4. Русская философия: основные этапы и специфика icon

4. Русская философия: основные этапы и специфика



Смотрите также:
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

«Философии и социологии»

полковник полиции

Л.В. Карнаушенко

«____»__________2012 г.


Дисциплина: Философия

Специальность: 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения.

Лекция

ТЕМА 4. Русская философия: основные этапы и специфика.


Подготовил:

профессор кафедры,

майор полиции

Самойлов С.Ф.


Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

протокол № 2

от «17»сентября2012


Краснодар 2012


^

Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2часа


Место проведения: лекционная аудитория согласно расписанию

Методика проведения: словесный (лекция)


Основные термины и понятия: русская идея, славянофильство, западничество, соборность, богостроительство, богоискательство, софия, всеединство, Абсолют, русский космизм, этика ненасилия.


^ Цели занятия:

  1. Показать, что разделение европейской философии на две ветви – западную, латинскую, католическую и восточную, византийскую, православную произошло в средние века. Притом истоком и фундаментом всей европейской философии является древнегреческая философия.

  2. Определить основное содержание философских идей на всех этапах развития русской философской мысли.

  3. Выделить особенности русской философии, отличающие ее от других философских систем, показать ее самостоятельность и значение для мировой культуры.


План лекции

Введение
  1. ^

    Генезис русской философии.

  2. Русская философская мысль эпохи Просвещения.


  3. Основные направления русской философии XIX в.

  4. Ведущие тенденции развитии русской философии XX в.

  5. Особенности русской философии как феномена мировой культуры.

Заключение (выводы)
^

Основная литература


Дополнительная литература


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 2 «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СПЕЦИФИКА» принадлежит к РАЗДЕЛУ I. «ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Краснодарского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Актуальность темы лекции определяется ее безусловной необходимостью для осмысления практически всех тем курса с учетом достижений отечественной философской мысли.

Теоретическая значимость лекции состоит в том, что она дает понимание особенностей отечественной культуры, частью которой является философия. Философские идеи, высказанные и сформулированные отечественными мыслителями, сформировали самобытное самосознание, которое и в настоящее время определяет отношение российского гражданина к наиболее актуальным проблемам российской жизни. Практически все дисциплины социально-гуманитарного цикла, которые изучают курсанты Краснодарского университета МВД России, тесно связаны с фундаментальными мировоззренческими ориентирами, определяемыми отечественной философией.

Практическая значимость лекции обусловлена выявленностью тех смысложизненных ценностей, которые могут стать ключом для понимания многих явлений современной жизни в России. Выявление основных ценностей жизни россиянина способствует созданию предпосылок для общественного консенсуса.

Предметом лекции является осмысление русской философии как феномена мировой культуры.

Лекция структурно включает в себя две основных предметных части:

1) Истоки русской философии,

2) Основные направления и тенденции развития русской философии в XIX-XX веках.

Целью лекции является формирование целостного представления о становлении и развитии русской философской и общественно-политической мысли и о сущности российской ментальности.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии, посвященных темам: «Философские школы современности», «История западноевропейской философии: от античности до XIX в.», «Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности».

Взаимосвязь данной лекции с последующими темами заключается в ее методологической и фактической важности для усвоения тем: «Учение об обществе», «Ценности в структуре человеческой деятельности», «Методология социально-гуманитарных наук», «Основные категории философии права», а также для изучения раздела III «Прикладные аспекты философского знания».


Вопрос 1

^ ГЕНЕЗИС РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Специфика становления и развития русской философии неотделима от истории страны. Следует иметь в виду, что Россия избежала рабовладения, крепостничество утвердилось тогда, когда в Западной Европе феодализм шел к закату, капитализм же в России существовал не столетия, а всего десятилетия. Потом его развитие было насильственно прервано с целью построения социализма и коммунизма. Поэтому русское общество вступило на путь цивилизации позже своих западных соседей. Для свободного развития философии в России традиционно ставились жесткие препоны. Царизм и церковь внимательно следили за всеми отклонениями от господствующей идеологии. Министр просвещения П.А. Ширинский-Шихматов как-то сказал: «Польза от философии не доказана, а вред возможен». Мыслители искали возможности в публицистике, литературной критике, эстетике для выражения своих идей. В годы сталинизма творческое развитие философии в стране было остановлено: деятельность философов была направлена на комментирование догм официальной идеологии, в русском же зарубежье продолжала свою жизнь религиозно-идеалистическая философия. Процесс формирования русской философии растянулся на восемь столетий, начиная с XI в. Философская мысль рождается с началом феодализма на Руси.

Западноевропейская схоластика получила древнегреческое наследство в латинских переводах, огромное значение придавалось комментариям к этим переводам, которые для переводчиков-монахов были едва ли не важнее самого текста. Главной задачей средневековой западноевропейской схоластики была интерпретация и согласование учения Аристотеля с христианской теологией. Искаженный в плотиновском духе Аристотель продолжал искажаться в духе средневековых переводчиков и комментаторов. У Аристотеля брали то, что было необходимо для западного христианства и для западной схоластики. Западноевропейское мышление сформировалось как рационалистическое, рационализм пронизывает всю духовную жизнь Западной Европы.

В Восточной Римской империи, далее в Византии влияние собственно греческой философии было гораздо сильнее, античная грамотность и традиции сохранились дольше, тем более что говорили и писали там, на греческом языке. Весь дух был гораздо ближе к античности, чем на Западе. В отличие от Запада, ведущим философом был не создатель логики Аристотель, а Платон, открывший мир идей. До завоевания турками Византии и массового исхода оттуда философов и богословов, в Западной Европе мало знали о Платоне. Отцом православия стал византийский патриарх Фотий (810-897), играющий для восточных церквей такую же роль, как Фома Аквинский – для западных. Фотий отрицал претензии западного христианства на исключительность, доказывал, что Византия - единственный очаг европейской культуры, всячески противопоставлял западное, римское христианство восточному, византийскому. Платоновским духом (а, по сути, – духом Фотия) пронизана идея строя славянской письменности, а также православная церковная литургия.

Со временем две ветви европейской философии – западная латинская, католическая, расчлененно-логическая (т.е. скорее аристотелевская) и восточная, византийская, православная, синкретическая (т.е. скорее платоновская) – все больше отделялись друг от друга. Это разделение усугублялось не только разделением церквей, но и границами государств, чьей ментальной самоидентичностью стало соответственно аристотелевское или платоновское мироощущение.

Скажем несколько слов в защиту древне- и средневековой русской философии. Следует отметить, что далеко не все исследователи русской философии начинают ее со времен седой старины. В.В. Зеньковский считает, что первые начатки самостоятельного философского творчества можно найти; в России лишь во второй половине XVIII века, а само философское движение начинается лишь с XIX века. Весьма скупо описывает русскую философию до начала XVIII века Н.О. Лосский. Довольно критично отзывается о древних и средневековых началах русской философии Г.Г. Шпет. Начало подобному отношению к древней и средневековой русской философии было положено П.Я.Чаадаевым, полагавшим, что «дивная связь человечески идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие во всем остальном мире к его теперешнему состоянию, на нас не оказали никакого действия...».

Такие воззрения были обусловлены не только отсутствием серьезной источниковедческой базы исследуемого периода, но некой аллергией на религиозное умствование как таковое, нежеланием (впрочем, вполне объяснимым) признавать за чисто религиозной философией право на самостоятельное и весьма обоснованное существование. Насколько это существование оправдано, мы постараемся доказать в данной лекции

Несмотря на значимость вышеприведенных авторитетов, мы все же полагаем, что первые представления о философии на Руси сложились после принятия христианства в 988 г., когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения «отцов церкви».

С принятием византийского православия начался процесс отторжения народных, языческих представлений, так полностью никогда и не преодоленных. Борьба христианства и язычества продолжалась во все века древнерусской истории, перейдя в Новое время. Христианизация шла сверху и встречала оппозицию социальных низов, которая выражалась и в народных волнениях, и в пустующих храмах, и в сохранении языческих обрядов.

Первые опыты русской философии восходят к древнекиевской эпохе. Особую значимость имеют творения великих каппадокийцев - ^ Василия Великого, Григория Нисского и Григория Назианзина, или Богослова, византийских богословов ранненикейской эпохи. Столь же значительным было влияние Иоанна Дамаскина (675-750), последнего классика византийской патристики и первого средневекового схоластика. Он, как и многие деятели культуры прошлого, воплощал в себе разные направления духовности своего времени: богослов, гимнограф, философ. В его основном труде «Источник знания» дается несколько определений философии с целью показать широту и многозначность данного термина.

Философия в древней Руси занимала не такое положение, как в средневековой Западной Европе, где она рассматривалась и трактовалась как служанка богословия. На Руси философия выходила за рамки богословия. Конечно, она подчинялась официальной религиозной доктрине, но не богословию, которое рассматривалось как часть философии. В силу специфики российской истории, русского государства и самой русской православной церкви философия была подчинена скорее не религиозной, а государственной идеологии, которая на Руси всегда была приоритетной.

Интересна и многозначна и сама философская терминология в древнерусской философской литературе. В рукописях можно встретить разные слова и словосочетания, обозначающие «мудрость» и «философию» «мудрословие», «мудрование», «мудреглумление», «мудролюбие» и др.

Специфика освоения русичами греческой патристики определялась в первую очередь наследием правоучителей славянства Кирилла (826-869) и Мефодия (820-885). Из двух братьев наибольшей склонностью к философии отличался Кирилл, прозванный за это Философом. Славянскому просветителю было свойственно сближение философии с моралью, этикой.

Помимо патристических трактатов философские идеи проникали к Русь в составе всевозможных исторических хронографов и флорилегиев морально-назидательных сочинений. Так, например, в болгарском «Изборнике 1073 г.», созданном в киевской книжной мастерской для князя Святослава Ярославича Черниговского, с позиций аристотелизма обсуждались такие понятия, как материя, форма, естество и т.д. В сборнике содержится около двухсот глав более чем двадцати авторов (Василия Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Афанасиз Александрийского и др. В нем истолковываются сложные философско-богословские понятия (например, «Троицы», «святого Духа» и др.) Этот сборник - первый логико-философский трактат в древнерусской литературе. Близок по времени и обстоятельствам создания к Изборнику 1073 г. сходный с ним Изборник 1076 г., который также энциклопедичен и поучителен, ориентирован на патристику.

Из флорилегиев особенно выделялась «Пчела» - памятник афористического жанра, впервые появившийся на Руси в домонгольскую эпоху и распространявшийся во множестве списков вплоть до XVIII в. В данном сочинении содержатся интересные мысли о философии, мудрости, пользе учения.

В литературных русских памятниках XI - XIII вв. «Русская правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др. ставятся вопросы о единстве, национальной независимости и величии русского государства. Среди оригинальных древнерусских произведений на первое место, безусловно, следует поставить «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, первого главы церкви из русских. Оно создано в середине XI в. в период расцвета раннефеодального киевского государства и проникнуто пафосом и верой в грядущее могущество и процветание земли русской, идеей равенства всех народов перед «благодатью». Произведение Илариона является примером эстетического способа философствования, ставшего; важнейшим отличием отечественной культуры в целом.

Вторым митрополитом из русских стал ^ Климент Смолятич (XII в.), который, истолковывая распространенные библейские символические образы, на первое место ставит образ Премудрости.

Специфической чертой формирования русской философии было существование с давних времен своеобразного художественно-образного философствования (наряду с абстрактно-логическим.) В древнерусской культуре почитается образ Софии-Премудрости, восходящий к античной Афине-Палладе и библейским представлениям о Премудрости. Этот образ склонял к миру, сотрудничеству, взаимной любви и всепрощению. Многие представители русской религиозной философии (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский) считали, что вся жизнь русского народа пронизана софийскими чертами.

После принятия христианства на Руси развернулась мощная языческо-волхвистская оппозиция, которая стала базой для проникновения на Русь общехристианских ересей, которые постоянно сопровождали церковь с первых веков ее существования. Они в огромной степени стимулировали развитие «самобытного мудрования» на древнерусской почве. Подчас еретические движения имели языческий характер, даже церковное искусство сохраняло некоторые элементы дохристианского происхождения. В целом следует отметить, что древнерусское мировоззрение нельзя назвать сугубо христианским. Оно впитало в себя многие языческие традиции, и представляет собой сплав двух идеологий. Происходит процесс их взаимопроникновения и сосуществования при господстве православия. В народе складываются христиано-языческие представления, обмирщение догматического христианства и христианизация языческих традиций.

В конце XIV - начале XV в. происходит подъем национального сознания, который сопровождается религиозными спорами. Куликовская битва вызвала мощное патриотическое движение, ей посвящено немало произведений литературы, искусства, народного творчества, таких как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и о представлении великого князя Дмитрия Ивановича». В философском плане наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру этого времени. Исихазм - это аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности с помощью определенных приемов медитации, разработанное раннехристианскими отшельниками IV-VII вв. (Макарий Египетский, Иоанн Лествичник и др.) Практика исихазма связана с деятельностью Сергия Радонежского и его учеников-молчальников. Влияние исихазма проявилось в распространении философско-богословской литературы, в монашеской практике «умной молитвы» и «умного делания», в расцвете художественного творчества.

К началу XVI в. внутри церкви возобновляется борьба вокруг вопросе о монастырском землевладении. Русское духовенство раскалывается на две противоборствующие группировки: иосифлян, стяжателей, принимающих сторону московской централизации и «заволжских старцев», нестяжателей, ратующих за обновление церкви при сохранении ею прежней автономии, независимости от светской власти.

Нестяжатели, их идеологом был ^ Нил Сорский (Николай Майков (1433-1508) выступали против права монастырей на владение землями и крепостными крестьянами, против вмешательства церкви в политическую жизнь страны, что отвлекает духовенство от чисто духовных обязанностей. На сторону нестяжательства стал Максим Грек (Михаил Триволис) (1470-1555), греческий монах, приглашенный в Россию. Самое крупное творение Нила Сорского - Устав, средоточие философской, этической и психологической мысли древней Руси. Нил Сорский проповедует религиозную терпимость к инаковерующим и еретикам.

Основателем иосифлянства был ^ Иосиф Волоцкий (Иван Санин) (1439-1515). Оно разрушало средневековые каноны мышления, ставило на место веры разум и руководствовалось в отношении религии простой идеологической целесообразностью. Иосиф написал около сорока сочинений, в которых описывал два способа познания истины - духовный и естественный Основное его произведение - «Просветитель». В нем, а также многочисленных посланиях Иосиф призывал к жестокой расправе над еретиками. Обладая прекрасными деловыми качествами, начав на пустом месте, Иосиф оставил после себя один из самых богатых монастырей в тогдашней России. Иосифо-Волоколамский монастырь существует и поныне. В 1579 г. Иосиф Волоцкий был канонизирован.

Последователем и почитателем Иосифа был русский царь ^ Иван IV Грозный (1530-1584), для которого «Просветитель» Иосифа стал настольной книгой. Анализ политико-социологической доктрины иосифлянства, взятой на вооружение Московским государством, показывает, что в ней на первом плане стояло идеологическое обоснование абсолютизма, защита централизации и самодержавия. Для своего времени это была позитивная программа, отвечавшая насущным стремлениям российской действительности, всего восточнославянского сообщества.

XVI век знаменуется началом определенного прогресса русской средневековой культуры. В это время складывается доктрина «Москва - Третий Рим», ставившая целью возвеличение московских государей. После захвата турками Царьграда в 1453 г. в русском обществе постепенно формируется идея о перемещении политического и духовного центра восточно-христианских стран и народов в Москву. Зародыш этой теории первоначально содержится в сочинениях новгородского митрополита Зосимы, объявленного позднее еретиком. В Предисловии к составленной им Пасхалии (1492), упомянув о создании царем Константином «Нового Рима», он сравнивает с ним Владимира Киевского-Крестителя, называя его «вторым Константином». Но подлинным, истинно православным новым Константином оказывается Иван III. Это не просто верноподданническая лесть, не просто романтическое уподобление здравствующего великого князя давно умершему императору, а Москвы - столице его державы. Для Зосимы главным было противопоставление и вытеснение старого центра православия новым, московским. Мысли о Москве - новом центре христианского мира - излагаются в русском Хронографе 1512 г. В этих произведениях заложены предпосылки самой идеи перехода мирового значения Византии на Русь. Окончательно эта идея была сформулирована в посланиях псковского старца Филофея (пер. половина XVI в.) Идея провиденциализма: круг исторических судеб человеческих закончился торжеством и гибелью трех мировых царств, трех Богом избранных народов; с гибелью последнего, третьего царства наступит конец мира, Страшный суд. Два из этих царств уже пали: ветхий Рим, а за ним и Рим новый, так как изменили православию. С их падением единственным хранителем богооткровенной веры осталось царство Русское. Это царство - третий и последний Рим. Концепция Филофея способствовала подъему национального самосознания, укреплению политического единства и утверждению равноправия России среди европейских государств. Однако эта доктрина была несколько преждевременной. По своей сути она была чисто имперской, а перед Русью, Россией стояла еще задача становления государственности

Проблемы общественного устройства и путей развития России стоят в центре знаменитой переписки Ивана Грозного и ^ Андрея Курбского (1528 1583), чьи взгляды сложились под влиянием нестяжательства. Ярый противник Ивана Грозного, бежавший он немилостей царя в Польшу, он был знаком с философией Аристотеля и в доказательстве о естественности разума основывался на философских дефинициях Стагирита. Андрей Курбский прославляет правление справедливых правителей, находится на стороне просвещенного и ограниченного европейского монархического устройства, предрекает крушение власти тирана. Князь Курбский способствует развитию и собственно философской мысли в XVI в., пишет произведение, посвященные логике, которая способствует очищению истины.

XVII век является во многом переломным для России. В это время происходят большие социальные потрясения, сопровождавшиеся крестьянскими войнами. В эпоху «Смутного времени» начала века Россия подверглась польско-шведской интервенции, разорены земли, находившиеся в центре государства. XVII век начинается голодными годами л заканчивается неистовой борьбой Петра I с противниками его преобразований. Это был век коренных преобразований, изменений всего уклада жизни. Старая культура шла к упадку, новая только набирала силы. Происходит усиление крепостнической системы, расширяются границы России: продолжается покорение Сибири, происходит воссоединение Украины с Россией.

Церковный раскол середины XVII в. в полной мере обнажил духовный кризис древнерусского православия, его коренное несоответствие политическим стремлениям самодержавной власти. После периода Смуты, завершившегося избранием на царство новой династии Романовых (1613), явственно обозначилась перспектива европеизации России, превращения патриархальной Московии в «Российскую Европию». Основоположники раскола противились этой европеизации, распространению светского образования, с презрением отзывались о естествоиспытателях. Однако было бы неверно думать, будто неприятие философии присуще исключительно идеологии старообрядчества; это в известном смысле отличительная черта всей древнерусской духовности. В ней усматривался источник «мысленных прегрешений», ереси. При этом под философией разумелась преимущественно диалектика - искусство силлогистической аргументации и риторического витийства. Такое понимание философии присуще духовному лидеру старообрядчества протопопу Аввакуму (Петрову) (1620 - 1682). Он своим примером подтвердил, что защита национальной культуры без осмысления ее в контексте общечеловеческой традиции чревата не только духовным консерватизмом, но и застоем, стагнацией социальной жизни. Перу Аввакума принадлежит более 50 сочинений, наиболее известное среди них - «Житие», в котором помимо описаний страданий и непрестанной борьбы с вероотступниками содержится вера в Русь как образец благочестия. Итак, XVII век вошел в историю отечественной философской мысли как время постепенной профессионализации философии и выделения ее в особую форму общественного сознания. Он, с одной стороны, подвел итог многовекового развития древнерусской культуры, с другой стороны, открыл дорогу в новый этап становления русской философии.

Вернемся, однако, к исходному пункту нашей главы, и зададимся вопросом, имеет ли право русская древняя и средневековая философия считаться собственно философией как таковой.

Прежде всего, следует помнить, что философия как форма общественного сознания возникает там и тогда, где, собственно, это общественное сознание имело место быть. Можно ли утверждать, что общественное сознание на Руси отсутствовало? Совершенно очевидно, что существовало общество, со своим общественным бытием, так или иначе отраженным в общественном сознании. Существовала определенная идеология, психология, в конце концов, существовали другие формы общественного сознания (религиозное, моральное, художественное). Древние славяне находились на гораздо более развитом уровне, нежели примитивные первобытные племена, у которых еще не произошло отделение умственного труда от физического.

Хотя письменность и книжность пришли на Русь довольно поздно, но не принципиально позднее, чем в Западную Европу, особенно если говорить о германских племенах, которые были для греков и римлян точно такими же варварами, как и славяне. Мало того, грамотность древних славян была довольно высокой. Русь называли на Западе «Гардарикой» - страной городов. В то время как многие западноевропейские короли (даже такие, как Карл Великий), были просто неграмотными, русские князья не только активно способствовали проникновению грамотности на Русь, но и сами были способны создать философско-этические произведения (Владимир Мономах, Ярослав Мудрый). В средние века многие русские правители также отличаются изрядной ученостью и способностью к литературно-философскому творчеству (Иван Грозный, Борис Годунов и его сын Федор).

Как и на Западе, первоначально центрами культуры, умствования и философствования были монастыри. Некоторые из них (Киево-Печерская Лавра, Чудов монастырь в Московском Кремле, Псковский Елизаров монастырь) становятся буквально синонимами учености как таковой. Здесь жили, трудились и передавали свои знания последующим поколениям не только религиозные фанатики и интриганы, но и религиозные мыслители. Не следует забывать, что буквально вся жизнь средневекового европейца, как на Западе, так и на Востоке была теоцентрична. Естественно, что и первые учебные заведения создавались на базе монастырей и на нужды церкви, но философия (как служанка богословия), безусловно, в них изучалась и развивалась, а ни что как развитие подтверждает самостоятельность и оригинальность русской философии, по словам того же В.В.Зеньковского.

В.В.Зеньковский вполне справедливо полагает, что для собственно русской национальной философии требуется наличие собственно русских национальных идей. Таковые, как мы видим, были. Это и собственно русская идея Софии-Премудрости, и религиозно-философская доктрина «Москва - третий Рим», идеи исихазма, имперско-телеологические взгляды Иосифа Волоцкого и Ивана Грозного имеют чрезвычайно русский характер.

Все это делает русское философствование похожим, разнопорядковым, равноправным западному.

Было бы неправильным не замечать и явные отличия. В средневековой Руси не было университетов. Университет - это порождение западного, свободного города, это свободная корпорация студентов и преподавателей. Ничего подобного на Руси просто быть не могло в силу менталитета постмонгольского русского общества, в обстановке всеобщего рабства и тотального служения государю - верховному правителю, собственнику всех земель и людей, всего движимого и недвижимого. Однако полагать, что вне университетов не было и философии было бы принципиально неверным. Как известно, в Китае, Индии, Японии, на Арабском Востоке университетов в европейском смысле не было, а философия была.

Итак, с чем же пришла философская мысль России к началу XVIII в. Прежде всего, следует подчеркнуть, что ее характерной особенностью было развитие философских взглядов в рамках богословской литературы, в связи с религиозной проблематикой. Лишь к концу XVIII в. делаются первые шаги к обособлению философии от религии. В то же время обозначается приоритет проблем нравственности, повышенный интерес к идеям добра и зла, к духовному миру человека. Неотъемлемой частью теоретической мысли стала общественно-политическая проблематика. Настойчиво, хотя и медленно пробуждается интерес к науке. Несомненным является тот факт, что в Древней Руси существовало философское знание, философия понималась многозначно: и как практическое служение идеалу, и как умение выразить важные для человека проблемы его бытия, и как совокупность теоретического знания, и как всеобъемлющая мудрость. Вместе с тем, древнерусская философия не развивалась особняком, она была тесно связана с европейской средневековой философией, византийской культурой, контакты с которой особенно усилились в XVI - XVIII вв.


Вопрос 2

^ РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение на Западе было одним из трех величайших исторических событий, потрясших весь европейский мир, и собственно «сделавших» Европу Западом в современном смысле этого слова. Однако невозможно себе представить Просвещение без Ренессанса и Реформации. Каждый из этих трех великих западноевропейских потрясений был взаимообусловлен, одно следовало за другим, одно вытекало из другого. Россия знала только элементы Ренессанса. Духовная, политическая и экономическая свобода - порождение Ренессанса - прямо противоречили тенденциям становления российской государственности, постмонгольской ментальности и социально- экономическим реалиям страны. Религиозная реформация приняла совершенно уродливые формы. Вместо широкого народного движения - узкое, келейное, часто придворное «еретичество». Вместо реформ «снизу» - реформы «сверху» с целью «исправления» духовных книг. Вместо светской прогрессивной направленности религиозного протеста – крайне консервативное, часто изуверское движение против каких-либо реформ. Только в XVIII -XIX веках в некоторых старообрядческих согласиях проявляются элементы западного протестантизма, прежде всего касающиеся области трудовой этики.

Описываемый период был чрезвычайно бурным для российской истории. Эта эпоха начинается с царствования Алексея Михайловича, продолжается в эпоху Петра Великого, когда «петровское западничество» впервые вырвало Русь из мощных объятий православного Востока, и заканчивается во времена Екатерины II, в эпоху «открытых заявлений гуманных принципов». Центр России перемещается из Москвы в Петербург. Реформы Петра I конца XVII - начала XVIII в. коснулись всех сторон общественной жизни, вызвали ярый протест, как среди крестьянства, так и боярства, церкви. Открыто враждебная позиция высшего духовенства вынудила Петра I ликвидировать патриаршество, учредить правительствующий Синод, который поставил деятельность духовенства под контроль государства. Петр I опирался в продвижении своих реформ на дворянство и купечество.

В эту эпоху учреждаются различные школы, молодежь выезжает на учебу за границу, зарубежные ученые и специалисты приглашаются на работу в Россию. В 1725 г. начинает свою деятельность Петербургская Академия наук, которая способствует развитию естествознания, юриспруденции, географии, политической экономии, истории. Начинает формироваться философия вне тесных рамок богословия.

У истоков этого процесса стоял замечательный восточнославянский мыслитель ^ Франциск Скорина (1490-1551), издатель знаменитой «Библии русской». В центре внимания Скорины стояли социальные и нравственные вопросы. Он практически уравнивал законы божественные и мирские, низводил Священное писание на грешную землю, возвеличивал разум как добродетель человека и призывал обращать его на пользу своего народа и государства. Служение отчеству он считал важнее всяких церковных жертвоприношений, важнее самой веры.

Раньше всего просветительские идеи проникают в западнорусское общество. Выдающейся фигурой, подготовившей западнорусское Просвещение, был князь А.М.Курбский (1528-1583), о котором шла речь в предыдущем разделе.

Большое влияние на формирование философии на Руси оказали профессора ^ Киево-Могилянской академии, основанной в 1632 г. Ее основателем был Петр Могила (1596-1647), который преобразовал братскую школу при Богоявленском монастыре и ввел курс наук. Киево-Могилянская академия была первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Профессора академии обращались к античному наследию, тем самым пытались соединить истинно русское начало с традициями европейской мысли. Первые московские интеллигенты были «киевскими нехаями», т.е. выходцами именно из Киево-Могилянской академии. Первые серьезные сношения с Западом были через Украину, Польшу, Литву, Австрию.

Итак, с приходом к власти Петра I перестраивается весь строй жизни в России, в том числе и культура. В деятельности Петра I первостепенное место занимали два главных момента: укрепление абсолютизма и европеизация России. В принципе это были взаимоисключающие тенденции: Запад, прошедший через Реформацию и войны, расставался со своим абсолютистским прошлым, утверждая республиканские и демократические традиции. В России противостояние светской и духовной власти давно стало тормозом на пути социальных и политических преобразований. Было очевидно, что для усиления прогресса необходимо усиление не церковной, а именно светской, государственной власти. На практике это означало возвышение абсолютизма. В свою очередь, абсолютизм нуждался в новой идеологии, которая разрубила бы узел средневековья - господство православия. Петра явно не устраивала польско-австрийская отдушина на Запад. Как русский царь, как Романов, он генетически опасался католиков и явно тяготел к протестантизму. Однако победила общая ориентация на Запад - европеизация. Так завязался новый узел российской истории - абсолютизм и европеизм, распутывать который пришлось уже в XIX и XX столетиях.

Противоречивость этих тенденций отразилась на творчестве идеологов «Ученой дружины» Петра I - Феофана Прокоповича (1681-1736) и Василия Никитича Татищева (1686-1750). Первый выступил апологетом абсолютизма, второй, напротив, обосновывал европеизм, разработал идеологию западничества. В кружок входили также А.Д.Кантемир, И.Ю.Трубецкой, А.М.Черкасский. Большое внимание кружок уделял разделению науки и религии, обосновывая приоритет светской власти над духовной. Ф.Прокопович отмечал, что церковь не может быть государством в государстве, что это может привести к искажению принципа единовластия и стать причиной народных бунтов.

Но европеизация не была простым переходом из-под одного, византийского влияния под другое - западное (В.О.Ключевский). Лишь на начальном этапе преобладал крен в сторону механического заимствования достижений чужой цивилизации; но уже в эпоху Елизаветы и особенно Екатерины II восторжествовала идея национальной духовности, вызвавшая общее сочувствие в русском обществе. Ее зримым воплощением становится открытие в 1755 г. Московского университета.

Классический период русского Просвещения открывается колоссальной фигурой М.В.Ломоносова (1711-1765). Он был едва ли не первым русским мыслителем, с абсолютной убежденностью осознавшим свое интеллектуальное превосходство над философскими кумирами Запада.

Ломоносов находился на позициях деизма, считая, что мир веры и мир знания охватывают собственные сферы, не противореча и не мешая друг другу.

Ломоносов не сводил познание природы к чисто эмпирической систематизации объектов и явлений внешней действительности; он шел от теории, логического обобщения, которые позволяли строить философию природы. Его, прежде всего, привлекала проблема материи. Он писал: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Ломоносову удалось избежать отождествления материи и вещества, сведения материи к телесности, составляющего базис натурфилософских построений западноевропейских мыслителей XVII - XVIII вв. Для Ломоносова мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешательстве. Природа изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов. Мыслитель положил начало материалистической традиции в русской философии. Центральным пунктом его мировоззрения является атомно-молекулярная гипотеза. Материя толкуется как атомы, которые составляют тела, а промежутки между частицами вещества заполняются эфиром.

Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения, говорил о постоянном изменении природы в противовес догме о неизменности мира, созданного Богом.

В его гносеологии он превыше всего ставил достоинства разума. Мир в своей сущности постигается не чувствами, а рассуждениями.

В философии Ломоносова проросли многие зерна позднейших прозрений отечественной мысли. Радищев с гордостью называл его «согражданином Афин и Рима»; по его словам, он первым в Росси воздвиг «храм любомудрия» и науки.

Пик русского Просвещения приходится на время Екатерины II, когда становится официальной идеология «просвещенного абсолютизма». Она опиралась на православие, которое должно было укреплять верноподданнический дух, веру в Бога и покорность государю. Во второй половине XVIII в. продолжается подъем светской культуры и образования, развивается русская национальная культура.

Большим влиянием в это время пользуется масонство, которое пришло в Россию в 30-ых годах XVIII в. из Англии. Масонство представляет собой религиозно-философское течение вне официальной церкви. Первоначально масонские ложи образовываются в Москве, затем в Петербурге. В основе масонства лежат мистические учения Я. Беме, Л. Сен-Мартена, Э. Сведенборга. На первых порах масонская идеология не была единой и сочетала в себе христианскую мораль и просветительские идеи. Масоны провозглашали идеалы «братства» и «любви», нравственного совершенствования личности, которое приведет к обновлению всею человечества. Во главе русского масонства стояли И. Елагин, И. Шварц, И. Лопухин, С. Гамалей, кн. Н. Трубецкой, С. Лабзин, А. Кутузов. Масонские ложи были распущены указом Екатерины II в 1794 г.

Во время своего правления Екатерина II издает ^ Наказ, в котором провозглашает равенство всех граждан перед законом, выступая в защиту веротерпимости и вольности, хотя это и не мешало ей оставаться ярым сторонником самодержавия. Эта противоречивость породила все позднейшие течения русской политической философии.

Возникновение либерально-правового направления относится ко времени составления «Наказа» и бурных законодательных дебатов 1767-1768 гг. К этому направлению можно отнести С.Е. Десницкого (ок. 1739-1789), который выступил с оригинальной концепцией общественного прогресса.

Самым крупным представителем философии русского Просвещения 60-80-ых годов был ^ Яков Павлович Козельский (ок. 1728-1794). В 1768 г. Я.П. Козельский пишет «Философические предложения», которые явились крупной вехой в становлении политической философии русского либерализма. Он не смог полностью определиться в своем выборе между республикой и монархией, но важным было то, что он плюрализировал представление о путях развития российской государственности, развеял иллюзию нерасторжимости ее с монархическим правлением. Он придерживался концепции естественного права и договорного происхождения государства. Козельский ставит задачу дать систематическое изложение основных проблем философии, основываясь на древних и новых учениях. Это была первая попытка такого рода в России. Он базируется на идеях французского Просвещения и немецкого идеализма (вольфианства).

В Лондоне и Париже русские путешественники пристально вглядывались в чужеземные обычаи и традиции, стремясь постичь тайны цивилизованного существования. И многое вблизи утрачивало ореол процветания, отчетливо проступали контрасты и различия. Запад разнообразился в своих политических оттенках, умеряя восторги и упования российских европеистов.

Примечательный пример в этом отношении дает ^ Д.Н. Фонвизин (1744-1792), подолгу проживавший в 80-ых годах в Париже. Он выступал за просвещенную монархию.

Другое направление - патриархально-консервативное - было враждебно настроено по отношению к европеизации, западничеству, оно как бы вобрало в себя пафос русского раскола, погрузившись в прошлое России. Идейным вдохновителем этого направления был князь М.М. Щербатов (1733-1790). Отвергая петровские преобразования, Щербатов не идеализировал старину, в которой его, прежде всего не устраивало невежество народа, его суеверия. Он попытался создать собственную утопию «идеального» государства, названного им «Офирской землей». Щербатовская утопия несла на себе все черты феодально-полицейского государства.

Самобытные черты русской философии ярко проявились во взглядах ^ Григория Саввича Сковороды (1722-1794) который родился и жил на Украине. Он учился в Киево-Могилянской академии, потом преподавал. С 1769 г. стал вести жизнь странствующего философа, «старчины». Григорий Сковорода был истинным Сократом на русской почве. Он бродил по рынкам и ярмаркам, излагая свои взгляды. Как и Сократ, он видел свою жизненную задачу в духовном возрождении человека, в посвящении его в философию, углубляясь во все мелочи и случайности человеческой жизни. Он не оставил системы, но его писания проникнуты единым христианским миропониманием. Его философия построена на дуализме мира видимого, земного и невидимого, божественного. Все земное для Сковороды - только тень и след Божественного. Корень зла - в самообожествлении воли. Под внешним благополучием мира таится тайная скорбь, тайное отчаяние, проистекающее от мирового и личного греха. Главное место в его философии принадлежит идее о трех мирах: макрокосме, т.е. Вселенной, микрокосме, т.е. человека, и мире символов, т.е. Библии. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимый («тварь», сотворенный мир) и невидимый (Бог). Основная проблема человеческого существования заключается в обнаружении невидимой натуры через видимую. Этот дуализм преодолевается у Сковороды в мифическом учении о всеобщем воскресении, согласно которому воскресение мира произойдет благодаря воскресению человека.

Сковорода был оригинальным мыслителем. Ему удалось увидеть существенные противоречия французского Просвещения, в частности, в рассудочном разделении природы и искусства. Он не принял европейский рационализм, сохранив в своем учении национальный дух.

Третьим направлением этого периода можно назвать радикально-демократического направление, у истоков которого стоял Александр Николаевич Радищев (1749-1802), получивший образование в Европе, где он занимался естествознанием, юриспруденцией, химией, медициной и т.д. Радищев знакомится с произведениями Ш. Монтескье, Вольтера, Г. Мабли, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбаха. В 1790 г. Радищев публикует свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую был посажен в Петропавловскую крепость и потом сослан в Сибирь. Основное философское произведение Радищева «О человеке, его смерти и бессмертии». В онтологии Радищев находится на позициях материализма, считая, что главные свойства материи - движение, пространство и время, а причина движения находится в самой материи. В гносеологии он отстаивал сенсуалистские идеи. Наиболее интересными являются социальные идеи Радищева. Будучи просветителем, он считал, что человек от природы ни зол, ни добр, а таковым делают его обстоятельства. Поэтому большое внимание мыслитель уделял воспитанию, которое формирует в каждом человеке любовь к отечеству и ответственность за судьбу общества и своих сограждан. Корень всех зол он видел в рабстве. Радищев разрабатывал план освобождения крестьян.

Ближайшим восприемником идей Радищева по праву может быть назван ^ Александр Иванович Галич (1783-1848). Он обосновал концепцию объективного разума, ставшую опорой мировоззрения Герцена и подготовившую предпосылки развития философии русского космизма. Фактически именно Галич положил начало антропологической традиции в русской философии.

Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей стояла на уровне общемировой философии. Она не только обеспечила быстрый взлет русской философии в XIX в., но и сохранила свое самостоятельное значение в качестве неисчерпаемого источника новых пророчеств и прозрений.

Просветительское движение в России находило активное противоборство в среде священнослужителей и власть предержащих. Чтобы предотвратить проникновение богопротивных идей в науку, правительств: включило в состав членов Академии наук ортодоксально настроенных противников Просвещения из среды священников.

^ Выводы по 1 части:

Русская философия представляет собой самобытный феномен, имеет свои особенности, связанные с принятием православия на Руси, особенностями менталитета русского народа, историей страны. Процесс формирования русской философии затянулся на несколько столетий, начиная с XI столетия и вплоть до XIX века.

К истокам русской философии можно прежде всего отнести православие, которое было принято на Руси в 988 году. Особую значимость имеют произведения византийских патристиков – Иоанна Дамаскина, Григория Нисского, Григория Низианзина, Василия Великого и др. На Руси философия в то время не выходила за пределы православной теологии. В философском планет стоит также обратить внимание на влияние исихазма на развитие русской культуры и философии. Исихастские традиции впитало в себя нестяжательство в лице Нила Сорского, Максима Грека и других.

После принятия православия на Руси, в стране стали появляться различные еретические движения, которые также сформировали самобытную философию. Они стимулировали развитие древнерусского мировоззрения, которое сохранило многие языческие черты.

В русской православной литературе большое внимание уделялось общественно-политическим вопросам, укреплению государственности, власти Единодержца. Эту идеологию выразило иосифлянство с Иосифом Волоцким во главе. Неслучайно поэтому взгляды Иосифа оказались столь привлекательными для Ивана Грозного, который в своих деяниях выразил идеологию абсолютизма, централизации и самодержавия, на которые ориентировался и которую отстаивал Иосиф.

Помимо этих источников, следует назвать и собственные источники в виде летописей, былин, сказаний. Например, «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Сказание о граде Китеже» и др. В них поднимались политические, нравственные, правовые вопросы, характеризующие то время.

На формирование русской философии большое влияние оказала и собственно западноевропейская философия. В эпоху Просвещения большой популярностью пользовались труды европейских просветителей. В XIX столетии немецкая классическая философия во многом стимулировала развитие русской философии.

В эпоху Просвещения в России происходят значительные изменения, связанные прежде всего с реформами Петра Великого, а затем с деятельность Екатерины II. Русское Просвещение, представленное такими именами, как М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, М.М. Щербатов, В.Н. Татищев, Ф. Прокопович и др., способствовало взлету русской философской мысли в XIX веке, сосредоточив свое внимание на политических, антропологических, социальных вопросах.





страница1/3
Дата конвертации08.12.2013
Размер0.82 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы