклорному наследию. Все мы прекрасно знаем сказку Пушкина о царе Салтане. Незабываемое впечатление оставила в нашем детском воображении Царевна Лебедь. Неповторимой иллюстрацией к этому произведению стала картина М.А.Врубеля «Царевна – Лебедь».









Скачать 337,53 Kb.
Дата конвертации02.11.2013
Размер337,53 Kb.
ТипРеферат
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы