Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида icon

Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида



Смотрите также:
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида


Смирнова Светлана Дмитриевна,

директор, учитель русского языка

МБОУ ВМР«Заоникиевская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Вологда


1.Современные задачи и содержание уроков чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых школьников. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести ее до детей, связать с конкретными детскими переживаниями.

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов.

Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Не случайно в программе по русскому языку раздел, содержащий требования к данным урокам, назван «Чтение и развитие речи». Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного в 1-м классе до творческого пересказа в 8-м классе, когда школьники строят рассказ не только на основе изучаемого произведения, но и с привлечением ранее увиденного или услышанного материала.

Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме того, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых школьников исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.

Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2-6 классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей.

Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого также достигается и за счет специального отбора произведения по жанрам. С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы. Заметно увеличивается объем текстов, усложняется сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7-9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады). Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества.

В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с изложением лица рассказчика, делить произведения на части, озаглавливать их.

На уроках чтения в 7-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений мной уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся:

- отвечать на поставленные вопросы;

- полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; - кратко пересказывать основные события ,изложенные в произведении; - называть главных и второстепенных героев ,давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки ;

- устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; -делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методический подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.


^ 2.Особенности обучения чтению в специальной (коррекционной) школе VIII вида


Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.

По мере расширения читательского опыта и совершенствования навыка быстрого чтения промежуточный компонент начинает играть все меньшую роль, а зрительный образ речевой единицы все в большей степени напрямую соотносится с ее значением. И чем менее сформирована техника чтения, тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной смыслом устной речью, которой он уже давно владеет. Данная психологическая закономерность обусловливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение про себя как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: - дети медленно запоминают буквы;

- недостаточно быстро соотносят звук с буквой;

- длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое;

- искажают звуковой состав слов;

- испытывают трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.

По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые дети очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточным быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим, сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей – все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку и другие. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в 8-х и 9-х классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения.

У умственно отсталых школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. При этом наблюдается значительная амплитуда колебания скорости чтения у отдельных учащихся. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети. Показателен и тот факт, что даже школьники 8-го класса медленно и неравномерно наращивают темп чтения относительно сложных текстов.

По мере перехода из класса в класс осознание читаемых текстов улучшается. Увеличивается круг тем, в которых школьники начинают ориентироваться, правильно воспринимая не только информацию, заложенную в тексте, но и смысловые связи между блоками информационных единиц. Однако и у старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже). Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников в овладении навыков сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством последнего.





Вывод: из данных показателей видно, что у всех детей выражено недоразвитие связной речи.

^ Диагностические данные психолога школы по теме «Развитие связной устной речи»

Методика «Понимание прочитанного текста»

1 класс








Методика «Понимание сюжетной картины»

1 класс








^ Методика «Составление рассказа по ряду картин, объединенных единым сюжетом» - 1 класс






На основании данных диагностики, для развития у детей связной устной речи, логопед, психолог и учителя начальных классов определили следующие основные направления работы:

^ 1.Развитие диалогической речи

- Обучение постановке репродуктивных и поисковых вопросов к предметным и простым сюжетным картинкам и прослушанному тексту.

Работа с двумя сюжетными картинками. На одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки. Выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу, развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию операции сравнения.

- Упражнения в постановке вопросов к 1-фигурным и многофигурным сюжетным картинкам и к тексту прослушанной сказки и рассказа.

- Обучение умению вести активный диалог по заданной теме.

^ 2.Развитие монологической (связной) речи

- составление повествовательного рассказа по данному началу с опорой на серию картинок («Здравствуй, зимушка-зима!»)

- пересказ прослушанного рассказа по коллективно составленному плану (Рано утром Алеша шел в школу. Под старой березой он увидел маленького птенчика. Птенчик выпал из гнезда и громко пищал. Алеша осторожно взял птенчика, залез на березу и положил птенчика обратно в гнездо. Потом Алеша спустился вниз и побежал в школу.

План.

1.Мальчик идет в школу.

2.Под деревом он нашел птенца

3. Мальчик влез на дерево и кладет птенца в гнездо.)

- коллективное составление рассказа по предметной картинке (Составление описание дятла)

- составление описательных рассказов по индивидуальным предметным картинкам по образцу и данному плану (Описание предметов – карандаш, книга, игрушка и т.д.)

- составление кратких повествовательных рассказов-миниатюр по представлениям («В гостях у бабушки», «Зимние развлечения»)

- пересказ русской народной сказки с опорой на серию картинок с использованием выразительных средств устного народного творчества

- пересказ рассказа по плану после анализа текста

- составление описательного рассказа по предметной картинке и опорным словам («Ель»)

- составление описаний по аналогии («Сосна»)

- пересказ рассказов по плану

- составление описательного рассказа по предметной картине с опорой на имеющиеся у детей представления, предшествующий опыт (Составление описания зверей по индивидуальным картинкам по плану)

- составление рассказов-описаний по предметным картинкам по аналогии

(Составление описания птиц по индивидуальным картинкам по плану).

Например: Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:

- подобрать к сюжетной картинке серию предметных изображений

- найти лишние картинки с предметными изображениями, которые не соответствуют данной сюжетной картинке

- на основе анализа сюжетной картинки определить какие предметы отсутствуют на предметных картинках.

– к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать пары картинок с изображением предметов, по которым в дальнейшем дети придумывают предложения.

Работы с серией сюжетных картинок. Использование упражнений: - восстановить последовательность картинок по памяти

- отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему

- определить место выпавшей картинки среди других картинок

- расположить картинки среди других картинок

- расположить картинки в определенной последовательности

- найти лишнюю картинку

- определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа

Работа с текстом. Использование заданий:

- сравнить текст и совокупность изолированных предложений - сравнить два текста (правильный и с пропущенными смысловыми звеньями) - добавить одно или два предложения к незаконченному тексту, пользуясь серией сюжетных картинок

- вставить пропущенные предложения в текст, пользуясь серией картинок - придумать рассказ с опорой на сюжетные картинки, а затем на слова - работа с деформированным текстом

Работа по развитию связной устной речи велась вышеуказанными педагогами в течение четырех лет. При выпуске из начальной школы педагогами школы, совместно с психологом и логопедом, была проведена диагностика. Сроки проведения – 4 четверть учебного года.

^ Методика «Понимание прочитанного текста»

4 класс










^ Методика «Понимание сюжетной картины»

4 класс








Методика «Составление рассказа по ряду картин, объединенных единым сюжетом»

4 класс










Вывод: Из диагностических данных видно, что прослеживается положительная динамика в комплексном развитии детей. В связи с улучшением речи детей они закончили занятие в логопедической группе.

За это время у детей улучшилось фонематический слух, артикуляционная моторика, они четко произносят все звуки, прослеживается положительная динамика в формировании звуко-слоговой структуры слова, грамматического строя речи, словообразования, развития связной речи. Дети стали более общительными друг с другом и взрослыми, они с большим

желанием участвуют в классных и внеклассных мероприятиях – уровень развития устной речи и интерес к родному языку стали выше. Все дети перешли на 2 ступень обучения.

^ 3. Характеристика содержания уроков чтения для 7 -9 классов.

7 класс

(3 ч. в неделю)

Примерная тематика

Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы.

Краткие сведения об их жизни и творчестве .

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины.

Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С.Пушкина,И.А.Крылова,М.Ю.Лермонтова,Н.А.Некрасова,И.С.Тургенева,А.Н.Толстого,В.Г.Короленко,А.П.Чехова.

Произведения А.М.Горького,В.В.Маяковского,Н.А.Островского,М.А.Шолохова,А.Т.Твардовского,А.А.Фадеева,С.Я.Маршака,С.В.Михалкова,Н.П.Кончаловской,К.Г.Паустовского,К.М.Симонова,Р.И.Рождевственского,А.Г.Алексина,Е.И.Носова,Ч.И.Айтматова ,Р.П.Погодина

^ Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдения логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Деление прочитанного на части, составление плана.

Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного.

Пересказ с изменением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

^ Внеклассное чтение.

Знание основных сведений из жизни писателей.

Чтение книг из школьной и районной библиотек.

Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей.

Составление отзывов.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

^ Учащиеся должны уметь:

-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

-выделять главную мысль произведения;

-характеризовать главных действующих лиц;

-пересказывать содержание прочитанного.

^ Учащиеся должны знать:

-наизусть 10 стихотворений.


8 класс

(3ч. в неделю)

Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы.

Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного, творчества: сказки, загадки, поговорки,

былины, баллады.

Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

ПроизведенияА.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова,И.А.Крылова,Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова,А.В.Кольцова,И.С.Никитина,Л.Н.Толстого,А.Н.Майкова,Ф.И.Тютчева,А.П.Чехова.

Произведения А.М, Горького, А.Н.Толстого, В.В.Маяковского,

С.А.Есенина, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, В.П.Катаева, Б.Н.Полевого, А.А.Суркова, Ю.М.Нагибина, А.Г.Алексина, Л.И.Ошанина, С.В.Михалкова.

^ Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения , соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста. Обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений ,прозаичного отрывка.

^ Внеклассное чтение.

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного.

Составление отзывов о книге.

Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка осуждаемых событий (с помощью учителя).

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

^ 9 класс

(3 ч в неделю)

Примерная тематика.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.

Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева, А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина.

Произведения А.М.Горького, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, А.Н.Толстого, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, К.А.Паустовского, К.М.Симонова, В.М.Инбер, Р.Гамзатова, В.М.Шукшина, Ф.А.Абрамова, Ч.Айтматова. Л.Н.Ошанина, С.В.Михалкова.

^ Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристики героев, обоснование своего отношения к героям, и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

Работа над планом, над средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; Составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

^ Внеклассное чтение.

Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным героям;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным;

Учащиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений;

- 2 прозаических отрывка.


^ 4. Методы и приемы развития связной устной речи в старших классах на уроках чтения.

Наиболее сложной стороной речи является связная речь.

Связная устная речь выполняет функции общения.

Диалог - это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников. Для него характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов. В диалоге широко используются внеязыковые (экстралингвистические) факторы: мимика, жест, общая ситуация, эмоциональный настрой и другие, которые вместе с репликами собеседников создают дополнительные условия для продолжения разговора.

Монолог является более сложным видом речевой деятельности, чем диалог. Он не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того чтобы быть понятным слушателям, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно. Результатом речевой монологической деятельности является текст. Лингвисты характеризуют его с точки зрения смысловой цельности и языковой связности.

Цельность текста в его тематическом единстве. Оно проявляется в заголовке, отражающем предмет высказывания или коммуникативную цель, которую преследует автор ( «Маша и медведь», «Что такое хорошо, что такое плохо»); в смысловой и временной логике изложения событий, в завершенности структурных частей (начало, основное содержание, конец); в специальном отборе слов, связанных с темой.

Связность устного речевого сообщения достигается за счет использования лексико - грамматических и интонационных средств. К ним относятся местоимения, местоименные наречия, союзы и союзные слова, частицы, видо – временные формы глаголов (морфологические средства); порядок слов, вводные слова, неполнота предложений, актуальное членение (синтаксические средства); повторы отдельных лексических единиц, фразовые синонимы (лексические средства); различные виды интонации (фонетические средства). Включение в текст этих языковых средств цементирует предложения, делает их взаимосвязанными, тесно связанными друг с другом.

Так, в тексте сказки «Маша и медведь» (Пошли девочки в лес за ягодами. Набрали ягод, пошли домой, глядь – одной девочки нет. Стали они аукаться – никто не откликается») его связность достигается за счет использования одних и тех же форм глагола (форы прошедшего и настоящего времени ), наличия личного местоимения, инверсионного порядка слов, опущенного , но подразумевающего (во втором предложении) подлежащего. В результате включения этих средств второе и третье предложения как бы сращиваются с первым, становятся коммуникативно слабыми, несамостоятельными.

В старших классах речь учащихся становится более совершенной, но без систематической специальной работы этого оказывается явно недостаточно для того, чтобы она стала полноценным средством общения.

Работа, направленная на развитие связной устной речи, начинается с упражнения учащихся в диалоге. Основной вид упражнений – беседа учителя с учениками. Ее форма может быть непринужденной, не стесненной строгими рамками полных ответов на вопросы. Вместе с тем, учитывая, что речевая практика умственно отсталых детей предельно ограничена и что одним из условий построения связного высказывания является развернутая форма предложений, наряду с непринужденным разговором осуществляется постоянная тренировка школьников в полных ответах на вопросы. От класса к классу ответы становятся более развернутыми, включающими элементы монологического высказывания из двух, трех и более предложений.

В процессе занятий важно также специально учить детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопроса самими учащимися – одна из форм выражения речевой активности. В связи с этим так важна организация диалогов типа «ученик - ученик» (школьники спрашивают друг друга о непонятных словах, задают вопросы по прочитанному тексту, предлагают своему товарищу задания орфографического или грамматического характера), «ученик – учитель» (ученики ставят учителю вопросы такого же характера, что и в диалоге типа «ученик - ученик»). Последний вид диалога, с одной стороны, вызывает дополнительную активность учащихся, с другой – предполагает восприятие детьми образцов ответа, которые дает учитель. Работа по развитию описательно-повествовательной речи ведется параллельно с развитием диалога. После разбора текста или картинки по вопросам следует связный рассказ самих учащихся.

В процессе работы над связной речью учащиеся приобрели следующие умения:

- отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;

- определять тему высказывания;

- выделять идею высказывания;

- соотносить заглавие и содержание текста;

- выбирать среди данных заголовков наиболее соответствующие теме; - самостоятельно озаглавливать текст;

- находить части текста, относящиеся к вступлению, основному содержанию и заключению;

- определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте;

- устанавливать логическую связь между частями текста и предложениями.

Усложнение работы по годам обучения происходит в плане увеличения объема материала. Сначала они составляют рассказы и описания на основе наглядной ситуации, воспринимаемой в момент речи, далее опираясь на предшествующий опыт, а в дальнейшем - на основе прочитанного, выполняют работы, требующие более творческого подхода к их написанию: рассказ по заданному началу, по опорным словам, на заданную тему, пересказ с изменением лица рассказчика, краткий пересказ, свободный рассказ по теме.

Развитие связной речи в большой мере зависело и от овладения умениями работать со связным текстом, вычленять в нем главное и основное, устанавливать причинно-следственные связи.

Анализ особенностей речевого развития учащихся специальных школ показал: при переходе на 2-ю ступень образования им не всегда под силу решение задач, направленных на развитие связной речи.

В развитии связной речи большую роль играли сочинения по серии сюжетных картин. Они определяют тему, помогают вычленить общий замысел художника, регламентируют содержание и раскрывают последовательность сюжета, т.е. создают оптимальные условия для составления связного текста.

Более трудными для детей явились сочинения по заданной теме. Поэтому основным методическим приемом в условиях специального обучения мы признали сочинение по серии картин. Это была и самостоятельная работа без подготовки, и деятельность, требующая поэтапного подхода (отбор нужного словарного материала, рассмотрение картинок и постановка разъясняющих или наводящих к основной мысли вопросов, беседа, самостоятельные устные рассказы отдельных учащихся).

Важным этапом в формировании связной устной речи явилось овладение умением собирать и систематизировать материал.

В своей работе мы старались обучать детей различным формам устных связных высказываний: пересказам (близким к тексту, с сокращением, выборочным, с творческим дополнением текста; середины, конца и т.д.); творческим устным высказываниям (устным сочинениям); рассказам ( с различным соотношением повествования, описания, рассуждения, оценки), деловым и художественным описаниям одного и того же предмета, характеристикой литературных героев, в том числе сравнительных, устных отчетов, отзывов о книгах, просмотренных фильмах.

При работе над устными выступлениями учащимся требовалась их тщательная подготовка и соблюдение определенной последовательности. На первом этапе связная речь носила полностью подготовленный характер: учащиеся воспроизводили текст, выученный наизусть (в основном стихотворный), или близко к оригиналу. Помимо точности передачи содержания учитель обращал внимание на произносительную и интонационную сторону речи.

На втором этапе это самостоятельные подготовленные устные высказывания; пересказы прочитанного или услышанного текста с изменением содержания или языковой формы (выборочно, с сокращением или расширением содержания, с изменением лица, от которого излагается текст),рассказы на различные темы ( о впечатлениях, об услышанном или увиденном) с подготовленным планом, набросками, рисунками, картинами.

На третьем этапе это неподготовленные высказывания по теме, данной учителем, по прочитанному в классе тексту, описание новой картины, передача содержания учебного фильма.

Вывод: работа над развитием связной устной речи носила систематический, последовательный и целенаправленный характер.

Особая роль в развитии связной устной речи принадлежала урокам чтения, на которых осуществлялось знакомство и изучение образцов художественной литературы. Именно уроки чтения являлись средством приобщения детей к богатствам русской культуры. Без знания художественной литературы невозможно хорошее владение языком. Кроме этого содержание произведений выступает одним из важнейших средств воспитания, накопления знаний, развития познавательных процессов и творческого воображения. При изучении художественного произведения и постижения его главной идеи важную роль играло и осмысленное восприятие и понимание текстов . Основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопросов или заданий. Подлинное понимание связывается с проникновением в смысл произведения, осознании подтекста, понимания мотивационной стороны поведения – поступков героев, отношение к произведению.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида среди работ по развитию речи на уроках чтения одно из значимых мест занимает пересказ прочитанного художественного произведения. Процесс включает в себя восприятие прочитанного, его понимание и речевое оформление. В ходе пересказа ученики, читая и анализируя текст произведения, должны выделить главное, понять идею, сюжет произведения, определить героев, мотивы их поступков, отобрать слова и выражения, необходимые для передачи его содержания и заменить их другими. Поэтому пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на его механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих содержание.

Для обучения пересказу умственно отсталых школьников будет способствовать комплекс методов и приемов работы над литературным произведением, таких как:

- формирование и закрепление основных умений в работе над пересказом (чтение, использование вопросов для выяснения основного смысла произведения, разделение текста на части, выделение смысловых опорных пунктов, составление вариативных видов плана: картинного, схематического, словесного);

- повышение уровня проникновения в содержание художественного произведения, систему образов, его идею (всесторонний анализ произведения с помощью вопросов, выборочного чтения, чтения по ролям);

- увеличение словарного запаса учащихся и качественному совершенствованию (словарная работа, сопоставление высказываний учащихся с текстом произведения, лексико-стилистические упражнения);

- активизация монологической речи умственно отсталых школьников;

- улучшение выразительности речи.

Внедрение в учебный процесс комплекса методов и приемов работы над литературным произведением и принцип дифференцированного подхода, позволил повысить качественность пересказов умственно отсталых школьников.

Например: При воспроизведении 6-ой части повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», в которой рассказывалось о том, как стали жить Жилин и Костылин после побега, как Дина помогла Жилину спастись и убежать из татарского плена, как добрался Жилин до своих, пересказать полно смогли 2 ученика, неполные пересказы у четверых учащихся. Отрывок из повести был достаточно большим по объему и имел развернутый непростой сюжет, труден для восприятия и понимания учеников седьмых классов из-за того, что события были удалены во времени, автор описал два совершенно противоположных образа Жилина и Костылина, ученикам нужно было установить, кто из второстепенных героев имеет большое значение для раскрытия произведения.

Ошибки, отмеченные в пересказах учеников наблюдались при воспроизведении отрывка, в основном это были пропуски частей, второстепенных деталей, частей и второстепенных деталей, связанные с непониманием основного содержания сюжета или с неправильно установленными причинно-следственными связями (например: как завязалась дружба Дины и Жилина, как Жилин заботился о Дине и как она помогала ему, почему Костылин не захотел бежать из плена вместе с Жилиным и т.д.).

В пересказе ученица не передала, как жили Жилин и Костылин после побега, как задумал Жилин выбраться из ямы, как Дина вытаскивала Жилина из ямы, как помогала сбивать колодки, какое состояние у нее при этом было, какой дорогой шел Жилин и его состояние страха не быть замеченными татарами, хотя последовательность происходящих с Жилиным событий воспроизведена.

Но не все учащиеся смогли последовательно воспроизвести текст. Одни ученики начинали пересказывать, пропуская зачин, сразу переходя к основной части, другие повторяли его части. Например: «Жилин делал Дине куклы. Дина его кормила, приносила лепешки. Она сказала: «Тебя татары убьют…». Ученики начали пересказ не с того, как трудно стало жить Жилину и Костылину после попытки побега и почему Жилин обратился к Дине за помощью, из-за этих пропусков события повести стали не вполне логичными.

В пересказе встречаются неоднократные повторы для детального уточнения поступков героев. Встретились пересказы, в которых ученики не смогли изложить ни одного события, происходящего с героями произведения.

Хочется отметить, что при воспроизведении «Кавказского пленника» все ученики усвоили имена героев рассказа (Жилин, Костылин, Дина), но прослеживалась тенденция в назывании Дины «девочкой» и замене всех героев местоимениями третьего лица.

Основная масса ошибок была связана с неправильным или неточным установлением причин поступков героев (почему Жилин хотел выбраться из ямы, почему Дина стала помогать Жилину, почему Костылин не захотел бежать из плена вместе с Жилиным и т.д.).

Все ошибки, неточности встретились при пересказе отрывка не отработанного на уроке.

После применения на уроке комплекса методов и приемов работы над пересказом, встретились и краткие и подробные пересказы. Хочется отметить, что при пересказе ученики пытались обобщить передаваемые сведения, почерпнутые и из личных наблюдений. Например: «Жилина и Костылина не кормили, они похудели, а Костылин даже заболел». «Дина тонкими ручками била колодки, у нее не получалось. На дорогу Жилину дала лепешки, ведь она была настоящим другом».

Обращая внимание на лексическую сторону воспроизводимых произведений хочется отметить, что ученики мало пользовались частями речи авторской лексики. Все авторские выражения заменяли синонимами. Например: «Житье им стало совсем дурное» на «плохо они жили», «Жилин и Костылин плохо жили», «Кидали им туда тесто печеное, как собакам, да в кувшине воду спускали» на «Кормили их плохо, и пить не давали» и т.д., а ведь именно этими словами Л.Н.Толстой показывает всю безысходность трудного положения пленников.

Пересказы прочитанного приобрели особое значение: они обогащают и развивают речь учащихся, развивают навык связной речи, что в свою очередь отразилось на умении последовательно излагать свои знания по другим предметам. Обучение детей передаче своими словами прочитанного проводилось от класса к классу систематически. Пересказы были подробными и короткими, близкими к тексту или самостоятельными (своими словами); в той форме, какая дана в произведении, или измененной. Учащимся давались задания по пересказу целых произведений и отдельных глав, эпизодов, отдельных картин. Пересказ всегда велся по плану, заранее намеченному и обдуманному и он всегда готовился заранее, чаще всего дома, так как материал в старших классах для пересказа довольно обширен и серьезен.

Подготовленный пересказ хорошо воспринимался всем классом: все учащиеся принимали активное участие в обсуждении пересказа, активно добавляли и исправляли его. Для того чтобы пересказ обогащал речь учащихся новыми словами, оборотами речи, учителю необходимо показывать образцы использования литературных выражений, образных слов. Учитель давал учащимся задания как подготовиться к пересказу, чтобы в него вошли цитаты, отдельные слова из прочитанного произведения.

Краткий пересказ является сложной логической работой, поэтому он оказался для учащихся гораздо труднее подробного пересказа. Краткий пересказ требует от учащихся умения выбрать самое существенное, самое главное и последовательно, по плану изложить его. Поэтому, к краткому пересказу надо тщательно готовиться.

Работа по пересказу была разложена на составные части: - коллективное составление плана рассказа, где учитель разъясняет детям, где главное, что является второстепенным;

- обсуждение краткого пересказа всеми учащимися.

Все ошибки, допущенные в пересказе спрошенного ученика, коллективно исправлялись. (Ошибки были допущены в содержании рассказа, в плане изложения, в построении речи и в произношении отдельных слов и предложений). Данная работа учит детей вдумчивому и внимательному отношению к своей речи и к содержанию прочитанного, учит их выдержке и вниманию.

В ходе работы над пересказом у педагогов возник вопрос, когда при пересказе исправлять недочеты речи учащихся.

И решили, что ошибки в оборотах речи, в произношении отдельных слов надо исправлять тотчас же. Но исправлять их должен очень тактично и осторожно учитель. Когда пересказ исправлен , уточнен, полезно выслушать его еще раз в более совершенной форме, переданной уже другим учеником.

В восьмом, девятых классах широко практиковали пересказ в измененной форме, т.е. если пересказ написан в первом лице, пересказать его в третьем лице, и наоборот. Такая работа над пересказом имела большое значение для формирования речи учащихся и для более глубокого понимания различных грамматических форм нашей речи.

Всякое чтение заканчивается заключительной беседой по поводу прочитанного. Поэтому, в заключительной беседе учитель путем обобщающих вопросов подводил итоги прочитанного: о чем узнали, что главное, кто больше нравится, почему; кто не нравится, кого осуждаем, порицаем, почему, за что. Сравниваем поведение одних действующих лиц с другими, сравниваем их общественное положение. Ставит вопросы, помогающие прочитанное связать с современностью.

Например, на обобщающем уроке по повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» рассматриваются такие вопросы, как:

Когда и где происходили события, о которых рассказывает писатель?

Что можно сказать о поступке Костылина, когда он нарушил уговор?

Как повлияла трусость Костылина на их судьбу с Жилиным?

Как ведут себя Жилин и Костылин в одинаковых обстоятельствах? Чем различается их поведение?

В каких поступках Жилина видно его твердое решение самому уйти из плена?

Найдите в тексте строчки, из которых мы узнаем, что Жилин очень любил мать?

Обратите внимание на первое предложение 3 главы. Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, говоря о Жилине и Костылине, употребляет глагол «жил» в единственном числе? Как этот глагол выражает мнение автора о Жилине и Костылине?

Докажите, что Дина стала настоящим другом Жилину. Проследите, как развивалась эта дружба.

Скажите, кто вам больше понравился – Жилин или Костылин? Объясните почему.

Попробуйте доказать, что Л.Н.Толстой не случайно выбрал такие фамилии для действующих лиц повести. Как этот выбор подчеркивает отношение автора к персонажам повести?

Объясните, почему Л.Н.Толстой назвал свою повесть «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники». Как этим заглавием он выразил свое отношение к Жилину и Костылину?

В заключительной беседе проводилась и воспитательная работа, связанная с чтением художественных произведений.


Таким образом, подведем итог, проведенной работе по развитию связной устной речи.

В этом нам помогут диагностические данные.


Методика «Понимание прочитанного текста»

9 класс










Методика «Понимание сюжетной картины»

9 класс








Методика «Составление рассказа по ряду картин, объединенных единым сюжетом»

9 класс











В заключении подведем итоги и сделаем соответствующие выводы по проделанной работе.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развитие речи детей. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

  1. Как преподнести знания, чтобы они наилучшим образом поняты учащимися.

2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому, учителя на всех уроках сообщая новый материал, включают в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий, такие как беседы, дискуссии. Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что – либо интересное, новое. Таким образом, развитие речи учащихся – одна из важнейших задач деятельности учителя.

Специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.

Развитие устной речи очень важно для школьников.

При специальном систематическом обучении ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида в определенной мере могут овладеть связной устной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний.

К концу обучения дети показали высокий уровень сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи. Во время рассказа используют простые распространенные предложения, а также сложноподчиненные предложения. Понимают содержание, могут определить главную мысль произведения. Словесное оформление рассказов стало более совершенным, наблюдается обогащение словаря, используется большое количество разнообразных терминов, наблюдается меньше повторений. Кроме имен существительных и глаголов, что было характерно, дети активно используют и другие части речи, в том числе и наречия. Совсем не наблюдается грубой несогласованности между предложениями, не нарушается структура текста в виде разрывов, пропусков. Рассказы детей стали представлять собой единое целое, а не совокупность фрагментов. Пересказ текста выполняется логически последовательно, не нарушая структуры повествования, ранее вызывал затруднения у многих детей. Понимание содержания произведения не вызвало затруднений ни у одного ребенка. Речь детей стала плавной, выразительной.

Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.

Поэтому, проводимую работу для формирования связной устной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы можно считать эффективной.


^ Конспекты фрагментов уроков


7 класс

«Умный мужик» - Русская народная сказка


Какая главная мысль сказки? Как она соотносится с пословицами: - Богатством ума не купишь.

- Голь на выдумки хитра.

- Железо ржавчина съедает, а завистливый от зависти погибает.

Скажите, кто из героев сказки поступает справедливо. Докажите.

Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как удалось художнику передать характеры персонажей?

Прочитайте сказку по ролям. При передаче характеров действующих лиц обратите внимание на рассудительность царя, на умную хитрость бедного мужика, на растерянность и глупость богатого мужика.


^ К.М.Симонов «Сын артиллериста» - поэма

События какого времени описаны в поэме К.М.Симонова?

Чему учил Леньку майор Деев? Какие слова он постоянно повторял Леньке? Объясните их.

Опишите внешний вид лейтенанта Петрова.

Объясните, для чего Ленька вызывал огонь на себя. Чем ему это грозило?


Найдите и прочитайте команды, которые подавал Ленька по рации. Какие черты характера лейтенанта проявились в этом бою с фашистами? Какой факт говорит о том, что этот бой был для Леньки очень трудным?

Определите главную мысль стихотворения.

Прочитайте по ролям. Передайте при чтении тревогу Деева, бесстрашие и решительность Леньки.

Попробуйте пересказать содержание стихотворения К.М.Симонова от лица Леньки.

Вспомните, что вы знаете о подвигах солдат и офицеров в наши дни. Можно ли это стихотворение отнести к героям нынешнего поколения?

Скажите, сколько лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Почему К.М.Симонов, обращаясь к народам всей Земли, просит помнить уроки войны?


^ 8 класс


И.А.Крылов «Волк на псарне» - басня


В связи с какими событиями написана басня «Волк на псарне»?


Кого вывел Крылов в образе Волка? Кто в басне представляет Кутузова? Кто подразумевается под псарями?

Какая картина представляется вам при чтении строк «В минуту псарня стала адом»? Прочитайте, как об этом говорится в басне. Как нарастают события? Проследите их последовательность. Что представляет эта картина с исторической точки зрения?

Рассмотрите иллюстрацию. Как выглядят действующие лица?

Разделите басню на логические части. Проследите, как развиваются события, как меняется тон повествования. В какой части басни выражено самое большое напряжение?

Как начинаются и чем заканчиваются события, описываемые в басне?

Прочитайте басню по ролям.


^ Л.Н.Толстой «После бала» - рассказ


Где происходит действие рассказа?

Какое чувство испытывал рассказчик на балу? Что было причиной его счастья? Приведите примеры из текста.


Чем была привлекательна Варенька?

Опишите внешность и поведение полковника на балу.

Найдите в тексте подтверждение тому, что действие происходит во времена крепостного права.

Расскажите кратко содержание первой части рассказа от первого лица, используя иллюстрацию.

Каково ваше мнение о характере полковника?

Какие чувства охватили рассказчика, увидевшего сцену наказания? Подтвердите свой ответ строками из текста.

Сравните, каким человеком был полковник на балу и каким оказался на самом деле. Найдите строки, характеризующие жестокость полковника.

Почему угасла любовь Ивана Васильевича? Прочитайте.

В чем главное отличие первой и второй частей рассказа?

Как отразилось в названии рассказа отношение Толстого к описываемым событиям? Можно ли назвать рассказ «На балу»? Почему вы так думаете?

Перескажите отрывок от третьего лица.


^ 9 класс

«На заставе богатырской» - былина


Как несли свою службу на заставе богатыри? Найдите и прочитайте подтверждение этому в тексте.

В каком значении сейчас употребляется слово застава? С какими прилагательными оно может сочетаться?

Расскажите, что произошло на заставе. Почему же врагу удалось проникнуть на Русскую землю?

Найдите и прочитайте описание сборов Добрыни Никитича на бой. Почему Добрыне не удалось сразиться с врагом? Докажите свой ответ словами из текста.


Прочитайте описание боя Ильи Муромца с врагом. Обратите внимание: Как насмехался во время боя над Ильей Муромцем захватчик? Почему Илье удалось победить врага?

Скажите, в чем проявилось великодушие русского богатыря?

Для того, чтобы ярче показать силу богатырей и значимость их подвигов, народ в былинах использовал много преувеличений. Найдите в тексте и прочитайте те выражения, где есть такие преувеличения.

Скажите, почему так дорожат Родиной все богатыри? Что хотел сказать нам народ своей былиной?

Подготовьте пересказ былины по плану:

План.

1.Жизнь на заставе.

2.Враг на родной земле.

3.Неудача Добрыни.

4.Победа Ильи Муромца.


Постарайтесь объяснить смысл выражений из первого столбика, подберите для этого слова из второго столбика:

Бить челом Смотреть, приложив ко лбу руку

Удаль молодецкая ходить хвастаться

Смотреть из кулака отдать поклон

На покой пора пора отдыхать

Бродить по Руси нахвальщиком отвага, храбрость


Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри». Вы узнали их? Опишите каждого из богатырей.

Составьте небольшое сочинение по картине В.М.Васнецова, используя текст былины. Начните так:

«На картине В.М.Васнецова изображены три русских богатыря. Это…»


^ Е.И.Носов «Трудный хлеб» - рассказ


Ответьте на вопросы:

* О ком этот рассказ?

* Как отражена тема рассказа в заглавии? Что значит трудный хлеб? В прямом или переносном значении употреблено прилагательное трудный?

* Какой видится рассказчику осень? Выберите соответствующее определение: неприятной, красивой, грустной, веселой, скучной.

* Как соотносится это описание осени с теми событиями, которые отражены в рассказе?

* Какие черты характера Чанга заслуживают уважения?

Проследите по тексту, как автор постепенно создает новое впечатление о Чанге:

* внешний вид;

* его действия в поисках убитой птицы;

* отношение к хозяину;

* смелость Чанга;

* слепота собаки, ее поразительный нюх.

Составьте характеристику Чанга.


Выразите свое отношение к вопросу, который задал автор хозяину Чанга.

Прочитайте ответ охотника. Объясните, почему он прекратил разговор и ушел.

Скажите, как чувствовал себя рассказчик после такого ответа. Почему он изменил свое отношение к убитому крохалю?

Объясните основную мысль рассказа. Можно ли ее выразить только словами зарубежного писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Что нужно сказать о Чанге в дополнение к этим словам?


^ Н.М.Рубцов «Русский огонек» - стихотворение


Ответьте на вопросы:

* Какую картину природы рисует поэт, чтобы показать одиночество путника в заснеженном поле?

* Что для путника означает неожиданно увиденный свет в окошке? Как об этом говорит сам поэт?

* Как встретила его хозяйка избы?

* Чем являлось для нее пожелтевшие снимки на стене? Объясните выражение поэта сиротский смысл семейных фотографий.

* Почему для старой женщины, у которой давно уже все умерли (снимки пожелтели), самым главным был вопрос «Будет ли война?»


Попробуйте объяснить позицию автора по поводу его неуверенного ответа на вопрос хозяйки. Мог ли он сказать по другому? Обсудите этот вопрос .

Назовите основные черты характера старой женщины, проявившиеся во время встречи с незнакомым путником в ее вопросе и рассуждениях о войне, в отказе от денег.

Прочитайте строчки, в которых выражена основная мысль стихотворения.

Объясните, почему автор назвал стихотворение «Русский огонек».






Скачать 382,24 Kb.
Дата конвертации08.12.2013
Размер382,24 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы