Программа дисциплины «Академический рисунок» для направления 072500. 62 «Дизайн» профиль «Web-дизайн» подготовки бакалавра 1, 2 курс icon

Программа дисциплины «Академический рисунок» для направления 072500. 62 «Дизайн» профиль «Web-дизайн» подготовки бакалавра 1, 2 курс



Смотрите также:
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Отделение дизайна


Программа дисциплины «Академический рисунок»


для направления 072500.62 «Дизайн» профиль «Web-дизайн»

подготовки бакалавра

1, 2 курс


Автор программы:

Шафикова Р.Ш.

raushaniya18@yandex.ru


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС отделения дизайна МИЭМ НИУ ВШЭ «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2012


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана в соответствии с:

1. ФГОС 072500.62 "Дизайн"

2. Образовательных программ для направления 072500.62 "Дизайн" «Дизайн среды», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн»

3. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" профили «Дизайн среды», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн» утвержденным в 2012 г.


Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 072500.62 "Дизайн" по профилю «Дизайн среды», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн», изучающих дисциплину «Академический рисунок».

1. Дисциплина Академический рисунок:

Академический рисунок как учебная дисциплина является составным элементом всех художественных дисциплин, предусмотренных подготовкой художника – дизайнера.

^ 2. Цели освоения дисциплины:

Овладение методами изобразительного языка академического рисунка. Приобретение навыков изображения объектов предметного мира, пространства и человека с помощью изучения основ строения, конструкции и перспективы; изучение пластической анатомии на примере гипсовых слепков, живой натуры, объектов предметной и пространственной среды. Овладение знаниями и навыками рисунка тесно связывается с решением творческих задач дизайна и является необходимым условием развития профессионального мастерства. Рисунок – средство максимального развития способностей студента для графического анализа окружающего материального мира и воплощения впечатлений о нём. В рисунке реализуется вся художественно – образная деятельность мышления. Рисунок для дизайнера логически связан с его знаниями по математике, геометрии, физике, биологии, анатомии, материаловедению. Это позволяет более глубоко и точно отражать новые тенденции дизайна и укреплять связь между объектом дизайна и его потребителем. В аспекте дизайнерской деятельности в понятие «владеть рисунком» входит умение аналитически и художественно осмыслить форму и графическими средствами пространственного изображения построить её конструкцию, выразить форму, пластику, структуру, тектонику и расположение в среде.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


Компетенции общекультурного характера (ОК):

ОК - 1 - Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения;


^ Компетенции профессионального характера (ПК):

ПК – 2 - Владение рисунком с навыками линейно-конструктивного построения изображения; умение использовать это в практике составления композиции; использование принципов выбора техники исполнения конкретного рисунка;


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основы перспективы;

  • законы изобразительной грамоты (линейную и воздушную перспективу, теорию света и цвета, теней);



  • перспективное и конструктивное построение объектов предметной, пространственной среды, фигуры человека;

  • элементарные основы пластической анатомии в рисовании человека и животного мира.

  • основные закономерности композиции;

  • средства выразительности рисунка (линию, штрих, пятно) и технику работы разными художественными материалами



  • основные графические приемы и использовать их в практике составления композиции;

  • методику ведения рисунка с натуры, по памяти, представлению;

Уметь:

- применять на практике основы, принципы и методы конструктивного построения геометрических предметов;

трактовать объёмную форму средствами линии, светотени, тона.

  • умеет использовать рисунки в практике составления композиции;

  • умеет применять на практике принципы и методы перспективного и конструктивного построения предметов сложной формы, пространства;

  • владеет способом краткосрочного рисования человека. передавать графическими средствами объем, фактуру, текстуру материалов изображаемых объектов;



  • рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты материального мира;



Владеть:

- композиционно разместить в листе изображение с учётом соотношений пространства и объёма, ритма, движения и равновесия масс.

- построить форму, установив её пропорции и конструктивно – пластические свойства.

- трактовать объёмную форму средствами линии, светотени, тона.

- передать строение, характер, движение, цельность большой формы.

- владеть способами краткосрочной работы (набросок, зарисовка) и длительной (аналитическое построение).


^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1



Знает основные типы композиции, принципы художественного анализа её закономерностей;

− умеет творчески использовать рисунки в практике составления композиции;

− умеет стилизовать рисунок и пользоваться различными источниками для выполнения проектных задач и создания графической композиции и в направлении проектирования любого объекта.


Лекции, практические занятия

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; (ПК-2) владеет умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта;

(ПК-2) владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка;

(ПК-2) владеет навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи

ПК-2

− знает основы перспективы;

− умеет применять на практике основы, принципы и методы конструктивного построения геометрических предметов;

− трактовать объёмную форму средствами линии, светотени, тона.

− знает и анализирует основные закономерности построения композиции;

− умеет использовать рисунки в практике составления композиции;

− знает и анализирует техники исполнения рисунка;

− умеет выполнять графические эскизы.

− Владеет навыками использования различных графических материалов и инструментов.

− !знает закон тонально-цветового построения формы;

− владеет линейно-конструктивным построением формы и её тонально-цветовой моделировкой

Практические занятия, устный и графический анализ источника



^ 4. Место дисциплины в структуре ООП:


Академический рисунок в структуре ООП бакалавра по направлению дизайн относится к общепрофессиональному циклу дисциплин базовой его части (Б.2) и, частично, вариативной. Целью дисциплины должно стать формирование у студентов общекультурных, профессиональных и профессионально - специализированных художественных компетенций средствами дисциплины «Академический рисунок» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 072500 Дизайн.

Дисциплина предназначена для профилей «Дизайн среды», «Web-дизайн», «Телевизионный и кино дизайн», настоящая дисциплина является базовой.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Живопись, Графика, Пропедевтика, Проектирование.

^ 5.Тематический план учебной дисциплины

№ п/п


Название раздела

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа










лекции

Практические занятия






1 курс 1 семестр












1

Конструктивное построение геометрических тел (гипс).







8




2

Геометрические тела (гипс).







12




3

Рисунок гипсовой розетки.







12




4

Рисунок вазы простой формы.







12




5

Рисунок драпировки.







16




6

Наброски фигуры человека.







4







^ 1 курс 2 семестр













7

Архитектурные детали (капитель дорическая, ионическая).







16




8

Натюрморт из предметов крупной формы.







12




9

Части лица Давида (нос, глаз, губы, ухо).







20




10

Рисунок черепа человека в двух ракурсах.







12




11

Наброски фигуры человека.







4







^ 2 курс 1 семестр













12

Наброски фигуры и головы человека.







4




13

Рисунок обрубовки головы человека.







12




14

Рисунок гипсовой головы

( Дорифор или Антиной )







16




15

Гипсовая голова с плечевым поясом (Гомер или Софокл).







12




16


Наброски фигуры и головы человека.







4




17

Рисунок полуфигуры человека в интерьере.







16







^ 2 курс 2семестр













18

Наброски фигуры и головы человека.







4




19

Голова натурщика в двух ракурсах.







16




20

Рисунок фигуры натурщика







20






21

Костюмированная постановка, фигура натурщика в интерьере (сидя).







20




22

Наброски фигуры человека в сложном ракурсе







4























^ 6. Содержание дисциплины

6.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела




1курс

1 семестр

1.

Рисунок, как основа изобразительного искусства (вводная лекция). Конструктивное построение геометрических тел.


Геометрические тела (гипс).

Узнать основные теоретические положения реалистического рисунка, задачи теоретического курса рисунка на факультете дизайна; основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы; понятия «точка зрения», «угол зрения», «линия горизонта», «предметная плоскость», «картинная плоскость», «точка схода», «вспомогательные линии построения»; методы перспективного построения и проверки изображений в рисунке; ознакомиться с принципами перспективного построения различных по форме геометрических тел в процессе создания конструктивного линейного рисунка.


Рисунок натюрморта составленного из двух - трех геометрических тел (куб, конус, призма или пирамида) (бумага формат листа А 2, карандаш). Задачи: Освоить навыки конструктивного построения изображения.


2.

Рисунок гипсовой розетки.

Задачи: Уяснить принципы построения и последовательности выполнения рисунка розетки; композиция изображения на листе бумаги; наметить общие очертания розетки и ее деталей; выявить с помощью светотени форму, характер и рельеф розетки. (бумага формат листа А 2, карандаш).



3.

Рисунок вазы простой формы, на кубе.

Задачи: Изучить способы построения крупной формы в пространстве, сквозное построение формы. (бумага формат листа А 2, карандаш).



4.


Рисунок драпировки.


Задачи: Ознакомиться с основными видами складок, принципы их образования на ткани, особенности моделировки складок в рисунке. Изучить возможности использования графитного карандаша для убедительной передачи рельефа и характера складок. (бумага формат листа А 2, карандаш).



5.

Наброски фигуры человека.

Задачи: Короткие зарисовки фигуры человека в различных техниках. Основная цель наброска – передать пропорции фигуры и головы человека. (бумага формат листов А 4, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).






1курс

2 семестр

6.

Архитектурные детали (капитель дорическая, ионическая).

Задачи: Построить сложную форму капители, опираясь на законы перспективы и симметрии. Точно передать пропорции, не доводя рисунок до окончательной степени выявления материальности, сохранив сквозное построение формы. (бумага формат листа А 2, карандаш).



7.

Натюрморт из предметов крупной формы.

Задачи: Передать материальность и фактуру предметов, используя выразительные возможности мягкого материала, а также характеристику тональных градаций отдельных участков натюрморта. Знакомство с практическими приемами обобщения, передачи целостного звучания натюрморта, а также научить студентов практическим навыкам работы с мягким материалом по тонированной бумаге (сепия, сангина, уголь рисовальный, прессованный, соус коричневый и др. (тонированная бумага, планшет 55х75, формат листа А 1, сангина, сепия).



8.

Части лица Давида (нос, глаз, губы, ухо).


Задачи: Ознакомить студентов со строением отдельных частей головы человека на гипсовых слепках. В процессе рисования необходимо обратить внимание на большую форму, т.е., увидеть глаз как шар и т.д., а так же ознакомить студентов с пластической анатомией лицевой части головы человека. На одном листе выполняются два рисунка одинакового размера, в разных ракурсах. (бумага формат листов А 2, карандаш).



9.

Рисунок черепа человека в двух ракурсах.


Задачи: Изучить строение черепа, как основы формы головы человека. На одном листе выполняются два рисунка одинакового размера, в двух ракурсах. Рассказать об особенностях пластической анатомии черепа человека. Объяснить общую форму черепа, состоящую из шарообразной черепной коробки (мозговой части черепа и лицевой с примыкающей к ней нижней челюстью). (бумага формат листа А 2, карандаш).


10.

Наброски фигуры человека.

Задачи: Короткие зарисовки фигуры человека в различных техниках. Основная цель наброска –передать пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. (бумага формат листов А 4, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).






2 курс

1 семестр

11.

Наброски фигуры и головы человека.

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска –передать пропорции фигуры и головы человека. (бумага формат листов А 4, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).


12.

Рисунок обрубовки головы человека.

Задачи: Изучить большую форму головы человека, отработать методику последовательности построения объемной формы головы. Точно передать пропорции, не доводя рисунок до окончательной степени выявления материальности. (бумага формат листа А 2, карандаш).



13.

Рисунок гипсовой головы

( Дорифор или Антиной).



Задачи: Построить, промоделировать тоном рисунок гипсовой головы. Точно передать пропорции, не доводя рисунок до окончательной степени выявления материальности. (бумага формат листа А 2, карандаш).

14.


Гипсовая голова с плечевым поясом ( Гомер или Софокл ).


Задачи: Построить, промоделировать тоном рисунок гипсовой головы с плечевым поясом. Изучить связь головы с плечевым поясом. Точно передать пропорции, не доводя рисунок до окончательной степени выявления материальности. (бумага формат листа А 1, карандаш).



15.

Наброски фигуры и головы человека.

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. (бумага формат листов А 4, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др).



16.

Рисунок полуфигуры человека в интерьере.



Задачи: Закомпоновать и построить фигуру в заданном формате. Правильно передать пропорции, характерные особенности модели, а так же ее позу и опору на плоскости. Обратить внимание на портретное сходство. Выполнить фигуру натурщика во взаимосвязи с окружающей средой (интерьером). (бумага формат листа А 1, карандаш).




2 курс

2 семестр

17.

Наброски фигуры и головы человека.

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. (бумага формат листов А 4, А 3, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др).


18.

Голова натурщика в двух ракурсах.

Задачи: Изучить голову в различных поворотах, закомпоновав ее в двух ракурсах в заданный формат. Передать характер, движение и пропорции. Выявить конструктивно-анатомическую структуру (выступы скуловых костей, глазничные впадины, носогубные складки). (бумага формат листа А 2, карандаш).



19.

Рисунок фигуры натурщика

Задачи: Построить и закомпоновать фигуру натурщика. Обратить внимание на построение большой формы фигуры, постановки ее на плоскость и на выявление конструктивных связей. Рисунок не доводится до окончательной степени выявления материальности, сохраняется сквозное построение. (бумага формат листа А 1, карандаш).



20.

Костюмированная постановка, фигура натурщика (сидя).





Задачи: Закомпоновать и построить фигуру в заданном формате. Правильно передать пропорции, характерные особенности модели, а так же ее позу и опору на плоскости. Обратить внимание на портретное сходство. Рисунок ведется с длительным разбором формы и применением тона. Выполнить фигуру натурщика во взаимосвязи с окружающей средой (интерьером). (бумага формат листа А 1, карандаш).

21.

Наброски фигуры человека в сложном ракурсе.

Задачи: Короткие зарисовки фигуры человека в различных техниках. Основная цель наброска – увидеть и передать пропорции фигуры человека в сложном ракурсе бумага формат листов А 4, А 3, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др).

.











^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

  1. а) основная литература Баммес Г. Художественная пластическая анатомия человека. Дрезден, 1988.

  2. Барчаи Й. Анатомия для художников, Будапешт, «Корвина», 2000.

  3. Ли Н.Н. Основы учебного академического рисунка: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006.

  4. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983.




  1. б) дополнительная литература Анисимов Н.Н. Основы рисования: Учебное пособие для вузов. – М.: Стройиздат, 1974.

  2. Баммес Г. Обнаженный человек. – Дрезден, 1982.

  3. Белинский П.А. Академический рисунок. Наброски. – М.: Наука, 2009.

  4. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок, М.: Стройиздат. 1996.

  5. Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом / Под.ред. Б.С.Угарова; Авт.-сост. Д.А.Сафаралиева. – М.: Изобразительное искусство, 1990.

в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для проведения дисциплины необходима стандартно оборудованная аудитория для академического рисунка, а также гипсовые пособия, учебно – методические наглядные пособия , софиты, мольберты, планшеты формата А1, А2.


____________________________________________________________________________

Разработчики:

МИЭМ НИУ ВШЭ Отделение Дизайна старший преподаватель Шафикова Раушания Шайхелисламовна

___________________ _________________ _____________________

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Скачать 196,92 Kb.
Дата конвертации24.11.2013
Размер196,92 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы