Г. Р. Державин гражданская смелость и правдолюбие. Отказался от похвальных од и внес в стихи колкую сатиру. «Памятник» icon

Г. Р. Державин гражданская смелость и правдолюбие. Отказался от похвальных од и внес в стихи колкую сатиру. «Памятник»



Смотрите также:
Лирика

Г.Р. Державин – гражданская смелость и правдолюбие. Отказался от похвальных од и внес в стихи колкую сатиру.

«Памятник» - поэт – существо особое, значительное. Вера в силу слова, в его всемогущества. Уверенность поэта в своем бессмертии. Слово - бессмертно. Истина, честность. (А.С.Пушкин – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Поэт»)

В.А.Жуковский

«Море» - элегия. Тема изображение двух миров – моря и неба. Идея романтического двоемирия. Небо – идеал, достижение которого невозможно. Морской пейзаж. Море одушевляется, становится живым существом. Оно хранит тайну. Сравнивается с человеком. (А.С.Пушкин – «К морю» - разговор с морем)

А.С.Пушкин – для него характерна антитеза. Две идеи, воплощенные в одном стихотворении, сменяемые союзом «но», абсолютно противоположны («Деревня», «Поэт», «Элегия», «Погасло дневное светило…»).

«Деревня» - пейзажная лирика, социально политический конфликт, осуждение крепостничества (!) в России. В первой строфе – идиллия природы, во второй – уродство социальных отношений. Антитеза используется, чтобы показать все черты «деревни».

«Узник» - тема свободы, воплощенная в образе орла. Автор считает, что человек должен быть свободным, как птица.

«Во глубине сибирских руд» - тема дружбы, верности. Призывает верить в наилучший конец своих друзей.

«Поэт» - тема божественного призвания поэта-пророка, противопоставление человеческого облика поэта и творческого. (Г.Р.Державин – «Памятник)

«К Чаадаеву» - дружеская, политическая лирика. Призыв к разрушению господствующей тирании. Тема вольности. Объединение политических и более интимных моментов (Н.А.Некрасов – «Поэт и гражданин», В.В.Маяковский – «Облако в штанах»).

«Песнь о вещем Олеге» - жанр – легенда, тема поэта-пророка, предугадывающего высшие силы.

«К морю» - элегия, послание. Прощание не только с конкретным морем, но и с морем вообще. Море выступает в роли романтического символа свободы. Герой прощается так же и самим романтизмом. Тема романтического бегства героя. (В.А.Жуковский – «Море»разговор с морем)

«Няне» - тема самоотверженной материнской любви, нежности, бесконечной благодарности.

«К***» - тема любви, любовь как смысл жизни. Хранится в сердце человека всю жизнь, напоминаю о себе в различные моменты. (Ф.И.Тютчев – «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), А.А.Фет - «Сияла ночь. Луной был полон сад…» - воспоминания о любимой)

«19 октября» - дружеское послание Пушкина к лицеистам-друзьям на день встречи выпускников, пока он был в заточении. Тема дружбы, подлинной нежности, преданности и любви к друзьям, и так же тема одиночества.

«Пророк» - тема божественного призвания поэта-пророка, идеальный образ поэта. Одинокий путник. Дар прозрения, того, что другие не могут увидеть или услышать. (Г.Р.Державин – «Памятник», А.А.Блок – «О, я хочу безумно жить…»)

«Зимняя дорога» - тема дороги. Герой – вечный странник, его жизнь проходит в пути, он стремится попасть домой.

«Анчар» - баллада. Тема гибельности неограниченной власти для общества. Сопоставление зла природы и зла владыки.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла» - элегия, любовная лирика. Описание природы служит средством выражением чувств героя.

«Я вас любил: любовь еще быть может…» - любовная лирика, чувство героя высоко и одухотворено. Он желает возлюбленной спокойствия и счастья. Высшее проявление любви.

«Зимнее утро» - пейзажная лирика соединяется с любовной. То, что герой видит из окна, он, влюбленный, ощущает и в своем сердце.

«Бесы» - символический образ мира, сбившегося с пути, состояние души, охваченной трагическими страстями. Стихия тоски и тревоги, жуткие переживания. Иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию (А.А.Блок – поэма «Двенадцать» - совпадение образов, разгул нечистой силы).

«Туча» - гармония, душевное просветление. Поэт сопоставляет природу состоянием души. Все тревоги уходят, как тучи.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - тема божественного призвания поэта пророка. Верность этому призванию. Независимость поэта, его творчества. Предсказание своей судьбы в будущем. – (Г.Р. Державин «Памятник» - содержание, идея)

«Погасло дневное светило…» - романтическая элегия. Тема бегства лирического героя. Противопоставляются два мира – два берега (берег печальный и волшебные края).

«Свободы сеятель пустынный…» - Состояние духовного упадка, пессимизм. Тема поэта пророка в столкновении с толпой. Поэт – сеятель, семя – поэзия. (Г.Р.Державин – «Памятник» - пророк просвещает людей)

«Подражание Корану» - притча, духовное возрождение. Неверие в бога в начале, но после его помощи герою, вера в него.

«Элегия» - элегия. Сосредоточенный поиск пути. Переоценка прошлого, тоска по ушедшим дням.

«Вновь я посетил» - темы: жизни и смерти, взаимосвязи природы и человека, гармонии с ней, связь разных поколений и эпох. 3 части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям.

М.Ю.Лермонтов – одна из основных тем его творчества – тема одиночества. Его лирика пронизана горечью и отчаянием. Последователи – Цветаева (одиночество), Есенин (Родина).

«Парус» - тема одиночества, объединяющая парус и лирического героя. Чувство разочарования показывает, что нигде счастье найти нельзя, так как это – состояние души. Красочные картины противопоставляются состоянию героя. Он страдает не только от разлада с окружающим миром, но и самим собой.

«Нет, я не Байрон, я другой…» - романтизм. Тема – сравнение своей судьбы с судьбой Байрона. С одной стороны, они похожи тем, что не считаю т себе признанными толпой. Но герой считает, что проживет и сделает меньше английского поэта, его судьба более трагична. Незаменимость человеческого и поэтического призвания поэта.

«Смерть поэта» - элегия-сатира. Написано под впечатлением от смерти Пушкина. Вечная борьба добра, света со злом и жестокостью. Конфликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность на гибель. Поэт честен и не изменит своему призванию.

«Молитва» - философское стихотворение. В жизни поэта наступают тяжелые времена; все идет далеко не так, как хотелось. И в эту трудную минуту автор исполняет молитву Богу и верит, что Господь поможет ему. Молитва – путь к спасению и душевной гармонии. М.Ю.Лермонтов видит в молитве нечто особенное, даже святое, способное залечить любые душевные раны. Человек, переживший злые удары судьбы, может надеяться только на чудо (М.И.Цветаева – «Молитва»)

«Тучи» - тема свободы и одиночества. Невольное изгнанничество лирического героя.

«Бородино» - посвящено народной войне 1812 г. Сказовая форма повествования. Героическое время народного самосознания противопоставлено измельчавшему настоящему.

«Когда волнуется желтеющая нива…» - единение человека с природой. Пейзажная зарисовка. Мир природы благостен и гармоничен. Созерцание природы подчеркивает разлад в душе героя., но дарит ему надежду о соединении человека и природы.

«Дума» - анализ современного общества и его психологии. Современное поколение внутренне опустошено, утратило жизненное предназначение, его удел – состариться в бездействии. Хоть герой-поэт и противопоставлен этому поколению, он все же ему принадлежит. В итоге душевный разлад героя.

«Поэт» - тема поэта и его предназначения. Поэт сравнивается со старым кинжалом. Когда-то они оба имели ценность, но сейчас утратили свое значение для людей (Н.А.Некрасов – «Поэт и гражданин»).

«Три пальмы» - проблема смысла жизни: пальмы не хотят лишь отбрасывать тень на ручей. Пальмы были наказаны Богом (срублены людьми по его воле) за то, что не удовольствовались предназначенным им уделом и посмели роптать на Бога.

«как часто, пестрою толпою окружен…» - анализ современного общества. Показывается высшее общество и безмятежный мир юности. Поэту чужды эти надменные, духовно нищие люди. Между мужчиной и женщиной чувства решают деньги и чины. Сатира уступает место элегии в описании своего детства. Приятные мечты о прошлом являются обманом.

«И скучно и грустно» - тема одиночества. Тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Одиночество, усталость, тоска. Дух уныния: Он скучает в настоящем и не стремится к действиям в будущем.

«Нищий» - тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми и тема любви. Черствость, бездушие, безразличие людей. А любовь приносит не радость, а боль и страдания. (В.В.Маяковский – «Облако в штанах» - одиночество)

«Нет, не тебя так пылко я люблю» - тема любви. Восприятие реальной любви и возлюбленной как невозможное чувство. Но следом герой говорит об обратном, что его чувства к любимой реальны.

«Родина» - тема любви к родине. Противопоставление личного патриотизма официальному. Герой любит в родине ее людей и природу, но не историю и славу.

«Сон» - кольцевая композиция: сон героя-мертвеца, в котором появляется сон девушки, в котором была картина, открывающая стихотворение. Посвящено трагической для Лермонтова мечте - преодолению одиночества.

«Из-под таинственной, холодной полумаски…» - тема любви. Внимание поэта сосредоточенно на женских образах. Возвышенная и тайная сущность любви. Финал определяет отношения как исключающие поклонение и романтическую дистанцию.

«Выхожу один я на дорогу…» - написано за несколько дней до дуэли и смерти. Основные темы лермонтовской лирики – одиночества, смысла жизни и т.д. Итог творчества. Одиночество лирического героя. Он выходит в распахнутый мир. Полное спокойствие противопоставлено состоянию поэта. Ему больно и трудно, он стремится приобщиться к миру природы.

«Пророк» - тема взаимоотношений пророка-поэта и толпы. Пророк у Лермонтова – гонимый людьми гений. Тема трагического непонимания людьми своей творческой личности. (В.В.Маяковский – «Нате» - люди не понимают и не принимают поэта)

Ф.И.Тютчев – объединяется чувство и мысль. Человека можно понять, если понять природу. Природа меняется, непостоянна. Любовь возвышенна.

«С поляны коршун поднялся» - Человек такая же тайна, как и природа. Вопрос о соотношении природы и человека. Он наделен разумом и, тем самым, выделен из природы. Человеческой мысли невозможно выйти за рамки, границы. Герой сожалеет, что у него нет крыльев как у коршуна, и тем самым является заложником.

«Полдень» - пейзажная лирика. Во всей природе умиротворение, засыпает царь лесов Пан, засыпает вся природа. Природа предстает в античном образе с помощью Пана.

«Есть в осени первоначальной» - пейзажная зарисовка, в которой изображение природы и мысли о природе сливаются воедино. Тютчев улавливает зыбкую грань перехода времен года. Каждая минута прекрасной осени дорога, ведь осень скоротечна, а природа есть символ вечности. Мир осенью похож на райскую обитель.

«Silentium!» - основные мысли стихотворения: лучше молчать, не изрекать мысль. У всех людей разные мысли. Слова могут ранить и уничтожать. Молча, мы углубляем свои знания и представления о мире. Мысль не надо доказывать, ей нужно наслаждаться. Молчание – гармония.

«Не то, что мните вы, природа…» - адресовано людям, равнодушным к природе, неспособным понять ее истинную красоту. Одухотворение природы.

«О, как убийственно мы любим…» - представление о любви как о роковой встрече. Проблема вины человека, нарушавшего во имя любви законы фальши и лжи. Автор отдается собственному чувству. Мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть. Тоска и грусть, любовь трагична. Все повторяется, каждая новая любовь проверяется все теми же испытаниями (Н.А.Некрасов - «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…» - бытовая сторона любви без ее возвышенности).

«Нам не дано предугадать» - Тютчев говорит о том, что не знает, как воспримется его творчество, будет ли оно вечным. Однако он и другие великие поэты оставили глубочайшее поэтическое наследие (Н.А.Некрасов – «Элегия» - не знает, дойдет ли его творчество до глубины души потомков).

«Певучесть есть в морских волнах» - Пытливая мысль, ропот, протест человека, противопоставляются музыке, разлитой в природе, ее гармоничности. Зрительные образы мыслью, чувством, настроением, раздумьем. Одиночество человека, отторгнутого своим познающим разумом от природы. Личное «я» мешает человеку ощутить себя частью природы.

«К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…») – воспоминания, вызванные встречей с девушкой, взбудоражили душу героя, заставили заново вспыхнуть чувства с новой силой. (А.С.Пушкин – «К*** (Я помню чудное мгновение…)» - воспоминания о любимой; А.А.Фет – «Сияла ночь. Луной был полон сад…»)

А.А.Фет – пейзажная лирика преобладает в его творчестве. Ценил миг, превращая его в своих стихотворениях в вечность. Первым стал писать безглагольные стихи.

«Заря прощается с землею…» - пейзажная лирика. Впечатление, вызванное вещью, дороже самой вещи (закат). Переход из одного состояния в другое, возникают мысли о двойной жизни. Впечатление от заката составляет целое стихотворение. Миг растянулся на вечность.

«Вечер» - пейзажная лирика. Природа – мир реальный, но нестабильный, текучий. Каждую секунду происходят изменения. Поэт старается увековечить каждую деталь вечера.

«Одним толчком согнать ладью живую…» - тема поэта и поэзии. Мысли о назначении поэта. Вдохновение необходимо поэту для постижения главной цели искусства – красоты. Красота – существенное свойство мира и человека в этом мире.

«Учись у них – у дуба, у березы» - внутренняя связь природы и человека, одушевление природы. Природа является поучительным для человека примером стойкости. Укор и урок страдающему человеку.

«Это утро, радость эта…» - радость от ощущения весны. Красота разлита в мире, и ее нужно увидеть. Красота природы, ее гармония. Музыка, связывающая все части стихотворения, поднимается как идеал гармонии. Она становится фактором поэтического творчества. Ведь Фет хотел внушать, убеждать людей, а слова для этого не подходят.

«Шепот, робкое дыханье…» - свидание в саду. Новизна и необычность стихотворения в отсутствии глаголов. Беспрестанное движение в природе и в отношениях между влюбленными. Эти картины-миги, сменяя друг друга, превращают всю картину в единый миг, стремящийся к вечности.

«Сияла ночь. Луной был полон сад…» - любовное свидание в саду. Фет помог открыть одно мгновение в потоке жизни, оценить, не забывать, что это – лишь мгновение. Высшее проявление страсти – мимолетное быстротечное мгновение, остающееся в памяти. (А.С.Пушкин – «К*** (Я помню чудное мгновение…)» - воспоминания о любимой)

Н.А.Некрасов – в его лирике слились народ и родина. Ему присуща ненависть к крепостному праву, к губителям России и любовь к своей народной родине. Привнес в поэзию быт обычных людей. Трагическое восприятие жизни, сострадание к ближнему, безудержная жажда счастья.

«Тройка» - жанр песни. Образ крестьянской девушки. Два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви, в будущем ее ждет тяжелая судьба обычной крестьянки. Тройка – символ свободы, воли, движения, мечты о счастье. Но счастье – это только мечта.

«В дороге» - основа стихотворения – слово ямщика. Рассказ о собственной судьбе и о судьбе его жены Груши, которую насильственно выдали за него замуж. Виновником драмы является антинародный крепостнический уклад. Сказовая форма повествования, просторечия, диалектизмы.

«Вчерашний день, часу в шестом…» - муза совсем не похожа на своих предшественниц в классической поэзии. Она и крестьянка одинаково близки и дороги поэту. Муза – сестра страдающей крестьянки, а сам поэт – поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ. Его вдохновение истязали подобно этой крестьянке. Так же мучают и весь народ.

«Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…» - в этих любовных стихах появился образ независимой героини, своенравной и непреступной. Отношения между возлюбленными стали более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой. Показывает бытовую сторону любви (Ф.И.Тютчев - «О, как убийственно мы любим…» - бытовая сторона отношений).

«Поэт и гражданин» - программное стихотворение. Речь в стихотворении выходит за границы литературы, речь идет о политической борьбе, о гражданской доблести и о патриотизме. Произведение о красоте поэзии, о ее высшей эстетической ценности и гражданском значении. Назначение поэта в общественной жизни (А.С.Пушкин - «К Чаадаеву», М.Ю.Лермонтов – «Поэт», В.В.Маяковский – «Облако в штанах»).

«Железная дорога» - широкий охват русской действительности. Острая социальная тема – строительство железных дорог, где процветала беспощадная эксплуатация рабочих. Беспощадный царь – голод. Роль народа в создании духовных и материальных ценностей. Есть грустная надежда: народ все вытерпит и все сможет, но когда это будет?

«Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)» - социальная элегия, изменение связи объекта изображения, новые жанровые признаки. Актуальность темы страдания народа. Этот вопрос сливается с вопросом о роли поэта в обществе. Некрасова мучает вопрос: дойдет ли его песня до народной души, принесет ли пользу? (Ф.И.Тютчев – «Нам не дано предугадать» - не знает, дойдет ли его творчество до глубины души потомков)

А.А.Блок - сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного.  Осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека. Скорбные мотивы, навеянные реальной жизнью.

«Вхожу я в темные храмы» - мотив ожидания и надежды на встречу с Прекрасной Дамой.. Тревога нарастает, но с появлением Прекрасной Дамы приходит успокоение, герой обретает гармонию. Прекрасная Дама не просто возлюбленная, но и Душа Мира, а человек стремится к достижению этой гармонии. Философская лирика.

«Фабрика» - остросоциальное стихотворение. На смену возвышенному поклонению приходит тревога и попытка познать современный мир, непонятный и страшный. Тема страшного мира. Отвращение, страх, насилие. Недоговоренность и таинственность усиливает эмоциональное воздействие. Поэт сочувствует «нищим», но удивляется их покорности.

«Русь» - тема родины. Стихотворение пронизано духом древности. Герой видит в своей Руси непостижимую тайну, загадку. Русь предстает как сказочная, волшебная страна. Она и нищая, печальная. Лирический герой околдован ею и влюблен в нее. Тайна Руси в том, что она не запятнала первоначальной чистоты.

«Незнакомка» - мир прекрасной незнакомки противопоставлен миру пошлой обыденности. Весна пропитана духом разложения и тления. Мотив одиночества, отчуждения. Стихотворение подчеркивает, что сам поэт не может вырваться из этого мира обыденности. Но незнакомка является своеобразным мостиком между его миром и прекрасным миром самой незнакомки.

«Россия» - образ нищей России. Поэт думает о значении России, ее историческом пути. Истинное его отношение к России – любовь, восхищение красотой ее природы. Мотив дороги, тоски, но вместе с тем уверенность в будущем страны, гордость за нее. Россия является в образе любимой женщины. Элементы фольклора.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» - бездуховность, механичность, отсутствия творческого начала в окружающей действительности. Современный мир представляется поэтом бесчувственным, лишенным гармонии. Тусклая, беспросветная действительность. Нет ни свободы, ни движения. Жизнь замерла, время и пространство стихотворения ограничиваются, а ощущение безысходности усиливается.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» - тема России, осмысление ее исторической судьбы. Судьба современного поколения представляется как стремительное движение к гибели. Символ судьбы России – бегущая кобылица. Герой чувствует духовное единение с родиной. Судьба страны и поколения трагична.

«В ресторане» - любовная лирика. Все очень приземлено, охвачено страстью. Дама играет чувствами, и весь мир становится приземленным.

«О доблестях, о подвигах, о славе…» - осуждение самого себя, душевная опустошенность, усталость от жизни. Любовное послание, цель которого вернуть любовь, потерянную много лет назад. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни. В словах лирического героя горечь и отчаяние, чистая мечта развеяна, герой больше не верит в любовь.

«На железной дороге» - судьба родины осмысляется через женскую судьбу. Героин красивая и молодая девушка. Её вера и надежда сменились безверием и безнадежностью. Железная дорога символ пути, судьбы. Тема жизненного пути человека. Также железная дорога – знак страшного мира, безжалостного к людям.

«О, я хочу безумно жить…» - лирический герой провозглашает цель своего творчества: все сущее увековечить. Стихотворение проникнуто доверием к жизни, стремлением подняться над временным и личным. Жизнь – это реальность и высший смысл бытия. . Лирический герой предстает «новым пророком». (А.С.Пушкин – «Пророк», Г.Р.Державин – «Памятник»)

В.В.Маяковский

«Нате!» - сатира. Тема – неприятие существующей действительности, критика существующего миропорядка. Конфликт поэта и толпы. Публика принимает поэта за раба, но его главная цель – служение искусству. Герой противопоставляет себя этому обществу, его отличительная черта – душевная щедрость. Творец должен быть сильным. Стремление обратить на себя внимание и быть услышанным.

«А вы могли бы?» - тема поэта и поэзии. Герой предлагает свое видение мира и свои способы его воплощения. Поэт противопоставлен тем, кто его никогда не поймет, тем, кто навсегда останется в плену пошлой жизни.

«Послушайте!» - крик души поэта. Поэт спорит с воображаемым оппонентом, приземленным, обывателем, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Лирический герой глубоко чувствует и переживает все, что происходит с миром. Он весь – обеспокоенность, забота. Человеку нужна мечта, красота.

«Скрипка и немножко нервно» - тема одиночества, безразличия друг к другу; тема поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы. Главные герои – инструменты и музыканты. Скрипку никто не хочет услышать, понять, она лишь раздражает оркестр. Один лишь лирический герой заступается за скрипку. Поведение героя преследует цель протеста против равнодушия общества.

«Лиличка!» - одно из самых трогательных стихотворений о любви. Любовь лирического героя так велика и абсолютна, что в ней не только смысл жизни, в ней – вся вселенная. Тяжелое внутреннее состояние героя, для которого любовь – тяжкая гиря. Его чувства глубоки, он не надеется на взаимность, но просит любимую хоть последней нежностью выстелить уходящий ее шаг.

«Хорошее отношение к лошадям» - тема одиночества и непонимания человеком человека. Плачущая лошадь – своеобразный двойник автора. Лирический герой противопоставлен толпе, зевакам, поднимается тема поэта и толпы.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» - роль поэта в общественной жизни, воспитательное значение поэзии. Герой – поэт-труженик. Фантастическое событие, встреча поэта с солнцем. Поэт выполняет ответственное дело: управляет сердцами и умами людей. Тема двух солнц – солнца света и солнца поэзии, действующих сообща. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта. Поэт призывает всегда светить, видя в этом предназначение поэта.

«Юбилейное» - отношение к литературному наследию прошлого. Тема поэта и поэзии. Поэт признает равновеликой фигурой Пушкина, Некрасова и себя. В этом стихотворении поэт дает неутешительную оценку современным поэтам и поэзии (М.Ю.Лермонтов – «Нет, я не Байрон, я другой…»).

«Прозаседавшиеся» - сатирическое стихотворение. Тема – изображение и гневное обличение волокиты бюрократизма. Герой – проситель, тщетно обивающий пороги учреждения. Поэт издевается над мнимо важными делами. Бессмысленная заседательная суета.

«Письмо Татьяне Яковлевой» - встреча с соотечественницей в Париже заставила поэта задуматься о времени и о себе. Духовная близость с героиней. Автор уверен, что он будет понят читателем.

С.А.Есенин – для его лирики характерно слияние любовной и природной тематики. Нельзя забывать и о бесконечной любви автора к родине, которая воплотилась во множестве его стихов.

«Гой ты, Русь моя родная!» - тема любви к родине. Герой поклоняется родной земле, свято чтит ее. Нерасторжимая связь времен, единство человека и природы. Любовь лирического героя к родине настолько сильна, что он не готов променять ее даже на рай.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…» - тема любви. Любовная лирика сливается с пейзажной, герой сравнивает глаза героини со злаками и т.д. Одухотворенность чувства и его целомудренность. Горечь лирического героя и невозвратимость любви. Кольцевая композиция (1 и последняя строфы).

«О красном вечере задумалась дорога…» - тема любви к родной земле. Образ дороги связан с темой родного дома. Поздняя осень, холод, тоска по прошлому, по безвозвратно ушедшему детству. Олицетворения характеризуют неразрывную связь героя с живой природой.

«Мы теперь уходим понемногу…» - размышление о жизни, наполненное грустью, тоской о прожитых днях. Поэт не одинок в своей тоске. Тема любви поэта к русской природе. Осмысление прожитой жизни. Поэт не в силах скрыть свою печаль, ему не хочется покидать мир, в котором он был так счастлив.

«Запели тесаные дроги…» - тема родины. Мотив дороги и движения. Тема краткости человеческой жизни и хрупкости счастья. Любовь к родной земле переполняет героя.

«Письмо матери» - духовный кризис героя. Мать олицетворяет вечные ценности, от которых герой отдалился. Только с матерью героя ждет покой и отдых. Поэт хочет ее успокоить, призвать не верить слухам о нем. Кольцевая композиция. Тема безвозвратно ушедшего прошлого и тема матери. Нежность и забота о маме.

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» - любовь к родине, картины русской природы. Поэт размышляет о судьбе своего народа и уверен в его силах и будущем. Все новое поэт воспринимает враждебно, ревниво, но перемены в жизни не повлияли на чувства поэта.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» - тема родины и тема любви сливаются воедино. Лирический герой рассказывает возлюбленной о родине, мы видим его искреннюю любовь к родному краю. Кольцевая композиция.

«Не жалею, не зову, не плачу…» - философские размышления о скоротечности жизни. Монолог лирического героя, который подводит итоги прожитой жизни. Все лучшее прошло, сердце остыло. Но, несмотря на то, что все равно все люди тленны, жизнь – это великое счастье и благо.

«Русь советская» - небольшая поэма, в которой говорится о переменах, захлестнувших страну. Возвращение известного поэта в родную деревню, где он стал чужим. Ураган революции разметал всех его друзей. Поэт здесь показан как истинный гражданин – счастье родины он ставит выше своих чувств. Единственное, чем он не готов пожертвовать – поэзия, восприятие поэзии как высшего и бесценного дара.

«Пушкину» - обращение к великому поэту. Герой восторгается им и также находит общие с ним черты. Но несмотря на схожести, герой не смеет называть себя подобным гению, ведь он, мучаясь от гонения толпы, не сможет достичь того триумфа, который достиг Пушкин. Тема одиночества.

«Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэт описывает дом, в котором он вырос. Ему жаль потерянных лет, он тоскует по беззаботному детству.

М.И.Цветаева – для поэтессы свойственно отчуждение, гонение и одиночество. Так же тема поэта и поэзии, поэта и толпы, обретает в ее творчестве новые краски.

«Моим стихам, написанным так рано…» - программное стихотворение. В нем поднимается тема поэта и поэзии. Процесс творческого становления, осознания себя как поэта. Она предчувствует трагедию одиночества и непризнанности, но все же верит, в то что потомки о ней узнают.

«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») – обращение к Блоку. Многое роднит этих поэтов: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность, энергия повествования. Все стихотворение описывает краткость имени Блока.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» - все внимание поэта обращено к своему внутреннему миру. Тема поэта и толпы. Вечное изменение, движение, порыв, полет. «Другие» - толпа, их характеризует статичность, они созданы из плоти. Одиночество и непонимание.

«Тоска по родине! Давно…» - парадоксальное и пронзительное признание в любви родному краю. Тема одиночества становится центральной, от него не спасет ни одной дом, ни родная земля, ни родной язык. Но тоска так велика, а любовь к родине так неизбывна, что героиня от боли и отчаяния пытается отречься от края, но в самом конце срывается, обнажая душераздирающую трагедию любви к родине.

«Бабушке» - поэту интересно узнать все, она ищет во всем правду и смысл. Чтобы понять глубину своей собственной души, она спрашивает бабушку об ее судьбе.

«Книги в красном переплете» - героиня – интересующаяся всем личность. Она вспоминает свое детство, в котором ее друзьями были книги, открывающие ей новый мир фантастического и нереального, интересного и увлекательного. За эти открытия, сделанные в детстве, она им безгранична благодарна.

О.Э.Мандельштам

«Notre Dame» - собор представляет собой преображенный камень, ставший воздушным храмом, вместилищем мудрости. В стихотворении возникает римская тема, которая дает возможность ощутить историю.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» - обращение ко второй песни «Илиады» Гомера. Ощущение бессонницы передается чтением огромного списка корабле, что создает ощущение бесконечности ночи. Единственная причина, двигающая огромное войско – любовь. Поэт отстраняет Гомера, возвращаясь в реальность, он понимает, что любовь – основа всего движения на Земле.


«За гремучую доблесть грядущих веков…» - тема – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху века-волкодава. От русской поэзии поэт был изолирован. Чтобы приобщиться ко всему человечеству, нужно перестать замечать важные вещи, с чем поэт не может смириться. Таким образом, лирический герой открыто говорил о готовности принять мучительный венец за поэтов-предшественников.

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» - посвящено Петербургу. Вернувшись в родной город, герой не может его узнать. Это вызывает точку и беспокойство. Не только город стал неузнаваемым, но и люди. Звонок означает арест, а дверные цепочки – кандалы, надетые на души и волю людей.

А.А.Ахматова

«Песня последней встречи» - тема любви. Драматическое развитие сюжета. В центре – мысли и чувства героини. Детали подчеркивают смятенность героини. Душевному состоянию героини созвучно состояние природы. Она готова разделить с возлюбленным все беды, но образ темного дома и свеч символизируют невозможность соединения с ним.

«Заплаканная осень, как вдова…» - посвящено расстрелянному мужу поэтессы. Центральный образ – образ вдовы, тема памяти, которая хранит образ дорогого человека, но не дает притупиться боли и горечи. Но все равно придет забвение, которое унесет боль и принесет покой.

«Сжала руки под темной вуалью…» - ссора между возлюбленными. Героиня задыхается не только потому, что бежала за героем, но и потому что ее волнение достигло наивысшей точки. Драматизм проявляется и в противопоставлении бурлящих чувств героини и будничного ответа ее возлюбленного.

«Мне ни к чему одические рати…» - тема поэзии, поэтического ремесла. Стихи не следует втискивать в рамки жанровых канонов, их прелесть – в естественной свежести. Стихи неподвластны даже самому поэту. Главное назначение поэзии – дарить радость людям (А.С.Пушкин - «Осень»)

«Мне голос был. Он звал утешно…» - тема – патриотизм, неприятие революции, твердость и мужество героини. Невозможность оставить родину. Россия определяется как глухой край, из-за чего героине за него стыдно, но она ни за что его не оставит.

«Приморский сонет» - сонет, рассуждение. Тема скоротечности жизни. В этом мире – временное, сиюминутное, приходящее, в том понятии не существует (голос вечности). Жизнь и смерть сливаются воедино, их ведет дорога в вечность. Рождение и смерть сходятся в одной точке (Царское село), круг жизни замыкается.

«Родная земля» - тема Родины. Снимается восторженное и благоговейное отношение к родной земле. Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне. Земля – неотъемлемая часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с ней после смерти.

«Мужество» - чувство сопричастности родной земле становится почти физическим. Родино – душа и тело поэта. Сохранить родную землю и родную речь 0 для Ахматовой равнозначные понятия. Значимость слова равна значимости жизни.


А.Т.Твардовский

«Я знаю, никакой моей вины…» - тема войны и памяти тех, кому не суждено было вернуться домой. Объективно лирический герой не виноват в том, что кто-то не выжил, но его переполняет безмерная боль и вечная вина перед ними.

«Памяти матери» - цикл, состоящий из четырех стихов, которых объединяет история жизни матери лирического героя. Напряженный тон задается в первом стихотворении «Прощаемся мы с матерями». Во втором – «В краю, куда их вывезли гуртом» - реальные факты из жизни поэта. Северная тайга с глухими и непроходимыми лесами противопоставлена взгорку ЧС березами. Они отражают трагедию человека, навсегда оторванного от своей родины. «Как не спеша садовники орудуют»: мотив разлуки, последнее прощание. Лирический герой ловит себя на желании ускорить печальную процедуру, совершаемую могильщиками, он не в силах пережить эту разлуку. Последнее стихотворение так же подхватывает тему прощание. Песня о прощающейся с матерью девушке становится последней, прощальной ее песней вообще.

«Вся суть в одном-единственном завете…» - программное стихотворение, в котором выражены его жизненное кредо и нравственный устав. Тема поэта и поэзии. Лирический герой – поэт, обладающий никому не известными знаниями, недоступными другим. Право творца на абсолютную, ничем и никем не стесняемую свободу. (А.С.Пушкин – «Пророк»)

Б.Л.Пастернак

«Февраль. Достать чернил и плакать!..» - тема – описание приближающейся весны. Конфликт зимы и приближающейся весны. Основной цвет – черный. Существует и внутренний план – процесс пробуждения поэзии. Лирический герой под воздействием обновляющегося мира обретает вдохновение.

«Определение поэзии» - тема поэзии. Пытаясь дать определение поэзии, герой охватывает взглядом все окружающее. Таким образом, поэзия предстает как выражение всего существующего. В поэзии прекрасно сочетаются высокое с низким.

«Никого не будет в доме…» - тема одиночества. Внешний мир только подчеркивает это одиночество. Мотивы воспоминания и вины. В конце появляется Она, которая разрушает это одиночество.

«Снег идет» - пейзажная лирика и философские размышления о смысле жизни, о ее скоротечности. Повторяющиеся глаголы передают динамику падающего снега. Жизнь проходит так же быстро, как снежинки за окном. Риторические вопросы.

«Во всем мне хочется дойти…» - тема стремления поэта уловить и передать в стихах подлинность настроения, состояния души. Попытка отразить внешнюю сторону событий и их глубинную сущность. Сущность поэзии и ее назначение открывать новое в жизни. Поэзия сравнивается с музыкой Шопена.

«Гамлет» - стихотворение о герое Шекспира, о гениальном актере, играющего Гамлета, об Иисусе Христе, пришедшим на землю, чтобы искупить все грехи человечества своими страданиями, о герое рома «Доктор Живаго» и об его авторе. Пословица «Жизнь прожить – не поле перейти» - главная мысль стихотворения.

«Зимняя ночь» - Огонек свечи для героя – его Вселенная. Противопоставление свечи (символ надежды, тихого счастья, чистоты) и холода (беспредельное, холодное, снежное пространство). Противостояние внешним бурям внешнего мира. Кольцевая композиция. Внешний мир суетлив и хаотичен. В финале мы все же видим образ горящей свечи, что утверждает победу жизни и надежды.

«Про эти стихи» - красота мира в его ценности, а не в соотнесенности его с человеком. А потому окружающий мир у него одушевлен сам по себе, становится действующим лицом, а не предметом описания. Лирический герой не ощущает внутренних границ, поэтому может пить с Э.По и курить с Байроном. Расширение времени и пространства. Упоминание Лермонтова придает поэтическому миру еще больше всеохватности. Безграничность времени и небывалая полнота человеческой жизни.

«Любить иных – тяжелый крест» - любовная лирика. Образ возлюбленной божественен, идеален, загадочен. Пробуждение природу перекликается с внутренним состоянием героя. Лирический герой не может не страдать, хоть и пытается это сделать. Смысл для лирического героя – это само существование рядом с ним любимой.

«Июль» - оживление природного явления, живой образ июля. Июль – таинственное существо, не соблюдающее приличий и живущее так, как ему хочется, что крайне симпатизирует лирическому герою.

«Сосны» - пейзажная лирика. За соснами вдалеке лирическому герою мерещится море, которое постепенно затмевает сосны. Сосны становятся морем. Мысль об обретении бессмертия в слиянии с природой»

«Иней» - мир и прекрасен и страшен одновременно. Через иней человек постигает смысл жизни, сливаясь с природой. Страх перед уходом из жизни, перед новыми потерями. Судьба предостерегает поэта на каждом шагу. Внутренний мир хрупок. В центре поэтического мира Пастернака не человек, а природа. Соединяясь с ней, человек приближается к счастью. Искусство также рождается их самой жизни.кже рождается из самой жизни. Таков смысл стихотворения Б. Пастернака "Иней».



Скачать 224,05 Kb.
Дата конвертации15.12.2012
Размер224,05 Kb.
ТипДокументы
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы