Программа дисциплины «История философии» для направления 032100. 62 «Востоковедение» подготовки бакалавра Авторы программы icon

Программа дисциплины «История философии» для направления 032100. 62 «Востоковедение» подготовки бакалавра Авторы программы



Смотрите также:


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет философии


Программа дисциплины «История философии»


для направления 032100.62 «Востоковедение» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Макарова И.В., канд.филос.наук, доцент кафедры истории философии

ivmakarova@hse.ru

Михайловский А.В., к.ф.н., доцент кафедры истории философии

amichailowski@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры истории философии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Руткевич А.М.


Рекомендована секцией УМС «Философия» «___»____________ 20 г

Председатель Кашников Б.Н.


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Макарова И.В. ________________________ [подпись]


Москва, 2013


^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 032100.62 “Востоковедение” для подготовки студентов бакалавра, изучающих дисциплину “История западной философии”.

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ по направления 032100.62 “Востоковедение” подготовки бакалавра

  • Основной образовательной программой направления 032100.62 “Востоковедение” подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета направления 032100.62 “Востоковедение” подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины

    Целями освоения дисциплины “История западной философии” являются следующие:

    - ознакомление с ранним (античным) и средневековым (христианским) периодами развития философии;

    - анализ основных идей античной и средневековой философии;

    - ознакомление с базовыми понятиями античной философии;

    - знакомство с основными школами античной философии, проблемами, поставленными каждой из школ;

    - рецепция идей и понятийного аппарата античной философии в культуре христианского средневековья;

    - умение самостоятельно размышлять, видеть актуальность проблем, поставленных античными и средневековыми философами, и уметь соотносить с ними живой философский дискурс;

    - формирование навыков чтения и историко-философского анализа текстов античных философов;

    - умение анализировать специфику исторического контекста;

    - развитие способности раскрывать смысл той или иной философской теории, видеть пути ее дальнейшего развития в связи с эволюцией научного знания.

^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:


знать:

    - традиционные проблемы философии (античного и средневекового периодов истории философии);

    - основные доктрины античной философии (досократический, классический, эллинистический периоды) и христианской философии (патристика, схоластика);

    - основные понятия и философскую терминологию указанных периодов;

    - приемы и методы философского исследования в Античности и Средневековье.

    уметь:

    - читать и критически анализировать философские тексты;

    - классифицировать и систематизировать направления философской мысли;

    - излагать учебный материал в области философских дисциплин (в частности, в истории философии);


иметь навыки (приобрести опыт):


    - способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

    - публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики;

    - использования теоретическими общефилософскими знаниями в практической деятельности.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучная компетенция




ОНК-3



Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.


.



Семинары, написание эссе, рефератов, доклад, дискуссия


Инструментальная компетенция



ИК-1


Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности


Семинары, написание эссе, рефератов, доклад, дискуссия

Профессиональная компетенция

ПК-4

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья)

Лекции, семинары, участие в дискуссиях, выступление с докладом, эссе/реферат, творческое задание

Профессионалная компетенция

ПК-12

Умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессионалная компетенция

ПК-13

Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний

Доклады, презентации, дискуссии, конспекты, эссе/рефераты

Профессиональная компетенция

ПК-14

Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке)

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессиональная компетенция в научно-исследовательской деятельности

НИУ ПК-15

способность вести поиск тем и авторов в области литературы по философии и смежным дисциплинам

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, доклады, презентации

Социально-личностная и общекультурная компетенция

СЛК-2

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессиональная компетенция в организационно-управленческой деятельности

ПК-22

умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений

Семинарские занятия, групповые дискуссии, доклады, презентации



^ Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Для специализаций 032100.62 “Востоковедение” настоящая дисциплина является базовой.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

- Умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;

- Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: История Западной культуры (Античность, Византия, Средник века), История западной философии (Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения)

^ Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение. Возникновение философии




2

3

0

11

2

Ранняя греческая философия




4

3

11

6

3

Классический век древнегреческой философии




6

3

0

11

4

Философские школы эпохи эллинизма и философия эпохи Римской империи




4

3

0

11

5

Основные черты христианской мысли. Патристика.




4

3

0

11

6

Схоластика.




4

3

0

11







108

24

18




66



^ Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2










Текущий

(неделя)

Контрольная работа

1

1




Контрольная письменная работа в виде теста на 60 минут



















Эссе




1




Объем эссе - от 5 000 до 10 000 знаков (с про-белами). Шрифт Times New Roman. Кегль 12. Поля 2 см. Интервал 1,5




Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание

3

3




Конспект оригинальных философских текстов с комментариями-ответами на вопросы




Итоговый

Зачет




1




Письменный 90 минут (тест)






^ Критерии оценки знаний, навыков


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), контрольная работа, эссе, экзамен. Экзамен проводится в форме письменного ответа на вопросы по пройденному материалу курса.


^ Требования к оформлению эссе и рефератов

Эссе – это письменная работа, в которой автор излагает свое видение той или иной рассматриваемой проблемы, предлагает аргументы в защиту своей позиции, рассматривает её сильные и слабые стороны. Эссе пишется в свободной форме. Список литературы и цитирование в эссе не являются обязательными.

Формальные требования:

  1. Объем: 5 000-10 000 п.з.

  2. Оформление: титульный лист по стандарту ВШЭ, шрифт 12, интервал 1,5, поля 2 см.

  3. Антиплагиат: не менее 80% авторского текста


Алгоритм выставления оценки по дисциплине.

Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) по учебной дисциплине выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку студента. О результ. итог складывается с учетом оценки итогового контроля(О итог.контр.) и итоговой накопленной оценки (Онакоп.).

Оитог.контр.– это оценка, полученная на зачете.

^ Оитог.накоп.- это оценка, полученная с учетом оценки за текущий контроль и оценки за аудиторную работу.

Этапы формирования оценки.

  1. Оценка текущего контроля(О тек.) выставляется по 10-тибалльной системе и включает в себя оценки за реферат, контрольную работу и за домашнее задание (в виде конспектов первоисточников – выполняются от руки в специальной тетради).

Общая формула расчета оценки за текущий контроль

О тек=0,3 •Oреф+0,3 •Oдз+0,4•Ок.р.



  1. Оценка за аудиторную работу (Оауд.) выставляется по десятибалльной системе. Под аудиторной работой подразумевается работа студентов на семинарских занятиях - их активность в дискуссиях, правильность их ответов на вопросы преподавателя. Контроль присутствия студентов осуществляется на лекциях и семинарах, но само присутствие на лекциях и семинарах не оценивается – оценивается лишь работа студента



  1. ^ Накопленная оценка (О накоп.) выставляется по 10-тибалльной системе, включает в себя Отек. (оценку текущего контроля, см.п.1) и О ауд (см.п.2). Общая формула расчета накопленной оценки (О накоп.):



Онакоп=0,4 •Отек+0,6•Оауд



  1. Оценка итоговая (Оитог) выставляется по результату итогового контроля в форме экзамена, который осуществляется в виде устного ответа на вопросы преподавателя по материалам курса. Оценка выставляется по десятибалльной системе.

  2. Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. ^ О результ.итог. выставляется на основании Онакоп. и Оитог. Орезульт.итог.рассчитывается по следующей формуле.



Орезульт.итог.=0,4•О ит.конт+0,6•Онакоп.
^

Содержание дисциплины



Тема 1. Введение. Возникновение философии


1. Возникновение философии в Древней Греции. Специфика древнегреческой философии в отличие от Древней Индии и Китая. Греческая философия в ее отношении к восточной мудрости (Египет, Вавилон). Проблема перехода «от мифа к логосу». Периодизация античной философии.

2. Смысл и происхождение термина «досократики». Ареал распространения, формы существования, наиболее известные представители, сведения об их жизни и сочинениях. Теогония. Семь мудрецов. О смысле и происхождении слов philosophia, sophos. Понятие античной «фисиологии».


^ Основная литература

Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. Ч. I. М., 1989.

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О. Маковельского. Ч. I–III / Казань, 1914–1919 (существуют переиздания).

Дополнительная литература

История философии/Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая – М.: АкадемПроект, 2005.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб, 1996.


Тема 2. Ранняя греческая философия («досократики»).


1. Ионийская и италийская «фисиология». Основные понятия ранней греческой философии: physis (природа, рождение, происхождение, порода), arche (начало, первовещество, верховное, главенствующее начало), kosmos (мир, наряд, порядок), logos (слово, разум, закон, состав природы).


2. Милетская школа. Учение о всеобщем первоначале: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, неопределенно-беспредельное), толкование изречения Анаксимандра, Анаксимен (воздух и апейрон).


3. Пифагор и пифагорейцы. Биографические свидетельства о Пифагоре. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики». Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе». Понятие arithmos. Теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Алкмеон Кротонский, Гиппас, Филолай.


4. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства. Проблема реконструкции произведения «О природе». «Гераклит Тёмный». Двоякий смысл гераклитовского «логоса». Огонь как первостихия мироздания, огонь как «логос» природы. Текучая природа чувственного мира и круговорот вещей в нем. Толкование изречений «многознание уму не научает», «мудрое ото всего отделено», «природа любит скрываться», «война — отец всех…». Представление о душе как начале ощущения и мысли в человеке.


5. Ксенофан Колофонский. Критика антропоморфизма. Учение о едином и бестелесном боге.


6. Элейская школа. Парменид. Биографические свидетельства. Поэма «О природе», ее поэтика и структура. Два пути: путь «есть» и путь «не есть». Толкование тезиса «Одно и то же — мыслить и быть». Признаки бытия. «Мнения смертных» во второй части поэмы.

Зенон. Апории Зенона как возражение на критику учения Парменида. Смысл термина «апория». Апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»). Проблема континуума.

Мелисс. Новые характеристики истинно сущего.


7.Концепции множественности начал сущего: Эмпедокл, Анаксагор, атомисты.


^ Основная литература

Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. Ч. I. М., 1989.

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О. Маковельского. Ч. I–III / Казань, 1914–1919 (существуют переиздания).

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975 (выборочная перепечатка текста Маковельского).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1979.

Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.

Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.


Дополнительная литератаура

История философии/Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая – М.: АкадемПроект, 2005.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб, 1996.

Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.


Тема 3. Классический век древнегреческой философии.

3.1. Софисты и Сократ.

a) Paideia: cофисты как воспитатели в Афинах V в. до Р.Х. Основы «энциклопедического» образования. Критика традиционных религиозных представлений. Софизмы. Метод dyssoi logoi, «двойных речей». Противопоставление physis и nomos. «Антропологический поворот». Протагор и его тезис «человек есть мера всех вещей». Горгий и его опровержение элейской метафизики («О природе, или О не-сущем»). Фрасимах о праве сильного.

b) Сократ. История жизни и смерти Сократа. Основные источники: Ксенофонт и Платон. Сократ и софисты: сходство и различие. «Методы» Сократа: диалектика, майевтика и ирония. Утверждение о «незнании»: интерпретация дельфийского оракула. Отождествление знания и добродетели. Daimonion Сократа. Философия как «служение богу». Принцип «Познай самого себя». Суд над Сократом и решение Сократа («Апология Сократа» и «Критон»).

Основная литература.

Софисты / Под ред. А.О. Маковельского. Вып. 1-2. Баку, 1940.

Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. СПб., 1993.

Платон. Сочинения: В 4-х тт. / Общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1990–1994. Нов. изд.: СПб., 2006–2008).


Дополнительная литература.

Кассен Б. Эффект софистики. М., 2000.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб, 1996.

История философии/Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая – М.: АкадемПроект, 2005.

Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд. М., 1988.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.


3.2. Платон.

1. Жизнь и сочинения.

2. Влияние предшествующей философии на философию Платона. Платон и пифагорейцы, Платон и Парменид, Платон и Гераклит, Платон и Демокрит, Платон и софисты, Платон и Сократ.

3. Гносеология, психология, онтология Платона в их взаимосвязи.

а) Различие между episteme и doxa, «знанием» и «мнением» («Государство», «Теэтет»). Диалектика Платона. Иерархия знания в начале книги VII «Государства» («притча о пещере»). Познание как любовное влечение («Пир»).

b) Три части души, кругооборот душ («Федр», «Государство»). Знание как anamnesis («Менон»). Аргументы в пользу бессмертия души («Федон»).

с) Учение о бытии («теория идей»). Вещь и ее eidos. «Причастность» (methexis) вещей идеям. Структура идеального бытия («Парменид», «Софист»). Идея Блага (agathon). Смысл высказывания «по ту сторону сущности».

4. Космология и теология Платона. Демиург как творец мира. Обоснование вечности космоса. «Мировая душа» и «восприемница» chora («Тимей»). Идеи как числа.

5. Этика и политика Платона («Государство», «Законы»). Добродетель как arete человека. Основные добродетели государства. Принцип «справедливости». Связь с психологией: трехчастная структура души и трехчастная структура государства. Правильное и неправильные государственные устройства.


^ Основная литература

Платон. Сочинения: В 4-х тт. / Общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1990–1994. Нов. изд.: СПб., 2006–2008)

Платон. Диалоги / Сост., ред., вступ. ст. А.Ф. Лосева. М., 1986.


Дополнительная литература.

Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

Васильева Т.В. Путь к Платону. М., 1999.

Виндельбанд В. Платон. СПб., 1900. (Репринт: Киев, 1993.)

Диллон Дж. Наследники Платона. СПб., 2005.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

Лосев А.Ф. Высокая классика. М., 1974.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Хайдеггер М. Учение Платона об истине / Пер. В.В. Бибихина // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.


3.3. Аристотель.

1. Жизнь и сочинения. Вклад Аристотеля в развитие науки.

2. Логика. «Органон» как орудие научного познания. «Категории» — учение о значении имен вне контекста, различение «первых» и «вторых» сущностей. «Аналитики» — учение об аподиктическом знании, силлогистика. «Топика», «Риторика», «О софистических опровержениях» — способы диалектического рассуждения по правилам.

3. Физические работы. «Физика» — анализ категорий, способных определить движение. Космология в трактате «О небе».

4. Психология. Связь с онтологией. Душа как entelecheia тела. Три способности души. Различение деятельного и страдательного ума.

5. Первая философия. Принцип деления наук на теоретические и практические. «Теоретическая наука о первых началах и причинах». Учение о сущности, четыре значения причины, hyle и morphe. Учение о dynamis и energeia. Учение об уме как перводвигателе, теология Аристотеля. Критика Платоновской теории идей.

6. Этика и политика. Предмет и задачи этики в ее связи с политикой. Понятия eudaimonia и arete. Учение о середине. Характеристика общественной природы человека (zoon logon echon). Цель государства и формы политического устройства. Mesoi, «cредние люди». Проблемы частной собственности, отношение к рабству.


^ Основная литература

Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. М., 1976.

Аристотель. Метафизика / Пер. и прим. А.В. Кубицкого. Ростов-на-Дону, 1999.

Аристотель. Метафизика / Пер. П.Д. Первова и В.В. Розанова, прим. В.В. Розанова. М., 2006.

Аристотель. История животных. М., 1997.


Дополнительная литература.

Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960.

Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984.

Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

Зубов В.П. Аристотель. 2-е изд. М., 2000.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

Лосев А.Ф. Высокая классика. М., 1974.

Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.


Тема 4. Философские школы эпохи эллинизма и эпохи Римской империи


1. Философия как modus vivendi. Основной жизненный выбор в философии стоиков: «Следовать природе».

2. Основной жизненный выбор в философии эпикурейцев: «Избегать страданий».

3. Основной жизненный выбор в философии скептиков: «Воздержание от суждений».

4. Основной жизненный выбор неоплатоников: «Жизнь, подчиненная уму».


Литература по философским школам эпохи эллинизма


Источники

Лукреций. О природе вещей. Т. 1: Текст поэмы. М.; Л., 1945; Т. 2: Статьи, комментарии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. М.; Л., 1947.

Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.

Секст Эмпирик. Сочинения: В 2-х тт. М., 1976.

Цицерон. Философские трактаты / Вст. ст. Г.Г. Майорова, пер. М.И. Рижского. М., 1985.

*Фрагменты ранних стоиков / Пер. и комм. А.А. Столярова. Т. I–II (второй том в двух частях). М., 1999–2002.


Исследования по отдельным темам

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.

Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981.

Степанова А.С. Философия древней Стои. СПб., 1995.

Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии. М., 1986.


Литература по философии эпохи Империи


Источники

Марк Аврелий Антонин. Размышления / Пер. А.К. Гаврилова. СПб., 1993.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С. Ошерова. М., 1977.

Беседы Эпиктета / Пер. Г.А. Тароняна. М., 1977.

Учебники платоновской философии / Сост. Ю.А. Шичалин. М., 1995.

Плутарх. Застольные беседы / Отв. ред. Я.М. Боровский, М.Л. Гаспаров. М., 1990.

Плотин. Избранные трактаты. Т. 1–2 / Пер. Г.В. Малеванского. М.: Изд-во «РМ», 1994

Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб., 1995.

Плотин. Эннеады / Пер. Т.Г. Сидаша и Р.В. Светлова. СПб., 2004–2005 (серия «Плотиниана»).

Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

Порфирий. О пещере нимф / Пер. А.А. Тахо-Годи // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Кн 2. Последние века. М., 1988. С. 395-419.

Прокл. Первоосновы теологии / Пер. А.Ф. Лосева. М., 1993. (Библиотека журнала «Путь»)

Прокл. Начала физики. М., 2004 (двуязычное издание Греко-латинского кабинета).

Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. М., 1994.

Ямвлих. Теологумены арифметики / Пер. В.В. Бибихина // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2. М., 1988. С. 395-419.

Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. Л.Ю. Лукомского. М., 1995.


Исследования по отдельным темам

Адо П. Плотин или простота взгляда. М., 1991.

Блонский П.П. Философия Плотина. Петроград, 1918.

Диллон Дж. Средние платоники. 80 г. до н.э. — 220 г. н.э. СПб., 2002.

Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

Рист Джон М. Плотин: путь к реальности. СПб., 2005.

Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Сочинения / Сост., ред. и вст. ст. П.П. Гайденко. М., 1994.


Тема 5. Основные черты христианской мысли. Патристика.


5.1. Введение. Христианство в эллинистическом мире: взаимодействие с иудаизмом и греческой культурой. Основные черты христианской мысли: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, традиционализм. Периодизация средневековой философии.


5.2. Патристика


1. Ранняя патристика (конец I — начало III века).

a) Апостольские отцы. Первые греческие и латинские апологеты: их задачи и аргументы против язычников, иудеев.

b) Гностические системы (Симон-Маг, Маркион, Валентин, Василид). Опровержение гностицизма у Иринея Лионского.

c) Александрийская и антиохийская экзегетические школы. Христианство как новая спекулятивная теология. Христианский гнозис Климента Александрийского и Оригена.

d) Тертуллиан. Жизнь и сочинения. Особенности стиля. Высказывания Тертуллиана: «Что Афины — Иерусалиму? Что Академия Церкви?».


2. Зрелая патристика (IV–V вв.). Эпоха вселенских соборов. Тринитарные и христологические споры.

a) Арианство и формулировка ортодоксального учения о Троице у Каппадокийцев. Трансформация аристотелевской философской терминологии в приложении к теологическим предметам. Богопознание как задача человеческого существования. Границы богопознания.

b) Христологические споры V в. Монофизиты и несториане.

с) Аврелий Августин. Жизнь и сочинения. Путь познания как восхождение разума под руководством веры. Homo interior, «внутренний человек». Отождествление онтологии с теологией. Бог как абсолютная Личность. Учение о Троице («О Троице»). Творение мира. Отношение Творца к творению как вечности и времени. Анализ времени («Исповедь», XI кн.). Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении. Учение о двух Градах («О Граде Божьем»).


3. Поздняя патристика (конец V – начало VIII в.). Мистическое богословие и переход от патристики к схоластике.

а) Псевдо-Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Соотношение апофатического (положительного) и катафатического (отрицательного) богословия. Метафизика света.

b) Проблема статуса бытия универсальных понятий. Предвосхищение схоластических споров. «Утешение Философией».


^ Основная литература по патристике

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979.

Мейендорф И. о. Введение в святоотеческое богословие. 2. изд. Вильнюс — Москва, 1992.

Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV—VIII вв. Репринт. М., 1992. (АСТ, 2003)

История философии. Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1. Ч. II. М., 1995.

История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. Раздел III. Гл. 1. М., 2005


Дополнительная литература

Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999.

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

Гарнак А. Сущность христианства. СПб., 1907.

Киприан (Керн) архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. СПб., 1994.

Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Тринитарный вопрос, Сергиев посад, 1906. (Репринт. 1995.)


Тема 6. Схоластика.

) Ансельм Кентерберийский. Сredo ut intelligam: соотношение веры и разума. Доказательства бытия Бога («Прослогион»).

b) Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм.

с) «Аристотелевский ренессанс» на христианском Западе. Альберт Великий. Фома Аквинский. Феномен средневекового университета.

а) Философия Фомы Аквинского. Жизнь и сочинения. Значимость рациональной деятельности для богопознания. Критика Ансельмова «онтологического доказательства». Пять косвенных доказательств бытия Бога. Соотношение теологии и философии (ancilla theologiae). Учение о бытии: бытие как actus. Совпадение в Боге сущности и существования.


^ Основная литература по схоластике

Жильсон Э. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

Коплстон Ф. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

Соколов В.В. Средневековая философия. 2-е изд. М., 2001.

Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1. Средневековая христианская философия Запада. М., 2001.

Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 2. Средневековая политическая философия Запада. М., 2006.

*История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. Раздел III. Гл. 2. М., 2005


Дополнительная литература

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие приницпы и учение о движении. М., 1989.

Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М., 1986.

Либера А. де. Средневековое мышление. М., 2004.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003.

Схоластика (хронологические рамки, направления, представители). Особенности метода. Проблема универсалий.

Философия и религия как две формы постижения божественного. Дискуссии о соотношении (приоритете) веры и разума. Философия как “служанка богословия”. Средневековые учения о Боге как истинном Бытии и высшем Благе (Боэций, Фома Аквинский). Представления о судьбе и назначении человека.


Планы семинарских занятий.


Семинар 1.

Начало философии. Милетская школа.

1. Что исследует философия?

2. Почему так важно понять «начала” каждой вещи?

3. Как вы понимаете слова Аристотеля «Философия начинается с удивления”?

4. Почему Аристотель считает философию бесполезной наукой и потому самой

лучшей?

5. Существует ли разница между мудростью (софией) и философией?

6. Почему Аристотель называет первых философов физиками (физиологами)?

Что такое physis?

7. Что первые философы считали первоначалом вселенной?


Литература

Источники

1. Аристотель. Метафизика// Аристотель. Сочинения в 3 тт, т.1, М. “Наука”, 1976. Книга 1, главы 1-5.

2. Платон. Евтидем// Платон. Сочиненя в 4 тт., т.1, М. “Наука”, 1990.

3. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I (под ред. А. В. Лебедева), М., 1989, с.100-135.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/Index.htm

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1986 (главы “Фалес”, “Анаксимандр”, “Анаксимен”).

http://psylib.org.ua/books/diogenl/index.htm


Дополнительная литература

1. История философии (под ред. Васильева, Кротова, Бугая). М., 2005, стр.47-55.

http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf

2. Доброхотов А. Л. Введение в философию. М. 1995.

http://www.koob.ru/dobrohotov/

3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.1996, с.71-72.

4. И. Д. Рожанский Античная наука. М., Наука, 1980, 36-43.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Antnauka/Index.htm

5. Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2006, с.3-20.


Семинар 2

Философия Пифагора.



1. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики».
4. Космогония пифагорейцев.
5. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе».
6. Понятие arithmos. Теория четных и нечетных чисел, учение о гармонии, пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников.

Литература.
Источники
1.Фрагмены раннегреческих философов под ред. А. В. Лебедева, М., 1989, с.138-150, 432-446
http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/Index.htm
2.Диоген Лаэрсткий “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”
(глава VII)
http://psylib.org.ua/books/diogenl/txt08.htm

Дополнительная литература
1. Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1959. С.127-141.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Modern/Waerden/Nauka_1/N_1_Ogl.htm

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). М., 1980.Глава “Пифагореизм” (с.16-57).
http://www.philosophy.ru/library/gaid/2.html
3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.1996, с.107-110.

4. История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В.
Бугая. Стр.49-51.
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf

5. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб, 1994.

6. И. Д. Рожанский Античная наука. М., Наука, 1980, 43-48.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Antnauka/Index.htm

7. Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2006, с.20-23.

8. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.


Семинар 3.

Философия Гераклита

1. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства.
2. Проблема реконструкции произведения «О природе» (Дильс-Кранц, Маркович, Лебедев).

3. О смысле гераклитовского «логоса». Что, согласно Гераклиту, есть истинное знание, а что многознание. Представления Гераклита о мудрости (sophia) как откровении (aletheia) природы (physis).
4. Текучая природа чувственного мира и круговорот вещей в нем. Учение о стихиях и мировом огне. Экпюросис. Путь вверх и путь вниз.
5. Борьба и единство противоположностей.
6. Представление о душе как начале ощущения и мысли в человеке.
7. Толкование изречений.

1) Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.
2) Война-отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим-людьми; одних она сделала рабами, других-свободными.
3) Скрытая гармония лучше явной.
4) Бессмертные-смертны, смертные-бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.
5) Огня смерть - воздуха рожденье и воздуха смерть - воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, [из смерти] воздуха-огонь, и наоборот.
6) Природа любит скрываться.
7) Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, -н о всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
8) В одну и ту же реку нельзя войти дважды.


Литература
Источники
1.Дынник М. Фрагменты Гераклита http://www.philosophy.ru/library/antiq/geraklit/index.html
2. Фрагмены раннегреческих философов под ред. А. В. Лебедева, М., 1989, с.176-257.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/N_9.htm
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1986 (глава “Гераклит Эфесский”).

http://psylib.org.ua/books/diogenl/index.htm

Дополнительная литература

1.История философии (под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая). М., 2005. стр. 51-52.

http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf

2. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

3.Рожанский И.Д. Рожанский Античная наука. М., Наука, 1980, с.48-51.

4.Кессиди, Ф.Х. Гераклит, М. 1982

5.Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М. 1996, с.153-155.

6. Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2006, с.27-34.


Семинар 4.

Философия элеатов.

Вопросы к семинару.
1. Ксенофан Колофонский:
a) Критика антропоморфизма в традиционной религии;
b) Учение о едином и бестелесном боге.
2. Парменид. Поэма «О природе». Онтология и гносеология Парменида:
a) два пути: путь «есть» и путь «не есть»;
b) характеристика бытия;
c) связь бытия/небытия и мышления. Толкование тезиса «Одно и то же — мыслить и быть»;
 d) противопоставление истины и мнения, рационального и чувственного.
«Мнения смертных» во второй части поэмы.
5. Зенон:
a) апории Зенона как возражение на критику учения Парменида;
b) смысл термина «апория»;
c) апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»).
6. Мелисс. Новые характеристики истинно сущего.

Литература

Источники
1. Фрагменты ранних греческих философов. С.156-176, 274-330.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/Index.htm
2. Аристотель. Физика. Книга VI, глава 99 // Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т. 3. М., 1981. С. 199–201.
5. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1986 (кн. IX):

http://psylib.org.ua/books/diogenl/index.htm

Дополнительная литература
1.История философии (под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая), стр.60-64 http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf

2.П. П. Гайденко. История греческой философии в ее связи с наукой. Глава вторая. Стр. 57-74.

http://www.krotov.info/history/16/gaydenko/gayd_14.html#3
3. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М. 1996, с. 155-157.

4. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980
http://psylib.org.ua/books/dobro01/txt01.htm

5. Рожанский И.Д. Античная наука. М., Наука, 1980, с.51-53.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Antnauka/Index.htm

6. Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2006, с.34-55.


Семинар 5

Поздние досократики.

1. Эмпедокл. Поэмы «О природе» и «Очищения». Космологическая формула Эмпедокла: 4+2.
2. Анаксагор. Космологическая формула Анаксагора: «Все во всем». Учение о nous’е.
3. Левкипп и Демокрит. «Идеальная» структура атомов. Теория познания Демокрита. Понятие eidola. Принцип «подобное познается подобным».

Литература



Источники:
1. Фрагменты ранних греческих философов. С.330-414, 505-535.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/Index.htm

2. Эмпедокл. Отрывки из поэмы «О приороде». / Пер. Г.И. Якубаниса // Лукреций "О природе вещей". Т.2. Изд-во АН СССР, 1947, с. 663–676.
http://abuss.narod.ru/Biblio/empedokl2.htm
3. Эмпедокл. Отрывки их поэмы «Очищения» // Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.
http://abuss.narod.ru/Biblio/empedokl.htm
3. Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Atomist/Index.htm
4. Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
(http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/Demokrit/uchenie.txt – очень плохое сканирование)

5. Диоген Лаэртский. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1986 (кн. II, VIII, IX):

http://psylib.org.ua/books/diogenl/index.htm


Дополнительная литература.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой, c.74-112.
http://www.philosophy.ru/library/gaid/4.html
Визгин В.П. Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита.
http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/phusis/01.html

Рожанский И.Д. Античная наука. М., Наука, 1980, с. С. 53-67.

http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Antnauka/Index.htm
Якубанис Г. Эмпедокл: философ, врач, чародей. Киев, 1994.

Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2006, с.55-63, 67-80.

Семинар 6

Софисты и Сократ.


1) Paideia: cофисты как воспитатели. Основы «энциклопедического» образования. Критика традиционных религиозных представлений. Софизмы. Метод dyssoi logoi, «двойных речей». Противопоставление physis и nomos. «Антропологический поворот». Протагор и его тезис «человек есть мера всех вещей». Горгий и его опровержение элейской метафизики («О природе, или О не-сущем»).

2) Сократ. История жизни и смерти Сократа. Основные источники: Ксенофонт и Платон. Сократ и софисты: сходство и различие. «Методы» Сократа: диалектика, майевтика и ирония. Утверждение о «незнании»: интерпретация дельфийского оракула. Отождествление знания и добродетели. Daimonion Сократа. Философия как «служение богу». Принцип «Познай самого себя». Суд над Сократом и решение Сократа.

Литература.

Источники.
1. Платон. Апология Сократа / Платон. Собрание сочинений в 4 тт. Т1.
http://psylib.org.ua/books/plato01/01apols.htm
или
Платон. Гиппий Меньший/ Платон. Собрание сочинений в 4 тт. Т1.
http://psylib.org.ua/books/plato01/07gippm.htm
2. Маковельский А. О. Софисты

http://dasein.narod.ru/makovelsky.htm

3. Ксенофонт. Защита Сократа на суде

http://ancientrome.ru/antlitr/ksenoph/socratic/ap-f.htm

4. Аристофан. Облака. (еще один образ Сократа + красноречивый пример отношения к софистам)


Дополнительная литература

1. История философии (В. Васильев, А. Кротов, Д. Бугай), стр.69-75.

2. Б. Кассен. Эффект софистики. М.; СПб.: Университетская книга, 2000 (Библиотека современной французской философии).

3. В. Йегер. Пайдейя. М., 2001. Т.1, книга вторая, гл.III (с.335-385)

4. И. Адо. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.,2002, глава первая, § 1, с.6-9.

5. Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2006, с.107-155.


Семинар 7

Философия Платона
1.Отношение философа к жизни и смерти
2.Представление Платона о мире истинного бытия и мир становления.
3.Отношение души и тела как центральный момент антропологии Платона.
4.Учения об анамнесисе (знании как припоминании) и метемпсихозе
(переселении душ).
5.Четыре аргумента Платона в пользу бессмертия души.
6. Этические выводы из учения о душе.


Литература.

Источники

Платон. Федон/ Платон. Собрание сочинений в 4 тт. Т.2

http://psylib.org.ua/books/plato01/19fedon.htm

Дополнительная литература
1. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1986 (кн. III “Платон”):

http://psylib.org.ua/books/diogenl/index.htm,
2. Васильева Т.В. Путь к Платону, М.1999.

3. Васильева Т. В. Афинская школа философии. М. 1985.

4. Эберт Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона "Федон". СПб, 2005.

5. Слезак Т. Как читать Платона. СПб, 2009.

6. Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2006, с.204-314.


Семинар 8.

Платон. Учение о государстве.

1. Добродетель как arete человека.
2. Основные добродетели государства. Принцип «справедливости».
3. Связь с психологией: трехчастная структура души и трехчастная структура государства. 4. Правильное и неправильные государственные устройства.
5. Идеальное государство Платона. Его структура. Почему во главе государства должен стоять философ?
6. Образовательный проект Платона (науки, составляющие образовательный цикл Платона; сроки обучения).
7. Связь между образованием и процветанием государства.
8. Отношение Платона к искусствам.

Литература

Источники.

Платон. Государство / Платон. Собрание сочинений в 4 тт. (см.вложение). Т.3.


Дополнительная литература
1. Васильева Т. В.Путь к Платону. М. 1999. Глава III. Идеальное государство, идеальный гражданин, идеальный человек. С.69-94.

2. Йегер В. Пайдейа. М.1997. С.197-260.

3. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.


Семинар 9.

Философия Аристотеля.


1. Жизнь и сочинения.
2. Вклад Аристотеля в науку. Философский лексикон Аристотеля.

История понятий “материя”, “форма”, “сущность”, “энергия”, “энтелехия”).

3. Логика. «Органон» как орудие научного познания.
4. Философская система Аристотеля. Принцип деления наук на теоретические и практические. Учение о сущности, четыре значения причины, hyle и morphe (VI–VIII кн.). Учение о dynamis и energeia (IX кн.). Учение об уме как перводвигателе, теология Аристотеля (XII кн.). Критика Платоновской
теории идей (XIII–XIV кн.).

Основная литература
1. Аристотель. Метафизика/ Аристотель. Собрание сочинений в 3 тт. Т.1. Книги VI-VIII, IX, XII-XIV.

Дополнительная литература.
1. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.

2. Гайденко П. П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля./Философия природы в Античности и Средние века. М., 2000, с.37-78.
3. Зубов В.П. Аристотель. 2-е изд. М., 2000
4. Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
6. Хайдеггер М. О существе и понятии physis: Аристотель. Физика B-1 / Пер.
Т.В. Васильевой. М., 1995.
7. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.


Семинар 10.

Учение о душе. Практическая и политическая философия.

1. Аристотелевское учение о душе. Душа как энергия и энтелехия тела.

2. Способности души (растительная, ощущающая, интеллектуальная). Теория ощущений. Воображение. Учение об уме. Проблема бессмертия человеческой души.
3. Предмет и задачи этики в ее связи с политикой. Понятия eudaimonia (счастье), agathon (благо) и arête (добродетель). Этические и дианоэтические добродетели.

4. Определение государства и гражданина. Причины происхождения государства и его цель.

5. Формы полит. устройства. Какие формы гос.устройства Аристотель называет правильными и неправильными? Почему?

5. Социальный состав государства. Mesoi, «cредние люди». Проблемы частной собственности, отношение к рабству.


Литература.

Источники.

1. Аристотель. О душе/ Аристотель. Собрание сочинений в 3 тт. Т.1., книга 2, главы 1-3, книга 3, главы 4-6

2. Аристотель. Никомахова этика. / Собрание сочинений в 3 тт. Т.3.

3. Аристотель. Полтика. / Собрание сочинений в 3 тт. Т.


Дополнительная литература.

1.Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали. М., 2000.

2. Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2006, с.442-473.

3. Зубов В.П. Аристотель. 2-е изд. М., 2000
4. Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.


Семинар 11.

Философия эллинизма.

1. Стоицизм. Теория познания стоиков. "Физика". Учение о божественном мировом теле (Космосе). "Этика". Учение о благе и добродетели. "Апатия". Проблема судьбы и

свободы.

2. Эпикуреизм."Каноника" Эпикура. "Физика": эпикурейский атомизм. "Этика". Гедонизм: наслаждение как критерий блага. Типология наслаждений. Атараксия.

3. Скептицизм. Понятие "скепсиса". Скептицизм как научная критика философии. “Эпохэ”. Этика скептиков, "атараксия".


Литература.

Источники.

1. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1986

http://psylib.org.ua/books/diogenl/index.htmПро стоиков

2. Эпикур “Письмо к Менекею”

http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/History_of_Philosophy/EPIKUR/EPICUR.htm

3. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977.

4. Секст Эмпирик. Три книги пирроновых полоений./Секст Эмпирик. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1976. Т.1, кн.1


Дополнительная литература.

1. Греческая философия (под ред. М. Канто-Спербер). М.2008, с. 509-603.

2. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М.1995.

3. Рист Д. М. Сенека и стоическая ортодоксия / Луций Анней Сенека. Философские трактаты. Спб, "Алетейя", 2001.

4. Васильева Т. В. Комментарии к курсу истории античной философии. М., 2002. с.199-301.


Семинар 12.

Неоплатонизм. Плотин.


1. Каким образом осуществляется эманация Единого и что представляет собой восхождение к Единому? Понятие ekstasis.

2. Учение о мировой душе и природе. Можно ли рассматривать у Плотина природа как деятельность Души?

3. В каком отношении друг другу находятся Мировая Душа и индивидуальные души?

4. Понимание материи в неоплатонизме.

5. Что есть высшее Благо, согласно Плотину?

6. Существует ли зло как таковое?


Литература.

Источники.

1. Порфирий. Жизнь Плотина.

http://psylib.ukrweb.net/books/ploti01/txt55.htm

2. Плотин V. 1

О трех первоначальных субстанциях.

http://psylib.ukrweb.net/books/ploti01/txt37.htm


Дополнительная литература

1. Рист Д. М. Плотин: путь к реальности. СПб., 2005

http://www.nsu.ru/classics/plato/rist.htm

2. Бородай Т. Ю. О двух трактовках материи в античном

платонизме//в сборнике “Античность как тип культуры”, М., 1988

3. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. М., 2008, с.95-97, 152-163.


Семинар 13.

Западная патристика. Тертуллиан и Августин.


1. Тертуллиан. Анализ высказываний: «Что Афины — Иерусалиму? Что Академия Церкви?». Учение о Троице. Христология: вопрос о соотношении божественной и человеческой природ во Христе. О происхождении зла.


2. Августин.

Проблема веры и разума: “верю, чтобы понимать” (Августин. Исповедь кн 1, 6.). Анализ тезиса "si fallor, sum" (“если заблуждаюсь, то существую”). Бог и мир в философии Августина (Отношение Творца к творению). Учение Августина о времени и истории (кн 11). Августин о человеке: homo interior («внутренний человек»). Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Учение о свободе воли, благодати и предопределении. Августин о прекрасном.


Литература:

Источники.

1. Тертуллиан. Против Гермогена./ Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994, с.130-161.

2. Августин. Исповедь. М., 1991, кн. XI:

http://antology.rchgi.spb.ru/Sanctus_Aurelius_Augustinus/Confessiones.rus.html


Дополнительная литература.

1. Архимандрит Киприан (Кера) «Патрологии» (Глава о Тертуллиане)

http://www.krotov.info/history/02/karsav/kars_00.html

2. Ф. Коплстон. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

3. Э. Жильсон. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000187/

Марру А. И. Св. Августин и августинизм. М., 1998.


Семинар 14.

Восточная патристика. Отцы-каппадокийцы.

1. Богопознание как задача человеческого существования. Границы и

условия богопознания.

2. Учение о единосущной Троице. Василий Великий и Григорий Назианзин.

a) Василий Великий: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), единосущие (полемика с Евномием); отчество, сыновство, святыня. [Василий Великий 38 письмо].

b) Григорий Назианзин: сущность (родовое понятие), ипостась (видовое понятие), лицо, единосущие (полное подобие по существу); нерожденность, рожденность, исхождение. Доказательство единства Лиц Троицы [Григорий Назианзин 5 слов о богословии]

7. Учение о творении мира, ангелов и человека. Учение о человеке.

Источник зла (греха).


Литература

Источники

Св. Василий Великий. 38 письмо // Историко-философский ежегодник'95. М., 1996.


Дополнительная литература

1. Иванченко А. В., Михайловский А. В. К публикации 38-го письма святого Василия Великого // Историко-философский ежегодник'95. М., 1996. С. 268–271.

2. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века (из чтений в Православном Богословском институте в Париже).– Париж, 1931.

http://www.orthlib.ru/Fathers/florovsk.html

3. Э. Жильсон. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000187/


Семинар 15

I. Разбор «Комментария к Порфирию» (http://www.krotov.info/libr_min/b/boe_por.html)


Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.


Вопросы:


1.Формулировка «проблемы универсалий».

2.«Род», «вид», «отличительный признак», «собственный признак», «привходящий признак».

3.«Древо Порфирия».


II. Самостоятельно прочесть и после майских праздников предъявить конспект

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.

http://antology.rchgi.spb.ru/Boethius/_opus.rus.html


III. Литература


Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. Утешение философией (комментарий Майорова на I книгу «Комментария к Порфирию» здесь: http://antology.rchgi.spb.ru/Boethius/Mayorov_Comment_2.rus.html )

Уколова В.И. Последний римлянин. М., 1987. (Скачать ее можно здесь:

http://bookpage.ru/books/15132.html)


IV. Учебники

Жильсон Э. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

Коплстон Ф. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Суини М. Лекции по средневековой философии. М., 2001.

Глава о Боэции и началах средневековой философии в учебнике Routledge History of Philosophy, vol. 3. http://new.hse.ru/C10/C5/kaf-iph/default.aspx?dID=8 (интерес представляет также подробная хронологическая таблица в начале тома).


Семинар 16.

Фома Аквинский.

1. Жизнь Фомы Аквинского и его сочинения.

2. Фома Аквинский о соотношении веры и разума, теологии и философии.

3. Естественная теология и пять путей доказательства бытия Бога. «Аналогия сущего» как метод богопознания.

4. Метафизика Фомы Аквинского. Соотношение сущности, сущего и бытия у Фомы.

5. Проблема «вечности мира» у Фомы Аквинского.

6. Фома Аквинский о разумной душе как единственной субстанциальной форме в человеке. Ноологическая концепция Аквината и полемика о единстве разума с аверроистами.

7. Интерпретация Фомой аристотелевской этики и понятие естественного морального закона.


Литература

Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. Гл. 1 – 15. Долгопрудный: Вестком, 2000. С. 32 – 97.

Фома Аквинский. О сущем и сущности. Гл. 5 // Он же. Сочинения. М.: УРСС, 2002. С. 174 – 181.

Фома Аквинский. Комментарий к “Метафизике” Аристотеля. Кн. V. Гл. 7 – 8 // Там же. С. 192 – 211.

Фома Аквинский. О вечности мира // Там же. С. 118 – 133.

Фома Аквинский. О единстве разума против аверроистов. Гл. 3 // Там же. С. 56 – 79.

Фома Аквинский.[Фрагменты] // АМФ. Т. 1. Ч. 2. С. 823 – 862.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. С. 213 – 237.

Жильсон Э. Философия в средние века. С. 397 – 416.

Основная литература.

1. Фома Аквинский Сумма теологии, часть I, Вопрос 22. О Божественном провидении (статьи 1), Вопрос 83 (статья 1).// СПб., 2004, с.190-195, 205-208.

2. Фома Аквинский Сумма против язычников, кн.1, Долгопрудный, 2000, с.95

3. Фома Аквинский Сумма теологии, Часть 1, с. 96-104.


Дополнительная литература.

1.В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 188-194.

2.Жильсон Э. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

3.А. Столяров Свобода воли как проблема европейского морального сознания, М., 1999.

4. П. Гайденко, Время-длительность-вечность. М., 2006.


Контрольные вопросы по разделам.


«Досократики»


        1. Почему философия стала возможной в Греции? Каковы признаки греческой философии?

        2. Что значит слово «философия»?

        3. Охарактеризуйте основные понятия досократической философии: «природа», «логос», «космос» и др.

        4. В чем отличия «ионийской» и «италийской» ветвей досократической философии?

        5. Что подразумевает понятие «досократической философии»? Каковы ее основные представители?

        6. Дайте характеристику «милетской школе». Основные представители, основные идеи.

        7. Философия Гераклита: учение о логосе в целом, космология и психология.

        8. Пифагорейская школа: основатель, характер союза, «акусматики» и «математики». Пифагор и современная математика.

        9. Пифагорейское учение о числе.

        10. Дайте характеристику «элейской школе». Основные представители, основные идеи.

        11. Учение Парменида о бытии. «Два пути», шесть признаков бытия.

        12. Апории Зенона (с разбором одной из 4-х «апорий движения»).

        13. Философия атомистов.

        14. Философия Эмпедокла.

        15. Философия Анаксагора.


От софистов до Платона


  1. Софисты и греческая «пайдейя».

  2. Значение софистов для греческой философии.

  3. Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач.

  4. Сократический поворот в философии.

  5. Методы Сократа: диалектика, ирония, майевтика.

  6. Платон: биография, сочинения, проблема «Corpus Platonicum».

  7. «Малые» или «сократические» диалоги. Проблема arete и знания arete.

  8. «Апология Сократа» или дело философии.

  9. «Менон»: проблема познания.

  10. «Федон» или о бессмертии души.

  11. «Пир» или о философской любви.

  12. Учение о душе в диалоге «Федр».

  13. «Государство»: устройство идеального государства, соответствие типов государства и частей души, извращенные виды государственного устройства.

  14. Учение об идеях. Эйдос блага.

  15. Чем отличается платоновское понятие «идеи» от современных представлений?

  16. Согласны ли вы с платоновской концепцией знания как понимания благого назначения вещи и ее становления к благу?

  17. Покажите влияния предшествующих философских учений на Платона.

  18. Сократ и Платон.


От Аристотеля до неоплатоников


  1. Охарактеризуйте «Corpus Aristotelicum». Оцените вклад аристотелевской традиции в одну из современных наук (по выбору).

  2. Поясните значение аристотелевских терминов «материя», «форма», «энтелехия», «энергия». Как вы понимаете выражение Аристотеля «действительность раньше возможности»?

  3. Основные формулировки аристотелевской «Политики». Что означает высказывание Аристотеля о естественной необходимости рабства?

  4. Охарактеризуйте аристотелевскую критику Платона. Назовите платонические черты в философии Аристотеля.

  5. Охарактеризуйте четыре аристотелевских причины (приведите по возможности их латинские названия).

  6. Каковы основные философские школы эпохи эллинизма. Что их объединяет?

  7. Охарактеризуйте стоическую физику, логику и этику.

  8. Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику.

  9. Средние платоники и неоплатонизм.

  10. Выделите элементы аристотелизма и платонизма в неоплатонизме.

  11. Неоплатонический принцип троичности (иерархия сущего: Плотин, Прокл).

  12. Плотин о природе зла. Проблема субстанциальности зла.

  13. Неоплатоническое учение о мировой душе.

  14. В чём состоит неоплатоническое отношение к душе и телу?


Контрольные вопросы по разделу С.


  1. Хронологические рамки и основные черты средневековой философии (греческая и латинская патристика, схоластика).

  2. Начала христианской философии в античности I. Вклад апологетов, борьба с гностицизмом, александрийская и антиохийская школы.

  3. Начала христианской философии в античности II. Роль философии в разработке тринитарного и христологического догматов.

  4. Начала христианской философии в античности III. Августин.

  5. Проблема богопознания. Соотношение катафатического и апофатического богословия на Востоке и Западе.

  6. Боэций и проблема универсалий.



Экзаменационные вопросы по курсу «История античной философии»


  1. Почему философия стала возможной в Греции? Каковы признаки греческой философии? Проблема происхождения философии из мифологии («от мифа к логосу»).

  2. Что подразумевает понятие «досократической философии»? Каковы ее основные представители? Охарактеризуйте основные понятия досократической философии: «природа», «логос», «космос» и др.

  3. «Ионийская» и «италийская» ветви досократической философии.

  4. Дайте характеристику «милетской школе». Основные представители, основные идеи.

  5. Философия Гераклита: учение о логосе в целом, космология и психология.

  6. Пифагорейская школа: основатель, характер союза, «акусматики» и «математики».

  7. Пифагорейское учение о числе.

  8. Дайте характеристику «элейской школе». Основные представители, основные идеи.

  9. Учение Парменида о бытии. «Два пути», шесть признаков бытия.

  10. Апории Зенона (разбор одной из 4-х «апорий движения»).

  11. Философия атомистов.

  12. Философия Эмпедокла.

  13. Философия Анаксагора.

  14. Софисты и греческая «пайдейя». Значение софистов для греческой философии.

  15. Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач.

  16. Сократический поворот в философии. Методы Сократа: диалектика, ирония, майевтика. «Апология Сократа».

  17. Платон: биография, сочинения.

  18. «Малые» или «сократические» диалоги. Проблема arete и знания arete.

  19. «Менон»: проблема познания.

  20. «Федр»: трехчастная структура души, умопостигаемый космос.

  21. «Федон» или о бессмертии души.

  22. «Пир» или о философской любви.

  23. «Государство»: устройство идеального государства, соответствие типов государства и частей души, положительные и отрицательные типы государства.

  24. Учение Платона об идеях. Эйдос блага.

  25. Влияние предшествующих философских учений на Платона.

  26. Оцените вклад аристотелевской традиции в одну из современных наук (по выбору).

  27. Поясните значение аристотелевских терминов «материя», «форма», «энтелехия», «энергия». Как вы понимаете выражение Аристотеля «действительность раньше возможности»?

  28. Этическое и политическое учение Аристотеля.

  29. Охарактеризуйте аристотелевскую критику Платона. Назовите платонические черты в философии Аристотеля.

  30. Учение Аристотеля о четырех причинах.

  31. Каковы основные философские школы эпохи эллинизма. Что их объединяет?

  32. Охарактеризуйте стоическую физику, логику и этику.

  33. Охарактеризуйте эпикурейскую физику, логику, этику.

  34. Скептический принцип epoche. Скептики и «догматики».

  35. Элементы аристотелизма, платонизма и неопифагореизма в неоплатонизме.

  36. Неоплатонический принцип троичности (иерархия сущего: Плотин, Прокл). Проблема эманации.

  37. Плотин о природе зла. Проблема субстанциальности зла.

  38. Неоплатоническое учение о душе и теле.

  39. Хронологические рамки и основные черты средневековой философии (греческая и латинская патристика, схоластика).

  40. Начала христианской философии в античности I. Вклад апологетов, борьба с гностицизмом, александрийская и антиохийская школы.

  41. Начала христианской философии в античности II. Роль философии в разработке тринитарного и христологического догматов.

  42. Начала христианской философии в античности III. Августин.

  43. Проблема богопознания. Соотношение катафатического и апофатического богословия на Востоке и Западе.

  44. Боэций и проблема универсалий.



Примерные темы эссе


  1. «От мифа» к «логосу». Возникновение философии в Греции, Индии и Китае. Сходства и различия.

  2. Платон и Аристотель в споре об идеях.

  3. Образ наилучшего государства в политических учениях Платона и Аристотеля.

  4. Концепция природы у античных философов. Ее сравнение с наукой Нового времени.

  5. Феномен софистики в античной философии. Значение софистики для современности.

  6. Космос Гераклита.

  7. Атомистика Демокрита и представление об атомах в современное науке.

  8. «Я знаю, что я ничего не знаю» — парадокс или догма?

  9. Концепции материи у античных философов.

  10. Проблема истинного знания в античной философии.

  11. Сократический поворот в философии.

  12. Этика и политика в античной философии.

  13. Философия и мифология в античности.

  14. Философия в античности как modus vivendi.

  15. Современные понятия «идея», «стоик», «скептик», «энергия» и их философская «родословная».

  16. Философский эрос.

  17. Формирование идеи личности (от античности к христианству). Языческие философские школы и раннее христианство. Использование понятий античной философии для выражения духовного опыта христиан.

  18. Гностицизм и христианство.

  19. Взаимосвязь веры и разума в средневековой философии.

  20. Боэций и проблема универсалий.

  21. Схоластическая философия (основные представители и проблемы).

  22. Феномен университета (институциональный аспект).

  23. Аристотелизм в схоластической философии.

  24. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

  25. Проблема бытия в схоластической философии.

  26. Доказательство бытия Бога у Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.

  27. Философия Фомы Аквинского.

  28. Политические учения древности в их отношении к современности.

  29. Философия на христианском Востоке и философия на христианском Западе. Значение платонизма и аристотелизма для обеих философских культур.






Скачать 436,12 Kb.
Дата конвертации04.12.2013
Размер436,12 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы