Методические объединения ростов-на-дону феникс 2010 удк 373. 2 Ббк 74. 10 Ктк 4110 Е50 Елжова Н. В icon

Методические объединения ростов-на-дону феникс 2010 удк 373. 2 Ббк 74. 10 Ктк 4110 Е50 Елжова Н. В



Смотрите также:
  1   2   3   4   5   6   7   8








Н.В. Елжова


ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Педсоветы

Семинары

Методические объединения


РОСТОВ-на-ДОНУ Феникс 2010


УДК 373.2 ББК 74.10 КТК 4110 Е50


Елжова Н.В.

Е 50 Формы работы в дошкольном образовательном учреждении : педсоветы, семинары, методические объединения / Н.В. Елжова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010.— 245 [1] с. — (Сердце отдаю детям).


ISBN 978-5-222-16180-7


Данное пособие является логическим продолжением предыдущего пособия Н.В. Елжовой «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ», которое неоднократно переиздавалось, и представляет практический опыт работы старшего воспитателя в дошкольном учреждении.

Педсоветы, семинары и методические объединения — основные формы работы с педагогическим коллективом в дошкольном учреждении, три кита дошкольного образования. Благодаря этим формам работы решаются годовые задачи дошкольного учреждения, принимаются важные решепия для всего педагогического коллектива и повышается уровень профессионального роста кадров. При подготовке мероприятий происходит самообразование всех педагогов, участвующих в массовых мероприятиях.

Рекомендуется руководителям ДОУ, старшим воспитателям, студентам педагогических колледжей и вузов, а также воспитателям и специалистам, работающим в детских садах.


УДК 373.2 ББК 74.10

ISBN 978-5-222-16180-7


©Елжова Н.В., 2010

©Оформление: ООО «Феникс», 2010


Содержание


Предисловие


Педсоветы

Игра — ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника

Экспериментальная деятельность в детском саду

Обучение детей дошкольного возраста грамоте


Приложение. Азбука в стихах

Памятка для воспитателей и родителей.

Обучая, не навреди!

^ Консультация для родителей. Рука и мозг


Семинары

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста методами Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Театральная деятельность в ДОУ

Семинар-практикум «Охрана и укрепление здоровья детей»


^ Методические объединения

Патриотическое воспитание

Нетрадиционные техники рисования


Педагогическая копилка

Зима

Детский сад

Осень

Мама

Расскажи мне, речка

Прогулка с дождем

Я жизнь люблю!


План-конспект занятия «Путешествие в лес»


Литература


ПРЕДИСЛОВИЕ


Новый учебный год дошкольное учреждение (ДОУ) начинает с установочного педсовета, где утверждаются годовые задачи, которые будет осуществлять педагогический коллектив в течение учебного года. Чтобы выполнить годовую задачу, направленную на повышение качества образования в ДОУ, руководитель ДОУ и старший воспитатель используют разнообразные формы работы с кадрами. Но такие формы работы, как педсоветы, семинары, методические объединения, присутствуют всегда в дошкольном учреждении, это три кита дошкольного образования. На семинарах педагогам дается теоретический материал, чтобы профессионально и грамотно выполнить годовую задачу. На методических объединениях происходит обмен опытом работы и может также даваться теоретический материал, а педсовет подводит итог работы коллектива по годовой задаче. Меняются время, программы и технологии, по которым работают дошкольные учреждения, но педсоветы, семинары и методические объединения остаются классикой дошкольного образования. В годы перестройки педсовет изменил свои формы и превратился в интересное и теперь уже нескучное мероприятие.

Автор предлагает свой опыт работы по проведению этих мероприятий в дошкольном учреждении, посвященных различной тематике. От предыдущей книги «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» отличается тематикой проводимых мероприятий и тем, что предлагаются разные формы работы с педагогическим коллективом, при подготовке к педагогическому совету.


Книга предназначена руководителям ДОУ, старшим воспитателям, студентам педагогических колледжей и вузов, а также воспитателям, специалистам, занимающимся самообразованием.


Педсовет


Час педсовета подошел,

Дружно сели мы за стол.


Сначала

Слушали теорию.

Как интересную историю.

Схемы всё мы рисовали.

Планы дружно написали,

И приняли решение

Всем на удивление.


А потом

Дружно встали и пошли,

В группы к детям мы зашли,

Чтобы выполнить решение

Всем на удивление.

Ах, любимый педсовет.

Скуки нам с тобою нет!

Н. Елжова

ПЕДСОВЕТЫ


Педсовет — постоянно действующий и руководящий орган в учреждении для рассмотрения основополагающих вопросов дошкольного учреждения. Это высшая форма реализации принципа сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении ДОУ.

Существует несколько видов педсоветов:

  • установочный (дает установку в виде годовых задач на новый учебный год);

  • итоговый (анализируются итоги учебного года и определяются стратегические и развивающие проблемы);

  • тематический (посвящен определенной тематике: годовой задаче или проблеме, которую надо решить ДОУ).

Предлагаем вашему вниманию тематические педсоветы и предварительную работу, которая проводится в ДОУ перед таким педагогическим советом.


^ ИГРА — ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА


Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.


В.А. Сухомлинский


Литература:

  1. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981.

  2. Колунова Л.А., Копытина М.Г. Организация игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 1997.

  3. Концепция дошкольного воспитания / Государственный комитет СССР по народному образованию, Временный научно-исследовательский коллектив «Школа», Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР // Дошкольное воспитание. 1997. № 5.

  4. Конвенция о правах ребенка // Спецвыпуск газеты «Учитель Дона». Ростов н/Д, 1994.

  5. Копытина М.Г., Ничипорюк Е.А. Рекомендации дошкольным образовательным учреждениям для подготовки к аттестации. Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 2000.

  6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

  7. Мережецкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.

  8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. М.: ГНОМ и Д, 2000.

9. Стеркина Р.Б. Сборник документов по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. М.: Министерство образования РФ, 1996.

10. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.


Практические задания педагогам к педсовету:

  1. пополнить развивающую среду игровым материалом и в соответствии с используемыми игровыми технологиями;

  2. сделать фотозапись или видеосъемку игровой деятельности своих воспитанников;

  3. обновить картотеку игр по возрастному составу воспитанников;

  4. провести социометрическое обследование «Звезды и отверженные» в группах старшего и дошкольного возраста;

  5. подготовить приемы или методы разрешения конфликтов в игре из собственного опыта работы;

  6. подобрать приемы руководства игрой с целью поддержания интереса к игре (можно свои или указать автора этих приемов);

  7. подобрать высказывания об игре философов и объяснить, почему именно это высказывание затронуло вас.



План проведения педсовета:

1. Зачитывание решений предыдущего педсовета и отчет о выполнении.

Выступление ответственного (ответственных) за выполнение решений.

2. Теоретическая часть:

  • Деловая игра «Вопросы из педагогической копилки».

  • Игровые технологии. Выступление старшего воспитателя.

3. Практическая часть.

4. Развивающая среда для игровой деятельности — результаты смотра-конкурса.

Выступление председателя методического совета.

5. Анализ игровой деятельности в ДОУ. Выступление старшего воспитателя и педагога-психолога.

6. Выработка решений педагогического совета.


1. Зачитывание решений предыдущего педсовета и отчет о выполнении

Старший воспитатель зачитывает решения предыдущего педсовета и отчитывается о выполнении этих решений. Если что-то было не выполнено, указывается причина и намечаются пути выполнения этого решения.


2. Теоретическая часть


Деловая игра «Вопросы из педагогической копилки»


Старший воспитатель предлагает вниманию педагогов копилку с вопросами по теории игровой деятельности. Желающий вытягивает из копилки вопрос и зачитывает его. Если педагоги не знают ответа, то старший воспитатель отвечает на него. Ответивший на вопрос получает фишку. В конце педсовета фишки подсчитываются, и победивший награждается дипломом или красивой игрушкой.

— Дайте определение слову «игра».

(Игра—занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. — Толковый словарь русского языка.)

— Существуют ли нормативно-правовые документы об игровой деятельности?

(Варианты ответов.)

Назовите их.

(«Концепция дошкольного воспитания», «Конвенция о правах ребенка», «Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, рекомендуемым в дошкольном учреждении».)


Конвенция о правах ребенка Статья 31


1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.


^ Концепция дошкольного воспитания


Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

В современном детском саду игра используется лишь как дополнение к дидактическому процессу приобретения знаний, определенных программными требованиями. Воспитатель проводит обычно с детьми игру так же, как и занятия, — определяет тему, отводит каждому участнику роль и место, предписывает и регламентирует действия, оценивает их правильность. В результате игра в детском саду приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность.


Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладеть все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающим свободу творческой реализации его собственных замыслов.

Все это осуществимо при отказе от сложившегося в настоящее время стереотипного представления об игре как регламентированном процессе «коллективной проработки знаний» и изменении позиции воспитателя при руководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместное занятие воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность (конструктивная, изобразительная и т. д.). Так же, как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.


Временные требования...


(Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений)

«И» развитие игровой деятельности


И 1. Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры детей.

И 1.1. Создают условия для обогащения впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.).

И 1.2. Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет; побуждают детей к принятию роли и наделению ею партнера; договариваются со старшими детьми и пр.).

И 1.3. В качестве непосредственных участников игры предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекает к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры по правилам — «Съедобное — несъедобное», «Испорченный телефон», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.).

И 1.4. Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам.

И 1.5. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и пр.).

И 2. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в игре.

И 2.1. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.).

И 2.2. Развивают способы игрового общения — общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).

И 2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.).

И 3. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре.

И 3.1. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.

И 3.2. Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вид игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.).

И 3.3. Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению атрибутов и костюмов и пр.).

И 3.4. Стимулируют детей пользоваться предметами — заменителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.

И 3.5. Способствуют возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т. п.).

И 3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер.

И 4. Сотрудники развивают индивидуальный подход к организации игры детей.

И 4.1. Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие самоконтроль у излишне заторможенных и агрессивных детей и т. п.).

И 4.2. Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выдвигают их на центральные роли и т. п.).

И 4.3. Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с мужественными профессиями, — для мальчиков; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).

И 4.4. Поддерживают индивидуальные возможности и интересы детей в игре.

И 5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игры.

И 5.1. Организуют сюжетно-ролевую игру.

И 5.2. Организуют игры с правилами.

И 5.3. Способствуют возникновению режиссерской игры.

И 5.4. Организуют игры-драматизации.

И 5.5. Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).

И 5.6. Организуют подвижные и спортивные игры.

И 5.7. Используют подвижные и спортивные игры в педагогическом процессе.

И 5.8. Приобщают к играм разных народов.

И 6. Педагоги используют игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.


— Как вы думаете, какую часть от учебно-воспитательной работы должна составлять игра?

(Варианты ответов воспитателей.)

— А нужно ли руководить игрой или игра — самостоятельная детская деятельность?

(Варианты ответов.)

Предлагаем вашему вниманию методы руководства сюжетно-ролевой игрой, которые даны в книге В.Я. Вороновой1 (табл. 1).

(Каждому педагогу раздаются распечатки методов руководства сюжетно-ролевой игрой.)

Таблица 1

Методы руководства творческими (сюжетно-ролевыми) играми


^ Группы методов

Методы и приемы, входящие в данную группу методов

1. Методы организации и руководства игровой деятельностью, направленные на развитие детского коллективизма

1. Постановка перед детьми перспективы интересной, увлекательной деятельности.

2. Выполнение воспитателем ведущей роли и показ в игровой ситуации как возможное регулирование взаимоотношений между играющими.

3. Оказание помощи в воспроизведении норм и правил коллективистских взаимоотношений при длительном выполнении роли.

4. Упражнение детей в самостоятельной организации игр и развитие умения согласовывать сюжетный ход игры путем разъяснения, одобрения, похвалы, доверия, советов по возможному подбору материала для игры, беседа — разговор по поводу дальнейшего

Группы методов

Методы и приемы, входящие в данную группу методов




хода игры, подведение итогов, положительная оценка предложений детей, изготовление игрушек-самоделок.

5. Приучение к самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов, желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших, положительных сторон, воспроизведения и раскрытия поступков, привычек, нравов и обычаев тех или иных персонажей игры, давая советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.

6. Объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровой ситуации, связанной с реализацией игры, выполнением роли и игровых правил.

7. Установление игровых традиций

2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры

1. Проведение экскурсий (первичная, повторная, завершающая).

2. Организация (по возможности) встреч с людьми разных профессий.

3. Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, отражающей коллективный труд взрослых и героику современной жизни.

4. Беседа, беседа — рассказ

с иллюстрированным материалом о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе.

Группы методов

Методы и приемы, входящие в данную группу методов




5. Рассказ воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям картин о современных событиях, происходящих в стране.

6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни.

7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления детей о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

8. Инсценирование отдельных литературных произведений с использованием игрушек и участием детей.

9. Использование персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, драматизации литературных произведений с идеями дружбы и товарищества

3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом

1. Обучение детей умениям и навыкам конструирования из строительного материала.

2. Оказание помощи в развитии строительного творчества.

3. Обучение приемам коллективной постройки.

4. Обучение навыкам изготовления игрушек-самоделок из разных материалов (картона, плотной бумаги, дерева, фанеры, коробков, шишек, желудей и т. д.).

5. Приучение детей к самостоятельному изготовлению игрушек-самоделок для игры, которой они увлечены



— Существует такое утверждение: «Игра, как интим, и взрослый там оказывается лишним». Согласны ли вы с ним?

(Варианты ответов.) Дополнение старшего воспитателя: Член-корреспондент Академии педагогических наук, доктор педагогических наук Александра Платоновна Усова считала, что в воспитании детей дошкольного возраста наряду с обучением на занятиях важное место должно занимать педагогическое руководство игрой и трудовой деятельностью. Она внесла большой вклад в создание педагогической концепции игры и педагогического руководства ею.


— Кто был основоположником игровой деятельности в советской педагогике?

(Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.)

— Кто из психологов занимался психологическим обоснованием игры?

(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.)

— Чем отличались взгляды наших ученых на игру от взглядов западных ученых?

(На Западе была биологизаторская концепция детской игры. Игра рассматривалась как инстинктивная деятельность, развивающаяся спонтанно, путем созревания врожденных задатков независимо от условий жизни и воспитания. Российские исследования показали, что игра ребенка социальна по своему происхождению, является формой усвоения общественного опыта и развивается под влиянием взрослых.)


— О том, что игра социальна и не инстинктивная деятельность, можно сказать следующее. Когда с экранов телевизоров у нас был показан первый бразильский сериал «Рабыня Изаура», все дети дошкольных учреждений стали в сюжетно-ролевой игре отражать социальные отношения того периода. Возникали ссоры среди детей при разделении ролей, все девочки хотели быть Изаурами, а мальчики — ее возлюбленными, и никто не хотел быть злодеем Леонсио.

О том, что игра социальна, говорит цитата Юлиуса Фучика: «Игра детей — зеркало общества».

— Какие роли в игре может выполнять педагог?

(Он обучает в процессе игры, воспитывает и организует игру.)

— Что можно сказать о развивающем значении игры?

(Варианты ответов.)


— Вы сказали, что развивает игра в ребенке. Хочу подвести итог высказыванием Н.К. Крупской, которое актуально и сейчас: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие, а есть другие, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д.»1.

Можно привести и высказывание теоретика дошкольного образования Е.А. Аркина: «В жизни ребенка игра не выполняет одной какой-либо определенной замкнутой функции... Игра для ребенка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых — источник радости. Игра дает ребенку полноту жизни, которой он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания».

— Что является спутником детской игры? Какое значение этот «спутник» имеет в жизни ребенка?

(Варианты ответов.)


Игрушка — обязательный спутник детских игр. С ее помощью ребенок может проявлять активные действия в игре. Она помогает ребенку осуществлять замысел, войдя в роль, подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на развитие чувств ребенка, развивает воображение. Игрушка — наиболее доступное детям произведение искусства. Существует классификация игрушек, разработанная А.С. Макаренко (табл. 2).

Таблица 2

Классификация игрушек по А.С. Макаренко


Готовая игрушка

Полуготовая игрушка

Игрушка — материал

Хороша тем, что знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, вызывает деятельность воображения

Ставит перед ребенком задачу, для решения которой требуются дисциплина мышления, логика

Наиболее ценная, т. к. дает простор для развития фантазии ребенка

Например, автомобиль, пароход, кукла и т. п.

Например, разрезные картинки, кубики, конструкторы, модели и т. п.

Например, глина, песок, куски дерева, бумага и т. п.

— Вспомните любимую игрушку детства и расскажите, в какие игры вы с ней играли.

(Рассказы воспитателей.)

— Перечислите виды игр, которые используются в дошкольном учреждении.

(Дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные, игры с правилами, режиссерские, игры-фантазии, игры разных народов.)


— Дайте свое определение: что такое творческая игра и игра с правилами? Установите сходство и отличие между этими играми (табл. 3).

(Варианты ответов.)


Таблица 3

Сходство и различие творческих игр и игр с правилами


Творческие игры

Игры с правилами

^ Главное и основное различие

Активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета

Активность детей направлена на решение задачи и выполнение правил

Сходство

1. Наличие условий, игровой
цели.

2. Необходимость активной
самостоятельной деятельности.

3. Работа воображения.

4. Наличие сюжета и ролей в
играх с правилами, наличие
правил в творческих играх




Различие

1. По содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни)

2. По организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные)

3. По виду (игры, сюжет которых придумывают дети, и игры-драматизации, строительные игры).

4. Дети сами выбирают тему, развивают сюжет, распределяют роли, подбирают нужные игрушки

1. Имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.

2. По характеру игровой задачи делятся на 2 большие группы: подвижные и дидактические. Но это деление условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение, а некоторые дидактические игры связаны с движениями. К играм с правилами относятся и народные игры


— Проведите какую-либо игру с присутствующими педагогами.

(Проводится игра.)


Старший воспитатель: Сейчас мы с вами применили игру как отдых. Немного отдохнули, а теперь переходим к рассмотрению игровых технологий, которые используются в учреждении.

Чтобы игра развивала ребенка, педагогу надо определиться в выборе стратегии развития игровой деятельности. Смешивание авторских подходов не дает положительного результата, а является причиной низкого уровня игровых умений дошкольников. Выбор технологий зависит от различных факторов:

  • программы, по которой работает дошкольное учреждение;

  • конкретных условий дошкольного учреждения;

  • личности педагога (его интересов, темперамента, профессионализма).

Для организации игровой деятельности можно использовать игровые технологии следующих авторов:

^ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте (табл. 4).


Таблица 4 Технология развития игровой деятельности (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова)

Цель: развитие самостоятельной игры через целена-правленное руководство ею воспитателем — партнером, поэтапное формирование игровых умений на протяжении дошкольного возраста.


Этапы

I

II

III

Возраст

1,5 года

3—5 лет

5—7 лет

Задача

Развитие

Формирование

Формирова-




игровых

умения при

ние умения




действий с

нимать роль.

придумывать




игрушками.

развертывать

сюжет игры,




предметами-

ролевые дей-

согласовывать




заменителями

ствия, менять

игровые дей-







роль, вступать

ствия







во взаимо-










действие




Основные

Создание

«Телефон-

Игра-при-

приемы

ситуаций к

ный» ролевой

думывание,




осуществле-

диалог и пове-

совместное




нию условных

дение

сюжетосло-




действий с




жение




предметами







Схема раз-

1. Воспита-

1. Воспита-

1. Ребенок —

вития игры

тель — игра-

тель — иг-

воспитатель.

(особенности

ющий парт-

рушка.

2. Воспита-

формирова-

нер.

2. Воспита-

тель — ребе-

ния игровых

2. Воспита-

тель — ребе-

нок.

умений)

тель, обеспе-

нок.

3. Ребенок —




чивающий

3. Ребенок —

ребенок




условия для

игрушка.







игры и ис-

4. Ребенок —







пользования

ребенок







детьми игро-










вых умений




-




из арсенала








Новизна авторского подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности.

^ Зворыгина Е.В., Новоселова СЛ. Комплексный подход руководства сюжетными играми детей (табл. 5).


Сущность метода в использовании на каждом этапе игры единого комплекса обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игр (ознакомление с окружающим при активной деятельности детей, организация игровой среды с использованием игрушек по степени обобщенности образа, передача реального и игрового опыта через обучающие игры, активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры).

— Технология игровой деятельности ^ Е.Е. Кравцовой направлена на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста и знакомит с последовательностью игровой деятельности: режиссерская игра — образно-ролевая — сюжетно-ролевая — игра с правилами — режиссерская игра старшего дошкольника, вобравшая в себя важнейшие достижения предыдущих игр (табл. 6).


^ Принципы организации сюжетно-ролевой игры:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. .

  1. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

  2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.



• Таблица 5

Технология развития игровой деятельности (Е.В. Зворыгина, СЛ. Новоселова)


to




Возраст

Этапы

Мотни игры

Игровые действии

Руководство игрой

Младенческий

Ознакомительная игра

Обследование

игрушки,

предмета

Манипуляция с предметом, игрушкой, связанная с их физическим свойством. Игра в одиночку

— Игровую ситуацию готовит взрослый;

— ознакомление с окружающим при активном участии детей;

— общение взрослого с ребенком;

— наличие условно-образных игрушек

2-й год

Отобразительная игра

Отражение

знакомой

ситуации '

(действия

людей),

действие на

результат

Не связанные между собой действия с предметами в соответствии с их социальным назначением. Отражение знакомой ситуации. Игра в одиночку

— Передача игрового опыта через обучающие игры;

— общение взрослого с ребенком;

— наличие условно-образных реалистических игрушек;

— игровую ситуацию готовит взрослый

3-й год

Сюжетно-отобразительная игра

Отображение действий людей, действие на выполнение условной цели

2—3 игровых действия передают элементы поведения тех, кого изображают, «роль в действии». Объединение по 2—3 человека, игра рядом

— Наличие условных образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов;

— условия игры готовят дети;

— обучающие игры




4-й год

Сюжетно-ролевая игра

Познавательный интерес, потребность в общении

Действия связаны с принятой ролью, объединение в группы, групповая игра, носят обобщающий характер

— Наличие сюжетно-образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов;

— условия для игры готовят дети;

— обучающие игры







5-й год

Ролевая игра

Познавательный интерес, потребность в общении

Действия связаны с отражением и моделированием естественных отношений. Коллективная игра

— Активное общение взрослого и ребенка;

— использование воображения взрослого совместно с ребенком;.

— использование воображаемого предмета и замена действий словами





Таблица 6

Технология развития игровой деятельности (Е.Е. Кравцова)


Основа игры — мнимая, воображаемая ситуация.


Этапы развития игры

Роль игры на определенном этапе

Условия развития игры

Режиссерская игра (2-3 года)

Дети получают опыт соединения отдельных предметов в сюжет, который придумывают сами

• Наличие игрового и неигрового материала.

• Невмешательство взрослого в игру.

• Наличие индивидуального пространства для игры

Образно-ролевая игра (3—4 года)

Дети получают опыт раннего поведения, перевоплощения

• Организация театрализованной деятельности, игр-превращений. Личный опыт ребенка

Сюжетно-ролевая игра (4-5 лет)

Дети получают опыт специальных отношений людей

• Ознакомление с различными сферами действительности.

• Обучение игре как передача игрового опыта.

• Игрушки, адекватные воображению детей

Игры с правилами (5-6 лет)

Дети получают опыт осмысления задания, общения

• Предложение игровых заданий от простого к сложному, поиск правил для формирования игры

Режиссерская игра (6-7 лет):

— сложнее сюжет;

— сказка на новый лад;

— литературное творчество

Дети приобретают возможность творить в зависимости от внутренней позиции, большую роль играет воображение

• Наличие индивидуального пространства для игры. Взрослый-зритель осуществляет контроль


Рассмотрим режиссерскую игру. Во многих дошкольных учреждениях не создают условий для организации этой игры, так как не понимают ее специфики. В такой игре ребенок выступает как режиссер: создает сюжет, мизансцены, действует одновременно в нескольких ролях.


Особенности развития режиссерской игры


(Е.М. Гаспарова)


Режиссерская игра — это разновидность самостоятельных сюжетных игр (табл. 7).


^ Этапы развития игровой деятельности:

  • предметно-отобразительная деятельность;

  • сюжетно-образная (отношения с предметами):

Таблица 7

Характеристика режиссерской игры по возрастам


Возраст

4 года

5 лет

6 лет

Опыт игры

Непосредствен-ный опыт ребенка (события "личной жизни, книги, мультфильмы, рассказы)

Опосредованный, а не личный. Дети могут объединять знакомые сюжеты сказок, фильмов

Богатый приобретенный социальный опыт (отношения между людьми, способы поведения в разных ситуациях)

Возраст

4 года

5 лет

6 лет

^ Сюжет игры

Сюжет прост, 1—2 персонажа, реже — 3. Игра — результат ассоциативного восприятия окружающего мира ребенком (тарелка — проигрывается обед, машинка — поездка)

Сюжет усложняется, увеличивается количество персонажей, выделяются главные и второстепенные роли, вплетаются личные переживания ребенка. Развитие сюжета на основе ассоциации с применением стихов

Сюжеты сложны, динамичны, дети проявляют творчество, фантазию. Использование предметов-заменителей

^ Речь ребенка в игре

Речь — главный компонент. Ребенок описывает все свои действия. Речь описательно-повествовательная

Речь описательная, но появляется ролевая (волк — грубый голос) и оценочная (он плохой)

Речь ролевая и ' оценочная. Он режиссер

  • индивидуальная игра с игрушками (перенос социального опыта на куклу);

  • сюжетно-ролевая игра (перенос отношений между людьми).

Индивидуальная режиссерская игра определяет развитие сюжета, но не навязывает последовательность действий. Носителями ролей выступают игрушки и предметы.

Отличие режиссерской игры от совместной:

  1. ребенок сам организует игру;

  2. не учитывает позицию партнера;

  3. сам играет все роли и регулирует отношения;

  4. отличается большим проявлением творчества;

  5. в режиссерские игры играют дети, ограниченные в контакте общения;

6) помощь взрослого — предоставление игрового материала.


Анализ режиссерской игры дает представление об:

  • окружающем мире;

  • отношениях к людям;

  • жизненной позиции ребенка.


3. Практическая часть

• Просматривается видеозапись игровой деятельности. Анализ идет по схеме:

  • вид игры, представленный в записи;

  • сколько участвует детей;

  • лидеры и ведомые;

  • был ли конфликт, как он был решен;

  • какие знания дети получили в игре;

  • осуществлялось ли руководство игрой,




  • Выступление педагога-психолога с результатами оциометрического обследования: «Звезды и отверженые».

  • Рассказы воспитателей о методах разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в игре.

  • Приемы руководства игрой — сообщения из опытар аботы.

  • Анализ фотозаписей игры.


4. Развивающая среда для игровой деятельности — результаты смотра-конкурса

Председатель методического совета говорит об итогах смотра-конкурса. Работа методического совета строится таким образом:

— 1-е заседание посвящено выработке критериев смотра-конкурса и установлению даты конкурса.


Критерии смотра-конкурса


  1. Соответствие игровой среды реализуемой программе.

  2. Соответствие игрового материала возрасту.

  3. Учет полового признака в развивающей среде и игровом материале.

  4. Эстетичность и безопасность игрушек.

  5. Наличие игрушек-самоделок.

  6. Наличие материала для изготовления игрушек детьми.

  7. Доступность игрового материала.

  8. Наличие картотек игр.

Критерии вывешиваются в педагогический уголок.

— 2-е заседание посвящено подведению итогов смотра-конкурса. У каждого члена методсовета имеется таблица для выставления баллов при обходе групп (табл. 8).

Таблица 8

Оценка игровой среды


Критерии Группы

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего баллов

1




























2




























3




























4




























5




























6




























7




























8





























По таблице распределяют места среди групп. По ходатайству методического совета администрация ДОУ награждает группы-победительницы.

5. Анализ игровой деятельности в ДОУ

Выступления старшего воспитателя и педагога-психолога могут быть построены на результатах проведенной тематической проверки, а также наблюдения за игровой деятельностью в ДОУ.

6. Выработка решений педагогического совета

Вырабатывается коллегиально, предварительно может разработать методсовет или старший воспитатель. Решение педсовета должно быть направлено на устранение недостатков в педагогической работе по организации и проведению игровой деятельности в дошкольном учреждении.

^ Решение педсовета:


1. Пополнить развивающую среду атрибутами для подвижных игр в группах...

Ответственные:

Воспитатели (Ф.И.О.)

Дата:

2. Пополнить картотеку подвижных игр в соответствии с учетом возрастных особенностей в группах...

Ответственные:

Воспитатели (Ф.И.О.)

Дата: .

3. Во время прогулок с детьми старшего дошкольного возраста организовывать игры-соревнования и знакомить детей с играми народов мира.

Ответственные: .

Воспитатели (Ф.И.О.)

Дата:

4. Подготовить консультативный материал для родителей, пропагандирующий народные игры.

Ответственные:

Воспитатели (Ф.И.О.)

Дата:





страница1/8
Дата конвертации06.02.2013
Размер2,55 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rud.exdat.com


База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2012
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Документы