Программа дисциплины Культура и религия для направлений 033000. 62 «Культурология» и030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра icon

Программа дисциплины Культура и религия для направлений 033000. 62 «Культурология» и030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра



Смотрите также:
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет Философии, отделение Культурологии


Программа дисциплины Культура и религия


для направлений 033000.62 «Культурология» и 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра


Авторы программы: Доброхотов А.Л., д.филос.н., adobrokhotov@hse.ru, Носачев П.Г., к.филос.н., pnosachev@hse.ru Pavel_Nosachev@bk.ru


Одобрена на заседании кафедры Наук о культуре «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.А. Куренной


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета Философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]


Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

^

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 033000.62 «Культурология» и 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра изучающих дисциплину Культура и религия.

Программа разработана в соответствии с:

  • Стандартом высшего профессионального образования ГОУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Рабочими учебными планами университета по направлениям 033000.62 «Культурология» и 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013г.
^

2 Цели освоения дисциплины


 Курс «Культура и религия» знакомит студентов с историческими и теоретическими аспектами взаимодействия культуры и религии. Основная цель курса – дать представление об основных механизмах взаимодействия культуры как целого и религии как ее автономной части. В курсе даны примеры анализа, выявляющего законы сосуществования религии как культурного явления с другими культурными и социальными феноменами.
^

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Знать об основных механизмах взаимодействия культуры как целого и религии как ее автономной части; историю казусов взаимного влияния, конфликтов, интерпретации и интеграции религиозно-культурной форматуры;

  • Уметь с помощью анализа выявлять законы сосуществования религии как культурного явления с другими культурными и социальными феноменами; ориентироваться в типология форм религиозной культуры и модусах их взаимодействия; ориентироваться в динамике развития религий в контексте мировой и европейской культуры, об основных этапах этого развития, закономерностях смены эпох, о типах взаимодействия и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи

  • Иметь навыки (приобрести опыт) работы с различными формами взаимодействия культуры и религии; преподнесения своих знаний в доступной иллюстративной форме; работать в группе коллег с целью проведения исследования.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные

ОК-1

ОК-2

ОК-9

ОК-10

ОК-12

Обучающийся обладает культурой мышления, речи и письма, способен к поиску, выбору и

структурированию информации, постановке целей и выбору релевантных средств ее

достижения; умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь,

использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации; использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и

экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен

анализировать социально-значимые проблемы и процессы; использует основные гуманитарные методы теоретического и экспериментального

исследования; владеет основными методами, способами и средствами получения,

хранения, переработки информации, имеет навыки работы с

компьютером как средством управления информацией

    В центре внимания курса – типология форм религиозной культуры и модусов их взаимодействия. Предполагается детальное рассмотрение типичных казусов взаимного влияния, конфликтов, интерпретации и интеграции религиозно-культурной форматуры. Хронологические рамки иллюстративной части курса охватывают период от античности до современности. Предпочтение отдается материалу европейской истории, что обусловлено инструктивностью и значительной исторической валентностью этого материала. Все это должно способствовать актуализации набора общекультурных компетенций.

Инструментальные

ИК-1

владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и

убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

    Эссе, целью которого является суммировать знания, полученные на лекциях.

Социально-личностные и общекультурные

СЛК-2

СЛК-3

СЛК-5


стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

способность использовать знание и понимание проблем человека в современном

мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного

диалога.

Развитие критического мышления через знакомство с многообразием пограничных ситуаций взаимодействия культуры как целого и религии как ее части. Большая самостоятельность подготовки к отчетности по семинарским проектам должна приводить к активному осмыслению различных проблем соотношения разных сфер культуры.

Профессиональные

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-7

ПК-9

ПК-10

ПК-14

ПК-21



понимает основные процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,

умеет проанализировать культурные явления в широком социальном и историческом

контексте;

владеет современной техникой формулировки и

реализации эмпирических исследований явлений культуры; владеет фундаментально-теоретическими основами культурологии, категориями и

концепциями основных научных дисциплин и современных междисциплинарных

подходов, изучающих культурные формы, процессы и практики;

имеет навык научной презентации научной деятельности;

способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при

необходимости профиль профессиональной деятельности;

умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем философии религии (становление и развитие философии и религии в древности, средние

века, Новое время; современные концепции религии)

владеет навыками поиска, упорядочивания и обработки информации из различных

источников в социокультурной сфере, обладает компетенциями анализа,

структурирования, обоснованного и наглядного изложения обработанной

информации; способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на ино-

странном языке); владение навыками организации и проведения дискуссий.

    За счет содержательного многообразия курса возможно актуализировать широкий спектр знаний, с особым упором на междисциплинарный характер наук о культуре. Форма семинарских занятий, базирующаяся на системе групповых проектов учащихся, в ходе подготовки которых им необходимо актуализировать не только знания лекционного курса, но и весь профессиональный инструментарий, накопленный за время обучения.



^

4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

История западной культуры, Теория и история искусств, Теория и история литературы, Культура Повседневности, Философия культуры, Философия науки,

Креативное письмо, Академическое письмо, Введение в герменевтику; Проектный семинар; Иностранный язык.
^

5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение




2

2




6

2

^ Религиозная культура Греции и Рима




2

2




10

3

^ Особенности раннехристианской культуры




2

2




6

4

^ Византийская религиозная культура




2

2




6

5

^ Ислам и Европа




2

2




6

6

^ Европейское средневековье и христианство




2

2




6

7

^ От Средних веков к Новому времени




2

2




6

8

^ Формирование религиозной культуры эпохи модернитета




2

2




10

9

^ Религиозная культура рубежа XIX - XX вв.




2

2




6

10

^ Религиозная культура XX века




2

2




6




Итого:




20

20




68
^

6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа













Наук о культуре
















Наук о культуре




Эссе




*







Наук о культуре

Эссе результирующее знания, полученные в ходе лекционного курса

Реферат













Наук о культуре




Коллоквиум













Наук о культуре




Домашнее задание

*

*







Наук о культуре

Подготовка групповых проектов по курсу

Итоговый

Зачет





*







Наук о культуре

Оценка является накопительной и суммирует в себе оценки за работу на всех семинарах, групповые проекты, эссе. Зачет, в данном случае, является возможностью повысить оценку.



^

6 Критерии оценки знаний, навыков


Основная часть оценки формируется на семинарских занятиях и базируется на работе с проектами и их обсуждении. Проект оценивается по следующим критериям:

наглядность, интерактивность, дискуссионность, степень раскрытия темы, использование источников.

Максимальная оценка за проект: 6 баллов (для каждого участника группы), если кто-либо пропускает семинар, на котором выступает его группа, то он получает за проект оценку 0.

Остальная оценка формируется из участия в обсуждении (дискуссиях) проектов других групп, максимально 2 балла.

Отдельно оценивается эссе общий балл за которое не может превышать 1 балла от итоговой оценки.

Автоматом можно получить от 4 до 9 баллов. На зачете балл можно повысить до 10.

^

7 Содержание дисциплины


Структура лекционного курса

 1. Введение

Термины и концепты. Проблемы культурологического анализа религии. Архаические формы религиозной культуры. Миф, магия и ритуал. Место религии в иерархической социокультурной модели первых цивилизаций. Понятие "осевого времени" (К. Ясперс).


2.^ Религиозная культура классической Греции.

Полисное происхождение античной религиозной культуры, ее основные особенности: гражданские ритуалы, полицентризм, отсутствие политической власти жречества, эстетические формы. Эволюция древнегреческой религии. "Олимпийская" и "дионисийская" религии. Политеизм и антропоморфизм. Особенности жреческой касты. Рождение театра из культа. Рождение и ее взаимодействие с религией. Соотношение философии, мифологии и науки. Греческая словесность как форма религиозной культуры: эпос, лирика, драма, риторика. Архитектура и пластические искусства как форма религиозной культуры. Религиозный аспект аксиологии греческой культуры: пайдейя, мусейя, просвещенный досуг, общительность, открытость, культ красоты, культ славы, культ разумной меры. Индивидуум-гражданин как субъект религиозной культуры.


 3. Религиозная культура эллинизма.

Кризис полисной культуры и контакты религий в средиземноморской ойкумене. Отчуждение индивидуума от социума. Космополитизм. Синкретические формы эллинистической культуры: встреча с Востоком. Эллинистическая религия: культы Сараписа, Исиды, митраизм, манихейство, терапевты, ессеи, кумранская община. Эллинистическая мистика: герметизм, гностицизм, астрология.


 4. ^ Религиозная культура Рима.

Эволюция религиозной культуры Рима в свете его политической системы : от республики к империи. Римский «гуманизм»: этические, педагогические и гражданские идеалы. Религиозно-художественная культура Рима. Культурообразующая роль сакральной архитектуры. Особенности римской поэзии. Массовая культура и религия. Культурная элита имперского Рима и религия. "Римская идея" (политическая власть над миром) как социокультурно-религиозная доминанта.


 5. ^ Особенности раннехристианской культуры.

Сосуществование христианства и античной культуры. Христианство и религии Средиземноморья. Христианство и государство: синтез и противоречия. Формирование новозаветного канона. Апологетика. Восточная и западная патристика. Первые вселенские соборы. Монашество как институт. Искусство раннего христианства. Базиликальный храм. "Темные века" и их роль в подготовке феодализма.


 6. ^ Византийская религиозная культура.

Византийское христианство. Государственность Византии и наследие Рима. Феномен иконоборчества. Конфликт с Западом. Духовные и светские компоненты культуры: богословие, философия, естествознание, историография, филология, риторика, образовательная система. Искусство и литература Византии. Храмовые ансамбли. «Византийское Возрождение»: столкновение гуманизма и исихазма. Кризис империи и религия.


 7. ^ Ислам и Европа.

Ислам в религиозном мире Средиземноморья и Западной Азии. Завоевание арабами византийских земель и Испании: историко-культурные последствия. Кордовский халифат. Взаимодействие христианской и исламской культуры в регионе Средиземноморья. Южная Италия и Южная Франция в сфере влияния политического и культурного влияния ислама. Основные рационалистические и мистические направления мусульманского богословия. Мусульманское право. Философия исламского мира и ее античные истоки. Мусульманская наука, медицина, торговая и географическая активность. Переводческая деятельность мусульман. Опыт интернациональной культуры. Доминирующие сферы художественной культуры: архитектура, орнамент, каллиграфия, книжная миниатюра, прикладное искусство, музыка, литература. Средневековая еврейская культура в контексте исламской культуры.


8. ^ Европейское средневековье и христианство.

Формирование институтов веры. Идея иерархии. Две формы верховной власти в средневековом социуме: папа и император. Средневековое богословие Запада. Куртуазная культура и религия: идеология и ритуал. Романский и готический стили: сакральные аспекты. Артуровский цикл и миф о Граале. Ереси. Альбигойская культура. Интеллектуальная жизнь университетов: богословие, философия, наука. Культурный синтез ХIII - XIV веков. Кризис средневековья. Разгром тамплиеров и Авиньонское пленение. Протобуржуазные формы религиозной культуры.


 9. ^ От Средних веков к Новому времени.

Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный. Противостояние ереси и ортодоксии. Орденские движения. Новые тенденции: номинализм, этатизм, успехи науки, ростки гуманизма. Первые версии абсолютизма и их отношение к религиозным институтам. Гуманизм и Реформация. Эволюция отношения к античной религии в итальянском Ренессансе: гуманизация христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как религиозно-эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука: магия, алхимия, натурфилософия. Протобуржуазные формы экономики: конфессиональные аспекты. Новое понятие личности. Формирование бюргерской культуры. Реформация и ее культурное значение. Трансальпийские процессы как религиозно-этическая форма перехода к Новому времени. Лютер и Эразм: гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность. Колонизация и миссионерство. Религиозный раскол Европы. Имперский проект Карла V и его крах. Новое правосознание. Протестантизм и новая экономика. Культурные проекты Реформации и Контрреформации. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики.


 10. ^ Религиозная культура XVII века.

Абсолютистские монархии и религия. Утопии и христианство. Английская революция как религиозно-культурный феномен. Индивидуальная ответственность и активизм как новый канон личности. Религиозные истоки науки. Конфликт науки как парадигмы знания с верой. Ослабление церковных институтов. Новые социально-религиозные программы: кальвинисты, течения в пуританизме, иезуиты, янсенисты, пиетисты. Гетеродоксальная и эзотерическая мысль. Деизм. Розенкрейцеры. Борьба за веротерпимость.

Религиозная культура и "век философов". Две модели сознания: "cogito" Декарта и "бездна"

Паскаля. Эстетическая реформа и церковь: рационализм классицизма и витализм барокко.


 11. ^ Религиозная культура XVIII века.

Свет и тени Просвещения. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха. Реформа гуманитарного знания: рождение истории, социологии, культурологии, психологии, антропологии, сравнительного языкознания. История и Природа - новые мифы эпохи. Просвещенческий атеизм и либертинаж. Религиозный сентиментализм. Вольтер и Руссо: гуманистические программы века. Феномен Контрпросвещения. Сведенборг и его влияние. Церковный кризис. Борьба янсенистов и иезуитов. Масонство и оккультизм. Великая Французская революция как как форма религиозной культуры. и "прафеномен" новейшего времени. Историческая граница между дворянской и бюргерской религиозной культурой. Квазисакральные формы революционного искусства: театр, театрализованные действа, песня, литература, публицистика, политическая риторика . Сакральная семиотика революции.


 12. ^ Культурная революция в Германии и религия.

Немецкая классическая философия и религия. Новые формы пантеизма. Религиозные идеи Шиллера и Гёте. Немецкий романтизм как культурно-религиозное явление. Главные интуиции романтизма в религиозном аспекте: культ природы, творчества и индивидуальности, единство хаоса и космоса, ирония, примат эстетизма. Пиетизм. Оккультизм. Новая протестанская теология: тюбингенская школа и богословский либерализм.


 13. ^ Религиозная культура XIX века.

Индустриальное общество и его духовные структуры. Новые социально политические доктрины в религиозном аспекте: социализм, коммунизм, анархизм, расизм, национализм. Атеизм в свете успехов естественных и точных наук. Осмысление религии экзогенных культур: Индия, Китай, Япония. Кризис рационалистического гуманизма. Реформа культурной аксиологии в 40-х гг. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропологизм, позитивизм. «Антибюргерские» настроения. Развитие либерального богословия. Историческая критика Библии. Оккультные настроения. Идея иррациональной первоосновы как характерная интуиция эпохи.


  14. ^ Религиозная культура рубежа XIX - XX вв.

Новые идеи в их религиозном и антирелигиозном аспекте: шопенгауэрианство, вагнерианство, ницшеанство, марксизм, символизм, неоромантизм... Оживление философских дискуссий: тезис "Назад к Канту". Философия жизни. Феноменология. Психоанализ. Художественный авангард нач. XX в. Эзотерические направления. Эволюция науки и кризис позитивизма. Нео-ортодоксия и нео-апологетика. Возвращение религии в культуру.


 15. ^ Религиозная культура XX века.

Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис.. Религиозное осмысление трагедии: 20-е гг. Эрозия гуманизма и демократических ценностей. Мотив "отчуждения". Столкновение рационализма и неомифологии. Эзотерические течения. Кризис классических структур западной цивилизации. Религиозно-литературный спектр: интеллектуальный роман; психологический роман; неосимволизм; авангардная литература. Религиозно-художественый спектр: кубизм, фовизм, абстрактивизм, футуризм, экспресионизм, дадаизм, сюрреализм. Тоталитаризм и религия. Наследие Второй мировой: послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые культурные феномены и борьба сакрального с секулярным: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Контр-культура и молодежные движения. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Неоконсерватизм. Постмодерн и религия.


Структура семинарского курса


  1. Визуальная культура и религия:

  • Иконы (Богословие иконы)

  • Архитектура храмов

  • Теория символа и образа

  • Богословские, философские и культурные особенности изображений в исламе, буддизме, христианстве


Литература для подготовки:

Аверинцев С.С. Символ / БСЭ, 3-е изд. Т. 23. М., 1976, с.385-386.

Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994

Доброхотов А.Л. Символ / Избранное. М.: Территория культуры, 2008. С. 459-465.

Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982

Мартиндейл Э. Готика. М.: Слово, 2001.

Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. СПб.: Славия, 2001.

Стирлен А. Искусство ислама, Распространение персидского стиля от Исфахана до Тадж-Махала. М.: «Астрель», 2003

Успенский Л.А. Богословие иконы. Н.Новгород: Изд. братства во имя святого князя Александра Невского, 1997

Фишер Р. Искусство буддизма. М.: Слово, 2001.

Флоренский П. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990.

Флоренский П. Философия культа. М.: Мысль, 2004.


  1. Музыкальная культура и религия:

  • Звук и религиозный опыт

  • Религиозная музыка (инструменты, типы исполнения)

  • Музыка христианских композиторов

  • Музыка XX века и религия

Литература для подготовки:

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. СПб.: Университетская книга, 1998.

Гарднер И. А. Церковное пение и церковная музыка. // О церковном пении. М.: «Лодья», 2001. С. 148-150

Глушкова И.П. Махараштра: Виттхал.  / В кн.: Древо индуизма. М.: 1999.
Кулке Г. Орисса: Джаганнатх. / В кн.: Древо индуизма. М.: 1999.

Гуляницкая Н. С.  Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М.: 2002.

Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в западной Европе VIII-X столетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья - Москва: МГУ, 2004.

Линн Д. Священный звук. http://fengshuicentre.narod.ru/biblio/linn_sacredspace/linn_sacredcpace_8.htm

Лосский Н. В.  Богословские основы церковного пения. // В. Н. Мартынов. История богослужебного пения. — РИО ФА, 1994. С. 233-238.

Пономарёв В. В. Паралитургические сочинения и проблема канонической допустимости в православном церковном пении. http://sibmus.info/texts/ponomar/paralit.htm

Тернер С. Лестница в небеса. М.: Триада, 2001.

Флоренский П. А.  Храмовое действо как синтез искусств. / Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М.: 1996. С. 201-213.

Фойерштейн Г. Глубинное измерение йоги. М.: Рипол классик, 2006. С. 315-322

David W. Stowe No Sympathy for the Devil: Christian Pop Music and the Transformation of American Evangelicalism. NY: The University of North Carolina Press, 2011.

Raised by Wolves: The Story of Christian Rock & Roll. Ottawa: ECW Press, 2000

The New Cambridge History of Islam, Volume 4: Islamic Cultures and Societies to the End of the Eighteenth Century By Robert Irwin Cambridge: Cambridge UP 2010.


  1. Религия и научное знание:

  • Афины и Иерусалим

  • Отношение к науке в исламе, иудаизме, буддизме, индуизме

  • Научная революция в Новое время и ее христианские корни

  • Современный экологизм и возрождение язычества

  • Дискуссия креациостов и эволюционистов в авраамических религиях

  • Восточная религиозность и современная физика

  • Современные научные открытия и их отражение в религиозном мировоззрении


Литература для подготовки:

Буфеев К. свящ. Православное вероучение и теория эволюции. СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2003.

Доброхотов А.Л. Философия и христианство / Избранное. М.: Территория культуры, 2008. С. 73-86.

Йейтс Фр. Джордано Бруно и герметическая традиция. М: НЛО, 2000.

Катасонов В.Н. Точность науки, строгость философии, откровенность религии / Наука, Философия, Религия. М.: ПСТГУ, 2010.

Лега В.П. Проблема чуда и современное научное мировоззрение /Философия плотина и патристика. Москва: ПСТГУ, 2002.

Ляшевский С. Библия и наука о сотворении мира. М.: 1997.

Подборки дискуссий (http://macroevolution.narod.ru/paperlist.htm#creatio, http://evolution.powernet.ru/polemics/)

Тейяр де Шарден П. свящ. Феномен человека. М.: Наука, 1987.

Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1: «Вся премудростию сотворил еси…». М.: ПСТГУ, 2011.

Философско-религиозные истоки науки / Отв. редактор П. П. Гайденко. М.: Мартис, 1997. 

Фритьоф Капра Дао физики. М.: Орис, 1994.

Яхья Х. Коран указывает путь науке. М.: Ансар, 2002.

Hanegraaff W. Orientation: major trends in New age religion in New age religion and western culture p. 23-110.

Hanegraaff W. The Nature of Reality in New age religion and western culture p. 113-180.

Zukav G. The Dancing Wu Li Masters: An Overview of the New Physics. NY: William Morrow, 1979.



  1. Религиозная культура в век масс

  • Религия и тоталитарные режимы

  • Религия и медиакультура

  • Религии как коммерческие сообщества

  • Реклама и религиозные движения

  • Дискуссия о секуляризме и постсекуляризме


Литература для подготовки:

Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Журнал «Мир России», 2006. Т. XV. № 2. С. 62-78.

Баркер Э. Новые религиозные движения Часть 1 главы 1-8

Бергер П. Секуляризация и проблема убедительности // Неприкосновенный запас № 37

Ваттимо Д. После христианства. М.: Три квадрата, 2006.

Воробьева М. “Нью Эйдж” и религиозные исследования: случай России // Религиоведение. 2004. №4. С. 59   64;

Дворкин А.Л. Тоталитарные секты главы Тоталитарные секты общие понятия части 1 и 2

Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. №1, 2001. С. 61 – 72.

Логос № 3 (82) 2011

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: ИНИОН, 1992.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990.

Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь Мир, 2002.

Berger P. Rumors of angels. NY: Anchor Books, 1990.

Berger P. Secularization falsified // First things February 2008

Cox H. The secular city 25 years later // Christian century 1990 November 7

Hanegraaff W. Orientation: major trends in New age religion in New age religion and western culture p. 23-110.

Hanegraaff W. The Mirror of Secular Thought in New age religion and western culture p. 411-513.

^

8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



Основными средствами для формирования оценки по курсу являются: письменное эссе объемом до 10 тыс. знаков, коллективный проект, призванный наглядно освятить одну из тем курса, участие в семинарском обсуждении коллективного проекта и зачет, проходящий в форме собеседования по теме эссе.

^

10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Формула расчета итоговой оценки:

Онакопленная= k1* Околлективный проект + k2* Ообсуждение + k3* Оэссе. + k4* Озачет

Где:

k1 – 60%; k2 – 20%; k3 – 10%%; k4 – 10%

^

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник


Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. М.: Инфра-М, 2010.

Общая


Аверинцев С.С. София – Логос. Словарь. Киев, 2006.

Аверинцев С.С. Связь времен. Киев, 2005.

Бальтазар Г.У. фон; Барт К.; Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. М., 2006.

Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999.

Бузина Т.В. Самообожение в европейской культуре. СПб., 2011.

Вудс Т. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию. М., 2010.

Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура. // Три подхода к изучению культуры. М., 1997.

Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.

Гвардини Р. Конец нового времени // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М. – СПб., 2000.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999.

Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Минск, 2004.

Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII – XVIII века). Екатеринбург, 2003.

Джемелли А.Францисканство. М., 2004.

Доусон К.Г. Религия и культура. СПб., 2000.

Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I – XIV веков. М., 1996.

Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.,1993.

Кюнг Г. Религия на переломе времен. О соотношении модерна и постмодерна // Мировое древо. М., 1993, вып. 2.

Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж-Л. Нацистский миф. СПб., 2002.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001.

Луис Б. Ислам и Запад. М., 2003.

Невлева И.М. Философия культуры С.Л. Франка. СПб., 2007.

Нибур Х. Рич. Христос и культура // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхорда Нибура. М., 1996.

Райт Дж. Иезуиты. М., 2006.

Роде Ф. Роль христианства в европейской цивилизации // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1993.

Силантьева М.В. Философия культуры Н.А. Бердяева и актуальные проблемы современности. М., 2005.

Струве П.Б., Франк С.Л. Очерки философии культуры // Струве П.Б. Избранные соч. М., 1999.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Тиллих П. Теология культуры // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995.

Флоренский П. А. Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания // Флоренский П. А. Соч. в четырех тт. Т. 3(2). С. 386 – 488.

Флоровский Г., прот. Вера и культура. СПб., 2002.

Франк С.Л. Религия и культура. Культура и религия. // Франк С.Л. Русское мировоззрение. 1996.

Храм земной и небесный. М., 2004.

Элен П. Философия культуры и философия жизни у раннего С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008.

Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос. М., 2005.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

^

История религий



Антес П. [и др.] Религии современности. История и вера. М., 2001.

Армстронг К. История Бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе. Киев; М., 2004.

Бедуелл Г. История Церкви. М., 1996.

Булгаков С., прот. Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991.

Гонсалес Х.Г. История христианства. Тт. 1 – 2. СПб., 2003.

Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С.. История религии. М., 1991. [Репринт 1909.]

Кернс Э. Дорогами христианства: История церкви. М., 1992.

Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000.

Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997.

Лортц Й. История Церкви, рассматриваемая в связи с историей идей. Тт. 1 – 2. М., 1999 – 2000.

Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 6 Т. М., 2001–2003.

Норт Дж. История Церкви. М., 1993.

Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб., 2000.

Хегглунг Б. История теологии. СПб., 2001.

Шмеман А. Исторический путь Православия. М., 2003.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1. От Каменного века до Элевсинских мистерий. М., 2001. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2002. Т. 3. От Магомета до реформации. М., 2002.
^

Философия религии



Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. М., 1998.

Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. / Под ред. А.Н. Красникова. М., 1996.

Кудрявцев-Платонов В.Д. Философия религии. М., 2008..

Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. М., 2002.

Отто Р. Священное. СПб., 2008.

Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. М., 2001.

^

Современные апологеты



Льюис К.С. Просто христианство. М., 2005.

Мартинетти Дж. Человек, Бог, Вселенная (основания для веры сегодня). Милан – Москва, 1991.

Фома. Православный журнал для сомневающихся. (Ежемесячный. С 2006 г.)

Честертон Г.К. Ортодоксия. Эссе. М., 2003.

Шоню П. Во что я верую. М., 1996.

Словари


Католическая энциклопедия. Т.1-3. М., 2002 – 2008.

Мифы народов мира. Т. 1 – 2. М., 1980, 1982.

Православная Энциклопедия. т. 1 – 6... М., 2001 – .

Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006.

Теологический энциклопедический словарь под редакцией Уолтера Элвелла. М., 2003.

Христианство. Энциклопедический словарь. Тт.1-3. М., 1993-95.



Скачать 268,42 Kb.
Дата конвертации09.12.2013
Размер268,42 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы