Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста icon

Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста



Смотрите также:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Словарный запас дошкольника расширяется по мере увеличения представлений об окружающей действительности. Объем словаря во многом зависит от того, какие возможности для раз­вития речи были предоставлены ребенку. Если малышу читали много книг, беседовали с ним на прогулках в лесу, на даче, учили быть на­блюдательным и пытливым, называли ему все новые предметы, попа­дающие в поле его внимания, давали возможность выполнять с этими предметами действия, трогать их, то словарный запас его все время пополнялся. Ребенок в пять лет должен иметь достаточно большой круг представлений об окружающем мире, и эти представления долж­ны быть выражены в его пассивном и активном словаре. Таким обра­зом, одним из главных путей пополнения словарного запаса ребенка является обогащение его опыта, расширение представлений о приро­де, обществе, взаимоотношениях людей.


^ ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ.

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

К шести годам ребенок уже должен ориентироваться во времени; знать времена года, месяцы, дни недели. Вначале названия усваиваются на уровне автоматизированных рядов, когда слова предъяв­ляются по порядку их следования в ряду; январь, февраль, март и так далее. Убедившись в прочности усвоения ряда, следует переходить к осознанному овладению понятиями времени. Закрепление названий времен года, месяцев, дней недели легко проводить в различных сло­весных играх, не требующих специального оборудования и подготовки. Во время прогулки, поездки, в любое свободное время предложите поиграть в игру типа «Называй по очереди», а темами будут являть­ся данные ряды слов. Например, вы называете первый месяц года, ребенок — второй месяц, вы — третий, и так до конца, пока все слова не будут названы. Затем очередность устанавливается по време­нам года: взрослый называет все зимние месяцы, ребенок — все ве­сенние и так далее. Эти игры можно проводить с перекидыванием мяча. В повседневной речи тоже не надо забывать пользоваться словами, обозначающими время, тогда закрепление будет происходить и на непроизвольном уровне.

Существует много загадок, посвященных временным понятиям, и их надо не просто загадывать ребенку, Но и обращать внимание на существенные признаки каждого понятия, сформулированные в тек­сте загадки. Разобрав загадку, вы поможете ребенку действительно ее отгадать, решить. В сказке-загадке В. И. Даля «Старик-годовик» зашифрованы все основные временные понятия, относящиеся к годо­вому циклу.


СТАРИК-ГОДОВИК.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем особым.

Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, Мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полете­ли еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каж­дое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — ста­нет светлым-светло, махнет другой — станет тем­ным-темно. (по В. И. Далю)


^ ПИМЕРНЫЕ ЗАГАДКИ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.


* * *

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ... (зима).

* * *

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купайтесь — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — ... (лето).

* * *

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня ... (весна).


Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен

И елочек. Я ... (осень).

* * *

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима).

* * *

Оно за весною-

К нам в гости идет,

С собою приносит

Немало забот.

Горячие, долгие

Дарит деньки,

Чтоб зрели скорей

На полях колоски. (Лето)

* * *

Пришла, улыбнулась

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады. (Весна)

* * *

Прошла по лугам,

По лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

(Осень)



^ ЗАГАДКИ О МЕСЯЦАХ, НЕДЕЛЯХ, ДНЯХ.


* * *

Выходили двенадцать молодцев,

Выносили пятьдесят два сокола,

Напускали на триста шестьдесят пять лебедей.

(Месяцы, недели, дни)


* * *

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

* * *

Есть семь братьев –

Годами равные,

А именами разные. (Дни недели)


Тема «Времена года» широко представлена в детской литературе. Обязательно прочтите детям цикл стихов С. Я. Маршака, в котором есть отдельное стихотворение для каждого месяца. Хорошо бы выучить ре­бенку эти стихи наизусть, тогда ваш малыш запомнит на всю жизнь и месяцы, и порядок их следования, и прекрасные строчки поэта.


^ ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПРИРОДЫ.

В дошкольном возрасте дети начинают проявлять боль­шой интерес к природе. Именно в это время их словарный запас попол­няется названиями животных, растений, предметов неживой природы. За­дача родителей — помочь закрепиться этому интересу, а также расши­рить сведения детей о природных явлениях, чтобы малыш ориентировался и в окружающем его мире, и знал что-нибудь о далеких странах и жизни в других природных условиях. С этой целью малышу надо читать много познавательных книг, рассматривать С ним иллюстрации и вводить в его речь слова - названия деревьев, цветов, которые растут в данной мест­ности, названий диковинных для нас животных и другие новые слова и понятия. Многие дети в состоянии усвоить некоторые географические понятия, надо только преподносить новые знания доступным для ребенка языком и говорить о том, что ребенок способен понять.


^ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРОВОДИТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ ПО РОДОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, А ТАКЖЕ НА УТОЧНЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.

В словаре пятилетних детей уже есть слова, обозначаю­щие родовые понятия, но всегда ли они употребляются правильно? Дети не совсем точно знают смысл самого понятия и поэтому могут относить к тому или иному понятию ошибочные предметы: например, к фруктам — клубнику. Поэтому, прежде чем давать задания на отнесение единичного предмета к той или иной родовой категории, нужно, уточнить, а что же стоит за словом «фрукты» или «овощи», например. Объяснения даются в доступной для детей форме, но научность определения сохраняется. Существует распространенная ошибка в употреблении термина «живот­ные». Как известно, это слово обозначает понятие третьей степени обоб­щения, оно служит для определения и зверей, и птиц, и рыб, и насеко­мых. Подменяя этим словом понятие «звери», взрослые внедряют не­правильное значение дошкольникам, и в школьном возрасте бывает очень трудно избавиться от ранее усвоенного ошибочного знания.

Таким образом, закрепление родовых понятий и соответствующих им слов-обобщений осуществляется на основе четких представлений о значении каждого понятия. Уяснить значение родовых понятий лучше всего через сравнение двух смешиваемых категорий. Если вовремя начать работу по дифференциации сходных понятий, к моменту обуче­ния в школе дети будут уверенно различать такие понятия, как овощи — фрукты, фрукты — ягоды, птицы — насекомые, кустарники - деревья, головные уборы — одежда, одежда — обувь, ме­бель - бытовая техника.

Поиграйте с малышом в специально организованные игры по данной теме, а также используйте любую возможность для опре­деления предмета по его родовой принадлежности. В быту отличные условия для закрепления понятий одежда, посуда, мебель, электроприборы и другие. Называйте конкретную вещь не только ее видовым названием, но и родовым.

Уточнить представления о родовых понятиях, относящихся к теме «Растения», можно, изготовив лото «В мире растений». С материала­ми из лото играют в разные игры и одновременно с обогащением словаря автоматизируют звукопроизношение.


Лото «В МИРЕ РАСТЕНИЙ».

Цель игры: закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, активизация словаря по данным темам.

^ Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в сере­дине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт, есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.

Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов-названий растений.

Используя маленькие карточки от лото, проведите игру «Продолжи ряд».

Примерный вид больших карт (в уменьшенном размере) - лото см. ниже.














Игра «ПРОДОЛЖИ РЯД».

Цель игры: активизация словаря по теме «Растения».

Ход игры. Для игры берут по одной предметной картинке каждого родового понятия, например: березу, одуванчик, землянику, помидор, яблоко. Картинки кладут на стол изображениями вниз. Ведущий открывает картинку, называет ее и определяет, к какой группе предметов она относится. Играющие по очереди называют по памя­ти слова, относящиеся к данной тематической группе, Тот, кто не сможет дальше продолжить ряд, получает штрафное очко. Затем ведущий от­крывает следующую картинку, и игра продолжается так же. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков,

В эту же игру можно играть и без использования картинок. Ведущий называет родовое понятие, а игроки вспоминают слова, принадле­жащие данной группе.


Игра «ФРУКТЫ-ОВОЩИ».

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие расте­ния мы называем фруктами, какие — овощами. Для фруктов выбира­ется картинка «Сад», а для овощей — «Огород». Эти картинки вы­кладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изобража­ющие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображениями вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют ее, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор — это овощ, потому что он растет на огоро­де». Если ответ неправильный, картинка возвращается на место, а если ребенок, верно, назвал картинку и отнес ее к нужному понятию, он забирает ее себе. Игра заканчивается после того, как все картинки будут находиться у детей, Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.


Игра «ФРУКТЫ-ЯГОДЫ» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы; кустик для ягод и дерево для фруктов.


Игра «НОВОСЕЛЬЕ».

Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».

Ход игры. Создается следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую кварти­ру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь — в другую». Затем ребенку дается два набо­ра предметных картинок и две коробочки, на каждой помещен свой символ: для одежды — платье, для обуви — сапожки.


Игра «ГРУЗЧИКИ» (РОЛЕВАЯ ИГРА).

Цель: дифференциация понятий «мебель» и «электроприборы».

Ход игры. Играют трое детей. Им предлагается такая игровая си­туация: «В магазин привезли товар, его надо разгрузить и поместить в разные отделы: «мебель» и «электротовары». Один из вас будет раз­гружать мебель, а другой — электроприборы. Чтобы не мешать друг другу работать, будете брать свои товары по очереди. Если по ошиб­ке товар попадет не в свой отдел, вам назначат штраф, поэтому будь­те внимательными и перед отправкой товара объясните, почему его надо поместить в ваш отдел. Контролер (третий игрок) должен сле­дить за правильной разгрузкой и назначать штрафы». После получения такой инструкции детям выдают «товар» — предметные картинки, ко­торые лежат на столе изображениями вверх, а также символы отде­лов — шкаф и телевизор. Дети по очереди, подкладывают нужные картинки под нужные символы, объясняя вслух свой выбор: «Пыле­сос — это электроприбор, потому что он работает от электричества. Им убирают пыль в комнате».


Игра «ЛЕТАЕТ, А НЕ ПТИЦА».

Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых. Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные при­знаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнезда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

* * *

В темной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы. (Пчелы в улье)

* * *

Явился в желтой шубке.

Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

* * *

Красные лапки

Щиплют за пятки. (Гуси).

* * *

Черный, проворный,

Кричит «карк»,

Червякам враг. (Грач)

Б. Ширшов

* * *

Летела птица,

Не перната,

Не крылата,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто ее убьет,

Человечью кровь

Прольет. (Комар).

* * *
^

Много мастеров


Срубили избу без углов. (Муравьи)

* * *

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В поле ночует,

Коноплю ворует. (Воробей).

* * *

На полянке, возле елок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (Муравейник)

* * *

Не зверь, не птица, -

А нос, как спица. (Комар).

* * *

Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

* * *

Верещунья, белобока,

А зовут ее ... (сорока).

* * *

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

* * *

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его ... (скворец).


* * *

Игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по суще­ственным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвертая — к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: «Рассмотрите картинки и опре­делите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним, словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибся или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить, следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек.

^ ПРИМЕРНЫЕ РЯДЫ КАРТИНОК

  1. Рубашка; туфли, брюки, пиджак;

  2. яблоко, крыжовник, смородина, малина;

  3. телевизор, шкаф, стул, кровать;

  4. кукушка, сова, бабочка, сорока;

  5. тарелка, хлеб, кастрюля, ложка;

  6. ромашка, береза, ель, тополь;

  7. помидор, огурец, морковь, слива;

  8. шапка, берет, шляпа, носок;

  9. топор, пила, ручка, рубанок;

  10. медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.




Игра «СОБЕРИ ШЕСТЬ».

Цель: учить относить единичные предметы к определенным темати­ческим группам.

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игруш­ки, мебель и так далее). Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берет по одной картинке, называет ее и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одина­ковые группы, открывают еще по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе нужные. При этом дети должны объяснять, почему он просит себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игруш­ки». Выигрывает тот, кто первый собрал свою группу картинок (коли­чество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например по шесть картинок).


Игра «КЛАССИФИКАЦИЯ».

Цель: учить распределять по группам единичные предметы, закреп­лять в речи детей слова-обобщения.

Ход игры. Перед детьми лежат наборы картинок изображени­ями вверх. Детям предлагается распределить все картинки по группам так, чтобы они попали в какую-нибудь группу, лишних не должно ос­таться. Выигрывает тот, кто быстрее всех навел порядок и распреде­лил все картинки по группам, не сделав при этом ошибок или сделав меньше всех ошибок. Наборы картинок у всех играющих должны быть одинаковые.


^ ИГРЫ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ.

Глагольный словарь пополняется разными путями: в про­цессе выполнения различных действий, когда вместе с действием усва­ивается и слово-название этого Действия; при чтении книг обращается внимание на новые слова, в том числе и глаголы; глагольный словарь растет за счет образования однокоренных слов с разными приставка­ми (пришел - подошел) и так далее.


Игра «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ».

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г.Сапгира.

Ветер весеннюю песню донес.

Песню пролаял охотничий пес,
Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакал и песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал,

Рысь промурлыкала,

Сом промычал. .

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.


Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выиграет тот, кто собе­рет больше картинок.

Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ» (РОЛЕВАЯ ИГРА).

Цель: активизация приставочных глаголов, обозначающих движение.

Ход игры. Для игры понадобится большое изображение города с улицами, мостами, площадями, переулками, а также игрушечные автомобили. План города раскладывается на столе, машинки помеща­ют на противоположных концах города. Одновременно «едут» по го­роду два игрока, каждый проезжает какую-то часть пути и останавли­вается, давая другому возможность двигаться. Во время «движения» игроки должны сказать по одному приставочному глаголу, однокоренному слову «ехать»: «Я переехал через мост». «Я выехал из пере­улка». Слова не должны повторяться, иначе у машины «кончится бен­зин», и ей придется брать талон для заправки (штрафное очко). «По­катавшись по городу», игроки выезжают из него и подсчитывают штрафные очки. Выиграет тот, кто наберет меньше штрафных очков.




Игра «ЭСТАФЕТА».

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово — действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернется к ведущему, он зада­ет новое слово, но палочку передает в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Примерный ход игры: собака — лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка — мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
^

Игра «ВЕРНО ЛИ ЭТО?»


Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуа­ции. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это?» — после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выиграет тот, кто получит больше фишек.

^ ВЕРНО ЛИ ЭТО?

Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?

Л. Станчев


^ ЗНАКОМСТВО С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ.

Читая детям произведения художественной литературы, обращайте внимание на такие выражения, как «счастье улыбнулось», «холодный взгляд» и так далее. Без объяснения взрослого такие выражения, построенные на скрытом сравнении, могут быть неправильно поняты ребенком, и тогда исказится понимание всего текста «Осо­бенно много метафор в текстах загадок. Ваш старший дошкольник, в отличие от трех-четырхлетнего малыша, вполне справится с отгадыванием сложных загадок, имеющих в тексте метафоры. Разберите загадку, установите вместе с ним, почему горошинки, например, названы бусинками или лепестки ромашки — ресницами.

* * *

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички. (Ромашки)

* * *

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки. (Горох)

* * *

В полотняной стране

По реке-простыне

Плывет пароход

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

* * *

Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится Деревянный дымок. (Рубанок)


^ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Главное направление в работе по развитию грамматичес­кого строя речи детей после пяти лет — помочь им начать относиться осознанно к грамматике. До сих пор они овладевали практически грам­матической системой, не подозревая, что склоняют, спрягают, изменяют по родам и числам слова различных частей речи, употребляя при этом сложные и простые предложения. Многое пока и останется тайной, но уже в дошкольном возрасте можно познакомить детей с понятием «пред­ложение», «слово»; показать, что речь состоит из предложений, а пред­ложения — из слов. Вначале данные понятия вводятся с помощью вспо­могательных средств: для предложения применяется длинная полоска бумаги, для слов — короткие полоски. Дети слушают предложение и выкладывают сначала длинную полоску, а затем короткие по числу слов в предложении. Первые предложения для анализа не содержат в составе предлогов и союзов, но, конечно, постепенно такие предложения обяза­тельно нужно учить анализировать, чтобы дети усваивали навык раздельного написания предлогов и союзов еще задолго до того, как начнут овладевать письмом. Кстати, навык раздельного написания можно сфор­мировать и с помощью правильного произнесения считалок: каждое сло­во произносится слитно ни в коем случае не по слогам, а предлоги и союзы: выделяются в отдельные слова, например: «Катилася — торба — с — высокого — горба — в — этой — торбе -— хлеб — соль — пше­ница — с — кем — хочешь — поделиться?» (15 слов).

Вторым, не менее значимым направлением в работе по совершенствованию грамматического строя дошкольников считается предупреждение ошибок в употреблении отдельных грамматических форм, в частности, родительного падежа множественного числа существительных; винительного и родительного падежей неодушевленных существительных и так далее.


^ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.


Игра РЕГУЛИРОВЩИКИ» (РОЛЕВАЯ ИГРА).

Цель: учить на слух определять конец предложения.

Детям предлагается стать «регулировщиками». Но регулировать они будут не уличное движение, а речь ведущего. Слушая произносимые вслух предложения, они должны будут поднимать сигналы — точки — в том месте, где предложения заканчиваются. Ведущий обязан остановиться тогда, когда дети поднимут сигнал. Если они ошиблись, ведущий указы­вает им на ошибку, демонстрируя тот фрагмент предложения, который дети приняли за целое. Таким образом, усваивается понимание того, что предложение выражает законченную мысль.


^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИГР.

ЖИЛ НА СВЕТЕ СЛОНЕНОК.

Жил на свете слоненок. Это был очень хороший слоненок. Только вот беда: он не знал, чем ему занять­ся, кем быть. Так все сидел слоненок у окошка, сопел и думал, думал...

Однажды на улице пошел дождь.

- У-y! - сказал промокший лисенок, увидев в окошке слоненка. — Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!

Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата - все прятались под его большими ушами от дождя.
^

Г. Цыферов


ГРИБЫ.



Люблю грибы собирать. Под березами — подбере­зовики. Ножка тоненькая, шляпа широкая. В сухом бору гриб боровичок. Шапки на глаза насунулась, смотрит сердито... Вдоль ручья — осинки. Под осинками — подосиновики. Бравые ребята в белых майках и крас­ных тюбетейках.
^

Н. Сладкое




Игра «НАПИШЕМ КУКЛЕ ПИСЬМО».

Цель: научить определять количество слов в предложении, опира­ясь на вспомогательные средства.

Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозна­чающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную по­лоску - «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько ко­ротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анали­зируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

Для анализа можно использовать предложения из текстов к пре­дыдущей игре.


Игра «ПОДНИМИ ЦИФРУ».

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую циф­ру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

^ ПРИМЕРНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

Алеша спит.

Петя кормит кур.

Врач лечит больного ребенка.

Мама купила Наташе красивую куклу.

Сильный спортсмен легко поднял тяжелую штангу.


Игра «КАРЛСОН ПРИСЛАЛ ПИСЬМО».

Цель: научить ориентироваться в готовой схеме предложения.

Ход игры. Ведущий объявляет детям, что Карлсон прислал им пись­мо, но, так как он живет в другой стране и не умеет писать по-русски, он написал каждое предложение в виде схемы. Нам нужно отгадать, что хотел сообщить нам Карлсон, то есть составить, предложение к каждой схеме.

^ ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИГРЫ




ИГРЫ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОШИБОК В УПОТРЕБЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ.


Игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель: закрепление употребления в речи существительных в роди­тельном падеже множественного числа.

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки,
не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном
падеже множественного числа.) Дети добавляют недостающее слово
и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот,
кто получит больше фишек.

* * *

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ... (ботинок).

* * *

Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных ... (калош)!

К. И. Чуковский

* * *

Муравей, муравей

Не жалеет ... (лаптей).

* * *

Робин бобин,

Барабек

Скушал сорок ... (человек).

* * *

Он сказал: «Ты злодей, Пожираешь людей,

Так за это мой меч—

Твою голову с ... (плеч).

К. И. Чуковский

* * *

Где убийца, где злодей?

Не боюсь его ... (когтей).

К. И. Чуковский

Игра «КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ».

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слухо­вой памяти.

Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько чело­век. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу... воро­бья» — и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя»— и бросить мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в дан­ной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составля­ется новое предложение, и так далее.

^

Игра «ЧТО Я ВИДЕЛ, И ЧЕГО НЕ СТАЛО?»


Цель: различение в речи форм винительного и родительного паде­жей неодушевленных существительных, развитие кратковременной зри­тельной памяти.

Ход игры. Перед ребенком на столе располагают 5—6 предметов или игрушек. Какое-то время он их рассматривает, затем закрывает гла­за. Одну игрушку убирают и разрешают ребенку открыть глаза: Он дол­жен заметить, какая игрушка убрана, и назвать ее, используя такую кон­струкцию: «Я видел мяч. Сейчас я не вижу мяча».


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ.

^

Игра «ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ»


Цель: научить правильно строить предложения с причинно-следствен­ной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово потому что. Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выиграет тот, кто соберет больше фишек.

^ НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИГРЫ.

Вова заболел ...

Дети легли спать ...

Лед на речке растаял …

Стало очень холодно…

Мама взяла зонт ...

Очень хочется пить ...

Деревья сильно закачались ...


Игра «ЗАЧЕМ НАМ ЭТИ ВЕЩИ».

Цель: научить использовать в речи сложноподчиненные предложе­ния цели.

Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, ка­рандаш, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы. «Я взял карандаш, чтобы рисовать».


^ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.


Основные виды связного высказывания — рассказ и пе­ресказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевой обра­зец; дана композиция текста, речевой материал грамматически пра­вильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребен­ка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Самостоятельный рассказ — высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.

Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ тек­ста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятель­ный рассказ -из диалога по поводу событий из личного опыта ре­бенка. Собственно монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому будут побуждать. Не все дети испытывают потреб­ность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна про­слеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим малышом все этапы этого разви­тия.

Как уже было сказано, монологическая речь строится на хоро­шо развитом умении вести беседу, то есть на диалоге. Побольше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры на различные темы, причем давайте возможность малышу сказать как можно больше. Главное, внимательно слушайте своего маленького собесед­ника, не дайте ему понять, что вам неинтересны его проблемы и увлечения. Ребенок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать.


^ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ.

Родители имеют большие возможности развивать связ­ную речь ребенка, разговаривая с малышом по поводу прочитанных ему книг. Первоначально это будут беседы по содержанию текста, предпола­гающие ответы на вопросы. Внимательно и заинтересованно выслушивай­те любые ответы детей, поощряйте их попытки рассуждать, высказывать свое отношение к персонажам сказок или рассказов. Умение ставить нужные вопросы придет к тому, кто захочет, чтобы ребенок правильно понял содержание. Добивайтесь понимания прочитанного вами текста, иначе зачем вы и читаете его ребенку?

Главная опора при обучении пересказу — на память и понимание, поэтому, предложив ребенку пересказать текст, надо убедиться, что он его понял. Для этого надо уточнить значение слов, выражений, кото­рые могут быть непонятны после первого прочтения. Правильность понимания текста в целом проверяется с помощью поисковых вопро­сов. После предварительной работы по уточнению Смысла надо соста­вить план пересказа. Делается это путем подбора вопросов к тексту, задаваемых серией. Очень конкретные вопросы задавать не стоит, чтобы пересказ не превратился в вопросно-ответную беседу по тексту. Глав­ное, чтобы с помощью вопросов ребенок смог связать отдельные ча­сти текста между собой и не нарушил при пересказе последовательно­сти событий.

Если текст небольшой по объему, ребенок может пересказать его полностью. Прочитав малышу текст, спросите его, о чем или о ком говорится в сказке, какие события происходили, понравилась ли ему сказка и ее главные герои? Затем попросите ребенка рассказать сказ­ку мишке или кукле: «Мишка спал, пока я читала тебе сказку, не слы­шал ее. Расскажи, пожалуйста, ему подробно все, что ты запомнил».

^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ.

ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ (русская народная сказка.)

Жили-были Пузырь, Соломинки и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит Пузырю:

  • Пузырь, давай на тебе переплывем!

  • Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на. берег. Мы по ней перейдем,

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул.


После чтения взрослый задает ребенку вопросы серией, опираясь, на которые, тот будет рассказывать своим игрушкам сказку.


  1. О ком эта сказка?

  2. Правильно ли переправлялись через реку Пузырь, Соломинка и Лапоть?

  3. А кто предложил правильный способ переправиться?

  4. Понравился ли тебе Пузырь? Почему нет?


ЛИСЯТА.



У охотника жили в комнате два маленьких лисенка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днем они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднима­ли возню — носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бега­ют по моему приятелю, как по полу, пока тот не при­крикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи. Раз! -—и по занавеске взберется лисенок прямо до самого верха. Два! — и он уже на самом шкафу. А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать... Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого. И под стуль­ями нет. И под кроватью нет. И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевертывается, подпрыгивает. Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охот­ник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисенка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог — и дру­гой выскочил.

Вот такие ловкачи!

Е.Чарушин

Вопросы к тексту.


  1. Про кого говорится в этом рассказе?

  2. Какие были лисята? Как называет их автор?

  3. Как играли лисята?

4) Куда лисята однажды спрятались?
5} Как охотник обнаружил лисят?

  1. Чем заканчивается рассказ?


Кроме приведенных текстов можно брать рассказы Е. Чарушина («Курочка», «Волчишко» и другие), К. Д. Ушинского («Петушок с семьей», «Бишка», «Кто важнее» и др.), русские народные сказки («Лиса и рак», «Петух и собака», «Лиса и кувшин» и другие), а также сказки В. Сутеева.

Большие тексты тоже можно пересказывать, но не полностью, а выборочно, найдя какой-нибудь особенно интересный отрывок.


^ ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПЕРЕСКАЗА.

Сказку можно разыграть с ребенком, предоставив ему возможность выбирать себе роль. Особенно подходящими для драма­тизации являются сказки «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» и любые другие сказки, которые с удовольствием любит слушать ваш малыш. Некоторые дети играют за всех персона­жей, изображают сказку, а не просто пересказывают ее. Такое заня­тие надо всячески поощрять и при возможности участвовать в этой игре.

Заинтересовать ребенка, особенно не очень активного, можно с помощью кукольного театра. Изготовив несколько кукол-перчаток различных животных, вы получаете возможность разыгрывать боль­шое количество сказок (например: «Волк и лиса», «Соломенный бычок», «Лиса и заяц» и другие). Куклами могут стать и обычные игрушки, главное — проявить желание поиграть.


^ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА.

Пересказывать можно не только прозаический текст, но и стихотворный. Лучше всего подходят для этого стихи-небылицы. Ре­бенку нужна восстановить правильные действия, и новый текст Прихо­дится передавать прозой.

^

МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ТАКОЕ?


Слышал небылицу?

Вот что говорят:

На лужок лисица

Привела цыплят!

Квохтала, как квочка,

Озирая луг.

Желтые комочки

Бегали вокруг.

А по речке кошка

В лодочке плыла.

Птица в чайной ложке

Меду принесла!

А в лесу дремучем

Мишка печь сложил!

Заяц на машине

Бревна подвозил!

Прыгнул слон с балкона

И, как шар, повис:

Он никак не может

Опуститься вниз...

Он висит над крышей —

Можете взглянуть!

Про такое слышал

Ты когда-нибудь?

Л. Станчев

Существуют также стахи-перепутаницы, текст которых можно вос­становить, исправив ошибки. Дети с удовольствием этим занимаются и получают опыт творческого пересказа, да еще и развивают при этом наблюдательность, речевую память и логическое мышление. Кроме этого, у малышей воспитывается чувство рифмы.

Первоначальный искаженный текст

* * *

Злой кабан сидел на ветке, Пароход томился в клетке. Дикобраз давал гудки,

Соловей точил клыки.

Кошка физику учила,

Маша хвостик свой ловила. Мальчик булькал на костре, Чайник прыгал во дворе. Телевизор удит рыбу,

Дед вспорхнул и сел на глыбу. Чиж купил пальто и зонт.

Строгий дядя сдан в ремонт.

Исправленный текст

* * *

Злой кабан точил клыки,

Пароход давал гудки.

Дикобраз томился в клетке, Соловей сидел на ветке.

Кошка хвостик свой ловила,

Маша физику учила.

Мальчик прыгал во дворе,

Чайник булькал на костре.

Дед купил пальто и зонт, Телевизор сдан в ремонт.

Строгий дядя удит рыбу.

Чиж вспорхнул и сел на глыбу.


Нравится малышам пересказывать юмористические стихи, в которых незадачливый герой все делает наоборот. Обычно дети не затрудняются. В поиске неправильных действий и, пересказывая стихотворение, комментируют действия героя и исправляют его ошибки.

В качестве материала к данному виду задания можно использовать стихотворную сказку С. Я. Маршака «Что ни делает дурак, все он делает не так», а также стихотворение Л. Квитко:

Мама сказала:

— Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи.

Дров наколоть

Не забудь, мой сынок;

Поймай петуха

И запри на замок.


* * *

Сестренка, тарелки, Петух и дрова...

У Лемеле только

Одна голова.

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

— Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно Помыл кипятком, Четыре тарелки

Разбил молотком.

Но долго пришлось

С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать.



^ ОБУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

После пяти лет дети должны уметь связно рассказы­вать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспри­нятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и за­конченностью, не отвлекаясь от темы.

Основные задачи, которые ставят взрослые при обучении детей рассказыванию:

— учить детей правильно строить рассказ: начинать с начала, со­блюдать логическую последовательность повествования;

  • учить связывать части рассказа в нужной временной последова­тельности;

  • учить рассказывать живо, выразительно, высказывая свое отно­шение к содержанию повествования;

  • развивать образную речь детей;

  • учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков;

—учить грамматически правильно строить предложений.

С чего начать обучение? Всегда легче рассказывать о знакомых собы­тиях, описывать знакомый предмет или действие, которое умеешь совер­шать, поэтому первые образцы связной речи — это рассказы на темы из личного опыта. Посетите с малышом библиотеку или сходите в парк на аттракционы, и пусть он расскажет о своих впечатлениях другим членам семьи, а вы будете направлять его рассказ. Вечером, иди домой из дет­ского сада, поговорите о том, как прошел день, с кем играл, что нового узнал на занятиях, какую книгу читала воспитательница. Если постоянно побуждать ребенка к рассказыванию о прожитом дне, это станет потреб­ностью ребенка — поделиться с мамой впечатлениями о пережитом.

^ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.

Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок. Ре­бенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.

Когда ребенок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последователь­ности серию из трех — четырех картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребен­ку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои: Буратино, Чебурашка, Незнайка и др.

^ ПРИМЕРНАЯ СЕРИЯ КАРТИНОК ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА.





ПРИМЕРНЫЕ НАБОРЫ СЕРИЙНЫХ КАРТИНОК ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ..





Закрепить умение соблюдать правильную логическую последовательность в рассказе можно с помощью игр, в которых применяются наборы серийных картинок.


Игра «НАЙДИ КАРТИНКЕ МЕСТО».

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребенку с тем, чтобы он нашел ей нужное место. После этого просят ребенка составить рассказ по восстановленной серии картинок.


Игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребенком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

^

Игра «КАКАЯ КАРТИНКА НЕ НУЖНА?»


Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребенок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.


Игра «СОСТАВЬ ДВА РАССКАЗА».

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.


Игра «НАРИСУЙ СКАЗКУ».

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребенку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребенок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Ко­нечно, пятилетнему малышу нелегко одному выполнить такое задание, нужно ему помочь. Покажите, как схематично нарисовать человечка, домик, до­рогу, определите вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, то есть выделите главные повороты сюжета. Начать лучше всего со знакомой, легкой по композиции сказки, например с «Колобка» или «Репки». Картинки к сказке «Репка» могут получиться следующие:


^ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ.

Ребенок в пятилетнем возрасте способен составить рас­сказ-описание картины, если ее сюжет доступен пониманию. В каче­стве опоры при описании надо расположить рядом фрагменты данной картины — предметные картинки. Так ребенок не забудет рассказать о каждой детали, и описание будет более полным.


Игра «ФОТОГРАФ».

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребенка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного места. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял от­дельно, значит, они очень важные».







^ ПРИМЕРИМ КАРТИНА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ.


Игра «ПОИСК ПРОПАВШИХ ДЕТАЛЕЙ».

Чтобы усилить игровую ситуацию при выполнении данного вида задания, вырезаем из большой сюжетной картины несколько фраг­ментов и помещаем их рядом. «Фотография испортилась, некото­рые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохра­нились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фраг­мент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».





На этой картине отсутствуют детали 8(на месте нужного фраг­мента пустой квадратик): один утенок, ветка камыша, сидящая на вет­ке птица, лодка, полотенце.


^ РАССМАТРИВАНИЕ НЕЛЕПЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.




Любят дети рассматривать картинки-нелепицы, находить и обсуждать ошибки. Нужно только попросить ребенка не просто перечислить неправильные места, но и доказывать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и. с элементами рассуждения.
^

ПРИМЕРНЫЕ КАРТИНКИ-НЕЛЕПИЦЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ «ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ»








^ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПЕРЕПУТАННЫХ СЮЖЕТОВ.

Поиск ошибок можно вести не только на картинках-нелепицах, изображающих то, чего в жизни не бывает. Есть картинки-перепутаницы, на которых известные сказочные герои нахо­дятся не в своих сказках. Такие картинки являются своеобразными викторинами, проверяющими осведомлённость ребенка, знание им сказочных сюжетов, и в то же время они очень подходят и для раз­вития умения рассуждать. Пусть малыш докажет вам, вспоминая сказ­ку, что художник ошибся, нарисовав со стрелой на болоте не лягушку, а курочку Рябу, например.



^ СРАВНЕНИЕ КАРТИНОК.

Еще один важный вид работы с сюжетными картинка­ми, дающий возможность развивать не только речь детей, но и внима­ние, воспитывать усидчивость; улучшать работоспособность — сравне­ние двух похожих картинок с целью нахождения отличий. Материал для сравнения можно найти во многих детских журналах. Играя с ребенком в поиск отличий, дайте ему образец применения сложносо­чиненного предложения: «На левой картинке у кота на шляпе узкая ленточка, а на правой картинке — широкая ленточка». Следите за тем, чтобы ребенок тоже использовал данный тип предложения при нахождении отличий. Когда все отличия будут найдены, попросите малыша сказать, а чем похожи картинки. Ему придется делать полное описание картинки.


^ ПРИМЕРНЫЕ КАРТИНКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА

«ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧЕМ ПОХОЖИ КАРТИНКИ» (НА СЮЖЕТЕ СКАЗКИ «КОТ В САПОГАХ»).

Необходимо найти 7 отличий.




ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ-ОПИСАНИЙ ПРЕДМЕТОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ.
^

Игра «КАК ТЫ УЗНАЛ?»


Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, кото­рые им предстоит описывать. Ребенок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телеви­зор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существен­ные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто на­берет больше всего фишек.


^ ОБУЧЕНИЕ СВОБОДНОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.

Дети пяти-шести лет любят фантазировать, придумы­вать свои сказки, новых сказочных героев. Часто сочиняются целые серии приключений с полюбившимся персонажем. Если родители вклю­чаются в эту игру, может составиться небольшая книжечка похождений какого-нибудь героя: родители запишут со слов ребенка текст, а ма­лыш нарисует картинки.

Детские фантазии и сказки легко записать на магнитофон, тогда они сохранят всю прелесть непосредственного, наивного творчества, а по истечении нескольких лет станут драгоценным подарком ва­шему подросшему ребенку. Так же ценны будут и видеозаписи, если сделать их «скрытой камерой» во время процесса творчества юного сказочника.

Если же ваш малыш не очень пока увлекается сочинением, побуждайте его к этим занятиям. Рассматривая картинку, попросите его придумать предысторию события, изображенного на картинке, а также продолжение действия. Поощряйте любые варианты, выд­вигайте свою версию, лучше какую-нибудь нелепую, чтобы дать ребенку шанс вас опровергнуть, а значит, и порассуждать.


ИГРА «А Я БЫ…».

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребенку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал одним из главных персонажей. Запишите рассказ ребенка на магнитофон, проанализируйте его по плану:

  1. грамматическая, фонетическая, лексическая правильность речи;

  2. эмоциональность речи; -

  3. мера самостоятельности в выборе сюжета;

  4. есть ли элементы контаминации известных детям художествен­ных произведений.


^ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ РЕБЕНКА.

Нормальное развитие речи ребенка связано с развити­ем движений пальцев рук, так как моторная речевая зона в головном мозге является частью двигательной области. Тренировка тонких дви­жений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Работа по развитию мелкой моторики руки состоит из занятий, развивающих тактильные ощущения, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, лепке из пластилина, бисероплетению и других занятий рукоделием.

^ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.


Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. Перед игрой дети могут посмотреть и потрогать предметы, которые будут использоваться в игре. Затем предметы прячутся в «чудесный мешочек». Ведущий просит достать из ме­шочка любой предмет, но не называет сам предмет, а загадывает загадку, отгадкой и будет являться данный предмет. Когда ребенок отгадает загадку, ему разрешают достать из мешочка данную вещь.

^ ПРИМЕРНЫЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ИГРЫ.

* * *


Под кочкою крошка,

Только шляпка да ножка. (Грибок)

* * *

Есть крылья, а не птица,

Ног нет, а не догонишь. (Рыбка)

* * *

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)


* * *

Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок!

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду. (Зернышко)


* * *

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом, и самолет,

И большущий пароход! (Карандаш)


* * *

Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз — и треснул бок. (Орех)


Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», II ВАРИАНТ.

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. По другому варианту хода игры ребенок нащупывает в мешочке Предмет, называет его, а затем уже вынимает и пока­зывает ведущему.


Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», III ВАРИАНТ.

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. Более сложным вариантом проведения игры будет такой, в котором предметы предварительно детям показывают, но трогать не разрешают.


Игра «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», IV ВАРИАНТ.

Цель: развитие тактильных ощущений.

И еще более сложным заданием будет определение на ощупь предметов, которые детям предварительно даже не показывали.

Наборы для игры обновляются постепенно, заменяя предметы и игрушки не сразу, а по одному, пока не заменятся все предметы.


^ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатывают ста­тические и динамические движения. Для таких игр хорошо подобрать или сочинить небольшие сказки или рассказы, содержание которых можно проиллюстрировать с помощью движений пальцев, тогда детям будет интереснее выполнять движения. С другой стороны, тексты луч­ше запомнятся, если их рассказывание сопровождается показом дви­жений, так как последовательное выполнение движений будет являться как бы планом текста.

Текст рассказа Г. Скребицкого

Движения пальцев рук

Зима. Лесная полянка покры­та белым пушистым снегом. Те­перь на ней тихо и пусто, не то, что летом.


Только изредка, пролетит над ней стайка щеглов или синиц.


Или дятел, усевшись на де­реве, начнет выколачивать клю­вом из шишки вкусные семена.


А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц.


Выскочит, станет столбиком, послушает, все ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес убежит.


Локти упираются на поверх­ность стола, руки подняты вверх, пальцы напряжены и рас­ставлены в стороны (деревья в лесу).


Кисти рук внутренней сторо­ной направлены к туловищу, большие пальцы соединены, ос­тальные плотно сжаты и дви­жутся, как в полете крылья у птицы (птицы летят).


Пальцы правой руки, сложенные в виде клюва, ударяют по паль­цам левой руки с разной силой (дятел стучит по дереву то громко, то тихо).


Большой, безымянный пальцы и мизинец вытянуты вперед и сжаты, средний и указатель­ный подняты вверх (мордочка зайца).


Положения пальцев те же, за­тем напряженными указатель­ным и средним пальцами делать скачкообразные движения (заяц убежал).




^ РАСКРАШИВАНИЕ КАРТИНОК.




Картинки для раскрашивания пора подбирать с мелки­ми деталями, с большим разнообразием оттенков цветов. Интересно сочетать упражнения в раскрашивании с выполнением заданий типа «Отыщи всех животных, которые спрятались на картинке».


Еще один увлекательный тип раскраски — раскрашивание по обозначенным цифрам. Картинка начинает проступать только тогда, когда правильно закрасишь все фрагменты согласно указаниям:







1 — желтый,

2 — оранжевый,

3 — красный,

4 — голубой,

5 — зеленый,

6 — черный,

7 — розовый.








Скачать 437,05 Kb.
Дата конвертации07.12.2013
Размер437,05 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы