Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки: по направлению 032700. 62 «Филология» icon

Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки: по направлению 032700. 62 «Филология»



Смотрите также:
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»


Утверждаю

Проректор по УР _______ Л. И. Рублева

«___» _______ 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Литература Японии

Направление подготовки:

по направлению 032700.62 «Филология»,

профиль подготовки: «Русский язык и литература».


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения очная


Южно-Сахалинск

2012 г

Рабочая программа «История русской литературы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.62 «Филология» и профилю подготовки «Русский язык и литература».


^ 1. Цели и задачи изучения дисциплины

«Литература Японии» заключается в формировании у студентов общего представления о японской литературе с момента ее возникновения и до рубежа XX – XXI веков. В процессе курса осуществляется сравнение отдельных этапов развития литературы Японии с литературами стран Западной Европы, России и Америке. У студентов закладывается представление о базовых терминах и понятиях японской литературы, об основных направлениях литературного процесса в новое время. Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по направлению 032700.62 «Филология», профиль подготовки: «Русский язык и литература».

В основные задачи курса по выбору входят:

  1. представление японской литературы в целостной системе восточной, западноевропейской и американской культуры;

  2. демонстрация на конкретном художественном материале особенностей развития японской словесности;

  3. закрепление и развитие навыков анализа литературного произведения и работы с ним.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла ООП. Дисциплина «Литература Японии» изучается в 4 семестре.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в процессе вузовского изучения литературоведческих дисциплин. Дисциплина «Литература Японии» базируется на знаниях, полученных обучающимся в процессе освоения курсов «Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы: Античность», «История зарубежной литературы: Средние века и Ренессанс», «история зарубежной литературы XVII – XVIII веков».


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

– владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать закономерности развития русской литературы и культуры XIX века; свободно ориентироваться в системе литературных жанров романтизма и реализма; основные литературные направления и школы данного периода;

уметь обобщать и самостоятельно углублять теоретические знания, необходимые для объективной оценки современных направлений и концепций в области литературоведения; самостоятельно оценивать и анализировать художественные тексты данного периода; вникать в художественную структуру произведения на двух его уровнях (смысловом и формальном), анализируя содержание и функции разных его компонентов (сюжет, конфликт, система художественных образов) выбирать необходимые для анализа методы, методики и приёмы изучения и описания произведений; аргументированно доказывать выбранную позицию по дискуссионным вопросам;

владеть (быть в состоянии продемонстрировать) основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области литературоведения; иметь навыки сбора и систематизации библиографии по теме учебно-исследовательской работы, научно-исследовательского труда для написания квалификационных работ по филологии.


^ 4. Структура и содержание дисциплины «Литература Японии»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы – 108 часов. Лекции – 18 ч., практические занятия – 38 ч., самостоятельная работа – 52 ч.





п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

ПЗ

ЛЗ

КСР

СРС

Т-тест, УО - устный опрос (доклад, реферат, сообщение).

1

Японская словесность в системе мировой литературы. Хронология японской литературы, ее основные этапы: период классического влияния литератур Китая и Кореи, самобытный период, период заимствований из литературы Западной Европы и Америки, период современного развития.

4

1

2







2

УО

2

Первые памятники японской литературы. Литература эпохи Нара. Мифологическая основа «Записей о деяниях древности» (712) Оно Ясумаро. Пантеон японских богов. Структура книги и ее своеобразие. Квазиисторическое содержание «Анналов Японии» (720). Сравнительная характеристика «Записей о деяниях древности» и «Анналов Японии».

4

2

2

2




2

УО

3

Понятия канси и вака. Жанры вака на страницах «Собрания мириад листьев» (VII-VIII): тёка (нагаута), танка (мидзикаута), сэдока, буссокусэкика. Сравнительный анализ «Манъёсю» и с «Кайфусо». Народная, придворная и провинциальная поэзия в «Собрании мириад листьев».

4

2




2




2

УО

4

Поэзия Какиномото-но Хитомаро, Отомо Якамоти и др. Художественно-изобразительные средства танка: макура-котоба, дзё, ута-макура, энго, хонкадори и др.


4

3

2







2

УО

5

Первые памятники буддистской письменности: «Славословие «Лотосовой сутре», «Славословие Ста камням». Понятие васан. Разновидности васан: сантанка, кёгэ и када.


4

4

2







2

УО

6

Эпоха Хэйан и ее историко-эстетические критерии. Поэзия канси. Канси Сугавара Митидзанэ (812-880). Сборники буддийских сэцува.


4

4




2




2

УО, Т

7

Кёкай. «Нихон рёики» (VIII-IX) как образец буддистской этики. Композиция книги и принципы построения историй. Понятия греха и добродетели, причинно-следственные связи в жизни героев «Нихон рёики».

4

5

2







2

УО

8

Ясутанэ, Ёсисигэ-но (Дзякусин) (931-?). Культ будды Амиды (Амитабхи) и образ Края Вечной Радости (Пречистой Земли) в книгах «Записки из павильона у пруда» (982) и «Одзё гокуракки» (984). Смерть праведника как двигатель сюжета историй «Одзё гокурраки». Чудесные истории жизни и смерти из рассказов «О монахе Муку», «О женщине из земли Кага».

4

6

2










УО

9

Жанр моногатари и его письменные образцы. Сказочное начало «Повести о старике Такэтори». Сюжетные аналоги «Повести» в мировой литературе. Жанр цукури моногатари и фольклорные элементы «Повести о прекрасной Отикубо» и «Повести о дупле».


4

6




2




2

УО, Т

10

Синтез поэзии и прозы в ута-моногатари. Письменные образцы ута-моногатари: «Исэ моногатари», «Ямато моногатари» и «Хэйтю моногатари». Приемы хасигаки (котобагаки) и их использование в названных лирических повестях.


4

7

2







2

УО

11

Поэзия Хэйана. Работа над поэтической антологией «Кокин вакасю». Первые позиции танка в иерархии жанров. Роккасэн средневековой японской поэзии. Стихотворения Аривара-но Нарихира.


4

8




2




2

УО, Т

12

Деятельность Ки-но Цураюки в работе над «Кокин вакасю». Хронология записей и стихотворные тексты в книге «Дневник путешествия из Тоса». Жанр дневника как разновидность женской литературы. Средневековые женские дневники и популярные в них темы: «Дневник эфемерной жизни» матери Митицуна, «Записки у изголовья» Сэй-Сёнагон и др.


4

8

2







2

УО

13

Творческое наследие Мурасаки Сикибу: «Дневник Мурасаки Сикибу» и «Повесть о принце Гэндзи». Эпическое начало «Повести о принце Гэндзи», реалии придворной жизни и их описание в книге. Место «Повести о принце Гэндзи» в системе японской литературы.


4

9

2







2

УО

14

Сайгё (1118-1190). Жанр танка в поэзии Сайгё. Символ временного приюта в книге «Горная хижина». Композиция книги: сезонная лирика и разные песни. Новаторство поэта в японской литературе средневековья.


4

10




2




2

Т, зачет

15

Исторические варианты книг «Повести, собранные в Удзи». Традиции сэцува в «Повестях». Мистические истории и их жанровые характеристики в книге.

Дневниково-мемуарные повествования в литературе развитого Средневековья: «Стихотворное собрание Укё-но дайбу монашествующей императрицы Кэнрэй-монъин», «Дневник полнолуния», «Дневники Асукаи Масаари».


4

10

2







2

УО

16

Новый в развитии средневековой японской поэзии. Создание «Син кокин вакасю». Жанры рэнга и дарума ута в поэтической антологии. Рэнга и принципы ее создания. Прославленные мастера рэнга.

Поэзия дзэнских монастырей. Философия дзэн и ее отражение в различных сферах жизнедеятельности средневековых и современных японцев. Коан и парадоксы в нем. Экспромты в стихах Мусо Сосэки (1275-1351). Поэтические медитации Бэцугэна Энси (1294-1364). Кэйсё Сюрин (1440-1518) и его поэтические зарисовки.


4

11

2







2

УО

17

Эссеистическая литература: «Записки из кельи» Камо-но Тёмэй и «Записки от скуки» Кэнко-хоси. Философско-религиозная направленность книг.

Анонимные рассказы отоги-дзоси (XIV-XVI). Классификация отоги-дзоси Итико Тэйдзи. Социальные характеристики языка отоги-дзоси. Отоги-дзоси как предтеча городского рассказа.


4

12




2




2

УО, Т

18

Драма в средневековой Японии. Театр ногаку и его разделение на Но и кёгэн. Театральная деятельность Канъами Киёцугу (1333-1384) и Дзэами Мотокиё (1363-1443). Эстетические принципы театра Но: мономанэ (подражание) и югэн (сокровенное содержание). Строение пьесы-ёкёку Но (дзё, ха, кю) и классический репертуар театра («Такасаго», Киёцунэ», «Мацукадзэ», «Гробница Комати», «Ямамба»). Виды масок, условность движений в театре. Место Кёгэн в театре Но. Традиционные представление кёгэн. Кёгэн как вариант западноевропейского фарса. Сравнительная характеристика театра Но с западноевропейскими аналогами.


4

12

2







2

УО

19

Сайкаку, Ихара (1642-1693). Жанровое деление повестей в прозе Сайкаку: косёко-моно (повести о любви) и укиё-дзёси (повести о бренном мире). Любовная проблематика в прозе Сайкаку: «Пять женщин, предавшихся любви» (1686), «История любовных похождений одинокой женщины» (1686), «Превратности любви» (1688). Дидактическое начало сборника «Двадцать непочтительных детей Японии» (1686).


4

13

2







2

УО

20

Басё, Мацуо (1644-1694). Жанр хайку в поэзии Басё. Новаторство поэта в области сложения хайку. Жанр хайбуна и его аналогия в западноевропейской поэзии. Прием хонкадори и функции котобагаки в хайбуне. Художественное своеобразие «Записок из Призрачной обители». «Фуэкирюко» («постоянство и изменчивость») как основополагающий принцип художественного мировоззрения Басё. История возникновения псевдонима Басё. Дневниковый жанр в творчестве Басё: традиции и новаторство.





14




2




2

УО, Т

21

Ансэй, Огита. «Рассказы ночной стражи» (1660) и их связь с фольклором. Мистическое начало рассказов и их сюжетные характеристики.

Сёсан, Судзуки. «Повести о карме» (1661) как буддистские притчи. Незатейливость сюжетов и простота пересказа «Повестей о карме».

Рёи, Асаи. Новеллы писателя из сборника «Кукла-талисман» (1666): «Алый пояс», «В ущелье чертей», «Куртизанка Миягино». Связь новелл Рёи со сборником «Новых рассказов у горящего светильника» Цуй Ю. Новаторство Рёи в новеллистическом жанре.





14

2







2

УО

22

Тикамацу, Мондзаэмон (1653-1724). Деятельность Тикамацу в театре Кабуки и дзёрури. «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки» (1703). «Ночная песня погонщика из Ёсаку» (1708). Реальные события и их трактовка в драме «Масляной ад» (1721). Художественное своеобразие драм Чикамацу. «Куклы» (2002) Китано Такеши и мотивы пьес Тикамацу в фильме. Современный характер трех любовных драм Китано Такеши.





15

2







2

УО

23

Тэйсё, Цуга. Литература ёмихон в творчестве писателя: сборники «Грозь цветов» (1749) и «Пышный луг» (1766). Новеллы писателя в сравнении со сказочными историями Пу Сунлина.

Уэда, Акинари (1734-1809). Сюжет новеллы «Круча Сираминэ» и его обработка в духе театрп Но. Финальные кадры «Табу» (2000) Китано Такеши в контексте рассказа Уэды «Ночь в камышах». Гомосексуальная трактовка рассказа героями «Табу».





16




2




2

УО, Т

24

Санъютэй, Энтё (1839-1900). Творческий путь рассказчика. Стенографическая запись «Пионового фонаря» (1884) и приключенческий сюжет повести. Картины нравов и быта средневековой Японии в «Пионовом фонаре». Инсценировка повести театром Кабуки.

Сосэки, Нацумэ (1867-1916). Роман «Ваш покорный слуга кот» (1905-1906) как сатира на японскую интеллигенцию. Психологические романы писателя и трагедия японской интеллигенции в них: трилогия «Сансиро» (1908), «Затем» (1909), «Врата» (1910), «Сердце» (1914), неоконченный роман «Свет и тьма» (1916).





16

2







2

УО

25

Токутоми, Рока (1868-1927). Пейзажные зарисовки из сборника «Природа и человек» (1900). Судьбы японского крестьянства и назначение человека на земле в сборнике «Бормотание земляного червячка» (1913). Статьи Токутоми о Л.Н. Толстом. Путешествие писателя в Ясную Поляну.

Доппо, Куникида (1871-1908). Романтическое творчество Доппо: книга стихов «Песни одиночки» (1897) и лирический очерк «Равнина Мусаси» (1901). Социальная критика действительности в антивоенных рассказах «Фаталист» (1902) и «Экстренный выпуск» (1904). Гуманистический протест против социального зла в рассказах «Жалкая смерть» (1905) и «Бамбуковая калитка» (1908).





17




2




2

УО, Т

26

Тосон, Симадзаки (1872-1943). Романтическая поэзия Тосона в сборниках «Молодая поросль» (1897) и «Лодочка» (1898). Реализм романа «Нарушенный завет» (1906) и описание в нем положения касты отверженных «эта» (парии). Сюжет «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского и его параллели в «Нарушенном завете». Семейные традиции и их постепенный распад в романе «Семья» (1910). Пессимизм романа и его связь с событиями из жизни писателя. Автобиографическое начало книги «Новая жизнь» (1918) и поиск новых форм самовыражения в нем. Историческая канва и картина общественной жизни в романах «Перед рассветом» (1929-35) и «Ворота на Восток» (1943).





18

2







2

УО

27

Итиё, Хигути (1872-1896). Биографический путь и трагическая судьба Итиё. Поэтическое наследие Итиё. Традиции классической японской литературы («Повесть о Гэндзи», «Исэ-моногатари» и др.) в творчестве писательницы. Язык повести «Сверстники» (1986) и приемы хонкадори в ней. Интимное начало дневника «Под сенью весенних листьев» (1881). Жанр рассказа в творчестве Итиё: «В последний день года» (1884), «Тринадцатая ночь» (1885), «мутный поток» (1885). Язык повести «Сверстники» (1986) и приемы хонкадори в ней.





18

2







2

УО

28

Японская литература ХХ века. Общий обзор. Начало XXI века.







2

























38

18

0

52





^ 5. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных технологий для работы на профильных ресурсах в сети Интернет. Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 20 % аудиторных занятий.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа по индивидуальным темам. Основной задачей этой работы является привитие студентам некоторых навыков научных исследований, предполагается максимальная самостоятельность в разработке темы, в работе с научной и методической литературой. В конечном итоге вырабатывается умение анализировать полученные данные, делать выводы, оформлять реферат, доклад или сообщение.

Формы промежуточной аттестации: для проверки знаний проводятся тесты, контрольные работы, заслушивание докладов, рефератов, сообщений.

^

Вопросы и задания к зачету по курсу «Литература Японии»


  1. Определите место японской словесности в системе мировой литературы.

  2. Определите хронологию японской литературы и ее основные этапы.

  3. Дайте краткий очерк об истории отечественного японоведения и становления русскоязычной науки о японской литературе.

  4. Определите современное состояние переводной японской литературы древней эпохи и средневековья в России.

  5. Назовите первые памятники японской литературы, дайте их общую характеристику.

  6. Дайте общую характеристику литературы эпохи Нара.

  7. Что такое фудоки? .

  8. Что такое канси и вака?

  9. Назовите основные жанры вака на страницах «Собрания мириад листьев», дайте их общую терминологическую характеристику.

  10. Назовите основные художественно-изобразительные средства танка: макура-котоба, дзё, ута-макура, энго, хонкадори и др.

  11. Назовите основные сборники буддийских сэцува, дайте их общую характеристику.

  12. Что такое моногатари, приведите примеры этого жанра в древней и средневековой японской литературе?

  13. Что такое ута-моногатари?

  14. Что такое хасигаки (котобагаки)?

  15. Дайте общую характеристику литературы Хэйана.

  16. Что такое никки? Приведите образцы этого жанра.

  17. Что такое рэкиси моногатари?

  18. Дайте определение жанров гунки и сэнки.

  19. Расскажите о характере мистических историй и их жанровых характеристик в средневековой японской литературе.

  20. Что такое автобиографическая повесть?

  21. Что такое отоги-дзоси ?

  22. Что такое годзан бунгаку?

  23. Определите место японской словесности в системе мировой литературы.

  24. Определите хронологию японской литературы и ее основные этапы.

  25. Дайте краткий очерк об истории отечественного японоведения и становления русскоязычной науки о японской литературе.

  26. Определите современное состояние переводной японской литературы древней эпохи и средневековья в России.

  27. Назовите первые памятники японской литературы, дайте их общую характеристику.

  28. Дайте общую характеристику литературы эпохи Нара.

  29. Что такое фудоки?

  30. Что такое канси и вака?

  31. Назовите основные жанры вака на страницах «Собрания мириад листьев», дайте их общую терминологическую характеристику.

  32. Назовите основные художественно-изобразительные средства танка: макура-котоба, дзё, ута-макура, энго, хонкадори и др.

  33. Назовите основные сборники буддийских сэцува, дайте их общую характеристику.

  34. Что такое моногатари, приведите примеры этого жанра в древней и средневековой японской литературе?

  35. Что такое ута-моногатари?

  36. Что такое хасигаки (котобагаки)?

  37. Дайте общую характеристику литературы Хэйана.

  38. Что такое никки? Приведите образцы этого жанра.

  39. Что такое рэкиси моногатари?

  40. Дайте определение жанров гунки и сэнки.

  41. Расскажите о характере мистических историй и их жанровых характеристик в средневековой японской литературе.

  42. Что такое автобиографическая повесть?

  43. Что такое отоги-дзоси ?

  44. Что такое годзан бунгаку?
^

Примерная тематика рефератов по «Литературы Японии» (ХХ век)





  1. «Маленький» человек и его духовное падение в малой прозе Танидзаки Дзюнъэтиро.

  2. Америкиназация японского общества в романе Танидзаки Дзюнъэтиро «Любовь глупца».

  3. Концепция прекрасного в эссе Танидзаки Дзюнъэтиро.

  4. Японская семья и японский быт в романе Танидзаки Дзюнъэтиро «Мелкий снег».

  5. Женские персонажи и их трагедийность в романе Танидзаки Дзюнъэтиро «Мелкий снег».

  6. Приемы реминисценции в рассказах Акутагавы Рюноскэ.

  7. Натуралистическая «школа нового мастерства» и ее принципы в «малой» прозе Акутагавы Рюноскэ.

  8. Детективное и мистическое начало рассказов Акутагавы Рюноскэ.

  9. Тема искусства и ее всепоглощающей силы над человеком в новеллах Акутагавы Рюноскэ.

  10. Исторические факты и авторский домысел в романе Ёсикавы Эйдзи «Миямото Мусаси».

  11. События средневековой Японии в военно-исторических книгах Ёсикавы Эйдзи («Честь самурая», «Десять меченосцев», «История Хэйцэ»).

  12. Рампо Эдогава и Эдгар Алан По: сходство и различие в представлении сюжета.

  13. Образ детектива-любителя Когоро Акэти и его составляющие в рассказах Рампо Эдогавы.

  14. Рассказы Рампо Эдогавы в контексте произведений Ф.М. Достоевского и Роберта Луиса Стивенсона.

  15. Ирреальное начало в рассказах Рампо Эдогавы.

  16. Тема одиночества и двойничества в прозе Рампо Эдогавы.

  17. Философия затворничества в «Человеке-кресле» Эдогавы Рампо и «Человеке-ящике» Абэ Кобо.

  18. Художественное своеобразие новелл Сэридзавы Кодзиро.

  19. Роман-эпопея «Судьба человека» Сэридзавы Кодзиро и традиции прозы О. де Бальзака в нем.

  20. Философско-религиозная тематика произведений Сэридзавы Кодзиро.

  21. Тема любви в произведениях Кавабаты Ясунари.

  22. Философия дзэн-буддизма в произведениях Кавабаты Ясунари.

  23. Композиция романа «Красная Борода» Ямамото Сюгоро.

  24. Проблемы «отцов» и «детей» в произведениях Ямамото Сюгоро.

  25. Понятие ваби и его реализация в поздней прозе Ямамото Сюгоро.

  26. Социально-политическая направленность и реалии современной Японии в детективах Мацумото Сэйтё.

  27. Сентиментальные образы и любовь к красоте как двигатель детективного сюжета в романе Мацумото Сэйтё «Земля-пустыня».

  28. Художественные функции журнальных и газетных вкраплений в романе Мацумото Сэйтё «Поблекший мундир».

  29. Роман Мацумото Сэйтё «Флаг в тумане» и сюжетное решение в нем.

  30. Вивисекция и ее античеловеческая сущность в романе Эндо Сюсаку «Море и яд».

  31. Идеи католицизма в прозе Эндо Сюсаку.

  32. Исторические события 1613-1620 годов и их отражение в книге Эндо Сюсаку «Самурай».

  33. Философия смерти в произведениях Эндо Сюсаку.

  34. Творческое наследие Абэ Кобо и традиции русской литературы в нем.

  35. Синтез вымышленного и реального повествований у Н.В. Гоголя и Абэ Кобо.

  36. Символ песка и внутреннее совершенствование человека в романе Абэ Кобо «Женщина в песках».

  37. Понятие маски и ее символическое значение в романе Абэ Кобо «Чужое лицо»

  38. Проблема отчуждения человека от общества в книге Абэ Кобо «Человек-ящик».

  39. Смысл жизни и попытка его определения в романе Абэ Кобо «Вошедшие в ковчег».

  40. Биографическое начало «Исповеди маски» Мисимы Юкио.

  41. «Золотой храм» Мисимы Юкио в контексте романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

  42. Псевдоромантический характер романа Мисимы Юкио «Вечерний буксир».

  43. «Матрешечный» роман Т. Корагессана Бойла «Восток есть Восток» и его ироническая вариация на тему книг Мисимы Юкио.

  44. Художественное своеобразие «малой» прозы Мисимы Юкио.

  45. Тема вседозволенности и ее трактовка в драме Мисимы Юкио «Маркиза де Сад»..

  46. Исторические реалии драмы Мисимы Юкио «Мой друг Гитлер».

  47. Антиномии истории России в романах Мураками Харуки.

  48. Сахалин и его образ в книгах Мураками Харуки.

  49. Трагическая символика «овцы» и варианты ее решения в романе «Дэнс, дэнс, дэнс» Мураками Харуки.

  50. Любовь и ее экзистенциальное начало в романе Мураками Харуки «К югу от границы, на запад от солнца».

  51. «Русская» тема в романах Мураками Харуки «Страна чудес без тормозов и Конец света» и «Хроники Заводной Птицы».

  52. Образ повествователя и его автобиографическое начало в книгах Мураками Рю.

  53. Картина мира и аморальность героев в романе Мураками Рю «Все оттенки голубого».

  54. Тема саморазрушения и насилия в книге Мураками Рю «Дети из камеры хранения».

  55. Классические формы японского стиха и их современное звучание в поэзии Тавара Мати.

  56. Нравственные проблемы современной молодежи и жанр маленького романа в прозе Ёсимото Банана.

  57. Тема любви в рассказах Ёсимото Банана.
^

Примерная тематика вопросов для самоконтроля по

«Литературе Японии»





  1. Жанровое деление повестей в прозе Сайкаку: косёко-моно (повести о любви) и укиё-дзёси (повести о бренном мире). Любовная проблематика в прозе Сайкаку: «Пять женщин, предавшихся любви» (1686), «История любовных похождений одинокой женщины» (1686), «Превратности любви» (1688).

  2. Дидактическое начало сборника «Двадцать непочтительных детей Японии» (1686) и др. книг Сайкаку.

  3. Жанр хайку в поэзии Басё. Новаторство поэта в области сложения хайку. Жанр хайбуна и его аналогия в западноевропейской поэзии. Прием хонкадори и функции котобагаки в хайбуне.

  4. Художественное своеобразие «Записок из Призрачной обители» Басё. «Дневниковый жанр в творчестве Басё: традиции и новаторство.

  5. «Рассказы ночной стражи» Ансэй (1660) и их связь с фольклором. Мистическое начало рассказов и их сюжетные характеристики.

  6. «Повести о карме» (1661) Сёсан как буддистские притчи. Незатейливость сюжетов и простота пересказа «Повестей о карме».

  7. Новеллы Рёи из сборника «Кукла-талисман» (1666). Связь новелл Рёи со сборником «Новых рассказов у горящего светильника» Цуй Ю. Новаторство Рёи в новеллистическом жанре.

  8. Деятельность Тикамацу в театре Кабуки и дзёрури. «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки» (1703). «Ночная песня погонщика из Ёсаку» (1708) Тикамацу.

  9. Реальные события и их трактовка в драме Тикамацу «Масляной ад» (1721). Художественное своеобразие драм Тикамацу.

  10. Литература ёмихон в творчестве Тэйсё: сборники «Грозь цветов» (1749) и «Пышный луг» (1766). Новеллы писателя в сравнении со сказочными историями Пу Сунлина.

  11. Художественное своеобразие книги Уэда «Луна в тумане». Сюжет новеллы «Круча Сираминэ» и его обработка в духе театре Но

  12. Поэтическое наследие Исса. Жанр хайку и его поэтические критерии. Понятие хайбун.

  13. Книга Исса «Последние дни отца. Дневник» как пример прозы хайбун. Дневниковое и исповедальное начало книги.

  14. Творческий путь Санъютэй. Стенографическая запись «Пионового фонаря» (1884) и приключенческий сюжет повести. Картины нравов и быта средневековой Японии в «Пионовом фонаре»..

  15. Роман Сосэки «Ваш покорный слуга кот» (1905-1906) как сатира на японскую интеллигенцию. Психологические романы писателя и трагедия японской интеллигенции в них: трилогия «Сансиро» (1908), «Затем» (1909 и др

  16. Пейзажные зарисовки из сборника Токутоми «Природа и человек» (1900). Судьбы японского крестьянства и назначение человека на земле в сборнике «Бормотание земляного червячка» (1913).

  17. Статьи Токутоми о Л.Н. Толстом. Путешествие писателя в Ясную Поляну.

  18. Романтическое творчество Доппо: книга стихов «Песни одиночки» (1897) и лирический очерк «Равнина Мусаси» (1901). Социальная критика действительности в антивоенных рассказах «Фаталист» (1902) и «Экстренный выпуск» (1904) и др.

  19. Романтическая поэзия Тосона в сборниках «Молодая поросль» (1897) и «Лодочка» (1898). Реализм романа «Нарушенный завет» (1906) и описание в нем положения касты отверженных «эта» (парии).

  20. Биографический путь и трагическая судьба Итиё. Поэтическое наследие Итиё. Традиции классической японской литературы («Повесть о Гэндзи», «Исэ-моногатари» и др.) в творчестве писательницы («Сверстники» (1986), «Под сенью весенних листьев» (1881) и др.).

  21. Красота и ее демоническая сила в рассказах Танидзаки «Татуировка» (1910), «Цзилинь» (1910) и «История Сюнкин» (1933). «Маленький» человек и его духовное падение в рассказе «Маленькое государство» (1918).

  22. Америкиназация японского общества и тема семьи в романах Танидзаки «Любовь глупца» (1925), «Мелкий снег» (1944). Концепция прекрасного, эстетика света и тени, японский дом и его традиции в эссе «Похвала тени»

  23. Творческое наследие Акутагавы и влияние на него западноевропейской и русской классики. Приемы реминисценции в «Бататовой каше», «Святом», «Носе», «Саде», «Паутинке» и др. произведениях писателя.

  24. Натуралистическая «школа нового мастерства» и ее принципы в «малой» прозе Акутагавы. Тема искусства и ее всепоглощающей силы над человеком в новеллах «Муки ада», «Мадонна в черном» и др.

  25. Творческое наследие Ёсикавы. Исторические факты и авторский домысел в романе «Миямото Мусаси» (1935-1939).

  26. Национальный японский детектив и его каноны в подаче Рампо. Интуитивный подход в детективе. Рампо и Эдгар Алан По: сходство и различие в представлении сюжета.

  27. Образ детектива-любителя Когоро Акэти и его составляющие в «Простой арифметике», «Психологическом тесте» и других рассказах. «Психологический тест» (1925)

  28. Творческое наследие Сэридзавы. Новеллистический этап в творчестве писателя: «Буржуа» (1930), «Вслед за утренним солнцем» (1931), «Умереть в Париже» (1942) и др. Философско-религиозные ценности писателя.

  29. Единство жизни и смерти; предназначение человека; семейный уклад в романе Кавабата «Стон горы». Любовь и ее «сладостное умиротворение» в повести «Танцовщица из Идзу».

  30. Поэзия дзэнбуддизма в Нобелевской речи Кавабаты «Красотой Японии рожденный». Эстетика света и «душа Японии» в эссе «Существование и открытие красоты».

  31. Антология рассказов Мотодзиро «Лимон» (1931) и ее тематическое содержание. Персональное начало в антологии «Лимон».

  32. Роман Сюгоро «Красная Борода» и его философское содержание. Предметная композиция романа: основная сюжетная линия и серия законченных историй («Добровольный донос», «Три раза отмерь», «Напрасный труд» и др.).

  33. Сентиментальное начало в повести Сюгоро «Девушка по имени О-Сэн». Реализм рассказов из сборников «Рассказы голубой плоскодонки» (1960) и «Улицы без сезона» (1962).

  34. Японский детективный жанр середины ХХ века и социально-политическая направленность романов Мацумото.

  35. Жанр рассказа в творчестве Кодзима («О родных местах» (1962), «Как отец» (1966) и др.). Военная тематика в рассказах «Винтовка» (1952) и «Отряд пекинского университета» (1952). Семейная драма и институт послевоенного японского общества в романе «Семья Мива» (1965).

  36. Идеи католицизма в прозе Эндо. Исторические события 1613-1620 годов и их отражение в книге «Самурай» (1980). Философия смерти в эссе «Мысли перед смертью» (1996).

  37. Творческое наследие Абэ и традиции русской литературы в нем. Символ песка и внутреннее совершенствование человека в романе «Женщина в песках» (1960).

  38. Понятие маски и ее символическое значение в романе Абэ «Чужое лицо» (1966). Драматическое наследие Абэ («Охота на рабов» (1955), «Призраки среди нас» (1958), «Сказание о великанах» (1960) и др.).

  39. Писатели «третьей волны» Сюжетные линии романа Дзюнноскэ «До заката» (1978) и художественное решение темы любви.

  40. Биографическое начало «Исповеди маски» (1949) Мисимы. Мистификация в образе возлюбленной Хираока Кимитакэ Соноко.

  41. Образ Золотого храма в романе Мисимы «Золотой храм» (1956) Тема самоубийства и эстетизации смерти в произведениях писателя.

  42. «Малая» проза Мисимы. Тема любви и смерти в «Патриотизме». Драматическое творчество Мисимы («Маркиза де Сад», «Мой друг Гитлер» и др.).

  43. Драматическая трилогия Ясиро о художниках укиё-э. Сяраку, Эйсэн и Хокусай как представители мира искусства в трилогии. Переводная деятельность драматурга. Работа Ясиро в театре Бунгакудза.

  44. Тематические линии в повести Синтаро «Время солнца» (1955) Политическая деятельность писателя с конца 1960-х годов. Художественное своеобразие и основная проблематика сборника рассказов «Соль жизни» (1990).

  45. Гэндайси как разновидность свободного стиха в творчестве Симидзу. Особенности поэтического мировоззрения Симидзу.

  46. Эпистолярное начало романа Миямото «Узорчатая парча» (1982). Символика названия романа и его многожанровая структура (эссе, притча, детектив и др

  47. Феномен популярности прозы Мураками в России и за рубежом. Творчество Мураками в контексте западноевропейской и американской литературы ХХ столетия. Антиномии истории России в романах Мураками.

  48. Тема аутсайдерства в «Трилогии Крысы» Мураками («Слушай песню ветра», 1979; «Пинбол 1973», 1983; «Охота на овец», 1988). Трагическая символика «овцы» и варианты ее решения в романе «Дэнс, дэнс, дэнс» (1991).

  49. Любовь и ее экзистенциальное начало в романе Мураками «К югу от границы, на запад от солнца» (1992). «Русская» тема в романах «Страна чудес без тормозов и Конец света» (1985) и «Хроники Заводной Птицы» (1994).

  50. «Малая» проза Мураками. Обман и предательство в рассказе «Молчание» (1991).Тема забвения и одиночества в рассказе «Тони Такия» (1993).

  51. Образ повествователя и его автобиографическое начало в книгах Мураками. Картина мира и аморальность героев в романе «Все оттенки голубого» (1976). Тема саморазрушения и насилия в книге «Дети из камеры хранения».

  52. Образ Ринка Кадзуки в романе Суэнага «Стоеновая певичка, или Райский ангел» (1997). Биографическое начало романа. «Молодежная» тематика романов «Плывущие цветы сакуры» (1999) и «Невзгоды с доставкой на дом» (2000).

  53. Классические формы японского стиха и их современное звучание в поэзии Тавара. Тематическое разнообразия танка.

  54. Нравственные проблемы современной молодежи и жанр маленького романа в прозе Ёсимото («Кухня», «Кухня-2» и др.). Малая проза Ёсимото.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Критическая литература:

  1. Боронина И. А. Классический японский роман. – М.: Наука, 1981.

  2. Боронина И. А. Поэтика классического японского стиха (YIII- XIII вв.) – М.: Наука,1978.

  3. Вайль Петр. Все – в саду. Токио – Кобо Абэ, Киото – Мисима // Иностранная литература. № 4. 1998. С. 223-237.

  4. Герасимова М. П. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Кавабата Ясунари. – М.: Наука, 1990.

  5. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре (древность и средневековье). – М.: Наука, 1979.

  6. Горегляд В. Н. Дневники и эссе в японской литературе X-XIII вв.- М.: Наука, 1975.

  7. Горегляд В. Н. Японская литература VIII-XVI вв.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.

  8. Григорьев М. П. Лик Японии. Эссе и переводы. – М.: ИВ РАН, 1997.

  9. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный. – М.: Искусство, 1993.

  10. Григорьева Т. П. Чарующая радость жизни. – М.: Искусство, 1997.

  11. Гришелёва Л. Д. Театр современной Японии. – М.: Искусство, 1977.

  12. Гришелёва Л. Д., Чегодарь Н. И. Культура послевоенной Японии.– М.: Наука, 1981.

  13. Громковская Л. Л. Токутоми Рока. – М.: Наука, 1983.

  14. Долин А. А. Новая японская поэзия. – М.: Наука, 1990.

  15. Долин А. А. Японский романтизм и становление новой поэзии. – М.: Наука, 1979.

  16. Жукова И. Таинство японской поэзии танка. – М.: Восточ. лит., 2001.

  17. Иванова Г. Д. Мори Огай. - М.: Наука, 1982.

  18. История и культура Японии. – М.: ИВ РАН, 2001.

  19. История культуры Японии: Обзор. – Токио: МИД Японии, 1992.

  20. Конрад Н. И. Японская литература. От “Кодзики” до Токутоми. – М.: Восточ. лит., 1974.

  21. Кужель Ю. Л. Театр Дзёрури. История развития и драматургия. – М.: Наука, 1993.

  22. Мещеряков А. Н. Книга японских обыкновений.- М.: Наталис, 1999.

  23. Мещеряков А. Н. Мещеряков @ Япония.ru.- СПб.: Гиперион,2001.

  24. Мещеряков А.Н., Грачев М.В. История древней Японии.- СПб.: Гиперион, 2002.

  25. Мещеряков А.Н.Древняя Япония: культура и текст.- М.: Наука, 1991.

  26. Милибанд С. Д. Библиографический словарь отечественных востоковедов с 1917 г. Кн. 1: А – Л. – М.: Наука, 1995.

  27. Милибанд С. Д. Библиографический словарь отечественных востоковедов с 1917 г. Кн. 2: М – Я. – М.: Наука, 1995.

  28. Мир по-японски. Эстетические и этические ценности в японской культуре. – СПб.: Северо-Запад, 2000.

  29. Невский Н. А. Айнский фольклор. – М.: Наука, 1972.

  30. Невский Н. А. Фольклор островов Мияко.- М.: Наука, 1979.

  31. Российские востоковеды. Страницы памяти.- М.: ИД “Муравей”,1998.

  32. Россия и Япония в исследованиях советских и японских ученых.- М.: Наука, 1986.

  33. Свиридов Г. Г. Японская средневековая проза Сэцува (Структура и образ).- М.: Наука, 1981. Сердюк Е. А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. – М.: Искусство, 1990.

  34. Современная японская драматургия. Т. 1 Полвека японского театра: 90-е гг. Часть 1. – М.: Серебряные нити, 2001.

  35. Соколова-Делюсина Т. От переводчика. Мацуо Басё. Проза в жанре хайбун // Иностранная литература. № 7. 1994. С. 46-54.

  36. Чегодарь Н. И. Человек и общество в послевоенной литературе Японии.- М.: Наука, 1985.

  37. Чегодарь Н.И. Кобаяси Такидзи. Жизнь и творчество. – М.: Наука, 1966.

  38. Чхартишвили Григорий. Невыносимая тяжесть легкости. Японская проза в конце века // Иностранная литература. № 5. 1993. С. 239- 244.

  39. Япония от А до Я: Популярная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Изд-во “Япония сегодня”, 2000.



Примерный перечень текстов для чтения:

  1. Абэ Кобо. Женщина в песках. Чужое лицо: Романы.- Ростов- н /Д: Феникс, 2000.

  2. Абэ Кобо. Собрание сочинений. Женщина в песках. Чужое лицо: Романы.- СПб.: Симпозиум, 1998.

  3. Абэ Кобо. Собрание сочинений. Сожженная карта. Человек-ящик: Романы.- СПб.: Симпозиум, 1998.

  4. Абэ Кобо. Собрание сочинений. Тайное свидание. Вошедшие в ковчег: Романы.- СПб.: Симпозиум, 1998.

  5. Абэ Кобо. Тайное свидание.- М.: Известия, 1985.

  6. Абэ Кобо. Четвертый ледниковый период. – М.: Гудьял-Пресс, 2000.

  7. Абэ Кобо.Сожженная карта. Человек-ящик: Романы.– Ростов- н/Д: Феникс, 2000. –Абэ Кобо. Призраки среди нас. Крепость. Охота на рабов: Пьесы. – М.: Искусство, 1975.

  8. Акутагава Рюноскэ. Беседа с Богом странствий. – СПб.: Азбука, 2000.

  9. Акутагава Рюноскэ. Муки Ада.- СПб.: Кристалл, 2001.

  10. Акутагава Рюноскэ. Семнадцать новелл.- СПб.: Амфора, 2000.

  11. Акутагава Рюноскэ. Слова пигмея.- М.: Прогресс, 1992.

  12. Акутагава Рюноскэ. Собрание сочинений в 3-х тт. Т 1: Ворота Расёмон.- СПб.: Азбука, 2001

  13. Акутагава Рюноскэ. Собрание сочинений в 3-х тт. Т 2: Усмешка богов.- СПб.: Азбука, 2001.

  14. Акутагава Рюноскэ. Собрание сочинений в 3-х тт. Т 3: Эссе. Письма.- СПб.: Азбука, 2001.

  15. Арисима Такэо. Женщина. Потомок Каина. – М.: Худож. Лит., 1967.

  16. Бабочки полет. Японские трехстишия.- М.: ТОО “Летопись”, 1998.

  17. Багряные пионы. Шедевры поэзии танка “Серебряного” века (конец XIX – начало XX вв.). - СПб.: Гиперион, 2000.

  18. Басё Мацуо. Великое в малом. – СПб.: Кристалл, 2000.

  19. Басё Мацуо. Избранная проза. – СПб.: Гиперион, 2000.

  20. Басё Мацуо. По тропинкам Севера. – СПб.: Азбука, 2001.

  21. Басё Мацуо. Стихи и проза. – СПб.: Гиперион, 2002.

  22. Белый сборник. Трехстишия в жанре японских хокку. – Самара, 1999.

  23. Бусон Ёса. Луна над горой. – СПб.: Кристалл, 1999.

  24. Бусон Ёса.Стихи и проза. – СПб.: Гиперион, 1998.

  25. Волшебная Япония. – СПб.: Северо-Запад-Пресс, 2001.

  26. Годзан бунгаку. Поэзия дзэнских монастырей. – СПб.: Гиперион,1999.

  27. Голоса вещей. Послевоенная японская поэзия. – М.: Радуга, 1988.

  28. Гэндзи - обезьяна: японские рассказы XIY- XYI вв.- Отоги-дзоси.- СПб.: Академ. проект, 1994.

  29. Дадзай Осаму. Цветы шутовства. – М.: Восточ. лит., 2001.

  30. Диалоги японских поэтов о временах года и любви. – М.: Наталис, 2002.

  31. Дневники придворных дам древней Японии. – Минск: Харвест, 2002.

  32. Дорога к замку. Современная японская новелла. – М.: Известия, 1987.

  33. Ёкёку – классическая японская драма. – М.: Наука, 1979.

  34. Ёсикава Эйдзи. Десять меченосцев: Роман-эпопея.- М.: Центрполиграф, 2001.

  35. Ёсимото Банана. Кухня. Тень при лунном свете. – СПб.: Амфора, 2001.

  36. Ёсимото Банана. Ящерица. Рассказы. – СПб.: Амфора, 2002.

  37. Зимняя вишня. Японские трехстишия и пятистишия в переводах Веры Марковой. – М.: Наука, 1987.

  38. Золотая книга мифов, легенд и сказок Японии.- М.: Тера, 1996.

  39. Иноуэ Ясуси. Сны о России. – М.: Наука, 1987.

  40. Исии Момоко. Нон-тян на облаке. Повесть для детей. - СПб., 1997.

  41. Исса Кобаяси. Стихи и проза. – СПб.: Гиперион, 1996.

  42. Исэ-моногатари. Японская повесть начала Х века. – СПб.: Кристалл, 2000.

  43. Кавабата Ясунари. Избранные произведения. – СПб.: Гиперион, 2002.

  44. Кавабата Ясунари. Снежная страна: Повесть, новеллы. – СПб.: Амфора, 2000.

  45. Кавабата Ясунари. Спящие красавицы: Роман, повести. Новеллы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  46. Кавабата Ясунари. Старая столица: Роман, рассказы.- М.: Известия, 1984.

  47. Кавабата Ясунари.Избранные произведения. – М.: Панорама, 1993.

  48. Капля росы. Японские пятистишия – М.: Лабиринт Пресс, 2002.

  49. Кодзики. Записи о деяниях древности. Свитки 2-й и 3-й. – СПб.: Шар, 1994.

  50. Кодзики. Записи о деяниях древности. Свиток 1-й. Мифы. – СПб.: Шар, 1994.

  51. Кокинвакасю. Собрание старых и новых песен Японии. Т. 1. – М.: Радуга, 1995. Кокинвакасю. Собрание старых и новых песен Японии. Т. 2. – М.: Радуга, 1995. Кокинвакасю. Собрание старых и новых песен Японии. Т. 3. – М.: Радуга, 1995.

  52. Кумано Акира. За даль земли. Повесть об Илье. – М.: Вагриус, 2001.

  53. Легенды и сказки древней Японии. – СПб.: Кристалл, 2000.

  54. Легенды о звездах и цветах. Оригами. – М.: ТЕРРА – Книж. клуб, 2001.

  55. Летние травы. Японские трехстишия. – М.: ТОЛК, 1997.

  56. Манъёсю (“Собрание мириад листьев”). В 3-х тт. Т.2. – М.: Восточ. лит., 1971. Манъёсю (“Собрание мириад листьев”). В 3-х тт. Т.3. – М.: Восточ. лит., 1971.

  57. Манъёсю. Избранное. – М.: Наука, 1987. Манъёсю (“Собрание мириад листьев”). В 3-х тт. Т.1. – М.: Восточ. лит., 1971.

  58. Маруяма Кэндзи. Плач по луне // Иностранная литература. № 5. 1993. С. 213-238.

  59. Масаока Сики. Стихи и проза. – СПб.: Гиперион, 1999.

  60. Мацумото Сэйтё. Земля-пустыняю. Поблекший мундир: Романы. – СПб.: Северо-Запад - Пресс, 2003.

  61. Мацумото Сэйтё. Стена глаз. Детективные романы. – М.: Центрполиграф, 1993. Мацумото Сэйтё. Стена глаз: Роман.- СПб.: Амфора, 2000.

  62. Мацумото Сэйтё. Точки и линии. Романы. - СПб.: Амфора, 2000.

  63. Мисима Юкио. Голоса духов героев. – СПб.: Летний сад, 2002.

  64. Мисима Юкио. Жажда любви. – СПб.: Гиперион, 2000.

  65. Мисима Юкио. Золотой храм: Новеллы, пьесы. – СПб.: Симпозиум, 2000.

  66. Мисима Юкио. Исповедь маски: Роман, новеллы, пьесы, эссе.- СПб.: Симпозиум, 1998.

  67. Мисима Юкио. Исповедь маски: Роман, новеллы, пьесы, эссе.- СПб.: Северо-Запад, 1994.

  68. Мисима Юкио. Маркиза де Сад: Новеллы, драмы. – СПБ.: Азбука, 2000.

  69. Мисима Юкио. Шум прибоя. Роман. – СПБ.: Азбука-классика, 2002.

  70. Миямото Тэру. Собаки в разгар лета: Рассказы и повесть.- М.: Восточ. лит., 2000.

  71. Мори Огай. Дикий гусь. Танцовщица. Рассказы; Симадзаки Тосон. Нарушенный завет. – М.: Худож. лит., 1990.

  72. Мори Огай. Избранные произведения. – СПб.: Гиперион., 2002.

  73. Мураками Рю. 69: Роман. – СПб.: Амфора, 2002.

  74. Мураками Харуки. Dance, dance, dance..: Роман. Ч.1. – СПб.: Амфора, 2001. Мураками Харуки. Дэнс, дэнс, дэнс..: Роман. Ч. 2. – СПб.: Амфора, 2002.

  75. Мураками Харуки. Авария на Нью-Йоркской шахте // Иностранная литература. № 5. 1993. С. 164-171.

  76. Мураками Харуки. Охота на овец: Роман. – СПб.: Амфора, 2001.

  77. Мураками Харуки. Призраки Ленгсингтона. Рассказы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.

  78. Мураками Харуки. Слушай песню ветра. Пинбол 1973: Романы. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2002.

  79. Мураками Харуки. Страна Чудес без тормозов или Конец Света. Роман. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.

  80. Мураками Харуки. Хроники заводной птицы: Роман. – М.: Изд-во Независимая газета, 2002.

  81. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). В 4-х кн. Кн. 1. – М.: Наука, 1991.

  82. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). В 4-х кн. Кн. 3. – М.: Наука, 1993.

  83. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). В 4-х кн. Кн. 4. – М.: Наука, 1993.

  84. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). Приложение. – М.: Наука, 1992.

  85. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. В 2-х тт. Т. 1. – СПб.: Гиперион, 2001.

  86. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. В 2-х тт. Т. 2. – СПб.: Гиперион, 2001.

  87. Накагами Кэндзи. Поклон издалека // Иностранная литература. № 5. 1993. С. 158-163.

  88. Накамура Юдзиро. Зло и грех в японской культуре. Еще раз об «Аум-синрикё» // Иностранная литература. № 8. 1997. С. 227-241.

  89. Нихон Рёики. Японские легенды о чудесах. Свитки 1-й, 2-й, 3-й. – СПб.: Гиперион, 1995.

  90. Нихон Сёки. Анналы Японии. Т. 1. – СПб.: Гиперион, 1997.

  91. Нихон Сёки. Анналы Японии. Т. 2. – СПб.: Гиперион, 1997.

  92. Новая японская проза. Он: Сб. новелл. – М.: Иностранка, 2001.

  93. Новая японская проза. Она: Сб. новелл. – М.: Иностранка, 2001..

  94. Норито.Сэммё. – М.: Наука, 1991.

  95. Огино Анна. Водяной мешок // Иностранная литература. № 5. 1993. С. 182-212.

  96. Охара Томиэ. Её звали О-эн: Повесть. – М.: Худож. лит., 1973.

  97. Оэ Кэндзабуро. Записки пинчраннера. – СПб.: Амфора, 2000.

  98. Оэ Кэндзабуро. Игры современников. – СПб.: Амфора, 1999.

  99. Оэ Кэндзабуро. Объяли меня воды до души моей. – СПб.: Амфора, 1999.

  100. По одному шедевру от ста японских поэтов. – М.: Известия, 2000.

  101. Повесть о доме Тайра. – М.: Гудьял-Пресс, 2000.

  102. Рампо Эдогава. Демоны Луны. – СПб.: Кристалл, 2000.

  103. Рампо Эдогава. Игры оборотней: Повести, рассказы. – СПб.: Азбука, 2000.

  104. Рампо Эдогава. Чудовище во мраке: Детектив.-психол. роман.- М.: Политиздат, 1991.

  105. Садзанами Сандзин. Нихон мукаси банаси: Сказания древней Японии. – СПб.: Летний сад, 2000.

  106. Сайгё. Горная хижина. – СПб.: Кристалл, 1999.

  107. Сайкаку Ихара. Заветные мысли о том, как лучше прожить на свете. – СПб.: Азбука, 2001.

  108. Сайкаку Ихара. Избранное. – М.: Худ. литература, 1974.

  109. Сайкаку Ихара. Повести о самурайском долге. – М.: Гудьял-Пресс, 2001.

  110. Санъютэй Энтё. Пионовый фонарь. – СПб.: Евразия, 2001. – 288с.

  111. Свод законов “Тайхорё” 702-718 гг. I-XY законы. – М.: Наука, 1985. -357с.

  112. Симада Масахико. Дельфин в пустыне // Иностранная литература. № 5. 1993. С. 172-181.

  113. Симидзу Тэцуо. Зеленый ящик // Иностранная литература. № 8. 1997. С. 225-226.

  114. Синкокинсю: Японская поэтическая антология XIII века в двух томах. Т. 1. – М.: Корал Клаб, 2000. – 280 с.

  115. Синсэн вакасю – Вновь составленное собрание японских песен.- СПб.: Гиперион, 2000. – 256 с.

  116. Сказание о Ёсицунэ. – СПб.: Евразия, 2000.

  117. Сказки Японии, Китая. – Таллинн: Арикс, 1993.

  118. Современная поэзия танка. Стихи Мотоко Митиуры, Мати Тавары и Амари Хаяси. Перевод и предисловие Т. Соколовой-Делюсиной // Иностранная литература. № 5. 1993. С. 153-157.

  119. Стихи японских императоров. – СПб.: Скрипториум, 2000.

  120. Сэй- Сёнагон. Записки у изголовья. – М.: ТОЛК, 1995.

  121. Тавара Мати. Из цикла «Мое любимое хайку» // Иностранная литература. № 8. 1997. С. 226-227.

  122. Танидзаки Дзюнъитиро. Любовь глупца: Роман, повести, новеллы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  123. Танидзаки Дзюнъитиро. Мелкий снег: Роман. – М.: ТЕРРА – Книж. клуб, 2001.

  124. Танидзаки Дзюнъитиро. Похвала тени: Рассказы, эссе. – СПб.: Азбука-классика, 2001.

  125. Танидзаки Дзюнъитиро. Снежный пейзаж: Роман. – СПб.: Северо-Запад - Пресс, 2003.

  126. Танэда Сантока. Стихи и проза. – СПб.: Гиперион, 2001.

  127. Токутоми Рока. Избранное. – Л.: Худож. лит., 1978.

  128. Хайку (японская поэзия XVI-XVII веков). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

  129. Хрестоматия по истории японской литературы. В 2-х тт. Т. 1. Художественная проза X- середины XIX веков.- СПб.: Гиперион, 2001.

  130. Хрестоматия по истории японской литературы. В 2-х тт. Т. 2. Художественная проза середины XIX - XX веков.- СПб.: Гиперион, 2001.

  131. Цветы Ямабуки. Шедевры поэзии хайку “серебряного” века (конец XIX – начало XX вв.). – СПб.: Гиперион, 2000.

  132. Чаша Будды. Стародавние японские повести. – СПб.: Кристалл, 2001.

  133. Эндо Сюсаку. Мысли перед смертью // Иностранная литература. № 8. 1997. С. 223-224.

  134. Эндо Сюсаку. Самурай. - СПб.: Азбука-классика, 2002.

  135. Ямамото Сюгоро. Рассказы. - М.: Наука, 1980.

  136. Ямато-моногатари. – М.: Наука, 1982..

  137. Японская драматургия. – М.: Искусство, 1988.

  138. Японская любовная лирика. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  139. Японская поэзия. – М.: Худож. лит., 1954.

  140. Японская поэзия. – СПб.: Северо-Запад, 1999.

  141. Японские дзуйхицу. – СПб.: Северо-Запад, 1998.

  142. Японские квайданы. Рассказы о призраках и сверхъестественных явлениях.– Минск: Современный литератор, 2002.

  143. Японские легенды. – М.: ИД “ Муравей”,1997.

  144. Японские народные сказки. – М., 1992.

  145. Японские народные сказки. – М.: Дет. лит., 1983.

  146. Японские народные сказки. – М.: ЗНАК, 1994.

  147. Японские самурайские сказания. – СПб.: Северо-Запад - Пресс, 2002.

  148. Японские сказки и легенды Айнов. – Минск: Современный литератор, 2002.

  149. Японские сказки.– М.: Дрофа, 2002.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийное оборудование; средства обеспечения освоения дисциплины: видеофильмы и слайды для демонстрации, экранизации по произведениям, научно-популярные фильмы по соответствующим темам.


Автор: доктор филол. наук, профессор Е.А. Иконникова

Рецензент (ы) _________________________


Программа рассмотрена и одобрена на заседании УМС от «7» ноября 2012 года, протокол № 3



Скачать 383,78 Kb.
Дата конвертации09.11.2013
Размер383,78 Kb.
ТипРабочая программа
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы