Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» icon

Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»



Смотрите также:


XII Районная научно-практическая

конференция «НОУ – 2010-2011»


Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Автор: Бардюкова Юлия,

9 класс, МОУ СОШ №9,

г. Бакал

Тутаринова Людмила,

9 класс, МОУ СОШ №9,

г. Бакал

Научный руководитель:

Шепелева Любовь Александровна,

учитель русского языка

и литературы

первой категории


Бакал 2011 г.


План работы:


1. Введение. Держаться за честь в глазах Бога, за Бога, это поможет сохранить честь и в глазах людей.

2. Основная часть. Глубоко христианский, глубоко русский ответ: держаться нужно за милосердие.

а) «Капитанская дочка» – повесть о милосердии.

б) Все смертны, жизнь каждого хрупка, без различия званий и возраста, - все под Богом ходим.

в) Все мы едины, хотя и мыслим многое по-разному.

г) Где жизнь – там и милосердие. Милосердие – жизнетворно.

д) Божью правду в мире оттеняет в повести мирская правда, путь мести, путь немилосердия.

е) Мир, лежащий во зле, идет своими путями, путями мести и немилосердия.

ж)Основные христианские добродетели: верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

3. Заключение. Милосердие выступает главенствующим представителем человеческой свободы.

4. Практическое применение.

а) Темы уроков.

б) Вопросы и ответы-исследования по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

5. Приложение.

а) Кроссворд по творчеству А.С. Пушкина.

б) Впишите слова.

в) Тесты по творчеству А.С. Пушкина.

г) Иллюстрации по творчеству А.С. Пушкина.


Введение. Держаться за честь в глазах Бога, за Бога, это поможет сохранить честь и в глазах людей.

Тема чести была для Пушкина принципиальной. Она была тесно связана и с другим, более глубоким вопросом: как жить в истории? За что держаться? Чем руководствоваться? В особенности в смутные переходные периоды истории, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и институты… Таким испытанием было для молодого Пушкина декабристское восстание. И хотя возвращение в 1826 году Николаем I из ссылки Пушкин мужественно ответил на прямой вопрос императора: “Пушкин, принял бы участие в 14 декабря, если б в Петербурге? – Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» - однако и этот ответ – сам по себе замечательный своей двойственностью, и возможное участие Пушкина в выступлении декабристов, если бы он действительно был в Петербурге, были лишь решением вопроса de facto. Но всю оставшуюся жизнь Пушкин должен был решать этот вопрос de jure… И в «Капитанской дочке», законченной, напомним, за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышление целой жизни. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте (полнее и убедительнее оно сформулировано у Пушкина в «Пропущенной главе»): «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердны, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Яснее не скажешь… Однако несомненно и вышеприведенное: «…все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем». В повести, как мы отмечали, нигде честь не противоречит совести, в жизни же все могло быть – и было – гораздо трагичней…

За что держаться? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми глубокими ее противоречиями оказывается сложнее. Честь сама слишком хрупка, сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… И именно об этом также «Капитанская дочка». И не случайно глава «Суд» имеет эпиграф «Мирская молва – морская волна». Рассчитывать сохранить во всех случаях отличное реноме в глазах людей в этой жизни не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… За что же держаться? Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.

Актуализация проблемы. Честь и милосердие важны в жизни человека во все времена, ведь честь и милосердие – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости.

Гипотеза. А.С. Пушкин написал «целую религиозно-нравственную повесть». Задача авторов – доказать, что вечные ценности человека – честь и милосердие.

Цель: разгадать загадку религиозно-нравственного смысла повести А.С. Пушкина. Ответить на вопросы, что такое честь и милосердие в понимании А.С.Пушкина.

Методика научной работы: исследование темы чести и милосердия путем анализа повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Основная часть. «Капитанская дочка» - повесть о милосердии.

Все социально значимые ориентиры, условности, приоритеты, институты имеют свои границы, жизнь не вмещается в них во всей своей полноте. Наши, ваши, офицеры, бунтовщики, красные, белые – все эти деления только до определенной степени помогают найти правильное решение, подсказывают правильный выбор. Но очень часто их оказывается недостаточно. Нужно иметь более глубокое, более онтологическое основание своим поступкам. Держаться нужно за Бога… Но как конкретно, как непосредственно в жизни следовать этому совету? На этот вопрос, по нашему мнению, Пушкин в «Капитанской дочке» дает вполне определенный ответ: держаться нужно за милосердие. Глубоко христианский, глубоко русский ответ.

Вся последняя повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что ее можно было бы назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести – история взаимоотношений Гринева и Пугачева – есть прежде всего история милосердия. Во всех четырех встречах милосердие является как бы нервом отношений наших героев. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Мы можем сейчас вспомнить о первой встрече Гринева с будущим самозванцем, которую при анализе двух встреч, опустили выше. Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Вот замерзший Гринев входит в избу.

«- Где же вожатый?» - спросил я у Савельича.

«Здесь, ваше благородие», - отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. «Что, брат, прозяб?» - «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». Уже в этом обращении брат – от дворянина к босяку, голяку – нарушаются социальные условности, классовая «субординация».

Все смертны, жизнь каждого хрупка, без различия званий и возраста, - все под Богом ходим.

Люди, пережившие только что довольно неприятное, опасное приключение, чувствуют особую общность, вдруг объединившую их: все мы смертны, жизнь каждого хрупка, без различия званий и возраста, - все под Богом ходим… Однако нужно слово, нужно имя, чтобы этот особый дух общности воплотился. И Гринев находит это слово – брат, братство… И слово услышано. На приглашение к братству и ответ соответствующий: раскрылся сразу Пугачев, пожаловался: «что греха таить? заложил вечор у целовальника», - почти исповедался! – есть грех, мол, по страсти к выпивке и последнее с себя снимешь, а потом сам страдаешь… Гринев предлагает Пугачеву чай, а после, по просьбе последнего, и стакан вина. Но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается на этом. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. Прижимистый Савельич, верный страж барского добра, ропщет. Тогда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. С черствой прямотой человека, «знающего цену вещам» и «называющего вещи своими именами», Савельич открыто заявляет: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его… Однако пишет Пушкин: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное… И помог этому, по контрасту, именно Савельич. Два отношения к человеку: для одного – «собака», «пьяница оголтелый», для другого – «брат»… И первое очень оскорбительно, в особенности потому, что и сам знаешь за собой грех. Однако: «Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля…» Две правды: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек… И как важно, чтобы кто-то настоял на второй правде, когда так мало сил оспорить первую… В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут больше. Тут жалость, милосердие и… уважение. Уважение к человеку, к его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно, потому что он образ Божий. И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунственно… Все это и почувствовал Пугачев, потому как радуется он подарку. Поэтому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Все мы едины, хотя и мыслим многое по-разному.

В молчаливом диалоге внутреннего человека с другим, личности с личностью, все мы едины, хотя и мыслим многое по-разному. Там – свет и любовь и – безмерная – переливается частично она и в этот сумеречный и жестокий мир жалостью и милосердием… Все тягостные условия, все преграды, вся метафизическая теснота исторического существования преодолевается теми, кто прикоснулся истины общения в любящей, милосердной свободе.

Так и в третьей встрече: во всех перипетиях откровенного и рискованного диалога, который ведет с Пугачевым Гринев, направляет последнего – напоминает и обещает – опять милосердие, однажды – и навеки – соединившее их.

«- О чем, ваше благородие, изволил задуматься?

- Как не задуматься, - отвечал я ему. – Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

- Что же? – спросил Пугачев. – Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

- И ты прав, ей-богу, прав! – сказал самозванец.

- …Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорят обо мне ваши братья».

Где жизнь – там и милосердие. Милосердие – жизнетворно.

Милосердие, однажды дарованное, питает надежду и потом в самых сложных обстоятельствах все время зовет к себе. Где жизнь – там и милосердие. И наоборот: милосердие – жизнетворно. Пугачев не верит в помилование для себя, и в этом неверии уже начало смерти, пророчество о ней… Гринев, - наоборот, сама вера, сама надежда в добрые начала, которые живы в душе Пугачева. «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…» Кто же может устоять перед такой мольбой? Разве только уж очень одичавшее во зле сердце… Пушкинскому же Пугачеву, преступному и верующему, радостно возвращаться к себе милующему, к себе истинному. Казалось, суровая душа Пугачева была тронута.

И если возможны такие чудеса, то, кажется, - все возможно! Еще одно малое усилие верующего в милосердие – человека и Бога – сердца, и весь ужас, вся кровь и боль гражданской войны отступят, погаснут, как болезненный, горячий сон… И этот враг, предводитель врагов, враг – друг перестанет быть врагом и навсегда уже будет только другом, может быть, самым дорогим: ведь он доказал свою верность в таких сложных обстоятельствах… Процитируем еще раз это замечательное место: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». Но одного желания Гринева мало. Нужно, чтобы очень захотел и поверил в возможность милосердия и сам Пугачев…

Но если невозможно спасти от насильственной смерти, то пусть хоть будет она легкой и быстрой. Неотступно преследует Гринева мысль о его странном друге – враге. Что прикажете делать? – повторим мы вслед за Пушкиным, - если так уж мы соделаны, что никакие наши грехи и преступления не способны до конца извратить и стереть образ Божий в душе человеческой, и, пока жив человек, остается в любящем и верующем сердце надежда на спасение…

Итак, в чем же состоит смысл повести? Мы можем теперь сформулировать его последующем образом: взаимоотношение человека с человеком во всей полноте исторических и нравственных детерминаций перед лицом Истины, перед лицом Бога. Особая драматичность и острота этих отношений обусловлена тем, что субъектами их являются две противоположно ориентированные личности: один – нравственные законы «преступить сумевший», другой – твердо держащийся чести и совести. По степени авторской сознательности в изображении темы милосердия повесть «Капитанская дочка» является одним из самых христианских произведений в мировой литературе. Именно от «Капитанской дочки», как было уже отмечено, идет в русской литературе традиция проникновенных диалогов «святых и преступников», стоящих «в беспредельности» - перед лицом Бога.

Божью правду в мире оттеняет в повести мирская правда, путь мести, путь немилосердия.

Божью правду в мире – путь милосердия – оттеняет в повести мирская правда, путь мести, путь немилосердия. Мы уже разбирали оценки поведению Гринева со стороны сообщников Пугачева и со стороны официально-государственной. Вся история Швабрина от начала и до конца представляет собой также, по контрасту с главной темой повести, историю бессильной злобы, зависти, неспособность простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, неспособный смириться, он вступает на путь Каина, путь насилия, предательства, мести. Пушкин ясно показывает, что этот путь не только ведет его героя к гибели физической, но – что бесконечно хуже – есть путь дегенерации нравственной, путь духовного самоубийства.

Старательно подбирает Пушкин иллюстрации основной темы повести. Этому служит и история изувеченного башкирца. Он был пойман в Белогорской крепости как лазутчик, подосланный Пугачевым для распространения листовок, подбивающих казаков к бунту. Комендант крепости Иван Кузмич Миронов начинает его допрашивать, но башкирец ничего не отвечает.

« - Якши, - сказал комендант, - ты у меня заговоришь. Ребята! сымите-ка с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!

Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверек, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его на руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок». Эта сцена нужна Пушкину не только для осуждения жестокого старого обычая пытать при допросе. Замысел его глубже. Вот Белогорская крепость взята повстанцами Пугачева. Среди них и убежавший ранее башкирец. Пугачев приказывает повесить коменданта крепости Миронова. Скупыми, лаконичными фразами отмечает Пушкин всю драму «встреч и узнаваний» этих двух людей – изувеченного при подавлении прошлого восстания безымянного башкирца и капитана Миронова: «Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали еще накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух».

Мир, лежащий во зле, идет своими путями, путями мести и немилосердия.

Мир, лежащий во зле, идет своими путями, путями мести и немилосердия. «Око за око, зуб за зуб» - вот древний его закон.

Для выявления все той же темы милосердия служит и история урядника Максимыча. Фигура хотя и скупо обрисованная, но сложная и неоднозначная. Максимычу еще до приступа Белогорской крепости не слишком доверяет комендант Миронов. Максимыч тайно встречается с Пугачевым. После разоблачения его в Белогорской крепости сажают под арест, но он бежит. Вместе с Пугачевым входит в крепость. Именно Максимыч указывает Пугачеву, кто комендант крепости. И вот, когда Гринев и Савельич, отпущенные Пугачевым, бредут по дороге, уводящей их от крепости, происходит первая личная встреча, личное касание Гринева и Максимыча.

«Я шел, занятый своими размышлениями, как вдруг услышал за собою конский топот. Оглянулся; вижу: из крепости скачет казак, держа башкирскую лошадь в поводья и делая издали мне знаки. Я остановился и вскоре узнал нашего урядника. Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал, отдавая мне поводья другой: «Ваше благородие! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча. Да еще, - промолвил, запинаясь, урядник, - жалует он вам… полтину денег… да я растерял ее дорогою; простите великодушно». Савельич посмотрел на него косо и проворчал: «Растерял дорогою! А что же у тебя побрякивает за пазухой? Бессовестный!» - «Что у меня за пазухой-то побрякивает? – возразил урядник, нимало не смутясь. – Бог с тобою, старинушка! Это бренчит уздечка, а не полтина». – «Добро, - сказал я, прерывая спор. – Благодари от меня того, кто тебя прислал; а растерянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми себе на водку». – «Очень благодарен, ваше благородие, - отвечал он, поворачивая свою лошадь, - вечно за вас буду Бога молить». При сих словах он поскакал назад, держась одной рукою за пазуху, и через минуту он скрылся из виду». Встреча их отмечена у Пушкина какой-то удивительной теплотой. Вот она буквально, встреча во время боя двух солдат враждебных армий: «Однажды, когда удалось нам как-то рассеять довольно густую толпу, наехал я на казака, отставшего от своих товарищей; я готов был уже ударить его своею турецкою саблею, как вдруг он снял шапку и закричал:

- Здравствуйте, Петр Андреич! Как вас Бог милует?

Я взглянул и узнал нашего урядника. Я несказанно ему обрадовался.

- Здравствуй, Максимыч, - сказал я ему. – Давно ли из Белогорской?

- Недавно, батюшка Петр Андреич; только вчера воротился. У меня есть к вам письмецо.

- Где ж оно? – вскричал я, весь так и вспыхнув.

- Со мною, - отвечал Максимыч, положив руку за пазуху. – Я обещался Палаше уж как-нибудь да вам доставить. – Тут он подал мне сложенную бумажку и тотчас ускакал». Конечно, за Максимычем мы чувствуем Палашу, «девку бойкую, которая и урядника заставляет плясать по своей дудке», служанку Марьи Ивановны. Но, тем не менее присутствует в отношениях урядника и Гринева уже и некое личное начало – может быть, в особой доброжелательности тона, - никак не сводимое только к внешним обстоятельствам. Откуда оно? – Из того же источника, из которого произошли и отношения Гринева с Пугачевым. Простил Гринев Максимычу украденную полтину денег, безо всякого расчета простил, по чистому милосердию, и, странным образом, именно эта уступка, потеря на внешнем, материальном уровне существования оказывается приобретением на уровне духовном. Именно это задело Максимыча за душу и произошло событие: одна личность, вдруг вырвавшись из трагической и кровавой суеты обыденности, предстала лицом к лицу другой. Смотря в глаза, все понимая, простил... И вот эта вера в человека, в милосердии заключенная, и задела, наверное, сердце Максимыча… и вспоминаются евангельские слова: «Пойдите, научитесь, что значит « милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». И начинаются чудеса. Бывший урядник Максимыч, предатель, вор, по всему видно, человек «тертый», коварный и хитрый, начинает вдруг носить любовные записки через линию фронта к офицеру враждебной армии… и из той же за пазухи, в которую ушла украденная полтина, чудесным образом появляется столь долгожданное, столь дорогое письмо любимой…

Основные христианские добродетели: верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

В повести подчеркнуты основные христианские добродетели: верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить. Довольно устойчиво в «Капитанской дочке» тема милосердия к врагу. После дуэли Гринев, умиротворенный взаимностью Марьи Ивановны, прощает Швабрину все его оскорбления, и они примиряются. В Белогорской крепости, вырвав с помощью Пугачева Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринев имеет достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако вот как кончается глава «Сирота». Напутствуемые доброй попадьей Гринев со своей любимой отбывают из крепости. Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более надеяться и человеку. А устраивать «пир победителей» над поверженным противником есть все то же хамство, самоуверенное, дебелое… Потому и отворачивается Гринев. И в этом опять милосердие целомудренной души.

Реабилитация Гринева есть также следствие милосердия. Не закон, не формальное судоразбирательство спасают его от позора, а именное повеление императрицы. По повести, конечно, Екатерина II решается на помилование только после того, как узнает от Марьи Ивановны все обстоятельства дела. По видимости, правда, справедливость, законность побеждают. Однако концовкой своей повести Пушкин как бы стремится нас убедить, что общепринятое судопроизводство по самой своей природе не способно решать вопрос о виновности в таких деликатных обстоятельствах. Именно поэтому, собственно, Гринев и отказывается на суде рассказывать о роле своей невесты в его истории!.. Нужен человек, нужна живая человеческая личность, нужны правда и милость зараз, чтобы решать такие тонкие вопросы. Одной справедливости недостаточно, нужно – необходимо! – и милосердие… И здесь Пушкин высказывает, конечно, глубоко христианский, с одной стороны, и с другой – специфический русский со всеми его плюсами и минусами – взгляд на правосудие.

Милость, обретенная Гриневым, как ни нечаянна она сама по себе, есть тем не менее милость ожидаемая, милость взыскуемая. Весь природно-нравственный универсум, в котором ощущает себя Гринев, есть космос, управляемый милосердным Провидением, космос, в котором сбывается совет «Стучите, и вам отворят…» Со знанием и так то воспитанного в православие человека дает Пушкин описание поведения Гринева в тюрьме.

Заключение. Милосердие выступает главенствующим представителем человеческой свободы.

Пушкин «Капитанской дочки» представляется нам не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. В повести Пушкин сумел поставить важнейшую проблему – проблему свободы, проблему самоопределения человеческой свободы, сыгравшую в дальнейшем решающую роль в творчестве Достоевского и, можно с уверенностью сказать, ставшую центральной проблемой философии человека в XX столетии. Но Пушкин дал и свой ответ на поставленный вопрос. Ответ этот обусловлен глубокой рецепцией традиционной православной духовности, истинным возвращением Пушкина к корням национальной культуры. Не на исторические события сами по себе, не на психологические характеристики героев – главное внимание автора «Капитанской дочки» направлено на открытие внутреннего человека в человеке, в глубине своей свободы перед лицом Бога и другого человека, решающего последние «проклятые» вопросы. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и истинности мерилом, оценкой человеку и событиям, и путем спасения… И ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема Милосердия.

Милосердие… Нередко требуется только лишь простить, без выгод и вынуждения… Милосердие выступает главенствующим представителем человеческой свободы. Для него не нужно причины; врываясь в мир, где все причинно обусловлено, этот акт свободы сам начинает новую причинную цепь, как учил философ Кант. Поэтому любой акт милосердия есть весть о другом – высшем – мире, есть кусочек высшего мира в нашей земной юдоли… И это присутствие иной высшей реальности мы ясно чувствуем: смолкают грохот и суета страстной земной жизни, спускаются на нас мир, тишина и прохлада, и в этом «хладе тонком» чувствуем мы присутствие самого Бога и одновременно познаем свое предназначение к высшей жизни…

Честь - это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором - поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Happy end «Капитанской дочки» - не славящая подача читателю «романтической повести», а логическое следствие целостной мировоззренческой позиции, утверждающей, что мир, история имеют свой смысл, что мир, «лежащий во зле», стоит на добре.


Практическое применение работы:


Темы уроков, на которых можно использовать данный материал.

  1. Проблема чести и человеческого достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

  2. Тема чести и бесчестия в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

  3. Честь – как мера человечности и порядочности всех героев.

  4. Гринёв и Швабрин. Нравственный выбор героев.

  5. Трагедия Швабрина. Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясение».

  6. Глубоко христианский, глубоко русский ответ: держаться нужно за милосердие.

  7. «Капитанская дочка» - повесть о милосердии.


Таким образом, для практического применения данной исследовательской работы предоставляется огромный спектр творческих идей на уроках литературы, истории, МХК, классных часах.

Вопрос №1

В чем заключается испытание чести и человеческой порядочности Гринёва?

Ответ – исследование:

Жизнеописание Гринёва является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности молодого дворянина - это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека.

Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Мемуарист – Гринёв иронически смотрит на свое детство и семейное воспитание, представляя себя недалеким Митрофанушкой, самонадеянным дворянским недорослем. Самоирония – это взгляд опытного человека, который понял, что семья не смогла дать ему главного: знания жизни и людей. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.

Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белгородской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

Но главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо Маши, Гринёв должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генералу, остаться в осажденном городе – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «Вы один у меня покровитель; затупитесь за меня бедную». Гринёв – человек победил Гринёва – солдата, присягнувшего императрице, - он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачёва.

Вопрос №2

Как понимает честь Гринёв?

Ответ – исследование:

Честь Гринёв понимает как человеческое достоинство, сплав совести внутреннего убеждения человека в свое правоте. Такое же «человеческое измерение» мы увидим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершим за то, что «почитал святынею своей совести». Стремлением не запятнать честь Маши был продиктован отказ Гринёва назвать его во время следствия (сама «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев» показалось ему «ужасной»). Из всех испытаний Гринёв вышел с честью, сохранив в себе достоинства человека.

Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринёва и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринёва привлекли к нему Пугачева («Моя искренность поразила Пугачева» - замечает мемуарист – Гринёв).

Вопрос №3

Почему Швабрин перешел на сторону Пугачева? В чем его бесчестие?

Ответ – исследование:

Он перешел на сторону Пугачева? А для чего ему это было нужно? Конечно, вряд ли он всерьез полагал, что самозванцу удаться сесть на русский трон. Вряд ли он не понимал, что дворянское происхождение закроет ему дорогу к продвижению на пугачевской службе. Но ему и не нужны были чины и звания. Ему нужна была только Мария Ивановна. Хитрый и неглупый, он точно рассчитал, что уж кого – кого, а офицеров Белгородской крепости Пугачев не помилует. А кто среди этих офицеров? Отец Маши комендант крепости Миронов, который так же, как и мать Маши, Василиса Егоровна, была против его с дочерью брака. Кто еще? Петруша Гринёв – его удачливый, как он чувствовал соперник. Переходя на сторону Пугачева, он, что называется, одним махом семерых побивахом – чужими руками убирал из жизни мешающих ему людей.

Его расчет оправдывался только отчасти: Петрушу Пугачев помиловал. Что ж, он и это обстоятельство в будущем использовал, когда предстал перед Следственной комиссией по делу Пугачева и немало способствовал тому, чтобы его сопернику был вынесен наиболее суровый приговор. Это в будущем, а сейчас, назначенный Пугачевым комендантом Белгородской крепости, он тиранит любимую им Марью Ивановну (я не согласен с Л. Росляковой, утверждающей в этом номере, что он не любил Машу), держит ее взаперти на воде и хлебе, угрожая, что если она не согласится стать его женой, то, как пишет Марья Ивановна Гринёву, «привезет меня в лагерь к злодею, и с вами тоже будет, что с Лизаветой Харловой». (А как обошлись пугачевцы с несчастной Лизаветой Харловой и с её семилетнем братом, Пушкин написал в «Истории Пугачева», которая, таким образом, стала своеобразным комментарием к его роману – комментарием, кстати, по сравнению с Пугачевым, который вовсе не так благостен, как думает В. Высоцкая, в чьей статье в этом номере самозванец чуть ли не уподоблен самому Богу!) И больше того! Действительно сдает ее злодею, открывая Пугачеву, что Маша вовсе не племянница здешнего попа, как это представили самозванцу, а дочь казенного им коменданта крепости. Но это уже после того, как Пугачёв изъявил желание обвенчать Гринёва с Марией Ивановной: «Пожалуй, я буду посаженым отцом, Швабрин дружкою….»

Понимает ли Швабрин, что открывая Пугачеву подлинное Машино имя, подвергает ее смертельно опасности? Разумеется. Но так же как Марье Ивановне «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексей Иванович», так и Швабрин, легче предать Машу, смерти, чем уступить ее сопернику.

Естественно, что все это пишется не для оправдания Швабрина, а для понимания мотивов его поведения. Все они исходят из его огромной, всепожирающей страсти с Марии Ивановне. Не зря ведь Пушкин назвал так свою героиню. Мария переводится с древнееврейского на русский не только как любовь, но и страсть: Любовь облагораживает, страсти нередко оскверняют людей, развращают их, приводят к злодейству. Да, таков сюжет этого пушкинского романа, где двое любят одну и ту же, но одного любовь возвышает, а другого унижает, заставляет идти к цели, не брезгуя никакими средствами, даже предательство.

Вопрос №4

Пугачев – народный герой или кровожадный самозванец?

Ответ – исследование:

Пушкинский герой – самозванец Емельян Пугачев - неслучайно

соотносит себя с Отрепьевым: “Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”. Слова Пугачева “Улица моя тесна: воли мне мало” очень близки к стремлению Григория не просто вырваться из монастырской кельи, но вознестись на московский престол. И все же у Пугачева совершенно иная историческая миссия, чем у Григория: он стремится реализовать образ “народного царя”. В “Капитанской дочке” Пушкин создает образ народного героя. Сильная личность, незаурядный человек, умный, широкий, умеющий быть добрым – как пошел он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего? – “Воли мне мало”. Стремление Пугачева к абсолютной воле – исконно народная черта. Мысль, что абсолютно свободен только царь, движет Пугачевым: свободный народный царь и подданным принесет полную свободу. Трагедия в том, что герой повести ищет в царском дворце то, чего там

нет. Более того, за свою волю он платит чужими жизнями, а значит, и конечная

цель пути, и сам путь – ложны. Поэтому и гибнет Пугачев. “Капитанскую дочку”

Пушкин создает как народную трагедию, и Пугачева он осмысливает как образ

народного героя. И поэтому образ Пугачева постоянно соотносится с фольклорными образами. Его личность спорна, но как “народный царь” Пугачев безупречен.

Вопрос №5

В каких произведениях встречаются картины народного бунта?

Ответ – исследование:

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно, нельзя без содрогания читать, как восставший народ, руководимый Пугачевым, ведет себя как обезумевшая толпа. Пугачевское войско грабит и убивает людей. Так, ворвавшись в Белогорскую крепость, убивает отказавшихся дать присягу, в том числе - несчастного коменданта крепости Ивана Кузьмича; убивают жестоко, через повешение, всенародно. Народный бунт для Пушкина- процесс неизбежный, но бесперспективный.

Картины народного бунта встречаются и в поэме « Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого - то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками.

Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский». Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии, авантюрного сюжета нас привлекает фигура Дубровского – дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников. Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.


Список литературы:

1) Кроссворды для школьников. Литература/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998.

2) Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Литература/Э.А. Красновский и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004.

3) Научно-методический журнал. Литература/В.П. Астафьев, Т.И. Бабурова и др. – Издательство «Просвещение», 1991.

4) Сочинения на 5+. Все темы школьной программы. 5-11 классы. /Автор-сост. Круковер В.И. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2008.

5) Школьный курс по основным предметам. 5-11 классы. + CD: Справочное пособие. – СПб.: ИГ «Весь», 2008.

6) Коровин В.И. Романтические настроения в пушкинской лирике 20-х годов. // История романтизма в русской литературе. 1790-1825. – М.: Наука, 1979.

7) Фомичёв С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. – Л.: Наука, 1986.

8) М. Цветаева. "Мой Пушкин", Москва, 1981.


Приложение

Кроссворд по творчеству А.С. Пушкина:

По горизонтали: 5. Имя жены поэта. 6. Стихотворение 1819 года, которое по цензурным соображениям при жизни поэта не было полностью опубликовано. 9. Имя няни поэта. 11. Стихотворение, написанное под впечатлением украинской песни “Ехав казак за Дунай”, ставшее впоследствии народной песней. 12. Русский поэт, откликнувшийся на гибель А.С. Пушкина стихотворением “На смерть Поэта”. 15. Стихотворение, написанное по просьбе внучки Кутузова, графини Екатерины Тизенгаузен, которое она должна была прочесть для императорской четы на костюмированном балу. 18. Персонаж повести “Капитанская дочка”. 19. Стихотворение, написанное в связи с отплытием 14 июня 1824 года графини Е.К. Воронцовой из Одессы в Крым. 20. Персонаж “маленькой трагедии” “Каменный гость”. 21. Стихотворение, написанное во время южной ссылки в 1823 году. 25. Стихотворение поэта из цикла песен западных славян. 26. Убийца А.С. Пушкина. 27. Слуга А.С. Пушкина. 31. Графиня, близкая знакомая поэта, оставившая дневник с записями о жизни и творчестве, дуэли и смерти А.С. Пушкина. 33. Учебное заведение, которое закончил Александр Пушкин. 34. Женский персонаж трагедии “Каменный гость”. 35. Родовое имение Пушкиных. 36. Один из героев романа в стихах “Евгений Онегин”.


По вертикали: 1. Ласковое имя, которым звал поэт своего лицейского друга И.Пущина. 2. Персонаж трагедии “Скупой рыцарь”. 3. Стихотворение библейского содержания. 4. Одно из сильнейших стихотворений поэта, выражающее протест против безграничной власти человека над человеком. 7. Персонаж повести “Гробовщик”. 8. Персонаж “маленькой трагедии” А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери”. 10. Персонаж поэмы “Руслан и Людмила”. 13. Неоконченный роман А.С. Пушкина. 14. Персонаж повести “Дубровский”. 16. Стихотворение, посвящённое другу детства князю Н.И. Трубецкому. 17. Историк и критик русской литературы, который после смерти поэта возглавил “Современник”. 22. Персонаж поэмы “Анджело”. 23. Писатель, которому А.С. Пушкин подсказал сюжеты “Мёртвых душ” и “Ревизора”. 24. Женский персонаж романа “Арап Петра Великого”. 28. Бродяга-чернец из трагедии “Борис Годунов”. 29. Персонаж повести “Пиковая Дама”. 30. Стихотворение, написанное 29 сентября 1830 года, эпиграф которого: “Что есть истина?” 32. Один из любимейших учителей учащихся Царскосельского лицея.


Ответы на кроссворд “А.С. Пушкин”


По горизонтали: 5. Наталья. 6. “Деревня”. 9. Арина. 11. “Казак”. 12. Лермонтов. 15. “Циклоп”. 18. Гринёв. 19. “Кораблю”. 20. Карлос. 21. “Птичка”. 25. “Соловей”. 26. Дантес. 27. Козлов. 31. Фикельмон. 33. Лицей. 34. Лаура. 35. Болдино. 36. Ленский.


По вертикали: 1. Жанно. 2. Альбер. 3. “Пророк”. 4. “Анчар”. 7. Трюхина. 8. Сальери. 10. Рогдай. 13. “Рославлёв”. 14. Троекуров. 16. “Городок”. 17. Плетнёв. 22. Клавдио. 23. Гоголь. 24. Леонора. 28. Мисаил. 29. Полина. 30. “Герой”. 32. Галич.


Впишите слова, которые обозначены так: (?)


«Никто более (?) не имеет чувства в своих мыслях и вкуса в своих чувствах» (А.С. Пушкин).


«Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких (?) любви!».

^ А.С. Пушкин. «19 октября 1827»


«Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли и встретил нас (?)

Приветствием меж царственных гостей»

^ А.С. Пушкин. «Была пора: наш праздник молодой…»


«Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв (?) чашу,

Не помня зла, за благо воздадим»

^ А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багровый свой убор»).


«Чем чаще празднует Лицей

Свою (?) годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину».

^ А.С. Пушкин. «Чем чаще празднует лицей…»


«С гомером долго ты беседовал один,

Тебя мы долго ожидали,

И светел ты сошел с таинственных вершин

И вынес нам свои Скрижали».

^ А.С. Пушкин


«Куды бы нас ни бросила(?).

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село».

^ А.С. Пушкин. «19 октября»


«Дай руку, (?)! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный».

^ А.С. Пушкин. «Пирующие студенты»


Тесты по творчеству А.С. Пушкина:


Какое из перечисленных стихотворений А.С. Пушкина принадлежит к поздней лирике поэта?

1) «К Чаадееву»

2) «К морю»

3) «Узник»

4) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»


Укажите строчки А.С. Пушкина, которые цитирует Н.А. Некрасов в своем стихотворении «Поэт и гражданин»:

1) Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.


2) Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.


3) И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в свой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.


4) Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы…


Укажите фамилию Ивана Кузьмича, коменданта Белогорской крепости (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).


Укажите прозаическое произведение А.С. Пушкина, из которого взят эпиграф к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия».


Укажите стихотворение А.С. Пушкина, в котором зло аллегорически представлено в виде древа яда.

1) «Пророк»

2) «Анчар»

3) «Поэт»

4) «Арион»

Укажите город, который описан в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оказавшийся в гибельном положении из-за длительной осады пугачевскими войсками.


В каком стихотворении А.С. Пушкин аллегорически рассказывает о предназначении поэта, описывая встречу героя с посланцем небес?

1) «Пророк»

2) «Анчар»

3) «Памятник»

4) «Поэт»


Кто является автором стихотворения «Умом Россию не понять…»?

1) А.С. Пушкин

2) Ф.И. Тютчев

3) А.А. Фет

4) Н.А. Некрасов


Представители какого литературного направления Серебряного века утверждали: «Только мы – лицо нашего Времени», - и предлагали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности»?

1) символизма

2) акмеизма

3) футуризма

4) имажинизма


Укажите фамилию героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который во время осады Белогорской крепости Пугачевым успел остричься в кружок и переодеться в казацкий кафтан.


Какой праздник отмечался в семье Лариных, куда были приглашены Ленский и Онегин (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?


Иллюстрации по творчеству А.С. Пушкина:


.





Кадры фильма "Русский бунт", снятого по "Капитанской дочке.




«Капитанская дочка». Художник П. Соколов. 1891


С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой».

«Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц до гибели поэта.




Пугачев – В. Машков. Кадр из фильма «Русский бунт»


В 1993 году наш народ отмечал 220-летие Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева. Пугачевское восстание 1773 — 1775 годов — славная страница в истории народов России и Южного Урала.

Саткинский краевед Г. М. Нестеров писал: «Емельян Иванович Пугачев — герой и самозванец, страдалец и бунтарь, грешник и святой... Но прежде

всего — вождь народа, личность, безусловно, исключительная — иначе он не смог бы увлечь за собой тысячные армии и два года водить их в бой. Поднимая восстание, Пугачев знал, что народ пойдет за ним».

В районе Сатки разворачивались важные события времен Крестьянской войны. Поэтому Пугачевское восстание оставило глубокий след в памяти саткинцев. Наша саткинская земля и ее окрестности героические, легендарные, былинные. О ней писали историки, писатели, поэты, деятели культуры и науки — А. С. Пушкин, А. И. Дмитриев-Мамонов, Н. Ф. Дубровин, А. С. Бурмакин, Р. Г. Игнатьев, К. П. Горбунов, М. В. Лоссиевский, В. Я. Шишков, Е. А. Федоров, С. П. Злобин, Н. А. Глебов, С. К. Власова, И. С. Зайцев, А. И. Лазарев.




«Капитанская дочка». Глава 5. «Любовь». Письмо от батюшки. Художник С. Герасимов






Скачать 296.99 Kb.
Дата конвертации12.11.2013
Размер296.99 Kb.
ТипТесты
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы