Вопросы к экзамену по философии: Философия как предмет: понятие, функции, методы icon

Вопросы к экзамену по философии: Философия как предмет: понятие, функции, методы



Смотрите также:
  1   2   3
Вопросы к экзамену по философии:


  1. Философия как предмет: понятие, функции, методы.

  2. Структура и функции философии.

  3. Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука.

  4. Философия Древнего Востока.

  5. Античная философия и ее космоцентричный характер. Досократический этап.

  6. Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Софисты и Сократ.

  7. Классический период античной философии (Платон, Аристотель).

  8. Эллинско-римская философия.

  9. Основные проблемы философии средневековья. Основные принципы религиозного мировоззрения. Августин Блаженный.

  10. Философия Средних веков. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.

  11. Натурфилософское направление эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

  12. Этические и политические идеи Н. Макиавелли. Социально-политические идеи эпохи Возрождения (Т.Мор, Т. Кампанелла).

  13. Философия Нового времени. Поиск универсального метода научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).

  14. Эволюция британского эмпиризма Нового времени (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

  15. Пантеистическая философия Б.Спинозы и монадология Г. Лейбница.

  16. Социальные учения Нового времени и Просвещения.

  17. Гносеология и этика И. Канта.

  18. Философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля.

  19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  20. Исторический и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

  21. «Философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

  22. Экзистенциализм и его проблематика (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю).

  23. Учение З. Фрейда о бессознательном.

  24. Формирование русской философии, ее специфика.

  25. Основные направления русской философии XVIII века.

  26. Спор славянофилов и западников.

  27. Русская религиозная философия. В. Соловьев и Н. Бердяев.

  28. Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

  29. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

  30. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия.

  31. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Законы и категории диалектики.

  32. Понятие материи, атрибуты и формы движения материи.

  33. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.

  34. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.

  35. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение.

  36. Проблема познаваемости мира.

  37. Субъект, объект, уровни и формы познания.

  38. Специфика и основные формы эмпирического и рационального познания.

  39. Особенности научного познания. Формы вненаучного знания.

  40. Иррациональные формы познания. Понимание, интуиция, вера.

  41. Понятие истины в философии. Объективность, относительность и абсолютность истины. Заблуждение, ложь. Критерии истины.

  42. Предмет и методы социальной философии.

  43. Понятие общества. Общество как развивающаяся система.

  44. Философские концепции происхождения и сущности государства.

  45. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития.

  46. Социальная сфера жизни общества, ее структура.

  47. Материально-производственная сфера общества. Собственность как основа экономической сферы.

  48. Политическая сфера общества, ее основные компоненты.

  49. Духовная сфера жизни общества.

  50. Научно-техническая революция, ее содержание, социальные последствия.

  51. Общество и глобальные проблемы современности.

  52. Проблема цели и смысла общественной жизни в Философии истории.

  53. Человек как биопсихосоциальный феномен. Представление о природе и сущности человека в философии.

  54. Понятие «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность».

  55. Социализация личности. Социальный статус. Социальная роль.

  56. Свобода, необходимость, ответственность в бытии человека.

  57. Проблема смысла человеческой жизни.

  58. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества.


Модули ответов

1.Философия как предмет: понятие, методы.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.).

^ Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: Диалектика – метод философского исследования, при котором явления рассматриваются последовательно с учетом их внутренних противоречий, развития, причин и следствий; Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, статично и однозначно; Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений; Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов; Софистика – метод, основанный на выведении суждений из ложных, но некорректно поданных как истинные, посылок; герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов, материализм действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери, идеализм признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением, эмпиризм (в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания), рационализм (истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений).


^ 2. Структура и функции философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.

^ Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции:

Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира.

Методологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая – философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

Аксиологическая – оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы.

Воспитательно-гуманитарная – культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая – на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


^ 3.Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука.

На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

Типы мировоззрения:

Мифология является самой ранней формой духовной культуры людей, соответствующей стадии первобытного общества. Сущность мифа заключалась в переносе человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах.

Религия - благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов: 1) гносеология - теория познания, т.е. теоретико-познавательными причинами. 2) социальная 3) Психологическая. Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях.

Наука – логически непротиворечивая система знаний человека, об объективных процессах природы и общества, дающая возможность привидения и преобразования действительности. Характерной чертой научного знания является его проверяемость.

Философия. Специфика философского знания проявляется в том философское знание является "предельно теоретическим" Это означает, что философия изучает мир, как единое целое (частные науки изучают отдельные фрагменты мира). Она стремится найти общие закономерности свойства у объектов различной структурной организации.

Философия является теоретическим ядром мировоззрения.


^ 4.Философия Древнего Востока.

Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии.

^ Религия и философия в Древней Индии

Карма - одно из кардинальных положений индийской философии. Суть учения о карме в том, что сумма добрых и злых поступков человека определяет форму последующего перерождения.

Джайнизм учит, что дух человека несравненно выше его материальной оболочки. Джайнизм предлагает следующий путь избавления от кармы и достижения мокши: вера в истинность исповедуемой доктрины, проникновение в суть доктрины джайнизма, праведная жизнь. Буддизм говорит, что жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия. Отказаться от желаний - значит избавиться от страданий. В ходе соперничества между буддизмом и брахманизмом, на основе упрощения последнего, в конце первого тысячелетия до нашей эры возник индуизм, к-й признает плюрализм миров, без конца возникающих и исчезающих.

^ Философско-религиозные системы Древнего Китая

Конфуцианство стало основной религией и философией в древнем Китае. Конфуций выдвинул свой вариант совершенного человека - цзюнь-цзы, который должен обладать гуманностью и чувством долга. Высшей целью социального порядка является благо народа. Важной составляющей социального порядка является строгое повиновение старшим. Государство - это большая семья, а семья - это малое государство.

Даосизм своим центральным понятием называет - "Дао - первоначало всего существующего и происходящего в мире, а также универсальный закон мироздания. Даосизм развил учение о гармонии, которая состоит в единстве противоположностей "инь" и "янь". Свой идеал социального устройства даосы видели в патриархальном образе жизни.


^ 5.Античная философия и ее космоцентричный характер. Досократический этап.

Первые, философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

^ Милетская школа («физики») существовала в в VI в. до н.э. Фалес – основатель милетской школы: первоначально всего сущего считал воду («архэ»); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу. Анаксимандр: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию Анаксимен: первопричиной всего сущего считал воздух; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

^ Гераклит Эфесский – крупный древнегреческий философ-материалист: первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей; считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души;

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; атом неделим; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.


^ 6.Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Софисты и Сократ.

Софисты – философская школа в древней Греции в V – первой половине IV вв. до н.э. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Выработал метод «майевтики», суть которого в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.


^ 7.Классический период античной философии (Платон, Аристотель)

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Главными положениями его учения являются: «мир вещей» в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением эйдоса данной вещи; при смерти человека умирает только тело, душа же, новую телесную оболочку.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому: все население государства делится на три сословия – философы – управляющие, воины, работники; философы не должны иметь частной собственности; жители государства все делают вместе; не существует брака, все жены и дети общие;

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Выступил с критикой философии Платона. По его мнению, не существует «чистых идей», а только единичные и конкретно определенные вещи; материя – это потенция, ограниченная формой; изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Аристотель считал, что человек: является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными. Последнее качество приводит к возникновению общества.

Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).


^ 8.Эллинско-римская философия.

Основная идея философской школы стоиков — освобождение от влияния внешнего мира. Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию, автаркии.

Сенека — римский философ I в. н.э., проповедовал: призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на собственном духовном состоянии; приветствовал покой и созерцание; верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом; считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

К основным идеям философии ^ Марка Аврелия относятся: признание высшим мировым началом Бога; объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

Учение Эпикура выдвигает следующие положения: все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание; боги, возможно, существуют, но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; судьба человека зависит от него самого; душа человека смертна, как и тело; человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; счастье человека состоит в удовольствии; под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);


^ 9.Основные проблемы философии средневековья. Основные принципы религиозного мировоззрения. Августин Блаженный.

Основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом; человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой; принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; идея о воскрешении человека из мертвых в будущем при богоугодном поведении; мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

^ Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Основные положения философии Августина Блаженного: ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; божественное царство представлено священнослужителями, наделенными благодатью и близкими к Богу; земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; церковь — единственная сила, способная объединить мир; высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;


^ 10.Философия Средних веков. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Выдвинул пять собственных доказательств существования Бога: движение: все, что движется, движимо кем-то другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; степени качеств: все, что существует, имеет различные степени — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог; разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества; откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; вера и разум дают истинное знание; если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; все в мире делится на то, что можно познать рационально, и то, что разумом непознаваемо; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; философия и теология — разные науки; философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; все остальное (божественное откровение) может познать только теология.


^ 11.Натурфилософское направление эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

^ Николай Коперник (1473-1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

^ Джордано Бруно (1548-1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; число миров во Вселенной бесконечно; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

^ Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп; с помощью телескопа исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.


^ 12.Этические и политические идеи Н. Макиавелли. Социально-политические идеи эпохи Возрождения (Т.Мор, Т. Кампанелла).

Н. Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: человек обладает изначально злой природой; движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация — государство; правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; в борьбе допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Т. Мор (1478-1535) считается основателем утопического социализма. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Согласно Т. Мору в Утопии: не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья"; все должностные лица избираются; мужчины и женщины имеют равные права и обязанности.

Другой проект идеального общества был дан ^ Т. Кампанеллой (1568- 1639) в произведении "Город Солнца". В Городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе; большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный избираемый правитель — Метафизик.


^ 13.Философия Нового времени. Поиск универсального метода научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Ф. Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель. Суть основной идеи эмпиризма заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Главные задачи знания и опыта – господство человека на природе. Главным методом познания должна стать индукция – обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов.

Основоположником рационализма считается ^ Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. По мнению Декарта: следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум; выводит понятие субстанции – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог; человек состоит из двух субстанций – материальной и духовной. Материя и сознание соединяются только в человеке, существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. В качестве данного научного метода Декарт предлагал дедукцию, т.е. в процессе познания нежно опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.


^ 14.Эволюция британского эмпиризма Нового времени (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности, Д. Локк (1632-1704). Он различает два вида опыта: внешний и внутренний. Источником внешнего является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. Самый достоверный род познания - интуиция. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством демонстративного познания - бытие Бога.

Наиболее интенсивное развитие и своеобразную интерпретацию идеи Д.Локка получили в работах английского философа Д.Беркли (1685-1753). Беркли критикует локковскую теорию абстрагирования. По мнению Беркли, человеческий ум может рассматривать отдельно от других только такие качества, с которыми они соединены в каком-то предмете, но без которых они могут в действительности существовать. Нет абстрактных общих идей, но могут быть и бывают частные идеи, представляющие собой сходные идеи данного рода.

Д. Юм (1711-1776) был сторонником эмпиризма. Основой всего процесса познания, с точки зрения шотландского мыслителя, является опыт. Юм утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. То, что стоит за этими образами и восприятиями, с точки зрения Юма, не поддается рациональному обоснованию. Основными элементами опыта, по Юму, являются восприятия (перцепции), которые состоят из двух форм познания: впечатлений и идей. Следуя разработанной Локком терминологии, Д.Юм делит все впечатления на "впечатления ощущения" и "впечатления рефлексии". Поставив проблему объективного существования причинно-следственных связей, Юм решил ее с позиций агностицизма.

^ 15.Пантеистическая философия Б.Спинозы и монадология Г. Лейбница.

Б. Спиноза (1632-1677) автор наиболее разработанной философской системы Голландии нового времени. Выдвинул самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем: существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; она заключает в себе окружающий мир Природу и Бога; природа и Бог — едины; Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога; внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования; чувственное познание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости; путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю.

^ Готфрид Лейбниц (1646-1716) — немецкий философ — считается предшественником немецкой классической философии. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций – монад; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга и делятся на четыре класса: "голые монады" — лежат в основе неорганической природы; монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, способностью мыслить; высшая монада — Бог. Познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а из обоих видов.


^ 16.Социальные учения Нового времени и Просвещения.

Т. Гоббс (1588 – 1679): разработал теорию государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Человек обладает изначально злой природой; право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех»; для предотвращения «войны всех против всех», возник общий институт государства.

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. ^ Ф. Вольтер (1694-1778) один из основоположников французского Просвещения, который: страстно выступал против религии, особенно католицизма; выдвинул идею "просвещенного абсолютизма",

Современником и во многом единомышленником Вольтера был ^ Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) который: считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения; видел влияние климата и географии на устройство общества; выдвинул идею разделение государственной власти в целях предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;

^ Жан Жак Руссо (1712-1778): выступал против религии как таковой, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию"; считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; обосновал право народа на восстание; в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы, в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества.





страница1/3
Дата конвертации12.01.2013
Размер0,64 Mb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы