Л. Н. Толстой «Детство» стр icon

Л. Н. Толстой «Детство» стр



Смотрите также:
МБОУ «Высоковская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района





Реферат по литературе


Ученика 9 класса Ефремова Дмитрия и

Ученицы 8 класса Нижевич Натальи.


Научный руководитель: Золотарева Надежда Ивановна.


Высокое 2012г


Оглавление


1.Введение………………………………………………………………………………………………………………………1-2 стр.


2.Система образования в России первой половины XIX века

2.1. Смольный институт………………………………………………………………………………………3 стр.

2.2. Царскосельский лицей ………………………………………………………………………5 стр.

2.3. Домашнее воспитание………………………………………………………………………………8 стр.


3. Отражение проблемы воспитания в русской литературе XIX века

3.1. Л.Н. Толстой «Детство»…………………………………………………………………………12 стр.

3.2. А.С. Пушкин «Дубровский» ……………………………………………14 стр.

3.3 А.С.Пушкин «Капитанская дочка» ……………………………………………15 стр.

3.4. Д.И. Фонвизин «Недоросль»…………………………………………………………………16 стр.

3.5. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»………………………………………………………19 стр.

3.6. А.С.Грибоедов «Горе от ума» 20 стр.


4. Заключение……………………………………………………………………………………………………………………21 стр.


5.Список литературы…………………………………………………………………………………………………22 стр.


6. Приложение №1………………………………………………………………………………………………………23 стр.

Приложение №2………………………………………………………………………………………………………24-25стр.


Введение.


Наверно, не существует более сложной проблемы в обществе, чем проблема образования и воспитания.

А что означают эти слова «образование» и «воспитание»?

В словаре С.И.Ожегова слово «образование» означает:

1) обучение, просвещение;

2) совокупность знаний, полученных специальным обучением.

«Воспитание»: 1.см. воспитать. Вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения;

2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Как видим, значения этих слов имеют точки соприкосновения, поэтому не будем делать большого различия между этими понятиями.

Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Вот уже без малого 20 лет школа постоянно реформируется. Мы это ощущаем на себе.

Как-то читая очередное произведение русского классика, мы подумали о том, что намного легче жилось нашим сверстникам в XIX веке. Мы задумались: как воспитывали их? В истории упоминается об образовании вскользь, в русской литературе тоже об этом не очень часто упоминается.

Мы решили провести анкетирование среди учащихся нашей школы (8-11 классов) (см. приложение №1). Результаты анкетирования показали, что на проблему образования и воспитания, отраженную в русской классике, дети не обращают внимания, но, тем не менее, она актуальна и по сей день (см.приложение №2).

Поэтому объектом исследования являются система домашнего образования в России, отраженная в произведениях русских классиков.


Предмет исследования: деятельность гувернеров и приглашенных учителей в системе домашнего образования в России первой половины XIX века.


1

^ Цель исследования: изучение проблемы образования и воспитания в русской литературе XIX века


Задачи:

  1. Систематизировать документальные знания об образовании и воспитании как исторической реалии жизни российского дворянства.

  2. Проследить, как изображается образование и воспитание в произведениях русских писателей XIX века

  3. Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.



Методы исследования:

-теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- анализ, сравнение, обобщение;

- опрос, анкетирование;

- обработка данных.


2


^ Система образования в России

первой половины XIX века.


В начале XIX века эта система подверглась коренной перестройке.

Программа средней школы была расширена и усложнена, а обучение продлено до 7 лет – (в приходской школе, уездном и главном училищах и гимназии).


^ Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений. (Пажеский корпус, конец 50-ых годов; «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт),1764; Царскосельский лицей, 1811 и др.).

^ В Смольном уровень преподавания далеко не всегда был высок. Помимо общеобразовательных предметов,

институток обучали музыке, танцам, рисованию, а также представлению театральных пьес. Спектакли в Смольном готовили лучшие танцмейстеры, капельмейстеры и артисты придворных театров. Значительно хуже обстояло дело с обучением наукам. Комиссия народных училищ отмечала у воспитанниц «весьма недостаточное знание языков иностранных и особливо своего российского», а

так как все предметы преподавались на французском языке, «коего девицы довольно к тому не разумеют», то и знания они получали весьма слабые. Позднее учить

стали на родном языке, и положение несколько улучшилось. Но подлинный перелом наступил лишь в середине девятнадцатого века, когда инспектором

классов был назначен замечательный педагог-демократ Константин Дмитриевич Ушинский.

Проведя коренную реформу воспитания и обучения, Ушинский привлёк к преподаванию в институте молодых, демократически настроенных педагогов. Ведущее место в них заняли родной язык и литература. Некоторые его выпускницы теперь могли поступить на женские Высшие и педагогические курсы, в женский медицинский институт.

Смольный институт был призван, прежде всего, внушать своим питомцам «непоколебимую преданность престолу и благоговейную

признательность к августейшим их покровителям».


3

Но не стоит забывать, что, наряду с фрейлинами императриц и фаворитками императоров, его воспитанницами были жена Радищева, поехавшая за мужем в ссылку и там погибшая, жёны и сёстры декабристов, мать героя Плевны генерала Скобелева, сама в русско-турецкую войну служившая в лазарете и убитая в Болгарии, а также матери и жёны других славных сынов России.

Барышень учили не только языкам и манерам, но и терпению. Вот как вспоминала годы учёбы бывшая «смолянка» Анна Владимировна Суслова:

- В Смольном была дисциплина, как в армии. Физически приходилось очень тяжело. Первое моё впечатление от Смольного – холод. Холодно везде: в

спальнях, классах, в столовых. Температура не выше плюс 16 градусов. Утром надо было умываться ледяной водой до пояса. За этим наблюдала классная дама

(воспитательница, прикреплённая к какому-либо классу). Потом все одевались и шли по коридору в церковь, которая находилась в противоположном конце здания. Во время молитвы следовало стоять неподвижно, глядя вперёд. Нельзя повернуть голову, переступить с ноги на ногу. Праздничная служба продолжалась долго, и девочки иногда падали в обморок.

Очень следили за осанкой. Девочки одевались в платья, в которые вставлен китовый ус, чтобы талия была затянутая прямая. Упаси Бог сгорбиться. Классная дама всегда находилась при нас и следила за осанкой, за причёской. Надо было быть совершенно «зализанной», чтобы ни одна волосинка не висела. Должна быть одна косичка, две не разрешалось. В неё

вплетали чёрную ленточку. Любое кокетство, желание выделиться преследовалось очень строго. Ходили всегда парами, молча. Улыбаться нельзя. За улыбку сразу сбавляли несколько баллов за поведение.

Образование, в общем, было хорошим. Языки мы усвоили во многом благодаря тому, что нам не разрешалось разговаривать по-русски. Только по-немецки или по-французски. Везде: в спальнях, во время отдыха и т.д. Учили нас стряпать, шить, вышивать, танцевать, играть на музыкальном инструменте. Можно было выбрать один из трёх: скрипку, рояль или арфу.


4

Мне не нравилось в Смольном. Я зябла, кашляла и половину времени провела в лазарете. Мне трудно было выдерживать этот режим. Но зато у меня выработалось огромное терпение. Оно мне в жизни очень пригодилось.


^ Царскосельский лицей

19 октября 1811года в Царском Селе под Петербургом сели за парты тридцать мальчиков. Они могли считать себя одновременно и школьниками и

студентами: было им в среднем по 12 лет, но после окончания своего учебного заведения они могли больше нигде не учиться. Это был первый курс

Царскосельского Лицея – нового для России учебного заведения, так и оставшегося единственным в своём роде.

В этом учебном заведении, по замыслу Михаила Сперанского, ближайшего советника царя Александра I, небольшое число дворянских детей должно было

учиться, чтобы потом участвовать в управлении Россией.

Мальчиков было всего тридцать. Среди них были представители знатных семей, такие, как князь Александр Горчаков; были дети царских чиновников,

как Иван Пущин, был среди них и правнук знаменитого «арапа Петра Великого» - Абрама Петровича Ганнибала – Александр Пушкин.

Лицеистов ждали 6 лет учёбы. Строгий режим дня, в котором чередовались «классы» и прогулки, «танцеванье» и фехтование. Домой ездить было нельзя – все лицеисты жили в Лицее в небольших комнатках, на которые деревянными, не доходящими до потолка перегородками, разделили большой зал.

Изучали множество предметов: иностранные языки, историю, географию, математику, право (юридические науки), артиллерию и фортификацию (науку о военных сооружениях), физику. На старших курсах занятия велись без строгой программы – утверждённый устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались знания по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам. Учились серьёзно, но не упускали возможности и пошутить.


5

Учителей уважали и любили. Они хорошо понимали своих воспитанников.

Сохранились воспоминания Ивана Пущина об учителе математики Карцове, который вызвал Пушкина к доске и задал задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» – «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём.

Садитесь на своё место и пишите стихи».


Размещению и внешнему распорядку нового учебного

заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов осуждались самим императором. Однако план преподавания был непродуман, состав профессоров – случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии. А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение. Не было ясно определено и будущее лицеистов. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также младшие братья Александра I – Николай и Михаил.

Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие императрицы Марии Фёдоровны. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные

планы были отброшены, в результате чего Николай вступил в 1825 году на престол чудовищно неподготовленным...

Лицей помещался в Царском Селе – летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как бы придворным учебным заведением.

Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещение родственников ограничивалось.

Пролетели шесть лет учёбы. Пятнадцать выпускных экзаменов сданы за 17 дней. Лицей окончен 31 мая 1817 года. Лицейскую дружбу, память о «городе Лицее» они сохранят на всю жизнь.


6

И сегодня нельзя без волнения читать знаменитые пушкинские строки:

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.


Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства. Для сравнения: один Смольный институт получал 100 тыс. рублей в год, в то время как все народные школы целой губернии – всего 10 тыс. рублей, причём, часть этих денег предназначалась на нужды больниц, богаделен и т.п.

Создание системы народных училищ и других общеобразовательных школ на деле оставалась придатком сословной системы образования. Эта ситуация отражала отношение властей к распространению знаний среди низших сословий. «Черни не должно давать образование, - писала Екатерина московскому генерал-губернатору П. С.Салтыкову, - поскольку она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь». Эта ситуация не менялась до начала XX века.

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования.

В начале XIX в. было образовано 5 университетов – Дерптский (Тартуский), Казанский, Харьковский и др. Возросшее число школ сделало актуальной

проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало (на каждое уездное училище, например, приходилось в среднем по 2 учителя, преподававших по 7-8 предметов каждый).

Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, открытое в 1782 году, было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах.


7

В середине XIX века появились специальные методики домашнего воспитания. Являясь одним из видов «гражданского учения», домашнее образование приравнивалось к обучению в училищных заведениях и к обучению в благородных пансионах при гимназиях. Методики домашнего воспитания предусматривали

«образовательные беседы» и «образовательные прогулки».

Беседы рекомендовалось проводить регулярно в специально отведённые для этого часы занятий. Они должны были служить для обобщения изученного и увиденного на прогулках, а также для размышлений вслух и развития речи

Обучение «шутя» вовсе не исключало систематических уроков («классов») и самостоятельной подготовки к ним. Обычно для прохождения курса в компанию к воспитаннику брали ещё двух-трёх детей, живущих по соседству. В этом небольшом коллективе вырабатывались навыки общения со сверстниками, дух

соревнования хорошо сказывался и на качестве обучения. Регулярные занятия дополнялись общением с наставником во время выполнения бытовых домашних дел или на прогулках, которые были обязательными в любое время года и в любую погоду.

Гувернантку-иностранку обычно приглашали к ребёнку 5-6 (иногда 3-4) лет и поселяли рядом с детской. Дабы привить ребёнку хорошие манеры,

гувернантка ела вместе с ребёнком, гуляла, играла с ним. И занималась с ним – на иностранном языке. Родному языку до поры до времени учились без

программ и педагогов.


^ Идеальный портрет гувернантки

Идеальный образ гувернантки рисует в своих воспоминаниях А. П. Керн: В это самое время выписали из Англии двух гувернанток, m-lle Benoit приехала в

Берново в конце 1808 года. Родители мои тотчас же поручили нас в полное её распоряжение. Никто не смел мешаться в её дело, делать какие-либо замечания, нарушать покой её учебных занятий с нами и тревожить её в мирном приюте, в котором мы учились. Нас поместили в комнате, смежной с её спальней. M-lle Benoit была очень серьёзная, сдержанная девица 47 лет, с очень

приятною, умною и доброю наружностью.

8

Одета она была всегда в белое и так любила этот цвет, что в восторг пришла от белого заячьего меха и сделала на нём салоп из дорогой шёлковой материи. У неё зябли ноги, и она держала их всегда на мешочке с горячими косточками из-под чернослива. Она сама одевалась и сама убирала комнату. Когда же в ней всё было готово, то растворяла двери и приглашала нас к себе завтракать. Нам подавали кофе, чай, яйца, хлеб с маслом и мёд. За обедом она всегда пила рюмку белого вина после супа и такую же после обеда и любила очень чёрный хлеб. После завтрака мы гуляли по саду, несмотря ни на какую погоду, потом садились за уроки. Все предметы мы учили, разумеется, по-французски и русскому языку учились только шесть недель во время вакаций, на которые приезжал из Москвы студент Марчинский. M-lle Benoit так умела приохотить нас к ученью разнообразиями занятий, терпеливым и ясным толкованием, без возвышения даже голоса, кротким и ровным обращением и безукоризненной справедливостью, что мы занимались, нисколько не тяготясь, целый день, за исключением времени прогулок и часов обеда, завтрака и ужина. Мы любили наши уроки и занятия, (вроде вязаний и шитья) подле m-lle Benoit, потому что любили и уважали её и благоговели перед её властью над нами, исключавшею всякую другую волю.

Нам никто не смел слова сказать! Она заботилась и о нашем туалете, отрастила нам волосы, обвязывала головы коричневыми бархотками, схожими с нашими глазами. Она принимала живейшее участие во всём, касавшемся нас и

наших семейств... В сумерках она заставляла нас ложиться на пол, чтобы выправлять спины, или приказывала ходить по комнате и кланяться на ходу, скользя, или ложилась на кровать и учила нас, стоящих у кровати, петь французские романсы. Рассказывала про своих учениц в Лондоне, про Вильгельма Телля и Швейцарию.

К 10-12 годам ребенок получал возможность читать на двух-трех языках книги из домашней библиотеки.

И тут наступала пора приглашать домашнего наставника. Вот где начиналось настоящее педагогическое творчество родителей. Гувернантку

представляли рекомендательные письма, предшествующий опыт работы, а знание иностранного языка


9

подтверждалось иностранным происхождением. А где

готовили в домашние наставники? Нигде! Как и сегодня. Кого же приглашали в наставники? Да кого угодно, в меру прозорливости и изобретательности

родителей.

Если с гувернанткой ребёнок осваивал дом, то с домашним наставником он осваивал мир. Домашний наставник был для ребёнка другом, наперсником,

покровителем, компаньоном во время путешествий, партнёром для игр, объектом для подражания, положительным примером, то есть всем. Он мог быть

чудаком, но не мог не быть личностью, а отсутствие диплома педагога никого не смущало.


Если определять эффективность образовательной системы количеством ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз

система домашнего обучения и воспитания. Каждая семья создавала свою образовательную конструкцию в результате творческого общения родителей,

преподавателей и ребёнка. Однако эта произвольная конструкция имела жёсткий каркас.


^ Гувернантка – домашний наставник – репетитор

Вот триада, составившая систему домашнего обучения и воспитания.


В русской литературе XIX века домашние наставники изображались значительно чаще, чем, скажем, гимназические преподаватели. Мемуары

свидетельствуют, что в прошлом веке почти у каждого человека из состоятельной семьи был хотя бы один хороший наставник, оставивший по себе добрую и благодарную память.

Так ^ Александра Сергеевича Грибоедова, не забывшего в своей комедии «Горе от ума» помянуть метким словом и домашних учителей, воспитывал учёный-энциклопедист И. Б. Петрозилиус, служивший в университетской библиотеке.

Талантливым домашним наставником был ^ Иван Андреевич Крылов, некоторое время живший в семействе князя Голицына.


10

Как вспоминал Ф. Ф. Вигель, «несмотря на свою леность, он от скуки предложил князю Голицыну преподавать русский язык младшим сыновьям его и, следственно, и учащимся с ними. И в этом деле

показал себя он мастером. Уроки проходили почти все в разговорах; он умел возбуждать любопытство, любил вопросы и отвечал на них так же толковито, так же ясно, как писал свои басни. Он не довольствовался одним русским языком, а к наставлениям своим примешивал много нравственных поучений и объяснений разных предметов из других наук».

Из русских домашних наставников самую большую известность приобрёл Василий Андреевич Жуковский, воспитавший императора Александрa II.

Перед вступлением в должность Жуковский представил Николаю I «План учения», в котором изложил принципы созданной им особой системы воспитания и образования будущего монарха, а также свои педагогические и политические взгляды. А будучи принятым в дом, прежде всего обязал коронованного родителя следовать одобренному плану.

Помимо постоянно живущего в доме наставника родители часто приглашали и приходящих учителей. «Берём же побродяг и в дом, и по билетам», -

сокрушался Фамусов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». По окончании урока учителю выдавался билет, который служил потом документом для оплаты. Среди приходящих учителей преобладали русские люди – студенты, вынужденные давать уроки для оплаты своего обучения, семинаристы. Они часто были выходцами из образованных семей и обладали более глубокими знаниями, нежели многие из их иностранных коллег.

Но в числе дающих платные уроки не стеснялись состоять и известные люди.

При этом ребёнок мог одновременно и гимназию посещать, но это вовсе не значит, что родители отказывались от домашнего наставника и репетиторов.

Дело находилось всем.


Доверившись домашнему учителю, родители не вмешивались открыто в воспитательный процесс и подчёркнуто почтительным отношением к педагогу

укрепляли его авторитет в глазах своего ребёнка.

11

При этом в глазах ребёнка повышался и авторитет родителей, непричастных к прозаической воспитательной

рутине. Неискренность в отношениях между семьёй и домашней «школой» в этом случае полностью исключалась – иначе гувернёр или наставник не сумел бы ужиться в доме. Обычно к нему относились как к члену семьи и участнику всех её радостей и забот. Знание семейного уклада, обстановки в доме, характера воспитанника помогало «школе» находить

и принимать верные педагогические решения.


^ Такого домашнего наставника мы видим в повести Льва Николаевича Толстого «Детство».

Карл Иваныч

« В то время, как я таким образом мысленно выражал свою досаду на Карла Иваныча, он подошел к своей кровати, взглянул на часы, которые висели над нею в шитом бисерном башмачке, повесил хлопушку на гвоздик и, как заметно было, в самом приятном расположении духа повернулся к нам.

- Auf, Kinder, auf!.. sist Zeit. Die Mutter ist schon im Saal ( Вставать, дети, вставать!.. пора. Мама уже в зале.), - крикнул он добрым немецким голосом, потом подошел ко мне, сел у ног и достал из кармана табакерку…Он, посмеиваясь, начал щекотать мои пятки. – Nun, nun, Faulenzer! ( Ну, ну, ленивец!)- говорил он.

Как я ни боялся щекотки, я не вскочил с постели и не отвечал ему, а только глубже запрятал голову под подушки, изо всех сил брыкал ногами и употреблял все старания удержаться от смеха.

« Какой он добрый и как любит нас, а я мог так дурно о нем думать!»

Мне было досадно и на самого себя и на Карла Иваныча, хотелось смеяться и хотелось плакать…

Карл Иваныч удивился, оставил в покое мои подошвы и с беспокойством стал спрашивать меня: о чем я? Не видел ли я чего дурного во сне?.. Его доброе немецкое лицо, участие, с которым он старался угадать причину моих слез, заставляли их течь еще обильнее: мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противным его халат, шапочку и кисточку; теперь, напротив, все это казалось мне чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты…Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня…

- Sind sie bald fertig? (Скоро ли вы будете готовы?) - послышался из классной голос Карла Иваныча.

Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник…


12

Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги - учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» ( «История путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом и пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, - корочки без книг и книги без корочек; все туда же, бывало, нажмешь и всунешь, когда прикажут перед рекреацией привести в порядок библиотеку, как громко называл Карл Иваныч эту полочку. Коллекция книг на собственной…была разнообразнее…Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение…

Как теперь вижу…в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,.. зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все это так чинно, аккуратно лежит на своем месте, что по одному этому порядку можно заключить, что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна… Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно- величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг…


^ Бывало, подойдешь к нему, возьмешь за руку, и скажешь: «Lieber Карл Иваныч!» Он любил, когда я ему говорил так; всегда приласкает, и видно, что растроган.


^ Налево от доски был угол, в котором нас ставили на колени.

Как мне памятен этот угол! … Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику…». Оглянешься на Карла Иваныча, - а он сидит себе с книгой в руке и как будто ничего не замечает.


^ Бывало, покуда поправляет Карл Иваныч лист с диктовкой…так задумаешься, что и не слышишь, как Карл Иваныч сердится за ошибки.

Карл Иваныч снял халат, надел синий фрак с возвышениями и сборками на плечах, оправил перед зеркалом свой галстук и повел нас вниз – здороваться с матушкой.


Таким образом, перед нами предстает типичный наставник того времени: добрый и любящий детей, но в то же время строгий и требовательный как к себе, так и к подросткам. Все свои знания, умения он отдает без остатка. Без сомнения, у такого наставника вырастут талантливые, порядочные воспитанники, поэтому у Карла Иваныча и «совесть чиста и душа покойна».


13

В романе ^ А.С.Пушкина «Дубровский» мы читаем о домашнем воспитании маленького Саши, а о воспитании Марьи Кирилловны сказано всего в нескольких словах: «дочь Кирилла Петровича росла в глазах родителя».Современникам Пушкина было достаточно прочесть всего эту фразу, чтобы знать , что Марья Кирилловна получила прекрасное домашнее образование. Кирилла Петрович заботился о своих детях, поэтому следил за тем, какие учителя находятся рядом с его сыном Сашей.

«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирилла Петровича росла в глазах родителя. Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровского во время происшествий, нами теперь описываемых. Сей учитель понравился Кириллу Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением.

Он представил Кириллу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которого четыре года жил он гувернером. Кирилла Петрович все это пересмотрел и был недоволен одною молодостью своего француза – не потому, что бы сей любезный недостаток несовместным с терпением и опытностью, столь нужными в несчастном звании учителя, но у него были свои сомнения, которые тотчас

и решился ему объяснить. Для сего велел он позвать к себе Машу ( Кирилла Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком)

« Подойди сюда, Маша; скажи ты этому мосье, что так и быть, принимаю его; только с тем, чтоб он у меня за моими девушками не осмелился волочиться, не то я его, собачьего сына… переведи это ему, Маша.

Маша покраснела и, обратясь к учителю, сказала ему по- французски, что отец ее надеется на его скромность и порядочное поведение. Дело его ходить за Сашей и учить грамматике да географии, переведи ему это. Марья Кирилловна смягчила в своем переводе грубые выражения отца, и Кирилла Петрович впустил своего француза во флигель, где назначена была ему комната.

Мы видим, что особое внимание уделяет Кирилла Петрович моральным качествам учителя. Таким образом, родители следили не столько за образовательным процессом своих детей, сколько за воспитанием достойных наследников.


14

^ О домашнем учителе мы читаем и у Пушкина в повести «Капитанская дочка». Сначала Петрушу Гринева воспитывал и обучал стремянный Савельич. К 12 годам Петруша

выучился грамоте и «мог здраво судить о свойствах борзового кобеля». Потом к нему был приглашен учитель – француз Бопре.

« В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава Богу, - ворчал он про себя, - кается, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значения этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он по его выражению и врагом бутылки, то есть любил хлебнуть лишнее. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила. Батюшкавытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора мосье Бопре, к неописанной радости Савельича».

На этом и закончилось воспитание Гринева « Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

Гринев иронизирует над беспутным мосье Бопре, который не утруждал своего «воспитанника» «науками». А все-таки, чему научил мосье Бопре Гринева? Как показано в главе 3, юный герой понимает французскую речь Швабрина.


15

В главе 4 упоминается о том, что читал французские книги и занимался переводами. Далее оказывается, что Бопре дал Гриневу несколько уроков фехтования, которые по сути спасли ему жизнь. На самом деле Гринев обладал немалыми способностями. Недаром в крепости у него проснулась страсть к литературе и даже к сочинению стихов, которые несколько лет спустя хвалил известный поэт того времени А. П. Сумароков.

Да и мемуары, авторство которых приписано Гриневу, свидетельствуют о нем как о литературно одаренном человеке. Поэтому даже не подчиненное строгому порядку общение с мосье Бопре принесло известную пользу молодому герою. К тому же владение французским языком в дворянской среде, даже принадлежавшей к высшему кругу, не считалось особой доблестью. И Пушкин судил своего героя с высоты своей высочайшей образованности. Недаром в романе «Евгений Онегин» о познаниях героя, несомненно более образованного, чем Гринев, Пушкин с улыбкой замечал

« Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

^ Таким образом, Гринев получил типичное для провинциального дворянина того времени домашнее образование…


О воспитании еще одного провинциального дворянина мы узнаем в комедии ^ Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Через всю комедию Фонвизина проходит тема воспитания и образования молодых дворян, которая глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новых поколениях просвещённых русских людей. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны.

А воспитание дворян было поставлено очень дурно.

Патриотически настроенный автор вложил в уста Стародума такую мысль: «Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть только дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить».

Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке. Одна из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал главного героя

16

Митрофаном, что означает "подобный матери".
     Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово « недоросль» означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел

Петр1 . Простакова не скрывала этого "... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!.."
     Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: "... имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена..." Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. "...Золотой болван - все болван..."
     Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:
     - Поди ж дай позавтракать ребенку.
     - Он уж и так пять булочек скушал.
     - Так тебе жаль шестой, бестия?
    Вот какое усердие! извольте смотреть.
     "... Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань..."
     Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.
     Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучками. Кутейкин и Цифиркин не перечили недорослю и не заставляли его учиться, а ему и не интересен этот процесс.

Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. "... Не хочу учиться, хочу жениться..."

17


     Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.
     В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.
     "... Вот злонравия достойные плоды!" Эта реплика Стародума говорит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию,

к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.
     Обличив Простакову и ей подобных, Фонвизин показывает, что «воспитание», которое она даёт сыну, убивает в нём человеческую душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём не задумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станет хозяином имения и будет так же, как и его матушка, помыкать своими близкими и бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных.

Огромное влияние на формирование людей, подобных Митрофану, оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система воспитания и образования. Воспитанием молодых дворян занимались невежественные иностранцы. Например: Возьмём момент экзамена когда Стародум захотел проверить Митрофана.


Стародум. До моих ушей дошло, Что он (Митрофан) только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперёд, какому Ему быть, учась у Кутейкина, и какому математику, учась у Цыфиркина. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам.

Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (Подаёт ему книгу). Вот грамматике.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора Дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему ж?

18

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь ещё не навешана: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия "Недоросль". Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей

 Буквально в нескольких словах А.С. Пушкин говорил об образовании главного героя в своем одноименном романе «Евгений Онегин».

   Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

В «энциклопедии русской жизни» прослеживается весь воспитательный процесс, характерный для дворянских детей того времени.


В первой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин поместил краткое описание жизни главного героя. Из этого описания мы узнали, кто и как воспитывал Евгения, чему его учили, как он проводил время, когда пришла пора «юности мятежной».

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил,

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l Abbe, Француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Всему учил его шутя,

Не докучал маралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Этого было достаточно, чтобы «…Свет решил,

Что он умен и очень мил».

Воспитание Онегина, как показал Пушкин, круг его чтения, сфера его интересов – всё это лишено национальных основ. Недаром в жизнеописании героя преобладает иностранная лексика, придающая

19


особенность великосветской культуры, далёкой от национально-русских истоков.

Таким образом, воспитание и обучение Онегина были типичны для дворянских детей того времени.


В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

столичный дворянин Фамусов сетует, что:


Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему-

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.


Но, отдавая дань моде, заботливый отец сделал все возможное,

чтобы его дочь получила достойное по тем временам образование:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! С колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор к тебе приставил:

Умна была, нрав тихий, редких правил…

Да не в мадаме сила.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Таким образом, мы, зная систему домашнего образования в 19 веке, можем предположить, что и у Софьи в «Горе от ума», и сестер Лариных, и у Онегина в «Евгении Онегине» были и гувернеры, и приходящие учителя, которые учили манерам поведения в обществе, учили петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать.

В результате такого обучения герои А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова имели «счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре».

20


Заключение


Происходящие в России социально-экономические и политические преобразования приводят к необходимости создания целостной системы домашнего образования…

Особый интерес в этом плане представляет первая половина XIX века, когда гувернерство в России получило официальный статус и широкое распространение.

И это форма воспитания не могла не отразиться в произведениях русских классиков. Писателям не нужно было подробно рассказывать о том, как воспитывались их герои. Достаточно было нескольких строк (Пушкин «Дубровский», Марья Кирилловна; «Евгений Онегин»; Грибоедов «Горе от ума») или небольшой главы ( Пушкин «Капитанская дочка», Петруша Гринев; Лев Николаевич Толстой «Детство», Карл Иванович), чтобы увидеть какое достойное образование и воспитание получили герои.

Если герои провели свое детство в окружении добрых, но требовательных наставников( Карл Иваныч, «Детство» Л.Н. Толстой), то и в жизни выходили добрые и требовательные люди. Все зависело от родителей и наставников, которых приглашали к детям.

Мы считаем, что и в наши дни роль родителя и наставника имеет особое значение в получении образования и воспитания подрастающего поколения.


21

Список литературы.


1. История русской педагогики. Глава 10 «Воспитание и обучение детей России XIX в.


2.М.М. Манасеина « О воспитании детей в первые годы жизни»


3.www.feya-agency.ru\homestaff\statyi\guvernatka-guvener.html


4. www.homepeople.ru\blog\governess\99\


5. www.moderat.ru\artikle.php?id=75


6.Маслов Н.В. «Русская школа XIX в.


7.История русской культуры XIX век – Яковкина Н. И


8. Лев Николаевич Толстой Избранные сочинения в трех томах. «Детство». Москва Художественная литература 1990г


9. Александр Сергеевич Пушкин Избранные сочинения в двух томах. «Капитанская дочка» Москва Художественная литература. 1988г


10. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Москва. Художественная литература 1981г


11. Александр Сергеевич Пушкин Избранные сочинения в двух томах. «Дубровский» Москва Художественная литература. 1988г


12.Дмитрий Иванович Фонвизин Школьная библиотека. Комедии. «Недоросль» Ленинград. «Детская литература». 1980г


13. Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума». Дрофа. Москва 2002г


22


Приложение №1


Анкета

____класс


  1. Читаете ли вы произведения русских классиков?


а) да б) нет в) иногда



  1. Обращаете ли вы внимание на проблемы образования и воспитания?


а) да б) нет в) затрудняюсь ответить



  1. В каких произведениях русской литературы отражаются проблемы воспитания и образования? (перечислить).




  1. Знаете ли вы, какое образование получали дети в 19 веке?



а) да б) нет



  1. Является ли вопрос об образовании и воспитании на сегодняшний день актуальным?


а) да б) нет




23

Приложение № 2


1.Читаете ли вы произведения русских классиков?



Да – 31%.

Нет – 31%.

Затрудняюсь ответить – 15%.

2. Обращаете ли вы внимание на проблемы воспитания и образования?



Да – 58%.

Нет – 27%.

Затрудняюсь ответить – 15%.


24


4. Знаете ли вы, какое образование получали дети в XIX веке?



Да – 35%.

Нет – 65%.


5. Является ли вопрос об образовании и воспитании актуальным по сей день?



Да – 75%. Нет – 25%.


25



Скачать 482,26 Kb.
Дата конвертации18.12.2012
Размер482,26 Kb.
ТипРеферат
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы