Ларри Крабб icon

Ларри Крабб



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Ларри Крабб

Внутренний мир




Содержание


ВВЕДЕНИЕ - ЛОЖНАЯ НАДЕЖДА, КОТОРУЮ ПРЕДЛАГАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО

ЧАСТЬ I - ВЗГЛЯД В ГЛУБИНУ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В Глубины Собственной Души!
Что Такое Перемена?
Приличный Вид Как Признак Духовной Зрелости
Что Скрывается Под Внешностью?
Хватит Ли У Меня Сил Взглянуть Жизни В Лицо?
Пловцы И Ныряльщики
Первый Шаг К Преображению — Взгляд Внутрь Себя

^ ГЛАВА ВТОРАЯ

Взгляд Внутрь Себя Может Принести Разочарование
Поступать Хорошо Или Быть Хорошим?
Независимость И Зависимость
Глубины Жизни

^ ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Знать, Что Ищешь
Благие Устремления: Порочная Тактика
Взгляд В Себя

ЧАСТЬ II - МЫ — ЖАЖДУЩИЕ ЛЮДИ

^ ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

«Кто Жаждет...»
Два Отношения
Значение Взгляда В Себя
Наши Желания
Переживая Боль

^ ГЛАВА ПЯТАЯ

Реки Воды Живой? Тогда Зачем Столько Боли?
Что Такое Жизнь С Избытком
Три Вида Желаний
Последствия Неудовлетворенных Желаний
Поиски Путей Осуществления Желаний
Тернистая Дорога К Богу

ГЛАВА ШЕСТАЯ - Осознание жажды

Зачем Нам Знать О Нашей Жажде?
Как Распознать Нашу Жажду?

^ ЧАСТЬ III. РЫТЬЕ НЕГОДНЫХ КОЛОДЦЕВ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ - Мы ищем не там, где следует

Более Трезвый Взгляд На Грех
Греховная Самозащита
Наша Манера Общения
Суть Проблемы

^ ГЛАВА ВОСЬМАЯ - Проблема требовательности

Отношение Бога К Этой Проблеме
Возникновение Проблемы
Что Делает Бог С Требовательным Духом

^ ГЛАВА ДЕВЯТАЯ - Ложные пути

Понять Самого Себя

^ ЧАСТЬ IV. ИЗМЕНЯЯСЬ ИЗНУТРИ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ  - В чем проблема?

Лицом К Лицу С Нашим Грехом
Постигая Тайну
Это Процесс
Суть Проблемы
Что Нужно Изменить?
Разобраться В Своих Разочарованиях

^ ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ  - Сила Евангелия

Излишние Неприятности И Наша Ответная Реакция
События, Которые Приносят Разочарование (Проблемы В Нашей Личной Жизни)
Неотвратимая Боль (Боль В Нашем Сердце)
Явный Грех (Грех В Поведении)
Грех В Общении (Грех В Сердце)
Плоды Покаяния

^ ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ  - Глубинная перемена

Изменение Избранного Нами Пути
Изменение Подхода К Взаимоотношениям С Людьми
Изменение Самого Нашего Естества

ЭПИЛОГ   -   Дорогая цена перемен










Вперед



^

Ларри Крабб

Поиски Бога





"Позвольте мне объяснить вам, почему я написал эту книгу.

В моей жизни настал момент, когда я должен был или как можно лучше узнать Бога, или погибнуть. Жизнь порой бросает меня в бездну такого ослепляющего смятения и такой жестокой боли, что я теряю всякую надежду. Радость уходит. Не на что больше опереться.

Возможно, самый важный урок, извлеченный мной из этих мрачных периодов, состоит в следующем: в этой жизни нельзя избежать боли и проблем. Я могу жить в повиновении Богу, следовать духовной дисциплине и исповедовать свою приверженность ко Христу, но проблемы все равно останутся.

Больше всего я нуждаюсь в ком-то, кому можно довериться, кто посреди непредсказуемых житейских бурь дал бы мне надежду и радость. Мне недостаточно иметь план, которому я намерен следовать. Применение библейских принципов отнюдь не всегда гарантирует желательный для меня поворот событий. Без такого надежного друга мне остается либо притворяться, что дела обстоят лучше, чем есть на самом деле, либо сделать целью своей жизни облегчение боли. Но ни отрицание, ни попытки облегчить боль не принесут ничего, кроме погибели. Тогда безнравственность, безумие или самоубийство положат конец моей жизни.

Ставшая привычной для нас напыщенная риторика типа: «доверяй Богу, больше молись, побеседуй со специалистом, более тщательно сообразуйся с Божьим за­мыслом», должна уступить дорогу реальным поискам Бога.

Я написал эту книгу в ответ на отчаянный крик моего сердца, жаждущего узнать Бога лучше. Сейчас больше, чем когда-либо я убежден, что желание Бога быть с нами несравненно сильнее нашего желания быть с Ним. Цель той работы, которую Он в нас совершает, — усилить стремление к познанию Его до такой степени, чтобы оно стояло выше всех других стремлений. Это долгий и трудный процесс, но Бог непременно доведет его до конца. Путь труден, поэтому и путешественников здесь гораздо меньше, чем на других доро­гах, но путешествие стоит того. Благодать Божья неизмерима. Ему можно доверять!

Я хочу поделиться с вами своим опытом, чтобы помочь вам преодолевать проблемы на пути поисков Бога. Я от всей души надеюсь, что эта книга пробудит в вас любовь к Богу, желание познать Его и что это желание достигнет неведомой прежде вам силы."

С радостью и надеждой, Лэрри Крабб
























ВВЕДЕНИЕ

^ ЛОЖНАЯ НАДЕЖДА, КОТОРУЮ ПРЕДЛАГАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ХРИСТИАНСТВО

Причудливо преломившись в веках, библейское христианство в своей современной форме обещает человеку облегчить те боль и страдания, которые он испытывает, живя в падшем мире. Его основная мысль, исходит ли она от фундаменталистских течений, требующих от верующего выполнения определенных правил, или от харизматических, настаивающих на глубоком единении с силой Духа Святого, по сути своей такова: человеку обеспечено немедленное получение мира и благодати, обетованных Богом, а значит, он может в полной мере насладиться жизнью, не дожидаясь вознесения на небеса.

Некоторые говорят о радости общения с Богом и о послушании, другие – об осознании себя как личности и об обретении чувства собственного достоинства. Одни ссылаются на Библию, другие – на последние открытия в области психологии. Так или иначе, но мы становимся свидетелями подмены самой сути христианской жизни. Главным становятся не познание Христа, не служение Ему до дня Его пришествия, но старания сгладить боль в собственной душе или, по крайней мере, научиться игнорировать ее.

Нас уверяют – иногда на словах, но чаще на примерах из жизни, – что нам не стоит переживать из-за семейных неурядиц, жизненных трудностей или неприятных известий. Нам говорят, что мы можем испытать несказанную радость, которая не столько поддержит нас в тяжелые времена, сколько поможет избавиться от напряженности, беспокойства и страданий. Жизнь бывает полна проблем, но присутствие Христа, Его благословение могут наполнить нашу душу таким счастьем, что боль станет практически неощутимой. Нет ни малейшей причины страдать и мучиться от душевного разлада и внутренних переживаний. Просто доверьтесь Богу, отдайтесь Ему во власть, будьте стойкими и послушными Его воле.

Цель подобного учения – притупить восприятие суровой действительности, забыть, что мы являемся частью несовершенного, подчас безжалостного мира. Мы учимся делать вид, что в состоянии испытывать чувства, которые на самом деле нам недоступны, пока мы не пребудем на небесах.

Но не все из нас хорошо играют в эту игру. Честные, цельные натуры, которым трудно дается притворство, начинают переживать, что им явно не хватает веры: «Почему я не чувствую себя таким же счастливым, как остальные? Должно быть, с моей духовной жизнью не все в порядке». К тому же такие люди выглядят менее зрелыми, а их жизнь – менее привлекательной, чем жизнь более искушенных в лицедействе. Да и церкви тоже склонны поощрять тех прихожан, которые более убедительно создают иллюзию счастья, выставляя их образцом, достойным подражания для каждого истинного христианина.

Однако в глубине души все люди, особенно более зрелые, испытывают боль, от которой не могут избавиться. Ее можно игнорировать, прятать, принимать за что-то другое, заглушать своей кипучей деятельностью, но она не исчезнет. Причина заключается в следующем. Мы были созданы, чтобы наслаждаться жизнью в мире лучшем, чем наш. И пока не появится этот мир, мы обречены стенать в тоске о том, чего не имеем. Боль в душе является не свидетельством невроза или духовной незрелости, но результатом реалистичного взгляда на вещи.

И именно от этих стонов нас хочет избавить современное христианство. «Евангелие здоровья и благополучия» отвечает нашему естественному желанию найти облегчение, не обращая внимания на призывы к долготерпению. Вера в данном случае используется не для того, чтобы научиться радоваться жизни, невзирая на обстоятельства, но для изменения обстоятельств в погоне за душевным комфортом.

Проповедники ортодоксального христианства редко поддаются соблазну провозглашать «евангелие процветания», хотя они опираются на все то же желание человека найти облегчение от страданий. Они уверяют, что, следуя набору определенных правил – больше познавать Бога, беззаветно служить Ему, больше уделять времени благотворительности и молитве, – мы будем избавлены от необходимости бороться с неприятными переживаниями. Но убежать от душевной боли невозможно, можно только отрицать ее существование. Единственная надежда христианина на избавление – обетование того, что настанет время, когда мы будем жить со Христом в совершенном мире, а до того, как это произойдет, нам предстоит либо стенать от боли, либо делать вид, что у нас ничего не болит.

Повсеместно распространенное притворство в любом своем проявлении – во внешней ли упорядоченности жизни, или в чрезмерном буйстве эмоций – наносит ущерб церкви. Вместо того чтобы быть солью земли и светом миру, мы превратились в сборище бессильных фарисеев, раздираемых богословскими спорами, боящихся реально смотреть на жизнь, а потому очень слабо влияющих на общество.

Под нашей приверженностью к ортодоксальности скрывается нравственная трусость, подрывающая уверенность во Христе. Мы верим в то, что Он прощает наши грехи, объединяет и поддерживает нас как сообщество более или менее порядочных людей, но – достаточно ли Он силен, чтобы повлиять на существующее положение вещей? Можем ли мы без смущения взглянуть действительности в лицо, когда порой у хороших родителей вырастают непослушные дети, а у плохих родителей – преданные делу Христа миссионеры? Сумеем ли мы погрузиться в глубины жизни, полной треволнений, и выйти из них с обновленной верой в Бога и с еще большей жаждой общения с Ним, подобно автору семьдесят второго псалма? Удастся ли нам заглянуть в тайные уголки нашей души, где пустота гораздо более реальна, нежели присутствие Христа, где видно, что эгоистические побуждения пронизывают благороднейшие из наших поступков? Достаточно ли могуществен Христос, чтобы очистить нас от этой внутренней грязи? Не лучше ли просто не обращать на нее внимание и стараться жить по-христиански в меру своих скромных возможностей?

Когда мы всерьез задумываемся о том, какова в действительности наша жизнь – в глубинах нашей души и в окружающем нас мире, – нас охватывает тихий ужас. Мы боимся, что не сумеем пережить столкновения с неприкрытой реальностью. В такие минуты уход в отрицание не воспринимается как трусость, он кажется необходимым и вполне разумным. Мы говорим себе: «Просто живи, действуй, перестань жалеть себя, больше доверяй Богу, относись серьезнее к послушанию Христу. Ведь на самом деле все не так уж плохо, как тебе кажется. Ты просто сбился с пути и теперь должен найти дорогу назад, главное – больше читай Слово Божие и прилагай больше духовных усилий».

Есть нечто весьма привлекательное в знании, как сделать жизнь лучше. Если мы можем выявить конкретные и вполне устранимые причины нашего дурного духовного самочувствия (например, пренебрежение молитвой), тогда мы способны справиться с ситуацией. И нам это нравится, ибо нет ничего более ужасного, чем столкнуться с проблемой, для которой у нас нет решений и которая выходит у нас из-под контроля. Пожалуй, самым тяжелым испытанием для любого христианина является необходимость довериться кому-то. Мы терпеть не можем зависеть от кого бы то ни было, потому что привыкли никому не доверять до конца. Мы и сами знаем, что надо делать. Все те, на кого мы когда-либо рассчитывали, так или иначе подводили нас. Вывод напрашивается сам собой: полностью полагаться на другого равносильно самоубийству.

Падший человек начал самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, исполненный решимости доказать, что вполне может справиться с этой задачей. Мы подобны подростку, который считает себя богачом до тех пор, пока родители не перестают давать ему деньги на карманные расходы: мы сохраняем уверенность в своей способности разрешать любые жизненные трудности, пока наша душа не предстает перед нами во всей своей неприглядности. Ничто так не смиряет человека, как осознание, во-первых, сильнейшей жажды, которая делает наше благополучие целиком и полностью зависимым от кого-то другого, и, во-вторых, осознание того, что все наше существо насквозь эгоистично, что накладывает определенный отпечаток на все наши поступки, даже на попытки исправиться. Взглянуть на истинное состояние своей души для многих – все равно, что расписаться в своей беспомощности, а это ощущение не из приятных.

Вот вам один из примеров. Женщина вдруг понимает, что утратила все романтические чувства к доброму и заботливому мужу. По совету своего пастора она начинает молиться о возвращении любви, стараясь в то же время быть более послушной женой. Ей хочется верить, что искра их взаимного чувства разгорится вновь, но этого не происходит. Тогда она пытается убедить себя, что вся эта романтика ни к чему, что главное – смирение. Однако отсутствие теплых отношений с человеком, который так по-доброму относится к ней, глубоко ранит ее. Перепробовав различные способы изменить свое внутреннее состояние, но ничего не добившись, она ощутила себя совершенно беспомощной.

Познавая свой внутренний мир, мы убеждаемся, что не в силах что-либо изменить в себе, не прибегая к некоему источнику, над которым не властны. Мы понимаем, что ощущение беспомощности есть неотъемлемая часть жизни, и это осознание неспособности справиться с собственными проблемами больно бьет по нашему самолюбию. Поэтому мы предпочитаем не углубляться в дебри своей души и держаться на самой поверхности жизни. Закрывать глаза на пугающую действительность, таящуюся в глубинах этой души, становится для нас жизненно необходимым.

Не спорю, стремление убежать от действительности вполне объяснимо: мы не любим страдать. Для падшего человека боль от ощущения ничем не заполнимой пустоты кажется совершенно нестерпимой, и многим представляется глупым корчиться от боли, в то время как от нее можно с легкостью избавиться, просто закрыв глаза на истинное положение вещей. Нашему разуму, изъеденному грехом, абсолютно чужда сама мысль, что путь к радости пролегает через весьма суровые испытания и душевные страдания. Все внутри нас восстает против этого. Мы не были созданы для страданий. Данные нам Богом физические и душевные свойства были предназначены для того, чтобы приносить нам радость – делать нас здоровыми и счастливыми. Когда же счастья нет, когда от напряжения раскалывается голова, а сердце разрывается от горя, мы хотим только одного – облегчения. Мы глубоко и страстно жаждем испытать то, для чего первоначально и были созданы.

В час испытаний нам невыносима сама мысль о том, что облегчение может не наступить. Такая перспектива ужасает. Как жить с постоянной болью в душе от того, что дочь все-таки решилась на аборт или что жена стала вдруг чужой? Как жить, когда муж использует любой предлог, чтобы улизнуть из дома, считая это в порядке вещей? Как смириться с болезнью, превращающей вас в калеку? Как справиться с напряженностью из-за постоянной нехватки денег? Что делать с угрызениями совести, когда вы понимаете, что ухаживаете за престарелыми родителями без любви, из чувства долга, считая их обузой?

И вдруг среди всех этих тревог мы слышим утешительную весть, которую приносит нам современное христианство: вы можете найти облегчение от страданий! Если вы будете возрастать в вере, то либо изменятся ваши обстоятельства, либо вы достигнете такого уровня духовности, когда вместо постоянных внутренних борений вашу душу наполнят мир и покой. Удовлетворенность жизнью в том или ином виде нам вполне доступна, причем уже сейчас.

Более того, нам вполне по силам добиться столь желанного облегчения. Мы можем научиться, как с большей верой просить у Бога выполнения Его обетований; мы можем разбить все возможные грехи на категории, а затем тщательно стараться избегать их, чтобы не упустить вожделенного благословения; мы можем придумывать новые формы размышлений на библейские темы; можем принимать более активное участие в жизни церкви и почаще посещать занятия по изучению Священного Писания. Все эти старания будут способствовать нашему постепенному духовному росту и достижению такого уровня духовности, при котором боли и страданий в нашей жизни уже не будет.

Да, учение, дающее нам подобную надежду, замечательно. Когда душа изнемогает от жажды, мы своими руками можем выкопать себе колодец и напиться вволю. Христианские учителя вручают нам лопаты и показывают места, где лучше копать, и мы с радостью принимаемся за работу. Программы ученичества, пособия, объясняющие, как нужно свидетельствовать о Христе, методики заучивания библейских стихов, новые формы общения верующих и их совместной деятельности, большая исполненность Святым Духом, обновление духовных обязательств – все перечислить просто невозможно. Не спорю, все эти добрые дела сами по себе не так уж плохи, однако зачастую к ним нас подстегивает тайная надежда найти живительную влагу, которая положит конец всякой жажде. Тогда прекратится борьба, исчезнут разочарования и сердечная боль. Наступит настоящий рай на земле.

Не все, конечно, но многие проповедуют подобное учение, и гораздо большее число людей исподволь внушают нам схожую надежду, избегая разговоров о своих внутренних переживаниях и не обращая должного внимания на переживания других. Возможность оставаться в стороне от проблем, для которых мы не имеем готовых решений, весьма соблазнительна. Гораздо легче заявить, что человеку помогут не психологические уловки, а элементарное послушание, чем попробовать разобраться во всех тонкостях и хитросплетениях жизни, в которой послушание дается с трудом. Такое упрощенное евангелие, неспособное отвечать реальным потребностям людей, является одним из результатов бегства от действительности. Вместо того чтобы помочь человеку понять все происходящее в свете освобождающей истины, подобная проповедь побуждает нас притворяться и делать вид, что все гораздо лучше, чем на самом деле, а до пришествия Христа лучше и не будет. В итоге мы остаемся неготовыми к жизни и еще больше укореняемся в своем нежелании принимать истинное положение вещей.

Глубоко укоренившееся в нас стремление к независимости – наследие, доставшееся нам от Адама, – и вполне законное желание получать радость от жизни – ибо для такой радости мы и были созданы – заставляют нас с готовностью откликаться на обещание небесного блаженства здесь, на земле, которое мы можем получить по первому нашему требованию. Когда подрастающие дети начинают восставать против семейного уклада, отчаявшиеся родители не прочь поверить в существование способа избавиться от проблем, которые разрывают им сердце, и обрести покой и счастье. Когда холостяцкая жизнь кажется скорее тюрьмой, чем возможностью посвятить себя служению людям, то рецепт преображения одиночества в полнокровное существование приходится весьма кстати.

Но, быть может, все эти столь понятные желания не выполнимы? Быть может, тот якорь, который позволяет кораблю нашей жизни переносить любые бури, который помогает людям возрастать и мужать в своих невзгодах, есть не что иное, как чувство благодарности за подвиг Христа на кресте и страстная вера в грядущее Его пришествие? Возможно ли, чтобы признательность за прошлое и надежда на будущее служили бы нам единственным источником уверенности в настоящем – той уверенности, которая не требует от нас недостойного бегства от действительности? Может быть, мы можем наслаждаться присутствием Христа сейчас в Его Слове и Духе лишь в той степени, в которой Его присутствие помогает нам оглядываться назад и всматриваться вперед.

Все эти рассуждения не дают сиюминутного утешения – они сулят нам «журавля в небе». Мы же жаждем немедленного ответа! И действительно, существует нечто такое, на что мы можем рассчитывать уже сейчас, нечто чудесное и вполне реальное. Но мы обречены находить лишь жалкое подобие этой реальности, пока не признаем, что глубокое разочарование в жизни и надежда на скорое исцеление, которое прочит нам современное христианство, подменили само основание нашей веры. В своих чаяниях мы полагаемся не на Христа, претерпевшего страдания и смерть, Который грядет за Своим стенающим, но преданно ожидающим Его народом. Наши надежды обращены ко Христу, Который быстро отвечает на любые молитвы и без промедления предоставляет людям требуемое облегчение.

Увы, но подобная надежда – это сплошной обман, чудовищное, хотя и привлекательное для многих, извращение Христова Евангелия. Оно побуждает сотни тысяч ищущих людей к бегству от действительности, превращая их жизнь в бессмысленное прозябание, полное ненатуральных радостей и искусственных улыбок. Других же, недовольных такой перспективой, оно навсегда отвращает от христианского учения. Это ложь, которая преграждает путь к глубоким преобразованиям в характере человека, столь ему необходимым и вполне осуществимым уже в этой жизни. Уже в этой жизни мы можем познать, что значит жить во Христе, можем вкусить Его благость так, что возжаждем ее вновь. Стремление же как можно скорее, до вознесения на небеса, избавиться от страданий лишает нас и всего того, что доступно нам уже сейчас.

Бог хочет, чтобы мы изменились и стали воистину великодушными людьми, исполненными непоколебимого доверия к Тому, Кто дает нам силы встретить действительность такой, какая она есть, выстоять и не утратить веру. Духовность, основанная на притворстве, – это не духовность. Бог хочет, чтобы мы были людьми мужественными, сострадательными к нуждам ближних, не забывая, что все мы – часть единого падшего мира. Он желает, чтобы мы стойко переносили все испытания, чтобы, глубоко и искренне скорбя о происходящем, не отступали перед трудностями, но закалялись в борьбе. Он хотел бы видеть нас любящими и нежными, несмотря на жестокие раны, которые наносит нам жизнь. Когда мы понимаем, что мир полон несправедливости и разочарований, единственный способ выжить и не сломаться – это научиться любить. И лишь тот способен на это чувство, кто оставил мысль о немедленном исполнении всех своих мечтаний. Только возложив свое упование о небесном блаженстве на Отца, Которому мы научились безоговорочно доверять, мы можем открыть свою душу для самоотверженной любви. Мы становимся способными любить, невзирая на ту боль, которую причиняет нам этот несовершенный мир.

Эта книга не о том, как облегчить нашу жизнь, но о том, как изменить ее. Она не дает готовых рецептов: «Поступай так-то – и обретешь покой и радость». Она указывает путь к преображению.

Однако на этом пути есть один тайный поворот, скрытый за узкими вратами. Вот вы идете по дороге – кто знает, как долго, но уж, конечно, дольше, чем готовы вытерпеть те, кто рассчитывает на немедленное избавление от страданий, – и вдруг происходит нечто неожиданное и чудесное. К нам вдруг приходит осознание того, что значит жить. Происходит пробуждение души, мы ощущаем в себе невостребованные запасы способности радоваться жизни. И это озарение божественным светом открывает перед нами прекрасную картину участия Христа в нашей судьбе. В этом свете меркнут наши самонадеянность и гордыня.

Боль же не уходит, она даже усиливается, когда мы всё отчетливее видим, насколько наша душа изъедена грехом. Но утверждение, что теперешнее наше страдание – ничто в сравнении с будущей славой, становится нам понятным.

Я не так далеко продвинулся на этом пути жизни и радости во Христе, но думаю, что иду верной дорогой. Так становитесь же рядом и вы увидите, что ожидает нас в этой жизни: это истинное преображение, которое позволит нам вкусить от благодати Божьей ныне и познать, какое изобилие откроется перед нами в грядущем.

Такая перемена возможна, но она требует хирургического вмешательства. Болезнь, лишающая нас радости Богообщения, зашла так далеко, что лечения, которое заключалось бы лишь в стараниях вести правильный образ жизни, недостаточно. Требуется операция, и не существует обезболивания, чтобы сделать нас нечувствительными к ножу, рассекающему душу.

Однако такая перемена – изменение души до самого ее основания – стоит того, чтобы перенести боль. Только такая перемена есть начало христианской жизни. Она освобождает нас и учит страдать, не жалуясь на судьбу, учит любить других, несмотря на пустоту в собственной душе, учит терпению ожидать совершенного счастья, которого мы все так жаждем.


ЧАСТЬ I

«Оставьте меня в покое, моя душа — потемки»

^ ВЗГЛЯД В ГЛУБИНУ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В ГЛУБИНЫ СОБСТВЕННОЙ ДУШИ!

Я писал эту книгу в надежде помочь всем желающим понять, как добиться реальных перемен в жизни. В процессе работы я разделил всех людей на определенные типы, к которым мысленно и обращался. Прежде всего, это люди, которые всеми силами стараются исполнять библейские заповеди и тем не менее неизбежно впадают в отчаяние. Вы делаете все, что считаете нужным, у вас не все выходит, но ваши попытки искренни. И все же вас беспокоит состояние вашей души, вы знаете: там внутри что-то не в порядке. Вы ощущаете напряженность, а не радость. Несмотря на ваши самые горячие просьбы, Бог не меняет ни вас, ни обстоятельства вашей жизни. Вы уже сомневаетесь, слышит ли Он вас или, быть может, Его вообще не волнуют ваши переживания.

Тревоги о детях или из-за нехватки денег, боль, причиненная другом или супругом, неуверенность в завтрашнем дне — все это не дает вам спать спокойно. Писание гласит: «Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Псалом 29:6). Однако рассвет не приносит вам облегчения, и напряжение только усиливается. Вы не знаете, что еще можно сделать, чтобы обрести те злачные пажити и тихие воды. Вы трудитесь не покладая рук, но все больше и больше сгибаетесь под тяжестью вашего бремени.

Я же утверждаю: НАДЕЖДА ЕСТЬ! Большими усилиями не решить проблему. Без смирения и послушания, конечно, не обойтись, однако рассматривать дорогу к Богу как непрекращающийся бег с барьерами — тоже не лучший вариант. На смену волнениям могут прийти свобода и душевный покой, но для этого необходимо честно взглянуть в лицо жизненным трудностям. Иногда бывает легче выискать очередное препятствие и, стиснув зубы, преодолеть его, чем откровенно и объективно проанализировать темные стороны собственной души. Но именно этот взгляд, обращенный в ваш внутренний мир, может стать началом реальной перемены сердца.

Второй тип людей, к которым я хотел бы обратиться, — это те, у кого дела всегда в полном порядке и кто практически всегда ощущает себя довольным и счастливым. Вы действительно всем сердцем любите Господа, вы знаете, что Он верен Своему слову и никогда не откажет в помощи в трудную минуту. Чтение Библии обогащает ваш духовный опыт, молитва для вас — нечто большее, чем простой ритуал. Вам нравится ваша церковь, вы не обижены добрыми друзьями и отличной семьей, вы получаете удовлетворение от работы, а отдых приносит вам радость. Ваша жизнь не лишена трудностей, но Бог дает вам сил уверенно преодолевать их. По благодати Божией жизнь ваша прекрасна.

Я же утверждаю: ВОЗМОЖНО БОЛЬШЕЕ! С благодарностью наслаждайтесь благословениями Божьими и той духовной зрелостью, которую Господь даровал вам, но не останавливайтесь на достигнутом. Не допускайте, чтобы данные вам по праву блага превратились в повод для самодовольства. Познание Бога может быть гораздо богаче, чем самый зрелый христианин способен себе представить. Будьте готовы нарушить размеренность своей жизни, если это откроет вам путь к возрастанию в вере и божественной мудрости. Силы побеждать в сражении не пробуждаются в успокоенной душе. Бог хочет, чтобы прилежные ученики стали служителями, исполненные любви, чтобы они оставляли неизгладимый след в жизни людей, с которыми соприкасаются. Бог желает произвести в нас особенную перемену, затрагивающую самые глубины сердца, а это может вызвать боль. Поэтому будьте готовы к новым испытаниям на качественно новом уровне.

Я обращаюсь также к людям с ожесточенной душой. Все у вас в жизни идет не так, как надо. Вам столько рассказывали об обетованиях Божьих, но, похоже, они весьма редко воплощаются в реальной жизни, по крайней мере в вашей. Вероятно, вы никогда не были столь же счастливы, как ваши братья и сестры во Христе. Пастор, занимающийся с молодежью в вашей церкви, никогда не замечал в вас ничего особенного, а родители других детей не ставили вас им в пример.

Пора юности — возможно, вы сейчас все еще переживаете ее — прошла бурно: злоупотребление спиртным и наркотиками (в гораздо большей степени, чем подозревали ваши родители), беспорядочные связи, выходившие за рамки морали, и тому подобное. Вы обещали Богу исправиться, но не могли держать слова дольше недели. Вы подавлены, ожесточены. Вы ходите в церковь, и, наверное, окружающие думают, что вы вполне нормальный христианин и приятный человек, — вы знаете, как играть в эту игру. Но внутри вы озлоблены, холодны и напуганы. Зачем же вновь взывать к Богу? Это никогда не помогало и вряд ли поможет теперь.

Я утверждаю, однако, что НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ ВОЗМОЖНА! Вы сами знаете, что вам мало пустых предписаний вести благопристойную жизнь. Ежедневное чтение Библии и ведение дневника своей духовной жизни — неплохой рецепт для более легких форм болезни, но это не ваш случай. Решение быть внимательнее к людям и почаще бывать в церкви не есть путь к жизни. Тем более что вы уже испробовали все это. Так, может, и нет никакой жизни — одно сплошное притворство с редкими возможностями «насладиться» мирскими благами?

Если вы решитесь честно взглянуть на темные стороны своей жизни, которые мы редко показываем другим, если вы пожелаете вскрыть то, что таится под маской равнодушия и ожесточения, тогда слова Христа о жизни с избытком перестанут быть для вас пустым звуком. Жизнь, наполненная смыслом, приносящее радость общение с людьми, покой и мир, царящие в вашей душе, несмотря на перипетии судьбы, — все это вы сможете и испытать в собственной жизни. Однако путь этот многотруден, его не пройти за один день. Он ведет в гору, но перемены в вашей душе и сердце все-таки возможны.

Я также обращаюсь и к тем, кто занимает позиции руководителей и лидеров в церкви. Стараясь служить образцом для подражания всем зрелым христианам, вы испытываете постоянное напряжение, которое может привести вас либо к нервному срыву, либо к непомерной гордыне. Вы понимаете, что другие думают о вас лучше, чем вы есть на самом деле. Очень трудно постоянно поддерживать свой имидж. Но долг обязывает: своей жизнью вы должны усердно показывать, что Бог может сделать для человека, который полностью доверился Ему, вы должны стараться воодушевлять людей своим примером, что заставляет вас скрывать правду о своих трудностях.

Некоторые из вас искренне благодарны Богу за то, что годы служения Христу способствовали вашему духовному росту, укрепили вас в вере. Но не секрет, что граница между чувством благодарности и гордыней очень тонка. Некоторые из вас просто устали, вы близки к изнеможению, утомлены одиночеством. У таких людей нет никого, кому бы они могли довериться, откровенно поведав о мучительной внутренней борьбе с искушениями.

А я утверждаю: ЛЮБОВЬ СУЩЕСТВУЕТ! В церковном руководстве должны находиться люди, способные с радостью и в чистоте сердца принимать участие в жизни других; люди, которые готовы с неподдельной любовью, откровенно делиться опытом своей духовной борьбы, способные понять и помочь. Вы можете избавиться от ореола «лидера» и от той дистанции, которая отделяет вас от остальных верующих. Вы можете победить искушения, терзающие вашу душу. Сострадание, смирение, близость к людям, сила духа — эти качества часто притупляются у тех, кто находится у власти, но их можно сохранить и развить в своей душе. Вы можете воплотить в себе созданный нашим Господом образ любящего слуги. Но для этого потребуется нечто большее, чем просто добросовестное исполнение обязанностей. Возможно, потребуется подробный и тщательный анализ вашей жизни. Его предпочтительнее провести вместе с другом, которому вы доверяете, — это немного сбавит лихорадочный темп вашей жизни, заполненной церковными делами, и поможет выявить в себе те внутренние проблемы, от которых раньше вы просто отмахивались, озабоченные выполнением своего служебного долга. Радость участия в жизни других доступна тем, кто меняется изнутри.

Возможно, вы не причисляете себя ни к одному из вышеуказанных типов людей. Но в вас заложен образ Божий, вы созданы по Его подобию. Суть христианства заключается в том, что для человека открываются возможности общения со Христом, которое оказывает влияние на все стороны его жизни. Богообщение направляет по пути становления нас как личности — именно ради этого пострадал Господь. Он спас нас, чтобы сделать совершенными. Поверьте, вы действительно можете измениться.

Наберитесь терпения и прочитайте эту книгу до конца. Быть может, порой вам будет казаться, что я не очень ясно выражаюсь и что написанное не имеет к вам никакого отношения. Однако, прошу вас, продолжайте читать. Когда речь идет о человеческой сущности и внутренних переживаниях, мы понимаем, что все люди одинаковы: все мы страстно стремимся к полноценной и сча c тливой жизни и считаем, что можем достичь ее.

Господь пришел, чтобы дать нам жизнь. Мы можем обладать ею уже сейчас и можем с надеждой взирать на будущее в ожидании жизни еще более совершенной. За то время, которое отделяет нас от момента, когда мы в полной мере сможем насладиться радостью жизни во Христе, Господь сумеет преобразить нас в людей, способных радоваться тому, что имеют, и достойно представлять Его здесь, на земле. Такое преобразование действительно требует хирургического вмешательства, а это всегда болезненно. Но Господь желает коренным образом изменить и наш характер, и наше отношение к жизни, и на меньшее Он не согласен. Моя книга рассказывает об этой перемене, берущей свое начало в глубинах человеческой души.

^ ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕМЕНА?

Недавно один мой хороший друг сидел у меня в кабинете и размышлял обо всем, что приходило ему на ум. Темы сменяли одна другую, начиная с его супружеской жизни — которая, между прочим, принесла ему немало разочарований — и кончая его духовным состоянием и планами на дальнейшее служение Господу. Наш разговор продолжался, и мой друг становился все более задумчивым, все более мрачным и все глубже погружался в свои мысли. Такое настроение не встретишь у людей, болтающих о том о сем за чашечкой кофе.

Следует отметить, что мой друг — глубоко и искренне верующий христианин, он прекрасный психолог и необычайно ясно мыслящий человек. Ему приходилось сталкиваться с серьезными испытаниями, но, в общем-то, его жизнь ничем не отличается от жизни большинства людей среднего возраста. Его друзья отзываются о нем как о приветливом, трудолюбивом и терпеливом человеке. Некоторые говорят, что он непосредственный и веселый. Но для всех без исключения он, несомненно, крепкий в вере христианин.

Итак, проведя целый час в подобного рода рассуждениях, он из состояния задумчивости впал в состояние горькой и безутешной печали, пронизанной обостренным чувством одиночества. И уже ни к кому не обращаясь, он тихо произнес: «Интересно, каково это — хотя бы на десять минут почувствовать себя по-настоящему счастливым?..».

Его слова потрясли меня. А знал ли я, что значит чувствовать себя по-настоящему счастливым хотя бы в течение десяти минут? Многие люди выглядят вполне довольными жизнью, но счастливы ли они? На все сто процентов, без тени печали и ощущения пустоты в душе?

А может быть, неверно сформулирован вопрос? Может быть, христианин должен спрашивать себя о другом, например: «Каково это быть во всем послушным Богу? ». Но тогда что имеет в виду Петр, говоря о неизреченной радости (1 Петра 1:8)?

Что представляет собой зрелый христианин в глубине души? Какие чувства он испытывает? Всегда ли он стремится поступать как подобает, или внутри него происходит яростная схватка между желанием поступить дурно и чувством долга, обязывающим поступить правильно?

Ощущают ли себя счастливыми зрелые христиане? Или их не покидает обостренное чувство одиночества и постоянной внутренней борьбы? Изменились ли они настолько, что все их истинные побуждения проникнуты искренним желанием угодить Богу? Или они продолжают убеждаться в испорченности своей души? Делает ли их стремление к святости более счастливыми? По мере того как мы укрепляемся в вере, ощущаем ли мы себя более сильными — или, все же, более слабыми?

Некоторые люди искренне считают себя счастливыми. Но не притворяются ли они? Может быть, они недостаточно активно ведут свою внутреннюю борьбу? Они понимают людей, страдающих от боли и разочарований не более, чем сытый способен разуметь голодного. А может быть, жизнь этих «счастливцев» исполнена таким спокойствием и довольством, что лучшего и пожелать нельзя. Каким же образом выражается у этих людей стремление к духовной зрелости?

Что означает — возрастать, меняться, все больше и больше уподобляться образу Христа? Какая перемена возможна в нашей жизни и как ее осуществить?

^ ПРИЛИЧНЫЙ ВИД КАК ПРИЗНАК ДУХОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Не так давно я выступал перед большой группой людей — мужчин и женщин, — хорошо зарекомендовавших себя и в церковных, и в деловых кругах. Встреча проводилась в большой, уютной аудитории, кресла в которой были обиты бархатом, как в театре. Вокруг царила приятная и дружественная атмосфера, все выглядели радостными и счастливыми. Одеты все были по последней моде, и та непринужденность, с которой они общались перед началом встречи, говорила о том, что, не в пример моему другу, чувствовали они себя отлично. Их лица не несли на себе отпечатка мучительной внутренней борьбы. Все выглядело столь же пристойно, как это бывает по воскресеньям в церкви, когда прихожане приветствуют друг друга у входа, а потом с большим вниманием слушают проповедь во время богослужения.

Когда я стоял там перед этими счастливыми людьми, порой мне становилось немного не по себе. Я вглядывался в это море лиц и думал: «Неужели я здесь — единственный, кто страдает от осознания собственного несовершенства и развращенности? Может быть, я просто нытик? Неужели никто из них не тяготится тем, что в его отношениях с людьми нет подлинного чувства, что, несмотря на все усилия, любовь, которую он старается проявить к другим, на самом деле поверхностна? Неужели никто из них хотя бы изредка не испытывает чувства разочарования в себе?

А может быть, я просто одержим стремлением к совершенству и мне надо просто успокоиться и научиться воспринимать жизнь, как она есть, радуясь хорошему и не зацикливаясь на плохом? Возможно, люди с более здоровой, чем у меня, психикой обрели такие отношения с Богом, которые позволяют им вести более уравновешенную жизнь и испытывать менее сильные переживания и внутреннюю борьбу». И все же, глядя на своих внешне благополучных слушателей, я понимал, что среди них есть люди, у которых в жизни далеко не все в порядке. Ведь в любой аудитории, в том числе и среди самых выдающихся и уважаемых людей, как те, которые сейчас слушали меня, непременно найдутся такие, чья жизнь в данный момент отягощена болезнью, конфликтами с детьми, семейными неурядицами или затруднительным материальным положением.

В том зале в первом ряду сидел один мой друг. Он долгое время был миссионером, и тогда он как раз только что завершил свое двадцатипятилетнее служение, которое проходило в довольно трудных условиях. За несколько дней до этой встречи он поведал мне, с трудом сдерживая слезы, что его семейная жизнь полна проблем. Он не представлял, как ему сблизиться с отдалившейся от него женой. Его подрастающие сыновья приспосабливались к жизни в Америке, с утра до ночи слушая рок-музыку, и он не мог решить, пресечь ли это их увлечение или закрыть на него глаза. Он признался, что чувствует себя неудачником, способным на миссионерскую работу, но не способным наладить отношения в собственной семье. И я убежден, что в этой аудитории мой друг был не единственным, кто тогда находился в затруднительном положении.

Однако я не сомневаюсь, что даже среди сих страждущих были и те, кто прошел через выпавшие на их долю испытания с честью, со спокойствием и уверенностью, которым я могу только позавидовать. Я сам был свидетелем того, как некоторые из них получали известия, способные разбить любое сердце, но эти люди лишь благодарили Бога за его верность, молились, чтобы Он укрепил их, и, сжав зубы, продолжали следовать за Ним.

Было ли их поведение искренним? Неужели они не ощущают, как порой жизнь несправедлива к ним, обрушивая на них свои удары, лишая их желания продолжать свой путь? Неужели они никогда не испытывают желания самим решить, как справиться с трудной ситуацией, не полагаясь на всесильного Бога? Такие ли уж они спокойные и уверенные в глубине души, какими выглядят внешне?

Конечно, некоторые не выдерживают и падают под грузом проблем. Они пытаются убежать от реальности с помощью алкоголя, наркотиков, богатства или плотских удовольствий. У некоторых внутренняя напряженность проявляется в форме депрессии, во внезапных приступах беспокойства или мыслях о самоубийстве. Многие согласятся, что таким людям нужна особая помощь, чтобы снова встать на ноги. Но у меня вызывают тревогу другие — те, кто даже при очень тщательном рассмотрении кажется вполне благополучным и счастливым. Действительно ли они нашли то, что помогает им сохранять завидное спокойствие, дает счастье и никогда не покидающее их стремление поступать как положено?

Некоторые, может быть, и нашли. Но мне кажется, что большинство людей, постоянно выглядящих счастливыми, в действительности находятся в конфликте с самими собой. Их отношения с другими людьми неестественны. Они заглушают душевную боль удовлетворением, которое получают от своей бурной деятельности и всевозможных жизненных достижений. Возможно, многое из того, что внешне выглядит как духовная зрелость есть такое состояние, когда человек просто закрывает глаза на истинное положение вещей и отказывается вглядеться в глубь собственной души. Может быть, в этой жизни нам вообще недоступно счастье, которое некоторые так старательно изображают?

^ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ПОД ВНЕШНОСТЬЮ?

Какими бы счастливыми мы ни казались другим и даже самим себе, в глубине нашего сердца таится некое смутное ощущение, что в нас есть что-то неправильное и ужасающе порочное. Мы переживаем, попадая в затруднительное положение, мы стараемся выглядеть как ни в чем не бывало, когда нас критикуют, мы сердимся, если наша вторая половина нас не понимает, мы осознаем, что, касаясь сложных проблем, с которыми не можем справиться, уклоняемся от их решения и, наоборот, стараемся больше говорить о том, что выставляет нас в выгодном свете.

Достаточно даже мельком взглянуть на нашу жизнь изнутри, а не снаружи, и мы увидим, что в нас живет не только любовь к Богу и ближнему. Требуется всего лишь мгновение, чтобы, честно проанализировав состояние своего сердца, убедиться в этом. И как бы ни велики были перемены в нашей душе, впереди простирается долгий путь. Почти все мы знаем о себе такое, о чем никто другой даже не догадывается: наши мысли, фантазии, тайные желания, поступки, которых мы стыдимся. Мы понимаем, что наша жизнь не такая, какой должна быть, что с ней не все в порядке.

С тех пор как Бог изгнал Адама и Еву из Эдемского сада, мы живем в неестественной для нас среде, в мире, для которого не были созданы. Господь сотворил нас, чтобы мы могли наслаждаться жизнью в прекрасном саду без сорняков и терний, чтобы мы могли радоваться дружбе и любви без ссор и отчуждения. Но что-то испортилось в нашем мире и в нас самих — и мы это знаем. Глубоко внутри мы интуитивно чувствуем, что существующий мир — не наш родной дом, он что-то вроде гостиницы, временного пристанища. Когда мы не тешим себя иллюзиями, а честно смотрим жизни в лицо, мы понимаем, что заглушаем ощущение душевного дискомфорта тем, что держим дистанцию между собой и другими людьми. Мы больше озабочены тем, как побороть собственное чувство страха, чем тем, как помочь ближнему, который так нуждается в нашей любви.

Мы думаем, что мы лучше, чем на самом деле, но это — самообман. И когда у нас, наконец, открываются глаза, нам становится стыдно за самих себя, мы боимся выдать себя и потому стараемся показывать окружающим только те свои стороны, которые, по нашему мнению, выглядят более или менее привлекательными. Остальное мы вынуждены маскировать — но не потому, что боимся оскорбить людей своими пороками, а из страха оказаться отвергнутыми. Целью нашей жизни становится самозащита, цепляющаяся за все, что дает нам ощущение счастья и безопасности. В результате между нами и людьми, которым мы бы так хотели быть близки, образуется непреодолимая пропасть и жить нам становится все тяжелее.

В детстве воображение рисовало нам немало опасностей, подстерегающих нас на каждом шагу, но сейчас наши страхи, увы, слишком реальны. Помните, как, лежа в постели, вы замирали от одной мысли, что придет серенький волчок и ухватит за бочок? Дети жмутся подальше от края кровати, их страх неподделен, хотя на самом деле бояться нечего — в комнате волков нет. Однако с сегодняшним миром действительно происходит что-то неправильное. Действительность не соответствует нашим ожиданиям. Мы чувствуем, что вокруг нас и в нашей душе творится что-то неладное, и, к сожалению, это ощущение нас не обманывает. Желание быть счастливым — это не просто невротическое состояние неудовлетворенности, оно имеет под собой основание. Мы жаждем того, чего у нас нет и не может быть до тех пор, пока Христос не придет на землю и не возвратит этот мир, а вместе с ним и человека, на круги своя, в тот изначальный порядок, который существовал с момента сотворения вселенной. До Его пришествия ощущение порочности всего существующего, отравляющее самые светлые минуты нашей жизни, не покинет нас. Однако оно отражает не надуманные страхи вроде «серенького волчка», а реальное состояние этого падшего мира.

Большинство людей живут, усиленно делая вид, что все у них прекрасно, намного лучше, чем есть на самом деле. Если же истинное положение вещей вдруг прорывается наружу — например, когда в какой-нибудь ситуации мы проявляем себя не с лучшей стороны, — мы готовы сделать все, чтобы снова обрести утраченное чувство мнимого благополучия. Можно припомнить, какими благословениями одарял нас Господь, можно просто покопаться в саду или помолиться, чтобы Бог укрепил нас, можно съесть пирожное или проконсультироваться с психологом, записаться на репетицию церковного хора или поругаться с женой, прочитать любимый псалом или посмотреть телевизор, упрекнуть себя за бесхарактерность, обновить свое решение следовать за Христом или сходить в гости к приятелю — словом, сделать все возможное, чтобы избавиться от ноющего ощущения внутренней неудовлетворенности. Большинство из нас не осознают, что, получая от чего-нибудь удовольствие, — например, от сладкого пирога, — они тем самым стараются избавиться от неприятных душевных переживаний. А сами думаем, что мы просто любим пирожки. Нередко — гораздо чаще, чем мы себе представляем, — нашими поступками руководит стремление освободиться от смутного, едва ощутимого чувства душевной пустоты.

Может быть, мой друг, который никогда, даже ненадолго, не чувствовал себя по-настоящему счастливым, в минуту откровения со мной особенно ясно ощутил, что наш мир — не родной дом, а временное пристанище, и это понимание причинило ему боль. Может быть, его взгляд на жизнь был гораздо более честным, чем у тех светящихся счастьем людей, у которых мой мрачный друг только вызвал бы жалость.

Возможно, большинство людей, говорящих, что они счастливы, что их редко посещают искушения, лишь строят замки на песке, притворяются, заставляя себя выглядеть довольными: желая изменить себя, они могут лишь подремонтировать свой песочный замок, переставить в нем мебель в надежде, что он будет смотреться как настоящий. Если нам удается устроить так, что со стороны все выглядит прилично, мы перестаем обращать внимание на происходящее внутри, в нашей душе, мы становимся не в силах реально изменить свою жизнь. Мы не меняемся, а скорее приспосабливаемся, — а таким образом нам никогда не освободиться от пороков, никогда не сделаться теми обновленными людьми, которыми нас хочет видеть Бог.

В этой книге я хочу исследовать тему изменения человеческой души. Как быть родителям, страдающим от мысли, что их дети — на опасном пути? Как может мужчина не из храброго десятка стать настоящим главой семьи? Как может женщина иметь здоровые интимные отношения со своим мужем и получать от них радость, если в детстве она подверглась надругательству? Как могут преуспевающие бизнесмены, довольные своим образом жизни, превратиться в людей, богатых душой, чей духовный опыт и знание Бога привлекают к Нему и других? Как нам стать благородными людьми, обрести силу и радость в отношениях со Христом?

Главная цель книги — не анализ конкретных жизненных проблем, а исследование основных принципов, на которых строится библейская концепция духовной перемены, происходящей в человеке. Большинство людей пытаются лишь худо-бедно продержаться в этой жизни, не прилагая никаких усилий, чтобы измениться. Мы меняем свое поведение, но главные, внутренние проблемы при этом остаются незатронутыми.

Изменение, которого хочет от нас Господь, подразумевает нечто большее, чем изменение каких-то внешних, видимых проявлений. Он ждет, чтобы мы не только привели в должный вид фасад дома, но и прибрали во всех комнатах нашей души, заглянули в потайные и самые грязные уголки, осветили их Его светом. Он хочет, чтобы мы ощущали Его присутствие, находясь в гуще самых страшных бед и переживаний. Перемена, о которой говорит Священное Писание, исключает притворство. Нам не нужно делать вид, будто жизнь прекрасна, когда на самом деле все плохо. Христос хочет, чтобы мы имели дело не с иллюзиями, а с реальностью во всей ее полноте: со всеми ее страхами, страданиями, злобой и корыстью, то есть со всем тем, что склоняет человека к бегству от действительности. Господь хочет, чтобы мы изменились, изменились изнутри, чтобы отбросили притворство. И в то же время Он не требует от нас совершенства, но требует способности любить как люди, познавшие любовь Божию.

^ ХВАТИТ ЛИ У МЕНЯ СИЛ ВЗГЛЯНУТЬ ЖИЗНИ В ЛИЦО?

Когда мы начинаем пристально вглядываться в свою жизнь, то больше всего боимся увидеть в ней нечто такое, с чем не сможем справиться. Чтобы честно и беспристрастно проанализировать собственную душу, требуется мужество. Тот самый "серенький волчок" действительно существует. Наши страхи имеют реальное основание. Даже начаток понимания того, насколько мы одиноки, эгоистичны и испорчены, повергает нас в жуткое смятение. Даже поверхностный взгляд на потаенные уголки нашей собственной души воспринимается как удар по гвоздю, забиваемому в собственный гроб. 1 Мы испытываем ужас от одной мысли о том, что на самом деле думают о нас люди, от горького осознания того, какие мотивы движут нами, когда мы любезничаем с коллегами или отпускаем шуточки в гостях у приятеля, или когда мы видим, что с трудом сдерживаем злобу и раздражение при разговоре с родителями, — и так далее, до бесконечности.

Жизнь большинства из нас достигла определенной стабильности за счет того, что мы стараемся не думать о тех своих качествах, которые нам не нравятся. Мы просто плывем по течению, отмахиваясь от душевной тоски, от непокидающего нас ощущения неспокойствия, того, что что-то не так и может стать еще хуже. Мы хотим думать, что обрели смысл жизни, что мы способны справиться с любыми обстоятельствами, что наше опустошенное сердце уже заполнено, а борьба с грехом приносит только победы. Но для сохранения в себе такого счастливого убеждения мы вынуждены отгораживаться от людей, которые повергают нас в смятение, показывая, что в нас нет еще любви к ближнему. Мы вынуждены заглушать в себе свой внутренний голос, вопиющий, что в нас гораздо больше плохого, чем мы в состоянии сами исправить. Подобное отрицание становится образом жизни многих людей. Они живут так долгие годы, вырабатывая в себе весьма устойчивую привычку закрывать глаза на реальность. Так они защищают себя от всего противоречащего предмету их веры. Легкость, с которой они могут заблуждаться в отношении своей духовной зрелости, порой даже пугает.

Библейский пророк Осия, когда порицал своих современников-иудеев, говорил, что седина покрыла их, а они не знают (Осия 7:9). Действительно, мы сразу замечаем у человека седые волосы — один из первых признаков старения тела, но долго можем не видеть признаков духовной порчи. Об этом и говорит Осия. Люди, к сожалению, порой слишком уверены в своей непогрешимости .

Наш Господь особенно жестко критиковал тех, кто возводил отрицание реальности в жизненный принцип. Фарисеи наиболее отличались способностью производить впечатление образ порядочных людей. Им удавалось это за счет того, что они понимали под грехом лишь определенные видимые проступки. Им оставалось только тщательно следить за тем, чтобы их жизнь точно соответствовала неким нормам, которые они сами и установили. Источником их радости было уважение со стороны окружающих, поэтому они сумели выработать весьма действенные способы завоевания авторитета у людей. Их поведение было безупречным. Самодисциплина фарисеев вызывала восхищение, они отлично понимали, чего от них ожидают, и старались соответствовать этим ожиданиям. Сомневаюсь, чтобы многие из них могли пожаловаться на то, что они не знают, что значит быть счастливыми хотя бы на десять минут! Эти люди были вполне довольны жизнью.

Если бы меня пригласили выступать перед ними, я думаю, что мне было бы не просто не по себе, но даже страшно. Они не производили впечатления людей, ведущих упорную борьбу со своими пороками. Они уже поставили перед собой определенную цель и продвигались к ней, демонстрируя завидное умение приспосабливаться к обстоятельствам. Внешне они казались довольно неплохими людьми.

Но послушайте слова Господа, обращенные к ним. Фарисеям удалось одурачить многих, но только не Бога.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Матфея 23:25-26).

Далее Он продолжает, делая весьма нелестное для них сравнение: Он сравнивает их жизнь с окрашенными гробами, которые снаружи кажутся красивыми. Однако стоит только сдвинуть крышку внешней их праведности, как нас поразит зловоние разложения и порчи, ибо под нею, как во гробе, кроется истлевшая плоть мертвых тел. Неудивительно, что, произнося подобные речи, Христос не пользовался особой популярностью среди этих людей.

Упрекая фарисеев в лицемерии, Господь провозгласил принцип, которым должны руководствоваться и мы, пытаясь измениться и стать людьми, угодными Богу. Иисус ясно дал понять, что не приемлет притворства. Мы должны признать и принять, как бы грустно нам от этого ни было, все то, что творится за выбеленным фасадом нашей столь благополучной внешне жизни. Христос учил, что мы не сможем добиться цели, если не посмотрим на себя трезво и честно и не поймем, каковы мы в действительности. Объективный анализ собственной души, особенно тех ее сторон, которые по вполне понятным причинам мы стараемся не замечать, — занятие не из приятных и даже болезненное; для некоторых оно равносильно смерти. Но изменение, о котором говорит Христос, подразумевает честный взгляд на то, на что мы предпочитаем закрывать глаза. Реальная перемена требует взгляда внутрь себя, в глубины души.

^ ПЛОВЦЫ И НЫРЯЛЬЩИКИ

Существует два типа людей: те, кому удается игнорировать внутреннюю боль, испорченность души и жить, более ли, менее успешно справляясь с проблемами, и те, чье сознание по какой-либо причине проникнуто мыслью, что все в мире ужасно и неправильно, поэтому им доставляет много усилий прокладывать свою дорогу в жизни, они борются и с самими собой, и с обстоятельствами .

Подавляющее большинство христиан, включая и меня, предпочли бы наслаждаться всем тем, что приятно, поступать так, как должно, и учиться выдерживать любые испытания, которые могут встретиться на жизненном пути. Для большинства искренних верующих рост подразумевает непрестанные усилия и старания делать все как положено, используя все те возможности, которые, как мы верим, дает нам Господь. Некоторые стремятся к богатой жизни в Духе Божьем, другие стараются достичь полного подчинения своей жизни Христу, третьи пытаются черпать силы в молитве, в общении с верующими, в изучении Писания. Главное во всех трех подходах — с Божьей помощью поступать так, как Он того требует. И это верно. Если человек не отдает себя в руки Христа, не следует за Ним и не подчиняется Ему во всем, не понимая, что жизненные силы любого человека исходят от Него, то духовного роста не происходит. Без послушания и самоотверженности реальная перемена невозможна.

Но когда мы ставим во главу угла обязанность подчиняться Богу, полагаясь на Его силу, это нередко уводит нас в сторону от реальной жизни со всеми ее трудностями и заботами. Мы больше беспокоимся о внешнем виде, временами испытывая почти невыносимое напряжение, стараясь изменить себя. Подобно фарисеям, мы преуменьшаем истинное значение греха, сводя его к чему-то такому, с чем мы можем справиться самостоятельно, и направляем все свои силы, чтобы соответствовать нормам, которые сами же и установили. Тогда духовность начинает измеряться не качеством наших отношений с другими людьми, а нашими поступками. Мы называем более духовными тех, кто не ходит в кино или никогда не пропускает воскресные службы. Мы не обращаем внимания на наши внутренние проблемы, которые не позволяют нам общаться с окружающими на глубоком, духовном уровне, зато такие легко достижимые для нас моменты, как приличное поведение на людях, вежливое и приятное обращение, становятся показателями духовного здоровья христианина.

Когда внешние, поддающиеся нашей оценке проявления в поведении человека становятся для нас главным критерием и служат для того, чтобы отвлекать внимание от беспокоящих нас духовных проблем — а такое случается довольно часто, — от человека требуется только подогнать свое поведение под общепринятые стандарты. Все перемены происходят в основном на внешнем уровне. Они не затрагивают нашего внутреннего мира. В результате мы ощущаем не свободу, а постоянно усиливающееся напряжение и давление извне.

Назовем первый тип людей пловцами: они как бы «плывут» по поверхности жизни, обращая внимание только на те вещи, которые в силах контролировать сами, закрывая глаза на все остальное. Окажись они на трибуне проповедника, они свели бы все человеческие отношения к общественной деятельности и строгой отчетности в делах, ни слова не говоря о подлинной любви или заботе о ближнем. Ученичество иногда понимается ими только как обучение или наставничество, они не видят в нем возможности помочь людям справиться с реальными жизненными трудностями. Они выступают против того, чтобы человек глубоко и честно анализировал свое сердце, ибо считают подобное копание в собственной душе вредным и ненужным.

Ко второй группе принадлежат люди, которым трудно приспособиться к существованию в обществе «пловцов». Их не покидает мысль, что пороков в нашей душе гораздо больше, чем все наши старания быть послушными Богу в силах исправить. Мы назовем этих людей ныряльщиками. Они погружаются в пучину жизни, честно борются с отрицательными сторонами своей личности, силясь изменить — пусть не все, но хоть какую-то их часть, не зная наверняка, как это лучше сделать.

Путь к реальной перемене чаще всего находят люди, готовые смело смотреть в лицо трудностям. Реже — те, которым удается поддерживать душевное спокойствие, закрывая глаза на жизненные проблемы. Когда мы видим действительность такой, какая она есть, то осознаем необходимость борьбы и понимаем, что именно эта борьба изменит наше сердце быстрее, чем попытки убежать от реальности.

«Пловцы» могут превратиться в «ныряльщиков», если жизнь вдруг больно ранит их и разрушит уверенность в собственных силах. Это происходит, когда, к примеру, у них серьезно заболевает дочь, или супруга подает на развод, или сын вдруг становится враждебным и чужим. Но даже в таких случаях они стараются разрешить проблему, не углубляясь в себя, не ища ее причин в собственной душе или во взаимоотношениях с окружающими. «Да, мой сын действительно далек от Бога. Мы сделали все возможное, но пока сатана одерживает верх. Предадим же дитя наше Господу и будем молиться с верою, чтобы Христос поскорее возвратил его к Себе». На этом дело обычно заканчивается. Такое решение проблемы опасно не только тем, что оно поверхностно, но и тем, что оно приводит человека к догматизму и косности. Если этим людям предложить изучить эту проблему поглубже, подумать, например, о том, что существует такая вероятность, что их сын никогда не придет к Богу, если указать им, что они, как родители, требуют от сына послушания не столько для его же блага, сколько ради собственного благополучия, они могут воспринять эти слова как неверие в силу Божью.

Зачастую в основе нашего послушания лежит вовсе не горячее желание следовать за Иисусом, но боязнь испытать глубокое разочарование и душевную боль. Когда нами движет лишь стремление избежать излишних страданий, мы заглушаем в себе все доброе и человечное, что в нас есть. Мы становимся черствыми и холодными. На место стремления к познанию воли Божьей приходят догматизм и уверенность в истинности собственных представлений о нравственности. Мы начинаем требовать от других выполнения различных правил, возведенных нами в доктрину, перестаем нуждаться в искреннем и откровенном общении и превращаемся в строгих моралистов, которые призывают других тщательно придерживаться Божьих заповедей. Такие люди отнюдь не являют собой христиан с горячей душой, побуждающих других глубже познавать Господа.

Мы можем утешаться мыслями о верности Бога, но порой они приучают нас к поверхностному отношению к жизни, надежно защищая от всяческих мыслей о бедах и страданиях, которые кажутся нам невыносимыми. Но, убегая от трудностей и проблем, мы теряем возможность приблизиться к Богу, встреча с Которым способна круто преобразить всю нашу жизнь.

^ ПЕРВЫЙ ШАГ К ПРЕОБРАЖЕНИЮ — ВЗГЛЯД ВНУТРЬ СЕБЯ

Все больше и больше людей, пытающихся построить свою жизнь на отрицании реальности и старающихся приспособиться к требованиям общества, сталкивается с проблемами. Действительность слишком сложна, отношения между людьми слишком запутанны, жизнь приносит слишком жестокие разочарования, обязанности наши слишком тягостны, чтобы мы могли с легкостью делать вид, что ключом к счастливой жизни является простое исполнение долга и отрицание всего, что терзает нашу душу.

Популярные приемы и советы специалистов мало помогают родителям, когда они пытаются найти общий язык с дочерью, которая с каждым днем все откровеннее лжет им. Они уже не так уверенно говорят себе: «Мы сделали все возможное». Слишком много детей из хороших семей выбирают скользкую дорожку, и это разбивает надежду на счастливый конец.

Женщины с горечью признаются себе, что материнство для них — скорее некая неизбежная данность, а не источник несказанной радости. Осознание тоскливой реальности вызывает в них страх возможных страданий, что лишает их счастья от заботы о своих детях, счастья жертвовать собою ради них.

Мужчины, видя свою слабость, всем сердцем стремятся стать настоящим главой семьи, которого бы все уважали и ценили. Однако, если их старания не венчаются успехом, они погружаются в работу и занимают себя чем угодно, пытаясь хоть где-нибудь добиться признания и уважения. За этими хлопотами им так и не удается изведать счастье семейной жизни, познать радость быть мужем и отцом.

Христиане начинают понимать, что их представление об участии в церковных мероприятиях и о том, как изучать Слово Божие, их решение всегда поступать честно и справедливо, полагаясь на Божьи силы и обетования, почему-то не затрагивают самую суть проблем, терзающих их сердце.

Нам всегда чего-то не хватает, и поэтому мы верим любому, кто пообещает нам нечто большее, чем мы имеем. Мы пытаемся следовать новомодным духовным течениям, регулярно посещаем популярные семинары и занятия, прилежно слушаем записи наших любимых проповедников — и все равно, когда доходит до дела, мы оказываемся несостоятельными. Что бы мы ни делали — ничто не приносит нам ни радости, ни удовлетворения. В душе мы понимаем, что наши недавние усилия следовать за Христом не затронули проблем, скрытых в глубинах нашего сердца.

Возможно ли изменить саму суть человеческой личности? Насколько радикальной должна быть эта перемена? Можно ли избавиться от внутренних пороков, которых мы стараемся не замечать? Какими людьми мы станем, преобразившись?

Эта книга — о внутренней перемене, о перемене в глубинах человеческой души, о процессе, начало которого — честный взгляд на самих себя и свою жизнь и для продолжения которого не нужно притворятся, будто бы мы лучше, чем на самом деле. Нам нужно лишь немного мужества, чтобы быть честными с самими собой, и тогда Господь преобразит нас по воле Своей. Но всякая настоящая, коренная перемена начинается изнутри.



ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Я должен предупредить возможные возражения, подчеркнув, что этот смертельный удар наносится не человеческой природе как таковой, а ее испорченности. Но поскольку людские души насквозь изъедены самодовольством, то уничтожение гордыни воспринимается нами как смерть нашего «я». Однако чем сокрушительней удар по нашим попыткам сохранить жизнь, избежав страданий, тем более живыми мы становимся. Этот процесс страшит нас, потому что он разбивает наши представления о том, как мы должны строить собственную жизнь





страница1/20
Дата конвертации17.12.2012
Размер3,05 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы