Методика диагностики хореографическо-творческих способностей младших школьников и её реализация при организации хореографических классов 86 icon

Методика диагностики хореографическо-творческих способностей младших школьников и её реализация при организации хореографических классов 86



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8
ХОРЕОГРАФИЯ

В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

13.00.05 - Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук


Москва 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВА¬ТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

1.1 Сущность художественного воспитания школьников на современном

этапе (состояние и проблема) 14

1.2 Социально-культурная среда и её роль в процессе художественного

воспитания младших школьников • 46

1.3 Психолого-педагогические аспекты художественного воспитания

младших школьников средствами хореографии 62


ныи


^ ШШ МЛАДШИХ

2.1 Методика диагностики хореографическо-творческих способностей

младших школьников и её реализация при организации хореографических

классов 86

2.2 Игровая деятельность младших школьников в развитие художествен¬

но-творческих способностей средствами хореографического искусства

112

2.3 Взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений культуры

по совершенствованию художественного воспитания средствами хорео¬

графического искусства 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 171

ПРИЛОЖЕНИЕ ....184

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях демократизации об¬щественных отношений, перемен в социально-экономической сфере, кулыу-ре и образовании особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и во¬площать их в жизнь.

Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности. Наи¬больший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориен¬тация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формиру¬ются мироощущения, необходимые в последующей жизни.

Хореографическое творчество является одним из средств всесторонне¬го развития младших школьников. Продуктивность художественного воспи¬тания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характе¬ром хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобрази¬тельное искусство, театр и пластику движений.

Анализ практики художественного воспитания младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хорео¬графии в художественном воспитании детей и недостаточно эффективным

практическом её использованием. Отчасти это объясняется тем, что возмож¬ности художественного воспитания используются не в полной мере. Так, многие школы преимущественно уделяют внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств либо считается второ¬степенным, либо вообще не принимается во внимание.

А в искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художе¬ственного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее

всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувст¬венного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

Анализ деятельности учреждений культуры и общеобразовательных школ по художественному воспитанию младших школьников свидетельству¬ет, что они не стали ещё базой достаточно широкой и результативной работы по художественному воспитанию детей средствами хореографии.

В настоящее время создаются школы нового типа, где художественно¬му воспитанию детей придаётся особое внимание. Всё это обусловило целе¬сообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе художественного воспитания младших школьников.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема художест¬венного воспитания требует анализа философской, социально-культурной, психолого-педагогической и хореографической литературы.

Различные аспекты художественного воспитания и творческого разви¬тия подрастающих поколений рассматривались в философских трудах: Коменского Я.А., Гегеля Г.В.Ф., Канта И., Песталоцци И.Г., Ушинского К.Д., Бердяева Н.А., Вышеславцева Б.Д., Соловьёва B.C., Каптерева П.Ф., Сухомлинского В. А.

Существенную роль в исследовании данной проблемы сыграли труды отечественных психологов: Выготского Л.С., Пшенрейтера Ю.Б., Леонтьева А.Н., Зеньковского В.В., Рубинштейна С.Л., Теплова В.М. и др., отражающие гуманистические подходы к воспитанию и развитию личности.

Важное значение в осмыслении и развитии культурологии, социально-культурной деятельности имеют работы: Арнольдова А.И., Буевой В.Г., Оси-пова Г.В., Рожина В.П., Смирновой Е.И., Филлипова Ф.Р. и др. Некоторые аспекты взаимодействий общеобразовательных школ и учреждений культу¬ры по художественному воспитанию школьников раскрыты в работах: Ахме-

това К.Н., Смирнова Б.Ф., Михайличенко ОБ., Шара»

В сфере педагогической науки к данной проблеме обращались: Азаров Ю.П., Бакланова Н.К., Иванов Н.И., Карамышев АЛ, Кузин B.C., Соколов В.И., Смирнов ГЛ., Черниченко В.И., раскрывшие некоторые ас¬пекты развития личности и формирования художественной культуры как це-лого педагогического процесса.

При исследовании проблем деятельности учреждений культуры по раз-

■ч.

витию художественного творчества особый вклад внесли работы учёных: Баклановой Т.И., Каргина АС, Киселевой ТТ., Красильникова Ю.Д., Стрельцова Ю.А., Жаркова АД. и др.

В разработку проблем художественного воспитания средствами искус¬ства внесли свой вклад: Ершова А.П., Гончаров И.Ф., Захарова Е.А., Каба¬левский Д.Б., Максимов Е.И., Разумный В.А., Шацкий СТ. и др. Различным аспектам хореографической деятельности посвящены исследования: Гера¬щенко В.В., Жукеновой СБ., Ивлевой Л.Д., Королёвой Э.А., ПашшГА.В., Чурко Ю.М., Уральской В.И., Жорницкой М.Я., Яценко Н.М.

Проблемы воспитания младших школьников средствами ритмики и танца рассматриваются в работах: Барышниковой Т.К., Боголюбской М.С, Богатковой Л.Н., Ивлевой Л.Ю., Коноровой Е.В., Константиновского В., Рогозина И.В., Окуневой В., Светинской В.Н., Ткаченко А.Ф., Череховской Р.Л., игра как средство художественного воспитания исследо¬вана в работах: Аникеевой Н.П., Выготского Л.С, Газмана О.С, Никитина Б.П., Самоукина Н.В., Столовича Л.Н., Шмакова С. А., Хейзенга Й., Элжонина Д.Б.

Большой вклад в обучение и образование средствами хореографического искусства / классический, народный, бальный и историко-бытовой танец / внесли: Ваганова А.Я., Базарова Н.П., Блок Л.Д., Борзов А.А., Васильева-Рождественская М., Захаров Р.В., Зацепина К., Климов А.А., Костровицкая B.C., Мурашко М.П., Настюков Г.А., Резникова 3.,

[ирнов И.В., Тарасов Н.И., Ткаченк

Л.С

Однако специальных работ, посвященных исследованию хореографии в системе художественного воспитания младших школьников ещё, не было.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографиче¬ской педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество об-

ладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффек¬тивности системы художественного воспитания молодого поколения. Всё это и определило выбор темы настоящего исследования.

Объектом исследования являются младшие школьники и их художе¬ственное воспитание средствами хореографического искусства.

Предметом исследования является целостный педагогический про¬цесс художественно-творческого воспитания младших школьников.

Целью диссертационного исследования является разработка научно-обоснованной программы художественного воспитания младших школьни¬ков средствами хореографии, на основе диагностики хореографических спо¬собностей.

Данная цель требует решения ряда задач диссертационного исследо-

■щ

вания:

L

1. Раскрыть теоретические аспекты и специфику использования

хореографии в системе художественного воспитания школьников

младшего возраста.

2. Провести теоретический анализ проблемы формирования ху¬

дожественных способностей школьников младшего возраста.

3. Проанализировать сложившуюся практику школ и учреждений

культуры по художественному воспитанию школьников средствами

хореографии.

4. Определить методику диагностики хореографическо-

творческих способностей школьников младшего возраста.

5. Разработать научно-обоснованную программу художественно¬

го воспитания школьников средствами хореографического искусства

при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений

i

культуры.

Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование худо¬жественного воспитания младших школьников средствами хореографии при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры воз¬можно на основе диагностики хореографических способностей детей и соз¬дании учебных программ по специальности хореографических дисциплин.

Методологическую основу исследования составили идеи русских философов, отстаивающие идеалы свободы и творческой сущности человека, духовности - как способности утверждать высшие общечеловеческие ценно-

сти.

Новым в разработке стратегии исследования и определения роли хо-

реографии в художественном воспитании младших школьников явилась кон¬цепция кафедры педагогики и психологии под руководством Азарова Ю.П. о духовно-творческом развитии личности на основе синтеза искусства, науки и культуры.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что впервые предпринята попытка целостного исследования системы художест¬венного воспитания младших школьников средствами хореографии на осно¬ве взаимодействия общеобразовательной школы и учреждений культуры:

исследованы теоретические аспекты системы художественного воспи¬тания школьников младшего возраста и возможности хореографии в её

функционировании;

раскрыта структура целостного процесса художественного воспитания младших школьников на занятиях хореографией;

обоснован подход к хореографическому творчеству младших школьни¬

ков как целостной системе "учитель-ученик-рс "

ность которой зависит от уровня художественной воспитанности всех ее эле ментов и полноты связей между ними;

8

разработана методика диагностики хореографических способностей младших школьников и определена её роль в самореализации творческих способностей;

создана авторская программа художественного воспитания школьников средствами хореографического искусства при взаимодействии общеобразо-

вательных школ и учреждений культуры.

заключается в том, что в

разработанных диссертантом методических рекомендациях и выводах пред-


ложена модель

питания младших

школьников на занятиях хореографией. Разработана и апробирована методи¬ка диагностики хореографических способностей младших школьников. Ре¬зультаты исследования внедрены в практическую деятельность общеобразо¬вательных школ № 13, 42 , Музыкально-хореографической гимназии г. Риги и Детской балетной школы, хореографического отделения ДШИ г. Москвы.

Материалы исследования могут быть использованы в ВУЗах культуры, колледжах и училищах культуры на факультетах и отделениях хореографии для курсов и спецфакультативов по теме: "Художественное восшл младших школьников средствами хореографии в общеобразовательных шко¬лах и учреждениях культуры", "Работа с детьми в хореографических коллек¬тивах, клубах и Домах культуры".

Данные исследования могут быть использованы в подготовке специа¬листов - хореографов, при проведении лекций и семинаров по таким предме¬там, как "Корригирующая и партерная гимнастика как основа подготовки к предмету "классический танец", "Ритмика как основа подготовки к предмету "народный танец", а также являются необходимым материалом для клубов, студий, детских хореографических школ и хореографических отделений Дет¬ских школ искусств.

Организация и методы исследования Исследование проводилось с 1980 по 1997 гг. и осуществлялась в три этапа на базе общеобразовательных

школ № 13, 42, Музыкально-хореографической гимназии г. Риги и Детской

■щ

балетной школы, хореографического отделения ДТТТИ г. Москвы.

На первом этапе / 1980 - 1990 гг. / изучалась научная и научно-методическая литература, анализировались различные подходы и современ¬ное состояние художественного воспитания в школе и учреждениях культу¬ры, а также формировалась теоретическая концепция исследования, разраба¬тывалась программа её опытно-экспериментальной проверки, проводился опрос руководящих и педагогических работников просвещения и культуры.

В ходе второго этапа педагогического эксперимента / 1991 - 1995 гг. / проводилась работа по исследованию интереса младших школьников к хо-


пр<

педагогов на-

чальной школы с целью выяснения отношения их к урокам хореографии, му¬зыки и ритмики.

В исследовании участвовали 36 руководителей средних школ и учреж¬дений культуры, 170 педагогов хореографических коллективов, студий, хо¬реографических отделений Детских школ искусств, причём 93% опрошенных считают уроки хореографии в школе обязательными.

Собранный материал по проблемам исследования был обработан и сис-эван. В этот период разработаны и опубликованы программы для преподавателей хореографии начальной школы по предметам: "Ритмика", "Партерная гимнастика", "Бальный танец", методические пособия и разра¬ботки.

На третьем этапе / 1996 - 1997 гг. / было проведено анкетирование 253 родителей, дети которых занимаются хореографией. 91% из них считают, что занятия хореографией детей целесообразнее проводить на базе специали¬зированных общеобразовательных школ и гимназий. Педагогический экспе¬римент был проанализирован и обобщен; осуществлен сравнительный анализ и оформлены результаты исследования по уровню развития интереса к хорео¬графическому искусству, творческого воображения и хореографических спо-

10

собностей младших школьников; разработаны практические рекомендации по художественному воспитанию детей средствами хореографии.

При организации исследования был использованы различные методы:

щ.

теоретический анализ философской, социально-культурной, психолого-педагогической, хореографической и методической литературы;


знтов, учебных планов, программ по хореографии для общеобразовательных школ и учреждений культуры;

изучение продуктов творческой деятельности младших школьников в ходе проведения хореографических уроков и творческих заданий;

методика исследования включала целый комплекс различных методов: беседа, анкетирование, эксперимент и др.

В ходе исследования диссертант использовал свой профессиональный опыт педагога-балетмейстера и руководителя Музыкально-хореографической гимназии.

На защиту выносятся следующие положения;

1. Хореографическое искусство является составной частью орга¬

низованной системы художественного воспитания младших школьников,

зависит от неё, выражает её потребности и тем самым становится одним из

способов её развития.

2. Художественное воспитание младших школьников является

целостной системой "учитель - ученик - родитель", взаимодействие этой

системы в реализации модели единой хореографической специализации вы¬

ступает как важное условие развития художественно-творческих и хорео¬

графических способностей младших школьников.

3. Педагогическая технология обучения хореографии включает, с

одной стороны, диагностическое изучение хореографических способностей,

с другой, - совокупность дидактических методов / объяснения, рассказ, иг¬

ра, показ упражнения, этюды, сочинительство, импровизация/, что активи¬

зируют процесс художественно-творческого развития младших школьни¬

ков.

11


4. Развитие хореографического творчества в системе художест¬венного воспитания младших школьников немыслимо без сотрудничества школ и учреждений культуры. Результатом такого сотрудничества является организация специализированных хореографических классов, отделений на базе общеобразовательных школ, что обеспечит включение в творчес

процесс целого класса и продуктивную созидательную деятельность каждо¬го школьника.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осу¬ществлялись по ряду направлений:

- для учреждений культуры изданы учебные программы и пособия для детских хореографических студий, для коллективов художественной само¬деятельности и хореографических отделений Детских школ искусств /"Современные танцы и формирование репертуара коллектива бального тан¬ца". - Тула, 1973., "Организационные и методические советы начинающему руководителю танцевального коллектива сельского клуба и Дома культуры". - Тула, 1974., "Ритмика" и "Народно-сценический танец". - Норильск, 1980., "Бальный танец" и "История хореографического искусства". - Норильск, 1981./. В 1982 году на Командорских островах была организована Детская школа искусств и осуществлена концепция художественного воспитания различными видами искусства: музыкой, хореографией и изобразительным

эм. В сборниках и журналах опубликованы описания Алеутских танцев: САРАНАМ ТАЯГУНИШ - "Мужчины с Саранного" /Москва, 1988/, ЧАЧХУХ' - "Пояс" / Москва, 1990 /, УХДУХ' - "Танец с жирником" / Моск¬ва, 1991 /, К'АГ АНАДАХ'- "Танец радости" / Москва, 1991 /, а также "На¬родные игры алеутов" / Москва, 1991 /. Результаты исследования доложены на Всесоюзных конференциях Института этнографии Академии наук, Все¬союзного научно-методического центра им. Н.К. Крупской, Ленинградского государственного педагогического института им. А.С. Герцена на факультете народностей Севера;

12

- для учреждений просвещения в 1985 году на базе общеобразователь¬ной средней школы № 13 г. Риги организованы специализированные хорео¬графические классы. На базе этих классов проводились семинары и методи¬ческие конференции хореографов, методистов и директоров школ города по художественно-эстетическому воспитанию школьников средствами хорео¬графии. В 1991 году на базе общеобразовательной средней школы № 42 бы¬ла открыта Музыкально-хореографическая гимназия. Диссертантом разрабо¬тан устав гимназии, учебные планы и учебные программы специализирован¬ных музыкальных и хореографических классов. По результатам работы были опубликованы разработки: "Опыт работы музыкально-хореографических классов по художественно-эстетическому воспитанию учащихся". - Рига, 1994; "Ритмика". - Рига, 1996; "Бальный танец". - Рига, 1996; программы для специализированных хореографических классов общеобразовательных школ.

Научная новизна работы состоит в том, что предпринята попытка цело¬стного исследования системы художественного воспитания школьников младшего возраста средствами хореографии. Исследованы теоретические ас¬пекты системы художественного воспитания и функционирования хореогра¬фии в ней, разработана методика диагностики хореографических способно¬стей, обоснован подход к хореографическому творчеству при взаимодейст¬вии школы и учреждений культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в разра¬ботанных автором методических рекомендациях и выводах предложена мо¬дель целостного процесса художественного воспитания школьников младше¬го возраста на занятиях хореографией. Разработана и апробирована методика диагностики хореографических способностей школьников младшего возрас¬та. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в ВУЗах культуры, колледжах и училищах культуры на факультетах и отделе¬ниях хореографии, а также являются необходимой базой для Детских хорео¬графических школ, студий и хореографических отделений Детских школ ис-

13

кусств. Структура диссертации определяется логикой исследования, постав¬ленными целями и задачами и состоит из: введения, двух глав по три пара¬графа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

14

^ ГЛАВА L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРОАЗОВА-ТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЗВДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

1.1 СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМА)

Художественное воспитание относится к числу проблем, от решения ко¬торых во многом зависит процесс развития человеческой культуры. Однако XX век поставил эту проблему по-новому, предельно обострив её гуманисти¬ческую направленность и связав с глобальной задачей сохранения культуры.

В XX веке революционные научно-технические и технологические преобра¬зования коренным образом трансформировали жизнь на планете, создав не¬виданные прежде средства как для поддержания этой жизни, так и для её мгновенного уничтожения. Осознание глобальности надвигающегося кризи¬са в экологической и социальной сферах породило потребность в пересмотре ориентиров развития общества и мировой системы производства, в переос¬мыслении духовных ценностей и взаимоотношений между людьми, между человеком и природой в масштабах всей планеты.

Сегодня достижения педагогической науки в области гуманизации и гу-

i выражены в Законе "Об образовании", в нём под

образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обуче¬ния в интересах человека" (78, С.7).Законодательное определение отличается от прежнего педагогического толкования "воспитания" тем, что воспитания рассматривалось как процесс управления и руководство деятельностью ре¬бенка.

Теоретические исследования в области общей педагогики выделяют в качестве универсального принципа эстетического воспитания. "В течение ря¬да десятилетий в советской педагогики и эстетики под эстетическим воспи¬танием понималось идеализированное построение воспитательного процесса,

15

который должен был содействовать формированию такого воспитательного

призван способствовать формированию чув

вкусов, взглядов нового поколения в соответствии с абстрактным идеалом прекрасного в условиях дошкольного, школьного образования, профессио¬нального и специального образования" - отмечает в своих исследованиях Печко Л.П. "Это обусловлено тем, - отмечает учёный, - что теория марксизма понимала эстетическое воспитание как органический вид составную часть коммунистического воспитания, направленного на формирование узкой идеологического пласта, выводившего все основные эстетические категории, кроме прекрасного, возвышенного, отчасти, трагического в зоны сомнитель¬ных ценностей" (179, С.31).

Демократические преобразования в педагогике и культуре определило законодательное содержание статьи 14 "Общие требования к содержанию образования", где обращается внимание на то, что "содержания и воспитания ... должно быть ориентированно на:

адекватный мировому уровню общей и профессиональной культуры

общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню

знаний и уровню образовательной программы (ступени образования)

картины мира".


контексте идею

и


деятельности,

амими принципами госу-

дарственной политики в области образования, среди которых:

"гуманистических характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Вос¬питание ... уважение к правам и свободам человека" статья 2 "Принципы го¬сударственной политики в области образования" (78, с. 15).

В сущности речь идет о необходимости придания нового статуса задаче формирования личности, и, прежде всего, художественному воспитанию,

16

способствующему зарождению, укреплению и развитию новых этических и художественных ценностей и мотиваций в душе каждого ученика.

Между тем, наука о художественном воспитании в Российской Федера¬ции находится, пожалуй, в наиболее запущенном состоянии, даже по сравне¬нию со многими другими общественными науками, также пострадавшими от чрезмерной идеологизации в минувшие десятилетия.

Деформация и ошибки в сфере культуры и образования привели к тому, что для значительной части населения страны характерен низкий культурный уровень. По данным ВНИИ искусствоведения, только один из семи человек может считаться духовно развитым. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необ¬ходимо создать общегосударственную систему художественного воспитания, основные средства и потенциал воспитательной работы направить на подрас¬тающее поколение, создать условия для приобщения каждого ребенка и под¬ростка к искусству, так как оно является универсальной деятельностью, ком¬плексно формирующей творческие способности личности.

Исследованиями было установлено, что у тех школьников, которые ре¬гулярно и активно общаются с искусством, посещают различные учреждения культуры, выше производительность труда, более широкие требования к со¬держанию и условиям обучения, к качеству межличностных отношений. На¬против, социально нежелательные, негативные явления наблюдаются чаще всего в среде, где доминируют равнодушие к культуре, её неприятие и непо¬нимание, где атрофируются сами культурные потребности. Благотворное воздействие культуры и искусства на развитие личности школьника ощутимо уже в раннем возрасте. Благодаря общению с искусством дети быстрее раз¬виваются, лучше учатся, заметно совершенствуются нравственно. И, наобо¬рот, художественная глухота сопутствует асоциальным формам поведения подростков, росту их правонарушений.

Художественно-творческое развитие личности органически опирается на все многообразие форм художественного воспитания, на осмысление опы¬та, накопленного как в нашей стране, так и за рубежом.

17

Сегодня одно из важнейших направлений возрождения художественного воспитания - анализ и осмысление наиболее ценного опыта, накопленного в разных социальных и национально-культурных системах. Конечно, много может дать в этом отношении также изучение идей, концепций и теорий ху¬дожественного воспитания, получивших распространение в прошлом и на¬стоящем. Изучение конкретного опыта и его культурного контекста может показать, насколько жизнеспособны те или иные концепции, насколько они "вписываются" в сегодняшнюю жизнь, заметно отличающуюся от того, с чем когда-либо приходилось сталкиваться в прошлом.

Следует отметить известную схожесть проблем развития образования (в бывшем СССР). Это - появление технократического уклона в содержании образования; возникновение и распространение т.н. "антишкольной культу¬ры" (неприятие формализма, догматизма обучения, разрушение обществен¬ного доверия к формальному образованию); снижение качества педагогики. Правительственная комиссия США отметила в специальном докладе "Нация на грани риска", что средний выпускник школы и колледжа хуже, чем его сверстник 25 лет назад (144, С.405). Специалисты сходятся в оценке: образо¬вание далеко не всегда отвечает культурным и гуманистическим целям раз¬вития человека и общества, что особенно опасно в эпоху глобальных перемен в мире. Нужна постоянная реформа системы образования, корректировка её содержания и формы. Поэтому актуален интерес специалистов к путям ре¬шения схожих проблем за рубежом.

Анализ тенденций развития образования в мире показывает, что не слу¬чайна повсеместная полемика о путях его развития. В педагогике многих стран (Англии, США, Канады, Швейцарии и др.) идет формирование различ¬ных концепций образования. Провозглашаются и соответствующие этим по¬искам лозунги - с одной стороны, вернуться назад, к традиционным основам и формам обучения, с другой стороны, модернизировать образование, повы¬сить его технологичность и инструментальность. В противовес консерватив¬ным и неотехнократическим взглядам утверждается тенденция восстановле-

18

ния в образовании утраченных интеллектуальных, нравственных ценностей,

повышение его культурного потенциала.

Эта тенденция образования проявляется в различных формах, в том чис¬ле и альтернативных. В США существует более 10 тыс. школ с альтернатив¬ными формами обучения, однако замечено, что в каждой стране подобные формы эволюционируют на основе собственного национального опыта. В этой сфере слабо проявляются общие закономерности, кроме одной: чем вы¬ше уровень централизации образования, тем менее развиты альтернативные формы (8,212).

Поиски его новых традиционных форм базируются на гуманитарной концепции образования: реализации в образовании и воспитании комплекса принципов развития яркой индивидуальности, своеобразия личности, гармо¬ничной подготовки к многоплановой творческой деятельности. Художест¬венное воспитание играет в этой концепции особую роль.

В основе концепции художественного воспитания лежит положение американского философа Дж. Дьюи о "художественном опыте как модели всякого опыта". Отсюда распространенное среди практиков художественного воспитания и педагогов мнение о том, что любая учебная дисциплина может быть преподана с использованием художественных средств и опыта. Это, в свою очередь, определяет понимание важной роли воспитания в образова¬нии. Повышение качества образования напрямую связывается с художест¬венностью всего учебного процесса, что подтверждается исследованиями: в тех школах, где преподавание искусств находится на высоком уровне, уро-

вень организации и эф

Пр|

также до-

вольно высок.

На современном этапе перед образовательной системой поставлена за¬дача совершенствования содержания, форм и методов классной, внеклассной и внешкольной работы посредством осуществления комплексного воздейст¬вия искусств, их взаимодействия между собой и с наукой, через действитель¬ность и жизнедеятельность учащихся. В этой связи в сферу художественно-

19

эстетического воспитания включаются, помимо художественной культуры, эстетика быта, межличностных отношений и поведения, природной и пред¬метной среды, творческая деятельность во всех сферах социальной жизни и в любом труде.

Специфика художественного воспитания соответствует разделу учебно-воспитательной работы в школе и учреждениях культуры (179, С.319), состо¬ит в том, что оно осуществляется через образ, который вызывает специфиче¬скую эмоциально-личностную реакцию. В искусстве, являющемся наивыс¬шим типом художественной деятельности, основная "клетка" - художествен¬ный образ. Развитие художественных вкусов, таким образом, предполагает формирование в сознании ученика системы образов, характеризующих явле¬ния природы, события общественной жизни, человеческие отношения, лич¬ностные качества, его трудолюбие, гуманизм, патриотизм, социально-преобразующую деятельность.

С увеличением объема и качества общения учащихся с художественны¬ми объектами обеспечивается процесс осмысления мира и формирования ху¬дожественных потребностей личности, осознается необходимость получения искусствоведческих знаний и более частых контактов с искусством, развива¬ются элементы художественного воспитания и мышления, в том числе и в сфере образного отражения действительности. Это отражение не противо¬поставляется научному, а является его естественным дополнением. По этой причине с усвоением художественных объектов в процессе познавательной деятельности усиливается познавательный, а следовательно, художественно-творческий потенциалы личности.




страница1/8
Дата конвертации18.12.2012
Размер2,37 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы